автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Матук, Вячеслав Альфредович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Матук, Вячеслав Альфредович, 2009 год
ВВЕДЕНИЕ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Сущность художественной самодеятельности как управляемой и саморазвивающейся системы.
1.2. Организационные аспекты функционирования художественной самодеятельности.
1.3. Концептуальные основания обеспечения функционирования самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива в современных условиях.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ЭСТРАДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ.
2.1. Модель организационно-методического обеспечения функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
2.2. Методика функционирования деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
2.3 Оценка эффективности внедрения «Методики организации функционирования деятельности самодеятельных эстрадноинструментальных коллективов».
Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в системе культурно-досуговой деятельности"
Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль самодеятельного творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является самодеятельное эстрадно-инструментальное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.
Большая популярность и широкое распространение самодеятельных эстрадных и джазовых коллективов (оркестров, инструментальных, вокально-инструментальных коллективов, рок-групп) в нашей стране очевидна. Это связано с тем, что музыкальная эстрада наиболее подвержена внешним влияниям. Она постоянно меняется по мере развития информационных технологий, музыкально-выразительных средств, звукоаккустической техники и электронных инструментов. Как никакой другой жанр музыкального искусства, эстрадно-инструментальное искусство быстро реагирует на трансформации в современной социально-культурной ситуации.
Влияние самодеятельных коллективов на художественно-эстетическое развитие населения, а также разнообразие возможностей воспитательного воздействия на исполнителей и слушателей средствами данного жанра музыкального искусства требуют постоянного совершенствования организации самодеятельного творчества как системы, в которой системообразующим элементом является личность руководителя самодеятельного коллектива. В этой связи статус руководителя самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива, способного осуществить рациональную организацию деятельности самодеятельных коллективов, имеет большое значение.
В современной социокультурной ситуации в сфере самодеятельного творчества возникло существенное противоречие между потребностями участников самодеятельных эстрадных коллективов в разносторонности социализации и самореализации в самодеятельном творчестве как дополнительном по отношению к другим областям жизнедеятельности человека и специальной, узко-технологической реализацией художественных интересов руководителей самодеятельных коллективов, ориентированных на успех.
В деятельности руководителей самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов почти полностью игнорируются такие составляющие их профессиональной компетентности как ориентация преимущественно на досуговые и коммуникативные интересы и запросы участников, специфические особенности любительского коллектива, организации в нём педагогического, творческого процесса. В новых социально-экономических условиях, когда самодеятельный коллектив не всегда может рассчитывать на бюджетное финансирование, его руководителю важно обладать соответствующими организационно-педагогическими качествами, выступать менеджером и продюсером своего коллектива.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в последние годы появились работы, рассматривающие проблему функционирования современной художественной самодеятельности. Н.Г. Михайлова, А.Г. Михайлик, A.C. Каргин, Ю.Е. Соколовский и др. изучают художественную самодеятельность в контексте социально-педагогических проблем. В исследованиях Е.И. Смирновой и Т.И. Баклановой художественная самодеятельность представлена одновременно как подсистема художественной культуры и досуга. Существование эстрадных музыкально-инструментальных коллективов рассматривается в педагогическом и организационно-методическом аспекте в музыкальной педагогике в трудах И.П. Архангельского, JI.M. Брагинского, Д.А. Брасловского, В.В. Волкова, A.A. Гнилозуба, A.JI. Коротеева, В.Г. Кузнецова, Е.В. Мшцук, О.В. Нежинского, Б. Пенчука. Из работ, посвященных истории эстрадного и джазового искусства особый интерес представляют монографии А.Н. Баташева, С. Берто, В.Г. Кузнецова, Е.В. Федорова, Р. Блеша, М. Джонеса, Д. Чилтона и статьи А.Л. Коротеева.
Вместе с тем проблеме функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов посвящено сравнительно небольшое количество специальных педагогических исследований (В.В. Волкова, A.C. Каргина, А.Г. Михайлик, Е.В. Мищук). Самодеятельное творчество как социокультурный феномен, интегрирующий художественное и педагогическое начала в организационно-педагогическом аспекте рассматривается нами впервые. В этой связи данное исследование является актуальным.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Самодеятельное творчество как явление представляет собой важное звено в социокультурной деятельности человека. Творческая деятельность самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов имеет большой художественный и педагогический потенциал. В связи с этим непрерывное совершенствование самодеятельного творчества — задача не только социальной, но и педагогической значимости. Именно поэтому проблема выявления организационно-педагогических основ функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов представляется наиболее важной.
Цель исследования. Цель исследования - научное обоснование, разработка и экспериментальная апробация методики организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов.
Объект исследования — функционирование самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
Предмет исследования — организационно-педагогический процесс функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс рационального функционирования деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов возможен при следующих условиях:
- рассмотрения художественной самодеятельности как социокультурного феномена, обладающего двусторонней направленностью — художественной и педагогической;
- понимания руководителем самодеятельного коллектива теоретических основ развития художественной самодеятельности как основы для рационального функционирования самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива; включения в художественный материал самодеятельного коллектива музыкального репертуара отечественных авторов; интеграции общедидактических методов и методов музыкального воспитания в систему художественной самодеятельности; разработанности учебно-методического обеспечения деятельности самодеятельного коллектива на основе индивидуальной характеристики конкретного самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, педагогической, психологической литературы раскрыть сущность самодеятельного творчества как управляемой и саморазвивающейся системы.
2. Выявить организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
3. Разработать и экспериментально проверить «Методику организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов».
4. Создать методическое обеспечение для рационального функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования явились философские положения, касающиеся методологии познания действительности, трактовки сущности самодеятельности и специфики её проявления в различных общественно-экономических формациях, генезис художественной культуры общества, воспитательной роли искусства, роли человеческой деятельности в воспитании личности и коллектива. Среди общих теоретико-методологических основ данного исследования — современные представления о значении субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе (педагогика сотрудничества); положения современной эстетики о сущности и социальных функциях искусства; о роли и месте самодеятельности в жизни личности и общества; проблемы управления и самоуправления в социальных системах и подсистемах.
Теоретическую основу исследования составили:
- философские труды А.И. Арнольдова (система духовной культуры, её роль в духовном прогрессе общества); Б.А. Грушина (особенности массового сознания); А .Я. Зися (современный синтез искусства); Ю.Н. Давыдова (историческая социология искусства); М.С. Кагана (морфология искусства, его социальные функции); Ю.Н. Куликова (современное народное творчество в системе художественной культуры) и др.;
- педагогические исследования Ю.П. Азарова (системный подход к воспитанию и профессиональной подготовке); Л.Г. Брылёвой (психолого-педагогические условия самореализации личности); Г.Н. Голованова (типологические подходы к воспитанию в самодеятельном коллективе); И.Ф. Гончарова (роль искусства в эстетическом воспитании); Я.Д. Григорович (подготовка кадров работников культуры и их эстетическое развитие); А.Д. Жаркова (социально-культурные основы эстрадного искусства); В.П. Исаенко (психолого-педагогическая диагностика развития коллектива художественной самодеятельности); A.JI. Коротеева (основные формы и содержание учебно-воспитательного и творческого процесса подготовки художественно-одарённых детей для духового, эстрадного и джазового исполнительства); B.C. Кузина (психолого-педагогические основы обучения художественной деятельности); В.К. Назарова (особенности воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности); Д.В. Ширина (педагогика формирования музыкальной культуры в условиях досуга); Т.И. Баклановой, О.И. Даниленко, A.C. Каргина, В.К. Крючека, Т.В. Лавровой, А.П. Маркова, А.Г. Михайлика, Н.Г. Михайловой, Е.И. Смирновой, Ю.Е. Соколовского, А.П. Хачатурян и др. (педагогика культурно-просветительной деятельности и развития самодеятельного художественного творчества); В.В. Волкова, В.А. Волобуева, А.Л. Коротеева, В.Г. Кузнецова, Е.М. Курильченко, Ф.А. Соломоника, В.И. Тузова и др. педагогическое руководство музыкально-инструментальными коллективами).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие теоретические методы: анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации Областного научно-методического центра культуры и народного творчества управления культуры Гродненского облисполкома (Республика Беларусь), моделирование; эмпирические — анкетирование, наблюдение, беседа, интервьюирование участников самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; педагогические -для экспертной оценки руководителей самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов рассматриваются как самостоятельная педагогическая проблема;
- осуществлен целостный анализ особенностей функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов как управляемой и саморазвивающейся системы;
- определены основные аспекты рациональной организации функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов;
- на основе преобладающей мотивации и ориентации участников коллективов разработаны и экспериментально апробированы оптимальные организационно-педагогические условия функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов;
- создана модель организационно-методического обеспечения функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов;
- разработана «Методика организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов», которая реализуется на основе интеграции музыкального и общего педагогического образования;
- разработано научно-методическое обеспечение: комплекс общедидактических и специальных методов, отражающих специфику эстрадно-музыкального искусства; комплекс проблемно-тематических информационных карт.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении проблемы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов с философских, социально-психологических и педагогических позиций; систематизации основных исследований в теории, методике и практике социально-культурной деятельности и художественного творчества; в раскрытии сущности художественно-исполнительской и художественно-просветительской деятельности самодеятельных коллективов.
Практическая (экономическая, социальная) значимость исследования заключается:
- в выявлении специфики деятельности самодеятельных эстрадных музыкально-инструментальных коллективов и исследовании вопросов их функционирования;
- определении оптимальных методических решений, позволяющих: а) упорядочить художественно-исполнительскую и художественно-просветительскую деятельность эстрадно-инструментальных коллективов, б) обеспечить научно-методическое содержание образовательного процесса соответствующих специализаций учебных учреждений Министерства культуры, в) организовать работу с населением различного возраста и контингента, г) обеспечить процесс профессиональной подготовки руководителей самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов.
Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность художественной самодеятельности как управляемой и саморазвивающейся системы.
Расширение знаний о художественной самодеятельности, своеобразии и специфике деятельности самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива через неформальную, социально-психологическую регуляцию и саморегуляцию участников и руководителя самодеятельного коллектива. Деятельность самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива организуется на трёх уровнях: а) экстериорном (субъектом организации выступает макросистема: государство, общественные организации, социальные институты); б) интериорном (субъект организации: институциализированные или слабоинституциализированные досуговые общности, образующие микросреду человека); в) интроиорном (самоорганизация и саморегуляция личностью собственной деятельности). В художественной самодеятельности представлены сфера управления и сфера саморазвития на основе самоуправления, самоорганизации и саморегуляции, что весьма необходимо для рассмотрения сущности художественной самодеятельности как управляемой и саморазвивающейся системы.
2. Модель организационно-методического обеспечения функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов, в основе которой - концептуальные основания обеспечения функционирования самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива в современных условиях. Модель соотносится со структурой художественной культуры общества и включает в себя цель; сущность художественной самодеятельности, рассматриваемой как процесс и результат творческой деятельности; педагогический потенциал художественной самодеятельности (полихудожественная природа самодеятельного искусства); структуру художественной самодеятельности; типы организационных структур художественной самодеятельности; уровни организации художественной самодеятельности; функции организации процесса художественной самодеятельности; виды самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; специфические особенности методики организации самодеятельных коллективов; условия функционирования самодеятельных коллективов; виды деятельности самодеятельных коллективов.
3. «Методика организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов», реализуемая на основе интеграции музыкального и общего педагогического образования в систему художественной самодеятельности и позволяющая: улучшить качественно-содержательное функционирование самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; создать необходимые условия для популяризации творческой деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов с целью последующего их расширения; обобщить прогрессивный опыт по организации концертно-исполнительской деятельности и учебно-педагогической работы в самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективах; обеспечить централизованную координацию деятельности как профессиональных, так и самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; повысить исполнительское мастерство как руководителей, так и участников коллективов художественной самодеятельности в сфере специфической музыкальной деятельности;
4. Научно-методическое обеспечение процесса функционирования эстрадно-инструментальных коллективов, включающее: комплекс общедидактических методов: информационного (распространение информации о создании эстрадно-инструментального коллектива); мотивационного (проведение квалифицированного маркетинга для выявления потенциальных кандидатов в создаваемый коллектив); диагностического (процедура набора участников в эстрадный музыкально-инструментальный коллектив, проведение диагностики их способностей, предрасположенности к творческой деятельности); демонстрационного (демонстрация мероприятий по популяризации эстрадного, джазового искусства);
- комплекс специальных методов обучения, отражающих специфику эстрадно-музыкального искусства («Метод лентяя», «Прыжки пальцев», «Музыкально-имитационный калейдоскоп», «Мы артисты»). Обе группы методов направлены на обеспечение оптимального художественно-образовательного процесса в самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективах;
- комплекс проблемно-тематических информационных карт: «Специфика эстрадных музыкально-инструментальных коллективов и оптимизация их функционирования», «Перспективные направления качественно-содержательной вузовской подготовки руководителей инструментально-эстрадных коллективов», «Проблемы организации художественно-просветительской деятельности ансамблей и оркестров по популяризации эстрадной музыки для молодежной аудитории», «Оптимизация организации педагогического процесса любительского эстрадно-инструментального коллектива», «Основные художественно-просветительские задачи музыкальных молодежных инструментально-эстрадных коллективов Беларуси», «Организационно-проблемные особенности научно-творческих студенческих кружков эстрадного музыкального искусства и перспективы их функционирования в высших учебных заведениях», «Студенческие научные кружки «Музыкальное искусство эстрады» в профессиональном становлении молодых специалистов (инструментальные ансамбли, оркестры)», «Особенности формирования информационно-тематического банка данных для руководителей любительских эстрадных инструментальных коллективов по организации художественно-просветительской деятельности», «Межрегиональные формы культурного сотрудничества и его место в активизации творчества музыкальных эстрадных коллективов», «Эстрадные музыкально-инструментальные коллективы Беларуси и их роль в развитии художественных способностей молодежи» и др.
Опубликованность результатов. По проблеме диссертации опубликованы 19 работ (общий объем опубликованных материалов составляет 257 страниц, из них 1 монография, 6 статей в журналах, 8 материалов и тезисов конференций, 4 научно-популярные статьи).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе: выступлений автора на научных и научно-практических республиканских, межвузовских, международных конференциях (1997-2008); научно-практических семинарах (1998-2008); проведения научно-творческих лабораторий, «мастер-классов», семинаров-практикумов (2001-2008); профессиональной деятельности в качестве руководителя профессиональных и самодеятельных оркестров в учреждениях образования «Гродненское училище искусств», «Минское музыкальное училище им. М. Глинки»; «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы».
Структура и объем диссертации обусловлены логикой исследования, его задачами. Работа состоит из введения, общей характеристики работы,
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы по второй главе
Эффективность «Методики организации функционирования деятельности самодеятельного эстрадно-инструментального коллектива» может быть достигнута при условии гармонического сочетания художественного и педагогического компонентов, определяющих художественно-педагогический процесс и специальных художественно-образовательных методик, составляющих суть художественно-творческого процесса в самодеятельном эстрадно-инструментальном коллективе.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Анализ мотивационной сферы участников самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов показал, что основной движущей силой для участников самодеятельных коллективов является ориентация на досуговое общение. В деятельности руководителей самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов выделены ряд противоречий, главными из которых являются противоречия между интересами участников самодеятельных коллективов (ориентированных на коммуникацию) и руководителей (ориентированных на результат), между уровнем исполнительской культуры участников самодеятельных коллективов и требованиями общества к качеству исполнения. Анализ специфики деятельности профессионального, учебного и самодеятельного коллективов позволил определить феномен самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов, заключающийся в его двусторонней природе (художественной и педагогической). Однако методик по организации деятельности самодеятельных коллективов, учитывающих данные противоречия и рассматривающих самодеятельное творчество как социокультурный феномен в современной образовательной среде недостаточно.
2. В исследовании нами разработана «Методика организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов», направленная на реализацию двусторонней природы самодеятельного творчества (художественной и педагогической). Методика позволяет рассматривать наиболее значимые этапы (набор новых участников, организация досуговых мероприятий, организация концертных выступлений) функционирования самодеятельных коллективов как педагогические с выделением в них дидактических цели, задач и содержательной основы. Данная методика, углубляя педагогическую составляющую основного содержания, значительно дополняет и расширяет существующие в традиционных методиках как общедидактические, так и специальные принципы и методы, отражающие специфику эстрадного искусства. В этой связи особенно важны авторские методы обучения («метод лентяя», «прыжки пальцев», «музыкально-имитационный калейдоскоп» и др.).
3. На основании методики организации функционирования деятельности самодеятельных коллективов разработаны положения рационального функционирования самодеятельных коллективов, учитывающие интересы и личностные качества участников коллективов, уровень развития как руководителя, так и участников самодеятельности, а также двустороннюю природу творческого процесса самодеятельных коллективов. Разработанная методика организации функционирования деятельности самодеятельных коллективов и положения рационального функционирования самодеятельных коллективов направлены на улучшение общего состояния художественной самодеятельности в Республике Беларусь, создание условий для интеграции художественной самодеятельности в мировое образовательное пространство и всесторонний анализ художественной самодеятельности как целостной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
2. Сущность самодеятельного творчества как управляемой и саморазвиваюгцейся системы, для которой характерна своя специфическая учебно-воспитательная система, определяется с одной стороны, своеобразием целей, содержания, методов, средств и организационных форм образовательной деятельности в единстве ее обучающих, воспитательных и развивающих функций применительно к контингенту участников художественной самодеятельности эстрадно-инструментальных коллективов. С другой - сочетанием педагогического (направленного на выявление образовательного потенциала самодеятельности) и искусствоведческого (направленного на определение самодеятельности как вида искусства) подходов. Именно в сочетании педагогического и художественного, то есть в полихудожественной природе художественной самодеятельности, заключается главный образовательно-педагогический потенциал самодеятельного творчества. Вместе с тем, в современных условиях развития художественной самодеятельности необходимо регулировать этот потенциал педагогическим руководством в процессе рациональной организации художественной самодеятельности, так как важное значение в процессе организации деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов имеют особенности процесса; коммуникационная культура внутри коллектива; содержание художественной деятельности участников самодеятельных коллективов; идейно-художественный уровень музыкального репертуара, поскольку все указанные компоненты имеют различное воздействие на формирование личностных качеств как участников, так и руководителей самодеятельных коллективов.
3. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов обусловлены сущностью самодеятельного творчества как управляемой и саморазвивающейся системы. В процессе организации художественной самодеятельности выделяются: группа людей, объединённых общей целью (целевая общность) и управляемых руководителем; упорядоченность совмествной деятельности любителей и, наконец, организаторская деятельность в сфере самодеятельного творчества. Все существующие виды организации самодеятельных коллективов (жестская или гибкая, внутренняя или внешняя, формальная или неформальная) организуется на трёх уровнях: а) экстериорном (субъектом организации выступает макросистема: государство, общественные организации, социальные институты); б) интериорном (субъект организации: институциализированные или слабоинституциализированные досуговые общности, образующие микросреду человека); в) интроиорном (самоорганизация и саморегуляция личностью собственной деятельности). В указанных уровнях художественная самодеятельность выполняет ряд функций: социальную, художественно-эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-развлекательную, креативную, прогностическую, познавательную и информативную. Таким образом, в сфере художественной самодеятельности в качестве основы организационно-педагогической основы выделяются сфера управления и сфера саморазвития на основе самоуправления, самоорганизации и саморегуляции. Это позволяет определить художественную самодеятельность как социокультурный феномен, выходящий за рамки существующей традиционной системы и требующий научного осмысления.
4. В основу модели организационно-методического обеспечения функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов положены: понимание сущности художественной самодеятельности как управляемой и саморазвивающейся системы; организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов в современных условиях. Модель соотносится со структурой художественной культуры общества и включает в себя цель; сущность художественной самодеятельности, рассматриваемой как процесс и результат творческой деятельности; педагогический потенциал художественной самодеятельности (полихудожественная природа самодеятельного искусства); структуру художественной самодеятельности; типы организационных структур художественной самодеятельности; уровни организации художественной самодеятельности; функции организации процесса художественной самодеятельности; виды самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; специфические особенности методики организации самодеятельных коллективов; условия функционирования самодеятельных коллективов; виды деятельности самодеятельных коллективов. Данная модель является, в свою очередь, основой для разработки «Методики организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов», представленной в диссертационном исследовании.
5. «Методика организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов» позволяет улучшить качественно-содержательное функционирование самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; создать необходимые условия для популяризации творческой деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов с целью последующего их расширения; обобщить прогрессивный опыт по организации концертно-исполнительской деятельности и учебно-педагогической работы в самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективах; обеспечить централизованную координацию деятельности как профессиональных, так и самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов; повысить исполнительское мастерство как руководителей, так и участников коллективов художественной самодеятельности в сфере специфической музыкальной деятельности. В методике организации функционирования деятельности самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов, основанной на углубленной профессионально-значимой для участников специализации, должна быть обеспечена непрерывность образования как саморазвивающейся системы, способной рефлексировать на социокультурные изменения, так и управляемой системы, нуждающейся в педагогическом управлении.
6. Разработанная методика организации функционирования деятельности эстрадно-инструментальных коллективов включает:
- комплекс общедидактических методов: информационного (распространение информации о создании эстрадно-инструментального коллектива); мотивационного (проведение квалифицированного и мотивационного маркетинга для выявления потенциальных кандидатов в создаваемый коллектив); диагностического (процедура набора участников в эстрадный музыкально-инструментальный коллектив, проведение диагностики их способностей, предрасположенности к творческой деятельности); демонстрационного (демонстрация мероприятий по популяризации эстрадного, джазового искусства);
- комплекс специальных методов обучения, отражающих специфику эстрадно-музыкального искусства («Метод лентяя», «Прыжки пальцев», «Музыкально-имитационный калейдоскоп», «Мы артисты»). Обе группы методов направлены на обеспечение оптимального художественно-образовательного процесса в самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективах;
- комплекс проблемно-тематических информационных карт: «Специфика эстрадных музыкально-инструментальных коллективов и оптимизация их функционирования», «Перспективные направления качественно-содержательной вузовской подготовки руководителей инструментально-эстрадных коллективов», «Проблемы организации художественно-просветительской деятельности ансамблей и оркестров по популяризации эстрадной музыки для молодежной аудитории», «Оптимизация организации педагогического процесса любительского эстрадно-инструментального коллектива», «Основные художественно-просветительские задачи музыкальных молодежных инструментально-эстрадных коллективов Беларуси»,
Организационно-проблемные особенности научно-творческих студенческих кружков эстрадного музыкального искусства и перспективы их функционирования в высших учебных заведениях», «Студенческие научные кружки «Музыкальное искусство эстрады» в профессиональном становлении молодых специалистов (инструментальные ансамбли, оркестры)», «Особенности формирования информационно-тематического банка данных для ' руководителей любительских эстрадных инструментальных коллективов по организации художественно-просветительской деятельности», «Межрегиональные формы культурного сотрудничества и его место в активизации творчества музыкальных эстрадных коллективов», «Эстрадные музыкально-инструментальные коллективы Беларуси и их роль в развитии художественных способностей молодежи» и др.
Таким образом, проведенное научное исследование подтвердило выдвинутую в диссертации гипотезу о том, что организационно-педагогический процесс функционирования деятельности самодеятельных коллективов выступает в качестве общего регулирующего начала, которое обеспечивает функционирование художественной самодеятельности как социокультурного феномена, обладающего двусторонней природой -художественной и педагогической.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Матук, Вячеслав Альфредович, Москва
1. Аладова, А. «Яблочный чай» Текст. Люби его, пока он живой / Анна Аладова // Jass-квадрат. 1997. - № 1 (1). - С. 17-18.
2. Аладова, А. Джазовые ночи «Славянского базара» Текст. / Анна Аладова // Jass-квадрат. 1999. - № 8-9 (22-23). - С. 28.
3. Афасижев, М. Н. Искусство как предмет комплексного исследования Текст. : методологические и научн. аспекты системного исследования / М. Н. Афасижев. — М. : Знание, 1983. — 64 с.
4. Бабушкин, Л. С. Записки Цидрейтора—2 Текст. : [об исполнительском искусстве Л. Утесова в историко-культурном контексте] / Л. С. Бабушкин. — М. : Московские учебники, 2002. 640 с. : ил.
5. Бакланова, Т. И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.05 / Т. И. Бакланова ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. -Л., 1991.-43 с.
6. Барабаш, В. П. Страницы истории Красноярского краевого училища культуры (к 55-летию со дня основания) Текст. / В. П. Барабаш. — Абакан : Хакас, гос. ун-т, 2003. — 180 с. : ил.
7. Бартновский, В. В. Программа и словарь основных жанров, стилевых направлений и влияний джазовой музыки, джазовых терминов и понятий по курсу «История джаза» Текст. / В. В. Бартновский. — Мн. : БГУК, 1992. 39 с.
8. Басин, Я. Музыка и тьма Текст. / Яков Басин // Jass-квадрат. — 1998. -№ 1(3). С. 21-23 ; № 2 (4). - С. 30-33 ; № 3 (5). - С. 27-29 ; № 4 (6). - С. 3032 ; № 5 (7). С. 31-32 ; № 6 (8). - С. 25-27 ; № 7 (9). - С. 26-28 ; № 8 (10). -С. 28-31.
9. Баташев, А. Н. Советский джаз Текст. : исторический очерк / А. Н. Баташев. -М.: Музыка, 1987. 175 с.
10. Беличеико, С. Размышления о современном российском джазе. Исповедь музыканта Текст. / С. Беличенко // Муз. академия. — 2004. — № 3. — С. 127-134.
11. Берасцень, С. Жывы гук — жывы! Текст. / С. Берасцень // Шт. [ мастацтва. — 1997. — 28 лютап. — С. 10—11.
12. Берто, С. Эдит Пиаф Текст. / С. Берто. М. : Музыка, 1991. - 319 с.
13. Божок, I. Недшьна школа сопшкаря Текст. /1. Божок // Рщш джэрэла : науково-методичний часопис для вчител1в украшсысо1 д!аспори. 1998. — № З.-С. 43-47.
14. Бойко, Ю. Соотношение письменного и бесписьменного в джазе Текст. / Ю. Бойко // Вопросы инструментоведения / Рос. ин-т истории искусств ; ред.-сост. Свободов В. А. — СПб., 2004. — Вып. 5, ч. 2. — С. 85-93.
15. Большой философский словарь Текст. : философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. Мн. : МФЦП, 2002. - С. 741.
16. Браславский, Д. А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров : учеб. пособие для муз. вузов Текст. / Д. А. Браславский. — М. : Музыка, 1974.-392 с.
17. Браславский, Д. А. Аранжировка музыки для танцев Текст. / Д. А. Браславский. М. : Сов. Россия, 1977. — 96 с. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 24).
18. Браславский, Д. А. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей Текст. / Д. А. Браславский. — М. : Сов. Россия, 1983.-77 с.
19. Браславский, Д. А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра Текст. : учеб. пособие для муз. вузов / Д. А. Браславский. — М. : Музыка, 1967.-312 с.
20. Браславский, Д. А. Эстрадные ансамбли Текст. / Д. А. Браславский. — М. : Сов. Россия, 1975. 112 с.
21. Бриль, И. С оптимизмом и новыми надеждами Текст. / И. Бриль // Информация : сб. ст. / Всерос. муз. о-во. 2000. - Вып. 4 (52). - С. 22-24.
22. Брылева, Л. Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Брылева Л. Г.; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. — Л., 1988. — 22 с.
23. Бубен, В. Теория и практика обучения игре на аккордеоне / В.П. Бубен Мн., 2006.
24. Варламов, Д. И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах Текст. / Д. И. Варламов // Искусство и образование, 2006. -М., 2006. -№ 2 (40). С. 106-112.
25. Варламов, Д. И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах Текст. / Д. И. Варламов // Искусство и образование, 2006. М., 2006. - № 1 (39). - С. 37-44.
26. Волков, В. В. Вопросы теории и практики исполнительства на трубе Текст. / В. В. Волков. Мн., 1999 - 151 с.
27. Волков, В. В. Репертуарно-методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей Текст. / В. В. Волков. -Мн.: РНМЦ Народного творчества и КПР, 1985. 99 с.
28. Волков, В. В. Техника игры на трубе в верхнем регистре Текст. : (метод, рекомендации) / В. В. Волков. Мн., 1984 - 24 с.
29. Волков, Н. М. Работа над упражнениями и гаммами в классе трубы Текст. / Н. М. Волков. Мн., 1983. - 39 с.
30. Волков, Н. М. Физические и психофизиологические предпосылки образования звука на трубе и проблемы исполнительской артикуляции Текст. : монография / Н. М. Волков ; Белорус, гос. академия музыки, 2004. -169 с.
31. Волынцев, А. Дюк Элингтон. Штрихи к портрету Текст. / А. Волынцев // Музыкальный современник : сб. ст. М. : Музыка, 1983. — Вып. 4. - С. 230-253.
32. Воробьева, Т. История ансамбля «Битлз» Текст. / Т. Воробьева. — М. : Музыка, 1990.-287 с.
33. Воскресенский, С. И. Современные эстрадные ансамбли Текст. : пособие по аранжировке / С. И. Воскресенский. — Л. ; М. : Сов. композитор, 1975.-144 с.
34. Гаранян, Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей Текст. / Г. Гаранян. — 2-е изд., доп. — М. : Музыка, 1986. 224 е., нот.
35. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности Текст. : учеб. пособие / Г. А. Глотова. — Екатеринбург : УрГУ, 1992. — 127 с.
36. Глухов, Л. В. Основы импровизации Текст. : практ. курс / Л. В. Глухов ; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2002. — 70 с.
37. Голованов, Г. Н. Типологический подход к воспитанию в самодеятельном коллективе Текст. : учеб. пособие / Г.Н. Голованов. — Л. : ЛГИК, 1988.-137 с.
38. Голубев, И. И. Основы аранжировки для эстрадных ансамблей Текст. / И. И. Голубев, К. Ф. Степаненко. М. : Музыка, 1993. - 115 с.
39. Горват, I. Основи джазово1 штерпретаци Текст. / I. Горват, I. Вассенбергер. Кшв : Музична Украша, 1980. — 120 с.
40. Горюнова, Л. Музыка в контексте молодежной культуры Текст. : опыт анализа по социологии культуры / Л. Горюнова. — Саратов : Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2003. 100 с.
41. Грачева, А. Воспоминания об Эдди Рознере Текст. / А. Грачева // Словесница искусств. — 2001. № 9. - С. 50-52.
42. Гудялис, Р. П. Хоровое пение как вид художественной деятельности в сфере досуга Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Гудялис Р. П.; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. Л., 1976. — 16 с.
43. Давыдов, Ю. Н. Искусство как социологический феномен Текст. / Ю. Н. Давыдов. — М.: Наука, 1968. 285 с.
44. Даниленко, О. И. Воспитание культуры общения средствами театральной самодеятельности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Даниленко О. И. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. -Л., 1982.-16 с.
45. Джазавы канцэрт Звукозапись. / Дзярж. канцэртны аркестр РБ п/к М. Фшберга. — Мн. : Ковчег, 1997. 1 мп. Стерео. 05497.
46. Диков, Б. А. Настройка духовых инструментов Текст. / Б. А. Диков // Методика обучения игре на духовых инструментах. — М. : Музыка, 1976. -Вып. 4.-С. 71-85.
47. Дневные сны» Звукозапись. / исп. Владимир Угольник, Татьяна Коненкова. Мн.: Аудиовизуальные технологии, 1998. — 0003
48. Докшицер, Т. А. Путь к творчеству Текст. / Т. А. Докшицер. — М. : Муравей, 1999.-216 с.
49. Докшицер, Т. А. Система комплексных занятий трубача Текст. В 2 ч. Ч. 1. Комплексы малой и средней трудности / Т. А. Докшицер. М. : Муравей, 1997. - 80 с.
50. Докшицер, Т. А. Система комплексных занятий трубача Текст. В 2 ч. Ч. 2. Трудные комплексы / Т. А. Докшицер. — М. : Муравей, 1997. 56 с.
51. Докшицер, Т. А. Система комплексных упражнений трубача Текст. / Т. А. Докшицер. М. : Музыка, 1985. - 115 с.
52. Докшицер, Т. А. Штрихи трубача Текст. / Т. А. Докшицер // Методика обучения игре на духовых инструментах. М. : Музыка, 1976. — Вып. 4. — С. 48-70.
53. Естемесова, С. С. Музыкально-творческое развитие участников детской хоровой студии в клубных учреждениях Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Естемесова С. С. ; Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1984.-16 с.
54. Жарков, А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства Текст. : история, теория, технология : учеб. пособие для вузов культуры и искусств. Ч. 1 / А. Д. Жарков. М.: МГУКИ, 2003. - 187 с.
55. Зайцев, Г. Б. История джаза Текст. : учеб. пособие / Г. Б. Зайцев ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2001. 117 с.
56. Зись, А. Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы Текст. / А. Я. Зись. — М.: Искусство, 1975. 447 с.
57. Зись, А. Я. Философское мышление и художественное творчество Текст. / А. Я. Зись ; ВНИИ искусствознания. М. : Искусство, 1987. - 252 с.
58. Инструментовка музыкальных произведений для эстрадного инструментального состава типа «Комбо», духового и эстрадного оркестра Текст. : примерная программа и методические указания / сост. А. Л. Коротеев, С. Н. Янкович. -Мн.: МИК, 1987. 24 с.
59. Исаенко, В. П. Психолого-педагогическая диагностика развития коллектива художественной самодеятельности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Исаенко В. П. ; Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1981.-17 с.
60. Каган, М. С. Искусствознание и художественная критика Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 2001. - 527 с.
61. Каган, М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. — Л. : Искусство, 1972. 440 с.
62. Каган, М. С. Человеческая деятельность Текст. (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
63. Каганович, Г. П. Музыкальная импровизация и воспитание творческой личности Текст. / Г. П. Каганович. — Мн. : Белорус, ин-т проблем культуры, 1997.-116 с.
64. Караткев1ч, А. А. Педальныя гую у сютэме штодзённых самастойных заняткау трубача Текст. : вучэбны матэрыял / А. А. Караткев1ч. — Мн. : БУК, 1977.-17 с.
65. Карацееу // Пытанш культуры 1 мастацтва Беларусь — Мн. : Вышэйш. школа, 1994. Вып. 13. - С. 59-70.
66. Карацееу, А. ДухавЫ ¡граюцъ джаз Текст. / А. Карацееу // Мастацтва. 1998.— №3. —С. 33-35.
67. Карацееу, А. "Кал! Бах усм!хаецца." Текст. / А. Карацееу // Л1таратура I мастацтва. — 1997. 18 красавша. - С. 10-11.
68. Карацееу, А. Кал1 конкурс сапрауднае свята. Текст. / А. Карацееу // Мастацтва. - 1997. - № 3. - С. 43-45.
69. Карацееу, А. Л. Мшсю канцэртна-эстрадны аркестр джяржаунага цырка БССР Текст. / А. Л. Карацееу // Энцыклапедыя л1таратуры I мастацтва Беларусь У 5 т. Т. 3. Карчма Найгрыш / рэдкал.: I. П. Шамякш (гал. рэд.) I шш. - Мн.: БелСЭ, 1986. - С. 582-583.
70. Карацееу, А. Л. На эмацыянальнай хвал! Текст. / А. Л. Карацееу // Лп-аратура I мастацтва. — 1981. — 7 жн1уня. — С. 16.
71. Карацееу, А. Л. Нябачны герой манежа Текст. / А. Л. Карацееу // Штаратура I мастацтва. 1982. — 8 кастрычшка. - С. 10.
72. Карацееу, А. Л. Папуры Текст. / А. Л. Карацееу // Энцыклапедыя лггаратуры 1 мастацтва Беларусь У 5 т. Т. 4. Накцюрн Скальсю / рэдкал.: I. П. Шамякш (гал. рэд.) I шш. — Мн.: БелСЭ, 1986. - С. 175.
73. Карацееу, А. Л. Спеу пяшчотны трубы. Текст. / А. Л. Карацееу // Лггаратура I мастацтва. 1981. — 16 студзеня. — С. 13.
74. Карацееу, А. Л. Эстрадны аркестр Текст. / А. Л. Карацееу // Энцыклапедыя л!таратуры I мастацтва Беларус!. У 5 т. Т. 5. Скамарох1 -Яшчур / рэдкал.: I. П. Шамякш (гал. рэд.) I шш. — Мн. : БелСЭ, 1987. — С. 645.
75. Карацееу, А. Эстрадныя аркестры Гродзеншчыны Текст. / Аляксандр Карацееу // Маладосць. 2000. - № 3. - С. 237-240.
76. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе Текст. : учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств / А. С. Каргин. — М. : Просвещение, 1984.-224 с.
77. Каргин, А. С. Народное художественное творчество Текст. Структура. Формы. Свойства / А. С. Каргин. М.: Музыка, 1990. — 143 с.
78. Каргин, А. С. Самодеятельное художественное творчество Текст. История. Теория. Практика : учеб. пособие / А. С. Каргин. М. : Высш. шк., 1988.-271 с.
79. Каре, А. История оркестровки Текст. : пер. с англ. / А. Каре. — М. : Музыка, 1989. 304 с. : ил., нот.
80. Климук, И. Я. Изучение музыки популярных жанров XX века Текст. История молодежной субкультуры : метод, пособие / И. Я. Климук. — Могилев : Изд. МГУ, 2001. 48 с.
81. Клип, О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / О. Я. Клипп ; Моск. гос. пед. ун-т. М., 2003. - 25 с.
82. ЮО.Козлов, А. С. "Козел на саксе" и так всю жизнь. Текст. / А. С. Козлов. - М. : Вагриус, 1998. - 443 с.
83. Козлов, А. С. "Козел на саксе" Текст. / А. С. Козлов. М., 1998. - 445с.
84. ЮЗ.Коллиер, Д. Л. Луи Армстронг Текст. Американский гений / Джеймс Линкольн Коллиер. -М.: Прессверк, 2001. 512 с. : ил.
85. Коллиер, Д. Л. Становление джаза Текст. : популярный исторический очерк : пер. с англ. / Джеймс Линкольн Коллиер ; предисл. и общ. ред. А. Медведева; ред. Н. Н. Попов. М.: Радуга, 1984. - 390 с.
86. Конен, В. Д. Блюзы и XX век Текст. / В. Д. Конен. — М. : Музыка, 1980.-81 с.
87. Юб.Конен, В. Д. Пути американской музыки Текст. : очерки по истории музыкальной культуры США / В. Д. Конен. М.: Музыка, 1977. - 446 с.
88. Конен, В. Д. Рождение джаза Текст. / В. Д. Конён. М. : Музыка, 1984.-312 с.
89. Конен, В. Д. Третий пласт Текст. : новые массовые жанры в музыке XX в. / В. Д. Конен. М. : Музыка, 1994. - 81 с.
90. Королев, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки Текст. : термины и понятия / O.K. Королев. — М. : Музыка, 2002. — 168 с. : ил.
91. С. Баха, Г.-Ф. Генделя, и 80-летию со дня рождения В. Щелокова. Текст] / А. Л. Коротеев // Мастадтва Беларуси — 1985. — № 9. — С. 76-77.
92. Пб.Коротеев, А. Л. Звучит «Аллегро» Текст. / А. Л. Коротеев // Знамя юности. 1980. - 22 февраля. — С. 4.
93. Коротеев, А. Л. Играет «Каданс» Текст. / А. Л. Коротеев // Знамя юности. -1981.-16 декабря. С. 4.
94. Коротеев, А. Л. Методика работы с самодеятельным оркестровым коллективом Текст. : программа для институтов культуры и искусств по специальности № 05.25. (специализация «Руководство самодеятельным духовым оркестром») — М.: ВНМК, 1991.
95. Коротеев, А. Л. Методика работы с самодеятельным оркестровым коллективом (духовой, эстрадный оркестр) Текст. : методические указания итематический план лекционных, практических занятий / А. Л. Коротеев. — Мн.: МИК, 1985.-33 с.
96. Коротеев, А. На празднике джаза Текст. / А. Коротеев // Свободные новости. — 1997. 5-12 декабря. - С. 11.
97. Кузнецов, В. Г. Музыка в клубе Текст. : учебное пособие по курсу «Методика работы с самодеятельными коллективами» для студентов факультета культпросветработы / В. Г. Кузнецов. М. : МГИК, 1977. — 53 с.
98. Кузнецов, В. Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями Текст. / В. Г. Кузнецов. — 2-е изд. — М. : Музыка, 1986. — 150 с. : нот.
99. Кузнецов, В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях Текст. / В. Кузнецов. — М. : Музыка, 2000. 246 с. : нот.
100. Лаврова, Т. В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Лаврова Т. В. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. Л., 1978. — 20 с.
101. Лившиц, Д. Р. Феномен импровизации в джазе Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Д. Р. Лившиц ; Нижегор. гос. консерватория им. М.И. Глинки. — Ниж. Новгород, 2003. — 24 с.
102. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре Текст. / Ю. М. Лотман. 2-е изд., доп. — СПб.: Искусство, 1998. — 415 е., 5 л. ил.
103. Луб, В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов Текст. / В. Луб. — М. : Музыка, 1982. — 180 с. : нот.
104. Лундстрем, О. Л. О джазе и немного о себе Текст. / О. Л. Лундстрем // Русский Хабрин / сост. Таскина Е. П. М.: МГУ : Наука, 2005. - С. 152-159.
105. Макарава, А. А. Функцыянальна-структурныя пераутварэнш у дзейнасщ клубных устаноу у Беларус1 Текст. : артарэф. дыс. . канд. пед. навук : 13.00.05 / Макарава А. А. ; Беларус. дзярж. ун-т культуры. — Мн., 2002. 20 с.
106. Максимов, В. Н. Дискотека как форма молодежной самодеятельности Текст. / В. Н. Максимов // Народной творчество и средства массовой коммуникации. — М.: ВНИИ искусствознания, 1984. — С. 206-228.
107. Маленкович, Г. И. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебного процесса
108. Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Маленкович Г. И. ; Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1974. — 33 с.
109. Мангушев, И. А. Ступени мастерства трубача Текст. : учебно-методическое пособие / И. А. Мангушев ; вступит, ст. Коротеева А. Л. Мн. : БелГИПК, 2001. - 68 с.: нот. ил.
110. Марков, А. П. Организационно-педагогические условиягсовершенствования управления самодеятельными коллективами Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / А. П. Марков ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. — Л., 1982. — 17 с.
111. Минский эстрадный оркестр Звукозапись. / худож. рук. Михаил Финберг. М.: Мелодия, 1986. - Стерео. - С-60 23105 004.
112. Михайлик, А. Г. Тенденции развития художественной самодеятельности на современном этапе Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Михайлик А. Г. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. Л., 1977. — 19 с.
113. Михасев, Л. С. В легком жанре Текст. : очерки и заметки / Л. С. Михасев. — Л. : Сов. композитор, 1986. — 290 с.
114. Miinypoy, Г. С. Iibmxi i формы узаемадзеяння народнага, прафеийнага мастацтва i самадзейнай творчасщ Текст. / Г. С. Miinypoy // Асновы мастацтва / пад рэд. Салеева В. А. Мн., 2002. - № 1. - С. 113-119.
115. Мойсейчук, С. Б. Художественно-творческая деятельность детей-инвалидов как средство их социально-психологической реабилитации Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Мойсейчук С. Б. ; Белорус, гос. ун-т культуры.— Мн., 2002 — 20 с.
116. Мун, Л. Н. Естественная логика процесса импровизации Текст. / Л. Н. Мун // Музыкант. 2003. - № 8. - С. 13-16.
117. Назаров В. К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук :1300.05 / Назаров В. К. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. -Л., 1978.-16 с.
118. Нежинский, О. Детский духовой оркестр Текст. / О. Нежинский. — М. : Музыка, 1989. — 128 с.: нот. — (Художественная самодеятельность).
119. Нежинский, О. Детский духовой оркестр Текст. : методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов / О. Нежинский. -М. :ВНМЦНРиКПР, 1981.-117 с.
120. Паулс, Р. Мелодия в ритме жизни Текст. / Раймонд Паулс. М. : Мол. гвардия, 1989. - 315 с.
121. Пекутько, А. В. Учебно-воспитательная и творческая работа в хоровом коллективе Текст. / А. В. Пекутько. Мн. : МИК, 1981. - 24 с.
122. Пенчук, Б. Дирижёру духового оркестра Текст. / Б. Пенчук. — Мн. : Беларусь, 1969. — 79 с.
123. Пистон, У. Оркестровка Текст. : учебное пособие / пер. с англ. К. Иванова. М.: Сов. композитор, 1990. - 464 с.
124. Подберезкий, Дм. Весь вечер над манежем Текст. / Дм. Подберезкий // Мастацтва Беларусь 1985. - № 6. - С. 53-56.
125. Поп-музыка" Текст. Взгляды и мнения : сборник статей. Л., 1977. -80 с.
126. Поспелов, Г. Н. Искусство и эстетика Текст. / Г. Н. Поспелов. М. : Искусство, 1984.-325 с.
127. Пригожин, И. И. Политика — вершина шоу-бизнеса Текст. / И. И. Пригожин. М.: ACT : Алкигамма, 2001. - 316 с.
128. Прокофьев, П. Практическое пособие для игры на трубе Текст. Первоначальное обучение / П. Прокофьев. Л. : Музыка, 1968. — 120 с. : нот.
129. Прокофьев, Ф. И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма Текст. / Ф. И. Прокофьев. Киев : Вища школа, 1978. -351 с.
130. Психолого-педагогический словарь Текст. / сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2006. — 256 с.
131. Ражкова, Л. Л. Фарм1раванне нацыянальнай самасвядомасщ падлеткау сродкам1 фальклору у аматарсюх мастацюх калектывах Текст. : аутарэф. дыс. . канд. пед. навук : 13.00.05 / Ражкова Л. Л. ; Беларус. дзярж. ун-т культуры Мн., 2007 - 23 с.
132. Разумный, В. А. Творчество народа и современность Текст. / В. А. Разумный. -М. : ВНМЦНТИКПР, 1990. 125 с.
133. Рогачева, О. В. Педагогическая коррекция негативных эмоциональных состояний младших школьников в процессе досуговой деятельности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 /Рогачева О. В.; Белорус, гос. ун-т культуры Мн., 2006 — 20 с.
134. Сагеев, Д. Рьководство по духова оркестрация Текст. / Д. Сагеев. — София, 1957.-95 с.
135. Саймон, Дж. Т. Гленн Миллер и его оркестр Текст. / Дж. Т. Саймон. — СПб. : СКИФИЯ, 2005. 360 с.
136. Сборник руководящих материалов по вопросам художественно-творческой и финансово-хозяйственной деятельности концертно-эстрадных объединений музыкальных ансамблей Текст. — М. : Союзконцерт, 1985. — 232 с.
137. Селянин, А. Д. Педальные звуки в системе самостоятельных занятий Текст. / А. Д. Селянин // Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. М., 1985.
138. Селянин, А. Д. Роль базинга в ежедневных занятиях трубача Текст. / А. Д. Селянин // Вопросы музыкальной педагогики. М., 1983. - Вып. 4.
139. Словарь иностранных слов Текст. — 10-е изд., стереотип. М., 1983. — 608 с.
140. Смирнова, Е. И. Изучение структуры ориентаций участников художественной самодеятельности для совершенствования руководства коллективами Текст. / Е. И. Смирнова, Г. Н. Голованов, Е. Н. Мухина //
141. Педагогические условия организации самодеятельного творчества. — Л., 1982. -С. 131-144.
142. Смирнова, Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях Текст. : учебное пособие /Е. И. Смирнова. — М. : Просвещение, 1983. — 192 с.
143. Смирнова, Е. И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.05 / Е. И. Смирнова ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. — Л., 1988. -35 с.
144. Советский джаз Текст. Проблемы. События. Мастера : сб. ст. / сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. — М. : Сов. композитор, 1987. 592 с. : ил.
145. Советский энциклопедический словарь Текст. — М., 1980. — 1600 с. : ил.
146. Соломоник, Ф. А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Соломоник Ф.А. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. — Л., 1977. — 19 с.
147. Софронов, Ф. М. Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х годов Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 24.00.01 / Ф. М. Софронов ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 2003. - 15 с.
148. Степурко, О. «Богема джаз 2000» Текст. / О. Степурко // Музыкальная жизнь. - 2000. - № 11. - С. 38-39.
149. Степурко, О. Трубач в джазе Текст. / О. Степурко — М.: Советский композитор, 1989. —207 с.
150. Тепляков, С. Д. Дгак Эллингтон Текст. : путеводитель для слушателя / С. Д. Тепляков. М. : Аграф, 2004. - 496 с. : ил.
151. Ухов, Д. Какой джаз и как слушают в России? Текст. : (к постановке проблемы) / Д. Ухов // Трибуна современной музыки. — 2005. — № 3, сент.-дек. — С. 12-13.
152. Федоров, Е. В. Рок в нескольких лицах Текст. / Е. В. Федоров. М. :1. Музыка, 1989. 248 с.
153. Фейертаг, В. Б. Джаз в Петербурге Текст. АЛТю 1з \vlio / В. Б. Фейертаг. СПб. : Скифия : Семантика-С, 2004. - 480 с.
154. Фейертаг, В. Б. Диалог со свингом Текст. : Давид Голощекин о джазе и о себе / В. Б. Фейертаг. — СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2003. — 318 с.
155. Феофанов О. А. Рок-музыка вчера и сегодня Текст. / О. А. Феофанов. -М. : Музыка, 1978. 158 с.
156. Фишер, А. Н. Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции — от свинга к бибопу Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 24.00.01 / Фишер А. Н.; Урал. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Магнитогорск, 2004. — 24 с.
157. Ю.Фомин, В. П. Развитие дирижерско-хоровой специализации в системе высшего культурно-просветительного образования Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.05 / Фомин В. П. ; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. Л., 1984. - 17 с.
158. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовные мир человека Текст. : (об особенностях воздействия искусства на личность) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М.: Знание, 1988. - 110 с.
159. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления Текст. / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1986. - 235 с.
160. Чкалова, Л. Джазовая импровизация Текст. / Л. Чкалова // Вопросы музыкального образования : из опыта работы Арзамас, муз. училища, 1962— 2003 гг. : сб. ст. Арзамас : АГПИ, 2003. - С. 210-219.
161. Шилов, В. Л. Словарь компьютерно-музыкальных терминов Текст. : 2500 терминов / Шилов В. Л., Шаров А. А. М. : Соврем, музыка, 2003. - 398 с.
162. Ширин, Д. В. Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп в условиях досуга Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Ширин Д. В. ; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств им. Н.К. Крупской. — СПб., 1992. 19 с.
163. Шмидель, Г. "Битлз" жизнь и песни Текст. / Г. Шмидель. - М. : Музыка, 1989. - 143 с.
164. Шоу-бизнес Беларуси 2003 Текст. / [сост. А. Вашкевич и др.]. — М. : Логвинов : Новая музык : Политика, 2003. — 104 с.
165. Юучанка, Н. А. Эстрадная музыка Текст. / Н. А. Южанка // Энцыклапедыя л1таратуры i мастацтва Беларусь У 5 т. Т. 5. Скамарох1 — Яшчур / рэдкал. : I. П. Шамяюн (гал. рэд.) i шш. — Мн. : БелСЭ, 1987. — С. 644-645.
166. Яконюк, В. Л. Музыкант Текст. Потребность. Деятельность / В. Л. Яконюк. Мн. : Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.
167. Яруллина, Ю. Джазовые произведения как часть репертуара будущего учителя музыки Текст. / Ю. Яруллина // Сборник материалов студенческой научной конференции / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2003.-С. 211-213.
168. Armstrong, L. Swing that music Текст. / L. Armstrong. New-York, 1936.
169. Blesh, R. Shining trumpets. A history of jazz Текст. / R. Blesh. New-York, 1976.-452 p.
170. Butcher, M. The Negro in american culture Текст. / M. Butcher. New-York, 1956.
171. Der Klangsammler : Christoph Wagner sprach mit dem Chicagoer Underground-Musiker Rob Mazurek Текст. // Neue Zeitschrift für Musik. — 2001. — № 5. — S. 48-49 : il.
172. Farkas, Philip. The art of BRASS playing Текст. / Philip Farkas. -Bloomington : Wind music inc., 1978. — 68 p.
173. Giddins, G. Weather bird Текст. : Jazz at the dawn of its second century / G. Giddins. Oxford : Oxford, univ. press, 2004. - 632 p.
174. Hübner, К. Blue Notes auf sechzehn Saiten Текст. : Streichquartette in Jazz und Pop / K. Hübner // Neue Zeitschrift für Musik. 1999. - № 6. - S. 52-54 : il.
175. Jones, M. Louise Текст. : the Louise Armstrong Story, 1900-1971 / M. Jones, J. Chilton. Frogmore, 1975. - 302 p.
176. Kampmann, W. Am Anfang war der Ton Текст. : Chicago 2001 / W. Kampmann //Neue Zeitschrift für Musik. 2001. - № 5. - S. 50-54 : il.
177. Köhl, R. Vernetzung nach allen seiten Текст. : Die Heidelberger "Gegenwelten" mit neuen Perspektiven / R. Köhl // Neue Zeitschrift für Musik. -2002. -№ 3. — S. 66 : il.
178. Lachowcka, S. Duety na trabki Текст. / S. Lachowcka. — Warszawa : PWM, 1965.-8 s.
179. Laszlo, S. Trombitaiskola Текст. / S. Laszlo. — Budapest : Editio Musica, 1972.- 140 c.
180. Levinson, P. J. Trumpet blues Текст. : The life of Harry James / P. J. Levinson. Oxford : Oxford univ. press, 1999. - 334 p.
181. Lutak, L. Sckola na trabke Текст. / L. Lutak. — Krakow : Polskie Wudawnictwo Muzyczne, 1961. — 120 c.
182. Manfred, Piper. Swing und beat Текст. Schwarz auf weiB / Piper Manfred. -Leipzig, 1978.- 124 c.
183. Masters of the 18th century Текст. Little pieces for two trumpets / edited by Josef Svejkovsky. — Praha : Panton, 1987. 16 p.
184. Milan, Iglo. Four mirror canons for two soprano instruments and accompaniment Текст. / Iglo Milan. Praha : Panton, 1985. — 11 p.
185. Misty" Imp Сафонау. Беларусю джаз Гуказашс. — Мн. : Ковчег, 1996. — Стерео.-01096.
186. Pfleiderer, М. Recensio. [Текст] / М. Pfleiderer // Neue Zeitschrift für Musik. 2001. - № 6. - S. 78. - Ree. ad op.: Wilson P.N. Miles Davis : Sein Leben - Seine Musik - Seine Schalplatten. - Waakirchen, 2001. - 232 s.
187. Satchmo. My life in New Orleans Текст. New-York, 1951.
188. Solis, G. Hearing Monk Текст. : history, memory and the making of a "Jazz Giant" / G. Solis // Musical Quarterly. 2002. - Vol. 86, № 1. - P. 82-116.
189. Thom, P. The interpretation of music in performance Текст. / P. Thom // The British journal of aesthetics. 2003. -Vol. 43, № 2.-P.126-137.
190. Thomson, O. The international encyclopedia of music and musicians Текст. / О. Thomson. New-York, 1946. - 456 p.
191. Wagner, Ch. Disseits der Stille, jenseits der Stile Текст. : Der Saxofonist Edward Wilkerson — ein Gespräch / Ch. Wagner // Neue Zeitschrift für Musik. -2001. -№ 3. — S. 54-55 : il.
192. Wagner, Ch. Sweet home Chicago Текст. : Der amerikaniche Saxofonist und Bandleader Ken Vandermark im Gespräch / Ch. Wagner // Neue Zeitschrift für Musik. 2001. - № 1. - S. 64-65 : il.
193. Wilson, P.N. Klänge wie ein Maschinengewehr Текст. / P.N. Wilson // Neue Zeitschrift für Musik. 2000. - № 3. - S. 42-49.
194. WORD OF HITS Ноты. : нотное издание. В 4 кн. Кн. 3. "Night Train" = ["Ночной поезд"]. М. : Ю. Верменич, 1998. — 80 с. - (Современная джазовая классика).
195. Zbior tancow i melodii na tr^bk^ i fortepian Текст. (1 i 2 rok nauki) / opracowal Jerzy Kalinowski. — Krakow : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1964 — 45 s.: not.
196. А. Матук, В. Птара раскрывав душу Текст. / Вячаслау Матук // Голас Радз1мы. 2001. - 21 сакавпса. - С. 5.
197. А. Матук, В.А. Организационно-педагогические основы функционирования самодеятельных эстрадно-инструментальных коллективов Текст. / В.А. Матук. — Минск: Бестпринт, 2009. — 137 с.