автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование навыков эстрадного вокала
- Автор научной работы
- Свиридов, Павел Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование навыков эстрадного вокала"
& \Г <А X ,
На правах рукописи
Свиридов Павел Владимирович
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА (НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2014
005557053
005557053
Работа выполнена на кафедре вокала и хорового дирижирования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Афанасьев Владимир Васильевич
Официальные оппоненты: Каменец Александр Владленович
доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культуры и дизайна ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Коваль Лариса Михайловна кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстрадно-джазового искусства в образовании музыкального факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный
университет культуры и искусств»
Защита состоится 17 декабря 2014 г. в 11-00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, ауд.2310
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4 и на сайте ГБОУ ВПО МГПУ vAvw.mgpu.ru
Автореферат разослан ноября 2014 года Ученый секретарь диссертационного совета /С?
кандидат искусствоведения, доцент Г. В. Заднепровская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Традиционно эталонной считается техника пения, основанная на канонах классической вокальной школы. Базовыми критериями профессионального голосообразования выступают чистота певческого звука, его легкость, звонкость, полетность, тембровая насыщенность, четкость и разборчивость дикции. Одновременно с этим голос певца должен обладать достаточным уровнем мощности, ввиду необходимости озвучивания больших помещений (оперных и концертных залов) без использования какой-либо звукоусиливающей техники.
Высокие требования, предъявляемые к певческому голосу, делали профессию вокалиста-исполнителя (равно как и сам процесс воспитания певческого голоса) недоступными для широкого круга людей на протяжении нескольких столетий. Возникновение и интенсивное развитие в XX веке эстрадного вокального искусства сделало возможным выход на большую сцену певцов, не обладающих мощными голосами, а также позволило вывести вокальное искусство из узкой профессиональной сферы. Данное обстоятельство тесно связано с внедрением и популяризацией использования звукоусиливающей аппаратуры в процессе музыкального исполнительства, культивированием практики пения в микрофон.
Использование микрофона в процессе эстрадного вокального исполнительства позволило доносить до слушателей акустически негромкие певческие звуки. Это предопределило большое количество экспериментов среди джазовых и рок вокалистов по поиску новых вариантов звучания певческого голоса. Как правило, данные эксперименты заключались в попытках имитации звучания различных музыкальных инструментов посредством голосового аппарата. Так, джазовые вокалисты, подражая звукам трубы с сурдиной, первыми среди эстрадных исполнителей начали издавать необычные сиплые, хриплые и надрывные звуки. Эксперименты рок вокалистов по имитации голосом искаженного звучания электрогитар привели к возникновению резких, кричащих и пронзительных певческих звуков. В результате данных экспериментов певческий арсенал исполнителей эстрадной вокальной музыки значительно расширился, представив собой яркую палитру звуков: тихих и громких, глухих и звонких, ровных и дрожащих, нежных и агрессивных. Впоследствии данные звуки послужили основой для создания множества певческих техник, ставших традиционными для исполнения эстрадной вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.).
То идеальное звучание, к которому можно и нужно стремиться при постановке оперного голоса, частично, а иногда и полностью отсутствует при возникновении стилистического многообразия эстрадной вокальной музыки. Так, в практике джазовых исполнителей распространено тихое пение с добавлением воздуха к певческому звуку, известное больше как «субтон». Для исполнителей рок-музыки характерно голосообразование с «металлом» в певческом звуке, а также использование различных вокальных эффектов.
Исполнение поп-музыки связано с широкой вариативностью звучания голоса и использованием различных певческих техник.
В современных условиях занятия эстрадным вокалом приобрели широкую популярность: формирование навыков эстрадного вокала осуществляется на базе детских музыкальных школ, вокальных студий, музыкальных колледжей и институтов. Особенно востребованы уроки эстрадного вокала среди современной молодежи, посещаемые ими в рамках досуговой деятельности. Площадками для формирования навыков эстрадного вокала у молодежи выступают культурно-досуговые учреждения и центры дополнительного образования в сфере культуры и искусства. В отличие от работы или учебы посещение молодежью культурно-досуговых учреждений происходит на добровольной основе и мотивировано исключительно интересом, а также получением удовольствия в процессе образовательной и творческой деятельности.
В то же время существует ряд неразрешенных вопросов, связанных как с процессом формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, так и с возможностями его реализации в практической деятельности.
В отличие от студентов музыкальных колледжей и институтов, обучающихся вокальному искусству профессионально, молодые люди, посещающие культурно-досуговые учреждения, как правило, не обладают начальной музыкальной подготовкой, необходимой для обучения пению по «традиционным» вокальным методикам.
Наряду с этим процесс формирования вокальных навыков посредством традиционных методик тесно связан с погружением обучающихся в работу голосового аппарата и отдельных его частей. Для обучающихся вокальному искусству профессионально подобная практика является нормой. В условиях занятий эстрадным вокалом на базе культурно-досуговых учреждений подобная работа превращается для обучающихся в «рутинную»: возникает ситуация, при которой молодые люди не всегда понимают поставленных перед ними вокально-технических задач, часто не видят конечной цели своего обучения. В результате само вокальное исполнительство начинает представляться обучающимся чем-то очень сложным и практически недостижимым, а «процесс ради процесса» способствует постепенной потере интереса к занятиям эстрадным пением.
Одновременно с этим большинство молодых людей, обучающихся эстрадному пению в культурно-досуговых учреждениях, желают овладеть певческой техникой, характерной для исполнения вокальной музыки определенных стилей (джаз, поп, рок и т.п.). Однако современные исследования, посвященные методам воспитания певческого голоса, как правило, трактуют различия режимов звукообразования, характерных для исполнения джазовой, поп и рок музыки, как вариативность манер, не считая их особенностью певческой техники.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью организации процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для его реализации в условиях культурно-досуговых учреждений.
В зарубежной и отечественной научной, методической и педагогической литературе содержится большое количество материалов и исследований по проблемам, связанным с постановкой певческого голоса. Так, теоретические и практические рекомендации по воспитанию певческого голоса представлены в работах З.И. Аникеевой, Э.А. Голубевой, П.В. Голубева, О.В. Далецкого, Л.Б. Дмитриева, Д.Г. Евтушенко, В.В. Емельянова, И.О. Исаевой, Н.М. Малышевой, В.П. Морозова, X. Пеглера, И.П. Прянишникова, С. Риггза, М. Рэндельмана, М.Э. Фейгина, Р.Л. Фишкина, П. Харриса, О.Ф. Шульпякова, A.C. Яковлевой.
В работах А.П. Иванова, К. Линклейтер, В.М. Луканина, А.Г. Манабени,
B.П. Морозова, Д. Мюррея, П.А. Органова, Л.Д. Работнова, Дж. Чапман, С.П. Юдина, В.И. Юшманова, Е.Р. Янсена отражены особенности функционирования, методы и принципы постановки певческого дыхания (голосообразования «на опоре»), В исследованиях Д.Л. Аспелунда, A.M. Вербова, Дж. Дэвидса, Н.Б. Гонтаренко, И. Грекова, В.В. Емельянова, М.Р. Кларка, В. Кристи, В.П. Морозова, И.К. Назаренко, В.Н. Прокопьева, Дж. Рассела, С. Робэна, Л.В. Романовой, Дж. Сильвермана, Е. Шмидта, Р. Юссона содержатся теоретические и практические рекомендации по формированию навыков свободного голосообразования (освобождению мышц гортани), достижению естественности звукообразования, резонанса в пении.
Особенности работы над чистотой певческой интонации представлены в работах О. Кука, С.М. Майкапара, Б. Макдональда, В.П. Морозова. Принципы функционирования артикуляционного аппарата в процессе голосообразования отражены в исследованиях В.Д. Аракина, Н.И. Жинкина, Л.Р. Зиндлера, C.B. Кодзасова, A.M. Кузнецовой, И.М. Логиновой, Дж. Маккини, E.H. Малютина,
C.Т. Никольской, П.Ю. Розенцвейга, В.Н. Сорокина, Г.П. Торсуева, Н.С. Трубецкого, Г. Фанта, Дж. Фланагана.
Проведенный анализ перечисленных исследований позволил сделать вывод о том, что теоретические и методические положения, направленные на формирование навыков эстрадного вокала у молодых людей без начальной музыкальной подготовки, недостаточно разработаны. Одновременно с этим практически отсутствуют исследования, посвященные методам формирования у обучающихся эстрадному пению режимов звукообразования, характерных для исполнения вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.).
Вышесказанное позволило сформулировать научную проблему исследования: каковы условия, структура, содержание и продуктивность процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Актуальность обозначенной проблемы, ее теоретическая и методическая неразработанность определили выбор темы диссертационного исследования:
«Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговыхучреждениях)».
Объект исследования: вокальная подготовка молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Предмет исследования: процесс формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях будет наиболее продуктивным, если:
- обобщить передовой зарубежный и отечественный опыт постановки певческого голоса с точки зрения специфики процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;
- выявить необходимые и достаточные условия эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;
- разработать и внедрить методику формирования навыков эстрадного вокала с включенной в неё системой упражнений по овладению режимами звукообразования (способами пения), характерными для исполнения современной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.);
- осуществить комплексную критериально-уровневую диагностику эффективности разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
2. Определить условия повышения эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
3. Экспериментально проверить методику формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях и сформулировать рекомендации по построению, организации и проведению индивидуальных занятий с обучающимися.
4. Разработать критериально-уровневую систему оценки сформированное™ навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях и определить эффективность предложенной методики путем сравнительного анализа индивидуальных достижений обучающимися на каждом из этапов опытно-экспериментального исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы ученых, педагогов и музыкантов, в которых:
- отражены особенности досуга молодежи, его специфика, принципы, структурные компоненты (А.Г. Аванесов, Д.В. Безлатный, И.В. Бестужев-Лада, А.И. Вишняк, И.В. Воробьева, М.К. Горшков, Е.И. Григорьева, Б.А.
Грушин, А.Д. Демченко, И.Н. Дубинина, В.З. Дуликов, И.Н. Ерошенков, А.Д. Жарков, A.C. Запесоцкий, A.B. Каменец, Т.Г. Киселева, В.К. Крючек, Б.Г. Мосалев, В.Н. Наумчик, В.Е. Новаторов, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков);
- изложены методы по воспитанию певческого голоса (A.M. Вербов, Л.Б. Дмитриев, В.М. Луканин, Н.М. Малышева, В.П. Морозов, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова, В.И. Юшманов, Р. Юссон);
- представлены вокально-методические комплексы по формированию навыков эстрадного вокала (С. Бонин, М.И. Егорычева, И.О. Исаева, А. Карягина, Ю.Г. Кинус, О.Я. Клипп, В.И. Коробка, Б.Л. Купер, Б. Мартин, О.Л. Монд, Дж. Патон, Дж. Поттер, С. Риггз, Б. Роуз, К. Садолин, И.В. Сахнова, О.М. Степурко, Б. Столов, У. Фрайдволд, Т. Хэмсли);
- сформулированы основные особенности произношения поэтического текста музыкальных произведений (Дж. Ботум, Д. Лусиа, К. Лэйбоф, Д. Фрэйзер, М. Хэнкок).
Методы исследования: анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования с последующим ее обобщением; анкетирование; наблюдение за обучающимися экспериментальных и контрольных групп с целью выявления эффективности разработанной методики в процессе формирования навыков эстрадного вокала; оценка уровней сформированности навыков эстрадного вокала у обучающихся по трехбалльной системе; метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширены имеющиеся теоретические представления об особенностях и сущности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях; уточнено и дополнено содержание понятия «навыки эстрадного вокала», что расширяет понятийный аппарат теории музыкального образования; разработана методика, дающая теоретические основания для дальнейшего развития системы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, других образовательных организациях, осуществляющих подготовку вокалистов по программам дополнительного, профессионального среднего и высшего образования.
Научная новизна исследования:
- обобщен и систематизирован научно-теоретический и методический опыт формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях;
- разработана и апробирована методика формирования навыков эстрадного вокала, представляющая собой последовательную систему действий и операций по овладению базовыми приемами и способами пения; сформулированы рекомендации по построению и организации индивидуальных вокальных занятий;
- предложена критериально-уровневая система оценки сформированности навыков эстрадного вокала, обеспечивающая новый подход к процессу
диагностики певческих голосов молодых людей в культурно-досуговых учреждениях;
- выявлены условия, повышающие эффективность процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, среди которых особую значимость имеют: использование простых по структуре упражнений, каждое из которых направлено на решение одной вокально-технической задачи; предельная концентрация со стороны обучающихся в процессе выполнения упражнений; выбор песенного материала на основе индивидуальных предпочтений обучающихся и в соответствии с их вокально-техническим уровнем; объединение обучающихся в группы с целью проведения групповых вокальных занятий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и проверке в условиях образовательной практики методики формирования навыков эстрадного вокала, позволяющей молодым людям без начальной музыкальной подготовки овладеть навыками пения, характерными для исполнения современной вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.). Сформулирован перечень рекомендаций для педагогов по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Материалы исследования, апробированные в условиях досуговых учреждений, могут быть использованы в процессе занятий эстрадным вокалом с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки на базе учреждений дополнительного образования (вокальных школах и студиях, культурных центрах), в рамках педагогической деятельности преподавателей эстрадного вокала, а также при планировании и организации образовательного процесса в системе культурно-досуговых учреждений.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2009 по 2014 годы и осуществлялось в три этапа.
На первом, констатирующем этапе (2009-2010 г.г.) проводился обзор зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; обоснование актуальности, формулирование цели, задач, гипотезы исследования; разработка критериально-уровневой системы оценки сформированности навыков эстрадного вокала у обучающихся; разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
На втором, формирующем этапе (2010-2013 г.г.) осуществлялась экспериментальная работа: формирование навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных групп на основе разработанной методики.
На третьем, контрольном этапе (2013-2014 г.г.) проводилось обобщение и статистический анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы; формулирование рекомендаций по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, выполнение публикаций по теме исследования.
Достоверность результатов определяется обоснованностью исходных положений, сформулированных в ходе обобщения научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях; применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; подтверждением гипотезы результатами опытно-экспериментального исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе культурно-досуговых учреждений города Тулы: молодежного клуба «Радуга» и театра-студии «Эксперимент». Для участия в экспериментальной работе было задействовано 64 человека.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям: 1) в процессе экспериментальной работы по формированию навыков эстрадного вокала у молодых людей в условиях молодежного клуба «Радуга» и театра-студии «Эксперимент» города Тулы (2010-2013); 2) основные положения и теоретические выводы исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: II Международная научно-практическая конференция «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике» (Чебоксары, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Современное образование в России и за рубежом» (Чебоксары, 2014), Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» (Москва, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Инновационные тенденции развития системы образования» (Чебоксары, 2014), II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» (Чебоксары, 2014), XIX Международная научно-практическая конференция «Новые педагогические технологии» (Москва, 2014); 3) посредством публикаций результатов исследования в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях - это процесс, направленный на выработку у обучающихся вокально-технических (понимаемых как автоматизированные мышечные движения, обеспечивающие правильное функционирование голосового аппарата и отдельных его частей в процессе пения) и художественно-исполнительских навыков (сформированная способность обучающихся передавать чувства и эмоции в процессе пения, а также владение режимами звукообразования, характерными для различных стилей эстрадной вокальной музыки), реализуемый посредством комплекса упражнений и методов прямого (локального) и косвенного (опосредованного) воздействия на обучающихся.
2. Методика формирования навыков эстрадного вокала включает комплекс вокальных упражнений, направленных на выработку у обучающихся базовых
приемов (открытое горло; поддержка; свободная челюсть, губы и язык) и способов пения (нейтральный - придыхательный или ясный, используется в джазовой и поп-музыке; кёрбинг - плачущий и «стонущий», используется в стилях соул и ритм-энд-блюз; овердрайв - громкий и кричащий, используется в рок-музыке; белтинг - резкий и пронзительный, используется в стилях хэви-металл и госпел). Реализация содержательных механизмов разработанной методики осуществляется в соответствии с системой принципов (безопасного голосообразования; последовательности и постепенности; универсальности методов; эмоционально-позитивного настроя обучающихся; самостоятельности художественного выбора) и совокупностью вокально-педагогических методов (установок; воображений и представлений; подражания и звукоимитации; визуализации), совместно обеспечивающих продуктивность и действенность образовательного процесса по формированию навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
3. Структурированная система критериев (свобода голосообразования; ровность дыхания; свобода артикуляции; чистота интонации; владение стилем эстрадной вокальной музыки), показателей (легкость и полетность певческого звука; ровность голосообразования; естественность и разборчивость певческой речи; владение режимами звукообразования) и уровней (высокий; средний; низкий) позволяет объективизировать процесс критериально-уровневой диагностики и оценки качества сформированности навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
4. Степень эффективности процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях находится в зависимости от: особенностей выбора и реализации вокальных упражнений (простая структура упражнений; нацеленность на решение одной вокально-технической задачи единовременно), песенного материала (руководствуясь индивидуальными предпочтениями обучающихся и с учетом их вокально-технического уровня), объединения обучающихся в группы для проведения групповых вокальных занятий (подобная практика способствует осуществлению взаимной помощи и поддержки между обучающимися в процессе совместного пения, преодолению страхов и психологических барьеров, связанных с выступлением на сцене, творческому и исполнительскому самоопределению молодых людей, формированию навыков ансамблевого пения).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, указываются методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, этапы исследования, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические проблемы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях» представлен обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме формирования вокальных навыков; определены основные этапы становления и развития эстрадного вокального исполнительства; отражены теоретические и методические положения популярных зарубежных и отечественных вокальных методик и школ; выполнено обобщение научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях (определены структурные компоненты процесса постановки певческого голоса); представлены разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
В первом параграфе главы представлен обзор научной, методической и педагогической литературы, который позволил проанализировать особенности процесса постановки певческого голоса в различные эпохи в хронологической последовательности.
Формирование принципов постановки голоса и подлинной школы пения (равно как и культивирование высококлассной виртуозной вокальной техники) началось с возникновением оперного искусства в Италии в XVII веке. Результатом развития оперного искусства стало рождение стиля бельканто, характеризующегося «ровностью певческого голоса, его подвижностью и гибкостью, а также мягким тембром» (Т.С. Крунтяева). Среди педагогов и певцов, внесших значительный вклад в теорию и методику постановки оперного голоса, выступают такие фигуры, как Фр. Ламперти, Э. Карузо, Дж. Лаури-Вольпи, Т. Руффо, Э. Гандольфи, Дж. Барра.
Оперное искусство оказало существенное влияние на формирование русской вокальной школы, сумевшей органично объединить в себе все лучшее от итальянской вокальной школы с национальным исполнительским стилем. В период развития отечественной вокальной школы появляются первые печатные вокально-методические труды и исследования, посвященные проблемам воспитания певческого голоса (Ю.К. Арнольд, А. Варламов, М.И. Глинка, A.M. Додонов, Н.И. Компанейский, К.И. Кржижановский, И.К. Назаренко, Г. Ниссен-Саломан, И.П. Прянишников, С.М. Сонки).
Взаимосвязанное развитие вокальной практики и теории в советскую эпоху предопределило появление множества исследований, направленных на научное обоснование процесса голосообразования посредством привлечения таких наук, как физика и физиология. Данный период характеризуется появлением большого количества материалов и публикаций, подробно освещающих строение и функционирование голосового аппарата и отдельных его частей (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, A.M. Вербов, Л.Б. Дмитриев, Д.Г. Евтушенко, И.И. Левидов, E.H. Малютин, В.П. Морозов, С. Робэн, Р. Юссон).
Популяризация в первой половине XX века джазового пения способствовала интенсивному развитию эстрадного вокального искусства. Возникновение различных стилей эстрадной музыки и их многочисленных
подвидов, использование звукоусиливающей аппаратуры в процессе концертного исполнительства и практика микрофонного пения способствовали появлению множества вокальных техник, вступавших в противоречия с канонами классической вокальной школы. Тем не менее высокий спрос на овладение новыми певческими техниками предопределил появление целого ряда зарубежных и отечественных исследований, посвященных эстрадному пению (И.О. Исаева, JI.M. Коваль, В.И. Коробка, Б.Л. Купер, К. Линклэйтер, Б. Мартин, О.Л. Монд, Дж. Патон, Дж. Поттер, С. Риггз, К. Садолин, У. Фрайдволд, Т. Хэмсли). Данные исследования представляют собой научные труды, методические и вокально-педагогические пособия, освещающие строение и работу голосового аппарата, описывающие стилистическое многообразие певческих техник, содержащие методические приемы и упражнения, направленные на формирование вокальных навыков эстрадного толка.
Во втором параграфе главы обобщен научно-теоретический и методический опыт формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях. Согласно существующим научным определениям, молодежь - это социально-демографическая группа общества, включающая людей «не моложе приблизительно 14-16 лет и не старше 25-30 лет» (A.C. Запесоцкий). Молодости как этапу жизненного цикла человека присущи такие качества, как эмоциональность, энтузиазм, альтруизм, физическая и творческая активность, интеллектуальная восприимчивость, стремление к независимости и самостоятельности. Период молодости в жизни человека связан с самопознанием, самоопределением, поиском жизненного пути, выбором профессии, обретением собственного «Я».
Под понятием «досуг» часто подразумевают отдых, свободное время, развлечение, удовольствие. Для современного работающего человека предпочтителен «простой» тип досуговой активности. Данный тип включает в себя различные виды развлекательной деятельности в домашних условиях (просмотр телевизора, чтение книг, слушание музыки, хобби, общение с родственниками). В отличие от старшего поколения, ограничивающегося простым типом досуговой деятельности, молодежный досуг характеризуется преимущественно внедомашней активностью (М.К. Горшков). Так, внедомашний досуг молодежи можно разделить на два типа:
- развлекательный тип (подразумевает посещение дискотек, ночных клубов, тусовок, музыкальных концертов, спортивных мероприятий и т.п.);
- образовательный тип (подразумевает посещение музеев, библиотек, курсов по изучению иностранных языков, культурно-досуговых учреждений творческого профиля и т.п.).
В отличие от развлекательного типа досуга, нацеленного на отдых и удовольствие, образовательный тип характеризуется совокупностью получения удовольствия и приобретения новых знаний и умений в процессе досуговой деятельности. Среди различных форм досуга образовательного типа особенно
востребованными у современной молодежи являются занятия эстрадным вокалом.
Сам термин «вокал» (пение) в словарях и энциклопедиях определяется как: вокальное искусство, исполнение музыки голосом; способность голоса выражать музыкальные мысли; способ передачи посредством певческого голоса идейно-образного содержания музыкального произведения; усиленная по выразительности речь.
Формирование навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях - это процесс, направленный на воспитание певческого голоса, включающий в себя постановку дыхания, работу по достижению свободы голосообразования, чистоты интонации, разборчивости дикции, овладение навыками исполнительской культуры, режимами звукообразования, характерными для исполнения музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.), вокальными эффектами.
Принято разделять навыки эстрадного вокала на две группы: технические (связанные с правильным функционированием голосового аппарата и отдельных его частей в процессе пения) и исполнительские (связанные с исполнительской культурой: передача чувств и эмоций в процессе пения, владение режимами звукообразования, характерными для различных стилей эстрадной вокальной музыки, а также вокальными эффектами). В современных условиях процесс формирования навыков эстрадного вокала часто базируется на совокупности методов и приемов классической и эстрадной вокальных школ.
Выработка навыков эстрадного пения у обучающихся в процессе вокальных занятий осуществляется посредством определенных методов. Под методами в вокальной педагогике принято понимать совокупность указаний, советов и рекомендаций, следование которым постепенно приводит к появлению у обучающегося определенной певческой техники, характеризующейся «желаемым диапазоном, силой и тембром голоса при неутомляемости голосового аппарата» (Р. Юссон). Выделяют две группы методов воздействия на работу голосового аппарата в процессе формирования навыков эстрадного вокала: прямого, «локального» воздействия (в основе данных методов лежат установки, способствующие переключению сознания обучающегося на конкретную задачу с целью воспроизведения определенного мышечного воздействия на функцию какой-либо части голосового аппарата) и косвенного воздействия (правильное функционирование какой-либо части голосового аппарата обучающегося достигается путем обращения к ней через «посредников»; например, совет «зевнуть», адресованный обучающемуся, нацелен на обеспечение его гортани свободного и комфортного положения).
Процесс формирования навыков эстрадного вокала разделяется, как правило, на две стадии. На первой стадии осуществляется формирование «базовых» навыков пения. Данная работа нацелена на воспитание голоса, характеризующегося опорой на дыхание, ровностью и объемностью звучания, тембровой насыщенностью, широтой диапазона, четкостью и разборчивостью
дикции, неутомимостью в процессе голосообразования. Вторая стадия посвящается работе над песенным материалом, в ходе которой осуществляется формирование у обучающихся навыков исполнительской культуры, режимов 1 звукообразования, вокальных эффектов.
Эстрадное вокальное исполнительство характеризуется использованием различных режимов звукообразования. Фактически данные режимы звукообразования сформировались благодаря регистровому строению человеческого голоса. Таким образом, пение в каждом из регистров голоса получило свою эстетическую ценность. Принято выделять три режима звукообразования (в соответствии с регистрами голоса): грудной голос (характеризуется преимуществом грудного резонирования перед головным и хорошей опорой звука на дыхание), фальцет (характеризуется отсутствием грудного резонирования за счет краевого смыкания голосовых связок) и микст (когда в колебании голосовых связок присутствуют одновременно и грудной и фальцетный механизмы работы).
Придание певческому звуку экспрессивности и выразительности осуществляется за счет использования в процессе голосообразования вокальных эффектов. Под вокальными эффектами принято подразумевать шумы, добавляемые в процессе голосообразования к певческому звуку. Данные эффекты широко используются джазовыми, поп и рок исполнителями. Можно выделить несколько основных (базовых) вокальных эффектов: дисторшн (искажение), гроул (рычание), раттл (треск), скрим (пронзительный крик).
В отличие от классического пения, при котором озвучивание помещений оперных театров и концертных залов осуществляется посредством голосового аппарата, в эстрадном исполнительстве широко распространено пение в микрофон. Использование микрофона в процессе пения позволяет усилить акустически негромкие звуки. Так, благодаря микрофону можно донести до слушателя все нюансы тихого пения. Использование микрофона характеризуется также возможностью искусственно усиливать определенные частоты певческого звука.
В третьем параграфе главы представлены разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Специфика процесса формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях заключается в необходимости выработки совокупности певческих навыков у обучающихся без начальной музыкальной подготовки. Одновременно с этим молодые люди, обучающиеся эстрадному вокалу в рамках досуговой деятельности, желают овладеть певческой техникой, соответствующей исполнению эстрадной музыки какого-либо стиля (джаз, поп, рок и т.п.). Данные обстоятельства обусловили необходимость разработки методики формирования навыков эстрадного вокала, адаптированной для работы с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки, включающей систему упражнений по формированию у обучающихся режимов звукообразования, характерных для исполнения
музыки различных стилей. Оптимальной базой для разработки вокальной методики, соответствующей обозначенным условиям, выступило исследование К. Садолин «Полная вокальная техника».
В рамках данного исследования методика К. Садолин была существенно доработана и адаптирована к работе с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки, обучающимися эстрадному вокалу в культурно-досуговых учреждениях. Специфические примеры и аналогии, направленные на поиск необходимого певческого звука, представленные в исследовании К. Садолин, были заменены с учетом особенностей работы с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки.
Структурно-содержательная модель методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях представлена на рисунке 1.
Базовые приемы пения
1. Открытое горло
2. Поддержка
3. Свободная челюсь. губы и язык
"К
Способы пегага
1. Нейтральный (неметалипескнй)
2. Кёрбинг (полуметалличеекпй)
3. Овердрайв (метал-ттескии)
4. Белтннг (металлический)
Методы формирования
1. Установок
2. Воображений н представлений
3. Подражания н звуконмптацин
4. Визуализации
Рисунок 1. Структурно-содержательная модель методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях
Формирование базовых приемов и способов пения осуществляется посредством использования четырех вокально-педагогических методов:
- Установок. Данный метод характеризуется определенными мышечными установками, направленными на достижение необходимого звукообразования. К данным установкам относятся положение челюсти, гортани, мягкого нёба и языка.
- Воображений и представлений. В основе данного метода лежит принцип «представь, как будто...», направленный на активизацию у обучающихся ассоциативного (образного) мышления с целью достижения необходимого звукообразования.
- Подражания и звукоимитации. Данный метод направлен на поиск необходимого звучания голоса посредством подражания и звукоимитации. В отличие от метода воображений и представлений целью данного метода
является совершенно конкретное подражание определенным звукам (имеющим аналогичный с искомым принцип звучания).
- Визуализации. Данный метод связан с использованием в процессе вокальных занятий иллюстраций, отражающих строение голосового аппарата, особенности положения гортани, языка, мягкого нёба.
Базовые приемы пения разработанной методики характеризуются совокупностью вокальных навыков, позволяющих рационально использовать потенциал возможностей голосового аппарата. Использование базовых приемов является основой правильного и свободного голосообразования вне зависимости от стиля эстрадной вокальной музыки (джаз, поп, рок и т.п.). Так, к базовым приемам пения относятся:
- Открытое горло. Данный базовый прием характеризуется свободным, открытым состоянием горла на протяжении процесса голосообразования. Для обеспечения свободной работы голосовых связок на всем диапазоне голоса необходимо избегать каких-либо напряжений мышц гортани. Сохранение открытого горла в процессе голосообразования тесно связано с достаточным уровнем «поддержки» певческого звука.
- Поддержка. В современных условиях эстрадного вокального исполнительства роль певческого дыхания все чаще сводится к поддержке певческого звука. Работа по поддерживанию звука характеризуется постоянностью и непрерывностью на протяжении процесса голосообразования. Уровень и количество поддержки зависят от характера певческого звука.
- Свободная челюсть, губы и язык. Данный базовый прием характеризуется необходимостью сохранения свободной работы артикуляционного аппарата в процессе голосообразования вне зависимости от характера и мощности певческого звука. Напряжения, возникающие в челюсти, губах или языке, передаются мышцам гортани и затрудняют процесс голосообразования.
Способами пения разработанной методики являются режимы звукообразования, характерные для исполнения эстрадной вокальной музыки различных стилей (джаз, поп, рок и т.п.). Все способы пения имеют как преимущества, так и ограничения (по диапазону, динамике, окраске звука). Каждый обучающийся в состоянии овладеть всеми способами пения, однако при желании исполнять вокальную музыку определенного направления достаточно овладеть всего одним, характерным для данного стиля способом пения. К способам пения относятся:
- Нейтральный. Характеризуется отсутствием металла в звуке; возможно использование на всем диапазоне голоса без ограничений по динамике (рр -Нейтральный способ пения разделяется на два вида: с мягким прикрытием (используется при тихом пении с придыханием) и с компрессированным прикрытием. Использование данного способа пения широко распространено в джазовой и поп-музыке.
- Кёрбинг. Характеризуется небольшим количеством металла в звуке; возможно использование на всем диапазоне голоса при средней динамике звука
{тр - т/). Пение кёрбингом распространено в таких стилях эстрадной вокальной музыки, как соул и ритм-энд-блюз.
- Овердрайв. Характеризуется большим количеством металла в звуке; является «громким» (т/~Л0, имеет ограничения по диапазону (верхний предел для женских голосов ¿/2-е52, для мужских - с2). Пение овердрайвом широко распространено в рок-музыке.
- Белтинг. Характеризуется большим количеством металла в звуке; используется главным образом в высокой тесситуре голоса на большой громкости (/■ -Пение белтингом распространено в таких стилях вокальной музыки, как хэви-металл и госпел.
Принципами разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях являются:
- Безопасного голосообразования. Пение в любом из стилей эстрадной вокальной музыки не должно наносить вред голосовому аппарату. Для этого необходимо овладеть базовыми приемами пения - едиными для всех без исключения стилей эстрадной вокальной музыки.
- Последовательности и постепенности. Разработанная методика формирования навыков эстрадного вокала основана на принципе «от простого к сложному». Данный принцип реализуется не только внутри каждого этапа формирования певческих навыков, но и на протяжении всего процесса обучения.
- Универсальности методов. Универсальность методов характеризуется способностью активизировать целостную работу всех механизмов голосового аппарата обучающегося. Универсальными являются все вокально-педагогические методы, в соответствии с которыми осуществляется реализация содержательных механизмов разработанной методики.
- Эмог/ионально-позитивного настроя обучающихся. Положительный настрой в процессе пения способствует более активной работе мышц голосового аппарата и, как следствие, приводит к более высоким результатам в процессе обучения вокалу. Одновременно с этим использование эмоций в пении способно качественно и сиюминутно скоординировать правильную работу всех частей голосового аппарата.
- Самостоятельности художественного выбора. Выбор песенного репертуара (равно как и стиля исполняемой эстрадной вокальной музыки) должен производиться самим обучающимся в соответствии с его индивидуальными предпочтениями. Задача педагога состоит в помощи обучающимся при овладении вокально-техническими особенностями того или иного стиля музыки (джаз, поп, рок и т.п.).
Таким образом, разработанная методика представляет собой последовательный алгоритм формирования навыков эстрадного вокала, адаптированный для работы с молодыми людьми без начальной музыкальной подготовки в культурно-досуговых учреждениях, включающий комплекс упражнений по овладению базовыми приемами и способами пения с использованием четырех вокально-педагогических методов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях» отражены этапы и задачи опытно-экспериментального исследования; изложена критериально-уровневая система оценки сформированности навыков эстрадного вокала; представлен сравнительный анализ результатов, полученных обучающимися экспериментальных и контрольных групп в ходе проведения опытно-экспериментального исследования; проведена оценка эффективности разработанной методики; составлены рекомендации по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.
Цель опытно-экспериментального исследования (ОЭИ) заключалась в проверке эффективности разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в процессе педагогической практики.
Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа ОЭИ являлось выявление и диагностика исходных музыкальных способностей молодых людей, поступивших на занятия в эстрадную вокальную студию на базе культурно-досугового учреждения. Задачи этапа: 1) беседа с обучающимися и анкетирование по ее результатам (использовалась анкета с перечнем вопросов, направленным на выявление предыдущего музыкального опыта обучающихся; выяснение личных музыкальных вкусов молодых людей с указанием тех стилей эстрадной вокальной музыки, которым они хотели бы обучаться); 2) выявление и диагностика исходных певческих навыков (на основе разработанной критериально-уровневой оценочной системы).
Критериями оценки навыков эстрадного вокала в рамках данного исследования выступали: 1) свобода голосообразования; 2) ровность дыхания; 3) свобода артикуляции; 4) чистота интонации; 5) владение стилем эстрадной вокальной музыки. Уровень певческих навыков, соответствующий каждому из перечисленных критериев, оценивался по трехбалльной системе: 3 балла -высокий уровень, 2 балла - средний уровень, один балл - низкий уровень.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет в количестве 64 человек, из которых по результатам прослушивания были сформированы три равносильные экспериментальные (ЭГ) и три контрольные группы (КГ).
На формирующем этапе ОЭИ проводилась работа, направленная на выработку у обучающихся навыков эстрадного вокала (в формате индивидуальных занятий). Продолжительность индивидуального занятия составляла 45 минут. Каждое индивидуальное занятие было разделено на две части: 1) 20 минут на выполнение упражнений, направленных на формирование базовых приемов и способов пения; 2) 25 минут на работу с песенным материалом.
Первая часть индивидуального занятия посвящалась формированию у обучающихся базовых приемов пения. Молодые люди получали краткие
теоретические знания о базовых приемах пения, на основе которых им предлагался к выполнению перечень упражнений, направленный на понимание механизмов работы по поддерживанию певческого звука, поиск состояния открытого горла и свободной работы челюсти, губ и языка. Выполнению каждого из упражнений предшествовали необходимые методические рекомендации и указания.
Работа, направленная на формирование базовых приемов пения, проводилась посредством выполнения вокальных упражнений под аккомпанемент фортепиано. Данные упражнения основывались на простых мелодических построениях, которые исполнялись вверх и вниз по полутонам на какой-либо гласный звук или слог. Вместе с обучающимися рассматривалась разработанная визуальная система по формированию всех гласных звуков органами артикуляции (на основе которой выполнялись вокальные упражнения).
После уверенного овладения молодыми людьми базовыми приемами пения на их основе осуществлялась работа по формированию способов пения. Как правило, каждый обучающийся выбирал какой-либо способ пения, характерный для того или иного стиля эстрадной вокальной музыки.
Вторая часть индивидуального занятия посвящалась работе над песенным материалом. Данная работа реализовывалась в три этапа: 1) выбор песенного материала; 2) работа над вокально-технической частью песенного материала; 3) формирование исполнительской культуры (навыков «выразительного рассказа» поэтического текста песни).
Первый этап посвящался выбору песен для последующего их разучивания и исполнения. Отбор песенного материала происходил на основе индивидуальных предпочтений и в соответствии с вокально-техническим уровнем каждого обучающегося. При необходимости производился поиск удобной для обучающегося тональности (в которой он мог исполнить все ноты данной песни).
На втором этапе осуществлялась работа над вокально-технической частью песенного материала, которая заключалась в многократном пропевании наиболее сложных частей и фраз разучиваемых песен. Данные фразы исполнялись в медленном темпе под аккомпанемент фортепиано. Особое внимание уделялось работе над точностью интонирования вокальной мелодии. Для этого из песни выбирались сложные мелодические фразы, из которых формировались попевки. Данные попевки, подобно упражнениям, исполнялись вверх и вниз по полутонам.
На третьем этапе осуществлялась работа по формированию у обучающихся навыков исполнительской культуры. Данной работе предшествовал предварительный разбор поэтического текста песни, записанного на бумагу. Разбор текста песни характеризовался выделением смысловых ударений в каждой фразе, выбором мест, где необходимо брать дыхание. Динамические оттенки обозначались стрелками, помещенными над текстом песни. Работа над песенным материалом в рамках индивидуальных
занятий проводилась с использованием звукоусиливающей аппаратуры. В ходе данной работы молодые люди получали навыки пения в микрофон.
На контрольном этапе ОЭИ выполнялся анализ и оценка эффективности разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала. Целью данного этапа являлось сравнение исходных и сформированных в процессе ОЭИ навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных и контрольных групп на основе разработанной критериально-уровневой оценочной системы.
Во втором параграфе главы представлен сравнительный анализ результатов, полученных обучающимися экспериментальных и контрольных групп в ходе проведения ОЭИ. Певческие навыки каждого обучающегося с целью выявления динамики изменения по каждому из критериев (на основе разработанной критериально-уровневой системы) оценивались два раза: на констатирующем и контрольном этапах ОЭИ. Результаты оценки навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальной и контрольной групп №1 на констатирующем и контрольном этапах ОЭИ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки навыков эстрадного вокала у обучающихся ЭГ и КГ №1 на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментального исследования
№ Навыки эстрадного вокала
Обу- Технические Исполнительские
чае- Свобода Ровность Свобода Чистота Владение
мого голосообр-ния дыхания артикуляции интонации стилем
ЭГ№1 КГ№1 ЭГ№1 КГ№1 ЭГ№1 КГ№1 ЭГ№1 КГ№1 ЭГ№1 КГ№1
1. 2(3) 1(2) 1(3) 2(2) 2(3) 1(2) 1(2) 1(2) 1(2) 1 (2)
2. 1 (3) 2(3) 2(3) 1 (2) 2(3) 1(2) 2(3) 2(3) 1(3) 2(3)
3. 1(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1(2) 2(2)
4. 1(3) 1(2) 1(2) 1(2) 1(3) 1(2) 1(3) 1(2) 1(2) 1 (2)
5. 1(3) 1(1) 1(3) 2(2) 2(3) 2(3) 1(3) 1(2) КЗ) Н1)
6. 2(3) 1(2) 2(3) 2(3) 2(3) 2(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1 (2)
7. 2(2) 2(3) 1(2) КЗ) 1(2) КЗ) 1(2) 2(3) 1(2) 2(2)
8. 1(3) 1(3) 1(2) 1(2) 1(3) 1(3) 1(2) 1(2) 1(2) 1 (2)
9. 3(3) 1(1) 2(3) 1(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1(2) 2(3) 1 (2)
Примечание: в скобках указаны результаты, полученные обучающимися
ЭГ и КГ №1 на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования
Прогресс (различной степени) по всем перечисленным критериям отмечался практически у всех обучающихся. Улучшение оцениваемых параметров голосов обучающихся экспериментальной группы №1 в целом отмечалось в пределах от 73,3% до 92,3%: 1) свобода голосообразования на 75,1%; 2) ровность дыхания на 73,3%; 3) свобода артикуляции на 86,6%; 4) чистота интонации на 85,7%; 5) владение стилем эстрадной вокальной музыки на 92,3%.
Улучшение оцениваемых параметров голосов обучающихся контрольной группы №1 в целом отмечалось в пределах от 50% до 83,3%: 1) свобода голосообразования на 66,6%; 2) ровность дыхания на 61,5%; 3) свобода артикуляции на 83,3%; 4) чистота интонации на 75%; 5) владение стилем эстрадной вокальной музыки на 50%.
Данные о динамике уровней навыков эстрадного вокала у обучающихся ЭГ и КГ №1, №2 и №3 в процентах отражены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика уровнен навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных и контрольных групп
Навыки эстрадного вокала
Технические Исполнительские
Группа Свобода Ровность Свобода Чистота Владение
голосообр-ния дыхания артикуляции интонации стилем
% % % % %
ЭГ №1 75,1 73,3 86,6 85,7 92,3
КГ №1 66,6 61,5 83,3 75 50
ЭГ №2 68,7 85,7 87,5 82,3 93,7
КГ №2 64,7 60 76,4 70,5 46,6
ЭГ №3 80 76,4 82,3 81,2 93,3
КГ №3 64,2 62,5 78,5 71,4 57,1
Анализ показателей ЭГ и КГ №1, №2 и №3 свидетельствует о том, что уровень сформированных навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных групп выше уровня обучающихся контрольных групп в диапазоне от 3,3 до 47,1%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика способствует повышению у обучающихся уровней навыков эстрадного вокала по всем обозначенным критериям. Наилучших результатов обучающимся экспериментальных групп удалось добиться в овладении стилями эстрадной вокальной музыки, в то время как обучающиеся контрольных групп продемонстрировали наименьший результат по данному критерию.
В третьем параграфе главы представлены рекомендации для педагогов по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, формулирование которых осуществлялось в соответствии с условиями, выявленными в ходе исследования.
Данные рекомендации представляют собой перечень практико-ориентированных советов по выбору и реализации вокальных упражнений (использование простых упражнений, каждое из которых нацелено на решение одной вокально-технической задачи; возвращение к более простым упражнениям при возникновении какой-либо вокально-технической проблемы
и концентрация внимания на решении этой проблемы), песенного материала (на основе индивидуальных предпочтений обучающихся и в соответствии с их вокально-техническим уровнем), объединению обучающихся в группы (с целью проведения групповых вокальных занятий).
Таким образом, результаты исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Методика формирования навыков эстрадного вокала, представляющая собой специальным образом организованную систему по выработке у обучающихся трех базовых приемов (совокупности вокально-технических навыков, обеспечивающих свободное, комфортное и стабильное голосообразование) и четырех способов пения (режимов звукообразования, характерных для исполнения эстрадной музыки различных стилей), показала свою эффективность при работе с молодежью в культурно-досуговых учреждениях.
2. Критериально-уровневая система, позволяющая осуществить мониторинг образовательного процесса и провести комплексную оценку сформированности навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях, включает такие параметры, как: свобода голосообразования (свобода мышц гортани в процессе пения); ровность дыхания (равномерность расхода дыхания в процессе пения и достаточный уровень «поддержки» звука); свобода артикуляции (отсутствие напряжений нижней челюсти, губ и языка в процессе пения); чистота интонации (точность повторения вокальной мелодии посредством голосового аппарата); владение стилем эстрадной вокальной музыки (режимом звукообразования, характерным для исполнения музыки какого-либо стиля).
3. Реализация предложенных механизмов формирования навыков эстрадного вокала подтвердила гипотезу исследования, позволила сформулировать практические рекомендации для каждого из субъектов этого процесса и доказала, что их эффективность находится в зависимости от особенностей выбора и применения комплекса вокальных упражнений, песенного материала, объединения обучающихся в группы для проведения групповых вокальных занятий.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях и позволяет обозначить перспективы ее дальнейшей разработки: дополнение методики комплексом упражнений по развитию музыкального слуха и формирования у обучающихся вокальных эффектов; выявление способов развития индивидуально-личностных качеств обучающихся средствами эстрадного вокала; осмысление и систематизация главных факторов, повышающих интерес молодежи к обучению эстрадному пению; разработка практико-ориентированных рекомендаций для педагогов в случае, если процесс формирования навыков эстрадного вокала у молодежи оказывается малоэффективным.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:
Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и издании, рекомендованных ВАК при Мннобрнаукн России.
1. Свиридов П.В. Критерии и уровни сформированности вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) / П.В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2014. - № 8 (46): в 2-х ч., ч. 1. - Тамбов: Изд-во Грамота. - С. 146-148. (0,3 п.л.)
2. Свиридов П.В. Методика формирования вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) / П.В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8 (46): в 2-х ч., ч. 2. - Тамбов: Изд-во Грамота. - С. 153-155. (0,3 п.л.)
3. Свиридов П.В. Рекомендации по повышению эффективности процесса формирования вокальных навыков у молодежи (на материалах работы в молодежно-досуговых учреждениях) / П.В. Свиридов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 9 (47): в 2-х ч., 4.1. - Тамбов: Изд-во Грамота. - С. 139-141. (0,3 п.л.)
Список публикаций в других изданиях:
4. Свиридов П.В. Методика формирования вокального эффекта дисторшн у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений / П.В. Свиридов // Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 237-238. (0,2 п.л.)
5. Свиридов П.В. Методика формирования вокальных эффектов гроул, раттл и скрим у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений / П.В. Свиридов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Сборник статей II Междунар. науч-практ. конф. - 2014. - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 284-285.(0,1 п.л.)
6. Свиридов П.В. Особенности формирования вокальных навыков у молодежи в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений / П.В. Свиридов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. -2014. - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 285-286. (0,1 п.л.)
7. Свиридов П.В. Особенности формирования певческих навыков у молодежи в условиях культурно-досуговых учреждений в свете тенденций современного эстрадного вокального исполнительства / П.В. Свиридов // Перспективы развития науки и образования. Сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - М.: Изд-во Ар-Консалт. - С. 70-71. (0,1 п.л.)
8. Свиридов П.В. Различия педагогических подходов при формировании навыков академического и эстрадного пения / П.В. Свиридов // Новые педагогические технологии. Сборник статей XIX Междунар. науч.-практ. конф. -2014.-М.: Изд-во Спутник+.-С. 72-74. (0,2 п.л.)
9. Свиридов П.В. Рекомендации по формированию вокальных эффектов у молодых людей в процессе обучения эстрадному пению на базе молодежно-досуговых учреждений / П.В. Свиридов // Современное образование в России и за рубежом. Сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. — 2014. -Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 86-88. (0,2 п.л.)
10. Свиридов П.В. Специфика современного эстрадного вокального исполнительства и особенности постановки певческого голоса / П.В. Свиридов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. Сборник статей II Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - Чебоксары: Изд-во ЦНС «Интерактив Плюс». - С. 38-40. (0,2 п.л.)
Подписано в печать: 15.10.2014
Объем: 1,4 п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 2024 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, Мясницкие Ворота д.1, стр. 3 (495)971-22-77; www.reglet.ru