автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае
- Автор научной работы
- Хуан Сяньюй
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае"
На правах рукописи
Хуан Сяньюй
Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае
Специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровень общего и профессионального образования)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
1 АПР 2015
005566431
Санкт-Петербург 2015
005566431
Работа выполнена на кафедре музыкознания и музыкально-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».
Научный руководитель: Рыбакова Елеонора Львовна,
кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор
Официальные оппоненты: Богданов Игорь Алексеевич,
профессор, зав. кафедрой эстрадного искусства и музыкального театра ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственная академия театрального искусства»
Костюк Екатерина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Самарский
государственный институт культуры»
Защита состоится 27 апреля 2015 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2/4, зал совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».
Автореферат помещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (http://vak.ed.gov.ru/) и на сайте ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры http://www.spbguki.ru/disser_sovet/text/).
Автореферат разослан « »
Ученый секретарь диссертационного совета
2015 года
С. В. Горобец
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В XX веке и в предыдущие столетия китайская музыкальная культура находилась под влиянием европейской музыки. Как дисциплина, в начале XX века, входит в состав школьного образования, созданного на европейский манер. Еще в первые десятилетия XX века музыка становится обязательной дисциплиной для школьников, обучающихся в младших и средних классах. Тогда же, во время «Движения 4 мая 1919 года», которое организовала университетская элита, обучение музыке осуществлялось в качестве игры на музыкальных инструментах, большое внимание уделялось школьному пению. В школах создавались так называемые «банды» духовых инструментов, что так характерно для инструментальных ансамблей, которые существуют сегодня в американских школах. Разработке методик, учебных пособий по теории музыки для начальных и средних школ была посвящена работа специальных комитетов (1933). В следующем году был создан «Комитет музыкального образования». Во второй половине XX века особенно начиная с 1980-х гг. изменившаяся экономическая и политическая ситуация внесла коррективы и в музыкальную культурную жизнь и образование. Огромное внимание во второй половине XX века было уделено профессиональному образованию в области академической музыки. В 1960-е гг. китайские музыканты показывали необыкновенные успехи в области исполнительства, в частности, вторая премия на конкурсе П. И. Чайковского была присуждена китайскому пианисту Лю Шикунь. В 1980-е гг. начинает проникать популярная музыка, джаз, современный танец, музыка западных ансамблей. Политика реформ и открытых дверей способствовала быстрому проникновению и распространению новых музыкальных форм из Запада, в основном через Тайвань и Гонконг. 1986 год — принято считать годом рождения китайской популярной музыки. Основателем этого нового направления был профессор и композитор Ли Цзиньхуэй, автор таких песен как «Моросящий дождь», «Моя любовь к тебе». Все большую популярность приобретают телевизионные музыкальные шоу, а так же молодые люди увлекаются роком. С 1996 года по сегодняшний день заметно увеличение влияния западной популярной музыки на культуру материкового Китая. В эти годы в некоторых вузах Китая были открыты направления, связанные с поп-музыкой. 1993 год — в Шеньянской консерватории — направление поп-вокала, в 2003 году уже открыт факультет поп-музыки. В 1993 году — Синхайская консерватория- игра на электронных инструментах, поп-вокал. В 1994 году в Центральной консерватории (Пекин) организован центр современной электронной музыки, сегодня осуществляется набор на электронные инструменты и режиссуру электронной музыки. Затем были открыты еще факультеты, кафедры, отделения и в других вузах. В начале 1990-х гг. было открыто отделение «мюзикл» в среднем учебном заведении, а в 1995 году в Центральной академии
драмы (Пекин) открыто отделение «мюзикл». Мы рассматриваем систему профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, чтобы понять, как развиваются все компоненты. Однако особое внимание в данной работе уделено мюзиклу, как синтезирующему жанру, в котором сочетается вокал, танец, инструментальное исполнительство и драматическое искусство.
С 1980-х гг. жанр мюзикла наиболее динамично развивается и начинает носить массовый характер. Этот жанр распространен и востребован во всем мире. В быстро развивающемся Китае мюзикл не был перенесен на пустую почву, он возник не как прямая передача и перенесение западных образцов, а как новый жанр на основании национальной пекинской оперы. Однако еще не разработана устоявшаяся концепция, программа воспитания и обучения артистов и педагогов в музыкальном, эстрадно-джазовом образовании. Музыкальное, эстрадно-джазовое, образование так же, как в российской педагогике направление «музыкальное искусство эстрады» включает в себя три профиля-вида: эстрадно-джазовое пение, инструменты эстрадного оркестра, мюзикл-шоу программы.
Наиболее популярным в быстро развивающемся Китае является жанр (вид) мюзикла, который является собирательным, синкретическим, в котором объединяются вокал, инструментальное исполнительство, танец и театрально-драматическое действо, основное внимание в современном культурном пространстве Китая обращено особо пристальное внимание. Огромная аудитория, почти половина населения КНР, а это около 700 млн. человек (дети, школьники и молодежь), слушают, смотрят, исполняют и на разных уровнях приобщены к современной музыкальной и театральной культуре. В рамках одной диссертационной работы невозможно рассмотреть механизмы функционирования методов музыкального образования во всех трех профилях (видах — вокал, инструменты, мюзикл). Поэтому при рассмотрении заявленной темы ограничимся анализом, изучением и представлении концепции по созданию системы музыкального эстрадно-джазового образования профиля (жанра) мюзикл, как собирательного вида данного направления в музыке. В связи с этим, создание целостной концепции музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае, в частности, мюзикла, представляется крайне актуальной и необходимой.
Степень изученности проблемы. В настоящее время к искусству джаза, рок и поп-музыки учеными проявляется повышенный интерес в Китае. Исследованию истории современной китайской музыки посвящена работа Ван Юйхе, научный метод исследования музыкального образования, китайское музыкальное образование в период новой истории 1840-2000 гг. рассматривается в работах Ма Да и Сунь Цзинань, исследование музыкального образования в высших педагогических заведений, а также проблемы подготовки исполнительских кадров в оперной культуры современного Китая изучаются в работах Чжу Юн-бэй и Лю Цин.
Некоторые вопросы, посвященные характеристике мюзикла в Китае, были рассмотрены в ряде статей и книг. Среди авторов можно назвать Линь Жун, Ван Мин Сюнь, Ван Юн И, Фэн Юань, Цзю Цихун и др. Среди российских и зарубежных исследований музыкального искусства эстрады нужно отметить работы И.М. Бриля, Д. Брубека, Г. С.Васюточкина, М. С. Друскина, И. О. Дунаевского, Д. Житомирского, А. Казуровой, Э. Кампус, З.Б. Карташева, Ю. Кинус, С.С. Клитина, Д. Коллиер, В. Ю. Конен, Е. М. Курильченко, Д.Р. Лившиц, Е. В. Овчинникова, Ю. Панасье, В. Парнах, Л. Б. Переверзева, И.Ф. Петровской, Е. Л. Рыбаковой, B.1I. Сырова, Л.И. Тихвинской, Е.Д. Уваровой, В.Б. Фейертаг, II. Е. Шереметевской и др.
Литература о музыкальном театре Китая включает значительное количество работ. Большинство посвящено зарождению и становлению Пекинской оперы. О традиционном музыкальном театре Китая писали Бай Юнь-шен, Е Чан-хай, Лю Сяо-джон, Сюй Чен-бей, У Го-цинь, Хай Чжэнь и др. Из российских исследователей — Л.С. Васильев, Т. И. Виноградова, Т. А. Малиновская, В. В. Малявин, С.А. Серова и др.
Материалом сравнительного исследования послужили учебные планы, программы, статьи и монографии. Ценными материалами для представления особенностей развития и состояния современного жанра мюзикла в Китае явились работы Лю Цзинь, посвященная оперной культуре современного Китая: проблема подготовки исполнительских кадров; судьба школьного образования изучается в работах Ян Бохуа («Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая»), Лю Сиси (государственный педагогический университет Си Бэй, КНР (исследование, посвященное подготовке профессиональных кадров в области мюзикла), а также документы (учебные и перспективные планы) высших учебных заведений Китая — Чженчжоуского Педагогического Института, Шанхайской Музыкальной Академии, Центральной Академии Драмы.
Для оценки положения и развития мюзикла в Китае необходимо знание достижений современной психологии и педагогики — И.С. Аврамковой, И. А. Богданова, Э. Жак-Далькроза, 3. Кодая, Е.Б. Костюк, С.Т. Махлиной, В. В. Молзинского, И.М. Налетовой, К. Орфа, A.A. Пономарева, Е.С. Протанской, Р. Н. Слонимской, Б. Тричкова, Г. М. Цыпина, Р. Г. Шитиковой и др.
Объектом исследования — музыкальная культура Китая и система музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае.
Предмет исследования - процесс формирования системы профессионального музыкального образования, подготовки исполнителей и преподавателей в области музыкального эстрадно-джазового искусства в современном Китае.
Материалом исследования являются результаты обучение в группе мюзикла Шанхайской театральной академии, Центральной академии Драмы, Чженчжоуского педагогического института, факультета музыкального искусств эстрады «Санкт-Петербургского государственного института культуры», и
также итоги анкетирования и многочисленных интервью, бесед с преподавателями: Шанхайской театральной академии, Центральной академии Драмы, Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Организация и этапы исследования:
первый этап (2011-2012) —подбор и анализ научной, методической, информационной литературы по теме исследования, знакомство, изучение опыта работы СПбГИК (факультет музыкального искусства эстрады), Чжэнчжоуский педагогического института, Шанхайской театральной академии; документов, постановлений министерства культуры России и Китая; проведение анкетирования студентов, обучающихся в СПбГИК, Шанхайской театральной академии, Китайской консерватории в Пекине.
второй этап (2012-2014) —изучение собранных материалов, наблюдение и анализ учебных процессов, государственных стандартов по специальности музыкальное искусство эстрады, учебных планов в вышеуказанных вузах. Изучение и анализ отчетной информации на сайтах учебных заведений.
третий этап (2013-2014) - создание основной образовательной программы для вузов Китая, экспериментальная работа в СПбГИК, подготовка, редактирование текста диссертации и автореферата.
Актуальность проблемы исследования приводит нас к постановке следующей цели исследования: представить концепцию профессионального музыкального образования в области музыкального искусства эстрады в Китае, с детализацией в жанре мюзикла.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены следующие задачи исследования:
- выявить основные исторические этапы развития музыкальной культуры и профессионального музыкального образования в Китае;
- охарактеризовать состояние музыкального искусства эстрады в Китае и России;
- рассмотреть систему подготовки кадров исполнителей и преподавателей музыкального искусства эстрады в Китае и России;
- изучить историю и специфику жаира Пекинская опера как предтечи современного китайского мюзикла;
- проанализировать и охарактеризовать влияние современных подходов в новейших постановках традиционного жанра пекинской оперы;
- проанализировать влияние западных мюзиклов на китайскую культуру и показать возникновение мюзиклов на этническом китайском материале;
- охарактеризовать педагогическую систему подготовки исполнителей и преподавателей в системе музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае;
- проанализировать и изучить основные образовательные программы в направление музыкального искусства эстрады, в частности, мюзикл в России;
- охарактеризовать особенности исполнительского мастерства и специфики подготовки артистов и преподавателей традиционного китайского театра и мюзикла;
- провести кросскультурный анализ учебных планов и программ вузов Китая и России по направлению музыкальное искусство эстрады;
- представить концепцию по направлению «Музыкальное искусство эстрады» (мюзикл), полученную в результате обмена педагогическим опытом.
Теоретико-методологической основой диссертации составили системный, комплексный, антропологический и деятельностный подходы в современной гуманитарной науке. Труды в области философии, эстетики, искусствоведения, культурологии, социологии, музыкальной педагогики и психологии, работы Б. М. Теплова («Психология музыкальных способностей», 1947 г.), в которой дана характеристика комплекса музыкальных способностей и классификация способностей, им была выявлена эмоциональная природа ритма. Работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Г. М. Цыпина, анализирующие психофизиологические основы организации движений, формирование навыков и умений, Г. К.Тарасова, посвященная вопросам восприятия интонационной природы музыки.
Методы исследования: источниковедческий, аналитический, генерализации и обобщения, историко-географический, сравнительно-исторический, теоретический и педагогический анализ, методы анализа и синтеза (педагогическое наблюдение, тестирование и анкетирование), сравнительно-сопоставительный анализ, опрос. В процессе исследования проводилась обработка тестовых опросов студентов китайских вузов.
Гипотеза диссертационного исследования состоит из следующих предположений: в ходе изучения и анализа образовательных программ вузов Китая обозначилось проблемное поле: уровень образования в стилистике эстрадно-джазовой музыки носит в определенной мере подготовительный или начальный характер. В связи с этим следует предположить, что представленная концепция профессионального образования даст возможность расширить и обогатить качество преподавания в области профессионального музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае (мюзикл).
Основные положения, выносимые на защиту:
- зарождение и развитие музыкального искусства эстрады в Китае является прямым следствием исторических, социальных, и политических изменений, произошедших в Китае в XX вв.;
- современное искусство эстрады в Китае — сложившееся в последние десятилетия сложное явление, состоящее из вокала, инструментального исполнительства, танца и театрального действа, что особенно ярко проявляется в жанре мюзикла, как синтезирующего все основные виды музыкального искусства эстрады;
- опыт, предложенный российскими коллегами, факультетом музыкального искусства эстрады СПбГИК, применяется в вузах Китая, однако требует
разработки научных основ, введения дополнительных дисциплин, учитывающих китайскую национальную специфику;
- музыкальное профессиональное образование в системе музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае сегодня находится в начале пути и требует дальнейшего развития теоретической и методической базы с учетом национально-культурной специфики;
- разработанная в диссертационном исследовании концепция профессионального музыкального образования в системе музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае, в частности, мюзикла, дает возможность рассмотреть количественно и качественно профессиональное образование в данном направлении.
Научная новизна исследования настоящего диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к изучению музыкального искусства эстрады:
- введено в научный оборот конфуцианское представление о музыкальном воспитании при помощи синтеза искусств;
- показана специфика музыки в средневековом Китае: понятие «юз», объединяющее поэзию, изобразительное искусство и танец, что близко к российской традиции воспитания на синтезе искусств;
- сделан вывод о том, что мюзикл является синкретичным жанром, объединяющим все виды музыкального искусства эстрады;
- показана история пекинской оперы как одного из важных элементов современного китайского мюзикла;
- разработана концепция, в которой нашли отражение национальные китайские традиции как в области музыкальной, так и театральной педагогики, для подготовки профессионалов в области музыкального искусства эстрады, в частности, мюзикл;
- предложена система подготовки кадров исполнителей и преподавателей музыкального искусства эстрады на основе российского опыта.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обоснованы глубоким теоретическим исследованием всех полученных материалов, включая научные и методические труды ведущих специалистов в области педагогики и музыкальной педагогики, психологии, искусствоведения, театроведения; использованием системного подхода в применении различных методов источниковедческого, аналитического, обобщения, наблюдения и анализа; реальными учебными процессами, проводящимися в вышеназванных вузах, используя методы сравнения и анализа, а также апробация в реальных условиях в виде учебных занятий, бесед, постановок.
Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что
- на основе причинно-следственных связей обобщен исторический и теоретический материал, позволивший представить цельную картину развития му-
зыкальной культуры Китая и систему подготовки кадров в жанре музыкальное искусство эстрады;
- выявлен круг проблем в сфере развития музыкального искусства эстрады, подготовки преподавательских кадров;
- обобщены факторы, влияющие па становление профессионального образования в системе музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае (мюзикл).
Практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в том, что его результаты можно успешно применять в практике музыкальной педагогики. Учебные планы и программы могут быть использованы в образовательных программах Шанхайской театральной академии и Чжэнчжоу-ского педагогического института. Материалы исследования могут быть использованы в разработке курсов по истории музыкального образования в Китае, методике музыкального воспитания, вузовской подготовке специалистов, системе повышения квалификации, а также могут служить основой для создания проектов по реформированию системы. На основе предложенного и разработанного в диссертации проекта, студентами СПбГИК осуществлена постановка сцен из мюзикла «Легенда о Лян Шаньбо и Чжу Интай».
База исследования. Исследование проводилось на базе факультета музыкального искусств эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Шанхайской театральной академии, Центральной академии Драмы (г. Пекин), факультета музыки Чжэнчжоуского педагогического института, Центральная консерватория Китая (г. Пекин).
Экспериментальная проверка основных положений предложенной основной образовательной программы, а также предложенных ранее учебных планов факультета Музыкального искусства эстрады СПбГИК проводилось на основе анализа анкетных данных студентов (свыше 150 человек), анкетирования преподавателей китайских вызов; отчетной информации на сайтах китайских вузов; вышеуказанных учебных заведений и в ходе постановки сцен из мюзикла по мотивам древней китайской «Легенды о Лян Шаньбо и Чжу Интай» с погружением в китайскую народную культуру.
Апробация результатов исследования проводилась на практических занятиях студентов бакалавриата и магистратуры кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства факультета Музыкального искусства эстрады СПбГИК. Отдельные положения работы были опубликованы в виде статей, учебного пособия, а также отражены в докладах на научно-практических конференциях: 1. Хуан Сяныой. Музыкальное искусство эстрады в профессиональном образовании Китая. Городская научно-практическая конференция аспирантов, магистрантов и студентов. СПб., 2012; 2. Хуан Сяныой. Дисциплины музыкально-исторического цикла в образовательных программах Китая, Актуальные проблемы музыкальной педагогики. В рамках второго международного студенческого фестиваля «Вечнозеленый джаз». СПб, 2013.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав,девяти параграфов, заключения, списка литературы и четырех приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются выбор и актуальность темы, проводится анализ степени изученности данной темы в китайских, русских, советских и зарубежных научных источниках; обосновывается объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвигаются положения на защиту; представляется методологическая база исследования и методы, используемые в ходе работы; рассматривается научная новизна исследования; обосновываются теоретические и практические результаты исследования.
Первая глава — «Развитие музыкального образования в Китае» — включает в себя три параграфа.
В первом из них — «Истоки музыкального воспитания и образования в Китае» — рассматривается музыкальная культура Китая, которая имеет давние традиции. Еще в древние времена великий мыслитель, философ и воспитатель Конфуций придавал огромное значение музыкальному воспитанию и образованию, считая обязательным владение инструментом, голосом. Педагогическая система Конфуция основывалась на синтезе искусств. Им положена традиция собирания народных песен, популярных в то время. Идеи синкретизма всегда были характерны для музыкальной культуры Китая, тексты Х1-У1 вв. до н. э. трактовали слово «юэ» (музыка) как понятие обобщающее поэзию, изобразительное искусство и танец, отмечается, что еще в 714 г. было открыто пять музыкальных учебных заведений. В период с X по XIII в. при династии Сун характерно возрождение в измененном виде конфуцианской теории музыки, где на первый план выдвигается этическое значение. Конфуцию удалось создать многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском обществе почти не зависело от внешних обстоятельств именно потому, что сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании и ценности символического языка культуры. Синкретический подход к воспитанию и образованию личности, который был заложен еще Конфуцием, является основным и сегодня в музыкальном образовании Китая. Необходимо отметить связь с российской музыкальной педагогикой, где основой, символом музыкального образования России XX века является воспитание на основе синтеза искусств.
Второй параграф - «Музыкальное искусство эстрады в Китае и России». Впервые китайская музыкальная культура испытывает влияние европейской традиции в ХУШ-Х1Х вв., которое особенно усилилось на рубеже XIX-XX вв. Долгая история дворцовой музыки иссякает в связи с революцией 1911 г., когда была свергнута династия Цин. В этот период начала создаваться образовательная система в Китае по западному образцу, в школах преподавалась музыка на западный манер. В 1923 году в Пекинском университете открылась
кафедра музыки, а в 1927 году была основана первая консерватория, в которой изучалась современная музыка. Приобщение к музыкальному искусству приобретало все большее распространение, в то время как китайская народная музыка отходила на второй план. Преподаватели музыки, академические музыканты, в основном из Россини из других «западных» стран. Тем не менее, это было также время национального движения, была предпринята попытка синтезировать китайскую и западную музыку. Композиционные приемы из Запада были введены в китайскую традиционную музыку, и эта тенденция продолжается до сих пор.
После смерти Мао Дзедуна новое правительство Китая проводит политику «открытых дверей», которая оказала прямое влияние на музыкальную культуру Китая. Небывалое увлечение исполнительством на академических инструментах, исполнение академической музыки стало характерно для китайской музыкальной культуры. В то же время иностранное влияние ощущалось особенно в Пекине, куда иностранные студенты привозили зарубежные кассеты с рок музыкой. Неудивительно, что первая рок-группа в Китае возникла в 1980 г. в Пекинском университете иностранных языков. 1986 год - это важный год в развитии поп-музыки в Китае, время подъема поп-музыки на материковом Китае. Этот феномен связан с молодым музыкантом Цуй Цзянь, который стал рок-революционером в Китае. Дальнейшие политические мотивы сдерживали распространение поп-музыки, в особенности, рок музыки. Новый период начался с 1993 года, ознаменованный открытием школы MIDI при Народном университете. Школа предлагала трехмесячный курс по основам рока и блюза с участием известных преподавателей, что привлекло музыкантов со всей страны. В 1997 году был введен курс джаза. В результате привело к возникновению андеграунда в стиле пост-папка, металлики и других стилей.
Профессиональное музыкальное, эстрадное образование в России приобретает реальные очертания в последние десятилетия XX века, при этом необходимо отметить, что джазовое искусство в разных формах существовало в России на протяжении всего XX века.
В 1990-е годы российские джаз, рок и поп-музыка профессионализируются и, в связи с новой культурной политикой, обретают новые формы.
Третий параграф — «Образовательные учреждения и программы по направлению «музыкальное искусство эстрады» в Китае и России». В третьем параграфе детально рассматривается становление профессионального образования в России конца XX века. Возникновение стандартов высшего профессионального музыкального образования, открытие кафедр в высших учебных заведениях и эстрадных отделений в музыкальных училищах и колледжах. Утверждается, что профессиональное музыкальное, эстрадно-джазовое образование повторяет тот же путь, что и академическая музыка в XIX веке. Российская музыкальная школа, получившая признание во всем мире, стала тем основанием, на котором сформировалась система профессионального музыкального, эстрадно-джазового образования. В 1994 году, в связи с утверждени-
ем первого стандарта возникает название специальности «музыкальное искусство эстрады», направления, которое включает в себя такие виды, как эстрадно-джазовое пение, инструменты эстрадного оркестра и мюзикл. В 1996 году был открыт первый в России факультет музыкального искусства эстрады и художественной коммуникации на базе кафедры музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, где были разработаны учебные планы и программы в традициях русской музыкальной школы и опыта американских университетов (Texas State University, Mannes College, NWU, US-PLA) в области джаза, рока и поп-музыки.
В Китае открытие направлений и создание учебных программ по направлению «музыкальное искусство эстрады» проходило по аналогичному сценарию. С начала 1980-х годов в результате политике открытости Западу, изучение и обучение Западной музыки в Китае вышло на новый уровень: увеличилось количество исследований, симпозиумов и конференций по проблематике современной западной музыке. В 1993 году Синхайская консерватория объявила набор студентов по специальности поп-музыка. Именно Синхайская и Шэньян-ская консерватории являются первыми высшими учебными заведениями, которые открыли в своих университетах направления поп-музыки. На примерах Сычуаньской консерватории, Сианьской консерватории, Наньцинского художественного института, Тяньцзиньской консерватории можно сделать вывод, что за последние 20 лет открывались дополнительные направления по вокалу, саксофону, электрогитаре, бас-гитаре, ударных, клавишных инструментов. Следует отметить и Современную музыкальную академию Пекина, где изучается европейско-американское и китайское популярное пение, мюзикл, современные песни и танцы, исполнение на инструментах эстрадного оркестра, музыкальная педагогика, мультимедиа, искусство звукозаписи. Контингент студентов- около шести тысяч, преподавателей и сотрудников — семьсот. Таким образом, мы приходим к выводу, что в настоящее время профессиональное музыкально-джазовое образование в настоящее время в Китае находится в начале пути. Существует лишь разрозненная сеть учебных заведений, отделений, кафедр, где осуществляется профессиональная подготовка в этой стилистике музыки. Наибольших успехов, на наш взгляд, сегодня удается достичь в Шанхайской театральной академии на отделении «Постановка мюзикла». Элементы дисциплины этой специальности также встречаются на факультетах, где готовят артистов драматического театра и артистов пекинской оперы в связи с современными тенденциями в музыкальном и танцевальном искусстве.
Вторая глава — «Пекинская опера как предтеча современного мюзикла в Китае».
Первый параграф — «Пекинская опера: история и специфика жанра».
В параграфе рассматривается Пекинская опера, которая на протяжении 200 лет представляет собой гармоничное и уникальное сочетание песни и танца, актерского мастерства и акробатики, красочных костюмов и грима, поэзии, живописи и боевых искусств. Даже перечисление вышеназванных видов театрального
и музыкального искусства роднит его с мюзиклом. Лпщи (цзин-цзи) — термин, который дословно переводится как «пекинская драма»- китайский термин театрального жанра, известный нам как «Пекинская опера». Пекинская опера сформировалась, развилась из разнообразия местных представлений как симбиоз различных стилей, которые обрели свою окончательную форму в Пекине, но не были изначально рождены в этом городе. Этот жанр вобрал в себя элементы театров кип, у1уагщ и Ьап»г1, будучи впервые официально представленным труппой из провинции Аньхой на празднованиях 80-летия императора в Пекине в 1790 г. На протяжении всего XIX и началаХХ вв. на развитие пекинской оперы повлияло несколько факторов. В результате войн, в репертуаре пекинской драмы стали появляться эпизоды, отражающие реальные события, реалии современного времени. Пекинская опера продемонстрировала свою гибкость, способность подстраиваться под новые социальные реалии XIX и XX вв. Расцвет пекинской оперы пришелся на 1930 е гг. Этому способствовали различные школы и направления Пекинской оперы, среди которых самыми известными были школа Мэй Ланьфан (1894-1961), школа Чэн Яньцю (1904-1958), школа Шан Сяоюнь (1900-1975) и школа Сюнь Хуэйшен (1900-1968). В частности, именно благодаря инновациям Мэй Ланьфан пекинская опера завоевала всемирное признание. Таким образом, начиная с эпохи Цин до XX века, можно выделить три периода расцвета пекинской оперы. Первый период пришелся на 1835-1908 гг. Второй пик длился во время поздней республиканской эры (19111949). Третий период расцвета пришелся на период известный как культурная революция(1966-1976). Ввиду своего статуса главного национального изобразительного искусства, пекинская опера стала инструментом пропаганды коммунистической партии. Опера опять была объявлена сердцем нации в виде образцовой революционной оперы yangbanxi. Одной из отличительных черт образцовых опер было использование западного оркестра, включая скрипок и фортепиано. Несмотря на почти десятилетие запрета на традиционную оперу, все же невозможно отрицать, что революционные оперы были первым экспериментом объединения с современными музыкальными инструментами в истории пекинской оперы.
С конца 1970-х гг. все формы древнего искусства стали возрождаться. Экономические и социальные реформы 1990х гг. и политика открытых дверей, привело к тому, что стало ощущаться существенное западное влияние в традиционном жанре оперы. Некоторые драматурги стали подстраивать очевидные западные подходы к традиционным формам. Стержневой особенностью Пекинской оперы является ее глубокая связь с древней китайской традицией восприятия окружающего пространства. Другой особенностью китайской оперы является незыблемость традиции и условность художественного языка. Особую роль занимают в этом жанре маски, которые выполняют роль «транслятора» характера, будучи тесно связанной с культурно-этическими представлениями китайского народа. Пекинскую оперу невозможно представить без красочных
полных символичности костюмов, которые также передают дополнительную информацию о социальном статусе героя и его внутреннем мире.
Второй параграф - «Современные подходы в новейших постановках традиционного жанра пекинской оперы». Сегодня одной из главных задач является соблюдение баланса между желанием сохранить старые традиционные формы и привнести новые элементы, которые бы органично вписывались в контекст сегодняшнего дня. К примеру, пьесы Шекспира «Макбет», «Царство желаний» в которые были интегрированы песни, танцы, речитативы и акробатический бой традиционной китайской оперы с западными канонами. Это создало совершенно новую эстетику восточного театра. Смелыми нововведениями отличается основанный в 1986 г. театр «Современная легенда», цель которого -соединение традиций китайского театра и современных направлений в мировом сценическом искусстве. Среди новейших показов на международных крупных театральных фестивалях, в которых заметно взаимопроникновение западных элементов и пекинской оперы, можно называть следующие:«Король Лир» и «Превращение» в постановке By Ксин-куо (кафкианский абсурд причудливо соединяется с приемами традиционной пекинской оперы) 2013 г., премьера из Сычуани «Кавказский меловой круг» (Брехт в жанре китайской оперы) 2012 г. Новая пекинская опера блок бастер «Красный утес» («Red Cliff») в 2012 году в первые на таком высоком и масштабном уровне была поставлена в Европе. Основываясь на знаменитом сражении 2000 летней давности и переделанная для сцены по одной из великих книг китайской литературы «Легенда о трех королевствах» «Красный утес» повествует о победе южных объединенных сил против северной армии. Для того, чтобы преодолеть языковой барьер, мешающий пониманию традиционных опер, Институт искусств при Пекинском университете иностранных исследований, начавший проект по переводу 100 классических пекинских опер на иностранные языки. Сегодня поклонники пекинской оперы обеспокоены будущим этого жанра. Мы видим два пути развития этой старинной китайской традиции. Первый - сохранение китайской пекинской оперы в первозданном виде, это классическое наследие китайской культуры, национальное достояние, это задача государственной важности и охраняется на государственном уровне. Однако влияние времени диктует новые формы, наполнение новым содержанием, новый современный ритм жизни. Формация современного человека в сегодняшнем социуме отличается от схемы существования 200-летней давности. Сегодня происходит неизбежная трансформация шедевров мирового театра. Это технические обстоятельства, связанные с постановочной составляющей спектакля, звук, высокотехнологичный свет, новые материалы, из которых изготавливаются элементы сценографии. Все это дает нам право говорить о втором пути развития Пекинской оперы, это то, что роднит этот жанр с мюзиклом. Система масок, условность декораций, особая роль ритм-секции, ритм-группы в оркестре, особенная пластика, элементы цирка и акробатики могут быть вплетены в ткань мюзикла и лишь добавят музыкальному спектаклю элементы зрелищности, шоу. Жанр мюзикла, основанный на на-
циональных традициях, этнике Пекинской оперы, придаст самобытность и глубину новому жанру, с другой — привлечет молодого зрителя и сделает большую просветительскую работу, даст новую жизнь замечательным традициям китайской пекинской оперы.
Третий параграф - «Западные мюзиклы в Китае и возникновение постановок на этническом китайском материале». Еще в 20-е годы прошлого века любители музыки в Китае пытались отвечать на вызовы времени. Постановки детских музыкальных спектаклей, написанные Ли Цзиньхуэем, предвосхитили появление нового жанра, вида искусства, который в течение века развился в жанр мюзикла. Настоящее появление и распространение мюзикла в Китае пришлось на середину 1980-х гг. Первой коммерческой постановкой в Китае стал мюзикл под названием «Современная молодежь», премьера которого состоялась в Пекине в 1982 году. Далее последовала целая серия постановок, таких как «Благородная душа», «Стрекоза», «Морские цветы», «Дикий гусь среди вершин деревьев» па народном китайском материале. Первый мюзикл в Китае, созданный исключительно в коммерческих целях, — «Полночный ужас» - был поставлен на средства Шанхайского центра танцевального искусства в 1996 году. Однако и сегодня еще далеко до того момента, когда китайские мюзиклы будут интегрированной частью урбанистической культуры или станут частью модной культуры как постановки на Бродвее. Успех западных мюзиклов подтверждают следующие цифры: китайская версия британского мюзикла «Mamma Mia!» была поставлена в 2011 году на 100 сценах с момента первого показа в Шанхае в июле, в общем привлек 130 000 зрителей и получив выручку на 45 млн юаней. Это был первый мюзикл, в котором все песни были спеты на мандаринском диалекте. Развитие мюзикла происходит в нескольких направлениях: это привнесенные, привезенные спектакли, поставленные на китайской сцене в своем первозданном виде; западные мюзиклы в исполнении китайских актеров и музыкантов и третье, это создание национального продукта на китайских традициях и народном материале.
Третья глава — «Профессиональное музыкальное, эстрадно-джазовое, образование в Китае».
В данной главе рассматриваются проблемы подготовки артистов и преподавателей в области эстрадно-джазовой музыки. В рамках одной диссертационной работы невозможно рассмотреть все виды музыкального искусства эстрады. При рассмотрении заявленной темы мы сознательно ограничились изучением становления системы профессионального музыкального образования в области мюзикла, так как синтезирующий, объединяющий фактор этого профиля в направлении «Музыкальное искусство эстрады» дает возможность проанализировать основные педагогические подходы и методы в данном направлении.
Первый параграф — «Подготовка артистов мюзикла в Китае: высшие и средние профессиональные учебные заведения». Образование по специальности мюзикл развивалось по мере роста спроса и популярности этого жанра в Китае. Наборы в первые группы мюзикла были осуществлены в Художест-
венном институте г. Ухань и в Художественной академии провинции Хунань в 1990-е гг. В этих двух учебных заведениях была подготовлена база, основа для распространения этого вида искусства. Выпускники этих институтов стали высоко квалифицированными специалистами и осуществили постановку нескольких мюзиклов. В эти же годы вышло постановление Министерства культуры, согласно которому Пекинская Академия Танца открыла набор на специализацию «Мюзикл» по программе бакалавриата. Вплоть до 2001 года было осуществлено три выпуска учащихся, а начиная с 2002 года, организован факультет мюзикла. Таким образом, успехи первых профессионалов, специалистов заложили основы развития новых учебных подразделений и заведений в жанре мюзикла. Начиная с 2000 года такие учебные заведения, как Консерватория города Шэньян, Шанхайская консерватория, Сычуаньский педагогический университет и Шанхайская театральная академия открыли наборы на программу бакалавриата по специальности мюзикл. В Пекинским центре изучения современной музыки на протяжении нескольких лет подготавливали и репетировали одни из первых национальных мюзиклов. В течение последних лет, были проведены конференции, посвященные вопросам подготовки специалистов в области мюзиклов и новых форм, исследовалась современная музыка.
Второй параграф — «Образовательные программы по специальности мюзикла в Китае». В данном параграфе рассматривается примерная программа Шанхайской театральной академии по специальности «Мюзикл», где анализируются дисциплины, программы дисциплин, специфика преподавания вокала в китайском вузе на отделении мюзикла, преподавания хора и ансамбля. Анализируются программы классического танца, народного, джазового направления, и других базовых дисциплин учебного плана. Рассматриваются программы по сценической речи и актерского мастерства. Также рассматриваются программы Центральной академии драмы как научно-исследовательского и учебного центра изобразительных и театральных искусств в Китае. Изучены программы вступительных испытаний, цели подготовки молодых актеров и содержание образовательной программы. В Центральной академии драмы сформирована особая учебная программа подготовки профессионалов на основе китайских и церемониальных танцев. Изучается большой репертуар: за семестр студенты обязаны выучить 8-10 новых пьес, на выпускных экзаменах демонстрируются сцены из трех китайских мюзиклов. Особое внимание китайские педагоги придают воспитанию у студентов самостоятельного мышления, возможности в дальнейшем самим ставить свои постановки.
Третий параграф — «Концепция профессионального музыкального образования по специальности «мюзикл» в Китае». В данном параграфе анализируются и изучены учебные планы Чжэнчджоуского педагогического института, Шанхайской театральной академии и учебные планы факультета музыкального искусства эстрады СПбГИК в направлении музыкальное искусство эстрады, профиль «Мюзикл». Сотрудничество между этими вузами осуществляется в течение восьми лет. В 2007 году коллеги из Чжэнчджоуского педаго-
гического института в рамках договора о сотрудничестве и обмена опытом обратились в СПбГИК о разработке концепции, учебных планов по специальности «Музыкальное искусство эстрады». В результате обмена учебными планами и программами между этими вузами установились тесные контакты в виде мастер-классов, консультаций, творческих встреч. Некоторые студенты были направлены в СПбГИК для обучения. В данном параграфе исследованы учебные планы вышеуказанных вузов, а также Шанхайской театральной академии, с которой также был заключен договор о сотрудничестве. Анализ учебных планов, интервью с преподавателями, посещение занятий российских преподавателей с китайскими студентами, обучающимися по данной специальности, дали возможность оценить проделанную работу в данном направлении и представить концепцию профессионального эстрадно-джазового музыкального образования в современном Китае. В новой концепции предложены новое понимание «специальности», которое включает в себя эстрадно-джазовое пение, основы классического танца, народного танца, джаз-танца, современного танца. Были предложены для введения в образовательную программу такие дисциплины, как «История мюзикла», «Выдающиеся исполнители в джазе», «Ритмическое сольфеджио», а также опорой на традиции китайской музыки, китайский народный танец, китайские народные инструменты.
В Заключении сформулированы основные положения, выносимые на защиту, уточняется научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, намечаются перспективы дальнейшего научного поиска в избранной предметной области. Таким образом, для систематизации и создания системы музыкального, эстрадно-джазового, образования были проведены ряд мероприятий в китайских вузах и СПбГИК. Было осуществлено ан-кетироваЕше студентов Шанхайской театральной академии и Китайской консерватории в Пекине в 2012 году, наблюдение учебного процесса в китайских музыкальных и театральных вузах и средних учебных заведениях; наблюдение и непосредственное собственное участие автора данной работы в учебном процессе СПбГИК на факультете музыкального искусства эстрады. Проведенное анкетирование студентов Шанхайской театральной академии, китайской консерватории в г. Пекин, (свыше 150 чел.) доказывает стойкий интерес к этой стилистике музыки и, особенно, к жанру мюзикла. С другой стороны, эксперимент, который был поставлен в СПбГИК, на факультете музыкального искусства эстрады показал возможность проникновения в глубокие китайские традиции, китайскую музыкальную культуру, китайскую инструментальную музыкальную культуру, так как были использованы народные музыкальные инструменты Китая, современными средствами жанра мюзикл.
Проведя наблюдения, анализ сайтов, учебных программ таких высших учебных заведений, как Шанхайская театральная академия, Чжэнчжоуский педагогический институт, СПбГИК мы приходим к выводу, что контакты последних восьми лет дали возможность осуществить данное диссертационное исследование, где были систематизированы образовательные программыпо специ-
альности «Мюзикл» в современном Китае и России и была предложена концепция музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае.
В основу концепции положен тезис о том, что мюзикл является базовым, синтезирующим жанром в эстрадно-джазовой музыке, аналогично и в образовательном процессе. «Мюзикл» выступает центральным видом в системе музыкального, эстрадно-джазового образования. Предлагается рекомендовать китайским коллегам усилить блок образовательных программ в цикле «Эстрадно-джазовое пение», предлагается обратиться к методикам, разработанным на факультете музыкального искусства эстрады и, в частности, методике доцента Ру-чинской Т. И. по эстрадно-джазовому вокалу (прил. № 1). Как мы видели из приведенных интервью преподавателей, которые работали со студентами из КНР, основная проблема, заключалась в освоении ритмических особенностей и трудностейв различных стилях и течениях джазовой музыки. В связи с этим, предлагается ввести в учебный процесс дисциплину «Ритмическое сольфеджио», введенную на факультете музыкального искусства эстрады и разработанную старшим преподавателем В. Т. Султановым. Данный предмет представляет собой комплекс упражнений, позволяющих развить чувство ритма, ритмическое мышление и фантазию, достичь ритмической свободы во время исполнения в простых и сложных размерах; познакомить студентов с ритмическими структурами и формулами, которые соответствуют различным эстрадным и джазовым стилям и жанрам. Автор диссертации подробно изучила данный курс и организовала ансамбль, состоящий из студентов, обучающихся по программе бакалавриата на факультете музыкального искусства эстрады, ансамбль по исполнению авторских (С. Ю.) китайских народных аранжировок на китайских народных инструментах, в разных стилях эстрадно-джазовой музыки. В приложении № 3 представлены инструменты и процесс занятий автора данной работы со студентами. В качестве укрепления блока музыкально-теоретических дисциплин предлагаем ввести дисциплину, разработанную на факультете музыкального искусства эстрады «Выдающиеся исполнители в джазе» Заслуженным артистом России, кандидатом культурологии, доцентом П. К. Корневым. В данный предмет дает возможность познакомиться с такими джазовыми стилями, как ранний джаз, диксиленд, появление ладовых структур, би-боп, кул, хард-боп, современный джаз. Изучить джазовые стандарты, познакомиться с творчеством выдающихся мастеров джаза и проанализировать нотный материал, разобраться в связи пентатоники и диатоники1. Введение в учебный процесс предложенных дисциплин даст возможность обучающимся в китайских вузах студентам более широко ощутить и осмыслить мир эстрадно-джазовой музыки и повысить качество преподавания, а затем и качество будущих выпускников.
1 См.: Корпев П.К. Стилистические особенности в творчестве выдающихся джазовых пианистов 30-40-х гг.: сольная импровизация и аккомпанемент : учеб. пособие / СПбГУКИ, Фак. эстрад, искусства и худож. коммуникации. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2007. 159 с.
Основные положения диссертации отраженыв следующих публикациях:
Публикации в специальных изданиях, утвержденных ВАК:
1. Хуан Сяныой. Роль конфуцианского наследия в педагогической системе Китая [Текст] / Сяньюй Хуан // Вестн.Орлов.гос. ун-та. — 2012. —№ 2 (22). - С.398-400.
2. Хуан Сяньюй. Пекинская опера XXI в. [Текст] / Сяньюй Хуан // Научное мнение,- 2014. -№ 12. - С.90-93.
3. Хуан Сяньюй. Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России [Текст] / Сяньюй Хуан // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 2, янв.— С. 105—107.
Иные публикации:
4. Хуан Сяныой. Система музыкального образование в Китае [Текст] / Сяньюй Хуан // Вестн. С.- Петерб. гос. ун-та культуры и искусств.— 2012. — №2(11), июнь. - С. 155-159.
Подписано в печать 17.02.2015г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1,2. Уч.-издл 1,2. Тир. ЮОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. 1ого1Кхе1@таП. Зак. № 13575 от 17.02.2015г.