автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов
- Автор научной работы
- Курильченко, Елена Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов"
На правах рукописи
КУРИЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Специальность 13.00.02.-теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
МОСКВА-2005
Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Научный руководитель:
заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Арчажникова Людмила Григорьевна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Немыкина Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук, профессор Морозова Зинаида Павловна
Ведущая организация:
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Защита состоится « р » 2005 года в в часов на заседании
диссертационного совета Д 212.136.06. при Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.
Автореферат разослан
2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Геворгян Н.Р.
Актуальность исследования. Возрождение культуры нашего общества возможно лишь при условии обеспечения полноценного образования молодого поколения - как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Коренные перемены в общественно-политической и культурной жизни России в последние годы значительно повлияли на образовательную систему, в которой произошли существенные преобразования.
Современный преподаватель любой дисциплины не может полноценно работать без учета интересов и склонностей учеников, определяющих их вкусовые пристрастия и приоритеты. В свою очередь, исследования художественно-эстетических интересов и увлечений студенческой аудитории свидетельствуют: интерес к джазу в значительной мере доминирует над интересами и увлечениями, связанными с классическим и народным искусством. Это диктует необходимость включения джаза, как высокопрофессионального искусства, в учебные планы музыкально-педагогических ВУЗов.
На музыкальных факультетах педагогических ВУЗов преподаватель таких специальных дисциплин, как гармония, анализ музыкальных произведений, история музыки (зарубежной, отечественной, современной), основной музыкальный инструмент сегодня уже не может полноценно работать со студентами, не располагая необходимым минимумом сведений из области современных музыкальных жанров, в том числе джазового искусства. Не следует забывать и о том, что многие выдающиеся образцы музыкальной классики ранее бытовали именно как массовые музыкальные жанры. Концертно-исполнительская практика известных музыкантов, а также практика бытового музицирования свидетельствуют о том, что в рамках джазовой музыки наличествуют высокохудожественные произведения искусства.
Изучение джаза уже подразумевает творческую деятельность, что обусловлено спецификой данного вида музыки (стремление к экспромту, вариантность в исполнении, импровизационность), следовательно, в современных условиях приобщение к джазовой культуре может способствовать развитию творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов и привить хороший музыкальный вкус нашей молодежи. Сказанным определяется актуальность настоящего исследования.
Проблема: недостаточная творческая активность, отсутствие импровизационных навыков у студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (не специализирующихся в области эстрадно-джазового искусства).
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в процессе опытной работы возможность влияния обучения джазовому искусству на развитие творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Объектом исследования является процесс обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Предмет исследования: джазовое искусство как средство развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.
В диссертации выдвигается следующая гипотеза.
Овладение джазовым искусством в рамках высшего (профессионального) музыкального образования заключает в себе возможность формирования творческой деятельности:
предоставляет студентам возможность овладеть одной из современных форм музыкальной культуры;
повышает интерес к занятиям музыкой и развивает творческие навыки студентов;
способствует исполнительской свободе и совершенствованию приемов игры на основном инструменте;
расширяет кругозор студентов и воспитывает хороший музыкальный вкус.
В целом, изучение джаза способствует профессионально-творческому росту и общекультурному развитию музыканта.
Приобщение учащейся молодежи к основам джазового искусства должно осуществляться в виде последовательных этапов и стадий, характеризуясь движением от простого к сложному, от известного к неизвестному. Целью при этом является постепенное, систематическое освоение всего комплекса выразительно-технических приемов и средств, присущих данной культуре. Ассимиляция студентами элементов джазовой культуры осуществляется вместе с соответствующей пропедевтической (теоретической) подготовкой. Последняя должна выражаться в ознакомлении обучаемых с историей джаза, основными стилевыми метаморфозами, имевшими место в рамках этого искусства. Специальное внимание в ходе пропедевтической подготовки следует уделять специфически джазовому лексикону, который студентам необходимо освоить. Практические занятия связаны с овладением выразительно-техническими средствами джазовой гармонии, ритмики, мелодики.
Обучение джазовому искусству должно быть составной частью всего учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов, при этом джазовое искусство, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, не должно противопоставляться традиционным формам учебной работы, а находиться с ними в органичной взаимосвязи.
Степень разработанности проблемы. Существующие сегодня немногочисленные исследования, посвященные вопросам джазового искусства, отражают в первую очередь изменившееся мироощущение, отличное от того, которое было свойственно предыдущим поколениям (до XX века). В своем восприятии действительности и искусства оно опиралось на четко установленные правила, присущие особенностям европейского музыкального мышления. В России, в советское время, эти особенности
проявлялись во многом сквозь призму идеологических событий, обусловленных известными тенденциями государственной политики. Так, в России, с 30-х до 80-х годов XX века исчезают методы обучения импровизации и негласно преследуется джаз. Об этом факте отечественной музыкальной культуры писали А. Баташев, В. Конен, Г. Лукьянов, А. Медведев, В. Фейертаг. Джазовое искусство не было включено в практику музыкального образования и так продолжалось на протяжении длительного времени.
Интерес к джазу в России возрождается к 90-м годам XX века в программах курсов джазовых училищ и эстрадно-джазовых факультетов ВУЗов. Многие исследователи (Б.Г. Гнилов, О.С. Жаркова, О.В. Попова, А.В. Пчелинцев, Ю.В. Степняк, Е.Б. Шпаковская и др.) констатируют несомненную пользу применения джазового искусства в целом для подготовки музыкантов-профессионалов и отмечают необходимость изучения джаза в рамках, как общего, так среднего и высшего музыкального образования в целях совершенствования музыкальных способностей личности и ее творческого самовыражения.
В современной науке накоплен материал, который можно использовать, как теоретическую базу исследования джазового искусства. Вместе с тем объективный анализ этого материала показывает определенный дефицит исследований в отечественной литературе в данной области. В частности, недостаточно разработанным остается вопрос о джазовом искусстве как средстве развития творческой деятельности обучающихся.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- охарактеризовать историю джазового искусства и выявить на основе имеющегося опыта, а также анализа соответствующих теоретических источников, степень влияния изучения джаза на эффективность процесса обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов;
- определить условия, способствующие наиболее оптимальному проведению музыкальных занятий с привлечением элементов джазового искусства;
- разработать и обосновать принципиально важные теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазового искусства как средства организации творческой деятельности будущих преподавателей музыки;
- сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков в области джазового искусства и найти возможности его использования в учебной и концертно-исполнительской практике студентов;
проверить опытно-экспериментальным путем эффективность теоретических и методических положений настоящего исследования.
Методологической основой исследования послужили:
- система категорий и понятий, связанных с проблемами творческой деятельности и разработанных великими мыслителями в науке прошлого (в трудах Платона, Аристотеля, И Канта, Н.Л. Бердяева, B.C. Соловьева, А. Бергсона, В. Библера, М. Дюфренна и др.).
- труды дидактов, посвященные проблемам формирования гармонично развитой личности (Ю.Д. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.) и психологов (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, B.C. Мейлах, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, А. Маслоу и др.).
труды специалистов в области искусствознания, эстетики (А.В. Луначарский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор и др.) и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др.).
- исследования специалистов в области эстрадно-джазовой культуры (А.Н. Баташев, И.М. Бриль, О.С. Жаркова, В.Д. Конен, А.В. Медведев, Е.В. Овчинников, О.В. Попова, А.В. Пчелинцев, Ю.В. Степняк, В.Б. Фейертаг, Е.Б. Шпаковская, Д. Коллиер, Ю. Панасье и др.).
Использовались следующие методы научного исследования:
- изучение широкого круга научно-литературных источников (философия, психология, педагогика, эстетика, искусствознание, методика музыкального воспитания);
обобщение опыта работы ведущих музыкантов-педагогов, специализирующихся в данной сфере;
- обобщение собственного опыта;
- опытно-экспериментальные методы исследования: педагогические наблюдения, тестирование, беседы со студентами, анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, слуховой анализ музыкальных произведений, проведение контрольных работ, анализ самостоятельных и совместных творческих заданий студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова.
Научная новизна работы заключается в следующем.
Исследовано джазовое искусство как средство развития творческой деятельности в рамках высшего (профессионального) музыкально-педагогического образования.
Разработан новый специальный курс, общий для всех студентов старших курсов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (сочетающий в себе пропедевтическую и практическую подготовку) -«Основы эстрадно-джазового искусства». Спецкурс направлен на развитие творческой деятельности и включен в программу обучения.
Предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.
Выявлены, разработаны и экспериментально проверены наиболее эффективные формы работы (проведение творческих, контрольных работ,
открытых занятий-концертов и др.) и методы (гармонизации, сольфеджирования, сочинения, импровизации и др.), обеспечивающие продуктивное развитие творческой активности студентов-музыкантов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки через внедрение в практику учебного процесса музыкальных факультетов педагогических ВУЗов обучения джазовому искусству как средству развития творческой деятельности студентов:
• охарактеризована история американского и отечественного джаза в разработанной автором краткой хронологической системе.
• выявлено место и значение джазового искусства в мировой музыкальной культуре (определена взаимосвязь джаза с академическим искусством и музыкой «третьего пласта»), а также в системе современного музыкального образования на всех его ступенях (школа, колледж, ВУЗ).
• определены теоретические и методические позиции разработанного специального курса.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что предложенная в ней программа обучения джазовому искусству (история джаза, раскрытая на лекциях; практические индивидуально-групповые занятия, посвященные изучению специфики джазовой гармонии, ритмики, мелодики, импровизации, манере исполнения; открытые занятия-концерты, зачет и экзамены, в основе которых - показ и исполнение творческих заданий) может быть использована в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий на дисциплинах: «Музыка», «Эстетика», отчасти -«Мировая художественная культура».
Результаты исследования могут быть также использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в ДМШ: в программе факультативных классов эстрадно-джазового искусства, на эстрадно-джазовых отделениях, в классе ансамбля и аккомпанемента.
Разработанная программа может быть использована в музыкальных училищах (колледжах), музыкальных и гуманитарных ВУЗах по следующим дисциплинам: «Современная музыка», «Музыка популярных жанров XX века», «Основы джазовой импровизации», «Основы эстрадно-джазового искусства».
Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; логикой исследования, значимостью результатов опытного эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Включение джазового искусства в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогических ВУЗов способствует развитию творческой активности студентов и повышению уровня образования современных преподавателей музыки.
2. В процессе обучения джазовому (эстрадно-джазовому) искусству студенты приобщаются к художественно-ценным образцам этой музыкальной культуры, что способствует формированию творческих навыков и хорошего музыкального вкуса.
3. Экспериментальная методика введения джаза в систему высшего музыкально-педагогического образования обеспечивает разностороннее обучение студентов: позволяет использовать джазовый (эстрадно-джазовый) музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал в их педагогической деятельности, формирует навыки сочинения и импровизации; способствует повышению интереса к профессии.
Апробация предложенной программы проходила в период 1998 -2001гг. на базе ДМШ №10 им. Л.В. Бетховена г. Москвы (в старших классах); в рамках курса «Основы эстрадно-джазового искусства» на кафедре культурологии и методологии музыкального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова в период 2002 - 2004гг.; а также через публикацию соответствующих материалов.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений; общим объемом 268 страниц, из которых основного текста 185 страниц, 18 страниц библиографического списка, включающего 225 источников на русском и английском языках. В приложениях представлены: материалы опытно-экспериментальной работы, программа курса «Основы эстрадно-джазового искусства», примеры творческих работ студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. Работа иллюстрирована нотными примерами, таблицами и диаграммами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются проблема, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, гипотеза, методологические основы и методы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации - «Историко-теоретические основы исследования джазового искусства как средства развития творческой деятельности» - состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются проблемы творческой деятельности в философском и психолого-педагогическом аспектах. Понятие творчества раскрывается в концепциях ряда философов, как отечественных, так и зарубежных: Н.А. Бердяева, B.C. Библера, B.C. Соловьева, А. Бергсона, М. Дюфренна и др. Выявляются и классифицируются такие показатели, как результат творческой деятельности, новизна, творческие задачи, фазы творческого цикла. В предмете философии творчество определяется, как процесс сложных объектно-субъектных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. В психолого-педагогической науке вопросы природы творчества исследуются в
трудах Л.С. Выготского, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, а также Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, Дж. Гилфорда, А. Маслоу и др. Анализ их работ позволил выделить следующие положения: рассматривать творчество правомерно не только как деятельность, направленную на создание нового, но и как на субъективно индивидуально «новое» - важно стремление и реализация человека себя в творчестве, в какой бы форме оно не происходило и как бы значима ни была новизна данной деятельности для общества; творчество в широком смысле не является привилегией отдельных индивидуумов, будучи нормативным спутником развития личности.
В рамках настоящего исследования особое внимание уделяется профессиональному творчеству, которое является необходимым условием успешной работы преподавателя музыки. Творческая деятельность лежит в основе профессии учителя музыки, когда он выступает в аудитории в качестве режиссера, певца, дирижера и исполнителя. Это значит, что на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов развитию творческой активности студентов следует посвящать большую часть учебно-воспитательной работы. Примером профессионального творчества служат занятия в концертмейстерских, хоровых и классах основного инструмента.
Современное музыкальное образование разнопланово и включает в себя изучение, как академической, так и джазовой, не менее серьезной музыки. Изучение джаза стало сегодня повсеместным, распространенным явлением, что связано с демократизацией нашего общества, образовательной системы и тенденцией к индивидуализации, творческому самовыражению личности. Джазовое искусство и творческая деятельность рассматриваются в тесной взаимосвязи, так как овладение джазовой культурой невозможно без творчества, которое, в свою очередь, является фундаментом джаза. Знакомство с джазом выступает, как одно из возможных средств развития творческой активности студентов-музыкантов.
Второй параграф посвящен истории преимущественно американского и отечественного джаза, что представляется необходимым для постижения и наиболее полного исследования этого вида современной мировой музыкальной культуры. Рассматриваются вопросы, связанные с рождением джазового искусства, основными этапами его развития, лучшими представителями жанра. Исследование опирается на работы А.Н. Баташева, В.Д. Конен, А.В. Медведева, Е.В. Овчинникова, В.Б. Фейертага, Дж. Коллиера, Ю. Панасье.
История джазового искусства разработана и представлена в краткой хронологической системе.
Американский джаз рассмотрен поэтапно: традиционный джаз (новоорлеанский, чикагский периоды) - середина XIX века - 20-е годы XX века; эпоха свинга, занимающая промежуточное положение между традиционным и современным джазом - 30-е - 40-е годы XX века; современный джаз (би-боп, модерн-джаз, хард-боп, третье течение, «свободный джаз», джаз-рок, фьюжн) - с 50-х годов XX века.
История отечественной джазовой культуры раскрыта в последовательности: становление советского джаза, включающее в себя два направления - песенное (Л. Утесов, И. Дунаевский) и инструментальное (А. Цфасман, В. Кнушевицкий) - 20-е - 50-е годы XX века; развитие советского джаза (взлет в отечественной джазовой музыке, рождение российского рока, джаз-рока) - 60-е - 70-е годы XX века; современный джаз - с 80-х годов XX века.
Исследуя джазовое искусство применительно к проблеме национального, автор обозначил два основных исторических этапа его развития: /. От первозданного, американского джаза - к интернациональному. Период, когда джаз, рожденный в относительно замкнутой социокультурной среде, перерастает в явление интернациональное, мировое - 20-е - 40-е годы XX века. 2. От интернационального - к новонациональному джазу. На второй фазе своего развития джазовое искусство, сохраняя специфику, основополагающие эстетические признаки, обретает новые черты под влиянием различных национальных традиций - вторая половина XX века.
В третьем параграфе определяется место джаза в современной музыкальной культуре; выявляется высокопрофессиональный уровень этого вида музыки.
Джазовое искусство, как справедливо отмечает В.Д. Конен, сформировалось в рамках так называемого «третьего пласта», имеющего свою историю возникновения и развития, особый музыкальный язык. Этот «пласт» помимо джаза включает в себя поп-, рок-музыку, авторскую песню и т.д. Однако именно в джазе музыканты достигли уровня высокой культуры и эстетики, свойственного творчеству лучших композиторов европейской традиции. Заслуга джаза — в оказании огромного влияния на всю музыку сферы «третьего пласта», результат которого обнаруживается в современных мюзиклах, бардовских песнях, популярной эстрадной музыке.
В параграфе рассматриваются вопросы, связанные с развитием и стремительным распространением джазовой культуры (формирование национальных джазовых школ; технологизация, как одно из основных условий развития джаза).
На современном этапе в качестве естественных причин, объясняющих немаловажную роль, высокую оценку и значение джазового искусства выделяются следующие: усиление проявления концертности, увеличение функции ударных инструментов, шумовых эффектов, усиление импровизационности, интенсификация ритма. Характерными чертами профессионального джаза и эстрады в целом стали мультиинструментализм и зрелищность.
Одной из устойчивых тенденций современного музыкального искусства является встречное движение, взаимодействие академической музыки и джаза. Вопрос взаимодействия джазовой и академической музыки рассматривается с двух сторон:
- интерес композиторов-академистов к джазу (С. Слонимский, А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Эшпай, К. Дебюсси, Д Мийо, М. Равель и др.),
- стремление джазовых музыкантов к серьезной трактовке своего искусства (И. Бриль, Ю. Чугунов, Ч. Кориа, К. Ружичка, Д. Эллингтон и др.).
В результате взаимопроникновения джаза и академической музыки появляются оригинальные композиторские сочинения, относящиеся к музыкальному стилю - «третье течение» (термин, введенный Г. Шуллером). Современное «третье течение» распространяется на такие стили, как симфоджаз, свитмузыка, фьюжн.
Джазовое искусство оказало большое воздействие на состав академического оркестра: в пример приводится включение в музыкальные сочинения академической традиции инструментов с ярко выраженной джазовой техникой: ударных, фортепиано, контрабаса, трубы, саксофона.
Поскольку в диссертации джаз рассматривается не только автономно, но и во взаимосвязи с различными формами современной музыкальной культуры, одним из освещаемых вопросов стало соединение двух жанров (джаза и рока), в результате которого рождается крупное музыкальное направление - джаз-рок. Такому противоречивому явлению мировой музыкальной культуры, как рок-музыка посвящены высказывания А. Козлова, С. Слонимского, X. Хэнкока, А. Цукера. Однако, несмотря на разнообразные мнения, представляется очевидным, что внедрение электроинструментов, характерных для роковой культуры обогатило спектр выразительных средств джаза и явилось движением к профессионализации данного вида музыкального искусства.
Джаз приобретает сегодня все большее значение в мировой музыкальной культуре, вместе с тем, несмотря на высокую оценку, он недостаточно популяризуется. Необходимы образовательные программы, джазу нужно учить. На Западе джазовое образование высоко развито (джазовый колледж Беркли в Бостоне, школа «Римон» в Тель-Авиве, Иерусалимская консерватория, Джульярская музыкальная школа и т.д.). В России на современном этапе, безусловно, развивается эстрадно-джазовое образование, но его методические разработки пока немногочисленны. Этот факт во многом замедляет процесс естественного восприятия жанра через утвержденные образовательные программы, обедняет кругозор людей, интересующихся современной музыкой и, как следствие, снижает общий уровень нашего музыкального образования.
Джазовое искусство является феноменом культуры XX - начала XXI столетия, отразившим духовные, социально-исторические и научно-технические аспекты бытия общества, оказавшим влияние на развитие музыки «третьего пласта», академического музыкального искусства, обогатившим систему музыкального образования (в России и за рубежом) и современную мировую музыкальную культуру в целом.
В четвертом параграфе проводится анализ основополагающих теорий и методик обучения джазовому искусству, накопленных отечественными
исследователями к настоящему времени; выносятся теоретико-методические положения автора.
Становление джазового образования в России относят к началу 70-х годов, когда появляются первые учебные заведения, готовящие квалифицированных специалистов в этой области. Именно тогда возникла необходимость разработки учебных программ, планов, методических пособий по джазу. В 80-х годах появляются фундаментальные труды И.М. Бриля, Ю.Н. Чугунова; к этому же времени относят научные исследования А.Н. Баташева, В.Д. Конен, А.В. Медведева, Е.В. Овчинникова, В.Б. Фейертага.
Расцвет отечественного джазового образования падает на 90-е годы XX века и связан, во-первых, со стремительно растущим интересом к джазовой культуре со стороны композиторов академической традиции, музыкантов-исполнителей, педагогов-практиков; во-вторых, с проникновением джаза в систему общего, среднего и высшего музыкального образования, что было обусловлено начавшимся процессом демократизации образовательной системы в целом. Отмечены научные труды Б.Г. Гнилова, О.С. Жарковой, А.С. Казуровой, А.В. Пчелинцева, Ю.Н. Черенкова.
В начале XXI века роль джазового искусства возрастает, как на концертной эстраде, так и на всех ступенях музыкального образования и, как следствие, появляется все большее количество учебно-методических разработок (А.Г. Рогачев, А.В. Соболев, С.А. Тихонов) и новых диссертационных исследований (работы О.В. Поповой, Ю.В. Степняка, Е.Б. Шпаковской, И.В. Юрченко).
Подробный анализ современных научных исследований позволил выделить центральные теоретико-методические положения и дополнить их следующими:
- На музыкальных факультетах педагогических ВУЗов изобилие джазовых дисциплин является нерациональным. Достаточно познакомить студентов с джазовой культурой, заинтересовать и дать возможность использовать музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский джазовый материал в их учебной и дальнейшей педагогической деятельности.
- Практическое освоение джазовой музыки, по мнению автора, может включать в себя пять основных направлений и должно осуществляться поэтапно в последовательности:
/. Основы джазовой гармонии.
2. Основы джазовой ритмики.
3. Основы джазовой мелодики.
4. Основы джазовой импровизации.
5. Основы джазового исполнительства.
- Рассмотренные в современных отечественных исследованиях методы (синектики, посредника, чтения с листа и т.д.) целесообразно дополнить другими эффективными способами, которые также способствуют развитию творческой деятельности студентов. Выделены следующие методы:
- инструментального диалога;
- инструментальной дискуссии;
- караоке;
- сочиненияджазовыхкомпозиций;
- импровизации.
- В качестве основного и наиболее результативного метода в процессе практического освоения джаза будущими преподавателями музыки выступаетметод сочинения джазовыхкомпозиций.
Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа. Методика развития творческой деятельности в процессе обучения джазовому искусству» - описываются ход и результаты экспериментального обучения по предложенной методике, направленной на выявление значения джазового искусства в системе высшего музыкального образования и возможности его влияния на развитие творческой деятельности будущих преподавателей музыки. В связи с тем, что сегодня джазовое искусство существует не столько автономно, сколько во взаимосвязи с различными эстрадными жанрами, экспериментальное исследование включало в себя обучение эстрадно-джазовому искусству (с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал), которое, в свою очередь, дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле творческой деятельности обучаемых.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе факультета культуры и музыкального искусства Московского Государственного Открытого Педагогического Университета (МГОПУ) им. М.А Шолохова в течение двух учебных лет (2002 - 2003, 2003 - 2004гг.); включало в себя два этапа: констатирующий и обучающий (в эксперименте участвовало 99 студентов). Сравнение результатов двух этапов эксперимента, фиксированных с помощью контрольных срезов, позволило определить качественные и количественные изменения в развитии творческой активности студентов.
Основными задачами на констатирующем этапе исследования были следующие:
- определение уровня творческой деятельности студентов старших курсов (III, IV, V) факультета культуры и музыкального искусства;
- изучение музыкальных предпочтений студентов;
- выявление у обучаемых знаний, умений и навыков в области эстрадно-джазового искусства;
- выявление отношения студентов и преподавателей факультета к разработке и проведению специального курса, посвященного основам эстрадно-джазового искусства и призванного способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого студента, развитию его творческой деятельности;
- разработка программы обучения.
Констатирующий эксперимент включал: студентов старших курсов и часть преподавательского состава факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. МА Шолохова; преподавателей музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета (ПИ СГУ) им. Н.Г. Чернышевского и преподавателей музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета (ЧГПУ) им. И.Я. Яковлева.
В ходе констатирующего этапа исследования использовались традиционные психолого-диагностические методы: велись педагогические наблюдения за испытуемыми, анализировались их творческие работы; проводились беседы о современной эстрадно-джазовой музыке, а также анкетирование, тестирование, интервьюирование (отдельно - со студентами, отдельно - с преподавателями); студентами было выполнено специально разработанное музыкальное задание - «Слуховой анализ музыкального произведения», - позволяющее определить готовность к обучению эстрадно-джазовому искусству.
Образцы анкеты, теста, интервью, музыкального задания представлены в приложении диссертации.
По итогам было выявлено:
- по мнению 100% респондентов творческая активность студента-музыканта является необходимым условием его успешной педагогической деятельности;
- музыкально-эстетические интересы и увлечения студенческой аудитории связаны с эстрадным искусством, однако, несмотря на определенный интерес к джазовой музыке, знания в этой области практически отсутствовали;
- желание изучать джаз выразило подавляющее большинство опрашиваемых;
- эстрадно-джазовое искусство пользуется безусловным вниманием преподавателей музыкальных факультетов педагогических ВУЗов и, согласно результатам интервьюирования, является желательным компонентом в системе высшего музыкального образования;
- слуховой анализ музыкального произведения показал, несмотря на довольно низкие результаты, наличие профессионального опыта в области музыки (умение правильно охарактеризовать мелодию, знание некоторых гармонических построений и ритмических комбинаций) и подготовленность студентов-старшекурсников к овладению новой для них музыкальной культурой.
Уровень творческой деятельности определялся на основе следующих критериев: I. Инициатива студента. 2. Степень заинтересованности в познании нового материала, в приобретении профессиональных умений и навыков. 3. Стремление к деятельности, носящей комбинированный характер (стремление к созданию «нового»). 4. Умение сочинять музыку на учебном уровне. 5. Владение импровизацией. 6. Проявление индивидуальности студента (свобода самовыражения в музыкальной деятельности). 7. Участие в
концертах (в других музыкально-творческих мероприятиях). Каждый из критериев оценивался по пятибалльной шкале; результаты заносились в специальные карточки, заведенные на каждого студента, участвовавшего в эксперименте, и обрабатывались соответствующим образом.
В результате проведенной диагностики было установлено, что наибольший процент от общего числа на каждом курсе составили студенты с уровнем развития творческой деятельности ниже среднего, что явилось главным показателем констатирующего этапа исследования.
Осмысление полученных данных выявило необходимость целенаправленной работы в ВУЗе по развитию творческой деятельности будущих учителей музыки, осуществляемое через обучение эстрадно-джазовому искусству.
Центральными задачами обучающего этапа исследования были определены:
- обучение основам эстрадно-джазового искусства (с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал) по разработанной автором программе;
- развитие творческой деятельности студентов через джазовое искусство;
- определение степени влияния эстрадно-джазового компонента на весь учебно-воспитательный процесс в ВУЗе.
Обучение эстрадно-джазовому искусству осуществлялось в рамках специально разработанного курса «Основы эстрадно-джазового искусства», включавшего в себя историко-теоретический (лекционный) и практический разделы. Занятия начинались с теоретической подготовки студентов; далее, одновременно с продолжением историко-теоретического раздела, обучаемые приступали к практическим занятиям: овладевали основными элементами джазового искусства, сочиняли небольшие джазовые пьесы, осваивали импровизацию, основы джазового исполнительства, знакомились с известными эстрадно-джазовыми композициями.
Участвовавшие в эксперименте студенты были разделены на три группы: две экспериментальные и одну контрольную.
Экспериментальная группа № 1 (V курс) изучала курс по разработанной программе в период ноябрь 2002 года - апрель 2003 года. Необходимо было выявить, насколько овладели студенты эстрадно-джазовым материалом, и изменился ли уровень их творческой деятельности за это время.
Экспериментальная группа №2 (IV курс) обучалась в течение полутора лет - с ноября 2002 года по апрель 2004 года. Необходимо было определить сформированность знаний, умений и навыков в области эстрадно-джазового искусства и уровень развития творческой деятельности студентов, прошедших расширенный курс обучения.
Контрольная группа (III курс) наблюдалась в течение двух учебных лет; по разработанной программе не обучалась.
Конечной задачей обучающего этапа опытно-экспериментальной работы являлось проведение сравнительного анализа результатов трех исследуемых групп и приведение соответствующих выводов.
Изложим краткое содержание специального курса «Основы эстрадно-джазового искусства»
Историко-теоретический раздел курса «Основы эстрадно-джазового искусства» включал в себя обзор основных явлений и феноменов западной (преимущественно американской) и отечественной эстрадно-джазовой музыкальной культуры начиная с XIX века и вплоть до наших дней. Лекционный курс был выстроен в четко определенной последовательности и разделен на две части:
I часть посвящалась истории зарубежной эстрадно-джазовой музыке (основу составляла история американского джаза);
II часть - истории отечественной эстрадно-джазовой музыке (основу составляла история российского джаза).
Историко-информационная часть содержала в себе сведения о типичных жанрах, стилях, формах, всемирно известных коллективах, композиторах и исполнителях; важной частью лекционных занятий явилось знакомство обучаемых со специфически джазовым лексиконом, основными категориями и понятиями, имеющими место в рамках данного искусства. Историко-теоретический раздел был иллюстрирован методами зрительной и слуховой наглядности: это исполнение автором исследования целого ряда музыкальных композиций, широкое использование аудиозаписей, демонстрация фотографий, рисунков, ознакомление студентов с нотными сборниками, учебными пособиями, а также с художественной литературой, которая служила дополнением к лекционному курсу.
В диссертации подчеркивается, что для испытуемых лекционный курс не ограничивался только слушанием лекций, музыкального материала, просмотром исторических документов (фотографий, рисунков), учебных пособий и нотных сборников. Принципиально важной была творческая активность студентов уже на лекционных занятиях, поэтому программа обучающего курса включала в себя выполнение студентами творческих работ историко-теоретического содержания, которые были представлены, как в письменной, так и в устной формах (рефераты, доклады).
Вслед за углубленными экскурсами в историю и теорию эстрадно-джазового искусства, студенты перешли к его практическому освоению. В дальнейшем ходе экспериментального обучения историко-теоретические и практические аспекты находились в тесной взаимосвязи и органичном единстве.
Практическая часть обучающего курса осуществлялась поэтапно и базировалась на освоении студентами джазового искусства, представленного в пяти направлениях: I. Основы джазовой гармонии. 2. Основы джазовой ритмики. 3. Основы джазовой мелодики. 4. Основы джазовой импровизации. 5. Основы джазового исполнительства.
В главе дается подробное описание каждого направления с представлением специально разработанных музыкальных упражнений, заданий (например, исполнение «Джазовой секвенции», «Движение в открытой позиции», «Гармонизация темы блок-аккордами»); выделены принципы обучения (доступности, от простого к сложному, от известного к неизвестному, минимальной достаточности музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского материала эстрадно-джазового направления и отбора его лучших образцов); раскрыты методы (инструментального диалога, инструментальной дискуссии, караоке, сочинения джазовых композиций, импровизации), ведущие к развитию творческой активности обучаемых.
Изучение джазовой гармонии было первым этапом на пути практического освоения джаза. В рамках этого направления студенты приобретали необходимые сведения об особенностях джазовых аккордов и стереотипных гармонических оборотах. Принимая во внимание академическую направленность музыкальной подготовки испытуемых, очень эффективным оказался метод сравнительного анализа джазовой гармонии с классической, целью которого было выявление общих связей и закономерностей, что сделало наиболее доступным и интересным ознакомление студентов с джазовой гармонией. Освещался вопрос расширения гармонического языка, его превращения в универсальную гармоническую систему, характеризующую современное музыкальное искусство в целом (авангард, фольклор, эстрада, джаз и т.д.).
Овладение джазовой ритмикой позволило решать не только проблему воспитания чувства ритма, но и вопросы стилистической точности, которые имели место в ходе дальнейшего обучения в процессе исполнения музыкальных сочинений и импровизаций студентов, а также при исполнении известных джазовых произведений. Особое внимание уделялось стилю свинг, являющемуся центром джазовой ритмики.
Освоение джазовой мелодики было связано, в первую очередь," с изучением ладовой системы, которая представлена традиционными ладами (ионийским, лидийским, миксолидийским, дорийским, фригийским, уменьшенным, локрийским) и, так называемым, «блюзовым» ладом. Акцентировались такие характерные черты джазовой мелодики, как «блюзовость», нарушение равномерной темперации, экспрессивность и наличие свинга.
По мере овладения основными элементами джазового искусства -гармонией, ритмикой, мелодикой - проводились контрольные работы, по результатам выполнения которых можно было судить о наличии у студентов определенных знаний и умений, необходимых для перехода к следующему направлению практической части обучающего курса. С целью выявления приобретенных знаний автор повторил задание, проведенное на констатирующем этапе исследования - «Слуховой анализ музыкального произведения». По итогам выполнения было выявлено, что внимание студентов двух экспериментальных групп к элементам джазовой музыки
стало активным и осознанным, в контрольной же группе результаты оставались низкими (аналогично констатирующему этапу исследования)
На основе приобретенных знаний и умений в области джазовой гармонии, ритмики, мелодики, испытуемые знакомились с джазовой импровизацией. Однако, поскольку на констатирующем этапе исследования было обнаружено, что студенты незнакомы с импровизацией, главным творческим методом, логически ведущим обучаемых к искусству импровизации, как к наиболее сложному виду музыкальной деятельности, нами был выделен метод сочинения джазовых композиций
После выполнения студентами музыкальных сочинений (в письменной форме), в рамках которых апробировались предложенные диссертантом модели джазовой импровизации, отрабатывались технические приемы, осуществлялся активный творческий поиск, метод импровизации стал действительно возможным и доступным практически для всех испытуемых. В ходе обучения склонность студентов к импровизации стала усиливаться, что, безусловно, явилось положительным фактором.
Постепенно студенты овладевали джазовой манерой исполнения, что имело принципиально важное значение для возможности верной интерпретации (с точки зрения стилистики) собственных джазовых сочинений, импровизаций, а также общеизвестных музыкальных композиций. Владение джазовым исполнительством свидетельствовало также о наличии прочных знаний, умений и навыков в области джаза и, что самое главное, о понимании исполнителем специфики той музыки, которую он исполнял. Кроме того, джазовое исполнительство способствовало совершенствованию исполнительских навыков игры на основном инструменте и стало для будущих учителей музыки необходимым условием грамотного использования джазового исполнительского репертуара в их дальнейшей педагогической деятельности. В процессе овладения джазовым исполнительством обучаемые стали стремиться к достижению профессионализма в области джазового искусства: студенты, вооружившись новыми знаниями, начали активно посещать джазовые концерты; некоторые из них создали собственные коллективы, в рамках которых сочиняли и исполняли инструментальные и вокально-инструментальные композиции.
В исследовании особое внимание уделяется подбору репертуара эстрадно-джазового направления. Учитывая академическую направленность музыкально-педагогического образования студентов, автор пришел к убеждению, что в рамках исполнительского репертуара наиболее рациональным является соотношение 90% классики и 10% джаза Для обучаемых, по-настоящему увлеченных джазом и имеющих хорошую исполнительскую подготовку, определено соотношение - 70% академической музыки, 30% джаза
Овладев основами джазового искусства и опираясь на «джазовую платформу» (в построении гармоний, импровизационных линий, басовых
ходов), обучаемые пробовали свои силы в таких эстрадно-джазовых стилях, как джаз-рок, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и т.д. (по желанию).
По окончании экспериментального обучения уровень развития творческой деятельности у студентов экспериментальной группы №2 значительно превысил уровень творческой активности испытуемых экспериментальной группы №1, что объясняется разницей продолжительности обучения двух экспериментальных групп. Тем не менее, студенты экспериментальной группы №1 показали достаточно высокие результаты, подтверждающие эффективность разработанной методики и необходимость ее внедрения в учебный процесс.
На втором (промежуточном) срезе, проведенном к концу обучения экспериментальной группы №1, показателем в обеих экспериментальных группах явились уровни средний и выше среднего; в контрольной же группе, подобно первому срезу, наибольший процент от общего числа составили студенты с уровнем творческой деятельности ниже среднего.
На заключительном срезе было обнаружено продолжение процесса развития творческой деятельности в экспериментальной группе №2, где наибольший процент составили студенты уже с уровнем выше среднего (уровни низкий и ниже среднего вовсе отсутствовали); небольшие изменения показателей в контрольной группе не имели существенного значения.
Положительная динамика также была отмечена преподавательским составом факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. Преподаватели подчеркнули, что полученные студентами знания, умения и навыки в области джазового искусства частично применялись в предметах специального цикла, что способствовало результативности проводимых занятий. Коллектив пришел к общему выводу об эффективности курса «Основы эстрадно-джазового искусства», его очевидной направленности на развитие творческой деятельности студентов и целесообразности внедрения данной дисциплины в учебно-воспитательный процесс факультета.
Опираясь на результаты обучающего этапа опытно-экспериментальной работы, автор подготовил практические рекомендации для преподавателей-музыкантов:
1. Изучение джаза с целью расширения музыкального кругозора студентов, развития их творческой деятельности представляется автору наиболее оптимальным и эффективным на старших курсах обучения в ВУЗе.
2. Спецкурс, посвященный знакомству с джазовым искусством и направленный на развитие творческой деятельности студентов, будет наиболее результативным при условии продолжительности обучения в течение двух учебных лет. Однако продолжительность обучения может быть разной и определяться руководством учебного учреждения.
3. Обучение джазовому искусству должно включать в себя теоретическую (пропедевтическую) и практическую подготовку студентов.
4. Современная джазовая культура существует не автономно, а во взаимосвязи с массовыми музыкальными жанрами, следовательно, изучение джаза будет также предполагать знакомство обучаемых с эстрадно-джазовым искусством.
5. За основу обучения джазовому компоненту в системе высшего музыкального образования автор рекомендует взять пять направлений, теоретически, методически разработанных и апробированных в ходе экспериментального исследования.
6. Большое значение в работе имеет адекватность отбора музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского материала эстрадно-джазового направления, осуществляемого преподавателем для проведения лекционных занятий, слушания, анализа и исполнения произведений.
7. Принципиально важную роль играет активное обращение к системе методико-практических заданий, когда на основе приобретаемых знаний, умений и навыков студенты создают творческие, композиционные работы (рефераты, доклады, музыкальные сочинения, импровизации), где одним из главных условий достижения успешных результатов будет сотворчество педагога и студентов.
8. Структура занятий может варьироваться, подвергаться постоянной корректировке, что, в свою очередь, будет зависеть от личного опыта и творческой активности преподавателя.
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование джазового искусства как средства развития творческой деятельности будущих учителей музыки позволило сделать следующее заключение.
В ходе решения поставленных задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов творческая деятельность определена, как основополагающая в профессии преподавателя музыки, что обусловило необходимость поиска новых форм и методов развития творческой активности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Диссертационная работа является одним из исследований, где проверена возможность развития творческой деятельности студентов-музыкантов средствами джазового искусства. Творческая деятельность и джазовое искусство представлены в тесной взаимосвязи, так как овладение джазовой культурой невозможно без творчества, которое, в свою очередь, является фундаментом джаза.
В диссертационном исследовании выявлено существенное место джазового искусства в современной музыкальной культуре, установлено его значение, как желательного компонента в системе высшего музыкально-педагогического образования.
Теоретически и практически доказано: обучение джазовому искусству предоставляет студентам возможность овладеть одной из современных форм
музыкальной культуры, что является важным для последующей полноценной работы обучаемых в системе музыкального образования; активизирует интерес к предметам специального цикла; расширяет кругозор студентов и воспитывает в них хороший музыкальный вкус; развивает творческие навыки обучаемых; включает новый репертуар в программу музыкально-исполнительских классов (инструментальных, вокально-хоровых); способствует проявлению исполнительской свободы, совершенствованию приемов игры на основном инструменте и является необходимым условием грамотного использования джазового музыкально-исполнительского материала в дальнейшей педагогической деятельности.
Задачи исследования решены:
теоретически обосновано и экспериментально проверено положительное влияние обучения джазу на весь учебно-воспитательный процесс музыкальных факультетов педагогических ВУЗов;
- определены условия, способствующие наиболее оптимальному проведению музыкальных занятий с привлечением элементов джазового искусства (компетентность самого преподавателя, наличие аудио, видеоматериалов, учебных пособий, обучение джазу во взаимосвязи с традиционными формами учебной работы на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов);
- разработаны и обоснованы принципиально важные теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазового искусства, как средства организации творческой деятельности будущих преподавателей музыки (характеризующейся инициативой студентов, проявлением индивидуальности, заинтересованностью в познании нового материала, умением сочинять на учебном уровне, владением импровизацией);
- сформирован комплекс знаний, умений и навыков в области джазового искусства и найдены возможности его использования в учебной и концертно-исполнительской практике студентов (в программном репертуаре, концертах, капустниках и т.п.).
В диссертации апробированы формы, методы, условия работы со студентами, вытекающие из методологии разработанного специального курса «Основы эстрадно-джазового искусства», направленного на развитие творческой деятельности будущих учителей музыки.
Опытно-экспериментальное исследование включало в себя обучение эстрадно-джазовому искусству с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал, что дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле творческой деятельности студентов.
Основой обучения стал выделенный блок джазовых направлений, способствующих формированию творческих умений и навыков: основы
джазовой гармонии, джазовой ритмики, джазовой мелодики, импровизации и исполнительства. Использование данного блока дало желаемые результаты: проведенная диагностика развития уровня творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной проверки эффективности вышеназванного курса выявила тенденцию повышения ее качественных характеристик.
Установлено, что использование выделенных, разработанных и апробированных в диссертации специальных методов - инструментального диалога, инструментальной дискуссии, караоке, сочинения джазовых композиций, импровизации - является результативным и способствует активизации процесса развития творческой деятельности обучаемых.
Таким образом, развитие творческой деятельности студентов-музыкантов в процессе проведенного научного эксперимента, включающего определение и разработку соответствующих методических приемов, а также специальный курс «Основы эстрадно-джазового искусства», организацию и проведение творческих, контрольных работ, открытых занятий-концертов, зачета и экзаменов, характеризуется положительным отношением к обучению, стремлением выйти за рамки известного, проявлением инициативы и индивидуальности в различных видах учебной деятельности, активным участием студентов в творческих мероприятиях.
Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также новые проблемы и задачи, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших научных исследований. Главной целью предстоящей исследовательской работы, на наш взгляд, может стать разработка экспериментальных программ, включающих в себя джазовый (эстрадно-джазовый) компонент по дисциплинам: «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Гармония», «Основной музыкальный инструмент».
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Арчажникова Л.Г., Курильченко Е.М. Джазовое искусство в аспекте современной музыкальной культуры. // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. - Сборник научных трудов. Выпуск 4. -Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - С. 29 - 37.
2. Курильченко Е.М. Роль факультативных занятий в детской музыкальной школе. // Культура - искусство - образование. - Сборник научных трудов. - М., МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - С. 111 - 113.
3. Курильченко Е.М. Джазовое искусство, как средство эстетического воспитания старшеклассников. // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки. — Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. -Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - С. 53 - 57.
4. Курильченко Е.М. Эстрадно-джазовое искусство в системе отечественного высшего музыкального образования. // Культура -образование - педагогика искусства. - Сборник научных трудов к 40-летию факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. МА. Шолохова. - М., МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - С. 85 - 87.
5. Курильченко Е.М. Методика работы над фортепианным произведением эстрадно-джазового направления. // Проблемы современного музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. -Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. - С. 60 - 67.
Ротапринт МГОПУ им. М.А.Шолохова Тираж Заказ
Jj
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Курильченко, Елена Михайловна, 2005 год
Введение
I. Историко-теоретические основы исследования джазового 15 искусства как средства развития творческой деятельности.
1.1. Проблемы творческой деятельности в философском и 15 психолого-педагогическом аспектах.
1.2. История джазового искусства.
1.3. Место джазового искусства .в .современной музыкальной 50 культуре.
1.4. Теория и методика обучения джазовому искусству в 69 современных отечественных исследованиях.
Выводы по I главе.
II. Опытно-экспериментальная работа. Методика развития 89 творческой деятельности в процессе обучения джазовому искусству.
11.1. Констатирующий этап исследования.
11.2. Обучающий этап исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов"
Современная музыкальная жизнь, усложняющиеся задачи, стоящие перед педагогами-практиками, необходимость дальнейшего углубления работы по воспитанию духовно развитых и культурных людей, требуют постоянного повышения теоретического уровня преподавания, большей его научной обоснованности, сохранения, обобщения и продолжения лучших традиций педагогической школы. Сегодня возникает необходимость изучать современную музыку всевозможных направлений, ибо без этих знаний не будет понимания, ясного, реального представления о музыкальной культуре XX века. Знания в области современной музыки, с опорой на лучшие образцы, составляют надежную эстетическую, интеллектуальную платформу для формирования художественного вкуса музыкантов, чтобы отвергать «ширпотреб», которым перенасыщена музыкальная среда нашего времени.
Джазовое искусство - неотъемлемая часть современной музыкальной культуры. Проблема изучения джаза актуальна, что объясняется, по крайней мере, двумя основными причинами: во-первых, живой художественной практикой, в которой джаз играл и играет большую роль, во-вторых, неудовлетворительным, несмотря на обилие работ разного рода, состоянием науки о джазе.
Джаз, как вид музыкального искусства, имеет более чем столетнюю историю. Широкое распространение джазовой музыки в наши дни придает ее изучению важное идейно-воспитательное значение. Необходимость дальнейшего совершенствования и углубления научных знаний о джазе, массовых эстрадных жанрах неоднократно отмечалась в печати, на различных конференциях и специальных совещаниях. В настоящее время важное значение приобретает именно педагогический аспект затронутой проблемы: во многих странах, в том числе и в России, развивается и расширяется эстрадно-джазовое образование.
Сейчас джаз проникает в систему музыкального образования на всех его ступенях: в отдельных ДМШ, музыкальных училищах функционируют эстрадно-джазовые отделения; открываются школы и колледжи эстрадно-джазового искусства; основы джаза изучают в ряде высших учебных учреждений. Очень важно помочь музыкантам постичь замечательный мир джаза. Именно от преподавателя зависит сформированность музыкальной культуры. Современная эстрадная музыка стремится к упрощению, примитивизму; живая музыка часто заменяется электронным суррогатом. Преодолеть эту тенденцию может только хороший педагог. Не каждый ученик станет джазменом, да это и не нужно - на свете столько прекрасной музыки, - однако следует познакомить обучаемых с основами джазового искусства, дать им почувствовать творческие возможности, открывающиеся перед ними. Знакомство с джазовой культурой, владение некоторыми приемами джазового исполнительства, способность к импровизации, по нашим предположениям, способствует развитию творческой деятельности личности и формированию хорошего музыкального вкуса.
Актуальность исследования обусловлена растущей потребностью современной школы в преподавателях музыки, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческой деятельности. Развитие же самой творческой деятельности студентов-музыкантов является важнейшей задачей музыкальной педагогики, так как впоследствии учитель сможет активизировать деятельность учащихся школы только при условии, если он сам творчески относится к преподаванию и обладает способностью творчески мыслить и действовать.
Возрождение культуры нашего общества возможно лишь при условии обеспечения полноценного образования молодого поколения - как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Коренные перемены в общественно-политической и культурной жизни
России в последние годы значительно повлияли и на образовательную систему, в которой произошли существенные преобразования.
Современный преподаватель любой дисциплины не может полноценно работать без учета интересов и склонностей учеников, определяющих их вкусовые пристрастия и приоритеты. В свою очередь, исследования художественно-эстетических интересов и увлечений студенческой аудитории свидетельствуют: интерес к джазу в значительной мере доминирует над интересами и увлечениями, связанными с классическим и народным искусством. Это диктует необходимость включения джаза, как высокопрофессионального искусства, в учебные планы музыкально-педагогических ВУЗов. Джазовая музыкальная культура стала сегодня не только органичной принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства, что особенно наглядно при изучении запросов и художественно-эстетических критериев современной российской молодежи.
В настоящее время музыкально-образовательные учреждения могут помочь студентам правильно сориентироваться в выборе художественных ценностей и идеалов. Для этого необходимо принять во внимание все изменения в российском социокультурном пространстве, согласовать психолого-педагогические подходы к обучаемым с переменами в социально-психологическом климате страны; необходимо поддерживать интерес подрастающего поколения к одной из областей музыкального искусства -искусству джаза, тогда мы создадим прочный заслон низкопробной музыкальной «макулатуре».
На музыкальных факультетах педагогических ВУЗов преподаватель таких специальных дисциплин, как гармония, анализ музыкальных произведений, история музыки (зарубежной, отечественной, современной), основной инструмент сегодня уже не может полноценно работать со студентами, не располагая необходимым минимумом сведений из области современных музыкальных жанров, в том числе джазового искусства. Подобным образом, сами студенты в своей дальнейшей педагогической деятельности (в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, ДМШ), при условии ознакомления с джазом, смогут дать учащимся наиболее полную информацию о различных эпохах, направлениях, стилях, жанрах, лучших представителях джазового искусства и, как нам представляется, получат возможность организации и проведения увлекательных и творческих музыкальных занятий. Не следует забывать и о том, что многие выдающиеся образцы музыкальной классики ранее бытовали именно как массовые музыкальные жанры. Концертно-исполнительская практика многих известных музыкантов, а также практика бытового музицирования свидетельствуют о том, что в рамках джазовой музыки наличествуют высокохудожественные произведения искусства.
Изучение джаза уже подразумевает творческую деятельность, что обусловлено спецификой данного вида музыки (стремление к экспромту, вариантность в исполнении, импровизационность), следовательно, в современных условиях приобщение к джазовой культуре может способствовать развитию творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов и привить хороший музыкальный вкус нашей молодежи. Сказанным определяется актуальность настоящего исследования.
Проблема. Недостаточная творческая активность, отсутствие импровизационных навыков у студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (не специализирующихся в области эстрадно-джазового искусства).
Цель исследования. Теоретически обосновать и проверить в процессе опытной работы возможность влияния обучения джазовому искусству на развитие творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Объект исследования. Процесс обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Предмет исследования. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.
Гипотеза. Автор исходит из предположения, что овладение джазовым искусством в рамках высшего (профессионального) музыкального образования заключает в себе возможность формирования творческой деятельности: предоставляет студентам возможность овладеть одной из современных форм музыкальной культуры; повышает интерес к занятиям музыкой и развивает творческие навыки студентов; расширяет кругозор студентов и воспитывает хороший музыкальный вкус; способствует исполнительской свободе и совершенствованию приемов игры на основном инструменте.
В целом, изучение джаза способствует профессионально-творческому росту и общекультурному развитию музыканта.
Приобщение учащейся молодежи к основам джазового искусства должно осуществляться в виде последовательных этапов и стадий, характеризуясь движением от простого к сложному, от известного к неизвестному. Целью при этом является постепенное, систематическое освоение всего комплекса выразительно-технических приемов и средств, присущих данной культуре. Ассимиляция студентами элементов джазовой культуры осуществляется вместе с соответствующей пропедевтической (теоретической) подготовкой. Последняя должна выражаться в ознакомлении обучаемых с историей джаза, основными стилевыми метаморфозами, имевшими место в рамках этого искусства. Специальное внимание в ходе пропедевтической подготовки следует уделять специфически джазовому лексикону, который студентам необходимо освоить. Практические занятия связаны с овладением выразительно-техническими средствами джазовой гармонии, ритмики, мелодики.
Обучение джазовому искусству должно быть составной частью всего учебно-воспитательного процесса на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов; при этом джазовое искусство, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, не должно противопоставляться традиционным формам учебной работы, а находиться с ними в органичной взаимосвязи.
Степень разработанности проблемы. Существующие сегодня немногочисленные исследования, посвященные вопросам джазового искусства, отражают в первую очередь изменившееся мироощущение, отличное от того, которое свойственно предыдущим поколениям (до XX века), опирающимся в своем восприятии действительности и искусства на четко установленные правила, свойственные особенностям европейского музыкального мышления. В России, в советское время, эти особенности проявлялись во многом сквозь призму идеологических событий, обусловленных известными тенденциями государственной политики. Так, в России, с 30-х до 80-х годов XX века исчезают методы обучения импровизации и негласно преследуется джаз. Об этом факте отечественной музыкальной культуры писали А. Баташев, В. Конен, Г. Лукьянов, А. Медведев, В. Фейертаг. Таким образом, джазовое искусство не было включено в практику музыкального образования и так продолжалось на протяжении долгого времени. Интерес к джазу в России возрождается к 90-м годам XX века в программах курсов джазовых училищ и эстрадно-джазовых факультетов ВУЗов. Многие исследователи (Б.Г. Гнилов, О.С. Жаркова, А.В. Пчелинцев, О.В. Попова Ю.В. Степняк, Ю.Н. Черенков, Е.Б. Шпаковская и др.) констатируют несомненную пользу применения джазового искусства в целом для подготовки музыкантов-профессионалов и отмечают необходимость изучения джаза в рамках, как общего, так среднего и высшего музыкального образования в целях совершенствования музыкальных способностей личности и ее творческого самовыражения.
В современной науке накоплен некоторый материал, допускающий возможность его использования, как теоретической базы исследования джазового искусства. Однако объективный анализ существующего материала показывает определенный дефицит исследований в отечественной литературе в данной области. В частности, недостаточно разработанным остается вопрос о джазовом искусстве как средстве развития творческой деятельности обучающихся.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- охарактеризовать историю джазового искусства и выявить на основе имеющегося опыта, а также анализа соответствующих теоретических источников, степень влияния изучения джаза на эффективность процесса обучения студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов;
- определить условия, способствующие наиболее оптимальному проведению музыкальных занятий с привлечением элементов джазового искусства;
- разработать и обосновать принципиально важные теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазового искусства как средства организации творческой деятельности будущих преподавателей музыки;
- сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков в области джазового искусства и найти возможности его использования в учебной и концертно-исполнительской практике студентов; проверить опытно-экспериментальным путем эффективность теоретических и методических положений настоящего исследования.
Методологической основой исследования послужили:
- система категорий и понятий, связанных с проблемами творческой деятельности и разработанных великими мыслителями в науке прошлого (в трудах Платона, Аристотеля, И Канта, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, А. Бергсона, В. Библера, М. Дюфренна и др.).
- труды дидактов, посвященные проблемам формирования гармонично развитой личности (Ю.Д. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.) и психологов (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мейлах, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
- труды специалистов в области искусствознания, эстетики (А.В. Луначарский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор и др.) и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Н.А. Терентьева, Цыпин и др.).
- исследования специалистов в области эстрадно-джазовой культуры (А.Н. Баташев, И.М. Бриль, О.С. Жаркова, В.Д. Конен, А.В. Медведев, Е.В. Овчинников, В.Ю. Озеров, О.В. Попова, А.В. Пчелинцев, Ю.В. Степняк, В.Б. Фейертаг, Е.Б. Шпаковская, И.В. Юрченко, Д. Коллиер, Ю. Панасье и др.).
Методы научного исследования: изучение широкого круга научно-литературных источников (философия, психология, педагогика, эстетика, искусствознание, методика музыкального образования); обобщение опыта работы ведущих музыкантов-педагогов, специализирующихся в данной сфере;
- обобщение собственного опыта;
- опытно-экспериментальные методы исследования: педагогические наблюдения, тестирование, беседы со студентами, анкетирование, интервьюирование студентов и преподавателей, слуховой анализ музыкальных произведений, проведение контрольных работ, анализ самостоятельных и совместных творческих заданий студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова.
В данной работе сделана попытка определить значение джазового искусства в системе высшего (профессионального) музыкального образования, раскрыть тему «Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов».
Научная новизна работы заключается в следующем:
Исследовано джазовое искусство как средство развития творческой деятельности в рамках высшего (профессионального) музыкально-педагогического образования.
Разработан новый специальный курс, общий для всех студентов старших курсов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов (сочетающий в себе пропедевтическую и практическую подготовку) -«Основы эстрадно-джазового искусства». Спецкурс направлен на развитие творческой деятельности и включен в программу обучения.
Предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий развития творческой деятельности будущих преподавателей музыки.
Выявлены, разработаны и экспериментально проверены наиболее эффективные формы работы (проведение творческих, контрольных работ, открытых занятий-концертов и др.) и методы (гармонизации, сольфеджирования, сочинения, импровизации и др.), обеспечивающие продуктивное развитие творческой активности студентов-музыкантов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что внесен вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки через внедрение в практику учебного процесса музыкальных факультетов педагогических ВУЗов обучения джазовому искусству как средству развития творческой деятельности студентов:
• охарактеризована история американского и отечественного джаза в разработанной автором краткой хронологической системе.
• выявлено место и значение джазового искусства в мировой музыкальной культуре (определена взаимосвязь джаза с академическим искусством и музыкой «третьего пласта»), а также в системе современного музыкального образования на всех его ступенях (школа, колледж, ВУЗ).
• определены теоретические и методические позиции разработанного специального курса.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что предложенная в ней программа обучения джазовому искусству (история джаза, раскрытая на лекциях; практические индивидуально-групповые занятия, посвященные изучению специфики джазовой гармонии, ритмики, мелодики, импровизации, манере исполнения; открытые занятия-концерты, зачет и экзамены, в основе которых - показ и исполнение творческих заданий) может быть использована в старших классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий на дисциплинах: «Музыка», «Эстетика», отчасти -«Мировая художественная культура».
Результаты исследования могут быть также использованы для совершенствования учебно-воспитательного процесса в ДМШ: а) в программе факультативных классов эстрадно-джазового искусства; б) на эстрадно-джазовых отделениях; в) в классе ансамбля и аккомпанемента.
Разработанная программа может быть использована в музыкальных училищах (колледжах), музыкальных и гуманитарных ВУЗах по следующим дисциплинам: «Современная музыка», «Музыка популярных жанров XX века», «Основы джазовой импровизации», «Основы эстрадно-джазового искусства».
Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; логикой исследования, значимостью результатов опытного эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Включение джазового искусства в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогических ВУЗов способствует развитию творческой активности студентов и повышению уровня образования современных преподавателей музыки.
2. В процессе обучения джазовому (эстрадно-джазовому) искусству студенты приобщаются к художественно-ценным образцам этой музыкальной культуры, что способствует формированию творческих навыков и хорошего музыкального вкуса.
3. Экспериментальная методика введения джаза в систему высшего музыкально-педагогического образования обеспечивает разностороннее обучение студентов: позволяет использовать джазовый (эстрадно-джазовый) музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал в их педагогической деятельности, формирует навыки сочинения и импровизации; способствует повышению интереса к профессии.
Апробация предложенной программы проходила в период 1998 -2001гг. на базе ДМШ №10 им. JI.B. Бетховена г. Москвы (в старших классах); в рамках курса «Основы эстрадно-джазового искусства» на кафедре культурологии и методологии музыкального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова в период 2002 - 2004гг.; а также через публикацию соответствующих материалов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В приложении I представлены материалы опытно-экспериментальной работы; в приложении II - программа курса «Основы эстрадно-джазового искусства»; в приложении III - примеры творческих работ студентов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. Работа иллюстрирована нотными примерами, таблицами и диаграммами.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по II главе.
Результаты констатирующего этапа настоящего исследования выявили недостаточный уровень творческой деятельности студентов III, IV и V курсов факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова.
Обучающий этап, в рамках которого студенты экспериментальной группы №1 (V курса) и студенты экспериментальной группы №2 (IV курса) имели возможность обучения по спецкурсу «Основы эстрадно-джазового искусства», обнаружил тенденцию повышения уровня творческой деятельности испытуемых. Контрольные срезы фиксировали качественные и количественные изменения этого процесса у студентов двух экспериментальных групп. Ярким показателем стало увеличение респондентов с высоким уровнем и выше среднего, а .также исчезновением низкого уровня в обеих экспериментальных группах и уровня - ниже среднего - в экспериментальной группе №2, в которой на заключительном срезе было обнаружено продолжение процесса развития творческой деятельности испытуемых.
Сопоставление результатов трех исследуемых групп подтвердило эффективность спецкурса «Основы эстрадно-джазового искусства», разработанных экспериментальных методик и выдвинутую диссертантом гипотезу.
Опытно-экспериментальное исследование показало, что наличие эстрадно-джазового компонента (с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал) в системе высшего музыкально-педагогического образования имеет право на существование и поддержку всех этих усилий, как в организационном, так и в методическом плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе решения поставленных задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов творческая деятельность определена, как основополагающая в профессии преподавателя музыки, что обусловило необходимость поиска новых форм и методов развития творческой активности студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов.
Диссертационная работа является одним из исследований, где проверена возможность развития творческой деятельности студентов-музыкантов средствами джазового искусства. Творческая деятельность и джазовое искусство представлены в тесной взаимосвязи, так как овладение джазовой культурой невозможно без творчества, которое, в свою очередь, является фундаментом джаза.
В диссертационном исследовании выявлено существенное место джазового искусства в современной музыкальной культуре, установлено его значение, как желательного компонента в системе высшего музыкально-педагогического образования.
Теоретически и практически доказано: обучение джазовому искусству предоставляет студентам возможность овладеть одной из современных форм музыкальной культуры, что является важным для последующей полноценной работы обучаемых в системе музыкального образования; активизирует интерес к предметам специального цикла; расширяет кругозор студентов и воспитывает в них хороший музыкальный вкус; развивает творческие навыки обучаемых; включает новый репертуар в программу музыкально-исполнительских классов (инструментальных, вокально-хоровых); способствует проявлению исполнительской свободы, совершенствованию приемов игры на основном инструменте и является необходимым условием грамотного использования джазового музыкально-исполнительского материала в дальнейшей педагогической деятельности.
Задачи исследования решены: теоретически обосновано и экспериментально проверено положительное влияние обучения джазу на весь учебно-воспитательный процесс музыкальных факультетов педагогических ВУЗов; определены условия, способствующие наиболее оптимальному проведению музыкальных занятий с привлечением элементов джазового искусства (компетентность самого преподавателя, наличие аудио, видео-материалов, учебных пособий, обучение джазу во взаимосвязи с традиционными формами учебной работы на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов); разработаны и обоснованы принципиально важные теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазового искусства, как средства организации творческой деятельности будущих преподавателей музыки; сформирован комплекс знаний, умений и навыков в области джазового искусства и найдены возможности его использования в учебной и концертно-исполнительской практике студентов (в программном репертуаре, концертах, капустниках и т.п.).
В диссертации апробированы формы, методы, условия работы со студентами, вытекающие из методологии разработанного специального курса «Основы эстрадно-джазового искусства», направленного на развитие творческой деятельности будущих учителей музыки.
Опытно-экспериментальное исследование включало в себя обучение эстрадно-джазовому искусству с опорой на джазовый музыкально-теоретический и музыкально-исполнительский материал, что дало возможность охватить современную музыкальную культуру в наиболее полном объеме и расширить поле творческой деятельности студентов.
Основой обучения стал выделенный блок джазовых направлений, способствующих формированию творческих умений и навыков: основы джазовой гармонии, джазовой ритмики, джазовой мелодики, импровизации и исполнительства. Использование данного блока дало желаемые результаты: проведенная диагностика развития уровня творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной проверки эффективности вышеназванного курса выявила тенденцию повышения ее качественных характеристик.
Установлено, что использование выделенных, разработанных и апробированных в диссертации специальных методов - инструментального, диалога, инструментальной дискуссии, караоке, сочинения джазовых композиций, импровизации - является результативным и способствует активизации процесса развития творческой деятельности обучаемых.
Таким образом, развитие творческой деятельности студентов-музыкантов в процессе проведенного научного эксперимента, включающего определение и разработку соответствующих методических приемов, а также специальный курс «Основы эстрадно-джазового искусства», организацию и проведение творческих, контрольных работ, открытых занятий-концертов, зачета и экзаменов, характеризуется положительным отношением к обучению, стремлением выйти за рамки известного, проявлением инициативы и индивидуальности в различных видах учебной деятельности, активным участием студентов в творческих мероприятиях.
Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также новые проблемы и задачи, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших научных исследований. Главной целью предстоящей исследовательской работы, на наш взгляд, может стать разработка экспериментальных программ, включающих в себя джазовый (эстрадно-джазовый) компонент по дисциплинам: «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Гармония», «Основной музыкальный инструмент».
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Курильченко, Елена Михайловна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для спец. вузов2.е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. - 139с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
4. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие. М., 1981. - 80с.
5. Айзенберт А.Я. Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств. М., 1984.
6. Алексеев А. Серьезное и смешное. М., 1973, С. 23. - 253с.
7. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.З. -М.: Музыка, 1978.-88с.
8. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. докт. пед. наук. М., 1987. - 32с.
9. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1988, С. 194. -207с.
10. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977, С.3.14.
11. Арчажникова Л.Г. Проблемы методической подготовки будущего учителя музыки. // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы: Сб. науч. трудов. Свердловск: СГПИ, 1989. - с. 10 - 18.
12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1984. - 135с.
13. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально14