автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки
- Автор научной работы
- Сродных, Наталия Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сродных, Наталия Леонидовна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.
§ 1. Историко-педагогические аспекты профессионального обучения джазовой импровизации
§ 2. Психолого-педагогические основы изучения джазовой импровизации в проце подготовки учителя музыки
§ 3. бенни изучения джазовой импровизации в процеециальной подготовкиудентов музыкально-педагогичих факультетов Л- v
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.
§ 1. Программа курса «Основы джазовой импровизации» как средство реализации педагогических возможностей импровизации в подготовке учителей музыки
§ 2. Методика эериментальной работы
§ 3. Ход и результаты эеримента
Введение диссертации по педагогике, на тему "Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки"
Актуальность исследования.
Современная образовательная практика постоянно требует от учителей новых профессиональных качеств. Соответственно, усложняется структура подготовки учителей музыки. Помимо владения обширным спектром знаний и умений, а также навыков в области инструментального музицирования, хорового дирижирования и вокала, выражающихся в профессиональном исполнении выученного репертуара, учитель музыки должен уметь свободно ориентироваться в любом музыкальном материале, исполняемом или частично создаваемом им самим. Под свободной ориентацией подразумеваются способность логического осмысления структуры исполняемой музыки и умение восполнить недостающий или забытый нотный текст, а также способность создания собственного музыкального материала. Необходимость этого обусловлена процессами, характерными для сегодняшнего состояния массовой музыкальной культуры.
Серьезной проблемой современного общества был и остается низкий уровень музыкальной культуры основной части населения. Несмотря на усилия музыкально-педагогической науки, выражающиеся в создании новых методик и исследовательских разработок, имеющих своей целью повышение культурного уровня подрастающего поколения, значительных изменений к лучшему не происходит. Однотипный подбор музыкального материала низкого художественного уровня на телевидении и радио способствует подавлению прогрессивных педагогических тенденций. Кроме того, постоянное негативное влияние на уровень музыкальных запросов населения оказывают традиционно низкий в нашей стране уровень бытовой культуры, сложные условия существования художественной интеллигенции, постоянная недооценка роли классической музыки в формировании культуры подрастающего поколения со стороны властных структур.
Все это приводит к тому, что классическая (в широком смысле) музыка не входит в музыкальную «сферу обитания» современной молодежи, которой ближе танцевальная среда, создаваемая такими направлениями, как рок, техно-рок, рэп и т.д., а также псевдомузыкальные однодневные «поделки», стилевую принадлежность которых трудно определить в силу их чрезвычайно низкого художественного уровня.
Джазовая музыка отчасти также входит в круг музыкальных интересов современной молодежи как один из слоев современной музыкальной культуры, связанной с танцевальной сферой. Острая импульсивная ритмика и красочная гармония обусловливают ее достаточно легкое восприятие; кроме того, запреты, неоднократно налагавшиеся на джаз в советский период, также способствовали росту популярности джаза среди молодежи. Все это обусловливает традиционно высокий престиж всех видов джазового музицирования среди подростков и юношества.
В то же время джаз, в отличие от большинства современных популярных музыкальных направлений, отличающихся, как правило, музыкально-художественным примитивизмом, является искусством высокого художественного уровня. Джазовая музыка гармонически насыщенна, ритмически сложна; она рассчитана на достаточно высокий уровень восприятия. В отличие от большинства современных популярных произведений с навязчиво-агрессивным ритмическим однообразием, джаз обращается к широкому спектру человеческих эмоций, развивает интеллект слушателей. Все это в сочетании с доступностью восприятия, характерной даже для сложных форм джаза, делает джазовую музыку своеобразным переходным звеном от легкой музыки к серьезной и побуждает педагоговмузыкантов обратить на образовательные и воспитательные возможности джаза пристальное внимание.
В последнее время развивается тенденция введения в музыкально-образовательный процесс джазового музицирования, факультативов джазовой импровизации, джазового ансамбля и т.д. Со стороны как студентов - будущих учителей музыки, так и школьников - слушателей это имеет явно положительный отклик. Подобные эксперименты, однако, еще не привели к тому, что обучение джазовому музицированию стало обязательным требованием педагогики музыкального образования. На наш взгляд, необходимость этого очевидна.
До сих пор проблемы, связанные с джазовым искусством, освещались преимущественно в искусствоведческих исследованиях западных и отечественных ученых (К.Берендт, У.Сарджент, Д.Коллиер, В. Конен, А. Баташов. Е. Овчинников, А. и О. Медведевы и др.)
Имеется также ряд зарубежных и отечественных методических разработок, связанных с практическим обучением джазовому искусству (Д.Мехеган, Ли Ивенс, М.Шмитц, И. Бриль, Ю.Чугунов, Д. Крамер и др.).
С педагогической точки зрения проблемы, связанные с обучением искусству джазовой импровизации, исследованы недостаточно. Наиболее близки нашему исследованию труды Б.Гнилова, С.Гидрайтиса А. Никитина, Э.Мерке, О. Хромупгана и других, в которых освещаются педагогические аспекты проблемы обучения различных категорий учащихся основам джазовой импровизации, а также исследования Д.Заринь, Э.Кержковской, И.Смирновой, Ю Шмалько и других, в которых исследуются методические основы обучения импровизации вообще и джазовой импровизации в частности. Однако работ, посвященных обоснованию и разработке курса джазовой импровизации как профессионально значимого компонента подготовки будущих учителей музыки, а также выявлению педагогических возможностей джазовой импровизации для раскрытия творческого потенциала педагогов-музыкантов, в настоящее время не существует.
Таким образом, сложилось противоречие между потребностью современной школы в учителях музыки, способных импровизировать в популярном среди молодежи джазовом стиле, с одной стороны, и сложившейся практикой профессиональной подготовки учителей музыки, умеющих по окончании вуза исполнять только выученный текст, - с другой. Исходя из этого можно сформулировать проблему, которая состоит в поиске методов и средств подготовки специалистов, владеющих основами искусства джазовой импровизации. Изложенным выше определяется актуальность нашего исследования.
Опираясь на труды перечисленных выше авторов и акцентируя необходимость более полного применения возможностей искусства джаза в массовом музыкальном воспитании, мы считаем целесообразным изучить вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих учителей музыки в педвузе, профессионально значимым компонентом которой, по нашему убеждению, должно стать обучение основам джазовой импровизации.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка педагогических возможностей джазовой импровизации в учебно-воспитательном процессе на музыкально-педагогическом факультете.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ.
Предмет исследования - педагогические возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовке учителей музыки.
При проведении исследования мы исходим из следующей гипотезы: если джазовая импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителей музыки, то она способствует развитию творческого потенциала студентов, формированию и совершенствованию их исполнительских умений и навыков, что обеспечивает расширение сферы применения их профессиональных возможностей.
Под развитием творческого потенциала студентов мы понимаем развитие гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки, подбору по слуху и импровизации на основе нотного текста или без него.
Под формированием и совершенствованием исполнительских умений и навыков мы подразумеваем повышение уровня владения музыкальным инструментом.
Расширение сферы применения профессиональных возможностей учителя музыки означает то, что способность к импровизации и, как следствие этого, более свободное владение музыкальным инструментом позволят расширить содержание и формы приобщения школьников к музыке и творчеству, а также повысить профессионально-педагогическую направленность как личностное качество студентов.
Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыковедческой и специальной литературы по изучаемой проблеме.
2. Осветить исторические аспекты обучения импровизации вообще и джазовой импровизации в частности.
3. Выявить психолого-педагогические основы обучения джазовой импровизации.
4. Разработать теоретическую модель обучения джазовой импровизации на музыкально-педагогическом факультете.
5. Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовке будущих учителей музыки.
Методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др); теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.); теория педагогического моделирования (В.В.Краевский, В.И.Михеев и др); положения общей педагогики и педагогики музыкального образования, музыкальной психологии, эстетики, музыкознания о творческой природе музыкальной деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.А.Мазель,
В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Я.А.Пономарев, В.Г.Ражников, Б.М.Тегоюв и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Н.А.Терентьева, Г.М.Цыпин и др.)
В процессе исследования мы применяли следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой и специальной литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, обобщение и анализ работы педагогов-музыкантов, осуществляющих обучение импровизации различных категорий учащихся, а также личного многолетнего опыта работы по обучению студентов основам джазовой импровизации; опрос и анкетирование студентов; анализ творческих работ будущих учителей музыки; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Джазовая импровизация впервые рассматривается как профессионально значимый компонент подготовки учителя музыки.
2. Разработана модель обучения джазовой импровизации в структуре профессиональной подготовки учителей музыки, структура которой включает три основные подсистемы: информационно-теоретичскую (теоретический курс), музыкально-практическую система формирования практических умений и навыков) и организационно- дидактическую, включающую систему методов развития творческого потенциала студентов посредством изучения джазовой импровизации; приемов формирования положительной мотивации обучения как необходимого условия успешного овладения основами джазовой импровизации; средств обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены педагогические возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовке учителей музыки, заключающиеся в развитии творческого потенциала студентов, формировании и совершенствовании их исполнительских умений и навыков, а также расширении сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки.
Практическая ценность исследования состоит в разработке программы курса «Основы джазовой импровизации», обеспечивающей развитие творческого потенциала студентов, формирование и совершенствование их исполнительских умений и навыков, расширение сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Джазовая импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителя музыки, так как она обеспечивает развитие творческого потенциала студентов, формирование и совершенствование их исполнительских умений и навыков, а также расширение сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки.
2. Педагогические возможности джазовой импровизации, заключающиеся в развитии творческого потенциала студентов, формировании и совершенствовании их исполнительских умений и навыков, а также расширении сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки, будут реализованы в том случае, если обучение строится на основе разработанной модели, включающей информационно-теоретическую, музыкально-практическую и организационно-дидактическую подсистемы.
Исследование осуществлялось на протяжении трех этапов:
1992 - 1994 гг. - поиск и постановка проблемы, разработка программы курса «Основы джазовой импровизации».
1994 - 1996 гг. - разработка проблемы, создание модели обучения джазовой импровизации в структуре профессиональной подготовки учителей музыки.
1996-2000 гг. - экспериментальная работа, внедрение результатов исследования в учебный процесс музыкально-педагогического факультета УрГПУ, анализ, обобщение и оформление проведенного исследования.
Апробация результатов исследования производилась: в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами музыкально-педагогического факультета УрГПУ; в форме проведения фестивалей джазовой музыки на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ в рамках научно-практических конференций СНО; в процессе обсуждения на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в форме опубликования научных статей; в ходе выступления с докладами на региональных и всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 1999); путем внедрения разработанной автором программы «Основы джазовой импровизации» в систему вузовской профессиональной подготовки учителя музыки в УрГПУ, а также в учебный процесс класса предпрофессиональной подготовки школы N 77 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
На основании проведенного экспериментального исследования процесса реализации разработанной нами теоретической модели обучения джазовой импровизации в профессиональной подготовке учителей музыки можно сделать следующие выводы:
Джазовая импровизация в качестве профессионально значимого компонента профессиональной подготовки будущих учителей музыки является эффективным средством развития творческого потенциала студентов (гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки, подбору по слуху и импровизации на основе нотного текста или без него), о чем свидетельствуют результаты выполнения студентами специальных заданий.
Развитие названных качеств посредством обучения джазовой импровизации способствует повышению уровня владения музыкальным инструментом, о чем свидетельствует анализ результатов государственного экзамена по основному музыкальному инструменту в течение четырех лет.
Изучение джазовой импровизации обеспечивает расширение сферы применения знаний, умений и навыков учителей музыки. Способность к импровизации и, как следствие этого, более свободное владение инструментом позволяют расширить содержание и формы приобщения школьников к музыке.
В свою очередь, расширение сферы применения знаний, умений и навыков студентов в их будущей профессиональной деятельности, а также овладение навыками создания новой музыкальной ткани в джазовом стиле, пользующимся популярностью среди молодежи, способствует повышению профессионально-педагогической направленности как личностного качества студентов музыкально-педагогических факультетов, о чем свидетельствуют результаты анкетирования.
Таким образом, практическая реализация разработанной модели обучения джазовой импровизации доказала ее эффективность для формирования необходимых учителю музыки профессиональных и личностных качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществив анализ психолого-педагогической, музыковедческой и специальной литературы по проблеме исследования, осветив исторические аспекты обучения импровизации вообще и джазовой импровизации в частности, мы выявили психолого-педагогические основы изучения джазовой импровизации, которыми являются:
1. Доминирование проблемного типа обучения с применением методов: проблемного изложения знаний, частично-поискового и исследовательского. Это обусловлено природой процесса обучения музыкальной импровизации, в котором невозможно дать обучающимся готовую к усвоению информацию.
2. Формирование положительной мотивации обучения. Важность этого обусловлена тем, что, одной стороны, студенты, как правило, любят джаз и хотят научиться овладеть музицированием в джазовом стиле. С другой стороны, большинство студентов находится во власти стереотипа, в соответствии с которым, способностью создавать новую музыкальную ткань (то есть композиторскими способностями) наделены лишь немногие. Успешное овладение основами импровизации во многом зависит от уверенности обучающихся в успехе, при условии, что обучение ставит соответствующую цель и ведется соответствующими методами.
3. Профессионально-деятельностный подход, в соответствии с которым целенаправленное формирование потребностей и интересов в процессе практической деятельности студентов по освоению основ джазовой импровизации должно служить: во-первых, предпосылкой положительной мотивации обучения; во-вторых, стимулировать их профессионально-творческий рост.
На этой основе мы, во-первых, разработали теоретическую модель обучения джазовой импровизации на музыкально-педагогическом факультете, включающую информационно-теоретическую, музыкально-практическую и организационно-дидактическую подсистемы; во-вторых, выявили и экспериментально проверили педагогические возможности джазовой импровизации в профессиональной подготовке учителей музыки, которые в настоящее время используются недостаточно. Эти возможности состоят:
1) в развитии творческого потенциала студентов (гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки, подбору по слуху и импровизации на основе нотного текста или без него);
2) в формировании и совершенствовании исполнительских умений и навыков студентов музыкально-педагогических факультетов (повышении уровня владения музыкальным инструментом);
3) в расширении сферы применения профессиональных возможностей учителей музыки, так как владение навыками импровизации позволяет разнообразить содержание и формы приобщения школьников к музыке и творчеству.
Расширение сферы применения знаний, умений и навыков студентов в их будущей профессиональной деятельности, а также овладение навыками создания новой музыкальной ткани в джазовом стиле, пользующимся популярностью среди молодежи, способствует повышению профессионально-педагогической направленности как личностного качества студентов музыкально-педагогических факультетов.
Перечисленные педагогические возможности джазовой импровизации реализуются в том случае, если джазовая импровизация является профессионально значимым компонентом подготовки учителей музыки. Для этого целесообразно ее введение в процесс профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в качестве самостоятельной дисциплины на основе разработанной теоретической модели обучения джазовой импровизации, с применением программы курса «Основы джазовой импровизации».
Практическая реализация разработанной модели обучения джазовой импровизации доказала ее эффективность для формирования необходимых учителю музыки профессиональных и личностных качеств.
Результаты проведенного экспериментального исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.
Разработанная программа курса «Основы джазовой импровизации» может быть использована в образовательном процессе на музыкально-педагогических факультетах педвузов, а также в музыкальных учебных заведениях культуры.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сродных, Наталия Леонидовна, Екатеринбург
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования // Учебное пособие к спецкурсу "Основы методологической культуры учителя музыки" М.: Mill У им.1. B.И.Ленина, 1990.186 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
3. Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: Круглый стол. Вопросы психологии, 1987, № 5. С. 99100.
4. Айзикович Т. Современная музыка. История джаза и популярной музыки: Программа (проект) для детских музыкальных школ (эстрадная специализация). М., 1986.
5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. ч. 1 и 2. М: Музыка, 1988. 416 с.
6. Андрианова Т.М. Урок как творчество // Вопросы психологии. 1989, № 1.С. 182-184.
7. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов Музыка в школе, 1983, № 1.1. C. 30-35.
8. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
9. Аргамаков К. Искусство импровизации. Музыкальный альманах М., 1914.
10. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984.112 с.
11. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. .д-рапед. наук. М.: АПН СССР, НИИОП, 1986. 36 с.
12. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионального мастерства учителя музыки Совершенствование подготовки учителя музыки на муз .пед. ф-те. Свердловск: СГПИ, 1991. С. 3-10.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 142 с.
14. Бабанский Ю. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.; Просвещение, 1983. 608 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.М.: Педагогика, 1977. 234 с.
16. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.-М., 1973. 270 с.
17. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.64 с.
18. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя музыки в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 207 с.
19. Безрукова B.C. Педагогика. Изд. 2-е: Екатеринбург, 1994. 338 с.
20. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. 93 с.
21. Белоусова З.И., Крылова И.Б. Формирование у студентов навыков общения со школьниками Советская педагогика. 1988, № 4. С. 84-86.
22. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. 607 с.
23. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Дисс. . канд. пед. наук. Тюмень, 1990. 261 с.
24. Бернстайн Л. Мир джаза // Музыка всем. М., 1978. С. 153-173.
25. Бирюков С. Импровизационность в музыке. Советская музыка, 1977, № 3. С. 113-118.
26. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы: Дисс.канд. искусствоведения. М., 1980. 192 с.
27. Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-на-Дону, 1984. 170 с.
29. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
30. Борухзон JI.M. Некоторые вопросы обучения импровизации на фортепиано // Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ. М., 1976.
31. Бриль И.М. Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие. М., 1979.112 с.
32. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.415 с.
33. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1977. 146 с.
34. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 93 с.
35. Выготский B.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
36. Галагузова М.А., Сердюк Г.В. Моделирование в процессе обучения педагогике //Советская педагогика. 1991, № 12. С. 78-82.
37. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
38. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977. С. 54-55.
39. Гидрайтис С. Методическое пособие по курсу «Основы джазовой импровизации». Вильнюс, 1991. 10 с.
40. Гнилов Б.Г. Фортепианное джазовое искусство как вид музыкального творчества (1940-1950 годы): Автореф. дис. .канд искусств. М., МГК, 1992. 16 с.
41. Горелова Г.Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1983. 23 с.
42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030700 -Музыкальное образование. М., 1995. 33 с.
43. Гришанович Н.Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение») Науч.-метод. разработка, Минск, 1985. 161 с.
44. Гришин Э.А. Книга для учителя.- Владимир, 1976. 158 с.
45. Гуров B.C. Духовная культура молодежи и современность. М.: Мысль, 1993.
46. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. 374 с.
47. Дементьева Л.Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук, Вильнюс, 1984. 17 с.
48. Джани-заде Т.М. Мугам импровизация на лад // Современные методы исследования в музыковедении. М.: МГПИ, 1977. С. 56-82.
49. Диденко Т.А. К проблеме квазиимпровизации в инструментальной музыке позднего Барокко: Дипломная работа. М.: ГМПИ, 1975. 53 с.
50. Дмитриев Г. Об обучении детей композиции // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 246-253.
51. Днепров Э.Д. Школа и общество Новое педагогическое мышление / Под редакцией А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 36-63.
52. Дудель С.Н. Единство плана (логической основы) и импровизации в лекции. М.: Знание, 1981. 34 с.
53. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 160 с.
54. Жаркова О.С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе. Джазовое музицирование как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, М., 1998. 22 с.
55. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. 40 с.
56. Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
57. Заринь Д.В. Использование импровизации в процессе освоения игры на фортепиано. Педагогический эксперимент в начальных классах общеобразовательной школы: Метод, рек-ции для студентов муз.-пед. отделения. Даугавпилс, ДГПИ, 1988. 90 с.
58. Зинченко П.И. Образование, мышление, культура Новое педагогическое мышление Под. ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 90-102.
59. Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988. 213 с.
60. Ивенс Ли. Техника игры джазового пианиста. Киев, 1985.
61. Ивенс Ли. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Киев, 1986.
62. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1990, № 12.
63. Импровизация // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т.-3-е изд,-Т.10. М.:Советская энциклопедия, 1972. С. 164.
64. Импровизация и обучение игре на фортепиано: Метод, рек-ции. Сост. Г.П.Каганович. Сб. 1-2. Минск, 1977. 86 с.
65. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М., 1986. 192 с.
66. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-Грозный, 1985.
67. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1970. 20 с.
68. Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех //Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1985. С. 252-271.
69. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Науч.-метод. центр Пензенского гор. отд. образования. 1994. 344 с.
70. Коллиер Дж.Л. Дюк Эллингтон (пер. с англ.); Предисл. А.В. Медведева. М.: Радуга, 1991. 351 с.
71. Коллиер Дж.Л. Луи Армстронг. Американский гений. М., 1987.
72. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. Предисл. А.В. Медведева. М.: Радуга, 1984. 390 с.
73. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М.: Музыка, 1980. 80 с.
74. Конен В.Д. Джаз и культура Нового света // Этюды о зарубежной музыке.- М.: «Музыка», 1975. С.342-367.
75. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Сов. композитор, 1977. 446 с.
76. Конен В.Д. Предпосылки блюза. Муз. жизнь, № 22,1979.
77. Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. 310 с.
78. Копелевич Б.Г. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз. М ., 1990. 223 с.
79. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом процессе // Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.
80. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 478 с.
81. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 1992. 334 с.
82. Крылов А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя. М.: Знание, 1989. 37 с.
83. Кузьмина Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. JL, 1980.
84. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя.-Л., 1985. 150 с.
85. Кунин Э. Офипач в джазе: Методическое пособие. М., 1988.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
87. Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. //Вопросы фортепианной педагогики, вып. 2. М.: Музыка, 1971. С. 39-67.
88. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыковедения и эстетики. М., 1978.
89. Мальцев С.М. О субсенсорном и сенсомоторном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии, 1988, № 3. С. 115-122.
90. Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. Вып.2. М.: Сов. композитор, 1985. С. 179-236.
91. Мальцев С.М., Розанов И.В. Учить искусству импровизации // Сов.музыка, 1973, № Ю. С. 62-64.
92. Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981.
93. Манаев В. Фортепиано в джазе: Учеб. пособие. Свердловскк, 1989.
94. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.
95. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.
96. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972.551 с.
97. Медушевский В.В. Интонационная теория музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
98. Мерке Э. Первые упроки джаза. Практическое пособие по джазовой импровизации на фортепиано. СПб.: Композитор, 1996. 18 с.
99. Методы педагогических исследований: Лекции для студентов педагогических институтов / Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. 159 с.
100. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 225 с.
101. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983. 266 с.
102. Михеев В.И. Моделирование и методы измерения в педагогике. М., 1987.
103. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
104. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. 32 с.
105. Мысовский В., Фейертаг А.Б. Джаз: Краткий очерк. Л.:Музгиз, 1960.
106. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
107. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. 64 с.
108. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 156 с.
109. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки. Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 1997. 156 с.
110. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Советская педагогика, 1982, № 6. С. 105-108.
111. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982, №4. С. 90-92.
112. Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф. дис. .канд. искусств. Хабаровск, 1981. 12 с.
113. Никитин А.А. Начинающий джазовый пианист: Метод.рекомендации для педагогов ДМШ. 4.1. Хабаровск, 1982. 36 с.
114. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
115. Овчинников Е.В. Архаический джаз (Лекция). М., ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 55 с.
116. Овчинников Е.В. Джаз и культура. Метод, разраб. Для эстрадных отделений музыкальных отделений и вузов. М., 1989. 76 с.
117. Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства:. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. 66 с.
118. Овчинников Е.В. История джаза. Вып. 1. М.: Музыка, 1994. 240 с.
119. Овчинников Е.В. От классического джаза к свингу (Лекция) . М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. 63 с.
120. Овчинников Е.В. Рок-музыка. История, стили (Лекция). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. 48 с.
121. Овчинников Е.В. Традиционный джаз: Метод, разработка. М.: ЦНМК МК РСФСР, 1986. 40 с.
122. Овчинников Н.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984. 87 с.
123. Одинокова И.Н. Развитие творческих сторон личности студентов в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
124. Озеров В.Ю. Словарь специальных терминов // Коллиер Дж.Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. С. 357-376.
125. Оконь В.И. Введение в общую дидактику. Предисл. Т.А. Хмель. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
126. Оконь В.И. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.
127. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., МГПИ, 1974. 22с.
128. Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995. 22 с.
129. Панасье Ю. История подлинного джаза. Пер. с франц. Л.: Музыка, 1978. 128 с.
130. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
131. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого, М.: РПА, 1996. 602 с.
132. Петров А. Импровизация в народном стиле // Клуб и худож. самодеятельность. 1985, № 20. С. 26-27.
133. Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С. 5-35.
134. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
135. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976. 280 с.
136. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.
137. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 540 с.
138. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141 с.
139. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96 с.
140. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии, 1988, N 3. С. 33-41.
141. Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. М.: МГЗПИ, 1988. 22 с.
142. Рахимбаева Л. А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979. 16 с.
143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.
144. Рунин Б.М. О психологии импровизации //Психология процесса художественного творчества. Л., 1980. С. 45-57.
145. Салонов М. Искусство импровизации. М., 1982. 77 с.
146. Сабурова JI.A. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Дисс. .канд. филос. наук. Свердловск, 1988.150 с.
147. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
148. Сарджент У. Джаз: Генезис, Музыкальный язык, Эстетика. М.: Музыка, 1987. 296 с.
149. Сериков В.В. Личностао ориентированное образование. // Педагогика, №5. С. 16-21.
150. Симоненко В. Лексикон джаза. Киев: Муз. Украша, 1984. 111 с.
151. Симоненко В. Мелодии джаза. Киев: Муз. Украша, 1984. 318 с.
152. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1977. 29 с.
153. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Метод, реком. М.: Издательство ЦДСК, 1994. 56 с.
154. Советский джаз / Под ред. А.В. Медведева и О.Р. Медведевой. М.: Сов. композитор, 1987. 592 с.
155. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.1., Томск, 1996. 109 с.
156. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.З., Томск, 1996, 143 с.
157. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е, доп. Д.: Музыка, 1975.64 с.
158. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л., 1964.
159. Сродных Н.Л. Особенности ритмической интерпретации джазовых произведений. Методические рекомендации. Совершенствование исполнительской подготовки будущего учителя музыки. Екатеринбург, 1992. С. 33-41.
160. Сродных Н.Л Самоподготовка учителя музыки к исполнительской деятельности в школе. Учебная и внеклассная работа в общеобразовательной школе. Метод, рек-ции. Свердловск, 1987. С. 7-11.
161. Сродных Н.Л. Обучение основам джазовой импровизации и развитие творческого потенциала будущего учителя музыки. // Общее музыкальное образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. Омск, 2000. С. 69-80.
162. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. 79 с.
163. Талан Н.А., Пинчуков Е.А. Практическая гармония. Екатеринбург, 1998. 105 с.
164. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
165. Творчество как средство развития способностей студентов: Тез. докл. Рига: Латв. гос. ун-т, 1989. 70 с.
166. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки / Науч-метод. сб., вып. 2, Воронеж, 1998.118 с.
167. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН, 1947. 335 с.
168. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.536 с.
169. Терентьева Н.А. Высшее многоуровневое музыкально-педагогическое образование. СПб., 1994.
170. Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста: Учеб. -метод, пособие. М., 1987.
171. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. 164 с.
172. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975. 110 с.
173. Фейертаг В.Б. Становление советского джаза (1922-1941): метод.разработка. М.: ЦНМК МК РСФСР, 1986. 74 с.
174. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения // Ребенок за роялем. М., 1981. С. 225-236.
175. Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб. науч. тр/ Отв. ред. Д.В. Вилькеев. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1989. 143 с.
176. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! -М., ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 288 с.
177. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация в творческой деятельности учителя. Дисс. .докт. пед. наук. М., 1992.
178. Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 236-246.
179. Хромушин О.Н. Джазовое сольфеджио. Учебное пособие для 3-7 классов ДМШ. Санкт-Петербург: Северный Олень,1998. 56 с.
180. Хромушин О.Н. Учебник джазовой импровизации для ДМШ. Санкт-Петербург: Северный Олень, 1998. 56 с.
181. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984. 176 с.
182. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28 с.
183. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Интерпакс. М., 1994. 384 с.
184. Черни К. Систематическое руководство по импровизации для фортепиано // Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974.
185. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1980.
186. Чугунов Ю. Основы джазовой импровизации на фортепиано: Учебно-методическое пособие для муз. училищ (эстрадный профиль).М., ГМПИ им.Гнесиных, 1976. 75 с.
187. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. JL, Музыка, 1977.
188. Шмалько Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: На материале учебной работы в классе фортепиано: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., Мое. пед. ун-тет, 1977. 20 с.
189. Школяр В.А. Обновление одержания музыкального образования с методологических позиций (Опыт исследования проблемы). М., 1997. 89 с.
190. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
191. Щукина Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974. 160 с.
192. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
193. Щукина Г.М. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 301 с.
194. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Междунар. пед акад., 1995. 221 с.
195. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.48 с.
196. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995, N 2. С. 31-42.
197. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.2. ч.1 /Общ. ред. Д.Д. Шостаковича М.: Советский композитор, 1987. 366 с.
198. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета и пути их развития (Методика музыкального воспитания): Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977.16 с.
199. Ferand Е.Т. Die Improvisation.-2 Ausg. Koln, 1961. 370 p.
200. Mehegan Y. Yazz, Improvisation, Tonal and RMthimie Prinziples.- Nev York, 1955. 90 p.
201. Средний 3,15 2,95 3,35 2,85 3,35 3,05 3,3 2,95балл 2.й контрольный срез