автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей
- Автор научной работы
- Шпаковская, Екатерина Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шпаковская, Екатерина Борисовна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ - С.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1.1. Понятие творческого развития личности - С.
1.2. Формирование потребности в творческой деятельности - С.
1.3. Вопросы развития творческих способностей - С.
1.4. Воспитание как деятельность, направленная на формирование творческой личности - С.
1.5. Проблемы современного российского музыкального воспитания и образования - С.
Выводы по I главе - С.
Глава 2. ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ
2.1. Джаз как феномен культуры XX века - С.
2.2. Специфика джазовой импровизации - С.
2.2.1. Искусство импровизации как форма творчества
2.2.2. Психология джазовой импровизации как способа духовного общения
2.2.3. Некоторые музыкально-теоретические аспекты специфики джазовой импровизации
2.2.4. Ритмика джаза как элемент творческого воспитания
2.3. Джаз в России - проблемы и перспективы - С.
Выводы по 2 главе - С.
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СПОСОБА ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СЛУШАТЕЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЯ
ЗЛ. Джазовая импровизация как способ воспитания творческого слушателя - С Л
3.2. Джазовая импровизация как фактор творческого воспитания музыкантов-исполнителей - С.
3.3. Джазовая импровизация в концертно-исполнительской практике и оценка ее художественного воздействия на публику (слушателя) - С.
Выводы по 3 главе - С.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей"
Актуальность темы исследования джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя состоит в том, что данный феномен чрезвычайно важен в процессе духовного развития личности, формирования ее интересов, потребностей, ориентацией в ценностном мире музыкальной культуры, обусловливающих возможности реализации ее природных задатков и складывающихся на этой основе способностей к творческой деятельности.
В научной литературе основательно изученными оказались весьма существенные вопросы, позволяющие констатировать наличие теоретической базы, необходимой в осуществлении замысла проводимого исследования.
Таковы философские аспекты творчества, определенные в трудах Аристотеля, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Канта, Платона, П. Флоренского, 3. Фрейда, К. Юнга и многих других; проблемы культурологической теории, ценностно-смысловых основ творчества, разрабатываемые М. А. Ариарским, B.C. Библером, Н. Н. Вересовым, С.Н. Иконниковой, М.С. Каганом, С. Т. Махлиной, H.JI. Саитдиновой, Э. В. Соколовым и многими другими; исследования особенностей физиологии творчества, предпринятые Адемаром, П.К. Анохиным, Н. Н. Георгиевым, Г. А. Голициным, В. М. Петровым, С. Л. Рубинштейном, Д. Э. Узнадзе, Д.А. Фарбером, С. В. Фатеевым, А. Т. Шумилиным и другие; исследования по проблемам воспитания творческих способностей, развития творческого воображения ученых и педагогов - П.К. Анохина, И.П. Волкова, JI. С. Выготского, П. И. Дышлева, B.C. Зайцева, К.С. Станиславского, К. Д. Ушинского и других; научные изыскания по вопросам музыкального творчества, образования и формирования творческих способностей средствами музыки, отраженные в работах музыкантов, педагогов -Б.В. Асафьева, Д. Б. Богоявленской, Н. А. Ветлугиной, Т. М. Казовской, А. Г. Ковалева, К. Орфа, Я. А. Пономарева, Ю. А. Самарина, А. Н. Сохора, в диссертациях М Р. Дадашевой. С.Н. Морозовой. А. А. Никитиной, В.Д. Шульгиной и других.
Таковы успешные опыты в области использования импровизации для развития творческого воображения и проблеме обучения импровизации К.А. Аргамакова, С.М^ Мальцева, Т. Н. Родионовой, И. JL Розанова, М.А. Сапо-нова и других; труды и исследования по вопросам современной культуры, искусства, современной популярной музыки, искусства джаза, джазовой импровизации ученых, педагогов, музыкантов -А. Н. Баташева, И.М. Бриля, А. С. Запесоцкого, В. Д. Конен, С.Т. Махлиной, А. В. Медведева, В.В. Молзин-ского, В.П. Овчинникова, JI.C. Сысоевой, В. Б. Фейертага, Ю Н. Чугунова и других.
Однако джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности до сих пор не разрабатывалась в рамках самостоятельного исследования, актуальность которого становится все более очевидным сегодня, когда ставшая реальностью интеллектуальная свобода личности предполагает необходимость постоянного роста ее творческого потенциала как основы повседневной деятельности в современных условиях.
Автор данной работы считает, что джазовая импровизация может использоваться как способ воспитания творческой индивидуальности не только исполнителя, но и слушателя. Джазовая импровизация трактуется как способ творческого воспитания исполнителя и слушателя, что и подлежит обоснованию на страницах данной работы. Изучение джазовой импровизации способствует не только профессионально-творческому росту исполнителя, но и общекультурному развитию слушателя, творческому взаимодействию современного исполнителя и слушателя в музыкальном диалоге.
Отсюда цель исследования - выявить теоретические положения и практические формы внедрения в практику учебного процесса джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя. Достижение поставленной цели предполагает, на наш взгляд, решение следующих задач исследования:
- осмысление психофизиологии джазовой импровизации как способа творческой деятельности;
- изучение джазовой импровизации как музыкального и социокультурного феномена;
- выявление теоретических предпосылок использования джазовой импровизации как способа воспитания творческого слушателя;
- обоснование форм использования джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности исполнителя;
- поиск возможностей использования джазовой импровизации в кон-цертно-исполнительской практике как способа оптимизации «диалога» современного исполнителя и слушателя средствами музыки;
- определение оптимальных форм использования джазовой импровизации в рамках внедрения в художественное образование методов активизации творческого мышления, применяемых в научно-техническом творчестве -«синектики», «посредника».
Объектом исследования явилась джазовая импровизация как способ активизации творческого мышления, творческого самовыражения и самореализации в рамках художественного творчества.
Предметом исследования стал процесс воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя.
Анализ имеющегося материала по теме настоящего исследования позволяет следующим образом сформулировать его гипотезу: импровизация и ее преломление в джазе представляет собой действенный фактор воспитания творческой индивидуальности исполнителя; метод джазовой импровизации способствует воспитанию творческой индивидуальности слушателя; джазовая импровизация несет в себе основы эффективного психофизического и духовного воздействия на человека, действенность этого фактора, по-видимому, недостаточна, если слуховое восприятие реципиента не подкреплено качественным изучением особенностей музыкального языка джаза, истории его эволюции и стилевых тенденций, обретение которых требует разработки и внедрения соответствующих сЬопм педагогической паботы. про
А I J 1 ' 1 грамм обучения в рамках общего образования в средних школах, средних специальных учебных заведениях, и немузыкальных специализированных вузов.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о необходимости возрождения искусства импровизации в рамках специального образования для совершенствования профессионалов, и решения проблемы потери контакта исполнителя со слушателем стал подниматься, как известно, уже в первые десятилетия XX века. В России этот вопрос активно освещался в журналах «Оркестр», «Музыкальное образование», в частности, в статье «Искусство импровизации» К. А. Аргамакова, профессора Московской консерватории, в которой речь идет о необходимости обучения музыкантов искусству импровизации с целью формирования творческой индивидуальности исполнителя.
Симптоматично, что примерно в это же время за рубежом и в России появляется огромное количество публикаций по вопросам ритмического воспитания. Среди них работы Н. Г. Александровой, Э.Ж. Далькроза и многих других. Констатируется наличие проблемы неритмичности не только для музыкантов, но и опасность этого явления для других профессий. Необходимо преодолеть неритмичность для нормализации жизни при помощи специальных упражнений - таков вывод ученых начала XX столетия.
Наряду с интересом к импровизации и ритмовоспитанию, мировая общественность начала XX столетия потрясена и новым музыкальным явлением - джазом, искусством в основе которого - импровизация и ритм.
По-видимому, есть определенная взаимосвязь между всеми этими явлениями: интересом к искусству импровизации, необходимости ритмовос-питания для европейцев, и возникновением джаза, столь стремительно завоевавшим сердца миллионов людей и явившимся значительным не только музыкальным явлением, но социальным и духовным феноменом.
Появление в начале столетия исследований в области импровизации, ритма, джаза отражало изменившееся мироощущение, отличное от того, которое было свойственно предыдущим поколениям, опирающимся в своем восприятии действительности и искусства на четко установленные правила композиторско-исполнительских отношений, неизощренного ритма, то есть всего того, что свойственно, прежде всего, особенностям европейского музыкального мышления.
Подобные черты касаются судеб искусства, восприятия различных его видов, как в зарубежных странах, так и в России. Однако в советское время эти особенности проявлялись еще и сквозь призму идеологических событий, обусловленных известными тенденциями государственной политики. Так, в России столь активно поначалу включившейся в процесс овладения искусством импровизации, ритмовоспитания, джаза, начиная с 30-х годов XX века практически до 80-х годов, исчезают не только методы обучения импровизации, ритмовоспитание, но и негласно преследуется джаз. Об этом факте отечественной музыкальной культуры писали А. Баташев, В. Конен, Г. Лукьянов, А. Медведев, В. Фейертаг и другие. Искусство импровизации по свидетельству специалистов С. Мальцева, И. Розанова и других исчезает из практики музыкального образования. Ритмовоспитание также утрачивается, оставаясь лишь форме ритмики (ритмизованной гимнастики), которая по своему содержанию, как отмечали специалисты, Ж. Далькроз, Н. Александрова имеет совершенно иную направленность.
Интерес к искусству импровизации возрождается в конце XX века в рамках учебных курсов педагогов - С. Мальцева, Т. Родионовой и других, а также, Московской студии искусства музыкальной импровизации, в программе курсов джазовых училищ и эстрадно - джазовых факультетов в ВУЗАХ.
Многие исследователи (Е. Барбан, С. Мальцев, И. Розанов, Ю. Чу-гунов и другие) констатируют несомненную пользу искусства импровизации для обучения музыкантов - профессионалов и отмечают необходимость возрождения данного искусства в рамках специального и общего музыкального образования для творческого развития личности, совершенствования ее способностей и творческого самовыражения. Появляются исследования импровизации как способа музыкального мышления, сыгравшего заметную роль в музыкальной культуре.
В ряду работ, связанных с историей импровизации привлекает внимание книга М. Сапонова «Искусство импровизации» по истории импровизации, изданная вначале 80-х годов и касающаяся вопросов возникновения импровизации, методов обучения этому искусству в средние века. Вопросы состояния современной импровизации в работе, однако, не затрагивается. Этот аспект остается не разработанным в достаточной степени в науке.
Особого упоминания достойна, на наш взгляд, книга С. Мальцева «О психологии музыкальной импровизации», изданная в 1991 году, в которой освящены психофизические особенности процесса исполнения импровизации. При этом в рамках фундаментального исследования основательно разработанными оказались вопросы композиторского и импровизаторского творчества.
В 90-х годах XX века появились также глубокие диссертационные исследования по импровизации Ю.П. Глущенко «Импровизация как категория музыкального исполнительства», Б.Г. Гнилова «Фортепьянная джазовая импровизация», В.Г. Коваленко «Импровизация как форма музыкальной деятельности». Работы содержат интересный материал и касаются вопросов исполнительского творчества, во всех работах отмечается огромный творческий потенциал искусства импровизации.
Во многих публикациях и статьях этого времени (Е. Барбана, А. Медведева, Ю. Чугунова и других) подчеркивался огромный художественный потенциал джазовой импровизации.
Таким образом, в современной науке накоплен довольно объемный материал, допускающий возможность его использования, как теоретической базы исследования вопросов джазовой импровизации. Однако объективный анализ имеющегося материала показывает дефицит исследований в отечественной научной литературе по многим аспектам проблемы джазовой импровизации. В частности, джазовая импровизация в отечественной науке еще не рассматривалась в контексте ее воспитательного потенциала. Недостаточно разработанными остаются такие аспекты джазовой импровизации как: потенциал джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя; психофизиология джазовой импровизации; пути использования джазовой импровизации в системе учебного процесса в специальных и общеобразовательных учреждениях; формы применения джазовой импровизации в концертно-исполнительской практике с целью оптимизации духовного диалога между публикой и исполнителем.
Методологической основой исследования послужила система категорий и понятий, разработанных великими мыслителями в науке прошлого (в трудах Платона, Аристотеля, И. Канта и других), а также в рамках современной эстетики и культурологии (в работах М.А. Ариарского, Н.Н. Вересова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, С.Т. Махлиной, Э.В. Соколова и других), общей и музыкальной педагогике, музыкознании, истории музыки (в исследованиях М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, JI.M. Баренбойма, Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, М.Р. Дадашевой, JI.M. Кадцына, Т.М. Казов-ской, А.С. Клюева, А.Г. Ковалевой, В.Д. Конен, В.В. Медушевского, В.В. Молзинского, Я.А. Пономарева, А.Н. Сохора), психологии творчества (в трудах П.К. Анохина, Н.Н. Георгиева, Г.А. Голицина, Е.В. Назайкинского, И.А. Оботуровой, C.JI. Рубинштейна, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, С.В. Фатеева,
A.Т. Шумилина). Методологической основой послужили и теоретические положения и работы ученых, уделивших внимание проблемам творческого воспитания личности (П.К. Анохин, И.П. Волков, JI.C. Выготский), общекультурного воспитания, проблемам музыкальной жизни общества (в трудах М.С. Кагана, Т.М. Казовской, А.С. Клюева, В.Д. Конен, С.Т. Махлиной, В.В. Молзинского), методологии и методики ритмического воспитания (Н.Г. Александрова, В.Г. Воронецкий, Э. Ж. Далькроз, Э.А. Кунин); искусства импровизации и психологии импровизации (в исследованиях К.А. Аргамакова, Ж.А. Зорге, С.М. Мальцева, М.А. Сапонова, Г.А. Орлова, И. Шиллингер, Д.В. Щирина, Феранда, Уоллнера); истории джаза и специфики изучения джазовой импровизации (в работах А.Н. Баташева, И.М. Бриля, Д.Л. Коллиера,
B.Д. Конен, А.В. Медведева, В.Б. Фейертага, Ю.Н. Чугунова и других).
Методы исследования.В работе над диссертацией были использованы метод теоретического и исторического анализа в области эстетики, культурологии, психологии творчества, музыкального образования и воспитания, истории музыки, метод сравнительно-сопоставительного анализа, конкретизации, систематизации и обобщения исследованного материала.
Научная новизна работы состоит в рассмотрении джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя в рамках общего и художественного образования; разработке теоретической концепции джазовой импровизации как способа общения музыкальными средствами; обосновании возможностей внедрения в практику обучения данного способа воспитания художественными средствами методов «синектики», «посредника», применяемых в техническом и научном образовании для активизации творческого мышления, и не используемые практически в музыкальном образовании, общем и специальном; в осмыслении технологии методов «творческой трактовки», «снятия», «чтения с листа», «ритмического воспитания» на основе ритмики джаза и освоения джазовой импровизации с целью воспитания творческой индивидуальности исполнителя; в разработке новых форм и методов изучения джазовой импровизации в рамках специальной программы в учебном процессе средних и высших образовательных учреждений; в обобщении опыта системного использования джазовой импровизации в рамках концертно-исполнительской практики как метода оптимизации музыкального диалога между современным исполнителем и публикой.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в нем программа и разработанные методы воспитания и обучения на основе изучения джазовой импровизации могут использоваться по дисциплине - «Музыка» в общеобразовательной школе для старших классов, в музыкальных училищах и гуманитарных ВУЗАХ по дисциплинам - «История музыки», «Популярная музыка», «Современная музыка», «Музыка популярных жанров XX века». Апробация предложенной программы прошла в рамках курса «Популярная музыка» на кафедре искусствоведения СПбГУП в период 1999 - 2001 г.г., на кафедре кинофотоискусства СПбГУКИ в период
2001г. в курсе «Музыка популярных жанров XX века». В рамках этих курсов были апробированы и вышеназванные методы - «синектики», «посредника».
Апробация,данного способа воспитания проходила в период 1995-1998 гг. на базе театра «Бенефис», и ГКФУ «Петербург-концерт» в период 19982001 гг.
Отдельные положения и результаты исследований обсуждались на Российской аспирантской конференции (8 апреля 1999 г.), на Четвертой Санкт-Петербургской ассамблее молодцх ученых и специалистов (2 декабря 1999 г.), а также в ряде научных публикаций.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по 3 главе
Исследование показало, что джазовая импровизация может эффективно использоваться как способ воспитания творческого слушателя. Творческая активность которого обусловлена внимательным слушанием, осмыслением и пониманием образно - содержательной сферы музыкального произведения, его эмоционально - чувственным и интеллектуальным постижением, ведущим в конечном итоге к соучастию и сотворчеству слушателя в той или иной форме музыкальной деятельности.
Выявлено, что использование джазовой импровизации как способа воспитания творческого слушателя наиболее эффективно в рамках систематизировано организованных занятий (программы), основное содержание которой охватывает не только собственной историю джаза и его стилей, слушание джазовых композиций, но и изучение других «новых» направлений, жанров XX века, становление которых так или иначе обусловлено спецификой джазовой импровизации. Такой взгляд расширяет диапазон использования, полученных в ходе занятий знаний, которые трактуются не только как информативная основа, но и как элемент заданий, направленных на активизацию творческого мышления учащихся, развитие воображения, творческих способностей, стимуляции творческой активности в целом.
Для воспитания творческого слушателя на основе джазовой импровизации автором данного исследования применялись методы: контраста (на основе сопоставления и сравнения), наглядного показа, синектики, творческой установки на внимательное слушание, призванные сформировать у учащихся потребность и навыки творческого слушания через осмысление, осознание и переживание произведения, развитие творческого воображения и творческих способностей (в основном через общие, в меньшей степени -специально - музыкальные), эстетическую оценку и суждение.
Как показало исследование, слушание разных джазовых импровизаций в исполнении лучших музыкантов сравнительно - сопоставительный анализ этих композиций формирует навыки: внимательного слушания, интеллектуального осмысления материала, его эстетической оценки, внимательного отношения к образно - содержательной сфере произведения. Знание и понимание истории джаза, специфики джазовой импровизации создает прочную основу для осознания взаимосвязи их с другими явлениями музыкального искусства, в целом культуры.
Выявлено,-что на базе слушания разных джазовых композиций для развития творческого воображения и мышления эффективно использовать метод «синектики». Например, на основе сопоставительно - сравнительного анализа - понятийного и выразительного искусства - литературного произведения и джазовой композиции на одну тему в разных стилях или используя разные джазовые темы; изобразительного и выразительного - несколько картин разных эпох, или одного направления и джазовых композиций в одном стиле или в разных. Все это позволяет расширить творческий кругозор учащегося и его общекультурные знания.
Изучение творчества замечательных джазовых музыкантов формирует, по нашему мнению, не только навыки самостоятельной работы, столь важные в творческом воспитании, но и является «примером» (как известно, применяемым как способ воспитания) - трудолюбия и целеустремленности, трепетного отношения к своей работе, к друзьям и коллегам, духовность и творчество, проявленные лучшими джазовыми музыкантами в их деятельности. А также демонстрирует опасность эгоизма, тщеславия, недисциплинированности и т.п., и их последствия в биографии и творчестве некоторых «подававших большие надежды» музыкантов - этот «отрицательный пример» также имеет значение в контексте воспитательных задач, как отмечал, совершенно справедливо, в своем труде «Воспитательная роль музыки» А. Н. Сохор.
Как показало исследование, особое значение имеет использование джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности современного исполнителя. Отмечается, что в рамках музыкального учебного процесса необходимо воспитывать способность исполнителя выразить свою творческую индивидуальность. К сожалению, укрепившиеся в отечественном музыкальном образовании «вредные методики» обучения - натаскивание, школярство, «погоня» за количеством, сложностью, а не за качеством исполнения. Кроме того, отсутствие должной психологической подготовки у исполнителя к концертному выступлению, а также недостаточное изучение современной музыки всех направлений - все это факторы препятствующие не только проявлению музыканта, как творческой индивидуальности, но и полноценному, духовному диалогу его со слушателем.
Исследование показало, что одна из основных задач современного музыкального образования - научить исполнителя творчески работать, через воспитание и развитие его творческого воображения, внимания, артистизма, навыков самостоятельной работы, активизацию творческого мышления и умения использовать свой знания, общекультурные и музыкально - теоретические на практике. В этом плане, как показало данное исследование, особое значение приобретает изучение и освоение джазовой импровизации, которую мы рассматриваем и как материал для воспитания и развития собственно творческих способностей, профессионального совершенствования, и как «камертон» (См. метод «посредника») настраивающий и стимулирующий проявление творческого потенциала, способностей, активизацию творческого мышления, воображения исполнителя.
Выявлено, что в рамках изучения и исполнения джазовой импровизации развиваются специальные музыкальные способности (память, слух, чувство ритма и т. п.), - общекультурные (знания по истории джаза), ассоциативно - комбинаторное мышление - все это «базовые» факторы творческой деятельности. Кроме того, освоение специфики джазовой импровизации позволяет успешно настраивать учащегося на творчество, индивидуальное творческое проявление - «метод творческой трактовки технических возможностей музыкального инструмента». Метод «снятия» различных джазовых импровизаций в исполнении лучших джазовых музыкантов развивает: эстетическое, художественное мышление и оценку, обогащает «библиотеку» слухового опыта и «базу музыкальных данных» для собственных импровизаций, способствует проявлению творческой индивидуальности (выбор - отбор музыкального материала), и применению знаний по музыкальной теории, гармонии, формостроению как «активного фонда», а не «пассивного багажа».
Использование джазовой импровизации как основного материала в рамках метода «чтение с листа», как показало исследование, также способствует основной целевой задачи - научить работать творчески. Позволяет учащемуся широко применять на практике знания и навыки по музыкальной теории и технике исполнения, раскрепощает (преодоление страха перед инструментом), стимулирует проявление творческой индивидуальности (в мелодическом, гармоническом и т. п. прочтении). Кроме того, выявлено, что джазовые «стандарты» как материал для чтения с листа позволяет преодолевать «школярство». Известно, что чтение с листа музыки «академического направления» предполагает целевую задачу - точное следование «букве» авторского текста, по большей части в ущерб реализации творческой индивидуальности учащегося. В случае с джазовыми «стандартами», композициями - целевая задача - при «прочтении» своя индивидуальная творческая трактовка.
Особо важным представляется отметить, что при освоении и изучении специфики джазовой импровизации учащимся - исполнителем, и использовании ее в качестве «камертона» на творчество, необходима систематичность и системность занятий на основе применения всех вышеозначенных методов в комплексе.
Последний этап исследований в вышеозначенной главе касался рассмотрения джазовой импровизации в концертно - исполнительской практике и оценки ее воздействия на публику. Выявлено, что в рамках решения проблемы духовного кризиса, охватившего современную публику, особое значение играет готовность и способность исполнителя находить «общий язык» с публикой, воздействовать на ее художественно - эстетические установки на основе достойного музыкального материала. Основная проблема в таком музыкальном диалоге у современного исполнителя быть понятым, не опускаясь до уровня музыкального «ширпотреба», что характерно для последнего времени. Воспитывать своим мастерством, духовными устремлениями, выраженными в трактовке и отборе репертуара художественный вкус публики, вызывать «ответную реакцию» ее, сопереживание, стремление к сотворчесту ву. В этом плане, как показало данное исследование, особую роль играет внедрение и использование современным исполнителем джазовой импровизации как основы, или как элемента концертного выступления.
Выявлено, что подобные формы применения джазовой импровизации в концерте позволяют исполнителю проявить в полной мере свои профессиональные способности и творческую индивидуальность; у публики вызывают горячий интерес как собственно сама джазовая музыка, так и возможность услышать ее через призму «классической музыки». Удовлетворяются в рамках такого концерта и развлекательные, и познавательные, и духовные потребности публики.
Исполнителю при составлении концерта с использованием джазовой импровизации в том или ином качестве необходимо учитывать степень ис-торико - музыкальной подготовленности публики. В данном случае особое значение имеет профессионализм музыканта, способного играть не только академическую музыку, но и джаз, знающего его историю. Все это позволяет исполнителю быть более «мобильным» в ситуации современного концерта и его задачи - духовного диалога на языке музыки, ведущего к взаимному духовному обогащению.
Выявлено, что для качественного музыкального диалога с публикой музыканту полезно владеть приемами общения, принятыми в рамках джазовых концертов. Это знание особо значимо для создания особой «психологической атмосферы духовного контакта» при которой эффект взаимодействия публики и исполнителя многократно увеличивается. Автор данного исследования классифицировал их как: непосредственный диалог - посредством общения словесного и музыкального, непосредственный диалог - без слов, только музыка, диалог в стиле академического концерта с конферансье. Владение навыками такого концертного общения позволяет исполнителю создать атмосферу творческого единения, сотворчества столь необходимую для результативности музыкального общения посредством или «при участии» джазовой импровизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование - джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя - позволило установить, что в современном мире значение творческой деятельности очень велико, поскольку существует на сегодняшнем этапе твердое убеждение и понимание у общества того, что творчество - как создание «объективно нового» и «сугубо индивидуально нового» - основа и предпосылка развития и жизнедеятельности и культуры человечества в целом. Основная проблема, как выявлено, заключается в аксиологической основе и направленности творчества человека. Использование некоторых «плодов творчества» научного или технического может уничтожить жизнь как таковую во всех смыслах. Надежную опору для позитивной направленности творчества представляет искусство, в частности, музыка. В рамках его, развивая свои творческие способности, реализуя творческий потенциал и потребности, человек духовно совершенствуется, формируется как культурная разносторонне развитая личность, на основе высоких нравственно - эстетических идей, заложенных, в частности, и в произведениях музыкального искусства. В вопросах воспитания творческой личности особое значение имеют методы, направленные и моделирующие основные условия и этапы творческого процесса в рамках обучения. Необходимо учитывать, что творческий процесс подразумевает несколько этапов - начальный - накопление информации и уточнение целевой установки, следующий этап - выработка методологии и «инкубационный», этап - осуществления и реализации творческой идеи. Как выявило исследование, в этом процессе необходимо развитое творческое воображение, интеллектуальное мышление (особенно комбинаторно - ассоциативное), воздействие на творческие «центры» (психофизиология человека), и творческие способности как необходимое условие осуществления творческих планов. Все эти факторы творческого процесса нужно воспитывать в учащемся на основе методов, подразумевающих в процессе их применения формирование потребности в творчестве, развитие творческих способностей, складывающихся на основе общих (интеллектуальных) или специальных, творческого воображения, активизирует творческое мышление, опирающихся на материал культурной и нравственно - эстетической ценности. Именно к таким методам относиться джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя.
В ходе исследования подтвердилось, что джазовая импровизация является способом духовного общения музыкальными средствами. Специфика исполнения джазовой импровизации с необходимостью предполагает моделирование всех этапов духовного общения «нехудожественными средствами».
Исследование со всей очевидностью также выявило, что изучение истории джаза, его стилей, специфики джазовой импровизации способствует воспитанию творческого слушателя.
Прежде всего, это общекультурное воспитание, так как приобщение к истории джаза, джазовой импровизации расширяет диапазон знаний учащегося, ибо искусство джаза по природе своей «связано» со всеми музыкальными направлениями - академическим, музыкой «третьего пласта», с фольклором.
Кроме того, джазовая импровизация представляет собой фактор творческого воспитания - через развитие творческих способностей. При этом специфика джазовой импровизации (ее гармония, ритмика, формообразование, инструментальная основа, принципы исполнения), ее слушание развивает ассоциативно-комбинаторное мышление, аналитическое мышление, эстетический вкус и оценку, специальные способности - музыкальный слух, память, а также способность «переживания» через осмысливание и осознание, то есть понимание художественной идеи той или иной джазовой импровизации;
Наконец - нравственно-эстетическое, связанное с изучением творчества и ценностных приоритетов лучших джазовых исполнителей - все это основа для примера и подражания, или раздумья;
Развивает ритмическое творческое воображение и чувство ритма, поскольку ядро джаза - ритм, то исполнение и слушание джазовой импровизации предполагает знание у исполнителей владение ритмикой, характерной для джаза. Исследование выявило, что психофизиологический «ответ» во время слушания джазовой импровизации вызван именно спецификой ритмики джаза, вызывающей чувство радости, подъема, невольного соучастия в процессе исполнения. Все это необходимо использовать в целях учебного процесса. Разнообразие же ритмики джаза, в отличие от европейской ритмики не столь изощренной, - основа для развития ритмического воображения. Все вышеозначенные факторы стали основой для проведения исследования практических форм использования джазовой импровизации как способа воспитания творческого слушателя, исполнителя, а также в разработке вопроса использования джазовой импровизации в концертно-исполнительской практике и оценки ее воздействия на публику.
Вместе с тем воспитание творческого слушателя осмысленное и вдумчивое слушание, а не только слышание. Такое восприятие музыкального произведение создает устойчивые предпосылки для творчества и сотворчество через понимание и переживание заложенной в нем художественной идеи.
Исследование также подтвердило, что развитие творческих способностей, формирование потребности в творчестве может осуществляться посредством джазовой импровизации через активизацию творческого мышления учащегося. Поэтому изучение и слушание джазовых импровизаций в рамках учебного процесса осуществлялось в нескольких направлениях: - освоение истории джаза, его стилей и элементарных знаний по теории, формообразованию, инструментам и т. п. с целью развития навыков -внимательного осмысленного слушания, анализа особенностей использованных средств выразительности в создании определенного художественного образа, трактовки, настроения в той или иной импровизации;
- слушание джазовых импровизаций в исполнении лучших джазовых музыкантов в разных стилях с целью развития творческого воображения, активизации творческого мышления на основе ассоциативно - комбинаторного и сравнительно - сопоставительного. В этом плане, как показало исследование, использование методов сравнительно - сопоставительного анализа, «синектики», «посредника», метода «самостоятельной работы» весьма эффективно.
Изучение в рамках учебного процесса джазовой импровизации для воспитания творческого слушателя целесообразно в рамках программы, включающей не только изучение истории джаза, слушание джазовых композиций, но также и новых жанров и направлений XX века - мюзикла, рока, рок-оперы, представляющих и больше возможностей для сравнительно - сопоставительного анализа, и «материала» для творческого воображения общекультурного развития и т.д. Выявлено также, что полезно в целях активизации творческого мышления учащихся использовать материал, сочетающий слушание джазовых импровизаций в разных стиля и исполнениях, а также изобразительного искусства и понятийного искусства.
В ходе исследования выявлены некоторые вопросы, с которыми приходиться столкнуться педагогу: инертность и «стандартизированность» мышления учащегося. Подтвердилось, что их решение и эффективность использования джазовой импровизации как способа воспитания творческой индивидуальности слушателя - в комплексном применении всех вышеозначенных методов и желании педагога воспитать творческих слушателей.
Подтвердилось также, что решение многих проблем современного музыкального образования в воспитании творческой индивидуальности исполнителя. В этом плане автором в процессе обучения изучение и освоение джазовой импровизации исполнителем осуществлялось в нескольких планах:
- изучение гармонии, ритмики, формостроения, стилистики, принципов исполнения джазовой импровизации способствовало развитию музыкальной памяти и слуха, применением исполнителем на практике знаний музыкальной теории, совершенствования технического владения инструментом и раскрепощенность. Развивалось ассоциативно - комбинаторное мышление на основе овладения искусством импровизации; j
- изучение джазовой импровизации использовалось как «камертон» на творчество, проявления творческой индивидуальности. Для этого использовались методы - «творческой трактовки технических возможностей инструмента», «снятия» и «чтения с листа» (профессиональное совершенствование, выражение творческой индивидуальности), «ритмического воспитания» на основе освоения ритмики джаза (развитие чувства ритма и ритмического воображения);
- знакомство с историей джаза, биографией и творчеством джазовых музыкантов создает серьезные предпосылки для нравственно - эстетического воспитания.
В ходе исследования автор данной работы пришел к необходимости комплексного применения всех методов использования джазовой импровизации в воспитании творческой индивидуальности исполнителя с целью достижения наибольшей эффективности в занятиях. Основной проблемой воспитания творческой индивидуальности музыканта - исполнителя, как показала практика, является инертность и несистемность в самостоятельных занятиях учащегося. Решение - ее в целенаправленности, системности и систе-матизированности применения вышеозначенных методов.
Последний этап исследований касался рассмотрения джазовой импровизации в концертно-исполнительской практике и оценки ее воздействия на публику. Выявлено, что в рамках решения проблемы духовного кризиса, охватившего современную публику, особое значение играет готовность и способность исполнителя находить «общий язык» с публикой, воздействовать на ее художественно-эстетические установки на основе достойного музыкального материала. Основная проблема в таком музыкальном диалоге у современного исполнителя - быть понятным, не опускаясь до уровня музыкального «ширпотреба», что характерно для последнего времени, но воспитывать своим мастерством, духовными устремлениями, выраженными в трактовке и отборе репертуара художественный вкус публики, вызывать «ответную реакцию» ее, сопереживание, стремление к сотворчеству. В этом плане, как показало данное исследование, особую роль играет внедрение и использование у современным исполнителем джазовой импровизации как основы или как элемента концертного выступления.
Выявлено, .что подобные формы применения джазовой импровизации в концерте позволяют исполнителю проявить в полной мере свои профессиональные способности и творческую индивидуальность; у публики вызывают горячий интерес как собственно сама джазовая музыка, так и возможность услышать ее через призму «классической музыки». Удовлетворяются в рамках такого концерта и развлекательные, и познавательные, и духовные потребности публики.
Исполнителю при составлении концерта с использованием джазовой импровизации в том или ином качестве необходимо учитывать степень ис-торико-музыкальной подготовленности публики. В данном случае особое значение имеет профессионализм музыканта, способного играть не только академическую музыку, но и джаз, знающего его историю. Все это позволяет исполнителю быть более «мобильным» в ситуации современного концерта и его задачи - духовного диалога на языке музыки, ведущего к взаимному духовному обогащению.
Выявлено, что для качественного музыкального диалога с публикой музыканту полезно владеть приемами общения, принятыми в рамках джазовых концертов. Это знание особо значимо для создания особой «психологической атмосферы духовного контакта» при которой эффект взаимодействия публики и исполнителя многократно увеличивается. Автор данного исследования классифицировал их как: непосредственный диалог - посредством общения словесного и музыкального, непосредственный диалог - без слов, только музыка, диалог в стиле академического концерта с конферансье. Владение навыками такого концертного общения позволяет исполнителю создать атмосферу творческого единения, сотворчества столь необходимую для результативности музыкального общения посредством или «при участии» джазовой импровизации.
Правомерность полученных в ходе работы выводов определяется опорой при проведении исследования на философские, культурологические, психологические, педагогические, музыковедческие принципы, что применительно к теме диссертации означало рассмотрение проблемы в контексте реально сложившейся социально - культурной ситуации, основываясь на фундаментальных трудах и позициях ведущих ученых в области культуры, эстетики, психологии и педагогике, музыкознании при разработке теоретической концепции, на достоверные результаты конкретных музыкально-педагогических исследований, проводимых по апробированным в отечественной педагогике и науке методикам.
Научная новизна работы подтвердилась тем, что в ней рассматривается джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя в рамках общего и художественного образования; разработана теоретическая концепция джазовой импровизации как способа духовного общения музыкальными средствами; обоснованы и описаны формы внедрения в практику использования джазовой импровизации как способа воспитания творческого слушателя и исполнителя методов «синектики», «посредника», применяемых в техническом и научном образовании для активизации творческого мышления, и не использующихся практически в музыкальном образовании общем и специальном; а также описывается технология методов «снятия», «чтения с листа», «ритмического воспитания» на основе ритмики джаза с целью активизации творческого мышления, развития творческих способностей, творческого воображения, индивидуального самовыражения исполнителя; разработана, описана и апробирована специальная программа «Импровизация в контексте популярных жанров XX века» по предмету «Популярная музыка», нацеленная на воспитание творческого слушателя посредством изучения и слушания джазовой импровизации; разработана теоретико-практическая концепция использования джазовой импровизации как основы и как «элемента» концертного выступления с целью оптимизации музыкального диалога между современным исполнителем и публикой (слушателем). Результаты работы имеют определенное методологическое значение для дальнейшей разработки методов воспитания творческой индивидуальности современного слушателя и исполнителя.
Предложенная в данном исследовании программа и разработанные методы воспитания, обучения на основе изучения джазовой импровизации могут использоваться в процессе совершенствования методов обучения и воспитания в рамках образовательных программ средних и высших учебных заведений, концертно-исполнительской практике музыкантов в рамках оптимизации творческого диалога в процессе духовного развития современного исполнителя и слушателя.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шпаковская, Екатерина Борисовна, Санкт-Петербург
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 196&Г- 339 с.
2. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание: Докл. принятый на всесоюз. совещ. сов. физ. культуры / Н
3. Н. Г. Александрова. М.: Б. и., 1924 - 16 с.
4. Арановский М.Г. XX век / М. Г. Арановский // Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: Сб. науч. ст.- М., 1998.-С. 3-40.
5. Аргамаков К.А. Искусство импровизации / К. А. Аргамаков // Муз. альманах,- 1914,- № С. 112-116.
6. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: Автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.05/ М.А. Ариарский; СпбГУКИ.- СПб., 1999,- 22с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев; Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой,- 2-е изд.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973,- 144 с.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2 / Б. В. Асафьев.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1963,- 378с.
9. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Кн. для учителя /А. И. Астахов. М.: Просвещение, 1986 - 157 е.; ил.
10. Барбан Е. Идея импровизации / Е. Барбан // Родник,- 1990.- № 12. -С. 12-18.
11. Барбан Е. Эстетические границы джаза / Е. Барбан // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987,- С. 162-183.
12. Баренбойм Л. М. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. М. Баренбойм.- Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974,- 336 с.
13. Баташев А. Н. Искусство джаза в музыкальной культуре /А. Н. Баташев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1989-С. 80-95.
14. Баташев А. Н. Советский джаз: Ист. очерк / А. Н. Баташев; Под ред. и предисл. А. В.Медведева.- М.: Музыка, 1972.- 175 с.
15. Баташев А. Н. Феномен импровизации /А. Н. Баташев // Сов. му-зыка.-1987,- N2.- С. 46-49.
16. Бахтин М. М. Работы 1920-х годов: К 100-летию со дня рождения. / М. М. Бахтин Киев: Next, 1994 - 384 е.: порт.
17. Бирюков С. Импровизационность в музыке / С. Бирюков // Сов. музыка,- 1977.-N3.-C. 113-118.
18. Бриль И. М. Основы джазовой импровизации на фортепьяно: Учеб.-метод. пособие / И. М. Бриль.- М.: Изд-во гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных, 1976,- 75 с.
19. Брыкин А. Т. Гимнастика / А. Т. Брыкин // БСЭ.- 3-е изд.- М., 1971,- Т. 6.-С. 527.
20. Буева JI, П. Человек: Деятельность и общение / JI. П. Буева.- М.: Мысль, 1978,-216 с.
21. Булгаков С. Н. Слова. Поучения. Беседы / Протоиерей С. Н. Булгаков-Paris: YMKA-press, 1987- 535 с.
22. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки / И. Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1985 - 255 с.
23. Вейдле В. В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературы и художественного творчества / В.В. Вейдле.- СПб.: Аксиома, 1996. -332 с.
24. Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопр. психологии.- 1992,- № 1-2,- С. 124-128.
25. Волков И.П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1988,-94 с.
26. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб.ст. / Под. ред. А. Н. Сохора,- JI.: Сов. композитор, 1981,- 295 с.
27. Воспитание музыкой: Из опыта работы: Сб. ст. / Сост. Т. Е. Вен-дрова, И. В. Пигарева М.: Просвещение, 1990.-203 с.
28. Воспоминания о Б.В. Асафьеве: Сб. ст./ Сост А. Крюков,- М.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. 511 с.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк / Л. С. Выготский 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991 - 90 е.: ил.
30. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. / Г. В. Ф. Гегель; Вступ. ст. Е. Ситковского.- М.: Мысль, 1975-1977.- 3 т.
31. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т.1 / Г. В. Ф. Гегель,- М.: Искусство, 1968 676 с.
32. Глущенко Ю. П. Импровизация как категория исполнительства: Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 /Ю. П. Глущенко; Киев, гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1990.-17с.
33. Гнилов Б. Г. Фортепьянное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества /1940 1950-е годы/: Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00,02 / Б. Г. Гнилов; Моск. консерватория им. П. И.Чайковского.-М., 1992 - 16 с.
34. Гольдман Ж. Ритмическая гимнастика в высших учебных заведениях: Учеб. пособие для вузов / Ж. Гольдман.- Оренбург: Изд-во ОГАУ, 1996.-132 с.
35. Горский В. С. Историко-философское толкование текста / В. С. Горский.- Киев: Наук, думка, 1981. 206 е.: ил.
36. Далькроз Ж.Э. Ритм, его значение в жизни и в искусстве: 6 лекций / Ж. Э. Далькроз; Предисл. П. Бэйль,- СПб.: Б. м., 1913.-156 с.
37. Даниель Г. Ритмическая гимнастика с точки зрения гигиены и медицины / Г. Даниель // Оркестр 1911.- № 20 - С. 8-9.
38. Даниленко О. И. Культура общения и ее воспитание: Учеб. пособие / О. И. Даниленко,- Л.: ЛГИК, 1990 98 с.
39. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян -М.: Наука, 1976.-191 с.
40. Днестров А. Рационализация и ритмизация фортепьянной техники/А. Днестров//Муз. образование,-1930,-N3 С. 15-18.
41. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных / И. М. Догель Казань: А. А. Дубровин, 1888. - 46 е.: ил.
42. Долгбва Т. П. Развитие творчества студентов в учебное и вне-учебное время / Т. П. Долгова // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. /Тверь, 21-23 апр., 1993 г./.- Тверь, 1994 С. 44-45.
43. Дука С.И. Творчество как общение: Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук: 09.00.11 / С. И. Дука; Санкт-Петербург, ун-т,- СПб., 1993.-16 с.
44. Дышлевый П. И. О философском подходе к исследованию творчества и его роли в возрождении России / П. И. Дышлевый // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар.симпоз. /Тверь, 21-23 апр., 1993 г./.- Тверь, 1994,-С. 3-7.
45. Егорова О. Ритмическая и эстетическая гимнастика / О. Егорова //Оркестр.- 1911.-N 15.-С. 3-4.
46. Жаркова О. Искусство джаза в музыкальной культуре России / О. Жаркова // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности: Сб. науч. ст.- Самара, 1996.-С. 85-93.
47. Жданов А. А. Вступительная речь и выступление на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) в январе 1948 / А. А. Жданов.-М.: Госполитиздат, 1952 32 с.
48. Зыков Б. К. и др. Музыкальные ритмы здоровья / Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко, Л. И. Родионова Воронеж: Центр.-Чернозем кн. изд-во, 1990.- 179 с.
49. Иконникова С. Н. История культурологии. Идеи и судьбы: Учеб. пособие / С. Н. Иконникова.- СПб.: СПбГАК, 1996.-264 е.: ил.
50. Ильин И. О совершенном в искусстве / И. Ильин Рига: Рус. Акад. изд-во, 1937.-174 с.
51. Иоффе В. Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и психологии научного творчества / В. Г. Иоффе // Научное творчество: Сб. ст.- М., 1969,-С. 423-431.
52. Искусство в системе культуры: Сб. науч. ст. / Ред. М. С. Каган -Л.: Наука, 1987.-272 с.
53. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает добро: Ст., докл., выступления / Д. Б. Кабалевский.- М.: Педагогика, 1973,- 334 с.
54. Каган М. С. Мир общения.: Проблемы межсубъектных отношений /М. С. Каган,- М.: Политиздат, 1988.-315 с.
55. Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган,- Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972 440 с.
56. Каган М.С. Музыка в мире искусства / М. С. Каган.- СПб.: UT, 1996.-231 с.
57. Каган М. С. Социальные функции искуства / М. С. Каган.-Л.: Об-во «Знание». Ленингр. орг., 1978 34 с.
58. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган.- СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
59. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для негуманит. вузов / Л. М. Кадцын. М.: Высш. шк., 1990302 с.
60. Кадцын Л.М. Творчество слушателей: (Механизм слухового восприятия инструм. произведений): Автореф. дис. . д-ра. Искусствоведения: 17.00.02 / Л. М. Кадцын; Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.-Киев, 1989,- 46 с.
61. Казовская Т. М. Просветительная деятельность в России / Т. М. Казовская,- СПб.: СПбГУКИ, 1999.- 96 с.
62. Кампус Э. Ю. О мюзикле / Э. Ю. Кампус Л. Музыка, 1983.-128с.
63. Кант И. Избранное: В 3 т. / И. Кант; Сост и вступ. ст. П.
64. A.Калинников.-Калининград: Кн. изд-во, 1998,- 3 т.
65. Капустин Ю. В. Музыкант и публика / Ю. В. Капустин. Л.: О-во "Знание". Ленингр. орг., 1976,- 39 с.
66. Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика: Исслед. / Ю.
67. B. Капустин.- Л.: Музыка, 1985,- 160 с.
68. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания / В. Келле, М. Ковальзон,- М.: Госполитиздат, 1959 263 с.
69. Клюев А. С. Музыка и жизнь: О месте музыкального искусства в развивающемся мире /А. С. Клюев,- СПб.: Ut, 1997,- 158 е.- Библиогр.: С. 117-125.
70. Клюев А. С. Художественная индивидуальность как философско эстетическая проблема: Ист.-теорет. анализ: 09.00.04 / А. С. Клюев; ЛГИК.-Л., 1985,- 16 с.
71. Козлов А. Рок: Истоки и развитие / А. Козлов.- М.: Мега-Сервис, 1998.-192 е.: 40 л. ил.
72. Козырев Ю. Джаз и музыкальная педагогика / Ю. Козырев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987 С. 194-207.
73. Коллиер Д. Л. Становление джаза. Ист. очерк / Д. Л. Коллиер; Предисл. А. В. Медведева,- М.: Радуга, 1984.- 390 с.
74. Конен В. Д. Пути американской музыки / В. Д. Конен 2-е изд., доп.-М.: Музыка, 1965,- 523 е.: ил,-Библиогр.: С. 447-461.
75. Конен В.Д. Рождение джаза / В. Д. Конен.- 2-е изд.- М.: Сов. композитор, 1990,- 320 е.: ил.
76. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры XX века / В. Д. Конен.- М.: Музыка, 1994.- 160 с.
77. Конорова Е. Ритмическая гимнастика в театральной школе: Учеб. пособие для театрал, учеб. заведений и театрал, студий / Е. Конорова.- 2-е изд.- М.; Л.: Искусство, 1947 139 е.: ил.
78. Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств / Ю. Кремлев,- М.: Музыка, 1966 63 с.
79. Кривцун О.А. Эстетика: Учеб. для студ. вузов / О.А. Кривцун-М.: АспектПрис, 1998.-430 е.: ил-Библиогр. в конце гл.
80. Крыжицкий Г. Великий реформатор сцены / Г. Крыжицкий,- 3-е изд., перераб,- М.: Сов. Россия, 1962 66 с.
81. Культурология. XX век: Слов. / Сост. А. Я Левит; Отв. ред Л. Т. Мильская.- СПб.: Унив. кн., 1997,- 630 с.
82. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок и поп- музыке: Учеб. пособие / Э. Кунин; Предисл. Ю. Чугунова.- М.: Мега -Сервис, 1997,- 55 с.
83. Курс теории музыки: Для муз. уч-щ / Под. ред Л. М. Масленкова, Б. А. Незванова и др.; Общ. ред. А. Л. Островского.- М.: Музыка, 1978.- 152 е.: нот. ил.
84. Левада Ю. Общество / Ю. Левада // Философская энциклопедия.-М., 1967,-Т. 4,- С. 120-123.
85. Лейман И. И. Коллектив и научное творчество / И. Лейман // Научное творчество: Сб. науч. ст.- М.: Наука, 1969,- С. 261-271.
86. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леон-тъев.-2-е изд.-М.: Политиздат, 1977- 304 с.
87. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии I960,- № 1,- С. 7-16.
88. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Курс лекций / А. Н. Леонтьев.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971 40 с.
89. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб пособие по спец. курсу для студ. пед. вузов / Б. Лихачев,- М.: Просвещение, 1982.191 с.-Библиогр.: С. 187-189.
90. Ломов Б. Ф., Сеурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сеурков.- М.: Наука ,1990.-279 с.
91. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теорет. очерк / Л. А. Мазель,- М.: Музыка, 1983 72 е.- /Вопр. истории, теории, методики/.
92. Максимов Е. В. Ритмы на Земле и в Космосе / Е.В. Максимов.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 323с.: ил.
93. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев,- М.: Музыка, 1991 85 с.
94. Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации / С. Мальцев, И. Розанов // Сов. музыка.-1973,- N 10,- С. 62-64.
95. Маргулис А.В. О потребности как социологической категории:
96. Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / А. В. Маргулис; Харьк. гос.ун-т им. А. М. Горького.- Харьков, 1967 27 с.
97. Махлина С.Т. Взаимодействие видов искусства: Метод, пособие для лекторов/С. Т. Махлина JI.: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1974. -19 с.
98. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энцикл. слов.: В 2 ч. / С. Т. Махлина; СПбГУКИ СПб., 2000,- 552 с.
99. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура: Курс лекций / С. Т. Махлина,- СПб.: СПбГАК, 1997,- 51 с.
100. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина,- СПб.: СПбГАК, 1995.- 216 с.-Библиогр.:С. 199-216.
101. Махлина С. Т., Новиков А. И. Русская философия и художественная культура России: Учеб. пособие /С. Т. Махлина, А. И. Новиков,-СПб.; СПбГАК, 1999. 302 е.- Библиогр: С. 298-302.
102. Махлина С. Т., Сысоева Л. С. Материально художественная деятельность и эстетическое воспитание/ С. Т. Махлина, Л.С. Сысоева; Под. ред. А. П. Моисеевой.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-183 с.
103. Медведев А. В. Время зрелости /А. В. Медведев // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст.- М., 1987,- С. 29- 47.
104. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976 — 254с.: нот. ил.- Библиогр.: С. 246-252.
105. Медушевский В. В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 821 / В. В. Медушевский; Моск. консерватория им. П. И. Чайковского-М., 1971.- 17 с.
106. Методы психологической активизации технического творчества: Метод, разработки для студентов техн. фак. пед. вузов / Новосиб. гос. пед. ун-т; Авт.- сост. И. В. Сартаков,- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.- 66 е.: ил.
107. Мирский Э. М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества / Э. М. Мирский // Научное творчество: Сб. науч. ст.- М., 1969,- С. 405-413.
108. Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. (Тверь, 21-23 апр., 1993 г.) / Твер. гос. тех. ун-т; Под ред. П. И. Дышлева Тверь; Твер. гос. техн. ун-т, 1994,- 87 с.
109. Молзинский В. В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. канд.искуствоведения: 17.00.02 / В. В. Молзинский; ЛГИК.- Л., 1986.-16 с.
110. Музыка XX века: 1890 -1945 г.г.: Очерки: В 2 ч. / Ред. кол.: Б. М. Ярустовский и. др.- М.: Музыка, 1976-1987 2 ч., 5 кн.
111. Музыкальная энциклопедия: В 5 т / Гл. ред. Ю. В. Келдыш.- М.: Сов. энцикл. : Сов. композитор, 1973-1981,- 5 т.
112. Музыкальная эстетика стран Востока: Сб. ст./ Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестаковой.- М.: Музыка, 1967- 414 е.: ил.
113. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш,- М.: Сов. энцикл, 1990,- 671 е.: ил., нот. ил.
114. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский.-М.: Музыка, 1988.- 254 с.
115. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.
116. B. Назайкинский,- М.: Музыка, 1972 383 е.: нот. ил.- Библиогр.:С. 376-378.
117. Научное творчество: Сб. ст./ Под. ред. С. Р. Медрулинского, М. Г. Ярошевского.- М.: Наука, 1969. 446 с.
118. Никепшчев М. В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения / М. В. Никепшчев // Вопр. психологии.- 1989,- № 5 /сент.-окт./.- С. 35-44.
119. Оботурова И. А. Психология общения: Метод, рек. / И. А. Оботу-рова- 2-е изд., доп.- Сыктывкар: Коми РИППКРНО, 1994.-77 е.- Библиогр.:1. C. 76-77.
120. Образование и культура Северо-Запада России: Веста. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования / Рос. акад. образования.- СПб., 1996 .-Вып.1. - 92 с.
121. Общественное сознание и духовная культура: Тез. докл. науч. конф . Таллин: Б.и., 1978 - 100 с.
122. Общество и человек: пути самоопределения: Сб. ст. / Ред. кол.: В. Т.Пуляев СПб.: Петрополис, 1994,- Вып. 1.-160 с.
123. Орлов Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов; Предисл. М. Друскина.-СПб.: Сов. композитор. Санкт-Петербург.отд-ние.; Вашингтон: Frager, 1992,-408с.: ил., нот.ил Библиогр.: С. 396-397.
124. Орлов Г.А. Структурная функция времени в музыке / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки 1989,- Вып. 13.-С. 8-14.
125. Пинтелеева Е. Л. Творческий потенциал России / Е. JI. Пантелеева / Е. JI. Пинтелеева // Миссия творчества в возрождении России: Материалы между нар. симпоз. (Тверь, 21-23 апр., 1993). Тверь, 1994.-С. 59-72.
126. Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Перов,- Л.: ЛГУ, 1980.- 188 с.
127. Платон. Законы: В 3 т.: Т.З. Ч.2./ Платон; Пер. с древнегреч. А. Н. Егупова,- М.: Мысль, 1999.-831 с.-Предм. указ.: С. 805-829.
128. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев М.: Наука, 1976.- 303 е.: ил - Библиогр.: С. 296-301.
129. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев,-М.: Педагогика, 1976- 280 е.: ил Библиогр.: С. 275-279.
130. Проблема потребностей в этике и эстетике: Сб. науч. ст.: Вып. 3 / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976 175 с.
131. Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпоз. /июнь, 1967 г./ /АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники.-М., 1967,- 78 с.
132. Образование и культура Северо-Запада России: Веста. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования / Рос. акад. образования.- СПб., 1996 .-Вып.1. - 92 с.
133. Общественное сознание и духовная культура: Тез. докл. науч. конф . Таллин: Б.и., 1978.- 100 с.
134. Общество и человек: пути самоопределения: Сб. ст. / Ред. кол.: В. Т.Пуляев СПб.: Петрополис, 1994,- Вып. 1.-160 с.
135. Орлов Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов; Предисл. М. Друскина.-СПб.: Сов. композитор. Санкт-Петербург.отд-ние.; Вашингтон: Frager, 1992,-408с.: ил., нот.ил Библиогр.: С. 396-397.
136. Орлов Г.А. Структурная функция времени в музыке / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки 1989,- Вып. 13.-С. 8-14.
137. Пинтелеева Е. Л. Творческий потенциал России / Е. Л. Пантелеева / Е. Л. Пинтелеева // Миссия творчества в возрождении России: Материалы междунар. симпоз. (Тверь, 21-23 апр., 1993). Тверь, 1994.-С. 59-72.
138. Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Перов,- Л.: ЛГУ, 1980.- 188 с.
139. Платон. Законы: В 3 т.: Т.З. Ч.2./ Платон; Пер. с древнегреч. А. Н. Егупова,- М.: Мысль, 1999.-831 с.-Предм. указ.: С. 805-829.
140. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев,- М.: Наука, 1976.- 303 е.: ил Библиогр.: С. 296-301.
141. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев,-М.: Педагогика, 1976,- 280 е.: ил Библиогр.: С. 275-279.
142. Проблема потребностей в этике и эстетике: Сб. науч. ст.: Вып. 3 / Под ред. М. С. Кагана, В. Г. Иванова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976- 175 с.
143. Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпоз. /июнь, 1967 г./ /АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники,-М., 1967,- 78 с.
144. Слонимский С. Музыка и человек / С. Слонимский // Образование и культура Северо-Запада России: Вестн. Сев.-Зап. отд-ния Рос. акад. Образования СПб., 1996 - Вып.1. -С.72-75.
145. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. М.: Сов. композитор, 1987 - 592 с.
146. Соколов Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. М.: Интерпракс, 1994.- 270 с.
147. Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Э. А. Голубева Дубна. «Феникс», 1997.-389 е.: ил.
148. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н.Сохор. 2-е изд., доп.- JI.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975.- 64 с.
149. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н.Сохор 2-е изд., доп.- М.: Музыка, 1970.-192 с.
150. Стасов В. В. Избранные сочинения: Живопись. Скульптура. Музыка: В 3 т. Т.З / В. В. Стасов; Ред. кол.: Е. Д. Стасова и др.- М.: Искусство, 1952.- 775 е.: ил., 4 л. порт.
151. Стахи Т. А., Карцева Г. А. Теория и практика формирования эмоциональной культуры личности музыканта-исполнителя: Учеб. пособие. / Т. А. Стахи, Г. А. Карцева Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998- 47 е.: ил. нот - Биб-лиогр.: С. 47.
152. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) / Г. С. Тарасов.- М.: Наука, 1979,- 191 с.
153. Творческий процесс и художественное восприятие: Сб./ Ред. кол.: Б. Ф. Егоров Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978 - 278 с.
154. Творческое мышление: Парадоксы и парадигмы развития: Тез. выступлений / Ред. кол.: Н. А. Александрова и др.— Целиноград: Б. м., 1991. -277 с.
155. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР: 2-я фаб-ка Детгиза в Л., 1947,335 с.
156. Толкачева И. Влияние физической нагрузки на чувство ритма музыкантов / И. Толкачева // Теория и практика физической культуры. 1974.-№ 1.-С. 55-57.
157. Утесов Л. О. Спасибо, сердце! / Л. О. Утесов- М.: Вагриус, 1999. -365с.: ил.
158. Фатеев С. В. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. дис. . д-ра. психол. наук:19.00.01 / С. В. Фатеев; Новосиб.ф, гос. пед. ун-т,- Новосибирск, 1996- 36 с.
159. Фейертаг В. Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга / В. Б. Фейер-таг,- СПб.: КультИнформПресс, 1999,- 348 с.
160. Филипп Г. Импровизация, как составная часть фортепианного обучения / Г. Филипп // Ребенок за роялем: Сб.- М., 1981С.
161. Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества / Б. А. Фролов // Научное творчество: Сб. науч.ст. М., 1969. - С. 271 - 281.
162. Холопова В. Н. Ритмические новации / В. Н. Холопова // Русская музыка и XX век: Рус. музык. искусство в истории худож. культуры XX в. /л Ред.-сост. М. Арановский.— М., 1998. С. 543-564.
163. Холопова В. Н. Музыкальный ритм: Очерк / В. Н. Холопова. -М.: Музыка, 1980 72 е.: нот. ил - Библиогр.: С. 71/Вопр. истории, теории, методики/.
164. Холостова Т. В., Каган М. С. Культура философия -искусство. Диалог,- М.: Знание, 1988,- 63 с.
165. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов; Предисл. Б. Д. Парыгина.- М.: Наука, 1981,- 304 с.
166. Художественное образование: Ежемес. журн. Наркомпроса
167. Сектор искусств и УМС/.- М., 1931,-N 1,- 48 е.; № 2,- 48 с.
168. Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе: Практ. курс для эстрадно-джазовых отд-ний муз. уч-щ / Ю. Чугунов,- М.: Музыка, 1976 176 е.: нот.
169. Шаронъ А. О значении ритма в жизни / А. Шаронъ // Оркестр. -1910,-№4,- С. 3-5.
170. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая; Вступ. ст. Н. А. Ветлицкой.- М.: Педагогика, 1975.- 200 с.: нот. ил.
171. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В. П. Шестаков.- М.: Музыка, 1975,- 351 е.: ил-Библиогр.: С. 322-344.
172. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; Общ. ред. и ф. послесл. Г. В. Осипова.- М.: Прогресс, 1969,- 535с.
173. Шиллингер И. Об импровизации и прикладной композиции. / И. Шиллингер // Муз. образование.- 1926,- N 5/6,- С. 20-22.
174. Шопен Ф. Письма: В 2 т. Т.1./ Ф. Шопен; Предисл. Т. С. Кухар-ского.- М.: Музыка, 1980.-485 е.: нот. ил.
175. Ширин Д. В. К методике обучения импровизации: Учеб. пособие / Д. В. Щирин СПб.: СПбГАК, 1996,- 38 с.
176. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. шк., 1989.-141 с.л 172. Щученко В. А. Введение в историю культуры: Учеб. пособие / В.
177. А. Щученко СПб.: СПбГАК, 1996.- 24 с.
178. Щученко В. А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пособие / В. А. Щученко,- СПб.: СПбГИК, 1993.-77с.- Библиогр. в примеч.: С. 72-77.
179. Щученко В. А., Образы русской культуры / В. А. Щученко // Ценностный мир русской культуры: Сб. науч. ст.- СПб., 1995,- С. 7-10.
180. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У.Эко // Иностр. лит. -1988.-№10.- С. 97-98.
181. Яворский Б. Л. Воспоминания, статьи и письма: В 2 т. / • Б.Л.Яворский; Сост. и предисл. И. С. Рабиновича; Под общ. ред. Д. Шостаковича,- М.: Музыка, 1964,- Т. 1 670 е.: нот. ил.; Т. 2 - 365 с.
182. Chase G. America's music: From the pilgrimes to the present / G. Chase.- 2-nd ed.- N. Y. McGraw-Hill, 1955,- XXIV, 735 p.: not.
183. Ferand E. Т. Die Improvisation in Beispielen aus neun Jahrhunderten abendlandischer Musik: Mit einer geschichtlichen Ein Fuhrung / E. T. Ferand.- 2 Aufl.- Koln: Volk, 1961,- 163 S.
184. Improvisation in the arts / Guest ed. G. Hagberg.- Madison /WI/: Univ. of Wisconsin press, 2000,- 96-212 p.: not.- /The Journal of aesthetics a. art criticism; Vol. 58, № 2/.
185. Improvisation und neue Musik: Acht Kongre Bref / Hrsg. R. Brink-mann.- Mainz: Schott, 1979,- 136 S.- /Vero ffentlichungen des Inst, fur neue Musik u. Musikerziehung, Darmstadt; Bd. 20/.
186. Leitzmann A. Beethovens Briefe und personliche Aufzeichnungen / Auswahl und Erlaut A. Leitzmann.- Leipzig: Insel Verl, 1952.
187. Wollner G. Improvisation in musik: Ways toward capturing musical ideas and developing them / G. P. Wollner.- N. Y.: Doubleday and со, 1963,- 191 p.: ill., not.