автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки
- Автор научной работы
- Попов, Петр Алексеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1988
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи УДК 374.26
ПОПОВ Петр Алексеевич
ПСИХОЛОГО-ЩЦАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЗДШШЙ ЛКБИТЕИЙ МУЗЫКИ
13.00.05 - культурно-просветительная работа
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1988
Работа выполнена на кафедре организация в ивтодики культурно-просветительной работы Московского орлана Трудового Красного Эаатш государственного института культуры
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент Л.Д.ЖАРЮВ
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор С.Н.ИЮННИЮМ
кандидат педагогических наук, доцонт В.Г.КУЗШЦрВ
Ведущее учреждение - фйбьгвавокий государственный
институт ^хьтуры
Защита состоится ."Ущ A<-<Hi />"1988 г* в чао.
на заоеданиа сдадай-тазпрозснного совета К 092.07,ОТ в Московской ордана Трудового фасного Замени государственной институте культуры по адресу: 141430, Московская Ods., ХдоаМЗ, уд. Библиотечная, 7
С диссертацией кото ознакомиться в научной библиотеке
института
Авторефораг разослав "J^J1^' с ^ 1968 г*
Учений секретарь спевдас- зиро ванного
совета, кандш» педагогических наук,
доцент . / Т.К.Бакланова
ОВШ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования состоит в его направленности на решение задач активизации Человеческого фактора в сфере досуга.
Связывая воедино реальные возможности и перспективы качественного улучшения всех сфер жизнедеятельности нашего общества, партия обращает особое внимание на тенденции развертывания в новых социально ценных формах массовой творческой инициативы молодежи.
Живое творчество масс, развитие самоуправления, поощрение инициативы, самодеятельности и составляет суть всякой перестройки.
"Работа с молодежью не может быть оторвана от всей гаммы культурно-просветительных задач, идейно-нравственного формирования личности. -Мы не можем. допускать разрыва между ростом материального состояния народа и духовной зрелостью человека. Се: одяя отчетливо видно: многие трудности перестройка, обновлений общества рождены недостатком культуры в самом широком ее понимании"
Особую актуальность в последнее время получила деятельность культурно-просветительных учреждений в работе . неформальными молодежными самодеятельными объединениями музыкальной направленности. Анализ практика показал, что мезду ними, нет надежного способа связи, обеспечивающего развитие творческой активности участников объединения:, развития их музыкальных способностей и задатков. Следует учесть, что "застой просто яетершщ в таком живом, динамичном, многогранном деле, как информация, пропаганда, художественное творчество, художественная самодеятельность, работа клубов".2
В современных, условиях ..олодежные неформальные .музыкальные объединения, группы досугово-творческого характера выступает как разновидность "встречного" движения народа к культуре. Исследования показали, что основной тенденцией повсеместного раз-
^Горбачев М.С. Молодежь - творческая сила революционного обнов-лениягМ.:Полигаздаг, 1Э£5\гС.13.
2
¿Материалы '¿СУП съезда Коммунистической партии Советского Союза:- ли Политиздат, 1986гС.57-58 .
вертывания этого двияения является наличие разнообразных типов молодежных музыкалыргх объединений,; созданншс по инициативе "снизу". Поэтому резко возросла их популярность в последние годы. Однако стремительный рост в молодежной среде таких неформальных музыкальных объединений, как вокально-инструментальные ансамбли (ВИД), рок-клубы, дискотечные группы, где увлечение
«временной мяогодецибальной поп-музыкой, 1факлирчми пес-няш-однодневками, бессодержательными дискотечными программами, : подражавшими плохим западным образцам, формируют чужзше нам нормы поведения, что сопровождается весьма ощутимыми изменениями в организации досуга молодежи в целом. Вот почему особую важность приобретает изучение специфики, содержательных, организационных и методических основ развития и Функционирования самодеятельных молоделсных музыкальных объединений.
Ввиду того,, что сегодня "вопрос о позиции молодого поколения приобретает огромное политическое значзие"^, становится актуальной исследовательская проблема выявления и осмысления реальных проблем и перспектив молодекного тшициативного двиае-ния в сфере музыкальной художественной самодеятельности. В этой -направлении и проводился научный поиск данного исследования.
Степень научной разработанности проблему. Теоретический анализ вопросов становления молодого поколения, его сопиадиза-ции и воспитания, осмысление особенностей его участия в духовна?. ззизяи советского общества и перспектив повышения культурной актвдадстд был осуществлен во многих трудах советских ученых. Начинай*с*60-х годов возрастает интенсивность научных изысканна осотов, социологов, педагогов, теоретиков культурыг искусствоведов изложенных проблем.
Советскими исследователями молодеаные проблемы рассматриваются на трех уровнях: методологическом, теоретическом и научно-методическом.
На методологическом уровне в рг. .ютах В.Г.Алексеевой и В.Бес-тр:зза-Ладц, Б.Н.Борлза, Л.Д.Буевой, С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, Л.Н.Когана, И.С.Кона, В.а.Разушого, А.Г.Харчева, В.Б.Чур
ь*°таэиалы Пленума Центрального Комитета КПСС,27-28 января I. ¿1' г о^а г Л.: иолгтаздат, 1387-С .36.
банова, В.А.Шубкина, В.А.Ядова выявлены и осмысленны: становление этой специфической демографической, возрастной и социально-психологяческой группы; диалектический характер многогранного процесса превращения юношей и девушек в субъект общественных отношений; специфика молодезного сознания и введения в соответствии с потребностями активизации человеческого фактора.
Показательно при этом, что уже на методологическом уровне в ряде, работ раскрыты,значение и сложность проблемы включения подрастающего поколения в систему культурных отношений и процессов. По мнению указанных ученых, ведущим комплексным средством коммунистического воспитания молодеаи в условиях развертывания социалистической демократии и оорьбы за ускорение социально-экономического развития общества является культура. Вследствие этого в настоящее время особого внимания требуют вопросы целенаправленного формирования молодежного интереса к культурным ценностям: интеллектуальным, этическим, эстетическим, всемерного стимулирования творческой инициативы юношей и девушек в сфере куль-туряой'деятельности.
В последние годы Опубликован ряд теоретических работ, ос-вещаотих специфику процесса приобщения молодежи к культурным дос-тикениям прошлого а настоящего, иерархия молодежных интересов и предпочтений в сфере потребления, духовных ценностей, процесс развертывания ыассово-молодааной инициативы в различных видах досуговой деятельности, особенности и перспективы осуществления творческих стремлений молодого поколения в сфере досуга. Данная проблематика получила подробное освещение в работах А.И.Арноль-дова, О.П.Азарова, М.И.Баскина, Л.И.Беляевой, Н.М.Высоцкой, Д.М.Генкина, С.Н.Иконниковой, А.Л.Карймнтева, Ю.Д.Красильнико-ва, Н.В.Кротовой,Э.И.Петровой, А.В.Сасыхова, В.В.Савельева, Е.И.Смирновой, Э.В.Соколова, В.Е.Триодина и других. Несмотря на тематическое разнообразие научных трудов данных авторов, зримо ■ прослеживается единодушие в главном теоретическом тезис®* задачи совершенствования культурных контактов молодых людей и повы-. шения индивидуальной творческой активности не реиастся автоматя-* чески. Важнейшим условием повышения эффективности культурно-вос-питательйой работы с молодежью выступает -совершенствование структуры, характера а форм досуговой деятельности, наполнение 'их . духовно-нравственшш содернанизм.: •; .
Узловые моменты процесса стимулирования интереса молодежи к культурно-просветительной деятельности & ее включения в познавательную, поисково-исследовательскую и художественную деятельность в рамках свободного времена, проанализированы в докторской диссертации В.Е.Триодияа и кандидатских диссертациях В.Н.Во-ловика, Г.Г.Волощенко, А.й^йайесоцкого, А.В.Каменца, Н.В.Коваленко, Н.В.Капрушевой* £*лиОпарияа,, Э.И.Петровой, Ф.А.Соломони-ка, Н.М.Тарасюк, В.М.Туева и др.
Наконец, имеется ряд работ, посвященных музыкальным самодеятельным коллективам,-Н.С.Дружкина, А.С.Каргина, В.Г.Кузнецова, В.В.Савельева, Ф.А.Соломэника, В.НЛЕкурина, которые с различных сторон рассматривают проблемы музыкального самодеятельного творчества, но они не касались непосредственно проблем неформальных молодекных объединений.
Таким образом, проведенный анализ показал, что исследование психолого-педагогических условий совершенствования деятельности молодекных самодеятельных объединений любителей музыки другими авторами не проводилось. Актуальность проблемы и ее слабая изученность и определила тему данного исследования.
Все это определило цель диссертации: выявление психолого-педагогических условий повышения воспитательного и творческого потенциала деятельности неформальных объединений любителей музыки. Данная цель определила следующие исследовательские задачи:
- анализ объективных и субъективных факторов возникновения и развертывания молодежного инициативного движения музыкальной направленности в нашей стране;
- изучение специфики и воспитательных возможностей различны: форм молодежного инициативного движения любителей музыки, выявление "открытых", реально существующих проблем внутри групповой деятельности неформальных отношений молодых любителей музыки;
- определение а раскрытие психолого-педагогнческих условий обеспечения социальной ценности функционирования самодеятельных музыкальных объединений молодежи;.
- разработка и апробация научно-методических рехсомендаций по совершенствованию деятельности неформальных досугово-творчес-кюс объединений молодежи и способа их взаимодействия с культурно просветительными учреждениями. . - • ■
Объектом исследования явилась деятельность самоуправляемых
' неформальных музыкальных объединений молод еж.
Предмет исследования - психолого-педагогическив условия совершенствования содержательных аспектов деятельности неформальных объединений молодых любителей музыкального искусства.
Методологической основой исследования являются идеи классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУП съезда КПСС, Январского и Июньского (1987г.) Пленумов ЦК КПСС, XX съезда ВЛКСМ, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, других партийных и правительственных документов о коммунистическом воспитании молоде-ки, о развитии ее инициативы, самодеятельности, творчества в сфере досуга.
Особое значение имеют для нас ленинские положения о молод г;-ки как специфической возрастной и социально-демографической группе, о ее месте в социалистическом обществе, о воспитательных воз-мояностях культурно-просветительной работы, о необходимости под-Чернания и стимулирования наиболее ценных молодежных начинаний в общественно-политической и культурной жизни.
Теоретическую основу диссертации составили труды классиков советской педагогики . Н.К.Крупской, А.В-Луначарско-
го, А.С.Макаренко, В.Д.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, работы советских ученых по вопросам воспитания, организации и управления культурно-просветительной работы.
Сложность рассматриваемой проблемы потребовала, использования тшлеаса различных методов исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап носил теоретический характер и заключался в анализе теории и истории вопроса, выявлении проблемы, в разработке программы исследования, определении цели и задач исследования, в формулировании гипотезы, раскрытии специфики деятельности неформальных объединений любителей современной музыки и характеристики основных тенденций их развития.
Шло проведено 132 беседа с участниками неформальных музыкальных объединений, в ходе которых ставились предварительно разработанные вопросы. 35 бесед было проведено с лидерами объединений, касающихся вопросов репертуарных установок а предпочтений руководителей этих общностей и их взглядов на педагогический аспект их деятельности; включенное наблюдение позволило увидеть определенные изменения и.характерные черты в деятельности ВИД,
рок-клубов, КСП и других груш любителей современной музыки; а с помощью экспертной оценки выявлены и отражены в диссертации позиции профессиональных музыкантов, педагогов, культурно-просветительных работников относительно реального состояния и перспектив : развития групповых форм освоения культурных ценностей.
Наряду с изучением их материалов в течение всего периода работы над диссертацией поддерживались непосредственные контакты со специалистами, занимающимися научно-методаческими и художественно-педагогическими аспектами деятельности неформальных досуго-вых общностей молодежи в сфере музыкального самодеятельного творчества. .
Второй этап включал в себя, в основном, констатирующий эксперимент, который был проведен с целью выявления современного состояния молодежного инициативного движения в области музыкального самодеятельного творчества. При этом проводился опрос культурно-просветительных работников и участников самодеятельных объединений любителей музыки (анкетировано 250 человек, интервью -62 человека), позволяющий определять трудности, типичные недостатки и противоречия в работе с разновозрастными грушами молодежи; анкетирование молодых людей - любителей современной музыки (350 человек), представителей среднего и старшего поколений (300 человек) в целях выяснения их отношений к факту существования спонтанно возникающих музыкальных объединений молодежи и к специфике их деятельности.
Репрезентативность полученных данных обеспечивалась приме- , нением квотной выборки.
В результате исследования была разработана педагогическая, программа совершенствования деятельности неформальных молодежных объединений любителей современной музыки.
Трети? этап составил формирующий педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы, который позволил разработать методику эффективного обеспечения воспитательно-творческого потенциала деятельности неформальных молодежных объединений любителей современной музыки. В ходе опытно--з: :г1Бриментальной работы осущест- . елялось включенное- найтэдение...^роюдшшсь. бе -еды с участниками мерощгаятай. — т--.- «•*•--
. Экспериментальными базами исследования являлись спонтанно созданяие самодеятельные молодежные коллективы,, вокально-инстру-
ментальные ансамбли "Ритм", "Нюанс", "Октава", клубя самодеятельной песни "Факел", "Надежда", "Бремя", дискоклубы "Встреча", "Меридиан", "Орбита" Уваровского района Тамбовской области, вокально-инструментальные ансамбли "Т^сская мелодия", "Металлист", "Аккорд", клубы самодеятельной песни. "Унисон", "Дебют",-"Мечта", дискоклубы- ."Час пик", "Фестиваль", "Планета" Сосновского района, встречное педагогическое взаимодействие осуществляли районные дома культуры, Вирятинский и Шапкинский сельские дома культуры. .
Контрольными базами являлись,, вокально-инструментальные ансамбли "Лира", "Вита", "Рома^ики", клубы самодеятельной песни! "Глобус", "Пламя", "Мелодия", дискоклубы" "Встреча для Вас", "Бега", "Вокруг света" Тамбовского района', вокально-инструментальные ансамбли "Русские богатыри", ЧЭлимп", "Конкорд", клубы самодеятельной песни- "Контакт", "Первый шаг", "Надезда", дискоклубы "Тамбовчаночка", "Диксиленд", "Ретро" Сампурского района Тамбовской области.
Экспериментальные й контрольные базы били подобраны с примерно равным по составу контингентом, его организационным основам, материально-техническому обеспечению.
В экспериментальных, районах, клубные учреждения стремились найти способ взаимодействия с неформальными группами общения, через творческое сотрудничество, не нарушая их организационной основы.
Научная новизна и теоретическая, значимость исследования состоят в следу идем:
- дан анализ нового социально-культурного явяения-инициа-тивного молодежного музыкального движения: спонтанно создание объединений любителей музыки ВИА, дискотечных групп, КСП и других инициативных объединений, которое мояет быть регулируемым, управляемым процессом. Анализ' , выявил его характерные ■ черты: стремление к авторским формам самодеятельного творчества; самовоспитание, самоорганизация, экспериментальные начинания; поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности; повышение требовател'чости к идейной и эстетической стороне 'репертуара; . .
-. в выявлении оргаяизациоянх условий совершенствования доя-
тельности инициативных объединений любителей музыки; культурно-просветительных учреждений а общественных организаций в целях стимулирования культурной и творческой активности неформальных музыкальных объединений молодежи; взаимодействие общественных и государственных организаций по руководству неформальными объединениями любителей музыки непосредственно на местах; социальный контроль за деятельностью неформальных молодежных музыкальных объединений;
- в определении псахолого-педагогаческих условий совершенствования деятельности самодеятельных объединений любителей музыки: изучение изначальных установок лидеров и активистов, работающих в различного типа неформальных объединениях, вне стен, а зачастую и вне систематического влияния культурно-просветительных учреждений, которые решающим образом воздействуют на цели и характер их развития; создание благоприятного нравственно-психологического климата; формирование здоровых межличностных отношений; влияния художественного уровня репертуара на духовно-ценностные ориентации их участников и аудиторию.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику деятельности культурно-просветительных учреждений-Тамбовской области методики работ с неформальными самодеятельными музыкальными молодежными объединениями. Б базовых районных . Домах культуры Сампурского, Тамбовского, Уваровского и Сосяовс-кого районов Тамбовской области созданы творческие лаборатории по развитию и методическому руководству инициативными молодежными объединениями любителей музыки.
Результаты исследования могут найти практическое применение в деятельности культурно-просветительных учреждений и научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы по руководству неформальными молодежными объединениями, в системе подготовки и повышения квалификации работников кул! туры, в деятельности комсомольских организаций по развитию молодежных центров досуга. Положения, вывода и практические рекомендации используются в учебном процессе на хоровом и эстрадно-духовом отделениях Тамбовского филиала Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры, областных курсах подготовки и переподготовки кадров культурно-просветительной работы.
Апробация результатов исследования проходила: - в выступлении на областной научно-практической конференции, посвященной 350-летию Тамбова "Некоторые вопросы управления самодеятельным коллективом и эффективность его творческой активности. Из ошта работы самодеятельного академического хора Дома работников просвещения г.Мичуринска". (Тамбов, 1985).
Цель наследования, совокупность решаемых задач, логика научного эксперимента определили структуру диссертации, которая включает в себя введение, две главы, заключение, Список использованной литературы. .
Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения еи результатов. В 1-й главе "Сущность и специфика развития инициативного молодежного движения музыкальной направленности" дается анализ объективных и субъек-. тивных факторов возникновения и развертывания в нашей стране молодежного инициативного движения музыкальной направленности; изучена специфика воспитательных возможностей различных форм моложенного' инициативного движения любителей музыки, чт^"соответствует первой и второй задачам исследования.
Во П-й главе диссертации "Основные условия психолого-педагогического обеспечения воспитания участников самодеятельных объединений любителей музыки" на большом фактическом материале выявляются мотивы, потребности участников неформальных объединений, на их основе определяются психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки, что соответствует 3-й и 4-й задачам исследования.
Основное содержание исследования
Во введении обосновываются актуальность, теоретическая и практическая значимость избранной темы исследования, определяются цель, задачи, объект, предмет исследуемой проблемы, анализируется степень ее разработанности, характеризуются методы исследования. *
Первая глава "Сущность и специфига развития инициативного ■ Молодеглого движения любителей музыки", посвящена теоретическому анализу неформального музыкального молодежного движения б об-
ласти художественной самодеятельности.
Опираясь на результаты методологического и теоретического анализа основных областей молодежной проблематики, объективных и субъективных факторов развертывания музыкального молодежного инициативного движения в сфере художественной самодеятельности и на разнообразные факты культурно-просветительной реальности, диссертант раскрывает специфику процесса участия- молодых людей в различных видах дооуговой деятельности. Диссертант показывает, что данное явление рассматривается как разновидность появившихся в клубах, парках культуры и отдыха, культурно-спортивных комплексах молодежных объединений любителей музыки и спонтанно возникающих вне диапазона воздействия ойцествеяных организаций и культурно-просветительных учреждений.
Диссертант приходит к выводу, что одним из факторов развертывания молодежного инициативного движения в области художественной самодеятельности 60-х - 80-х годов явился присущий молодым людям поиск своего места в общественной жизни, а также способов интересного, наполненного высокими целями и увлекательными делами проведения досуга. В-орбиту исследовательского интереса диссертанта были включены одновременно и традиционные формы реализации культурной активности молодежи,:и новые явления, которые получили широкое распространение в связи с развертыванием инициативного движения юношей и девушек в сфера досуга, яо находятся вне поля социального контроля.
Анализ многих интересных культурно-творческих начинаний и занятий современной, молодежи, несмотря на неудачи, конфликты, равнодушное отношение, со стороны профессиональных организаторов ■досуга выявляет прявдто зависисмость мезду ее энтузиазмом в поисках собственных, новых форм самовыражения и установкой на бескорыстие, подвижничество, пытливость, энтузиаз» и увлеченность.
Примечательно, что а сама современная звуковая среда город ской и сельской культуры несет на себе печать молодежных .музыкальных предпочтений и стереотипов: переносная звуковоспроизво-: дяаая -аппаратура,- музыкальное о^рмление отдельных фрагментов массовых праздников, звуковой фон многих мест коллективного отдыха (парков культуры и отдыха, туристских .комплексов, специализированных учреждений культурного, типа, особенно танцплощадок и молодеакых кафе) -,зсе насыщено ритмами, интонациями, стилист]
1ескимп'особенностями именно той музыки, которую любит молодое юколенве,. Статистически распространенность ВИА в молодежной среде выраяается такими цифровыми данными: на начало 1985г. в стра-ie, согласно отчету Министерства культуры СССР, (функционирует •.выше'30 тысяч вокально-инструментальных ансамблей; в Тамбовс-•иОй области в государственной сети действует 210, а в профсоюз-:ой - 72 ВИА, т.е. всего - свыше 280 молодежных музыкально-художественных самодеятельных коллективов.*
Столь бурное распространение такой ансамблевой формы освое-ая а исполнения современной, главным образом, эстрадной музыки, значительной мере стимулирует непосредственной участие многих ношей и девушек в коллективном поиске способов и форм удовлет-орения ах стремлений.
Теоретический анализ изучения практики и осмысления различ-ых сторон такого сложного динамического явления как неформаль-ое музыкальное движение позволил сделать вывод о том, что куль-урно-просветительная практика, худо&ественная самодеятельность, эвременная культурная среда заметно обогатили содержательно и зтбдически за счет активизации молодежной поисково-творческой шшАтивы любителей музыки.
По нашему мнении воспитательный потенциал групповых форм гзыкального молодежного досуга обусловлен как содержательным згатством их деятельности, новаторскими. устгяскс&а а асганая-l молодежи, так а затлушенностью, неразвитости) музыкального я iaero кругозора членов объединения.
Исследование показало, что основным социальным условием 1звития неформальных молодежных объединений любителей музыка дяется расширение демократических начал в жизни нашего обзест-u Как точно заметил А.С.Макаренко: "Самые правильные, разум-;е, продуманные педагогические методы не принесут никакой по;. если общий тон вашей жизни плах*.^ -
В процессе исследования обнаружилось стремление подавляю-го большинства участников (81,3$) к освЪению духовных ценнос-
а.приказ по управлению культуры Тамбовского облисполкома ''»444 : ходе паспортизации вокальяо-анструментальных ансамблей—Там-эв, 1985т С.3.
акаренко АЛ. Собр.соч. з 5-ти тоыах-М.,1971г?.4гС.152.
тей - гражданского,, творческого . эстетического,, соцаально-психо-логичёского аспектоп. Как свидетельствует опрос руководителей и. лидеров неформальных музыкальных объединений г.Тамбова и Тамбовской области ,(в г.¡Мичуринске, Моршанске, а также Шердевском, Мордовском и Пичаевском районах), актуальной и сложной задачей для них является не только стабилизация их коллектива, но и качественное улучшение Еизнедеятельности в целом.
Большинство опрошенных (745?) на наш вопрос о том, в чем они видят конкретные перспективы дальнейшего развития своего объединения, дали следующие ответы - в формировании интересного репертуара,- в повышении уровня публичных выступлений, в обеспечении регулярного характера встреч с молодежными аудиториями, в.систематических творческих контактах с другими молодежными инициативными группами. В числе авторов таких ответов бнли и те, кто подчеркнул важность регулярных встреч с представителями творческих ' организаций, с профессиональными музыкаятамч-исполнителями, педагогами, искусствоведами {23%). Вопрос о том, связывают ли,они перспективы деятельности своего коллектива с помощью, которую могут иа оказать комсомол, научно-методические центры, культурно-просветительные учреждения, получил незначительное'число положительных ответов (менее 10%). Это позволяет вывод о том,, что неформальным молодежным объединениям наряду с помощью и поддержкой необходимо усиление требований по максимальному идеологическому наполнению дискотечных программ, репертуара ВЖ, кяубов самодеятельной песни.
Проведенное нами исследование показало, что молодежные неформальные объединения лишь поверхностно выглядят стихийной, аморфной формой досуга. При глубоком изучении в них обнаруживаются динамичные организационные структуры. Прежде всего вырастают настоящие лидеры, способные находить друкественные отношения, связи с организованной эстетической средой, культурным потенциалом села, района, области.
Бо второй главе "Основные условия психолого-педагогического ооесаечения воспитания участников неформальных объединений лабптелзг! глузики" последовательно рассматриваются возткности повышения эффективности воспитательного процесса в условиях взаимодействия культурно-просветительных учреждений и любительских объединений.
Следует отметить, что в системе мотивов создания самостоятельно, по собственной программе развивающихся, досуговых коллектив- в молодежи 69,6;? отметили такой побудитель как потребность в общении, которая функционирует иначе, недели в тех объединениях, которые существуют на базе клуов, музеев, библиотек или культурно-спортивных комплексов. И это обстоятельство визы- -вает к яизни те реальные проблемы, которые осложняют решение ряда культурно-воспитательных задач, спонтанно возникших ВИА, КСП, дискогруппах.
Проблемный характер мотивации деятельности музыкальных групп, розденных собственным'почином самодеятельных авторов и исполнителей, заключается также еще в одном обстоятельстве. Практикам культурно-просветительной деятельности приходится в последнее время воочию наблюдать негативное воздействие на качественные показатели деятельности ряда ВИА и дискотешых групп "микроба коммерциализации".
В свете важности комплексной задачи совершенствования чело-—веческбго фактора, духовного возвышения личности социалистического типа учет этого явления составляет необходимый момент в работе с молодежью. В нашем исследовании при опросе, 28,3* молодых людей ответили, что двинущим .мотивом является стремление к . легким, развлекательным формам досуговой деятельности (разного рода рок-шоу, брейк-данса), а вот заинтересованность в получении доходов от выступлений на концертах или танцплощадках, а такае от изготовления копий программ модных звезд западной ост-рады привлекает 62,'4$ участников. Наличие подобного мотива разрушает высокий духовно-нравственный смысл самоде.чтельного художественного творчества, вследствие чего смещается акценты в предметной деятельности и в социально-психологической атмосфере многих В*/А, групп любителей аэробики и дискотек.*
Все указанные мотивы включения молодых самодеятельных му- . зыкантов, певцов, танцоров в инициативные досутовые группы, развивающиеся вне стен культурно-просветительных учре;гдена-?, выступают в качестве целе формирующих факторов.
Анализ статистических данных о трехлетне:;, периоде оаботы В"А и дискотек Тимбона и Тамбовской области впяенл' Ъвкт сулеспюяопгл связи мо:лу тенденцией распоострзнения "микроба ко.'.иор^'.атипац/.п" ч некоторых из них и низким неудовлетворительным уровнем их деятельности с общественно-творческой и педагогической точек .¡ренил
Это и определило характер новой методика совместной деятельности культурно-просветительных учреждений а неформальных музыкальных объединений.\
Суть этой методика, разработанной ваш с учетом реальных трудностей формирования психолого-педагогических основ деятельности неформальных молодежных объединений, заключается в придании систематического и продуктивного характера тем видам совместной досуговой деятельности, которые способствуют сплочению людей, "возвышении", их потребностей и активизируют их в , общественном, духовном а творческом отношении. Стнмулирупщщ элементом метомки стало развитие интереса не вообще к. музыке, а от интереса к музыке - ко всему культурному наследию. Мы попытались реализовать проблему содержательного углубления внутригрупповой лизни посредством организации различного рода игр, дискуссий по проблемам общественной, культурной и собственно музыкальной жизни, а также ситуаций совместного поиска решения определенных познавательных и творческих задач.
Разумеется, мало кто из лидеров - я" членов инициативных досу-гозых групп художественно-музыкальной направленности задумывал. ся о "педагогическом подтексте" импровизированных заседаний, клуба веселых а находчивых {КШ), увлекательных блиц-турниров на историко-музыкальнне теш, всевозможных викторин и шутливых состязаний друг с другой в исполнении определенных произведений. В игровых ситуациях все участника погружались, как ям казалось, в стихию увлекательной, даже беспечной деятельности, в которой не могло быть никаких указаний п назиданий со стороны. И в го же.; время хорошо разработанная- {кстати, самими членами неформального объединения) система "судейства",'"поощрения х штрафов", ритуального чествования победителей активизировала обедай интерес не только к самим игровым, ео и поисковым . и дискуссионным моментам. По мере происходящих во гяугригрупловой деятельности я вну-трлгрупповкх отношениях изменений перестраивалась постепенно и методика активизации творческих способностей а общественных качеств личности участника объединения. Усложнялись игровые формы _ освоения музыки и обеспечения импровизационной вариантности', мып-лешхя, углублялись, и становились все'.более проблемно..значимыми ' ; теш дискуссий, а.совместное решение поисковых задач .все в боль----шей мере требовало "мозговой атаки", и "аукциона"; рациональных,•
конструктивных щ>ед|з0жени3. .
В результаже^проведенного есследования я внедрения его результатов в практику. в Тамбове эй области в 1987 году на 33$ увеличилось число добровольно вошедших и на 18% желающих войти в структуру культурно-просветительного учреждения: неформальных молоденных музыкальных объединений. .'.
В то же время исследование показало» что проблема совершенствования деятельности неформальных молодежных объединений любителей музыка остается острой»
Из цроведенных бесед о 59 культурно-просветительными, работниками различного профиля и 116 активистами культурно-просветительных учреждений оказалось, что только 15,2? специалистов и 13,3$ активистов оценили значимость этой работы, 39,8/ia 23,4$ ответили, что недостаточно владеют умениями а навыками общения с членами данного типа коллективов,. а 44% специалистов а 53,2% активистов считают, что они не обязаны этим заниматься.
В заключении диссертации.' обобщены; итоги исследования, на основе которых излагаются выгода»
1. Возникновение и интенсивное развитие неформальных самоуправляемых общностей молодежи, музыкальной награвленяости носит закономерный характер: подъем, "встречного" движения, к культуре как отражение демократизации общественной жизни в . целом.
2. Интенсивность развертывания в страна разнообразных форм совместной досуговой деятельности молодит двдой на сспспэ познавательных, творческих, коьедунахативных и других интересов обусловлено неуклонно возрастании образовательны» уровней молодого поколения, усложнением структуры штдттаттуя^тгг потребностей.
3. По мере сближения неформальных музыкальных объединений: ВИА, клубов самодеятельной ь^саа (КСП), дискотечных групп с культурно-просветительными учреждениями заметно увеличивали вес авторских форм самодеятельного творчества. В лучших произведениях молодых самодеятельных авторов (поэтов, композиторов, сценаристов) отражены высокие гражданские чувства, высокая степень нравственной зрелости молодого поколения его жизнеутверэдашай оптимизм.'.
4. Количественный рост спонтанно рождающихся объединений юношей а девушек создает - при условии аодеряатеяьности ах работы - предпосылки для повышения их социально-культурной, активности
и чувства ответственного отношения к.кизни.. По мере качественного улучшения репертуарной политики неформальных молодежных музыкальных объединений, общей нравственно-психологической атмосферы в них, расширяются возможности целенаправленного использования их е деле нейтрализации и устранения негативных явлений "дворового досуга" подростков за счет включения их в совместную досуговую деятельность по интересам.
Основные положения и выводы диссертации содержатся в следующих опубликованных работах автора:
1. Песня над селом. Поет Мучкапский народный хор. - Тамбов, ОВД HT и КПР, 1984, - 0,4 п.л. ,
2. Развитие познавательной активности участников художественной самодеятельности при использовании технический средств обучения /методические рекомендации руководителям музыкальных самодеятельных коллективов/. - Тамбов, ОНЩ HT и ^ПР, 1985, - 2 п.л.
. 3. Воспитать пропагандиста. Из опыта работы молодежного клуба "Глобус". - М.: Среднее специальное образование, 1987. - № Зг C.I3.
4. Некоторые вопросы совершенствования процесса управления самодеятельным коллективом. - Тамбов; Межсоюзный дом художественной самодеятельности, 1987. - 3 п.л.
5. Строить и жить помогает. Тамбов. Политическая агитация,- ,. 1987. 14гС. 26-28.