автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование музыкально-развивающей деятельности клубных учреждений Азербайджана
- Автор научной работы
- Мамедбекова, Ирада Фикретовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование музыкально-развивающей деятельности клубных учреждений Азербайджана"
ШНИСГКРСТШ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ЩЕРАЦДО
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШ1И ГОСУДАРСГВШШ ИНСШ2ГГ КУЛЬТУРЫ
Ьа правах рукописи
ШВДБШБА И^ада йииретовна СОБ1- РШ1СТВОБАШЕ ЫУЗЫШЬЬО-РАЗВШСЩЕЛ
даяшьности клубных учрвдмй ¡втщтк
I3.00.0a - Теория, ыотодика я организация культурно-просветительной деятельности
Автореферат диссертации на соискание учений степени кандидата педагогических наук
Москве.
- 1992
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельное! Московского ордена Трудового Красного Знамени государственно г статута культуры '•
Научный руководит' ть
Официальные оппоненты
Ведущая организация
кандидат педагогических наух, и.о.профессора 1).Д; Красильню»
■ доктор педагогических наук, профессор Ю,Б.Алиев
> кандидат педагогических.наук Н.С.Агамова
Центр эстетического воспитана при"Институте развития личное Российской академия образован:
Защита состоится
ф.ев£993'-г.':в^- "Ча
на заседании спевдаллзй^й'вайногб' Совета йо'Чфайу
деш® ученой степени каИМфк^а'наук в Мбойойскйм ордена вого Красного Знагленй го^дарственном 'йнётй^^е культур йо адресу: 141400, Иосковййй'обйасть; г; 3(шШ^<Ул.Библяо*вйая, С диссертацией кожШ^оанакомяться «"'научной библиотеке . Московского государственного института' культуры.
«р
Автореферат разослан'" СС/^З 1993
Учений секретарь специализированного Совё'та'1 кандидат педагогических"'наук
доцент ' ^¿/Ьъ*. а. И.Петрова
овёта'1 /) ■
их наук,' /г
•«=5а.И.1
г
— 0Щ^. ^1РАКТЕгаСТИКА РАБОТЫ
-''~А^т^альйоаУь исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется целый р.щом тревожных симптомов, наметившихся в сфере духовной жизни - отчуждением подрастающего поколения, молодею«, взрослых от культуры, искусства, утратой духовно-нравственных ориентиров, снижением уровня культуры межнациональных отношений, существенным сокращением финансовой обеспеченности самодеятельных коллективов и другими. Кризисные явления затронули все стороны духовной культуры, в том числа музыкальное воспитание и само-лвлг5льнае_музыкалыюе,т^шнаива.......
Негативные процессы не миновали детскую п взрослую музыкальную самодеятельность современного -Азербайджана, Актуальность затронутой в диссертации проблемы связана с тем,что в содержании и формах муэккально-раэз'.гаающей деятельности мы постоянно сталкиваемся с действием целого ряда объективных и субъективных факторов. Время неизменно рождает все новые музыкальные потребности, особен-нс гчолсс,* жи.которче вместо с национальными'музыкальными традициями нельзя не учитывать при Формирования социально взвешенной,сбалансированно!! музыкальной среды в сельских и городских регионах республики.
Иузыкальиая культура стоит, в раду важнейших социальнб-педг-•о-гических явлений общественной жизни, поскольку музыка, как и искусство в целом, оказывает глубокое воздействие на все стороны психики человека, воспроизводит жизненные ситуации в особой, вызывающей эстетические и художественные эмоции форме. Но достаточно полно постигать музыкальные произведения могут только подготовленные лвди, знающие закономерности музыки, ее язык и выразительные сродства. Сложная и ответственная миссия приобщения широких слоев населения к музыкальному искусству лежит на музыкально-развивающей деятельности в сфере образования, самообразования и самодеятельного творчества.
Поиск нетрадиционных подходов к организации музыкальной среды того или иного региона заставляет по-новому взглянуть на роль культурно-досуговых учреждений, школы я внешкольных центров. Требуется коренное изменение их взаимоотношений. Именно эти институты, в отличие от других субъектов художественно-эстетической культуры, располагают наибольшей возможностью включения каждого индивида - ребенка, подростка, взрослого в муэыкально-развив&лцую деятельность, но не используют ее а полную меру. Увлечение иассоыши, "валовыми" мероприятиями, недостаточный учет особенностей я соци-
ально-психологических характеристик детской н взрослой аудитории метают им практически дойти до каждой семьи, каждого человека.
Анализ практики показывает, что музыкально-развивающая деятельность испытывает на себе действие и рада других цротиворечи-вых тенденций. Как справедливо отмечает некоторые исследователи! до настоящего времени продолжает господствовать конце^дця, в соответствии с которой в художественной самодеятельности сохраняется преобладание культуротрансляционных функций над культуротворческими, наблюдается неоправданное увлечение концертно-сценичес-кими, зрелищными формами. С язи самодеятельного искусства с пов-се,пчевным досугом, бытом, трудом людей остаются ослабленными. В результате народьое творчество, как целостная, относительно самостоятельная и самореализующая структура, лишается своей естественной опоры в виде исконных фольклорных традиций, неразрывного единства с культурой локальных общностей.
Отрицательно сказываются и определенная изолированность научного анализа творческих, педагогичзеккх, соцкагько-йсахологйчзскйА аспектов музыкально-развивающей деятельности, узкодиецкшшндрныа подход к этому явлению, слабо учитывающий данные наука.в смеашх отраслях знания. В результате имеет место ряд существенных пробелов в организационно-методической, менедаергкой подготовке практических работников, руководителей самодеятельных коллективов, выпускников вузов и училищ культура к разработке и реализации Екроко-го комплекса музыкально-»просветительных з; цузыкально-творческих программ для населения.
Важностью выявления наиболее существенных аспектов музыкально-развивающей деятельности и обеспечения оптимальной подготовки ее организаторов определяется актуальность нашего исследования.
Научная разработанность проблемы. Необходимые концептуальные предпосылки, связанный с разработкой' проблемы, содержатся в теории самодеятельного худокественного творчества, которая ставит своей целью организацию самовоспитания, самообразования, саморазвития и самореализации личности разнообразными средствами досуговой художественной деятельности (Т.И.Бакланова, Л.С.Каргин, Е^И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, р.Е.Соколовский, В.С.Цукерман и др.). В научный анализ теории и практики музыкально-развиваицей деятельности значительный вклад внесли исследования» связанные с проблемами развития и формирования знаний, умений и навыков в музыкальной дея-
тельности (0.А.Апраксина, Б.А.Асафьев, Л.А.БаренбоЙм, Н.А.Ветлу-гина, Н.Гродэенская, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Соколов, Б.М.Тешюв и др.), однако специалисты в области музыкальной педагогики основное внимание уделяэт творческому развитию детей.
Отдельные аспекты музыкально-просветительной деятельности, кав исторические, так и современные практические, также затрагиваются в целом ряде работ (В.И.Акулович, Л.Л.Дугинец, В.И,Засуха, Г.М.Каченя, Н.А.Князев, Е.И.Максимов, Н.В.Серегин и др.), хотя авторы, за редкими исключениями, не касавтся воцросов самообразования и саморазвития, которые гзляпгся неотъемлемой частью процессов музыкального просвещения и творчества.
В исследованиях деятельности музыкальных педагогов-руководителей самодеятельных коллективов наиболее близки к изучаемой нами проблеме работа по организации музыкально-эстетического воспитания участников (Т.С.Зиновьева, Е.Н.Реутович, О.В.Сокол), становлению коллектива и формированию в нем гармонически развитой личности (Ю.П.Кустов, Й.А.Соломоник), организация общения ^частников в процессе работы'над музыкальным произведением (г.И.Маленкович). Пси-, хояого-педагогические аспекты работы в музыкальных коллективах широко представлены в исследованиях (Ю.А.Грибков, Р.П.Гудялис, В.И. Закутский, В.Д.Исаенет, А.Г. Михайлик, В.К.Назарова, З.И.Никулина, В.О.ЧзбзшыЯ я др.). В рада работ раскрываптся общепедагогические проблемы иузыкалького репертуара, вопросы, связанные с реализацией его воспатательггых возкоЕНостей в сфере музыкальной самодеягельносгй (О.Л.Епох, В.Г.Цузнецов, Н.В.Соколова, Л.В.Шамина).
В контексте отмеченных вызе подходов различных исследователей встраивается и концепция профессиональной подготовки и переподготовка организаторов иузыкально-цросветнтельных и музыкально-творческих црогракы. •
; Екесте с тем, проблена совершенствования музыкально-развивающей деятельности в досуговых учреждениях, формирования интересов детей а взрослых в ней в условиях Азербайджана до сих пор не ставилась предиетоц специального исследования. В предлагаемой диссертационной работе сделана попытка комплексного раскрытия заявления темы.' '..
Объект исследования - процесс музыкально-развивающей деятель-эдстп детей, и взрослых в культурно-досуговых учреждениях Азербайд-шю.
Л
Предмет исследования - организационно-педагогические условия музыкально-развивающей деятельности детей и взрослых в кудьтурно-досуговых учреждениях Азербайджана.
Цель исследования - определить содержательные и методические характеристики музыкально-развивающей деятельности как неооходимй-го фактора дальнейшего совершенствования музыкального просв'етятель-ства, самодеятельного творчества детей и взрослых, качественного роста их музыкальных интересов и потребностей.
В соответствии с доставлений целью в исследовании решались следущ! ; задачи: • ,
- определить социальную и педагогическую сущность музыкально-развивающей деятельности личнс ти как целостного воспитательного процесса в практике культурно-досуговых учреждений Азербайджана;
- выявить закономерности влияния историко-культурных фaктopoBi традиций народного музыкального исполнительства и профессионального искусства на содержание и формы музыкально-рагвиваацей деятельности детей и взрослых;
- изучить структуру и особенности личностного отнопешя детей и взрослых к участию в различных формах музыкального образования, самообразования и самодеятельного музыкального творчества;
- обосновать и предложить варианты эффективного использования элементов диагностики, прогнозирования и мекедеыента в. процессе подготовки и реализации музыкально-развивавщих программ.
В ходе диссертационного исследования проверялась гипотеза о том, что социальная и педагогическая результативность музыкально-развивающей деятельности детей и взрослых в культурно-досуговых учревдениях может быть достигнута при условии: ~
1) целостного подхода, предусматривающего единство использования музыкально-просветительных форм, самодеятельного музыкального творчества и постоянного контроля за изменениями в музыкальных интересах и потребностях детей и взрослых;
2) активного использования возможностей детских и взрослых самодеятельных коллективов как уникальных центров музыкального
• — 5 - '
просветительства и творчества;
3) широкой опоры на внедрение менеджерских начал в реализации музыкально-развивающей деятельности и подготовке и переподготовке организаторов музыкально-разви: ащих программ.
Методологическую основу исследования составили теоретические работы по актуальным проблемам истории, теории и методики музыкального воспитания и образования, самодеятельного музыкального творчества, подготовки кадров музыкальных руководителей, научные труды, посвященные анализу социальных функций и педагогического потенциала музыкально-развивагацей деятельности в культурно-досуговых центрах Азербайджана и других суверенных государств - членов СНГ.
Выбор комплекса психолого-педагогических методов исследования обусловлен целями и задачами диссертации. Применялись общие методы: теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение музыкально-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Комплекс частных методов составили опрос, наблюдение, контент-анализ архивных и текущих документов Министерства' культуры Азербайджана и местных органов культуры, документов самодеятельных музыкальных коллективов: календарных и перспективных планов, графиков и дневников репетиций, журналов посещаемости, книг отзывов, переписки,материалов по истории коллективов и т.д. В процессе учебно-методической работы автор опирался на использование деловых игр, экспертных оценок, а также на диагностические методы в целях изучения индивидуальных потребностей, интересов, запросов, уровня музыкального развития личности ребенка, взрослого.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе опытно-экспериментального музьжально-развивакщего центра - Дома музыки в гор.Гяндже, где диссертант в течение продолжительного времени работал старшим методистом, а затем директорам, детских музыкальных школ и внешкольных, клубных учреждений гг.Баку, Гянджи, Минге-чаура и .других городов, а также на факультете,культурно-просветительной работы АзГУ, в 1934-1992 гг., и вклвчало в себя несколько этапов.
На первом этапе был выработан общий пэдхед и сформирована ..а-5очая гипотеза Процесса музыкально-развиваодей деятельности в условиях культурно-досуговых 'Чреждениа Азе^баджана как предмета педагогического исследования.
На втором этапе уточнялась теоретическая концепция исследования, прорабатывались возможные пути и способы организации- музыкально-развивающей деятельности в учреадеададх кздатурно-досуговой : сферы. При непосредственном участии диссертанта была проведена паспортизация 32 детских и взрослых самодеятельных, муз* "•альных коллективов, а гагеке анекетирование и-х участников (500 человек) и руководителей (43). На базе Дома музыка яр специально разработанной методике был проведен формирующей э-ксаеримент е целью проверки гипотезы исследования и выработки праздачески-х рекомендаций, в ходе которого вместе с руководите.!^«» самодеятельных коллективов апро-биро злись музыкально-просветительные к музыкально-творческие программы, уточнялись детали- методического обеспечения их реализации. Эксперимент подтвердил необходимость и возможность активизации музыкально-просветительной деятельности среди участников самодеятельных коллективов." О» позволил также вскрыть потенциальные резервы музыкально-творческих программ, в частности цредлагавшихся детям и взрослым различных творческих заданий, которые строились с учетом об'чих дидактических принципов - системности, доступности, занимательности и реально способствовали переходу личности на новый, более высокий уровень музыкального развития.
Содержание третьего этапа исследования составил сравнительный анализ результатов, полученных в ходе предыдущих „этапов - диагностического и экспериментального. На этом этапе были сделаны вывода, подтверждающие эффективность экспериментгдьной методики музыкально-развивающей деятельности, даны рекомендации по ее применению в практике культурно-досуговых центров Азербайджана.
Б процессе исследования был изучен и обобщен опыт не только государственных, но и коммерческих структур в организации различных : видов и форм музыкально-развивающей деятельности.
На заключительном этапе диссертантом проводились в АзГУ опытно-экспериментальные занятия со студентами по курсу "Методика музы-кально-досуговой деятельности", подтвердившие целесообразность разработки и внедрения в практику музыкально-развивающих, в том числе просветительных и творчески-развивающих црограмм, которые действительно предоставляют широкое "пространство" для раскрытия творческого потенциала детей и взрослых. Были сделаны выводы, осуществлена апробация предлагаемых автором путей совершенствования музыкально-развивающей деятельности, оформлены результаты исследования в -идс текста диссертации.
Работа осуществлялась в ^усле комплексного научного исследования Временного научно-исследовательского коллектива АПН СС^г1 (1989-1992 гг.) "Школа - микрорайон" на основе концепции общественного' воспитания по месту жительства.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации обусловлены прежде всего самим предметом исследования - музыкально-развивающая деятельность в сфере досуга детей и взрослых, который в условиях Азербайджана специально не изучался и заключается в следующем:
- Определены психолого-ледагогическая сущность и содержание музыкально-развивающей дея?ельности, которая выстраивается как целостный процесс свободного освоения знаний и творчества, сообразно с ценностными орибнтациями кавдой отдельной личности;
- Рассмотрено понятие "интерес к музыке" с точки зрения применения этой дифиниции в процессе, суть которого заключается в формировании устойчивого эмоционального положительного отношения детей и взрослых к музыкально-развивающей деятельности;
- Разработана модель досуговой среды как, одного из основных факторов формирования у людей потребности участия в активной музыкально-развивающей деятельности. Культурная среда оказывает существенное влияние на характер и содержание досуговых программ музыкального образования, самообразования и творчества, адресованных ;егской и взрослой аудитории;
- Установлено, что наибольшее число противоречий и проблем музыкального воспитания и образования, которые препятствуют естест-1енному процессу музыкально-развивающей деятельности, сосредоточе-ю сегодня в сложном переплетении общественно-экономических, со-;иально-подитических, межнациональных отношений людей, что свиде-ельствует о необходимости рассматривать роль и место музыки в их бразе жизни в полном соответствии с конкретными региональными ус-овиями, требованиями дня;
- Экспериментально подтверждено, что содержание музыкально-азайвающей деятельности детей к взрослых в сфере досуга мажет ущесгвенно изменяться с помощью рекомендованных методик, музы-«ьно-просветительных и музыкально-творческих программ, в которых «нтезируются элементы музыкального образования, самостоятельного »орчества, активного личностного отношения к музыкальны* ценное-
- 8 - . .. ■ тям; экспериментальна:подход, предложенный диссертантом, может . сг собствовать обогащению гуманистически ориентированной концепции музыкально-эстетического воспитания, которая разрабатывается целым радом вузов России, Украины, Азербайджана и других государств;
- Обоснованы функции и содержание менеджерской деятельности в области подготовки и проведения музыкально-развивающих программ, конкретизировано содержание понятия "профессионализм организатора музыкально-развивающей деятельности", предложены активные, развивающие методики обучения орган-заторов музыкальных программ.
Практическая зн°чимость исследования. Материалы диссертации, в частности интерпретация таких понятий, как "Музыкально-развивающая деятельность", "Менеджме! ' в музышьно-развивающей деятельности", "Профессионализм организатора музыкально-развивающей деятель-, ности", а также активные обучающие методики, предложенные диссертантом, используются в учебно-методической работе преподавателей кафедры досуговедения Азербайджанского государственного университета искусств и включены ими в соответствующие курсы по истории, теории и методике культу^но-досуговой деятельности. ;
Разработаны методологические принципы и подходы внедрения элементов менеджмента в содержании такой специализации, как постановка I ,-зыкально-просветительных и музыкально-творческих программ', рассчитанных на детскую и взрослую аудиторов, что позволяет переориентировать традиционную деятельность музыкального педагога- . просветителя на качественно иной профессиональный уровень, отвечающий современной социально-культурной ситуации и рыночным отношениям.
Апробация работы. Результаты исследования были доложены на , научн -практической конференции "Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и подростков" (Азербайджанский государственный университет искусств, Баку, ноябрь 1991), на межвузовской научно-практической конференции "Народные традиции как фактор эстетического воспитания" (Азербайджанский государственный университет искусств, Баку, февраль 1992).
Структура диссертации обусловлена целями и задачами, исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе "Просветительные и творческие начала в музыкально-развивающей деятельности учреждений культуры Азербайджана" на основе анализа историко-педагогическях и народно-традиционных истоков самобытной музыкальной культуры Азербайджана рассматривается сущность музыкально-развивающей деятельности, которая наиболее полно может быть понята в контексте изучения:
- глубоко национальных, традиционных народно-инструментальных, вокальных, танцевальных и других жанров музыкального искусства, возникавших на базе народного художественного мышления многих поколений, их трудовой и досуговой деятельности, общественного бытия, восприятия природы и жизни;
- характерных черт музыкального просветительства и творчества, основанных на свободам выборе занятий, рекреации, саморазвитии, самореализации, общении, удовольствии, оздоровлении, глубоко личностном отношении, индивидуальных потребностях и интересах;
- объективных и субъективных факторов, одределяемых материальными, социальными, духовными отношениями в обществе, уровнем плюрализма, демократизации, образования, культуры гласности, условиями, необходимыми для формирования социально взвешенной музыкальной среды для каждого региона, в которой были бы четко сбалансированы музыкальные интересы и потребности самых различных социально-демографических групп населения;
- многообразия форм взаимодействуя и творческого содружества самодеятельного и профессионального искусства, позволяющих сделать муэыкально-развивашую деятельность эффективным способом сохранения, обогащения и передачи социального опыта, культ\'ры, общественно ценной информации.
Содержание музыкально-развивающей деятельности характеризуется в исследовании как совокупность трех преобладающих течений. Первое связано с фольклором и национальными иузыкальнкми традициями, питается ими и ориентируется на них; второе относится к профессиональной музыке, которая не оторвалась от народных истоков,фольклорных традиций; третье основано на модных, особенно в молодежной, среде, современных музыкальных жанрах. 'Сзждое из этих течений от- , дельно и во взаимодействии с другими создает новое качество нуэы-
кально-развивающей деятельности, обогащает духовный потенциал участников детских и взрослы; коллективов, способствует обмену информацие , опытом, творческими результатами, умениями и навыками.
Комплексной формой музыкального просветительства и творчества является Дом музыки, созданный в результате поиска нетрадиционных подходов в массовом художественном воспитании населения. С самого начала перед этим опытно-экспериментальные центром была поставлена главная задача - осуществить переход от экстенсивного распространения музыкального искусства в народе к интенсивному его внедрен нию в жизнь каждого человека, .:аждой семьи путем развития у детей и родителей способности глубокого восприятия музыки в ее лучших образцах.
Выступая не как средство воздействия на объект воспитания, а как фактор, имеющий самоценное значение для каждого ребенка,взрослого, просветительская и творческая деятельность Дома музыки располагает мощными воспитательными возможностями и существенно дополняет работу общеобразовательных и музыкальных школ, внешкольных учреждений: клубов, парков, Дома детского творчества и т.д. Реализация разнопрофильных развив^щих программ - устного журнала "Музыкальный меридиан", музыкальной гостиной, подготовительных групп »музыкального воспитания дошкольников, музыкальных уроков, декций-кокцертов и музыкальных встреч для школьников и взрослых, самодеятельных коллективов и студий является результатом тесного сотрудничества названных институтов музыкально-эстетического воспитания.
На основе взаимопроникновения функций своих учреждений - партнеров Дом музыки осуществляет учебную музыкально-образовательную и музыкально-творческую работу одновременно по нескольким направлениям: художественно-развивающему, музыкально-прикладному, клубно-ознакомительному, деятельностному любительско-творческому. Это дает д^аво рассматривать Дом музыки одновременно как учебное (школьного типа) и внешкольное (ыузыкальн^-просве»йТельное) учреждений. Подобная Си^унционадьнвя сущность Дома музыки предполагает общность целевых ус тан .ло к типично клубной и школьной педагогики.
Вторая глава "Луги совершенствования музыкально-развивающей деятельности* с держит анализ организации и методики музыкального ^алштия участников юных и взрослых самодеятельных коллективов. Коллектив - жив'й, развивающийся органиэам. Его развитие находится
в единстве с развитием каждого участника музыкальной самодеятельности. Cío существу это две грани общей задачи, которая всегда ре-вается и будет' решаться в едином ключе. Основной идеей в работе с детским или взрослым самодеятельным коллективом является применение принципов развивающего обучения в музыкально-образовательном и творческом процессе. Хотя, как отмечается в главе, на каждой из стадий движения коллектива возникают свои педагогические проблемы и особенности музыкально-развиващей деятельности.
Целостность процесса музыкального восстания участников самым непосредственным образом зависит от слаженного взаимодействия всех учебно-воспитательных систем, работающих в коллективе: наличия национальных музыкальных традиций, находящих отражение в манере и стиле исполнения, костюмах, сценическом оформлении, в создании благоприятного психологического климата, подлинно творческой обстановки, дающей возможность каздому участнику проявлять собственную инициативу и самостоятел1 гасть, создавать новое, оригинальное, а не повторять, копировать известное.
Результаты- исследования самодеятельных коллективов Дома музы-■ хи подтверждают вывод о том, что каждый руководитель-педагог прямо или косвенно влияет на жизнь и деятельность коллектива, а тем самым на уровень музыкального развития каждого из его участников. Хотя у педагога складывается своя система, своя методика, свой стиль требований, существуют общие закономерности, определяющие его восштывающую лидерскую функцию. Это наличие педагогической наблюдательности, педагогического предвидения, педагогического такта, организаторских и педагогических'способностей - коммуникативных свойств, умения быстро и точно оценивать сложившуюся ситуацию и находить, давильное решение, гибкости ума, яркости воображения и практической смекалки. Подчеркивается немаловажная роль и благоприятных черт характера руководителя - его общительности, уравновешенности, подвижности, веселого нрава, всего того, что обеспечивает айвой, непринужденный контакт с коллективом.
Организация музыкально-развиващей деятельности опирается иа методически выверенную практику диагностирования и прогнозирования изменений музыкальных интересов и потребностей юных и взрослых участников коллективов. В главе приводится диагностический анализ социологической информации о-музыкальных предпочтениях, полученной диссертантом в ходе опроса IIb участников оркестров и
ансамблей народных инструментов, духовых оркестров и хоровых коллективов-городских и сельских клубных учреждений Азербайджана.
Важнейшим критерием, кот. .рым автор руководствовался в процессе диакости^ования, являлось наличие или отсутствие устойчивого личностного отношения к музыке в виде интереса, склонности, увлечения человека. Частным параметром вьаделялось отношение участников коллективов к музыке определенного жанра и с^держаыя.
Установлено, что само по себе увлечение участников коллективов, главным образом молодых людей в возрасте 16-25 лет, разными видами эстрадной музыки - роком, диско и т.д. еще не свидетельствует о низком уровне их музыкального развития. Развлекательные музыкальные жанры могут и должны занимать определенное место и в репертуаре музыкальных коллективов, в приобщении подростков и молодежи к музыкальным ценностям. Но это место не должно быть преобла-• дающим и. кроме того, необходимо позаботиться о включении в репертуар произведений, отмеченных высоким эстетическим вкусом. В главе напоминается, что развлекательной по своему характеру может быть и народная, и классическая музыка, что множество лирических а шуточных азербайджанских нар^ных песен, в отличие от плохой развлекательной музыки, не деформирует, а наоборот обогащает эстетическую» духовную сферу человека.
Обращается внимание и на любопытный факт, что примерно 185? опрошенных затруднились назвать любимые музыкальные, в частности эстрадные произведения. Причина выявленной закономерности состоит в том, что восприятие развлекательной музыки, создающей приподнятый эмоциональный фон, происходит как бы в однотипном музыкальном ключе: на молодежь воздействуют не то или иные музыкальные произведения, а музыка в целом, воплощенная в конкретной исполнительском ансамбле или группе, чьи манера и стиль исполнения (одежда, цветовые и световые эффекты, телодвижения к *.д.) надолго запоминаются и запечатлеваются у молодежной аудитории.
Что касается конкретных произведений фольклора и классической музыки, то характерно, что каждое из них в силу своего многообразного эн:'Ц>»аьального содержания оставляет глубокий след в памяти. Обвинительный анализ воздействия репертуара самодеятельных коллективов Д;ма музыки свидетельствует, что именно фольклор и музыкальна* гл*ссмка азербайджанских композиторов обнаруживают способность
интенсивно формировать эстетический, духовный мир человека, в то время как легкая, развлекательная музыка обеспечивает лишь функ-ци» эмоциональной разрядки.
В главе отмечается, что разработка новых подходов в диагностике музыкальных предпочтений является необходимым этапом, цредворя-кцим цроцессы прогнозирования и программирования музыкально-развивающей деятельности, в целом музыкальной культуры Азербайджана. Несомненна и важность изучения таких факторов, как динамика изменений в социально-демографическом составе населения, качественные и количественные перемены в бюджете свобод-ого времени людей и т.д.
Для государственных я общественных структур республики существенное значение имеют выводы о соаераенствовании методики прогнозирования перспектив дальнейшего развития музыкального творчества, музыкальной культуры Азербайджана в целом. Каздый из наиболее распространенных ыетодоа - экспертных оценок, экстрояоляции, моделирования - обладает определенными достоинствами и одновременно уязпавьаы сторонам. Поэтому получение объективной картины музыкальной вазкз республика на блмаайзув перспективу не иоает быть основано только'па одном метода, а предполагает систематическое накопление гиларцчзстах данных, характеризующих состопио ыуэы-гальпого творчестза, .яркмеяегав црогнозарущзх систем, которые базируется из 1яогих мэтодзх.
Разватио национальной музыкальной лультуры, входщеэ составной едстьэ в обдуз ярограклу развитая культуры Азербайджана, является долом кногочасяеншх социально-культурных институтов, строгого' яруга спеца&сзстоэ - социологов, языковедов, клубных работников» сотрудгпказ рЭдко п телевидения и.т.д.» а таете различных государственных а обг^эстзгншх структур - муниципальных органов, фон-доз в обществ, дредщжтгательских кругов, всех тех, кто кровно затггересоган з качественной улучшении музыкального " просвещения а самодеятельного музыкального творчества. Их усилия находят отражение а рзгиональшх (городешх, районных, сельских) программах социально-культурного развития. Для разработки конкретных программ формирования музыкально-развивающей среде каздого города иди района за основу'могут быть ззяты предлагаемые диссертантом показателя, которые 'классифицируется' э трех группах. Показатели первой группы характеризуют материально-культурные условия развития музыкального
коллектива - материальную и кадровую базу, источники финансирования и т.д. Вторую группу еост^зляют показатели состояния музыкальной культуры в городе или районе - уровень музыкально-творческой активности населения, структура и содержание музыкальных интересов и предпочтений, влияние боджета свободного времени на приобщение лед ей к музыке. В третьей главе представлены показатели, с качественной и количественной сторон характеризующие состояние и перспективы развития музыкально-просветительной работы и музыкального творчества в местных учреждениях культуры и образования.
Задача создания полноценной музыкально-развивающей среда сложна и иногопланова, хотя бы потому, что ее реализация распространяется на все возрастные категории населения.
Решение этой задачи во многом зависит от степени подготовленности специалистов-организаторов музыкально-развивающей деятеяь-' ности. Поэтому диссертацию совершенно логично и оцравденно завершает третья глава "Повышение уровня профессионализма организатора музыкально-развивающих программ". В ней обосновываются функции и содержание менеджерской деятельности по подготовке и реализации музыкально-развивающих программ, разработка к внедрение активных, развивающих методов обучения организаторов музыкально-просветительных и музыкально-творческих программ.
В главе наиболее распространенные категории менеджмента рассматриваются применительно у музыкальной сфере, причем разнообразные типы музыкально-развивающих программ (образовательных, концерт7 но-зрелищных, игровых, конкурсных и т.д.) справедливо расцениваются как специфический товар, который должен найти своего потребителя. Основной принцип маркетингового подхода - производить то, что продается, а не продавать то, что производится - получает совершенно однозначное, конкретное выражение в области музыкального воспитания. В качестве важнейших направлений маркетингового исследования диссертантом выделяются изучение и анализ досуговых предпочтений различных групп населения, ыотивов приобщения детей, подростков « вд,осл.-Ч' к миру музыки, анализ потребительских свойств МУЗЫкальных программ как специфического товара на рынке предложений, анализ Представлений населения о надлежащих характеристиках (со-, держании, ,ме, способах подачи и т.д.) каждой из музыкальных п.. вшм. ■
1!е.и дя *з 1 езультат: в опытно-экспериментальной работы, дис-
сертант конкретизирует содержание понятия "профессионализм организатора музыкально-развивавщих црограмм". Составные элементы этого понятия (в главе перечисляются 15 позиций, включая самостоятельность творческого мышления, умение "чувствовать" потребителя, видеть в нем "заказчика" своей программы, готовность взять на себя ответственность к идти на оправданный риск в интересах эффективности и качества программы и т.д.) практически могут быть положены в основу профессиограмш менеджера-организатора музыкально-развивающих црограмм.
Основное место в главе уделяется использованию активных, развивающих методик обучения организаторов музыкальных программ - в частности, обучения на конкретной музыкально-дидактическом материале, организации выездных занятий я ситуационных и ролевых игр. У названных методик есть общие черты я одновременно специфические особенности. Зданыя для mix является то, что все они подчинены постоянному процессу адаптация клуба. Дома культуры, библиотеки, парка, ыузея й аузыкадькш вкусам, интересам, склонностям различиях групп насблекая. В процессе обучения студенту необходимо освоить все детали этой адаптации, поскольку без этого невозможно обеспечить со эффективность вообще, а в условиях коммерциализации досуговой сфэрн - и экономической рентабельности музыкально-разви-встщяз занятий с населением.
: Кзздая из развивавших методик, в первую очередь деловые игры поавояяэт имитировать различные стороны музыкального образования, самообразования а творчества в условиях, максимально приближенных а действительности. . : .. '
Немаловажно я то, что объектом игрового моделирования выступаем деятельность «енедаера-ооганнзатора музыкально-развивающих програка в единства всех трех направлений его профессиональной подготовки: специального (базового), творческого и управленческого (собственно менеджерского).
Суюяруя результаты опытно-экспериментальной работы, диссертант, формулирует цель активных методик в том, чтобы обучаемые прошли по меньшей мере четыре ступени готовности к выполнению своих профессиональных обязаннстей: поняли, чем вызвана необходимость той или иной музыкальной программы, есть ля в ней потребность; приняли и поверили в целесообразность предлагаемой прогрел-
мы, эффективное» ее для создания музыкально-развиваицей среды; освоили необходимые знания, умения и навыки, которые позволят успешно реал-зовать программу; развивали то ценное я новое, что воа-никает и закрепляется в процессе музыкально-образовательной работы.
В заключении подводятся основные итоги исследования, сопоставляются с исходной гипотезой исследования, определяются основные направления и условия совершенствования музыкально-развивающей деятельности детей, подростков и взрослых в учреждениях культуры Азербайджана, формулируются вг оды и рекомендации, предлагаются возможные аспекты дальнейшего изучения рассматриваемой дроблемы.
По теме диссертации опубликованы:
1. Художественно-воспитательная работа с детьми. Журнал
, "Культурно-просветительная работа", 1990, * 4. Баку (на азербайджан' схом языке).
2. Музыка на современном этапе. Журнал "Зия", 1992, 9 3. Баку (на азербайджанском языке).
3. В центре внимания интернациональное воспитание. Журнал . "Культурно-просветительная работа", 1988, * 2. Москва (не русском языке), ' ~ ■ - ■ —
Подписано к печати 05.»1.93. Объем 1 л. л. Тираж 100 экз. Заказ N Ротапринт МГИК