Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Смирнов, Борис Федорович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество"

Московский ордена Трудового Красного Знамени

*

. государственный институт культуры

На правах рукописи

СМИРНОВ Борис Федорович

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛУБА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СВДСТВО ОРИЕНТАЦИИ ЧАЩЙХСЯ НА САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО • . «

• •

3.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕ. ® Е-РАТ диссертации на сонскани© ученой степени кандидата педагогических наук

Москва- 1991

Работа наполнена ка кафедре теории и истории культур» просветительной работы Московского ордена Трудового Красно! 2гишшш государственного института культуры.

Научный руководитель - аасдуаешшй деятель искусств РСЖР и

ТАССР, профессор К.К.Тихонов

Официзяьнао оппоненты: - доктор философских наук,

профессор В.&.Разумный

- зашдидат педагогических наук, доцент А.Г.Иихайлик

Вздувал организация - Самарский государственный институт

культуры

м

Sua.ua состоится " 3'..»г. в час* на заседании специализированного совета

К 09^.07.01 по присувденыю ученой степени кандидата педаго-гичоских шуи в Московской ордена Трудового Красного Знамени государственной институте культуры во адресу: 141400, Московская.область, Химки - б, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией ыонно ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан " &

1991 г.

Ученый секретарь специолмаированного совета, кандидат педагогических

наук, доцент ~Э.Й. Петрова

I. . ОН!;АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛВДРВАНИЯ

.Актуальность темм. Возникшие проблемы п социально-экономическом и духовном развитии нашего общества но могли не затронут?, социальные институты художественного воспитания. Музыкальные учебные эапедетоя и культурно-просветительные учреждения п ¡этом плане не исклгчение.

Ссобешга острое положение слоталось в сфере общего начального музыкального образования и самодеятельного художественного творчества._ В нас то ял ее время в РО'СР насчитывается 4620 детских руэнкпльних скол, пкол искусств (ДИГ). Только о Челябинской области Д?.!ГГ екегодно випусказт свете 1700 своих питомцев. Однако если в части'формирования технико-исполнительских унений и навыков учшгихся Д?'!3" дела более-менее благополучны, то музыкально-воспитательная сторона нуждается а серьезной коррекции, созпуч-ггаП требованиям времени. Дело и тон, что выпускники ДМП, не вы-Сраргке !.<узыу своеЯ профессией и составляют^ немплуп долга в ко-лодеэтгсй среде, практически не проявляют себя как носители высоких художественных вкусов и интересов, в этом плане не влияют на своих сверстников и, таким образом, но выполняют в полной мере своо социальную роль в обществе.

В определенной степени следствием такого противоречивого положения дел п ДМ7 музикальная самодеятельность, особенно клубная, также переживает серьезный кризис, так как выпускники-ДШ -се естественный резерв - редкие участники любительских художественных коллективов. 3 итоге сегодня в самодеятельных хорах зопираете я всего около 1% населения страны, В Челябинской области, пэ данным сошголоптческого исследования в сельской местности, например, сег.*одеятельные оркестры народных инструментов соста^-ястт всего 1,б£ всех коллективов сгаодеятельности ведомств, в них приникает участие только 1,7% всех самодеятельных музыкантов. Л ведь выпусетгаки ДМЯ, как наиболее подготовленные музнКанты-лйби-теяи, иоглп бы стать (при соответствувпдех условиях) организационный и художественно-творческим адром клубкых коллективбв, благотворно влиял на других, в том числе &цз ив состоявшихся участников самодеятельности. '

Детская музыкальная школа в соответствии с Положение!!! о ДМШ долзгна ориентировать учаггихся как на любительское музицирование "для себя", так и на активное участий в художественной самодеятельности. В рассматриваемом аспекте педагогический процесс в ДОИ может стать результативным лишь тогда, когда*будут решаться

-г -

соответствующие музыкально-воспитательные задачи, причем совместно с клубными учревдетяки. В реализации этого положения кроется значительный резерв укрепления и активизации работы клубных музыкальных коллективов.

Итак, налицо противоречие между общественным предназначением, потенциальными воспитательными возможностями музыкальных школ, клубных учреящений и реально низкой отдачей.эффективностью их работы в рассматриваемом направлении. Формой этого противоречия выступает, с одной стороны, болыаое количество выпускников ДМШ,' с другой - крайне малое юс число в музыкальной самодеятельности. 0д1шм из перспективных путей в решении поставленных вопросов является организация педагогической системы иКлуб-ДЖ1" с целью ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество. Принципы организации, основные направления и формы педагогического взаимодействия клуба и музыкальной школы еще не были предметом специального.научного исследования.

Разработанность проблемы. В немногочисленных научных трудах ,-И.А.Степановой, Б.Л.Березовского, А.Ф.Савенко и др. - проблемы музыкальных интересов, художественных потребностей и общественной ахтнвноста учкэдхся до сих пор изучались, как правило, лишь в условиях учебных и внеклассных занятий (только в рамках ДП1),не связшал их с вопросами художественной самодеятельности.

Одна немногих работ, где проблемы массового музыкально-эстетического воспитания детей рассматриваются не изолированно-только в црмкальшй или общеобразовательной школе,художественной самодеятельности, а в комплексе и во взаимосвязи, - кандидатская диссертация П.В.Х&лабузарь. Такие единичные работы,однако, ^е uor-у? оягватчтъ всех аспектов ннтеросувдей нас проблем.

Из смзжшх областей, исследования выделяется диссертация Л.А.Табидзе, где рассматривается педагогическое влияние куль» турно-просветительной работы на интерес молодежи к музыке.

Работы, раскрывавшие общетеоретические и общепедагогические вопросы музыкально-профессиональной ориентации молодежи«-диссертация С.М.Дадажанова; взаимодействия учреждений культуры и учебных ааведений-диссертации Т.М.Синецкой, Ж.А.Сулейменовой м др.

Труды в области культурно-просветительной работы и самодеятельного художественного творчества, так или иначе сопркхасащие ся с нашей темой,-диссертации, научные статьи, монографии Т.И. БаклановоИ, И.Н.Беспалько, И.Н.Ероиенкова, А.С.Каргина,Г.М.Каче-ни.В.А.Ковшарова, Ю.Д.Краскльникова, О.П.Кеериг, А.Г.Михайлика,

- з -

Д.Б.Перчика, Е.И.Сшрновой, Ю.А.Стрельцова,Г.Л.ТУльчинского и др.

Итак, мы констатируем, что проблема ориентации учащихся ДКГО на самодеятельное худояественноо творчество является практически не изученной область«) педагогики культурно-просветительной работы. Актуальность и неразработанность проблемы обусловили выбор теки настоящего исследования.

Цель исследования - разработка педагогической концепции совместной-деятельности клуба и муэгкальной школы по ориентации учашхся на самодеятельное художественное творчество и привлечению выпускников ДМП1 в клубные музыкальные коллективы; создание модели педагогической системы "Кяуб-ДМП" и экспериментальная ео проверка.

Сформулированная цель предопределила задачи исследования:

1. Обосновать-педагогические возможности взаимодействия клуба и да? по ориентации учащихся на ссмодеятельное художественное творчество.

2. Выявить оптимальные оргаияэационш-педвгогмческпо условия, обеспечивапяие эффективность взаимодействия клуба и ДЯЯ.

3. Определить к экспериментально апробировать основные направления, формы и методы ориентация учащихся ДЛИ на самодеятельное художественное творчество.

4. Разработать практические рекомендации по совершенствовании педагогического взаимодействия клуба и ДОЛ).

Объект исследования - педагогическое взаимодействие 1&уб!га-го учреждения и детской музыкальной пколн.

Предмет исследования - процесс ориентации учсяихся ^ЗЯ на самодеятельное художественное творчество.

Методологическая основа исследования - труды известных ученых и деятеле!! Советского государства о воспитаний подрастащего поколения, о всестороннем и гармонической развитии личности, о природе и сущности потребностей как двияущей силы человеческой деятельности.

В сг.оем исследования ки опирались на труди советских философов по проблемам культуры - А.И.Арнольдова, М.С.Катала5Л.Н.Когана, В.А.Разумного, Ю.-У.Фохт-Еабупкяна и др.; музыкальной культуры - А.Н.Сохора, В.С.Цукермана и др.; воспитания молодежи- С.Н. Иконниковой, В.Т.Лисовского и др.; формирования интересов и потребностей личности - В.Г.Ананьева, А.Г.Здравомаслова, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева в др. .

Большое значение для нас имели работы о деятельной сувцгости

человека и закономерностях развития личности - П.П.Ьлонского, Л.С.Ёаготского, А.Г.Ковалева, В.Ы.Теплова и др. Б области теории и практики обучения и воспитания оказались особенно полезными работы Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского и др.

Ешш изучены основнио концепции музыкального образовался и воспитания детей - О.А.Апраксиной,Б. 13.Асафьева, Д.А.Баренбойиа, Н.А.Ботлугиной, Д.13.Кабаловского,Ы. И.1^ацкой, Б. Л.пворского, венгерского кошозитора и педагога З.Кодая и австрийского - К.^рфа.

Б.<ЗЗЫ ИССЛКЛОЕДНИЯ - клубнио УЧРСКДСНИЯ И ДОТСКНО ыузыкаль-шо сколи Челябинской области.

и основу исследования полонена гипотеза, ваключавкаяса в той, что вагнейзшы фактором участия выпускников в клубных цуоыкалыахг коллективах является их ориентация на самодеятельное художественное творчество, формируемая в рамках системы "Клуб-Д11Ш", предполагайте^ клубную целенаправдшюсть педагогического процесса сколи в единство худоаественно-образовательной, цу зыкал? но-исполнительской и культурно-просветительной (орментоццон-но-клубноИ) деятельности, а токае во взаимосвязи учебной, вне-массной и внеяхольной (в клубах) куяътурно-воспятатсльной работ и стинулирузгазй худогоствшшо-творческув и соцнально-оба&-ственную активность учааихся- цуаыкшшш ссол.

Методы исследование:

1. "нолмо документов и спиудяьной литературы по пробдеаэ исследования.

2. Обладай!о (невшшченноо, слстагатичсскоо) са оргашаа-,щонло-худозес2саи!ой работой Едуйаа иусикалыт иодлезтавов и подагогичеяяш процессом в дагезак цуашейлышх словах.

, 3. Спрос (беседу,ышотировашо)' руководителей цлубшх иуаа-вольных коллективов, преподавиеяеЗ, учалахся и влпуохшгдоп (в 1987-1283 гг. было спрошено с потгью чатирах гадов шк<я 1'1-1б чзловек). Бил проведен ташз зхслертшй опрос (Гд. Ш).

4. Педагогичесгмй экснершага (фсрьшрусетй) с цаяью проверни гипотезы иссдедеохандо и выработки практических ракоиендацай.

Научная новизна исследования состоит о следушем:

- раскрыта сущность педагогической системы "Клуб - ДЩГ шс принципиально новой фарш взаимодействия этих учреждения, бази-ру .лейся на обпиоств их цаяешх установок и функциональных связях;

- разработаны принципы организации и деятельности педагогической системы "Кдуб-ДШИ", включаипие в себя общность целей, проникновение клубной педагогики в шкальную, единство действий в

культурно-воспитательной и управленческой сфере;

- обоснованы педагогические возможности системы "Клуб-/?®" п деле привлечения выпускников музыкальных икол в сферу самодеятельного художественного творчества за счет организации единой образовательно-воспитательной и просветительной деятельности, осуществляемой как в школе, так и в клубе;

- выявлены организационно-педагогические условия ориентации учащихся ДЛИ на самодеятельное художественное творчество, заключающиеся в необходимости воспитания высокого художественного вкуса, соответствующей индивидуальной музыкально-практической подготовки, формирования потребности в коллективном музицировании

я приобщения их к клубной самодеятельности;

- разработана экспериментальная педагогическая программа ориентации учалщхся ДОИ на самодеятельное художественное творчество, учитывающая основные организационно-педагогические условия такой ориентации ;• .

- выработаны критерии оценки уровней ориентации учедихся -выпускников ДЧИ на самодеятельное художественное творчество,

' включателе "в себя интерес к "серьезной" музыке, подготовленность к любительскому музицированию, потребность в коллективном исполнительстве, просвещенность в сфере самодеятельности и практическую включенность в нее.

Практическая значимость исследования заключается в том,что экспериментально апробированы основные направления,формы и "методы ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество, разработаны рекомендации по организации и управлению педагогической системой "Клуб-ДМШ". Материалы исследования применяются в учебном процессе Челябинского института культуры «а музыкальных специализациях.

Реализация представленных рекомендаций в совместной работе клубных учреядениЯ и музыкальных школ, управленческих органон культуры и искусства дает возмояность ссвераенсгвовать организационную и художесввенно-воспитательнуо деятельность этих учреждений, Материалы исследования иояно использовать при подготовке и проведении научно-практических сеуинар<зв руководителей клубной художественной самодеятельности и преподавателей ДШ.

На защиту выносятся следующие положения:

I, Организация и деятельность педагогической системы "Кауб-ДЯГ предполагает реализацию следующих основных организационно-педагогических условий:

- клубную целенаправленность педагогического процесса ДШ1;

- единство художественно-образовательной, музыкально-исполнительской и культурно-просветительной (ориентационно-клубной) деятельности в ДМШ;

- взаимосвязь учебной, внеклассной и внешкольной (в клубах) культурно-воспитательной работы с учащимися ДОН.

2. Принципы организации и деятельности педагогической системы "Кяуб-ДШИ" включают в себя:

- общность целевых установок педагогического процесса ДШ и организационно-художественной деятельности клуба;

- использование в педагогическом процессе ЩШ сущностных черт самодеятельного художественного творчества;

- расширение воспитательного влияния культурно-просветительной работы в .№ и выход педагогического процесса в клуб (и наоборот);

- единство художественно-воспитательного воздействия на учащихся ДО!!! « участников клубной музыкальной самодеятельности;

- совместное управление культурно-воспитательшы процессом в обоих учреждениях культуры.

3. Ориентация.учалдахся ДЛ11 на самодеятельное художественное творчество осуществляется одновременно в нескольких аспектах:

- первый - связан с проведением культурно-просветительной работы по приобщению учащихся к народной и классической музыке как оонове традиционных канров музыкальной самодеятельности;

- второй - предполагает совершенствование музыкально-практической подготовки учащихся к индивидуальной художественно-любительской деятельности;

- третий - включает в себя формирование потребности в коллективных формах музыкального исполнительства как предпосылке участия учащихся в коллективах художественной самодеятельности;

- четвертый - связан с проведением агитационно-пролагадци-стской и культурно-просветительной (ориентационно-клубной) ра> боты по вовлечению учащихся в музыкальную самодеятельность.

4. Основные направления педагогической программы ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество предполагают:

- клубную ориентацию в формировании цузыкально-педагогиче-ского репертуара учащихся; .

- клубные формы и методы организации учебной и внеклассной

музыкально-воспитательной работы с учащимися;

-культурно-просветительную работу с учащимися в клубе и организацию их музыкально-творческой деятельности в самодеятельном коллективе.

5. Критерии оценки уровней ориентации учащихся ДШ на сало-деятельное художественное творчество включают в. себя: .

- интерес к народному и академическому музыкальному искусству;

- подготовленность к индивидуальному любительскому (бытовому) музицированию;

- потребность ч коллективном музыкальном исполнительстве;

- просвещенность (информированность) в сфере художествен-иой самодеятельности;

- включенность в художественно-практическую деятельность самодеятельного коллектива.

Апробация работн. Основные идеи и выводы исследования были изложены на:

- Всесоюзных и Всероссийских научных конференциям (г.Моек- " ва, 1988 г.'; г. Куйбшев, 1989г.; р. Пермь, 1989 г.; р. Кемерово, 1990 г.; г. Тамбов, 1990 г.);

- научных конференциях ЧГИК (р. Челябинск, 1986-1990 гг.);

- Совете общественного института конкретных социологических исследований при Челябинском обкоме КПСС (1989 г.);

- коллегии Главного управления культуры Челябинского облисполкома (1990 г.);

- областных семинарах руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов (г.Челябинск, 1966 г., 1989 г.);

- областном совещании.руководителей ДШ (г.Челябинск, 1990г.).

Кроме того, ряд опубликованных работ по проблеме исследования были распространены в руководящее органах культуры и искусства, а также в клубах и ДМШ Челябинской области.

Наконец, разработанная нами экспериментальная педагогическая программа била внедрена в практику работн рада клубных учреждений и детских музыкальных школ Челябинской области (г.Челябинск; с. Варна; п. Красногорский)»

Исследование проводилось в течение 5 лет (1966-1990 гг.).

Структура диссертации включает в себя введение, три главы ("Социальные и организационно-педагогические условия формирования системы "Клуб-даш"; "Психолого-педагогические предпосылки участия выпускников ДОШ в клубной музыкальной самодеятельности";

* ь

"Экспер1шентальная педагогическая программа ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество"), заключение, список использованной литературы, приложения.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оналиэируется степень разработанности проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет, базы и методы исследования,освещается методологическая основа, формулируется гипотеза исследования, раскрывается его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе "Социальные и организационно-педагогические условия формирования система "Клуб-ДМШ" проблемы взаимодействия клубного учреждения и детской музыкальной школы рассматриваются в теоретическом аспекте. В § I раскрываются историко-теоретичес-кие основы создания и функционирования педагогической системы "Клуб-дав. Отмечается, что еще в 20-е годы нашего столетия была . выработана верная стратегия развития музыкального образования, ведущими принципами которого стали единство образования, воспитания и просвещения, а также школьного и внепкольного дела. Все вопросы просвещения, культуры и искусства были тогда в ведении одного ведомства - Народного Комиссариата Просвещения во главе с А.В.Луначарскшл. .

. Однако, с танца 20-х годов ситуация стала в корне меняться, что связызайтгея с отходом от названных выше принципов. В последние десятилетии резко обозначилось противоречие между просветительскими целями и задачами ДОН и укоренившемся в общественном сознании ее статусом как учебного заведения. В то ве время музыкальная школа продолжает традиционно считаться внешкольным учреждением. Диссертант полемизирует с А.Ф.Савенко, рассматривающий учебу в ДМШ как досуговую деятельность. Критерий в втом вопросе - обязательный и свободный труд. В отличие от досуговых учреждений в ДШ учащиеся приобретают начальное музыкальное образование, базирующееся на обязательном труде. В то же время их учеба выходит действительно в сферу свободного времени (концертная деятельность). Это позволяет рассматривать ДМШ одновременно и как школьное (учебное) и как внешкольное (культурно-просветительное) учреждение (заведение).

Признание бифункциональной сущности ДМШ дает возможность

взглянуть по-новому на формулу объединения окольного и виевкодь-ного дела как единого процесса просзеленил. Ллеется в гиду взаимодействие ДЛЯ и клуба на урорне педагогической сисгеш, базирующейся на новых исходных принципах.' Речь идет прсзд« всего о проникновении клубной педагогики в школьную на основе общности их целевых установок и выхода педагогического процесса э шуб. Разработанные на этой основе частные принципы общего начального музыкального образования и воспитания, вклЕчавдие в себя момент. ориентацио!шо-клубного характера, определяют облик соответствующей педагогической программы, обеспечиваадеП содержательнус сторону функционирования педагогической системы "Клуб- ¿Д.".

В 5 2 педагогическая с::стемаиКяуб-Д.1Г.!" рассматривается как структурно-функциональное звено культурного комплекса. С созданием в 80-х годах кул ьтурио-с порти в нкх комплексов (КСК) появились ковыз возможности преодоления ведомственкнх барьеров между разнотипными учреждениями культуры. Тем не менее включение в КСК Д.Й нз повлекло за собой переосмысления ее места и роли в системе общего музыкального образования и воспитания, что связано с формальным подходом к организации культурных комплексов.

' Далее анализируются различные концепции КСК. Делается гывод, что основа взаимодействия учреждения КСК - долгосрочные фундаментальные цела и задача, возиикаищие на грани двух, а то и трёх функций комплекса. Если сегодня звено "Клуб - Д.Ш" в КСК представляет 'собой структурно-формальное', статичное образование,обусловленное лязь знеиннии связями, то организация ьзаимодействия клуба н ДИК на основе общей педагогической программы выявляет его структурно-функциональную, динамическую сущность. Сункции педагогической системы "Клуб-ДЛЬ" в данном случае становятся своего рода скабиозой рада функций клуба и музыкальной школы.

Взаимопроникновение этих функций ведет к потенциальному возникновению относительно новых направлений совместной воспитательной работы клуба и ДОН - художественно-развивающего, музы- , кально-прикладяого, алубно-ознакомительного, деятельностного любительско-творческого. Они охватывают учебную музыкально-образовательную работу, внеклассную музыкально-воспитательную я культурно-просветительную деятельность, а также внешкольную ори-ентационно-клубнув и предполагают естественную взаимосвязь занятого (учеба) я свободного (досуг) времени учащихся ДШ. Процессы управления здесь проявляются на друх уровнях:' внутреннем

и внеонем. Пероые обусловлены взаимосвязью и взаимозависимостью . различных компонентов совместного педагогического процесса клуба к Д.!2., подчиненного общей цели. Вторые связаны как с традиционными функциями координационного Совета КСК, так и с управленче-ско-методически»,и функциями руководящих органов кулмуры и искусства.

Во второй главе "Психолого-педагогические предпосылки участия вштускниког в клубной музыкальной самодеятельности" представлены результаты конкретно-социологического исследования. Помимо анализа документов (в том числе контент-анализа) и наблюдения, методы исследования включали в себя анкетирование четырех категория респондентов: руководителей клубных музыкальных коллективов (100 человек), преподавателей класса специального инструмента да <484), учащихся выпускных классов ДОШ (602), выпускников ДХ, не стаьпкх музыкантами-профессионалами (250 человек, участвующих и не участвухцкх в самодеятельности).

Цели и задачи исследования, а также статистические данные оо клубным учреждениям к Челябинской области предопределили осуществление выборок"опросов: гвотной (I и ГУ категории респондентов) и серийной, районированной (П и Е), что обеспечило репрезентативность получаемой информации.

В § I клубная музыкальная самодеятельность рассматривается как потенциальная сфера художественной самореализации выпускников Оказалось, что реальное чяюишо ууащкхся в выпускников ДИГ на художественная потенциал самодеятельности незначительно. Общий "удельный вес" выпускников ДО- в ней составляет всего 6-7?; учащихся ДЛЛ - 45С. И это при том, что 90,0$ руководителей клубной музыкальной самодеятельности заинтересовано в участки учащихся н выпускников в своих коллективах.

Однако основную массу - три четверти - выпускников ДЛЕ, не участвуй;их в самодеятельности, можно считать' ее потенциальными участниками. Истинная причина неучастия многих из них в самодеятельности заключается не в том, что нет свободного времена (32,0$ ответов), а в отсутствии потребности в этой деятельности, тах как трудно предположить, что у другой категории выпускников ДЩ - участников самодеятельности - времена больше. Следует подчеркнуть, что четверть опрошенных не задумывалась над вопросом своего участия в самодеятельности. Каждый пятый выпускник ДЦШ дал ответ - "никто не приглашал Меня в самодеятельность".

Основные причины сложившегося положения, по мнению руково-

дителей самодеятельности, - в отсутствии творческих контактов меэду клубом и ДОИ (58,3?)} в отсутствии интереса к ¿амодеятель-ности со стороны преподавателей и учащихся Д^ (3ъ,3%); в пассивности руководителей клубных музыкальных коллективов (20,82). Характерно, что преподаватели в этих вопросах более егшокри-тичны: около трех четвертей из них констатируют у себя, а также у выпускников ДМШ отсутствие интереса к художественной самодеятельности. Здесь, видимо, первопричина всех других проблем.

Важность педагогического взаимодействия клуба и музыкальной школы в деде привлечения выпускников ДМ! в художественную самодеятельность подчеркивается результатами корреляции рада вопросов анкеты. Взаимодействие во многом снимает такие типичные проблемы музыкальной самодеятельности, как, например, большие сложлссти с набором ее участников (63,ОЯ ответов) и та ыузыкально-практичес-кую неподготовленность (50,0£). Шследние ке выходят на проблему удовлетворенности руководителей клубных музык&л^ых коллективов своей работой, текучести кадров художественной самодеятельности, что, в своп очередь, характеризует момент стабильности или неустойчивости в её развитии. '

В § 2 прослеживается динамика формирования готовности учащихся ДКШ а участгаз в клубных самодеятельных музыкальна коллск-' тивах. Обращается внимание на уровень удовлетворенности учащихся - выпускников и преподавателей ДМШ соответственно учёбой и работой в музыкальной школе - 48,2% и 50,положительных ответов, анализируются причины талого неблагополучия.

Главным направлением в работе ДШЬ является привитие детям любви к "серьезной" ыузыхе. Опрос учащихся - выпускников ДЛШ показал, что интерес к классической музыке сформирован лишь у менее половины (48,0?) учащихся, а к народной музыке - чуть более у четверти (26,3%). А ведь воспитание высокого-художественного вкуса учащихся ДОШ совпадает с формированием их социально-эначгаъх интересов и потребностей, в частности, - в музыкальной самодеятельности.

Массовое увлечете учащихся ДШ эстрадной музыкой (52,0%) накладывает свой отпечаток на их отношение к учебному, в своей основе академическому, репертуару ДМШ. Только половина опрошенных ответила утвердительно на вопрос о том, нравится ли играемый ими репертуар. Ьолшинство желает играть легкую, эстрадную (пе-сенно-танцевальну») музыку, являющейся основой любительского

цуокдаровдния. ,

видснклось, серьезными предпосылками участия в художественной. самодеятельности являются такие умения и навыки, как игра по слуху, транспонирование и аккомпанирование. Однако, менее половины учащихся - выпускников ДЙС умеет в той или иной степени играть по слуху, ливь треть - аккокпанкровать.

"Йост:;;:ои" в художественную самодеятельность является и сформированная потребность в коллективном пении, музицировании. Тем не менее треть учащихся - выпускников Д.1Е не считает свое участ;:'-' в учебном хоре или оркестре интересной формой исполнительства.

Итоги корреляции выявили зависимость уровня потребности в домглием музицировании от степени удовлетворённости учебным репертуаром и в целом - учебой в }Последние факторы существенно влияют такг.е и на желание учасихся - выпускников ДТП участвовать в художественной самодеятельности. В свою очередь отмечается некоторая связь между уровнем потребности в домашнем музицировании и реальмя, а такте возможным участием учащихся- выпускников в самодеятельности после окончания музыкальной вколи.

Результаты исследования показали, что лищь 14,4$ от всех опрошенных учащихся - выпускников ¡¡¡К принимают в той или иной мере участие в художественной самодеятельности. Чуть больше -16,52 - собираются заниматься там после окончания ДИ2. Речь здесь »едет фактически об одних н тех же учащихся - Еыпускннках ДОШ. Тот, кто успел приобрести опыт игры (пеная) в самодеятельности, чаще стремится и приходит в неё и после окончания ДИН,Это говорит о том, что ориентационная работа преподавателей ДМШ долина в конечном счете "заземляться" на конкретных самодеятельных музыкальных коллективах.

3 третьей главе "Экспериментальная педагогическая программа ориентации учащихся ДЛИ на самодеятельное художественное творчество" представлены материалы формирующего эксперимента. Констатирующее исследование даёт основание для разработки таков экспериментальной педагогической программы (ЭПЛ). Опираясь на принципы организации и деятельности педагогической системы "Клуб-ДУШ", а также принципы общего музыкального образования,изложенные в I главе, предлагается следующая структура программы: клубная ориентация в формировании музыкально -педагогического репертуара учащихся; клубные формы и методы организации учебной в

внеклассной нуэыкалыю-васпитателышЯ работы с учааи: ися; культурно-просветительная работа с учащимися в клубе и организация их муэикадьно-творческоЛ деятельности а сьыодеятелыюм коллективе.

В 5 I рассматривается основные направления, и методы

ориентации учяцкхся ДМ. на самодеятельное иузцкальное творчество. ВааиеПшеЯ задачей первого направления С11П признаётся разучивание н накопление учелюжся ДШ. поцулярно-массового песеино-танцевадь-;:ого репертуара. Цель - создание предпосылок ориентации учедихся на самодеятельное художественное творчество через широкое ро^-зучивание легкой, эстрадной цузыхи - осшви любительского музицирования.

Данная учебная работа полет строиться а двух аспектах: разучивание соответствуя^ музыки по нота!! и её подбор по слуху. Сорг-и контроля здесь - второе направление ЕПП - предлагаются из практики ыубиоЯ работы: смотр "Музыкальная копешка" и конкурс игры по слуху (транспотгрованнл). Цель - формирование п развитие соответствующих практических умений и навыков учадося Д!<0, необходимых ¡га п будуцеЯ потенциальной деятельности о качестве *<узи-вантов-любителеЯ. '

Во внеклассной работе ргкоыецдуется организация "Клуба любителей иуз1яа" и "Клуба интересных встреч". Цель - формирование ¡2 развитие у учащихся интереса к народной и классической му. 31ше и на о то Я основе - к традивдюшагл жанрам музыкальной самог деятельности: народным и академический хорам, оркестра»! народных инструментов п духовым оркестрам; информация учшупсся ДЛИ о ху-долгствегаюй самодеятельности через г-лвое творческое общение с £П5тореснкыл каубтши работниками, нузьпсантсгет-лрофессконаламл а лсбителями - ветералада с^'оделтелы-:оста.

Третье иалравдеггае ЗПП предполагает оргис.згщгт тематических окскурс а глуби как средства практического знакомства учащихся ДЗ& с-работой лучзнх »оллеятявов *гузцяальноЙ самодеятель-поетя. Цель - проевеценпа учедихея ДМ в области художественной самодеятельности па конаретаых примерах работы клубных цузи-кальных отллегтдаэв.

Другой аспект этого направления - совместная репетиционно-концертная деятельность пкоаыюго (учебного) и клубного (самодеятельного) ^эыкальних коллективов - определяется задачей накопления учащимися ДО практического опыта любительского музицирования в самодеятельных музыкальных коллективах. Цель -

адаптация уч&цихся ¡Щ к реальный условиям работы клубной музыкальной самодеятельности и развитие их творческой инициативы и « социальной активности.

Таким образом, экспериментальная педагогическая программа вкдъчает в себя основные, принципиальные направления ориентаци-онно-глубиой работы, намеченные еще во П Главе на основе результатов ко.чкрепю-социологкческого исследования. Далее представлен материал экспертного опроса компетентных судей - видных деятелей пауки, хулгтури и искусства, музыкантов-практиков - по оценке экспериментальной педагогической программы.

В 5 2 экспериментальная педагогическая nporpmia рассматривается к иг. фактор оптимизации ориентациокшй работы клуба и музыкальной сколы. ioprapyns.Hii педагогический эксперимент по данной программе проводился в течение трех лет (цг.) в яднре народно-оркестровой музыки. Базами оксперимента были выбраны ДКиТ 4i'J{ и Д.И Е 5 г. Челябинска; РДК и с. Варна Челябинской области, ¡¿онтрольные базы - ДКиТ ЧТо и J0JL! Р 3 г. Челябинска; РДК и С. с. Еткуль Челябинский области.

.Действенность эксперимента определялась посредством показателей уровней ориентации учадахся ДШ1 на самодеятельное художественное творчество. С этой целью были разработаны ряд критериев кек объективного. т?к и субъективного характера. В итоге были определены три уровня ориентации учащихся ДМИ': высокий, средний и низкий, включащие в себя ряц конкретных компонентос ориентации.

Результаты перчого и последуюдего анкетирования показывает, что на начало експеримента показатели трех уровней ориентации, каг по ее компонентам, так и р целом, з экспериментальных к контрольных группах учащихся Щ. были примерно одинаковы (I уровень: 14-iei от числе учгаусгся дат, участвовавши в эксперименте; : П уровень: 27-31?; С уровень: 50-58i); В конце эксперимента отмечается динамика ориентация учащихся ДЮ экспериментальных групп практически по всем её компонентам в в целом <1 уровень: 48-50^; П уровень: 33-35?; Ш уровень: I4-I9S), в то время как в контрольных группах мало что изменилось (^уровень: 14-17?; П уровень: 33-375»; Ш уровень: 48-50%).

В первой вкспериментальной группе (город) показатель со высокому уровню ориентации за три года увеличился на 29,в то время хах в первой контрольной группе - только на 0,4*. Во в то-

рой экспериментальной группе (село) аналогичный показатель увеличился на 31,7%, в то время как во второй контрольной группе-только на 2,7%. Естественно, пропорционально изменялись показатели по среднему и низкому уровню ориентации.

Далее сопоставление показателей уровней ориентации учащихся ДМШ на художественную самодеятельность проводилось на основе ранжирования результатов эксперимента по соответствующим ¡шнесся (годам) обучения, что привело к аналогичным результате«. Возможно отметить, что на селе динамика ориентации учащихся ДЗ-И экспериментальных групп обнаружила себя несколько более последовательно и ярче, чем в городе. Вывод из всего вшпеизложекного однозначен: участие выпускников ДШ! в музыкальной самодеятельности во многом предопределяется уровнем их ориентации, чему способствует преодоление односторонности (академичности) в музыкальном развитии учащихся ДЛ.

В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, подтверждается его актуальность, формулируются высоды.Результаты опытно-экспериментальной работы говорят об эффективности изложенной вше педагогической программы и, таким образом, . подтверждают исходную гипотезу исследования.

Основные положения диссертации изложены автором в следую-гда публикациях: '

1. Взаимодействие клубов и музыкальных шкоо4 как фактор со-вераенствования работы самодеятельных музыкальных коллективов / Челяб. гос. кн-т культуры. - Челябинск, 1586. - 19 с. - Деп. в ШЮ Кяформяультура Гос. б-кя СССР ем. В.ИЛенина 23.02.87,^1445.

2. Музыкальная культура учащихся выпускных классов детских цуэыкзлышх пкол: Инфоряац,- метод, материал по итогам социолог, псслед. да Челяб. обл. - Челябинск, 1990. - 63 с.

3. Некоторые результаты исследования музыкальной культура учащихся - выпускников детских цузыкальных школ Челябинской области // Информационный бюллетень: Социолог, исслед. в Челяб. обл.: (1988-1989 цг.). - Челябинск, 1990. - С. 57-62.

4. Некоторые результаты конкретно-социологического исследования художественных интересов учащихся ДОИ и проблемы обучения студентов 030 •» преподавателей музыкальных школ // Методические проблемы учебно-воспитательного процесса на 030: Теэ.докл. IX науч.-праят. конференции / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 1969. - С. 95-97.

5. Организационно-художественные проблемы самодеятельности

как исходный момент con ере; гистро иония подготовки кадров со руководителей // Проблемы совершенствования про|«ссионаяьной подготовки кадров и их закреплен»© в ус. лрнях перестройки культурно-просветительной -работ«: Тез. докл. межвузовской науч. конференции. - Тамбов, 19<0. - С. 342-344.

6. Педагогическая система "¡Огуб-ДС в <}оруиропакнн и развитии потребности учадихся в музыкальной самодеятельности // Акту-мыие проблей» согреысннэЯ музыкальной культуры: (Вопросы-теории, педагогики, просветительства): Тез. докл. Всероссийской l/es-вузопскоЯ науч.-тсорет. конференции. - (фЯбшеп, I9C9.-C. 63-£6.

7. Педагогическая система *Клуб-Д£." кал структур;э-фунхщ'|-ональное звено культурного комплекса // Человек и сгрреыеюаЛ клуб: перестройка рэакмоотносенкЯ: (Материалы Всесоюзной науч. конференции).- Пермь, - С. 9С-97. - -

6. Прэ^л ы худохественно-восганателыюП работы в детских музыкальных пколах: (Опыт социолог. исслсд.) // Проблемы культуры в условиях Сибири к перестройки: Тез. докл. республиканской '"•уч. конференции. - Кемерово, 1КХ). - С. 201-205. ■

9. Социадьно-гедагопгчегкое взаимодействие клуба п кузыхьль-кой сколы по ориентации учета с я на самодеятельное худокествен-кое творчество: Ыетод. указгапгя по пралт. внедрении в работа-муз. скол и клубов экспериментальной пед. програющ формирования к развития потребности учащихся ДС в самодеятельном пуз. творчестве. - Челябинск, IS86. - с. . ■ • ' '

10. Сорбирование и развитие потребности учаенхея ДЕ в iry-зыкальной самодеятельности ка основе экспериментальной педагогической программы взаимодействия клуба и музыкальной сколы / Челяб. гос. ки-т культура. - Челябинск, I9SS. - 31 с. - Деп. в НИО Информкультура Гос. б-гл СССР кн. В. 1!. Ленина 26.05.68 г.

» 1761.

11. Экспериментальная педагогическая прогрвша формирования и развития потребности учащихся ДШ о самодеятельном музыкальном творчестве: (На основе взаимодействия клуба и ыузшеахыюй школы). - Челябинск, 1988. - 61 с.