Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие детских музыкальных школ в Азербайджане (1920-1961 гг. )

Автореферат по педагогике на тему «Становление и развитие детских музыкальных школ в Азербайджане (1920-1961 гг. )», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Багирова, Тамилла Али кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Становление и развитие детских музыкальных школ в Азербайджане (1920-1961 гг. )"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

БД Г И РОВ А ТАМ ИЛ Л А АЛИ кызы

УДК 373.54.:78(479.24) (091)« 1920—1961»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

(1920—1961 гг.) 13.00.01—Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканне ученой степени кандидата педагогических наук

Г.ДКУ—1900

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В. И. Ленина.

Научный руководитель: —кандидат педагогических наук, профессор С. Д. Кулиев.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев, —кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник В. Д. Халилов.

Ведущая организация: Бакинский государственный университет.

Защута диссертации состоится „ •// * 1990 г.

в ./У""" часов на заседании СпедналшЯфовашюго совета К 054.01.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—«Теория и история педагогики»—в Азербайджанском ордена Трудового* Красного Знамени государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. . Адрес: 370000, г. Баку, улица Уз. Гаджибекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АПИ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан , /3 ' и^МО^Я_1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук,

доцент

ИСАЕВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность лпоблемн. В условиям: совершенствования социализма в нашей стране открыты определённый возможности овладения наследием мировой культура. Являясь непреходящей ценностью, оно стало всенародным достоянном благодаря созданию стройной системы народного образования.

Охватив все форма наиего общества, перестройка активизировала совершенствование системы народного образования с учётом потребностей ускорения социально-экономического развития, требований, выдвигаемых процессом развития науки и техники.

Общество вплотную подошло к решению основной задачи, преследующей саше высокие общечеловеческие цели, - созданию гармонически развитой личности. Одной из сторон, наиболее важной дая человека, одной из граней такой личности является эстетическая грань. Искусство, превратившись в мощное средство идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания,обрело возможность действенного участия в формировании мировоззрения и жизненной позиции человека.

За последнее время э связи с общим подъёмом советской исторической науки заметно усилилась разработка такого ванного вопроса история культурного строительства в Азербайджанской ССР, как развитие народного образования. Этот вопрос на-шЭл своё освещение в ряде специальных работ и в трудах обобщающего характера (H.A. Азизбэкова, С.М. Алиева, Ахмедов:, И.К. Гасиев, И. Исаев, O.A. Сеидов, Е.А, Токаржевский).

Музыкальное образованно в Азербайджана, ставшее народным с момента установления Советской власти, получило реальную помощь и поддержку правительства в дела привлечения населения республики к культурному строительству. Видные просветители' и музыканты Азорбайдасана, в их числе Уз. Гадаибвков и М. Магома-ев, способствовали созданию азербайджанской музыкальной школы на новой основе, опирающейся на синтез музыкального наследия регионального характера я дифференцированиий опыт прогрессивной русской музыкальной сколы. J

Актуальным вопросам профессионального музыкального образования в Азербайджане конца XIX начала XX. веков посвящены

работы Уз. Гадайбекона, М„ Магомаева, М.Х. Дильбазовой, А,И. Исазаде, К.А. Сафар-Алневой, Н. Халиловой, С. Г&медовой.

Изучая музыкальное просвещение и образованна Азербайджана как составное звено многонациональной системы музыкального образования, мы рассматривали работы, освещающие в теоретическом и историческом аспектах проблемные вопросы музыкального воспитания л образования. Они разрабатывались О.Ао Апраксиной, Ю.Т„ Бородкиной, Й.И. Долгиполовнм, Д.Б. Кабалевским, Л.В. Кулаковским, Б.Т. Дихачёвтьги.БоАлиевшл.

Представленный в коследовании материал даег возможность проследить ;:од создания и развития новой, советской школы, представляющей важнейшую часть общего процесса борьбы за осуществление культурной революции, в Азербайджане. В нашей исследовании изучен и обобщён исторический-путь образования и развитая музыкальной пколы республики как на основа известных публикаций, так и архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот.

В ходе исследования истории становления я развития азероайдаанского музыкального образования и просвещения мы исходили из указаний В .И. Ленина о том» что для научного решения вопросов общественной жизни надо на забывать основной исторической связи, смотреть на каядай вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло ..какие гласные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная взвдь стала теперь"1.

Подчеркнём, что в советской науке нет фундаментального труда об исторических этапах формирования и развития начального музыкального образования в Азербайджане,, Это обстоятельство показыааот' назревшув потребность г такого рода работах» так как осиыслечие особенностей становления и развития музыкального образования будет способствовать использования накоп-лекногс опыта. Учитывая положитэльшэ а негативные стороны этого процесса8 современное школьное дало могло бы плодотворнее знедрять те или иные элементы пройденного пути.

1 В.Й„ Ленин. О литературе а искусстве. - М.гХуд.лит, 1967. -С. 67.

В исследовании процесс становления и развития начального музыкального образования в АзербаГдаане прослеживается в аспектах советской многонациональной системы му?ыкаль;юго образования. Ленинская идея о том, что при подобной постановке вопроса следует прежде всего "исследовать, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к пазрешению единой интернагион^ськоа задачи"1 явилась основополагающей в процессе работы над диссертацией.

Исторический процесс становления л развития начального музыкального образования в Азербайджане ю связали с основными закономерностями азербайджанской музыкальной культуры, отразившей корешша изменения во всех областях общественной газик республика в советский период.

Объектом исрледованид является исторический процесс становления и развития всей системы профессионального музыкального образования в Азербайджане, в частности начального музыкального образования, основ£.лного на материале детских музыкальных школ.'

Пое:цметоц исследования является основные истоки, тенденции , направления музыкального образования в Азербайджане в период с 1920г. по 1961 г.

Иель работу - дать историческую оценку процессу возникновения и развития начального музыкального образования г Азербайджане о позиции современного уровня развития его, обозначить основные периода данного процесса, характер их взаимосвязи и преемственности, выявить конкретные формы и методы обучения в исоледуегйай период.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачу:

- охарактеризовать главные тенденции и принципы обучения музыке, выявляя при этой то ценное, что на утратило актуальности для решения современной проблемы музукатьного образования;

- дать последовательный чоторико-хронологичеокий обзор

* В.И. Ленин. Датская болезнь левизны в комэдшз?э // Поян. собр. соч. - Т. 41. - С. 77.

возникновения и развития детских музыкальных школ в Азербайджане, опираясь на анализ архивных материалов;

- выделить конкретные исторические перчода развития музыкальной школы, показать их преемственность. с одной стороны, и особенности, диктуемые исторкко-сощшлышм контекстом, с другой стороны.

Исследование базируется на следующей гипотезе. Мы 'предположили, что изучение истории становления х. развития начального музыкального образования в Азербайджане в период с 1920 года по 1361 год, рассматриваемой нами в общем русле советской многонационально!: системы музыкального образовашш и выявление на этой основе его национально-специ&гееских особенностей, будет способствовать более полному и систематизированному анализу истории развития азербайджанской музыкальной культуры, совершенствований процесса начального обучения.

Методологической оскоеоц исследования явились труда классиков марксизма-ленинизма о сущности эстетического воспитания, о необходимости проведения культурной, образовательной и воспитательной политики с учётом местных национальных условий и культуры, положения классиков марксизма-ленинизма о роли искусства в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения, программные документы и материалы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлений партии я правительства по вопросам народного образования, эстетического воспитания, развития литературы и искусства.

Методология исследования базируется на принципе историзма» разработанного в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.К. Ленина.

Исследование базируется на (¡[увдаменталышх положениях азербайджанской, русской и советской педагогики, накопившей к настоящему времени большой опыт б деле музыкального воспитания подрастающего поколения, на опыте истории развития азербайджанской музыкальной культуры.

В исследовании использовались следующие ;.;етодп: теоретический анализ, использование историко~этногра;уической,философской, музыкально-эстетической литературы, изучение архивного материала, материалов периодической печати, учебные

планы, программы по мугыке, анализ документации учебных заведений, опросный ме^од (беседа, интервью), метод сопоставительного анализа истории становления и развития начального музыкального образования в Азербайджане я в союзных респубяаках.

На защиту выносятся;

- положения, касающиеся истории возникновения и развития специфических форм и методов музыкального образоаания в музыкальных школах Азербайджана, развитие их в сокзтский период, перспективы дальнейшго совершенствования системы ч«чатъного музыкального образования, исходя из раскрываешх ь диссертации закономерностей;

- определенна национально-специфических особенностей становления систеш музыкального воспитания в деятельности азербайджанских просветителей конца прошлого и начата нынешнего столетий, дальнейшее развитие их прогрессивных демократических вдей в советский период;

- обобщение исторического пути становления азербайджанского музыкального образована« в общем русле создания советской многонациональной систеш музыкального образования, основанного на принщшэ взаимодействия и взаимообогащения братских музыкальных культур,

Ньучиая новизна исследования заключается в том, что а данной работе впервые предпринята попытка обобщить а систематизировать в историко-педагогическом аспекта имеющиеся материалы о начальном музыкальном образовании в Азербайджане, определить ц рассмотреть основные пути становлешя а' развития музыкального образования в респуботке в русле выделенных тенденций. Всё это позволяет глубяэ и полнее осветить педагогический опыт музыкальных школ Азербайджана, видных просве-' тителей и музыковедов, способствовавших созданию культурного фронта в республике.

Научная нови;да диссертации определяется тем. что гто первое обобщающее исследование по иоточшкографяя и источниковедению азербайджанской музыкальной школы.

Практическая значимости исследован!'я состоит в тс:д„ что материалы исследования могут быть использованы при чтения курса педагогики в высших и средних учебных заведениях, осу-

ществляицих музыкальное образование, на спецкурсах истории азербайд-ханской музыки. Материалы 1!сследоваиял могла бы способствовать совершенствованию системы музыкального образования в Азербайджане.

Данное исследование расширяет научный нотещаал такой области педагогики» как иколоведекие. раскршаот особенности системы руководства школой.

Социальная значимость проблемы, её актуальность к недостаточная разработанность в историко-педагогической литературе обусловили выбор теки исследования.

Аптзоблцая .работу. Материалы диссертации бил:; апробированы на заседаниях кафедры музыкальных инструментов АЛИ им. В.П. -Левина г. Баку» кашли своё отраженно в статьях а яеза-сах автора, докладах на -ежегодных научных .конференциях профессорско-преподавательского состава института, на республиканских и всесоюзных конференциях аспирантов вузов (1987, 1988, 1369 гг.).

Структура исследования. Исследеемие задачи» поставлзп-ние автором, обусловили структуру работы. Диссертация изложена на 161 странице машинописного текста к состоит а-, введения, 'трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДКРЯАНИЕ И вывода ДЩЗЕРГАЩИ

Во введении обосновывается актуальность теш, формулируются цель и задачи исследования, методологическая основа, научная новизна и методы исследования.'

В лепной глазе - "Музыкальное образование в Азербайджане до установления Советской власти" ~ рассмотрена основные истоки,- предпосылка и зачатки музыкального образования в Азербайджане в дореволюционный период... Однако в связи с тем» что в данный период в республике было строгое разграничение медцу европейской и народной музыкой, мы сочли целесообразным в первом параграфе, названном "Первые народные музыкальные школы в Азербайджане", рассмотреть как один из истоков .^зыкалького образования национальную основу, -заключённую в региональных свойствах процесса обучения.

Как хорошо известно, исламская религия выступала против языческих музыкальных традиций, в которых музыка носила

развлекательный характер. Но духовенство допускало музыку, поставленную ¡1а службу исламу., например, пен:;о муэдзином £-ана (призыв о минарета мечети к молитве) и речятативно-напевное чтение Корана, называемое "Тилява", Поэтому т считаем возмо:ешм принять положение о том, что существенно тормозя ¡з оказывая давление на национальную музыку, иолам всё ке культивировал развитие её отдельных форм-г жанров. Подобное неоднозначное значение музыки в тизни общества,в его воздействии на духовную сторону человеческой лгчкости подчёркивается многими средневековыми учёными я дгчтелями, ЯИЕШ.Ш и творившими в условиях арабского халчфата.

Являясь неотъемлемой частью религиозных обрядов, культовая музыка послужила развитию такого жанра, клк мугам.

Начнём с того, что азербайджански^ мугам - это инструментальный жанр профессиональной, музыки устной традиции. Однако если брать мугг : шире, мугам - это система национального мышления. 3 Азербайджане мугагл как йорма профессиональной музнки устной традиция ¡иродов Епиянег" и Среднего Востока имеет свои традиции. В мугаме действует принцип канона. Цугамный канон является своего рода "руговод-ством", на котором базируется обучение мугаггюму искусству. Так, лгюбой мугаматист долдо:. знать характерные интонационные обороты или мелодические "формулы", круг родственных , тональностей, ладов и принцип их взаимодействия, должен правильно подоорать поэтический текст, размер которого соответствует риттду мелодии.

В контексте данной работы нам важно отметить функционирование мугашоста как особого рода меловысказываняя в культовой сфере. Являясь основой религиозной культовой музыки, мугам лредопределяд содергэиие азербайджанской музы- ' ки устной традиция. Постепенно параллельно первому направлению стала формироваться зветская направленность мугаме, которая со временем привела к заметно** демократизации его.

Расцвет мугамного искусства относится к началу XIX в. Такие мугамати*ты, как Гада Усу, Мешада Иси, Дж.Каряг.41, Садагдаан, Бюль-бшьдаан, С, Душинский и многие г .руги о известно исполнители создавали на его основе новые варианты, т'есшфы, песни.

Каддай шдавдийся и обвдпризпашшк музыкант-исполнитель имел учешков, которые впоследствии передавали своё искусство следующему поколению любителей. Трк. б XIX в. в г» Шуше, затем в г. Баку, Шемахе открывались частные музыкальные школы, существовавшие за счёт пожертвований богатых землевладельцев, способствовавших развита» одзыкального образования в Азербайджане»

Среди извеотшх наибольшей популярность» пользовалась в Го Шуше пкола исполнителей-гдух'аматистоз, организованная Харратом Гулу. Большую известность получает в o¿i: года щу-шнекяй медалис, организованный Мир Ыовсун Паввабом совместно. с Гаджи Усу, названный "Ыедаласн Занекде".

Подобный меджлис был создан и в г. Шемахе в конце XIX а. крупнейшим землевладельцем, музыкантом Махмудом ara Ахмад ara огл_. В данном салоне проводились соревнования хаиендо, выявлялись своа победители.

Б г. Баку огромную роль в деле развития вокального искусства сыграл "Салон Мешеда Мансурова". Пологж-ельшм моментом в существовании подобных мадалисов было то, что помимо образовательной функции происходило совершенствование национально-характерных свойств азербайджанского цугама. В результате своеобразного соперничества в исполнительстве ыугам как бы "очищался".

В деятельности салонов прянк/али участие многие известные поэты Севд Азкм Ширвани, Х.Б. Натаваа, Ы.А. Бака, W.A. Мувивхидзв»

Народные музыкальные школы, существовавшие в дореволюционный период, дешшы были заполнить свою §укквдю'и в формирования а развитии музыкального образования в Азербайджане после победы социализма. Это была одна из основ„ на которой выросло начальное музшеаяыюе образование,з советский период.

Во втором параграфе - "Проникновение европейской а русской :су.-ьтуры в музыкальный быт Азербайджана, Цузнкалышв школа в Азербайджане а дореволюционный период'- мы выделили общеевропейскую направленность как одну из основ азербайджанской музыкальной культуры в советский период,получившей доступ в Азербайджан после присоединения к России.

Выдающиеся просветители Азербайджана (Г. Зардаби,

М.Ф. Ахундов, Дя. Мамедкулизаде, М.А. Сабир, А. Сиххат и другие) высоко оценивали вхождение Азербайджана в состав России, били знакомы с её передовой общественной и педагогической мыслью, старались претворить в жизнь азербайджанского народа не только свои, но и передовые идеи русских революционеров-демократов (В.Г. Белинского, Н.Т. Чернышевского, В,Б. Стасова, А.Н. Серова). Благодаря этому создавались объективные условия для развития экономики, политики, культуры, культурного сближения азербайджанского народа с грузинским, армянским, народа,и Дагестана, Средней Азии.

К 1829 г. относятся важнейший факт из истории обгазо-вания в Азербайджане, получивший значение "отлравной точки" : в тот год царское правительство утверждает устав закавказских школ, заложивший основы государственной системы народного образования. Согласно уставу, с 1867 г. все учебные заведения и пансионы билл расширены, в программы включены занятия по рисованию, гимнастике, ремёслам, садоводству, и что особенно важно, пения и игре на музыкальных инструментах (скрипке, фортепиано).

Анализ ряда исследований, посвященных деятельности светских учебных заведений г Азербайджане в XIX в. (Г.Д|. Ахмедов, С.А. Сеидов, А.И. Исазадв), как то, "Гимназия Св. Нины", Закатальская женская школа, семинария в г. Гори, позволили нам установить характер музыкальных занятий, происходивших в стенах гимназий, пансионов. Анализируя методы преподавания музыки в средних учебных заведениях Азербайджана, характер и качество обучения, ш должны подчеркнуть поверхностный, неполноценный и необязательный в большинстве, случаев процесс. Однако несмотря :и вышеизложенное, нельзя 1 отмести в сторону сш факт существования данного процосса.

В исследовании отмечена роль частных преподавателей, внесших свои лепту в формирование исполнительских кадров Азербайджана на более профессиональной основе (В.А. Войце-ховскай, Г.А. Яокерман, Д.А. Черномордиков, И.Г. Хмелегский, К.А. Ундриц, Н.В. Борисов), Сэда^оги, занимавшие-я на дому частным образом, вели и теорию, что придавало занятит- более полноценный характер. Однако занятия не имели единых ребо-

ваний, курс музыкальной литературы не проходили,, что являлось большим минусом в работе частных педагогов.

Необходимо также подчеркнуть, что среди известных преподавателей, получившх образование в России и дающих уроки музыки в г. Баку в тот период, не было ни одного азербайджанца, что являлось результатом отсутствия специального музыкального учебного заведения в Азербайджане. Большую роль в деле формирования европейского музыкального образования в регионе сыграли русские специалисты. Изучая известные исследования, посвященные дореволюционному периоду музыкального образования в союзных республиках, мы можем отметить подобные факты в Грузии, Узбекистане, Таджикистане.

В-дореволюционной России задачам пропаганда музыки и распространению музыкального образования.служило Русское музыкальное общество, основанное в' 1859 г. в г.Петербурге по инициативе А. Рубинштейна. РМО имело отделения в Москве, Казани, несколько школ в Белоруссии, в частности в Бильне, в Тифлисе и других городах. Русское музыкальное общество сыграло огромную роль а истории музыкальной культуры как русской, ^ак и других народов, населявших царскую Россш..

Музыкальная школа, организованная в г. Баку в 1895 г. как отделение РШ А.Н. Ермолаевой, явилась существенным этапом в истории музыкального образования в Азербайджане. Все существовавшие до сих пор формы музыкального обучения стали своеобразной базой для появления музыкальной школы, которая стала первым очагом специального музыкального образования, дающего право на преподавание. Педагоги школы высоко ставили перед собой не только общеобразовательные, но и художественно-просветительские задачи, которые осуществлялись путём проведения квартетных вечеров.

- Анализ работ К. Сафар-Алиевой, М,Х. Дяльбазовой, посвященных деятельности музыкальной школы А.Н. Ермолаевой, из^чР1ие процесса её формирования и развития, учебных программ позволили определить место и роль данного музыкального учебного заведения в культурной жизни общества г. Баку конца XIX в, начала XX в.

Давая оценку формам и методам музыкального образования в Азербайджане в рассматриваемый период,.мы отметили, что

азербайджанские музыкальные инструменты оставались в стороне от всего процесса обучения. Существовало строгое разграничение между европейской и народной музыкой, которая не вводилась в статус профессиональной. С другой стороны, являясь отделением РМО, бакинское отделение функционировало по плану и образцу центральных музыкальных школ Москвы и Петербурга, что влияло на характер обучения в школе.

Обобщая изложенный .в параграфе материал, ми сделали вывод о том, что огромные слои общества оставались в стороне от музыкального образования, так как но имели на э-.о'средств. Те условия, которые являлись прогрессивными для республики в момент присоединения к России, к концу второго десятилетия XX в. стали существенным тормозом для развития не только Азербайджана, но и других регионов России.

Вторая главд диссертации - "Становление начального музыкального образования в Советском Азербайджане (1920-1945 гг.)" - таете.состоит из двух параграфов. Первый параграф - "Особенности формирования а развития первых музыкальных иаол в г.Баку'- даёт анализ деятельности правительства в области культуры в первые года Советской власти.

Наряду с переводом на.новые'рельсы азербайджанской про- • мыиленности и экономики в 1920 г. в яизни колодой республики, и прежде всего в жизни её столицы, огромное значение приобрели мероприятия. Коммунистической партии и Советского правительства в области искусства. 28 апреля 1920 г. дёчретом Аз-ревкома был организован Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР, который провёл большую организационную и культурно-строительную работу, коренным образом перестроил ' систему народного оЛразованяя в республике«.

Анализируя деятельность Советского правительства б области народного образования, мы обнаружили данные о пшржой сета культурно-просветительских учреждений, ведущее место среди которых занимали рабочие и рабоче-крестьянские клубы, интенсивно создаваемые в г. Баку и его промысловых и заводских районах - Сабукчах, Сураханах, Чёрном городе, на Баиловэ, в Забрате, Еинагадах. "

Главной задачей, которую ставил Внешкольный отдел Нар-компроса перед собой, была ликвидация всеобщей безграмотности основной массы населения Азег-байдаана. Кроме того, организован-

ные клубы являлись средством приобщения к сокровищам мировой культуры, что вырахалось в организации в каждом клубе музыкального отдача, руководимого народными музыкантами.

В исследования ш подчеркнули положительную роль в музыкальном воспитании подрастающего поколения постановления Нар-компроса от 25 ноября 1918 г., где музыка была включена в программу единой трудовой школы "как необходимый элемент общего образования детей, на равных началах с другими предметами"*.

В данной главе нами был сделан анализ деятельности частных музыкальных школ, существовавших в республике после установления Советской власти, среди них мы должны выделить ыузы-калыше курса свободного художника И,П, Розина и музыкальную секцию в доме армянского искусства им. Мясникова "Мартуне". Несмотря на неоднократные заявления руководителей этих студий, Каркомпрос не считал возможным переводить их на своё обеспечение, п~этому, оценивая факт существования данных учреждений, мы подчеркнули неофициальный характер их функционирования.

Поворотным моментом в судьбе музыкального образования в Азербайджане явилось положение об организации первой государственной музыкальной академии в 1921 г. декретом It 65 за подписью председателя Совнаркома Н. Нариманова и Наркома республики С. Бунияг-заде. Сам факт организации консерватории в республике, где не было ни одной детской музыкальной школы, мы объяснили отсутствием опыта в деле формирования лузикаль-ных учебных заведений в Азербайджана.

. Анализируя историю становления музыкального образования в союзных республиках, мы отметили подобный организационный момент в Узбекистане, где также строительство музыкального образования било начато с консерватории. Такое же положение было и в Тэщзшыстаае.

Однако в 20-30 гг. мнеерватория не могла быть очагом высшего музыкального образования, был введён учебный план, разделённый на три ступни обучения, из которых на первую

* Д.Л. Яокшин. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. - М.:Изд-во АПН РМСР, 1957. - С. 187.

ступень отводилось четыре года. С 1924 г. по инициативе Лйс- ■ борга в консерватории било введено ознакомление с азербайджанскими музыкальными инструментами (тар и кеманча), практический к./рс по изучению азербайджанской народной песни.

Особым'постановлением коллегии Наркомпроса от 29 августа 1922 г. тюркское отделение консерватории было переименовано а музыкальную школу с отдельным от европейской консерватории управлением. В этой школе Уз. Гадаибеков воплотил свои мечт;/ з лсизнь: обучение на азербайджанских народных инструментах стало всеобщим и получило такие же права, как и европейские инструменты.

На основе данных архива мы установили дату открытия первой музыкальной ¡ы<оли в г. Баку в 1333 г. и.музшколы >12 в 1936 г., знаменувдих собой целый Этап- в области расширения педагогической деятельности Шг30 Азербайджана, В результате начала функционирования данних учебшх заведений огромное количество национальных кадров г. Баку получило возможность приобретения специального музыкального образованиями^ являлось первостепенной задачей для республики. Ознакомившись с материалами о педагогическом составе, контингенте учащихся, с первыми программами по специальности, изучив недостатки организационного плана, щ сочли возможным в исследовании дзть оценку деятельности Управления по делам искусств" в отношении детских музыкальных акол з исследуемый период. Ь'й отметили, что первые детские пятилетние музыкалыше вколи не чогли в долзшой степени удовлетворить растущих духовных потребностей народа. С другой стороны, отсутствие их являлось причиной недостаточного количества педагогических кадров'по лузыке в районах Азербайджана, где требовались именно лапдо-юльние кадри, - .

Вместе с тем, определённые вага били сделаны, ¿[упдамент гачальпого музыкального образования в Советском Азербайджане >кл заложен.

Второй параграф главы - "Формирование детских музыкальна шол в районах Азербайджана" - поовящёи процессу станов-ения начального музыкального образования в различных регионах оспублики. Прп обзоре материалов, имеющихся в, архиве по даи-ой теме, ми сделали вывод о том, что данная задача.являлась

для республики несравненно более трудной, объёмной, нежели организация музыкальных школ в столице Азербайджана, где к 1920 г. существовали определённые зачатки европейского музицирования (музшхола А.Н. Ермолаевой, частные уроки по массам фортепиано, скрипка, высокий уровень концертной деятельности местных и приезжих музыкантов).

Директивы Советского правительства, представляющего собой Советы народных депутатов, в районы Азербайджана, особенно отдалённые, докатывались чрезвычайно пдаенно, иногда годами.

Если в г. Гянджа, который по своей политической значимости, уровню развития экономики приближался в г. Баку, музыкальная школа была организована ь 1922 г., то другие районы, имрщие своими цена рами такие небольшие города, как Хан-лар, Агдам, Агдаш, Нуха, Куба, Степанакерт, Шуша, Нахичевань, не могли в короткие сроки заняться ликвидацией безграмотности повсеместно, тем более приобщением огромных масс населения республики к музыкальному обучению.

Как мы обнаружили,'правительством были предприняты определённые .шаги, которые могли привлечь подрастающее'поколение в первые открывающиеся музшколы, заинтересовать их.'В этих целях были выделены небольшие стипендии дая учащихся, поступающих в музыкальные классы. Однако вскоре ассигнования на стипендии были сняты, кроме того введена платность за обучение в размере 500 рублей в год. Мазду тем во многих республиках СССР, например, в Белоруссии.Грузии, Узбекистане, Туркмении было оставлено бесплатное обучение. Проект введения платности музыкального образования в Азербайджане стал как бы "камнем преткновения", в результате чего было замедлено появление музыкальных школ во всех районах Азербайджана,.

Другим фактором, препятствующим формированию ыузыкалышх школ в районах, было отсутствие достаточного количества педагогов. Последние часто проявляли нежелание зхать в районы по напрааненип, что впоследствии привело к принятию насильственных мер.для отправки педагогов по казначетно.

Также острота'полокзния бы;а связана с преобладанием азербайджанского населения в районах Азербайджана, что требовало именно азербайджанских национальных кадров (особенно по

теоретическим предметам). В силу слошгавшхся обстоятельств именно эти предметы , а также следующие - о бщее фортепиано для обучающихся на струнных, народных, духовых инструментах, аккомтоннмеит - обходились стороной, чго определяло получение неполноценных знаний, мешающих продолжению специального образования.

Ми должны отметить, как существенный факт, препятствующий процессу становления начального музыкального образования в районах рсспуияшся, весьма скудное количество музыкальных пособий по специальностям, теории, в результате чего музыкальный кругозор преподавателей, учащихся не растерялся в долиной мере, программы Управления по делам искусств не выполнялись.

Вследствие данных причин, анализируя общее, положение музыкальных школ в районах Азербайджана в период с 1920 г. по 1945 г., мы можем отметить весьма низкий профессиональный уровень развития музыкальных школ в различных регионах республики (гг.Агдам, Агдат, Нахичевань, Нуха, Куба, Степанакерт, Шуша, Ханлар, Гянджа).

В третьей главе исследования - " Развитие детских музыкальных школ в Азербайджане (1945-1961 гг.)" - мы рассмотрели дальнейшее развитие процесса формирования начального музыкального образования л республике.'В первом параграфе "Развитие детских музыкальных школ в г. Баку" было отмечено торможение подъёма музыкального творчества в стране, слезившееся на рубеяе 40-50 гг. в связи с осложнением социально-политических обстоятельств.

Это выразилось в резкой критике произведений, знаменующих собой отход от методов социалистического реализма. Данное обстоятельство негативно отразилось на судьбе композиторской школы Азербайджана, произведения Дк. Гадяшева, К.Караева, С. Гаджибекова подверглись необоснованной критике. В свою очередь, это не могло не отразиться на работе детских музыкальных школ, в частности, как мы обнаружили, были даны инструкции о более осторожном подходе к выбору репертуара учащихся. министерством культуры давались рекомендации относительно произведений азербайджанских композиторов.

Однако в целом, развитие культуры, искусства Азербайдка-

на в 40-50 гг. вытекает из особенностей народной музыки, где заключены шогио факторы для создания произведений музыкального искусства. Композиторскую школу Азербайджана в эти годы представляют Ф, Амироз, С. Гадайбеков, 3. Багиров, Дж. Джан-гиров, Т. Кулиев, Пиязи, С. Русгамов,С.А,ческеров и другие.

Опираясь на лучшие традиции народного творчества, учитывая все перегибы XI недостатки в деле становления начального музыкального образования в Азербайджане, Управление по делам искусств, а затем Министерство культуры, . ведомство которого с 1945 г. перевпи все республиканские музыкальные школы, в первые) ке послевоенные годы сделали многое, чтобы• интенсифицировать строительство и развитие новых музыкальных школ в г, Баку: изданы инструкции о проведении переводных испытаний и вццускчых экзаменов, разработана и систематизирована программа по классам народных инструментов (тар и кеманча) С. Алескеровым и А. Гераем. Педагогами музыкальной школы-десятилетки были.составлены новые учебные пособия дая начинающих, являющиеся н. лболоо удачными и приемлемыми в процессе обгчения (Л.Н. Егорова и Р.И. Сирович "Пособие для начинающих по классу фортепиано", М.В. Рейтах "Скрипичная азбука").

В процессе исследования нами были составлены обобщающие графики количественного роста учащихся по всем функционирующим отделениям музшсолы-десятилетки, музшкол й I и 2, были выявлена причины, влияющие на характер изменений направлений кривых графика.

Для представления общей картины всей сети музыкальных школ в г. Баку к 19?I г. нами был'дан анализ одиннадцати новых-музыкальных школ, вошедших в ведомств^ БОНО с 1954 г. Несмотря на ряд недостатков организационного момента в работе школ (нехватка помещений, музыкальных инструментов, необеспеченность педагогическими кадрами, юсобияма), мы с уверенностью долнны констатировать, что в указанные годы произошел резкий скачок в прогрессивном развитии музь^сального образования в Азербайджане. • •

Во втором параграфе главы - "Особенности развития музыкальных школ в районах Ааербайдаана" наш был дан анализ развития-старых и организации новых музыкальных школ в различных регионах республики. Управление по делам искусств в

г. Баку я первых же послевоенных лет включилось в помощь районе?/. Азербайджана. Прежде всего, она состояла з учёта республиканским центром потребности районных музыкальных икол в пг фессиональлих кадрах по всем специальностям.

Далее, л результат, постановления ДК КП/б/ Азербайджана .от ? марта» а также приказа Министерства высшего образования СССР и Комитета по делам искусств при Совете /¿якистров СССР от 10 марта 1948 г. был определён более строгий подход к отбору учащихся для повышения профессионального уровня будущих кадров. Наибольший акцент при поступлении з музыкальные жолн делался на кадры азербайджанской национальности, хотя з республиканских центральных школах уже воспитывались одаренные национальные кадры, пробующие свои силы в Исполнительстве, кс;л— позиции. Однако ещё не было в Азербайджане музыканта местной национальности, сумевшего выйти на всесоюзную, международную арены.

С другой стороны, композиторы республики (Ф. Амиров, 5. Багиров, Да. Дяангнров, С. рустамов), написавшие множество пьес дая детей, наилучшие интерпретации своих произведший могли получить в исполнения азербайджанского ребёнка, благодаря особенностям национальных традиций.

Анализ материалов музыкальных школ районов Азербайджана показал, что з годы войны многие музыкальные школы функционировали в полейлы, отмечался большой отсев учащихся по причине недостаточного количества преподавателей, высокой платы за обучение (приём ежегодно составлял свыше 200 учащихся, а выпуск не превышал 50 учащихся).

Несмотря на то, что было зозбуддено ходатайство перед Комитетом по делам искусств в г. Мокше об отмене платности, гак мы установили.данное положение оставалось таким вплоть

1961 г., когда с разрешения всесоюзного центра была введе-1а в Азербайджане дифференцированная плата за музыкальное обу-гение.

.В результате анализа документации существующих музыкалышх кол в районах Азербайджана (в городах Хандаре,, "Агдаме, Агда-ю, Гяндже, Нухо, Нахичевани, Степанакерте, Муке, Кубэ),на-и были составлены обобщающие графики количествешюго роста чащихся по всем функционирующим временно. либо постоянно

отделениям. В ходе исследования мы показали, что рост количественных данных, не определённой ыузшколе косвенно свидетельствует о качественном росте деятельности школы. Показателями качественного роста являются: обеспечение музыкально»; школы профессиональными кадрами с высшим и средним специальным образовать, повышение уровня кощертной деятельности педагогов к учащихся, повышение процента успеваемости в школе. Всё это способствовало привлечению большого количества учащихся в музыкальную школу, что в свою очередь влияло на количественный рост контингента обучающихся, который мл отметили в составленных графиках.

В заключении диссертации были сформулированы обшие вы-

Ш:

1. Основной задачей начального музыкального образования в Азербайджане в исследуемый период являлось привлечение большего количества подрастающего поколения к музыкальному обучению. Особый акцент при этом делался на музыкальное воспитание к .дров азербайджанской национальности, что явилось первостепенной задачей для республики. Детские музыкальные школы, являющиеся первой ступенью музыкального образования, ставили своой целью воспитание не только профессиональных музыкальны:, кадров-исполнителей, теоретиков,композиторов, но и повышегле общего культурного уровня населения путём привлечения его в музыкальные учебные заведения.'Целью музыкального образования з течение данного периода било совершенствование процесса обучения, оно достигалось путём повышения квалификации педагогов (заключение договоров между школами республики, между отдельными педагогами, курсы повышения квалификации, семинары по специальностям, проводимые методсовето"), б^лее строгого подхода к переводам испытаниям и выпускным экзаменам, способом переработки и систематизации программ для отдельных инструментов.

Данные принципы и тенденции обучения музыке не утратили актуальности и по сей день для решения современной проблемы музыкального образования.

2. Опираясь на, ана-лз архивах материалов, сделанный нами историко-хронологический обзор процесса возникновения ч развития детских музыкальных школ в Азербайджанеуста-"

йо»илк,ч?о оршгазоцяя первой государственной мгзикалыюй академии в 1921 г, декрет« й 65 за подписью председателя Совнаркогла Н.Нашмзнова и Наркома республики С. Буняят-ааг " .явилась нбр&од очагом начального музыкального образования л АзеобаЦдзаш. Учобнмп план консерватории включал а ссбя 4 года обучения оскозаы музыкального образования. Ломимо этого, решением коллегии Наркомпроса от 29 августа 1922 г. была организована Азербайджанская государствешюя тюркская школа зо .'лаве с Уз, Гадашбзкозым. Дерзая музыкальная школа з г. Баку была открыта в 2933 г., музшхола 15 2 - в 1936г. Являясь первыми детскими музыкальными школами в г. Баку, они заложили основу для дальнейшего развития всей системы музыкальной культуры республики. . .

Первой музыкальной иколой на периферии моззно считать музпколу в г. Гянджа, открытую в 1922 г. Следующие музыкальные' юколы, организованные з 1933 г. э г. Ханларе, в 1933 г. п г. Нахичевани, в 1936 г. а г. Агдаше, в 1938 г. в г.Степанакерте, в 1938 г. в г. Агдаме, а 1939 г. в г. Нухе, в 1940 г. в г. Шуше, з 1941 г. в г. Кубе, способствовали, привлечет® огромных млсс населения различных регионов Азербайджана к музыкальному образованию, расширяя этим культурней фронт республика.

С 1954 г. в г. Баку были зарегистрированы и вошли в ве-томство Министерства культуры ещё II музыкальных школ в раз-кчзгчх. районах города,

3. Для исследования характера, форм и направленности му-шкального образования в Азербайджане до установления Совет-жой власти ш выделили как основные истоки регпоналыю-на-■дональную и общеевропейскую направленности, на базе которых троилось начальное музыкальное образование в Азербайджане в овегский.период.

Однако если в дореволюционный период в светских учебных зведеннях Азербайджана обучение происходило только иа евро-зйских музыкальных инструментах, то с момента установления эветской власти в Азербайджане в музыкальных учебных заввдэ-1ях азербайджанские народные инструменты (тар и кеманча)_, гагодаря агитационной и просветительской деятельности Уз. дапбекова и М, Магомаева стала изучаться наравне с европей-

сшил;,.

Период о 1920 г. по 1945 г. отмечен процессом прочного становления начального музыкального образования в Азербайджане, заложением основ музыкальной культуры в г. Baity и районах республики.

С 1945 г. по 1961 г. в Азербайджане происходит расширение культурного фронта на основе дальнейшего развития созданных и организации нових детских музыкальных школ во многих частях.г. Баку (13 детских музыкальных школ) и самых отдалённых районах республики (в городах Закатали, Сумгаите, Шнгечауре,Геок-чаЙ, Гячвдсе музшкола }S 2, Шамхоре, Казахе, Физули, Нефтечала, Ленкорани, Шемахе)..

Также-мы можем отметить воспитание высокопрофессиональной композиторской школы в Азербайджане к 1961 г. (С.Аяеске-ров, Зульф. Гадаибеков, С. Гадаибеков, Ф. Амиров, Дж. Гаджи -ев, К. Караев И многие другие), создавших произведения, которые прочно вошш в мировую сокровищницу музыкального искусства.

В республике'преподавали педагоги (М.Р. Бреннер, К.Х. Сафар-Алиева, Н.И. Цимберова, Л.Н. Егорова, Р.И. Сировнч, М.В. Рейсах), подготовившие первые национальные исполнительские 1садры, вышедшие не только на всесоюзную, но и мировую арены (Э. Назарова, С. Ганиев, Р. Кулиев, Б. Давидович и другие).

Учитывая вышеизложенное, мы мо&ем утверждать, что основная задача, стоящая перед азербайджанским народом в области музыкального образования, была в основном решена. Были открыты повсеместно музыкальные школы, созданы свои' музыкальные национальные кадры, то есть был поставлен основательный базис, опираясь на который в последующие года музыкальные деятели республики могли бы совершенствовать систему начального музыкального образования.

Однако исследуемый период с 1920 г. по 1961 г. на охватывает полностью всех процессов, изменений, происходящих в структуре начального музыкального образования по оей день.

Поэтому данная проблема требует дальнейшей разработки как в узкоспециальном плане начального музыкального образования, так и в более широком аспекте всей системы музыкального образования в Азербайджане.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Первая музыкальная школа в Баку // Коммунистическое воспитание апсолышков средствами музшш: Сб. научных статей.-Баку, АПИ ¡ш. З.й. Ленина, 1988. - С. 83-93.

2. Становление профессионального музыкального образования в Азербайджане /1920-1930 гг. // Материалы XI респ. науч. конф. аспирантов вузов Азербайджана: Тез. докл. -Баку: АПК им. В.И. Ленина, 1988. - С. 359.

3. Становление музыкального образования в районах Азербайджана // Науч. конф.: Тез. докл. - Баку: АПИ им. В.К. Ленина, 1989.'- С. 60. .

4. Становление и развитие детских музыкальных акол в Азербайджане /1920-1961 гг. // Доклад к всесоюзной иауч.-практ. конф. - Баку, 1969 (в печати).

\