автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников
- Автор научной работы
- Зиннурова, Альфия Саитовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Уфа
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зиннурова, Альфия Саитовна, 2002 год
Введение.
Глава I. Иеторико-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей средствами национального музыкального искусства.
1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей.
1.2. Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре.
1.3. Традиции и преемственность в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки).
1.4. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в системе наук.
Выводы по первой главе.
Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
2.1. Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки.
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию непрерывной системы нравственно-эстетического воспитания средствами детского национального музыкального искусства.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников"
Актуальность исследования. На фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. Для социума далеко не безразлично, что представляют из себя его граждане, каковы их ценностные ориентации, ибо от этого во многом зависит судьба страны. В истории можно найти примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру, но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности, иногда многовековую неволю, народ обретал себя в новом качестве и занимал достойное место.
Не вызывает сомнения тот факт, что высшие ценности отражаются в сознании людей в виде субъективных оценочных суждений и несут на себе отпечаток потребностей индивида. Однако проблемы, связанные с человеком, его духовностью, являются наиболее сложными для познания, поэтому современная наука далеко не на все вопросы дает достаточное объяснение. Более того, можно по существу согласиться с мнением Л.П.Буевой о том, что духовная культура личности остается "белым пятном" в теории и практике образования и воспитания. В интерпретации ее содержания имеется много разночтений (48, 61).
Общепризнанно, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. Оно представляет собой способ сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовного мира, материализованного в том или ином произведении. И потому приобщение к культурным традициям, изучение культурных традиций - важнейшего компонента духовной жизни общества - является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря - необходимым условием социализации личности. Путь в мир культурных традиций - это путь к внутреннему раскрепощению, открытию и воспитанию в человеке творческого начала, и потому так важно поставить на этот путь возможно большее число людей и в первую очередь детей - учащихся школ.
Вместе с тем нередко человек воспринимает искусство лишь функционально, как зрелище или удовольствие, наглядную иллюстрацию или образно представленное знание, как психологическую компенсацию. В этой связи особенно необходимо учитывать особенности детского восприятия искусства. В силу возрастных психологических особенностей дети недостаточно осознают как собственную, так и чужую субъективность вообще. В результате ребенок на определенной возрастной ступеньке личностного становления воспринимает искусство еще нехудожественно. Его привлекает в нем эстетическая форма, зрелищность и информативность, но увидеть за произведением мироотношение автора он пока не может. Помочь ему в этом обязан учитель, который должен стимулировать художественный характер восприятия детей. Педагогу самому необходимо в достаточной мере обладать способностью целостно смотреть на мир, чтобы он мог помочь ребенку увидеть такой же целостный взгляд, выраженный художником в его творении. Эта же способность в сочетании с профессиональной компетентностью может подсказать учителю выбор как изучаемых художественных видов и жанров, так и авторов произведений. Однако до сих пор остается актуальной проблема формирования подобного профессионала, методическое и теоретическое обоснование его деятельности.
Следует отметить также, что сегодня с особой остротой встает вопрос человеческого общения, взаимодействия языков и культур, межкультурной коммуникации. Эта проблема, особенно в условиях возрождающегося национального самосознания, настоятельно требует своего разрешения.
Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, которое как часть национальной культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания. Музыкальное произведение, созданное композитором, продолжает жить во времени. Автор, используя возможности музыкального языка, создает свой собственный музыкальный язык, который рождается, формируется и развивается в процессе музыкально-исторической практики. Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижение гармонического единства с миром.
Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.
Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к детской национальной музыке, в том числе и башкирской, имеющей давние традиции. Из всех ценностей духовной и материальной культуры в Башкортостане в прошлом более всего было развито музыкальное искусство, что объясняется укладом жизни народа - вначале кочевого, впоследствии полукочевого. В то же время исследование детской башкирской музыки, особенностей ее музыкального языка, истоков, истории, общественно-эстетического функционирования и места в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно. Эти вопросы требуют своего решения, поскольку гуманизация педагогического процесса основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности. А детская музыка является одним из важных средств развития творческих способностей ребенка.
Детская музыка как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, медицины, этики, эстетики, музыковедения.
Нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.
Большой вклад в решение вопроса нравственно-эстетического воспитания внесли крупные ученые-энциклопедисты Востока: Аль-Кинди, Фараби, Ибн-Сина, Газали, Джами, Хазрат Инайят Хан. Они занимались проблемами воздействия музыки на душевное состояние человека, писали о значении ее для формирования психологического склада ребенка, нравственных качеств личности.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А.Коменский первым предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его идеи в дальнейшем получили развитие в трудах Л.В.Виноградова, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности идеи выдающихся педагогов-просветителей прошлого: М.Акмуллы, М.Бикчурина, К.Насыри, В.Ф.Одоевского, И.Н.Ульянова, М.Уметбаева, И.Я.Яковлева. Они считали, что пробуждение национального самосознания народа возможно путем просветительской деятельности через освоение народного искусства.
Русские революционные демократы - В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский выдвинули свою теорию воспитания, основной идеей которой является воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного в жизни и искусстве на основе фольклора. Наиболее перспективные идеи революционных демократов получили дальнейшее развитие в трудах Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой.
Исследованиями психологов - Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.А.Мелика-Пашаева, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна,
Н.С.Лейтес, Б.М.Теплова - установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст. Исходя их этого положения, мы в своей работе анализировали формирование духовного мира средствами детского национального музыкального искусства именно в данной возрастной группе (начальные классы общеобразовательной школы).
Важное значение в исследовании указанного аспекта имеют: теория эстетического образования (Б.Т.Лихачев), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э.Т.Ардаширова, Т.В.Есикова), теория этического просвещения (А.И.Шемшурина и др.), концепции гуманизации среднего образования (л.А.Волович), эстетического отношения к человеку (Л.П.Печко), эстетики литературы (М.А.Верба, И.Д.Гончарова, Е.В.Квятковский), культурологии (В.Л.Бенин). В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Сац, С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л.П.Атановой, Н.В.Ахметжановой, Л.М.Кашаповой и др.
Базовыми для разработки проблемы формирования личности учителя музыки стали идеи развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн), личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки (В.А.Сластенин), философские аспекты проблемы гуманитаризации профессионального образования (Р.М.Асадуллин, Б.М.Бин-Бад, И.Ф.Исаев, В.С.Хазиев, Э.Ш.Хамитов).
Проблема традиций народной педагогики затронута в научных трудах исследователей-этнопедагогов современного этапа - Б.Ф.Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, Г.Н.Волкова, В.И.Баймурзиной, Т.К.Исхакова, З.Д.Киекбаевой,
Ю.З.Кутлугильдиной, З.Г.Нигматова, С.И.Раимовой, А.М.Сафина, Н.Х.Халитовой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе и др.
Формирование нравственно-эстетических качеств личности ребенка средствами детской национальной музыки невозможно осуществить без учета национально-психологических особенностей младших школьников. В решении этого вопроса мы опирались на исследования ученых-этнопсихологов -В.Г.Крысько, В.С.Кукушина, Э.А.Саракуева, Т.Г.Стефаненко, Л.Д.Столяренко и др.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников с учётом возраста и психологических особенностей учащихся исследованы в трудах таких учёных, как О.С.Богданова, Т.Е.Конникова, В.И.Петрова.
Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыки на нравственный облик младших школьников (Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, В.К.Белобородое, С.М.Каргапольцев, J1.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская, Н.А.Терентьева, Е.И.Юдина и др.).
Значительный вклад по вопросам воспитания детей средствами детской национальной музыки накоплен за рубежом (Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки). Существуют различные национальные (в Венгрии, Германии, США, Японии и других странах) и международные (INSEA при ЮНЕСКО, Орф-Шульверк) общества и ассоциации, пропагандирующие воспитание детей через музыкальное искусство.
Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к выводу, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам нравственно-эстетического воспитания, далеко еще не все в этой области выяснено до конца. Так, в частности, требуют своего решения проблемы использования детской национальной музыки, в том числе башкирской, в формировании личности ребенка, теоретические и методические обоснования этого процесса. До сих пор нет чёткой классификации жанров башкирской музыки для детей, не раскрыты её нравственно-эстетические аспекты и воспитательные функции. Не в достаточной степени разработаны формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
Имеющаяся литература по исследуемой проблеме свидетельствует, что до сих пор вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами детской национальной музыки рассматривались в том возрастном периоде, когда у учащихся уже имеется достаточный запас знаний и представлений нравственно-эстетического содержания, то есть когда возможен лишь процесс регулирования их поведения и актуализации имеющихся знаний. В то же время проблема воздействия детской национальной музыки на формирование нравственных качеств ребенка, начиная с младшего школьного возраста, не получила в научных трудах адекватного отражения.
Обзор философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также собственный педагогический опыт позволили выявить противоречия между значительным духовным потенциалом детской национальной музыки и недостаточным его осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки для детей и неразработанностью содержания, форм и методов ее использования в системе современной общеобразовательной школы; актуальностью проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки и недостаточным уровнем подготовки будущих учителей музыки и учителей-практиков к ее реализации в музыкально-педагогической практике.
Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: определение ведущих тенденций, философско-культурологических и психолого-педагогических условий формирования духовного мира младших школьников средствами детского национального музыкального искусства.
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: "Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства)".
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
Объект исследования - система нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национального музыкального искусства.
Предмет исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов на основе детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой детская башкирская музыка может стать эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, если: осуществить интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук; раскрыть этико-эстетическое содержание детской национальной музыки и ее функциональные особенности, составляющие ядро нравственно-эстетического воспитания детей; определить психолого-педагогические основы использования детской национальной музыки в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. На основе изучение философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы исследовать феномен детской национальной музыки (ее генезис и современное состояние).
2. Выявить духовный потенциал детской национальной музыки как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Теоретически обосновать и апробировать на практике содержательные и методические основы использования детской башкирской музыки в процессе воспитательной работы современной общеобразовательной школы.
4. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирского музыкального искусства для студентов педагогических учебных заведений и учителей-практиков в системе повышения квалификации.
Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании (Сократ, Платон, Пифагор, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, В.И.Соловьев); принципы природосообразности, культуросообразности и народности воспитания (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский), идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции интеграции и гуманизации образования (И.Т.Фролов, Н.К.Чапаев, И.М.Орешников), теории развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн и др.); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Терентьева и др.); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И.Петрушин,
С.М.Каргапольцев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Борев, М.С.Каган,); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б.Кабалевский, JI. В. Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская); идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько, В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко, Т.Г.Стефаненко и др.); концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки в воспитании детей (Ю.Б.Алиев, Л.П.Атанова, Л.М.Кашапова, Г.М.Науменко, Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки); положения отечественной психологии о восприимчивости детей младшего возраста к социально-педагогическим воздействиям посредством музыки; концепция о социальных функциях музыкального искусства (А.Н.Сохор).
Данная работа обобщает теоретические разработки в области этико-эстетической проблематики, с целью решения педагогических задач в контексте нравственно-эстетического воспитания посредством функций детской национальной музыки.
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, музыковедческой, психологической, научно-педагогической литературы и трудов в области этнонаук; документации органов управления народным образованием, учебных планов и программ образовательных учреждений; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников средствами детской национальной музыки; целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование младших школьников, интервьюирование; метод творческих заданий, создание педагогических ситуаций; констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов творческой деятельности детей; статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в три этапа (с 1990 по 2002 гг.):
Первый этап (1987-1991гг.) Определение области исследования, изучение научной и специальной литературы, разработка понятийного аппарата, изучение функций детской национальной музыки, обобщение передового педагогического опыта по проблеме использования детской национальной музыки в учебно-воспитательном процессе, проведение поискового и констатирующего экспериментов.
Второй этап (1991-1997гг.) Разработка серии методических материалов для учителей музыки по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной музыки; сочинение собственной музыки для детей, разработка школьно-песенного репертуара для учащихся начальных классов, их экспериментальная апробация в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, системе подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
Третий этап (1998-2001гг.) Систематизация, анализ, статистическая обработка и обобщение материалов, полученных в результате исследования; литературное оформление диссертации.
Экспериментальной базой явились школы г. Сибая (№№ 2, 4, 9, 10, 13), районы Зауралья - Абзелиловский (Аскаровская средняя школа №2), Хайбуллинский (Акъяровская средняя школа №1), Баймакский (средняя школа №3), Зилаирский (Юлдыбаевская средняя школа), Сибайский педагогический колледж и Сибайский институт Башкирского государственного университета, Сибайский филиал Башкирского института развития образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: -
1. На основе интегративного подхода обобщен и систематизирован педагогический опыт использования детского национального музыкального искусства в системе отечественного и зарубежного образования.
2. Определены содержание, формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
3. Теория и методика нравственно-эстетического воспитания обогащены приемами и средствами музыкального искусства.
4. Выявлены и раскрыты этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской башкирской музыки в воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для студентов вузов и учителей-практиков по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
На примере изучения детской башкирской музыки определены содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей путем использования детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы; выпущены учебно-методические пособия для учителей музыки, разработаны программы по внедрению детской национальной музыки в систему нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Основные положения диссертации могут быть применены для сравнительного изучения башкирской музыки с национальной музыкой других народов, проживающих в Республике Башкортостан. Работа может быть использована в качестве пособия по музыкальной литературе для музыкальных школ, студий, общеобразовательных школ, методике музыкального воспитания для преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов.
Основные положения диссертации рекомендованы Министерством образования Республики Башкортостан для практической реализации на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философских, искусствоведческих и психолого-педагогических наук; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам диссертации; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной деятельности, прошедших апробацию; анализом опыта работы автора в образовательных учреждениях различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методическое обоснование использования детской национальной музыки в системе нравственно-эстетического воспитания с учетом психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей младших школьников.
2. Интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук, позволяющий выявить теоретическую основу и функции детского национального музыкального искусства в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской национальной музыки, оказывающие воспитательное воздействие на учащихся начальных классов.
4. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами детской национальной музыки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора, на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах Уфе (1994, 1996, 1998, 1999), Сибае
1993 - 1999), Санкт-Петербурге (1997), Москве (1998), Варне (1994, 1996, 1998), Магнитогорске (1998), Казани (2001), на заседаниях кафедры эстетического образования и научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета, кафедры музыкального образования Сибайского института Башкирского государственного университета, через публикации в печати, сочинение музыки для детей и издание учебно-методических пособий для учителей музыки. Основные результаты исследования отражены в учебно-методических рекомендациях по музыкально-эстетическому воспитанию, в сборниках песен для детей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, теоретическом осмыслении построения содержания музыкального образования в программах и учебно-методических пособиях для общеобразовательных школ РБ, обобщении передового педагогического опыта, опытно-экспериментальной проверки некоторых приемов использования детских песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе, позволили нам придти к следующим выводам:
1. Детские песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в начальной школе, выступают как важное средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
2. В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Первое направление должно быть связано с обогащением младших школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание произведений, выработку у учащихся правильного, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, труду, к родной природе и ее животному миру; умение видеть красоту в этих отношениях. Критериями отбора и создания песен для детей должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой, доступность младшему возрасту в соединении с большой педагогической емкостью репертуара.
3. Общепринятые методы развития музыкальных способностей должны соответствующим образом учитывать особенности башкирской национальной поэзии и музыки. Для башкирской народной музыки свойственны так называемые распевы (на один слог распевается несколько слогов). Младшие школьники легче усваивают распевы, если направлять их внимание на единство стихотворной и мелодической ритмики в детских песнях башкирских композиторов. Это оказывает также благотворное влияние на развитие мелодического слуха, ритмического и ладового чувства учащихся.
4. Для формирования нравственно-эстетического отношения к музыке необходима правильная организация оценочной деятельности учащихся, предполагающая развитие у детей определенных знаний, музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательно-образовательной работы на основе детского творчества.
9. Уровень сформированности нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства, в частности к детской башкирской музыке, у учащихся начальной школы возрастает при создании определенных педагогических условий.
10.Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных форм использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей, таких, как урок-экскурсия, урок-монография, урок-концерт, семейные музыкальные конкурсы фестивали, викторины и т.д.
11.Помимо общеизвестных методов воспитания нравственности, на уроках музыки и во внеклассной работе могут быть использованы так же методы, учитывающие региональный компонент: синтез музыки, речи, движения, этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций.
12.Опытно-экспериментальная работа подтвердила важность специального подбора музыкального репертуара для формирования у детей этико-эстетических категорий, таких, как: любовь к окружающему миру, природе, матери, дружба, взаимопомощь, добро, сострадание, милосердие, интернационализм, патриотизм, храбрость, мужество, трудолюбие, терпение, самообладание.
9. Апробация модели нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами детской национальной музыки в ходе эксперимента подтвердила правильность нашего подхода к подбору тематики музыкального репертуара, средств музыкальной выразительности, форм и методов воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:
1. Историко-педагогический анализ и характеристика традиций национальных культур в отечественной и зарубежной педагогике свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование нравственных качеств подрастающего поколения.
2. В решении этой проблемы особая роль принадлежит нравственно-эстетическому воспитанию средствами искусства, в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
3. Приобщение к детской национальной музыке наиболее эффективно в младшем школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.
4. Детская музыка всех времен и народов имеет общую идейно-гуманистическую направленность: несмотря на внешнюю непохожесть музыки разных народов и разных эпох в любой из них можно обнаружить то единое и непреходящее, которое образует общечеловеческие ценности, основанные на стремлении к Добру, Красоте и Истине. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания любого народа, (в том числе башкирского), и музыкальная педагогика массового воспитания должна умело ее использовать в современных социоусловиях.
5. Национальные музыкальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического музыкального творчества башкир, традиция откликаться кубаирами, баитами, песнями на исторически важные события являются ярким показателем народных методов музыкального и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
6. Башкирская музыка обладает значительным духовным потенциалом. В условиях национальной республики необходимо обращаться, помимо изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры, к произведениям башкирских композиторов для воспитания в детях чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, гордости за свою страну и других нравственных качеств.
7. Этико-эстетический потенциал детской башкирской музыки получает эффективную реализацию в структурной модели нравственно-эстетического воспитания детей, включающей в себя этическое содержание, функциональные особенности, формы и методы, при использовании которых необходимо учитывать возрастные и регионально-этнические особенности младших школьников.
8. Интегративное изучение детского национального музыкального искусства в системе наук позволило исследовать его теоретическую основу и выявить следующие функции: гностическую, коммуникативную, эстетическую, креативную, гедонистическую, воспитательную, диагностическую, катарсически-гармонизирующую, эмоционально-оценочную, преобразовательную. Именно благодаря этим функциям детская национальная музыка оказывается одним из самых эффективных средств нравственного воспитания ребенка.
9. Психолого-педагогическими условиями нравственно-эстетического воспитания является использование следующих методов: синтез музыки, речи, движения, этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.
10.Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование детской национальной музыки в системе нравственно-эстетического воспитания имеет четкое теоретико-методическое обоснование и является эффективным средством духовного воспитания детей разных возрастов.
11. Обращение к детской национальной музыке разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения, в частности, в Республике Башкортостан. Богатые традиции нравственно-эстетического воспитания этносов способствуют формированию национального самосознания и межнациональной терпимости, утверждению качественно новой -межнациональной формы социального бытия развивающейся личности ребенка, включающей также и национально-музыкальные формы социальной организации детского сообщества - от хороводов и плясок до углубления в собственную национальную музыкальную культуру.
Исследование, безусловно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики нравственно-эстетического воспитания необходимы, поскольку не все социальные преобразования создают нравственные ориентиры. Использование духовного потенциала детской национальной музыки в процессе нравственно-эстетического воспитания способствует формированию мировоззрения младших школьников.
Актуальными и перспективными, требующими своего дальнейшего изучения представляются вопросы, связанные с ролью семьи в формировании нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальных классов средствами детской национальной музыки; влиянием средств массовой коммуникации на формирование нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами музыкального фольклора и некоторые другие.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зиннурова, Альфия Саитовна, Уфа
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991. -221с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Прометей» МГПУ им. В.И.Ленина, 1990. - 188с.
3. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе педагогического образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М.: 1992.- 38с.
4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -112с.
5. Абдуллина А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1994 - 17с.
6. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Тоника, 1994608с.
7. Аксюк С.В. О музыке: / Статьи и рецензии. М.: Сов. Копозитор, 1980.- 140с.
8. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей. / Отв. ред. Э.В.Бурмакин. Томск, 1962. - 600с.
9. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, НПО «Модэк» , 1998.- 352с.
10. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 336с.
11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Минского ун-та, 1990. - 560 с.
12. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.- 80с.
13. Античная музыкальная эстетика. / Вступит, очерк и собр. текстов А.Ф.Лосева.- М.: Музгиз, I960.- 194с.
14. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) /Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1987. 560с.
15. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров.- М.: Педагогика, 1985.- 363с.
16. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.- 222с.
17. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Дис. . д-ра. пед. наук. М.: 1994. - 408с.
18. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: ТОО «Интел тех», 1994. - 32с.
19. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности: Краткий историко-теоретический очерк. Москва - Уфа, 1993.-56с.
20. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 67с.
21. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997. - 230с.
22. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. - 142с.
23. Асадуллин P.M., Хамитов Э.Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа, Китап, 2001. -264с.
24. Асафьев Б.В. О народной музыке /Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. J1.: Музыка, 1987. - 248с.
25. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973,- 144с.
26. Атанова Л.П. Композиторы Башкирии: Краткий биографический сборник. -Уфа: Башкнигоиздат, 1982. 125с.
27. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Уфа, Йэшлек, 1992. - 190с.
28. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа, БашГПУ, 2000. - 328с.
29. Ахияров К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи: Монография. Нижнекамск: Изд-во НМИ. Чишмэ, 2001 - 21с.
30. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа: БашГПУ, 1998. - 141с.
31. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка: Наследие. Уфа, Изд-во УГИИ, 1996. - 105с.
32. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1992. - 192с.
33. Баласагунский Юсуф. Благодатные знания. М.: 1983.- 149с.
34. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в СССР. // Музыкальное воспитание в СССР.- М.: 1978. - Вып. 1. - С. 41 -48.
35. Башкирская профессиональная музыка. / Сост. А.С.Рашитова, Г.Я.Баймурзина. Уфа, 1994. - 168с.
36. Башкирские народные мелодии (На башк. яз.) / Сост. Р.С.Сулейманова. Уфа, 1991.- 104с.
37. Башкирское народное творчество: Т.2. Предания и легенды. / Сост. Ф.А.Надршина. Уфа: Башкнигоиздат, 1987. - 572с.
38. Башкирское народное творчество: Т.9. Песни. Уфа: Китап, 1989.128с.
39. Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996.-627с.
40. Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: БГПИ, 1997:- 131 с.
41. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
42. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998.- 321с.
43. Бестужев-Лада, Г.А.Наместникова. Социальное прогнозирование: Курс лекций. М.: Пед. общество России, 2002. - 392с.
44. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
45. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1969. - 350с.
46. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997 - 352с.
47. Брянцева В.Н. Мифы Древней Греции и музыка. М.: Музыка, 1974.-48с.
48. Буева Л.П. Духовная культура личности в современном образовании // Современные проблемы культурологического образования. Сб. статей. М.: МГИК, 1993.-С.61.
49. Бурангулов Н.А. Сборник башкирских обрядовых песен. Уфа: Рукописный фонд архива БАН, 1938. - 43с.
50. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.175 с.
51. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 256с.
52. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204с.
53. Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить»: Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя М.: Новая школа, 1996 - 192с.
54. Возрождение культуры России: Диалог культур и межнациональные отношения. СПб.: Знание, 1996. - 128с.
55. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т.Огородникова. -Чебоксары, 1974. 367с.
56. Вопросы искусствоведения (статьи о творчестве З.Г.Исмагилова.). Уфа: Башк. кн.изд-во, 1986. 96с.
57. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: Сб. трудов. Вып.71 /Ред. сост. В.А.Башенев, Ф.Х.Камаев. - М.: 1984. - 112с.
58. Воспитание музыкой: Из опыта работы. / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. М.: Просвещение. 1991.-205с.
59. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 160с.
60. Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни: Монография. Уфа: НУР, 1997. - 168с.
61. Галин С.А. Башкирские народные песни: Методич. пособие. Уфа: Изд-во БИПКРО, 1994. - 56с.
62. Галина Г.С. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. Уфа, 1998. - 24с.
63. Галина Г.С. Загир Исмагилов. Уфа, Китап, 1997. - 212с.
64. Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационального воспитания школьников: (На материале Республики Башкортостан): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 1994. - 19с.
65. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998. -432с.
66. Гаязов А.С. Общество, государство, воспитание гражданина. 2-е изд., доп. Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 117с.
67. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Пед. общество России, 2001-460с.
68. Готсдинер A.J1. Музыкальная психология, М.: Мысль, 1993.190с.
69. Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка: /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ардашировой Э.Т. Уфа, 2000. - 117с.
70. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. - 165с.
71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240с.
72. Детский фольклор: В 3-х кн. Кн. 2. / Сост. И.Галяутдинов, Р.Ураксина. Уфа: Китап, 1996. - 176с. - /На башк. языке/.
73. Джарылгасинова Р.С. Корейские мифы о культурных героях // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1976. - С. 36-45.
74. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207с.
75. Дышлевская В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 84с.
76. Ермакова Г.А. Музыкознание и культурология (На материале отечественной науки) Автореф. дис. . д-ра искусств, наук. М.: 1992. - 42с.
77. Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России XVII-XIX вв.: Учеб. пособие. Горький, 1988. -82с.
78. Жукова В.А. Музыкальная культура Карелии: Методические рекомендации. Петрозаводск, 1988. - 118с.
79. Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1997.68с.
80. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.:ИНФРА-М,2000. 52с.
81. Запад и Восток: Традиции и современность: Курс лекций для негуманит. спец. М.: Знание, 1993. - 240с.
82. Зиннурова А.С. Веселые музыкальные разминки: Учебно-методическое пособие. Сибай, 1997. - 33с.
83. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 282с.
84. Ибн-Фадлан. Путешествие на Волгу: ( По мешхедской рукописи.) /Под ред. И.Ю.Крачковского. М.: Просвещение, 1990. - 207с.
85. Идрисова И.Н. Развитие хорового искусства в Башкортостане. -Уфа, 1998.-65с.
86. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207с.
87. История культуры России: Курс лекций для негуманит. спец. М.: Знание, 1993.-224с.
88. Иткина И.С., Амиров А.Ф., Фролов Ю.В. Гуманизация высшего образования в современных условиях: проблемы и перспективы. Уфа: Отдел истории культуры, педагогики и психологии ИИЯЛ УНЦ РАН, 1997. - 100с.
89. Ихтисамов Х.С. Системная классификация жанров и стилей традиционного башкирского музыкального фольклора //Традиции и новаторство в музыке: Тезисы межресп. научно-теоретич. конференций. -Алма-Ата, 1980.-С. 17-21.
90. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке -М.: Дет. лит., 1970. 223с.
91. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: ТОО ТК «Петрополис» , 1997. - 223с.
92. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. 1992. -№ 1.-С. 11-19.
93. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
94. Караковский В.А., Новикова J1.A., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. - 158с.
95. Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика: Монография. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1997. -313с.
96. Каргапольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дис. канд. пед. наук. М.: 1987. - 222с.
97. Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. - 60с.
98. Кашапова J1.M. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса. Уфа: БИПКРО, 1995. 45с.
99. Кашапова J1.M. Народная педагогика: Программа спецкурса. Уфа: БГПИ, 1998.-20с.
100. Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1980. - 197с.
101. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. 192с.
102. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. - 288с.
103. Козлов В.И Этническое самосознание // Краткий этнологический словарь. М.: 1993. - С. 97-98.
104. Козлова П.П. Природосообразное воспитание человека в учении Живой Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребёнка: Учеб. пособие по курсу «Философия и история образования». Стерлитамак: СГПИ, 1998. - 73с.
105. Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. - 104с.
106. Композиторы Советской Башкирии. / Сост. Э.М.Давыдова. Уфа, 1989.-42с.
107. Кон. И.С. Ребёнок и общество: (Историко этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1998. - 269с.
108. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996.-440с.
109. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. 2000. - №2. - С. 19-26.
110. Концепция Государственной программы «Народы Башкортостана»: Проект / АН РБ; УНЦ РАН. ОНУиМАЭ. Уфа, 1998. - 189. с. - (Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана; №3).
111. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. -431с.
112. Краевский В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ // Изв. Рос. акад. Образования. 1999. - № 1. -С. 1321.
113. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. - Самара: Сам ГПИ, 1994. - 165с.
114. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972.-271с.
115. Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. Самара, 1996. - 24с.
116. Кубагушев А. Выгляни, солнышко! Музыкальный фольклор башкирского народа для детей. Уфа, 1994. - 88с.
117. Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997.128с.
118. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнографический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. -571с.
119. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448с.
120. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -476с.
121. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1990.- 16с.
122. Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное образование в школе. /Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1986. - Вып. 17. - С. 25-32.
123. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1984. - 201с.
124. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М.: Музыка, 1965. -245с.
125. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. -СПб., 1904.-с. 1-3.
126. Лихачёв Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. -Самара: Сам ГПИ, 1998. 216с.
127. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. - 176с.
128. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. Г.А.Дубровской. 3-е изд. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.
129. Лосев А.Ф. Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. - 374с.
130. Луначарский А.В. О музыке и музыкальном театре: В 3 т. М.: Музыка, 1981 - 1983. - Т. 1-3.
131. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Автореф. дис. .д-ра. культурологии. -СПБ, 2000.-41с.
132. Мартынов И.И Золтан Кодай: Монография. М.: Сов. композитор, 1983.-250 с.
133. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
134. Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола, 1985.-271 с.
135. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 410 с.
136. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
137. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С . 15-23.
138. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие. -М., Просвещение, 1987. 239 с.
139. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -240 с.
140. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О.А.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - Вып. 15. - С. 12-23.
141. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, В.Г.Воробьева. М.: Педагогика 1979. - 255 с.
142. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / Пер. с англ. -М.: Наука, 1988,-429 с.
143. Мифы и легенды Австралии. М.: 1976.- 113 с.
144. Музыка детям: Сб. статей. Вып. 4. /Сост. Л.Михеева. - Л.: Музыка, 1981.- 128 с.
145. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э.Б.Абдуллин и др.; Науч. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1985. -140 с.
146. Музыка души: Введение в музыкотерапию / Сост. Е.В.Романова, Т.И.Сытько. СПб.: ИПЦ «Паллада», ФМБ «Пирал» и ИКА «Тайм-аут», 1992. -86 с.
147. Музыка композиторов Башкирской АССР / СССР / и округа Галле / ГДР /: Сб. статей / Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. - 128 с.
148. Музыка народов Азии и Африки: В 5-ти т. М.: Сов. композитор, 1969-1987.
149. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий /Сост. Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова. Уфа: MHO РБ, 2000. - 160с.
150. Музыкальная культура народов Поволжья: Сб. науч. тр. (межвуз.)-М.: 1978.- 181 с.
151. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти т. / Гл. ред. Г.В.Келдыш. М., Сов.энциклопедия, 1991. - 672 с.
152. Музыкальное искусство в контексте художественной культуры: Программа курса /Авт. сост. Н.А.Терентьева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.- 12с.
153. Музыкальное образование: Историко-теоретическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Муз. образование. - М.: Флинта: Наука, 1999.-256с.
154. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Музыка, Сов. композитор, 1983.-400 с.
155. Музыкальное воспитание в СССР: / Сборник. Ред. сост. Л.Баренбойм,- М.: Сов. композитор, 1977. - 488 с.
156. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 10. Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1975. -221 с.
157. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 17 / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1986. - 79 с.
158. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений / Под ред. Л.В.Школяр. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 232 с.
159. Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 / Авт. сост. Л.М.Кашапова. -Уфа: БИРО, 2000.- 127 с.
160. Музыкальный фольклор и дети: Научно- методическое пособие /Сост. и ред. Л.В. Шамина. М.: 1992. - 99 с.
161. Муниров P.P. Краеведение в школах Башкортостана. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. 90 с.
162. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идейбашкирской народной педагогики: Автореф.дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1995. -20 с.
163. Мухаметзянова Г.В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. - 187 с.
164. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995.- 144 с.
165. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: музыка, 1972. - 383 с.
166. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов /Под. ред. Т.С.Комаровой. М.: Изд-во Рос. пед. агенство, 1997. - 208с.
167. Народы России: Возрождение и взаимодействие культур: Тезисы, доклады и сообщения Международной научно-практической конференции /2829 июня 1996 г./. Уфа: УГИИ, 1996. - 267 с.
168. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 136 с.
169. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Народное образование. 2000. - № 2. - С. 14-18.
170. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
171. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф.дис. . канд. пед. наук. Казань, 1980. - 24 с.
172. Нигметзянов М.Н. Народные песни волжских татар: Исследование. М.: Сов. композитор, 1982. - 135 с.
173. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Пед. общество России, 2000. - 304с.
174. Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века -М.: Мирос, 1997.-141 с.
175. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. -272 с.
176. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Педагогический поиск, 1994. -123 с.
177. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условие певческого развития младших школьников (На материале уроков музыки в башкирских школах): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: 1993. -15 с.
178. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / Под. ред. В.Н.Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 182 с.
179. Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир: /Под ред. Р.Г.Кузеева, Н.В.Бикбулатова. Уфа, 1980. - 136 с.
180. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.789с.
181. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1979.-383 с.
182. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколов Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студентов муз-пед. факультетов средних и высших пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.-224с.
183. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс: Пособие для учителей. / Под. ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
184. Очерки по культуре народов Башкортостана: Учеб. пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. В.Л.Бенин. -Уфа: Китап, 1994.- 160 с.
185. Педагогика искусства и школа: Сб. статей. / Сост. Е.К.Чухман, Н.Н.Михайлова. М.: Сов. художник, 1982. - 292 с.
186. Педагогическое наследие. /Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. М.6 Педагогика, 1989. - 411 с.
187. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 и 2. М.: Педагогика, 1981.
188. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся общеобразовательных школ Чувашской АССР. Чебоксары, 1987. - 40 с.
189. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музыкального самообразования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272с.: ил.
190. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
191. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-176 с.
192. Пиличяускас А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.
193. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998.798с.
194. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общественных учреждений /Вступ. статья В.С.Лазарева. М.: Новая школа, 1996.- 320с.
195. Проблема эстетического развития личности. / Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
196. Программа и методическое руководство по музыке для 1-8кл. татарских школ и гимназий /Сост. Н.Х.Халитова и др., Казань: Изд-во «МАГАРИФ», 1997.- 144с. (на татарском языке)
197. Программа по музыке (с поурочно-методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1985. - 111с.
198. Программа по музыке для общеобразовательных школ (с поурочной методической разработкой): 4-7 классы /Сост. Э.Б.Абдуллин и др. Под научным руководством Д.Б.Кабалевского. М.: Просвещение, 1982. - 175с.
199. Программы для общеобразовательных учебных учреждений: Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание: 1-4 классы. / Сост. Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. М.: Просвещение, 1994. - 79 с.
200. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы. / Сост. Ю.Б.Алиев и др. М.: Просвещение, 1993. - 80 с.
201. Программы общеобразовательных учреждений: Духовная музыка: Россия и Запад: 1-4 классы. / Сост. И.В.Кошмина, В.В.Алеев. М.: Просвещение, 1994. - 62 с.
202. Программы по музыке для 4-7 классов башкирской 8-летней школы / Министерство просвещения Б АССР. Уфа, 1973. - 23 с.
203. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.
204. Раимова С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1973. -235 с.
205. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1972.- 168 с.
206. Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. Уфа: БГПИ, 1999.246с.
207. Рахимов А.З. Психология творчества: Учеб. пособие. Уфа: НОК, 1995.- 121 С.
208. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
209. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии: Избр. труды: В 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
210. Рыбаков С.Г Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897. - 330 с. - / Зап. имп. АН; Т. 2,№ 2/.
211. Салимова Л.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших подростков на взаимосвязи прогрессивных традиций русской и башкирской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. - 198 с.
212. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практической психологии, 1996. 344 с.
213. Сафина A.M. Татарский музыкальный и учебно-воспитательный процесс: Пособие для учителей. Казань: ИСПО РАО, ТГГИ, 1998.- 140с.
214. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 212 с.
215. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.
216. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сб. статей. / Сост. А.М.Кубагушев. — Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан; «Узорица», 1997. 155 с.
217. Сластенин В.А. Основы профессиональной ориентации школьников. М., 1983. - 112 с.
218. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. С.М.Ковалев. -М.: Сов. энциклопедия, 1979. 1600 с.
219. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика: Сборник. М.: Искусство, 1990. - 699 с.
220. Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. 48 с.
221. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 2. Л.: -Сов. композитор, 1981. -293 с.
222. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
223. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академ, проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с.
224. Сто башкирских песен. / Сост. и муз. ред. М.С.Алкин. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. - 272 с.
225. Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказки: Сюжетный репертуар и поэтика. / Отв. ред. Л.Г.Бараг. М.: Наука, 1994. - 224 с.
226. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.-248 с.
227. Сулейманова Р.Н. Доисламские верования и обряды башкир: Дис. . канд. ист. наук. Уфа, 1994. - 199 с.
228. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973 - 272с.
229. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
230. Теория и практика образования в контексте отечественной культуры: Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции
231. Ребенок в современном мире. Отечество и дети». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-534 с.
232. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С. 42-222
233. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. - Уфа, 1998. - 232 с.
234. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992.-291 с.
235. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение , 1968. - 557 с.
236. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: ООО «Флинта», 1997. - 158 с.
237. Фольклорный ансамбль в школе: Методические рекомендации / Авт.-сост. Р.Г.Рахимов, И.П.Рахимова. Уфа: Узорица, 1996. - 28 с.
238. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкнигоиздат, 1976,- 204 с.
239. Хазиев B.C., Шарипов Р.А. Истина, образование,жизнь. Уфа: БГПИ, 1998.-33 с.
240. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука: Сб. М.: ТЦ «Сфера», 1997.-336с.
241. Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. Сб. М.: ТЦ «Сфера», 1998.352с.
242. Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальные инструменты: Автореф. дис. канд. иск. наук. Ташкент, 1987.- 25с.
243. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально -эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1995. - 163 с.
244. Хамитов Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика формирования: Монография. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1999. -211с.
245. Хамитов Э.Ш., Асадуллин P.M. Программа развития образования Республики Башкортостан (препринт, доклада). Уфа, 1992. - 24 с.
246. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1967. - 232 с.
247. Харисова Л.Л. Национальная культура в содержании образования: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. Казань, 1995. - 78с.
248. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: 1994. - 236 с.
249. Чепуров В.Н. Музыка в школе: Из опыта работы. Кн. для учителя -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
250. Шарифуллин К.Ш. Татарская народная музыка: Программа для детских музыкальных школ. Казань: М-во культуры Респ. Татарстан, 1997. -67 с.
251. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма М.: Сов. композитор, 1983. - 153 с.
252. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200с.
253. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. для учителя. -М.: Владос, 1999- 111 с.
254. Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. М.: Педагогика , 1985. - 352 с.
255. Этнология /Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994. -383 с.
256. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы Международной научнопрактической конференции. (Казань-Нижнекамск, 26-27окт, 2000г.) Казань: КГПУ, 2000.-216 с.
257. Юричка Ю.И. Система работы школы по профилактике отклонений в поведении учащихся: Учеб. пособие к спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1990. -115 с.
258. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Т.1. М.: Сов. композитор, 1972.-712с.
259. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991. - 116 с.
260. Ялалов Ф.Г. Национальное гимназическое образование: история, теория, практика: Монография. М.: ВЛАДОС, 2000. - 218 с.
261. Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р.Х. Музыка. / Программа для 1-8-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Уфа, 2000. - 158 с.
262. Csiszenen tmihalyi, М. Creative flow and the psychology of disco veri and intention, New York, 1996.
263. Goleman, D. Emotional intellegence. New York, 1995.
264. International Encyclopedia of Education / Ed. By T. Hisen, T. Neville Postlethwaite. Oxford: Perdamon , 1994. - V. 1-12.
265. Jenkins J., Rovsing Olsen P. Music and musical instruments in the wold of Islam.-L., 1976.-P. 89-110.
266. Maniates M.R. Mannerism in Italian music and culture. Manchester, 1979.-P. 47-64.
267. The music of the South-East Asian, Mainland and Island // Selected reports in ethnomusicology. 1976. V. 2. - № 2.
268. Values in education and education in values / Ed. By J. Halstead I M. Taylor. London: The Falmer Press, 1996. - 215p.
269. Wade B.C. Musik in India: The classical traditions. Englewood Cliff, 1979.- 113 p.
270. Weikl, В. Hoffentlich gelogen, aus Politik, Kultur und dramherum. Wien Kloster neuburg, 1996.
271. Музыковедческий анализ этико-эстетических категорий в детской музыке
272. Этико-эстетические категории Музыковедческие категории (средства музыкальной выразительности) Музыкальный репертуар Тематика программы по музыке, действующей в общеобразовательных школах РБ