автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества
- Автор научной работы
- Комарова, Галина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Орел
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Комарова, Галина Николаевна, 1997 год
Введение.
Глава 1. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора как теоретико-педагогическая проблема.
1.1. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкального фольклора в историко-педагогической культуре.
1.2. Готовность будущих и работающих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества.
1.3. Педагогическое проектирование профессиональной подготовки учителя к использованию нравственно-эстетического потенциала русского народного музыкального творчества.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами народного музыкального творчества.
2.1. Интеграция учебных дисциплин в нравственно-эстетическом развитии будущих учителей начальной школы.
2.2. Педагогические технологии развития готовности студентов к нравственно-эстетическому воспитанию средствами музыкального фольклора.
2.3. Психолого-педагогические условия успешного становления музыкальной готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества"
Актуальность исследования обусловлена социальной потребностью повышения роли духовности в жизни нашего общества. В ситуации глубокого кризиса нравственных и эстетических ценностей развитие духовности человека немыслимо, если он не ощущает себя частью своего народа и его культуры. В этом смысле русское народное творчество всегда остается школой красоты, общения, поведения, быта, одежды, труда.
Обращение к народному искусству как средству формирования личности учителя имеет прочную методологическую основу, опирается на философское осмысление народного музыкального искусства как одного из стержневых компонентов культуры. Народное искусство концентрирует знания, опыт народа, его обычаи, национальные традиции, в силу чего признается важнейшим условием, развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания и образования. Неслучайно школьная практика показывает, что в последние годы обостренного решения задач возрождения национальной школы значительно увеличивается использование народной культуры и этнопедагогики.
Между тем, воспитать в ученике духовно богатую, эстетически развитую личность способен лишь тот педагог, который сам является человеком высокой духовной и эстетической культуры. Однако в нашем констатирующем эксперименте выявились такие тенденции: как интерес к народной национальной музыкальной культуре в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников во внеучебное время проявляют лишь 21,7% работающих учителей из числа опрошенных нами; 78,3% изучают ее только в связи с программными требованиями и не на достаточном теоретическом и методическом уровне. В этом мы видим несоответствие уровня подготовки учителя — воспитателя современным национально-культурным требованиям общества. Понимая остроту духовно-культурной ситуации в стране и недостаточность профессиональной подготовки учителя к воспитанию, нельзя не осознавать необходимость повышения его духовно-нравственной культуры, в том числе такими средствами ее развития, как народное музыкальное творчество.
Несмотря на то, что в последнее десятилетие появились специальные педагогические исследования по использованию народного творчества в нравственном и эстетическом воспитании и образовании будущих учителей (Алембеков A.B., Ершова J1.B., Набиева H.A., Халитова Н.К. и др.), наименее изучена проблема целостного включения народного музыкального творчества в подготовку студентов к интегративному нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами фольклора. В связи с этим, образовательным учреждениям необходимы педагогические технологии, включающие приемы и способы совершенствования нравственно-эстетической готовности учителя, грамотное использование которых поможет формировать личность ребенка с учетом психологии этноса и национальной культуры русского народа.
При этом необходим специальный анализ и поиск путей преодоления сложившегося несоответствия между требованиями общества к нравственно-эстетической подготовке педагогических кадров средствами музыкального фольклора и реальным состоянием данной готовности к использованию этих средств в педагогическом процессе, что и составляет проблему нашего исследования. Объективная необходимость специального исследования народного музыкального творчества в качестве эффективного средства духовно-нравственного воспитания личности обусловлена тем, что воспитательные возможности его в системе средств духовного, социально-этнического самоопределения становления личности в педагогике профессионального образования изучены в недостаточной мере.
Теоретической базой такого исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов, соотносящих категории нравственного и эстетического (Алехина Л.В., Фортова А.И.), единство нравственного и эстетического в жизнедеятельности человека (Кунчева Л.И., Сикорский В.Ф.). Так, в трудах отечественных психологов и педагогов
Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Кузьмина Н.В., Сластенин В.А.) доказано, что важнейшие психологические функции личности, а особенно интеллектуально-эмоциональные, плодотворно формируются именно в студенческом возрасте. С целью этно-этического совершенствования и анализа культуры личности учителя мы обратились к идеям избирательного творчества, диалога в творческом "внедрении в себя другого "Я" (т.е. истории, культуры), которые показывают, как появляется сотворчество, приобщающее к культурным традициям, передающимся последующему поколению. Так, идея создания национальной школы на основе разрешения этнических аспектов воспитания воплощена как в педагогических исследованиях классиков прошлого (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Макаренко A.C., Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. и др.), так и в более поздних работах, посвященных осмыслению народной музыки, фольклора в целом в нравственно-эстетическом воспитании современного человека (Асафьев Б.В., Бабенко А.Г., Белов В.Н., Боровиков Л.И., Гусев В.Е., Мусорин Н.П., Никитин H.H., Кабалевский Д.Б., Квятковский Е.В., Покровский Д.Б., Школяр Л.В. и др.).
Применительно к высшей школе доказано, что у студентов — будущих учителей, важно развить осознанное отношение к предстоящей воспитательной деятельности средствами народной музыки, развить мотивационную сферу, систему ценностных ориентаций, неизбежно отражающихся на духовном, нравственном, интеллектуальном потенциале личности (Горбатов C.B., Лыс-ков Б.Д., Леонтьев А.Н.) и показано, что позиции, сформировавшиеся в вузовском обучении, имеют тенденцию к закреплению (Абульханова-Славская К.А., Ляудис В.Я.).
Поскольку доказано, что значительно повысить готовность к воспитательной работе и результативность ее невозможно при низком уровне духовно-нравственной и эстетической культуры будущего учителя, то становится несомненной целесообразность специального исследования конкретных педагогических технологий развития готовности студентов к использованию народного музыкального творчества в нравственно-эстетическом воспитании детей, что и составляет практическую цель нашего исследования на тему: "Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества". Общая цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность, содержание, структуру, особенности и функции народного музыкального творчества в нравственно-эстетическом становлении будущих учителей-воспитателей, определить эффективные условия их нравственно-эстетического формирования посредством народной музыки.
Объектом исследования является вузовская система профессиональной подготовки педагогов к воспитанию школьников средствами музыкального фольклора.
Предмет исследования — динамика развития нравственно-эстетической готовности будущих учителей к использованию воспитательных средств народного музыкального творчества.
Проблема, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. На теоретико-методологическом уровне выявить нравственно-эстетический потенциал народного музыкального творчества и его практическое использование в формировании личности будущих учителей.
2. Определить организационно-педагогические условия подготовки будущих учителей к внеучебной деятельности по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального фольклора.
3. Экспериментально проверить педагогическую технологию использования музыкального фольклора на занятиях спецсеминара "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора".
4. Разработать методические рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами регионального музыкального фольклора.
Гипотеза исследования: Народное музыкальное творчество выступает важнейшим средством подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей, если оно системно включено в содержание образования и порождает личный опыт сопричастности к народному музыкальному творчеству, положительное отношение будущих учителей к деятельности. Вузовская подготовка учителя к использованию потенциала народного музыкального творчества невозможна без системного духовно-нравственного личностного развития педагога во взаимосвязи творческой самореализации эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального компонентов его личности. Готовность будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей становится наиболее оптимальной, если в процессе ее развития реализуются поцикловые технологии включения в народно-музыкальную культуру. Такой подход будет способствовать целостному развитию эмоционально-эстетического отношения студентов к действительности, обогащающему их духовный мир потребностью в творчестве и осознанием значимости русского народного творчества во всех сферах профессиональной и самообразовательной деятельности будущего учителя.
Методологической основой исследования явились философская теория диалектического единства нравственного и эстетического; психолого-педагогическая теория комплексно-целевого подхода к системе воспитания в единстве нравственного и эстетического формирования целостной личности; теория развития художественного восприятия посредством музыкального фольклора; положения современной психологии о развитии личности в процессе активной целеполагающей деятельности творческого характера.
В работе по проблеме исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, научных исследований в области профессиональной подготовки учителя начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся; изучение и анализ вузовских и школьных программ по предметам этического и эстетического цикла; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, технологически выстроенная на основе диагностики целей и анализа результатов творческих работ студентов (сценариев, фольклорных праздников, методических разработок воспитательных занятий, педагогических игр, выставок, творческих отчетов-концертов, практического использования народно-музыкального творчества), обеспечивающих рост личного опыта музыкально-эстетического воспитания как самого учителя, так и детей.
Эмпирическую базу исследования составил контингент из 148 студентов, 68 учителей начальных классов и музыки, 700 учащихся младших классов.
Основной базой опытно-экспериментальной работы служил факультет педагогики и методики начального образования ОГУ (специальность — учитель начальных классов и музыки (гр. №1), учитель начальных классов (гр. №2). Сопутствующее опытно-экспериментальное исследование проводилось в школах г. Орла (№№ 4, 5, 12, 16, 17, 19, 24), Успенской средней школе Покровского района Орловской области.
Этапы исследования:
Первый этап (1991 — 1994 г.г.) — поисково-подготовительный. Его содержание составило изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы, новейших исследований в области школьной педагогики преподавания музыкального фольклора, школьных и вузовских программ по предметам эстетического цикла. Уточнение проблемы исследования, его целей, задач, гипотезы велось на основе изучения передового педагогического опыта музыкально-эстетического воспитания с поиском путей и условий совершенствования подготовки будущих педагогов средствами русского народного музыкального творчества и завершило проведение поискового эксперимента.
Второй этап (1994 — 1995 г.г.) — опытно-экспериментальный — включал проверку гипотезы, уточнение содержания музыкально-фольклорного обучения студентов способам и приемам воспитательной работы со школьниками с помощью русского народного музыкального творчества. С этой целью в рамках спецсеминара-практикума "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора" обеспечивалась готовность студентов к нравственно-эстетическому воспитанию детей, уточнялись критерии оценки и показатели развития этой готовности.
Третий этап (1995 — 1997 г.г.) — контрольно-итоговый — включал анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение исходных и заключительных данных по контрольной и экспериментальной группам студентов, на основании которых подводились итоги и делались выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- определены функции народного музыкального творчества в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников;
- выявлен комплекс личностных качеств и музыкально-педагогических умений, обеспечивающих личностную готовность к проявлению нравственного и эстетических начал в процессе духовного и профессионального саморазвития будущих педагогов;
- теоретически разработаны и экспериментально проверены педагогические технологии развития готовности будущих учителей к осуществлению нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами народного музыкального творчества;
Практическая значимость заключается в выявлении воспитательных возможностей регионального народно-песенного материала, использованного в формах прикладного курса и целостной технологичной модели музыкальной подготовки студентов к нравственно-эстетическому воспитанию школьников посредством народно-песенного творчества. Они могут быть применены в духовно-нравственном формировании будущих специалистов социономического профиля, при организации воспитательной работы в общеобразовательных школах, в повышении квалификации учителей в ИУУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Русское народное музыкальное творчество выступает важнейшим средством подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию детей при условиях его системного включения в содержание и процесс профессионального образования — во-первых; при учете психологических особенностей студенческого возраста, когда плодотворно формируются интеллектуально-эмоциональные сферы личности — во-вторых; в-третьих, когда осваивается культура, которая может дать человеку ощущение духовной сопричастности к музыкальной культуре родного народа и формируется внутренняя ответственность за ее сохранение.
2. Системный характер подготовки учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами музыкального фольклора обеспечивается целостным формированием взаимосвязанных между собой компонентов развития личности: духовно-нравственного, эмоцио-нально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального. Успешному осуществлению данной подготовки способствует интеграция знаний различных учебных циклов, курсов, форм и видов деятельности. Межпредметные связи выступают и как конкретное выражение принципа художественного воспитания, обосновывающего необходимость преподавания народного искусства в тесной связи с его ролью в жизни общества.
3. Педагогическая технология развития готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию школьников характеризуется дву-единством следующих циклов. В первом цикле педагог включает студентов в эмоционально окрашенную учебно-познавательную деятельность, успешное осуществление которой зависит от активности студентов, от уровня сформированное™ мотивов, побуждающих их к нравственно-эстетической деятельности средствами музыкального фольклора. При этом нравственно-эстетический потенциал народного музыкального творчества "вычерпывается" студентом тогда, когда есть его диалог с материалом, когда фольклор выступает эффективным средством объективного сотворчества, при этом используется субъектно-субъектные и субьектно-объектные связи в обучении (педагог — студенты, будущие учителя — дети, а объектом их познания и деятельности выступает народное творчество).
Второй цикл представляет собой непосредственное использование педагогической технологии в музыкально-фольклорном творчестве при нравственно-эстетическом воспитании детей в период практики, где ведущей становится самостоятельная музыкально-фольклорная деятельность студентов с детьми.
4. При систематической и многоплановой организации деятельности на основе творческой активности и самореализации студентов и учащихся, готовность к нравственно-эстетическому воспитанию имеет несколько уровней своего становления — высокий, средний, низкий.
Критериями ее высокого уровня у будущего учителя являются: понимание нравственно-эстетической сущности русской народной музыки; способность творчески организовать деятельность, используя различные жанры фольклора; высокая степень личностного смысла использования русского народного музыкального творчества; эмоциональная удовлетворенность творческим процессом. При этом показателями такой готовности учителя в деятельности с детьми выступают: большой интерес школьников к народному музыкальному творчеству и положительное отношение; их эмоциональность во время деятельности (исполнении песен, разыгрывании обрядов и т.д.); способность к сопереживанию, ощущение красоты народной музыки и умение дать эмоциональную характеристику содержания произведения в словесных суждениях при эмоциональной удовлетворенности процессом творчества.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы; соответствием комплекса методов исследования его задачам ; результатами экспериментальной проверки и выводами, отраженными в методических рекомендациях по совершенствованию нравственно-эстетической готовности будущих учителей.
Апробация работы. Материалы исследования периодически обсуждались на кафедрах музыки, социальной педагогики, теории и методики социальной работы Орловского госуниверситета и опытных школах; на ежегодных научных конференциях преподавателей (1991 — 1997 г.г.), на региональных научно-практических конференциях ОГИИК: ("Культура и высшая школа: Проблемы и перспективы" — 1995, "Культура, образование и современное общество: состояние, проблемы, поиск" — 1996, отражены в публикациях, в сборниках, адресованных преподавателям, учителям, студентам.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Заключение
Анализ философских подходов к проблеме нравственного и эстетического в становлении человека дал возможность сделать вывод о том, что существует глубокие предпосылки для целостного педагогического рассмотрения нравственно-эстетического начала в воспитании личности. Так, теория единства нравственного и эстетического нашла свое развитие в трудах (Аристотеля, Платона, Канта, Гегеля, Бэкона, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, В.Г. Белинского и др.). В современной научной литературе проблема единства и взаимовлияния нравственного и эстетического рассмотрена рядом авторов (J1.B. Алехина, Д.Б. Кабалевский, A.C. Каргин, И.Н. Михеева, Б.Н. Неменский, Л.Я. Рубина, В.И. Толстых, А.И. Фортова и др.)
Вместе с тем, социально-психологические особенности личности в студенческом возрасте характеризуются в трудах (Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.) с позиции целостности интеллектуально-эмоциональных свойств в процессе освоения культуры, которое дает молодому человеку ощущение перспективы, тесной связи прошлого, настоящего и будущего. Одновременно с этим, фольклористами доказано, что народное искусство является действенным средством воспитания, приобщение к которому обеспечивает полноценное понимание и усвоение нравственно-эстетических идеалов современности. При этом эстетический критерий ценности произведения фольклора находится в нем самом: "Прекрасным, возвышенным, комическим и т.д. в нем следует считать то, что воспринимается в качестве прекрасного, возвышенного, комического самим народом" (В.Е. Гусев). Особая роль в народной культуре отводится песенному творчеству, как наиболее общедоступному источнику нравственно-эстетического воспитания человека, поскольку в песне отчетливо выражается нравственно-эстетический идеал, триединый в своей природе синтеза доброты, красоты и истины.
Так, учитывая огромный воспитательный потенциал народного музыкально-поэтического творчества, выявленный в процессе исторического анализа, его интегративный характер проявления (эстетического и нравственного начал), в качестве главной функции в системе профессиональной подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, мы использовали воспитательную функцию фольклора. Она выразилась в развитии чувств, эстетического вкуса, идеала, а через эстетическое к нравственное совершенствованию личности, что обогатило сферу духовной жизни ее. Важна для нашего процесса подготовки воспитателя и познавательная функция фольклора, выражающаяся в устойчивой потребности в совершенствовании знаний по фольклору, освоении традиций и передачи их подрастающему поколению, что в конечном счете отражает ее духовно-нравственный смысл.
Именно поэтому уже в 60-е годы XIX века народное творчество приникает в сферу детского воспитания и образования. Крупнейшей вехой в плане нравственно-эстетического воспитания явились книга К.Д. Ушинского "Родное слово" и работы по детскому музыкальному образованию (П.П. Бессонов, В. Штейн, М. Мамонтова и др.), в которых подчеркивается особая сила эмоционального воздействия родных народных песен в нравственном, патриотическом воспитании. Так, известный музыкант-фольклорист и педагог — земляк-орловец A.J1. Маслов еще в начале XX века настаивал на введении в школе старинной песни в целях воспитания молодого поколения на самобытных музыкально-эстетических принципах.
Историко-педагогический анализ психолого-педагогической литературы начала века (П.П. Блонский, J1.C. Выготский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий, и далее работ В.А. Сухомлинского, Б.Н. Йеменского, Д.Б. Кабалевского и др.) позволил выделить ряд путей и условий успешного нравственно-эстетического воспитания школьников.
Особого внимания для нашего исследования заслуживают социально-педагогические новации группы педагогов-музыкантов, руководимой В.Н. Шацкой и С.Т. Шацким. Они стремились создать условия для творческого развития у детей способностей эстетического восприятия и переживания народного искусства, его правильного понимания и оценки. По мнению П.П. Блонского, центром эстетической деятельности должна быть школа, где учитель своим талантом раскрывает творческие способности ученика, прививает эстетические вкусы, потребности и интересы на всю жизнь.
Однако, наше эмпирическое изучение массового педагогического опыта по использованию народного музыкального творчества в современной школе установило, что даже опытные учителя музыки и начальных классов используют музыкальный фольклор, в том числе родного края лишь эпизодически. В силу этого нами обнаружены низкий интерес и слабая готовность детей к усвоению народной музыки. Лишь 33,3% детей знают некоторые русские народные песни и 25% — народные танцы; поют русские народные песни дома — у 16% детей. Правильно определяют настроение и характер музыки 68% детей, но своими впечатлениями об услышанной музыке могут эмоционально и интересно рассказать лишь 12% детей. Таким образом, зафиксирован низкий уровень эстетико-художественных знаний учителей и детей, слабое владение художественно-практическими навыками и умениями, недостаточность педагогической подготовки к воспитательным занятиям на музыкально-фольклорной основе. Кроме того, изучение интереса студентов к народной музыке и курсу "Музыкальный фольклор" как к средству нравственно-эстетического воспитания младших школьников позволило констатировать уровень личностной готовности к этому виду деятельности у 35,8% студентов. В то же время ценностные приоритеты в музыке находятся в области эстрадной музыки у 64,1%), а 50,2% испытуемых основную задачу музыкального воспитания учащихся в общеобразовательной школе видят в формировании музыкальной культуры школьников, не связывая их с задачами воспитания средствами фольклора.
Анализ вузовских программ по дисциплинам эстетического цикла также убедил нас в необходимости пересмотра содержания обучения и воспитания студентов средствами народного музыкального творчества с позиции развития эстетической готовности будущего учителя, его творческой подготовки к этому виду деятельности.
Педагогическое проектирование профессиональной подготовки учителя к использованию нравственно-эстетического потенциала русского народного музыкального творчества строилось нами с учетом разработанных в педагогике профессиограмм учителя (A.B. Киричук, Н.В. Кузьмина, В.А. Сласте-нин и др.), профессиограмм развития эстетической культуры (Г.А. Петрова) и на основе системного анализа взаимосвязанных между собой аспектов и компонентов развития личности — духовно-нравственного, эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуальнооперационального.
Духовно-нравственный аспект и компонент мы считаем в этой системе определяющим, т.к. он включает в себя духовно-нравственную основу жизнедеятельности личности, обладающей знанием общечеловеческих и национальных ценностей, которые в своем единстве формируют духовно-нравственную и эстетическую культуру учителя-воспитателя. Практическим проявлением этого единства является гуманное отношение к детям, осознание своих обязанностей учителя-воспитателя как долга перед обществом, переживание и ответственность за развитие личности каждого ребенка как представителя нравственно-эстетической культуры своего народа.
В исследовании доказано, что эмоционально-мотивационный компонент нравственно-эстетической готовности интегрирует эмоционально-нравственные чувства на основе расширения эмоционального опыта общения студентов с подлинными произведениями народного музыкального творчества. Он связан с углублением искусствоведческих знаний за счет раскрытия нравственно-эстетической сущности народного искусства, его высокой гражданственности и патриотизма. Формируя, он включает и развитие системы профессионально-значимых потребностей, побуждающих к целенаправленной деятельности средствами фольклора.
Когнитивно-интеллектуальный аспект включает в себя развитие профессионально-педагогических знаний, широкого музыкально-эстетического кругозора, что составляет основу творческой направленности личности учителя-воспитателя.
Процессуально-эмоциональный аспект готовности предполагает развитие практических умений, реализуемых будущими учителями в воспитательной работе средствами музыкального фольклора. Среди них нами выделены: (умение настроить детей на восприятие музыки, эмоционально и увлекательно рассказывать о ней; умение неоперационально углубить восприятие музыки, проанализировав средства музыкальной выразительности, характер музыки, художественный образ; умение соотнести переживания, заложенные в музыке, со своими собственными, о них рассказать; умение выразительно спеть русскую народную песню, обращая внимание на особенности ее; умение оценить свою творческую деятельность с позиции слушателя, исполнителя, композитора, творческую деятельность детей и др.
При разработке содержания образования, используемого в подготовке будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного музыкального творчества, нами выделены ведущие идеи учебных дисциплин и курсов, темы и программные вопросы, способствующие данной подготовке, определены основные виды деятельности, ориентирующие студентов на синтез нравственного и эстетического в профессиональной деятельности. В частности установлено, что осуществление внутрипредметных и межпредметных связей на занятиях по предметам "Философия", "Педагогика", "Психология", "Этика", "Эстетика", МХК,
Методика музыкального воспитания", "Анализ музыкальных произведений", "Музыкальный фольклор" позволяет осмыслить единство нравственного и эстетического в различных аспектах — (философском, психолого-педагогическом, искусствоведческом и др.), освоить этико-эстетические категории и понятия, сформировать знания и личностные установки, необходимые для осуществления нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыки. В опытной работе доказано, что основным путем инструментальной подготовки будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами народного музыкального творчества является спецсеминар-практикум "Педагогические технологии нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора". Он позволяет синтегрировать знания и методы обучения вышеуказанных курсов и этно-педагогики. Весь материал данного спецсеминара призван формировать интерес к педагогическим традициям народа, его нравственным устоям, возродить методы и средства народной педагогики, выявить эмоциональную силу народного искусства и воспитательные возможности его.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы установлено, что технологически система профессиональной подготовки к воспитанию школьников с использованием средств музыкального фольклора, включает в себя два основных цикла. Каждый из них представляет собой взаимосвязанный порядок сознательных действий и целевых взаимодействий (педагога и студента, студента и школьника) с применением необходимых форм, средств и методов организации и самоорганизации познавательных, творческих ресурсов личности.
В первом цикле освоения педагогической технологии успешного использования нравственно-эстетического потенциала народного музыкального творчества во внеучебное время с детьми ведущей является деятельность преподавателя вуза. Педагогом обеспечивается развитие личности студента в единстве ее духовно-нравственного, эмоционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального компонентов. Технологически важным ядром регуляции деятельности по самоформированию готовности к воспитательному использованию народного творчества является целеполагание. Личностный уровень целеполагания проявляется прежде всего в становлении мотивационной готовности к использованию народного музыкального творчества в нравственно-эстетическом воспитании. Осознание необходимости познания национального культурного достояния и усвоение традиций — есть присвоение духовности для передачи ее детям в своей будущей профессии, сознательное начало становления потребности в целенаправленной нравственно-эстетической деятельности. Становление лич-ностно-мотивационной готовности влечет за собой успешную реализацию процессуально-операциональных учебно-познавательных действий.
Установлено, что знания и умения вузовского преподавателя в области нравственно-эстетического воспитания при целевом проектировании и сотворчестве переводятся в личный опыт студентов при условии, если педагог своевременно, целенаправленно и методически грамотно помогает студенту найти индивидуальный способ организации духовной и профессиональной перспективы (эмоционально-мотивационный и духовно-нравственный компоненты). Важно при этом использовать такие приемы и средства, как беседы, дискуссии о смысле ценности и значении человеческой жизни, о нравственном выборе личности. Это расширяет саморефлексию и самоанализ студентами перспектив профессионального становления и правильности духовного выбора ценностей национальной культуры.
Целевое планирование нравственно-эстетического воспитания школьников представлено в опытной работе как единый комплекс приемов и методов, которыми овладевает студент. Среди них — диагностика нравственно-эстетической воспитанности младших школьников при помощи беседы, анкеты, (в том числе "звучащей анкеты", "концерта по заявкам"). Полученные студентом данные помогают определить задачи и последующий план нравственно-эстетических занятий с использованием народного музыкального творчества, (разработка сценария внеклассного воспитательного занятия в форме фольклорного праздника, музыкальной сказки и т.д.).
На организационно-деятельностном уровне готовность будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами фольклора проверяется умение использовать практические способы и приемы построения деятельности с детьми по освоению музыкального фольклора. На практических занятиях моделируются и апробируются фрагменты бесед о народной музыке, фольклорных праздников, разыгрываются обряды, разучиваются песни и т.д.
Второй цикл технологии — непосредственное проявление студентов — будущих учителей в деятельности с детьми во время педпрактики в школе, в процессе творческой самореализации умений включать детей в нравственно-эстетическую деятельность. Деятельность преподавателя вуза при этом заключается в наблюдении за тем, как студент реализует свой потенциал нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыкального фольклора. Педагогическая оценка деятельности студентов дополняется самоанализом и самооценкой самих студентов, учащихся и экспертной группой.
В исследовании установлено, что при таком технологическом варианте в вузе и школе при самореализации будущего учителя, его готовность к нравственно-эстетическому воспитанию в своем развитии характеризуется несколькими уровнями — высоким, средним или низким.
Доказано, что показателями высокого уровня готовности будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию средствами музыкального фольклора являются: интегративное понимание нравственно-эстетической сущности русского народного музыкального творчества; наличие личностного смысла в воспитательном использовании русского народного творчества; способность творчески включать детей в освоение различных жанров и форм фольклора; эмоциональная удовлетворенность творческим процессом взаимодействия с детьми и народной музыкой.
При высоком уровне нравственно-эстетической готовности педагога у детей отмечаются: большой интерес к народно-музыкальному творчеству, способность к сопереживанию, ощущение красоты народной музыки, умение дать эмоциональную характеристику содержания произведения в словесных суждениях, эмоциональная удовлетворенность процессом совместного творчества.
Результаты опытно-экспериментальной работы отражены в итоговой таблице "Динамика развития готовности будущего учителя к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами народного музыкального творчества".
Выполненное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Народное музыкальное творчество опосредует нравственно-эстетическую готовность личности будущего учителя при системном и целостном включении в содержание образовательной вузовской подготовки, порождает личный опыт обучающихся.
2. Доказано, что готовность будущих учителей к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыкального фольклора обеспечивается интегральным взаимодействием духовно-нравственного, эмо-ционально-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-операционального компонентов развития личности.
3. Основными условиями развития данной готовности являются опора вузовского преподавателя на интеграцию знаний изучаемых дисциплин, формирующих понятия о нравственно-эстетическом воспитании средствами народного музыкального творчества; при системном использовании личного опыта творческого самоопределения студента в поцикловой технологии его включения в музыкально-фольклорное творчество совместно с детьми. Ядром нравственно-эстетической готовности будущего учителя является музыкальная готовность, повышенный интерес к народному музыкальному творчеству, как средству воспитания школьников. Таким образом, исследование подтвердило основную выдвинутую гипотезу и актуальность рассматриваемой проблемы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Комарова, Галина Николаевна, Орел
1. Абдуллин Э.В. Теория и практика музыкального обучения в школе: Пособие для учителя М: Просвещение, 1983. — 112 с.
2. Абдуллина A.A. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Автореферат дис. к.п.н. — К., 1994. — 17 с.
3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.— 208 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, —336 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. - 224 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.—т. 1.—230 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, Л., Из-во ЛОЛГУ, 1968. -338 с.
10. Ю.Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.— 222 с.
11. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов 3 — 4 курсов. М.: МГЗПИ, 1990. — 50 с.
12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. М., 1986,-Шс.
13. З.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: "Музыка", 1973. — 144 с.
14. Н.Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании. Л., М., "Музыка", 1973. — 69 с.
15. Асафьев Б.В. О народной музыке (сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева).- Л.: Музыка, 1987. — 247 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.: "Музыка", 1971. — 376 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М., Просвещение, 1982. - 192 с.
18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, /сост. М.Ю. Бабан-ский/, М: Педагогика, 1989. — 560 с.
19. Бабенко Л. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста //Музыкальное воспитание в школе, сост. О. Апраксина, вып. 14, М.: Музыка, 1979. — С. 12-23.
20. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки /Сост. Г.В. Челышева, М.: Просвещение, 1993. С. 126-228.
21. Балашова С.С. Народная музыка в младших классах //Музыка в школе 1985. №2.—С. 13-17.
22. Барабанщиков A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов /К вопросу о сущности педагогической культуры/. //Советская педагогика. 1981,- № 1, — С. 71-77.
23. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 500 с.
24. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. -383 с.
25. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество.- М.: "Музыка", 1984. — 303 с.
26. Бездухов В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников: Автореферат дис. к.п.н. -Л., 1987.— 17 с.
27. Белобородова B.K. и др. Музыкальное воспитание школьников. /Под ред. H.A. Румер., М.: Педагогика. 1975. — 160 с.
28. Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки. //Сов. педагогика. 1986, - № 6. — С. 15-19.
29. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982, —293 с.
30. Белоконева Т. Играем с куклой //Музыка в школе. 1990 № 1. — С. 53-56.
31. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие /Под ред. А.Ф Смирнова М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
32. Белякова Г. Фольклор в третьем классе //Музыка в школе. 1987. № 3. — С. 22-24.
33. Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт филос. автобиогр.). — М.: "Книга", 1991.-445 с.
34. Бердяев Н.А Царство духа и царство кесаря. М., 1995. -375 с.
35. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
36. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы М., Задруга, 1918,-72 с.
37. Блонский П.П. Трудовая школа //Избр. пед. и психол. произведения в 2-х томах, М.: Педагогика, 1979, - т. 1. — 304 с.
38. Богатырев П.Г. Вопросы истории народного искусства. М.: "Искусство", 1971. — 544 с.
39. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. - 209 с.
40. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -447 с.
41. Борев Ю.В. Эстетика. 4-е изд., - М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
42. Васильева З.И. Опыт изучения и формирования общественной направленности младших подростков в учебной деятельности //Нр. восп. школьников в коллективе Ученые записки /Под ред. Т.Е. Конниковой, Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой Л.: ЛГПИ, 1970. — С. 36-61.
43. Верб М.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников. -Л.: ЛГПИ, 1976. — 139 с.
44. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л.: ЛГПИ, 1970. — 152 с.
45. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. из-во, 1974. — 376с.
46. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности: Сб. научн. трудов. М., 1980. - 130 с.
47. Выготский Л.С. Психология искусства /Общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
48. Выготский Л.С. Учение об эмоциях: Историко-психологическое исследование //Собр. соч. в 6-ти т., под ред. Ярошевского М.: Педагогика, 1984. т. 6.— 397 с.
49. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
50. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, 20е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
51. Гаврилова Г.П. О воспитании нравственных чувств М.: Знание, 1984.86 с.
52. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства /Музыка в школе. 1988. №2, —С. 21-25.
53. Горюнова Л.В. Мир народного творчества //Музыка в школе. 1990 № 1.1. С. 3-6.
54. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
55. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора (К проблеме синтезии в искусстве) //Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. — С. 59-97.
56. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: (К проблеме современного фольклоризма) //Современность и фольклор. М., 1977. — 87 с.
57. Гусев В.Е. О полифункциональности фольклора//Актуальные проблемы советской фольклористики. Л., 1980. — С. 27-39.
58. Глазман М.С. Проблема "специфики" эстетического в творчестве Бахтина. //Эстетика М.М. Бахтина и современность. Саранск, 1989. — С. 69-78.
59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,1986.-3-239 с.
60. Дышлевская Л.Г. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. В помощь учителю пения. М., Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 84 с.
61. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Из-воБГУ, 1981, —383 с.
62. Ершова Л.В. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореферат дис. канд. пед. наук -Москва, 1989,- 16 с.
63. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
64. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
66. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура и школа. //Советская педагогика. -М.: 1970,-№ 1. — С. 24-38.
67. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. — 190 с.
68. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. — 96 с.
69. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственное формирование личности. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1983. -82 с.
70. Кан-Калик В.А. Учителя о педагогическом общении. М., 1987. - 190 с.
71. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
72. Квятковский Е.В. Эстетическое воспитание школьников на качественно новый уровень //Советская педагогика. 1987, № 9. — С. 17-22.
73. Квятковский Е.В. Литературные произведения в нравственно-эстетическом воспитании учащихся //Сов. пед. 1983 № 11. — С. 16-25.
74. Коган М.С. Морфология искусств. М., 1979. ч. 1. — 259 с.
75. Коган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 199 с.
76. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1956. — 127 с.
77. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.— 63 с.
78. Козлова И. Путь к фольклору. /Музыка в школе. 1990. № 1. — С. 25-33.
79. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности личности школьника. //Нравственное воспитание школьников в коллективе: Сб. н. тр. Т 368 /Под. ред .Т.Е. Конниковой, Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой. Л.: ЛГПИ, 1970. — С. 4-34 с.
80. Короткое Н. Эстетическое восприятие и проблема оценки. //Проблема ценностей в философии. М., Л., 1966. — С. 28-34.
81. Краснопевцева Е. Пропаганда народной музыки среди детей и подростков в условиях художественной самодеятельности. //Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988. - ч. 2. — С. 27-35.
82. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя /под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
83. Кузьмина Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. -Л., 1973. — 62 с.
84. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание,1985.-32 с.
85. Куприянова Л.Л. Вокальное воспитание в детском народно-хоровом коллективе. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. Методическое пособие. М.: ВНМЦНТ и КПР, 1984. — 71 с.
86. Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающихпесенный фольклор. //Муз. воспит. в школе. М.:1986.-Вып. 17.—С. 25-32.
87. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -т. 1 - М.: Педагогика, 1983. — 398 с.
88. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.— 304 с.
89. Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников. //Сов. педагогика, № 5, 1987. — С. 45-49.
90. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982 — 191 с.
91. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
92. Лошкарева H.A. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. -М.: МГПИ, 1981. — 101 с.
93. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989.239 с.
94. Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 8-и т. М.: Педагогика, 1983 -т. 1, —366 с.
95. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для студ., педаг., М., Просвещение, 1980. -183 с.
96. ЮО.Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.
97. Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе. Курск, 1987. - 80 с.
98. Маслова Н.Ф Особенное время детства: Родителям об организации досуга младшего школьника: Методические рекомендации в помощь лектору. -Орел, Знание, 1984. 27 с.
99. ЮЗ.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М., 1993, — 189 с.
100. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.239 с.
101. Миропольский С.И. Народная песня в воспитании. //Беседа. 1872. -№ 10.
102. Музыкальный фольклор и дети. Научно-методическое пособие. М.: Республ. центр русского фольклора, 1992. — 100 с.
103. Музыкально-эстетическая подготовка учителя /Под. ред. O.A. Апраксиной. М.: НИИ АПН, 1970. — 78 с.
104. Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей. Ред. сост. Л.А. Барен-бойм, М.: Советский композитор, 1983. — 400 с.
105. Музыкальный энциклопедический словарь. /Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
106. ПО.Мусорин Н.П. Фольклор как средство воспитания //Н.П. Мусорин. В сельской школе после звонка. М.: Просвещение, 1989. — 95 с.
107. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: "Музыка", 1972. — 383 с.
108. Народное музыкальное творчество: Программы педагогических институтов.-М., 1979.-Сб. 26.
109. Народные песни Орловского края: Сборник (записи, вст. статья P.A. Масленниковой. Тула: Приокское книжн. изд-во, 1987 - 192 с.
110. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 1 V - М., 1981-1990.
111. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории.-С-кб, 1992.— 69 с.
112. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск: Нар. асвета, 1968. — 99 с.
113. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.П. Петровского, М.: Педагогика, 1989. —237 с.
114. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 602 с.
115. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки учителя. //Сов. педагогика. 1987. -№ 8. С. 93-96.
116. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педаг. учебн. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос 1996. - 432 с.
117. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. //Восприятие музыки: Сб. статей (Ред.-сост. В.Н. Максимов. -М., 1980. С. 15-31.
118. Попов B.C. Русская народная песня в детском хоре М, 1975. — 170 с.
119. Попова Т. Основы русской народной музыки М: Музыка, 1977. — 222 с.
120. Праздникова O.A. Единство нравственного и эстетического в искусстве //Искусство в системе культуры /Под ред. М.С. Когана JL: Наука, 1987. — С. 21-35.
121. Программа общеобразовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор. I—IV классы (Сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина). М., 1992. — 15 с.
122. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М.: Искусство, 1959.— 160 с.
123. Рапацкая Л.Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореферат докт. пед. наук Москва, 1991 - 33 с.
124. Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. М.: Наука, 1981, —207 с.
125. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. - т. 1. - 607 с.
126. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.
127. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2 изд. - М.: Педагогика, 1976. —416 с.
128. Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. /Сб. научн. статей. -Л., Изд. ЛГК, 1985.- 135 с.
129. Русские народные песни Орловской области. Ред.-сост. Н. Владыкина-Бачинская, Орл. кн. изд-во. 1958 28 с.
130. Русское народное творчество. Экспериментальная программа для 2-х часовых занятий музыкой в общеобразовательной школе. 1-3 классы. Сост. Н. С. Ширяева. -М„ 1991. — 142 с.
131. Сапрыкин B.C. После школы в школу. Киев: "Знание", 1987. /Сер. 7 "Педагогическая", № 1. — 47 с.
132. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики 2 изд. - М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
133. Сизов П.В. Музыкальная Орловщина. Тула: Приокское книжное издательство, 1980. -253 с.
134. Славчек А., Васильев Д. Подготовка учителя музыки в Пловдивском муз.-педаг. институте //Музыка в школе № 2. с. 60-63.
135. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1988. т. 2. — 824 с.
136. Сохранение и возрождение фольклорных традиций (Сб. научн. трудов). Сост. A.A. Банин М, 1990. — 256 с.
137. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки JL: Советский композитор, 1980. — 295 с.
138. Суна У.Ф., Асганян З.А. Опыт моделирования эстетической культуры студентов. М.: Изд. МГУ, 1979. — 87 с.
139. Суна У.Ф. Эстетическая культура студента. М.: Изд. МГУ, 1977. — 69с.
140. Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры. Рига, 1985.
141. Сластенин В.А.Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: "Просвещение", 1976. 158 с.
142. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения в 5-ти томах. М.: Педагогика, 1980.-т. 4.-670 с.
143. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. К.: Рад. школа, 1979 - т. - 686 с.
144. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1973 273 с.
145. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников //Музыка в школе. 1983. № 2.
146. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985, - т. 1. — 329 с.
147. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд. МГУ, 1969. — 304 с.
148. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. М.: Педагогика, 1988. —Т.1. —418 с.
149. Фольклор в школе. Песенный репертуар для уроков музыки в общеобразовательной школе. Вып. (1-111)/Сост. Л.Л. Куприянова. -М., 1990-1993.
150. Фольклор в школе в вопросах и ответах //Музыка в начальной школе: Пособие для учителя (Сост. Г.П. Сергеева) М., 1995. С. 16-30.
151. Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. Методические рекомендации. М., 1980-202 с.
152. Хрестоматия русской народной песни для учащихся 1-УП классов. Сост. Л. Мекалина. М., 1985. — 118 с.
153. Художественная культура в докапиталистических формациях. /Под. ред. проф. М.С. Кагана. ЛГУ, 1989. — 287 с.
154. Целлис Е.М. Нравственный потенциал эстетического //Нравственно-эстетическое формирование личности в молодом коллективе. Межв. сб. научн. трудов, 1987. С. 25-29.
155. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, Т. 2. М., 1940. 376 с.
156. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации //Типологические исследования по фольклору. М., 1975. — С. 21-29.
157. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание средствами искусства. //Эстетика и человек. М., 1967. — С. 32-51.
158. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.:П.Н. РСФСР, 1963. — 165 с.
159. Шацкий С.Г., Шацкая В.Н. Бодрая жизнь. //Собр. соч. М.: Педагогика, 1980-т. 1, —304 с.
160. Ширяева Н.В. В поисках красоты //Музыка в школе. 1990 -№ 1.С.ЗН6.
161. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры В кн.: Психология и педагогика игры. М. 1966. — С. 81-99.
162. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967.
163. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя "Сов. педагогика", 1971, № 9. — С. 82-89.
164. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сб. статей /Ред.-сост. JI.A. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1978. — 367 с.
165. Эльконин Д.В. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
166. Эстетическое воспитание в вузе. Межвузовский сборник, Из-во ЛГУ, 1990- 155 с.
167. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971,—48 с.
168. Якобсон П.М. Психология чувств. -М., АН РСФСР, 1958. — 384 с.