автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы
- Автор научной работы
- Свахина, Виктория Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Барнаул
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы"
На правах рукописи
Свахина Виктория Валерьевна
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
^ 2 4 ОКТ 2013
Барнаул —2013 005535648
005535648
Работа выполнена на кафедре педагогики и социальной работы Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Восточно-Казахстанский государственный университет . им. С. Аманжолова»
Научный руководитель -
доктор педагогических наук, профессор Завалко Надежда Александровна
Официальные оппоненты:
Морозова Ольга Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», кафедра педагогики, профессор
Дудникова Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия (г. Москва, Барнаульский филиал), заместитель директора по учебной работе
Ведущая организация —
ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Защита состоится «8» ноября 2013 г. в 12.30 час. на заседании диссертационного совета Д 212.011.01 при ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.
Автореферат разослан « сентября 2013 г.
Ученый секретарь _
диссертационного совета / /
кандидат педагогических наук, Шептенко
профессор " Полина Андреевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и степень разработанности проблемы исследования
Происходящие в последнее время культурно-общественные изменения в Республике Казахстан повлекли за собой реформирование сферы образования, одной из главных задач которого является формирование художественной культуры личности. В связи с этим, возрастает роль эстетического воспитания и образования учащихся с акцентом на модель «человека культуры - свободной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде».
Вместе с тем, нынешнее состояние образования характеризуется как кризисное. Один из аспектов кризиса образования связан с технократической перегрузкой, «с дефицитом культуры в образовании». В настоящее время педагогика переживает переходный период, характеризующийся сменой просветительской парадигмы на культуротворческую. Возникла потребность создания в массовой школе культурно-эстетической среды, которая могла бы стать альтернативой традиционному обучению и обеспечить развитие эстетической культуры учащихся.
Однако сегодня образовательная система сталкивается с определёнными трудностями в реализации этой задачи. В связи с ориентацией школы только на обучение, способствующее излишней рационализации и интеллектуализации, предметам эстетического цикла не уделено должное внимание в учебных планах. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего образования Республики Казахстан (ГОСО PK 2.3.4.01-2010) предполагает изучение всего двух предметов эстетической направленности -«Музыка» (1-6 классы) и «Изобразительное искусство» (1-6 классы), то есть фактически, начиная с седьмого класса, учащиеся лишены возможности полноценного художественно-эстетического воспитания и образования. Кроме того, ориентация на внешкольные и семейные формы эстетического воспитания, угасающие под воздействием рыночных отношений, сегодня себя не оправдывает.
Концептуальные основы современных школьных учебных программ по эстетическому воспитанию, актуальные методические вопросы освещены в трудах Ю. Б. Алиева, Ж. Енсепова, Б. Искакова, Д. Б. Кабалевского, Ш. Б. Кульмановой, Д.С. Лихачева, Б. Н. Неменского, Н. А. Терентьевой, М. А. Оразалиевой и др.
Эстетическая культура, как предмет специального исследования философии, социологии и искусствоведения, находит свое отражение в трудах М.С. Кагана, Ю.А. Лукина, В. В. Медушевского, A.B. Пирадова и др. Развитие и формирование отдельных компонентов эстетической культуры рассматривается в работах М.А. Верба, A.A. Веремьева, Б.Т. Лихачева, Н.И. Киященко и др.
Современный этап развития проблемы эстетического воспитания в Казахстане характеризуется новым подходом, реализующим органичное сочетание процесса приобщения молодёжи к мировой культуре, и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-
этническую обрядность, обычаи (А. Б. Абибулаева, 3. Р. Ахметова М. X. Балтабаев, Р. К. Дюсембинова, Т. А. Кишкашбаев Р. У. Накипбекова и др.).
В современных условиях в системе образования Республики Казахстан подавляющее большинство составляют обычные массовые школы, разноуровневые и многопрофильные со смешанным контингентом учащихся, многие из которых внедряют адаптивную систему обучения и определяют целью своей работы создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика с учётом его психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Среди учёных, раскрывающих сущность адаптивной системы обучения, следует отметить А.С.Границкую, Т.М.Давыденко Н.А.Завалко, Н.П. Капустина, М.И. Кикину, П.И. Третьякова, Т.И. Шамову, Е.А. Ямбурга и др.
Однако специально проблема развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы не была предметом исследования.
Несмотря на осознание необходимости повышения роли эстетического образования в современной школе, нами выявлена недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопроса по целенаправленной организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленной на развитие их эстетической культуры. Уровень эстетического образования, который предполагает ГОСО, является недостаточным, нравственно-эстетический потенциал культуры, науки, художественного творчества остается невостребованным. Большинство проблем в решении подобных вопросов сводится к низкому качеству методического инструментария предметов эстетического цикла, а также неэффективной организации учебной и внеучебной деятельности по эстетическому воспитанию.
В связи с этим возникает ряд существенных противоречий между:
- объективной потребностью общества в развитии эстетической культуры учащихся различных типов общеобразовательных школ и недостаточным использованием ценностного потенциала адаптивной школы для удовлетворения этой потребности;
- между низким уровнем развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы и отсутствием модели ее развития в условиях данного типа школы;
- между возможностями адаптивной школы в эстетическом развитии учащихся и недостаточной теоретической и методической оснащенностью этого процесса в образовательной практике.
Таким образом, существующие противоречия обозначили актуальность исследования, проблема которого заключается в выявлении особенностей и педагогических условий, оптимизирующих процесс развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы.
Актуальность данной проблемы, недостаточная её теоретическая разработанность, потребность практики определили тему исследования: «Развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы» (на примере Казахстана).
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, программно-содержательном обеспечении и реализации модели развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы.
Объект исследования - развитие духовной культуры школьников.
Предмет исследования - процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
Гипотеза исследования: развитие эстетической культуры учащихся в адаптивной школе будет эффективным, если:
определена структура эстетической культуры учащихся, ее компонентный состав;
- выявлены возможности адаптивной школы в развитии эстетической культуры учащихся;
- разработаны, апробированы и внедрены в образовательную практику казахстанской адаптивной школы модель развития эстетической культуры учащихся и ее методическое обеспечение;
- созданы оптимизирующие этот процесс педагогические условия.
Задачи исследования:
1. Уточнить структуру эстетической культуры учащихся и разработать критериально-оценочную базу диагностики уровней ее развития.
2. Выявить возможности адаптивной школы в развитии эстетической культуры учащихся и определить особенности данного процесса.
3. Сконструировать модель развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, апробировать ее и экспериментально внедрить.
4. Выявить педагогические условия, оптимизируюшие процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
5. Разработать научно-методические рекомендации по организации процесса развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения о деятельностном подходе в диалектике развития сознания и способностей личности (Б.Т. Лихачев, Б.М. Теплов); философские и психологические теории культуры (М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев Ю.А. Лукин), теории эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский), теории художественно-эстетической культуры личности (М.А. Верб, Н.Б. Крылова, Л.П. Печко, A.B. Пирадов), положения о единстве и преемственности социального и культурно-исторического опыта в воспитании и образовании (М.Х.Балтабаев); теории воспитательной системы школы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова); индивидуализации обучения (H.A. Завапко, A.A. Кирсанов, И.Э. Унт); культурной парадигмы образования (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова); адаптивной школы (A.C. Границкая, Н.П. Капустин, Е.А. Ямбург).
Опытно-экспериментальная база исследования: средние общеобразовательные школы адаптивного типа № 29, 37 г.Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. В исследовании принимало участие 1131 учащихся 1-11 классов, 53 педагога общеобразовательных школ, 34 руководителя учреждений образования Восточно-Казахстанской области, 98
слушателей курсов Института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования ВКО, 94 родителя учащихся.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, моделирование, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности учащихся и педагогов, статистические методы обработки полученных данных.
Исследование осуществлялось в период с 2000 г. по 2012 г.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись теоретические позиции, круг исследовательских задач, формулировалась рабочая гипотеза исследования.
На втором этапе (2001-2010 гг.) проводилась разработка содержания, апробация и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы модели развития эстетической культуры учащихся; определялось содержание, формы, методы, средства и условия, обеспечивающие оптимизацию процесса развития эстетической культуры; осуществлялся мониторинг эффективности внедренческого процесса.
На третьем этапе (2010-2012 гг.) систематизировались, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, вносились коррективы в разработанную модель развития эстетической культуры учащихся, проводилась статистическая обработка материалов исследования, формулировались теоретические выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и раскрыты возможности адаптивной школы в оптимизации процесса развития эстетической культуры учащихся (гибкая организация учебно-воспитательного процесса; использование всех ресурсов учебного плана для построения индивидуальной и групповой образовательных траекторий учащихся; использование разнообразных форм дифференциации и вариативности обучения; интеграция основного и дополнительного образования на основе осуществления единых подходов; перенос акцента с обучения на воспитание и признание особой важности воспитательного процесса; руководство педагогическими кадрами как мотивация выработки педколлективом особой культуры с общими взглядами на миссию школы, ориентированностью на потребности школьника, общества, семьи и др.);
- разработана модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы, отражающая логику исследуемого процесса, его цель, принципы, подходы, особенности, методическое обеспечение, условия и результат;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы (целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности; преемственность в реализации процесса эстетического образования; комплексный характер учебной и внеучебной
деятельности; психологическая поддержка исследуемого процесса; создание воспитывающей культурно-эстетической среды).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- теоретически обоснована и уточнена структура эстетической культуры учащихся в единстве компонентов (эстетическая образованность; эмоциональная восприимчивость к красоте; система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация; творческая активность; художественно-исполнительская деятельность; эстетическое самообразование и самовоспитание), определены ее критерии, показатели и уровни;
- выявлены особенности развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, заключающиеся в: выявлении и развитии художественно-творческих способностей и нравственно-этических качеств учащихся на основе индивидуализации и дифференциации процесса обучения; предоставлении свободы выбора эстетической деятельности учащихся, развития на этой основе уникальности и индивидуальности каждого; интеграции основного и дополнительного эстетического образования в рамках единого образовательного пространства (школа-комплекс); создании воспитывающей культурно-эстетической среды, обеспечивающей эстетизацию всего образовательного пространства;
- разработаны критерии, показатели и уровни развития эстетической культуры учащихся в условиях данного типа школы;
- определена логика построения процесса развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы на основе расширения и взаимодействия содержания базового и дополнительного эстетического образования в течение всего периода обучения.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем,
что:
- теоретические положения и выводы исследования доведены до конкретных методических рекомендаций, представленных учебными программами и спецкурсами эстетического профиля («Музыка» для учащихся 1-6 классов, «Хореография» для учащихся 1-5 классов, «Этика и этикет» для учащихся 7-9 классов, «Деловой этикет» для учащихся 10 классов, «Мировая художественная культура», «История музыки» для учащихся 10-11 классов, «Хоровой класс» для учащихся хорового профиля УДО, «Радуга» для учащихся художественного профиля УДО, «Общее фортепиано» для учащихся инструментального профиля УДО), которые могут быть использованы в педагогическом процессе адаптивных школ, а также любых типов общеобразовательных учреждений;
- разработанная модель развития эстетической культуры учащихся может быть использована в практике: преподавателей эстетических дисциплин общеобразовательных учреждений адаптивного типа; руководителей школ и учреждений дополнительного образования для совершенствования теоретико-методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса; студентов и магистрантов в качестве исследовательской работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологическим обоснованием ключевых положений теории и практики развития эстетической культуры учащихся, исходных позиций автора, длительным характером исследования, репрезентативностью объёма выборки, а также внедрением разработанной системы и методики в учебный процесс адаптивной школы и достигнутыми положительными результатами в процессе развития эстетической культуры учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическая культура как часть духовной культуры личности рассматривается как интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании. Структура эстетической культуры учащихся, отражающая ее сущность, представлена содержательными компонентами (эстетическая образованность; эмоциональная восприимчивость к красоте; система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация; творческая активность; художественно-исполнительская деятельность; эстетическое самообразование и самовоспитание).
2. Возможности адаптивной школы, способствующие оптимизации процесса развития эстетической культуры учащихся, определяются гибкой организацией учебно-воспитательного процесса; использованием ресурсов учебного плана для построения индивидуальной и групповой образовательных траекторий учащихся; использованием разнообразных форм дифференциации и вариативности обучения; интеграцией основного и дополнительного образования; переносом акцента с обучения на воспитание и признание особой важности воспитательного процесса.
3. Процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, обусловленный ее особенностями, представляет собой целенаправленное воздействие на формирование и достижение оптимального уровня развития всех ее структурно-содержательных компонентов через расширение банка образовательных программ эстетического направления на всех ступенях обучения, учитывая культурные предпочтения учащихся; расширение сети услуг дополнительного эстетического образования в рамках единого образовательного пространства (школа-комплекс, школа-культурно-досуговый центр и др.); обеспечение свободы выбора эстетической деятельности учащихся, развития на этой основе уникальности и индивидуальности каждого; выявление и развитие художественно-творческих способностей и нравственно-этических качеств учащихся с учетом индивидуализации и дифференциации.
4. Модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы, основные концептуальные положения которой представлены совокупностью научных подходов (системный, культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный) и принципов (гуманизации, индивидуализации, природосообразности, культуросообразности), отражает логику исследуемого процесса через целевой, методологический, содержательный, технологический компоненты, позволяет эффективно
управлять процессом развития эстетической культуры и прогнозировать его результат.
5. Педагогическими условиями, обеспечивающими процесс развития эстетической культуры учащихся, являются:
- целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности;
- преемственность в реализации процесса эстетического образования;
- комплексный характер учебной и внеучебной деятельности;
- психологическая поддержка исследуемого процесса;
- создание воспитывающей культурно-эстетической среды.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в
течение 12 лет на базе средней школы № 29 г. Усть-Каменогорска. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных (Усть-Каменогорск, 2006, Красноярск, 2011, Пенза, 2011), республиканских (Семипалатинск, 2001, Астана, 2007) научно-практических конференциях, на научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов ВКГУ им. С. Аманжолова (Усть-Каменогорск, 2003, 2004), на семинарах для руководителей, заместителей директоров образовательных учреждений Восточно-Казахстанской области (2003-2012), опубликованы в журналах «Инновации в образовании» (2011, Усть-Каменогорск), «Справочник музыкального руководителя» (2013, Алматы), а также в научно-педагогических изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю МОН PK («Образование», 2005), ВАК РФ («Омский научный вестник», 2012), учебно-методическом пособии «Развитие эстетической культуры современных школьников» (2011), в процессе обсуждения результатов исследования на семинарах кафедры педагогики ВКГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 214 источников, 12 приложений, иллюстрирована 5 рисунками, 31 таблицей.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, показано состояние научной разработанности проблемы исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет, гипотеза исследования, раскрыты методологические и научные основы, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы проблемы развития эстетической культуры учашихся в условиях адаптивной школы» проанализирован генезис состояния исследуемой проблемы, определена сущность основных понятий исследования, выявлены сущность, содержание и структура эстетической культуры учащихся, проанализированы характерные черты, принципы, особенности учебно-воспитательного процесса адаптивной школы; представлена сконструированная модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы..
Проанализировав ряд научных работ, посвященных теоретическому анализу понятия «эстетическая культура личности» (A.A. Веремьев, И.Ф. Исаев,
М.С. Каган, H.JI. Лейзеров, Ю.А. Лукин, Г.А. Недошивин, O.K. Ольхова, A.B. Пирадов, В.А. Сластёнин, Т.В. Шуртакова и др.), мы придерживаемся следующей трактовки эстетической культуры личности, на которое опирается наше исследование: «интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании».
В процессе реформирования казахстанской общеобразовательной школы, в теории и практике педагогики всё большее распространение получает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для развития сущностных сил личности. Альтернативой адаптивному считается единообразное образование, при котором не учитываются индивидуальные потребности и интересы обучающихся, их психофизические и социокультурные особенности.
Среди ведущих исследований, посвященных проблемам адаптивной школы, следует отметить работы A.C. Границкой, Н.П. Капустина, H.A. Завалко, М.И. Кикиной, Г.Ю. Ксензовой, П.И. Третьякова, С.Н. Митина, H.H. Бояринцевой, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Е.А. Ямбурга и др. Мы разделяем мнение H.A. Завалко, М.И. Кикиной, Е.А. Ямбурга, которые считают, что адаптивная школа - это массовая общеобразовательная, разноуровневая, многопрофильная школа со смешанным контингентом учащихся, целью которой является обеспечение оптимального уровня, интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей. Это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей.
Пониманию специфики и потенциала воспитательной работы адаптивной школы, как одного из важнейших аспектов развития эстетической культуры, способствовало осмысление сущности понятия «воспитательная система школы». На основе изучения и анализа исследований учёных (A.B. Абибулаева, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, B.C. Кукушкин, Х.И. Лийметс, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.) определены основные особенности воспитательной системы в условиях адаптивной школы:
1) создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи, общества в целом;
2) учет разноуровневого по своим способностям, потребностям и интересам контингента учащихся;
3) осуществление воспитательного процесса с учетом социализации и индивидуализации в процессе развития каждого обучающегося;
4) гуманистический характер воспитания;
5) развитие творческого потенциала учащихся независимо от их природных задатков с целью их успешной социальной адаптации;
6) интеграция основного общего и дополнительного образования.
В связи с этим, используя потенциал адаптивной школы по развитию личности каждого ребенка, независимо от их природных задатков и склонностей, а также с учетом индивидуализации и дифференциации процесса
обучения, мы определяем следующие особенности развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы:
1. Вьивление и развитие художественно-творческих способностей и нравственно-этических качеств учащихся происходит на основе индивидуализации и дифференциации процесса обучения, учета психофизиологических особенностей детей.
2. Предоставление свободы выбора эстетической деятельности учащихся осуществляется на основе их природных задатков и склонностей, развития на этой основе уникальности и индивидуальности каждого.
3. Интеграция основного и дополнительного эстетического образования в рамках единого образовательного пространства (школа-комплекс, школа-культурно-досуговый центр и др.) позволяет обеспечить расширение банка образовательных программ эстетического направления на всех ступенях обучения, учитывая культурные предпочтения учащихся.
4. Разработка индивидуальных образовательных программ, индивидуальной траектории обучения, выявление и фиксация динамики развития эстетической культуры учащихся способствуют изучению возможностей каждого обучающегося и предполагают создание на этой основе специального банка данных, «эстетического портфолио», раскрывающего особенности развития индивидуальности учащегося на протяжении школьного периода обучения.
5. Создание воспитывающей культурно-эстетической среды позволяет обеспечить эстетизацию всего образовательного пространства, как одного из важных факторов оптимизации процесса развития эстетической культуры учащихся.
Исходя из задач нашего исследования, мы спроектировали модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы (рисунок 1).
Первоначально модель была сконструирована как идеальная, затем, в ходе ее апробации и внедрения в процессе исследования в нее были включены изменения, и она стала реальной моделью для конкретных педагогических условий.
При разработке модели, мы основывались на различных подходах к организации образовательной и воспитательной среды. В качестве основных, мы определили системный, культурологический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. П.И. Третьяков, С.Н. Митин, H.H. Бояринцева рассматривают их как определяющие в условиях адаптивной школы.
Характерными особенностями адаптивной школы, с точки зрения взаимодействия обучающих и обучающихся, являются: переход от манипулирования учеником как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как личности; установление диалогического взаимодействия, сотворчества; взаимное обогащение субъектным опытом.
Рисунок 1. Схема модели развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы
Одним из основных блоков нашей модели является компонентно-критериальный, который представлен следующими компонентами эстетической культуры учащихся:
1. Эстетическая образованность. Её сущность состоит в освоении учащимися эстетических знаний об окружающей действительности: красоте природы, труда, отношений и др., а также художественного наследия и искусствоведческих знаний. Иными словами, данный компонент представляет совокупность знаний основ национальной культуры, музыкальной грамоты, основ мировой художественной культуры, основ этики и этикета.
2. Эмоциональная восприимчивость к красоте является необходимым условием формирования эстетической культуры и одновременно её составляющей. Именно эмоционально-образное восприятие эстетических образов способствует формированию позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизации взаимодействия детей с природой, обществом, самим собой. Критериальными показателями данного компонента являются: потребность в общении с прекрасным; эстетические эмоции, переживания; эмоционально-эстетический отклик; эстетическое впечатление;. эстетические переживания, эмоциональная эмпатия.
3. Система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация представляет собой комплекс собственных представлений, суждений о прекрасном, основанный на приобретённых знаниях, личных пристрастиях. Данный компонент является своеобразным фундаментом для дальнейшего формирования нравственной позиции, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. В систему культурных и нравственных ценностей учащихся в области эстетики входят, прежде всего, эстетические интересы; эстетическая критическая избирательность и собственный взгляд на произведения искусства; эстетический вкус; духовно-нравственные и культурные ценности.
4. Творческая активность, развитие творческого потенциала учащихся является одной из приоритетных задач современного образования и воспитания. Наиболее полно творческая активность учащихся в эстетическом аспекте находит свою реализацию в импровизации, сочинении, аранжировке как музыкального, так и хореографического материала, изобразительной деятельности.
5. Художественно-исполнительская деятельность на сегодняшний день является одним из основных средств приобщения школьников к искусству. Такого рода деятельность не подлежит автоматизации, так как связана с творческим, никогда не повторяющимся процессом постижения искусства. Данный компонент эстетической культуры представлен следующими критериальными показателями: вокально-хоровое исполнительство, хореографическое исполнительство, иструментальное музицирование декоративно-прикладная деятельность.
6. Эстетическое самообразование и самовоспитание являются важнейшими средствами формирования эстетической культуры учащихся. Эстетическое самообразование учащихся рассматривается как их
самостоятельная, индивидуальная творческая работа в области познания категорий, явлений эстетики. Без самообразования практически невозможно становление эстетической культуры учащихся, тем более, что объём обязательных дисциплин эстетического цикла в учреждениях общеобразовательного типа в рамках ГОСО РК явно недостаточен. Критериальными показателями данного компонента являются: познавательные потребности и активность учащихся, их исследовательская активность; посещение культурных центров, музеев, концертов, выставок, памятников.
Методологический блок нашей модели представлен формами деятельности, направленной на развитие эстетической культуры учащихся: учебной, внеучебной, внешкольной, а также самообразования. Согласно разработанной нами модели развития эстетической культуры учащихся, в рамках учебной деятельности мы считаем необходимым расширение базового компонента предметов эстетического цикла. Решение данной проблемы нам представляется возможным через создание общеэстетического факультета, в структуру которого, наряду с предметами, изучаемыми в рамках ГОСО (музыка, изобразительное искусство), входят такие предметы, как «Хореография», «Этика и этикет», «История музыки», «Мировая художественная культура».
Следующий блок модели освещает особенности развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы. На основе исследований ученых, освещающих сущность учебно-воспитательного процесса данного типа школы, мы выделяем следующие особенности исследуемого процесса: выявление и развитие художественно-творческих способностей и нравственно-этических качеств учащихся на основе индивидуализации и дифференциации процесса обучения, учета их психофизиологических особенностей; предоставление свободы выбора эстетической деятельности учащихся на основе их природных задатков и склонностей, развития на этой основе уникальности и индивидуальности каждого; интеграция основного и дополнительного эстетического образования в рамках единого образовательного пространства (школа-комплекс, школа - культурно-досуговый центр); разработка индивидуальных образовательных программ, индивидуальной траектории обучения, выявление и фиксация динамики развития эстетической культуры учащихся.
В качестве педагогических условий, оптимизирующих процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, мы определяем: целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности; преемственность в реализации процесса эстетического образования; комплексный характер учебной и внеучебной эстетической деятельности; психологическая поддержка процесса развития творческого потенциала личности; создание воспитывающей социокультурной среды, обеспечивающей эстетизацию учебно-воспитательного процесса.
Проектируя модель развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, мы исходили из следующего:
1) реализация цели модели должна осуществляться через функционирование системы целевого назначения;
2) экспериментальная модель включается в общую систему учебно-воспитательного процесса адаптивной школы;
3) структурные компоненты эстетической культуры учащихся формируются поэтапно, в течение всего периода обучения в школе;
4) эффективность экспериментальной модели достигается при определённых организационно-педагогических условиях.
Во второй главе «Организационно-диагностическое и программно-содержательное обеспечение процесса развития эстетической культуры учащихся в адаптивной школе (на примере Казахстана)» раскрыт процесс внедрения разработанной модели развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы, показана логика эксперимента, проведены анализ и интерпретация его результатов.
Основным эмпирическим методом исследования выступал педагогический эксперимент, который проводился в течение одиннадцати лет и осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Вся экспериментальная работа строилась по нескольким направлениям:
Первое - диагностическое, заключающееся в подборе адекватных психолого-педагогических методик, проведении совместно с психологами школ диагностических процедур, осуществлении педагогического мониторинга процесса развития эстетической культуры учащихся.
Второе - просветительское, состоявшее в просвещении педагогов и родителей по современным подходам к проблемам эстетического воспитания и образования, определения места предметов эстетического цикла в этом процессе, а также осознания ими значения развития эстетической культуры учащихся.
Третье направление заключалось в создании воспитывающей культурно-эстетической среды, как одного из условий успешного развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы с целью предоставления им широких возможностей для активного, самостоятельного творческого поиска, удовлетворения потребностей, склонностей и интересов школьников с разными уровнями способностей.
Четвёртое направление состояло в расширении содержания базового и дополнительного эстетического образования учащихся, направленного на развитие их эстетической культуры. Характерными особенностями при выборе форм, методов обучения и воспитания явились индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психологических особенностей учащихся, их творческого потенциала.
Пятое направление предполагало включение учащихся в активную творческую среду, участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах детского творчества, в соответствии с их склонностями и способностями, а также вовлечение школьников в проектную деятельность.
Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательных школ адаптивного типа № 24, 29,37 г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. Объем выборки на констатирующем этапе эксперимента составил 203 учащихся 1-11 классов, 53 педагога
общеобразовательных школ г. Усть-Каменогорска, 34 руководителя общеобразовательных учреждений ВКО, 98 слушателей курсов Института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования ВКО, 94 родителя учащихся.
В качестве основных методов эмпирического исследования были определены следующие: наблюдение; опрос (интервью, анкетирование, тестирование); беседа; экспертная оценка, мини-сочинение, анализ творческих работ, портфолио, продуктов исследовательской деятельности учащихся, а также математические и статистические методы.
Для изучения уровней сформированности критериальных показателей каждого из компонентов эстетической культуры мы использовали диагностические методики: 1) «Музыкальная палитра» В.П.Анисимова, 2) «Выбери музыку» Л.В.Школяр (компонент «эмоциональная восприимчивость к красоте»), 3) «Сфера интересов» О.И. Моткова (компонент «система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация»), 4) Тест-опросник на знание основ мировой художественной культуры (компоненты «эстетическая образованность», «эстетическое самообразование»), 5) Тест-опросник мотивационной направленности музыкально-эстетических вкусов учащихся В.П. Анисимова. Кроме того, были изучены планы и отчеты воспитательной работы экспериментальных школ, статистические отчеты творческих достижений учащихся, ученические портфолио, индивидуальные карты, в которых отражены успехи и достижения, а также творческая активность испытуемых (компоненты «художественно-исполнительская деятельность», «творческая активность»).
По результатам констатирующего эксперимента был сделан вывод: при традиционной организации процесса эстетического воспитания в школе большинству учащихся не свойственны показатели развитости эстетической культуры. Культурные предпочтения, эстетическая образованность, эмоциональная отзывчивость на произведения искусства не представляют для учащихся серьезной ценности. В большей степени данные качества у испытуемых сформированы на низком и среднем уровнях, а развитость эстетической культуры выражена в неопределенности, неустойчивости, «эклектичности» взглядов, суждений.
Формирующий эксперимент был организован в КГУ «Средняя школа № 29» г.Усть-Каменогорска.
Одним из педагогических условий, оптимизирующих процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, является создание воспитывающей культурно-эстетической среды в школе, где ребенок смог бы приобрести первый опыт самостоятельной культурной деятельности, включиться в культурные связи общества. Формирующий эксперимент представлял поиск содержательных и процессуальных аспектов, систему выстроенных мероприятий и состоял из трёх составляющих частей, каждая из которых содержала определённую специфическую цель.
Задачей подготовительного этапа формирующего эксперимента стало повышение эстетической культуры учителей, родителей. Появилась
необходимость в организации системы методических семинаров и практикумов для педагогов с целью освоения ими теоретических и методологических основ развития эстетической культуры учащихся по ряду вопросов.
В рамках информационно-просветительской деятельности с родителями нами были предложены такие формы, как «дни открытых дверей», родительские собрания, конференции, лектории, вернисажи, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Тематика данных мероприятий отражала весь спектр изучаемой проблемы: «Человек и культура», «Эстетическая культура современного человека», «Традиции в семье и школе», «Одаренный ребенок», «Музыка или математика?», «Дополнительное образование: «за» и «против» и др.
Задачей основного этапа формирующего эксперимента стало научное и методологическое обоснование целей, содержания (разработка программ, спецкурсов), методов и форм процесса развития эстетической культуры учащихся как реализации поэтапного осуществления на всех ступенях общеобразовательной школы.
На основе результатов анализа учебных программ эстетического цикла в рамках ГОСО мы разработали ряд авторских и модифицированных программ для всех ступеней общеобразовательной школы: программа «Музыка» для учащихся 1-6 классов; программа «Хореография» для учащихся 1-5 классов; курс «Этика и этикет» для учащихся 7-9 классов; курс «Деловой этикет» для учащихся 10 классов; курсы «Мировая художественная культура», «История музыки» для учащихся 10-11 классов.
Рисунок 2. Схема комплекса дисциплин эстетического компонента в условиях адаптивной школы
Задачей заключительного этапа формирующего эксперимента явилось технологическое обеспечение внедрения модели развития эстетической культуры учащихся, проверка её эффективности, внесение корректив. Согласно разработанной модели развития эстетической культуры учащихся, одной из особенностей этого процесса в условиях адаптивной школы является интеграция основного и дополнительного образования. Решение этой проблемы мы рассматриваем через создание в школе целостного образовательного пространства, в котором базовое и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие компоненты. Так, на базе экспериментальной школы были организованы Школа искусств и
общеэстетический факультет, содержание работы которых: 1) охватывает весь контингент учащихся школы; 2) строится на основе разноуровневого подхода; 3) обеспечивает реализацию творческого потенциала учащихся независимо от их уровня способностей.
Основная идея подобной интеграции основного и дополнительного образования заключалась в создании культурно-эстетического пространства, оптимизирующего процесса развития эстетической культуры учащихся. Учебно-воспитательный процесс в рамках дополнительного эстетического образования осуществлялся на основе разработанных программ различного эстетического профиля, отражающих специфику работы «школы в школе», содержание которых позволило бы обеспечить развитие творческого потенциала учащихся с разным уровнем природных задатков. Это программы «Общее фортепиано» (для учащихся инструментального отделения), «Хореография» (для учащихся хореографического отделения), «Хоровой класс» (для учащихся хорового отделения), «Радуга» (для учащихся художественного отделения).
культуры учащихся в условиях адаптивной школы
Таким образом, подводя итоги формирующего этапа эксперимента, а также внедрения модели развития эстетической культуры учащихся, позволило нам сформулировать следующие выводы:
- изменение содержания работы в рамках эстетического воспитания и образования учащихся привело к автоматическому изменению стратегии учебно-воспитательного процесса школы в целом;
- обновление содержания и форм работы позволило изменить традиционную систему эстетического образования, которая ранее носила, зачастую, случайный характер, теперь же обрела целостность и комплексность;
- внесение существенных корректив в учебно-воспитательный процесс адаптивной школы позволило создать культурно-воспитательную среду, которая в максимальной степени обеспечивает оптимизацию процесса развития эстетической культуры учащихся.
Целью контрольного эксперимента опытно-экспериментальной работы стала проверка устойчивости позитивных изменений в развитии эстетической культуры учащихся адаптивной школы, фиксация и анализ динамики личностных изменений в структуре эстетической культуры учащихся. Выборку экспериментальной группы составили учащиеся КГУ «Средняя школа № 29» г. Усть-Каменогорска. Выбор учебного заведения и определение контрольной группы (из состава учащихся КГУ «Средняя школа № 37») обусловлен идентичным по отношению к экспериментальной школе организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с адаптивной технологией и наличием в образовательном учреждении традиционной системы эстетического
воспитания учащихся.
Мы провели контрольный срез всех компонентов разработанной структуры эстетической культуры учащихся, результаты которого показали высокий и средний уровни сформированное™ критериальных показателей эстетической культуры учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе по соответствующим показателям преобладает средний уровень с тенденцией низкого. Это свидетельствует о том, что формы, технологии, средства, применяемые в экспериментальной группе, положительно влияют на процесс развития эстетической культуры школьников.
При достаточно высоких результатах по уровням эстетической культуры учащихся полученные данные свидетельствуют, что не все дети достигают сформированности эстетической культуры как целостного интегративного свойства личности. В экспериментальной группе такие учащиеся составили 93,3% от общего числа участников, а в контрольной - только 33,3%.
Ценностное освоение явлений эстетики и культуры затруднено для учащихся контрольной группы в силу отсутствия явно выраженной для них практической «полезности» эстетических и культурных объектов, неопределенности результата, отсутствия достаточного запаса опыта переживаний и чувств.
Таким образом, в результате заключительного этапа контрольного эксперимента нами получены сводные данные интеграции критериев и показателей сформированности эстетической культуры учащихся, которые отражены в таблице.
Таблица
Совокупные компонентные показатели, определяющие интегральную оценку
Компонент эстетической культуры учащихся Уровень развития компонентов ЭКУ Распределение показателей по уровням развития компонентов эстетической культуры
Экспериментальная группа Контрольная группа
1 Эстетическая образованность Высокий 60% 0
Средний 40% 66,67%
Низкий 0 33,33%
Центральная тенденция (по модальной категории) Высокий уровень Средний уровень
2 Эмоциональная восприимчивость к красоте Высокий 100% 0
Средний 0 20%
Средний и низкий 0 20%
Низкий 0 60%
Центральная тенденция (по модальной категории) Высокий уровень Низкий уровень
3 Система культурных ценностей и эстетическая мотивация Высокий 100% 16,67
Средний 0 33,33
Низкий 0 50,00
Центральная тенденция (по модальной категории) Высокий уровень Низкий уровень
4 Творческая активность Высокий уровень Средний уровень
5 Художественно-исполнительская деятельность Высокий уровень Средний уровень
6 Эстетическое самообразование Высокий уровень Низкий уровень
Итоговый показатель сформированности эстетической культуры учащихся Высокий уровень Средний и низкий
эстетической культуры учащихся экспериментальной группы сформированы на высоком уровне. В контрольной группе по соответствующим показателям преобладает средний уровень с тенденцией низкого.
Итоговые данные опытно-экспериментальные данные свидетельствуют о том, что развитие структурных компонентов эстетической культуры учащихся происходит неравномерно: наиболее сложными являются «эстетическая образованность», «художественно-исполнительская деятельность», далее следуют «система культурных и нравственных ценностей и эстетическая мотивация», «эстетическое самообразование». Наиболее доступные для развития компоненты - «эмоциональная восприимчивость к красоте» и «творческая активность». Ценностное освоение явлений эстетики и культуры затруднено для учащихся в силу отсутствия явно выраженной для них практической «полезности» эстетических и культурных объектов, неопределенности результата, отсутствия достаточного запаса опыта переживаний и чувств.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, изложены основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы:
1. Актуальность проблемы развития эстетической культуры учащихся обусловлена социокультурными, психолого-педагогическими предпосылками в современном обществе, вызывающими потребность в воспитании «человека культуры», ориентированного на ценности мировой и национальной культуры, способного к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
2. Анализ научной литературы и нормативных документов показал, что процесс развития эстетической культуры учащихся является предметом исследования ряда ученых и практиков. Большинство авторов рассматривают эстетическую культуру учащихся как «интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании».
3. В процессе реформирования казахстанской общеобразовательной школы в теории и практике педагогики всё большее распространение получает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для развития сущностных сил личности.
4. В ходе анализа теории и практики была разработана, обоснована и внедрена модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы, которая учитывает специфику (принципы, подходы, особенности) данного типа школы и обеспечивает полноценное формирование структурых компонентов развития исследуемого качества от целеполагания до результата, обуславливающих эффективность данной модели.
5. Структурными компонентами эстетической культуры учащихся адаптивной школы являются: эстетическая образованность; эмоциональная восприимчивость к красоте; система ценностных ориентации; творческая активность; художественно-исполнительская деятельность; эстетическое самообразование. Определены и описаны критерии, показатели, уровни эстетической культуры учащихся.
6. Выявлены и обоснованы педагогические условия, которые способствуют полноценному развитию эстетической культуры учащихся: целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности; преемственность в реализации процесса эстетического образования; комплексный характер учебной и внеучебной эстетической деятельности учащихся; психологическая поддержка процесса развития творческого потенциала учащихся; создание воспитывающей культурно-эстетической среды.
7. Эффективность проводимой экспериментальной работы доказана результатами диагностических исследований и деятельности школ, принявших участие в эксперименте.
8. В ходе эксперимента разработаны программы и спецкурсы для всех ступеней общеобразовательной школы, а также учреждений дополнительного
образования эстетического профиля, которые обеспечивают положительное влияние на процесс развития эстетической культуры школьников.
Таким образом, результаты проведённого исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Специального исследования требует проблема взаимодействия общеобразовательной школы и внешкольных учреждений по созданию культурно-эстетической среды обучающихся.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Публикаця в ведущем рецензируемом научном журнале, определённом Перечнем ВАК Минобрнауки РФ
1. Свахина, В.В. Система духовно-нравственных ценностей как один из компонентов эстетической культуры учащихся [Текст] / В.В. // Омский научный вестник, 2012,- № 1 (105). - С. 172-176.
В других изданиях
2. Свахина, В.В. Обеспечение и внедрение комплексной целевой программы эстетического воспитания в условиях развития ОЭФ на базе общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Свахина // Региональные проблемы и пути реализации Государственной программы «Образование»: материалы республиканской научно-практической конференции. - Семипалатинск: Изд-во КазФЭИ, 2001. - С. 23-33.
3. Свахина, В.В. Формирование эстетического вкуса старшеклассников в современных условиях [Текст] / В.В. Свахина // Творчество молодых ученых Восточному Казахстану: материалы конференции молодых ученых Восточно-Казахстанского Государственного университета. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003. - С. 108-111.
4. Свахина, В.В. Содержательная характеристика курса «Этика и этикет» для учащихся 8-9 классов в системе эстетического воспитания общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Свахина // Доклады конференции молодых ученых ВКГУ. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2004. - С. 324-329.
5. Свахина, В.В. Обеспечение эстетического образования в условиях адаптивной системы обучения (раздел) [Текст] / H.A. Завалко, М.И. Кикина и др. // Адаптивная школа: педагогический опыт, проблемы и решения: монография. - Усть-Каменогорск: Изд-во «Медиа-Альянс», 2004. - С.77-85.
6. Свахина, В.В. Особенности содержания программы по «Музыке» для младших школьников в системе эстетического воспитания и образования [Текст] / В.В.Свахина, А.Ж.Берикболова // Образование, №5 (29), 2006. -Алматы. - С. 20-22. (80% личного участия).
7. Свахина, В.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в условиях дополнительного образования [Текст] / В.В- Свахина // Современные тенденции в мировом образовательном пространстве и актуальные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов: методология, инновации,
поиск: материалы республиканской научно-практической конференции. -Астана: Изд-во ЕГИ, 2007. - С. 166-168.
8. Свахина, В.В. Определение сущности и структуры эстетической культуры учащихся [Текст] / В.В. Свахина, H.A. Завалко // Современные исследования социальных проблем: материалы III Общероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Красноярск: Изд-во НИЦ, 2011. - С. 115-119. (70% личного участия).
9. Свахина, В.В. Метод проектов как одна из форм развития эстетической культуры учащихся в условиях базового и дополнительного эстетического образования [Текст] / В.В. Свахина // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях двухуровневой модели образования: материалы IV международной научно-практической конференции.
- Пенза: Изд-во АННОО «ПДЗ», 2011. - С .116-119.
10. Свахина, В.В. Развитие эстетической культуры современных школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Свахина, H.A. Завалко.
- Усть-Каменогорск: Изд-во «Forvard», 2011. - 160 с. (70% личного участия).
11. Свахина, В.В. Система развития эстетической культуры учащихся в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования [Текст] / В.В. Свахина // Инновации в образовании - № 4 (7), 2011. - Усть-Каменогорск.
- С.5-10.
12. Свахина, В.В. Народный танец как средство воспитания нравственных качеств учащихся [Текст] / В.В. Свахина, A.A. Рихарт // Справочник музыкального руководителя - № 1, 2013. - Алматы. - С.62-66. (80% личного участия)
Подписано в печать 26.09.2013 г. Объем 1,4 уч.-изд. л. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ №1318 Отпечатано в типографии «Концепт», 656049, г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85, т./ф.: (3852) 36-82-51, concept-print.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Свахина, Виктория Валерьевна, Барнаул
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ПРАВЕ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ «ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ С.АМАНЖОЛОВА»
УДК 37.01
На правах рукописи
04201362988
СВАХИНА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Завалко Надежда Александровна
Барнаул, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения.....................................................................3
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ
ШКОЛЫ.
1.1 Проблема развития эстетической культуры учащихся в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике...................................15
1.2 Возможности адаптивной школы в развитии эстетической культуры учащихся...................................................................................48
1.3 Структурная модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы...........................................................76
Выводы по первой главе......................................................................109
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНО-
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА).
2.1 Организация и основные направления опытно-экспериментальной работы по развитию эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной
школы.......................................................................................111
2.2 Программно-содержательное обеспечение процесса развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы...............................................134
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы............179
Выводы по второй главе......................................................................202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................204
Список использованных источников........................................................209
Приложения.....................................................................................221
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВКГУ - Восточно-Казахстанский Государственный университет ВКО - Восточно-Казахстанская область ВУЗ - высшее учебное заведение
ГОСО - Государственный общеобязательный стандарт образования
ИЗО - изобразительное искусство
ИКТ - информационно-комуникационные технологии
КГУ - коммунальное государственное учреждение
НОШ - научное общество школьников
РК - Республика Казахстан
СШ - средняя школа
УДО - учреждения дополнительного образования
ЭКУ - эстетическая культура учащихся
ЭО - эмоциональная отзывчивость
ШМО - школьное методическое объединение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана намечен новый этап в экономическом и политическом развитии страны в процессе дальнейшей модернизации и демократизации Казахстана. В связи с этим, дальнейшие усилия должны быть направлены не только на образование, профессиональную подготовку и социальную сферу, а, прежде всего, на развитие моральных и духовных ценностей народа Казахстана, так как в XXI веке важным аспектом образования становится культура личности [148, С.5].
Как отмечено в Законе «Об образовании» Республики Казахстан [74], одной из главных задач среднего образования является формирование художественной культуры личности. В связи с этим, возрастает роль эстетического воспитания учащихся с акцентом на модель «человека культуры» [24] - свободной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, способной к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
Вместе с тем, нынешнее состояние образования характеризуется как кризисное, один из аспектов которого связан с технократической перегрузкой, «с дефицитом культуры в образовании» [110, С.27]. Педагогика переживает переходный период, характеризующийся сменой просветительской парадигмы на культуротворческую [24, 30, 107]. Возникла потребность создания в массовой школе культурно-эстетической среды, которая могла бы стать альтернативой традиционному обучению и обеспечить развитие эстетической культуры учащихся.
Однако сегодня образовательная система сталкивается с определёнными трудностями в реализации этой задачи. В связи с ориентацией школы только на обучение, способствующее излишней рационализации и интеллектуализации, предметам эстетического цикла не уделено должное внимание в учебных планах. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего образования Республики Казахстан (ГОСО РК 2.3.4.01-2010) предполагает
изучение всего двух предметов эстетической направленности - «Музыка» и «Изобразительное искусство» (1-6 классы), то есть фактически, начиная с седьмого класса, учащиеся лишены возможности полноценного художественно-эстетического образования. Кроме того, ориентация на семейные формы эстетического воспитания, угасающие под воздействием рыночных отношений, сегодня себя не оправдывает. В результате возникает снижение культурно-образовательного уровня школьников, что приводит к изменениям в системе их ценностных ориентаций, примитивности в выборе жизненных ориентиров, потенциала духовности.
Основополагающие подходы к проблемам эстетического воспитания, в основе которых заложена целая система общекультурного влияния на личность, были обозначены в Древней Греции и нашли своё отражение в учениях Сократа и Аристотеля [75, 121]. Гуманисты эпохи Возрождения (Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Т. Мор [75, 191]), пропагандируя идею гармоничного развития личности, подчёркивали необходимость эстетического воспитания через занятия различными видами искусства.
Большой вклад в становление эстетической культуры учащихся внесли русские и советские педагоги (К. Д. Ушинский [183], П. Ф. Каптерев [83], В. А. Сухомлинский [137, 172], А. С. Макаренко [124] и др.). Психолого-педагогические основы эстетического образования были сформулированы и освещены в трудах П. П. Блонского [26], А. В. Луначарского [123], В. Н. Шацкой [198], J1.C. Выгодского [43], Б. В. Асафьева [14], С. X. Раппопорта [159] и др.
Эстетическая культура, как предмет специального исследования философии, социологии и искусствоведения, находит свое отражение в трудах М.С. Кагана [80], Ю.А. Лукина [122], A.B. Пирадова [145], В. В. Медушевского [127] и др. Развитие и формирование отдельных компонентов эстетической культуры рассматривается в работах М.А. Верба [35, 36, 153], A.A. Веремьева [37, 38, 39, 40], Б.Т. Лихачева [118, 119, 120], Н.И. Киященко [206] и др.
Концептуальные основы современных школьных учебных программ по эстетическому воспитанию, актуальные методические вопросы освещены в исследованиях Д. Б. Кабалевского [77], Б. Н. Неменского [132], Н. А. Терентьевой [176], Ю. Б. Алиева [6], Ш. Б. Кульмановой [111], Ж. Енсепова [63] и др.
Современный этап развития проблемы эстетического воспитания в Казахстане характеризуется новым подходом, реализующим органичное сочетание процесса приобщения молодёжи к мировой культуре, и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру (3. Р. Ахметова [15], М. X. Балтабаев [17, 18], Р. У. Накипбекова [129] Р. К. Дюсембинова [61], Т. А.], С. А. Каскабасова [86], А. А. Колыбекова [92], Кишкашбаев [88], С. А. Жумадиллаева [69] и др.).
В современных условиях в системе образования Республики Казахстан подавляющее большинство составляют обычные массовые школы, разноуровневые и многопрофильные со смешанным контингентом учащихся, многие из которых внедряют адаптивную систему обучения и определяют целью своей работы создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика с учётом его психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Среди учёных, раскрывающих сущность адаптивной системы обучения, следует отметить А. С. Границкую [51], Н. П. Капустина [84], Е. А. Ямбурга [212], Н. А. Завалко, М. И. Кикину [72], П. И. Третьякова [179], Т. И. Шамову, Т. М. Давыденко [196] и других.
Проблемы воспитательной работы в современной школе рассматриваются в трудах Л.И. Маленковой [125], В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой [85], А. К. Дюсуповой [62], Ж. Ж. Наурызбай [131] и др.
Однако специально проблема развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы не была предметом исследования.
Несмотря на осознание необходимости повышения роли эстетического образования в современной школе, нами выявлена недостаточная теоретическая и методическая разработанность вопроса по целенаправленной организации
учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленной на развитие их эстетической культуры. Уровень эстетического образования, который предполагает ГОСО, является не достаточным, нравственно-эстетический потенциал культуры, науки, художественного творчества остается невостребованным. Большинство проблем в решении подобных вопросов сводится к низкому качеству методического инструментария предметов эстетического цикла, а также неэффективной организации учебной и внеучебной деятельности по эстетическому воспитанию.
В связи с этим возникает ряд существенных противоречий между:
- объективной потребностью общества в развитии эстетической культуры учащихся различных типов общеобразовательных школ и недостаточным использованием ценностного потенциала адаптивной школы для удовлетворения этой потребности;
- между низким уровнем развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы и отсутствием модели ее развития в условиях данного типа школы;
- между возможностями адаптивной школы в эстетическом развитии учащихся и недостаточной теоретической и методической оснащенностью этого процесса в ее образовательной практике.
Таким образом, существующие противоречия обозначили актуальность исследования, проблема которого заключается в выявлении особенностей и педагогических условий, оптимизирующих процесс развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы.
Актуальность данной проблемы, недостаточная её теоретическая разработанность, потребность практики определили тему исследования: «Развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы» (на примере Казахстана).
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, программно-содержательном обеспечении и реализации модели развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы.
Объект исследования - развитие духовной культуры школьников. Предмет исследования - процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
Гипотеза исследования: развитие эстетической культуры учащихся в адаптивной школе будет эффективным, если:
- определена структура эстетической культуры учащихся, ее компонентный состав;
- выявлены возможности адаптивной школы в развитии эстетической культуры учащихся;
- разработаны, апробированы и внедрены в образовательную практику казахстанской адаптивной школы модель развития эстетической культуры учащихся и ее методическое обеспечение;
- созданы оптимизирующие этот процесс педагогические условия.
Задачи исследования:
1. Уточнить структуру эстетической культуры учащихся и разработать критериально-оценочную базу диагностики уровней ее развития.
2. Выявить возможности адаптивной школы в развитии эстетической культуры учащихся и определить особенности данного процесса.
3. Сконструировать модель развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы, апробировать ее и экспериментально внедрить.
4. Выявить педагогические условия, оптимизирующие процесс развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
5. Разработать научно-методические рекомендации по организации процесса развития эстетической культуры учащихся адаптивной школы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения о деятельностном подходе в диалектике развития сознания и способностей личности (Б.Т. Лихачев, Б.М. Теплов [119, 174]); философские и психологические теории культуры (М.С. Каган, Н.И. Киященко Ю.А. Лукин, Б.Т. Лихачев [81, 206, 1119, 122]), теории эстетического воспитания (Д.Б.
Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский [77, 119, 132]) теории художественно-эстетической культуры личности (М.А. Верб, A.B. Пирадов, Н.Б. Крылова, Л.П. Печко [36, 145, 108, 144]), положения о единстве и преемственности социального и культурно-исторического опыта в воспитании и образовании (М.Х.Балтабаев [17]); теории воспитательной системы школы (В.А. Караковский, Л.И. Новикова [182]); индивидуализации обучения (A.A. Кирсанов, Н.Э. Унт, H.A. Завалко [71, 181]); культурной парадигмы образования (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова [24, 30, 107]); адаптивной школы (A.C. Границкая, Н.П. Капустин, Е.А. Ямбург [51, 84, 212]).
Опытно-экспериментальная база исследования: средние
общеобразовательные школы адаптивного типа № 29, 37 г.Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области. В исследовании принимали участие 1131 учащихся 1-11 классов, 53 педагога общеобразовательных школ, 34 руководителя учреждений образования Восточно-Казахстанской области, 98 слушателей курсов Института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования ВКО, 94 родителя учащихся.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, моделирование, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности учащихся и педагогов, статистические методы обработки полученных данных.
Исследование осуществлялось в период с 2000 по 2012 гг.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись теоретические позиции, круг исследовательских задач, формулировалась рабочая гипотеза исследования.
На втором этапе (2001-2010 гг.) проводилась разработка содержания, апробация и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы модели развития эстетической культуры учащихся; определялось содержание, формы,
методы, средства и условия, обеспечивающие оптимизацию процесса развития эстетической культуры; осуществлялся мониторинг эффективности внедренческого процесса.
На третьем этапе (2010-2012 гг.) систематизировались, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, вносились коррективы в разработанную модель развития эстетической культуры учащихся, проводилась статистическая обработка материалов исследования, формулировались теоретические выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - выявлены и раскрыты возможности адаптивной школы в оптимизации процесса развития эстетической культуры учащихся (гибкая организация учебно-воспитательного процесса; использование всех ресурсов учебного плана для построения индивидуальной и групповой образовательных траекторий учащихся; использование разнообразных форм дифференциации и вариативности обучения; интеграция основного и дополнительного образования на основе осуществления единых подходов; перенос акцента с обучения на воспитание и признание особой важности воспитательного процесса; руководство педагогическими кадрами как мотивация выработки педколлективом особой культуры с общими взглядами на миссию школы, ориентированностью на потребности школьника, общества, семьи
и др.);
- разработана модель развития эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы, отражающая логику исследуемого процесса, его цель, принципы, подходы, особенности, методическое обеспечение, условия и результат;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие эстетической культуры учащихся в условиях адаптивной школы (целенаправленный отбор содержания учебного материала с точки зрения его эстетической направленности; преемственность в реализации процесса
эстетического образования; комплексный характер учебной и внеучебной деятельности; психологическая поддержка исследуемого процесса; создание воспитывающей культурно-эстетической среды).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- теоретически обоснована и уточнена структура эстетической культуры учащихся в единстве компонентов (эстетическая образованность; эмоциональная восприимчивость к красоте; система культурных, нравственных ценностей и эстетическая мотивация; творческая активность; художественно-исполнительская деятельность; эстетическое самообразование и самовоспитание), определены ее критерии, показатели и уровни;
- выявлены особенности развития эстетической культуры учащихся адапт