автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция коллективных и индивидуальных форм работы как условие формирования эстетической культуры младших подростков
- Автор научной работы
- Киреева, Нина Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Белгород
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Киреева, Нина Васильевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.
1.1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
1.3. МЕСТО КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.
Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ И ПОВЫШЕНИЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ УРОВНЯ ИХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция коллективных и индивидуальных форм работы как условие формирования эстетической культуры младших подростков"
Актуальность исследования
Отрицательное влияние социума, средств массовой информации, пропаганды порнографии и насилия требуют противостояния им школы, родителей, педагогической общественности. Необходим поиск оптимальных путей формирования подрастающих поколений и, в частности, их эстетической культуры. Эстетическая культура является компонентом базовой культуры, воплощающей в себе опыт, накопленный человечеством в процессе своей истории. Современная школа остро нуждается в исследованиях особенностей формирования эстетической культуры школьников с учетом современных реалий, в научно обоснованных рекомендациях по их организации.
Общетеоретические основы формирования культуры отражены в работах О.С. Газмана, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, А.И. Мищенко, М.Ф. Овсянникова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др. Исследования этих авторов позволили разработать культурологический подход к воспитанию и использовать его в раскрытии сущности эстетической культуры, ее структуры.
Философские, психологические, искусствоведческие аспекты исследуемого нами феномена рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Бурцева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, М.Ф. Овсянникова С.Л. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, Б.М. Тепло-ва, П.М. Якобсона и др. В них эстетическая культура характеризуется как часть общей культуры, совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. Данные исследования позволили нам при анализе сущности эстетической культуры базироваться на имеющихся в психологии трех подходах к пониманию личностных качеств: а) понимание этих качеств, как единства сознания, чувства и воли ^
С.И. Архангельский); б) понимание их как единства мотивации деятельности и способов ее выполнения, которыми владеет ученик (C.JI. Рубинштейн, Л.И. Божович); в) понимание качеств личности как ее укоренившихся отношений к действительности, соотносящихся с ее мировоззрением (Б.Г. Ананьев).
Применительно к школьному образованию, эстетическая культура личности рассматривается как результат процесса эстетического воспитания.
Анализ литературы в избранной для исследования области позволил выделить в ней несколько групп исследований.
1. Исследования, раскрывающие возможности внеурочной эстетической деятельности школьников (Г.В. Арзямова, Н.М. Артеменко, JI.A. Бондаренко, Л.И. Буров, Н.К.Гаврюшин, М.Ю. Герман, Р. Лапина, Т.А. Марченко, А.Я. Михайлова, В. Монастырский, П.Н. Оси-пова, А.Л. Репанский, Н.А. Тазова, А.С. Хворостов, М.И. Шилова, П.М. Якобсон, Е.А. Ямбург).
2. Работы, позволяющие увидеть возможности педагогически целесообразного согласования урочной, внеклассной и внешкольной работы при их использовании в формировании эстетической культуры школьников (B.C. Библер, А.В. Валицкая, П.Н. Осипова).
3. Исследования, в которых рассматриваются проблемы эстетического всеобуча школьников (в том числе и в школах-комплексах). (Н.Б. Гонтаровская, Т.И. Сухова, И.И. Трубина).
4. Работы, посвященные проблемам личностно ориентированного подхода к эстетическому воспитанию (Л.Н. Азаров, Г.В. Беда, О.И. Во-рожейкин, Т.Н. Иванов, Е.Е. Игнатьева, Л.Н. Либерская, О.С. Лит-виненко, Т.П. Новикова, Н.С. Сакулина, Е.В. Шорохов).
5. Исследования, освещающие возможности отдельных учебных дисциплин в эстетическом воспитании школьников, пути и способы развития их эстетических способностей, содержание и формы эсте^ тического воспитания (Ю. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Д.Е. Огороднов, В.М. Шацкая - на уроках музыки; А.Б. Алехин, С.И. Ботова, Г.Г. Виноградова, И.П. Глинская, JI.K. Кондаленко, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова - на уроках изобразительного искусства; И.П. Волков, Н.М. Конышева, М. Рамазанов, А.В. Рябчиков, JI.B. Шевчук - на уроках художественного труда; Р.В. Гуревич - на уроках трудового обучения; В.Г. Болтянский, А.В. Бондаренко, И.Г. Зенкевич, И.М. Титова - на уроках естественно-математического цикла).
Как показывает анализ литературы, вопросы интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков изучены недостаточно. Лишь частично исследованы ее сущность, значение и способы организации; не выявлена и не обоснована система педагогических условий, реализация которых поможет повысить эффективность исследуемого процесса. Вместе с тем анализ массовой практики формирования эстетической культуры школьников свидетельствует о том, что без решения названных вопросов невозможно достичь необходимого эстетического развития личности. Этот же анализ убеждает в том, что проблема интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании является наименее разработанной, а в отношении младших подростков не рассматривалась вообще.
Осмысление проблемы интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков, анализ теоретических и экспериментальных исследований, а также практической деятельности школы позволили выявить противоречие между недостаточной разработанностью проблемы организации такой интеграции и потребностью ее практического воплощения в учебно-воспитательном процессе школы. Вышеуказанное противоречие дало возможность обосновать проблему исследования: каковы сущность и пути интеграции коллективных и индивидуальных форм работы как условия эффективного формирования эстетической культуры младших подростков и педагогические условия повышения эффективности этого процесса на основе организации такой интеграции? Ее решение составило цель исследования.
Объект исследования: формирование эстетической культуры младших подростков в целостном педагогическом процессе школы.
Предмет исследования: интеграция коллективных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков в условиях школы-комплекса.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность эстетической культуры личности, определить место ее эстетического воспитания в структуре целостного воспитательного процесса и установить его взаимосвязи с другими аспектами этого процесса.
2. Изучить своеобразие эстетического воспитания, его средств, факторов, методов и форм в младшем подростковом возрасте.
3. Исследовать интеграцию коллективных и индивидуальных форм воспитания эстетической культуры младших подростков и способы ее организации.
4. Выявить и обосновать педагогические условия повышения эстетической культуры младших подростков на основе интеграции коллективных и индивидуальных форм работы и разработать методические рекомендации по организации и осуществлению исследуемой нами интеграции.
Ведущей идеей выдвинутой гипотезы явилась идея об иерархической системе педагогических условий повышения эффективности формирования эстетической культуры младших подростков, включающей в себя общие условия эффективности целостного воспитательного процесса, влияющие на результативность эстетического воспитания как одного из его органически взаимосвязанных аспектов; условия, непосредственно влияющие на эффективность эстетического воспитания и уровень развития эстетической культуры; условия, влияющие на использование коллективных и индивидуальных форм работы по формированию эстетической культуры и обеспечение их педагогически целесообразной интеграции.
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, а также идеи системного подхода как общепедагогического принципа науки, раскрывающего особенности личностно ориентированного и коллективно обусловленного целостного педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение нормативных документов, целостный педагогический опыт эстетического воспитания в школе; изучение массовой практики эстетического воспитания и передового опыта работы школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; специальная экспериментальная работа; наблюдение; экспертная оценка; самооценка; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования были школы г.Белгорода с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла №№ 21, 27, 41, 46, Шелаевская школа Валуйского района Белгородской области. Основная исследовательская работа проводилась на базе школы № 27 г. Белгорода. Опытной работой были охвачены 369 младших подростков и 32 педагога. Организация исследования проводилась в несколько этапов.
Первый этап (1989-1994 г.) - изучение философской, психологической и педагогической литературы в избранной для исследования области; осмысление и формулировка теоретических и методологических позиций исследования; проведение констатирующего эксперимента; установление исходного уровня эстетической культуры младших подростков; разработка критериев оценки уровня усвоения ими эстетической культуры; создание в школе организационных, научно-методических, кадровых и материально-технических предпосылок для осуществления эксперимента. К концу этого этапа были определены исходные параметры исследования и его общая гипотеза.
Второй этап (1995-1999 г.) - организация экспериментальной работы. В процессе этой работы, проведенной на базе целостного педагогического опыта, была проверена, детализирована и обогащена сформулированная в ходе исследования гипотеза.
Третий этап (1999-2000 г.) - обобщение материалов эксперимента с учетом результатов, полученных на двух предшествующих этапах; заключительный анализ и обобщение теоретических и эмпирических материалов исследования, литературное оформление диссертации, систематизация полученных результатов.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в следующем: а) охарактеризованы формы работы в процессе воспитания эстетической культуры младших подростков и дана их классификация в зависимости от вида их интеграции; б) исследована интеграция коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании младших подростков и способы ее организации; в) теоретически и экспериментально выявлены и обоснованы педагогические условия повышения уровня эстетической культуры младших подростков на основе организации педагогически целесообразной интеграции коллективных и индивидуальных форм работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение уровня усвоения эстетической культуры младшими подростками на основе организации педагогически целесообразной интеграции коллективных и индивидуальных форм работы. Эти рекомендации могут быть использованы руководителями различных типов образовательных учреждений, классными руководителями, учителями-предметниками, при создании учебно-воспитательных центров, учебных пособий по педагогике, а также в сфере дополнительного образования и переподготовки учителей. Разработанная программа-характеристика приемлема для отслеживания результатов исследований в различных типах школ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью методов исследования поставленным задачам, разнообразием использованных методик, центральное место среди которых занимают целостный педагогический опыт и проводившаяся на его базе опытная работа; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью проведения повторной экспериментальной работы в новых педагогических условиях; использованием статистических методов исследования.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в статьях, методических пособиях для учителей и учащихся, докладах и сообщениях на заседаниях педагогических советов школ №№ 21, 27, 41, 46, г. Белгорода. Результаты исследования отражены в сборниках материалов Российской конференции «Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика», научно-практической конференции «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы», в материалах международной научной конференции «Инновации в образовании: теория и практика». Разработанные рекомендации используются педагогическими коллективами школ №№ 21, 27, 41, 46 г. Белгорода, Шела-евской школы Валуйского района Белгородской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
Эстетическая культура младших подростков представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения эстетическими знаниями и умениями; сформированным социально ценным отношением к эстетике; развитыми эстетическими качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в эстетической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы работы в эстетическом воспитании младших подростков имеют три вида интеграции (внешнюю, внутреннюю и опосредованную), осуществление которых способствует формированию эстетической культуры младших подростков.
Эффективность формирования основ эстетической культуры младших подростков обеспечивается при реализации трех групп органически взаимосвязанных педагогических условий. Одни из них опосредованно влияют на этот процесс, другие влияют на него непосредственно, а третьи - повышают эффективность использования коллективных и индивидуальных форм работы на основе их интеграции.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Эти выводы легли в основу работы педагогов экспериментального класса № 1 в шестом классе. К выполнению намеченной программы были подключены учителя, преподающие новые учебные предметы. Так, Щвецова М.Ж. приступила к осуществлению эстетического воспитания на уроках биологии. Один из ее уроков по теме «Папоротникообразные и образование каменного угля». На нем подростки узнали, что природа - это все существующее, весь мир в его многообразии, это сложная саморегулирующая система. Для человека природа - это среда жизни и единственный источник существования. Оптимальная окружающая среда для него - это то ее естественное состояние, которое сложилось в процессе длительного исторического развития и нормально протекающих в природе круговоротов веществ и потоков энергии. Своей жизнедеятельностью человек влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние не сравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человек на природу, благодаря своему труду. «Коротко говоря, - пишет Ф. Энгельс, -животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменение только в силу своего присутствия, человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». Благодаря труду, человек, в отличие от животных, вышел из-под биологического контроля природной среды и получил возможность расширить свои потребности далеко за рамки удовлетворения элементарных физиологических функций. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно. Вносимые его деятельностью изменения усиливаются по мере развития человеческой цивилизации и увеличения количества полезных ископаемых, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Природные богатства земли (залежи угля, нефти) формировались природой в течение миллионов лет. Они огромны, но ис-черпаемы. Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Наш тип хозяйствования сегодня (бесконечная вырубка лесов, нерациональное использование древесины и продуктов ее переработки) не позволяет Земле пополнять запасы полезных ископаемых, накопленных ею до появления человека и начала его хозяйственной деятельности. Все это приведет к непоправимым ошибкам. Пройдет еще 10 лет, и Вы станете управлять экономикой страны, распоряжаться ее природными богатствами, поэтому уже сейчас вам, дети, крайне важно понять и решить для себя как нужно относиться к природе и ее богатствам. В дальнейшем вы определите, каким будет существование человека на Земле».
Учителя музыки, хорового пения, хореографии, изобразительного искусства, классный руководитель усилили работу с группой учащихся со средним и низким уровнем эстетической культуры, стимулируя их духовное развитие на основе дифференцированного подхода к этим учащимся. Значительно усложнилась коллективная эстетическая деятельность учащихся в шестом классе по содержанию. Индивидуальная деятельность учащихся стала многообразнее. Многие учащиеся вошли в актив школы. Так, Света С. возглавила творческое объединение «Радуга», Саша Н. и Наташа К. были избраны в штаб «Атлант». Класс стал победителем смотра творческих коллективов по четырем номинациям. Сопоставление уровней эстетической культуры учащихся в начале и в конце обучения в шестом классе показало, что этот уровень за год вырос на 19,8%, и на 39,8% вырос по сравнению с началом обучения в пятом классе. Примечателен факт, что педагогам удалось перевести почти всех учащихся в группу с уровнем эстетической воспитанности выше среднего (кроме Оксаны К., Данила Д.).
Света С., перешедшая в пятом классе из группы со средним уровнем в группу с уровнем выше среднего, достигла в шестом классе высокого уровня эстетической культуры и была избрана президентом творческого объединения «Радуга».
К третьему году экспериментальной работы 78% учащихся данного класса обучались на «4» и «5», а 82% учащихся усвоили предметы художественно-эстетического цикла на «отлично». Классный руководитель выполняла работу консультанта, что послужило развитию детского самоуправления.
В качестве многопрофильного творческого коллектива учащиеся класса ездили в Днепропетровск и Переяславль-Залесский. Дали в течение года более 25 выездных концертов. Уровень сформированности основ эстетической культуры составил 100%. Кроме того, по всем дисциплинам все члены изучаемого нами коллектива обучались только на «4» и «5».
Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы в классном коллективе № 1 позволили сделать вывод о том, что в результате целенаправленного воздействия на младших подростков последовательно менялось мнение учащихся о важности школьных предметов художественно-эстетического цикла /см. приложение 13/.
Анкетирование показало, что если на начальном этапе в первую десятку предметов художественно-эстетического цикла входила лишь литература, то по результату третьего среза - литература, художественный труд, хореография, история мировой художественной культуры.
Рост эстетической культуры учащихся экспериментального коллектива №1 проявился в активизации их практической эстетической деятельности, в формировании у них интереса к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наши дни, когда проблема воспитания подрастающего поколения приобретает историческое значение для судеб отечества и человечества в целом, когда это обстоятельство все более осознается самыми различными слоями населения, соотношение взаимосвязи коллективного и индивидуального в воспитании, коллектива и личности оказывается одной из ключевых и актуальных. Значимость ее возрастает в связи с тем, что в последнее десятилетие особенно остро ощущается необходимость воспитания личности как ярко выраженной творческой индивидуальности. Многие исследователи определяют индивидуальную деятельность и самостоятельную работу школьников как важнейшие факторы подготовки новых поколений к саморазвитию и преобразованию окружающей действительности (С.И. Архангельский, В.В. Краев-ский, И.Т. Огородников). По их мнению, они мобилизуют способности школьников обобщать полученную информацию, учат самоорганизации, придают чувство внутренней свободы, что ценно само по себе наряду с приобретением эстетических знаний, умений и навыков на высоком уровне сформированности. Привычка младшего подростка к систематической самостоятельной деятельности является гарантом переноса ее на отношение к окружающей действительности и сочетания самостоятельности с творчеством. Наиболее устоявшимися видами самостоятельной эстетической деятельности школьников принято считать индивидуальные: для овладения навыками эстетической деятельности, развития у младших подростков способности коррекции ее, становления индивидуальности как главной черты личности, развития самостоятельности и т.д., что способствует выработке индивидуального стиля эстетической деятельности и личностного восприятия мира.
Однако при неоспоримой значимости индивидуализации процесса обучения и воспитания в отечественной дидактике установлено, что процесс «усвоения» и «присвоения» знаний и умений не может быть сведен лишь к индивидуальным формам работы, поскольку наиболее плодотворным является создание условий для проявления воспитанниками интеллектуальной и творческой инициативы в коллективе. Выявленные в последнее время отечественными психологами особенности в творческой деятельности свидетельствуют о том, что, мышление порождается лишь в процессе динамического взаимодействия и общения, в условиях совместной деятельности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение.
В основе исследуемой нами интеграции коллективных и индивидуальных форм работы лежит идея их взаимодополняемости и взаимообусловленности.
Исходной позицией нашего исследования явилась идея А.С. Макаренко о том, что «человек не воспитывается по частям» /103/. Развивая это положение, мы обратились к изучению эстетического воспитания как одного из аспектов целостного воспитательного процесса, обеспечивающего сохранение и развитие того компонента базовой культуры личности, каковым является эстетическая культура. Наше исследование возникло как продолжение разработки философских и психолого-педагогических концепций, в соответствии с которыми развитие личности составляет содержание общей культуры и эстетической, в частности. Фундаментальные положения данных концепций позволили установить, что эстетическая культура как компонент общей культуры личности базируется на творческом характере жизнедеятельности, направленной на преобразование себя и окружающего мира. В этом нас убедил и анализ категорий «эстетика», «культура», «личность», «обучение» и «воспитание», который позволил также выявить и обосновать их внутреннюю взаимосвязь и взаимозависимость.
Обращение к анализу целостности и модификации структуры культуры как системы более высокого порядка обусловило рассмотрение эстетической культуры в качестве его структурного компонента. Выделение понятия «эстетическая культура» в качестве самостоятельного компонента общей культуры потребовало усиления внимания к личностным проявлениям культуры, экстраполированным в эстетическую культуру. Одним из основных результатов диссертационного исследования является определение сущности, содержания и структуры эстетической культуры личности; выявление ее связи со всеми элементами личностной культуры (нравственной, политической, экономической, экологической и т.д.), поскольку эстетическая культура личности есть всеобъемлющая характеристика других видов культур, являясь их составным элементом и в то же время их системообразующим признаком. Рассматривая эстетическую культуру как совокупность таких категорий, как эстетическое сознание людей, эстетические характеристики различных видов деятельности, а наряду с этим и эстетическое воспитание как сознательную и целенаправленную передачу эстетического опыта от поколения к поколению, мы обратились к исследованию особенностей эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание, в данном контексте, выступает как целенаправленный, педагогически обусловленный процесс становления эстетической культуры человека. Сущность исследуемого аспекта воспитания раскрывается с позиции системного подхода к педагогической действительности. С точки зрения такого понимания эстетическое воспитание является одним из элементов целостного воспитательного процесса. Оно имеет свою структуру, задачи, содержание, а также свои факторы, формы и способы «преломления» общих методов и средств воспитания школьников. Такое понимание эстетического воспитания позволяет представить эстетическую культуру младшего подростка как целостное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения эстетическими знаниями и умениями, сформированным эстетическим отношением к окружающей действительности, а также развитыми эстетическими качествами человека, позволяющими ему быть активным созидателем, творцом эстетических ценностей, способным не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его « по законам красоты»
На фоне характеристики особенностей эстетического воспитания дается анализ структуры эстетической культуры как соотношения и взаимосвязи ее компонентов. Наиболее существенные среди них - эстетический интерес, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические потребности, эстетическое сознание. Компонентами практического проявления эстетической культуры выступают эстетические отношения и идеалы, чувства и оценки, эстетический характер труда и наслаждения. Представленная иерархия компонентов эстетической культуры показывает, что все элементы данной системы органически взаимосвязаны и существуют как единое целое, а сама эстетическая культура является одним из важнейших структурных компонентов целостной личности, выражением ее способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, к осуществлению универсальных связей с окружающим миром и людьми, к творческой самореализации.
Формирование эстетической культуры младших подростков обусловлено специфической позицией их возраста. Именно в этот период складывается система потребностей школьников, на которых базируется эстетическая направленность личности. Как показывают материалы нашего исследования, общие особенности младшего подросткового возраста определяют специфику эстетического воспитания в этой возрастной группе. Она заключается в том, что младшие подростки: а) с наибольшей остротой а потому наиболее интенсивно воспринимают полученную эстетическую информацию; чувствуют красоту окружающего мира и отношения людей; б) способны к непосредственному эмоциональному переживанию и сопереживанию, склонны к практической эстетической деятельности; в) попадают под интенсивное воздействие средств массовой информации, а в структуре предпочтений подростков все более приоритетную роль начинает играть музыка, телевидение, кино, игра; г) проявляют интерес к познавательной деятельности; д) увлекаются художественным творчеством и изобразительной деятельностью (сочинение рассказов, стихов, изготовление поделок); е) проявляют интерес к театру.
В процессе массового изучения школьников нами выявлены следующие общие и взаимосвязанные тенденции эстетического развития младших подростков: а) расширение круга эстетических знаний, их полнота и более адекватное отражение в них эстетической действительности; б) развитие мышления подростков, проявляющееся и в понимании эстетической действительности (постепенное перерастание эстетических представлений в эстетические понятия) за счет усиления абстрактности мышления и как результат повышение осознанности знаний; в) развитие эмоциональной сферы младшего подростка и, в частности, его эстетических чувств, усиление их осознанности и действенности; г) развитие практической деятельности и расширение ее сферы за счет включения новых видов искусств, художественного труда, что ведет к усложнению эстетической деятельности и повышению ее качества, результативности; д) совершенствование поведения младшего подростка как все более отвечающего нормам эстетической культуры.
В ходе исследования нами выделены три вида интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании: внутренняя, внешняя и опосредованная.
Установлено, что внутренняя интеграция коллективных и индивидуальных форм работы в формировании эстетической культуры носит длительный, последовательный характер и является основой совместной деятельности членов того или иного коллектива. Она обусловлена самой структурой деятельности творческого коллектива. Подготовка к тому или иному творческому коллективному делу в этом случае осуществляется в условиях уже существующих взаимосвязей. Коллективная и индивидуальная формы работы оказываются логическим продолжением друг друга и составляют единое целое.
При организации внешней интеграции, когда индивидуальная и коллективная деятельность школьников не связаны обязательной и необходимой внутренней взаимозависимостью, необходимо помнить: а) такая интеграция носит эпизодический характер и осуществляется, в основном, в процессе подготовки и проведения массовых эстетических мероприятий; б) подготовка к ним в большинстве случаев может осуществляться изолированно друг от друга, однако результатом интеграции должно являться логически связанное содержание эстетического мероприятия.
Опосредованная интеграция коллективных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эстетической культуры предполагает использование лишь результатов эстетической деятельности одного воспитанника или группы учащихся в коллективном деле.
Рассматриваемые нами педагогические аспекты интеграции коллективных и индивидуальных форм работы по формированию эстетической культуры основаны на строгом учете особенностей школьников, их постепенном развитии. Чаще всего такая интеграция осуществляется в рамках добровольных сообществ, действующих по принципу временных коллективов. Психологические особенности поведения добровольных сообществ младших подростков в учебно-воспитательном процессе открывают возможность эффективного формирования таких сторон самостоятельности их членов, как взаимообогащение, организация взаимопомощи и товарищеской поддержки, ответственности за общий результат деятельности, стремление к самореализации. Динамичность и подвижность временных коллективов дает возможность младшим подросткам участвовать в различных видах эстетической деятельности, осознать востребованность их эстетической деятельности и ее результатов, что способствует не только самоутверждению личности, но и развитию ее эстетических интересов, появлению новых стимулов собственно эстетической деятельности.
Эстетическая деятельность младших подростков входит составным компонентом в целостную систему его жизнедеятельности и имеет специфическую структуру. Она может быть представлена совокупностью аксиологического, мотивационного, эвристического и творческого компонентов.
Аксиологический компонент образуется совокупностью эстетических ценностей личности, отражающей значение и роль эстетических знаний, умений и навыков, соотношение жизненных устремлений личности с общечеловеческими ценностями. Она отражает отношение личности к эстетическим явлениям, к различным эстетическим процессам, эстетической деятельности личности, к самой личности и коллективу.
Мотивационный компонент представляет собой систему мотивов, определяющих эстетическую направленностью личности. Этот компонент побуждает, стимулирует и придает смысл конкретной эстетической деятельности младшего подростка. Под влиянием мотивов формируются творческие, поисковые, действенные и волевые проявления личности. Мотивационный компонент позволяет определить место стремления к прекрасному и других социально значимых мотивов в мотивационной сфере эстетической деятельности.
Эвристический компонент позволяет определить степень овладения школьниками методами, приемами и способами научного познания эстетической действительности, уровень сформированности у личности творческой активности, степень обеспечения условий формирования и применения эстетических знаний и умений; побуждает школьника к самостоятельности в освоении эстетической действительности, порождает мотивационную готовность и способность к эстетическому преобразованию себя и окружающего мира.
Творческий компонент базовой эстетической культуры раскрывает степень активности личности, ее стремления к самосовершенствованию, способность к творчеству в деятельности и саморегуляции. Этот компонент характеризует также степень сформированности таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, решительность, последовательность в действиях, коллективизм, целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, требовательность к себе и окружающим.
Для выявления уровня усвоения основ эстетической культуры младшими подростками нами избраны следующие критерии: а) единство сознания, чувств и воли; б) единство мотивационной деятельности и способов ее выполнения; в) степень укоренившегося отношения к действительности.
По результатам констатирующего эксперимента нами выделены следующие уровни сформированности эстетической культуры исследуемой возрастной группы: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный.
Адаптивный уровень (на начало эксперимента составляет 8,6%)характеризуется неустойчивостью ценностных установок, эстетических знаний, умений и навыков, отсутствием стремления к их усвоению, несоответствием эмоционально-мотивационной регуляции поведения возрасту, слабо развитыми волевыми и коммуникативными качествами личности. Учащиеся этого уровня не осознают зависимости успехов от прилагаемых усилий, не стремятся к самовыражению и проявлению эстетической активности.
Репродуктивный уровень (36,5%) проявляется в более устойчивом отношении к эстетическим ценностям, частичной сформированности эстетических понятий, представлений и умений, в признании их важности. Однако творческая активность характерна только для стандартных ситуаций, отсутствует умение оперировать полученными эстетическими знаниями и стремление к самосовершенствованию. В мотива-ционной сфере эстетической деятельности преобладают узколичные мотивы, коммуникативные качества личности развиты слабо.
Эвристический уровень (27,9%) отличается устойчивым отношением к эстетическим ценностям, высоким уровнем коммуникативной и эвристической культурой, способностью и стремлением к самостоятельному достижению результатов в эстетической деятельности. В иерархии мотивов их эстетической деятельности преобладают личностно необходимые. Учащиеся имеют устойчивые эстетические знания, умения и навыки, но нуждаются в поддержке старших.
Креативный уровень (27%) выделяется высокой устойчивостью всех компонентов эстетической культуры младших подростков и их практической готовностью к нравственно-эстетическому образу жизни и творческой эстетической деятельности в соответствии с их возрастом.
Экспериментальное исследование осуществлялось последовательно в три этапа. Одной из важных исследовательских задач, вставших перед нами на первых этапах организации целостного педагогического опыта в масштабах школы, были поиск и апробация способов интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании школьников. Использование этих способов иллюстрируется на материалах длительной подготовки школы-комплекса № 27 к празднованию десятилетия своего существования в данном статусе.
В ходе совершенствования деятельности школы как целостной педагогической системы и эстетического воспитания как одного из компонентов этой системы, была осуществлена многосторонняя подготовка к проведению эксперимента. Основными элементами этой подготовки были: а) разработка практических рекомендаций участникам эстетической культуры младших подростков на основе анализа сущности этого психолого-педагогического феномена; в) проведение на основе этих критериев срезов уровня эстетической культуры; г) подбор творческой группы учителей для участия в опытной работе и экспериментальной работы; б) определение критериев определение экспериментальных классов; д) осмысление педагогами формирования эстетической культуры учащихся экспериментальных классов и выбор организационных форм эстетического воспитания в зависимости от характеристики их интеграции; е) исследование предпочтений, отдаваемых учащимися и педагогами тем или иным формам интеграции и динамики этих предпочтений в ходе организации целостного педагогического опыта и экспериментальной работы; ж) организация теоретической и практической подготовки педагогов (обучение педагогов на целевых курсах повышения квалификации, проведенных профессорско-преподавательским составом Белгородского университета). Определены контрольные и экспериментальные классы, в состав которых входили учащиеся профильных и общеобразовательных классов. В эксперименте участвовали младшие подростки школы-комплекса № 27. В качестве экспертов выступали классные руководители, учителя-предметники, члены школьной службы социально-психологической поддержки и родители.
Анализ исходного уровня сформированности основ эстетической культуры младших подростков позволил получить данные, представленные в таблице 1.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Киреева, Нина Васильевна, Белгород
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1983. 112 с.
2. Абросимов З.Р. Педагогическая культура учителя // Учебное пособие. Курган, 1999. - 68 с.
3. Авдеев А. П. Дифференциация процесса обучения в старших классах как условие формирования у учащихся стремления к самообразованию. Горький, 1972. - 210 с.
4. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М.,1984. С. 103-107.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
6. Алиев Ю. Улучшать музыкальное воспитание школьников // Народное образование, 1984.- С. 51-54.
7. Андреев Г.М. Личность и труд / К вопросу о целостности личности и ее формировании/. Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1968. - 16 с.
8. Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1980. - 391 с.
9. Андриюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся об щеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения. М., 1996. - 195 с.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: «Мысль», 1988. - 253 с.
11. Аничкин С. А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников Свердловск, 1970. - 654 с. (2 т.).
12. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе. М., 1947. - 317 с.
13. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994. -с.
14. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников / Под редакцией А.И. Бурова. М.: Просвещение, 1978. - 72 с.
15. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1988. - 150 с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
17. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.- 294 с.
18. Белик А.П. Эстетика и современность / Очерки некоторых актуальных проблем. Издание 2-е - М.: Политиздат, 1967. - 224 с.
19. Белоусова З.И. Актуальные проблемы эстетического воспитания старшеклассников. Киев, 1972. - 188 с.
20. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975 339 с.
21. Боброва Т.Н. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности как фактор формирования эстетической культуры старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1984.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М., 1968. - 464 с.
23. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 1982. - № 2. - С. 40-43.
24. Бондаренко А.В. Эстетическое воспитание на уроках математики // Начальная школа, № 12, 1980. С. 47-50.
25. Бондаренко Л.А. Методика хореографической работы в школе и во внешкольных заведениях. Киев: Музычна Украина, 1985. - 221 с.
26. Бросалина Г.Н. Формирование нравственно ценных взаимоотношений в классе в условиях дифференцированного обучения. Атореф. дисс. к. п. н. Л., 1973. - 18 с.
27. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 63 с.
28. Буров А.И. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. -269 с.
29. Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами // Советская педагогика, № 6 1971. -С.41.
30. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.
31. Буров А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами // Советская педагогика, № 6 -1971. -С.41.
32. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М., 1968.
33. Ветлугина Н.А. К вопросу о системе эстетического воспитания. Сб. «Эстетика и человек». М., 1967. - 167 с.
34. Виноградова Г.Г. Уроки рисования в общеобразовательной школе // Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
35. В мире искусств / Учебно-методическое пособие. Под редакцией Романовой Л.Н., Купоч Т.Ю. М., 1998. - С. 14-19.
36. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. -34 с.
37. Волков И. П. Учить творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы № 12 г. Реутово Московской обл. М.: Педагогика, 1982.- 88 с.
38. Ворожейкина С.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. — М., 1996. 162 с.
39. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории // Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Сентябрь, 1997. - 112 с.
40. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М., 1991. - 93 с.
41. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1991. 479 с.
42. Выготский Л.С. Педология подростка. М-Л., 1931.-180 с.
43. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. - 260 с.
44. Гаврюшин Н.К. Сокровище у порога: эстетическое воспитание в краеведческой работе // Кн. для учителя. М: Просвещение, 1982 -128 с.
45. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974. - 103 с.
46. Глинская И. П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4 -6 классах. Киев: Рад. Школа, 1981. - 126 с.
47. Гонтаровская Н.Б. Средняя общеобразовательная школа эстетического профиля в региональной системе народного образования. М.,1992.- 217 с.
48. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
49. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978. - 161 с.
50. Гончарова ЛгМ. Воспитывает Киплинг. Воронеж, 1997. - 20 с.
51. Гончарова Л.М. Страна Счастляндия. Воронеж, 1996. - 39 с.
52. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
53. Гринева С.П. Некоторые аспекты эстетического развития студентов. Белгород, 1999. - 157 с.
54. Гринева С.П. Система эстетического воспитания студентов во внеурочное время // Совершенствование содержания, форм и методов воспитания учащейся молодежи. — М., 1985. С. 45-59.
55. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 1987. - 87 с.
56. Гуревич Р.В. Некоторые аспекты нравственно-эстетического воспитания в деятельности ученических производственных бригад: // Нравственное воспитание в сельской школе. Смоленск, 1984. - С. 50-57.
57. Диденко С. В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности. Автореф. Дисс. к. п. н.'- Киев: 1987. 16 с.
58. Довгун А.О. О системном анализе воспитания школьников // Воспитание школьников, 1986, № 6. С. 25-29.
59. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков.// Вопросы психологии личности школьников. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 19 с.
60. Егоров С.Ф. Ушинский К.Д. М.: Просвещение, 1977. - 242 с.
61. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков. М., 1998. - 228 с.
62. Ерошенко И.Н. основные направления культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками: Лекция. М.: МГУК, 1997.
63. Зайцев Е.Н. Эстетическое воспитание на уроках литературы в сельской школе: Из опыта работы учителя. И.: Просвещение, 1978.- 64 с.
64. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. 79 с.
65. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. — М.: Просвещение, 1982.- 176 с.
66. Зубачевская Н.А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусств.- Челябинск, 1995. 170 с.
67. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.- 123 с.
68. Иванов С.В. Способы научного учета и измерения эффективности учебно-воспитательной работы // Методика и техника научно-педагогических исследований. Воронеж, 1964. - 210 с.
69. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств. М., 1995.
70. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. - 112с.
71. Ильенко Л.П. Педагогические условия эстетического воспитания и развития средствами интегрального курса предметов искусства. -Автореф. Дисс. к. п. н. М., 1996. - 18 с.
72. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977. - 64 с.
73. Исследование художественных интересов современных школьников // Под. ред. Квятковского. М.,1974. - С. 18-34.
74. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -2 изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
75. Каган М.С. Человеческая деятельность // Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 161 с.
76. Канаев Б.И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. Челябинск, 1985. - 211 с.
77. Караковский В.А. Система воспитательной работы в ученическом коллективе средней школы // Вопросы воспитания: системный подход // Советская педагогика, 1970, № 3.
78. Каримова JI.A. Взаимодействие классного руководителя с подростками в общественно полезной деятельности как фактор формирования коллектива. Автореф. дисс. к. п. н. М., 1981. - 16 с.
79. Карпова В. Г. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания информационных технологий. Ростов-на-Дону, 1996. - 18 с.
80. Квятковский Е.В. Побуждать интерес к научным образцам искусства // С.П. №2, 1989. С. 88-91.
81. Киященко Н.И., Лезеров Н.Л. Роль эстетических факторов в жизни общества и личности // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. - С. 18-61.
82. Климова Г.П. Воспитание эстетического вкуса средствами искусств. Екатеринобург, 1996. - 185 с.
83. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. -252 с.
84. Комплексный подход к управлению процессом воспитания школьников // Под ред. Тонкова Е.В. Курск, 1978. - 161 с.
85. Кондаленко Л.К. Рисунок в эстетическом воспитании младших школьников // Советская педагогика, 1984, № 7. С. 48-49.
86. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. №3. -С. 39-42.
87. Коротов В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд. М., 1981. -180 с.
88. Костикова О.П. Эстетическое воспитание учащихся средствами искусства в национальной профтехшколе. М.,1995. - 161 с.
89. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
90. Кузин B.C. Особенности преподавания изобразительного искусства в свете реформы школы // Начальная школа. 1985, № 9. С. 9-13.
91. Культура и филосорфия // Учебное пособие // Дмитриева JI.M., Махова Н.П., Яцковский С.Г. Омск.: Изд-во Ом ГТУ, 1997,- 52 с.
92. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. - 13 с.
93. Лихачев Б.Т. Единство труда и эстетического воспитания // Я учитель: из опыта работы // Школа и производство. 1981, № 1. -С. 12-14.
94. Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. Волгоград, 1968. - 673 с. (3 т.).
95. Лихачев Б. Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности // Сов. Педагогика. 1983, № 6. С. 52-57.
96. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М., 1979. - 280 с.
97. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
98. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Искусство, 1971. - 570 с.
99. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. Т.1. М.: Прогресс, 1991. - 254 с.
100. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. - 290 с.
101. Луначарский А.В. Искусство слова в школе. Т.2. М., 1970. -283 с.
102. Лященко В. В. Будни словесника: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1984. - 96 с.
103. Макаренко А.С. Соч. в 7 томах, 2-е изд.; т. 4, 5, 7. М., 1960.
104. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе // Книга для учителя воспитателя. - М.: Педагогическое общество России. Издательство Дом «Ноосфера», 1999. — 300 с.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е, Т. 20. 495 с.
106. Мартынович М.А. Дифференцированное обучение младших подростков в процессе самостоятельной работы. Л., 1970. - 254 с.
107. Марченко Т.Л. Театр воспитывает. -М.: Педагогика, 1976. 128 с.
108. Методика изучения особенностей формирования ценностных ори-ентаций // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. Под редакцией Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987. - С. 80-89.
109. Межуев В. Культура и история. М., 1977. - С. 19-21.
110. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного об-раза подростками на уроках музыки и литературы. М., 1984. -189 с.
111. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1975. - 128 с.
112. Мозгот В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе // Автореф. Дисс. к.п.н. М., 1996. - 16 с.
113. Молоков С.М., Грязных Д.В. Развитие представлений о культурев истории общественной мысли. Тюмень.: Юридический институт НВДРФ, 1998.- 20 с.
114. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. - 162 с.
115. Неменский Б.М. Художественная культура и школа // Искусство. 1985. -№ 12.-С. 43-47.
116. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
117. Немов Р.С. Психология //Учеб. Для студентов высших пед. уч. Заведений. В 2-х кн. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496 с.
118. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся малокомплектных школ средствам народного декоративно- прикладного искусства. М., 1995. - 212 с.
119. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1966. - 187 с.
120. Новые технологии воспитательного процесса // Сост. Щурко-ва Н.Е., Питюнов В.Ю., Савченко Е.А. М.,1993. - 111 с.
121. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Народная асвета, 1988. - 128 с.
122. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа. - 1984. - 335 с.
123. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музычна Украина, 1981.-166
124. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей. Под ред. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
125. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
126. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. - 134 с.
127. Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры. -М.: Знание, 1980. 64 с.
128. Поддубный Н.В. Системный подход и психология // Научные ведомости №1, БГУ. Белгород: Издание БГУ. - С.80.
129. Полевой В.М. Проблема формирования эстетического сознания школьников / Л.П. Печко, Т.И. Сухова, Е.М. Таршилова. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1983. - 48 с.
130. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
131. Проблемы эстетического воспитания подростков // Сборник научно-педагогических статей. М.: Новая школа, 1994. - С. 99-106.
132. Проблемы эстетического развития личности школьника. Под редакцией Бурова А.И., Квятковского Е.В. -М.: Педагогика, 1987. -96 с.
133. Разумный В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности. М., 1985. - 70 с.
134. Рамазанов М. Труд и красота истоки нравственности // Народное образование. 1986. №2. - С. 56-58.
135. Ренанский A.JI. Эстетическое воспитание учащихся. Минск: Нар. Асвита, 1978. - 110 с.
136. Роль искусства в развитии способностей школьников. Под редакцией Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
137. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957.- 328 с.
138. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии: Для преподавателей вузов и аспирантов // Отв. Ред. Е.В. Шорохова. Изд. 2-ое. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
139. Самсонов Н.В. Введение в эстетику. М.: Типолитография Тит-ляева, 1910. - 370 с.
140. Сапрыкин B.C. Детям в школе должно быть хорошо / Методические рекомендации директору, учителю. Симферополь, 1994 - 20 с.
141. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Наука, 1966. - 64 с.
142. Сенгевич В.М. Формирование нравственно-эстетического отношения к природе в процессе обучения литературе: (4-7 кл.) // Сов. педагогика, 1984. №11, С. 37-43.
143. Система эстетического воспитания школьников. Под ред.С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
144. Скатерщиков В.К. Искусство, как отражение действительности. -М., 1950. 295 с.
145. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 84 с.
146. Скатерщиков В.К. Проблемы эстетического воспитания и современность. Изд-во «Советский художник». М., 1963 - С. 41.
147. Словарь русского языка. Под редакцией С.И. Ожигова. М., 1968.
148. Современные подходы к эстетическому образованию в школе. Концепция. Учебные программы. СП. Изд-во СПбГУПМ, 1997 / Составитель Н.И. Элиаберг.
149. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 272 с.
150. Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория // Системное понимание педагогической действительности. Москва-Белгород, 1997. - 30 с.
151. V153. Сокольников Ю.П. О системном понимании воспитания. Советская педагогика, №7, 1990. 55 с.
152. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986. 132 с.
153. Сокольников Ю.П. Логика планирования и деятельности школы. -М., 1992. 79 с.
154. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1971.-С. 117-121.
155. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993. - 200 с.
156. Сухова Т.И. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся в практике современной общеобразовательной школы. М., 1982. - 213 с.
157. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянска школа, 1972.- 244 с.
158. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд-во 6-ое. М.: Издательство политической литературы, 1988. - 270 с.
159. Тазова Н.А. Кружок филейно-гипюрной вышивки.: Пособие для руководителей кружков. М.: Просвещение, 1981. - 79 с.
160. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. Т.1. М., 1995.
161. Титова И.М. Возможности эстетического воспитания учащихся в процессе обучения химии. /Химия в школе/. 1980. №4. С. 59-61.
162. Торшилова Е.Н., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. - С. 174-190.
163. Трубина И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа. Кемерово, 1998. 162 с.
164. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192 с
165. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.
166. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву.: Пособие для учителя. Изд-во 2-ое, доп., переработ. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
167. Церемпилон А.Б. Воспитание нравственных привычек у младших подростков в процессе их общения. Автореф. дисс. к. п. н. М., 1980. - 16 с.
168. Ципин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
169. Шаронова С.А. Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников.- М., 1994.
170. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Сост. Л.Н. Скаткин, М.Н. Скаткин, М.В. Голованова; Под редакцией Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.
171. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Ворошиловград, 1986. — 379 с.
172. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
173. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
174. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 260 с.
175. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. -(/ М.: Прогресс, 1991. 254 с.
176. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России., 1999. - 222 с.
177. Эстетика в школе. Казанский университет, 1969. - С. 16.
178. Эстетическое воспитание в школе (Вопросы системного подхода). Под редакцией Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
179. Эстетическое воспитание старших школьников средствами искусства. Учебно-методическое пособие для студентов. — Шадринск, 1999.
180. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
181. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под редакцией Б.Т. Лихачева и Г. Зельмана. М., 1981. - 272 с.
182. Яворский Б.Л. Избранные статьи. М., 1976 - С. 32-35.
183. Якобсон С.Г. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М., 1967. - 175 с.
184. Ямбург Е.А. Действующие лица и исполнители // Сов. педагогика. 1985. №12. С. 69-74.
185. Ященко Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся. Челябинск, 1966. - 265 с.187