автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие музыкально-эстетической культуры школьников
- Автор научной работы
- Доронина, Ольга Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Доронина, Ольга Михайловна, 1999 год
Введение3
Глава I. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника.
1.1. Сущность музыкально-эстетической культуры15
1.2. Обоснование и разработка технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников, в процессе обучения музыке46
Выводы
Глава II. Проверка эффективности технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника в ходе эксперимента.
П.1. Констатирующий этап эксперимента72
П.2. Этап апробации и внедрения технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника, в процессе обучения музыке88
II.3. Заключительный этап эксперимента115
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие музыкально-эстетической культуры школьников"
В современном обществе, переживающем преобразования в его политической, экономической, социальной, культурной сферах, существенное обновление претерпевает и система среднего образования.
Начавшийся процесс реформирования школы связан прежде всего с гуманизацией, демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.
При этом, одной из актуальных задач общеобразовательной школы становиться формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой потенциально возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.
В этой связи, существующая система образования требует пересмотра, поиска, разработки и внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих изменившуюся социокультурную ситуацию в стране и позволяющих наиболее эффективно решить поставленную задачу.
Однако научное обоснование и практическое внедрение подобных технологий связано с недостаточной теоретической разработанностью таких проблем как: определение сущности музыкально-эстетической культуры школьника; выявление особенностей современной социокультурной ситуации и анализ их влияния на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников; определение уровней развития музыкально-эстетической культуры детей и некоторых других.
Теоретические и практические трудности, связанные с формированием и развитием музыкально-эстетической культуры школьников в общеобразовательной школе, требующие скорейшего преодоления, позволили сформулировать проблему нашего исследования - развитие музыкально-эстетической культуры школьников, интерес к которой в различные периоды истории проявляли философы, психологи, социологи, культурологи, представители педагогической теории и практики.
Изучением ' различных вопросов музыкально-эстетической культуры, среди которых - выделение ее деятельностного аспекта, занимались К.Д.Ушинский [211], В.Н. и С.Т. Шацкие [226, 227], Н.ЛГродзенская [49] и другие.
В современных исследованиях общим вопросам воспитания человека культуры, реализации потенциала личности учащегося, созданию атмосферы раскрепощенности, творчества посвящены работы Е.В.Бондаревской [30], О.С.Газмана [42], Н.Б.Крыловой [120], В.В.Серикова [197], Л.Г.Вяткина [39, 40], М.С.Кобзева [112], М.М.Князевой [110], Е.В.Квятковского [102] и других.
Исследованием специфики музыкально-эстетической культуры школьников занимались Медушевский В.В. [144], Назайкинский Б.В. [159], НемыкинаИ.Н. [161], Тарасов Г.С. [206], Тельчарова Р.А. [207], Теплов Б.М. [210] и другие.
Изучению связи музыкальной и художественной культуры, а также рассмотрению первой в аспекте музыкальной деятельности посвящены работы ученых-философов: Л.Н.Когана [113], М.С.Кагана [91], Н.И.Киященко [105], Ю .А.Лукина [137], А.Банфи [20] и других.
Одни исследователи рассматривают музыкальную культуру как "подсистему" духовной культуры [113, 137], другие как "третий слой", расположенный в деятельностной структуре между "материальным" и "духовным" слоем [94], третьи, не отрицая тесной связи между данными понятиями, подчеркивают и выделяют ее специфику, уточняют их различия [105, 80].
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов - Л.С.Выготского [37], Л.Н.Леонтьева [130, 131], Е.В.Назайкинского [159], Г.С.Тарасова [206], Б.М.Теплова [210], Д.Б.Эльконина [231] и других, раскрывающие деятельностный аспект музыкально-эстетической культуры, уточняющие ее специфические особенности.
Изучению музыкально-эстетической культуры школьника в тесной взаимосвязи с формированием художественной культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования отечественных ученых - Л.Г.Арчажниковой [14], АЛ.Карелина [99], Л.А.Рапацкой [187 - 190], И.Н.Немыкиной [161] и других.
В ряде научных работ, посвященных музыкальной культуре личности, рассматриваются особенности музыкального развития школьников: в исследованиях В.В.Молзинского [152], В.С.Матвеева [143], В.В.Молчанова [153] и других выявляются характерные черты социокультурной ситуации, их влияние на развитие музыкальной культуры; О.П.Кееринг [104], А.И.Роздымаха [192], С.А.Феруз [212] изучают формирование и развитие музыкальной культуры школьника в определенной музыкально-культурной среде.
Анализ музыкальной культуры личности с позиции ее личностной и деятельностной характеристик представлен в трудах Р.А.Тельчаровой [207], Ю.У.Фохт-Бабушкина [214], Ф.В.Цанн Кай-Си [221] и других.
Наиболее многочисленны работы Д.Б.Кабалевского, О,А.Апраксиной, • Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдулина, Л.В.Горюновой и других [87, 88, 10, 11, 4, 1, 47], рассматривающие формирование и развитие музыкально-эстетической культуры школьника через призму музыкальной деятельности и различные ее виды.
Изучению музыкальной деятельности в контексте развития музыкально-эстетической культуры личности посвящены исследования Б.В.Асафьева [15], Р.НГрубера [50], А.Н.Сохора [202], В.С.Цукермана [222], Е.В.Назайкинского [159], Б.М.Теплова [210], Г.С.Тарасова [206].
Однако проблема целенаправленного развития музыкально-эстетической культуры именно школьника, учитывающая личностный и деятельностный аспекты данной культуры и их взаимосвязи, на уроках музыки, а также во внеклассной работе по музыке в общеобразовательной школе изучена не достаточно полно.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей подготовки развитых в области музыкальной культуры учащихся (Н.А.Терентьева [182], И.В.Кошмина, В.В.Алеева [183], Т.Л.Айзикович [184]) показывает, что несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.
Поэтому, как справедливо отмечают ВХ.Ражников [186], Н.И.Киященко, А.И.Коников [185], несмотря на широкий спектр методических разработок, общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся, в основном уделяется внимание деятельностному аспекту - фрагментарному включению детей в различные виды музыкальной деятельности.
Р.А.Тельчарова [207, 208], М.М.Князева [110] считают, что одна из причин этого кроется в отсутствии теоретически разработанной и научно-обоснованной теории развития музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Таким образом, мы можем констатировать, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития музыкально-эстетической культуры учащихся, она не стала еще предметом специального изучения.
На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на культурно развитую личность, обладающую в том числе высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры, проявляющейся в деятельности и научным, целенаправленным подходом к ее развитию; потребность в разработке, апробации и внедрении технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом имеются противоречия между:
- объективными потребностями общества в высоком уровне развития музыкально-эстетической культуры личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;
- необходимостью определения сущности и специфики музыкально-эстетической культуры учащегося и слабой теоретической и практической разработкой проблемы, недостаточной изученностью понятия "музыкально-эстетическая культура школьника";
- важностью развития музыкально-эстетической культуры детей и отсутствием соответствующих педагогических технологий.
Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования "Развитие музыкально-эстетической культуры школьника (на материале уроков музыки и внеклассных занятий)".
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является развитие музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и на внеклассных занятиях.
Дель исследования: определить сущность музыкально-эстетической культуры школьника и научно обосновать, разработать, апробировать й внедрить технологию ее развития в общеобразовательной школе.
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, инновационные тенденции в системе среднего образования, была определена следующая гипотеза: развитие музыкально-эстетической культуры школьника будет более эффективным, если:
- она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в средней общеобразовательной школе;
- обоснована специфическая природа музыкально-эстетической культуры школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;
-разработана и внедрена технология развития музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и во внеклассной работе;
- разработана методика диагностики уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников.
Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность и дать определение понятия "музыкально-эстетическая культура школьника", а также рассмотреть сопряженные о этой категорией понятия в рамках понятийно-терминологического аппарата современной педагогической науки.
2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющие на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников.
3. Теоретически обосновать и проверить в ходе эксперимента эффективность технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе, проследить его динамику.
4. Спроектировать критериально-диагностическую систему определения уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, разработать методику ее применения.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- философско-социологические идеи о культуре, имеющей личностный и деятельностный аспекты (Г.В.Гегель, А.Я.Зись, М. С.Каган, И.Кант, Л.Н.Коган, Н.Б.Крылова, Н.Новалис, Ф.Ницше, Э.С.Маркарян);
- концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.СБыготский, Л.Г.Вяткин, Л.Н.Леонтьев, Н.П.Лукашенко, Г.К.Паринова, Г.И.Щукина);
- концептуальные идеи о специфике МЭК школьника (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов);
- концепция массового музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский);
- труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова и другие);
- разработки в области технологии обучения в средней школе (П.Р .Арнаутов, В.П.Беспалько, Г.И.Железовская,
В.А.Извозчиков, М.В.Кларин).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использована совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, преподавателями школ; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкальной деятельности школьников на всех этапах исследования, изучение творческих работ детей, выполнения критериально-ориентировочных заданий, опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование), "метод корреляции, методы математической статистики, которые использовались при обработке экспериментальных данных.
Использование комплекса различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.
Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 49 города Саратова.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1993 по 1999 гг.:
На первом этапе (1993 - 1995 гг.) определялось состояние разработанности проблемы в науке, осуществлялось изучение опыта работы экспериментальных школ города (№ 63, № 87), а также отдельных учителей, работающих в среднеобразовательных учреждениях (В.ПКаменского [с./ш. № 72], Ю.И.Шашкина [с./ш. №
36], Е.К.Ваганова [с./ш. № 76] и других). На основе полученной информации создавался банк данных, что помогло определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать теоретическую модель технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки. При этом использовались методы как теоретического анализа, так и эмпирические - включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и преподавателями.
На втором этапе (1995 - 1996 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению разработанной авторской технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника. Были выявлены уровни развития данной культуры.
На третьем этапе (1996 - 1999 гг.) проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. На основе личностного и деятельностного аспектов культуры определено понятие «музыкально-эстетическая культура школьника», ее сущность и компонентный состав, включающий: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус, музыкальную грамотность, выработанную в процессе применения специальных музыкальных способов и приемов, музыкальность как результат музыкальной деятельности.
2. Выявлены и проанализированы особенности современной социокультурной ситуации, влияющие на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников, которые заключаются в: широком распространении технических средств, перегружающих школьников музыкальной информацией;
- обилии художественного материала различного достоинства;
- принципиально новых социально-динамических параметрах жизни, сужающих спектр музыкальных предпочтений современного школьника;
- многообразии определенных конкретных форм существования музыкальной культуры -субкультур.
3. Научно обоснована технология развития музыкально-эстетической культуры, предполагающая поэтапное включение школьников в информационный, практический, творческий виды музыкальной деятельности и отражающая взаимосвязь личностного и деятельностного аспектов культуры, что позволило достичь высокого уровня развития музыкально-эстетической культуры учащихся.
4. Разработана и научно обоснованна критериально-ориентировочная система определения уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, основанная на анализе результатов включенности детей в различные виды музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана технология развития музыкально-эстетической культуры школьников, комплекс критериально-ориентировочных методик по определению уровней развития музыкально-эстетической культуры детей и рекомендации по их применению;
- представлена авторская программа "Мир музыки и музыка мира", разделы которой находят широкое применение в учебной и внеклассной работе в школах г.Саратова и области;
- материалы исследования используются преподавателями вузов, школ, в практике работы СарИПКРО;
- результаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при разработке учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций для учителей.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; использованием в работе методов теоретико-эмпирического исследования, а также соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям, соответствием методов цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в школе.
На защиту выносятся:
1. Сущность и компонентный состав музыкально-эстетической культуры школьника.
2. Технология развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях по музыке, отражающая личностный и деятельностный аспекты.
3. Диагностическая система критериально-ориентировочных методик, позволяющая определить и проследить динамику развития музыкально-эстетической культуры детей на различных этапах ее становления.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе общеобразовательной школы № 49 города Саратова, где автор работает преподавателем музыки, а также в школах № 72, № 63, № 55.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Педагогического Института СГУ, педагогических советах школ города, методических объединениях учителей музыки, семинарах в СарИПКРО, аспирантских семинарах ПИСГУ в 1993-1999 годах.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержаться в четырех публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе I.
Анализ философских, социологических, культурологических, психологических и общепедагогических основ развития музыкально-эстетической культуры личности позволил сделать следующие выводы:
1. Музыкально-эстетическая культура школьника определяется нами как ценностное, целостное образование, имеющее личностный и деятельностный ■ аспекты, и включающее: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус, музыкальную грамотность, полученную в процессе применений специальных музыкальных способов, музыкальность, как результат музыкальной деятельности.
2. По отношению к музыкально-эстетической культуре школьника необходимо использовать термин "развитие", понимаемый нами как изменение данного образования, направленного на переход из одного состояния в другое - более качественно высокое.
3. На развитие музыкально-эстетической культуры школьников влияют особенности изменившейся социокультурной ситуации, которые необходимо учитывать в процессе обучения музыке.
4. Процесс развития музыкально-эстетической культуры школьника реализуется через специально разработанную технологию, представленную системой следующих взаимосвязанных между собой структурных элементов: содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих гарантированное достижение поставленной цели.
Глава II
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Целью экспериментальной части данного исследования явилась проверка эффективности разработанной технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Для реализации поставленной цели была разработана программа опытно-экспериментального исследования. Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 49 города Саратова с 1993 по 1999 учебный год. Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы выбрали четыре седьмых класса.
7-й "А" и 7-й "Б" классы - экспериментальная группа, а 7-й "В" и 7-й "Г" классы - контрольная группа. Численность групп экспериментальной и контрольной на начало эксперимента было почти одинаковой: 46 и 47 человек соответственно. Учебный план и программа по музыке до начала эксперимента в группах были аналогичные.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, которые отражали динамику развития музыкально-эстетической культуры школьников.
1. Констатирующий этап (1993-1995 гг.) - обоснование и разработка уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, определение исходного уровня сформированное™ музыкально-эстетической культуры учащихся, разработка технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, составление программы эксперимента.
2. Этап апробации и внедрения технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников (1995-1996 гг.) - реализация технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников, осуществление программы эксперимента, включающей следующие последовательные стадии:
1) Организация информационного вида музыкальной деятельности.
2) Организация практического вида музыкальной деятельности.
3) Организация творческого вида музыкальной деятельности.
Подведение первоначальных итогов, анализ, коррекция технологии на индивидуально-личностном уровне.
3. Заключительный этап (1996-1999 гг.) - этап расширения и углубления достигнутого на предшествующих этапах уровня развития музыкально-эстетической культуры школьников. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента. Анализ результатов по этапам проводился в соответствии с разработанной технологией развития музыкально-эстетической культуры школьников (таблица № 1, (1.20).
Основными критериями развития музыкально-эстетической культуры школьника явились качественные характеристики разработанных уровней, соответствующих видам музыкальной деятельности, которые в свою очередь соответствуют компонентам музыкально-эстетической культуры школьника, что отражает личностный и деятельностный аспекты и позволяет проследить динамику развития данного образования.
При проведении эксперимента были использованы следующие методы:
- включенное наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп;
- беседы с преподавателями школ;
- индивидуальные и групповые беседы с учащимися;
- изучение творческих работ школьников;
- обработка результатов опроса, анкетирования, тестирования по диагностике уровней развития музыкально-эстетической культуры школьника, проведенного в средней школе № 49 города Саратова;
- метод корреляции;
- метод математической обработки результатов эксперимента.
ILL Констатирующий этап эксперимента.
В данном параграфе описывается ход и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, ставящего следующие задачи:
- обосновать и дать качественную характеристику уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников;
- на основе разработанных уровней развития музыкально-эстетической культуры дать характеристику участвующих в эксперименте, с целью определения у них исходного уровня. Прежде чем перейти к критериально-диагностическому аппарату определения уровней развития исследуемой музыкально-эстетической культуры школьников необходимо выявить качественные характеристики этих уровней. Основой для решения данной проблемы является теория уровневого подхода.
Под уровнем в общеметодологическом смысле понимается "степень величины, развития, значимости чего-нибудь", отношение каких-то "высших" и "низших" ступеней развития чего-либо [167, с.775].
В современной педагогической литературе накоплены определенные представления о процессе и уровнях развития тех или иных явлений, качеств личности, описан опыт их выделения.
Так, в основу классификаций, предложенных Л.Г.Вяткиным, Н.В.Кузьминой, И.Н.Немыкиной, ЛЛ.Рапацкой [41, 122, 161, 190] положены уровни развития педагогической деятельности учителя: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий, в которых главным определяющим является наличие творческого компонента, что представляет интерес для нашего исследования, так как мы говорим об уровнях развития музыкально-эстетической культуры личности, которая имеет ярко выраженный творческий характер. Кроме того, в последних двух исследованиях [161, 190] речь идет об уровнях развития педагогической деятельности учителя музыки, что также имеет отношение к нашему исследованию, поскольку в этих работах учитывается специфика музыки, музыкальной деятельности.
Данный подход несмотря на то, что он весьма обобщенный, позволяет нам точнее определиться в существующих уровнях развития личности в деятельности.
Очень интересны уровни музыкально-эстетической культуры личности учителя музыки, предложенные Р.А.Тельчаровой [208]:
- элементарное узнавание музыкальных объектов при повторном восприятии;
- стихийного самосовершенствования - характеризуется наличием определенного музыкального опыта, в основном базирующегося на известном;
- операционный - владеет приемами практической музыкальной деятельности;
- оценочный - владеет приемами творческой реализации, музыкально-эстетических оценок, имеет музыкальные взгляды, убеждения.
Такой подход объединяет в себе и специфику музыкальной деятельности, и саму музыкальную деятельность - поэтому он может быть положен в основу разрабатываемых нами уровней сформированное™ и развития музыкально-эстетической культуры школьника.
Кроме того, для определения их мы пользовались также методиками В.П.Беспалько, Е.В.Квятковского, Ю.М.Алиева, Л.В.Горюновой, Е.В.Николаевой [26,103, 4, 46].
В качестве критерия уровня музыкально-эстетической культуры школьника нами был взят компонентный состав музыкальноэстетической культуры школьника, учитывающий качественные характеристики ее личностного и деятельностного аспектов, которые были подробно рассмотрены в первой главе данного исследования. Так, деятельностный аспект выражен через включенность в различные виды музыкальной деятельности, что обеспечивается определенными формами, методами и средствами. Сама же включенность влияет на личностный аспект, то есть на компоненты музыкально-эстетической культуры. Все это позволяет нам обосновать три уровня развития музыкально-эстетической культуры школьника:
Первый уровень - является результатом включенности школьников в информационный вид музыкальной деятельности и частично-эпизодическим результатом включенности в практический вид музыкальной.деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие развито слабо, в основном преобладает "зрелищно-событийный" его тип; музыкальный вкус выражен не в полной мере: из всех его составляющих (интересы, склонности, убеждения, потребности) можно говорить лишь о слабо выраженных интересах к музыке; музыкальная грамотность представлена в виде разрозненных элементов: поверхностных, несистематизированных музыкальных знаний и музыкальных умений; музыкальность практически не выражена.
Второй уровень - является результатом включенности школьников в информационный, практический и частично творческий вид музыкальной деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие может быть как "зрелищно-событийным", так и "эмоционально-творческим"; из составляющих элементов музыкального вкуса ярко выражены музыкальные интересы, музыкальные склонности и потребности, менее выражены музыкальные убеждения; наличие четко выраженной музыкальной грамотности: прочных, закрепленных музыкальных знаний, умений и музыкальных навыков, а также непосредственная их практическая реализация.
В силу определенных барьеров, в основном, психологического плана (боязнь аудитории, скованность, отсутствие соответствующего эмоционального 'настроя и так далее), школьники недостаточно включены в творческий вид музыкальной деятельности, однако элементы фантазии, творчества присутствуют.
Третий уровень - характеризуется включенностью во все виды музыкальной деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие в основном "эмоционально-творческое", хотя и остается частично "зрелищно-событийным"; четко выражен музыкальный вкус; музыкальная грамотность проявляется в умении самостоятельно применять на практике музыкальные знания, музыкально-исполнительских умениях, умениях • сравнивать, анализировать и оценивать собственно музыкальную деятельность; наблюдается практическая реализация музыкальных, творческих способностей.
Таким образом, как видно из характеристики представленных выше уровней все они, как и культура в целом, имеют деятельностный и личностный аспекты, проявляющиеся в той или иной степени на определенном этапе развития ребенка.
Все перечисленные уровни развития музыкально-эстетической культуры школьников связаны между собой скорее непрерывно, чем дискретно, и поэтому могут иметь промежуточные позиции; вместе с тем разработанная нами технология развития музыкально-эстетической культуры школьников предусматривает, что каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и потенциально вносит в них качественные изменения, но в виде основных можно назвать представленные выше уровни.
В соответствии со всем вышесказанным, на констатирующем этапе эксперимента мы определили исходный уровень сформированности музьпсально-эстетической культуры школьников (термин «сформированность» мы относим к выявлению именно исходного уровня музыкально-эстетической культуры, которая в дальнейшем будет развиваться), используя комплекс следующих авторских критериально-ориентировочных методик. Представим их содержание ниже, для удобства обработки мы их оформили в виде таблицы:
Заключение.
Рассмотренная проблема развития музыкально-эстетической культуры школьников позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Приоритетным направлением в образовании является развитие культуры личности школьника в целом и музыкально-эстетической культуры в частности, которую мы понимаем, как ценностное, целостное образование, имеющее личностный и деятельностный аспекты, и включающее: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус; музыкальную грамотность, выработанную в процессе применения специальных музыкальных способов и приемов, музыкальность как результат музыкальной деятельности.
Представленные выше компоненты отражают личностный и деятельностный аспекты исследуемой музыкально-эстетической культуры и находятся в тесной взаимосвязи как внутри, так и между собой.
В данном исследовании по отношению к музыкально-эстетической культуре школьника правильным было использование термина "развитие", понимаемое нами как изменение ценностного, целостного образования «музыкально-эстетическая культура», направленное на переход из одного состояния в другое - более качественно высокое.
Следует отметить, что на развитие музыкально-эстетической культуры школьников в современных условиях в значительной степени влияет изменившаяся социокультурная ситуация. Это диктует необходимость учета ее особенностей в процессе развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Так как музыкально-эстетическая культура учащихся развивается в деятельности и через деятельность, то последовательная включенность в учебную музыкальную деятельность, определенные ее виды позволила:
- устранить . ранее разрозненные между собой компоненты личностного аспекта музыкально-эстетической культуры школьников и осуществить их объединение в целостное образование;
- рассмотреть сущность самой музыкальной деятельности, ее виды и взаимосвязь последних между собой и с компонентами личностного аспекта музыкально-эстетической культуры школьников;
- обеспечить дальнейшую саморегуляцию и саморазвитие на основе развитой музыкально-эстетической культуры учащихся.
В результате анализа концептуальных основ технологии обучения в средней школе, нами была теоретически разработана и практически апробирована технология, включающая в себя приоритетную цель, содержание, выбор форм, методов, средств и обеспечивающая достижение гарантированного результата. Предложенная технология имеет общедидактическое значение и может применятся не только в рамках восьмого класса, но и стать ведущим звеном с первого по одиннадцатый классы.
В основу главного средства, обеспечивающего реализацию поставленной цели, положена разработанная авторская'программа по музыке, учитывающая современные особенности социокультурной жизни общества. В связи с этим в содержание программы включены разделы, посвященные популярным массовым жанрам.
Для подтверждения правильности основных положений и определения эффективности развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе была f " разработана специальная система количественной и качественной оценки, включающая математическую обработку результатов, а также использование самых различных методов изучения музыкальной деятельности школьников: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, корреляция, что позволило дать глубокий анализ развития компонентов музыкально-эстетической культуры на индивидуально-личностном уровне.
Каждый компонент личностного аспекта исследуемой нами культуры развивается через включенность школьников в музыкальную деятельность, определенные ее виды. По тому, в какой мере и последовательно ли осуществляется эта включенность, можно судить о степени развития музыкально-эстетической культуры. Нами были определены три уровня развития музыкально-эстетической культуры школьников, отражающие ее личностный и деятельностный аспекты, соответствующие, видам музыкальной деятельности и собственно компонентам данной культуры.
Содержание первого уровня подразумевает включенность школьников в информационный вид музыкальной деятельности и частично-эпизодическую включенность в практический вид музыкальной деятельности. Для данного уровня характерно преобладание "зрелищно-событийного" типа музыкально-эстетического восприятия; слабо выраженного музыкального вкуса; разрозненных элементов музыкальной грамотности; практически не выраженной музыкальности.
Второй уровень напрямую связан с реальной возможностью применять теоретически и практически полученные музыкальные знания, умения, то есть музыкальную грамотность в непосредственной музыкальной деятельности. Здесь помимо информационной и преобладающей практической музыкальной деятельности дополняется частичная включенность в творческую музыкальную деятельность. Для данного уровня характерно наличие в равной степени как "зрелищно-событийного" так и "эмоционально-творческого" типов музыкально-эстетического восприятия; музыкального вкуса во всех его элементах; ярко выраженной музыкальной грамотности; частично представленной музыкальности.
Третий уровень - характеризуется включенностью школьников во все виды музыкальной деятельности. Уровень отбора творческих решений, практического проявления музыкальности, возможности корректировки, пересмотра, нахождения необычных, оригинальных решений. Для данного уровня характерно преобладание "эмоционально-творческого" типа музыкально-эстетического восприятия; ярко выраженного музыкального вкуса; музыкальной грамотности.
Выделенные уровни рассматриваются нами как необходимые и обязательные ступени, ведущие к развитию целостного образования -музыкально-эстетической культуры школьника.
Выявленные уровни развития музыкально-эстетической культуры учащихся позволяют проследить и проанализировать динамику ее развития на различных этапах обучения на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Разработанный комплекс критериально-ориентировочных методик диагностики уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников позволяет определить уровень развития как в целом, так и каждого отдельного ее компонента. Методики были ориентированы на деятельностный аспект музыкально-эстетической культуры и разработаны в соответствии с выделенными основными видами музыкальной деятельности. Выполнение заданий из каждой методики позволяло учащимся последовательно включаться В информационный, практический и творческий виды музыкальной деятельности. Построенные в форме игры, они способствуют позитивному личностному общению учителя и ученика, с присущими игре элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
В результате апробации и внедрения предложенной технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников отмечено не только увеличение интеллектуального и эмоционального потенциала личности школьника, но и высокое нравственное развитие, ведущее к гармонии с общечеловеческими ценностями и высоконравственным поступками, в основе которых лежит умение видеть, слышать, понимать прекрасное и поступать по "законам красоты". Кроме того, данная технология изменила характер взаимосвязей внутри и между личностным и деятельностным аспектами музыкально-эстетической культуры. Так, использование метода корреляции подтвердило предположение о том, что сначала наметилась, а затем и усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между включенностью во все виды музыкальной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование среди преподавателей об их отношении к проблеме развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Было выявлено, что несмотря на определенный интерес, данная проблема еще не нашла должного выражения в традиционной системе обучения музыке, носит эпизодический, не целенаправленных характер, что говорит о недостаточности теоретического и практического материала к ее разрешению.
При анализе результатов опытно-экспериментального исследования возникло предположение, что существует определенная зависимость между высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры школьников и их позитивным отношением к последующей музыкальной деятельности. И хотя первоначально это не входило в программу эксперимента, мы решили убедиться в обоснованности данной гипотезы. С этой целью мы использовали тест-опросник, который подтвердил существование зависимости между данными явлениями. Несомненно данный аспект представляет особый интерес и может стать темой самостоятельного и глубокого изучения.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы развития музыкально-эстетической культуры школьников. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: изучение соотношения процессов формирования и развития музыкально-эстетической культуры личности; изучения взаимодействия процессов развития музыкально-эстетической культуры на уроках музыки, во внеклассных занятиях, во внешкольных объединениях; выявление психолого-педагогических барьеров развития данной культуры и путей их устранения; постановка и решение проблемы саморазвития музыкально-эстетической культуры личности и так далее.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Доронина, Ольга Михайловна, Саратов
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение. - 1983. - 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
3. Актуальные проблемы музыкального образования /Сост. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. К.: Муз. Украина, 1986. - 125 с.
4. Алиев Ю.М. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков. Дис. .д-ра пед. н. М., 1987. - 417 е.: нот. - Библиогр.: с. 358-398.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд. Ленинградского университета, 1969. 339 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1988. - 239 с.
7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 Изд. Казанского ун-та, 1996, 568 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2 Изд. Казанского ун-та, 1998, 320 с.
9. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания в советской школе. /Муз. воспит. в школе, вып.9. М., Музыка, 1974. - 96 с.
10. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе, вып.10. М., Муз., 1975. 232 с.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983. 224 с.
12. Арнаутов "П.Р. Технология и современное образование. М.: Педагогика, 1996, № 2. с. 11-14
13. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Издательство МГИК, 1992. - 240 с.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
15. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, Л. Музыка. 1973.-144 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2. Л.: Музгиз, 1963.-378 с.
17. Бабанский Ю.М. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, 192 с.
18. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Россия, 1984. - 269 с.
19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие /Отв. ред. Н.С.Злобин. -М.: Наука, 1987. 158 с.
20. Банфи А. Философия искусства /Предисл. К.М.Долгова. М.: Искусство, 1989. - 283 с.
21. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование //Муз. энциклопедия. т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1976. - с. 763-787.
22. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? М.: Специалист, 1993, N 3. с. 25-27
23. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение., 1991.-е. 168
24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. [с.5-24] В.Я.Пилиповского М.: "Прогресс", 1986.-420 с.
25. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во ВГУ, 1977. 120 с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
27. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI //Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993. 126 с.
28. Боголюбова Е.В. Культура и общество: /Вопросы истории и теории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 231 с.
29. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Педагогика, 1960. - 347 с.
30. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону РГПУ, 1995. 32 с.
31. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства, М.: Сов. художник РСФСР., 1966. - 118 с.
32. Ванслов В.В., Витаньи И. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. 2-е изд. - JL: Художник РСФСР, общество, культура, социология. М., 1984. - 233 с.
33. Введение в культурологию: Уч. пособие для вузов /Отв. ред. Е.В.Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с.
34. Вопросы социального функционирования художественной культуры: Сб. науч. тр. /Под общей ред. Г.Г.Даданяна, В.М.Петрова. -М.: Наука, 1984. 269 с.
35. Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.
36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк., 2-е изд. М., Просвещение. 1967. 67 с.
37. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1991. N 4 с. 5-19,
38. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-572 с.
39. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов, Изд-во "Колледж", 1994, 184 с.
40. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратова, 1990. 155 с.
41. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развитая творческого потенциала обучаемых., Саратов. 1994. 92 с.
42. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.
43. Гердер И.Г. Идеи культуры и философии в истории человечества. М., 1977. 267 с.
44. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис. .к.п.н. М., 1991. - 160 с. - Библиогр.: с. 145-160
45. Горанов К, Социологические и социально-психологические подходы к изучению художественной культуры //Актуал. вопросы методологии совр. искусствознания, М.: Наука, 1983. - с. 181-206
46. Горюнова Л.В., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников, с. 147-213 /Вопросы подгот. уч. музыканта и муз. воспитания детей. Сб. науч. тр. МГПИ. 1974.-216 с.
47. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. Новосиб. 1969. 22 с.
48. Гринфельд О. "Молодежная культура" в освещении британских, социологов. М.: НИО Информкультура, 1985. - 16 с.
49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
50. Грубер Р.И. Из опыта изучения музыкальной культуры современности, с. 144-166. Временник отдела музык. Академия, 1969. -166 с,
51. Давидович В.Е., Белолипецкий В.К. Культура и ее место в жизни общества//Философ, науки. 1973. - N 2, - с. 152-164
52. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263 с. 1
53. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996, N 5. 52-62 с.
54. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление. М., "Перспективы", N 1/2,1992. 323 с.
55. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировоззрения и социальная болезнь) М., изд. "Наука" М, 1998. 264 с.
56. Данилова И. Культурное самоопределение подростков и преподавание "Мировой художественной культуры" в школе. //Новые ценности образования. Вып. 4, М., "Инноватор", 1996. с. 68.
57. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Дис. .к.п.н. Киев, 1989. - 188 с. -Библиогр.: с. 163-179
58. Дидактика средней школы. // Под ред. М.Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982. 319 с.
59. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1989. 208 с.
60. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1984, N 4. 126-130 с.
61. Дружкин Ю.С. Решать задачи, а не отворачиваться от них //Сов. муз. 1985.-N2.-с.49-53
62. Железовская Г.Й., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов., Изд-во "Лицей", 1997. 140 с.
63. Жданов Ю.А. Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1984. - 240 с.
64. Закс Л.А. О культурологическом подходе к музыке, с. 9-45 /Музыка. Культура. Человек. //Отв. ред. М.Л.Мугинштейн. Свердл. изд-во УрГУ, 1988. .
65. Залесская Л.В. К определению понятия "культура" //Проблемы философии /Республиканский межведомственный науч. сб. /Отв. ред. А.А.Лысенко. Киев, 1978. - вып. 43. - с. 36-44
66. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности. Авт. .к.п.н. М. 1986. 16 с.
67. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.
68. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 с.
69. Зись А .Я. Искусство система искусств - художественная культура //Сов. музыка. - 1983. - N 12. - с. 27-35
70. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. - 303с.
71. Злобин Н.С. Народ и культура //Культура. Творчество. Человек /Сост. Э.А.Баллер, Н.С.Злобин. М.: Мол. гвардия, 1970. - с. 31-48
72. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург, 1991. 120 с.
73. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. 1917 1927 /Сост. Л.А.Баренбойм и др. - Л.: Музыка, 1969. - 306 с.
74. Иконникова С.Н. "Массовая культура" и молодежь: вымыслы и реальность. М.: Знание, 1979. - 36 с.
75. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1., М., Знание, 1972. 72 с.
76. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с. - (Зарубежная школа и педагогика),
77. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: Сб. науч. ст. Волгоград., Перемена, 1993. 196 с.
78. Искусство в мире духовной культуры /Отв. ред. Е.П.Шудря; АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1985. - 239 с.
79. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты /Отв. ред. Г.А.Праздников. Л.: Наука, 1981. - 107 с.
80. Искусство в системе культуры /Сост. и отв. ред. М.С.Каган; АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. JL: Наука, 1987. -272 с.
81. Искусство и общение /Сост. А.Я.Куклин. Л.: Наука, 1984. - 168с.
82. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.
83. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. -Киев: Наук. Думка, 1979. 209 с.
84. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Отв. ред. В.Г.Кисунько. М.: Наука, 1981. - 335 с.
85. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. I., ч. 2., М., Изд-во "Прометей", 1991.-236 с.
86. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. тр. /Под ред. Е.К.Чухман. - М.: НИИ Худож. воспитания, 1986. - 119 с.
87. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-206 с.
88. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобр. школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981. - с. 3-36
89. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 337 с.
90. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 376 с.
91. Каган М.С. Культура как объект философского исследования, с. 11-14 /Роль дух. культуры в развитии личности. Сб. науч. тр. //Ред. С.Н.Иконников. JL 1979. 167 с.
92. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, П, Ш. Л.: Искусство, 1972. - 447 с.
93. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Сов. муз. 1987. - N 1. - с. 26-32.-N3.-с. 56-66.
94. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре //Сов. муз. -1985.-N11.-с. 2-9
95. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Муз. в школе, 1987. N 4. - с. 28-32
96. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
97. Как объяснить тебя, талант? (словарь-справочник). Серия творческая одаренность. Самара, 1993. 35 с.
98. Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с.
99. Карелин А .Я. Формирование художественной культуры студентов муз.-пед. факультетов в процессе обучения в классе фортепьяно. Дис. .к.п.н. М., 1996. 144 с. - Библиогр.: с. 118-136
100. Карцева Е.Н. "Массовая культура" в США и проблемы личности. М.: Наука, 1974. - 192 с.
101. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании в старших классах //Сов. педагогика, 1979.-N12.-с. 33-39
102. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи //Сов. педагогика, 1989. N 8. - с. 19-26
103. Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки //Сов. педагогика, 1985. - N 1. - с. 130
104. Кееринг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности. Автореф. .к.п.н. JI. 1984. 16 с.
105. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 160 с.
106. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994, N5.11-17 с.
107. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание. 1989.
108. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., Знание. 1991. 77 с.
109. Князева М.М. Мультикультурное пространство образования. //Новые ценности образования. Вып.1, М. "Инноватор", 1995. с. 113.
110. Князева М.М. Педагогические возможности культурологического подхода. //Новые ценности образования. Вып.4, М. "Инноватор", 1996. С. 78.
111. Князева М.М. Субкультура. //Новые ценности образования. Вып.1, М. "Инноватор", 1995. с. 113.
112. Кобзев М.С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе. Саратов., Изд-во СГУ, 1981. 107 с.
113. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, Сред. - Уральск, кн. изд-во, 1972. - 169 с.
114. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 1984. -252 с.
115. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М,, Наука, 1975.-203 с.
116. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. -М. 1988;-30 с.
117. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. М., Политиздат, 1984. 319 с.
118. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1988. 479 с.
119. Критская Е.Д. Развитие музыкальной культуры младших школьников. I кл. с. 33-47 / Обучение и воспитание школьников средствами искусства // Сб. науч. тр. под ред. Д.Б.Кабалевского. М. 1978. 98 с.
120. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. -М., 1994 97 с.
121. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. //Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995 С. 103.
122. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., Изд-во ЛГУ, 1970. 113 с.
123. Культура как целостное явление. Проблема и методология изучения /Отв. ред. ЕЛ.Зазерский. Сб. науч. тр. N 80. - Л. 1983. - 152 с.
124. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования /Отв. ред. Л.Н.Коган. М.: Наука, 1981. - 238 с.
125. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Системогенетика и проблема переноса в педагогику подходов смежных научных дисциплин. // Проектирование и реализация педагогических технологий. Сборник научно-методических работ, Самара, 1996. 8-15 с.
126. Лалетин Д.А. Целостность и структурность культуры, с. 11-19 /Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. науч. тр. N 80. - Л. 1983.- 152 с.
127. Ланге О., Банасиньский А. Теория статистики. М., 1971. - 267с.
128. Левин Л.И. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. М.: НИО Информкультура, 1984. - 20 с.
129. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология, М., 1960. -411 с.
130. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1975.-304 с.
131. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ. М. 1972.-517 с.
132. Леонтьева О., Житомирский Д. Миражи музыкального прогресса //Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1983. вып. 4, -с. 3-66
133. Лернер ИЛ. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика, 1996. N 2. - с. 7-11
134. Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981. 68 с.
135. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. - 128 с.
136. Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с.
137. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М., 1982. -112 с.
138. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наук. Думка, 1984. - 119 с.
139. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности., Минск, 1995., Автор.к.п.н. -16 с.
140. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1969. - 228 с.
141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
142. Массовые виды искусства и современная художественная культура/Отв. ред.: А.С.Вартанов, В.П.Демин. М.: Искусство, 1986. -271 с.
143. Матвеев B.C. Эволюция музыкального "авангарда": от элитарной к "массовой культуре". Дис. .к.ф.н. М., 1986. - 197 с. -Библиогр.: с. 167-197
144. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств //Муз. в школе, 1984.-N1.-с. 31-35
145. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования //Сов. муз. 1984. N 9. - с. 51-59
146. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982. 238 с.
147. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопр. психологии. 1989. - N 1. - с. 15-23
148. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, N 5. 22-25 с.
149. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В Зт. М., 1993.
150. Мировая художественная культура 8-10 классы. Программа средней общеобразовательной школы /М-во проев. РСФСР; Предчетенская JI.M. -М.: Просвещение, 1988. 80 с.
151. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. -М., 1986.-85 с.
152. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дис. .к. искусствоведения. Л., 1986. - 243 с. - Библиогр.: с. 181-201
153. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л.: Искусство, 1984.- 119 с.
154. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1987, N 5. 86 с.
155. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград., Перемена, 1995. 151 с.
156. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Межвуз. сб. науч. тр. Владимир, 1990. - 149 с.
157. Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. науч. тр. /Под общей ред. А.Г.Костюка. Киев: Музычна Украина, 1982. -238 с.
158. Музыкальное образование личность - культура. Сб. науч. тр. -М., 1989. -127 с.
159. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
160. Неменскнй Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992. 138 с.
161. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993. 320 с.
162. Новые технологии воспитательного процесса. М., МП "Новая школа", 1994. 110 с.
163. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Инноватор. 1995, N 1-7
164. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1903. 318 с.
165. Овчинников Л.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., Наука, 1984. 147 с.
166. Овчинникова М.В. К определению понятия "культура" //Некоторые методологические проблемы исследования личности и общества: материалы науч.-тех. конференции. М., 1976. - с. 111-117
167. Ожегов С.И. Словарь русского языка. // Под ред. С.П. Обнорского. М., 1953. 848 с.
168. Орлова Э.А. Взаимосвязь обыденной и специализированной областей культуры с. 136-144 /Структура культуры и человек в современном обществе //Отв. ред. А.И.Арнольдов. М., 1987. -184 с.
169. Орлова Э.А. Молодежное субкультурное объединение как фактор динамики, культуры //Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.-21 с.
170. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. - 193 с.
171. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в пед. училище. Дис. .к.п.н. М., 1996. 151 с. - Библиогр.: с. 122-136
172. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1988. 479 с.
173. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1992. 88 с.
174. Педагогическая энциклопедия. М. 1966, т. 3. 1076 с.
175. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.
176. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
177. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. - 142 с.
178. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
179. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция, Сп-б., 1994. 54 с.
180. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 1-3 классы /Научн. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. -112 с.
181. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 4-7 классы /Научн. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1983. - 174 с.
182. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). -М.: Просвещение,-1994. 78 с.
183. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.
184. Программа факультативного курса /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. - 27 с.
185. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. - 191 с.
186. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание, 1980. 96 с.
187. Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. М.: МГЗПИ, 1988.-23 с.
188. Рапацкая Л.А. Художественная культура в содержании пед. образования //Культура и личность: проблема социальной активности. -М.: ИФ АН СССР, 1990.-с. 104-110
189. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М/. Прометей, 1991. - 139 с.
190. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки' в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Дис. .д-рап.н. М., 1991. - 450 е.: ил. - Библиогр.: с. 375409
191. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996. 529 с.
192. Роздымаха А.И. Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях школы-интерната. Автореф. .к.п.н. М., 1991.-18 с.
193. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества /Сост. А.Л.Готсдинер. М.: Музыка, 1980. - 104 с.
194. Румер М.А. Активизация мышления на уроке музыки //Муз. воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. - с. 80-87
195. Румянцев С.Ю. Место в культуре место в практике //Сов. музыка. 1984. -N 10. - с. 21-31
196. Саркитов Н.Д. Субкультура. /Современная западная социология. -М., 1990.-336 с.
197. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика, 1994. N 5. - с. 16-21
198. Система эстетического воспитания школьников /Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др. /Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983.- 264 с.
199. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1992. 159 с.
200. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.
201. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей, вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1980. - 296 с.
202. Сохор А.Н., Капустин Ю.В. Социология и музыкознание, с. 123124 /Вопр. социологии и искусства //Ред. В.В.Молчанов. ЛГИТМИК. 1980.- 150 с.
203. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. 1981. 385 с.
204. Таланчук И.М. Системно социальная концепция школьного воспитания. -Казань, -1991. - 50 с.
205. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Современная высшая школа. 1977, N 1. 55-60 с.
206. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
207. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личностный подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.
208. Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры: Юн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
209. Теория и технология образования. Тверь., Изд-во ТГУ, 1992. -106 с.
210. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1. - М.: Педагогика, 1985. -329 с.
211. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. // Ибр. пед. соч. в 2-х томах. М., Педагогика. 1974, т. 1, 584 с,
212. Феруз С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье. Автореф. .к.п.н. М., 1990. 19 с.
213. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 503 с.
214. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. м.: Наука, 1986. - 237 с.
215. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 157 с.
216. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. /Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. -М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 464 с.
217. Художественная культура и гармоническое развитие личности /Отв. ред. Н.В.Гончаренко. Киев: Наук. Думка, 1982. - 240 с.
218. Художественная культура и развитие личности /Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука 1987. - 222 с.
219. Художественная культура и развитие личности /Ред.: Ю.А.Лукин и др. М.: Мысль, 1978. - 186 с.
220. Художественная культура и эстетическое развитие личности /Отв. ред. В.И.Мазепа. Киев: Наук. Думка, 1989. - 292 с.
221. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.
222. Человек и социокультурная среда. /Специализированная информация по академической программе "Человек. Наука. Общество." (комплексное исследование). М., 1991. 432 с.
223. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1985. - 191 с.
224. Чернявский Р. Опыт типологизации молодежного потребителя масс -медиа. //Социологические проблемы художественной жизни. М., 1993.- 190 с.
225. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
226. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Пед. соч. т. 2. М., 1983.-208 с.
227. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Санкт-Петербург., "Наука", 1993. - 343 с.
228. Щукина' Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. 16 с.
229. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. 1993, N 2. 66-70 с.
230. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. -168 с.
231. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304с.
232. Энциклопедия философских наук. т. 3. М., 1977. 803 с.
233. Эстетика: словарь. М., 1989. - 318 с.
234. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Г.С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
235. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
236. Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. 39 с.
237. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-230 с.
238. Яценко Л.В. Разработка методов конкретных форм деятельности как вид творчества. // Философские науки. 1984, N 1. 5563 с.