автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие педагогической мысли в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования
- Автор научной работы
- Пичкуренко, Людмила Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пичкуренко, Людмила Юрьевна, 2001 год
Введение
Глава 1. Проблема национального образования в российской педагогике девятнадцатого-двадцатого веков
1.1 Зарождение идей национальной школы во второй половине девятнадцатого - первых десятилетиях двадцатого века
1.2. Проблема национального образования в русской педагогике двадцатого века
Выводы по первой главе
Глава 2. Философско-педагогические концепции национального образования в Германии
2.1. Проблема национального образования в философско-педагогическом наследии Фихте
2.2. Ф.А.В.Дистерверг о культуросообразном образовании
Выводы по второй главе
Глава 3. Национальная школа в России и Германии:
Современное состояние, перспективы развития
3.1. Общность и различие педагогического мышления в России и Германии в аспекте проблемы национальной школы
3.2. Три парадигмы национального образования в педагогике конца двадцатого- начала двадцать первого века
Выводы по третьей главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие педагогической мысли в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования"
Актуальность исследования. В течение последнего десятилетия Россия пережила ряд серьезных экономических, политических, идеологических потрясений, которые сопровождались серьезной переоценкой ценностей, сменой культурных приоритетов и нравственных идеалов. Этот период характеризуется как период надлома, кризиса культуры и идеологии. В такие моменты происходит разрыв с исторически сложившимися традициями, утрачиваются четкая картина мира, знания о нем. Одним из негативных последствий переходного этапа является утрата национальной идеи, потеря чувства национального достоинства и самоуважения, отсутствие определенных перспектив дальнейшего развития.
В этих условиях особенно возрастает роль образования, которое способно защитить общество от деструктивных воздействий социально-исторической среды. Именно поэтому в последние годы российская педагогическая наука обращается к гуманистическим категориям личностно-ориентированного гуманистического образования (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Одна из важнейших задач образования подобного типа - воспитание человека культуры и через человека возрождение, сохранение, развитие культуры. Культура выступает как система субъективных смыслов и ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал, предопределяющий логику поведения индивидов в обществе. Системообразующей характеристикой современного образования является культуросообразность (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, С.Ю.Курганов, Н.Б.Крылова).
Культуросообразное образование основополагающим свойством целостного человека культуры является его способность к культурной идентификации, осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей, самодетерминации'в горизонте Большого и Малого времени культуры (М.М.Бахтин). Для ученика русской школы средой культурного самоопределения является русская национальная культура - от истоков до современности. В связи с 'этим ценностные и целевые установки российского гуманистического образования связываются с воспитанием гражданина России, центрированного на национальные ценности. Однако Россия - это сложноорганизованный этнос, в границах которого взаимодействуют различные народы, поэтому для образования принципиально важным становится вопрос о сосуществовании различных национальных культур. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема национальной школы, одной из задач которой является формирование национальной идеи, национального самосознания личности.
Заострение проблемы национального образования В России конца двадцатого - начала двадцать первого века .обусловлено также геополитической социально-педагогической ситуацией. Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, накал социальных проблем, негативные явления в жизни общества и отдельного человека породили опасные явления национальной нетерпимости, осложнили адаптацию личности в инокультурной среде. Национальные конфликты, политическая нестабильность приводят к такому явлению как вынужденная миграция, появление детей-беженцев. В этих исторических условиях необходима разработка новой методологии воспитания, в которой проблема межкультурного взаимодействия детей, их готовность принять ценность чужой культуры, не утратив при этом ценностей культуры национальной, рассматривается как неотъемлемая часть личностно-ориентированного образования.
Значимость проблемы национального образования для России
• обуславливает необходимость обращения к опыту других, прежде всего европейских стран. Поскольку проблема национального образования зарождается, философски и методологически оформляется в Германии, для которой проблема национальной школы была особенно актуальной в течение двух последних столетий, эта европейская страна может послужить ярким образцом решения задачи создания национальной школы. Обращение к опыту Германии необходимо в данном случае для более глубокого понимания процессов, происходящих в России. "Исследование, построенное на материале изучения генезиса национальных ценностей образования ряда стран, . закономерно должно быть направлено на выявление методом компаративистики национального своеобразия ценностей образования каждой отдельной страны", - отмечают З.И.Равкин и В.Г.Пряникова. Таким образом, сравнительно-исторический анализ проблемы позволяет увидеть ее
• дальнейшие перспективы и пути решения.
В настоящее время проблема национального образования активно обсуждается педагогическим сообществом. Наметилось несколько подходов к ее решению. Ряд ученых уделяют пристальное внимание истории и логике развития русской школы (Е.П.Белозерцев, В.Ганичев, И.Гончаров). Исторический анализ проблемы национального образования в России, предпринимаемый педагогами, направлен на восстановление незыблемых нравственных ориентиров и ценностей образования, укорененных в русской культуре, русской ментальности. Другой подход к вопросу о национальной школе предполагает не историко-культурный, а сравнительный анализ современного состояния проблемы национального образования в различных странах и регионах с целью разработки принципов мультикультурного образования (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, Н.Д.Никандров, Л.М.Сухорукова). Эта проблематика отражена также в ряде работ зарубежных исследователей (А.Беннет, Р.Рамзей, Г.Ю.Хайнрикс).
Несмотря на широкую представленность проблемы национального образования в современной педагогической науке, очевидна необходимость рассмотрения проблемы национальной школы в двух аспектах: и культурно-историческом, и сравнительном. Сложность и многоплановость самой изучаемой проблемы требует системного подхода, интегрирующего в себе различные пути решения вопроса о национальном образовании. Это позволит использовать различные методы научного анализа и будет способствовать более глубокому осмыслению проблемы национального образования в России. В связи с вышеизложенным избрана тема данного диссертационного исследования - "Развитие педагогической мысли в России и Германии в девятнадцатом - двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования".
Объект исследования - развитие педагогической мысли и образования в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках.
Предмет исследования - развитие педагогического мышления в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования.
Цель исследования - выявление общности и различий в .понимании проблемы национального образования педагогами и философами России и Германии в девятнадцатом - двадцатом веках и разработка на этой основе прогностической модели развития национального образования в России.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа позволит существенно расширить систематические представления о национальной школе и определить перспективу развития национального образования в России в двадцать первом веке.
Задачи исследования:
1) выявить основные этапы развития педагогической мысли России в девятнадцатом 0 двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования;
2) раскрыть философско-педагогическую концепцию И.Г.Фихте и А.Дистерверга как теоретиков национального образования в Германии;
3) охарактеризовать основные подходы к проблеме национального образования, зависящие от условий самоопределения России и Германии;
4) разработать прогностическую модель развития национального образования в России.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: г
- концепция культуросообразного образования (В.С.Библер,
Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, О.С.Газман, А.Я.Данилюк,
В.П.Зинченко); концепция национальной школы (И.В.Бестужев-Лада,
Е.П.Белозерцев, И.Д.Гончаров, Г.Б.Корнетов, Н.Д.Никандров); теория поликультурного образования (О.В.Гукаленко, Г.Д.Дмитриев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова, Л.М.Сухорукова, Дж.Бэнкс, А.Беннет, Р.Рамзей, Г.Ю.Хайнрикс). сравнительно-исторический подход в педагогике
Л.М.Сухорукова, О.Д.Федотова); метод ретроспективного исторического анализа
А.Н.Джуринский, Д.И.Латышина, Г.Б.Корыстов, Л.Э.Заварзина);
- принцип единства логического и исторического;
- метод теоретического моделирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- систематизированы представления об основных этапах развития педагогической мысли в России и Германии в аспекте проблемы национального образования;
- использован сравнительно-исторический метод в решении проблемы национальной школы; раскрыта связь между особенностями национального самоопределения и концепцией национального образования;
- разработана прогностическая модель развития национального образования в России.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: на основе прогностической модели развития национального образования в России могут быть предложены концептуальные и методические рекомендации по разработке содержания образования в национальных школах России.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (1996-1997 г.г.) - знакомство с теоретической разработкой темы исследования; изучение научной литературы; определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования.
Второй этап (1998-1999 г.г.) - проведение работы по определению содержания, структуры, базовых положений исследования, выдвижение гипотетических предположений о процессах развития национальной школы в России и Германии, интеграция этих предположений в границах общей гипотезы.
Третий этап (2000-2001 г.г.) - содержательное наполнение, обоснование и доказательство гипотетических предположений об исторических условиях и особенностях развития педагогической мысли
России и Германии в аспекте проблемы национального образования; разработка прогностической модели развития национального образования России.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.В течение девятнадцатого - начала двадцатого века были заложены философские основы и определена иерархия ценностей национального образования в России, в первые десятилетия двадцатого века делаются попытки реформирования образования с учетом выработанных философами и педагогами-теоретиками аксиологических приоритетов. Характер развития русской педагогики в XX столетии и особенности решения вопроса о национальной школе определили два противоположных идеологических движения: педагогика русского зарубежья и советская педагогика.
2. В философско-педагогическом наследии И.Г.Фихте и А.Дистервега заложены теоретические основы национального образования в Германии. Фихте рассматривает как высшую национальную ценность внутренний потенциал личности. Впервые в педагогической теории воспитанник получает статус "самовоспитателя". Но ориентация на личностные смысли и личностное развитие ребенка сочетается в теории Фихте с рассмотрением личности в жесткой зависимости от интересов государства. Дистервег вводит в педагогику принцип культуросообразности и. восстанавливает в правах культуру и социальную природу как факторы воспитания. Вопрос о национальном образовании решается Дистервегом в двух аспектах: обоснование принципа культуросообразности; проблема соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в обучении и воспитании.
3. Исторический анализ проблемы национальной школы в России и Германии позволяет выявить ряд общих закономерностей и принципиальные отличия в модели национальной школы. Отличия в логике становления концепции национального образования обусловлены прежде всего характером национального самоопределения. В Германии оно осуществлялось в парадигме "этнос - этнос", в России - в парадигме "этнос - культурный ареал".В итоге обе страны приходят к пониманию необходимости культурного взаимодействия, однако на различных основаниях. Немецкая модель культурного взаимодействия предполагает сосуществование наций в поликультурном пространстве. Российская — диалог культур как основу национального взаимодействия.
4. В современном педагогическом процессе определились три основных направления, три подхода к проблеме национальной школы: возрожденческий (И.Ф.Гончаров, Е.П.Белозерцев, В.Ганичев); поликультурный (Н.Д.Никандров, В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухароукова); методологический (Е.В.Бондаревская). Эти подхода к проблеме национального образования не противостоят друг другу и не исключают, а дополняют друг друга. Их следует рассматривать как три уровня создания национальной школы двадцать первого века. Каждая из концепций опирается на постулаты, выработанные другим подходом, расширяет и развивает их. Взаимодействие трех представлений о национальной школе, сложившихся в настоящее время в педагогической науке, позволяет предложить прогностическую модель национальной школы нового тысячелетия.
Достоверность и обоснованность полученных выводов обеспечиваются использованием методологических принципов, разработанных в философской, психологической и педагогической науке; основные выводы исследования являются результатом сравнительно-исторического анализа развития педагогической мысли России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в контексте проблемы национального образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе РГПУ; РФРГТА, результаты исследования обсуждались на вузовских и региональных научных конференциях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по третьей главе.
1.Исторический анализ проблемы национальной школы в России и Европе (на примере Германии), проведенный в первых двух главах, позволяет выявить ряд общих закономерностей в постановке и решении вопроса о создании национальной школы, а также обозначить принципиальные отличия в модели национальной школы, обусловленные культурно-историческим своеобразием каждой из стран, особенностями национального менталитета.
2-Общими чертами постановки и решения проблемы национальной школы в России и Германии можно назвать следующие: а)проблема национального образования была актуализирована в девятнадцатом веке, что объяснялось необходимостью стимулировать рост национального самосознания; б)проблема национального образования решалась не только педагогикой, но и философией, причем философские постулаты закладывали основы педагогических воззрений; в)проблема национального образования решалась в контексте взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей.
3. Отличие в логике становления концепции национального образования обусловлены прежде всего характером национального самоопределения. В Германии оно осуществлялось в парадигме "этнос -этнос" и прошло три последовательные стадии: противопоставление немецкой нации другим европейским народам - крайний национализм как следствие крайнего национального унижения - сосуществование наций в едином культурном пространстве. В России национальное самоопределение проходило в парадигме "этнос - культурный ареал" и предполагало также три, но иных этапа: противопоставлении России Европе - понимание самой России как сложноорганизованного культурного ареала - диалог культур как основа национального взаимодействия.
4.В итоге обе страны приходят к пониманию необходимости культурного взаимодействия, однако на различных основаниях. Первая модель культурного взаимодействия (немецкая) положена в основу поликультурного образования, широко распространенного в европейском педагогическом опщте. Вторая (российская)- легла в основу методологической концепции национального образования, складывающейся в настоящее время в России.
5. В современном педагогическом процессе определились три основных направления, три подхода к проблеме национальной школы: возрожденческий (И.Ф.Гончаров, Е.П.Белозерцев, В.Ганичев); поликультурный (Н.Д.Никандров, В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, Л.М.Сухароукова); методологический (Е.В.Бондаревская).
6. Возрожденческая концепция возникает на благодатной почве русской философии и педагогики девятнадцатого-двадцатого веков и ориентирована на классическое понимание русской идеи в неразделимом единстве православия, духовности, соборности, всемирной отзывчивости русской души. Создание русской школы невозможно вне контекста богатейшего опыта русской культурной жизни прошлого, многовековых ценностей, выработанных народом за долгую историю его развития, основ народной педагогики и религии.
7. Поликультурное образование предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания. Оно основано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, адаптации к иным культурным ценностям. Большинство стран мира, в том числе и Россия, являются гетероэтническими сообществами, поэтому необходимо обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов.
8. Методологический подход, усваивая лучшие достижения двух предшествующих, несколько отличается от них. Его принципиальное отличие от возрожденческой модели состоит в утверждении необходимости воспитания у ученика способности культуротворчества на основе целостного и системного-научного освоения традиций отечественной культуры. Возрожденческое видение проблемы русской школы основывается прежде всего на приобщении учеников к уже сложившимся культурным ценностям. Не отрицая непрерывности развития культуры, такой подход рассматривает это развитие независимо от образования, как экстрапедагогический процесс. Методологический подход исходит из мысли о том, что процесс культуротворчества может происходить в самом образовании.
9. Отличие методологического подхода от поликультурного состоит в том, что в основе его лежит идея единого гуманитарного интегрального пространства, предполагающего постоянное t. взаимодействие в учебном процессе гуманитарных дисциплин, воссоздающих в образовании различные культуры. Принцип рядоположенности отдельных национальных культур, которому соответствует создание образовательных областей, заменен принципом интеграции, при котором создается единое гуманитарное интегральное пространство.
10. Три охарактеризованных подхода к проблеме национального образования не противостоят друг другу и не исключают, а дополняют друг друга. Их следует рассматривать как три уровня создания национальной школы двадцать первого века. Каждая из концепций опирается на постулаты, выработанные другим подходом, расширяет и развивает их. В. настоящее время в России наиболее распространен возрожденческий тип национальной школы. Пол и культурное образование до конца восьмидесятых годов XX века было в основном востребовано на Западе, но в связи с серьезными сдвигами в жизни России стало востребовано и у нас. Методологический тип национальной школы можно назвать формирующимся, в нем выходят на новый уровень и обогащаются все концептуальные положения возрожденческого и поликультурного подходов к созданию национальной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами диссертационное исследование позволяет прийти к выводу, что сравнительные анализ развития педагогической мысли России и Германии в девятнадцатом - двадцатом веках в контексте проблемы национального образования способствует не только выявлению общих закономерностей и принципиальных отличий в решении проблемы национальной школы, но и созданию прогностической модели национальной школы России. В этой модели обобщен исторический опыт двух стран, для которых национальное образование всегда было одной из востребованных и актуальных проблем в связи с рядом факторов, определивших характер культурного развития и национального самоопределения. В ходе работы была доказана гипотеза о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа позволит существенно расширить систематические представления о национальной школе и определить перспективу развития национального образования в России в двадцать первом веке.
Настоящее исследование достигло поставленной цели и выполнило обозначенные задачи. Было проанализировано в сравнительно-историческом аспекте развитие идей национального образования в России и Германии на протяжении двух последних столетий; творчески переосмыслены работы ведущих российских и немецких педагогов и философов, обращавшихся к проблеме национального самоидентификации и национальной школы. Осмысление избранной в качестве предмета исследования проблемы позволило прийти к ряду важных выводов.
Проблема национального образования в России находилась в центре внимания философско-педагогических исследований на протяжении двух столетий. В течение этого времени ее решение основывалось на двух подходах: понимание уникальности русского менталитета и русской культуры; доказательство необходимости взаимодействия в процессе образования общечеловеческих и национальных ценностей. Существовавшая в девятнадцатом веке проблема русской школы в конце столетия и в двадцатом веке осмыслялась уже и как проблема российской школы, поскольку Россия -это гетерогенный этнос. Решение 'проблемы национальной школы в двадцатом веке усложнилось в связи с появлением двух ветвей российского образования - советского и зарубежного (эмигрантского). Однако на протяжении всего обозначенного периода проблема национального образования решалась в парадигме "этнос - культурный ареал". Первоначально таким культурным ареалом была Европа, через противопоставление которой утверждалась русская национальная идея, впоследствии сама Россия со всем многообразием населяющих ее малых народов стала осмысляться как сложноорганизованный культурный ареал. Такая логика постановки и решения проблемы национального образования в педагогической науке России девятнадцатого-двадцатого веков привела к пониманию национальной школы как диалога различных культур, осуществляющегося в пределах единого гуманитарного образовательного пространства.
Проблема национального образования в Германии также находилась в центре внимания ученых на протяжении двух столетий, поскольку для этой страны актуальной была проблема нацирнального самоопределения и самоутверждения на мировой арене, преодоления национального унижения. Однако в силу определенных историко-культурных факторов решение проблемы национальной школы в Германии осуществлялось в парадигме "этнос - этнос", что после преодоления крайних форм национализма привело к пониманию национального образования как сосуществование наций в поликультурном пространстве.
Использование философско-педагогического наследия русских и немецких ученых, а также современных подходов к проблеме национального образования подводит к созданию прогностической модели национальной школы двадцать первого века. Три уровня этой национальной школы составляют три подхода к пониманию национального образования, сложившиеся в современной педагогической науке: возрожденческий, поликультурный, методологический. Эти подходы не исключают, а взаимодополняют друг друга, потому что каждый из них усваивает все лучшее, что наработано и открыто другими. Интеграция этих подходов основана на их продуктивном диалоге, "со:бытии". Прогностическая модель национальной школы является одним из перспективных ответов на вопрос о перспективах национального образования в новом тысячелетии.
Дальнейшее исследование проблемы национальной школы требует объединения усилий многих педагогов, изучающих этот вопрос, предполагает апробацию созданной модели национальной школы двадцать первого века, разработку учебных программ, планов по данной модели. Это самостоятельное научное и практическое исследование, которое способно обеспечить перспективное развитие представлений о путях, формах и методах совершенствования национального образования в России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пичкуренко, Людмила Юрьевна, Саратов
1.Аксаков И.С. Ф.И.Тютчев: Биографический очерк/Ф.И.Тютчев "О вещая душа моя.". М., 1995.
2. Антология педагогической мысли России первой половины девятнадцатого века. М., 1987.
3. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса. Дисс.канд. пед. наук. М., 1997.
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
5. Архив Президента Российской Федерации. Ф.З. Оп. 33 Д.39.
6. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994.
7. Бездухов В.П. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков: принцип соборности в воспитании//Педагогика, №7, 1998.
8. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие. М., 1988.
9. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград. 2000.
10. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к русской школе// Русская школа. Вып. 1. М., 1993.11 .Белозерцев Е.П. Строить соборно, сообща//Народное образование №9-10. 1994.
11. Бердяев Н.А. Русская идея: О России и русской философской культуре. М., 1990.
12. З.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 199о.
13. М.Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. Идея культуры в работах М.М.Бахтина. М., 1989.
14. Библер B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения//Вопросы философии. №6. 1989.
15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
16. Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915.
17. Бондареве кая Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону. 1995.
18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону. 2000.
19. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения//Новыеt.ценности образования. №4, 1996.
20. Верещагин В.Ю. Славяно-русский культурно-исторический тип (проблемы теории)/Социально-этические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Росто-на-Дону, 1998.
21. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (19601990-е годы). М., 1999.
22. Владыкина В.А. Конпецтуальные проблемы национального образования в Советской России (1920-1930-е годы)//Псдагогика, №10, 2000.
23. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1993.
24. Волкович В.А. Национальный воспитатель К.Д.Ушинский. С-Пб., 1913.
25. Вопросы всеобщего обучения (среди нацмен). Вып.З. M.,J1., 1927.
26. Ганичев В.Н. Наша русская школа//Русская школа. Вып. 1. М., 1993.
27. Ганичев В.Н. Не быть иностранцами "посреди своей Родины'7/Народное образование. №6. 1994.
28. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе//Педагогика №5. 1994.
29. ЗКГессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М„ 1995.
30. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974.
31. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в пол и культурном образовательном пространстве. Тирасполь, 2000.
32. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.
33. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
35. Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы//Педагогика. №1. 1997.
36. Данилюк А.Я. Проблема национальной школы: от мифа к логосу//Инновационная школа. №4. 1997
37. Данилюк А.Я. Становление русской школы//Мир образования. №9. 1996
38. Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России//Русский язык в школе. №2.- 1995.
39. Демков М.И. История русской педагогики. М., 1913.
40. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
41. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
42. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика №10. 2000.
43. Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. М., 1.977.
44. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. 47.3аварзина Л.Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. Воронеж. 1998. 48.3еньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960.
45. Ильин И.А. Избранное. Смоленск. 1995.
46. Ильин И.А. О русском национализме/Наши задачи. М., 1992.
47. Ильин И.А. Опасности и задания русского национализма/Наши задачи. М., 1992.
48. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
49. Ильин И.А. Собрание сочинений в Ют. Т1.М., 1991.
50. Ионов Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы круглого стола)//Вопросы философии, №:6, 1991.
51. История педагогики и образования/Под ред. А.И.Пискунова. М., 2001.
52. Истратов Ю.П. Общечеловеческое и национальное с позиций цивилизационного подхода/Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. М., 1991.
53. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
54. Каптерев П.Ф. История русской псдагогики/УПедагогика, №2, 1996.
55. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. С-Пб., 1914.
56. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М., 1994.
57. Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. М., 1987.
58. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.
59. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России/Полн. собр. соч. В 2 т.Т1. М., 1911.
60. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях религиозных философов девятнадцатого-двадцатого веков. М., 1996.
61. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
62. Коменский Я.А. Локк Д.- Руссо Ж.-Ж.Песталоции И.Г. Педагогической наследие. М., 1989.
63. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1.М., 1982.
64. Корентов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.
65. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М., 1994.
66. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.,1997.
67. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара. 1994.
68. Крылова Н.Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования//Народное образование, №9, 1998.
69. Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики//Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997.
70. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.
71. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России//Педагогика. №6. 1999.
72. Культурология. XX век: Словарь. С-Пб., 1997.
73. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998.
74. Ленин В.И. Избранные произведения в 4 томах. Т.4. М., 1986.
75. Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.Зеньковскому//Педагогика. №7.1998.
76. Лихачев Д.С. О национальном характере русских//Вопросы философии. №4\ 1990.
77. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
78. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
79. Любарский Г.Ю. Морфология истории. М., 2000.
80. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы//Педагогика. №4. 1999.
81. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
82. Мусин-Пушкни А.А. Среднеобразовательные школы в России и их значение. Пг., 1915.
83. Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996.
84. Нечаева B.C. В.Г.Белинский: Жизнь и творчество, 1842-1848. М., 1967.
85. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика №3.1998.
86. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып.4/Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1996.
87. Образование в поисках человеческих смыслов/Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону. 1995.
88. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике//Педагогика, №6, 1993.
89. Погодина Л.Н. Из опыта организации Русской национальной школы// Русская школа. Вып. 1. М., 1993.
90. Положение о Русской национальной школе// Русская школа. Вып. 1. М., 1993.
91. ЮО.Ризз Г.И. "Мир, управляемый из детской"(Концепция национального воспитания И.А.Ильина)//Педагогика.№3. 1995. 101.Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. 102Розин В.М. Культурология: Учебник. М, 1998.
92. ЮЗ.Российская историческая политология/Под ред. С.А.Кислицына. Ростов-на-Дону, 1998.
93. Россия: проблемы национально-государственной политики. М., 1994.
94. Сапунов В.Б. Истоки русской школы/Сов. Педагогика. №6. 1989. Юб.Семыкина Г.П. Куда идем//Народное образование.№7. 1994.
95. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М. 1999.
96. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин//Педагогика. №1. 2001.
97. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной щколы/Пед. сочинения. М., 1991.
98. Ю.Стенографический отчет XII съезда РКП(б). М., 1923. П.Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе//Вопросы философии. № 12. 1990. 112.Труды Института национальных проблем образования МОРФ. Вып.1. М., 1993.
99. З.Уайт Лесли А. Понятие культуры. Три типа интерпретации культуры//Антология исследований культуры. Т.1 С-Пб., 1997.
100. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2т. Мм 1979.
101. Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений. Т1.t.143
102. Философия культуры. Становление и развитие/Под ред. М.С.Кагана и др. С-Пб., 1998.
103. Фихте И.Г. О назначении ученого. М., 1935.
104. Фихте И.Г. О назначении человека/ Пути к рациональному мировоззрению. 4.1. С-Пб; типография Станюкевича, 1880.
105. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. С-Пб. Д.Е.Жуковский, 1906.
106. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации/Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935.
107. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1968. 124.Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. М„ 1990.
108. Шанская М.В. Сбережем наше национальное достояние: По материалам семинара "Русская школа"\\География в школе. №4. 1995.
109. Школа диалога культур. Основы программы/Под ред. В.С.Библера. Кемерово, 1992.
110. Heinrichs, Hans-Jurgen: Einleitung zu Zeiris, Michel/ Frankfurt. 1985.
111. Mitcherlich A. Die idee des Friends und die menschliche Aggres-sivi, Frankfurt/ 1974.
112. Poommerin Gabriele. Interculturelle Trziehund. Tint Herausforderung fur unsere Gesellschaft. Grundsatzpapier des Arbeitskreises Grundschule е. V., Francfurt/1987/
113. Stolz H. Autoritat und Elternlibe 6 Aytlage/ Volk und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin. 1981/