Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе

Автореферат по педагогике на тему «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Еремина, Наталия Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе"

иилЛ-

Еремина Наталия Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 4 ДПР 2014

Москва 2014

005547385

005547385

ьис/сЛ.

Еремина Наталия Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ

13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2014

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор кафедры

социально-педагогического образования ГБОУ ДПО СПб АППО

Захарченко Марина Владимировна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры

социальной работы, психологии и педагогики высшего образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» Остапенко Андрей Александрович

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории антропологических основ профессионального развития педагогов Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Теплова Анна Борисовна Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Защита состоится «13» мая 2014 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.021.01 при Федеральном государственном научном учреждении «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО. Автореферат разослан « Ц » ОлрЯиЛ. 2014 г.

Автореферат размещен на сайте http://vak2.ed.gov.ru/. Полнотекстовый вариант диссертации размешен на сайте http://ippdrao.ru/preview/. Ученый секретарь

диссертационного совета /ё^-"15'' В.В. Ряшина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ( № 273-ФЭ, 2012, ст. 2.П.1) воспитание определено как формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определяющей методологическую основу ФГОС, говорится о важности расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей1. Согласно основным документам, определяющим стратегию развития современного образования, содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных и социальных традициях. Они осмысляются как духовно-нравственные ценности, как «источники нравственности и человечности».

Актуальной становится задача теоретико-методологического осмысления педагогической практики, обеспечивающей использование ресурсного потенциала традиций культуры - в частности, этнокультурных - в развитии образовательных систем.

Воспитательное значение этнокультурных традиций различных народов России глубоко изучено в многочисленных этнопедагогических исследованиях. Современные ученые связывают его с ценностным содержанием традиционных этнических культур. Перспективность и результативность использования этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения признана и доказана в научно-педагогической среде (АЛО. Аксенова, A.M. Баркова, Г.И. Батурина, Х.Х. Боташова, К.Л. Лисова, A.B. Нестеренко, О.М. Потаповская, Г.Ф. Суворова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Наряду с теоретическим осмыслением, в последнее двадцатилетие (1992-2013 гг.) сложился обширный практический опыт использования воспитательных возможностей этнокультуры в региональных образовательных системах. Недостаточно обобщенным остается опыт использования этого потенциала в условиях современного мегаполиса.

В поликультурном пространстве мегаполиса наблюдается процесс подчинения традиционных этнических культур закономерностям и способам существования потребительского общества, что приводит к отчуждению форм, образцов, артефактов традиционной культуры от ее ценностно-смыслового ядра. В этой связи актуальным становится осмысление субъектами образования педагогического потенциала традиционной народной культуры как единства ее ценностно-смыслового ядра, связанных с ним форм общения и деятельности,

' Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.-23 с.

а также способов воспроизводства этой связи в условиях современного мегаполиса.

В научно-педагогических исследованиях (О.В. Аракелян, 'Г.И. Бакланова, М.В. Жиркова, MP. Илакавичус, И.А. Мальковская, М.Г. Синякова, Т.А. Цацурова и др.) педагогический аспект современного мегаполиса связывают с увеличением количества обучающихся-мигрантов на разных уровнях образования, проявлениями этнической и религиозной «многоликости», а также с усложнением самоидентификации личности. Учеными отмечаются изменения, происходящие в современной детской субкультуре: личностное общение детей стремительно вытесняется виртуальным общением, коллективные детские игры исчезают. Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности в выстраивании отношений со сверстниками и в ближайшем окружении. В свою очередь, современные воспитатели и учителя практически не владеют накопленными в традиции формами межличностного общения и совместного досуга. Изменившиеся условия требуют от педагогов новых профессионально-психологических качеств - мобильности, межкультурной и межконфессиальной толерантности, этнокультурной и поликультурной компетентности.

Степень разработанности темы исследования. Народная культура как способ бытия человека в единстве смыслов, деятельности и общения привлекала внимание русской общественно-педагогической мысли (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский). К.Д. Ушинским была высказана идея народности в воспитании, которую можно выразить тремя тезисами: «каждый народ имеет свою характеристическую систему воспитания», «в душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих», «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». Идея народности как одна из магистральных идей отечественной педагогики стала определяющей на будущие времена. В работах H.A. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского убедительно доказано, что русская традиционная культура аккумулирует в себе духовное начало человека и утверждает основание для становления и развития его духовной жизни.

Народная культура и народные традиции воспитания стали предметом научно-педагогических исследований в трудах многонациональной этнопедагогической школы академика Г.Н. Волкова. Г.Н. Волков и его последователи доказали, что формы, методы и средства народной педагогики содержат в себе богатейший воспитательный потенциал: песенно-музыкальные жанры (Е.Г. Воронина, М.К. Бурьяк, В.В. Васильева, Л.Ю. Дьяченко, B.C. Чардынцев), народная игрушка (В.В. Александрова, Е.А. Ефимова, А.Б. Теплова, Н.М. Шоломицкая), игровой фольклор (С.Т. Алиева, В.Д. Ботнарь, А.Г. Гогоберидзе, P.C. Жуковская), народные праздники (И.Н. Буторина, Е.И. Корнеева), декоративно-прикладное творчество (И.Н. Антоненкова, Г.В. Артаева, Е.Г. Вакуленко, Е.И. Винокурова), русская народная сказка

(М.Н. Боголюбская, A.B. Запорожец, Е.И. Лутовинова), народные традиции семейного воспитания (Г.М. Баринова, A.A. Григорьева, Л.Ф. Иванова,

A.Б. Измайлова, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова). В этих исследованиях прослеживается неразрывная связь ценностного содержания традиционной культуры с ее образцами, артефактами, формами деятельности и общения, закрепленными в традиции. Вместе с понятием «воспитательный потенциал» в этнопедагогике используется понятие «этнопедагогический потенциал».

Традиционная народная культура изучается как многофункциональная система и комплексный феномен в этнографии, культурологии, философии, социологии и лингвистике (Е.П. Белинская, A.B. Захаров, A.C. Каргин, Н.Г. Михайлова, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, К.Б. Соколов, Т.Г. Стефаненко,

B.C. Цукерманн, М.О. Шаваева и др.). Современные исследователи определяют традиционную народную культуру как аксиологическую традицию, указывая на неразрывную связь ценностно-смыслового ядра, образующих средств, форм и образцов, особенностей коммуникации и деятельности (М.В. Захарченко). В трудах ученых Института этнологии и антропологии РАН (A.B. Буганов, М.М. Громыко) системно представлено ценностно-смысловое содержание традиций и воззрений русского крестьянства. На основе этих исследований созданы социокультурная образовательная программа «Истоки» (A.B. Камкин, И.А. Кузьмин) и учебно-методический комплекс, направленные на формирование единого регионального социокультурного пространства в контексте возможностей потенциала традиционной народной культуры Русского Севера.

Понятие «педагогический потенциал» современными исследователями используется по отношению к объекту - как нечто, заложенное в структуру самой традиционной народной культуры и ее образцов (М.А. Чистякова), или по отношению к субъекту - как интегральное образование, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению другими субъектами (Т.Л. Божинская, О.М. Позднякова). А.Б. Теплова определяет «педагогический потенциал» в рамках системного понимания современной педагогики как антропопрактики, где субъект образования представляется участником со-бытийного сообщества в осмысленной деятельности. Для нашего исследования основополагающими являются ключевые понятия педагогической антропологии о со-бытийной общности как подлинном субъекте развития и о нормативной структуре индивидуальной деятельности (В.И. Слободчиков). В связи с этим актуальным является теоретическое осмысление педагогического потенциала традиционной народной культуры в ряду трех категорий — общности, сознания и деятельности как всеобщих способов бытия человека.

Под педагогическим потенциалом традиционной народной культуры в рамках данного исследования понимается ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в ее средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе.

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры — это воспроизведение традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности со-бытийного сообщества с использованием форм и средств традиционной культуры. Традиционными системообразующими ценностями в народной культуре являются: любовь, красота, жизнь, забота, защита, родная земля, верность, семья, труд, взаимопомощь, сотворчество. В традиционной народной культуре старшее поколение воспитывало в детях чувство хозяина: хозяина дома, своего слова, своей жизни. Осознание себя хозяином способствовало тому, что традиционно человек рано начинал ощущать ответственность за сказанное слово, за свои дела и поступки, за свою судьбу.

В условиях современного мегаполиса проблема реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования осложняется усиливающимися тенденциями: колоссальной концентрацией населения, ускоренным ритмом жизни, социальным прессингом, виртуализацией социального пространства, многополюсностью сфер интересов, потребностей и возможностей различных групп населения (Ю.В. Арутюнян, Л.Н. Дробижева, А.Г. Кузнецов, В.Н. Титов, Е.Ф. Сабуров и др.). Пространственно-временная структура современного мегаполиса вынуждает его жителей встраиваться в обезличенные, унифицированные социальные системы производства, потребления, культуры и быта, где формируется специфическое, анонимное отношение к деятельности человека, где он не является хозяином и автором собственного жизнетворчества (В.И. Слободчиков). Все это ведет к разрушению традиций, но современный мегаполис как поликультурное образование сохраняет национально-культурные различия, где активно развиваются этнокультурные процессы (Е.В. Ревина). Он концентрирует в себе огромный историко-культурный опыт в сфере образования, науки, искусства и является привлекательным центром миграции. Сосуществование различных этнокультурных пространств усиливает его поликультурность (И.О. Нурмаганбетов, Н.Е. Тарасовская). Традиционные ценности разных культур помогают сохранить этническое своеобразие, способствуют духовной и культурной самоидентификации юного поколения, развитию авторства в жизнетворчестве.

В этой связи можно выделить противоречия между:

• активным использованием традиционной народной культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании детей и недостаточным теоретическим осмыслением педагогических условий поддержания связи форм, образцов, артефактов традиционной культуры с ее ценностным содержанием в современном мегаполисе;

• признанием научно-педагогическим сообществом педагогического потенциала традиционной народной культуры и недостаточностью

теоретических и практических разработок по реализации этого потенциала субъектами образования в современном мегаполисе;

• значимостью подготовки субъектов образования к воспроизводству ценностного содержания этнокультурных традиций в современном мегаполисе и недостаточностью теоретического осмысления необходимых для этого условий и средств.

Проблему исследования мы связываем с осмыслением педагогического потенциала традиционной народной культуры и определением ресурсов, условий и средств для его реализации субъектами образования в современном мегаполисе.

Поиск способов разрешения выявленной проблемы и указанных противоречий обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе».

Цель исследования - выявить специфику деятельности субъектов образования по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе.

Объект исследования - образовательные ресурсы этнокультурного пространства современного мегаполиса.

Предмет исследования - условия и средства реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в образовательных учреждениях современного мегаполиса.

Гипотеза исследования. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса может осуществляться при соблюдении следующих условий:

• наличие субъекта, способного к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры;

• организация деятельности субъектов образования как педагогического процесса в со-бытийной общности взрослых и детей;

• создание этнокультурной среды, способствующей погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры;

• использование комплекса образующих средств традиционной народной культуры и существующих в мегаполисе ресурсов.

Задачи исследования:

1. Представить реализацию педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса как структуру деятельности субъектов образования.

2. Разработать схему этнокультурного пространства как ресурса педагогической деятельности субъектов образования по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе.

3. Обосновать и экспериментально проверить модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса.

4. Разработать и апробировать образовательную программу «Формирование этнокультурной компетентности педагога» и учебно-методический комплекс к ней в условиях системы повышения квалификации педагогов.

Теоретико-методологические основания исследования составляют теоретические основы психологической и педагогической антропологии: понятия со-бытийной общности, субъектности, субъективной реальности, нормативной структуры индивидуальной деятельности (В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Л.Ф. Шеховцова; A.B. Шувалов); антрополого-цнвили-зационный подход (М.В. Захарченко, Г. Шестун); теоретические основы этнопедагогики и народных традиций воспитания (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, В.Н. Иванов, К.Ж. Кожахметова, О.Д. Мукаева и др.); аксиологический подход (Н.М. Борытко, З.И. Равкин, Я.С. Турбовской и др.); теоретические основы поликультурного (О.В. Гуркаленко, Н.В. Кузьмина, Н.М. Лебедева, В.В. Макаев, И.Ю. Макурина, З.А. Малькова, A.A. Сыродеева, Л.Л. Суп-рунова и др.) и этнокультурного образования (А.Б. Афанасьева, Ж.Ж. Наурыз-бай, Т.К. Солодухина, В.К. Шаповалов и др.); философские, педагогические, психологические, культурологические, филологические исследования феномена традиционной народной культуры (Е.П. Белинская, A.B. Захаров, A.C. Каргин, Н.Г. Михайлова, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, К.Б. Соколов, Т.Г. Стефаненко, B.C. Цукерманн, М.О. Шаваева и др.).

Методы исследования: анализ научной литературы, схематизация, педагогическое проектирование и педагогическое моделирование, эмпирические методы и методики диагностики (анкетирование, наблюдение, опрос, интервью, анализ методической документации и продуктов деятельности, качественные методы оценки педагогических результатов, исследование образовательной среды, экспертная оценка).

Этапы исследования:

На первом этапе - поисково-теоретическом (2007-2009) - изучалась научная база, были определены теоретико-методологические основы и категориальный аппарат исследования; сформулированы цель, объект, предмет, задачи исследования, рабочая гипотеза.

На втором этапе - опытно-поисковом (2009-2012) — проводилась опытно-поисковая работа, осуществлялась проверка эффективности модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса; апробировалась программа «Формирование этнокультурной компетентности педагога» в системе повышения квалификации.

На третьем этапе - обобщающем (2012-2014) - осуществлялись проверка предварительных выводов исследования, обобщение и анализ результатов опытно-поисковой работы, оформление диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования — образовательные учреждения Санкт-Петербурга - ГБДОУ № 67 Красносельского района, ГБДОУ № 32 Василеостровского района, ГБДОУ № 1 Красногвардейского района, ГБДОУ № 81 Фрунзенского района и др.; ГБОУ СОШ № 288, ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района, ГБОУ Гимназия № 277 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и др., СПб АППО. Всего в эксперименте были задействованы 634 человека: 286 детей и 348 педагогов.

Научная новизна исследования заключается в представлении и обосновании деятельности субъектов образования в процессе реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры как антропопрактики — создании со-бытийной общности детей и взрослых, воспроизводящей систему традиционных ценностей в деятельности и общении. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры представлена соискателем как структура деятельности субъектов образования; дано схематическое описание деятельности по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры, включающее ресурсы, условия, средства и субъекты образования.

Теоретическая значимость исследования: даны определения понятий «педагогический потенциал традиционной народной культуры» и «реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры»; обосновано понятие этнокультурного пространства мегаполиса как ресурса педагогической деятельности; обоснован комплексный характер образовательных средств, используемых в процессе реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; разработана концепция образовательной программы в системе повышения квалификации «Формирование этнокультурной компетентности педагога», способствующая становлению авторской позиции педагога; создана модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса.

Практическая значимость: в процессе апробации модели разработана диагностика оценки уровня реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях, создана и апробирована образовательная программа «Формирование этнокультурной компетентности педагога», диагностический инструментарий и учебно-методический комплекс к ней.

Достоверность и обоснованность исследования обусловлены обширной научной базой, включающей философские, психолого-педагогические работы, применением современной методологии научного исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам

исследования; апробацией материалов исследования в педагогической практике; разносторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Личный вклад соискателя заключается в разработке теоретического аппарата исследования, проверке эффективности модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях; в разработке схемы этнокультурного пространства современного мегаполиса как ресурса педагогической деятельности, а также создании образовательной программы «Формирование этнокультурной компетентности педагога» в системе повышения квалификации и учебно-методического комплекса к ней.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическим потенциалом традиционной народной культуры является ценностное содержание традиции, заложенное в ее средствах, формах, способах бытия. Традиционная народная культура как способ бытия человека воспроизводит ценностно-смысловое содержание («ценностно-смысловое ядро») традиции в общении и деятельности в естественно-исторической межпоколенной событийной общности. Типологическими особенностями воспроизведения ценностей и смыслов традиции являются передача «от лица к лицу» - от мастера к ученику, от старших к младшим и «со-бытие». В современном мегаполисе в связи с кардинальным изменением способов бытия человека происходит обособление форм, образцов, артефактов традиционной народной культуры от ее ценностно-смыслового содержания. Реализацию педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе следует рассматривать как антропопрактику, в которой образцы, артефакты традиционной народной культуры используются в целях воспроизведения и передачи ценностей и смыслов традиции в деятельности и общении взрослых и детей, организованных как со-бытийное сообщество.

2. Субъект образования может осуществлять целенаправленную деятельность по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса, если он владеет комплексом образующих средств традиционной народной культуры и использует ресурсы этнокультурного пространства современного мегаполиса. Комплекс образующих средств отражает обрядовую и художественную сторону традиционной народной культуры и позволяет со-бытийному сообществу имитационно воспроизводить ее целостную пространственно-временную, деятельностную и коммуникативную систему. Этнокультурное пространство современного мегаполиса - это ресурс, структурирующий сферу возможностей субъектов образования, позволяющий субъекту образования как автору профессиональной деятельности оперировать элементами целого, проектировать стратегию деятельности и использовать источники взаимодействия с традиционной народной культурой в современном мегаполисе.

3. Модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях современного мегаполиса включает три основных компонента: субъекты образования, организованная ими деятельность и этнокультурная среда. Взаимосвязь трех основных компонентов представлена в четырех выстроенных последовательно-параллельно этапах процесса реализации: осмысление субъектами образования ценностно-смыслового содержания традиционной народной культуры; подготовка субъектов образования к практической деятельности; организация субъектами образования системы деятельности, реализующей педагогический потенциал традиционной народной культуры в образовательных учреждениях; диагностика и саморефлексия. Ключевым компонентом модели является формирование этнокультурной компетентности субъектов образования.

4. Формирование этнокультурной компетентности педагогов осуществляется в сочетании формального (курсовая и межкурсовая подготовка) и неформального образования. Образовательная программа курсовой подготовки в системе повышения квалификации включает теоретический блок, в котором представлены антропологические смыслы и ценности традиционной народной культуры, а также практическое овладение комплексом образующих средств. Она нацелена на развитие авторства в деятельности и формирование мотивации вхождения в профессиональное сообщество, объединяющее педагогов и специалистов по традиционной народной культуре. Вхождение субъекгов образования в этнокультурное пространство мегаполиса и освоение его как ресурса способствует их дальнейшему росту, самообразованию и становлению «деятельных» и «самодеятельных» педагогов, способных к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры в практической деятельности.

Апробация н внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробированы на базе ГБДОУ № 67 Красносельского райна (в рамках районной экспериментальной площадки), ГБДОУ № 32 Василеостровского района, ГБДОУ № 65 Кировского района, ГБДОУ № 81 Фрунзенского района; ГБОУ СОШ № 288, ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района, ГБОУ Гимназия № 277 Фрунзенского района; в Этнокультурном центре «Китеж-град», в воскресной школе при Новодевичьем монастыре; в ходе проведения лекционных и практических занятий со слушателями курсов повышения квалификации в СПб АППО, семинаров и мастер-классов для руководителей фольклорных коллективов в рамках ежегодного Международного фестиваля «Наследники традиций» и др. Автором разработаны и апробированы программы «Годовой круг традиционных народных праздников», «Мир подростка в традиционной народной культуре» в Пропповском Центре гуманитарных исследований при СПБГУ (2001-2009 гг.); семинаров-практикумов для родителей «Народные традиции воспитания детей» в петербургских объединениях и семейных клубах «Василиса», «Берегиня», «Здоровый малыш», «Васильки» (1999-2013 гг.);

образовательные программы курсов повышения квалификации в СПб АППО «Этнокультурные традиции: педагогика праздника» (72 часа), «Актуализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном образовании» (72 часа), «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по формированию семейных традиций» (72 часа), «Формирование этнокультурной компетентности педагога» (108 часов), «Педагогика духовно-нравственного развития и воспитания в контексте ФГОС» (108 часов). Результаты исследования отражены в научных и научно-методических публикациях.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на Международных (Санкт-Петербург, 2013; Куремяэ Эстония, 2013; Москва, 2014), Всероссийских (Москва, 2010; Санкт-Петербург, 2011; Вологда, 2011) и региональных (Санкт-Петербург, 2009-2013; Москва, 2011-2013) научно-практических конференциях. Ход исследования и его основные результаты обсуждались на заседаниях кафедры социально-педагогического образования СПб АППО.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (включает 161 наименование) и 8 приложений, иллюстрирована 12 таблицами и 23 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и основные задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовании» дано понятие педагогического потенциала традиционной народной культуры, выявлены типологические особенности воспроизведения ценностей и смыслов традиционной народной культуры, определены условия и средства реализации традиционной народной культуры в образовательных учреждениях, предложена схема этнокультурного пространства современного мегаполиса.

В параграфе 1.1 «Теоретико-методологические основания исследования педагогического потенциала традиционной народной культуры» рассмотрены различные подходы к использованию педагогического потенциала традиционной народной культуры в системе образования и проанализированы важные для данного исследования категории: этнопедагогика, педагогический потенциал, традиционная народная культура, этнокультура, этнокультурные традиции, ценности, духовно-нравственные ценности; определены основные подходы к исследованию педагогического потенциала традиционной народной культуры -

антропологический, аксиологический и этнокультурологический, включающий этнопедагогический.

Обращение к народной культуре как неотъемлемой части воспитания человека является характерной чертой отечественной педагогики. О важности воспитания подрастающего поколения на народной основе и формирования национального идеала утверждают выдающиеся ученые прошлого (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский) и современные исследователи (И.А. Антоненкова, Г.Н. Волков, М.Б. Кожанова, Т.В. Поштарева, С.Н. Федорова и др.).

Для нашего исследования основополагающими являются следующие подходы: этнокультурологический (А.Б. Афанасьева, Ж.Ж. Наурызбай, Т.К. Солодухина, В.К. Шаповалов и др.), направленный на понимание сущностных характеристик и системной целостности различных культур, способствующий восхождению возрастающей личности от ценностей родной культуры к общечеловеческим ценностям, что особенно важно в поликультурном пространстве современного мегаполиса; аксиологический подход (О.С. Анисимов, Н.М. Борытко, О.Г. Дробницкий, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, Я.С. Турбовской и др.), который позволяет выделить систему «традиционная народная культура — человек» как сферу постоянного взаимодействия ценностно-смыслового содержания традиции с ценностно-смысловой сферой личности; антропологический подход (В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Л.Ф. Шеховцова; A.B. Шувалов и др.), позволяющий рассматривать реализацию педагогического потенциала традиционной народной культуры как процесс становления субъектов образования. Опираясь на антропологический подход, можно утверждать, что традиционная народная культура по отношению к субъекту существует в двух формах бытия: как потенциальная форма - в виде совокупности ценностей, смыслов, норм, образцов, артефактов и т.д.; и как реальная форма -при воспроизводстве в сознании и деятельности субъектов образования ее ценностно-смыслового содержания.

Под педагогическим потенциалом традиционной народной культуры в рамках данного исследования понимается ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в ее средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе. Традиционная народная культура, являясь лабораторией человеческого духа, человеческого качества, воспроизводит полноту бытия человека, три основания которого - общность, сознание и деятельность (В.И. Слободчиков) соответствуют традиционным способам бытия. Нами были выявлены типологические особенности воспроизведения ценностей и смыслов традиционной народной культуры: передача «от лица к лицу» - от мастера к ученику, от старших к младшим и «со-бытие». Co-бытие в народной культуре можно назвать уникальной межпоколенческой общностью, исторически выработанным способом передачи традиционных ценностей от субъекта субъекту. В педагогическом процессе между учеником и учителем всегда происходит

межпоколенческая встреча, которая проявляется в пересечении субъект-субъектного опыта и в их взаимодействии («со-бытии»),

В современной ситуации традиционное «со-бытие» перерастает в деятельность как антропопрактику, организованную субъектами образования в этнокультурном пространстве, роль естественно-исторической среды выполняет искусственно сконструированная этнокультурная среда, сохраняющая семейно-общинную специфику (формирование детско-взрослой событийной общности), а роль носителя традиции, осуществляющего передачу «от лица к лицу» выполняет педагог, обладающий этнокультурной компетентностью и способный к саморазвитию.

В параграфе 1.2 «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры как деятельность субъектов образования» дано определение понятия реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры, выявлены принципы и условия реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях, представлен комплекс образующих средств традиционной народной культуры.

В поликультурном пространстве мегаполиса прослеживается процесс подчинения традиционных этнических культур закономерностям и способам существования потребительского общества, что приводит к отчуждению форм, образцов, артефактов традиционной культуры от ее ценностно-смыслового ядра. В этой связи актуальным становится осмысление педагогического потенциала традиционной народной культуры как единства ее ценностно-смыслового ядра, связанных с ним форм общения и деятельности, а также способов воспроизводства этой связи субъектами образования в условиях современного мегаполиса.

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры -это воспроизведение традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности субъектов образования, способствующих становлению субъектности педагога и развитию авторства собственного жизнетворчества. Осуществление деятельности по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры невозможно без ее инициаторов — субъектов образования. Субъектность педагога определяется современными исследователями как личностное образование, интегрирующее в себе свойства и качества педагога, обусловливающие успешность педагогической деятельности (E.H. Волкова), как способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и совершенствования (А.К. Маркова). Актуальным для данного исследования является понимание субъектности как сущностной составляющей нормативной структуры индивидуальной деятельности В.И. Слободчикова. Субъектность трактуется ученым как авторство в деятельности, которое выражается отношением человека к себе как хозяину и автору собственной деятельности и жизнетворчества. Принцип авторской

деятельности является одним из основных принципов в процессе реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования. Понимание человека как хозяина своей жизни, характерное для традиционной народной культуры, входит в противоречие с анонимным отношением к жизнедеятельности человека, свойственным для современного мегаполиса, когда он не является автором, а ощущает себя пассивным существом, элементом структуры массовой деятельности в форме различных социальных производств. Согласно полной характеристике субъекта, представленной В.И. Слободчиковым в виде формулы: 5=РесурсПотенциалДействие, субъекты образования рассматриваются нами как участники со-бытийного сообщества взрослых и детей в осмысленной деятельности и общении. Теоретические положения В.И. Слободчикова о «со-бытийной общности» как основной категории развития субъектности легли в основу принципа со-бытийности, отражающего требования к организации деятельности по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в образовательных учреждениях современного мегаполиса.

Широкий взгляд на традиционную народную культуру позволил представить ее как систему взаимосвязанных элементов, посредством форм и средств которой воспроизводятся из поколения в поколение заложенные в ней ценности. Глубинная сущность традиционной народной культуры проявляется не через отдельные элементы, а через взаимосвязь ее составляющих — материальной, духовной и нормативной культуры. В педагогической практике традиционная народная культура должна воспроизводиться субъектами образования в целостной пространственно-временной, деятельностной и коммуникативной системе, что позволит до конца использовать заложенный в ней педагогический потенциал. На этом основан принцип системности, отражающий осмысление традиционной народной культуры как целостной структуры в синкретическом единстве всех ее видов, жанров, форм, механизмов и категорий (Б.Ю. Асафьев, А.Н. Веселовский, В.Е. Гусев, В.Я. Пропп, Ф.А. Рубцов, A.B. Руднева, С.А. Толстая и др.). Если в естественном бытовании ценностно-смысловое ядро и формы традиционной народной культуры были неразрывно связаны, то в условиях современного мегаполиса эту связь необходимо поддерживать. Предложенная нами модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса, объединяющая представленные подходы и принципы, нацелена на поддержание связи ценностно-смыслового ядра традиционной народной культуры и ее форм. Основываясь на типологических особенностях воспроизведения ценностного содержания традиционной народной культуры, мы выявили условия реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях современного мегаполиса: наличие субъекта, способного к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры; организси{ия деятельности как педагогического процесса в со-бытийной общности

взрослых и детей; создание этнокультурной среды, способствующей погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры; использование комплекса образующих средств традиционной народной культуры и существующих в мегаполисе ресурсов.

В современном мегаполисе субъектам образования, осуществляющим реализацию педагогического потенциала традиционной народной культуры, необходимо акцентировать внимание на высвечивании общечеловеческих ценностей в конкретных, узнаваемых образцах родной культуры на общем поликультурном фоне. В этой связи предложенный нами комплекс образующих средств традиционной народной культуры (устное народное творчество, игровой фольклор, народный праздник, народная музыка, народная хореография, декоративно-прикладное искусство и предметы традиционного быта, народные традиции воспитания, этноэтикет) может быть использован для понимания общих сущностных особенностей и ценностного содержания различных этнических культур, сосуществующих в поликультурном мегаполисе.

В параграфе 1.3 «Этнокультурное пространство как ресурс педагогической деятельности субъектов образования в современном мегаполисе» представлены содержательные компоненты этнокультурного пространства и раскрыты его возможности. Социальная среда мегаполиса характеризуется сосуществованием этнокультурных пространств различных этносов, что позволяет говорить о поликультурном пространстве (Ж.О. Нурмаганбетов, Н.Е. Тарасовская). Поликультурное пространство мегаполиса ученые рассматривают как территорию «многочисленных кросскультурных взаимодействий», где происходит усиление взаимовлияния материальной, духовной и нормативной культур различных этносов (Г.И. Ишмуллина). Основываясь на этой позиции, мы представляем поликультурное пространство мегаполиса как средоточие и взаимодействие различных этнокультурных пространств. На наш взгляд, наличие различных этнокультурных пространств является необходимым условием сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей в поликультурном многообразии современного мегаполиса. Этнокультурное пространство рассматривается нами как многокомпонентный ресурс педагогической деятельности, позволяющий субъекту как автору своей профессиональной деятельности оперировать элементами целого, проектировать стратегию деятельности и использовать источники взаимодействия с традиционной народной культурой. Чтобы субъектам образования было легче осваивать этнокультурное пространство как ресурс, нами была создана схема его организации (см. рис. 1). Этнокультурное (русское) пространство современного мегаполиса мы условно разделили на культурно-репрезентативное, объединяющее музеи, научные организации, современные медиаресурсы этнокультурной направленности и культурно-деятельностное, куда вошли образовательные учреждения и учреждения культуры, занимающиеся этнокультурным образованием и воспитанием; социальные субъекты воспитания — различные общественные

объединения и организации, где происходит целенаправленная передача и воспроизводство этнических традиций, искусства, фольклора, ремесел; а также возникают различные неформальные объединения, социальные инициативы или группы общения, образующие предметную, деятелыюстную и событийную среды этнокультурного пространства. Именно здесь происходит встреча детей с ценностями и смыслами традиционной народной культуры при содействии и соучастии всех субъектов образования. Если предметная среда в большей степени связана с объектами, формами, образцами, артефактами традиционной народной культуры, то деятельностная среда связана с субъектами, которые организуют взаимодействие с объектами культуры в том или ином событии. Сутью любого события является реконструирование образующих средств традиционной народной культуры, где формируется субъект и происходит становление авторства в деятельности.

ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА

СОБЫТИЙНАЯ СРЕДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СРЕДА

Рис.1. Этнокультурное пространство современного мегаполиса

Таким образом, представление и исследование этнокультурного (русского) пространства мегаполиса предпринято нами для того, чтобы субъекты образования могли воспользоваться данной схемой как структурированным ресурсом и реализовать в своей практической деятельности заложенный в традиционной народной культуре педагогический потенциал. Разработанная нами схема может быть востребована другими этносами, проживающими в современном поликультурном мегаполисе, для осмысления своего этнокультурного пространства, а также для понимания организации различных этнокультурных пространств в поликультурных регионах.

Во второй главе «Разработка и апробация модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях» дано теоретическое обоснование модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры и представлены основные результаты практической части исследования.

В параграфе 2.1 «Теоретическое обоснование модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях» выделены основные этапы реализации модели в образовательных учреждениях: содержательно-концептуальный, подготовительно-проектировочный, функциональный и результативно-рефлексивный (см. рис. 2). Конструирование модели направлено на решение проблемы воспроизводства субъектами образования ценностного содержания традиционной народной культуры в общении и деятельности. В построении модели мы опирались на антропологический, аксиологический и этнокультурологический подходы и совокупность принципов: принцип системности, принцип авторства в деятельности, принцип со-бытийности.

В предлагаемой модели реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры, осуществляемая субъектами образования, разворачивается в этнокультурном пространстве современного мегаполиса. В функциональном блоке модели заданы три основных компонента: субъекты образования, деятельность в этнокультурном пространстве и этнокультурная среда как необходимые условия реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях современного мегаполиса. Связи этих трех компонентов представлены в последовательно-параллельных этапах организации и функционирования системы деятельности, реализующей педагогический потенциал традиционной народной культуры. Ключевым компонентом в заданной триаде являются субъекты образования, которые организуют деятельность как антропопрактику и конструируют этнокультурную среду, способствующую погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры. Субъект-субъектные отношения в со-бытийной общности формируют тот тип человечности, когда авторство подразумевает обязательное отношение к другому и саморефлексию.

Последний блок модели - результативно-рефлексивный - связан с самооценкой и самоанализом субъектами образования эффективности реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса.

Таким образом, на основе предлагаемой нами модели раскрываются организация и функционирование системы деятельности, реализующей педагогический потенциал традиционной народной культуры через взаимодействие субъектов образования в осмысленной деятельности и общении.

В параграфе 2.2 «Подготовка педагогов к реапизации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях современного мегаполиса» представлен подготовительно-проектировочный этап апробации модели, приведены результаты исследования динамики развития субъектов образования в процессе курсовой подготовки по образовательной программе «Формирование этнокультурной компетентности педагога».

Для формирования лидеров, способных организовать деятельность по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса, была осущестштена курсовая подготовка по программе «Формирование этнокультурной компететности педагога», включающей аспекты проектирования этнокультурной образовательной среды, освоение методологии проектно-событийной деятельности в этнокультурном пространстве и практическое овладение комплексом образующих средств традиционной народной культуры.

Одной из главных педагогических задач в ходе обучения было раскрытие ценностного содержания форм, образцов и средств традиционной народной культуры и представление педагогической деятельности по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры как антропопрактики. Обучение прошли 124 воспитателя дошкольных учреждений и 120 педагогов начальной школы. Исследование и анализ результативности образовательной программы проводились в 2009-2010 гг. на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. На начальном и итоговом этапах обучения были проведены серийные структурированные дискуссии по принципу ORSW на тему: «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях». Совместно с педагогами выявлялись возможности, риски, слабые и сильные стороны реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры. Анализ результатов проведенных структурированных дискуссий показал, что если в начале обучения педагоги определяли педагогический потенциал традиционной народной культуры как возможности эстетического воспитания, формирования социально-коммуникативной сферы, развития толерантности, то после обучения использование педагогического потенциала традиционной культуры стало рассматриваться ими как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. При помощи анкетирования, наблюдения, интервьюирования мы исследовали отношение педагогов к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры как деятельности субъектов образования. На начальном этапе диагностики проявились три позиции: индифферентное отношение (78%), негативное отношение (13%) и «эмоционально-мотивированное» отношение (9%). Сравнительный анализ результатов исследования до и после обучения показал произошедшие изменения: индиферентное отношение снизилось с 78% до 69%, негативное - с 13% до 3%, а «эмоционально-мотивированное» отношение возросло от 9% до 28%.

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

/ 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК ^

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ. ВОСПРОИЗВОДИМЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В ОБЩЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

- любовь - забота - аксиологический подход - принцип системности

- красота - защита - антропологический подход - принцип авторства

- труд - сотворчество - этнокультурологический в деятельности

подход - принцип со-бытийности

- проектирование этнокультурной среды

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ БЛОК "X

- освоение методологии - формирование лидера ]

проектно-событийной деятельности (лидер-группы) .обладающего )

в этнокультурном пространстве этнокультурной компетентностью у*

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК Этнокультурная среда Субъекты образования

Область потенциальных возможностей

Деятельность в этнокультурном ^ пространстве

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в ОУ

Этнокультурная среда Деятельность а этнокультурном пространстве Субъекты образования

1. Потенциальные возможности Использование ресурсов этнокультурного пространства мегаполиса Осуществление интеграции в межпредметной, внеурочной и внешкольной деятельности Формирование этнокультурной компетентности(ЭК) субъектов образования

Актуализация воспитательных возможностей этнокультурной среды Сетевое взаимодействие с различными институциями на основе традиционной народной культуры Актуализация ценностного содержания традиционной народной культуры в мировоззренческой позиции педагога

2. Формы реализации Репрезентативные формы: - медиа и Интернет-ресурсы; - фольклорные медиа-архивы; - медиа-коллекции декоративно-прикладного искусства и предметов быта; - медиа-продукты и т.п. Организационные формы: - проекты и акции: - реконструкция; - программы: - события; - экспедиции; - фестивали и т.п. Образующб'раз&ивающие формы: -семинары, мастер-классы, круглые столы; - образовательные программы; - проф. сообщество; - самообразование и т.п.

Показатель этнокультурной среды

4. РЕЗУЛЬТАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫ И БЛОК Показатели и индикаторы

Деятельностный показатель

Субъектный показатель

Индикаторы:

- Предметная насыщенность этнокультурной среды

- Информационная насыщенность этнокультурной среды

- Аутентичность используемых средств и форм

- Степень использования этнокультурного пространств« как ресурса

Индикаторы:

- Научно-методическое обеспечение

- Педагогический процесс

- Интегративность использования педагогического потенциала ТНК

- Продуктивность использования педагогического потенциала ТНК

Индикаторы:

- Уровень ЭК педагога

- Уровень ЭК учащегося

- Взаимодействие с семьей

- Взаимодействие с социальными субъектами воспитания

Рис.2. Модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях

Качественный анализ высказываний респондентов позволил сделать выводы, что после обучения по образовательной программе «Формирование этнокультурной компетентности педагогов» произошли значительные изменения в осмыслении педагогами ценностно-смыслового содержания традиционной народной культуры, в понимании важности субъектной позиции и авторства в педагогической деятельности. Благодаря проведенному практическому исследованию была выявлена инициативная группа прошедших обучение субъектов образования, готовых организовать педагогическую практику в конкретных образовательных учреждениях на основе предлагаемой модели.

В параграфе 2.3 «Организация и оценка эффективности педагогической практики посредством модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры» раскрываются дальнейший ход и результаты опытно-экспериментальной работы. Была произведена репрезентативная выборка образовательных учреждений: 10 дошкольных образовательных учреждений и 10 общеобразовательных школ (начальная ступень).

Возможности и психологические особенности развития детей няти-семи и семи-девяти лет ученые связывают со способностями в этом возрасте осваивать ценности, формы, образцы различных культур, понимать и передавать на эмоциональном уровне свои переживания, интеоризировать ценности в личностный опыт (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Т. Кудрявцев и др.). Эти теоретические положения стали основой выбора возраста детей, участвующих в эксперименте.

Осуществляемая в ходе эксперимента совместная, коллективная, продуктивная, культурно-досуговая, проектно-событийная деятельность была нацелена на создание со-бытийной общности взрослых и детей. Включение субъектов образования в существующее профессиональное сообщество педагогов и специалистов по традиционной народной культуре, совместное общение и деятельность в со-бытийной общности (на встречах профессионального сообщества, на конференциях, семинарах, мастер-классах и т.п.) способствовали их дальнейшему росту и развитию. В ходе апробации модели педагоги продолжали получать теоретические и практические знания. Большую роль в обогащении знаний, по высказываниям педагогов, оказал авторский учебно-методический комплекс. На рис. 3 представлены результаты сравнительного анализа когнитивного, деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов, из которых складывался уровень этнокультурной компетентности педагогов, осуществлявших практическую деятельность посредством модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса. Исследование показало повышение этнокультурной компетентности педагогов по всем параметрам. В ходе эксперимента педагоги фиксировали свои наблюдения и самостоятельно оценивали результаты осуществляемой ими педагогической практики.

Когнитивный Деятельностный Эмоционально-ценностный

I I низкий 9 средний ШЛ высокий

Рис. 3. Сравнительный анализ уровня этнокультурной компетентности педагогов

Из предоставленных материалов следует, что педагоги стали активнее использовать ресурсы этнокультурного пространства мегаполиса; научились анализировать формы, образцы традиционной народной культуры и понимать их ценностно-смысловое содержание; овладели комплексом различных практических умений (народными традициями воспитания, игровым и музыкальным материалом, моделированием народного праздника, рукоделием и т.д.).

Были разработаны показатели и критерии оценки уровня реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях: «низкий» (недостаточный уровень), «средний» (адаптивный уровень) и «высокий» (оптимальный уровень). Показатели отражают качественные характеристики трех компонентов модели: этнокультурной среды, деятельности в этнокультурном пространстве и субъектов образования (см. рис. 4). В ходе эксперимента экспертной группой, состоящей из пяти человек, производились измерения средового, деятельностного и субъектного показателей. В качестве экспертов выступили участники профессионального сообщества, обладающие достаточным уровнем этнокультурной компетентности и владеющие методологией проектно-событийной деятельности. Сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики показал, что использование предложенной нами модели привело к улучшению по всем трем показателям, что позволяет говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.

Помимо экспертной оценки проводился качественный анализ педагогической практики, позволяющий определить ее эффективность и результативность. Воспитатели и педагоги отметили значительные изменения, произошедшие в ходе апробации модели: у детей проявился интерес к традиционной народной культуре, они стали принимать активное участие в различных видах деятельности и вовлекать в эту деятельность своих близких и

друзей, научились доброжелательнее общаться друг с друг-ом, выходить из конфликтных ситуаций, стали более самостоятельными и творчески активными. Реализуемые субъектами образования на основе предлагаемой модели проекты и программы получили положительный отклик со стороны родителей.

Деятельностный показатель Средовой показатель Субъектный показатель

I I низкий средний И высокий

Рис. 4. Сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики уровня реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях

Проведенный качественный анализ бесед и интервью позволил придти к заключению, что в процессе приобщения детей к традиционной народной культуре произошло сплочение семей воспитанников, родители стали теплее относиться к своим детям, больше с ними играть и разговаривать; дети стали более внимательными, заботливыми, усидчивыми, научились создавать красоту своими руками. Разнообразные формы взаимодействия с семьей (семейно-практические конференции, совместные народные праздники и досуги, семинары, создание портфолио семьи, семейного журнала и т.п.) способствовали зарождению детско-взрослых со-бытийных общностей — семейных клубов, кружков по декоративно-прикладному творчеству, фольклорных ансамблей.

В заключении подводятся итоги исследования и определяются его перспективы.

В условиях современного мегаполиса традиционные способы бытия входят в противоречие с закономерностями и способами существования потребительского общества, человек вынужден встраиваться в обезличенные, унифицированные социальные системы массового производства, потребления, культуры и быта, что приводит, с одной стороны, к разрыву ценностно-смыслового содержания и форм, с другой стороны, к потере авторства в деятельности. В связи с этим задача реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе проинтерпретирована как задача воспроизведения традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности субъектов

образования. Реконструирование в педагогической практике форм и образующих средств традиционной народной культуры способствует становлению субъектности педагога и развитию собственного жизнетворчества. Использование педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе перспективно при условии осмысления субъектами образования своей деятельности как антропопрактики, воспроизводящей ценностное содержание традиции.

Проведенная теоретическая и практическая работа по изучению предмета нашего исследования позволила прийти к следующим выводам:

1. Ключевым элементом реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе являются субъекты образования. Антропологические и аксиологические возможности традиционной народной культуры недостаточно используются современными педагогами в воспитательно-образовательной практике. Необходима подготовка педагогов к реализации педагогического потенциала традиционой народной культуры, нацеленной на раскрытия ее ценностно-смыслового содержания. Такая подготовка может осуществляться в сочетании формального (курсовая и межкурсовая подготовка в системе повышения квалификации) и неформального образования в профессиональном сообществе, стимулирующем целеполагание дальнейшего развития субъектов образования и становления авторства в деятельности.

2. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях может осуществляться при соблюдении следующих условий:

• наличие субъекта, способного к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры;

• организация деятельности субъектов образования как педагогического процесса в событийной общности взрослых и детей;

• создание этнокультурной среды, способствующей погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры;

• использование комплекса образующих средств традиционной народной культуры и существующих в мегаполисе ресурсов.

3. Этнокультурное пространство современного мегаполиса является ресурсом, структурирующим сферу возможностей субъектов образования, необходимым им как авторам профессиональной деятельности для проектирования стратегии педагогической практики и использования источников взаимодействия с традиционной народной культурой в современном мегаполисе. Комплекс образующих средств традиционной народной культуры, позволяющий со-бытийному сообществу имитационно воспроизводить ее целостную пространственно-временную, деятельностную и коммуникативную систему, отражает обрядовую и художественную сторону традиционной народной культуры

и включает набор взаимосвязанных элементов: устное народное творчество, игровой фольклор, народный праздник, народная музыка, народная хореография, декоративно-прикладного искусство и предметы традиционного быта, народные традиции воспитания, этноэтикет.

4. Образовательная программа, включающая антропологические смыслы и ценности традиционной народной культуры, практическое овладение комплексом образующих средств, нацелена на развитие авторства в деятельности и формирование мотивации вхождения в профессиональное сообщество, объединяющее педагогов и специалистов по традиционной народной культуре. Вхождение субъектов образования в этнокультурное пространство мегаполиса и освоение его как образовательного ресурса способствуют дальнейшему росту, самообразованию и становлению «деятельных» и «самодеятельных» педагогов, способных к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры в общении и деятельности.

Перспективы дальнейшей разработки темы видятся в исследовании особенностей реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в со-бытийных сообществах с различной возрастной структурой, а также влияния традиционных ценностей, усвоенных в со-бытийном сообществе, на становление ценностного сознания и мировоззрения субъектов образования, возможностей творческого преобразования форм и средств традиционной народной культуры субъектами образования в авторской педагогической деятельности.

Основное содержание работы представлено автором в следующих публикациях:

1. Еремина, Н.В. Актуализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях [Текст] /Н.В.Еремнна // Вестник ПГЛУ. -2011. -№ 4.- С. 288-291. - (0,25 п.л.).

2. Еремина, Н.В. Использование потенциала традиционной народной культуры в формировании этнокультурной компетентности педагога [Текст] /Н.В.Еремина // Орловский вестник. -2012. 4. - 335-338. - (0,25 п.л.).

3. Еремина, Н.В. Этнокультурное пространство Санкт-Петербурга как способ реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры (Текст) /Н.В.Еремина Н Научное мнение. -2013. -№ 4.- 138-141. -(0,25 п.л.).

4. Еремина, Н.В. Модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях [Текст] /Н.В.Еремина // Научное мнение. -2013. -№ 8 - 223-228. - (0,3 п.л.).

5. Еремина, Н.В. Традиционная культура в образовательном пространстве Санкт-Петербурга [Текст] /Н.В.Еремина // Духовно-нравственное воспитание в новой школе России. - СПб.: СПб АППО, 2009. - С. 46-49. - (0,25 п.л.).

6. Еремина, Н.В. Этнопедагогизация образования и воспитания как условие актуализации процесса духовно-нравственного развития [Текст] / Н.В.Еремина// Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные приоритеты образования. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та,

2010.-С. 67-70.-(0,25 пл.).

7. Еремина, Н.В. Использование педагогического потенциала этнокультурных традиций в области духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] /Н.В.Еремина // Духовно-нравственное развитие и воспитание в новой школе России: XIV Межрегиональные Знаменские чтения. - СПб.: СПб АППО, 2011. - С. 34-36. - (0,2 пл.).

8.Еремина, Н.В. Повышение этнокультурной компетентности педагога на основе традиционной народной культуры в системе постдипломного педагогического образования [Текст] /Н.В.Еремина // Фольклор и молодежь: приобщение детей и молодежи к традициям национальной культуры: сборник научных статей. - Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. - С. 42-47. - (0, 3 пл.).

9. Еремина, Н.В. Моделирование воспитательной среды с этнокультурным компонентом [Текст] /Н.В.Еремина // Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО,

2011. - С. 121-132. - (0,6 пл.).

Ю.Еремина, Н.В. Этнокультурные традиции как условие духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] /Н.В.Еремина // Традиционные ценности и современный мир. - СПб.: СПб АППО, 2013. - С.83-87,- (0,25 пл.).

11. Еремина, Н.В. Педагогический потенциал народных традиций воспитания как условие духовно-нравственного развития личности [Текст] /Н.В.Еремина // Диалог педагогических традиций православия и современного образования: проблема формирования личности: материалы Международной научно-практической конференции. - Куремяэ, Эстония, 2013. - С. 120-125. -(0,25 пл.).

12. Еремина, Н.В. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей [Текст] /Н.В. Еремина в соавторстве: J1.H. Иванищенко, Е.И. Якубовская // Серия «Народная традиция воспитания детей». Ч. 1. - СПб.:СПб АППО, 2007. - 108 с. -(3,2 пл.)

13 .Еремина, Н.В. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.В. Еремина в соавторстве: М.В. Деянова, Г.В. Емельянова, Е.И. Якубовская. - СПб.: СПб АППО, 2008. -288 с.-(7,1 пл.).

14. Еремина, Н.В. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников [Текст] /Н.В. Еремина в соавторстве: Л.Н. Иванищенко, Е.И. Якубовская // Серия «Народная традиция воспитания детей». 4.2. - СПб.: СПб АППО, 2008. - 276 с. -(8,2 пл.).

Отпечатано с готового орнгинал-макета

Подписано в печать 25.02.14 Формат бумаги 60x84/16. Бумага офсетная Объем 1,75 п. л. Тираж 120 экз. Заказ №32

191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11 Типография Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Еремина, Наталия Владимировна, Москва

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

На правах рукописи

04201457081

ЕРЕМИНА Наталия Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ

13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор, Захарченко Марина Владимировна

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ 19 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Теоретико-методологические основания исследования 19 педагогического потенциала традиционной народной культуры

1.2. Реализация педагогического потенциала традиционной народной 38 культуры как деятельность субъектов образования в современном мегаполисе

1.3. Этнокультурное пространство мегаполиса как ресурс 60 педагогической деятельности

Выводы по первой главе 82

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ 85 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ТРАДИЦИОННОЙОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. Теоретическое обоснование модели реализации педагогического 85 потенциала традиционной народной культуры

2.2. Подготовка педагогов к реализации педагогического потенциала 105 традиционной народной культуры в образовательных учреждениях современного мегаполиса

2.3. Организация и оценка эффективности педагогической практики 123 посредством модели реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры

Выводы по второй главе 163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

БИБЛИОГРАФИЯ 171

ПРИЛОЖЕНИЯ 188

Приложение 1. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности 188 Приложение 2. Мультимедийный проект «Школа традиционной 192

игры»

Приложение 3. Образовательная программа «Формирование 195

этнокультурной компетентности педагога» (108 часов)

Приложение 4. Учебно-методический комплекс к образовательной 205 программе «Формирование этнокультурной компетентности педагога»

Приложение 5 и 6. Методические рекомендации 209

Приложение 7 и 8. Диагностические материалы 218

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ( № 27Э-ФЗ, 2012, ст. 2.П.1) воспитание определено как формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определяющей методологическую основу ФГОС, говорится о важности расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей [73]. Согласно основным документам, определяющим стратегию развития современного образования, содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных и социальных традициях. Они осмысляются как духовно-нравственные ценности, как «источники нравственности и человечности».

Актуальной становится задача теоретико-методологического осмысления педагогической практики, обеспечивающей использование ресурсного потенциала традиций культуры - в частности, этнокультурных - в развитии образовательных систем.

Воспитательное значение этнокультурных традиций различных народов России глубоко изучено в многочисленных этнопедагогических исследованиях. Современные ученые связывают его с ценностным содержанием традиционных этнических культур. Перспективность и результативность использования этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения признана и доказана в научно-педагогической среде (А.Ю. Аксенова, A.M. Баркова, Г.И. Батурина, Х.Х. Боташова, K.JI. Лисова, A.B. Нестеренко, О.М. Потаповская, Г.Ф. Суворова, Т.Я. Шпикалова и др.).

Наряду с теоретическим осмыслением, в последнее двадцатилетие (19922013 гг.) сложился обширный практический опыт использования воспитательных возможностей этнокультуры в региональных образовательных системах. Недостаточно обобщенным остается опыт использования этого потенциала в условиях современного мегаполиса.

В поликультурном пространстве мегаполиса наблюдается процесс подчинения традиционных этнических культур закономерностям и способам существования потребительского общества, что приводит к отчуждению форм, образцов, артефактов традиционной культуры от ее ценностно-смыслового ядра. В этой связи актуальным становится осмысление субъектами образования педагогического потенциала традиционной народной культуры как единства ее ценностно-смыслового ядра, связанных с ним форм общения и деятельности, а также способов воспроизводства этой связи в условиях современного мегаполиса.

В научно-педагогических исследованиях (О.В. Аракелян, Т.И. Бакланова, М.В. Жиркова, М.Р. Илакавичус, И. А. Мальковская, М.Г. Синякова, Т.А. Цацурова и др.) педагогический аспект современного мегаполиса связывают с увеличением количества обучащихся-мигрантов на разных уровнях образования, проявлениями этнической и религиозной «многоликости», усложнением самоидентификации личности. Учеными подчеркивается, что личностное общение детей в мегаполисе стремительно вытесняется виртуальным общением, совместные детские игры исчезают. Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности в выстраивании отношений со сверстниками и в ближайшем окружении. Современные воспитатели и учителя практически не владеют накопленными в традиции формами и способами общения. Изменившиеся условия требуют от педагогов

новых профессионально-психологических качеств - мобильности, межкультурной и межконфессиальной толерантности, этнокультурной и поликультурной компетентности.

Степень разработанности темы исследования. Народная культура как способ бытия человека в единстве смыслов, деятельности и общения привлекала внимание русской общественно-педагогической мысли (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский). К.Д. Ушинским была высказана идея народности в воспитании, которую можно выразить тремя тезисами: «каждый народ имеет свою характеристическую систему воспитания», «в душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих», «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». Идея народности как одна из магистральных идей отечественной педагогики стала определяющей на будущие времена. В работах H.A. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского убедительно доказано, что русская традиционная культура аккумулирует в себе духовное начало человека и утверждает основание для становления и развития его духовной жизни.

Народная культура и народные традиции воспитания стали предметом научно-педагогических исследований в трудах многонациональной этнопедагогической школы академика Г.Н. Волкова. Г.Н. Волков и его последователи доказали, что формы, методы и средства народной педагогики содержат в себе богатейший воспитательный потенциал: песенно-музыкальные жанры (Е.Г. Воронина, М.К. Бурьяк, В.В. Васильева, Л.Ю. Дьяченко, B.C. Чардынцев), народная игрушка (В.В. Александрова, Е.А. Ефимова, А.Б. Теплова, Н.М. Шоломицкая), игровой фольклор (С.Т. Алиева, В.Д. Ботнарь, А.Г. Гогоберидзе, P.C. Жуковская), народные праздники (И.Н. Буторина, Е.И. Корнеева), декоративно-прикладное творчество (И.Н. Антоненкова, Г.В. Аргаева, Е.Г.

Вакуленко, Е.И. Винокурова), русская народная сказка (М.Н. Боголюбская, A.B. Запорожец, Е.И. Лутовинова), народные традиции семейного воспитания (Г.М. Баринова, A.A. Григорьева, Л.Ф. Иванова, А.Б. Измайлова, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова). В этих исследованиях прослеживается неразрывная связь ценностного содержания традиционной культуры с ее образцами, артефактами, формами деятельности и общения, закрепленными в традиции. Вместе с понятием «воспитательный потенциал» в этнопедашгике используется понятие «этнопедагогический потенциал».

Традиционная народная культура изучается как многофункциональная система и комплексный феномен в этнографии, культурологии, философии, социологии и лингвистике (Е.П. Белинская, A.B. Захаров, A.C. Каргин, Н.Г. Михайлова, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, К.Б. Соколов, Т.Г. Стефаненко, B.C. Цукерманн, М.О. Шаваева и др.). Современные исследователи определяют традиционную народную культуру как аксиологическую традицию, указывая на неразрывную связь ценностно-смыслового ядра, образующих средств, форм и образцов, особенностей коммуникации и деятельности (М.В. Захарченко). В трудах ученых Института этнологии и антропологии РАН (A.B. Буганов, М.М. Громыко) системно представлено ценностно-смысловое содержание народных традиций русского крестьянства. На основе этих исследований созданы социокультурная образовательная программа «Истоки» (A.B. Камкин, И.А. Кузьмин) и учебно-методический комплекс, направленные на формирование единого регионального социокультурного пространства в контексте возможностей потенциала традиционной народной культуры Русского Севера.

Понятие «педагогический потенциал» современными исследователями используется по отношению к объекту - как нечто, заложенное в структуру самой традиционной народной культуры и ее образцов (М.А. Чистякова), или по

отношению к субъекту — как интегральное образование, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению другими субъектами (Т.Л. Божинская, О.М. Позднякова). А.Б. Теплова определяет «педагогический потенциал» в рамках системного понимания современной педагогики как антропопрактики, где субъект образования представляется участником со-бытийного сообщества в осмысленной деятельности. Для нашего исследования основополагающими являются ключевые понятия педагогической антропологии о со-бытийной общности как подлинном субъекте развития и о нормативной структуре индивидуальной деятельности (В.И. Слободчиков). В связи с этим актуальным является теоретическое осмысление педагогического потенциала традиционной народной культуры в ряду трех категорий — общности, сознания и деятельности как всеобщих способов бытия человека.

Под педагогическим потенциалом традиционной народной культуры в рамках данного исследования понимается ценностное содержание традиции как возможности, которые наличествуют в ее средствах, формах и реализуются в разновозрастном со-бытийном сообществе.

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры — это воспроизведение традиционных ценностей и смыслов в общении и деятельности со-бытийного сообщества с использованием форм и средств традиционной культуры. Традиционными системообразующими ценностями в народной культуре являются: любовь, красота, жизнь, забота, защита, родная земля, верность, семья, труд, взаимопомощь, сотворчество. В традиционной народной культуре старшее поколение воспитывало в детях чувство хозяина: хозяина дома, своего слова, своей жизни. Осознание себя хозяином способствовало тому, что традиционно человек рано начинал ощущать ответственность за сказанное слово, за свои дела и поступки, за свою судьбу.

В условиях современного мегаполиса проблема реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования осложняется усиливающимися тенденциями: колоссальной концентрацией населения, ускоренным ритмом жизни, социальным прессингом, виртуализацией социального пространства, многополюсностью сфер интересов, потребностей и возможностей различных групп населения (Ю.В. Арутюнян, Л.Н. Дробижева, А.Г. Кузнецов, В.Н. Титов, Е.Ф. Сабуров и др.). Пространственно-временная структура современного мегаполиса вынуждает его жителей встраиваться в обезличенные, унифицированные социальные системы производства, потребления, культуры и быта, где формируется специфическое, анонимное отношение к деятельности человека, где он не является хозяином, автором и распорядителем собственной жизни (В .И. Слободчиков). Все это ведет к разрушению традиций, но современный мегаполис как поликультурное образование сохраняет национально-культурные различия, где активно развиваются этнокультурные процессы (Е.В. Ревина). Он концентрирует в себе огромный историко-культурный опыт в сфере образования, науки, искусства и является привлекательным центром миграции. Сосуществование различных этнокультурных пространств усиливает его поликультурность (И.О. Нурмаганбетов, Н.Е. Тарасовская). Традиционные ценности разных культур помогают сохранить этническое своеобразие, способствуют духовной и культурной самоидентификации юного поколения, развитию авторства в жизнетворчестве.

В этой связи можно выделить противоречия между: • активным использованием традиционной народной культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании и недостаточным теоретическим осмыслением педагогических условий поддержания связи форм, образцов,

артефактов традиционной культуры с ее ценностным содержанием в современном мегаполисе;

• признанием научно-педагогическим сообществом педагогического потенциала традиционной народной культуры и недостаточностью теоретических и практических разработок по реализации этого потенциала субъектами образования в современном мегаполисе;

• значимостью подготовки субъектов образования к воспроизводству ценностного содержания этнокультурных традиций в современном мегаполисе и недостаточностью теоретического осмысления необходимых для этого условий и средств.

Проблему исследования мы связываем с осмыслением педагогического потенциала традиционной народной культуры и определением ресурсов, условий и средств для его реализации субъектами образования в современном мегаполисе.

Поиск способов разрешения выявленной проблемы и указанных противоречий обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в современном мегаполисе».

Цель исследования - выявить специфику деятельности субъектов образования по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе.

Объект исследования - образовательные ресурсы этнокультурного пространства современного мегаполиса.

Предмет исследования - условия и средства реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры субъектами образования в образовательных учреждениях современного мегаполиса.

Гипотеза исследования. Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса может осуществляться при соблюдении следующих условий:

• наличие субъекта, способного к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры;

• организация деятельности субъектов образования как педагогического процесса в событийной общности взрослых и детей;

• создание этнокультурной среды, способствующей погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры;

• использование комплекса образующих средств традиционной народной культуры и существующих в мегаполисе ресурсов.

Задачи исследования:

1. Представить реализацию педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса как структуру деятельности субъектов образования.

2. Разработать схему этнокультурного пространства как ресурса педагогической деятельности субъектов образования по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современном мегаполисе.

3. Обосновать и экспериментально проверить модель реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в образовательных учреждениях мегаполиса.

4. Разработать и апробировать образовательную программу «Формирование этнокультурной компетентности педагога» и учебно-методический комплекс к ней в условиях системы повышения квалификации педагогов.

Теоретико-методологические основания исследования составляют

теоретические основы психологической и педагогической антропологии: понятия со-бытийной общности, субьектности, субъективной реальности, нормативной структуры индивидуальной деятельности, антропопрактики (В .П. Зинченко, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Л.Ф. Шеховцова; A.B. Шувалов); антрополого-цивилизационный подход (М.В. Захарченко, Г. Шестун); теоретические основы этнопедагогики и народных традиций воспитания (Г.И. Батурина, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, В.Н. Иванов, К.Ж. Кожахметова, О.Д. Мукаева и др.); аксиологический под�