Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях

Автореферат по педагогике на тему «Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Коршунова, Ирина Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях"

На правах рукописи

Коршунова Ирина Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

специальность 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

6 ФЕЗ 2014

Москва-2013

005544711

005544711

Работа выполнена на кафедре дизайна ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Научный руководитель: Бакланова Татьяна Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Официальные оппоненты: Жиров Михаил Семёнович,

доктор педагогических наук, профессор, декан социально-теологического факультета ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Заслуженный работник культуры РФ

Косогорова Людмила Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета народной художественной культуры и дизайна ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Московский городской

университет управления Правительства Москвы»

Защита состоится 12 февраля 2014г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ им. М.А.Шолохова (www.mgopu.ru).

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Н.Р.Геворгян

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация выполнена на материалах России и Японии.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между высоким педагогическим потенциалом традиционной народной культуры и недостаточным уровнем его реализации в современных российских социокультурных условиях. Педагогический потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в нем духовно-нравственными ценностями, наиболее актуальными среди которых являются ценностное отношение к Родине, природе, семье, матери и материнству, учению, труду, культурному наследию своего и других народов. Общие для традиционных культур разных народов духовно-нравственные ценности своеобразно проявляются в самобытных, уникальных для каждой из таких культур объектах материального и нематериального культурного наследия: в памятниках народного зодчества, в произведениях народного декоративно-прикладного творчества, в народной музыке, танцах, устном народном творчестве и др.

В Решении Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.), в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации» (2009г.), в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (2012г.), в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2012г.) сформулированы важнейшие задачи деятельности государственных структур по сохранению и развитию традиционных культур народов России как основы патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Современная практика решения этих государственных задач многообразна. В ней участвуют органы государственного управления культурой и образованием, дома народного творчества, дома национальностей, фольклорные и этнокультурные центры, культурно-досуговые центры и другие социально-культурные учреждения, а также учреждения общего, дополнительного и профессионального образования,

общественные объединения, благотворительные фонды, общества дружбы разных стран и др. Лучшим творческим этнокультурным проектам общенационального значения ежегодно присуждаются гранты Президента Российской Федерации.

Особое внимание в настоящее время уделяется сохранению и развитию народных художественных промыслов России, в том числе Гжельского художественного промысла, к которому автор данной диссертации имеет непосредственное отношение как народный мастер и преподаватель Гжельского государственного художественно-промышленного института. История Гжельского художественного промысла насчитывает около трех веков. В конце XX века благодаря генеральному директору ЗАО «Объединение Гжель» В.МЛогинову об этом промысле узнал весь мир. Народное искусство Гжели легло в основу содержания созданной им преемственной системы художественно-эстетического воспитания и образования.

Потребности современной практики обусловили повышение внимания к формированию этнокультурной компетентности кадров, что нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах по таким направлениям высшего профессионального образования, как «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Педагогическое образование», «Социальная педагогика», «Туризм» и другим.

Вместе с тем, зарубежный опыт сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры пока недостаточно отражен в практике социально-культурной деятельности и ее кадровом обеспечении.

Выбор Японии для изучения зарубежного опыта сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры был обусловлен ведущей ролью этой страны среди государств - членов

ЮНЕСКО, участвующих в международных этнокультурных проектах и программах. В Японии успешно осуществляется организуемая и поддерживаемая государством деятельность по сохранению «народных культурных ценностей». Она составляет фундамент современной японской государственной культурной и образовательной политики. Японским специалистам удалось органично вписать древние национально-культурные традиции в современную социально-культурную среду и содержание образования.

В 70-е годы XX века Япония активно сотрудничала с СССР по вопросам эстетического воспитания и образования, в том числе и по проблемам широкого включения в этот процесс народной художественной культуры. Ежегодно проводились совместные конференции, работы наших ученых A.B. Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А.Марковой и других были переведены на японский язык.

Некоторые традиции японской культуры и искусства отражены в содержании российских школьных и вузовских учебников по изобразительному искусству (авторы Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.М.Сокольникова и др.), по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова, Н.М.Сокольникова, Л.А.Рапацкая и др.) и других.

Однако, опыт Японии по сохранению, развитию и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры мало известен в России и практически не применяется в социально-культурной сфере.

Степень научной разработанности проблемы.

Сущность традиционной народной культуры и воплощенные в ней духовно-нравственные ценности раскрыты в трудах Д.С.Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.С.Комаровой, ТЛ.Шпикаловой, Т.И.Баклановой, А.С.Каргина и других известных российских ученых. Проблемы реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры, народного художественного творчества в современных социокультурных условиях

исследованы М.И.Долженковой, М.С.Жировым, ОЛ.Жировой, Г.М.Королевой, Л.В.Косогоровой, А.В.Нестеренко и др. История и современные проблемы развития Гжельского художественного промысла отражены в трудах Т.Л.Астраханцевой, Н.С.Григорьевой, Т.И.Дулькиной, А.Б.Салтыкова и др. Особенности японской традиционной культуры и искусства рассмотрены в трудах С.А.Арутюнова, С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодяковой и др.

Вместе с тем, научные основы применения в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях до настоящего времени не были разработаны.

Анализ современной педагогической теории и практики показал, что эффективной реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в нашей стране препятствуют противоречия:

-между выдвинутыми российским государством актуальными задачами совершенствования деятельности социально-культурных учреждений по трансляции в современное российское общество лучших традиций и духовно-нравственных ценностей народной культуры и недостаточным уровнем решения этих задач;

-между современными достижениями зарубежных государств (в частности, Японии) в реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры и недостаточной изученностью в России этих достижений, а также возможностей их применения в современных российских социокультурных условиях;

-между потребностями российских народных художественных промыслов и других социокультурных институтов в кадрах, способных эффективно реализовывать педагогический потенциал традиционной народной культуры с учетом инновационного зарубежного (в том числе, японского) опыта, и слабым отражением этого опыта в процессе воспитания и обучения таких кадров.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить применение российскими специалистами передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях?

Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальное обоснование системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Объект исследования: теория и практика реализации в России и Японии педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Предмет исследования: подготовка кадров к применению в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта будет более эффективной, если разработать и внедрить в вузе систему отражающих этот опыт кулыурно-досуговых мероприятий и учебных курсов, содержание которых разработано в контексте трансляции в современное социокультурное пространство базовых ценностей традиционной народной культуры.

Задачи исследования:

1. Выявить базовые ценности традиционной народной культуры, обуславливающие ее педагогический потенциал в современных социокультурных условиях.

2. Охарактеризовать особенности традиционной народной культуры Японии как основы содержания педагогической деятельности социокультурных и образовательных учреждений этой страны.

3. Разработать и обосновать систему культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

4. Определить опытно-экспериментальным путем эффективность данной системы и разработать научно-методические рекомендации по ее внедрению в практику.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

-теории социально-культурной деятельности М.А.Ариарского, Е.И.Григорьевой, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова, Н.НЛрошенко и др.;

-идеи применения и развития этнопедагогических традиций в современной педагогической теории и практике (Г.Н.Волков, Э.И.Сокольникова и др.);

-концептуальные основы и теоретические модели этнокультурного и этнохудожественного образования Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой, ТЛ.Шпикаловой и др.

Методы исследования:

-теоретические: анализ философской, педагогической, искусствоведческой, культурологической, этнологической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование;

-эмпирические: анализ опыта работы социально-культурных и образовательных учреждений по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; наблюдение; анкетирование; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

1 этап (2005-2006гг.) - констатирующий. Он состоял в анализе научной литературы и практики реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в России и Японии.

2 этап (2006 - 2011гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе осуществлялись разработка, внедрение и выявление эффективности авторской системы культурно - досуговой и образовательной деятельности студентов Гжельского государственного художественно-промышленного института по их подготовке к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом российского и зарубежного (японского) опыта.

3 этап (2011-2012гг.) - обобщающий. Он включал анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и научно-методических рекомендаций.

Научная новизна исследования:

-разработанные российскими учеными положения о педагогическом потенциале традиционной народной культуры и факторах его реализации в современных социокультурных условиях конкретизированы применительно к традиционному народному художественному промыслу (Гжели): раскрыты его возможности в духовно-нравственном воспитании и формировании этнохудожественной культуры личности на материале традиционных для данного промысла художественных образов русской традиционной культуры как «духовной скрепы» современного российского общества;

-на материале Японии обоснована необходимость изучения и применения в России инновационного зарубежного опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; раскрыта деятельность современных социально-культурных институтов Японии (семьи, учреждений культуры, учебных заведений, общественных организаций, ассоциаций и других) по сохранению и развитию традиционной японской семейно-бытовой, празднично-обрядовой и художественной культуры;

-разработана, теоретически и экспериментально обоснована целостная системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России инновационного зарубежного

(японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Теоретическая значимость исследования:

-систематизированные в диссертации теоретические положения о сущности и педагогическом потенциале традиционной народной культуры могут служить одной из основ разработки новых научных концепций сохранения и развития традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях;

-выявленная и обобщенная в диссертации научная информация о традиционной японской празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуре как основе содержания современной социокультурной и образовательной деятельности в Японии дополняет имеющуюся в России научную информацию о культуре и образовании в этой стране и может стать основой для дальнейших исследований в данной области научных знаний;

-выявленные и систематизированные в диссертации результаты исследований проблем деятельности социокультурных институтов Японии и России по сохранению традиционной народной культуры и реализации ее педагогического потенциала могут быть использованы при теоретическом обосновании перспективных моделей социокультурного развития регионов РФ и инновационных этнокультурных образовательных систем.

Практическая значимость исследования:

-разработанная и внедренная автором диссертации система культурно-досуговой и образовательной деятельности студентов на материале российской и японской традиционных народных культур способствовала подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта;

-на основе результатов исследования были разработаны авторские программы нескольких учебных дисциплин («Фольклор и этнография», «Обычаи и традиции народов мира», «Мировая культура и искусство»,

«История Гжельского художественного промысла», «История Гжельского региона» и др.), включенных в учебные планы Гжельского государственного художественно-промышленного института;

-материалы исследования могут быть использованы в деятельности: органов государственного управления культурой и образованием; центров народных художественных промыслов и ремесел, этнокультурных центров, культурно - досуговых центров и других социально-культурных учреждений и организаций; учреждений общего, дополнительного и профессионального образования; обществ российско-японской дружбы, других общественных организаций и объединений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Положение о традиционной народной культуре как основе реализации современного национального воспитательного идеала в России, включающего патриотизм, духовно-нравственную, художественно-эстетическую культуру, культуру семейных отношений и межнационального общения, другие актуальные для современного российского общества качества личности гражданина РФ.

2.Положение о характерных особенностях японской традиционной культуры (таких как ценностное отношение к природе как объекту созерцания, любования и художественного творчества, и др.), отраженных в содержании деятельности разнообразных современных социально-культурных и образовательных учреждений Японии.

3.Положение об авторской системе культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры. Эта система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: культурно - досуговых мероприятий (фестивалей, конкурсов, мастер-классов народного искусства, посещений музеев и выставок изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, и др.) и учебных дисциплин с этнокультурными русским и

японским компонентами (Фольклор и этнография, Обычаи и традиции народов мира, Мировая культура и искусство, История Гжельского художественного промысла).

Достоверность результатов исследования обеспечена: -методологической обоснованностью исходных позиций исследования, базирующихся на общепризнанных научных идеях и концепциях;

-комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его предмету, цели и задачам;

-опытно-экспериментальной проверкой основных теоретических положений, в результате которой была доказана правомерность гипотезы исследования;

-справками о внедрении результатов диссертационного исследования. Апробация и внедрение результатов исследования:

-основные результаты исследования опубликованы в научных статьях, тезисах и методических пособиях (всего 21 публикация общим объемом 13п.л.);

-результаты исследования были отражены в сообщениях автора диссертации в 2007-2013гг. на ежегодных международных научно-практических конференциях «Образование. Наука. Культура» (г. Гжель); на Первом международном конгрессе традиционной художественной культуры (г. Ханты-Мансийск); на Международной научно-практической конференции «Народная культура как стратегический ресурс развития России: региональный аспект» (г. Москва); на Международной научно-практической конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (г. Москва); на III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии непрерывного художественного образования» (г. Шуя); на межрегиональной научно-практической конференции «Уникальные ремесла России» (г. Подольск); на региональной научно-практической конференции «Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса» (г. Москва); на межвузовской научно-практической

конференции «Стрельцовские чтения - 2011» (г. Москва); на межвузовском круглом столе «Воспитание в системе формирования ценностных ориентации молодёжи» (г. Москва).

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях профильных кафедр Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова и Гжельского государственного художественно-промышленного института.

Результаты исследования были изложены автором диссертации в дискуссиях, прошедших в рамках его персональных и коллективных выставок гжельской керамики, семинаров и мастер-классов по традиционной гжельской росписи в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, в областном Доме искусств «Кузьминки» (г. Москва), в Федеральном музее профессионального образования (г. Подольск), в Егорьевском историко-художественном музее (г. Егорьевск); в культурных центрах «Наследие» (г. Сергиев Посад), «Усадьба Кривякино» (г. Воскресенск) и «Дом Озерова» (г. Коломна); в рамках конкурса декоративно-прикладного искусства среди воспитанников детских домов Приволжского федерального округа «На берегах Волги семьей единою живем» (г. Казань); в Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола); в Международной школе народной культуры, искусства и ремесел «Славянский путь» (Болгария, г. Несебр), на VIII Международном конкурсе молодых дизайнеров и модельеров «Подиум» (Египет, г. Шарм-эль-Шейх), в Центре национальных искусств (Узбекистан, г. Ташкент).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, списка литературы и интернет - источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта степень ее научной разработанности, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; описаны методологические и

теоретические основы, методы и этапы исследования; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; представлены основные положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Педагогический потенциал традиционной народной японской культуры и его реализация в современных социокультурных условиях» выполнена на материале традиционной японской празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуры.

В основе современной японской культуры - многовековые традиции ценностного отношения к природе, семье, детям, предкам, к прекрасному в искусстве и жизни. В Японии сохранились древние обычаи любования горой Фудзиямой, цветами сакуры и сливы, хризантемами, пионами, листьями осенних кленов, снегом. Праздник цветущей сакуры (Ханами) и День любования полной луной (Тюсю но мэйгэцу) являются общенациональными японскими праздниками.

Несколько общенациональных японских праздников посвящены детям: День детей (Кодомо но хи), который раньше был праздником только для мальчиков; Фестиваль кукол (праздник маленьких девочек); праздник Сити-го-сан («семь-пять-три»), имеющий трехсотлетнюю историю и являющийся как бы общим днем рождения всех японских детей, которым в текущем году исполнилось 3, 5 или 7 лет.

Из древних праздников и обрядов берут начало не только многие народные японские танцы, песни и театрализованные действа, но и представления знаменитых японских театров Но, Кабуки и Кёгэн.

Традиционное японское декоративно-прикладное искусство (керамика, фарфор, изделия из бронзы, лаковые миниатюры, нэцкэ, национальный костюм, искусство каллиграфии, гравюра укиё-э и др.) воплощает эстетическое отношение японцев к природе, их национальные образы мира, национальный характер, традиционную систему духовно-нравственных ценностей и идеалов, утонченный художественный вкус.

Культура современной Японии, благодаря культурной политике японского государства, не утрачивает своего самобытного ценностного ядра и тем самым противостоит воздействию глобализации на традиционные духовно-нравственные ценности и идеалы японцев. Поэтому, такая политика, как утверждают японские специалисты, стала третьим столпом внешней политики этой страны, наряду с экономической экспансией и обеспечением государственной безопасности. В ее реализации участвуют многочисленные учреждения и организации: управления по делам культуры; музеи искусств; школы каллиграфии, чайной церемонии, гончарного искусства, икебаны, игры на традиционных музыкальных инструментах и другие.

Традиции народной культуры основательно изучаются в японских школах и вузах. В учебные планы школ включены уроки любования природой и предмет «Национальная культура». В содержании учебного процесса широко отражены традиционная японская музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, поэзия, танцы, каллиграфия, мораль.

В Японии были созданы общества охраны традиционных искусств, Общество японского фольклора, Керамическая ассоциация, Японское этнографическое общество и другие общественные организации. Главное их предназначение - приобщение различных групп населения к традиционной японской культуре.

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в Японии, осуществляемая на основе системного подхода, активно содействует повышению качества человеческого капитала, определяющего все стороны жизни современного японского государства, в том числе - его политику и экономику.

Во второй главе «Применение в России опыта Японии по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры» рассматривается современное состояние и актуальные проблемы деятельности социокультурных институтов России по сохранению, развитию

и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры. Одна из наиболее актуальных проблем связана с сохранением и развитием в России народных художественных промыслов не только для продолжения традиций народного искусства, но и для воспитания граждан нашей страны на основе воплощенных в этом искусстве духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов.

На решение данной проблемы в г.Гжели направлена система художественно-эстетического воспитания и образования на основе народного искусства Гжели. Эта система охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, Гжельский художественно-промышленный колледж, Гжельский государственный художественно-промышленный институт, а также ЗАО «Объединение Гжель», культурно - досуговый центр «Гжельский» и другие учреждения культуры и образования.

Подготовка кадров в Гжельском государственном художественно-промышленном институте имеет этнокультурную направленность. Однако, в содержании этой деятельности не был отражен ценный для России зарубежный опыт сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Цель опытно - экспериментальной работы состояла в создании и выявлении эффективности системы культурно - досуговой и учебной деятельности вуза по подготовке студентов к участию в реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.

Опытно-экспериментальная работа проходила в Гжельском государственном художественно-промышленном институте. В ней участвовало 72 студента, обучавшихся по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и «Социально-культурный сервис и туризм», в том числе 36 студентов контрольной группы и 36 студентов экспериментальной группы. Контрольную группу составили студенты набора 2006г., в том числе 20 студентов специальности

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 16 студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В экспериментальную группу вошло столько же студентов этих же специальностей, но только набора 2007г.

Контрольная группа студентов обучалась традиционно, а учебно-воспитательный процесс в экспериментальной группе был дополнен в 20072011гг. авторской системой культурно - досуговой и образовательной деятельности (см. Рис.1).

Рис.1.

Система культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной

народной культуры

Студенты экспериментальной группы посещали культурно-информационный центр посольства Японии, знакомились с коллекцией японских гравюр, хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, участвовали в Международных фестивалях «Подиум» и «Губернский стиль», во многих других культурно-досуговых мероприятиях. Также студенты экспериментальной группы изучали ряд

базовых дисциплин по нашим авторским программам, в которых было введено несколько новых тем.

Так, в программу курса «Фольклор и этнография» были включены темы, посвященные традиционным японским художественным промыслам и ремеслам, традиционному японскому зодчеству и народному костюму; в авторскую программу курса «Обычаи и традиции народов мира» вошли темы, посвященные японской традиционной празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуре; в программе курса «Мировая культура и искусство» нашли отражение художественная культура Японии, японское декоративно-прикладное и народное искусство; в программе спецкурса «История Гжельского художественного промысла» важное внимание было уделено духовно-нравственным ценностям, воплощенным в творчестве народных мастеров гжельской керамики; выставкам гжельской керамики, прошедшим в Японии в 1990-е годы, и другим важным фактам сотрудничества гжельских народных мастеров и педагогов с японскими специалистами декоративно-прикладного и народного искусства. Во всех названных выше программах специальное внимание было уделено рассмотрению на примере Японии перспектив применения в России инновационного зарубежного опыта сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Для выявления эффективности опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование студентов контрольной и экспериментальной групп на первом и четвертом курсах. Ответы студентов разных специальностей дифференцировались по подгруппам: «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы» -1-ая подгруппа, а «Социально-культурный сервис и туризм» - 2-ая подгруппа.

Критерии и результаты диагностики участников экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблице 1. В ней отражено количество студентов (в процентах к общему количеству студентов в той или иной подгруппе), правильно ответивших на все вопросы анкеты о традиционных

культурах России и Японии и высоко оценивших уровень своей профессиональной готовности к сохранению и развитию традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.

Таблица 1.

Критерии Результаты диагностики (в %% к числу опрошенных)

эффективности Контрольная Контрольная Эксперимен- Эксперимен-

опытно- группа, 1 курс группа, 4 курс тальная группа, тальная группа,

экспериментальнои 1 курс 4 курс

работы Под- Под- Под- Под- Под- Под- Под- Под-

группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2

Знание русской 60 37,5 85 75 55 43,7 90 93

традиционной

народной культуры

Знание японской 0 0 45 31,2 0 0 90 86,7

традиционной

народной культуры

Знание базовых 10 13,5 85 62,5 10 6,2 95 81,2

духовно -нравст-

венных ценностей

традиционной

народной культуры

Готовность участ- 30 12,5 90 86,7 25 6,2 100 93

вовать в реалииза-

ции педагогичес-

кого потенциала

традиционной

народной культуры

Готовность приме- 0 0 10 18,7 0 0 85 86,7

нять зарубежный (японский) опыт

реализации педаго-

гического потенци-

ала традиционной

народной культуры

Таким образом, результаты диагностики студентов контрольной и экспериментальной групп доказали эффективность опытно-экспериментальной работы для подготовки кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.

В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы следующие основные выводы:

1.Педагогический потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в ней духовно-нравственными ценностями, актуальными для воспитания и развития граждан в современных социокультурных условиях. В исследованиях научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», основателем которой является Т.И.Бакланова, обоснована следующая совокупность таких ценностей: Родина, природа, семья, мать и материнство, опыт предшествующих поколений, здоровье, учение, труд, творчество, красота в искусстве и жизни, культурное наследие своего и других народов, культура межэтнического общения и др. Автор диссертации выявил особенности воплощения таких духовно - нравственных ценностей в японской традиционной празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культурах и пришел к выводу, что на их трансляцию в современное японское общество направлена целостная система деятельности японских социально-культурных учреждений, учебных заведений, семьи, общественных организаций.

2.Для более эффективной реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в России необходимо изучать и творчески применять инновационный японский опыт, заключающийся: в государственной координации и стимулировании системы деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной народной культуры; в повышении внимания общества к сохранению и распространению в современном социокультурном пространстве традиционных духовно-нравственных ценностей, воплощенных в народной празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуре; в опоре современного японского искусства на исконные традиции народного художественного творчества, такие как живопись суми-э (картина тушью), гравюра укиё-э, каллиграфия, миниатюрная скульптура нэцкэ и другие; в широком отражении традиций народной культуры в содержании

современного японского общего и профессионального художественного образования, а также в деятельности СМИ, туристических кампаний и др.

3. В процессе подготовки в вузах кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом японского и другого инновационного зарубежного опыта необходимо целенаправленно отражать этот опыт в содержании образовательной и культурно-досуговой деятельности студентов.

Диссертация не исчерпывает всех аспектов проблемы исследования. Наряду с дальнейшим изучением теории и практики реализации в Японии педагогического потенциала традиционной народной культуры, необходимо изучать аналогичный опыт других стран современного мира и возможности его применения в России. Также требуют дальнейших исследований особенности реализации педагогического потенциала различных традиционных культур народов России в современных социокультурных условиях.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Коршунова И.В. Этнокультурные традиции в современном школьном образовании в Японии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - № 5. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 166-168. (0,2 п.л.).

2. Коршунова И.В. О роли этнокультурных традиций в содержании художественного образования в вузах Японии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - № 2. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 120-122. (0,2 п.л.).

3. Коршунова И.В. Культ природы в пространстве образования и культуры в Японии. // Среднее профессиональное образование. - № 10. 2008. - С. 90-91. (0,1 пл.).

4. Коршунова И.В. О роли государства и общества в сохранении этнокультурных традиций в современной Японии. // Среднее профессиональное образование. - № 11. - 2008. - С. 74-75. (0,1 п.л.).

5. Коршунова И.В. Сохранение культурного наследия в современной Японии. // Образование и наука в народно-художественных промыслах: Сборник статей. Часть 1. - Гжель: ГГХПИ, 2004. - С. 90-92. (0,2 пл.).

6. Коршунова И.В. Обычаи и традиции народов мира: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. — Гжель: ГГХПИ, 2005. — 32 с. (2 п.л.).

7. Коршунова И.В. История Гжельского промысла: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. - Гжель: ГГХПИ, 2005. - 23 с. (2 п.л.).

8. Коршунова И.В. История Гжельского региона: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. - Гжель: ГГХПИ, 2005. - 26 с. (2 п.л.).

9. Коршунова И.В. Фольклор и этнография: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. - Гжель: ГГХПИ, 2007. - 34 с. (2,3 пл.).

10. Коршунова И.В. Этнокультурное образование в современной Японии. // Наука - образование - производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ - Гжель: ГГХПИ, 2007. - С. 40-42. (0,2 пл.).

11. Коршунова И.В. Традиционная культура в семейном воспитании Японии. // Наука - образование - производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ 29 ноября 2007 г.: Сборник материалов конференции. Часть I. - Гжель: ГГХПИ, 2008. - С. 1116. (0,4 пл.).

12. Коршунова И.В. Этнокультурные традиции в дошкольном образовании Японии. // Наука - образование - производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ 29 ноября 2007 г.:

Сборник материалов конференции. Часть И. - Гжель: ГГХПИ, 2008. - С. 2026. (0,4 п.л.).

13. Коршунова И.В. Роль традиционной культуры в семейном воспитании Японии. // Воспитание в системе формирования ценностных ориентации молодёжи: Материалы межвузовского «круглого стола» (21 ноября 2007 г.). -М.: МГУКИ, 2008. - С. 124-126. (0,2 пл.).

14. Коршунова И.В. Японский культ природы как эстетический феномен. // Образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции (28 апреля 2009 г.). - Гжель: ГТХПИ, 2009. - С. 176-181. (0,4 п.л.).

15. Коршунова И.В. Культ природы как фактор этнохудожественного образования в Японии. // Инновационные технологии непрерывного художественного образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (23-26 декабря 2009). - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - С. 180-185. (0,4 пл.).

16. Коршунова И.В. Керамика как художественное явление традиционной национальной культуры Японии. // Образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции - Гжель: ГГХПИ, 2010.-С. 108-114. (0,4 пл.).

17. Коршунова И.В. Проблема сохранения и развития традиционной художественной культуры в современном социокультурном и образовательном пространстве Гжельского района. // Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование: Материалы международной научно-практической конференции - М.: МГУКИ, 2010. - С. 47-51. (0,3 пл.).

18. Коршунова И.В. Особенности дошкольного воспитания и образования в современной Японии. // Воспитание дошкольников. № 2. 2011. - С. 20-29. (0,6 пл.).

19. Коршунова И.В. Традиционное декоративно-прикладное искусство в культуре Японии (на примере икебаны). // Образование, наука, культура:

Материалы Международной научно-практической конференции (24 ноября 2011 г.). - Гжель: ГГХПИ, 2011. - С. 172-177. (0,4 пл.).

20. Коршунова И.В. Национальные традиции в культурно - досуговой сфере в современной Японии. // «Стрельцовские чтения»: Труды межвузовской научно-практической конференции (14 декабря 2011 г.). - М.: МГУКИ, 2012. - С. 110-112. (0,2 пл.).

21. Коршунова И.В. Этнохудожественное образование как транслятор традиционной народной культуры. // Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса: Материалы региональной научно-практической конференции (15 декабря 2011 г.). - М.: МГУКИ, 2012. - С. 133-135. (0,2 пл.).

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коршунова, Ирина Викторовна, Москва

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»

г, / ? п 1' е; £ я с п Яа правах рукописи

Коршунова Ирина Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

специальность 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.И. Бакланова

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................с. 3

Глава 1. Педагогический потенциал традиционной японской народной культуры и его реализация в современных социокультурных

условиях........................................................................................с. 14

§ 1 .Японские традиционные праздники как этнопедагогический

феномен........................................................................................с. 14

§2.Традиционное японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство

как основа современного этнохудожественного образовании в Японии.........с. 29

§3.Деятельность социально-культурных институтов Японии по сохранению, развитию и реализации педагогического потенциала традиционной народной

культуры...........................................................................................с. 46

Выводы по Главе 1............................................................................с. 57

Глава 2. Применение в России опыта Японии по реализации педагогического

потенциала традиционной народной культуры.....................................с. 59

§ 1 .Современная практика этнокультурной деятельности российских социально-

культурных институтов....................................................................с. 59

§2.Преемственная система этнохудожественного образования как фактор сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры (на материале Гжельского народного художественного

промысла)........................................................................................с. 70

§3.Опытно-экспериментальная работа по подготовке кадров к реализации педагогического потенциала Гжельского народного художественного промысла с

использованием опыта Японии....................................................................с. 84

Выводы по Главе 2.............................................................................с. 92

Заключение.....................................................................................с.93

Список литературы...........................................................................с. 95

Введение

Диссертация выполнена на материалах России и Японии.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между высоким педагогическим потенциалом традиционной народной культуры и недостаточным уровнем его реализации в современных российских социокультурных условиях. Педагогический потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в нем духовно-нравственными ценностями, наиболее актуальными среди которых являются ценностное отношение к Родине, природе, семье, матери и материнству, учению, труду, культурному наследию своего и других народов. Общие для традиционных культур разных народов духовно-нравственные ценности своеобразно проявляются в самобытных, уникальных для каждой из таких культур объектах материального и нематериального культурного наследия: в памятниках народного зодчества, в произведениях народного декоративно-прикладного творчества, в народной музыке, танцах, устном народном творчестве и др.

В Решении Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.), в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации» (2009г.), в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (2012г.), в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2012г.) сформулированы важнейшие задачи деятельности государственных структур по сохранению и развитию традиционных культур народов России как основы патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Современная практика решения этих государственных задач многообразна. В ней участвуют органы государственного управления культурой и образованием, дома народного творчества, дома национальностей, фольклорные и этнокультурные центры, культурно-досуговые центры и другие социально-

культурные учреждения, а также учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, общественные объединения, благотворительные фонды, общества дружбы разных стран и др. Лучшим творческим этнокультурным проектам общенационального значения ежегодно присуждаются гранты Президента Российской Федерации.

Особое внимание в настоящее время уделяется сохранению и развитию народных художественных промыслов России, в том числе Гжельского художественного промысла, к которому автор данной диссертации имеет непосредственное отношение как народный мастер и преподаватель Гжельского государственного художественно-промышленного института. История Гжельского художественного промысла насчитывает около трех веков. В конце XX века благодаря генеральному директору ЗАО «Объединение Гжель» В.М.Логинову об этом промысле узнал весь мир. Народное искусство Гжели легло в основу содержания созданной им преемственной системы художественно-эстетического воспитания и образования.

Потребности современной практики обусловили повышение внимания к формированию этнокультурной компетентности кадров, что нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах по таким направлениям высшего профессионального образования, как «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Педагогическое образование», «Социальная педагогика», «Туризм» и другим.

Вместе с тем, зарубежный опыт сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры пока недостаточно отражен в практике социально-культурной деятельности и ее кадровом обеспечении.

Выбор Японии для изучения зарубежного опыта сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры был обусловлен ведущей ролью этой страны среди государств - членов ЮНЕСКО, участвующих в международных этнокультурных проектах и программах. В

Японии успешно осуществляется организуемая и поддерживаемая государством деятельность по сохранению «народных культурных ценностей». Она составляет фундамент современной японской государственной культурной и образовательной политики. Японским специалистам удалось органично вписать древние национально-культурные традиции в современную социально-культурную среду и содержание образования.

В 70-е годы XX века Япония активно сотрудничала с СССР по вопросам эстетического воспитания и образования, в том числе и по проблемам широкого включения в этот процесс народной художественной культуры. Ежегодно проводились совместные конференции, работы наших ученых A.B.Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А.Марковой и других были переведены на японский язык.

Некоторые традиции японской культуры и искусства отражены в содержании российских школьных и вузовских учебников по изобразительному искусству (авторы Л.В.Ершова, Т.Я.Шпикалова, Н.М.Сокольникова и др.), по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова и др.) и других.

Однако, опыт Японии по сохранению, развитию и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры мало известен в России и практически не применяется в социально-культурной сфере.

Степень научной разработанности проблемы.

Сущность традиционной народной культуры и воплощенные в ней духовно-нравственные ценности раскрыты в трудах Д.С.Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.С.Комаровой, ТЛ.Шпикаловой, Т.И.Баклановой, А.С.Каргина и других известных российских ученых. Проблемы реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры, народного художественного творчества в современных социокультурных условиях исследованы М.И.Долженковой, М.С.Жировым, О.Я.Жировой, Г.М.Королевой, Л.В.Косогоровой, А.В.Нестеренко и др. История и современные проблемы развития Гжельского художественного промысла отражены в трудах Т.Л.Астраханцевой, Н.С.Григорьевой, Т.И.Дулькиной, А.Б.Салтыкова и др.

Особенности японской традиционной культуры и искусства рассмотрены в трудах С.А.Арутюнова, С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодяковой и др.

Вместе с тем, научные основы применения в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях до настоящего времени не были разработаны.

Анализ современной педагогической теории и практики показал, что эффективной реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в нашей стране препятствуют противоречия:

-между выдвинутыми российским государством актуальными задачами совершенствования деятельности социально-культурных учреждений по трансляции в современное российское общество лучших традиций и духовно-нравственных ценностей народной культуры и недостаточным уровнем решения этих задач;

-между современными достижениями зарубежных государств (в частности, Японии) в реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры и недостаточной изученностью в России этих достижений, а также возможностей их применения в современных российских социокультурных условиях;

-между потребностями российских народных художественных промыслов и других социокультурных институтов в кадрах, способных эффективно реализовывать педагогический потенциал традиционной народной культуры с учетом инновационного зарубежного (в том числе, японского) опыта, и слабым отражением этого опыта в процессе воспитания и обучения таких кадров.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить применение российскими специалистами передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях?

Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальное обоснование системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по

подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Объект исследования: теория и практика реализации в России и Японии педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Предмет исследования: подготовка кадров к применению в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта будет более эффективной, если разработать и внедрить в вузе систему отражающих этот опыт культурно-досуговых мероприятий и учебных курсов, содержание которых разработано в контексте трансляции в современное социокультурное пространство базовых ценностей традиционной народной культуры.

Задачи исследования:

1. Выявить базовые ценности традиционной народной культуры, обуславливающие ее педагогический потенциал в современных социокультурных условиях.

2. Охарактеризовать особенности традиционной народной культуры Японии как основы содержания педагогической деятельности социокультурных и образовательных учреждений этой страны.

3. Разработать и обосновать систему культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

4. Определить опытно-экспериментальным путем эффективность данной системы и разработать научно-методические рекомендации по ее внедрению в практику.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

-теории социально-культурной деятельности М.А.Ариарского, Е.И.Григорьевой, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др.;

-идеи применения и развития этнопедагогических традиций в современной педагогической теории и практике (Г.Н.Волков, Э.И.Сокольникова и др.);

-концептуальные основы и теоретические модели этнокультурного и этнохудожественного образования Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Методы исследования:

-теоретические: анализ философской, педагогической, искусствоведческой, культурологической, этнологической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование;

-эмпирические: анализ опыта работы социально-культурных и образовательных учреждений по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; наблюдение; анкетирование; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

1 этап (2005-2006гг.) - констатирующий. Он состоял в анализе научной литературы и практики реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в России и Японии.

2 этап (2006 - 2011гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе осуществлялись разработка, внедрение и выявление эффективности авторской системы культурно - досуговой и образовательной деятельности студентов Гжельского государственного художественно-промышленного института по их подготовке к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом российского и зарубежного (японского) опыта.

3 этап (2011-2012гг.) — обобщающий. Он включал анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и научно-методических рекомендаций.

Научная новизна исследования:

-разработанные российскими учеными положения о педагогическом потенциале традиционной народной культуры и факторах его реализации в современных социокультурных условиях конкретизированы применительно к традиционному народному художественному промыслу (Гжели): раскрыты его возможности в духовно-нравственном воспитании и формировании этнохудожественной культуры личности на материале традиционных для данного промысла художественных образов русской традиционной культуры как «духовной скрепы» современного российского общества;

-на материале Японии обоснована необходимость изучения и применения в России инновационного зарубежного опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; раскрыта деятельность современных социально-культурных институтов Японии (семьи, учреждений культуры, учебных заведений, общественных организаций, ассоциаций и других) по сохранению и развитию традиционной японской семейно-бытовой, празднично-обрядовой и художественной культуры;

-разработана, теоретически и экспериментально обоснована целостная системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России инновационного зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Теоретическая значимость исследования: -систематизированные в диссертации теоретические положения о сущности и педагогическом потенциале традиционной народной культуры могут служить одной из основ разработки новых научных концепций сохранения и развития традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях;

-выявленная и обобщенная в диссертации научная информация о традиционной японской празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуре как основе содержания современной социокультурной и образовательной деятельности в Японии дополняет имеющуюся в России научную информацию о культуре и образовании в этой стране и может стать основой для дальнейших исследований в данной области научных знаний;

-выявленные и систематизированные в диссертации результаты исследований проблем деятельности социокультурных институтов Японии и России по сохранению традиционной народной культуры и реализации ее педагогического потенциала могут быть использованы при теоретическом обосновании перспективных моделей социокультурного развития регионов РФ и инновационных этнокультурных образовательных систем.

Практическая значимость исследования:

-разработанная и внедренная автором диссертации система культурно-досуговой и образовательной деятельности студентов на материале российской и японской традиционных народных культур способствовала подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта;

-на основе результатов исследования были разработаны авторские программы нескольких учебных дисциплин («Фольклор и этнография», «Обычаи и традиции народов мира», «Мировая культура и искусство», «История Гжельского художественного промы