автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера
- Автор научной работы
- Возняк, Снежана Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера"
На правах рукописи
Возник Снежана Александровна
ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ КОРЕНЙЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
(на материале Хашы-Мапснйскбго автономного округа)
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
МОСКВА-2005
Работа выполнена в лаборатории педагогики национальной школы ФГНУ «Институт национальных проблем образования»
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Бугаева Алла Львовна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Григорьев Владимир Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент Алдошина Марина Ивановна
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Защита состоится «¿У » 2005 г. в часов на заседании диссер-
тационного совета К 212Ю66.01 -йо присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в ФГНУ «Институт национальных проблем образования по адресу:
117997, Москва, ул. Вавилова, д. 7, офис 611
С диссертацией можно познакомиться в библиотеке ФГНУ «Институт национальных проблем образования»
Автореферат разослан » 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
■/¿-¿¿я, И. В. Андреева
юоЧ -ч
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа современной стратегии обновления общества и его органической части — образования.
В переломный период развития России особый интерес представляют исследования социализации подростков и молодежи с учетом их этнической специфики как субъектов общечеловеческой истории. Проблема заключается в том, что индивид может потерять себя как представитель определенного этноса. Это в особой мере касается малочисленных этносов Севера. В последние годы нарастает угроза разрушения этнической самобытности этих народов, особенно в связи с интенсивными миграционными потоками, размывающими естественную среду их обитания. На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам в сфере образования.
Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их деви-антном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.
Одна из причин такого положения малочисленного этноса, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм его воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В настоящее время признается, что в процессе его становления важную роль играет традиционная культура, включая традиции народной педагогики. В воссоздании их потенциала особое место отводится общеобразовательной школе - при условии введения в неё этнопедагогического компонента. Именно он выступает одним из ведущих элементов успешной социализации подростков - представителей коренных народов Севера. Решение проблемы построения образова-
з
тельно-воспитательного процесса с опорой на данный компонент, способствует созданию этносоциокультурной среды, которая обеспечивает полноценное формирование у подрастающего поколения знаний, трудовых навыков и компетенций, необходимых для социализации личности в современном мире.
Малочисленные народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, ~ природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой (особенно относящиеся к природной среде обитания) значимы для представителей любого другого этноса. Следует особо подчеркнуть, что богатые многовековые традиции педагогической культуры этих народов были недостаточно востребованы отечественной теорией и практикой педагогики в обществе; они считались примитивно-архаичными, зачастую ненужными, устаревшими.
Таким образом, социализация подростков представителей коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры является важнейшей актуальной проблемой, которая имеет особую значимость. Она становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики, организации этнообразовательных процессов в регионахСевера.
Состояние изученности проблемы
Этнические аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах В.В.Вербицкого, A.A. Дунина-Горкавича, М.А. Кастрена, В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной, Г. Новицкого, 3. П. Соколовой, Н. Г. Хайруллиной, Т. Г.Харамзина, В. Н. Чернецова, посвященных исследованиям обско-угорской этнографии, этнической истории, религиозных верований, истории культуры народов Севера. Сущность и особенности традиционной педагогической культуры раскрыли в своих работах А. JI. Бугаева, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, И. С. Кон, Ч. М. Таксами и др.
Изучению социализации посвящено много общефилософских и социологических исследований отечественных ученых (С. С. Батенин, О. И. Иванов, Б. Д. Парыгин, В. Д. Семенов, А. Г. Харчев) и зарубежных (Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Т.
Парсонс). Социализация как педагогическое явление рассматривается в работах Г. М. Андреевой, С. Г. Вершловского, Ш. А. Гарибова, Э. С. Гарунова, В. В. Давыдова, П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. И. Петрищева. Психологические аспекты этносов и культуры как одних из основных мега- и мезофакторов социализации обоснованы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. В. Петровского.
Влияние на процесс воспитания культурной и социальной среды показали А. С. Макаренко, С. А. Рачинский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий.
Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев раскрыты в работах Н. Ф. Головановой, И. С. Исаева, Н. Д. Ни-кандрова, Е. Н. Шиянова.
На фоне значительного количества работ, исследующих процесс социализации с психолого-педагогической точки зрения и предлагающих пути его решения (А.Д. Грибецкая, М.Х. Гурьянова, Т. И. Добровольская, И. Г.Шевцова, В. Я. Кряк-вин), следует отметить, что социализация школьников коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры не стала в полной мер предметом специальных исследований. Это направление не нашло отражение в современной теории социализации. В частности, не получила должного обоснования проблема использования традиционной педагогической культуры в социа-лизационных процессах малочисленных народов Севера.
Научное обоснование проблемы позволяет выявить существующие противоречия между:
- осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;
- потребностями изменившегося общества в нравственном типе северянина с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;
- потребностью в создании механизма социализации подростков в этносо-циуме и недостаточным использованием возможностей традиционной педагогической культуры народов Севера, этно-социокультурнои среды в образовательном процессе и семейном воспитании.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило актуальность нашего исследования.
Объект исследования - социализация подростков коренных народов Севера.
Предмет исследования - процесс социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.
Цель исследования - разработка, обоснование и апробация системы направленной социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.
Гипотеза исследования - социализация подростков коренных народов Севера будет успешной, если:
- выявлены социализирующие возможности традиционной культуры и особенности социализации подростков коренных народов Севера;
- конкретизированы содержание и способы реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе на основе традиционной культуры;
- использованы в учебно-воспитательном процессе средства традиционной педагогической культуры, способствующие адаптации и самореализации школьников в современном социуме;
- создан сельский социокультурный комплекс, обеспечивающий процесс социализации подростков на основе традиционной культуры.
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретико-методический анализ воздействия традиционной педагогической культуры на социализацию школьников, выявив её социализирующие возможности.
2. Определить сущность и содержание процесса социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры, выделить критерии оценки их социализированности.
3. Охарактеризовать особенности социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.
4. Определить содержание национально-регионального компонента и способы его включения в учебно-воспитательный процесс на основе традиционной культуры.
5. Разработать модель сельского социокультурного комплекса на основе традиционной культуры.
6. Провести опытно-экспериментальное исследование созданной системы направленной социализации ханты и манси с использованием средств традиционной педагогической культуры.
Методологической основой исследования являются научные положения:
- о взаимодействии общего и особенного; о социальной природе воспитания; философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции социализации; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы (социально-политических, экономических и культурных), а также научные труды:
- раскрывающие сущность процесса социализации отечественными учеными (Б. Г. Ананьев, Г. Н. Андреева, Л. И. Божович, С. Г. Вершловский, Л. С. Выготский, Н. К. Данилевский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А.В.Петровский, В.А. Су-хомлинский) и зарубежными авторами (Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, Дж. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Э. Эриксон);
- по психологической теории возрастных, индивидуальных и этнических различий (Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д. Б. Эль-конин и др.);
- по народному воспитанию (С. И. Гессен, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоц-ци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий), а так/же работы современных
ученых А. И. Арнольдова, С. А. Арутюнова, В. Д. Афанасьева, А. Л. Бугаевой, У.
A. Винокуровой, Г. Н. Волкова, В. М. Григорьева, Н. С. Загорской, Ж. Малори, И.
B. Суханова, подчеркивающие значимость традиционной культуры как социально-педагогического явления и роль этнического фактора в формировании человека.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ и синтез (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический), позволяющие изучить источники, обобщить передовой педагогический опыт решения задач социализации, а также воспитания детей с использованием прогрессивных традиций этноса, обосновать систему социализации подростков, выделив пути приобщения их к традиционной культуре, моделирование;
- эмпирические - включенное наблюдение, анкетирование, беседа, формализованное интервью, экспертный опрос;
- диагностический, формирующий и контрольный эксперимент;
- математические методы и информационные технологии обработки материалов исследования.
Научная новизна исследования:
- определены и научно обоснованы социализирующие возможности традиционной педагогической культуры коренных малочисленных народов Севера;
- охарактеризованы основные проблемы и особенности социализации подростков-северян;
- выделены критерии оценки социализированности подростков коренных народов Севера;
- обоснованы способы реализации на практике содержания национально-регионального компонента, разработанные на основе традиционной культуры;
- спроектирована модель сельского социокультурного комплекса в системе направленной социализации подростков-северян.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены понятия «направленная социализация» и «социализирован-ность», определено их содержание и основные составляющие применительно к воспитанию подростков-северян;
- выделены сущностные характеристики традиционной педагогической культуры и её средства, влияющие на процесс социализации;
- определено место этнопедагогического компонента в социализации подростков - представителей малочисленных народов Севера.
Результаты исследования позволят решать задачи структурирования содержания национально-регионального компонента на основе традиционной культуры, способствующей социализации подростков коренных народов Севера.
Практическая значимость исследования:
- предложена проверенная на практике модель сельского социокультурного комплекса;
- разработаны научно-методические рекомендации по созданию системы направленной социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.
Концепция исследования и практические результаты могут быть использованы при разработке спецкурса для студентов, а также для повышения квалификации учителей. Предложенная модель сельского социокультурного комплекса применима для повышения уровня социализации учащихся в школах Ханты-Мансийкого автономного округа. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения путей совершенствования процесса социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Лемпинской, Варьеганской, Саранпаульской, Русскинской национальных средних общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа
(ХМАО) и двух школ г. Санкт-Петербурга, осуществляющих экологическое образование. В опытно-экспериментальной работе участвовало 289 учащихся 7-11 классов.
Организация и основные этапы исследования
Исследование выполнялось в течение 2000-2005 учебных годов в три этапа.
На первом этапе (2000 - 2001) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, формировались представления о социализирующих возможностях традиционной культуры, выделялись критерии социализированное™, велась работа по подготовке учителей к проведению эксперимента.
На втором этапе (2001 - 2002) разрабатывались система направленной социализации подростков, структура сельского социокультурного комплекса и направления его деятельности, отрабатывались алгоритмы введения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс школы, проводился констатирующий эксперимент в школах, осуществлялась его обработка.
На третьем этапе (2002 - 2005) апробировались способы внедрения национально-регионального компонента, модель социокультурного комплекса, проводилось лонгитюдное исследование, осуществлялся мониторинг результатов исследования, проводилась систематизация и обработка полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались научные выводы и предложения.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в районе и школе, результативность которой подтверждена методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе Лемпинской национальной средней школы Нефтею-
ганского района, в школах д. Русскинская, п. Саранпауль, п. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на Всероссийской педагогической конференции «Новые подходы к управлению образованием» (Ханты-Мансийск, 2001), в конкурсе специалистов в области социального управления «Золотое будущее Югры» (Ханты-Мансийск, 2001), на всероссийских научно-практических конференциях: «Психо-лого-педагогическис исследования в системе образования» (Челябинск, 2004), «Актуальные лингвистические проблемы современности» (Тюмень, 2005), на районных научно-практических конференциях и в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В связи с сохранением традиционных видов деятельности в современных условиях традиционная культура остается важнейшим фактором социализации, способствующим формированию определенных качеств личности, которые соответствуют принятым в данном обществе потребностям и нормам, адаптации подростка к суровым условия жизни Севера и его самореализации в социуме,
2. Специфика социализации подростков в школах Ханты-Мансийского автономного округа определяется особенностями образа жизни в экстремальных условиях, традиционной культурой воспитания коренных народов Севера и проявляется в приоритетном формировании экологической культуры, а также нравственных, трудовых, эстетических качеств школьников.
3. Включение в содержание образования национально-регионального компонента на основе традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и использование её средств в образовательно-воспитательном процессе способствуют адаптации и индивидуализации школьников-подростков.
4. Предлагаемая модель сельского социокультурного комплекса позволяет оптимизировать процесс социализации подростков-северян.
5. Результативность педагогического процесса, направленного на адаптацию подростка к суровым условиям жизни Севера и его самореализацию в социуме, базируется на системном подходе к использованию традиционной культуры, её факторов и средств.
и
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 282 наименования, и 6 приложений.
Во введении обоснован выбор темы исследования, её актуальность, определены цель и задачи, предмет, объект, методы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе - «Теоретическое обоснование взаимосвязи традиционной педагогической культуры и социализации подростков» проанализировано состояние проблемы социализации подростков-северян средствами традиционной педагогической культуры, рассмотрены основные теории и концепции развития культуры и процесса социализации, теоретически обосновано взаимодействие традиционной педагогической культуры и социализации. Выявлены проблемы и особенности процесса социализации подростков коренных народов Севера.
Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа школ по проблеме исследования» - представлена система направленной социализации подростков ханты и манси, описан процесс обновления содержания, даны алгоритмы включения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, показана трансформация форм и методов обучения и воспитания подростков с учетом их этнофункциональных особенностей, представлена модель сельского социокультурного комплекса, опирающаяся на возможности традиционной педагогической культуры и потенциал этносоциума, результаты экспериментальной проверки её эффективности.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложениях представлены модель социокультурного комплекса и положение о нем, компоненты и показатели социализированное™ личности, материалы экспериментального исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В современной науке существует множество различных определений социализации. В нашем же исследовании за основу принято следующее: социализация - это процесс освоения социокультурного пространства данного общества через овладение знаниями и социальными ролями, в ходе которого происходит формирование личности, способной функционировать в качестве полноправного члена общества и обеспечивать его воспроизводство и развитие. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Это положение в теории социализации является центральным, оно конкретизирует и интегрирует в себе все характеристики данного процесса.
Педагогическая культура как параметр общественной жизни, который связан с накоплением опыта и его передачей будущим поколениям посредством социального наследования, является одним из важнейших факторов социализации. Образ жизни людей, их поведение, соответствующие культуре определенного общества, задаются ценностями этой культуры.
В исследовании под традиционной культурой мы понимаем устоявшиеся способы регуляции материальной и духовной жизни в рамках относительно замкнутой социальной или этнической общности. Она позволяет обеспечить самобытность национального сообщества. Причём этническая самобытность -это не внешняя характеристика культуры, а процесс гармоничного взаимодействия человека с его окружением, будь то природа или человеческое сообщество.
Изучение литературных источников по вопросам традиционной культуры коренных народов Севера (В.В.Вербицкий, А.А.Дунин-Горкавич, М.А.Кастрен, В.Л.Комаров, В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина, Г.Новицкий, З.П.Соколова, П.И.Третьяков, Т. Г. Харамзин, Н.М.Ядринцев), позволило нам констатировать, что им присуща своеобразная система ценностей.
Проанализировав культурно-типологические концепции (Н.К. Данилевский, К. Леви-Стросс, М. Мид, Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Уайт), можно прийти к выводу, что в процессе развития и воспитания архаических этносов нецелесообразно
13
брать за основу прагматический (прозападный) путь, ведущий к их гибели. В разных культурах выполнение одной и той же роли требует от человека различных поведенческих моделей, ориентации на разные нормативные системы. В связи с этим процессы социализации важны как для сохранения самобытности, уникальности культуры ханты и манси, ретрансляции культурных ценностей, так и для формирования типа личности, который необходим данному обществу.
В диссертации выявлена роль традиционной культуры в становлении и развитии духовно-нравственного потенциала подростков коренных малочисленных народов Севера В результате анализа трудов различных авторов (А. И. Арнольдов, С. А. Арупонов, Ю. В. Брошей, А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, С. Н. Иконникова, Э. С. Маркарян, И. Г. Шевцова), посвященных культуре как фактору социализации личности, выделен ряд аспектов социализирующих возможностей традиционной культуры.
По мнению академика П. П. Пиотровского, культура не наследуется биологически, а передается от поколения к поколению в ходе процесса социализации. Путь к этому - обучение и воспитание. Под воспитанием мы, прежде всего, понимаем направленные действия, с помощью которых индивиду стараются сознательно привить желаемые черты и свойства. В этом смысле воспитание неразрывно связано с социализацией, включающей в себя ещё и ненамеренные, спонтанные воздействия, позволяющие индивиду приобщиться к культуре и стать полноправным членом общества. Управляемость же этим процессом составляет педагогический аспект социализации. Данное понятие является ключевым для нашего исследования.
Преемственность поколений обеспечивается, в первую очередь, народным воспитанием, что делает традиционную педагогическую культуру незаменимым компонентом всякой культуры вообще.
Социализации личности является одним из важнейших компонентов жизнедеятельности любого народа, так как она позволяет осуществить передачу культурных ценностей от поколения к поколению, сохраняя преемственность, традиционность воспитания детей данного этноса. Ребенок становится личностью в процессе социализации - «взаимодействия с обществом» (А. А. Бодалев, Р. Да-
14
рендорф, Д. Дьюи, А. В. Мудрик, А. В. Петровский). И здесь большое значение имеет традиционная педагогическая культура - устоявшиеся способы регуляции материальной и духовной жизни в рамках этнической общности, прямо и непосредственно связанные с воспитанием подрастающего поколения. А традиционное воспитание -целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм этноса (А. Л. Бугаева, А. Н. Фролова).
Всё вышеизложенное позволило нам прийти к выводу, что социализация и воспитание в традиционной педагогической культуре выступают совместно, нерасчле-ненно, что до сих пор частично наблюдается в общинном воспитании у ханты и манси. Традиционная педагогическая культура формирует черты личности, дающие ей возможность выполнять определенные социальные роли. Благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, совместными усилиями изменяющими окружающий мир.
В диссертации подчеркивается, что традиционная педагогическая культура воспитания является для коренных народов Севера одним из важнейших факторов социализации. Исходя из особенностей социокультурной и природно-климатической среды, особое значение в процессе социализации занимает формирование экологической культуры данных этносов средствами традиционной педагогики.
Социализация, являясь процессом непрерывным, протекает в сознании детей поэтапно. Подростковый период в жизни ребенка является наиболее благоприятным для реализации задач социализации. Управлять же данным процессом эффективно возможно только при условии измерения результатов социализации.
Анализ различных подходов к решению данной проблемы (С. Г. Вершлов-ский, С. П. Иваненков, A.B. Мудрик) позволил выделить в качестве результата процесса социализации подростков социализированность, выражающуюся на данном возрастном этапе через социальную зрелость личности.
В исследовании нашли отражение проблемы и особенности социализации подростков-северян. Выявлено, что особенности социализации связаны с традиционным образом жизни и культурой воспитания. Первичная социализация
15
северян, в сравнении с типичной, более кратковременна. Её основными институтами являются семья и микросоциум. Спецификой социализации детей ханты и манси является то, что она происходит в основном не столько через процесс обучения как у школьников городских и сельских поселений других регионов, но главным образом осуществляется посредством освоения хозяйственной и социальной практик. Промышленное освоение северных земель, на которых проживали ханты и манси, вытеснение их с мест исконного расселения привело к деформации жизни традиционных сообществ и отношений внутри них.
В связи с этим в диссертации отмечено, что коренные малочисленные народы Севера утрачивают себя в мире других народов, перестают осознавать себя представителями определенного этноса, теряют жизненные ориентиры. Всё это порождает нищету, алкоголизм, утрату культуры и индивидуальности. Общее количество детей, продолжающих обучение в 7 классе и старше, - менее 35%, успешно оканчивают среднюю школу 5% поступивших.
Возможность разрешения проблем социализации связана с тем, что почти 40% численности представителей народов Севера находятся на стадии первичной социализации и формируются под воздействием существующей политики образования и воспитания. Поэтому именно образовательные учреждения могут быть средством воспроизводства национальной самобытности народов Севера.
Изложенные выше идеи и взгляды явились теоретической базой экспериментальной работы в рамках данного исследования.
В результате анализа опыта работы национальных школ округа, нами было установлено, что повысить эффективность педагогического процесса в школах Севера возможно, организовав его, опираясь на семейные ценности, традиции, обычаи и нравы, которые являются средствами традиционной педагогической культуры.
Исходя из этого, потребовалось выстроить систему именно направленной социализации подростков - северян, под которой мы понимаем планомерное педагогическое воздействие на основе изучения и использования обьиаев народов Севера, их традиционной педагогической культуры. Эта система представляет собой комплекс
16
органически взаимосвязанных компонентов, находящихся во взаимодействии и взаимосодействии друг с другом, функционирование которых направлено на:
- изменение учебно-воспитательного процесса в школе путём обновления содержания и способов реализации национально-регионального компонента образования;
- применение методов обучения и воспитания, способствующих приобщению к культуре и помогающих создать условия для формирования свойств социально зрелой личности, успешно входящей в современный социум;
- использование средств традиционной педагогики для формирования единой и непрерывной системы педагогических воздействий школы и сельского социума в процессе воспитания.
Опираясь на выделенные параметры социализации, учитывая их целевые установки и ориентиры в области содержания образования, определялась квота образовательных областей и предметов, составляющих основу национально-регионального компонента учебного плана школы. Его включение в содержание образования осуществлялось посредством создания отдельных учебных курсов или интеграции в программу учебного курса федерального компонента.
Содержание обучения представителей коренных малочисленных народов Севера в максимальной степени должно этнофункционально согласовываться с традиционной культурой места рождения и проживания ребенка (А. В. Сухарев). Введение специальных курсов (родной язык и литература, история народов Севера, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство, рыболовство и охотоведение, этнография, экология, «Мы - дети природы»), способствующих углубленному изучению национально-регионального компонента содержания образования, осуществляется посредством монопредметного, комплексного и фактологического алгоритмов. Уточнение тематических планов общеобразовательных предметов с синхронным включением тем, раскрывающих особенности традиционной культуры, в содержание учебного материала составляет основу полипредметного алгоритма.
Целью образования коренных народов Севера в первую очередь является формирование ранней социальной зрелости подростка и достижение его самоактуализации. Способствовать этому можно, если учитывать традиционный опыт воспитания, строя учебно-воспитательный процесс на основе трансформированных методов и форм обучения, опирающихся на психофизиологические особенности ханты и манси, их культуру. Первостепенное значение для северян имеют развитие «практического интеллекта» и духовности (умение трудиться, общаться, думать, усвоение культуры жизни), поэтому усилен акцент в образовательном процессе на воспитании уважения к личности и индивидуальности. Выстраивая индивидуальную образовательную траекторию, подросткам предоставляется возможность раскрыть свои природные способности, жестко не ограничивая их временными рамками. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры народов Севера (естественность, природосообразность, массовость, перманентность, раннее начало, действенность), её факторы (природа, труд, общение, быт, детская этническая среда, пример-идеал) и средства (праздники, обряды, мифы, сказки, пословицы, поговорки и т. п.) способствуют, с одной стороны, формированию национального самосознания и этнической идентификации подростков - северян, а с другой, становлению у них общечеловеческих ценностей.
Уклад жизни общества, менталитет этноса оказывают значительное влияние на становление личности, поэтому организация образовательного пространства должна быть соотнесена с социокультурными нормативами, сформированными традиционной культурой народов Севера (неразрывность человека и природы, уважение старших и младших, общинность).
В исследовании определено, что решению проблем социализации подростков ханты и манси будет способствовать реализация модели образования, опирающейся на возможности традиционной культуры воспитания и этносоциокуль-турной среды (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, А. 3. Андрейко), - создание сельского социокультурного комплекса, представляющего собой целостную образовательную систему. Его основная задача состоит в создании системы социально-педагогической деятельности на селе, способствующей возрождению националь-
ной культуры, языка и традиций и обеспечивающей подготовку подростков коренных народов Севера к жизни в социуме. Наибольшая продуктивность деятельности комплекса связана с организацией работы со всеми жителями поселка, используя механизм трехпоколенной передачи традиций, обычаев и обрядов традиционной культуры (от дедов к внукам).
Определена структура социокультурного комплекса, объединяющего различные учреждения и службы (школа и детский сад, филиалы учреждений дополнительного образования, спортивные секции, спортивно-оздоровительный центр, социальные службы села и учебно-производственный центр, производственные объединения, общинные родовые угодья, общественные организации, функционирующие на территории села) - образовательный, культурно-досуговый, социо-здравоохранительный, профессионально-трудовой компоненты. В диссертации обоснованы основные направления его деятельности: образовательное, этнокультурное, оздоровительное, художественно-эстетическое, социальное, производственно-экологическое, новые информационные технологии, реализуемые посредством созданных центров (см. схему).
Направления деятельности в структуре комплекса
В работе комплекса участвуют предприятия, учреждения, общественные организации, функционирующие на территории села, родители учащихся; при этом
воспроизводится один из главных принципов этнопедагогики народов: всё воспитывает — все воспитывают.
Результативность и эффективность названных направлений деятельности обусловливалась: 1) отбором содержания традиционной культуры, способствующего присвоению лучших её образцов; 2) организацией деятельности центров с учетом особенностей, интересов, склонностей, потребностей и возможностей их членов; 3) созданием ситуации общения и взаимодействия взрослых и детей, содействующей возникновению отношений эмпатии между членами социума.
Важная роль в рамках деятельности социокультурного комплекса отводится организации совместных мероприятий («Медвежьи игрища», «Прилет ворона», игры народов Севера, День рыбака и т. п.) с использованием элементов традиционной культуры, проводимых по определенному сценарию: - разработка целей и задач, создание инициативной группы, распределение заданий для творческих групп (педагоги, родители, учащиеся, общественность, старожилы); - воплощение сценария как социально-педагогической программы, создание атмосферы праздничности, совместная деятельность, выработка определенных стереотипов поведения на основе воспроизводимых традиций, ритуальных действий; - рефлексия (совпали ли социально - значимые цели мероприятия с потребностями всех жителей села) и коррекция деятельности. Данные мероприятия, решение общих проблем внутри центров, комплекса и всего села приближают подростков к реалиям современного общества, способствуют процессу вхождения их в жизнь.
В соответствии с целью и задачами эксперимента проведено двухэтапное экспериментальное изучение системы направленной социализации на основе традиционной культуры. Исследованием было охвачено 289 учащихся 7-11 классов.
Эффективность разработанной системы направленной социализации подростков-северян определялась путем сравнения уровней социализации, полученных в результате лонгитюдного исследования в течение трех лет. Социализиро-ванность подростка определялась как готовность к продолжению образования, осознанному выбору профессии и труду, сформированность мотивационно-
ценностной сферы, осознанный выбор здорового образа жизни, самостоятельность и активная жизненная позиция, уровень экологической культуры и знаний, умений, позитивного отношения к национальной культуре.
В процессе констатирующего эксперимента для определения и измерения социализированное™ учащихся выделены её компоненты (когнитивный, моти-вационно-эмоциональный, поведенческий), разработаны индикаторы (показатели и их уровни) с учетом особенностей традиционной культуры и соответствующей социокультурной среды. На этом этапе был выявлен начальный уровень социализированное™ подростков с помощью анкеты «Социальная зрелость», диагностической таблицы установления её уровней (высокий, средний, низкий), определены наиболее значимые факторы социализации для школьников ханты и манси. Полученные результаты показали, что уровень социализации подростков-северян практически по всем компонентам оценивается как низкий, исключение составили знания традиционной культуры ханты и манси. Наиболее остро обозначилась проблема формирования показателей мотивационно-эмоционального, а особенно поведенческого компонента, связанная с недостаточной возможностью использовать и применять знания традиционной культуры на практике (в образовательном процессе, социуме).
Формирующий эксперимент был направлен на реализацию изменений содержания национально-регионального компонента и способов его внесения в учебно-воспитательный процесс, модели сельского социокультурного комплекса, созданного на основе традиций коренных народов Севера.
На данном этапе для достижения цели исследования функционирование экспериментальных школ осуществлялось в соответствии с предложенной системой направленной социализации. На базе Лемпинской национальной средней общеобразовательной школы, реализуя экспериментальную программу «Школа -центр, обеспечивающий развитие национального самосознания детского населения села», создавалась и апробировалась модель сельского социокультурного комплекса. В остальных экспериментальных школах реализовывались отдельные составляющие предложенной системы в рамках этнопедагогизации образователь-
ного процесса. При проведения этого этапа эксперимента было отмечено улучшение состояния здоровья детей, повышение мотивации к учению, интереса к языку, культуре народов ханты и манси, декоративно-прикладному искусству, народным промыслам, снижение девиаций среди подростков, возросшее количество занимающихся в различных центрах комплекса (до 87%).
К окончанию экспериментальной работы во всех классах произошли позитивные изменения, увеличилось количество учащихся с высоким уровнем социализации (см. таблицу). Таблица
Сравнительная характеристика результатов обследования _экспериментальных классов _
1 2 3
До эксп. После эксп. До ЭКСП. После эксп. До эксп. После эксп.
Мин. 2,0 3,92 2,0 3,94 2,0 3,68
Макс. 4,3 4,89 4,5 4,9 4,14 4,8
Ср. 2,86 4,62 3,3 4,64 2,84 4,7
К 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9
X 2,3 0,97 2,5 0,96 2,14 1,12
в 0,59 0,23 0,61 0,25 0,55 0,28
М 0,1 0,05 0,1 0,05 0,11 0,05
( 15,08 14,29 13,88
Р 0,001 0,001 0,001
Примечание: I - мотивационный компонент (среднее значение по показателям): 2- когнитивны)! компонент (среднее значение по показателям); 3- поведенческий компонент (среднее значение по показателям). Мин. - минимальной значение; Макс - максимальное значение; Ср. - среднее значение; К - объем выборки; X - разница между наибольшим и наименьшим результатами выборки; О - стандартное отклонение; М - ошибка средней арифметической; I - критерий достоверности; р - надежность
Сравнительная характеристика уровня социализированное™ подростков предложена на рисунке.
мотуоацгекиый когнитивный позодснчсский
РДо эксперимента ■ После эксперимента
Достоверность результатов исследования определялась по критерию Стыо-дента (достоверности и различия между сравниваемыми показателями). Данная
процедура включает несколько этапов. Первоначально по таблице находится коэффициент, соответствующий объему выборки - К, затем X - разность наибольшего и наименьшего результатов выборки, по формуле О = X / К подсчитывается значение стандартного отклонения. Среднеарифметическая ошибка М определяется по формуле М = й / где п - объем выборки, определили г - критерий достоверности различия между двумя средними величинами: 1 = | Срг - Ср, | / V М|2 + М22. Далее по таблице Стыодента при заданной надежности р=0,001 и известном п находим ц (граничный критерий). В результате сравнения I и Ц мы пришли к выводу, что разница между сравниваемыми показателями достоверна по всем компонентам и показателям социализированности.
На контрольном этапе проводилось сравнительное исследование уровня экологической культуры как обязательного показателя социализированности подростков коренных народов Севера с помощью апробированной методики Е. Э. Смирновой и С. В. Алексеева «Экологическое образование и экологическая культура», выявляющей воздействие факторов социализации на экологическое воспитание и образование подростка. Исследуемый контингент был разделен на две этносоциальные группы: экспериментальная - 131 подросток коренной национальности, а контрольная - 135 представителей русского этноса общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга.
Особенностью исследования экологической культуры является его комплексность. Многие данные в процессе интерпретации рассматривались как сведения, имеющие отношение к социокультурным сторонам жизни подростков, характеризующие уровень их социальной зрелости.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что большинство подростков ханты и манси - люди со сформировавшимся экологическим мышлением. Анализ и сравнение полученных данных городских школьников и северян свидетельствует о том, что причастность к природе, межпоколенная передача культурного опыта - одни из важнейших факторов, влияющих на сформированность экологической культуры как показателя зрелости личности подростка ханты и манси.
Полученные результаты подтверждают тот факт, что использование системы направленной социализации на основе традиционной педагогической культуры и возможностей этносоциальной среды в образовательном процессе способствуют процессу вхождения подростка-северянина в современный мир.
Анализ теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сформулировать ряд общих выводов:
1. Традиционная культура народов Севера - один из важнейших факторов успешной социализации подростков. Её основной чертой является преемственность, благодаря которой, осуществляется освоение опыта предшествующей деятельности, накопленного предками ханты и манси. Формируя трудовые навыки, подростки-северяне не только обучаются традиционным промыслам, но и осваивают школу жизни, культуру, непосредственно связанную с восприятием ландшафта, чувством пространства и времени. Особенности их традиционной культуры воспитания позволяют формировать черты и характеристики личности (нравственность, духовность, трудолюбие, самостоятельность, высокую экологическую культуру и т. п.), дающие подростку возможность выполнять определенные социальные роли, адаптироваться к суровым условиям жизни Севера, а также самореализоваться в социуме.
2. Специфика социализации подростков ханты и манси заключается в том, что она осуществляется в основном не столько через процесс обучения, характерный для социализации школьников городских и сельских поселений, а посредством освоения хозяйственных и социальных практик этих народов.
3. Использование содержания национально-регионального компонента в процессе воспитания и обучения северян, направленное на формирование зианий о традиционной культуре этноса, отношения к ней и подготовку к реальным условиям жизни, является одним из эффективных путей повышения уровня успешной социализации коренных народов Севера.
4. Представленная модель социокультурного комплекса, опирающаяся на средства традиционной культуры воспитания и потенциал этносоциокультурной
среды, способствует сохранению национальной культуры и формированию зрелости характера подростка, его самоактуализации.
5. Эффективной педагогической стратегией социализации подростков коренных народов Севера является система направленной социализации путем использования средств, форм, принципов традиционной педагогической культуры в организации учебно-воспитательного процесса, проведении воспитательных мероприятий в школе и социуме (национальные праздники, фестивали и т. п.).
6. За показатели успешной социализированное™ подростков коренных народов Севера можно принимать: готовность к получению образования и осознанному выбору профессии; сформированность мотивационно-ценностной сферы; осознанный выбор здорового образа жизни; самостоятельность и активную жизненную позицию; позитивное отношение к национальной культуре и уровень экологической культуры.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
¡.Готовность учителя к этнокультурному образованию школьников // Педагогические науки. - 2004. - № 4. - С. 25-31 (соавт.)
2. Этносоциализация коренных народов Севера средствами народной культуры// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры 24 мая 2005 г. - Тюмень, 2005.-С. 164-167 (соавт.)
3. Создание социокультурного комплекса национального поселка как механизма возрождения социума коренных народов Севера // Окружной молодежный конкурс «Золотое будущее Югры». - Ханты-Мансийск, 2002. - С. 138-153.
4. Основные характеристики процесса социализации подростков и его осуществление средствами народной культуры: Методические рекомендации. - Челябинск, 2003. - 49 с.
5. Сельский социокультурный комплекс как одна из форм организации образования - Нефтеюганск, 2004. - 13 с.
Принято к исполнению 01/11/2005 Исполнено 02/11 /2005
Заказ № 1353 Тираж: 100 экз.
ООО «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Варшавское ш., 36 (095) 975-78-56 (095) 747-64-70 www.autoreferat.ru
РНБ Русский фонд
2007-4 11739
ФЕВ 200g.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Возняк, Снежана Александровна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи традиционной педагогической культуры и социализации 13 подростков
1.1. Традиционная культура и её социализирующие 14 возможности.
1.2. Сущность и содержание процесса социализации подростков.
1.3. Особенности социализации подростков коренных 82 малочисленных народов Севера.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа школ по 104 проблеме исследования
2.1. Опыт работы школ по исследуемой проблеме.
2.2. Модель сельского социокультурного комплекса на основе традиционной культуры.
2.3. Результаты опытно — экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера"
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа современной стратегии обновления общества и его органической части - образования.
В переломный период развития России особый интерес представляют исследования социализации подростков и молодежи с учетом их этнической специфики как субъектов общечеловеческой истории. Проблема заключается в том, что индивид может потерять себя как представитель определенного этноса. Это в особой мере касается малочисленных этносов Севера. В последние годы нарастает угроза разрушения этнической самобытности этих народов, особенно в связи с интенсивными миграционными потоками, размывающими естественную среду их обитания. На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.
Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.
Одна из причин такого положения северных народов, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм их воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В настоящее время признается, что в процессе его становления важную роль играет традиционная культура, включая традиции народной педагогики. В воссоздании их потенциала особое место отводится общеобразовательной школе — при условии введения в неё этнопедагогического компонента. Именно он выступает одним из ведущих элементов успешной социализации подростков — представителей коренных народов Севера. Решение проблемы построения образовательно-воспитательного процесса с опорой на данный компонент способствует созданию этносоциокультурной среды, которая обеспечивает полноценное формирование у подрастающего поколения знаний, трудовых навыков и компетенций, необходимых для социализации личности в современном мире.
Малочисленные народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, - природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой (особенно относящиеся к природной среде обитания) значимы для представителей любого другого этноса. Следует особо подчеркнуть, что богатые многовековые традиции педагогической культуры этих народов были недостаточно востребованы отечественной теорией и практикой педагогики в обществе; они считались примитивно-архаичными, зачастую ненужными, устаревшими.
Таким образом, социализация подростков представителей коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры является важнейшей актуальной проблемой, которая имеет особую значимость. Она становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики, организации этнообразовательных процессов в регионах Севера.
Состояние изученности проблемы
Этнические аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах В.В.Вербицкого, А.А.Дунина-Горкавича, М.А.Кастрена, В.М.Кулемзина, Н.В.Лукиной, Г.Новицкого, З.П.Соколовой, Н.Г.Хайруллиной, Т.Г.Харамзи-на, В.Н.Чернецова, посвященных исследованиям обско-угорской этнографии, этнической истории, религиозных верований, истории культуры народов Севера. Сущность и особенности традиционной педагогической культуры раскрыли в своих работах А.Л.Бугаева, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, И.С.Кон, Ч.М.Таксами и др.
Изучению социализации посвящены общефилософские и социологические исследования отечественных (С.С.Батенин, О.И.Иванов, Б.Д.Парыгин, В.Д.Семенов, А.Г.Харчев) и зарубежных ученых (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс). Социализация как педагогическое явление рассматривается в работах Г.М.Андреевой, С.Г.Вершловского, Ш.А.Га-рибова, Э.С.Гарунова, В.В.Давыдова, П.Ф.Каптерева, Я.А.Коменского, И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.И.Петрищева. Психологические аспекты этносов и культуры как одних из основных мега- и мезофакторов социализации обоснованы в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Петровского.
Влияние на процесс воспитания культурной и социальной среды показали А.С.Макаренко, С.А.Рачинский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушин-ский, С.Т.Шацкий.
Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев раскрыты в работах Н.Ф.Головановой, И.С.Исаева, Н.Д.Никандрова, Е.Н.Шиянова.
На фоне значительного количества работ, исследующих процесс социализации с психолого-педагогической точки зрения и предлагающих пути его решения (А.Д.Грибецкая, М.Х.Гурьянова, Т.И.Добровольская, И.Г.Шевцова, В.Я.Кряквин), следует отметить, что социализация школьников коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры не стала в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашло отражения в современной теории социализации. В частности, не получила должного обоснования проблема использования традиционной педагогической культуры в социализационных процессах малочисленных народов Севера.
Научное обоснование этой проблемы позволяет выявить существующие противоречия между:
- осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;
- потребностями изменившегося общества в нравственном типе северянина с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;
- необходимостью создания механизма социализации подростков в этносоциуме и недостаточным использованием возможностей традиционной педагогической культуры народов Севера, этно-социокультурной среды в образовательном процессе и семейном воспитании.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило актуальность нашего исследования.
Объект исследования - социализация подростков коренных народов Севера.
Предмет исследования — процесс социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.
Цель исследования - разработка, обоснование и апробация системы направленной социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.
Гипотеза исследования - социализация подростков коренных народов Севера будет успешной, если:
- выявлены социализирующие возможности традиционной культуры и особенности социализации подростков коренных народов Севера;
- конкретизированы содержание и способы реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе на основе традиционной культуры;
- использованы в учебно-воспитательном процессе средства традиционной педагогической культуры, способствующие адаптации и самореализации школьников в современном социуме;
- создан сельский социокультурный комплекс, обеспечивающий процесс социализации подростков-северян с учетом их традиционной культуры.
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Осуществить теоретико-методический анализ воздействия традиционной педагогической культуры на социализацию школьников, выявив её социализирующие возможности.
2. Определить сущность и содержание процесса социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры, выделить критерии оценки их социализированное™.
3. Охарактеризовать особенности социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.
4. Определить содержание национально-регионального компонента и способы его включения в учебно-воспитательный процесс на основе традиционной культуры.
5. Разработать модель сельского социокультурного комплекса, опирающегося на традиционную педагогическую культуру северян.
6. Провести опытно-экспериментальное исследование созданной системы направленной социализации ханты и манси с использованием средств традиционной педагогической культуры.
Методологической основой исследования являются научные положения:
- о взаимодействии общего и особенного; о социальной природе воспитания; философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции социализации; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы (социально-политических, экономических и культурных), а также научные труды:
- раскрывающие сущность процесса социализации отечественными учеными (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Андреева, Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, Н.К.Данилевский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский,
В.А.Сухомлинский) и зарубежными авторами (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, Дж.Мид, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, Э.Эриксон);
- по психологической теории возрастных, индивидуальных и этнических различий (Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); по народному воспитанию (С.И.Гессен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий), а также работы современных ученых А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, В.Д.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, У.А.Винокуровой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, Н.С.Загорской, Ж.Малори, И.В.Суханова, подчеркивающие значимость традиционной культуры как социально-педагогического явления и роль этнического фактора в формировании человека.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические — анализ и синтез (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, комплексный), позволяющие изучить источники, обобщить передовой педагогический опыт решения задач социализации, а также воспитания детей с использованием прогрессивных традиций этноса, обосновать систему социализации подростков, выделив пути приобщения их к традиционной культуре, моделирование;
- эмпирические — включенное наблюдение, анкетирование, беседа, формализованное интервью, экспертный опрос;
- диагностический, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической статистики и информационные технологии обработки материалов исследования.
Научная новизна исследования:
- определены и теоретически обоснованы социализирующие возможности традиционной педагогической культуры коренных малочисленных народов Севера; охарактеризованы основные проблемы и особенности социализации подростков-северян; выделены критерии оценки социализированное™ подростков коренных народов Севера; обоснованы способы реализации на практике содержания национально-регионального компонента, разработанные на основе традиционной культуры; спроектирована модель сельского социокультурного комплекса, опирающаяся на этнопедагогический компонент, в системе направленной социализации подростков-северян.
Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «направленная социализация» и «социализированность», определено их содержание и основные составляющие применительно к воспитанию подростков-северян; выделены сущностные характеристики традиционной этнопедагогической культуры и её средства, влияющие на процесс социализации; определено место этнопедагогического компонента в социализации подростков - представителей малочисленных народов Севера.
Результаты исследования позволят решать задачи структурирования содержания национально-регионального компонента на основе традиционной культуры, способствующей социализации подростков коренных народов Севера.
Практическая значимость исследования: предложена проверенная на практике модель сельского социокультурного комплекса с использованием этнокультурного и педагогического компонента; разработаны научно-методические рекомендации по созданию системы направленной социализации подростков коренных малочисленных народов Севера с опорой на их традиционную культуру.
Концепция исследования и практические результаты могут быть использованы при разработке спецкурса для студентов, а также для повышения квалификации учителей. Предложенная модель сельского социокультурного комплекса применима для повышения уровня социализации учащихся в школах Ханты-Мансийкого автономного округа. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения путей совершенствования процесса социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Лемпинской, Варьеганской, Саранпаульской, Русскинской национальных средних общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО-Югра) и двух школ г. Санкт-Петербурга, осуществляющих экологическое образование. В опытно-экспериментальной работе участвовало 289 учащихся 7-11 классов.
Организация и основные этапы исследования Исследование выполнялось в течение 2000-2005 учебных годов в три этапа.
На первом этапе (2000 - 2001) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, формировались представления о социализирующих возможностях традиционной культуры, выделялись критерии социализированное™, велась работа по подготовке учителей к проведению эксперимента.
На втором этапе (2001 — 2002) разрабатывались система направленной социализации подростков, структура сельского социокультурного комплекса и направления его деятельности, отрабатывались алгоритмы введения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс школы, проводился констатирующий эксперимент в школах, осуществлялась обработка его результатов.
На третьем этапе (2002 - 2005) апробировались способы внедрения национально-регионального компонента, модель социокультурного комплекса, проводилось лонгитюдное исследование, осуществлялись мониторинг результатов исследования, систематизация и обработка полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались научные выводы и предложения.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в районе и школе, результативность которой подтверждена методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе Лемпинской национальной средней школы Нефтеюганского района, в школах д. Русскинская, п. Саранпауль, п. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на Всероссийской педагогической конференции «Новые подходы к управлению образованием» (Ханты-Мансийск, 2001), в конкурсах «Учитель года» (Нефтеюганск, 2000 и Ханты-Мансийск, 2001) и специалистов в области социального управления «Золотое будущее Югры» (Ханты-Мансийск, 2001), на всероссийских научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2004), «Актуальные лингвистические проблемы современности» (Тюмень, 2005), на районных научно-практических конференциях и в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения: 1. В связи с сохранением традиционных видов деятельности в современных условиях традиционная культура остается важнейшим фактором социализации, способствующим формированию определенных качеств личности, которые соответствуют принятым в данном обществе потребностям и нормам, адаптации подростка к суровым условия жизни Севера и его самореализации в социуме.
2. Специфика социализации подростков в школах Ханты-Мансийского автономного округа определяется особенностями образа жизни в экстремальных условиях, традиционной культурой воспитания коренных народов Севера и проявляется в приоритетном формировании экологической культуры, а также нравственных, трудовых, эстетических качеств школьников.
3. Включение в содержание образования национально-регионального компонента на основе традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и использование её средств в образовательно-воспитательном процессе способствуют адаптации и индивидуализации школьников-подростков.
4. Предлагаемая модель сельского социокультурного комплекса, использующего возможности традиционной педагогической культуры и образовательный потенциал этнокультурной среды, позволяет оптимизировать процесс социализации подростков-северян.
5. Результативность педагогического процесса, направленного на адаптацию подростка к суровым условиям жизни Севера и его самореализацию в социуме, базируется на системном подходе к использованию традиционной культуры, её факторов и средств.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 282 наименования, и 6 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования, полученные в ходе проведенного эксперимента, позволили сформулировать следующие выводы:
1. Традиционная культура народов Севера - один из важнейших факторов успешной социализации подростков. Её основной чертой является преемственность, благодаря которой осуществляется освоение опыта предшествующей деятельности, накопленного предками ханты и манси. Формируя трудовые навыки, подростки-северяне не только обучаются традиционным промыслам, но и осваивают школу жизни, культуру, непосредственно связанную с восприятием ландшафта, чувством пространства и времени. Особенности их традиционной культуры воспитания позволяют формировать черты и характеристики личности (нравственность, духовность, трудолюбие, самостоятельность, высокую экологическую культуру и т. п.), дающие подростку возможность выполнять определенные социальные роли, адаптироваться и самореализоваться в суровых условиях жизни Севера.
2. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Сущность традиционной педагогической культуры ханты и манси, её особенности (природосообразность, массовость, перманентность, раннее начало, действенность), факторы и средства определяют процесс их социализации. Особенности процесса социализации подростков коренных народов Севера связаны с их традиционным образом жизни и культурой воспитания. Первичная социализация северян, в сравнении с типичной, более кратковременна. Её основными институтами является семья и микросоциум. Особое значение в процессе социализации данных этносов занимает формирование экологической культуры. Специфика социализации подростков ханты и манси заключается в том, что она осуществляется в основном не столько через процесс обучения, характерный для социализации школьников городских и сельских поселений, сколько посредством освоения хозяйственных и социальных практик этих народов. Готовности к вхождению во взрослую жизнь подростков ханты и манси способствует знание родного языка, своей истории и культуры, сформированность умений заниматься традиционными видами деятельности, мотивационно-ценностных свойств личности, экологическое мышление, формируемые на основе традиционной педагогической культуры. 3. Внедрение в учебный план общеобразовательных учреждений национально-регионального компонента является один из возможных путей повышения уровня социализации коренных народов средствами традиционной культуры в ХМАО. Этнофункциональным согласованием содержания обучения и воспитания подростков с традиционной культурой, местом его рождения и проживания, передачей ему содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций и пр.) родной культуры достигается устойчивое развития личности подростка ханты и манси. Использование национально-регионального компонента в процессе воспитания и обучения северян направлено на формирование знаний культуры этноса, отношения к ней и подготовку к реальным условиям жизни. Содержание новых и интегрированных курсов, а также синхронное включение в содержание общеобразовательных предметов национально-регионального компонента ориентируется на систему знаний об условиях жизни на Севере, на формирование необходимых для жизни в этих условиях умений и целостного мировоззрения, характерного для циркумполярной культуры, что способствует формированию социализированной личности. 4. Целью образования коренных народов Севера является, в первую очередь, ускоренное формирование зрелости характера и его самоактуализация, позволяющие реализовать смысл жизни. Она достигается посредством организации новой образовательной модели, опирающейся на возможности традиционной культуры воспитания — сельского социокультурного комплекса. Эта целостная социально-педагогическая система «вырастает» из сельской школы и использует образовательный потенциал этнокультурной среды с целью сохранения национальной культуры, языка и традиций, а так же подготовки подростков коренных народов Севера к жизни в социуме.
Многофункциональная деятельность социокультурного комплекса по освоению традиционной культуры народов Севера (учебно-образовательное, этнокультурное, оздоровительное, художественно—эстетическое, социальное, производственно-экологическое направления и освоение новых информационных технологий) имеет ряд преимуществ при решении задач социализации:
- организация разносторонней деятельности, часто интегрированной, позволяет вовлечь в деятельность большинство подростков;
- реализация принципов общественного самоуправления в работе центров способствует освоению различных ролей подростками, развитию качеств, необходимых для успешной социализации;
- совместная деятельность, решение общих проблем внутри центров, комплекса и всего села приближают подростков к реалиям современного общества, способствует процессу вхождения в жизнь.
Организация работы социокультурного комплекса на основе традиционной культуры народов Севера оказывает влияние на уровень социализации подростков, формирования этносоциокультурного пространства села.
5. Эффективной педагогической стратегией социализации подростков коренных народов Севера является система направленной социализации путем использования средств, форм, принципов традиционной педагогической культуры в организации учебно-воспитательного процесса, проведении воспитательных мероприятий в школе и социуме (национальные праздники, фестивали и т. п.).
Как свидетельствуют результаты опытно - экспериментальной работы, проведенной в условиях школ и социокультурного комплекса, достоверность которых установлена путем применения математических методик обработки опытных данных, разработанная система способствует формированию у подростков ханты и манси качеств этнокультурно ориентированной и социализированной личности.
6. За показатели успешной социализированное™ подростков коренных народов Севера можно принимать: готовность к получению образования и осознанному выбору профессии; сформированность мотивационно-ценностной сферы; осознанный выбор здорового образа жизни; самостоятельность и активную жизненную позицию; позитивное отношение к национальной культуре и уровень экологической культуры.
Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили, что сформулированные в исследовании цели и задачи реализованы и гипотеза подтверждена диссертационным исследованием.
Проведенное исследование, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с процессом социализации коренных народов Севера. Ограниченный объем диссертации и многоаспектность исследуемой проблемы не позволили рассмотреть ряд вопросов, имеющих отношение к проблеме социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры. Так, например, в исследовании не рассматривалось формирование национального самосознания, являющееся одним из средств социализации подростков-северян. Отдельного исследования заслуживает проблема подготовки школьников коренных народов Севера к овладению традиционными промыслами.
Обозначенные выше и другие направления работы с использованием средств традиционной педагогической культуры ханты и манси в процессе социализации сельского подростка послужат основой для продолжения научных исследований автора.
Заключение
Коренные народы Севера в современном обществе перестают осознавать себя представителями определенного народа, что является результатом разрушения процесса их социализации. Для сохранения ханты и манси как этноса необходимо, чтобы коренные народы Севера, не отказывались от своей многовековой культуры, системы ценностей. Школа - как образовательное учреждение национальных поселений, может способствовать сохранению и передаче традиционной культуры автохтонных народов Севера, восстанавливая механизм социализации этноса.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Возняк, Снежана Александровна, Москва
1. Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991
2. Абдуразакова Д.М.Особенности средового подхода в воспитании учащихся сельских национальных школ Дагестана: Диссертация на соискание ученой степени к. п. н. — М., 1995
3. Айбазова М.Ю. Гуманистическая направленность народных традиций как фактор формирования личности / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2002
4. Айпин Е. В ожидании первого снега. М., 1980.
5. Айпин Е.Д. Обреченные на гибель (О проблемах малочисленных народов Севера): Публицистика последних лет Е. Айпин. М., 1994
6. Айпин Е. Ханты или Звезда утренней зари. М.,1990.
7. Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа. / Под ред. Л. Г. Лазаревой. Ханты-Мансийск,1996
8. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования СПб., 1994
9. Алексеев С.В., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. Пособие для учителя. СПб.: КРИКНАС,1997
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980
11. Андрейко А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996
12. Антонов Е.В., Раевский Д.С., Чвырь Л.А. Традиционная культура: содержание, понятия и этапы эволюции. М.,1987
13. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. Введение в культурологию -М., 1992
14. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края Хабаровск-Владивосток, 192815.16,17,18,19,20.