автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов Севера
- Автор научной работы
- Белич, Ирина Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тобольск
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белич, Ирина Владимировна, 1999 год
Глава 1. Характеристика традиций и содержания воспитания детей в семьях северных самодийцев.
1.1. Реконструкция модели традиционного воспитания детей у тазовских селькупов.
1.2. Модель традиционного воспитания детей у ненцев. 31 13. Общее и особенное в моделях традиционного воспитания детей северных самодийцев.
Глава 2. Организация учебно-воспитательных учреждений для детей коренных народов Севера XVIII - начале XX вв.
2.1. Начало миссионерской деятельности на Тобольском Севере
2.2. Миссионерская деятельность во второй половине XVIII-нач. XIX вв. 61 23. Деятельность миссий в 1880-90 годы и ориентация на школу с родным языком по системе Ильминского. 71 2.4. Церковно-приходские школы и школы грамоты. Шката-приктг Иринарха Обдорского. 80 25. Содержание образовательного процесса, программа и учебник (конец XIX-нач. XX вв.).
Глава 3. Сеть учебно-воспитательных учреждений для детей народностей Севера с 1917 года до современного периода.
3.1. Учебно-воспитательные учреждения в 1920-30 годы.
3.2. Организация учебно-воспитательной работы в системе школ-интернатов 108 33. Программное и содержательное обеспечение учебного процесса в северных шкалах 115 3.4 Учебные учреждения для детей коренных народов Севера в 1940-90 гг.
Введение диссертации по педагогике, на тему "История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов Севера"
Для современного этапа развития историко-педагогической науки характерно активное обращение к историческому опыту традиционной педагогики коренных этносов Севера. Под традиционной педагогикой диссертант рассматривает ядро хозяйственно-культурных, экологических, нравственных, этических установок общественного сознания, характерными чертами которого является опосредованность, системность и предельная обобщенность. Актуализации этой проблемы исследования способствовали современные техногенные процессы, промышленное освоение Западной Сибири.
Разумеется, что подобное положение является следствием общего процесса этнокультурного развития народов Северо-западной Сибири, протекавшего в XX в. (и в более ранний период), затронувшего многие сферы традиционной культуры и социализации, оказавшихся вытесненными на периферию этнической культуры современным индустриальным обществом.
В этой связи диссертантом поставлена задача реконструирования модели традиционного воспитания, основанной на логике взаимодействия человека и природы; исследования механизма трансляции накопленных знаний последующим поколениям: использование исторического опыта в организации системы народного образования, соответствующей традиционному укладу народов Севера. Воссоздание глубинных основ народной педагогики в настоящее время имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.
Актуальность данного исследования определяет также и вариативный компонент государственного образовательного стандарта, позволяющий ввести в педагогическую практику национальных школ основные положения диссертации, касающихся этнических и региональных особенностей культуры народов исследуемой территории.
Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Прогрессивные традиции народной педагогики показывают, что каждый народ вносит свой определенный вклад в межнациональную, общечеловеческую культуру.
Исследование культуры любого народа невозможно без изучения механизмов передачи культурного наследия из поколения в поколение. Традиционное воспитание тесно связанное как с хозяйственной деятельностью этноса, так с его нормативными и религиозно-мифологическими представлениями. Предметом мировоззрения ребенка является не «мир в целом», а «мир как целое». И. С. Кон называл детство одним из старейших объектов этнографического исследования. Каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, как происходит процесс социализации личности, кто осуществляет передачу культурных ценностей - таков далеко не полный перечень вопросов, составляющих предмет этнографии детства, на которые мы и попытаемся ответить. При этом диссертант не претендует на исчерпывающую полноту и охват всех известных материалов.
Американская исследовательница Маргарит Мид, оказавшая большое влияние на развитие этнографии детства, отмечала, что наиболее показательными для исследования развития человека и культуры является так называемое „примитивное" общество, поскольку „оно влияет на выявление контрастов с нашим собственным социальным окружением; контрасты, делающие наглядными различные аспекты человеческой природы. Здесь мы имеем однородную и простую, легко осваиваемую социальную среду, на фоне которой и можно изучить развитие личности" [59;.227].
Однако, отдавая отчет в некоторых справедливых положениях этого автора, основанных на полинезийском опыте ее длительной работы, мы не можем полностью согласится с этим утверждением, так как, осваивая в течение многих веков этническую территорию своего формирования, народности Севера приобрели огромную практику не только выживания в суровых условиях, но сформировали богатую традиционную культуру, которую было бы неправомерной назвать «примитивной». Среди народов, представляющих по своим культурологическим ценностям для будущего России, культура коренных этносов Севера проживающих на территории Северо-западной Сибири, является немаловажной.
Народами Севера, как показывают наши этнографические материалы и личные полевые наблюдения, накоплен богатый потенциал воспитания подрастающего поколения. Традиционная система социализации всегда была тесно связана с хозяйственной и культурной жизнью народа. К сожалению, обучение и воспитание детей коренных этносов проводилось без учета специфики традиционной этнопедагогики. Игнорирование народных основ воспитания, складывающихся столетиями привело к разрушению национально -культурных комплексов коренного населения Севера, жизнь которого была тесно связана с традиционными видами хозяйствования. В результате интенсивного экономического освоения Севера, в течение десятилетий сформировалось поколение, слабо знающее культуру и историю своего народа, а также утратившее хозяйственные навыки промыслового хозяйства.
В данной работе использованы материалы этнографических исследований, проводившихся у тазовских селькупов и надымских ненцев, а также были привлечены архивные и литературные источники по данной теме исследования. В настоящее время сама жизнь ставит перед педагогической наукой актуальную задачу обстоятельного изучения и внедрения в практику того педагогического богатства, которое накоплено народами Севера, в их воспитательной деятельности.
Приоритет воспитания и трансляции национально-культурных ценностей коренных этносов Северо-западной Сибири выражается в стремлении к познанию и принятию своей самобытной культуры, этнической индивидуальности, естественного и необходимого условия для народа быть субъектом общечеловеческого исторического процесса. Учет традиционной модели воспитания подрастающего поколения имеет здесь немаловажную роль, поскольку воспитание и обучение детей коренных народностей проводится в основном в школах - интернатах, подрывая семейные и национальные традиции, формируя «иждивенческие» жизненные установки. Поэтому большая роль должна отводиться народной педагогике поскольку „любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной, этнической системе воспитания". [64; 47]
ИЗУЧЕННОСТЬ ТЕМЫ В отечественной и зарубежной историографии, проблемы этнопедагогики рассмотрены в трудах многих исследователей этнографии детства. Наиболее ранние сведения, касающихся этой проблематики содержаться в трудах путешественников XVIII века. Важное значение для исследования семейной организации северных самодийцев имели работы A.M. Кастрена, В.Ф. Зуева; выделившего в своей книге „Материалы по этнографии Сибири XVIII в." специальную главу „О рождении". К более поздним исследованиям, освещающим вопросы родильной обрядности и семейного быта, относятся труды В. Иславина „Самоеды в домашнем и общественном быту", К.А. Белиловского „Женщина инородцев Сибири". [45; 40; 42; 11]
Однако, в этих работах содержались лишь отрывочные сведения об обрядах жизненного цикла, способах подготовки детей к трудовой деятельности, отдельные элементы воспитания описывались вне связи с целым циклом. В зарубежной историографии поворот от описательной этнографии детства к теоретической наметился уже в послевоенные годы. На это оказали влияния, прежде всего исследования американского этнографа Маргарет Мид, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Ее работы „Взросление на Самоа", „Как растут на Новой Гвинеи", Культура и преемственность", „Культура и мир детства", откровенно новые, совершенно незнакомые до этого методы исследования. [59]
Положенный ею в основу сравнительно-исторический метод изучения целей, средств и механизмов социализации детей „не только проясняет специфику каждой данной чужой для нас культуры, но и позволяет глубже понять и соответственно прокорректировать наши собственные методы социализации". Новаторство методики М. Мид заключается также и в том, что она впервые в этнографической науке занялась изучением стиля мышления ребенка, детских рисунков, игр, особенностей коммуникативной активности.
Проблемы народной педагогики в нашей стране, рассматривались в работах таких исследователей как: В. Ф. Афанасьева, В. С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А. Л. Бугаевой, Н. И. Мелякова. [2; 18; 20; 12; 56;]
В послевоенные годы в стране особенно повысился интерес к теме традиционного воспитания, был собран большой материал о педагогике различных народов. Впервые понятие „этнопедагогики" как отрасли знания было предложено Г. Н. Волковым: „Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации". [23; 30-31] Что касается северо-самодийских народов, исследования их социальной структуры и способов воспитания детей нашли отражение в трудах Е. Д. и Г. Н. Прокофьевых, Г. Н. Пелих, И. Н. Гемуева, 3. П. Соколовой, Головнева А. В. [84;86; 79; 26; 100; 31]
Ценные сведения по вопросу о социальной организации селькупов содержаться в работах Е. Д. Прокофьевой и 3. П. Соколовой. Однако наиболее целостную картину социальной структуры селькупского общества описал И. Н. Гемуев, выделивший у них три типа семейных отношений: большую патриархальную семью, братскую и малую моногамную. В статье „К истории семьи и семейной обрядности селькупов" показаны традиции, связанные с рождением ребенка, детали свадебной обрядности. [25]
Первым трудом, обобщившим имеющиеся сведения по ненецкой культуре, явилась книга Л. В. Хомич „Ненцы", в которой уделено внимание семейной обрядности, трудовому воспитанию, способам социализации, детскому фольклору. Однако сведения о традиционном воспитании, содержащиеся в выше названных работах, были отрывочными и носили в основном описательный характер. Отсутствовали сравнительные исследования, не было предоставлено целостной картины традиционной этнопедагогики. [115; 116]
Переход от описательной этнографии детства к теоретической осуществил И. С. Кон, разработав единую этносоциологическую программу изучения традиционной социализации детей у различных народов. [47]
Программа, составленная И. С. Коном, ориентирует этнографов, педагогов и психологов, занимающихся изучением закономерностей развития и воспитания детей, на анализ природы возрастных категорий; соотношения целей и средств воспитания, половых различий и особенностей социализации мальчиков и девочек. Эта программа послужила теоретико-методологической основой для дальнейшего изучения этнографии детства.
В настоящее время - период промышленного освоения Севера - в результате, которого возникают проблемы преображения традиционной культуры, внимание этнографов направлено на изучение моделей традиционного воспитания детей у народов Северо-западной Сибири. Первым опытом системно-тематического исследования, посвященного этой тематике, является книга „Традиционное воспитание детей у народов Сибири" написанная на основе программы И. С. Кона. В эту работу включены статьи Е. А. Алексеенко „Ребенок в детстве и культуре кетов", Л. В. Хомич „Обычаи и обряды связанные с детьми у ненцев". [106]
В диссертационное исследование включены полевые материалы этнографических экспедиций, проводившихся на Севере Западной Сибири, в частности, у тазовских селькупов и надымских ненцев, во время полевых работ 1988- 1991 гг.
Что касается учебно-воспитательных учреждений для детей северных народностей, то эта тема нашла отражение в работах А. Г. Базанова, Н. Г. Казанского, Ф. Ф. Кронгауз, М. А. Сергеева, А. М. Гольдина, Л. Н. Ванчицкой. [3; 7; 51; 97; 30; 15]
Кроме этого, изучены и привлечены материалы миссионерских отчетов за разный период времени, материалы журнала „Православный благовестник", а также источники из фондов Тобольского филиала государственных архивов Тюменской области.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наряду с имеющимся исследовательским потенциалом, данная проблема остается малоизученной, что и обусловило выбор темы исследования „История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов Севера" (на примере северных самодийцев). Данная работа предполагает комплексное исследование на стыке истории и педагогики. Основной целью настоящей работы является исследование традиционной модели воспитания северных самодийцев, на примере тазовских селькупов и надымских ненцев. Кроме этого дана сравнительная характеристика традиционных моделей воспитания тазовских селькупов и надымских ненцев. Предложен объективный научно-обоснованный анализ учебно-воспитательных учреждений разных типов для детей коренных народов Севера. И с позиций сегодняшнего дня попытаться выявить возможность использования в северной национальной школе специфических форм обучения детей с учетом особенностей их этнопедагогики. Все положительное и рациональное должно работать на перспективу развития нового типа школы с учетом знаний языка, традиций, обычаев и опыта народной педагогики.
Хронологические рамки работы (XVIII-XX в.в.) охватывают период становления и развития народного образования в западной Сибири. Нижняя граница - начало XVIII века связана с периодом становления в крае народного образования. Широкий хронологический диапазон позволяет проследить динамику развития и качественного изменения процесса образования. В связи с этим предполагается решение следующих задач:
- изучить и обобщить опыт традиционного воспитания северных самодийцев
- дать сравнительную характеристику моделей воспитания надымских ненцев и тазовских селькупов
- изучить исторический опыт школьного строительства для детей коренного населения в до и после революционный период
- проанализировать поэтапное приобщение детей коренных народов Севера на работе разных типов школ (миссионерских школ, школ - интернатов, кочующих и. т. д.)
- выявит связь обучения с традиционной моделью воспитания и традиционным укладом жизни
- разработать методические рекомендации по введению приемов этнопедагогики в практику учебных заведениях школьного типа, посвященных проблеме развития и усовершенствования элементов системы образования детей коренных народов Крайнего Севера.
- раскрыть национальное своеобразие моделей традиционного воспитания детей
Объектом исследования является - традиционный опыт нравственного и трудового воспитания детей народов самодийской языковой группы, основанный на этнической культуре и преемственности поколений, опыт образовательный учреждений разного типа.
Предметом исследования служит - содержание и процесс традиционного воспитания детей северных самодийцев.
МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ
Методологической основой данного исследования является общефилософская концепция о выдающейся созидательной роли народа в духовной и материальной культуре.
Проведен теоретический анализ работ, отечественных и зарубежных ученых по данной теме исследования. В результате проведенного исследования были проанализированы и привлечены архивные материалы из фондов Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области. Просмотрено более 100 дел: 676, 690,695,152 58,156 фонды до и после революционного периода.
Другим источником послужили полевые материалы этнографических экспедиций, собранные в период с 1988 - 1991 гг. в Красноселькупском и Надымских районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Полевые исследования проводились совместно с Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником под руководством старшего научного сотрудника отдела археологии и этнографии Белича И. В. и Тобольским Государственным педагогическим институтом им. Д. И. Менделеева - руководитель доктор исторических наук А. В. Головнев. Сбор полевого этнографического материала проводился непосредственно методом интервьюирования с информаторами. После этого проводилась научная обработка и обобщение полученного материала.
Исследование основывается на широком круге источников, извлеченных из научной библиотеки Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, а также из фондов Тобольского филиала государственного архива Тюменской области.
Работа проводилась в три этапа. На первом этапе (1988-1991г)проводились этнографические экспедиции, сбор материала по традиционному воспитанию детей у северных самодийцев.
На втором этапе (1991-1995гг.) изучалась философская, педагогическая, психологическая, историческая, этнографическая литература по проблеме традиционного воспитания у разных народов, типов учебно-воспитательных учреждений для детей коренных народов Севера. Кроме этого шло обобщение и обработка данных этнографических материалов.
На третьем этапе (1995-1997гг.) - осуществлялась систематизация, обобщение, апробация результатов исследования и оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Разрушение традиционного уклада жизни коренных народностей Севера, отрыв детей от семьи во время обучения в школе-интернате требуют принципиально нового подхода к системе образования, учета самобытности и традиционного уклада жизни северных этносов.
Проанализировав процесс становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов Севера, необходимо использовать все положительные результаты при создании школы нового типа для детей народов Севера.
АПРОБАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Основные положения диссертации отражены в публикациях и изложены на конференциях: 1 Урало-Сибирский международный конгресс (Тобольск, 1997), Образование и культура Тюменского края XVIII-XX вв. (Тобольск 1998 г.). Музей и общество на пороге XXI века (Омск 1998г.). Разработан и читается спецкурс под названием „Этнопедагогика коренных народов Западной Сибири" в Тобольском Государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.
Практическая значимость работы состоит в возможности широкого использования диссертационного материала в лекционных курсах по сравнительной педагогике, семинарах для студентов и учителей, при разработке программ учебно-воспитательной работе национальных школ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что нем впервые введена в научный оборот целая серия архивных документов и полевых материалов этнографических экспедиций. Кроме этого проанализирована и изучена литература по данной теме в до и после революционный период.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация государственной системы образования и воспитания детей малочисленных народностей Севера, ведущих традиционный кочевой и полукочевой образ жизни, вызывает необходимость учета специфических особенностей их жизнедеятельности. В связи с этим проблемы создания качественно новой системы образования для северных этносов, поиск и обработка технологии образовательного процесса и методов обучения, приобретают все большую актуальность в современных условиях. Для реализации этой цели огромная роль отводиться традициям народной педагогики.
Эффективность народного образования на Севере зависит от гармоничного синтеза современных педагогических методик и традиционными приемами воспитания северных этносов. Активное использование традиций этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе - необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера.
Создание учебно-воспитательных учреждений для детей коренных народов Севера начинается с XVIII века, в связи с распространением христианства на Тобольском Севере и широкой миссионерской деятельности. Со стороны церкви были предприняты шаги по вовлечению детей коренных народов Севера. Целью такого обучения была подготовка из них помощников миссионерам. Программа обучения детей носила сугубо религиозный характер и заключалась в основном на механическом заучивании молитв и получении основ грамоты и арифметики. Такая практика обучения детей не была эффективной. Родители были против обучения детей в таких школах и часто их отбирали насильно. Неприспособленные условия быта плохо влияли на здоровье детей, частые болезни и случаи смерти детей доказывали неэффективность такого обучения.
В XIX веке предпринимались попытки организации интернатов для проживания в них детей коренных народов Севера, а также школы-приюта организованной Иеромонахом Иринархом в Обдорске. Кроме этого были организованны школы при монастырях и кочевые школы. Но по-прежнему все попытки вовлечения детей серных народностей не приносили желаемых результатов и встречали со стороны родителей резкое сопротивление. Поскольку обучение детей предполагало их отрыв от семьи и производственной деятельности, в которой они принимали активное участие. Поэтому все попытки предпринимаемые миссионерами в обучении детей туземцев не приводили к желаемым результатам, количество детей туземцев в таких школах уменьшалось, и постепенно в них остались обучаться только дети русских.
После революции 1917 года с приходом новой власти началась новая волна обучения детей коренных народностей Севера. Распространение грамотности среди народов Севера становится главной задачей народного образования. В 1926 году Совнаркомом РСФСР принято постановление „О просвещении национальных меньшинств", в котором отмечалось, что культурное строительство и народное образование на Крайнем Севере необходимо осуществлять в соответствии с особенностями коренного населения и края, в процессе обучения должны быть учтены национальные традиции и обычаи в укладе и образе жизни кочевого населения.
Основными направлениями в решении проблем образования стали: создание сети национальных школ, включающих в себя школы-интернаты и кочующие школы, организация культурных баз и „красных чумов". В числе актуальных задач в этот период были: разработка письменности для коренных народов Севера, издание букварей и учебников на родных языках, подготовка кадров учителей, владеющих языками народов Севера. Эта работа потребовала немало времени и усилий, но все же привела к определенным сдвигам в обучении детей. Хотя проблемы оставались такими же, что и у миссионеров: нежелание родителей отдавать детей учиться, их отрыв от семьи и производственной деятельности.
Основным типом школы, в которой обучали дети коренных этносов, стала - школа-интернат, которая предполагала большую часть времени проживание детей вдали от родителей. Это создавало противоречия между школой-интернатом и нормами традиционной педагогики. Поскольку традиционная модель воспитание предполагает постоянное нахождение детей с родителями или коллективом родственников. Сохранение и развитие малочисленных народов Севера прямо зависит от исторической преемственности между поколениями. Механизмом ее осуществления является, прежде всего, система традиционного воспитания, в которой сохраняется накопленный веками этнический опыт выживания и хозяйствования в сложных природных условиях.
Воспитание детей велось с учетом традиционного образа жизни приобщение к охотничьему промыслу, рыболовству, оленеводству. Дети воспитывались как часть природы; они обучались бережному обращению ко всему, что их окружало - лесу, воде, животным, птицам, рыбам. Приоритет такого воспитания заключался в подготовке ребенка с раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и продолжению традиций своего народа. Кроме этого важнейшим фактором социализации ребенка являлась его семья. Именно в семье закладывались основы его характера, жизненные исходные установки, приобщение к традиционным промыслам и быту.
К сожалению существующая и по сей день система школ-интернатов, предполагает отрыв детей от семьи и их естественной среды.
Претерпели значительные изменения культурные традиции и обычаи местного населения. Многие элементы культуры уже утрачены или навсегда забыты. В течение десятилетий сформировалось поколение слабо знающее культурные традиции своего народа. Проводя большую часть времени в школах интернатах будучи оторванными от семьи, дети не получали необходимые трудовые навыки хозяйственной жизни. Тоже самое происходило и с передачей культурных ценностей, так как была нарушена преемственность поколений.
С создавшихся современных условиях необходимы поиски новых форм обучения детей коренных народностей Севера. Необходимо дать им право выбирать самим решать судьбу своих детей. В преодолении этих кризисных явлении необходимо учитывать положительный опыт из уже имеющихся образовательных учреждений, а также традиционные методы воспитания детей.
Преодоление противоречий между современными стандартами средней общеобразовательной школы и нормами традиционной педагогики стало бы важным шагом в гармонизации взаимоотношений так называемой „цивилизацией" и национальной самобытностью северян.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белич, Ирина Владимировна, Тобольск
1. Андреева-Георг B.J1. Русский язык в национальной школе Крайнего Севера. -М-Л.,1934, 71с.
2. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979,-181 с.
3. Базанов А.Г. Внеклассная работа в школе Крайнего Севера. Д., 1948, 189с.
4. Базанов А. Г. Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939, - 205с.
5. Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. -Л., 1936, 132 с.
6. Базанов А.Г. Игры народов Севера. М., 1949.-180с.
7. Базанов А.Г. Казанский Н. Г. Миссионеры и миссионерские школы на Крайнем Севере. Архангельск, 1936, - 73 с.
8. Базанов А.Г. Актуальные вопросы ненецкой школы.// „Советский Север" № 3, Москва, 1939г.
9. Базанов А.Г. Школа на Камчатке в ХУ111 в.// „Советский Север" № 2, Москва, 1939 г.
10. Базанов А.Г. Рисунки ненецких детей// „Советская педагогика", № 1, Москва, 1941г.
11. Белиловский К.А. Женщина инородцев Сибири: медико-этнографический очерк. Спб,1894.
12. Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания у ненцев, эвенков, чукчей.// В кн.: Просвещение на Крайнем Севере, № 23, Л.: Просвещение, 1987.
13. Бударин М.Е Прошлое и настоящее народов северо-западной Сибири. Омск, 1952,- 185с.
14. Н.Бударин М.Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. Омск, 1968, - 473 с.
15. Ванчицкая Л. Н. Школы Ямала в 1941 1945 гг.// Война и школа. - Тобольск 1995,- 108 с.
16. Ванчицкая JI.H. Традиции развития национальной школы Севера и современность.// Педагогика и школа. Тобольск 1994, - 109 с.
17. Васильев В.Н. Обрядовая сторона представлений, связанных с рождением ребенка и свадьбой у ненцев и энцев низовья Енисея.// Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М.,1990.
18. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. -Иркутск, 1925, 83с.
19. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926, - 30 с.
20. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Обрывки и наброски. Иркутск, 1926, -95с.
21. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы// Национальная школа: концепция и технология развития (Доклады и материалы международной конференции).-Якутск, 1993, 318с.
22. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966 , - 388 с.
23. Волков Г.Н. Этнопедагогика,- Чебоксары, 1974, 375 с.
24. Выучейский И. Борьба за ликвидацию неграмотности в ненецком округе Северного края.// Советский Север №2 М., 1933 , 134 с.
25. Гемуев И.Н. К истории семьи и семейной обрядности селькупов// В кн. Этнография Северной Азии. Новосибирск, 1980, - 112с.
26. Гемуев И.Н. Семья у селькупов. Новосибирск, 1984, - 130с.
27. Гемуев И.Н. Сагалаев А. М. Соловьев А. Н. Легенды и были таежного края. -Новосибирск, 1989, 60с.
28. Герасимов В. Н. Обдорск: исторический очерк. Тюмень, 1909 г.
29. Головин П. Церковно-приходские школы Тобольской епархии в 1886-87 гг. -Тобольск, 1889 г.
30. Гольдина A.M. В годы послевоенных пятилеток.// В кн. Школа тюменской области. Тюмень, 1968. - 185с.
31. Головнев А.В. Перевалова Е.В. Хозяйственные объединения у сибирских тундровых ненцев в XVIII нач. XX вв.// Социально-экономические проблемы древней истории Западной Сибири. - Тобольск, 1988.
32. Головнев А.В. Традиции в культуре и образовании народов Севера Западной Сибири.//Молодежь народностей Севера: образование и воспитание. -Новосибирск, 1990.
33. Головнев А.В. Модель в культурологии.//Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992, 170 с.
34. Горцевский А.А. Из опыта работы Ербогоченского Эвенкийской школы -интерната по трудовому воспитанию//Просвещение на советском Крайнем севере. Л., 1958 вып. 8
35. Двадцатилетие Тобольского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1872-96 гг. Тобольск, 1877, - 117 с.
36. Деятельность Тобольского Епархиального православно церковного братства св. великомученика Дмитрия Солунского за 1888/89 гг., - Тобольск, 1900, -64с.
37. Дунин-горкавич А.А. Сведения о самоедах Тобольского Севера. Тобольск, 1918,- 120с.
38. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север., Спб., 1904, - 36с.
39. Жулев П.Н. Книга для чтения. Перевод с хантыйского языка. М-Л., 1934, -18с.
40. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века. М-Л., 1947.
41. Из истории культурного строительства в Тюменской области. Сборник документов. Свердловск, 1980, - 390 с.
42. Иславин В. Самоеды в домашнем общественном быту. Спб.,1847.
43. История Обдорской Духовной миссии (1854 1904) Москва, 1905, - 189с.
44. Исторический опыт народного образования Тюменского края. Материалы областной научной конференции. Тобольск, 1992, - 119с.
45. Кастрен М.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири. -Магазин землевладения и путешествий. Спб., 1860, т. 6, часть 2
46. Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм (учебное пособие для студентов педагогического института). М, 1993, - 158 с.
47. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988, - 269 с.
48. Кон И.С. К проблеме возрастного символизма// Советская этнография № 6, М., 1981.
49. Костецкий Ю.В. состояние народного образования в национальных округах Севера Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны.//Война и школа. Тобольск, 1995, - 108 с.
50. Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. -Новосибирск, 1968, 166 с.
51. Кронгауз Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. Москва, 1948,- 121с.
52. Лебедев В.В. Формирование и этнокультурная история северных селькупов.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н.,-М., 1988, -25 с.
53. Леонов Н.И. О системе народного образования для малых народностей Севера // Советский Север № 5, М., 1930,- 141 с.
54. Малиновская С.М. Историческая антропонимия селькупов.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени, к.и.н., 1988, 22 с.
55. Мальстрем И.Г. Политехническое трудовое обучение в школах Севера. МЛ., 1934, - 56с.
56. Меляков Н.И. Традиционное воспитание у малочисленных народов Севера. -М„ 1993, 107 с.
57. Меляков Н.И. Прогрессивные традиции народов Севера и воспитание учащихся//Советская педагогика №5, М., 1984.
58. Методические рекомендации по использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитании школьников. М., 1985, -59с.
59. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, - 227 с.
60. Мир детства в традиционной культуре народов СССР. JL, 1991, - 218 с.
61. Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение. Тюмень, 1993, - 144 с.
62. Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности развития // Сборник научных трудов под редакцией Шмакова В. С. Новосибирск, 1989, - 187 с.
63. Народы Севера: проблемы и перспективы экономического и социального развития. Новосибирск, 1983, - 250 с.
64. Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993, - 318 с.
65. Образование и культура Тюменского края в ХУ111-ХХ вв. (Материалы VII Тюменской областной научно-практической конференции посвященной памяти П.П. Чукомина). Тобольск, 1998,- 182с.
66. Общество, школа, педагог. (Материалы шестой Тюменской областной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Указа Петра 1 об открытии в Тобольске первой сибирской школы). Тобольск, 1997, - 154 с.
67. Отчет Тобольского Епархиального комитета высочайше утвержденного Православного миссионерского общества за 1899 г. Тобольск, 1900, - 42 с.
68. Отчет Тобольского Епархиального Комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1915г. Тобольск, 1916, - 24 с.
69. Отчет Обдорского миссионерского братства во имя Святителя Гурия. -Тобольск, 1905, 16 с.
70. Отчет тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1914 г. Тобольск, - 27 с.
71. Отчет Тобольского Епархиального Комитета высочайше утвержденного православного миссионерского общества за 1879г. Тобольск, 1880, - 31с.
72. Отчет Тобольского Епархиального Комитета миссионерского общества за 1901г. Тобольск, 1901, - 30с.
73. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М., 1989, - 479с.
74. Павловский В. Вогулы. Казань, 1907, - 68 с.
75. Педагогика и школа. (Материалы научной конференции посвященной 40-летию Тобольского Государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева). Тобольск, 1994, - 109 с.
76. Пелих Г.Н. Происхождение селькупов. Томск, 1972, - 388 с.
77. Портягин И. С. Этнопедагогическое учение Айыы школа Кут-Сюр. Якутск, 1994, - 72с.
78. Попова М.И. Этнопедагогика малочисленных народов Таймыра. Учебное пособие. М., 1995, - 87 с.
79. Проблемы современного социального развития народностей Севера. -Новосибирск, 1987, 254 с.
80. Прокофьев Г.Н. Объяснительная записка и перевод учебника ненецкого языка. M-JL, 1935.
81. Прокофьева Е.Д. Прокофьев Г.Н. Букварь. JI, 1940.
82. Прокофьева Е.Д. Книга для чтения. M-JI., 1935, - 68 с.
83. Прокофьев Г.Н. Этногония народностей Обь Енисейского бассейна// Советская этнография. Сборник статей. - М-Л., 1940.
84. Прокофьева Е.Д. К вопросу о социальной организации селькупов//Сибирский этнографический сборник. М-Л., 1952, т. 18, ч. 2.
85. Прокофьева Е.Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям) Сб. МАЭ, т. XX. М-Л., 1961, - 220 с.
86. Прокофьев Г.Н. Три года в самоедской школе//Советский Север № 7-8, М., 1931.
87. Прокофьев Г.Н. Родной язык в северной национальной школе. Учпедгиз, 1934.
88. Православный благовестник № 7, М., 1895//Проект лучшей постановки православной миссии среди инородцев Тобольской Епархии. 379 с.
89. Православный благовестник за 1912 г. № 12, М.//Иеромонах Иринарх. Хронологическое обозрение.
90. Православный благовестник № 13-14, М., 1915.//Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крае тобольской губернии (18321910).
91. Православный благовестник № 14, М., 1895 г.//Мои записки о жизни, обрядах и верованиях самоедов гл. IV Н. Носилов. 302 с.
92. Православный благовестник №7, М., 1857.//Проект лучшей постановки православной миссии среди инородцев Тобольской епархии. 379 с.
93. Салов П.Г. Северная национальная школа//Советский Север № 4, М., 1934, -109 с.
94. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. -М-Л., 1955, 569 с.
95. Северные просторы № 6, М., 1995//Казымский меридиан.
96. Северные просторы № 3, М., 1994//Какая школа нужна Северу?
97. Соколова З.П. Проблема этногенеза обских угров и селькупов.//Этногенез народов Севера. М.,1980.
98. Севильгаев Г.С. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока //Просвещение, 1972, 422 с.
99. Собрание старых и новых путешествий ч. II, Путешествие А. Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири. М., 1850, - 195 с.
100. Су сой Е.Г. Обычаи и традиции ненцев./ЯСультура народов Севера традиции и современность. Новосибирск, 1989.
101. Суслов И.М. Пятнадцать северных культбаз//Советский Север № 1 М., 1943., 165 с.
102. Тобольские епархиальные ведомости № 10 11 за 1886 год, часть официальная //Постановление бывшего в Казани собрания архиереев. -Тобольск, 1886.
103. Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л., 1988, 251 с.
104. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-восточной Азии. М., 1988, - 188 с.
105. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М„ 1992, - 188 с.
106. Формы воспитания детей и подростков у народов передней и Южной Азии. -М., 1983,- 188 с.
107. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся школ Крайнего Севера. Новосибирск, 1988.
108. Трудовое воспитание обучение и профессиональная ориентация учащихся в условиях Крайнего Севера. Тобольск, 1989, - 146 с.
109. Цинциус В. И. Родной язык в начальной школе народов Крайнего Севера. М-Л., 1958.
110. Учебная программа для туземных школ северной зоны РСФСР. М., 1926, -51 с.
111. Филиппов М. Система инородческого образования по сочинениям Н. И. Ильминского. М., 1899, - 58 с.
112. Хомич Л.В. Ненцы. М-Л., 1966, - 329 с.
113. Хомич Л.В. Ненцы. С-Пб., 1995, - 334 с.
114. Шаргородский Л.Т. Современные этнические процессы у селькупов. М., 1994,- 186 с.
115. Шумихин С.- На путях перестройки (1959 1965 гг.) //Школа Тюменской области. Тюмень, 1968, - 185 с.
116. Эристов А.Г. Очерк состояния народного просвещения в Тобольского в Тобольском округе//Тобольский край №1, 1926, 77 с.
117. Ядринцев Н.А. Сибирь как колония С-Пб., 1882.
118. Список архивных источников
119. ТФ ГАТО Дело по отношению Губернского управляющего Тобольской Губернии об учреждениях фонд 156 оп. 25 ед. хр. 362.
120. ТФ ГАТО Дело о предоставлении отчета по Обдорской и Петропавловской миссии за 1867 г. фонд 156 оп. 26 ед. хр. 431.
121. ТФ ГАТО Дело о назначении преподавателей в школу, об отдаче школ в введение Министерства Народного Просвещения ф. 197 on. 1 ед. хр. 147.
122. ТФ ГАТО Ф. 434 оп. 1319, ед. хр. 4.
123. ТФ ГАТО Материалы о мероприятиях по туземному просвещению ф. 690 оп. 1 ед. хр. 61.
124. ТФ ГАТО фонд 690 on. 1 ед. хр. 18 „О работе народного образования среди туземцев Сургутского района".
125. ТФ ГАТО фонд 695 on 1 ед. хр. 13 По вопросам народного просвещения Севера за 1924-1925 г.
126. ТФ ГАТО фонд 695 on 1 ед. хр. 13 По вопросам народного просвещения Севера за 1924- 1925 г.
127. ТФ ГАТО фонд 695 on. 1 ед. хр. 174 Материалы по народному образованию и культурно-просветительной работе на Тобольском севере.
128. Детская деревянная люлька (ненцы).
129. Детский пояс для мальчика (ненцы)1. Детские игрушки (ненцы).
130. Детские шашки из кости (ненцы).т
131. Сумочка для женского рукоделия (ненцы).
132. Детские магические обереги: модель люльки, лук со стрелой фигурка семейного духа-хранителя.1.O
133. Детская берестяная люлька (селькупы).
134. Детский деревянный лук (селькупы)
135. Модель ножа и нарт. Оберег медвежьи клыки.