автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в процессе социально-педагогической практики
- Автор научной работы
- Охотникова, Татьяна Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Охотникова, Татьяна Викторовна, 2006 год
Введение.стр.
Глава I. Творческий потенциал специалиста социально-культурной деятельности как основа результативности социально-педагогической практики.
1.1. Теоретический анализ развития социокультурной сферы в современных условиях.стр.
1.2. Динамика педагогической практики в опыте вузовской подготовки специалиста социально-культурной деятельности.стр.
1.3. Личностный ресурс специалиста социально-культурной деятельности как базовый фактор его готовности к социально-педагогической практике.стр.
Глава II. Модель развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности и опыт ее реализации в социально-педагогической практике.
2.1. Общая культура и социально-профессиональная компетентность специалиста социально-культурной деятельности.стр.
2.2. Функционально-ролевая, коммуникативная интегративность в практике специалиста социально-культурной деятельности.стр.
2.3. Содержание национально-регионального компонента в подготовке и развитии творческой доминанты специалиста социально-культурной деятельности.стр.
2.4. Ход и организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в процессе социально-педагогической практики.стр.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в процессе социально-педагогической практики"
Актуальность исследования.
Современное общество чрезвычайно быстро изменяется. Во всех сферах его жизни происходят процессы обновления, стремительными темпами прогрессируют экономика, производство, распространяются информационные технологии, претерпевают перемены структура занятости, методы регулирования рынка труда, в том числе творческого, формируются принципиально новые требования к образованию, науке, культуре.
В этих условиях главной целью развития социокультурной сферы становится создание гармоничной природо- и культуросообразной среды обитания человека, отвечающей потребностям общества и личности.
Успех деятельности по качественному совершенствованию всей системы социокультурных отношений, возвышению человека как создателя новых социальных ценностей в не малой степени зависит от творческой активности специалистов, занятых в данной сфере, их готовности к реальной социально-педагогической практике. Поэтому радикально трансформируются требования к личности специалиста в области социокультурной деятельности, его способности творчески перерабатывать социальный опыт, не только адаптироваться к действительности, но и изменять существующие реалии. Появление возможностей для самореализации, саморазвития, самосовершенствования, увеличение степени творческой свободы в процессе профессионального становления обусловливают изменения системы ценностных ориентаций, уровней культуры, компетентности, конкурентноспособности, социальной ответственности, а также творческого потенциала таких специалистов.
Необходимость пересмотра представлений о творческом потенциале специалиста социально-культурной деятельности, его профессиональной компетентности диктуется широким распространением информационной и коммуникативной культуры, динамичным развитием социокультурных технологий. В данной ситуации появляется задача огромной общественной важности: подготовить новое поколение специалистов, обеспечив не только их сиюминутную востребованность в новых социально-культурных условиях, но и возможность адаптации к быстрым переменам. Однако фактически продолжается воспроизводство кадров, не востребованных на рынке труда, не способных реализовать творчески свой потенциал. Для разрешения данного противоречия требуется изучение социально-психологических характеристик специалистов социокультурной деятельности, своеобразия формирования и проявления их профессиональной компетентности, ценностных ориентиров, творческой свободы и возможностей их проявления в широком спектре социально-педагогической практики.
Проблема развития творческого потенциала специалистов социокультурной деятельности разработана в педагогической науке: философские, социологические, психологические аспекты роли и места таких специалистов раскрыты в работах К.А. Абдульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, А.А. Кирсанова, A.M. Леонтьева, А.В. Мялкина, В.Н. Сагатова, В.Д. Шадрикова, Л.Х. Шакурова; вопросы их социальной, культурологической, профессиональной ориентации и саморазвития, самоутверждения, самообразования рассмотрены в трудах М.А. Ариарского, Л.А. Воловича, С.Н. Иконниковой, А.П. Маркова, Г.В. Мухаметзяновой, Н.М. Таланчука; к проблемам освоения, воспроизводства и развития молодежью ценностей и традиций культуры, социальной ответственности и творческой активности обращались
В.И. Андреев, И.В. Бестужев-Лада, Ю.Е. Волков, П.Н. Маньковская, В.Ш. Масленникова, Ю.П. Ожегов и др.
Анализ научной литературы свидетельствует об активизации теоретико-прикладного интереса к проблемам социального становления специалистов социокультурной сферы.
Психолого-педагогические аспекты творчества исследовали такие ученые, как В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, Г.А. Буш, JT.C. Выготский, Д. Гилфорд, В.М. Кроль, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лук, А. Маслоу,
A.M. Матюшкин, А.В. Морозов, Э.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, и др. Условия, средства и методы активизации творческого начала личности обоснованы в работах Д. Богоявленской, И.П. Калошиной и др.
Становление и развитие творческой личности специалиста социально-культурной деятельности являются предметом научного анализа значительного числа исследователей - М.А. Ариарского, Р.З. Богоуди-новой, Л.А. Воловича, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, Р.Г. Салахутдинова, Л.Ю. Сироткина, Ю.А. Стрельцова, П.П. Терехова,
B.В. Туева, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко.
Отдавая должное упомянутым выше исследованиям, следует отметить, что многие из них в традиционном ключе отражают сущностные характеристики развития творческого потенциала и его реализации в педагогической практике. Однако им недостает системного анализа современного социокультурного процесса, обусловленности трансформации профессионально-квалификационных требований происходящими переменами. Вне поля зрения многих авторов остается системообразующая культурологическая методология, влияние национально-региональных особенностей социокультурного развития на творческий потенциал личности, а также педагогической практики как главного звена профессиональной деятельности.
Исследования позволяют констатировать следующее важное противоречие:
• с одной стороны - актуализирующая потребность в формировании у специалистов социальной активности, личностной ориентированности, развитии творческих потенций в обеспечении высокой профессиональной компетентности, стремления к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию;
• с другой стороны - низкая результативность участия специалистов этого рода деятельности в социальных преобразованиях, слабое влияние их на устойчивость развития общества, на изменение ценностных ориентации граждан, на активизацию их социализирующих, образовательно-развивающих, воспитательных функций и их реализацию в социально-педагогической практике.
Это обусловливает проблему нашего исследования: каковы подходы и условия развития творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности, его составляющие, использование которых реально в педагогической практике и способно, в конечном счете, разрешить данное противоречие.
Согласно обозначенной нами проблеме поставлена цель исследования: на основе теоретико-методологического анализа современного развития социокультурной сферы выявить и раскрыть подходы и педагогические условия развития творческого потенциала специалистов данного рода деятельности, соответствующих новому типу социокультурной, реальной педагогической практики, определить их состав, структуру, функционально-ролевую прерогативу.
Нами выдвинута гипотеза: развитие творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности будет эффективным при следующих условиях:
• соответствие реальной педагогической практики объективной потребности в новом типе социально-культурной деятельности, а также ориентация подготовки специалистов на современное состояние социокультурной сферы, на развитие их творческого потенциала;
• процесс формирования творческого потенциала специалистов будет носить целенаправленный характер и базироваться на готовности личности специалиста к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию;
• развитие личности специалиста, его способности мыслить творчески, создавать новое, действовать самостоятельно определяют доступность модели развития творческого потенциала специалистов в процессе социально-педагогической практики.
Объект исследования - социально-педагогическая практика как базовая прерогатива развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности.
Предмет исследования - подходы и педагогические условия развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в социально-педагогической практике.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) на основе анализа социокультурных процессов, требований к социально-культурной деятельности, к личности специалиста раскрыть обновленное толкование понимания сущностных характеристик творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности;
2) проанализировать динамику профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста на основе компетентностного подхода, а так же развития компонентов его творческого потенциала;
3) разработать модель развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в процессе педагогической практики;
4) выявить комплекс педагогических условий, реализация которых как энергетического ресурса модели будет способствовать развитию творческого потенциала специалистов, включенных на этапе учебной деятельности в педагогическую практику.
Методологической основой исследования являются: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета факторов, порождающих то или иное явление, предполагающий исключение тенденциозного субъективизма, односторонности в подборе и оценке этих факторов; системно-структурный подход, суть которого сводится к подготовке специалистов социально-культурной деятельности как педагогической системе, включающей целеполагание, содержание, формы и методы работы; инновационный тип личностно-деятелъностного подхода, который предполагает не только обучение специалистов теории, но и оперативное применение теоретических знаний на практике, способствующих творческому формированию личности и становлению профессиональных качеств.
Частно-методическую базу исследования составили теоретические основы развития творческого потенциала личности (В.И.Андреев, Д.В. Богоявленская, А.Н. Лук, Г. Мельхорн, Х.-Г. Мельхорн. М.Н. Нойер и др.); методы диагностики творческого развития личности (Д. Гилфорд, Г.А. Глотова, Е. Торренс, Е.М.Ибрагимова, В.А.Сластенин, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина и др.).
Методы исследования.
В процессе исследования в соответствии с его целями использовались следующие методы: теоретические - теоретический анализ предмета и проблемы исследования, теоретическое обобщение результатов исследования и интерпретация творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности в свете новых фактов и мировых достижений; информационные — анализ документального потока; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта Казанского государственного университета культуры и искусств, включенное наблюдение за повышением квалификации специалистов социокультурной сферы, анализ их творческих работ; социологические - опросы, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование; тренинги, игровые технологии, практикуемые с преподавателями, специалистами и слушателями Института дополнительного профессионального образования; опытно-экспериментальная работа - анализ практической деятельности; методы математической статистики.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается определением исходных теоретико-методологических позиций; всесторонним анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта; результатами опытно-экспериментальной работы; качественным анализом результатов исследования с опорой на фундаментальные методические и теоретические положения педагогической науки; собственным опытом работы автора в качестве декана факультета социально-культурной деятельности Института дополнительного профессионального образования и преподавателя спецдисциплин.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
• уточнено понятие о творческом потенциале, его реализации и развитии в процессе социально-педагогической практики;
• в контексте современной социокультурной деятельности сформированы требования к личности специалиста социально-культурной деятельности (гибкое нелинейное мышление, развитое воображение, умение систематически ставить и решать социальные, социально-педагогические задачи, способность к генерированию и интегрированию нестандартных социальных, культурологических, психолого-педагогических идей, устойчивая ориентация на потребности развития социокультурных отношений);
• проанализирована динамика профессиональной подготовки специалиста социально-культурной деятельности;
• предложена оптимальная модель развития творческого потенциала конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования;
• раскрыт и обоснован следующий комплекс педагогических условий развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности: формирование творческих качеств личности; повышение социально-профессиональных компетенций; реализация функционально-ролевой интегративности; оптимальное использование влияния национально-регионального компонента.
Теоретическая значимость исследования заключается в обращенности к одной из актуальных проблем образования, попытке ответить на вызов времени и предложить систему подготовки специалистов социально-культурной деятельности в новых условиях. Сформированы требования к личности специалиста, проанализированы составляющие компоненты творческого потенциала, определены социально-педагогические условия его развития. Разработана и апробирована модель развития творческого потенциала специалиста социальнокультурной деятельности в процессе реальной социально-педагогической практики.
Практическая значимость состоит в том, что на базе результатов исследования создана система научно-методического обеспечения по проблеме формирования творческого потенциала. Модель развития творческого потенциала специалиста, реализованная автором в реальном учебном процессе, способствует развитию потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.
Монографии автора «Методология формирования содержания регионального компонента профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы» (Казань, 2002), «Содержательное наполнение регионального компонента профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы» (Казань, 2002), программно-методический комплекс по спецкурсу «Праздничная культура народов Среднего Поволжья» (Казань, 2005) используются в работе творческих вузов, в практике организации социально-культурной деятельности.
Теоретические обобщения и выводы по данной работе могут быть использованы для мониторинга творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности.
Положения, выносимые на защиту.
• Понятие «творческий потенциал» специалиста социально-культурной деятельности включает в себя следующие составляющие: гибкое нелинейное мышление, развитое воображение, умение систематически ставить и решать социально-педагогические задачи, способность к генерированию и интегрированию нестандартных, социальных, педагогических, культурологических идей.
• К числу педагогических условий эффективного развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности, принадлежат: а) формирование творческих качеств личности; б) повышение социально-профессиональной компетентности и реализация функционально-ролевой интегративности в процессе практической деятельности; в) формирование конкурентоспособности на основании способности к самореализации, саморазвитию, самовоспитанию; г) оптимальное использование национально-регионального компонента в процессе обучения.
• Развитие творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности является существенным фактором повышения эффективности реальной социально-педагогической практики.
• Модель развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности является оптимальной для подготовки кон-курентноспособного специалиста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2000 - 2002 гг.) - диагностический. Он включал анализ и оценку современного состояния проблемы на основе изучения литературных источников, документов, программ; формулирование целей, задач и ключевых вопросов научного поиска; определение научного аппарата исследования; изучение опыта социально-педагогической деятельности специалистов социально-культурной сферы, обобщение материалов анализа современной социокультурной деятельности, систематизацию результатов исследования. Проводился пробный и констатирующий эксперимент, обобщались его результаты.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) - формирующий. На основе теоретической базы определены и обоснованы подходы к развитию творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности в процессе реальной социально-педагогической практики, а также необходимые педагогические условия; разрабатывалась методика; проводился эксперимент, обобщались его результаты.
Третий этап (2003 — 2005гг.) — итоговый. Был завершен формирующий эксперимент, результатами которого стали разработка и внедрение модели развития творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности в процессе социально-педагогической практики; проводились обобщение результатов исследования, их статистическая обработка; формировались выводы, готовился текст диссертации.
Базой исследования явились ССУЗы, вузы, культурно-досуговые и образовательные учреждения Среднего Поволжья ( республик Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан), Казанский государственный университет культуры и искусств, Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме спецсеминаров, спецкурсов в Институте дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства, на «круглых столах», встречах специалистов, выездных семинарах, в ходе работы методических советов, на открытых учебных занятиях. Теоретические и практические аспекты исследования были представлены на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях. Материалы исследования опубликованы в 17 научных работах.
Материалы исследования были апробированы при проведении учебных курсов «Сценарно-режиссерские основы художественных форм досуга», «Сценарные технологии культурно-досуговых программ», «История праздников народов Среднего Поволжья».
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Результаты исследования показали, что специалисту социально-культурной деятельности не достает знаний, умений и навыков по данной проблеме (творческая деятельность в оперативной социально-педагогической практике специалиста социально-культурной деятельности). Отчетливо просматривается личная направленность слушателей на овладение психологопедагогическими знаниями, организационно-педагогическими навыками. Но мы видим недостаточную информированность обучающихся по проблеме, отсутствие специфических навыков, обеспечивающих эффективную организацию деятельности по теме, т.е. недостаточное развитие творческого потенциала специалистов социально-культурной деятельности и его готовности к социально-педагогической практике. К специфическим навыкам относятся ориентация в социокультурной ситуации, понимание актуальных проблем, применение этих знаний на практике.
Таким образом, полученная диагностика выдвинула определенные требования к учебным занятиям: включение в разделы и темы программы по повышению квалификации упомянутых выше вопросов.
При разработке концепции модели развития творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности, готового к социально-педагогической деятельности, нами обращалось внимание на развитие индивидуально-личностных и социально-психологических характеристик специалиста социально-культурной деятельности. Организация педагогического процесса была нацелена на отражение творческого начала в социально-педагогической практике специалиста.
Специалист социально-культурной деятельности будет готов к социально-педагогическому труду и реальной оперативной практике тогда, когда его личные качества в совокупности обеспечат успешность выполнения профессионально-педагогических функций. При чем все качества и свойства личности должны дополнять друг друга и обеспечивать успешность профессиональной деятельности.
На первом этапе приобретались необходимые знания по проблеме. Основную нагрузку несли общегуманитарные и специальные дисциплины.
В программу нашего семинара были включены дисциплины, раскрывающие сущность понятия национально-регионального компонента, этноре-гиональные особенности социально-культурной деятельности, вопросы этнической педагогики и психологии, региональной экономики и этнографии, политики и т.д. В данной программе основными аспектами национально-регионального компонента явились: сохранение, возрождение и преобразование ценностей и традиций национальных культур народов конкретного региона, переосмысление их исторического опыта, формирование национальных ценностей, выражающих нравственные принципы и духовность народа, (разделы и темы см. в приложении).
Результаты, подтверждающие готовность специалиста СКД работать по проблеме, представлены в табл. № 1 и в приложении № 13, диаграмма № 3. группа 2000 г. Общее количество обучающихся Уровни развития творческого потенциала специалистов в процессе оперативной социально-педагогической деятельности, % низкий средний высокий
1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез
Специалисты социально-культурной деятельности 30 20 47 20 33 80
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Охотникова, Татьяна Викторовна, Казань
1. Лебедева О.В. Я верю в свой народ: методическое пособие для учителя. Киров КПИ, 1993г. -74с.
2. Русский фольклор./ сост. В. Аникин, М. Художественная литература 1985-367 с.
3. Уроки нравственности: хрестоматия/ составитель В.И. Казыханов — Наб. Челны: ИДПО 2000 164 с.щ Тема «Народный костюм как символ мироздания».1. Вопросы семинара:
4. Одежда от рождения до смерти. Функции одежды.
5. Понимание мира древними (триединство) и отзвук его в одежде.
6. Виды народного костюма: будничный, рабочий, праздничный, обрядовый.
7. Символика цвета и орнаментов в одежде. Литература:
8. Русская народная одежда. Хрестоматия/ сост. Пигилова Т.А. М., Русский дом, 1994, 63с.
9. Национальный костюм, материал из интернета.
10. Тема «Праздники Народов Среднего Поволжья»1. Вопросы семинара:
11. Из опыта работы слушателей семинара.1. Литература:
12. Некрылова А.Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18 начало 20 века-Л., Искусство, 1988»
13. Руднев В.А. Древо жизни. Об истоках народный и религиозных обрядов -Л., 1989
14. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные Лениздат, 1982
15. Контрольная работа по теме: «Праздничная культура народов Среднего Поволжья»
16. Задача: исследовать историю одного из праздников, подчеркнуть имеющиеся проблемы, перспективы данного праздника, обобщить опыт проведения его.
17. Могут быть приложены материалы: пригласительные билеты, тексты афиш, сценарий праздника, фотографии и т.д.
18. Вопросы контрольного зачета:
19. Миропонимание древних: народная философия и педагогика.
20. Триединство мира и символика древнего его обозначения.
21. Устное народное творчество и его виды.
22. Народный костюм (от рождения до смерти), его функции, символика.
23. Праздник: понятие, концепция, его компоненты.6. Функции праздника.7. Классификация праздников.
24. История праздника (дайджест).
25. Приоритетные направления и формообразующие элементы праздника.
26. Идейно-тематическая основа праздника.
27. Композиционное построение и сложный ход праздника.
28. Монтаж документального материала.
29. Этапы работы над постановкой праздника.1. Список литературы:
30. Генкии Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы. М., изд-во Просвещение 1987г.
31. Как просить деньги М., 1994 г.ф 3. Карлов Б., Деловая стратегия, М., 1991г.9 4. Максютин Н.Ф. «Очерки истории досуга» Казань, изд-во «Медицина», 1998г. 128с.
32. Новаторов В., «Маркетинг культурных услуг», Омск, 1972 г.
33. Панфилов В. «Режиссеру праздника-об игре» М., ВЦХТ «Я вхожу в мир искусства», 2003 г. 171 с.
34. Туев В.В., Курочкин И.Л. «Досуг: вопросы теории и социальной технологии» сб. статей, Кемерово изд-во КГИК 1992 г. 106 с.
35. Тульчинский Г.Л. «Технология менеджмента в сфере культуры», ■i СбП, 1996г.192с.
36. Туманов И.М. «Режиссер массового праздника и театрализованного концерта»Л., ЛГИК 1974 г.
37. Ю.Шароев И.Г. Драматургия массового действия учеб. пос. М., ГИТИС,1979 г.
38. H.Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ, серия «Хит сезона», Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003 г. 352 с.*