Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами

Автореферат по педагогике на тему «Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Вагинова, Лидия Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами"

РГ6 од

РОССИЙСКАЯ ШДЕ.ГЯ СБ-АССВАРШ ШОЩЦОВАТЕДЬСК1Ь. ЩГНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНСТИТУТА РАЗВ1ГШ личности

Спеппалкзпгованни:: совет К 0I8.I2.GI

На правах рукописи БАЖОВА Ладил Сергеевна

РЕГИОНАЖ'КЕ ОССЕЬ'КНССТй В ХЩ-лЕСТВРНКОМ ВОСПИТАНИИ МЯАВЫИХ ШР.СД.н:3(СВ в ПРОЦЕССЕ ОСВСЕНШ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

м.ьт/п; саами

13.со.01 - Теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1993

РОССЙ.СКАЯ АВД&Ш'Я 0г?л£сза1!кя ШОЩОВАГ£еьск:4 шл? гсгу,1шсж'0 ъсавшш

ШСТЛТЛА PASSЯГКЯ хт-лггсстк

Специал1:зк;.ог5Е:-.К1':. совет К 018.12.01

Ra правах рукописи

ВАГЙНСВА Лидия Сергеевна

региональные сссЕЕ :~сс?:;: в востшта^;;-;

шшж ошлаш з пр<шссг ос¿cluv:i хп&яош-Ш.

иЛЫУРЬ: СШХ 13.00.01 - Тсорм: а исторкл педагогии;

Автореферат дяссерт-чцаи на ссгскекяе учено!: степени кандидате педагогических каук

Москва - 1£9з

Работа выполнена з Исследовате.'ъ ском Центре эстетического воспита кия Кнститута развития личности РАО •

Научньй консультант - кандидат педагогических наук-, старший

научна сотрудник Т.И.Сухова Оошяалыше оппоненты - доктор философских наук, сщшеЛ научный сотрудник Ч.М.Торшшэва • ' ; -- кандидат педагогических наук, старпшй • научный сотрудник А.Д.Ьугаева '

Ведущая организация - Государственный исторгчо-зрхитектурный,

худоаестзеннкК и природный музей

• "Царвдкно" • • •

\

Защита состоится: " 4 "__ 1533 г. в ■ • ■ час.

на заседании Спеииалнзироваийсго Совета К 018.12.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Исследовательском . Центре эстетического воспитания Института развития личности РАО * ■ 115034, г. Москва, Кропоткинская'наб., д, 15 ,. - С диссертацией дакно'ознакомиться в библиотеке института,-

Автореферат разослан "_" . . _1953

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат педагогических наук

М.С.Красипьникова

Актуальность проблеск Возро-здениз обзечаяовеческкх кзнко-стей, п'онюгакие самобытности кавдой национальной культург.рост, ' самосознания народов, создание об-цего пространства, s котором .могли бы свободно разбиваться рэзввс пароль1, ставя? ка совпе-кснном этапе вопрос о еор'.'Еровании личности, способной гегжть эти задачи, фундаментом для развитая такой личности является искусство - основа к кш-еРтай ствиул развития творческих способностей детей.

Проблемы художественного воспитания трйднпюгшо изучаются педагога;.;» многие годы, многообразие способов освоения искус ствэ детьми позволяет поддерживать постоянные дискуссии о наиболее действенных, результативш« методах общения детей с искусством. Методологические основы разшх подходов находят кок- ■ кретное преломление в системе педагогической работы с. опреде-лённш вариативным решением содержания, форм и методики худо-кественного воспитания школьников разных возрастов.

Одна из задач художественной педагогики - комплекс вопросов, связанных с возмоаностями взаимодействия искусств в процессе ■ формирования личности ребёнка. В 30-е - ЗС-е годы XX вака о::а рассматривалась исследователями, подхс п шш.к к ребЗгоу в aro поступательном развитии со своими изменяшдажея закономерное- тяии соотношения разгпзс видов художественной деяте.Е>ности ( А.В.Бакушинскип, п.П.Елонский, Л.С.В1Т0Тский, С.Т.ШадклЯ ) .

Эти научно-практические положения способствовали возрождению художественной педагогики з €0-е - 60-е годы, когда возникли продуктивнее исследовательские направления, результатом ".оторых стали программы по музыкальному и изобразительному искусствам под руководством Д.Б.Кабалевского, Е.М.Некепского, Б.П.Юсова. Их широкое внедрение в практику, а такав социологи- . ческие обобщения.группы ведущих. специалистов под руководством Ю.У.Фохта-Еэбушкина, позволили сегодня определить совокупность . проблематики в области исследования художественного образования и воспитания с акцентировкой,"характерной для развития оо- -временного общества.

Среди многочисленных вопросов одник из стержневис является... \ ■ вопрос о том, как происходит восприятие и зкгючение в. творческую деятельность различных ввдоа искусства - одновременно, по- . следовательно, во взаимодействия или, возиозн^, взашооттални-'-вании а какова их зависимость от влияния внекнего. мир^ и ввут- - ■■■ ренкего духовного состояния ребёнка.. Эти и другие проблемы на-'

- г -

ходятся в центре внимания многих исследователей на разной качественной ступени - ои меанредаетикх связей до поиска глубоких взаимосвязей на уровне интеграции как самих искусств, так л разллчньзс Ридов художественной деятельности ребёнка, иссдедоваелтаго с позкпни его целостного развития, например, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.М.Баяенозой, Н.А.ВетлугиноЕ, Л.В.Горюновой, Т.Г.Пеня, Е.А.Флёриной, Ю.Н.Усоза, Г.П.Шевчен-■ ко, Л.В.Школяр, Б.П.Юсова., Здес? также намечены оазнке подходе. К примеру, проблема взаимодействия искуств может решаться с позиции рассмотрения воспитания через определённый вид искусства, и.:е:о!дяк свою природу возникновения,и логику форми-ровагет. При этом в нём заложены глубинные связи с другими "Сдусствами. Ток, в лаборатории музыки.Исследовательского Центра эстетического воспитания проблей интонационного постиае-нпя ыузкхи решается в широким контексте внутренних взаимодей-стаик с разк&ж искусствами; в лаборатории изобразительного искусства того ае" Центра намечен подход со сторон" деятельности самого ребенка - его рисунок рассматривается как проду! ? интеграции нескольких ввдов худонествекной деятельности, содержа тельная сторона которой зависит от возраста, кг. хесачзен-ного аспекта, других моментов.' .

Находит конкретное теоретико-практическое преломление пе- . дагогЕческий подход, • логические основы которого ¿азрабатыва- -лксь ь яродаюваз? развиваться учсними - А.В.Еакушинским, В.К.Веряадскик, Г.Д.Гапбвка, Л.Н.Гумилёвкм, А.ф'.Яосевш, АЛ.Лгкчегжо, С.А»Зйоренск~м, Т.Карденом, в трудах которые поднаие^-гс* а находят оригинальное решение глобальные проблема взаимодействия пкродных, социальных этнических, национальных» языковкх, художественных и прочих элементов Кира, ш взгимо&шшия на духовное формирование человека.

Эт.'-: обяке идеи нашли на современном этапе художественной педагогики наиболее конкретное гчеломление в научно-практической работе коллектива сотрудников лаборатории комплексного в-чгкоде^ствия искусств под руководством Б.П.Всова, сотрудничаю^» с коллективами учителей разных регионов России -Ленинградская, Юг "вменско!?. Волоколамский район Московской областей, Бурятия. Астрахань, Краснодар, Таганрог, Уссурийск,' Москва и др.

В конкретном диссертационном исследовании важен сспект разра-

ботки возрастной нерархичной систски погжуяряесявшюго воспитания упатихся. Содер-етие г. i;op::n её настроенности зааясяж пак от возрастных особенностей дегей, так и г-? взаклюзбзго*-моста их от регионалт"ьк ссоса.лгостсй природной среды в е; тг -с.ве света, пвста, пространства, линий, $срны й нацвоналышх трад^дай род'юго для ребёнка места.

Такой ход яаёт возможете зассгатркгать культуру, кжзчая-в себя шягсгсай и разнообразный саегтр понятий, в то:.! числе - "национальная культура" и "национальное искусство", в качестве определённого художественного явления, объединяющего этнические, национальные, исторические, социальные, языковые, природные аспекты в их воздействие на развитие личности.

В художественном Боепитании младших .школьников, что является стершем настоящего диссертационного псследовагая,- в рзГ.оне Кольского Заполярья, в силу пргфодво-гтльзе/ринс особе-чисе^е!-края, необходимо епку яться прежде всого на худокьегжяжъ го/ль-туру коренного ленда - сег к ссхележк гало пр!:к;;екз.г;у:о к ''г:йе внтшке в последние дееялт^тия и 'Росс:-::, в стлкчис от Норвегии, Кзсиия, йииляндни. П->. с тик. г,с:.усстго сгакя, роенное и развцваэдееся в единство с осоС-зг:юстхш Севера, и:,:гет больше педагогические зосм-тшоог?. в у.удокествек о:.-, »оспутеизи детей, поскольку позволяет вкетытъ га з различные хшдк хуяо-яеетвекнок деятельности - на интеггатпгной сспсбо.

В настоящее зре."я болкхшетво вопросов по ;:удокественво.чу воспита^ло средствами народного искусства сез;.:.ч в икоЬйс Конского полуострова ле реиено г« теоретически, пк практически, /наляз и азучыше эт»;огра<!ичесгол к пскхолого-педагогдческой литературы доказывает, что в целом данная проблематика только начинает разргбативаться. зтот фзктор и определяет акту.<угь~ ноегь исследования. £десь по сути -ззе-шй лзучадасг ооу^ттлшш и формн хуцо-ествекно-творчесного воокташм шедших пкольни-ков, проейб&вдх I» районах Кольсюто Севера, на базе освоения народного искусства коренного народа Кольского Заполярья - ъа- , ами - с учётом его возникновения и существования в конкретной природной и культурной среде. ' ',

Объект, исследования - этнологическое художественное воспитание ¡стадах школьников Кольского Заполярья..

Предмет исследования - педагогическое руководство младшима

вкольникаА-и в процессе освоения художественной культуры саами.

Цель исследования - создание системы художественного воспи- .. тания младших школьников Кольского Заполярья в процессе- освое-' кия художественной культур» сг&ча. ■ ■

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать педагогические возможности ху-

■ доаестзекной культуры саами, её региональное особенности с точке зрения художественной педагогща;

- определить содержание, формы а направление художественного воспитания младших школы ..зов на культурных традициях сааади; -

- разработать методические рекомендации по региональным осо-'беннос-лгл художественного воспитания шедших школьников в рай-

_ оке Кольского Заполярья для студентов, учителей и руководителей нрукковой работы.

Гипотеза исследования. -Предполагается, что освоение шгадрш-мл школьниками специфики и особенностей культуры саами в едчн-стве с национальными, природными, эстетическими и другими ха-, рактеристиками среды Кольского Севера-способствует возшдаюве ' . кип оригинальных содернания к форм худояественного воспитания • детей, основа которых' - взаи."оде#ст1вие разных видов х;у„онест-венной деятельности как условие реализации экологического подхода. . . .

Методологической основой исследования являются труды учёных в различных областях; знания - культурологии, искусствозна^ • ней, истории, педагогики, этнографии, философии, позволивших обосновать экологический подход в системе художественого воспитания младьах школьников, проживающих в регионе Кольского •' Заполярья.

Для решения поставленных задач использованы следующие мето-дн исследования:

- изучение и теоретиче кий анализ научно-педагогической литературы :.о проблеме; 4

- изучение и анализ опита учр^адений культуры и образования Мурманска и Мурманской области по художественному воспитанию шхаддшх школьников '1 саамских худовественных традициях - фольклор, декоративно-прикладное искусство, музыка и т.д.;

- наблюдения за детьми в общеобразовательных, музыкальных : школах и Школе худокественного воспитангя и развития детей -.

"Майне" ("Сказка"); . ' -

-овктно-зксперигенталькая работа, связанная с разрасотгой программы фэкультаизкого курса художественного вослктг,к;:я "Страна Лагландкя";

- внсжз детских работ, протоколсрйг.лша вкскаг-Д'ЧчяЛ а -о-ясненчй детей.

Н"**1тт^п: «сследораняя состоит в том, что впервые оп-

ределено ЗНСЛСНЯГ! Культур" Н *уДО<\еО*иа»~

ном воспитания тввщих школьников, ярогхэ&эхтге в Кольском Заполярье, педагогически благоприятнее для разработки комплексна: интегративных программ; раскрыты потенциаяьше возпозаюстл воспитания сенсорной сферц детей 6-9 лет, заяожаянуе в различию: видах деятельное.тей, -характернкх для народного искусства саами'; определены также содержание, фопмы и направления художественного воспитания учащихся начальных классов Кольского Заполярья в пропсссо освосш« народяо?. ц/лъ'Сугп- ош.<.я.

Практическая агпч,;;"оегт. гсследот>кя заключается в тех. т/э то результаты позволили ог.гсд~.г::ть педягогачеекзе услс;;гл, яа-кболее <5лагопркятш;е Для р^бот;■ о ?А.т?;4я:"'.а гакош»:.ко?«1: в г.гоь'ес-С(3 освоения худозгествйнпо:: культур;: результат« исследова-

ния отражены в ппограгл/е нового т::га "Страна Лояле:1ДК.'х" художественного воспитания ?.иадвих школьников, пгогхзо»цкк в рогк-онв Кольского Заполярья, яри состбляеник рзхтеадеягй для иеда-х«гоа и студентов.

Достоверность л обоснованность научных результатов обеспечиваются анализом мирского круга теорет1пес:сг: робот, гропедсп:'.-в естественшгх условиях гаешкронпого псдагогхгчссхсго -нг-'к" ■ рлмента, в тон числе в специально созданной Школе художественного воспитания детей "Майне", собственным многолетним опитом работы о детьми. Практическая работа на. всех этапах эксперимента проводилась непосредственно автерок данного исслодова'ягя с. привлечением педагогов Мурманского госпедииститута, общеобразовательных и музыкальных школ города Гдурманско.

Апробация. Проверка материалов и выводов исследования проводилась на заседании лаборатории комплексного взаимодействия искусств исследовательского Центр;, эстетического воспитания.' Материалы п выводы исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях Мурманского т-оспедикститута (1989,1990.1992 г.г.), Карельского пединститута в г.Петрозавод-

ске (ISSO г.).' на международной конференции в Центре саамской . . культуры (IS9I г.), в. изд; лил методических пособий, в ряде научных статей.

Внедрение в практику результатов исследования осуществлялось непосредственно в процессе опытной рао'оты в ввде экспери^енталь-. кой программы художественного воспитания младших школьников ■ "Страна Лапландия" в общесоразовательной гколе ¡У 38, в музыкальной школе Л 2, в Образовательном. Центре УНО, в Школе худокест-венного воспитания "Майне", на факультете педагогики и методики начального обучения Мурманского госпединститут?.

Структура диссертации: -

.. Диссг ртацконная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература, прилояения.

Во Введении раскрывается актуальность и практическая значимость проблемы, представлен научный аппарат.

В первой главе "Регион&льнне и этнические особенности хуг о-гсественного воспитания младших школьников в районах Крайнего Севера" рассматривается взаимосвязь конкретных региональных особенностей социоприродпо'й и национальной среда саами и худокест- . венного воспитания младших школьников Кольского Заполя: ">я, а , . также педагогические возможности культуры саами как источник художественного воспитания, младших школьников.'

Положение о педагогической специфике приобщения учащихся к искусству с гам и совпало с поиском стер>хневого момента, связи—■ вашцего закономерности художественного развития ребёнка с поставленными целями и определением содержания и форм воспитания ' детей в раьлтнкх видах художественной деятельности -. изобразительной, музыкально:', литературной.

. Анализ истории вопроса показал, что в педагогической литера-• Tj je ¿o-x годов понятия "гармонически развитая" и "всесторонне развитая" личность становя"оя центральными, и возможность тако- . го раззитиг видится в приобщении к искусству, которому Б.М.Теп-лов отводит ведущую роль в создан, л предпосылок для познания Мира. Стремление' дать ребёнку возможность одновременно попробовать свои сын-, в разлччнкх областях художественной деятельности становится ядром педагогической системы С.Т.Шацкого. В то -е время вопросом объединения разюое видов искусства л процессе boj воспитания детей занимался П.П.Елонский, разрабатывая "структурно-синтетический метод" художестБенпкх занятий. Идею соотноие-"..

ния восприятия и ГБорчсско;: деятельности с разнга: качествешш-ика акцентами на всех возрастите ступс-?:яс яя.ерпремговал А.В.Бакушинскяй.

Однако наметившаяся ориентация не <5ада продолжена ка протяженна довольно дательного периода' времен?.

Наиболее полное иаучно-прагткческое зоплотекие идеи, основа коте рой - в действенном освоении худо^ственно-образноК системы искусства, началось в конце 60-х годов з изобразительно/ и. музыкальной деятеяыюездх О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугнна, Д.В.Кабалевский, Б.М.Йеменский, Б.П.Юсов . Широкое- практическое внедрение этих, подходов позволило к ьастоягце. у времени разработать концепцию полихудожественного воспитания ребёнка на ином содержательном уровне, что нашло отражение в ряде исследовательских, ингегративнкх преграда нового 7ппа. Суть кокпьп:::::; - в потоке« экологическом подходе к худоФтеепгго-гзоучзсколу рэ^сс.".« дчгей Основу экологического подхода в русого:: хуйокесгя&ане?! педагогике находим у А.О.Бзкул'икского. 0« хомя'н&к-х, что кг-'доо •ме.сто на Ееуле ¡глсет ело;: ссс^:: л сп::, сп-ки пах-хе сцо о со решено е качественное влияние г.а чувства, ъиутгсяиии духовны;. .чкр и форуирушие худе мственное соспряятно и деятельность человека» Автору донного исследования близки тхезнют Г.Д.Гъч^ва о зазк-симости развития хаадого- народа от ооосйалостск кккгатв. по?,за-з?а, этнического тчпа, :зика. питающих и воспроизводящих "наци-оиашше образ--; мира"; взгляд» Л.Н.Гугшгёкя о ткгм'х "вчепрущего ландаа^та" на о&дее и ^докготзскаос- развитие даде!:.

Поскольку в нашем исследовании поставлена задача определения содержания ц форм художественного воспитания г/ладших школьников Кольского Севера на приме-с освоения исходного искусства коренной местной национальности, рогдение и кото;..ого непосредственно связано с природной, этнической, языковой, культурной средой, становится поняхнум анализ определённой согс-уп-носта научной литературы, позволявшей реализовать зачкеел -труда В.Й.Вернадского, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумаябва, А. Ф. Лосева, П.А.Флоренского, Т.де Шардена. Оксида выбор культурологического подхода к решению художественного воспитания, ребёнка 6-9 лет.

Г/льтурологкчсское направление позволяет рассматривать понятие "культура", широко трактуемое в научной литературе, в качестве структурного явления, где особое место со вертикальному

-е-- *

срезу занимает национальная культура как фактор тазиесвшабЕО» сти народа (,Ю.В.Бсоклей, И.М.Гурвиф . В этой общей структуре • св„ё место занимает национальное творчество, в свой очередь, являющееся своеобразным художественным миром, с включением шво-го слова, разике в:дов импровизаций, декоративно-прикладного ' искусства. Око: формируется в процессе освоения природы во чсех . ее многообразных характеристиках'и этнических, языковых, исторических, социальных особенностях, а также воздействует на не- . повторное развитие "национальных ¿лгадов бытия и мышления" I Г.Гачев ) людей»

Народное искусство каздо^ нации неподражаемо и имеет сво" ■ традиции, на исключая при этом наличие об:<да. закономерностей. . Поэтом.» з диссертации отмечаг "ск, что общечеловеческие культурные традиции находят своё преломление в традициях народного творчества' определенной нации, включая общественные установки, ценности', нормы поведения, обычаи, обряды, которые'обеспечивают культурное наследие этнической группы. В тдтвервдение с-того известного тезиса приводится высказывание М.Мпд: '"Кгвдый ... народ избрал для себя совокупность человеческих- ценностей, пе- ( рекроил их по себе в искусстве, социальной организации, религии. В этом состоит уникальности то вкпда в историю человеческого духа"'1". Проблема наследования культуры прс тлого возникает у всех народов, ибо каждый из нес передает - молодил поколениям сии знания, опыт и стремится зоспитать детей на прогрессивных национальных традициях, цреломйённах в' соответствии с условиями современного мира.

Поскольку данное исследование проводилось в условиях Колье- •' кого Заполярья, то большое значение имеет установление оссбЕ • ностей худокественнок культуры исторически коренного населения.

К? исторических документов, очерков путешественников, многог численных исследований представителей разных отраслей науки, начиная со средневековья, иьвестно, что автохтонными обитателями региона яьлявтея саамы, в.настоящее время занижающие северные ", районы Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. Относительная.' изоляция, в салу отдалённости мост их традиционного врокивашзя, суровые природные условия приполярных районов Фенноскандии во •

■ кед ,Ц. Культура и мир детсгва. - М., 1988..-С. 6

-

■tsmsm сщяяехеяя .сгсеобразкз ктаьтуртего к татссаческсго таг-витая аборигенного населения. В диссертации рассматриваются особенности культуры, хозяйственно-экономического уклада, ан- . трспологкческого типа, языка этого небольшого народ-1-давно привлекают пристальное внимание специалистов, изучающих гиперборейское население. Стасгэтся, что происхонение саами признаётся до сих пор одной из са«пд зягяиочных, запутзншх к нерешённых проблем г считается ключом к разгадке истории народов Европейского Севера. Приводятся сундения, высказанные в специальной литературе о том, что разгадка происхождения саами носит принципиальный характер, внходит за пределы установления времеш! и направления генетических связей населения Севера Европы, поднимаясь до теоретического вопроса, касающегося процес-оч рясообразованияЧВ.П.Алексеев, И.И.Гс-ман) ,

По сг»ог. у чйзическсглу облику сясми ;;6дйДЯТ па европейцев, по нссут слаоо bl ргл'С-шп'е ьосто'-п;>.>; чоучг го ¡ '^кыпло .жого ти-оь о :■ v ::схо/цеп;:';. 12 y^avi-^i Н\'Л i; " jco.\:a'ípiitia:/х.1 лс n:nv.:i -,;<г Y-:¿::.\z,í по .¡л-т^оиу вопрсс;:, су'Ц-"''. ,"¡.7.', ir) ^"pavsiü'O.v; г,

г_/г...;:л, Я.СЛ'.ури*^, Л-.^Зллло;.'v / П Т.ГЛЛукллл

чс.:-.r-..S.w--.nen;.o, Е.Л 'ro^ü-iv, АД: г- J',P Zú^s-otuh, V Сь - I;.. ЛЛР/ I' др.) .

С í-ni'po-.io," Л'Лчоско;, ••¡■■т- < 'л.,..;, i л; ¡' ."fi:úi;o-идноглу типу, проаохоздьнйо кс-срс^о ¡-v.a .<л. /пл. ]:o.-,i'------г-.-птсу ",ni он возник в результате очень древней метисации»

Р. Y , ■ i У-"1 1 ■?:'". . г ' .'Vi ,

монголомйлии ü ¿¿ujs" : 1г. !ч- v : • . • • ь '

но-угорскоЗ семье языков. Лингвисты находят, .то у саамскоги _ языка родителем бил протосаатекай, ассимилированный в начале ! •■<-ч<,— '"т « /йикио-^алтийсним, зиросшш в свсо

i'.. <\ц,-;с ¿с«'' (.■■';■- л Г1' - . 1 ' ( ' , :'"Г'' : ■ /

вт. что треть суойгр^-ЛиЛ .V'- . '-Л., '".ЛЛ ч'5 i г ■ '•■.••''',"'.•'.

01:;ла í- ¡siEo-jrrcpc т- » . * мировой яаышо-

-. jl'CÜ ирлетлкв,

Сведения о жизни, занятиях народа учсьыв bcu<wr.(. 2 : . г . источниках других народов, через археологические находки, кз .

преданий, поскольку с sai® не зафиксировали свозё истории са • V • маге, бересте или пергомелта. '■ . t

. В диссертации приводятся взгуади учйяш прошлого на сссЗе~гюс"

. ти развития народа СТадит, С.Грамматик, И.Шеффер, О.Маш'ус, - М.Бейхан ) ; художественные характеристики литературных источников, дающие возможность в образной ферме представить условия их жизни и творчества: эстонский эпос "Калевгпоэг", карело-фшне-кий зпос "Калевала", творчество В.Шекспира, фрагменты русских летописей { материалы исследователей Севера XIX века - В.Ю.Ви-зе, М.А.Кастрена, А.И.Кельсиева, С.В.Максимова, Б.И.Немировича-. Данченко, Н.Н.Харузина, В.Н.Харузиной; современных учёных из различных областей знания - Г.М.Керта, И.М.Мулло, В.ВЛарнолус-кого, И.К.Травичой, В.Я.Шумкина и др.

Экологический подход позволяет вычленить и преломить в художественной педагогике тотемистические представления саами - . . культ гор, камней, деревьев, животных, обонествление, очеловечивание, одушевление различных явлений природы как основ духовной культуры саами и мифологического сознания народа (А.Ф.Лосев.), нашедших выражение в различных ввдьх художественной деятельности, неразделимых в своей сущности.

Народное искусство саама включает в .сеоя богатое устное народное творчество, высокий уровень интеграции мифов и сказок, уникальную музыкальную культуру С песни-импровизации Э , разнообразное декоративно-прикладное искусство. Отличительной чертой саамского народного. ... • искусства являются импровизацион-'кость, графичность, геометричность и красочность. Ведущие ком. поненты, составляйте структуру худокествениого образа в саам-4-оком искусстве - цвет, форма, ритм, движение.

Неродное творчество, фольклор саами как единственная форма их искусства даёт возможность включить учащихся Кольского "Заполярья в разные виды художественной деятельности на интег^птив-ной основе, это положение опирается на вышесказанное вдеи а на. ходит обоснование у известных учёных-теоретиков и практиков, к

примеру А.Н-.Веселовского, Н.И.Кравцова, В.Я.Проппа, К.В.Чистова, • Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Б.М.Тешюва.

Особая роль в процессе художественного воспитания принадае-вит сказке» с акцентом на игровом характере её освоения, когда одновременно включаются вербальные, визуальные, двигат&иьно- . моторные и другие механизмы художественно-образного восприятия и творческой де тгельнооти. Саамская сказка легко "оживотворяется" (Т.И.Сухова) т слово насыщается наглядности, живыми инто-

нациями, сливается с костюмом, приближается к традиции скаги-тельства. .

Саамские народное искусство способно насыщать сенсорную сфе-' , ру ребёнка ещё и потому, что оно сохраняет традиции мн^госторон- • них связей человека 'с природой. Отсюда п.гружение ребёнка в мир близкой ему природы наполняет его внутренний мир новыми живши ... представлениями, красками, звуками, ароматами, раскрывает зрительные возможности, развив^зт диддеренцированцое зрение, что п ' помогает осуществить- переход к многогранной истории края, к постижению культурного наследия народа, то есть практически е его возрождению.

Связь художественных занятий с ближайшим природным окружением, родным ландшафтом, своеобразием светового-освещения поля_>-нне деть и но^ь , с национальными традици рождёнными под влиянием исторических, этнических, культурно-социальных и других конкретных условий данного региона активизируют творческую деятельность самого ребёнке, в первую-очередь, изобразительную - рисунок, лепку, бумажную пластику, развивает способность живого устного сСчения, творческую фантазию, понимание авторско-" го и ^казительского стиля, индивидуальности, постижение внутреннего пространственного движения и пространства, как такового, музыкальную деятельность.

Развитие в ребёнке чувства единения,общност£ с окружающим миром происходит в трёх направлениях:

- как органической части целого - ("Мир и Я";)

- с позиций восприятия окружающего мира - ("Я - ценитель,> созерцатель" ; . ,

- привнесение в мир своей - ("Я - творец, художник") .

Пр; атом народное искусство рассматривается не только'в езо-

ей самоценности, чо и в качестве тонкого инструмента воспитательного процесса, для подъёма на нов^й высокий уровень художественного развития, для расширения духовных потребностей ребёнка,,

Во второй главе "Структура оодертания, направлений и форы художественного воспитания младших школьников на культурных традициях саами" раскрываются направленность и формы художест- , ве.нйого воспитания илодших школьников, проживающие в районах Кольского Заполярья, отражённые в программе факультативного • са "Страна Лапландия". 1

' Основной смысл программы состоит в художественном воспитании'школьников 6-9 лет в процессе взаимодействия всех разновидностей народного искусства и интеграции разных видов дея-тельностей детей в условиях взаимодейсиия с конкретной природной средой, в которой зародилось и развивается искусство саами и одновременно формируется современный ребёнок.

С педагогической точки зрения экологический подход в нашей ' ■/ интерпретации означает синхронное включение разнообразных сенсорных механизмов в процессе освоения народного искусства саа"®и а также его собственной деятельности. Взаимодействие различных видов искусства, их интеграция способствуют всестороннему развитию личности ребёнка. Такой подход основан на представлениях о потенциальных возможностях неродного искусства, которые позволяют единовременно обращаться ребёнку к разным видам художественной деятельности. •

В главе дяётся трактовка некоторых терминов:

- оаивотворение - свободная яивая импровизация детей в раз-

■ личных видах художественной деятельности на сен~нрн'ом уровне, ' когда дети творят аивое слово, наполняют его'наглядностью мими-• газ,. жестом, телодвижением, эмоционально окрашенные: речевыми интонациями, что способствует прежде всего смысловому понимании вербального образа,.развитии разных форм фантазии, живому язкко-. вому общению в диалоге {'

- хуяокественная наблюдательность'- восприятие природных и "эстетических форм, запахов, цвета, вкуса, звуков-мира, ех тон, чайших изменений, яркого многообразия;

- художественная память - способность воссоздания того, что . слипалось, ввделсоь обонялось, осязалось и "слоаилось з челове- -ке как некое знание" (П.Флоренский) для пробуадения чувства, ощущений, настроений.

. В основу содержания Факультатива паловены оледуюзде принципы: . I. Непосредственная и опосредованная зависимость содеркания . в 4орм комплексных интегративных занятий от конкретного природного окружения, родноп "вмещающего ландшафта-"^ саамских национальных традиций а обычаев, очагов культуры, истории края, исторических I амятников Кольского полуострова, являющихся часть» стра-• вы и общечеловеческих достшюний культуры и искусства.

2. Воспитание сенсорной сферы детей, раскрытие е§ потенциаяь-

ных возможностей через разные ввды художественной деятельности.

3= Взаимосвязь эстетического я художественного восприятия с творческс ; деятельностью младших школьников; реализация возможностей и потребностей школьников в живых, непосредственных занятиях через участие детей в создании специальных праздников но типу "художественного ссбыг._ш".

Осуществление этих принципов предполагает формирование у младших школьников таких ка^ств, как, например, художественные память и наблюдательность, художественно-образное мышление, разные виды фантазии.

При этом в диссертации подчёркивается известный постулат, что одним из основных способов:постижения окружающего мира является его художественно-образное освоение,' а художественная деятельность - наиболее естественный я органичный пропесс, позво-лшрй преодолеть трудаости этсго возраста, свя&йнкт/е с противоречием в развитии мышления и речи ребёнка. Утсчнпется тавке и то* Ф&к-г, что пр. безусловном значения лосяриятия, лежащего в еснсье всей педагогической работы, бслыасч? значение придаётся «состьепну практической деятельности детей, соэтнодете когорт на резнкз ео:>[сстт:х этапах ненлетаи

Лсограма "Страна Лапландия" шс/роеиа тпкй/ обрязои, что учьщввои в ощ-еделённой сь темной последовательности и и достукас;« действенной форме получают представления о художествснно-оброт-:'Гк НГ р .ЧОГ'П ИС.-УССТВП ССП?1!*, пнряяительность кото-

рого 1 а:л)о;[ее ярсго п* <.г: . е кснич'йчеокт ¡^''..и'.-инг'-: .V-этого народа динии, форме-,. цветовой с.т.м'.'ф.".

ритме и других компонентах в различных видах деятельности, , .

Отмечается необходимость освоения особенностей саамского язы-;•< -.з и псшж.. ¡-аслщкг. ¡ппг ¡с-/., н»ядвний в рисунок,

£ Цветову1/) есоо!ц,ииш) яа/огшт г:„;.:гогу ко/^ст;- ;у~)лТК;ол к • свр1«"пда саагло'кого фольклора и других щ-оисаедега!: нох-одного ь*-иуосчъь, к погошешш полостного жудопестделисгэ .сбз'азг«, к сознательному использованию лшгдовткгбсвмс анатИ! в итву.тпче«г:ч. интегративной деятельности младших школьников. В исследовашш приводятся крестословицы и сказки детей по саамским мотивам о ^ использование;.! саамских слов.

Системная последовательность программы состоит в построена возрастной классификации пшшхудсЕественного воспитания от I к

- 14 " ' ■.' 1У классу и практическому осуществлению её на тематических

художественных занятиях на основе интеграпииизобразительно-го искусства, музыки, художественного движения, оаивотворе-ния народного искусства саами. Вь'стра'-занле системы заня%'ий опиралось на то, чтобы эстетическое осознание кружащей действительности, образное овладение своей речью, художественное' восприятие произведений народного искусства саами происходило у детей в прояессе одновременного деятельного включения голоса, зрения, слуха, движения, чувства себя в реальном пространстве с акцентом на решении собственных замыслов в духе народных тредигчй. .

Неоспоримое значение для этого возрастаимеют зрительно-внешние наблюдения эстетического характера. Развитие зрительная наблюдений за особенностями окружающей природной и, -предметной среды происходит наряду с её созерцанием, в процессе живого слоп с тяготением к его выразительности, ниво-го разговора о цвете, бормах и особенностях ландшафта, о настроении в природе, устная речь здесь трансформируется в образный язык с синхронным включением внимания к поэтическому художественно?,ту.слову через погружение в.его интонационное и фонетическое звучание, что соответствует лучшим традиция«! г-воспитания детей.в прошлом веке и более детально раскрыто в программе "Полихудожественное литературно-творческое развитие школьников" (Т.И.Сухова).

Зрительные наблюдение и впечатления переводятся ребёнком в определённую художественную ¿[орму. Важно открыть для ребёнка его собственный потенциал - возможность творческого действия в разных .видах художественной деятельности с содержа.. тельным соотнесением в музыкально-двигательных импровизациях, словесной фантазии, в рисунке, в лепке, в организации . вредаетно-пространотвещг й среды своих зрительно-чувственных наблюдений и впечатлений от внешнего мира.

Естественный процесс работы с: искусством рождает чувство н в определённом смысле понимание общего и различного в языке, средствах выразительности и других компонентах художественного образа. Ребёнок подводится к интуитивному .уровню постижения, например,.. того, что его художественное движение становится оеивленяе:: казалось бы безжизненной сормы, то есть"

на взаимосвязь различных явлений .и действий и возможность их прака .ческой индивидуальной интерпретации. На основе развития наблюдательности, включения различных видов памяти, вообра-кения, фантазии, хуп,окественно~образ"ого мышления у детей формируются элементы самостоятельной творческой деятельности, которые отражают сущность саамского народного искусства - в устном к.родном творчесуче, в деко»атпзпс~пряклвдном искусстве, в народной музыке. Это один из возможных продуктивных подходов к неформальному, естественному вживанию в родную предметную среду и пониманию её значения в повседневной жизни человека. •.

Описываемая интегративность курса определяет особенности его построения. Программа представляв" чэбой серии тематических занятий, получающих развитее в течение учебного года по

^ПЗОНТбЛИ с

, ко г '-г п^г.-ачс-:;;! ■ то.:

~ с;/ ж с твл еялп ^

!■": ОТЧ"} 1 "

т гебе'1;';), ■'"ор^г-

основных идйй, ii по

и;:

и1: ! ■■■.•гег- >

го;

; - -'л-

замыилоо. I ть'.';' "•»••'•*

иптопито. непосредственно включаясь в действенное оощешге и

освоение выходит на поша'аш"? исторического ииек-с..^,

!'!е'"'е себя в пространстве"» это формирование на конкретном ?•«.

«опмппй подготавливавх детей г. ио;': "яп> ■ < ртуСтя> я г^уот»

( .Т----- »»"-ЦГАт?.-

,:•,.,.-• —------очппяя пгагвамьч', ирпш»..

лусств, а также примеры из .¡^иы ^ .....

• • Проведённое исследование позволило сделать йяедрвдиг'Х!!- . воды в заключении: ' . - -

I. Ориентация на взаимодействие искусств з худозесгас-ниом воспитании детей среди других направлений худсаес.ленной пе-»

дагогики требует нетрадиционного обреза мышления, теоретическим обоснованием_которого являются педагогические идеи учёных из разных областей знаний, позволившие обосновать гак-рокий экологический подход к художественному вопитанш) детей. -. Педагогическая интерпретация этого подхода означает взаимодействие природных, социальных, этнических, национальных, культурных аспектов Мира на духовное формирование шгавека. ! 2. В художественном воспитании детей, проживющих в Кольском Заполярье, необходимо опираться на народную культуру и искусство саами, где в определённой совокупности отразились . природные, исторические, языковые и другие особенности края, а также его духовные традиции. Этот о акт особо значим для местностей, расположенных за Полярным Кругом, поскольку искусство здесь представлено исключительно в формах народной культуры.

Программа факультатива "Страна Лапландия" решает задачу по художественному воспитанию учащихся младших классов в процессе взаимодействия всех разновидностей народвго искусства и интеграции разных видов художественной деятельности детей с конкретной средой, в которой оно зародилось и где одновременно развивается ребёнок. '

1 Соде^ ^ание занятий реализовано "через творческую деятельность детей, в результате которой у них развиваются возможно' сти и способности к разнообразным действиям с формой, цветом, звуком, проявляющиеся в оживотворении, рисунке, словесных фантазиях и музыкальных импровизациях. Через восприятие про- • взведений народного искусства саами учащиеся овладевают вк-разительными компонентами художественно-образной символики, тяпа цвета, линии,ритм? движения, симметрии, в их единстве и. ' взаимовлиянии, работа в этом направлении воспитывает в ребёнке сенссрцые способности я такие качества личности как худо-жественно-образвое мышление, наблюдательность, память, фан; тазия. Участие детей *> интегративных художественных занятиях вызывает чувство радости, удовольствия от совместных коллективных занятий.

Факультатив' "Стр°на Лапландия" способствует переосмысление учителем содержания и направленности преподавания различных видов искусств, позволяет разработать альтернативные програм-

мы по предметам художественного цикла, увязав их о настоящий факультативом, создать единой курс гуманитарно-худояеств^н-ного воспитания младших школьников, проживающих в условиях Кольского Севера.

Основные положения диссертации оа.азены в ряде публикаций, среди которых:

Г. Методические указания по эстетическому воспитание шедших школьников на. худож зтвенных традициях Кольского Заполярья // Программа непрерывной педагогической практ»жи.суу-- дентов I курса. - Мурманск, 1960. - С. 25-26. .

2. Саамское народное творчество как средство эстетического воспитания младших школьников // Вваимодейотвиэ психолого-педагогической теории-и практики в условиях перестройки народного образования, - Мурманск, 1691. - С. 12-13. . .

3.Реализация экологического принципа в художественном воспитании младших школьников Кольского Заполярья на примере Факультатива "Стране Летлендия" // Творчеотво учителя как условие гуманизация и гуманитаризации школь. - Мурманск, 1892. - С. «6-68.

ЭАК. ЗЗП ПОД. К ПЕЧ. 02.02.03r. П.Л.1,1 ТИР. 100} ООП УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ