Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества" в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества" в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гаврилина, Людмила Константиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества" в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества" в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа"

На правах рукописи

>ГБ ОД

" ГАВРИЛИНА ЛЮДМИЛА КОНСТАНТИНОВНА

I I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА" В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Специальность 13.00.01. - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1998

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

член-корреспондент Российской Академии образования, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор B.C. КУЗИН

заслуженный работник культуры России, доктор педагогических наук, профессор Н.Н. РОСТОВЦЕВ кандидат педагогических наук, профессор С.П. ЛОМОВ

Московский государственный открытый педагогический университет

Защита состоится " /У' U^tf ]998 г. вг^'^ часов на заседании диссертационного совета К 113.39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке института. Автореферат разослан "_"_1998 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Цель современного образования определяется как развитие личности ученика, раскрытие его творческого потенциала. В связи с ориентацией на развитие личности преодолевается технократический подход в образовании, идет его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация образования включает в себя предоставление каждому ученику возможности реализации потребности в самоутверждении при использовании щадящих технологий обучения и воспитания. Гуманитаризация образования предполагает приобщение личности ко всем сферам общественного сознания и включение ее в соответствующие виды творческой деятельности и общения. Во всех звеньях обучения логика уравнивается в правах с интуицией, признается, что гуманитарное знание не менее необходимо ученику любого возраста, чем естественно-научное. Гуманизацией и гуманитаризацией образования обусловлено возрастание роли предметов эстетического цикла в школе и, соответственно этому, роли педагога-художника, что делает весьма актуальной проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа.

На уроках искусства происходит включение детей в художественно-творческую деятельность и постижение ими произведений искусства, результатов художественного творчества, накопленных мировой культурой. Педагогическое руководство этими процессами требует помимо общей еще и специфической психологической грамотности учителя изобразительного искусства: знания основ психологии творчества, понимания психологического содержания художественно-творческой деятельности. Стимулировать творческое развитие ученика может учитель, который сам является творческой личностью, носителем общей и профессиональной культуры. В профессиональной подготовке все большее значение приобретает развитие творческой индивидуальности будущих учителей, побуждение студентов к самопознанию и самосовершенствованию. Последнее также с необходимостью требует ознакомления их с природой и закономерностями творческого процесса.

Психология творчества как обязательный предмет в учебном плане педагогического колледжа отсутствует, хотя не все выпускники художественно-графического отделения становятся студентами соответствующих факультетов вузов. Между тем, еще в 1916 г. журнал "Известия Общества преподавателей графических искусств", поднимая вопрос о воспитании личности учителя, писал: "Для учителей рисования совершенно необходимо то,

что принято зависимо или независимо от диплома, называть высшим обра зованием в самом широком смысле этого слова."

Восполнить недостающие выпускникам педколледжа знания можно предложив им курс "Психология творчества" в составе вариативной част! учебного плана среди других предметов по выбору, факультативных курсов

Проблемой исследования явилась разработка, теоретическое обосно вание и экспериментальная проверка содержания факультативного курсг "Психология творчества". Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования - учебный процесс на художественно-графическом отделении педагогического колледжа, ориентированный на повышение эффективности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и черчения.

Предмет исследования - содержание и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества".

Гипотеза исследования включает в себя положение о том, что факультативный курс "Психология творчества" будет способствовать формированию профессиональной компетентности студентов художественно-графического отделения, если:

- его содержание будет предполагать установление межпредметных связей с предметами психолого-педагогического и методического циклов;

- творчество и творческий процесс в содержании факультативного курса будут рассматриваться с позиций личностно-деятельностного подхода в проекциях философии, психологии, педагогики.

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности проблемы развития творчества в системе профессиональной подготовки учителей.

2. Определить дидактические основы факультативных занятий как вариативной части учебного плана, способствующей развитию творчества у будущих учителей.

3. Разработать содержание и экспериментально проверить эффективность факультативного курса "Психология творчества".

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы;

- психолого-педагогический эксперимент;

- беседа, анкетирование, тестирование.

Исследование проводилось с 1993 по 1998 год. На первом этапе (19931995 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая литература с целью анализа проблемы творчества, разрабатывалась программа факультативного курса "Психология творчества", проводился отбор и методическое оформление его содержания.

На втором этапе в ходе экспериментального преподавания курса (три цикла) корректировались теоретические положения курса, уточнялись методы и формы работы на факультативных занятиях (1995-1997 гг.). В начале и в конце эксперимента проводились "замеры" уровня принятия себя, принятия позиции учителя, коммуникативного взаимодействия студентов-практикантов с учащимися, осведомленности в области специальных психолого-педагогических знаний и других профессионально значимых качеств у студентов экспериментальной и контрольной групп.

На третьем этапе анализировались результаты эксперимента, оформлялось диссертационное исследование (1997-1998 гг.).

Методологической основой исследования явились труды известных ученых-философов, педагогов, психологов, посвященные природе творчества и структуре творческого процесса, психологии личности художника, психологии и педагогике детского художественного творчества, а также положения психологической науки о личностно-деятельностном подходе в общем контексте основных тенденций развития современного образования.

При рассмотрении подходов к развитию творчества будущих учителей мы опирались на труды В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина и др.

При определении дидактических основ факультативных занятий большое значение имели труды отечественных дидактов В.В. Красвского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.

Методологической основой разработки содержания факультативного курса "Психология творчества" стали работы отечественных психологов Е.А. Басина, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, И.В. Страхова, М.Г. Ярошевского, а также исследования в области психологии детской изобразительной деятельности Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, М.В. Осориной, исследования в области теории и методики эстетического воспитания и художественного образования Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, H.H. Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой, A.A. Унков-:кого и др.

На защиту выносятся:

1. Обоснование целесообразности включения в учебный план художественно-графического отделения педагогического колледжа факультативного курса "Психология творчества".

2. Содержание программы факультативного курса.

3. Совокупность методических приемов реализации программы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены

теоретические основы факультативного курса "Психология творчества", содержание которого существенно дополняет содержание традиционных" психологических курсов и способствует совершенствованию подготовки будущих учителей в условиях педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обобщения опыта экспериментального преподавания предложены методические рекомендации, которые используются преподавателями психологии при разработке аналогичных курсов для студентов других специальностей. Результаты исследования находят применение при создании про-, грамм курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, которые выступают в роли организаторов художественно-творческой деятельности детей.

Степень достоверности п обоснованности полученных результатов обеспечивается использованием современных достижений психолого-педагогической науки, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, комплексом взаимосвязанных методик исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы.

Апробация п внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на методических семинарах в Сыктывкарском педагогическом колледже, в общеобразовательных и художественной школах города Сыктывкара (1995, 1997), на межвузовских республиканских научно-практических конференциях (1997, 1998).

Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического отделения Сыктывкарского педагогического колледжа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав, заключения и библиографии (165 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методология, ме-

тоды и этапы работы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы и внедрение ее результатов.

В первой главе "Проблема развития творчества будущего учителя в ходе профессиональной подготовки" педагогическая деятельность рассматривается как творческий процесс, определяются дидактические основы факультативных занятий как формы учебной работы, способствующей развитию творчества у студентов. Проблеме педагогического творчества учителя посвящены исследования таких отечественных ученых как В.И. Загвязин-ский (Педагогическое творчество учителя.- М., 1987), Н.В. Кузьмина (Способности, одаренность, талант учителя.- Л., 1985), В.А. Кан-Калик (Учителю о педагогическом общении.- М., 1987).

Педагогическое творчество как творчество научное проявляется в учете известных общенаучных принципов и закономерностей, достижений педагогической науки и практики. Педагогические явления поддаются анализу и прогнозированию. Решение конкретной педагогической задачи укладывается в определенный алгоритм, может быть расчленено на шаги. Педагогический процесс в целом как процесс эвристический может быть технологп-зирован, а его результат вероятностно просчитан. Для достижения педагогических целей может быть выбрана и научно обоснована система методов.

Педагогическое творчество требует определенной методологической культуры: проблемного видения, навыков проектирования педагогических задач, рефлексивных навыков.

Но педагогическое творчество не только объективное, но и субъективное созидание нового, ибо основным инструментом творчества учителя является его личность. В педагогическом творчестве, как и в художественном, нет бессубъектных зон: на всем, что делает учитель, лежит отпечаток его личности. И потому можно говорить о художественно-творческих компонентах педагогической деятельности.

Как искусство, педагогическая деятельность импровизационна, требует вдохновения, артистических умений и навыков, развитого воображения. Педагогическое искусство проявляется в красоте педагогического взаимодействия.

Как художественно-творческий процесс педагогическая деятельность имеет публичный характер, осуществляется в постоянно изменяющихся условиях, требует управления творческим состоянием.

Двойственность педагогического творчества в каждой учительской специальности проявляется по-своему. Своеобразно она выражена и в такой специальности как учитель изобразительного искусства и черчения. В твор-

ческом преподавании черчения, видимо, доминирует научная составляющая педагогического творчества, в творческом преподавании изобразительного искусства - художественная составляющая. Учителю изобразительного искусства и черчения необходимо знать о природе и закономерностях обоих творческих процессов, уметь перестраиваться при переходе от одного предмета к другому.

Подготовка будущих учителей к педагогическому творчеству предполагает развитие их творческой индивидуальности и осуществляется через культурологический подход к содержанию профессионального образования, личностно-деятельностный - к технологии профессионального обучения, диалогический - к содержанию взаимодействия преподавателей и студентов, индивидуально-творческий - к структуре этого взаимодействия.

Содержание профессионального образования должно способствовать формированию личности будущего учителя как носителя общей и профессиональной культуры. Основное условие приобщения будущих учителей к общей и профессиональной культуре - овладение ими человековедческими знаниями, среди которых весьма значимы знания психолого-педагогические. Они составляют ядро профессиональной подготовки и являются инвариантной, обязательной для учителей любой специальности частью учебного плана. Инвариантная часть дополняется вариативной за счет факультативных курсов. Эти курсы содержат в себе большие возможности для реализации гуманистической цели педагогического образования, для развития творчества у студентов и через содержание, и через взаимодействие преподавателей и студентов в ходе учебной работы. С помощью спецкурсов по выбору у студентов формируется устойчивая индивидуальная система профессионально-ценностных ориентаций: на творчество в профессиональной деятельности, на профессиональное самосовершенствование, сотрудничество и обмен духовными ценностями.

Факультативные занятия в педагогическом колледже способствуют подготовке студентов к дальнейшему обучению в вузе, так как позволяют стимулировать самостоятельную работу студентов, вооружить их навыками научно-исследовательской работы, обучить методике и технике научного сообщения.

Преподаватель, ведущий факультативный курс, более склонен к экспериментированию при чтении лекций, проведении семинаров, к творческой подаче информации, свободе импровизаций, установлению оперативной обратной связи с аудиторией, поскольку его не сковывает жесткая программа.

Свободный выбор факультативного курса студентами на основании соответствия его содержания познавательным и профессиональным запросам обеспечивает устойчивую внутреннюю мотивацию, а, значит, и большую степень субъектности студента в учебном процессе, нежели на основных занятиях.

На факультативных занятиях быстрее складывается оптимальное соотношение между деятельностью преподавателей и студентов, углубляются и расширяются функциональные возможности студентов как субъектов учения.

Жизненность факультативов подтверждена многолетней практикой. Издано немало программ, пособий, методической литературы, но большей частью для школ. Факультативные курсы в средних специальных учебных заведениях не столь обеспечены научно-методической документацией, хотя их роль возрастает в связи с необходимостью индивидуально-творческого подхода к формированию личности будущего учителя. В частности, требует разработки проблема использования факультативных курсов по предметам психолого-педагогического цикла в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства и черчения. Через содержание этих курсов могут быть востребованы те профессионально значимые знания, которые пока остаются за рамками учебного процесса, хотя уже существуют в информационном поле соответствующих наук. К таким знаниям для учителей указанной специальности относятся знания из области психологии творчества.

Факультативный курс "Психология творчества", повышенного уровня, межпредметный по характеру, содержит сведения о философии, психологии, педагогике творчества.

Содержание курса отбиралось, исходя из следующих принципов:

- в курс должен включаться доступный теоретический материал, связанный с основными курсами;

- курс должен иметь психологическую направленность, а педагогический и философский аспекты творчества, хотя и представлены в содержании, не являются предметом специального изучения;

- вопросы философии и педагогики творчества должны, тем не менее, пронизывать весь курс, постоянно вкрапливаться отдельными элементами в содержание соответствующих вопросов психологии творчества так как они имеют большое значение для формирования профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства и черчения.

Во второй главе "Обобщение экспериментального преподавания факультативного курса "Психология творчества" раскрываются теоретические основы курса, его межпредметные связи с другими дисциплинами, дается методическая характеристика его разделов.

Курс состоит из трех разделов: "Природа творчества", "Психология художественного творчества", "Психология детского изобразительного творчества". Содержание этих трех разделов выступает в целостности и единстве. Единство проявляется в том, что творчество во всех трех разделах рассматривается через призму личностно-деятелыюстного подхода. Творчество вообще определяется как познавательная, внешне нестимулируемая самодеятельность личности, проявление ее неадаптивной активности. Художественное творчество - высшее проявление личности творца, имеющей особую психологическую организацию, творческую направленность познавательных и эмоциональных процессов. Детское изобразительное творчество -закономерное проявление этапов развития становящейся личности ребенка.

В разделе "Природа творчества" отмечается, что творческая активность личности направлена на "выявление и раскрытие смысла тех или иных областей, сторон реальности и человека" (С.С. Хоружий, 1996 .'.). Ум ученого дисциплинирует природный хаос, талант художника - хаос впечатлений, переживаний действительности, поэтому оба вида творчества имеют эстетическую направленность: в психологических исследованиях установлено, что лишь восприятие организованных форм доставляет чувство эстетического удовлетворения.

И научное, и художественное творчество имеет в своей структуре общие коррелятивные элементы: взаимодействие объективного и субъективного, репродуктивного и продуктивного, старого и нового, эзотерического и экзотерического, на всех этапах того и другого творчества проявляется личность творца, но из научного результата все субъективное убирается, а художественное обобщение без субъективного авторского начала немыслимо. Это точно выразил В. Гюго "Наука - это мы, искусство - это я".

Психологический механизм творчества включает в себя закономерную смену фаз. Разные авторы называют разное их число, но не расходятся в их содержании в целом.

Психологическая основа творческого процесса - сложное диалектическое взаимодействие сознательного дискурсивного и бессознательного интуитивного процессов, стратегий левополушарного и правополушарного мышления. Обе стратегии дополняют друг друга и не являются соподчиненными. Необходимой предпосылкой творческого процесса является раскре-

пощенность правополушарного мышления. В ходе занятий художественно-творческой деятельностью, при восприятии произведений искусства происходит высвобождение творческого потенциала человека и потому велика роль предметов эстетического цикла в содержании образования.

В разделе "Психология художественного творчества" подчеркивается, что процесс художественного творчества изучается психологией прежде всего через интроспективные наблюдения художников-творцов, анализ продуктов их деятельности и промежуточных результатов. Все исследователи и сами художники указывают на взаимодействие в творческом процессе интуиции и логики и на то, что скрытые интуитивные процессы находят свое яркое выражение в акте вдохновения. Закономерностью художественно-творческого процесса является интуитивное предвосхищение результата и связанное с этим ощущение непричастности к творческому процессу. Однако без предварительного упорного труда или длительного насыщения впечатлениями не бывает художественного "вдруг". Сосредоточение на предмете деятельности предшествует вдохновению и следует за ним, обеспечивая разработку творческих мыслей, возникших в состоянии вдохновения.

Понимание закономерностей творческого состояния позволяет им управлять. Немаловажное значение имеет профессионализм. Профессиональные навыки - основа творчества: чтобы думать о творческом замысле нужно не думать о технике исполнения, решения этого замысла. Выработка же навыков требует трудолюбия, настойчивости.

Индивидуальные особенности творческого процесса и его результата -проявления живой, конкретной личности творца. В структуре личности художника-творца можно выделить две подсистемы: художническое "я" и художественное "я", находящиеся в тесной связи и взаимодействии (Е.А. Басин, 1985). Эти подсистемы формируются в процессе художественной эмпатии -погружения художника в предмет творчества. При восприятии произведений искусства аналогичные процессы происходят с воспринимающим, в результате чего искусство оказывает на него полифункционалыюе воздействие. Творчески осваивая произведение искусства, человек заряжается творческой энергией художника, открывает в себе творца, переживает катарсическое освобождение от многих своих личностных проблем.

Третий раздел курса "Психология детского изобразительного творчества" предполагает ознакомление студентов с историей вопроса и современными проблемами художественной педагогики. Отмечается, что детская изобразительная деятельность привлекает внимание искусствоведов, педаго-~ов, психологов. Рисунки детей изучаются с разных точек зрения: рассмат-

ривается их эволюция, подвергается психологическому анализу процесс рисования или сам рисунок, изучается связь умственного развития и рисования. Многими исследователями намечены стадии развития детской изобразительной деятельности, которые у разных авторов принципиально не отличаются: выделяют доизобразительный период - каракульное рисование, период схематических изображений символического характера и период полусхемы - переходный к правдивому изображению. Каждый период имеет свое психологическое содержание, которое определяет педагогические задачи. Так, в период каракульного рисования закладываются и оформляются основы творческой психологии: суть творчества - создание чего-то объективного, отделившегося от творца, именно так - как нечто новое, самостоятельное и им вызванное к жизни - воспринимает ребенок свои каракули. От взрослых требуется выражение одобрительного внимания, снятие технических трудностей, обратная связь: разговор с ребенком о каракульных рисунках. В переходный к изобразительному период также важно дать ребенку психологическую поддержку, воздержаться от отрицательных комментариев, говорить с ребенком на тему рисунка, помогать сравнивать, выделять главные признаки в том, что он хотел бы изобразить (М.В. Осорина, 1995).

Детский рисунок выполняет несколько важных функций: функцию оставления следа, выразительную, проективную, регуляторную. Последняя проявляется в том, что через рисунок ребенок может управлять своим психоэмоциональным состоянием, регулировать мышление. Это особенно важно для детей эмоционально неуравновешенных, для тех, кто затрудняется выражать свои мысли словами. Для первых - это выход энергии, для вторых -возможность проявить себя. Продуктивная творческая деятельность как бы выпрямляет личность ребенка, приводит к интенсивному скачку в его развитии (Н.П. Сакулина, 1965).

В сравнении с детскими рисунками, которые выразительны, несмотря на неопытность авторов, рисунки подростков менее выразительны и ярки. В этом возрасте творческое начало переходит в иное качество: детские работы дают более синтетический, более суммарный образ, образ подростка более аналитичен. Процесс творческого роста подростка нужно рассматривать в связи с развитием его личности в целом, в связи с кризисностью его возраста. Учитывая кризисные проявления в плане содержания художественно-творческой деятельности, важно дать подросткам возможность приобщиться к взрослому искусству, в плане общения - создать обстановку доверия, доброжелательности, признания в группе, сочетать количественный и каче-

ственный критерии при оценке работ: первый - при оценке технической стороны, второй - творческой.

В отечественной художественной педагогике идут поиски оптимальных форм художественного воспитания и образования, при которых творческая индивидуальность не нивелируется и ускоряется прохождение учеником закономерных этапов творческого роста. В исследованиях Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды, A.A. Унковского подтверждена эффективность специально организованного художественного образования и воспитания. Так, H.H. Ростовцев пишет, что ведущая роль принадлежит педагогу: он передает детям радость творчества, учит их создавать красоту и не должен самоустраняться даже тогда, когда школьник выполняет самостоятельную творческую работу - нужно помочь ему решать серьезные творческие задачи, выбрать увлекательный сюжет, напомнить правила и законы. При отсутствии специального обучения, отмечается в исследовании Е.И. Игнатьева, дети останавливаются на уровне употребления в рисунке простой проволочной линии, не могут точно использовать цвет. Т.Я. Шпикалова указывает на то, что интенсивному развитию художественного мышления способствует эмоционально-окрашенное осознание учебного материала, которое происходит под руководством учителя. Именно учитель направляет творческую работу ученика на развитие вкуса, способности к анализу и эстетической оценке увиденного.

Целостность содержания трех разделов факультативного курса проявляется в том, что творчество в них рассматривается в проекциях философии, педагогики, психологии: философский аспект - это коррелятивные элементы структуры творческого процесса, это философская интерпретация развития творческой способности художника и творческого процесса в течение его жизни, это философский смысл стадий детского рисования, педагогический аспект - проблема воспитания и самовоспитания личностных качеств, сопутствующих творческой способности, проблема общения взрослых и рисующих детей, проблема оценочной деятельности педагога-художника, проблема педагогического руководства восприятием произведений искусства.

Соответствие содержания курса принципу систематичности обеспечивается ориентацией на системность знаний, последовательным изложением нового с опорой на ранее изученное: курс пронизан межпредмстными связями с такими учебными курсами как "Психология человека", "Возрастная психология", "Педагогика", "Методика преподавания изобразительного искусства", "Основы философских знаний", "История искусств". Так, при из-

учении темы "Психологические теории творчества" устанавливается связь с темой "Личность" в курсе "Психология человека", с темой "Формирование личности" в курсе "Педагогика": актуализируются знания о структуре личности, личностных качествах, рассматривается отрицательное влияние некоторых личностных качеств на творческий процесс, возможность творческой самореализации, которую жизнь, среда предоставляют мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам. При изучении темы "Психофизиологические основы творческого процесса" углубляются знания из курса "Психология человека" о строении нервной системы, о функциональной асимметрии мозговой деятельности, о сознательном и бессознательном в психике. Раскрывая содержание социальных функций искусства, нельзя не установить связь с философской антропологией: диалогичность искусства и идея диалога в философии. Связи с курсом "Социальная психология" требует рассмотрение темы "Педагогическое руководство восприятием произведений искусства". Для реализации межпредметных связей используются приемы напоминания, задания на межпредметной основе, постановка проблемных вопросов.

Содержание курса соответствует и дидактическому принципу научности, поскольку в нем нашли отражение достижения современных психологической и педагогической наук, а при изучении каждого раздела показывается направление научного поиска при решении вопроса о природе творчества.

Как средство наглядности в данном курсе используются психологические факты, полученные в процессе наблюдений за изобразительной деятельностью детей, за процессом собственного художественного творчества. Средством конкретизации психологических знаний служит и словесная наглядность - литературные тексты, биографические и мемуарные описания. Комментирование этих текстов - необходимый и эффективный виц самостоятельной работы. Необходимый - потому что обращаться к художественным и мемуарным текстам в данном случае означает еще и следование принципу научности: анализ таких текстов - один из основных методов психологии творчества. В диссертации приводятся подборки текстов для анализа ко всем трем разделам курса.

Основные формы работы при проведении факультативных занятий -лекции с элементами беседы, семинарские и практические занятия. При составлении докладов к семинарским занятиям закрепляются библиографические навыки. В ходе семинарских занятий осваиваются роли оппонентов, докладчиков, содокладчиков, рецензентов, заинтересованных, активно уча-

ствующих в обсуждении слушателей, и, что особенно важно для студентов художественно-графического отделения, развиваются речевые навыки.

Данный курс позволяет использовать следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов: письменный или устный отзыв на чей-то доклад, реферат, подготовка к участию в дискуссии, анализ художественного или биографического текста, составление библиографического списка по теме, написание реферата или курсовой работы, проведение ми-ниисследования, написание отчета о наблюдении или самонаблюдении.

Наблюдения и самонаблюдения носят исследовательскую направленность. Студенты наблюдают за процессом работы педагогов-художников, берут у них интервью и анализируют его содержание с позиций психологии творчества. По результатам интервьюирования проводится "круглый стол", за которым идет обмен полученной информацией, обсуждение ее, делаются выводы. Результаты самонаблюдения и самодиагностики обсуждаются частично и по желанию выполнявших эту работу. Желающим предлагаются консультации практического психолога.

Студенты выполняют такие практические задания как анализ уроков в художественной школе, проведение бесед с детьми о произведениях искусства, подготовка фрагментов родительских собраний для родителей дошкольников, посещающих студию эстетического воспитания.

Практическая направленность курса и связь его с другими учебными дисциплинами усиливается от первого его раздела к третьему. Актуализация знаний из смежных предметов способствует формированию целостного системного знания и пониманию глубины обсуждаемых вопросов, неоднозначности ответов на них.

Обобщение данных экспериментального преподавания курса свидетельствует о том, что его изучение положительно влияет на принятие студентами себя, на принятие ими позиции учителя, на развитие коммуникативных качеств и других профессионально значимых качеств: в экспериментальной группе отмечается более выраженная тенденция роста соответствующих им показателей,различия значимы на уровне р<0,05.

Результаты указанных срезов приводим в таблице (контрольная группа - 97 человек, экспериментальная - 95 человек).

Можно отметить, что, если в контрольной группе по мере включения в учебный процесс и практическую деятельность несколько снижается уровень принятия себя в связи с переживанием определенных трудностей, неудач, то в экспериментальной группе этого снижения не наблюдается, со-

держание факультативного курса "Психология творчества" выступает как форма психологической поддержки.

Уровень коммуникативного взаимодействия

уровень ГРУППЫ^ низкий средний высокий

1 2 I 2 ) 2

контр. 25,8% 5.2% 67% 67% 7,2% 27,8%

эксп. 36,8% 7,36% 56,8% 50,5% 6,4% 42,1%

Уровень принятия себя

уровень группы ^^^ низкий средний высокий

I 2 1 2 1 2

контр. 10,3% 14,5% 77,3% 74,2% 12,4% 11,3%

эксп. 13,7% 3.2% 66,3% 64,2% 20% 32.6%

Уровень осведомленности в области психолого-педагогическнх знаний

^уровень группы низкий средний высокий

1 2 1 2 1 2

контр. 49,5% 27,4% 34% 44,4% 16,5% 28,2%

эксп. 49,5% 11,6% 40% 30,5% 10,5% 57,9%

Мы связываем данные результаты с тем, что курс направлен на познание себя как субъекта творческого процесса, как неповторимой индивидуальности, потенциально успешной в избранной деятельности, а это приводит к большей уверенности в себе, побуждает овладевать необходимой для работы психолого-педагогической информацией и совершенствовать коммуникативные навыки. В индивидуальном собеседовании по окончании изучения курса 100% студентов экспериментальной группы отметили новизну полученной информации. 85% выразили намерение продолжить самообразовательную работу в области психологии творчества, 45% заявили, что знания из области психологии творчества помогли справиться с такими личными проблемами, как поддержание оптимальной работоспособности, саморегуляция творческого состояния, общение с учащимися на практике в школе.

В заключении диссертации сформулированы следующие выводы:

1. Факультативные курсы в системе профессиональной подготовке будущих учителей отвечают общей тенденции развития учебных планов в сторону некоторого сокращения обязательных занятий и увеличения числа занятий по выбору. Будучи каналами обогащения содержания профессио-

нального образования, факультативные курсы дают возможность каждому студенту углубить и расширить свои познания в заинтересовавшей его области.

Отличаясь подвижностью и новизной в тематике, свободой в методике, факультативные занятия, с одной стороны становятся творческой лабораторией для преподавателя, где он может опробовать разные модели учебного процесса, с другой - позволяют приобщить студентов к научно-исследовательской работе, что особенно важно в условиях колледжа, ставшего первой ступенью высшего образования. Более основательная научная проработка материала, проведение миниисследований способствует подготовке студентов к восприятию научного творчества как необходимой составляющей педагогической деятельности.

2. Факультативный курс "Психология творчества" в системе подготовки учителей изобразительного искусства и черчения в педагогическом колледже имеет выраженную профессиональную направленность, поскольку вооружает студентов знаниями о научном и художественном творчестве, о детском изобразительном творчестве. Ориентация на то, что каждый этап последнего самоценен, несет в себе философский и психологический смысл, имеет большое значение для развития гуманистической направленности личности педагога-художника.

Интегрируя в своем содержании знания из области философии, психологии, педагогики, данный курс способствует формированию целостного знания о личности, творчестве, педагогическом процессе и соответствующего этому знанию профессионально компетентного поведения. Ознакомление с данным курсом способствует формированию творческого отношения к учебной и профессиональной деятельности, принятию студентами позиции учителя, способного к творческому диалогу с учеником, повышению уровня осведомленности в области психолого-педагогических знаний, необходимых педагогу-художнику.

3. Факультативный курс "Психология творчества" побуждает студентов к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, что отвечает цели современного педагогического образования.

4. В ходе экспериментального опытного преподавания курса зарекомендовали себя как эффективные следующие формы работы со студентами:

- лекции с элементами беседы;

- семинары-дискуссии;

- психологическое комментирование и обсуждение литературных, публицистических, мемуарных текстов;

- психологический анализ детских рисунков;

- наблюдения и самонаблюдения за процессами художественного творчества;

- написание рефератов и курсовых работ.

Заинтересованное отношение к этим видам работ и выражение студентами намерения продолжить самообразовательную работу в области психологии творчества свидетельствует об осознании будущими учителями необходимости полученных знаний.

5. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность разработанного содержания и методики преподавания факультативного курса "Психология творчества" для личностного развития будущих учителей изобразительного искусства и черчения, для подготовки их к качественному осуществлению профессиональных функций в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. О специфике психологической подготовки студентов художественно-графического отделения // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции "Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми".- Сыктывкар, 1997. С. 134-136.

2. Роль факультативного курса "Психология творчества" в профессиональной подготовке студентов // Материалы научных трудов межвузовской научно-практической конференции "Социально-психологические проблемы студенчества на рубеже XXI века". - Сыктывкар, 1998. С. 174-176.

3. Психология творчества: методическое пособие для студентов.-Сыктывкар, 1998. 97 с.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гаврилина, Людмила Константиновна, 1998 год

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1. Педагогическая деятельность как творческая деятельность

1.2. Развитие творчества будущего учителя в рамках современных подходов к профессиональному образованию

1.3. Дидактические основы применения факультативных занятий с целью развития творчества у студентов

ГЛАВА 2. ОБОБЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА"

2.1. Теоретические основы содержания факультативного курса

2.2. Межпредметные связи факультативного курса "Психология творчества" с дисциплинами психолого-педагогического и методического циклов

2.3. Методическая характеристика курса "Психология творчества"

2.4. Результаты апробации курса ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические основы и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества" в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа"

Актуальность исследования. Цель современного образования определяется как развитие личности ученика, раскрытие его творческого потенциала. В связи с ориентацией на развитие личности преодолевается технократический подход в образовании, идет его гуманизация и гуманитаризация. Гуманизация образования включает в себя предоставление каждому ученику возможности реализации потребности в самоутверждении при использовании щадящих технологий обучения и воспитания. Гуманитаризация образования предполагает приобщение личности ко всем сферам общественного сознания и включение ее в соответствующие виды творческой деятельности и общения. Во всех звеньях обучения логика уравнивается в правах с интуицией, признается, что гуманитарное знание не менее необходимо ученику любого возраста, чем естественно-научное. Гуманизацией и гуманитаризацией образования обусловлено возрастание роли предметов эстетического цикла в школе и, соответственно этому, роли педагога-художника, что делает весьма актуальной проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа.

На уроках искусства происходит включение детей в художественно-творческую деятельность и постижение ими произведений искусства, результатов художественного творчества, накопленных мировой культурой. Педагогическое руководство этими процессами требует помимо общей еще и специфической психологической грамотности учителя изобразительного искусства: знания основ психологии творчества, понимания психологического содержания художественно-творческой деятельности. Стимулировать творческое развитие ученика может учитель, который сам является творческой личностью, носителем общей и профессиональной культуры. В профессиональной подготовке все большее значение приобретает развитие творческой индивидуальности будущих учителей, побуждение студентов к самопознанию и самосовершенствованию. Последнее также с необходимостью требует ознакомления их с природой и закономерностями творческого процесса.

Психология творчества как обязательный предмет в учебном плане педагогического колледжа отсутствует, хотя не все выпускники художественно-графического отделения становятся студентами соответствующих факультетов вузов. Между тем, еще в 1916 г. журнал "Известия Общества преподавателей графических искусств", поднимая вопрос о воспитании личности учителя, писал: "Для учителей рисования совершенно необходимо то, что принято зависимо или независимо от диплома, называть высшим образованием в самом широком смысле этого слова."

Восполнить недостающие выпускникам педколледжа знания можно, предложив им курс "Психология творчества" в составе вариативной части учебного плана среди других предметов по выбору, факультативных курсов.

Проблемой исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания факультативного курса "Психология творчества". Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования - учебный процесс на художественно-графическом отделении педагогического колледжа, ориентированный на повышение эффективности профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и черчения.

Предмет исследования - содержание и методика преподавания факультативного курса "Психология творчества".

Гипотеза исследования включает в себя положение о том, что факультативный курс "Психология творчества" будет способствовать формированию профессиональной компетентности студентов художественно-графического отделения, если:

- его содержание будет предполагать установление межпредметных связей с предметами психолого-педагогического и методического циклов;

- творчество и творческий процесс в содержании факультативного курса будут рассматриваться с позиций личностно-деятельностного подхода в проекциях философии, психологии, педагогики.

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние разработанности проблемы развития творчества в системе профессиональной подготовки учителей.

2. Определить дидактические основы факультативных занятий как вариативной части учебного плана, способствующей развитию творчества у будущих учителей.

3. Разработать содержание и экспериментально проверить эффективность факультативного курса "Психология творчества".

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы;

- психолого-педагогический эксперимент;

- беседа, анкетирование, тестирование.

Исследование проводилось с 1993 по 1998 год. На первом этапе (1993-1995 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая литература с целью анализа проблемы творчества, разрабатывалась программа факультативного курса "Психология творчества", проводился отбор и методическое оформление его содержания.

На втором этапе в ходе экспериментального преподавания курса (три цикла) корректировались теоретические положения курса, уточнялись методы и формы работы на факультативных занятиях (1995-1997 гг.). В начале и в конце эксперимента проводились "замеры" уровня принятия себя, принятия позиции учителя, коммуникативного взаимодействия студентов-практикантов с учащимися, осведомленности в области специальных психолого-педагогических знаний и других профессионально значимых качеств у студентов экспериментальной и контрольной групп.

На третьем этапе анализировались результаты эксперимента, оформлялось диссертационное исследование (1997-1998 гг.).

Методологической основой исследования явились труды известных ученых-философов, педагогов, психологов, посвященные природе творчества и структуре творческого процесса, психологии личности художника, психологии и педагогике детского художественного творчества, а также положения психологической науки о личностно-деятельностном подходе в общем контексте основных тенденций развития современного образования.

При рассмотрении подходов к развитию творчества будущих учителей мы опирались на труды В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина и др.

При определении дидактических основ факультативных занятий большое значение имели труды отечественных дидактов В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.

Методологической основой разработки содержания факультативного курса "Психология творчества" стали работы отечественных психологов Е.А. Басина, J1.C. Выготского, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, И.В. Страхова, М.Г. Яро-шевского, а также исследования в области психологии детской изобразительной деятельности Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, М.В.

Осориной, исследования в области теории и методики эстетического воспитания и художественного образования Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, Н.Н. Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой, А.А. Унковского и др.

На защиту выносятся:

1. Обоснование целесообразности включения в учебный план художественно-графического отделения педагогического колледжа факультативного курса "Психология творчества".

2. Содержание программы факультативного курса.

3. Совокупность методических приемов реализации программы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены теоретические основы факультативного курса "Психология творчества", содержание которого существенно дополняет содержание традиционных психологических курсов и способствует совершенствованию подготовки будущих учителей в условиях педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обобщения опыта экспериментального преподавания предложены методические рекомендации, которые используются преподавателями психологии при разработке аналогичных курсов для студентов других специальностей. Результаты исследования находят применение при создании программ курсовой переподготовки учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, которые выступают в роли организаторов художественно-творческой деятельности детей.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов обеспечивается использованием современных достижений психолого-педагогической науки, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, комплексом взаимосвязанных методик исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на методических семинарах в Сыктывкарском педагогическом колледже, в общеобразовательных и художественной школах города Сыктывкара (1995, 1997), на межвузовских республиканских научно-практических конференциях (1997, 1998).

Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического отделения Сыктывкарского педагогического колледжа.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. О специфике психологической подготовки студентов художественно-графического отделения // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции "Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми".- Сыктывкар, 1997. С. 134-136.

2. Роль факультативного курса "Психология творчества" в профессиональной подготовке студентов // Материалы научных трудов межвузовской научно-практической конференции "Социально-психологические проблемы студенчества на рубеже XXI века". - Сыктывкар, 1998. С. 174-176.

3. Психология творчества: методическое пособие для студентов.- Сыктывкар, 1998.97 с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования, проведенного во время апробации программы курса говорят в пользу своевременности, полезности его содержания и применимости как в сфере профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и черчения, так и в системе переподготовки учителей, в системе психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников и школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая деятельность является деятельностью творческой, причем педагогическое творчество, будучи творчеством научным, содержит в себе и художественно-творческие компоненты.

Научность педагогического творчества - в следовании научным принципам и закономерностям, в возможности алгоритмизации решения педагогических задач, технологизации педагогического процесса, в использовании научно обоснованных методов и форм обучения и воспитания. Как искусство педагогическая деятельность публична, импровизационна, требует таланта, творческого эмоционального состояния, развитой интуиции, характеризуется красотой педагогического взаимодействия.

Массовость педагогической профессии не позволяет полагаться на то, что в педагогические учебные заведения придут учиться специально отобранные, одаренные педагогическим талантом молодые люди. Видимо, необходимо признать потенциальную состоятельность студентов в плане будущей педагогической деятельности и в ходе профессиональной подготовки продуманно и целенаправленно формировать их творческую индивидуальность. Именно учителя, осознающие себя творческими личностями, нужны современной школе в условиях перехода к личностно-ориентированному обучению. Школ а будущего мыслится многими исследователями и практиками как творческая лаборатория, в которой под чутким и грамотным руководством педагогов происходит творческое развитие учащихся. Уже сегодня нужно готовить студентов к осуществлению инновационных образовательных процессов.

Становление будущего учителя, как творческой личности - процесс непрерывный и системный. Ядро профессиональной подготовки составляют знания из области педагогики и психологии. Стандартный минимум этих знаний, базовый для подготовки специалиста любого профиля, расширяется и обогащается за счет разнообразных факультативных курсов, которые учитывают личные интересы студентов, специфику их будущей педагогической деятельности.

Специфика будущей профессиональной деятельности студентов художественно-графического отделения такова, что им предстоит выступить в роли организаторов художественно-творческой деятельности детей, осуществлять педагогическое руководство восприятием произведений искусства. Это создает предпосылки для того, чтобы в системе професиональной подготовки учителей изобразительного искусства и черчения были востребованы знания о психологии творчества.

Апробация факультативного курса "Психология творчества" показала актуальность его содержания и эффективность методики преподавания, дидактическую основу которой составили межпредметные связи со смежными дисциплинами, положения отечественной дидактики об активных методах и формах обучения.В ходе экспериментального преподавания подтверждена гипотеза о положительном влиянии данного курса на профессиональное становление будущих учителей изобразительного искусства и черчения.

Дальнейшая работа над совершенствованием программы данного курса, на наш взгляд, состоит в усилении его практической направленности и углублении межпредметных связей с методикой преподавания изобразительного искусства и историей искусств: это организация научно-исследовательской работы студентов художественно-графического отделения в студиях эстетического воспитания и в художественной школе по изучению процессов детского изобразительного творчества и педагогического руководства детской изобразительной деятельностью, это координация учебных планов курса и смежных предметов - определение тем бинарных уроков, совместных уроков -наблюдений. Представляет интерес и продолжение исследования по изучению влияния ознакомления с содержанием данного курса на профессиональное становление выпускников художественно-графического отделения , на их адаптацию к условиям работы в школе, детском саду, изостудии.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Факультативные курсы в системе профессиональной подготовке будущих учителей отвечают общей тенденции развития учебных планов в сторону некоторого сокращения обязательных занятий и увеличения числа занятий по выбору. Будучи каналами обогащения содержания профессионального образования, факультативные курсы дают возможность каждому студенту углубить и расширить свои познания в заинтересовавшей его области.

Отличаясь подвижностью и новизной в тематике, свободой в методике, факультативные занятия, с одной стороны становятся творческой лабораторией для преподавателя, где он может опробовать разные модели учебного процесса, с другой - позволяют приобщить студентов к научно-исследовательской работе, что особенно важно в условиях колледжа, ставшего первой ступенью высшего образования. Более основательная научная проработка материала, проведение миниис-следований способствует подготовке студентов к восприятию научного творчества как необходимой составляющей педагогической деятельности.

2. Факультативный курс "Психология творчества" в системе подготовки учителей изобразительного искусства и черчения в педагогическом колледже имеет выраженную профессиональную направленность, поскольку вооружает студентов знаниями о научном и художественном творчестве, о детском изобразительном творчестве. Ориентация на то, что каждый этап последнего самоценен, несет в себе философский и психологический смысл, имеет большое значение для развития гуманистической направленности личности педагога-художника.

Интегрируя в своем содержании знания из области философии, психологии, педагогики, данный курс способствует формированию целостного знания о личности, творчестве, педагогическом процессе и соответствующего этому знанию профессионально компетентного поведения. Ознакомление с данным курсом способствует формированию творческого отношения к учебной и профессиональной деятельности, принятию студентами позиции учителя, способного к творческому диалогу с учеником, повышению уровня осведомленности в области психолого-педагогических знаний, необходимых педагогу-художнику.

3. Факультативный курс "Психология творчества" побуждает студентов к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, что отвечает цели современного педагогического образования.

4. В ходе экспериментального опытного преподавания курса зарекомендовали себя как эффективные следующие формы работы со студентами:

- лекции с элементами беседы;

- семинары-дискуссии;

- психологическое комментирование и обсуждение литературных, публицистических, мемуарных текстов;

- психологический анализ детских рисунков;

- наблюдения и самонаблюдения за процессами художественного творчества;

- написание рефератов и курсовых работ.

Заинтересованное отношение к этим видам работ и выражение студентами намерения продолжить самообразовательную работу в области психологии творчества свидетельствует об осознании будущими учителями необходимости полученных знаний.

5. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность разработанного содержания и методики преподавания факультативного курса "Психология творчества" для личностного развития будущих учителей изобразительного искусства и черчения, для подготовки их к качественному осуществлению профессиональных функций в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гаврилина, Людмила Константиновна, Москва

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М.:Раритет, 1997. - 703с.

2. Аминов Н., Ковда Д., Психология литературного творчества. Анкета на всесоюзном совещании молодых писателей//Литературная учеба.- 1979.- № 6.-С. 133.

3. Аристотель. Собр. соч. В 4Т.-Т.1-М.: Мысль. 1975.- 550 с.

4. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Взаимоотношения естественно-научного и гуманитарного знания// Философско-психологические проблемы развития образования.- М.:Интор, 1994.- С. 67 84

5. Арсеньев А. Подросток глазами философа // Искусство в школе 1995.- № 2 .- С. 2-12.

6. Арчажников Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности II Советская педагогика. -1986.- № 4.- С. 91 95

7. Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.: Искусство, 1967. 144с.

8. Бабушкин Г.Л. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности.- Омск: ОГИФК, 1990. 186 с.

9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание . М., 1925.

10. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.- 389с.

11. Бароян О. Талант исследователя // Лит. газета. -1967.- № 10.- СП.

12. Басин В.А. Психология художественного творчества: личностный подход. М: Знание, 1985.-64с.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972.- 470с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424с.

15. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд."- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981 .- 239с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989. -607с.

17. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя II Методология педагогики. Сб. Статей. Выпуск 4 .- М.:Педагогика.- 1997. С. 21 -27.

18. Берулава М.Н. Гуманитаризация образования: направления и проблемы // Педагогика.- 1996.- № 4.- С. 23-27.

19. Берхин Н.Б. Специфика искусства . М.: Искусство, 1984.

20. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб., 1910.

21. Березина В.Г., Викентьев И.л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом. Спб.: Изд-во Буковского,1995. - 59с.

22. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал.- 1995.- Т. 15.- № 5 .- С. 49-58.

23. Богоявленская Д.Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на Дону:изд.РГУ,1983.

24. Бодапев А.А. , Рудкевич J1.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека //Педагогика.- 1995.- № З.-С. 19 23.

25. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / /Педагогика.- 1995.- №4.-С. 29 36.

26. Борисова Н.Е., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. М., 1992. -58с.

27. Бочаров И., ГлушаковаЮ. Кипренский. М.: Молодая гвардия. 1990. - 365с.28. Бубер М. Я и Ты. М. 1993.

28. Буравихин В.А. Учитель и общество // Педагогика.- 1996.- №5.- С. 60-63.

29. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика.- 1997.- №3.- С. -15-19.

30. Ванек Д., Мах. Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий // Вопросы психологии.- 1989.- №3.- С. 7579.

31. Вайман С.Г. Диалектика творческого процесса / Художественное творчество и психология. -М.: Наука. 1991. С. 3-10.

32. Вейн А.В., Молдавану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры. / Интуиция, Логика. Творче-ство.Отв.ред.М.И.Панов -М.: Наука , 1987.- С. 54-64.

33. Вопросы лекционного преподавания. Методические рекомендации. Уфа.-1974.-44с.

34. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение, 1991 .-238с.

35. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.Педагогика,1987.-344 с.

36. Выготский Л.С. Избранные педагогические произведения .-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР ,1966 51с.

37. Вульфов В.В. Учитель: профессиональная духовность II Педагогика. -1995. -№2.- С. 48 52.

38. Вяткин Л.Г., Железновский Г.И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов// Педагогика. -1996.- Msl.- С. 61 66.

39. Гегель Эстетика . Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

40. Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1940.

41. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х Т. Т.1 . - М.:Мир,1996.-С.414-442.

42. Горленко В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика .-1996. №6.- С. 63-69.

43. Горюнова JI. Несколько слов о стандартах в педагогике // Искусство в школе. -1993,- №5 С. 60-61.

44. Горюнова Л.Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе .-1993.-№1.- С.15-21.

45. Гуревич П.С .Философская антропология-.учебное пособие.-М.:Вестник,1997.-448с.

46. Гуревич П.С. Философская антропология Сартра // Философские науки .-1989.-№3.- С. 81-89.

47. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен.- М.: Искусство. -1984. -С. 215.

48. Данилова Е.И. Искусство средних веков и возрождения . М.: Сов. труженик.-1984.-271 с.

49. Дистервег А. Избр. соч. М.: Учпедгиз. 1956. С. 178-179.

50. Духовность, художественное творчество, нравственность/ материалы круглого стола // Вопросы философии .- 1996.- №2 .- С. 26.

51. Еремеев А.Ф. Границы искусства . М.: Искусство, 1987. - 318 с.

52. Загвязинский В.И. Закирова А.ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования// Методология педагогики. Сборн. статей. Выпуск 4 .- М.: Педагогика, 1997. 50-57.

53. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя . М.: Просвещение, 1987.- 159 с.

54. Замятин В.И. Психология творчества / Художественное творчество и психология ,-М„ 1991 .- С.158-168.

55. Зенков Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте междуполушарного взаимодействия/ Бессознательноя природа: функции, методы исследования : В 4Т.-Т4,-Тбилиси:Мецниереба, 1985. С. 224- 235.

56. Зеньковский Л.Р. Психология детства . Екатеринбург: Деловая книга, 1995.265 с.

57. Зись Л.Л. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - С.56.

58. Игнатьев Е. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 323 с.

59. Искусство и дети / Редактор составитель Шестаков В. - М.: Искусство, 1969 . -272с.

60. Карпова JI. Раскрыть душу ребенка // Искусство в школе .- 1991№2 .С. 35- 37.

61. Каган М.С. Социальные функции искусства . JI. Искусство, 1978. -34 с.

62. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. Спб.: Питер Пресс, 1994. - 234 с.

63. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности . -М.: Изд- во Акад. педаг. наук, 1959. 304 с.

64. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве II Вопросы философии,- 1996.- №10 .- С. 103-113.

65. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956.- С. 297.

66. Колесникова И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы// Педагогика.- 1992.- № 5-6 .-С. 71-78.

67. Коробов Е.Т. Психолого- педагогические функции вопроса в обучении // Среднее спец. образ,- 1991.- №6.- С. 28-30.

68. Кузин B.C. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство: Учебник для 1-2-класса.- М., Дрофа, 1996. 240 с.

69. Кузин B.C. Психология .- М.: Агар, 1997.-304 с.

70. Кузин В.С Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах учеб.пособие для учащихся пед. уч.-щ. по спец. №20001"Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы." М. : Просвещение, 1984. -319 с.

71. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества . М.: Просвещение, 1971. -144 с.

72. Кулагин П.Г. Идея межпредметных связей в истории педаогики II Сов. педагогика.- 1964.-№ 12.-С. 87-99.

73. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения . М.:

74. Просвещение , 1981.- 95 с.

75. Левин В.Е. Воспитание творчества. М.: Знание , 1977,- 62 с.

76. Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей II Сов. педагогика -1972.-№5.-С 48-56.

77. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя II Педагогика. -1996,- № 6.- С. 82-88.

78. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учители // Сов. педагогика . -1990.- № 8,- 55-63.

79. Маркова А.Н. Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения . М.: Просвещение, 1990. -191 с.

80. Марков М.Е. Искусство как процесс.- М.: Просвещение , 1971. С. 66-70.

81. Мастера искусств об искусстве .- Т. 2. М.: Искусство, 1971. - С. 66-70.

82. Матюнин В.Г. Нетрадиционная педагогика / Вульфов В.В.Иванов В.Д. Основы педагогики .М.: Изд-во РАО, 1997.-С- 181-191.

83. Мурзаев В. Беседы о больных вопросах учителей рисования // Известия ОПГИ 1916.-№ 3-С. 71.

84. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта . М.: Педагогика , 1981 . - 239 с.

85. Нежнова Т. Переживая кризис, ребенок развивается// Искусство в школе. -1995.-№ 3-С. 12-15.

86. Некрасова Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования // Искусство в школе.- 1995.- № 3- С.62-66.

87. Никандров Н.Д., Кан-калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству// Сов. педагогика.- 1987.- № 6,- С. 105-108.

88. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.- 155 с.

89. Обухова Л.Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы.М.: Тривола,1995. 357 с.

90. Павлов И.П Избр. произв. М., 1950.-С. 149.

91. Петровский В.А.Личность в психологии. Ростов -на- Дону: Феникс, 1996. 609 с.

92. Пиаже Ж. О природе креативности. // Вестн. МГУ,- СЕР. 14.-Психология.1996.-№ 3-С. 8-16.

93. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цели, задачи и содержание// Сов. педагогика. 1995,- № 4.- С. 59-63.

94. Платонов И. Смысл творчества. Минск: Элайда,1997. - 174 с.

95. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества/ Интуиция, логика, творчество.Отв.ред.М.И.Панов М.: Наука, 1987.- С. 5 - 23.

96. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин// Вопросы психологии.-1995.-№3.- С. 31-41.

97. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе . М.: Педагогика, 1990. -160 с.

98. Пророкова С. X. Левитан. Серия ЖЗЛ. Выпуск 20. М.: Молодая гвардия, 1980. - 326 с.

99. Пуанкаре А. О науке.М.: Наука, 1983.- С. 60.

100. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск., 1994.

101. Ризз Г.И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве II Педагогика. -1995.- № 4.- С. 114-116.

102. Романов П. Наука зрения. // Литературная учеба. -1996.- № 1-2 -С. 89- 121.

103. Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособ. для студ. худ- граф. фак. пед. ин- в.- М.: Просвещение, 1974. 246 с.

104. Ростовцев Н.Н.,Терентьев А.И. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для худ. граф. фак. пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1987.- 174 с.

105. Ротенберг В,С. Две стороны одного мозга. / Интуиция, логи ка,творчество.Отв.ред.М.И.Панов.- М.: Наука, 1987.- С. 36 54.

106. Ротенберг B.C. Активность сновидений и проблема бессознательного / Бессознательное: природа, функции, методы исследованиям 4 Т.-Т.2. Тбили-си:Мецниереба, 1985. - С. 99-111.

107. Сакулина И.П. Рисование в дошкольном детстве. М,: Просвещение , 1966.-216с.

108. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума.- М. Наука, 1962. - С. 298.

109. Саранцев Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика.- 1996.- № 4.- С. 63- 66.

110. Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым? /Пер. с англ. Н.И. Вой-скунской-М.,1987.-366с.

111. Семенов В.Д. "Новая" парадигма и подхолы к практике / Вульфов В.З., Жда-нов.В. Д. Основы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 1997- С. 185- 209.

112. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей Ярославль: Содействие, 1991,- 20 с.

113. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика.- 1997,-№3,-С. 40-45.

114. Сериков В.В Личностно- ориентированное образование II Педагогика.- 1994,-№6.- С.-16-21.

115. Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера.- Спб., 1993.- 154 с.

116. Сидоренко Е.В. Опыт реориентационного тренинга. Спб., 1995.- 249 с.

117. Сидоркин А. Диалог в воспитании II Народное образование. -1989.- № 10-1I.C. 110-114.

118. Симонов П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии. -1992.- №11.- С. 3-24.

119. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии / Психология процессов художественного творчества.Отв.ред.Б.С.Мейлах и Н.А.Хренов Л.: Наука, 1980.-285с.

120. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984. -95 с.

121. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. // Сов. педагогика. -1975.- Mb 1,- С. 83- 93.

122. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.- С. 307.

123. Соколов Е.В.Культура и личность.-Л.,1972.-С.97-98.

124. Соколов А.С. О типологии методов художественного мышления /Художественный тип человека. М,: Изд-во Рос. АН, 1994.- С. 52- 66.

125. Стивене Д. Приручи своих драконов. Спб.: Питер, 1997.- 473 с.

126. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.,1972. - С.239- 244.

127. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек: функции художественной деятельности. М., 1985.- 413 с.

128. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1968.

129. Сухотин А. Ритмы и алгоритмы. М.: Молодая гвардия, 1986. - 223 с.

130. Толстой Л.Н. О литературе. М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с.

131. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 30. М.: 1951.- С. 150.

132. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита : Учеб. пособ. для худ- граф. фак. пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1980 .- 127 с.

133. Учителю о педагогической технике/ под ред. Л, И. Рувинского.- М.: Педагогика, 1987.- 156с.

134. Ушинский К.Д. Соч. Т. 8 М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- С.352.

135. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 6 Т.- Т. 5 М.: Просвещение, 1990.- С. 11-12.

136. Фейербах Л Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1995. - С.266.

137. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1955.- С. 417.

138. Философская энциклопедия. М., 1970. - С. 185.

139. Флерина Е.А. Детский рисунок.- М., 1924.

140. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольном учреждении М., 1934.

141. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве// Сов. педагогика.-1946.-№3,-С. 32.

142. Флоренский П. Соловецкие письма // Искусство в школе.-1996.- № 1 -С. 67.

143. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992.- 159с.

144. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии.- Спб.: Алетея, 1994.-446 с.

145. Цапок В.В.Творчество.-Кишинев:Штиинца, 1985.-148 с.

146. Цейтлин А.Г.Труд писателя.-М.,1958.-С.192-193.

147. Шаповалов В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности // Св. мысль.-1994.-№1.-С.75-84.

148. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // С ов. педагогика. -1991 .-№9.-С.80-84.

149. Шмит Ф.И.Почему и зачем дети рисуют ? -М.,1925.-С.113.

150. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.-М.,1989.-С.Ю.151 .Щербаков А.0.0 работе по живописи с детьми среднего возраста //Искусство в школе.-1995.-№2.-С. 18-20.

151. Щербаков B.C. Изобразительное искусство.Обучение и творчество.-М. .Просвещение, 1968.-271 с.

152. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе.Изд.2-е.перераб. и доп.-М.:Просвещение,1975.-72с.

153. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе:пособие для учителя.-М.:Просвещение,1984.-192с.

154. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство в 3 классе:пособие для учителя.-М. :Просвещение, 1985.-207с.

155. Шпикалова Т.Я.Народное искусство на уроках декоративного рисова-ния:пособие для учителей.-М.:Просвещение,1979.-192с.

156. Щуркова Н.Е. Культура современного урока.-Смоленск.-1997.-114с. 158 .Эйзенштейн С.Избр.произв.:в 6 Т.-Т.1.-М.:Искусство, 1964.-672 с.

157. Эйзенштейн С.Избр.произв.:в 6Т.-Т.2.-М.:Искусство.1964.-669 с.

158. Юнг К.Г.Феномен одаренности /Конфликты детской души.-М.:Канон+ ОИ Реабилитация, 1997.-С. 159-160.

159. Юнг К.Г. Аналитическая психология и воспитание /Конфликты детской ду-ши.-М.:Канон+ОИ Реабилитация, 1997.-С.69-150.

160. Яковлева Е.П.Развитие творческого потенциала личности школьни-ка//Вопросы психологии.- 1996.-№3-С-28-34.

161. Якобсон П.М.Психология художественного творчества.-М.:Знание, 1971.-48с.

162. Ярошевский М.Г.Социальные и психологические координаты научного твор-чества//Вопросы философии.-1995.-№ 12.-С.118-127.

163. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии.-1985.-№6.-С. 14-26.