автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические основы педагогической системы В. В. Зеньковского
- Автор научной работы
- Зверева, Татьяна Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зверева, Татьяна Ивановна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
ГЛАВА
1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО
1.1. Анализ философско-педагогического наследия В.В. Зеньковского в контексте развития его мировоззренческих идей
1.2. Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского как средство и фактор воспитания и развития личности
1.3. Специфика детства как особая фаза духовного становления и развития личности
ВЫВОДЫ
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО
2.1. Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского
2.2. Основные положения антропологического подхода в педагогической системе В.В. Зеньковского
2.3. Особенности реализации педагогических взглядов ученого в теории и практике современного воспитания и образования ВЫВОДЫ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические основы педагогической системы В. В. Зеньковского"
Актуальность исследования. В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания (К.А.Альбуханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.А. Беляева, И.Ф. Исаев, И.Б.Котова, ВЛ.Сластенин, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и др.)- Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме актуализируется еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных ценностей бытия сводилось, в лучшем случае, только к ценностям искусства и культуры, морали отношений. Таким образом, проблема духовно и нравственно развитой, культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы. Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, АЛВведенского, С.И.Гессена, В.В.Зеньковскоп>, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н-ОЛосского, Н.И.Пирогова, К.П.Победоносцева, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского, Г.И.Челпанова и др. Изучение философского и педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов очень важно для целостного осмысления проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Вместе с тем, в силу исторических причин, этот процесс был затруднен, так как многие работы были изданы только за рубежом и не могли стать достоянием широкой педагогической общественности. В настоящее время, с изменением парадигмы образования, труды наших соотечественников оказались востребованы. В их числе произведения известного философа, психолога, педагога В.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслени-' ем. Анализ проведенных в этой области исследований показывает, что ученых интересуют различные стороны педагогического творчества В.В.Зеньковского. Оно исследуется: в историческом аспекте (Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Владыкина, Е.В.Кирдяшова, Г.Б. Корнетов, Е.Г.Осовский, В.А.Сухачева и др.), с позиций педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, А.Е. Лихачев, Т.Н. Любан, и др.), проблем воспитания и развития личности (А.А. Корольков, О.Е.Кошелева, А.Е.Лихачев, В.В.Мальцева, Л.А.Романова, О.В.Савина, Е.Шестун и др.), идей социального воспитания ребенка (Н.В. Ивочкина, Т.Ю.Купач, и др.), христианской психологии (Б.С. Братусь и др.) и др. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.
В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовное устроение человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жшни и духовного созревания как предмет и область особой заботы воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.
Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку именно сущностное понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса. "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса. С учетом изложенного была выбрана тема исследования -"Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского", проблема которого сформулирована следующим образом: каковы исходные положения педагогической системы BJB. Зеньковского . Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования - философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского.
Предмет исследования - теоретические основания педагогичекой системы В.В. Зеньковского.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- выявить фундаментальность и значимость для педагогической теории и практики философско-педагогического наследия В.В.Зеньковского;
- изучить методологическую основу педагогической системы В.В. Зеньковского;
- определить специфику антропологического подхода, разработанного В.В. Зеньковским, как основополагающего в решении педагогических проблем;
- определить возможности конструктивного использования основных теоретических положений педагогической системы В.В. Зеньковского в теории и практике современной педагогики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование педагогического наследия В.В. Зеньковского в современной гуманистической образовательной парадигме будет успешным , если:
- проанализированы его педагогические идеи;
- определены основные методологические позиции педагогической системы ученого;
- раскрыт в качестве основополагающего антропологический подход к решению педагогических проблем.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека, о творческой сущности личности, выступающей субъектом педагогического процесса, о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны: аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание - как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей; личностно-деятельностный подход; единство системного и целостного подходов в рассмотрении педагогических процессов; идеи педагогической антропологии.
Основными методами исследования являются: сравнительно исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и теоретико-педагогических источников, систематизация и классификация, теоретическое моделирование основных положений изучаемой педагогической системы.
Источники исследования: творческое наследие В.В. Зеньков-ского - работы по психологии и педагогике: «Вопросы философии и психологии», «Проблемы психической причинности», «Психология детства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика»; труды философские и антропологические: «Автономия и теономия», «Об иерархическом строе души», «О значении воображения в духовной жизни», «Основные принципы христианской космологии», «Современное учение о разуме», «История русской философии», «Очерк моей философской системы», «Основы христианской философии» и др.; а также работы связанные с изучением его творческого наследия; русская религиозно-философская литература и др.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1995-1997 гг.) - поисковый: изучение творческого наследия В.В. Зеньковского, теоретический анализ философской, педагогической литературы; определение темы, проблемы, гипотезы исследования, формулирование предмета, цели и задачи исследования
Второй этап (1997-1999 гг.) - теоретический: определение теоретико-методологических оснований исследования, изучение, анализ и систематизация основополагающих идей определяющих педагогическую систему ученого и их характеристика; апробация экспериментальных программ для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.
Третий этап (1999-2000 гг.) - обобщающий: уточнение концептуальных подходов, публикация отдельных результатов исследования, формулирование заключения и выводов, литературное оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Система творческого наследия В.В. Зеньковского, исходными положениями которой являются философские, антропологические, психологические, педагогические знания в их интегративной взаимосвязи.
2. Методологические основы педагогической системы В.В. Зеньковского, включающие:
- установление целей воспитания, не выводимых из нее самой, в качестве исходного постулата педагогической системы ;
- системный подход, решение педагогических задач в общекуль-турно-социальном контексте;
- антропологический подход к решению педагогических проблем;
- широкое использование в педагогике современных научных данных в области человекознания;
- примат личностного подхода в решении педагогических задач;
- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;
- обращение к свободе педагога с вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
З.Основные положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:
- чение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;
- учение о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим;
- новое понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания;
- представление о двух видах духовности;
- определение детства как самоценного периода человеческой жизни;
- учение о внутренней логике духовной жизни;
- значимость жизни тела для духовного устроения личности.
4. Основные направления реализации педагогических идей В.В. Зеньковского в сфере современного образования и воспитания :
- учение о целостности и иерархичности личности (дух-душа-тело) предполагает заботу школы о всех сферах ее реального бытия ;
- духовно-нравственное воспитание, является центральной задачей педагогической работы в школе;
- развитие системы дополнительного (в том числе негосударственного) образования является важнейшим условием создания единого культурно-образовательного пространства на принципах, способствующих духовно-нравственному развитию личности;
- использование антропологических основ Цедагогической системы В.В.Зеньковского при разработке содержания образования, подготовке и переподготовке педагогов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы:
• впервые проведено исследование теоретических основ творческого наследия В.В. Зеньковского и показана его фундаментальность и значимость для теории педагогики с позиций светской педагогической культуры;
• расширена область основных идей и достижений педагогической антропологии;
• предложены новые смыслы педагогических понятий, отражающих духовно-нравственную сферу личности;
• обоснованы возможности применения педагогических идей В.В.Зеньковского в сфере современного воспитания.
Практическая значимость исследования. Разработанные на основе творческого наследия В.В. Зеньковского материалы (учебные программы для вузов и институтов повышения квалификации, программы спецкурсов для старших классов общеобразовательных школ и др.) возможно использовать в преподавании философии образования, истории философии, истории религии, истории педагогики, педагогической психологии, в разработке личностно-ориентированных педагогических технологий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается аргументацией и доказательностью избранной методологии, репрезентативностью источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и выводы диссертации; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам; личным педагогическим опытом соискателя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Основные его положения докладывались на международных и Всероссийских конференциях, научно-практических семинарах, совещаниях, чтениях, проводимых в Рязанском государственном педагогическом университете, Рязанском областном институте развития образования (1996,1997, 1998, 1999, 2000 гг.) г. Рязань, а так же в Москве (1998, 1999, 2000 гт.). Отдельные положения работы легли в основу проблемного семинара «Духовно-нравственное воспитание личности», курсов краткосрочного обучения «Традиционная духовность и основы нравственности», курсов длительного обучения «Основы православной культуры», проводимого автором данного исследования в Рязанском областном институте развития образования, спецкурса по проблемам духовно-нравственного воспитания для студентов Рязанского государственного педагогического университета. Автором разработана Концепция образования православной гимназии (г.Рязань). Основные положения работы, ее содержание могут быть использованы при разработке курсов: по истории педагогики, педагогическая психологии, философии образования и др.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
выводы
Подводя итоги в определении методологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского можно определить, что он проделав историко-философский анализ педагогических систем и опираясь на собственный педагогический опыт установил понятие личности в качестве центрального понятия педагогики и цели педагогических усилий. Поэтому антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах:
- установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой);
- системный подход, решение педагогических задач в общекуль-турно-социальном контексте;
- антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой;
- широкое использование современных научных данных в области человекознания;
- примат личностного подхода в видении педагогических задач;
- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;
- обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Анализ основополагающих идей В.В. Зеньковского о сущности антропологического подхода к процессу воспитания личности выявил его отличительные особенности, которые заключаются в следующем:
- в учении об органическом (целостном) характере духовно- душевной жизни и об ее иерархическом устроении; о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим; новом понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания;
- представлении о двух видах духовности;
- определении детства как самоценного периода человеческой жизни;
- учение о внутренней логике духовной жизни;
- значимость жизни тела для духовного устроения личности.
Дух", "душа", "духовность" - основные категории христианской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять "свое" место как в методологии педагогической антропологии, так и в методологии образовательного процесс в вузе и в школе.
Общим для светской и православной педагогических культур в представлении сущности личности является признание ее духовной составляющей, сопряженности личности с системой мира, признание свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.
Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.
Реализация педагогических идей. В.В. Зеньковского в теории и практике современной педагогики возможна в следующих направлениях:
- учение о целостности и иерархичности личности (дух-душа-тело) предполагает заботу школы о всех сферах ее реального бытия;
- духовно-нравственное воспитание, как центральная задача педагогической работы в школе;
- развитие системы дополнительного (в том числе негосударственного) образования как условие создания «внешкольной среды», единого образовательного пространства на принципах, способствующих духовно-нравственному развитию личности; использование антропологических основ педагогической системы В .В. Зеньковского. в разработке содержания образования, подготовке и переподготовки педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теории и опыта отечественной педагогической культуры обнаруживает, что проблема духовно-нравственного воспитания человека во все времена являлась предметом изучения философов, психологов, педагогов, и центром их внимания была духовная сущность самого человека. В послереволюционный период эта проблема "замыкается" лишь на нравственные нормы, на идеологическую мораль, в результате чего происходит педагогическое и психологическое непонимание личности в ее целостности, когда духовная сущность личности выводится только из ценностей искусств, а нравственность представляется утилитарно.
Вместе с тем, проблема воспитания духовно развитой культурной личности в настоящее время актуализирована. Принципиальное значение в ее решении имеет обращение к теории и опыту отечественной педагогической культуры, где светская и православная педагогики взаимодействуют и взаимообогащаются.
В этой связи обращение к творческому наследию великого русского мыслителя и педагога начала XX века В.В. Зеньковского В.В. является чрезвычайно актуальным и значимым. В.В. Зеньковский вслед за К.Д. Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А. Ильиным и др, считал духовное устроение человека одной из важнейших задач воспитания.
В результате анализа творческого наследия В.В. Зеньковского можно говорить о том, что в творчестве ученого осуществляется синтез его основных тем: педагогики и психологии — антропологии и философии» общей культуры и теологии. Этот же синтез порождает и своеобразную постановку и метод решения педагогических проблем. Ученый считает, что педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении и освещать свои основные проблемы в свете тех принципов, которые ей дает антропология, философия и религия.
При хронологическом анализе работ выявляется тема, которая является стержневой для творчества В.В. Зеньковского - просветить светом христианского знания и веры все области человеческой культуры, в том числе педагогику.
В.В. Зеньковский строит свою педагогическую систему на фундаменте - философии, антропологии, педагогики, религии. Широта привлекаемого ученым материала из области философии, педагогики, психологии, антропологии для решения педагогических проблем, сам метод использования для построения педагогической системы знаний из разных областей говорит о фундаментальности и значимости творческого наследия ученого.
Педагогическая система В.В. Зеньковского базируется на интеграции основополагающих идей философии, педагогики, психологии, что позволило ученому дать фундаментальное научное обоснование теории антропологического подхода к разработке проблем воспитания и развития личности, которое в свете гуманистической парадигмы образования является значимым вкладом в теорию и практику современной педагогики.
Методологическая основа педагогической системы В.В. Зеньковского представлена синтезом научных и богословских знаний о сущности личности, законах и закономерностях ее становления и развития, особенностях педагогического воздействия на процесс воспитания, в котором главным ориентиром является духовно-нравственное возрастание личности.
Антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах: установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой); системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте; антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой; широкое использование современных научных данных в области человекознания; примат личностного подхода в видении педагогических задач; приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами; обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Анализ основополагающих идей В.В. Зеньковского о сущности антропологического подхода к процессу воспитания личности выявил его отличительные особенности, которые заключаются в следующем: в учении об органическом (целостном) характере духовно- душевной жизни и об ее иерархическом устроении; о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим; новом понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания; представлении о двух видах духовности; определении детства как самоценного периода человеческой жизни; учение о внутренней логике духовной жизни; значимость жизни тела для духовного устроения личности.
Общим для современной педагогической теории и практики и педагогической системой В.В. Зеньковского является признание духовной составляющей личности, ее сопряженности с системой мира, признание свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.
Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят о необходимости обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.
Исходя из позиций педагогической системы В.В. Зеньковского в светскую педагогическую культуру, в педагогическую систему воспитания и развития личности, следует привнести принцип интегрирования духовной и практической задач воспитания изначально, то есть в соответствующей постановке целей и задач воспитания личности в ее целостности социального и духовного.
При подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию личности, как важнейшего пути решения проблемы духовно-нравственного возрождения общества, в содержание педагогического образования на всех его этапах должны быть соответствующие знания о духовной сущности личности с позиций христианской антропологии.
Реализация педагогических идей. В.В. Зеньковского в теории и практике современной педагогики возможна в следующих направлениях:
- учение о целостности и иерархичности личности (дух-душа-тело) предполагает заботу школы о всех сферах ее реального бытия; духовно-нравственное воспитание, как центральная задача педагогической работы в школе; развитие системы дополнительного (в том числе негосударственного) образования как условие создания «внешкольной среды», единого образовательного пространства на принципах, способствующих духовно-нравственному развитию личности; использование антропологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского. в ч разработке содержания образования, подготовке и переподготовки педагогов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зверева, Татьяна Ивановна, Москва
1.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург 1995.
2. Зеньковский В.В. «Вопросы христианской антропологии».М:1993.
3. Зеньковский В.В. Вступая в меру возрастаУ/Православная беседа, 1992, N8-9, С.8-11.
4. Болдуин Д.М., проф. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы.Т.1 .М., 1911, Т.2.М.Д912.
5. Введенский А., проф. Психология веры/Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии/ Св.-Тр.Серг.Лавра,1899.0тт. из Бо-гослов.Вест.,1899.
6. Ильин И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности.// Вопросы философии и психологии, 1917 кн.4-5/139-140, отд.1, С.151-227
7. И.А.Ильин "О национальном воспитании", М.1991, с.237-241.
8. Коменский Ян Амос. Великая диалектика. М.,1896.
9. Сикорский Й.А.,проф. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей. ред.П.Каптеев.СПб.,1902.
10. Ю.Затворник Феофан, епископ. Семя благодатной жизни.//Православная беседа, 1991 N1, С.9
11. Затворник Феофан, епископ. Путь ко спасению.М.1899
12. РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ1. ОБРАЗОВАНИЯ1. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
13. Проректор по УМРРектор РИРО1. Проректор по НИР1. ЗавкафедройА.Д.Кувшинкова1. Учебно-тематический планпроблемного семинара на базе Спасского района, Рязанской области
14. Духовно-нравственное воспитание личности"
15. Цель: знакомство слушателей с формами и методами духовно-нравственного воспитания личности на основе духовной традиции.
16. Категория слушателей: педагоги и зам. директора по воспитательной работе школ и ПУ Спасского района1. Срок обучения: 72 часа.
17. Режим занятий: 4 часа в день
18. Наименование разделов и дисциплин Всего Час. В том числе: Форма контролялек ц. Пр. Зан Др у- гие кон с. Са м. Раб
19. Духовная традиция в воспитании личности. 24 16 4 4 Текущий
20. Христианская антропология о личности человека 12 8 2 2
21. Воспитание духовного начала в личности 12 8 2 2
22. Наименование разделов и дисциплин Всего Час. В том числе: Форма контролялек ц. Пр. Зан Др у- гие кон с. Са м. Раб
23. Нравственное начало в становлении личности 12 8 4 Текущий
24. Формирование нравственного сознания 4 4
25. Свобода нравственного самоопределения 8 4 4
26. Региональный компонент в воспитании духовно-нравственной личности 24 12 8 4 Текущий
27. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности 8 4 4
28. Этно-национальные ценности в системе воспитания 16 8 4 4
29. Спецкурс по выбору. 8 4 3 1 Текущий
30. Тоталитарные секты и деструктивные культы.42. Протестантские секты 5 Диагностика 2 2
31. Итоговый контроль 2 2 Зачет1. ИТОГО 72 40 19 4 9
32. Руководитель курсов Зверева Т.И.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
33. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -336 с.
34. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль,1991. -286 с.
35. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.:1. Наука, 1977. -380 с.
36. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Изд-во КГУ, 1988. -235 с.
37. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253 с.
38. Антология педагогической мысли России второй половины
39. XIX начало XX вв. /Сост. П.А.Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. -454 с.
40. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х т. -М.: АО Аспект пресс, 1994. -398 с.
41. Анцыферова JI. И. К психологии личности как развивающейсясистемы. //Психология формирования и развития личности. -М.: Просвещение, 1981. -С.3-19.
42. Апраущев А.В. Стать человеком. -М.: просвещение, 1992. -110с.
43. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. -М.: Изд-во Свято-Тихон. Богосл. ин-а, 1997. -136 с.
44. Архим. Серафим (Соболев). Русская идеология. -СПб.: Нева, 1993. -298 с.
45. Архим.Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. -М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. -236 с.
46. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие. -М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. -284 с.
47. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. -М.: Просвещение, 1989. -С.3-12.
48. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
49. Атутов П.Р. Технологии и современное образование //Педагогика. -1996, -№ 4, -С. 11 -14.
50. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс: Избр. пед. труды. -М.: Педагогика, 1989. -284 с.
51. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы /Под. ред. О.С.Газмана. -М.: Наука, 1989.
52. Баррон Ф. Личность как функция программирования человеком самого себя //Вопросы психологии. -1990, -№ 2. -С.6-9.
53. Беляева В.А. Самовоспитание студентов в целостном процессе формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя /Под. ред. В.А.Сластенина. -М.: Изд-во МПГИ, 1989. -С.36-38
54. Бердяев Н. А. Самопознание. -М.: Изд-во Книга, 1991. -445 с.
55. Бердяев Н.А. О назначении человека //Мир философии. -1991. -№8.-С.18-21.
56. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человече. ских взаимоотношений. -М.: Промет., 1992. -384 с.
57. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. -398 с.
58. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика, -1996, -№ 1. -С.25-27.
59. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. -М.: Просвещение, 1987. -112 с.
60. Библер B.C. Две культуры. Диалог культур (Опыт определения)//Вопросы философии. -1989, -№ 6. -С.31-42.
61. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования //Педагогика, -1994, 5. -С.18-21.
62. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика, -1996, -№ 1. -С. 19-23.
63. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //Проблема общения в психологии. -М.: Наука, 1981. -С.241-263.
64. Бодалев А.А. Личность и общение. -М.: Международ, пед. академ., 1995. -328 с.
65. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.
66. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности
67. Психология формирования и развития личности. -М.: Просвещение, 1981. -С.257-283.
68. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопр. психол., -1992, -№ 3-4. -С.9-11.
69. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. -М.: Наука, 1994. -217 с.
70. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. -М.: Наука, 1977. -309 с.
71. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психол. журн., -1991, Т.12, 6. -С.3-11.
72. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -325 с.
73. Булаев Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1998. -18 с.
74. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (интеллигенция и религия). СПб: Нева, 1993. -136 с.
75. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1996. -16 с.
76. Вересов Н.Н. Образование как способ развития индивида: Концепция Гегеля /В кн.: Культура, образование, развитие индивида. -М.: Наука, 1990. -С. 189-234.
77. Верховский С. Отец Василий Зеньковский //Новый журнал.-Нью-йорк, 1962. N7;
78. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Пояснительная записка. -М.: Учительская газета, 1993. -№31.
79. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. -М.: Учительская газета, 1993.-№33.
80. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1982-1984. Т.2.-229 с.
81. Выготский Л.С. Лурия A.P. Этюды по истории поведения. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. -221 с.
82. Высшее образование в России. -М.: Педагогика, 1994, -157 с.
83. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. -М.: Просвещение, 1989. -С.41-46.
84. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Педагогика, 1995. -483 с.
85. Глебов Б. Возвращение православной педагогики //Высшее образование в России. -1993, -№ 2. -С.32-35.
86. Голубева Э.А., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании: Философия образования. //Alma mater. -1997, -№10. -С.13-17.
87. Горелов А.А. Древо духовной жизни. М.: Школа-Пресс, 1994. -123 с.
88. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -79 с.
89. Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.НЛеонтьева //В кн: Проблемы развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1986.
90. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии //Психол. журнал., 1986. т.9, -№ 4. -С.23-28.
91. Давыдов В.В. Философско-психологические идеи развивающего обучения. -М.: Интор, 1994. -108 с.
92. Джемс У. Психология. -М.: Педагогика, 1991. -369 с.
93. Долженко О.В. Очерки по философии образования. -М.: Про-мо-Медиа, 1995. -240 с.
94. Добротолюбие. Т.2. -Троице-Сергиева Лавра, 1992. -127 с.
95. До донов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. -272 с.
96. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности //Советская педагогика. -1974. -№ 5. -С.67-76.
97. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. -М.: Изд-во Луч, 1991. -189 с.
98. Закон Российской Федерации Об образовании. -М.: Новая школа, 1992. -58 с.
99. Зайцев Б. Ушедшему // «Вестник РСХД» N66-67. Париж,1962.
100. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -128 с.
101. Зеньковский В.В, Очерк моей внутренней биографии // Вестник РСХД N66-67. -Париж: 1962
102. Зеньковский В.В. Из моей жизни (неопубл. Воспоминания)// Вестник РСХД N72-73.- Париж: 1964г.
103. Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // Вестник
104. Прага: 1925-С.12-14 77.3еньковский В.В. Проблемы школьного воспитания в эмиграции /
105. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме//Русская школа за рубежом.^: Прага:1924-С.14-15
106. Зеньковский В.В. Курс общей психологии -.Прага: 1925.
107. Зеньковский В.В. Факты и наблюдения (Психология современной молодежи//Путь N8. Париж
108. Зеньковский В.В. Из воспоминаний // «Вестник РХД» N139. -Париж: 1983-И 2с.
109. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии //Страницы русской зарубежной печати. -М.: Изд-во Канон, 1990. -С. 15-20.
110. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. JL: МП ЭГОД991. /Париж: УМСА-PRESS, 1989. -т.1 -469 е., т.2 -477 с.
111. Зеньковский В.В. Психология детства. -Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1995. -344 с.
112. Зеньковский В.В. Педагогика. -М.: Свято-Тихон. Богослов, ин-т, 1996. -153 с.
113. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. -М.: Изд-во канон, 1996. -557 с.
114. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке //Педагогика.1997,-№ 6. -С. 18-21.
115. Зеньковский В.В. Опыты православной педагогики// Вопросы православной педагогики. Вып. 1.- М: 1992, С.4
116. Зеньковский В.В. Автономия и теономияУ/Путь N3 .-Париж:1926-С.28-34.
117. Зеньковский В.В. О значении воображения в духовной жизниУ/Путь N32 -Париж: 1932-С.8-1298.3еньковский В.В. Зло в человеке// Путь. N56-IIaproK:1938-C. 10-14.
118. Зеньковский В.В. Аполагетюса: Париж,-1957
119. Зеньковский В.В. Современные учения о разуме//Православная мысль. Вып 11.:Париж-1957-С.32-34.
120. Зверева Т.И. Проблема личности в педагогической системе В.В. Зеньковского// сб. научных трудов Всеросс. науч.-практ. семинара Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях». Рязань: РГПУ,2000.-С.40-42.
121. Проблема личности в христианской антропологии// сб.: Материалы междунар. науч. конф. «Христианство и образование».— М.: фонд «Добро»,2000.- С.54-57.
122. Звервеа Т.И. Негосударственное православное образовательное учреждение. Методические рекомендации.- Рязань: РИРОД999.-1,5 п.л.
123. Зверева Т.И. Лжедуховность и сектантство на школьном пороге: история и современность. Методические рекомендации. — Рязань, РИРО,1999. 1.5 п.л.
124. Ильенков Э.В. Что такое личность? //С чего.начинается личность. -М.: Политиздат, 1983.-413 с.
125. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России /В кн.: О русском национализме. Что сулит миру расчленение России? -Новосибирск, 1991. -С.38-51.
126. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Соб. соч.: В 10 т.-М.: Русская книга, 1993. т.1. -478 с.
127. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. -М.: Русская книга, 1993.-136 с.
128. ПО.Каптерев П.Ф. Педагогическийпроцесс: Избр. пед. соч. /Под. ред. А.М.Арсеньева. -М.: Педагогика, 1989. -387 с.
129. Ш.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: МП Новая школа, 1993. -80 с.
130. Кирдяшова Е.В. Становление и эволюция педагогических воззрений В.В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Автореф. канд. пед. наук, Н.Новгород., 1998г. 18С.
131. Корольков А.А. Читая Зеньковского//Педагогика., 1996, N4 С/6165
132. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Просвещение, 1993. -237 с.
133. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980.-96 с.
134. Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.ЗеньковскомуУ/ Педагогика. 1998г.,N7, С.88-92
135. Лихачев А.Е. Учительное служение Православной Церкви в отношении к подрастающему поколению// Просветитель. Вестник духовного просвещения. Вып.1.С.14-19, М.,1994.
136. Лихачев А.Е. Вопросы православной педагогики в трудах протоиерея Василия Зеньковского.- Дисс. канд. богословия Московская Духовная академия, 1995 г. С.312
137. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.282 с.
138. Лихачев Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии. -1990. -№ 4. -С.17-19.
139. Личность: определение и описание //Вопр. психол., -1992. -№ 3-4. -С.41-49.
140. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М: Политиздат., 1991. -524 с.
141. Лосский Н.О. История русской философии. -М.: Прогресс, 1994. -458 с.
142. Лосский В.Н. Мистическое богословие // Богословские труды. N8, М.,1972
143. Любан Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте. Автореф.канд.пед. наук., М.,1999 г.
144. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. -М.: Знание, 1991.80с
145. Мальцева В.М. Проблема развития личности в трудах В.В. Зеньковского// Российское зарубежье образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX в. -Саранск, 1998 г.С.112-120.
146. Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2-х т. Казань: Изд-во КГУ, 1998.
147. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. -Казань: Репринт, изд., 1992. -109 с.
148. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. -М.: Просвещение, 1985. -123 с.
149. Никандров Н. Воспитание и религия //Советская педагогика. -1991.-№ 12. -С.3-7.
150. Никандров Н.Д. Духовность залог свободы человека //Школа духовности. -1998. -№ 2, -С.40-44.
151. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. -М.: Школа-Пресс, 1994. -192 с.
152. Новгородцева Н.И. Об общественном идеале. Избранное. -М.: Просвещение, 1991. -167 с.ч 135.Осипов А.И. Основное богословие. -М.: Изд-во Моск. патриархата, 1994. -124 с.
153. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под. ред.
154. A.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1986. -389 с.
155. Основы православного образования в России: Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. -М.: АОЗТ Просветитель, 1994. -13 с.
156. Основы христианской православной веры /Сост. прот.
157. B.Глиндский. -М.: Паломник, 1994. -287 с. 139.0совский Е.Г., Кирдяшова Е.В. Педагогическая деятельностьи взгляды В.В. Зеньковского//Российское зарубежье образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX в. — Саранск, 1998 г.С.102-112
158. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. -М.: Изд-во ИМПЭТО, 1997. -83 с.
159. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. -255 с.
160. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. -М.: Педагогика, 1991. -187 с.
161. Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Избр. пед. соч. -М.: Просвещение, 1953. -456 с.
162. Пирогов Н.И. Образование и воспитание: Избр. пед. соч. -М.: Просвещение, 1985. -463 с.
163. Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -184 с.
164. Психология личности. Тексты. -М., 1982.
165. Психология развивающейся личности /Под. ред. А.В.Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -301 с.
166. Психология эмоций: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -294 с.
167. Путь ко спасению. Соч. епископа Феофана . 3-я часть. -М.: Изд-во Моск. патриархата /Репринт. -1899. -346 с.
168. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. -М.: Наука, 1957.-134 с.
169. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -325 с.
170. Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М.: Просвещение,1989. -624 С.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989, т.1. -423 с.
171. Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность? // Школа духовности -1998. -№ 2, -С.45-49.
172. Священник Дмитрий Григорьев. Отец Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль XX века». Питсбург, 1975. С.343-356).155.
173. Романова Л.А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В. Зеньковского. .-Автореф.канд. пед. наук/Владимир, 1996 г.
174. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. -М.: Изд-во Посад, 1994. -187 с.
175. Святитель Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. -М.: Изд-во храма Космы и Дамиана, 1995. -31 с.
176. Семенов Е.Е., Бородич В.М. Человек и образование //Совр. высшая школа. -1992. -№ 1-4. -С.29-32.
177. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности, -М.: Наука, 1986. -96 с.
178. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Педагогическое образование для XXI века: Материалы международ, науч. конф. 3-4 апреля 1994. -М.: Прометей, 1994. -С.3-8.
179. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека //Вопр. психологии. -1986, -№ 6. -С.7-9.
180. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. -М.: Школа-пресс, 1995. -381 с.
181. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. -М.: Изд-во Моск. патриархии, 1996. -16 с.
182. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995. -251 с.
183. Советский энциклопедический словарь /Под. ред. А.М.Прохорова. -М.: Наука, 1980. -1600 с.
184. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект). -М.: Наука, 1987. -129 с.
185. Становление гуманистического мировоззрения личности / Под. ред. Р.М.Роговой. -М.: Просвещение, 1995. -218 с.
186. Степашко Л.А. Духовность как доминанта педагогического образования //Педагогика. -1977, -№ 6. -С.117-119.
187. Столин В.В. Самосознание личности. -М.: Мысль, 1983. -186 с.
188. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. -М.: Педагогика, 1992. -168 с.
189. Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М.: Политиздат, 1987. -136 с.
190. Толковый словарь русского языка /Под. ред. Д.Н.Ушакова: -М.: Гос. изд-во иностран. и национ. словарей, 1935. -144 с.
191. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника). Психолог, журнал, -1991. -т. 12, -№ 6. -С.22-24.
192. Троицкий М.М. Наука о духе. Общие свойства и закономерности человеческого духа: В 2-х т. -М., 1882.
193. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика. -1998. -№ 2. -С.3-8.
194. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. -JL: Изд-во ЛГУ, 1978. -124 с.
195. Тхагонсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров //Педагогика. -1998. -№ 1. -С.66-72.
196. Ухтомский А.А. Доминанта. -М.: Наука, 1966. -224 с.
197. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч.: в 11т., т.8. -М.: Просвещение, 1950. -346 с.
198. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании: Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1968. -387 с.
199. Ушинский К.Д. Педагогические соч.: В 6 т. -М.: Просвещение, 1988.
200. Ушинский К.Д. и русская школа /Под. ред. Е.П.Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994. -86 с.
201. Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Просвещение, 1981.-118 с.
202. Философия /Под. ред. В.ПЛСохановского. Ростов н/Д.: Южное отд. РАО, 1996. -389 с.
203. Философия образования для XX века. -М.: Просвещение, 1985. -136 с.
204. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. -М.: Просвещение, 1991. -87 с.
205. Флоренская Т.А. Диалог как духовно развивающее общение. -М.: Просвещение, 1996. -114 с.
206. Франк C.JI. Духовные основы общества. -М.: Мысль, 1992. -166 с.
207. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Политиздат, 1990. -238 с.
208. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. -447 с.
209. Фромм Э. Человек для себя. -Минск: Высшая школа, 1992. -127 с.
210. Человек и его ценности. -М.: Политиздат, 1988. -153 с.
211. Челпанов Г.И. Мозг и душа. -М.: Изд-во Круг, 1989. -348 с.
212. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Просвещение, 1993. -208 с.
213. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Просвещение, 1993. -196 с.197.1Пиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. -Ростов н/Д: АО Цветная печать, 1995. -87 с.
214. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. -М.: Просвещение, 1994. -204 с. 199.Юнг К.Г. Феномен духа в истории и науке. -М.: Мысль, 1992. -251 с.