автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников
- Автор научной работы
- Васильева, Дина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саратов
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Васильева, Дина Николаевна, 2001 год
Введение 3
Глава 1. Творческое саморазвитие личности школьника как педагогическая проблема в свете современных образовательных тенденций.
1.1. Сущность творческого саморазвития школьника 15
1.2. Особенности творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и на внеклассных художественно-творческих занятиях 32
1.3. Обоснование и разработка педагогической модели творческого саморазвития школьника 48
Выводы 67
Глава 2. Исследование эффективности педагогической модели творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях.
2.1. Цель и этапы проведения исследования 69
2.2. Констатирующий этап эксперимента 72
2.3. Этап апробации и внедрения модели творческого саморазвития школьника в процессе обучения музыке, МХК и на внеклассных занятиях 91
2.4. Заключительный этап эксперимента 110-125 Выводы 126
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников"
В условиях состояния нашего общества, переживающего период радикальных перемен в экономической, политической, социальной и культурной сферах, неизмеримо возрастают роль и значение личностно ориентированной педагогики. Принципы и нормы данной педагогики предполагают создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации личности -важнейших составляющих социализации и индивидуализации каждого подростка. От того насколько эффективно осуществляются эти процессы, в большей мере зависят успешность деятельности школьника, его общественная активность и, наконец, личное счастье каждого учащегося.
Социальный заказ, адресованный школе, существенно изменился: вместо прежней установки, когда учащийся рассматривался как объект воспитания (что характерно для экстенсивного процесса развития личности), возникла потребность в формировании активной, инициативной личности, способной к созидательной деятельности на основе творческого саморазвития. В этой связи высшие и средние образовательные учреждения переориентируются на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, когда активизируются и интенсифицируются процессы развития и творческого саморазвития обучаемого, при которых его личность выступает как субъект.
Не вызывает сомнения тот факт, что школьные предметы "Музыка" и МХК (Мировая Художественная Культура) обладают огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.
Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд наиболее актуальных проблему создания необходимых психолого-педагогических условий для творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях, а также технологического обеспечения данного процесса.
В связи с этим значительно возросла потребность в исследовании и анализе содержательных и структурно-функциональных основ условий, механизмов и средств творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. То есть возникла необходимость разработки гибких моделей организации творческого саморазвития школьников.
Теоретические и практические трудности, связанные с организацией процесса творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях в общеобразовательной школе, требующие скорейшего преодоления, позволили сформулировать проблему нашего исследования -теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников.
Различные аспекты проблемы творческого саморазвития личности активно разрабатывали философы: Бахтин М.М. [12], Бердяев Н.А. [13, 14], Кант И. [81], Капица П.Л. [82], Сократ, Гердер И., Фейербах Л. [ 198].
Исследованиям развития творческого мышления учащихся в школе и вузе посвящены работы Ильясова К.Н. [63], Кулюткина Ю.Н. [102], Лука А.Н. [119] и других.
Педагогические вопросы проблемы творческого саморазвития личности анализируются в работах Андреева В.И. [6], Библера B.C. [20], Волкова И.П. [27], Вяткина Л.Г., Тарского Ю.И. [34],
Железовской Г.И., Караковского В.А. [197], Париновой Г.К. [122].
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют исследования психологов — Теплова Б.М. [195], Ананьева Б.Г. [4], Леонтьева А.Н. [112], Нечаева А.П. [144], Платонова Ю.П. [155], Пономарева Я.А. [159] и других, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества.
Творчество как предмет самостоятельного исследования всегда представлял особый интерес для педагогической теории и практики.
Изучением различных его аспектов занимались Бабанский Ю.К. [11], Макаренко А.С. [121], Шацкий С.Т.[208], Меркин Г.С. [130], Новоминский А.Н. [149], Обухова Н.П. [150] и другие.
В современных исследованиях общим вопросам воспитания человека культуры, формирования творческой личности учащегося, созданию атмосферы раскрепощенности, свободы посвящены работы Бондаревской Е.В. [22], Газмана О.С. [35], Серикова В.В. [180], Князевой М.М.[88], Квятковского Е.В. [83] и других.
Наиболее многочисленны работы Абросимовой Г.В., Андреева В.И., Бухвалова В.А, Волкова Й.П., Гарунова М.Г., Загвязинского В.И. Ильясова К.Н., Кан-Калика В.А, Поташника М.М., Раченко И.П., Сластенина В.И. [3, 6, 24, 26, 37, 59, 63, 68, 79, 161, 162, 174, 175, 181], рассматривающие различные аспекты творческого развития ребенка через призму творческой деятельности учителя.
В ряде научных работ анализируется творческость как качество личности в аспекте музыкального развития (Асафьев Б.В. [10], Шацкая В.Н. [207], Демьянчук А.Н. [52], Цукерман B.C. [205], Назайкинский Е.В. [140], Тарасов Г.С. [189]).
Изучению связи творческого саморазвития школьников с формированием их художественной культуры, а также рассмотрению первого в аспекте творческого вида музыкальной деятельности посвящены работы Тельчаровой Р. А. [191], Глазыриной Е.Ю. [41], Медушевского В.В. [128].
В последнее время проблема творческого саморазвития личности исследуется по следующим направлениям: одни ученые рассматривают его как "подсистему" творческой деятельности [210, 220]; другие - как интегративное образование, имеющее личностный и деятельностный аспекты [165, 217]; третьи, не отрицая тесной взаимосвязи между данными аспектами, уточняют их различия, подчеркивают специфику, выделяют процесс "самости"[116, 148].
Отдельные аспекты проблемы творческого саморазвития школьников на уроках музыки и внеклассных занятиях по музыке разрабатываются в работах Кабалевского Д.Б. [72], Апраксиной О.А. [8, 9], Абдулина Э.Б. [1], Терентьевой Н.А. [166], Кошминой И.В., Алеева В.В. [167], Айзикович T.J1. [169], где исследуются закономерности творческой музыкальной деятельности, рассматриваются методики организации творческого восприятия детей, апробируются различные творческие задания. Несмотря на огромную теоретическую , и практическую значимость перечисленных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.
Проведенные исследования по выявлению эффективных путей подготовки будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности (Кухарев Н.В. [107], Сластенин В.А. [181]) показывают, что, несмотря на широкий спектр разработок, педагогические вузы по- прежнему готовят учителей, склонных преимущественно к организации репродуктивной деятельности обучаемых, слабо, а то и вовсе не ориентированных на творчество.
Как справедливо считает Андреев В.И. [5, 6, 7], одна из причин этого кроется в отсутствии целенаправленного, научно-организованного подхода к проблеме организации творческого саморазвития личности ( как учащегося, так и учителя).
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований выше названных авторов следует подчеркнуть, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы творческого саморазвития школьников на уроках музыки и на внеклассных художественно-творческих занятиях, она не стала еще предметом специального изучения.
На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на активную, самостоятельную, творческую личность и научным, целенаправленным подходом к ее формированию; потребность в разработке, апробации и внедрении педагогической модели, обеспечивающей эффективное достижение поставленной цели в период обучения школьников в общеобразовательной школе.
Таким образом, имеются противоречия между: объективными потребностями общества в самостоятельной, творчески саморазвивающейся личности и отсутствием внимания общеобразовательных школ к этой проблеме; необходимостью определения сущности и специфики творческого саморазвития учащихся средствами искусства и слабой теоретической и практической разработкой проблемы. важностью организации процесса творческого саморазвития детей и отсутствием соответствующих педагогических моделей обучения.
Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования "Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников" (на материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий).
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников.
Цель исследования: разработать, научно обосновать, апробировать на практике и внедрить педагогическую модель творческого саморазвития школьника. (На материале уроков музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях.)
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, инновационные тенденции в системе среднего образования, в основу данного исследования была положена следующая гипотеза: теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных занятиях будет более успешным, если:
• рассматривать его как одно из приоритетных направлений процесса обучения на уроках музыки, МХК в средней общеобразовательной школе;
• раскрыта специфика творческого саморазвития школьника, связанная с художественно-творческой деятельностью;
• разработана и внедрена педагогическая модель, позволяющая теоретически и технологически обеспечить эффективность процесса творческого саморазвития школьника;
• предложена методика диагностики уровней творческого саморазвития школьника.
Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были разработаны конкретные задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятий: "творческое саморазвитие личности", "готовность к творческому саморазвитию школьника", "условия творческого саморазвития школьника", а также рассмотреть сопряженные с этой категорией понятия в рамках понятийно-терминологического аппарата современной педагогической науки.
2. Теоретически обосновать и проверить в ходе эксперимента эффективность педагогической модели творческого саморазвития школьников средствами искусства.
3. Спроектировать критериальную систему определения уровней творческого саморазвития на различных этапах становления личности школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• философские концепции творчества и его роли в становлении личности (Кант И., Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Капица П.Л. и др.);
• концепция деятельностного подхода в развитии личности (Выготский Л.С., Щукина Г.И. и др.);
• психолого-педагогические теории творческой деятельности (Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Платонов Ю.П., Пономарев Я.А., Маслоу А. и др.); ч
• концептуальные психолого-педагогические исследования процессов "самости" (Андреев В.И., Вяткин Л.Г., Газман О.С., Кулюткин Ю.Н., Сериков В.В., Поташник М.М., Якиманская И.С.);
• труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Кабалевский Д.Б., Апраксина О.А., Абдулин Э.Б., Терентьев Н.А. и др-);
• концепция системно-целостного подхода к организации учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., Железовская Г.И., Кларин М.В., Извозчиков В.А.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили использование совокупности следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы по проблеме; моделирование; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы со школьниками, преподавателями, учителями школ; анализ деятельности школьников на всех этапах исследования; праксиметрию (изучение продуктов творческой деятельности школьников); диагностические методы (анкетирование, тестирование, ранжирование).
При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования явились МОУ (Муниципальные общеобразовательные учреждения) "Средняя общеобразовательная школа" № 67, 93, 49 г. Саратова.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период 1997 по 2001 гг.:
На первом этапе (1997 - 1999 ггЛ осуществлялся изучение, анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, педагогической и психологической литературе, а также знакомство с практикой работы традиционных и инновационных учебных заведений, определялись возможности различных воспитательных и дидактический средств в организации процесса творческого саморазвития личности. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать педагогическую модель, направленную на теоретическое и технологическое обеспечение процесса творческого саморазвития школьника.
Второй этап (1999 — 2000 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента. На данном этапе проводилась апробация и внедрение авторской модели творческого саморазвития школьника на уроках музыки, МХК и на внеклассных художественно-творческих зайятиях. Были выявлены уровни сформированное™ данного интегративного образования, проведена методическая работа с учителями г.Саратова (МОУ № 67, 93, 49, 55, 60, 61, 63, 87), студентами музыкально-педагогического факультета ПИ СГУ им. Н.Г.Чернышевского, координировалась деятельность преподавателей школы и вуза.
Третий этап (2000 — 2001 гг.) характеризуется дальнейшим внедрением модели творческого саморазвития в практику, обобщением итогов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе подготовлены и внедрены в практику научно- методические рекомендации, уточнены критерии оценки уровней творческого саморазвития подростков, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
•Теоретически углублены представления о сущности творческого саморазвития школьника, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий процесс творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и на внеклассных занятиях.
•Выявлен комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для становления творческого саморазвития школьника на уроках музыки, МХК и на внеклассных занятиях.
•Научно обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель творческого саморазвития школьника, включающая структурные и функциональные компоненты.
•Разработана и научно обоснована критериальная система уровней творческого саморазвития школьника на различных этапах его личностного становления, определена методика их выявления и соответствующий педагогический инструментарий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
•разработанная педагогическая модель творческого саморазвития школьника, интегрирующая структуру, содержание и технологическое обеспечение данного процесса в учебной и внеучебной творческой деятельности прошла апробацию и внедрение в МОУ «средняя общеобразовательная школа» № 67, 93, 49 г.Саратова;
•предложенный комплекс творческих заданий, направленных на саморазвитие школьников используется в практике работы общеобразовательных школ г.Саратова;
•результаты проведенного исследования имеют практическую значимость при составлении учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций по психолого-педагогическим дисциплинам в педвузе;
•разработанная методика диагностики уровней творческого саморазвития школьника обладает универсальным характером, что делает возможным ее использование в практике работы массовых и инновационных заведений, при аттестации и повышении квалификации педагогических кадров (выполнение творческих заданий), при подготовке специалистов различного профиля.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена опорой на методологию изучения саморазвития личности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.
На защиту выносятся:
1.Понятие о творческом саморазвитии школьника как интегративном личностном образовании, проявляющемся в разнообразной художественно-творческой деятельности, возникающем на основе ценностной значимости, личностно-индивидуальных мотивов, специальных творческих способов и имеющем результат в виде целенаправленной интенсификации процессов "самости".
2. Педагогическая модель творческого саморазвития школьника, представляющая собой систему теоретического и технологического обеспечения механизма реализации данного процесса на практике. (Ее структурные компоненты: цель обучения, дидактические задачи, дидактические процессы, содержание творческого саморазвития, организационные формы, системообразующий фактор. Функциональные компоненты: гностический, проектировочный, организационный, коммуникативный.)
3.Критериальная система диагностических методик, позволяющих определить уровень и проследить динамику творческого саморазвития школьника на различных этапах его становления.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа" № 67, 93, 49 г. Саратова.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики художественного воспитания и вокально-хоровых дисциплин Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, кафедры педагогики СГУ, педагогических советах школ г.Саратова, методических объединениях учителей музыки, МХК, семинарах в СарИПКиПРО в 1997 —2001 годах.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в шести публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения; проиллюстрировала таблицами, схемами. Структура работы определилась задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе 2.
Анализ экспериментальных данных по проверке эффективности разработанной педагогической модели творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях позволил сделать следующие выводы:
1. В традиционной системе обучения общеобразовательных школ уровень творческого саморазвития учащихся ниже среднего. Исходя из этого, учителя-практики нуждаются в педагогическом инструментарии, нацеленном на повышении данного уровня.
2. Процесс творческого саморазвития школьников требует конкретного теоретического и технологического обеспечения, что может быть осуществлено с помощью предложенной авторской педагогической модели, включающую структурные и функциональные компоненты.
3. Внедрение педагогической модели показало ее несомненную эффективность, что подтверждено количественными и качественными результатами. (На констатирующем этапе Кэ = 26,3 баллов, на этапе апробации и внедрения Кэ = 34,9 балла)
4. Диагностические методики по определению уровня творческого саморазвития учащихся на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях, которые были использованы в процессе эксперимента, позволяют максимально точно определить тенденцию увеличения или уменьшения исследуемых качественных показателей личности, что в конечном счете дает возможность определить уровень творческого саморазвития ребенка.
5. Предложенная педагогическая модель, включающая в себя цель, дидактические задачи, процессы, организационные формы традиционные и инновационные), конкретные методы (общепедагогические и специально-художественные), средства (государственные и альтернативные учебные программы; авторское учебно-методическое пособие и др.) способна не только повышать уровень, но и еще более совершенствовать процесс творческого саморазвития на всех этапах жизнедеятельности подростков.
Заключение.
Рассмотрение проблемы теоретического и технологического обеспечения процесса творческого саморазвития школьников на уроках музыки, МХК и внеклассных художественно-творческих занятиях позволяет нам подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать психолого-педагогические выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования.
Парадигма образования, связанная с личностно ориентированным обучением актуализировала проблему творческого саморазвития личности, требуя от поколения, вступающего в жизнь, высокого уровня сформированное™ процессов "самости".
Приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является творческое саморазвитие школьника, которое мы понимаем, как интегративное личностное образование, проявляющееся в разнообразной творческой деятельности, возникающее на основе ценностной значимости, личностно-индивидуальных мотивов, специальных творческих способов и имеющее результат в виде целенаправленной интенсификации процессов "самости".
Творческое саморазвитие представляет собой динамичное структурно-уровневое образование, отражающее единство целевого, мотивационного, операционного и результативного компонентов.
Степень сформированное™ данных компонентов в структуре личности позволила выделить различные уровни творческого саморазвития, к которым мы отнесли: 1) низкий, 2) ниже среднего, ч
3) средний, 4) выше среднего, 5) высокий.
Содержание каждого уровня творческого саморазвития подростка подразумевает определенную степень включенности в художественно-творческую деятельность, а также отражает динамику закономерного развития художественно-творческой деятельности, которая осуществляется от репродуктивного ее этапа через репродуктивно-творческий этап, творческо-репродуктивный этап к собственно творческому этапу.
Качественными характеристиками уровней творческого саморазвития учащихся нами были взяты следующие показатели, отражающие основные компоненты структуры личности и специфические особенности художественно-творческой деятельности: художествейно-творческая направленность (интересы, склонности, убеждения, потребности); адекватность самооценки реальных художественно-творческих возможностей; степень включенности в художественно-творческую деятельность; степень самостоятельности в выполнении художественно-творческих заданий.
Выделенные уровни рассматриваются нами как необходимые и обязательные ступени, ведущие к возникновению готовности, а затем формированию потребности в творческом саморазвитии у школьников-подростков.
Выявленные уровни творческого саморазвития учащихся позволяют проследить и проанализировать динамику его формирования на различных этапах обучения на уроках музыки, МХК и во внеклассной художественно-творческой деятельности в общеобразовательной школе.
Теоретическим и технологическим обеспечением процесса творческого саморазвития школьников на уроках эстетического цикла явилась разработанная, апробированная и внедренная в школах города Саратова педагогическая модель. Данная модель ч включала в себя как структурные, так и функциональные компоненты. К первым мы отнесли: приоритетную цель достижение высокого уровня творческого саморазвития подростком; дидактические задачи - формирование готовности к творческому саморазвитию, организация самого процесса творческого саморазвития посредством включения школьников в разнообразную художественно-творческую деятельность, формирование потребности в творческом саморазвитии у учащихся; дидактические процессы, подразумевающие прохождение мотивационного этапа, этапа собственно художественно-творческой деятельности и управление этой деятельностью; содержание творческого саморазвития, выраженное разнообразной художественно-творческой Деятельностью; организационные формы, представленные уроками музыки, МХК и внеклассными художественно-творческими занятиями; методы обучения; средства обучения, главным из которых явилось авторское учебно-методическое пособие "Интегративно-творческие задания по формированию готовности к творческому саморазвитию школьников"; результат обучения - высокий уровень творческого саморазвития детей. Функциональными компонентами, связывающими основные структурные компоненты экспериментальной педагогической модели были определены: гностический, проектировочный, организационный и коммуникативный. В диссертации раскрыто взаимодействие структурных и функциональных компонентов педагогической модели творческого саморазвития школьников.
Экспериментальная педагогическая модель представлена как совокупность дидактических, психологических и педагогических процедур, которые способствовали реализации поставленной цели -достижение высокого уровня творческого саморазвития.
Наряду с закономерностями и принципами традиционной педагогики особую значимость в педагогической модели творческого саморазвития подростков мы придавали принципу личностной ориентированности, предполагающим максимальное раскрытие художественно-творческих способностей старшеклассников, свободу выбора. Данный принцип явился системообразующим фактором всей экспериментальной педагогической модели творческого саморазвития школьников.
Теоретическое и технологическое обеспечение в виде предложенной модели творческого саморазвития подростков имеет общедидактическое значение, обладает универсальным характером и может применяться не только в рамках предметов эстетического цикла, но и стать ведущим звеном предметов гуманитарного цикла.
Эффективность экспериментальной педагогической модели определялась в соответствии с экспериментальной методикой и выявленными критериями. Разработанные диагностические методики определения уровней творческого саморазвития школьников позволили определить уровень сформированности данного интегративного образования как в целом, так и отдельных его компонентов.
Сопоставление результатов констатирующего, формирующего и заключительного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности педагогической модели, которая существенно повысила уровень творческого саморазвития школьников.
В результате апробации и внедрения предложенной педагогической модели творческого саморазвития школьников отмечена не только интенсификация процессов "самости" подростков, но и увеличение интеллектуального и эмоционального потенциала личности учащегося, выраженного через: более (по сравнению с этапом констатации) развитый эстетический вкус, ориентированный на истинно-ценные произведения искусства; способность к творческому созиданию; более развитую культуру общения, связанную с уважительным отношением к оценке художественно-творческих явлений (в том числе и собственных результатов художественно-творческой деятельности); эмоциональную отзывчивость.
В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены микроисследования среди преподавателей, родителей об их отношении к проблеме творческого саморазвития детей. Было выявлено, что несмотря на определенный интерес, данная проблема еще не нашла должного выражения ни в семье, ни в традиционной системе обучения музыке, МХК, носит эпизодический, нецеленаправленный характер, что говорит о недостаточности теоретического и практического материала к ее разрешению.
Проведенное исследованиё не исчерпывает полностью данную многофакторную проблему. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: разработка педагогической модели творческого саморазвития личности в системе высшего образования; программно-методическое обеспечение этого процесса; создание многоуровневой учебной программы, направленной на развитие творческих способностей обучаемых; разработка ведущих направлений совместной деятельности школы и внешкольных организаций, направленных на комплексное творческое саморазвитие личности и так далее.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Васильева, Дина Николаевна, Саратов
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение. - 1983. - 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности, М., Мысль, 1980. -336 с.
3. Абросимова Г.В. Интегративный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству, // Новые исследования в педагогических науках, вып. 1(57). М., 1991. 48 с.
4. Ананьев Б.Г. Избр.пед.труды : в 2-х т. М., Педагогика, 1980, 1 т.-230 е., 2 т. -287 с.
5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности., Из-во Каз. ун-та. 1988. -239 с.
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. кн. 1., Из-во Каз. ун-та, 1996. -566 с.
7. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе, вып. 10. М., Муз., 1975. 232 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983. 224 с.
9. Ю.Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, JI. Музыка. 1973,- 144 с.
10. П.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1982. -192 с. 12.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
11. З.Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.
12. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека.- М., 1915.
13. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение, 1992. -168 с.
14. Бернштейн С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). // Вопросы философии. 1966, № 3. С. 131 142.
15. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд- во ВГУ, 1977. -120 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. -190 с.
17. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно- методическое обеспечение учебно- воспитательных процессов подготовки специалистов // Учебно- методическое пособие. М., Высшая школа. 1989.-144 с.
18. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Просвещение, 1975. -399 с.
19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на-Дону, 1983. -176 с.
20. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработкд. Ростов-на-Дону РГПУ, 1995. 32 с.
21. Бондаревский В.Н. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика. 1975, № 6. С. 98-104.
22. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества :Книга для учителя. М.,Просвещение. 1993. -96 с.
23. Веселова В.В. Традиции и новые ценности в системе образования
24. США // Педагогика. 1996, № 3. С.102-108.
25. Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности : Материалы научной конференции., Новосибирск. 1995.-134 с.
26. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика. 1998. -94с.
27. Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.29 .Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте .Психологический очерк., 2-е изд. М., Просвещение. 1967. -67с.
28. ЗО.Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова, -л М.: Педагогика, 1991. 480с. 31 .Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции, М., УВЦ Инноватор. 1996. -72 с.
29. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов, Изд-во "Колледж", 1994. -184 с.
30. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. -155 с.
31. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого- педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых., Саратов. 1994. -92 с.
32. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.
33. Гаппарова Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду., Автореф.канд.пед.наук., Ташкент, 1984.-16 с.
34. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика : методология, теория, практика. Киев : Вища школа., Изд-во при Киевском гос. унте, 1986.-79 с.
35. Гершунский Б.С., НикандроВ Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М., Знание, 1986. -336 с.
36. Гирнык А.Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи, Автореф.канд.фил.наук., Львов, 1982. -25 с.
37. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис. .к.п.н. М., 1991. - 160 с. - Библиогр.: с. 145-160
38. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж^, Из- во Воронеж, ун- та, 1981. -207 с.
39. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., Педагогика, 1965. -258 с.
40. Горюнова JI.B., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников, с. 147-213 /Вопросы подгот. уч. музыканта и муз. воспитания детей. Сб. науч. тр. Ml НИ. 1974.-216 с.
41. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя, М., Педагогика, 1981. -96 с.
42. Гуманистические тенденции в непрерывном образовании взрослых в России и США // Под ред. М.В.Кларина, И.Н.Семенова. М, 1994.-С. 61-76
43. Гузик Н.П. Учить учиться. М., Педагогика, 1981. -89 с.
44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4- х томах. М., Рус. яз., 1989. т. 1. -699 е.; т.2. -779 е.; т. 3. -555 е.; т. 4. -683 с.
45. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996, № 5. С. 52- 62.
46. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М, 1976. -175 с.
47. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М, 1976. 46 с.
48. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Дис. .к.п.н. Киев, 1989. - 188 с. -Библиогр.: с. 163-179
49. Дидактика средней школы.// Под ред. М.Н.Скаткина. . М., Просвещение, 1982. -319 с.
50. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1989. 208 с.
51. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1984, № 4. С. 126- 130.
52. Елканов С.Б. Основы профессионалного самовоспитания будущего учителя. М., 1989. -89 с.
53. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов., Изд- во "Лицей", 1997. -140 с.
54. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М, 1984. -175 с.59.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., Педагогика, 1987. -160 с.
55. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург, 1991.- 120 с.
56. Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы : Сб. науч. трудов.// Под ред Я.С.Турбовского. М., Из-во АПН СССР, 1986.-118с.
57. Ильина Т.А. Структурно- системный подход к организации обучения. Вып.1., М., Знание, 1972. -72 с.
58. Ильясов К.Н. Научно педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческойпрофессиональной деятельности., Автореф.дис.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1986. -26 с.
59. Инновационные технологии в учебно- педагогическом процессе школы и вуза : Сб. науч. ст. Волгоград., Перемена, 1993. -196 с.
60. Интегративные процессы в педагогической теории и практике, Свердловск, 1990. -123 с.
61. Интегративные основы педагогического мастерства. Спб, 1996. -87с.
62. Интеграция в педагогике и образовании. Сборник научно-методических работ. Самара, 1994. -241с.
63. Интенсификация творческой деятельности студентов. Из- во Казанского Гос. ун- та, 1990. -191с.
64. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.ч
65. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. -Киев: Наук. Думка, 1979. 209 с.
66. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1., ч. 2., М., Изд-во "Прометей", 1991.-236 с.
67. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобр. школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981. - С. 3-36
68. Каган М.С. Человеческая деятельность. М, 1974. -328 с.
69. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Сов. муз. 1987. - N 1. - С. 26-32.-N3.-С. 56-66.
70. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Муз. в школе, 1987. N 4. - С. 28-32
71. Как объяснить тебя, талант ? (словарь справочник). Серия творческая одаренность. Самара, 1993. - 35 с.
72. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., Изд- во МГУ, 1983. -167с.
73. Кан- Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.- 286 с.
74. Кан- Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //.Советская педагогика. 1982, № 4, С. 4- 9.
75. Кан -Калик В.А. К изучению педагогического процесса как творчества// Современная высшая школа. 1975, № 4 (16). С. 43- 52. 81 .Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с
76. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования // Вопросы философии. 1971, № 7. С. 16-24.
77. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании в старших классах //Сов. педагогика, 1979. N 12. - С. 33-39
78. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994, №5. С. 11- 17.
79. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание. 1989.
80. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., Знание. 1991. -77 с.
81. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. // Педагогика. 1996, № 2. С. 14- 19.
82. Князева М.М. Мультикультурное пространство образования. // Новые ценности образования. Вып.1, М.: "Инноватор", 1995.- с. 113.
83. Кондаков Н.И. Логический словарь — справочник. М., Наука, 1975. -203 с.
84. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. М. 1988; - 30 с.
85. Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач., Диссер.канд.пед.наук., Волгоград, 1994. 188 с.
86. Коханович Л.И. Философско- методические проблемы творчества.// Развитие творческой активности студентов в учебной, научно- исследовательской и социально- политической деятельности.: Сб. науч. трудов.,М.: НИИ ВШ, 1990. С. 5- 14.
87. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград., Перемена, 1994. -31 с.
88. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., Знание, 1977. -64 с.
89. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования., Автореф.канд.пед.наук., М., 1992. -32 с.
90. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С.Вишнякова. М., Политиздат, 1984. -319 с.
91. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1988. -479 с.
92. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984, № 1. С .24- 29 .
93. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., Из-во ЛГУ, 1970. -113 с.
94. Ю1.Куклин В., Наводнов В.О. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994, № 1, С.З- 9. 102.Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы развитияинициативы и творчества учителя.// Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 94-11.
95. Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Экспериментально- дидактическое исследование на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. Минск., Изд- во БГУ, 1978. -294 с.
96. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. -411с.
97. Левин В.А. Воспитание творчества. М., Знание, 1977. -61с .
98. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза., Дисс .к.п.н., Минск, 1992. 178 с.
99. Леднев B.C. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. М, 1991. -224 с.
100. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1975.-304с.
101. ПЗЛернер И.Я. Развивающее Ъбучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996, № 2. С. 7-11.
102. Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.- 68 с.
103. И5.Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческий критерий мышления. // Хрестоматия по общей психологии. М., Изд- во МГУ, 1981.-151с.
104. И6.Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с. И 7.Львов М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. 1989, № 1. С. 52- 56 .
105. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя, 3- е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1992. -224 с.
106. Лук А.Н. Психология творчества. М, 1978. -125 с.
107. Макарова Л.П. Проблема изучения и использования жизненного опыта учащихся вечерней (сменной) школы во внеклассной воспитательной работе., Дисс. к.п.н., Йошкар Ола, 1969.- 333 с.
108. Макаренко А.С. О воспитании // Сост и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. 2- е изд., перераб. и доп. М., Политиздат, 1990. -415 с.
109. Макашов В.Я., Вяткин Л.Г., Паринова Г.К., Доблаев Л.П., Бадаева В.И. О системе и принципах планирования самостоятельной работы студентов // Методические рекомендации. Саратов, 1989. 50 с.
110. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.
111. Матейко А. Условия творческого труда. М., Мир, 1970. -302 с.
112. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества. // Психологический журнал. 1984, № 1. С.11.18.
113. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982.-238 с.
114. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопр. психологии. 1989. - N 1. - с. 15-23
115. Меркин Г.С. Учить творчеству. Смоленск., Изд- во СГПИ, 1990. 127с.
116. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. -167 с.13 2.Методы педагогических исследований. // Под ред.
117. B.И.Журавлева . М., Педагогика, 1979. -255 с.
118. Мигдал А. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976, № 2.1. C. 100- 107.
119. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 22- 25.
120. Мировая художественная культура 8-10 классы. Программа средней общеобразовательной школы /М-во проев. РСФСР; Предтеченская Л.М. М.: Просвещение, 1988. -80с.
121. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дис. .к. искусствоведения. Л., 1986. - 243 с. - Библиогр.: с. 181-201
122. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 86.
123. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии. 1994, № 5, С. 86-95.
124. Монахов В.М. Технологические основы проектирования иконструирования учебного процесса. Волгоград., Перемена, 1995. -151с.
125. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
126. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992.- 138 с.
127. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993. 320 с.
128. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог., Изд-во ТРТИ,1989. -81с.
129. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. М., Знание, 1987. 90 с.
130. Нечипоренко JI.C. Педагогика личности. Харьков., Из- во ХГУ, 1992.-114 с.
131. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. М., Просвещение, 1966. -186 с.147 .Новые технологии воспитательного процесса. М., МП "Новая школа", 1994.-110 с.I
132. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Инноватор. 1995, № 1.-113 с.
133. Новоминский А.Н. Приглашение к творчеству. Некоторые проблемы формирования специалиста- творца в условиях высшей школы. Львов, Из- во Львовского ун- та, 1976. -164 с.
134. О.Обухова Н.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США., Дисс .к.п.н., Казань, 1990. -246 с.
135. Овчинников Л.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., Наука, 1984. -147 с.152.0жегов С.И. Словарь русского языка.// Под ред. С.П.Обнорского. 3- е изд., испр. М., Рус. яз., 1953. -848 с.
136. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М, 1992. -88 с.
137. Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1974.
138. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. -254 с.
139. Платонов Ю.П. Психология коллективной детельности. Изд- во ЛГУ, 1990.-184с.
140. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
141. Полонский В.М. Оценка качества научно педагогических исследований. М:, Педагогика, 1987. -142 с.
142. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М. 1976. -280 с.
143. Попов А. Технология и творчество // Народное образование. 1995, №6. С. 82-86.
144. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителя., Киев, 1988. -187 с.162 .Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М, 1987. -80 с.
145. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования., Тезисы докладов., Сб. науч.конфер. Томск., Изд- во ТГПУ, 1996. -112 с.
146. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
147. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.
148. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция, Сп- б., 1994. 54 с,
149. Программа факультативного курса /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. - 27 с.
150. Психологические проблемы'развития инициативы и творчества учителя. // Вопросы психологии. 1987, № 5. С. 94 111 .
151. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. - 191 с.
152. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание, 1980. 96 с.
153. Развитие творческой активности студентов в учебной научно-исследовательской и социально- политической деятельности .: Сб. научн. трудов. М.: НИИВШ. 1990. -172 с.
154. Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей., Автореф.канд.пед.наук., М., 1966,21 с.
155. Раченко И.П. Проблема развития педагогического творчества. М., Педагогика, 1977. -123 с.
156. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М, ВЛАДОС, 1996. -529 с.
157. Романенко Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности., Автореф.канд.пед.наук., Волгоград, 1990.- 17 с.
158. Руденко Н.Г. Индивидуально творческий подход в процессе психолого - педагогической подготовки студентов., Дисс.к.п.н., М., 1995.-183 с.
159. Середа B.C., Бадылев Н.И. Методика научного творчества студентов. Минск, Из- во БГУ., 1979. -105 с.
160. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994, № 5. С. 16- 21.
161. Сластенин В.А. Формирование творческой личности учителя. // Советская педагогика, 1975, № 1. С. 18- 22.
162. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн.для учителя. М., Просвещение, 1992. -159 с.
163. Современные подходы к учебно- воспитательному процессу. Межвузовский сборник научных трудов. М., Изд- во Mill У им.В.И.Ленина, Прометей, 1995. -190 с.
164. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., 1978.
165. Сочивко Д.Б., Якунин В.А. Математические модели в психолого педагогических исследованиях.: Учебное пособие. Л., Изд- во ЛГУ., 1988. -67 с.
166. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущих учителей в учебной деятельности: (На материале дисциплин педагогического цикла), Дисс.к.п.н., Луганск, 1992.- 187 с.
167. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
168. Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. М., Высшая школа, 1988. -269 с.
169. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личностный подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.
170. Теория и практика педагогического эксперимента. М., Педагогика, 1979.-207 с.
171. Теория и технология образования. Тверь., Изд- во ТГУ, 1992. -106 с.
172. Теоретико- методологические основы учебно- воспитательного процесса в школе и вузе., Сб. науч. трудов. Волгоград., Перемена, 1984.-115 с.
173. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1. - М.: Педагогика, 1985. -329 с.
174. Толстолуцких Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении., Автореф.канд.пед.наук., Саратов, 1997 -22с.
175. У правление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
176. Философский словарь. // Под ред. И.Т. Фролова. 4- е изд. М., Политиздат, 1980. 444 с.
177. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.-Петрозаводск., Изд- во ПТУ, 1983. -176 с.
178. Формирование творческой активности личности ученика и студента., вып. 4. Омск, 1977.- 99 с.
179. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991.-145 с.
180. Фридман А.М. Изучение личности учащегося и ученическихколлективов. М., Педагогика, 1988. -63 с.
181. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1997. -157 с.
182. Храмова Г.М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности (на материале УИРС по циклу педагогических дисциплин ) Двтореф.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1978.- 19 с.
183. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.
184. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр. М,1991. -101 с.
185. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
186. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Пед. соч. т. 2. М., 1983.-208 с.
187. Шумилин А.Т. Проблема теории творчества. М., Высшая школа, 1989.-141с.2Ю.Щербакова К.В. К вопросу диагностики творческой активности личности воспитателя. // Формирование социально- активной личности в условиях развитого социализма. М. 1983. -155 с.
188. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. -160 с.
189. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. 1993, № 2. С. 66- 70.
190. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994.- 168 с.
191. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304 с.
192. Якиманская И.С. Личностно- ориентированный подход:концепция и технология. М., 1996. 39 с.216Лкобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-230 с.
193. П.Яковлева ЕЛ. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.// Вопросы психологии. 1994, №5. С. 37- 42.
194. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности.Челябинск., Изд- во ЧГПИ., 1991. -117 с.
195. Яков л ев а Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск. Изд- во ЧГПИ., 1987. -68 с.
196. Яценко Л.В. Природа творческой деятельности. Автор.док. ф.н.,М., 1987.-68с.
197. Яценко Л.В. Разработка методов конкретных форм деятельности как вид творчества. // Философские науки. 1984, № 1. С. 55-63 .