Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике

Автореферат по педагогике на тему «Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Бодров, Александр Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике"

На правах рукописи

БОДРОВ Александр Юрьевич

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 3 СЕН 2010

Омск-2010

004609263

Работа выполнена на кафедре декоративного искусства ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Научный руководитель -

доктор педагогических наук, профессор

Корешков Валерий Викторович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических каук, профессор

Соколов Максим Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент Криса Владимир Борисович

Ведущая организация -

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».

Защита состоится 30 сентября 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К. 212.177.01 при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 413.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан 26 августа 2010 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

А.И. Сухарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Проблема исследования и её актуальность. В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей развития учебного процесса. Новые подходы в разработке методических рекомендаций для его совершенствования диктуются задачами, поставленными законом Российской федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая требует «создания школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе, к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны». Следовательно, важнейшей задачей современной школы является стимулирование потребностей детей к творческой деятельности, воспитание личности, стремящейся к пониманию и освоению нового. Выпускникам школы необходимо быть готовыми к достижению высот, связанных с профессиональной успешностью, к выходу из трудных жизненных ситуаций. Формирование художественно-творческих потребностей, необходимых в процессе творческой самореализации личности на занятиях керамикой, является актуальной проблемой современной педагогики. Теоретический анализ структуры художественно-творческих потребностей с точки зрения технологии позволили выделить следующие ведущие творческие способности, которые влияют на успешность учебно-творческой деятельности в керамике: образное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение, восприятие художественных образов. Были выявлены и дополнительные способности - эмоциональное отношение к создаваемому объекту, ассоциативное мышление, оригинальность мышления, сенсомоторные качества, самостоятельность, самокритичность.

Рассматриваемый возраст школьников (15-17 лет) отличается кардинальными изменениями в психологии и физиологии личности; активное формирование потребностно-мотивационной сферы, что выражается в повышенной требовательности подростков к себе и окружающим, в превалировании значения мнения сверстников над мнением взрослых и ближайшего окружения, в обостренном восприятии критики. Стремление к увеличению багажа знаний, умений и навыков, характерное для этого возраста, способствует развитию творческого мышления при положительных эмоциональных переживаниях.

Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в самореализации, в индивидуальном и творческом развитии личности, так как укрепляет позиции «Я» школьника в процессе деятельности.

Современная педагогическая наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а, следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, формирование потребностей к саморазвитию служит необходимым условием, которое обеспечивает становление личности, готовит её к творческой самореализации. Именно

потребность в творчестве заставляет школьника неординарно подходить к решению проблем независимо от того, возникают ли они в области искусства или бытовой сфере.

Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности. Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства, нашло отражение в экспериментальной программе. В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник с другой, что позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их.

Успешному решению поставленных задач призваны способствовать новые образовательные стандарты, которые содержат две части: обязательную и внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В старших классах планируется десять часов таких занятий в неделю, что, безусловно, является большим подспорьем для развития учащихся, для формирования у них целостного, социально-ориентированного взгляда на будущую жизнь.

Проблема развития творческих потребностей детей различными средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства рассматривалась во многих исследованиях. Вместе с тем разработка эффективных методов творческого саморазвития школьников, их реализация в процессе обучения является объектом пристального внимания учёных, особенно в современных условиях модернизации образования.

Теоретический анализ литературы показал, что в современной науке общепринятого определения понятия художественно - творческие потребности нет. Зачастую они рассматриваются и как совокупность психических средств и качеств, и как индивидуально - психологические особенности, имеющие отношение к успешной деятельности. Многие ученые выделяют общие (проявляющиеся во всех сферах деятельности) способности, развитие которых помогает формированию потребностей и их реализации.

Вопросам способностей и потребностей к творческой деятельности посвящены основательные труды психологов: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, J1.C. Выготского, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Авторы отмечают, что творческие способности развиваются и совершенствуются под воздействием различных бытовых и общественных условий, неся в себе определенный отпечаток индивидуальности и, сформировавшись, перерастают в творческие потребности, нуждающиеся в реализации.

Проблема развития художественно - творческих способностей освещается в исследованиях В.Л. Дранкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, С.П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева, B.C. Мейлаха, A.M. Матюшкина, Я.М. Пономарева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других.

Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий рассматриваются в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, С.И. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Р.И. Крутикова, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других. Непосредственно проблемами декоративно - прикладного искусства и его роли в формировании художественно — творческих способностей, потребностей, эстетического воспитания и развития культуры посвящены труды М.М. Кагана, Н.С. Лейзерова, A.C. Мидовского, С.Х. Раппопорта, Б.А. Рыбакова, А.Б. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других.

Значительное место в системе формирования художественно творческих потребностей, необходимых для саморазвития школьников, занимают работы по изучению искусства керамики, как одной из разновидностей традиционного декоративно - прикладного искусства. Многие факторы из истории развития керамических промыслов описаны в работах Н.С. Александровой, Н.Д. Бартрама, И .Я. Богуславской, Г.Л. Дайн, Л.А. Динцеса, Г.П. Дурасова и других авторов. Технология и особенности керамического производства раскрыты в работах А.И. Августинник, Л.Ф. Акуновой, В.Л. Крапивина, P.M. Миклашевского, И.П. Уваровой. Ряд исследований (B.C. Бадаев, М.С. Боголюбов, P.M. Варцава, Н.В. Ефремичева, Л.В. Неретина, Ю.А. Овчарова, Т.В. Саляева, Д.А. Хворостов, E.H. Хохлова и др.) посвящены выявлению возможностей художественной керамики в процессе творческого саморазвития личности. Однако работ, анализирующих занятия старшеклассников в системе дополнительного образования по керамике с целью развития их художественно-творческих потребностей, необходимых для саморазвития, практически нет, что делает работу своевременной и значимой.

Настоящее исследование призвано разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему, обеспечивающую развитие художественно - творческих потребностей школьников 8-11 классов с дальнейшей их реализацией в процессе практической деятельности на занятиях по керамике в системе дополнительного образования (на примере детской художественной школы).

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью подготовки учащихся на основе формирования их потребностей к творческому саморазвитию.

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование условий творческого саморазвития учащихся, практическая разработка и экспериментальная проверка способов, форм и методов проведения занятий по керамике с учащимися 8-11 классов в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является творческое саморазвитие подростка на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования.

Предметом исследования являются методико-педагогические средства активизации творческого саморазвития школьников на занятиях по

художественной керамике.

Гипотеза исследования. Если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно-образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится.

Исходя из общей цели выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

- изучить существующую научно - теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;

- изучить современное состояние проблемы развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие школьников в процессе занятий керамикой;

- проанализировать психофизиологические и общие дидактические основы развития художественно-творческих потребностей учащихся 8-11 классов;

- изучить современное состояние занятий по художественной керамике, определить содержание, формы и методы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования;

- разработать и экспериментально проверить программу по художественной керамике для учащихся детских художественных школ, направленную на их творческое саморазвитие;

- определить критерии сформированности творческой самостоятельности учащихся в процессе выполнения художественных изделий из керамики;

- разработать, по итогам и анализу экспериментальной работы, методические рекомендации по формированию художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов на занятиях художественной керамикой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ опыта работы учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся художественной керамикой;

- изучение и анализ методических систем и учебных программ по художественной керамике в художественных школах и системе дополнительного образования;

- проведение опроса, собеседования, анкетирования учащихся в процессе их творческой деятельности;

- изучение и анализ продуктов деятельности учащихся;

- психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов;

- обработка полученных данных с целью проверки и корректировки эффективности предложенных программ и методических рекомендаций.

Основной базой исследования явилась художественная школа Северного административного округа города Москвы. Исследование проводилось в три этапа на протяжении почти десяти лет, включая учебу в заочной аспирантуре ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» в период с 2004 по 2008 годы.

На первом этапе исследования (2001-2004 годы) шло изучение научно-теоретических материалов связанных с художественной керамикой, ознакомление с практикой и методическими особенностями преподавания в системе дополнительного образования с целью определение степени разработанности проблемы. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения работы с керамикой в процессе формирования художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов. Констатирующий эксперимент, с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики, наряду с художественной школой CAO г. Москвы, проводился также в ДХШ № 5 г. Москвы и МДАНХТ «Россия» (Московская детская Академия народного художественного творчества).

На втором этапе исследования (2004-2006 годы) разрабатывалась концепция программы «Художественная керамика» для учащихся художественной школы, проводилась экспериментальная работа по её апробации. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения при организации занятий по работе с глиной. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации эффективности путей и методов развития художественно-творческих потребностей учащихся в процессе занятий керамикой, а также действенности предлагаемого содержания занятий, направленных на творческую самореализацию личности.

Третий этап исследования (2006-2008 годы) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению соответствующих коррективов в процессе проведения контрольного эксперимента. Затем были проанализированы полученные результаты, обобщены и сформулированы выводы, которые подтвердили гипотезу исследования. Полученные данные оформлялись в виде диссертации.

Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены психофизиологические и педагогические основы развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов, позволившие разработать структуру, содержание, формы и методы организации занятий по художественной керамике в системе дополнительного образования с целью творческой самореализации личности;

- выявлены возможности художественной керамики как средства развития творческой самореализации личности;

- дано научное обоснование курса «Художественная керамика» (для учащихся 8-11 классов), направленного на творческую самореализацию личности, а также профессиональную подготовку.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- теоретически определены и научно обоснованы возможности изучения искусства керамики в процессе формирования и совершенствования личностных качеств, в том числе социальной активности и творческих способностей;

- теоретически обосновано содержание курса «Художественная керамика», направленного на творческую самореализацию личности.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем,

что:

- разработана программа «Художественная керамика» для учащихся 8-11 классов, занимающихся в системе дополнительного образования;

- разработана система упражнений, заданий, технологических карт, направленных на развитие художественно-творческих потребностей в процессе занятий керамикой;

- разработаны конкретные методические указания по организации рабочего места, подготовки сырья, выбора инструмента.

Разработанные и опубликованные материалы исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования, в работе художественных школ, а также при организации занятий художественной керамикой.

На защиту выносятся:

- разработанная, научно обоснованная к экспериментально проверенная методическая система развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов на занятиях керамикой;

- система практических заданий по керамике, направленных на творческую самореализацию личности;

- критерии диагностики уровня развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов в процессе занятий керамикой. Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты

современных работ по философии, психологии, педагогике, методике преподавания декоративно-прикладного искусства по проблеме исследования; теоретические и экспериментальные результаты данного исследования, позволяющие осуществить методологический подход к решению поставленной проблемы, а также использованием различных методов исследования, адекватных целям, задачам и логике работы, опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования. Они обеспечены воспроизводимостью результатов и использованием знаний, умений и навыков по работе с глиной, анализом количественного и качественного результатов исследования, представленных в основном тексте работы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в процессе педагогической деятельности автора на занятиях с учащимися. Материалы и результаты работы стали основой докладов,

заслушанных в ходе традиционных научно-практических конференций на факультете изобразительных искусств и дизайна ГОУ ВПО МГПУ (Московского городского педагогического университета), начиная с 2005 года, постоянно. Предлагаемая программа обсуждалась и была рекомендована для системы дополнительного образования в Научно-методическом центре Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Результаты эксперимента постоянно обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства ГОУ ВПО МГПУ. Теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях в МаГУ (Магнитогорском государственном университете).

Внедрение результатов осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве педагога и заведующего отделом керамики художественной школы CAO г. Москвы и детских художественных школах № 5 и № 8 города Москвы. В эксперименте участвовало более 200 учащихся.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность, проблема исследования; определяется объект, предмет, цель и задачи работы; формулируется гипотеза; представлена методологическая основа и методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, пути апробации, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в первой главе «Научно-теоретические аспекты развития художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по керамике», позволяет сделать следующие выводы:

- особенностью данного возраста (школьники 8-11 классов) является становление основ мировоззрения, которое тесно связано с процессом развития психических функций и изменением межфункциональных связей на разных возрастных этапах формирования личности, с их интеллектуальным развитием, формированием идеалов и представлений о будущем;

- декоративно-прикладное искусство, художественная керамика в том числе, развивают способность рассуждать, сопоставлять, строить модели, активно действовать, практически реализовывать возникающие идеи и потребности, что способствует внутренней организации психики и формированию личности. Интегрированная деятельность на занятиях художественной керамикой обеспечивает психологическое и нравственное здоровье обучаемых, что является объективным показателем качества образования;

- создание ситуации успеха для каждого ученика, условий перехода к индивидуальным формам учебной деятельности, освоение эффективных

способов работы служат стимулом к творческому саморазвитию личности и способствуют физиологическому и духовному здоровью школьника.

Педагогические приемы развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов опираются на их психофизиологические особенности. Юношеский возраст - время перехода к настоящей взрослой жизни, начало практической реализации своих планов. Именно в старших классах наблюдается интенсивное развитие познавательных процессов, формируется стойкое стремление к самовыражению, к осознанию собственного «Я», к оригинальности. Эффективному формированию творческого мышления, творческого саморазвития способствует выбор наиболее оптимальных методов, форм и приемов обучения, среди которых следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, (эвристический), исследовательский.

Предлагаемая система уроков по художественной керамике с использованием эффективных методов и форм в специально созданных педагогических условиях способствует вживанию в культурный опыт прошлого, развитию умения видеть мир глазами предшествующих поколений, создавших высокохудожественные произведения из глины.

На начальном этапе чаще используется объяснительно-иллюстративный метод, где учитель занимает активную позицию, сообщая новые знания. Этот метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков, для совершенствования эстетического отношения к действительности, художественного вкуса, воспитания уважения к национальной культуре. Большую роль при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения играют различные формы наглядности.

Основными этапами репродуктивного метода обучения являются практические занятия, где школьники выполняют упражнения и задания, данные учителем. Характерной особенностью использования данного метода является внешняя мотивация и стимулирование деятельности обучаемого, большое значение приобретают различные формы контроля и оценки проделанной работы.

Важным моментом формирования процесса творческого саморазвития личности является использование метода проблемного обучения, где главным является самостоятельная деятельность школьника по решению проблемы, когда происходит усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, накапливается опыт, складывается определенная система интересов. Проблемное обучение является наиболее оптимальной формой развития творческих потребностей, стимулирующих творческое саморазвитие личности школьника.

Частично-поисковый (эвристический) метод служит способом активизации психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, что позволяет школьнику делать самостоятельные открытия на базе ранее приобретенных знаний, а также увереннее чувствовать себя в работе с материалом, создавая творческие композиции.

Использование исследовательского метода позволяет школьникам глубже

изучать историю художественной керамики, постигать мудрость и мастерство предшествующих поколений, понимать традиции, национальные особенности, народное искусство и культуру.

Спецификой организации занятий по художественной керамике является комбинированный характер их проведения, что позволяет в рамках одного занятия использовать разные методы обучения.

В основном тексте работы отмечается, что занятия художественной керамикой способствуют развитию художественно-творческого мышления и навыков изобразительной деятельности, формируют эстетический вкус и умение разбираться в прекрасном. Занятия лепкой развивают у учащихся чувства пластики, гармонии, формы. Изучение истории и традиций народного искусства (керамики в частности) способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, сопричастности с национальной историей и культурой, а, следовательно, стимулирует инициативу, творческую активность, являющуюся основой для творческого саморазвития личности. Доступность керамики как художественного материала, её органическая связь с историей культуры всех времен и народов делают её и сегодня востребованным видом декоративного искусства, обладающим безграничными эстетическими и функциональными возможностями.

Творческое саморазвитие личности - социальный процесс, основанный на специфической деятельности, выявляющий эмоционально - эстетическую активность, развивающий комплексную способность к созданию нового. Это форма проявления потребности личности в познании и использовании полученных знаний, умений и навыков в процессе художественно-творческой деятельности.

Вторая глава «Динамика творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике» посвящена анализу состояния преподавания художественной керамики в системе дополнительного образования, проверке эффективности разработанной диссертантом целостной методической системы, направленной на активизацию творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях художественной керамикой. Глава включает в себя рассмотрение целей, задач, структуры и методики педагогического эксперимента; разработку критериев оценки работ учащихся; описание экспериментальной проверки методической системы.

В ходе констатирующего эксперимента, проводившегося в 2001-2004 гг. с учащимися 8,9,10,11 классов художественной школы Северного округа города Москвы, был выявлен ряд существенных недостатков. Целью проведения констатирующего эксперимента было определение исходного уровня развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие личности в процессе создания керамических изделий. При проведении констатирующего эксперимента были сформулированы следующие основные задачи:

- разработка контрольных вопросов, направленных на выявление уровня развития и формирования художественно-творческих потребностей школьников;

- разработка критериев оценки работ учащихся;

- определение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для творческого саморазвития школьников на занятиях художественной керамикой.

Были сформулированы три уровня.

Высокий уровень характеризуется умением использовать декоративные и пластические свойства материала в работе; умелым подбором цветовых отношений и пластической выразительности в соответствии с творческой задачей и подчинением её общему художественному строю композиции; созданием функциональных художественных изделий на основе самостоятельно выполненных разработок; умением оригинально мыслить и использовать результаты различных технологических приемов в творческих работах.

Средний уровень характеризуется знанием декоративной стилизации элементов, наличием трудности при подборе соответствия между формой изделия и характером декора; отсутствием навыков в использовании пластических и декоративных свойств материала; использованием декоративных свойств цвета в своих изделиях, но не всегда отражающих замысел автора; созданием декоративных композиций на основе традиционных приёмов или с использованием изученных композиций; созданием художественных изделий при консультации педагога; аккуратным выполнением работы в соответствии с технологией.

Низкий уровень характеризуется отсутствием стилизации элементов природы или заменой её упрощенным изображением натурного объекта; отсутствием связи между характером декора и формой декорируемого изделия; отсутствием знаний и умений использования декоративных свойств цвета; умением разрабатывать композицию только с помощью преподавателя или с использованием готовых композиций - образцов; неаккуратностью выполнения работы, нарушением технологии изготовления изделия.

Анализ работ учащихся, занимавшихся в мастерской керамики в период констатирующего эксперимента, показал, что только работы 5% учащихся соответствуют высокому уровню, 34% работают на среднем уровне, остальные 61% выполняют работу на низком уровне.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:

- основной состав учащихся имеет высокий уровень интереса к декоративно-прикладному искусству и, в частности, к керамике, что позволяет предположить достаточно высокий уровень художественных потребностей;

- большинство учащихся имеет слабые знания по керамике, плохо знают стили и направления в художественной керамике;

- низкий уровень решения объемно-пластических задач, отсутствуют навыки приемов и методов лепки, знания технологических процессов;

- низкий уровень волевых качеств, связанный с отсутствием умений поиска и нахождений приемов создания художественного образа;

- низкий уровень творческой активности в связи с отсутствием инициативности, самостоятельности, реакции на новизну.

Выявленный нами, на основании анализа констатирующего эксперимента,

средний уровень художественно-творческих потребностей и достаточно высокий уровень интереса в области декоративно-прикладного искусства и, в частности, керамики, дали обнадеживающие перспективы на эффективное формирование творческого саморазвития личности, так как, по данным психологии, интерес является одним из источников развития личности и, при определенных условиях, может перерастать в потребность.

Анализ данных констатирующего эксперимента позволил разработать методику и основные положения формирующего эксперимента.

Основными задачами формирующего эксперимента, проводившегося с 2004 по 2006 годы, для достижения поставленной цели - сформировать потребность учащихся к творческому саморазвитию на занятиях художественной керамикой - были сформулированы следующие:

- укрепить интерес школьников к декоративно-прикладному искусству, научив понимать и ценить его произведения;

- сформировать интерес к керамике на основе изучения искусства местных художественных промыслов и отдельных видов художественной керамики;

- развить и закрепить творческий подход в проектировании и создании изделий декоративного искусства;

- расширить мотивационную сферу ученика по удовлетворению художественных потребностей за счет увеличения знаний, умений и навыков в нескольких видах прикладной деятельности;

- определить этапы формирования художественно-творческих потребностей в процессе выполнения практических заданий, направленных на саморазвитие школьников;

- разработать программу для учащихся системы дополнительного образования;

- определить содержание занятий по художественной керамике, методику их организации и проведения;

- развить навыки познавательно-творческой самостоятельности в декоративно-прикладной деятельности.

Поставленные задачи определили основные направления экспериментальной программы:

- развитие форм самостоятельной работы при переносе упора на частично поисковые и творческие её виды;

- изучение основных законов декоративной, пластической и цветовой композиции;

- совершенствование индивидуальной работы с учениками;

- установка на творчество и создание функциональных, социально значимых объектов.

При создании творческой установки мы опирались на положения, разработанные Д.Н. Узнадзе. Установка - это состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит, и условий, в которых он их решает.

Экспериментальные задания мы разрабатывали в тесном единстве

постановки обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Задания строились по трем основным направлениям: перенос знаний и умений на новые условия; нахождение нового способа решения проектных и композиционных задач; создание композиции в материале с учетом её функционального использования. Программа занятий строилась по всем дидактическим принципам с учетом нарастания их сложности. Первая серия заданий направлена на развитие творчества учеников в ходе восприятия и выявления выразительных возможностей керамики. Вторая серия заданий требовала от школьников активности конструктивно-пластического мышления непосредственно в ходе лепки. Третья серия заданий направлена на развитие потребности создания и декорирования керамического изделия как средства активизации творческого саморазвития школьника. В каждом задании всех серий создавалась установка на формирование художественно-творческой потребности к декоративно-прикладному творчеству. С первых занятий вводились в обучение основные принципы построения декоративной композиции: симметрия и асимметрия, ритм, статика и динамика, пропорциональность, уравновешенность и другие; осваивались основы построения орнамента - в полосе, круге, квадрате, центрально симметричный, зеркально-симметричный, асимметричный и другие. Изучение стилизации проводилось на основе обобщения, выделения характерного, акцентирования внимания на выразительности линии, силуэта и др. Изучалась семантика цвета в народной росписи по керамике.

Анализ результатов экспериментальной работы приводится в диаграммах на стр. 16.

Третий параграф второй главы посвящен сравнительному анализу итогов контрольного эксперимента, корректировке предлагаемой методической системы и педагогических условий формирования художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов на занятиях керамикой с целью саморазвития личности. В процессе разработки педагогических условий нами предложена система, способствующая формированию у учеников познавательной самостоятельности в области художественной деятельности, необходимой в процессе творческого саморазвития, которая стала основой для разработки критериев оценки сформированное™ творческой самостоятельности. Рассмотрены проблемы и даны рекомендации по организации работы в керамической мастерской творческих групп и коллективов, задействованных в процессе выполнения объемных социально значимых заданий.

Проведенная экспериментальная работа показала, что расширение круга самостоятельных работ, развитие художественных навыков на основе создания изделий из глины, улучшение индивидуальной работы со школьниками, создание установки на творческую деятельность, поэтапная организация работы в целом положительно сказались на развитии художественных потребностей, а также способствовали формированию интереса к декоративно-прикладному искусству и творческому саморазвитию школьников 8-11 классов на занятиях по художественной керамике.

В заключении излагаются общие выводы исследования, которые подтвердили положения, выдвинутые гипотезой.

Проблема укрепления интереса к декоративному искусству с целью развития художественных потребностей определила необходимость разработки серии упражнений, способствующих активизации процессов восприятия, воображения и представления. Весь комплекс учебных заданий носит творческий характер и ориентирован на высокий уровень трудности и художественно-творческих требований. В ходе исследования выявлено, что занятия, построенные с учетом этих особенностей, заставляют школьника самосовершенствоваться, развивают мышление, умение анализировать, способствуют развитию профессионально значимых качеств личности. Результаты экспериментального исследования доказали, что предлагаемая методика может успешно использоваться для формирования художественных потребностей и способствует творческому саморазвитию личности.

Проведенное исследование не является окончательно исчерпывающим по проблеме влияния занятий художественной керамикой на формирование художественно-творческих потребностей необходимых для саморазвития личности. Исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для системы дополнительного образования, художественных школ, лицеев, колледжей, организации спецкурсов и факультативов, а также при разработке учебно-методичесдих пособий по художественной керамике.

Диаграмма X? 1 сформированное™ знаний, умений и навыков в декоративно-прикладной деятельности (керамика)

ВисисяА Средний Нюхяй Вьимый Срслшй Янисмг. Высокий Средний Низкий

Уровни сформированное™ Уровни сформированное™ Уровни сформированное™

Контрольная гр\ппа Экспериментальная сруппа

КОНСТАТИРУЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИИ ЭКСПЕРИМЕНТ

Диаграмма № 2 сравнительного роста художественно-эстетической потребности по тесту B.C. Аванесова

Í 18,5%

? 13%

в ■ ¡ев

I II

Средний параметр по контрольной группе

I — результат тестирования до качала обучающего эксперимента. И — результат тестирования по окончании обучающего эксперимента.

Диаграмма N2 3 по сформированное™ потребности в достижениях

Средний параметр Средний параметр

по контрольной группе "О экспериментальной i руине

I — результат тестирования до начала обучающего эксперимента. ÍÍ — результат тестирования по окончании обучающего эксперимента.

i и

Средний параметр по экспериментальной группе

Основные положения диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации е научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

1.Бодров, А. Ю. Формирование профессиональных компетенций будущих художников-керамистов в процессе изучения специальных дисциплин [Текст] /А. Ю. Бодров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, сентябрь-октябрь 5 (31). -2009. -С 227-230 (0,3 п.л.)

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:

2. Бодров, А.Ю. Интеграция декоративно-прикладного искусства и русского фольклора на уроках керамики в системе дополнительного образования [Текст] /А.Ю. Бодров // Сборник научно-методических трудов по итогам научно-практической конференции посвященной 10-летшо МГПУ. 2005.-М.МГПУ-С29-33 (0,3 п.л.)

3. Бодров, А. Ю. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях в системе дополнительного образования [Текст] /А.Ю. Бодров /У Материалы региональной научно-методической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» - Хабаровск, 2007, часть У.-С 60-63 (0,2 п.л.)

4. Бодров, А. Ю. Влияние творческой работы с материалом на личность ребенка с точки зрения психологии [Текст] /А.Ю. Бодров // М. Материалы научно-практической конференции: «Философия художественной культуры: традиции и современные тенденции». - М.ГОУ ВПО МГПУ, 2008. -С (О, п. л.)

5. Бодров, А.Ю. Особенности методики преподавания специальной дисциплины «Художественная керамика» в педагогическом вузе [Текст] /А.Ю. Бодров // Актуальные проблемы современного искусства: История, теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции /под ред. С.П. Машковец/- Хабаровск; Изд. ДВГУ.2009.-С 45-50 (0,3 п. л.)

6. Бодров, А.Ю. Развитие художественно-творческих способностей учащихся на занятиях в системе дополнительного образования. [Текст] /А.Ю. Бодров //Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвуз. Сб. науч. трудов. Москва-Магнитогорск. МаГУ, 2009.Вып.4. -С 236-240 (0,3 п. л.)

7. Бодров, А.Ю. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся на занятиях в системе дополнительного образования [Текст] /А.Ю. Бодров // Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы II Международной научно-практической конференции. Невинномысск.2009. Том II. Психология,-С 82-83 (0,1 п.л.)

8. Бодров, А.Ю. Проблемы адаптации и формирования творческой личности учащегося с ограниченными физическими способностями [Текст] /А.Ю. Бодров// Материалы научно-методической конференции: «Образование, реабилитация и формирование творческой личности учащихся с

ограниченными физическими способностями средствами культуры и искусства» - Москва: ГОУ ВПО Государственный специализированный институт искусства, 2009.-С 167-173 - (0,4 п. л.)

Учебно-методические материалы:

9. Бодров, А.Ю. Учебная программа: Художественная керамика для учащихся 8-11 классов. (Трехгодичный курс профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки для спец. классов художественных школ) [Текст] /А.Ю. Бодров // - М.: ГОУ ХШ СОУО г. Москвы, 2008- 88с. (5,6 п. л.)

10. Бодров, А.Ю. Проектирование /Художественная керамика/ Учебно-методический комплекс дисциплины./ [Текст] /А.Ю. Бодров, К.К. Александров// - М.: МГПУ,2009.-116с (7,25 п.л.) авт. 50%

11. Бодров, А.Ю. Материаловедение, технология и производственное обучение /Художественная керамика/ Учебно-методический комплекс дисциплины./ [Текст] /А.Ю. Бодров, К.К. Александров// - М.: МГПУ,2009.-88с (5,5 п.л.) авт. 50%.

12. Бодров, А.Ю. Основы теории декоративно-прикладного искусства (с практикумом): Учебно-методический комплекс дисциплины ОПП. 050602.65,-«Изобразительное искусство». [Текст] /А.Ю. Бодров, Т.В. Ганова, H.H. Пучкова и др.// - М.: МГПУ,2009.-Збс (2,25 п.л.) авт. 20%.

Подписано в печать 09.08.2010 г. Печать офсетная. Формат 60x90/16. Условных печ. листов 1,25. Тираж 100 экз. ООО «Угрешская типография» 111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бодров, Александр Юрьевич, 2010 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ.

1.1. Психолого-педагогические особенности развития школьников 8-11 классов.

1.2. Специфика развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике.

1.3. Возможности творческого саморазвития школьников.на занятиях по керамике.

Выводы первой главы.

ГЛАВА II. ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ.

2.1. Критерии оценки творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике.

2.2. Проявление творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике (констатирующий эксперимент).

2.3. Методика творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях по керамике.

Выводы второй главы.99"

Введение диссертации по педагогике, на тему "Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике"

Проблема исследования и её актуальность. В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей развития учебного процесса. Новые подходы в разработке методических рекомендаций для его совершенствования диктуются задачами, поставленными законом Российской федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая требует «создания школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе, к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны». Следовательно, важнейшей задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, умеющей понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения. Выпускники школы должны быть готовы к достижению высот, связанных с профессиональной успешностью, к выходу из трудных жизненных ситуаций, уметь самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Общество нуждается не в пассивном исполнителе чужой воли, а в личности, способной к активному, творческому преобразованию социальной среды, к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Формирование художественно-творческих потребностей, необходимых в процессе творческого саморазвития личности на занятиях керамикой, является актуальной проблемой современной педагогики. Теоретический анализ структуры художественно-творческих потребностей с точки зрения технологии позволили выделить следующие ведущие творческие способности, которые влияют на успешность учебно-творческой деятельности в керамике: образное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение, восприятие- художественных образов. Были выявлены, и дополнительные способности - эмоциональное отношение к создаваемому объекту, ассоциативное мышление, оригинальность мышления, сенсомоторные качества, самостоятельность, самокритичность. В связи с этим в системе художественного образования и эстетического воспитания активно ведутся поиски совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на формирование знаний, умений и навыков преобразования окружающего мира, на развитие логического, образного, пространственного мышления, его аналитических и созидательных компонентов, необходимых в процессе саморазвития школьников.

Рассматриваемый возраст школьников (15-17 лет) отличается кардинальными изменениями в психологии и физиологии личности; активным формированием потребностно-мотивационной сферы, что выражается в повышенной требовательности подростка К" себе и окружающим, в превалировании значения мнения сверстников над мнением взрослых и ближайшего окружения, в обостренном восприятии критики. Стремление к увеличению багажа знаний, умений и навыков, характерное для этого возраста, способствует развитию творческого мышления при положительных эмоциональных переживаниях.

Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в саморазвитии в индивидуальном и творческом развитии личности, так как укрепляет позиции «Я» школьника в процессе деятельности.

Современная педагогическая наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а, следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, формирование потребностей к саморазвитию служит необходимым условием, которое обеспечивает становление личности, готовит её к творческому развитию. Именно потребность в творчестве заставляет г ! школьника неординарно подходить к.решению проблем^ независимо от того, возникают ли они в области искусства или бытовой сфере.

Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности. Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства, нашло отражение в экспериментальной программе. В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров, с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник - с другой, что позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их.

Успешному решению поставленных задач должны способствовать новые образовательные стандарты, которые содержат две части: обязательную и ту, которая формируется школой. Результатом такого подхода к образованию должно стать умение человека применять полученные знания в повседневной жизни. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В старших классах планируется десять часов таких занятий в неделю, что, безусловно, является большим подспорьем для развития учащихся, для формирования у них целостного, социально-ориентированного взгляда на будущую жизнь. Одновременно усиливается внимание к системе дополнительного образования, направленного на выявление способностей и наклонностей обучаемых, используемых для успешного саморазвития и начальной профориентации.

Важной задачей современного этапа развития образования становится не только передача знаний, общечеловеческого опыта, но и развитие социально значимых умений и навыков, формирование способности нестандартно мыслить, действовать инициативно и самостоятельно; создание условий для активизации и творческой самореализации личности в процессе деятельности. Данный* подход к образовательному процессу, особенно в системе дополнительного образования, ещё недостаточно разработан* и освещён в научно-теоретическом плане, что позволяет считать нашу работу актуальной.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей и перерастания их в потребности с дальнейшей реализацией в процессе деятельности интересовали философов, психологов, педагогов, социологов. Проблема развития творческих потребностей различными средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства рассматривалась во многих исследованиях. В то же врет разработка эффективных методов творческого саморазвития школьников, их реализация в процессе обучения является объектом пристального внимания учёных, особенно в современных условиях модернизации образования.

В общеметодологическом плане мы опирались на исследования А.Г. Асмолова, О.В. Выгодского, Е.С. Громова, В.В. Давыдова, Л.Б. Ермолаевой Томиной, Е.И. Игнатьева, В.М. Кириенко, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, Б.Г. Лукьянова, Р.С. Немова, Я.А. Пономарева, А.Б. Потапова, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана и других.

Теоретический анализ литературы показал, что в современной науке общепринятого определения понятия художественно - творческие потребности нет. Зачастую они рассматриваются и как совокупность психических средств и качеств, и как индивидуально - психологические особенности, имеющие отношения к успешной деятельности; сводятся и в то же время не сводятся к врожденным (родовым) свойствам личности и к сформированным и выработанным знаниям, умениям и навыкам; представляются психологическими новообразованиями, свойствами, обеспечивающими успешность в деятельности и многое другое. Многие ученые выделяют общие (проявляющиеся во всех сферах деятельности) способности, развитие которых помогает формированию потребностей и их реализации.

Вопросам способностей и потребностей к творческой деятельности посвящены труды психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выгодского, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др., где обосновываются особенности и закономерности их формирования. Авторы отмечают, что творческие способности развиваются и совершенствуются под воздействием различных бытовых и общественных условий, неся в себе определенный отпечаток индивидуальности и, сформировавшись, перерастают в творческие потребности, нуждающиеся в реализации, что и лежит в основе саморазвития.

Объективный подход к данному вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: общепедагогические аспекты, проблемы психологии, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Проблема развития художественно - творческих потребностей освещается в исследованиях B.JL Дранкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, С.П. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Б.С. Мейлаха, A.M. Матюшкина, Я.М. Пономарева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других.

Эффективным средством формирования и реализации творческих потребностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий рассматриваются в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, С.И. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Р.И. Кругликова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других. Непосредственно проблемами декоративно - прикладного искусства и его роли в формировании художественно - творческих способностей, потребностей, эстетического воспитания и развития культуры посвящены труды M.Mt Кагана, Н.С. Лейзерова, А.С. Мидовского, С.Х. Раппопорта, Б.А. Рыбакова, А.Б. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других.

Неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности является традиционное народное искусство. Изучение истории и практическое освоение основ народного искусства способствует воспитанию у учащихся патриотизма, чувства сопричастности с национальной культурой, а, следовательно, стимулирует инициативу, творческую активность, направленную на сохранение и возрождение национальных традиций и народного искусства. Вопросы народной культуры, истории старинных промыслов и их возрождения рассматриваются в работах И.А. Алпатова, Ю.А. Арбат, В.А. Бородулина, В.М. Василенко, Н.В. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, Н.К. Шабанова, А.С. Хворостова и других.

Значительное место в системе формирования художественно -творческих потребностей, необходимых для саморазвития школьников, занимают работы по изучению искусства керамики как одной из разновидностей традиционного декоративно - прикладного искусства. Керамика представляет собой благодатную почву для развития творческого потенциала, для формирования художественного и эстетического вкуса. Творческая деятельность в области керамики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат, связанных с её созданием. Активная работа способствует раскрытию внутреннего духовного богатства школьника, проявлению его индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта. Творческая деятельность на занятиях по художественной керамике, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания, будет способствовать активизации творческого саморазвития школьников. Многие факторы из истории развития керамических промыслов мы почерпнули из работ Н.С. Александровой, Н.Д. Бартрама, И.Я. Богуславской, Г.Л. Дайн, Л.А. Динцеса, Г.П. Дурасова и других авторов. О технологии и особенностях керамического производства писали А.И. Августинник, Л.Ф: Акунова, В.Л^ Крапивин, P.M. Миклашевский, И.П. Уварова. Ряд работ, посвященных работе школьников с глиной, написан педагогами- исследователями, среди которых нам близки труды B.C. Бадаева, М.С. Боголюбова, P.M. Варцавы, Н.В. Ефремичевой, Л.В. Неретиной, Ю.А. Овчаровой, Т.В. Саляевой, М.В. Соколовой, Д.А. Хворостова, Е.Н. Хохловой и других авторов. Однако работ, анализирующих занятия старшеклассников в системе дополнительного образования по керамике с целью развития их художественно-творческих потребностей, необходимых для саморазвития, практически нет, что делает работу своевременной и значимой. Недостаточный уровень и степень разработки данных вопросов, связанных с творческим саморазвитием, определил актуальность темы исследования.

Настоящее исследование призвано разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему, обеспечивающую развитие художественно - творческих потребностей школьников 8-11 классов с дальнейшей их реализацией в процессе практической деятельности на занятиях по керамике в системе дополнительного образования (на примере детской художественной школы).

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью подготовки учащихся, на основе формирования их потребностей, к творческому саморазвитию.

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование условий творческого саморазвития учащихся, практическая разработка и экспериментальная проверка способов, форм и методов проведения занятий по керамике с учащимися 8-11 классов в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является творческое саморазвитие подростка на занятиях художественной керамикой в системе дополнительного образования.

Предметом- исследования, являются. методико-педагогические средства активизации творческого' саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике.

Гипотеза исследования. Если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно-образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится.

Исходя из общей цели выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

-изучить существующую научно - теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;

-изучить современное состояние проблемы развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие школьников в процессе занятий керамикой;

-проанализировать психофизиологические и общие дидактические основы развития художественно-творческих потребностей учащихся 8-11 классов;

-проанализировать и выявить педагогические условия, способствующие активизации творческого саморазвития школьников; -изучить историю методов обучения художественной керамики; -изучить современное состояние занятий по художественной керамике, определить содержание, формы и методы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования;

-разработать и экспериментально проверить программу по художественной керамике для учащихся детских художественных школ, направленную на их творческое саморазвитие;

-определить критерии сформированности творческой самостоятельности учащихся в процессе выполнения художественных изделий из керамики;

-разработать, по итогам и анализу экспериментальной работы, методические рекомендации по развитию художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов на занятиях художественной керамикой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

-изучение и анализ опыта работы учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся художественной керамикой;

-изучение и анализ методических систем и учебных программ по художественной керамике в художественных школах и системе дополнительного образования;

-проведение опроса, собеседования, анкетирования учащихся в процессе их творческой деятельности;

-изучение и анализ продуктов деятельности учащихся; -психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов;

-статистический и графический методы обработки результатов экспериментального исследования;

-обработка полученных данных с целью проверки и корректировки эффективности предложенных программ и методических рекомендаций.

Основной базой исследования явилась художественная школа Северного административного округа города Москвы. Исследование проводилось в три этапа, включая учебу в заочной аспирантуре ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» в период с 2005 по 2009 годы.

На первом этапе^ исследования (2001-2006 годы)' шло изучение научно-теоретических материалов; связанных с художественной! керамикой, ознакомление с практикой и методическими особенностями преподавания в системе дополнительного образования с целью определения степени разработанности проблемы. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения работы с керамикой в процессе развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов. В этот период осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью школьников. Констатирующий эксперимент, с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики, наряду с художественной школой САО г. Москвы, проводился также в ДХШ № 5 г. Москвы и МДАНХТ «Россия» (Московская детская Академия народного художественного творчества).

На втором этапе исследования (2006-2008 годы) разрабатывалась концепция программы «Художественная керамика» для учащихся художественной школы, проводилась экспериментальная работа по её апробации. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения при организации занятий по работе с глиной. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации эффективности путей и методов развития художественно-творческих потребностей учащихся в процессе занятий керамикой, а также действенности предлагаемого содержания занятий, направленных на творческое саморазвитие личности.

Третий этап исследования (2008-2009 годы) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению соответствующих коррективов в процессе проведения контрольного эксперимента. Затем были проанализированы полученные результаты, обобщены и сформулированы выводы, которые подтвердили гипотезу исследования. Полученные данные оформлялись в виде диссертации.

Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для художественных школ, лицеев, колледжей, кружков; организации спецкурсов и факультативов, а

1 } t также при разработке учебно-методических пособий по художественной керамике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, проявление творческого саморазвития служит необходимым условием, которое обеспечивает развитие личности.

Художественные и творческие потребности, как и творческие способности, являются основополагающими в художественно-творческой деятельности. Именно потребность в творчестве заставляет человека неординарно подходить к решению тех или иных проблем независимо от того возникают ли они в области искусства или бытовой сфере. Потребности в эстетической деятельности и в творчестве являются неотъемлемыми характеристиками педагога-художника, поэтому столь важно создать t оптимальные условия для формирования этих потребностей у учеников Художественнойчиколы в процессе обучения:

Изучение декоративно-прикладного- искусства; в частности керамики, способствует развитию художественного мышления, навыков изобразительной деятельности и формированию творческих потребностей. В процессе занятий керамикой проявляются и формируются такие творческие качества личности, как инициативность, оригинальность и гибкость мышления, индивидуальность. Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности.

Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства. Это нашло отражение в экспериментальной программе.

В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник при работе с керамикой с другой. Это позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их, ведет к более свободному, творческому обращению с материалом.

Значительный опыт учеников в создании реалистических образов и изображений и недостаток практического опыта в переработке их в декоративные, обусловил включение в программу ряда упражнений на стилизацию, так как отсутствие подобного опыта, технических навыков и приемов может тормозить возможности творческого саморазвития.

Проблема укрепления интереса к декоративному искусству с целью творческого саморазвития определила необходимость разработки ряда упражнений, способствующих активизации процессов восприятия, воображения и представления. Каждому этапу работы над декоративным образом должна соответствовать, конкретная установка, направленная* на формирование творческой ^познавательной активности.

Весь комплекс учебных заданий должен носить»творческий характер, быть оптимально трудным, но при этом ориентироваться на высокий уровень художественно-творческих требований. В ходе исследования выявлено, что занятия, построенные с учетом этих особенностей, заставляют ученика совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивают мышление, умение анализировать, способствуют развитию профессионально значимых качеств личности и- влияют на формирование творческого саморазвития.

Результаты экспериментального исследования подтвердили наши предположения, а также доказали, что если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно — образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений, соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится. Следовательно, предлагаемая нами научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система может быть предложена для использования с целью активизации творческого саморазвития школьников.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейших изысканий по проблеме влияния занятий художественной керамикой на формирование художественных потребностей и творческих способностей личности. Исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бодров, Александр Юрьевич, Москва

1. Августиник А.И. Керамика / А.И. Августиник. Л.: Стройиздат, 1975. -591 с.

2. Аверьянова М.Г. Гжель российская жемчужина / М.Г. Аверьянова. -М.: Планета, 1993.- 126 с.

3. Агаркова Т.Д. Русский фарфор: Фотоальбом / Т.Д. Агаркова. М.: Планета, 1993.-237 с.

4. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: Учебник для училищ декоративно прикладного искусства / Л.Ф. Акунова, С.З. Приблуда. -М.: Высшая школа, 1979. - 216 с.

5. Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирования керамических изделий: Учебник для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства / Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивин. М.: Высшая школа, 1984. - 207 с.

6. Алейникова А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. -1989.-№12.-С.7- 14

7. Алексахин Н.Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. М.: Народное образование, 2008. - 304 с.

8. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке: Учебное пособие / Н.Н. Алексахин. М.: Агар, 1999. - 47 с.

9. Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. М.: Просвещение, 1978.-62 с.

10. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 152с.

11. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А.Д. Алёхин. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.1.. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в*2-х т.т. / Б.Г.

12. Ананьев; Под ред. Н.Л. Бодалева, Б.Ф. Ломова; М.: Педагогика, Л 980. 230 е., 288 с.

13. Андреева М.В. Советский фарфор, 1920 1930 гг. / М.В. Андреева. - М. Советский художник, 1975. - 339 с.

14. Андреева М.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок: Научно популярные очерки / М.В. Андреева, Л.В. Антонова, О.Б. Дмитриева. -Л.: Аврора, 1973. 162 с.

15. Андрианов Н.Т. Практикум по технологишкерамики: Учебное пособие для вузов / Н.Т. Андрианов, А.В. Беляков, А.С. Власов и др.; Под ред. И.Я. Гузмана. М.: ООО РИФ Стройматериалы, 2005. - 334с.

16. Антонов В .П. Народные художественные промыслы России / В .П. Антонов. М.: Интербук - бизнес, 1998. - 248 с.

17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование, миров / А.Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

18. Ахъян A.M. Технология фарфоровых изделий бытового назначения / A.M. Ахъян. М.: Лёгкая индустрия, 1986. - 311 с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1998.- 558 с.

20. Баженова Л.М. В мире экранных искусств / Л.М. Баженова. М.: Просвещение, 1992. - 176 с.

21. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 416 с.

22. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство / Ю.К. Беджанов,- Карачаевск.: Карачаево-Черкесский гос. пед. ун-т., 1994. -100 с.

23. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия: Учебное пособие / Ю.К. Беджанов. Карачаевск.: Карачаево-Черкесский гос. пед. ун-т., 1997. - 177 с.24