автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно-графических факультетах педагогических институтов
- Автор научной работы
- Варцава, Раиса Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Варцава, Раиса Михайловна, 1989 год
ИЖТИТУТОВ
Специальность - 13.00.02 - методика преподавания изобразительного искусства
Диссертация на соискание ученой степени кандидата падагогических наук
Щ правах рукописи
ВАРЦАВА Раиса Михайловна
УДК 6663 (071 Л)
Научный руководитель « доктор педагогических наук» профессор РОСТОВЦЕВ Н. Н.
Научный консультант ** кандидат искусствоведения* профессор СЕЛЕЗНЕВ Н.С.
Москва,
ОГЛАВЛЕНИЕ Пчт
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ.
Выводы.
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КЕРАМИКИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР.
П.1. Изучение практики преподавания керамики в системе высших учебных заведений
П«2* Анализ различных форм педагогической деятельности в процессе обучения керамике
Ш.З. Практика и анализ авторского экспериментального исследования по проблеме содержания и методов преподавания керамики в системе художественно-педагогического образования
Выводы
ГЛАВА Ш. СОДЕРЖАНИЕ, ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИСКУССТВУ КЕРАМИКИ НА ХУДОЖЕСТВЕН-Ю-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИНСТИТУТОВ.
Задачи, учебный план по курсу "Художественная керамика"
§ I. Краткий лекционный курс по истории развития и технологии керамического искусства
§ 2. Межпредметные связи в изучении керамики на
ХГФ педагогических институтов
§ 3. Методические указания к проведению занятий по программе спецкурса "Технология художественной керамики"
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно-графических факультетах педагогических институтов"
Проблема перестройки содержания форм» образования, в том числе и художественно-педагогического, поставленная реформой высшей и средней школы, требует дальнейшей научно-теоретической разработки и совершенствования основ художественного образования и эстетического воспитания.
Коммунистическая партия Советского Союза в Программе, принятой на ХХУП съезде, призывая решать задачи совершенствования системы народного образования, обращает особое внимание на формирование сознательных высокообразованных людей средствами искусства. Путь, пройденный общеобразовательной школой, педагогическими высшими учебными заведениями, несмотря на ряд коренных изменений в последние годы, не решил проблем, намеченных правительственными документами о содержании, формах, методах обучения и воспитания по многим дисциплинам художественного цикла. Это относится и к разработке целостной системной структуры пре«* подавания курса "Художественная керамика" на художественно-графических факультетах педагогических институтов (10, с.51-59).
Коммунистическая партия придает большое значение приобщению народа к материальной и духовной культуре, художественному творчеству» Партия последовательно проводит линию на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в народном хозяйетве, различных областях общественной и государственной жизни, сфере науки и культуры" (там же, с.55),
В этом вопросе искусству керамики принадлежит особая роль. Во всем ее многообразии керамика тысячелетиями является верным спутником человека. Йа протяжении веков менялась воспитывающая роль керамики, ее формообразование, декорирование, она служила свидетелем развития народов мира и интерес к ней по-прежнему остается достаточно высоким как у художников, искусствоведов, так и у педагогов, ученых.
Художественная керамика всегда носила воспитывающий характер, воздействуя на человека не только своей утилитарной, декоративной формой, но и эстетический основой народной культуры.
Для познания роли керамики в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения нужна научно-обоснованная система.
Нет и специальной подготовки преподавателей по художественной керамике для художественьо-графических факультетов педагогических институтов. Каждый факультет в своей работе по керамике, если такая мастерская существует, идет по пути развития студентов, опираясь на художественный опыт преподавателя кафедры. Работа осуществляется, таким образом, по индивидуальным программам, или рабочим планам, утвержденным советами факультетов.
Основное направление нашей диссертационной работы состоит в поисках путей обучения и воспитания студентов ХШ средствами керамики.
В разработке четкой системы и методов преподавания с целью подготовки специалистов для общеобразовательных школ нужен научно-обоснованный подход и с достаточно высоким профессиональным уровнем •
Еще в 1975 году в инструктивных письмах Министерства про свещения СССР от II июля говорилось о необходимости улучшения профориентационной работы в общеобразовательных школах ре гионов, где имеются народные промыслы» Ставился вопрос о создании специальных учебных программ (102,137).
Данная постановка вопроса о необходимости разработки новых программ определила положительную тенденцию внедрения художественной керамики в учебные планы системы художествен-но-педагогического образования: дисциплины по выбору, спецкурсы, факультативы и т.п. / 135,138,139/. Это, в сво^ очередь, требовало подготовки высококвалифицированных специалистов-педагогов для проведения и руководства учебной и воспитательной работой с детьми. Но, к сожалению, как раз совершенствованию учительских кадров и их подготовке в высших учебных заведениях внимания не было уделено. Поэтому исследование данного вопроса нам дает основание утверждать, что проблема остается не решенной.
Практика показала, что в настоящее время на разных этапах народного образования критерии художественного и эстетического восприятия керамики формироваться пока на могут.
Единой системы подготовки по художественной керамике пока еще нет ни в одном педагогическом учебном заведении. Как прави-ло, имени® поэтому на местах изыскиваются возможности преподавания с опорой на творческую инициативу педагогов: осуществляются поиски специального материала, оборудования, преподавателями разрабатываются посильные для студентов задания.
Многие вопросы подготовки художников-педагогов для общеобразовательных школ требуют научно-теоретического освещения: содержание курса^'художественная керамика, программы, методика работы с целью введения этого предмета в систему художественно-педагогического образования педагогических институтов* Проблема эстетического воспитания для преподавания художественной керамики выпускниками ХШ необычайно широка и многогранна.
Система подготовки специалистов по керамике в художественных вузах страны имеет богатейший опыт в развитии художественных способностей студентов. В основном, все выпускники - специалисты и© керамике * в последующем работают в художественных фондах, на керамических предприятиях и очень редко в качестве педагога в художественных школах* училищах, ПТУ и т.п. В систем® народного о разования специалистов по керамике недостаточно.
Мути улучшения народного образования, новое, инициативное отношение к вопросу подготовки квалифицированных кадров для общеобразовательных школ, учебных комбинатов определяет Коымунистичес кая партия и Советское правительств© в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Особенно важ мыми представляются задачи усовершенствования учебных планов; раз рабогка программ, методов и содержания обучения и воспитания, соответствующей учебной литературы. 1з всех задал совершенствования учебно-в®спйтательн©г© процесса важнейшей задачей является значительн©е улучшение художественного образования и эстетического воспитания. "Расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными специалистами" /17, с»48/.
Основное направление нашего педагогического исследования состоит в поисках путей улучшения обучения и воспитания студентов ХЩ средствами керамики. Мы касаемся преимущественно проблемы художественно-педагогического образования в рамках подготовки специалиста к проведению занятий по керамике через систему худо-жественно-в-графических факультетов.
Преподавание в педагогическом вузе (даже такой небольшой по количеству часов учебной дисциплины, как курс "Художественная керамика") требует серьезной научно-теоретической разработки, научно*обоснованных рекомендаций, пособий для студентов ХШ пединститутов в области овладения искусством керамики, чего мы пока что не имеем»
Использование литературы, адресованной художественным учебным заведениям, не позволяет решать поставленные перед ними задача, т.к. в них нет психолого-педагогической и методической основы преподавания керамики на факультете, осуществляющем подготовку в первую очередь педагога, обязанного владеть знаниями, умениями, навыками изготовления и декорирования керамики и методикой проведения учебно-воспитательной работы со школьниками.
Анализ литературы п© художественной керамике дает нам основание говорить, что специальных исследований по проблемам преподавания керамики для педагогических институтов и педагогических училищ нет. Хотя в педагогической литературе глубокое исследование для педагогических институтов по художественной керамике ©тсут-ствует» есть научные труды» которые освещают пути приобщения к декоративному искусству» керамике» решая в основном проблемы народного искусства в системе ©бучения и воспитания детей. iei тодические рекомендации по керамике носят обобщенней» констатирующий характер /93,191,192,208,209,21I/.
Познавательный интерес представляют исследования» в которых Описаны методические основы древнего ученичества: так, например, Розельфельд P.M., в научном труде "Керамика и керамическое производство" пишет об ученичестве в 14-15 веках в Яузской гончарной слободе и об имеющихся двкументах того времени» из которых можно узнать возраст учеников и обязанности мастера по окончании ученичества, а именно» снабжение ученика инструментами и приспособлениями для изготовления керамических изделий / 150/.
В последние годы вышел ряд изданий для студентов художественных учебных заведений по технологии и истории развития керамики, эту литературу можно рекомендовать преподавателям и студентам ХШ /19,20,88,95,106/. Там можно найти ответы на вопросы по технологии, материаловедению и основных этапах истории развития художественной керамики* Авторы предлагают приемы и способы изготовления и декорирования различных видов художественной керамики.
Литература по технологии изготовления и декорирования художественной керамики крайне немногочисленна. Наибольшую ценность, на наш взгляд» представляет "Технология художественной керамики" Миклашевского А.И. /99/. Тираж этого издания мал» поэтому книга практически не может быть использована в качестве учебного пособия, где в доступной форме и логической последовательности изложен процесс изготовления и декорирования художественной керамики различными традиционными методами работы»
Огромный интерес представляет искусствоведческая литература по искусству керамики: монографии, ©черки по отечественной, мировой и народной культуре (Бритова Н.Н., Бубнова Е.А., Воронов B.C., Воронов Н.С., Михайловская К., Некрасова М»А,, Пруслина К.Н., Салтыков А.Б., Темерин С.М., Хохлова Е.И.).
В научных трудах по химической технологии керамики и огнеупоров содержатся глубокие сведения о технологических процессах» оборудовании, классификации керамики и т.д. (Галабутская Е.А., Левицкий И.А,, Полубояринов Д.И., Рогова М.Й.). Высокий научный уровень содержания позволи! рекомендовать эту литературу преподавателям керамики художественно-графических факультетов пединститутов.
В системе художественно-педагогического образования основополагающей литературой необходимо считать труды классиков марксизма^ленинизма, работы по педагогике, психологии, эстетике, межпредметным связям и общей методике изобразительного искусства. Синтезируя знания, формирующие основные принципы психолого-педагогической науки, методики изобразительного искусства и технологии материала, можно выработать систему частной методики пре* подавания декоративного искусства, т.е. методику преподавания художественной керамики в пединститутах (Маркс К., Энгельс Ленин В.И., Архангельский С.И., Выготский Л.С., Данилов М.А., Крупская Н.К., Леонтьев А.Й., Кузин B.C., Ростовцев Н.Н.).
Конечно, эта работа не может пройти мимо выдающегося опыта художникав^керамистов, педагогов системы художественного образования и воспитания, теоретиков^искусствоведов их новых достижений, находок, творческих работ. Их деятельность требует обобщения, анализа, с целью заимствования наиболее прогрессивных путей и методов в обучении для формирования творческой личности педагога-художника | выявления необходимости в определении содержания и оптимального программирования по курсу "Керамика" в системе просвещения / 71,151,152,154,158,169,170,204,209/.
Актуальность данного исследования подчеркивается "Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школй 0 повышении качества и эффективности исследований» внедрении в практику научных трудов и воплощении их в конкретных учебных методических посшйиях.
Полностью удовлетворить потребности в учебной, справочной научно-популярной литературе по основам наук и факультативным курсам" /17» с.46/.
Дужно отметить, что научно-теоретические обоснования отдельных положений и методических рекомендаций требуют наличия тесной связи проблем общей педагогики с научными положениями педагогики с психологией и физиологией. Раскрывая методические рекомендации» следует учитывать психологию восприятия и освоения формообразования» цветоведения» технологических пр©цессов.
Такое серьезное научно-теоретическое обоснование курса "Художественная керамика" необходимо не тольк© для того» чтобы студент усвоил определенные знания, умения, навыки, но и был подготовлен к работ® с детьми в общеобразовательной школе, учитывая их возрастные особенности»
Практика преподавания керамики показала, нт® на многих Х1Ф пединститутов» где имеется база для изучения керамики, учебную работу на должном уровне развернуть весьма сложно, т.к» нет четкой программы действий и установок по развитию худ©жественно-педагогических способностей студентов.
Та программа, которую автор диссертации разработал по заданию Министерства просвещения СССР в 1987 году, еще не дает возможности всем факультетам вести на должном уровне учебно-воспитательную работу, ввиду того, что помимо программных установок должны быть научно-теоретические обоснования, как систем, так и содержания, форм, методов преподавания спецкурса по "Художественной керамике", учебные дисциплины: "Технология конструкционных материалов", "Декоративно-прикладное искусство" и т.п.
Если планы и программы прежних лег способствовали развитию основ декоративного искусства на уровне рекомендаций, то уже с Х9 ноября 1986 года вышел приказ № 235 Министерства просвещения СССР "О повышении роли изобразительного искусства в коммунисти« ческом воспитании школьников, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1986 года (№ ЮХ4 "О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышении его роли в коммунистическом воспитании трудящихся" /13, с.20/. В приказе четко определены задачи, которые необходимо решить в системе художественно-педагогического образования по осуществлению практических мер в улучшении художественного образования и эстетического воспитания, а именно: введение в учебный процесс но* вых учебных планов с глубокой модернизацией учебных программ. Особое внимание нам следует уделить разработке рекомендаций п© совершенствованию методической и практической подготовки студентов и учащихся ХШ для общеобразовательных школ, а также наладить качественную работу факультативов, кружков учебных занятий и по декоративному искусству в институтах, школах и внешкольных учреждениях с целью формирования художественных и эстетических вкусов будущих учителей»
Эти и многие другие положения документов можно считать руководством к действию, которое обязывает перестроить те стороны системы художественно-педагогического образования, которые являются в настоящее время слабыми. Особенно актуальной является задача совершенствования системы преподавания декоративного искусства в аспекте межпредметных связей на Х1Ф*
В диссертации ставится вопрос о создании системы преподавания художественной керамики на современном этапе. Мы видим необходимость обучения студентов ХШ по следующим направлениям: изучение технологии изготовления и декорирования керамических изделий, истории развития искусства керамикиj освоение методики преподавания ее в высших педагогических учебных заведениях, В исследовании ставится целью вопрос об определении научно-мето-дических принципов преподавания и воспитания студентов средства ми художественной керамики и подготовке их к педагогическому творческому труду.
Все вышеприведенные проблемы организации деятельности п© керамике в системе ХШ пединститутов свидетельствуют о необходи мости разработки соответствующих программ, единой методики преподавания и учебно-методических пособий, что обусловливает акту альность данной работы.
Актуальность исследования.Методологической основой диссертационного исследования является марксистско-ленинское учение © личности * творце, актуальность иселед©вания определяются необходимостью совершенствования эстетического воспитания, вытекающей из основных положений "Программы Коммунистической партии" ® всестороннем гармоничном развитии личности, а также недостаточно! ршэработанностью содержания и методов преподавания художест венной керамики в педагогических институтах на строгих научных принципах» отсутствием квалифицированных специалистов для препо давания керамике в системе просвещения» в частности» в общеобра зовагельных школах.
• 13
Гипотеза исследования» Специальная подготовка студентов художестве нно-графических факультетов педагогических институтов в области художественной керамики повысит профессиональный уровень и эстетическую культуру будущих учителей изобразительного искусства, т.к» поможет сформировать у них умения и навыки в искусстве керамики, а вместе с этим и навыки в организации учебно-воспитательной, творческой деятельности в общеобразовательной школе.
Цели
1. Формирование мировоззренческих позиций студентов ХГФ, воспитание у них патриотических чувств, коммунистических убеждений.
2. Формирование трудовой и профессиональной направленности будущих преподавателей художественной керамики.
3. Воспитание эстетического вкуса, выработка основных критериев оценки образцов мировой и отечественной керамики.
4. Выработка у студентов основных навыков работы в материале, овладение знаниями и практическими методами педагогической и творческой работы.
5. Активизация творческого мышления студентов с целью вое* питания у них интереса к художественно-педагогической деятельности на занятиях по керамике.
Задачи; Для осуществления поставленных целей в ходе исследования нужно решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать практику преподавания керамики в ряде учебных заведений нашей страны,
2. Выработать систему действий в преподавании курса "Художественная керамика" на XES пединститутов.
3. Создать программы для обучения студентов по курсу "Художественная керамика"» определить содержание и методы преподавания керамики.
4. Разработать ряд методических рекомендаций для проведения занятий со студентами по керамике.
Методы исследования:
1. Изучение Программы КПСС, материалов ХХУП съезда партии, XIX партийной конференции, постановлений Пленума ЦК КПСС по высшей и средней школе $ министерства просвещения СССР, документов об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школ,
2. Изучение научной, психолого-педагогической литературы.
3. Наблюдение за работой студентов, преподавателей, художников, мастеров керамического искусства.
4. Беседы и анкетирование в работе с школьниками, абитуриентами, студентами.
5. Обобщение личного опыта.
6. Организация и проведение поискового, констатирующего обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
7. Метод сравнительного анализа процесса и продуктов учебно-творческой деятельности.
8. Биографический метод.
9. Выявление наиболее прогрессивных эффективных и оптимальных форм и методов содержания преподавания керамики на ХШ пединститутов, в школах, учебных комбинатах.
Щучная новизна
I. Разработка содержания теории и практики, методики проведения занятий и программы педагогической работы по художественной керамике.
2. Выявление научно-обоснованных требований к организации системного подхода в обучении керамике на художественно-графических факультетах.
3. Разработка системы учебных заданий, способствующих форми рованию умений и навыков выполнения композиций в керамических ма териалах.
Подготовка учебно-методического пособия к проведению кур са "Художественная керамика" для педагогических институтов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что;
1. Внедрение программ на художественно-графических факультетах может найти применение и служить руководством к действию.
2. Разработка содержания и методов могут быть использованы в педагогическом процессе.
3. Материалы 1-й главы диссертации и приложения при даль» нейшем исследовании могут быть использованы для разработки учебника по искусству керамики в системе художесгвенно-педагогичес» кого образования.
Объект исследования
Художественно-педагогическая деятельность студентов ХШ, школьников, их возможности, потребности художественно-педагогического образования и воспитания средствами художественной керамики»
Предмет исследования
Эффективность традиционных и прогрессивных методов системы преподавания художественной керамики.
Содержание программ и методов преподавания.
При решении исследуемых проблем автор диссертации опирается на:
-I б
1. Систему подготовки квалифицированных специалистов по художественной керамике в высших учебных заведениях.
2. Исследования теории по вопросам истории развития керамики и художественно-педагогического образования в СССР,
3. Анализ практики преподавания керамики в различных формах деятельности,
4. Отдельные положения литературы и высказывания специалистов по данному вопросу.
5. Анализ диссертационных исследований по проблемам трудового» эстетического воспитания, художественно-педагогического образования, технологии и истории развития керамики,
6. Экспериментальные занятия со студентами.
7. Личный опыт в преподавании и творчестве.
Внедрение результатов исследования
Опубликовано:
1. Программы педагогических институтов "Технология художественной керамики (спецкурс для художественно-графических факультетов) / ред.С.П.Ломов. - М. 1987, - 10 с.
2. Программы педагогических институтов "Художественная керамика" для факультетов общественных профессий / ред.С,П.Ломов.
- М., 1988. - 14 с.
Апробация:
1. Преподавание курса "Керамика" в педагогическом училище № I на художественно-графическом отделении 1972-1978 гг. г.Ульяновске.
2. Преподавание курса "Художественная керамика" на художественно-графическом факультете Владимирского педагогического института им.П,И.Лебедева-Полянского с 1980 по 1986 гг. о
Проведение занятий по курсу "Художественная керамика" на ХШ МГПИ им.В.И.Ленина 1987-1988 г.г.
4» Организация и выступления на научных конференциях по вопросам исследования технологии и методики преподавания керамики, ВГПИ им.П.Й.Лебедева-Полянекого, с 1978-1986 гг.
5. Доклады на Ленинских чтениях по проблемам каждой главы диссертации во время учебы в аспирантуре на ХШ МГПИ им.В.И.Ленина
6. Обсуждение и отчеты на кафедре рисунка МГПЙ им.В.И.Ленина и на кафедре керамики и стекла МВХПУ (б.Строгановское), 1986-1988 гг.
1т Лекция на тему "Искусство керамики" в пионерском лагере "Южный" города Анапы 1988 г.
8. Выступления на научной конференции МВХПУ (б.Строгановское) по проблеме обучения и воспитания школьников средствами керамики.
Художественно-творческая деятельность:
1. Формирование профессиональной культуры: в творческих группах СХ РОФСР, г.Москва 1981, 1988 г.г.; Конаково, фаянсовый завод им.М.Й*Калинина 1972-1988 г.г. на местных керамических предприятиях I968-I984*
2. Выставки-областные: 1968-1985 г.г.j зональные: 1970. 1972, 1974, 1984 г.г.; всероссийские: 1979, 1982, 1983, 1988г.г.
23» Творческие работы, находящиеся в музеях - краеведческий: г.Ульяновскj художественные: Ульяновск, Владимир, Суздаль, Красноярск: 1977, 1978, 1979. 1982 г.г.
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения*
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по Ш-ей главе
I, Содержание третьей главы открывает возможности организации процесса воспитания, обучения, образования по курсу "Художественная керамика" в целом: учебный план, программа, методические указания и рекомендации.
1.1» Разработка программы отвечает задачам сегодняшнего дня.
Ее содержание послужит руководством к действию - обучению студентов по курсу "Художественная керамика".
1.2. Содержание и методика преподавания по предлагаемой 186 — структуре может служить основой для разработки учебно-методического пособия в сочетании с материалом, который дается в приложении.
1.3. Материалы приложения: терминологический словарь, иллюстрации, методические рекомендации способствуют раскрытию специфики учебного процесса по керамическому искусству.
2. Учебные занятия по керамике, основанные на использовании межпредметных связей академических дисциплин будут способствовать формированию у студентов правильного восприятия и понимания сущности материальной среды и материальной культуры народа, развитию творческой личности студентов, а также патриотического, трудового, эстетического и художественного воспитания будущего педагога-художника.
3. Овладение технологией изготовления и декорирования керамики, развитие творческих способностей и интереса к профессии способствует на основе знаний, умений и навыков по специальности и методике изобразительного искусства формированию квалифицированных специалистов для общеобразовательных школ, студий, кружков
3.1. Поиск новых форм учебно-педагогической, научно-художест вннной и просветительской деятельности будет спосбствовать принципиально новому отношению к материальной культуре и формированию коммунистической воспитанности членов общества.
- 187 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Данная диссертация представляет разработку новой системы подготовки студентов художественно-графических факультетов для преподавания керамики и решает узловые вопросы организации и проведения занятий. В ней изложены методика, содержание и комплекс межпредметных связей, которые дают знания и раскрывают пути формирования умений, навыков для художественно-педагогической деятельности в керамическом искусстве.
I.I. На данном этапе в системе художественно-графического образования, назрела необходимость в изменении характера преподавания керамики на разных уровнях и этапах обучения.
1.2. Перестройка обосновывается данными исследованиями о том» что можно и нужно повысить качество преподавания и воспита-ния средствами изучения керамики, путем обязательного введения курса "Художественная керамика" в общую систему художественнопедагогического образования.
2. В результате исследования:
2.1. дан сравнительный анализ преподавания курса керамики по специальности № 2222(керамика, стекло) j
2*2дан анализ современной практики преподавания керамики в различных формах деятельности;
2.3* дан анализ литературы по проблемному вопросу, и роли искусства керамики в формировании общества ;
2.4. разработаны программы, содержание, методика преподавания курса "Художественная керамика" ;
2.5. подготовлено учебное пособие с методическими рекомен» * дациями проведения занятий по керамике.
Ш. Отсутствие оптимальной программы по изучению керамики на художественно-графических факультетах недостаток специальной литературы, отсутствие квалифицированных специалистов, нерешенные цели и задачи в современной практике занятий керамикой на ХГФ, общеобразовательных шолах говорит о необходимости коренного изменения сложившейся ситуации. Результаты исследования способствовали выработке рекомендаций, требований к организации и проведению занятий на художественно-графических факультетах.
Ш.Х, Создание условий, благоприятствующих подготовке педагогов и повышению квалификации по специальности "художественная керамика", активизация творческо-педагогической деятельности преподавателей в искусстве керамики.
Ш.2. Разработка и выпуск учебников, учебных пособий, оборудования ; создание факультета повышения квалификации для преподавателей художественно-графических факультетов по керамике.
Ш.З. Разработка новых прогрессивных форм, методов и средств обучения художественной керамике в комплексном художественно-педагогическом образовании высшей школы на основе системы межпредметных связей.
ШОрганизация и оборудование специальных керамических мастерских для урочной, внеурочной, профориентационной форм деятельности. Привлечение специальных ведомств и керамических предприятий к оснащению и обеспечению процесса обучения керамике керамическими материалами и оборудования.
Ш.5* Разработка программы по курсу "Художественная керамика" автором данного исследования отвечает современным требованиям, будет способствовать введению научно-методического пути освоения данной дисциплины по определенной системе действий.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Варцава, Раиса Михайловна, Москва
1. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2 т. -М.: Педагогика, 1978. - T.I. - 543. ; Т.2. 481.
2. Ленин В.И. О воспитании и образовании. / Сост.В.П.Груздев.- М.: Просвещение, 1987. 495 с.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве 7.-е изд./ Сост. Н.Крутикова - М: Худож. лит., 1986. - 575 с.
4. Ленин В.И. О народном образовании. М.: Просвещение, 1977.- 287 с.
5. Ленин В,И. О воспитании и образовании : Сборник, в 2 Т. -М.: Педагогика, 1980. - T.I. - 544 с* Т.2. - 496 с.
6. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. - 352 с.9А.КПСС. Съезд (26} 19815} Москва). Материалы 26 съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
7. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция: Принята 27 съездом КПСС. М.: Политиздат, 1986. • 80 с.
8. П*Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 18-18 февр.1988 г. М.: Политиздат, 19,88. - 75 с. ПА.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
9. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня • I июля 1988 г. М.: Политиз»1 дат, 1988. 160 с»у*
10. О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от21 авг. 1986 г. // Справочник партийного работника. М., 1987. Вып.27 - C.5S3.
11. О дальнейшем улучшении идеологической» политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. // Справочник партийного работника. 1980. - Вып«20. -с. 20.
12. О дальнейшем совершенствовании обучения» воспитания уча-м щихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду:л
13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 22 дек. 1977 г.
14. Справочник партийного работника. М.» 1978: - Вып.18. - 6*251.
15. КПСС. ЦК. О народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС от 17 дек. 1974 г. // Справочник партийного работника М.» 1975. - Вып.15. - С.382.
16. О реформе общеобразовательной и профеесиональной школы: Сб.документов и материалов. М.: Политиздат» 1984. -112 с.
17. Акунова А.Ф., &ранивин В.А. Технология производства и|декори рования художественных керамических изделий. М.: Высш. шк.,1984. 207 с.: ил.
18. Алексеева В. . Изобразительное искусство в школе. М.: Сов.художник, 1968. - 288 с.
19. Алехин А.Д. Изобразительное искусство". Художник. Педагогика. Школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.160 с.: ил.
20. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. М,: Педагогика, 1980. - T.I. - 20 с,
21. Андреева Л.В. Советский фарфор, I920-I930 гг. М.: Сов. художник, 1975. - 339 е.: ил.
22. Анисимов Н.Н. Основы рисования: Учеб.пособие. 2-е изд.- М.: Стройиздат, 1977. * 168 е.: ил.
23. Ананьев Б.Г* Познавательные интересы и потребности // Уч. зап. ЛГУ. Сер.Филос.наук. IB59. - № 265. вып.16. - С. 41-60.
24. Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа конец 14- перв.треть 18 в. Л.: Аврора, 1977. - 83 е.: ил.
25. Арба® Ю.А. Красота вокруг нас. М.: Госместпроиздат, 1962- I7B е., ил*
26. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш.шк., 1974. 382 с.
27. Боголюбов Н»С.Ш$да1тура на занятиях в школьном кружке. -М»: Просвещение, 1986. 126 е.: ил.
28. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду.- М.: Просвещение, 1974. 75 е.: ил.
29. Власов В.Г. Исследование взаимосвязи рисунка и композиции вхудожественной керамике и стекле. На стыке спей* 130002 "Me*тодика преп. декор.иск-ва и 170005 "Декор.-прикл.иск-во" * М.: МВХПУ 1988. T.I. - 167 е., Т.2. - 133 с*; ил.
30. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
31. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. Л.: Художник РСФСР, 1975. - 52 е.: ил.
32. Всеобщая история искусств: В 6 Т. / Ред.Веймари и др. ~ М.: Искусство, 1964. Т.З. 531 с.: ил.
33. Всесоюзная конференция по проблемам развития современного народного искусства в свете постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах": Стенограмма/М-во культуры СССР, Акад.художеств СССР, Союз худ-ов СССР. М., 1977. -525 с.
34. Всесоюзный съезд учителей (1978): Документы и материалы. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте*- М.: Просвещение, 1967. 93 е., илл.
36. Галабудская Б.А» Система глина-вода: Учеб.пособие по спецкурсу технолог.керамики для студ./ Политехи.ин-т. Львов, 1962. - 212 с.
37. Горбунова К.С., Перйольская А.А, Мастера греческих расписных ваз. Л.: ГосЭрмитаж, 1961. - 114 е.: ил.
38. Громов Е.С* Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 237 е.: ил.- 196
39. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе» М.: Учпедгиз, I960. - 246 с,
40. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем.дидактики: Учб.пособие для пед.ин-тов. / Под ред.М.А.Данилова, М.Н.Скат-кина М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
41. Зись А.Я. Искусство и эстетика. 2«*е изд., перераб. и доп- М.: Искусство, 1975. -.446 с.
42. Изобразительное искусство: Нач.кл. (1-4): Программы восьмилетней шке М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
43. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Искусство и коммунистический идеал: Изобр.ст. по философии и эстетике.- М.: 1984. С.265-^84.
44. Искусство керамики: Сб.ст./ Под ред.Н.С.Степанян. М.: Сов. художник, 1970. - 295 е.: ил.
45. Искусство и дети: Эстетич. воспитание за рубежом / Ред.-сост. В.Шесгаков. М.: Искусство, 1969. - 272 с.
46. Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб.науч.тр./ НИИ худож.пром-сти, Отв.ред.Т.М.Разина. М., 1982. - 173 с.
47. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М.: Просвещение, 1968. - 272 с.'
48. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-метод.пробл. М.: Педагогика, 1980. - 158 с.- 197
49. Канцедикас А.С, Искусство и ремесло. М.: Изобраз.искусство, 1977. - 87 е.: ил.
50. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука» 1968. - 206 с.
51. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 160 с.
52. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
53. Комарова Т.С» Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Авгореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1979. - 35 с.
54. Краткий словарь по эстетике. Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянников. М.: Просвещение, Х983. - 223 с.
55. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей,. М.: Просвещение, 1976. - 308 с.
56. Крупская Н.К. 0 коммунистическом воспитании школьников: Сборник. М.: Просвещение, 1978, - 240 с,
57. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах, Пособие для учителей. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984, - 131 с.
58. Кузин B.C. Психология. М.: Просвещение, 1982. - 255 е.: ил.198 —
59. Кузин BJF. Основы обучения изобразительному искусству в школе Пособие для учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1977.208 с.: ил,
60. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1974. - 60 с.
61. Лантери Э. Лепка. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1963.- 335 с.82а Левицкий И.А, Эффективные методы декорирования и повышения качества гончарно-керамич.изделий. Минск.: БелНИИНГИ, 1977. - 25 с.
62. Леонтьев А.Н» Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
63. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1972. - 575 с.
64. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 34 с.
65. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.- 87 с.
66. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
67. Лукич Т.Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высш. шк., 1979. - 182 с.: ил.
68. Луначарский А.В. О воспитании и образовании: Сборник. -М.: Педагогика, 1976. 636 с.
69. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.
70. Маймин Е.А. Цстетика наука о прекрасном: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
71. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15-19 вв.: Альбом- M.j Изобраз.искусство, 1976. 30 е.: ил.
72. Милексетян А.С. Эстетическое воспитание в общеобраз.средней школе средствами .декоративно-прикладного искусство. Мозаика: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1969. - 20 с.
73. Ю2»Минпрос СССР. Инструктивные письма. М»: Просвещение, июль II, 1975. - № 42.- 20Q
74. Минпрос СССР. О повышении роли изобразительного искусства в коммунистическом воспитании школьников. Приказ № 225 от 19 ноября 1986.
75. Михайловская К. Цветущий кобальт, М,: Сов.Россия, 1980.- 221 с,: ил.
76. Миллер Ю. Художественная керамика Турции. JI*: Аврора, 1972. - 184 с.
77. Мороз И»И, Технология строительной керамики. Киев.: Выш. шк. 1972. - 351 с.: ил.
78. Народные художественные промыслы / Ред.Некрасова М.Н. Темерин С.М. М.: Искусство, 1986. - 231 с.
79. Народные мастера. Традиции, школа / Акад.художеств.СССР $ Под ред.М.И.Некрасовой. М,: Изобраз.искусство, 1985,- 291 е.: ил.
80. Нагибин Т.В. Технология строительной керамики. 2-е изд.» перераб. - М.: Высш.шк., 1975. - 276 с.
81. ПО, Некрасова М.А, Народное искусство как часть культуры. Теор. и практ.: Автореф. дис. . д-ра искусствовед. М., 1985. - 51 с.
82. Некрасова М.А. Народное искусство России: Нар.т-во;-как мир целостности. М.: Сов.Россия, 1983, - 220 е.: ил.
83. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 205 е.: ил.
84. Некрасова М.А. О формах развития на одного искусства инекоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных художественных промыслов. Л., 1986. - С.60--80.
85. Нешумов Б.В., Щелрин Е.Д. Художественное проектирование.- М.: Просвещение, 1979-174 е.: ил.
86. Овсянников М.Ф. Эстетика и художественная культура 20 в,
87. Критика современной буржуазной эстетики. М., 1968. - С.3-14.
88. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие длястуд.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1981. - 172 е.: ил.
89. Основы марксистко-ленинской философии. 4-е изд., перераб.- М*: Политиздат, 1978. 464 с.
90. Основы марксистко-ленинской эстетики. М.: Госполитиздат, I960. - 639 с.
91. Основы художественного ремесла: Пособ.для учител.: В 2 ч.- 2-е изд./ Под ред.В.А.Барадулина, О.В.Танкус. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
92. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Оп.57000 слов. М.: Рус.яз., 1988. - 748 с.
93. Пантелеев Г.Н., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство -детям: Пособ. для воспитателя ст.Рр.дет.сада. М.: Просвещение, 1976. - 143 е.: ил.
94. Паньшина И.Н, Декоративно-прикладное искусство. Минск.: Нар.асвета, 1975. - ПО е.: ил.
95. Педагогический словарь: В 2 т. / Каиров И.А. (гл.ред.) -М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. T.I. - С.404.
96. Педагогическая энциклопедия: В 2 Т. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - Т.1-2. Педагогика: Учебное пособие для студ.пед. ин-тов / Под ред.Ю.К.Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
97. Пешкова Н.Г. Влияние занятий изобразительным искусством на формирование внутриколлективных отношений.: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1981. - 21 с.
98. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.• M.t Просвещение, 1982. 191 е.: ил.
99. Пономарьков С.И. Декоративное вформительское искусство в школе. М.х Просвещение, 1976. - 136 с.
100. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976. - 303 с.
101. Популярная художественная энциклвпедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декор.искусство/Редкол.: Полевой В.М. (гл.ред.) и др. * М.: Сов.энциклопедия»1986. T.I-2.
102. Попова О.С. Русская художественная бытовая керамика. М.8 КОЙЗ, 1959. - 49 с.: ил.
103. Проблемы античной культуры / Отв.ред.Кониленко Т.А. М.: Наука, 1986. - 287 е.! ил.
104. Проблемы народного искусства/Под ред.Некрасовой М.А.,Макарова К.А. М.: Изобразит,HCKyccTBOf 1982. - 134 с.:ил.
105. Программы педагогических институтов "Технология художественной керамики" (спецкурс для художественно-графических факультетов)/ Отв.ред.Ломов С.П., сост.Варцава P.M. М.»1987. 10 с.
106. Программа педагогических институтов: "Художественная керамика"! Для факультетов обществ.проф./ Ред.Ломов С.П., сост.Варцава P.M. М., 1988. - 16 с.
107. Программы педагогических училищ: художественная обработка материалов. М.: Просвещение» 1985. - 21 с.
108. Программы педагогических институтов: Рисунок. Живопись.Планер.Композиция: Для спец. № 2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд" М.: Просвещение, 1983. - 64 с.
109. Программы педагогических институтов // Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1980. - G.23.
110. Программы пединститутов: Сборник. М.: Просвещение, 1980.- № 21. 64 с.
111. Программы педагогических училищ: Практикум в учеб.мастерск- М.: Просвещение, 1980. 64 с.
112. Программы педагогических училищ: Декор.оформление. М,s Просвещение, 1973. - 13 с.
113. Программа воспитания и обучения в детском саду / Мин-во просвещения РСФСР. М,: Просвещение, 1987. - 191 с.
114. Программа курса^Проектирование" для высших учебных заведений по специальности 2222 "Декоративно-прикладное ис кусство". Специализация: художественная керамика, художест венное стекле/ МВХПУ. - M.f 1984. - 25 с.
115. Программа по черчению для средней школы. М.: Просвещение* 1986. 15 с.
116. Программы факультативных курсов для средней школы Мин-прос СССР. Скульптура и керамика 7-8 кл. М.: Просвещение 1980. - 58 с.14б« Программы для школ и классов с углубленным изучением изобразительного искусства, 9-10 кл. М.: Просвещение, 1981.- 62 с.
117. Пруслина К.П. Русская керамика (Конец 19 нач.20 в). М. j Наука, 1974. - 135 с. I ил.
118. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: Сущность Формы.
119. Методы. М«: Москва, 1980. - 190 с.
120. Раппопорт С.Х. Не изобразительные формы в декоративном искусстве. М.; Сов.художник - 1968. - 271 с.
121. Розенфельд P.M. Керамика и керамическое производство Москвы в 12-17 в.: Автореф.дис. . канд.искусствовед. М.,1972. 19 с.
122. Ростовцев Н.Н. Академический рис.: учеб.для студ.худ.ин-тов» 2«*е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984. 239 е.: ил.
123. Ростовцев Н.Н* Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебпособие для высш.худ.учеб.заведений. М.: Изобраз.искусство, 1983. - 286 е.: ил.
124. Ростовцев Н*Н* История методов обучения рисованию: Учебн пособие для студ.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1982. -259 с.: ил.
125. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение,1973. 295 с.: ил.
126. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб,пособие для педучилищ. М.: Просвещение, 1976. - 287 е.: ил.156* Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет: Автореф.дис. . д-ра пед*наук. М., 1965. - 33 с.
127. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз, 1962. - 77 с.: ил.
128. Ростовцев Н,Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студ.худож.-граф.фак.пед. ин-тов* 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974, 1980. - 239 е.: ил.
129. Ронделй Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство:
130. Кн. для учителя. М.: Просвещение» 1984. - 143 с.
131. Ростова С.И. Формирование художественной культуры студентов пединститутов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -Новосибирск, 1974. 19 с.
132. Рохваргер Е.Л. Производство изделий строительной керамики.- М.: Госстройиздат, 1962. 184 с.
133. Русское декоративное искусство: В 3 т. / Под ред.Леонова.- М.: Акад.худож.СССР, 1962-1965. T.I-3.
134. Русская народная керамика. М.i Внешторгиздат, 1979. -44 с.
135. Рыбаков Б.А. Керамика и стекло древней Тмутаракани М.: АН СССР, 1963. 187 с.
136. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство 10-13 веков.- Л.: Аврора, 1971. 128 с.: ил.
137. Савин Н.В. Педагогика: Учеб.пособие для пед.училищ. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1978. - 351 с.
138. Савицкий С. . Работа с глиной, гипсом и папье-маше. -M.I Просвещение, 1975. 55 с.
139. Савостьянов Е. Единство познания и творчество в искусстве. -М»; Изобраз.искусство, 1977. 311 с.
140. Сакулина В.П»* Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М,: Просвещение, 1979. - 272 с.170* Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Прос*-вещение, 1965. - 214 е.! ил.
141. Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры ХУШ-начала XX века. М.! Госкультпросветиздат. 1952. - 272 с.: ил.
142. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение,ч1968. 296 е.: ил. 173. Салтыков А.Б. Избранные труды. М.: Сов.художник, 1962. -728 с.: ил.
143. Салтыков А.Б. Майолика Ржели. М.: Искусство, 1956'.i.104 е.: ил.
144. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, апрель 1983. № 10. - М.: Просвещение, 1983. - 30 с.
145. Скаткик Ш. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. -M.s Педагогика, 1984. - 95 с.
146. СЛастенин В.А. Развитие, воспитание и формирование личности // Педагогика. М., 1981. - С.28-42.
147. Соколова I.M. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 19-«72. - 164 с.т 179. Степакова В,В. Совершенствование процесса формирования графических знаний и умений по черчению у уч-ся 7 кл.:1. А'
148. Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1987. - 15 с.
149. Сухомлинекий В.А» Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика. - Т.1-3.
150. Селезнев Н.С. Декоративные возможности архитектурно-художественной керамики (опыт системного исследования видов, способов, исходныех материалов и приемов декорирования: Автореф. дис. . кандискусствоведения. М,, 1970. - 23 с.
151. Словарь русского языка: В 4 т. 2«е изд. / АН СССР;
152. Под ред.Евгеньевой А.П. М.: Рус.яз., I98I-I984* - T.I-4.
153. Схенограмма Всесоюзной конференции по проблемам развития » современного и народного искусства в свете постановлений
154. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 144 е.: ил.
155. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1978. - 143 е.: ил.
156. Художественное проектирование / Под ред.Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1979. - 174 е.: ил.188, Хохлова Е. Н. Производство художественной керамики, М.: Лег.индустр., 1978. - 93 с.
157. Шороков Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автореф. дисс. . докт.пед.наук. М., 1988. - 32 с.
158. Шорохов Е.В, Композиция: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед.ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М,: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.
159. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб,пособие для пед.ин--тов. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.
160. Шорохов Е.В. Проблемы кемпозиции в дестком изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (1-7 кл.): Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1968. - 18 с.
161. Школа изобразительного искусства: В 10 вып.: Учеб.пособие для сред.худож.учеб.заведений / Акад.художеств. СССР. -М.: Изобраз.искусство, 1986, 1988. вып.1-2.
162. Шпикалова Т.Н. Народное искусствов художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. д-ра пед.наук. М., 1988. - 346 с.
163. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в Ш классе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. - 192 е.: ил.- 209
164. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во П классе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 207 е.: ил.
165. Шпикалова Т.Н. Изобразительное искусство в I классе: Йосо* бие для учителей. М.: Просвещение, I98I. • 191 е.: ил.
166. Шпикалова Т.Я. Занятия с учащимися 4-5 классов // Изобразительное искусство в школе. М., 1975. - С.68-79.
167. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами де-коративно^-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М,, 1965 - 16 с.
168. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков) М,: Педагогика, 1983, - 416 с.
169. Эстетическое воспитание в школе: Вопр,сист.подхода/ Под ред.Б.Т.Лихачева, М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
170. Юсов Б,П. Проблема художественного восприятия и развития школьников: Автореф. дис. ., д-ра пед.наук. М*, 1984.- 38 с.
171. Юшкевич М.О., Роковой М.И. Технология керамики. 3-е изд.- М.: Стройиздат, 1969. 350 с.
172. Якобсон П.М. Психология художественного творчества М.: Знание, 1971. - 48 с.
173. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с,
174. Яковлав А.С. Рассказы авиаконструктора. M.J Дет.лит. 1958, - 255 с.
175. Яновский В.Н. Вторая молодость древнего материала.-М.: Ст|)6йиздат, 1967. -107с.
176. Декоративное искусство.-1984-1989-WI-12. Керамика и стекло.-1984-1989- №1-12.
177. Школа и производство.-1984-1989.-№1-12.
178. Gebauer W. Kunsthandwerkliche keramik.- Leipzig: Pachbuchverl, 1980.- 226 s.
179. Kingery W.D. Introduction to ceramics. New York, 1976.-1032 p.
180. Heider G. Anatoli L. Kaplan Keramik.- Berllin: Un. Verlas, 1977.- 149 s.
181. Das Neuste aus Meissen // Bildende Kunst.- 1982,- N. 4,-S. 186 188.227. ABC decor. 1984 1989.
182. Art et decoration 1984 - 1989.
183. Kunst und Handverk 1984 - 1989. # 230, Kunst und Stein - 1984 - 1989.