автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе
- Автор научной работы
- Даутова, Ольга Гаязовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе"
На правах рукописи
ДАУТОВА Ольга Гаязовна
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕДВУЗЕ
Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2006
Работа выполнена в лаборатории художественного образования и эстетического воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации и в Московском государственном областном университете на кафедре народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор ЛОМОВ Станислав Петрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор КОРЕШКОВ Валерий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент ВОРОХОВ Александр Анатольевич
Ведущая организация: Московский государственный открытый
педагогический университет им. М.А. Шолохова
Защита диссертации состоится «йХ> » 2006 г. в 15.00 часов на
заседании диссертационного совета Д 212. 154.03 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, пр. Вернадского, д. 88, ауд. № 528.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского 1
педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.
I
Автореферат разослан «_»_2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета ИГНАТЬЕВ С.Е.
^ * 1
Проблема исследования и ее актуальность. Творческая деятельность в облаете декоративно-прикладного искусства является эффективным средством формирования творческого потенциала личности в процессе обучения предметам художественного цикла, что убедительно доказано современной исследовательской практикой. Широкий спектр подготовки учителей изобразительного искусства, включающий пластические виды творческой художественной деятельности, открывает новые направления совершенствования педагогического профессионализма будущих учителей в системе высшего художественно-педагогического образования.
Наряду с формированием педагогической квалификации неотъемлемым компонентом в структуре предметной подготовки учителя изобразительного искусства становится овладение специальными навыками творческой деятельности в процессе изучения рисунка, живописи, композиции, а также в ходе художественно-технологической подготовки по различным видам традиционных художественных ремесел. Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. Глубокая специализация и мастерство в области декоративно-прикладного искусства являются действенным средством подготовки высококвалифицированного педагога-художника, призванного сохранить и развить творческие принципы изобразительного искусства, национальную самобытность декоративного искусства, его художественно-образное богатство, неразрывно связанное с творческим трудом.
Актуальность исследования в области методики художественного образования и системы эстетического воспитания в целом объясняется значимостью декоративного творчества в работе будущего педагога-специалиста в области искусства, где органичная связь освоения технических приемов ремесла с обогащением образных представлений, развитием творческого воображения, ассоциативного мышления я / * определяет сущность оптимизированного педагогического процесса. Среди видов ^ ^^
декоративной деятельности особое место занимает декоративная керамика,; ^ к ► обладающая уникальными возможностями в развитии творческого потенциала, < £ £ * многообразием образных решений. Специфика творческого процесса художественно о у^р ной керамики как вида декоративного искусства позволяет ставить и успешне я д £ | решать проблемы развития творческих способностей, в структуре которых х * и § I первостепенное значение для практики художественной деятельности имеерО |
художественно-образное мышление. 12 >
Развитие художественно-образного мышления, адекватное специфике творческих '"■ принципов образного выражения в декоративно-прикладном искусстве, является наряду с теоретическими и практическими знаниями и умениями в области художественного ремесла, ведущим компонентом способностей к творчеству и важным условием методической подготовки учителя изобразительного искусства, способного организовать художественную деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие их творческих способностей.
Специфика декоративно-прикладного искусства как художественно-образной формы отражения действительности, его художественная природа, место этого вида искусства в системе художественной культуры и его роль в эстетическом воспитании исследованы в трудах таких ученых как А.ЛАндреев, В.В.Ванслов, АЛ.Зись, М.С.Каган, Н.ЛЛейзеров, С.Х.Раппопорт, В.А.Разумный, А.Б. Салтыков и других. Вопросы теории и истории декоративно-прикладного искусства, национальной
самобытности художественных ремесел отражены в исследованиях И.Я.Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.А. Разиной, Б.А. Рыбакова, Т.С.Семеновой, А.К.Чекалова и других. В этих трудах, в частности, выявляются истоки становления предметного и пластического творчества, основы которого заложены в осмыслении практического опыта деятельности с различными природными материалами.
Основой теории развития творческих способностей личности служат труды ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, A.B. Петровского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Основополагающее значение в определении педагогических условий процесса учебно-творческой деятельности имеют труды С.И. Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.И. Журавлева, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, И.Я. Лернера, П.И.Пидкасистого, В.А.Пикандрова, В.П. Симонова, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, П.А. Хроменкова, Г.И. Щукиной и многих других, посвященные разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству. В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.
Проблеме дидактических основ художественного образования будущих учителей посвящены исследования А.Д. Алехина, Г.В. Беды, B.C. Кузина, В.КЛебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, С.П.Ломова, Е.В.Шорохова и др. Проблемы использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании как мощного средства приобщения к художественному творчеству широко освещены в работах многих ведущих исследователей: А.В.Бакушинского, В.А. Барадулина, H.A. Горяевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешко-ва, Ю.В. Максимова, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, A.C. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В последние годы выполнен ряд исследований, разрабатывающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-художников, в которых обоснованы различные подходы к роли декоративной деятельности в становлении и развитии творческого потенциала личности студента (С.И. Ботова, P.A. Гильман, Т.А. Давидова, М.В. Дараган, М.К. Даутов, Р.Г. Ломоносов, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова и мн. др.).
Проблема организации учебно-творческой декоративной деятельности на материале такого яркою и своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, получила разработку в диссертационных исследованиях Н.В.Басаревой, Т.А.Васильевой, Р.М.Варцавы, А.П.Даниленко, Д.А.Кемешева, А.Н.Насыровой, А.А.Пршцепы, А.В.Рябчикова, Т.В.Саляевой, А.М.Хашхожева, представляющих особый интерес с точки зрения данного исследования. Работы этих авторов содержат в основном практические рекомендации по организации процесса создания изделий в керамике на занятиях в школе, кружках и в системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства. Методической основой формирования творческих способностей студентов в процессе художественно-педагогической подготовки средствами керамического искусства справедливо признается теоретическое и практическое изучение технологических особенностей производства керамических изделий.
Проблеме формирования пластической выразительности образа средствами скульптуры в учебно-творческой деятельности студентов посвящены диссертацион-
ные работы Ю.И. Постоногова и А.А. Ворохоба, имеющие важное методологическое значение для данного исследования.
В имеющихся разработках методических основ преподавания керамики на художественно-графических факультетах недостаточно внимания уделено возможностям воздействия выразительных средств художественной технологии керамики на характер творческого процесса создания декоративных изделий студентами. Возможности занятий керамикой можно успешно использовать как эффективное средство развития образно-пластического мышления, которое в свою очередь позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности работ студентов, повысить готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методическую систему обучения и программу спецкурса «декоративная керамика», оптимизированную в условиях современного учебного процесса и направленную на развитие образно-пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства педвузов.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность студентов факультета изобразительного искусства педвузов и учащихся художественно-педагогического колледжа в процессе создания декоративных работ на занятиях художественной керамикой.
Предмет исследования: методические условия, оптимизирующие процесс развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что творческая деятельность студентов на занятиях декоративной керамикой требует особого вида мышления, которое проявляется не только в процессе формирования замысла, но и в процессе непосредственной кинестезической деятельности с материалом. Развитие этого вида мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.
Эффективность развитая образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики может быть обеспечена при использовании в процессе обучения научно обоснованной методической системы, включающей:
- содержание, формы и методы преподавания декоративной керамики, основанные на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности студентов и способствующие формированию интеллектуальной активности обучаемых;
- комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материалов керамики и направленный на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития образного мышления.
2. Раскрыть специфические особенности художественной природы декоративной керамики как вида изобразительного искусства, требующего особого вида мышления обучаемых.
3. Изучить особенности развития художественной образности в декоративно-творческих работах студентов.
4. Определить роль выразительных средств художественной технологии керамики в создании декоративного образа и закономерности их влияния на характер творческого процесса декоративной деятельности студентов.
5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса декоративно-технологические особенности различных керамических материалов с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.
6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания декоративной керамики, направленную на развитие образно-пластического мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности;
7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «декоративная керамика», оптимизированные в условиях современного учебного процесса;
Методологическая и теоретическая основа исследования: фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления; современные труды по проблеме творческого развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания; теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности изобразительного искусства в формировании творческой личности; творческое наследие традиционного декоративно-прикладного искусства и современная художес твенная практика декоративною искусства.
В проведении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;
- изучение существующих методик обучения художественной керамике, анализ современного состояния проблемы преподавания декоративной керамики на факультетах изобразительного искусства педвузов;
- наблюдение за работой студентов, педагогов, профессиональных художников-керамистов, мастеров народного искусства;
- изучение процесса создания декоративных керамических произведений студентами и определение роли выразительных средств керамической пластики в развитии художественной образное ги учебно-творческих работ посредством их анализа;
- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной декоративной керамики на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;
- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися, обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в период с 2000 по 2005 год и включала три этапа.
Первый этап (2000-2001 гт.) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методические литературных источников, определялась методология
исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.
Второй этап (2001-2003 гг.") - опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.
Третий этап (2003-2005 гг.") - теоретически-обобшающий. который был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития образпо-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента. Проводился анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития образно-пластческого мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой, основанная на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности обучаемых;
- разработана система образно-творческих заданий, предполагающая освоение широкого спектра материалов керамики и направленная на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами;
- разработаны критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления и специальных художественно-технологических способностей студентов факультетов изобразительного искусства педвузов. Теоретическая значимость исследования:
- установлено, что художественно-творческая деятельность средствами декоративной керамики требует особого вида мышления - образно-пластического, специфика которого заключается в характере проявления этого вида мышления не только в процессе формирования замысла, но и непосредственно в кинестезической деятельности;
- установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств художественной керамики и характером творческого процесса создания стилизованного образа в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития образно-пластического мышления будущих художников-педагогов;
- установлено, что использование в процессе художественно-технологической подготовки различных керамических материалов активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития образно-пластического мышления студентов на занятиях декоративной керамикой. Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что
впервые предложенная программа спецкурса «декоративная керамика», направленная на развитие образно-пластического мышления студентов, внедрена в практику работы кафедры народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и может использоваться на всех уровнях преподавания.
Разработанная и апробированная в ходе исследования система образно-творческих заданий и конкретные методические указания по их постановке в процессе обучения в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений декоративных керамических произведений; изученный и обобщенный опыт народных мастеров, профессиональных художников-керамистов, опыт преподавания, способствующий оптимальной организации пластического гворчества студентов на занятиях декоративной керамикой в системе подготовки педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля) могут быть исполъзовапы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного художественного образования.
Апробация результатов исследования. Наша практическая работа в области преподавания декоративной керамики на кафедре народных художественных ремесел Московского государственного обласгного университета опиралась на разработанную в исследовании систему оптимизации процесса развития образно-пластического мышления студентов в ходе обучения, что выразилось в результатах защиты дипломных работ (2004-2005 г.), которые получили высокие оценки и отличались повышенным тематическим и стилистическим разнообразием, большой творческой насыщенностью.
Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского коллектива факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2000 по 2005 год).
Опубликована программа сквозпого курса обучения по специализации «художественная керамика», разработанная и апробированная в холе исследования. В публикациях статей и тезисов докладов отражены результаты исследования и основные теоретические положения.
Разработанные в исследовании научно-методические рекомендации и программа обучения внедрены в практику педагогического процесса факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, педагогического колледжа, ДХШ №1 г.Мытищи.
Экспериментальная работа со студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел, педагогического колледжа, ДХШ по теме исследования проводилась в 3 этапа в период с 2000 по 2005 г.г., в экспериментальной работе приняли участие 210 человек. На защиту выносятся:
- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система реализации проблемы развития образно-пластического мышления студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства педвузов средствами декоративной керамики;
- критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления студентов художественно-творческих факультетов и отделений и их специальных способностей;
- система заданий, базу которых составляет единство художественных и педагогических задач с постепенным техническим, технологическим и художественным усложнением этого обучения.
Структура диссертации обусловлена постановкой цели и задач
исследования, выдвижением гипотезы и проведением педагогического эксперимента. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем текста 214 страниц. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов. Библиографический список включает 265 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении представлена постановка проблемы, обоснована актуальность темы исследования, раскрыта степень разработки проблемы в современной исследовательской практике, определены объект и предмет, цель и задачи исследования, охарактеризованы гипотеза, методологическая основа исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также дана информация о результатах апробации и внедрения результатов исследования в практику.
В первой главе «Педагогические особенности развития образно-пластического мышления у студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе обучения декоративной керамике» рассматривается гносеологическая характеристика мышления и структура мыслительной деятельности с позиций достижений современной психологической науки, уточняются специфические особенности художественно-образного мышления и выделяются основные направления развития образно-пластического мышления в ходе обучения декоративной керамике.
Изучение основных положений проблемы мышления в философских исследованиях позволяет определить мышление как высшую познавательную деятельность человека. Предметом философской теории познания является познавательное отношение мышления к бытию, поэтому в гносеологическом аспекте мыш-ение следует рассматривать как отображение объективной реальности, обобщенное и опосредствованное с помощью понятий, суждений, теорий и т.д. Мышление, будучи обусловлено физиологией высшей нервной деятельности, не может полностью рассматриваться с позиций биологической эволюции, оно является прежде всего продуктом общественного развития, так как неразрывно связано с практической деятельностью (трудовой, речевой), присущей лишь человеческому обществу. Сочетание в структуре мыслительной деятельности наглядно-образных и логически-понятийных компонентов позволяет различать такие виды мышления, как наглядно-образное и абстрактно-теоретическое, которые, по мнению С.Л.Рубинштейна, выступают как различные стороны единого мыслительного процесса.
В художественной практике первостепенное значение имеют образное мышление и творческое воображение, обеспечивающие создание художественного образа в произведении искусства. Образное мышление является предпосылкой формирования творческого воображения и определяет результативность художественно-творческой деятельности.
Специфика образного мышления рассматривается B.C. Кузиным, И.С. Якиманской и др. Достижения психологических исследований показывают, что создание образов и оперирование ими в процессе мыслительной деятельности являются основополагающим компонентом интеллекта человека.
Пластическое творчество в декоративно-прикладном искусстве имеет специфические особенности изобразительно-пластических задач, определяемые конструктивно-тектоническим построением декоративной формы на основе природных качеств материала, который налагает ограничения на иллюзорно-натуралистическую
изобразительность. В изобразительном образе декоративно-прикладного искусства проявляется специфическая тенденция к отбору и обобщению перцептивных качеств объекта изображения. Поэтому формирование и развитие образно-пластического мышления средствами декоративной деятельности осуществляется в условиях решения задач пластического творчества, предполагающих:
а) мысленное преобразование объекта изображения в активном творческом восприятии, направленное на отбор конкретных признаков объекта действительности, служащих исходным материалом для создания декоративного образа;
б) актуализацию и воспроизведение эмоционально-ассоциативных связей образов вне непосредственной перцептивной деятельности;
в) формообразование, видоизменение, трансформацию декоративных образов в процессе свободного образного ассоциирования.
Создание декоративных образов, оперирование ими и их пластическая трансформация, являющиеся содержанием образно-пластического мышления в процессе учебно-творческой декоративной деятельности, осуществляются с помощью операций мыслительной деятельности. В связи с этим можно выделить следующие операциональные приемы создания художественного образа и оперирования им в процессе образно-пластического мышления:
1. Анализ объекта изображения, определение конкретных признаков и свойств объекта действительности, подлежащих художественно-образной интерпретации в структуре декоративного произведения.
2. Синтез декоративно-пластического образа на основе отобранных в процессе анализа элементов художественной формы.
3. Сравнение образов восприятия и декоративно-художественных образов, создаваемых в процессе практической декоративной деятельности, выделение и сравнение объектов изображения, их конкретных признаков и сторон.
4. Творческое обобщение и органическое объединение существенных, значимых сторон объекта изображения, отобранных в соо!ветствии с условиями изображения, направлешюе на синтез декоративной формы;
5. Абстрагирование - отвлечение декоративного образа от несущественных перцептивных признаков, вычленение значимых свойств объекта изображения и создание новых форм (стилизация).
6. Конкретизация, выражение созданных образов в конкретной форме, приведение обобщенности образов в соответствие с выразительными возможностями материала, в котором они воплощаются.
Продуктивная активность образно-пластического мышления на всех этапах создания стилизованного образа и воплощения его в материале обусловливает важное значение следующих индивидуальных особенностей мыслительной деятельности:
а) самостоятельность мышления, его оригинальность, нестандартность, способность устанавливать новые, неожиданные связи между известными явлениями;
б) гибкость мышления, активность и постоянный поиск, способность оперативно переходить от одного к другому способам решения пластических задач;
в) беглость мышления, быстрота выдвижения и смены идей, обеспечивающая их богатство и разнообразие.
Формирование образно-пластического мышления в ходе обучения будущих художников-педагогов искусству декоративной керамики должно осуществляться в
процессе разнообразной практической художественно-технологической деятельности средствами композиции декоративных керамических изделий. Овладение приемом стилизации и методом изобразительного обобщения натуры является важнейшим компонентом формирования практического опыта в создании выразительной и содержательной декоративной формы. В связи с этим можно выделить основные направления, по которым должно осуществляться развитие образно-пластического мышления студентов в процессе обучения декоративной керамике:
1. Переход от конкретно-предметного анализа широкого круга объектов действительности к целенаправленному аналитическому отбору и абстрагированию их конкретных признаков и свойств, подлежащих образно-художественной интерпретации в синтетической декоративной форме.
2. Обогащение диапазона ассоциативных связей образа, включение в его структуру эмоционально-ассоциативных возможностей художественной формы и материала.
3. Развитие синтетических качеств образа, подвижное интегрирование в его структуре элементов плоскостных, объемных и пространственных решений, живописных, графических и скульптурно-пластических средств, абстрактных и изобразительных форм.
4. Освоение различных способов создания декоративных образов и их преобразования в соответствии с условиями задач пластического творчества, что характеризуется свободным отбором и активным поиском оптимальных сочетаний этих способов.
В условиях практической учебно-творческой деятельности по созданию декоративных керамических изделий образно-пластическое мышление проходит ряд этапов от постановки пластической задачи и формирования образного замысла до определения оптимального взаимодействия художественного образа с изобразительно-материальными средствами воплощения замысла.
Эффективным средством развития общих и специфических качеств образно-пластического мышления выступает педагогическая технология развития мышления, предполагающая опору на мыслительную деятельность обучаемых и основанная на реализации педагогического принципа сознательности и активности учащихся в обучении.
Во второй главе «Роль образно-пластического мышления в творческом процессе создания декоративной керамики на занятиях со студентами факультета изобразительного искусства педвузов» анализируется проблема формирования художественной образности в учебно-творческой декоративной деятельности студентов при условии развития образно-пластического мышления и рассматриваются эмоционально-ассоциативные возможности стилизованной формы в декоративных учебно-творческих работах. В этой главе также раскрыта роль материала и технологии как средств образного выражения, имеющих первостепенное значение в творческом процессе создания декоративных керамических произведений. С целью определить способы формирования пластической выразительности образа в работах студентов на занятиях декоративной керамикой в главе систематизируются возможности образного выражения средствами художественной технологии керамики на основе развития образно-пластического мышления.
Декоративно-прикладное искусство определяется в философских исследованиях как вид искусства, имеющий особую образную природу, отличную от специфики станкового изобразительного искусства. Система художественно-образных средств
декоративно-прикладного искусства не заимствует выразительные средства изобразительного искусства, а ее особый характер обусловлен предметностью -существованием декоративных произведений в форме определенных предметов, имеющих не только утилитарно-практические, но и духовно-эстетические функции, являющихся носителями художественного образа.
В основе структуры художественного образа в декоративно-прикладном искусстве лежит использование эмоционально-ассоциативных возможностей условно-изобразительных и предметных форм. Обогащение стилизованного изображения эмоционально-ассоциативными связями с целью усиления образной характеристики изображаемого объекта предполагает активизацию образного мышления в процессе декоративной деятельности художника-специалиста по прикладному искусству.
На примере становления и развития традиционных способов формообразования в наследии народной керамики, составляющих плодотворную основу творчества современных художников-керамистов, можно проследить, как практический опыт восприятия и различения свойств различных видов глин, методов их обработки, использование естественного формообразования обусловили сложение традиционных, детально отработанных художественных технологий, во многом определяющих стилевое своеобразие и пластическую образность изделий народной керамики. Так, например, простота и лаконичность формы филимоновской игрушки обусловлены особенностями непластичной, тощей глины филимоновского промысла, которая диктует уплотненность и вытянутость форм, отсутствие лепных деталей. Напротив, пластичность и жирность вятских глин служит основой обильного лепного декора дымковской игрушки. Изучение основ традиционной технологии народной керамики и применение наиболее выразительных ее приемов существенно обогащает декоративную деятельность педагога-керамиста, способствует освоению лучших традиций условной интерпретации художественного образа и свойственной декоративному творчеству системы художественного обобщения.
Декоративное творчество в области керамического искусства не ограничивается решением эстетически однозначной утилитарной формы, поэтому опыт воплощения творческого замысла средствами декоративной керамики позволяет будущему педагогу-специалисту по изобразительному искусству овладеть эмоционально-ассоциативными возможностями художественного выражения, обогатить творческое восприятие и воображение на основе развития образно-пластического мышления.
В третьей главе «Экспериментальное исследование процесса развития образно-пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства в педвузах средствами обучения декоративной керамике» дана характеристика цели, задач, структуры, методики педагогического эксперимента; описывается ход опытно-экспериментальной работы. Отдельный параграф посвящен экспериментальной разработке содержания программы спецкурса «художественная керамика» на факультете изобразительного искусства педвуза; приводятся данные экспериментальной проверки результативности развития образно-пластического мышления студентов в процессе обучения декоративной керамике, организованном в соответствии с методическими разработками, предложенными в данном исследовании.
В основе методики педагогического эксперимента были использованы данные изучения существующего практического опыта обучения студентов художественно-графических факультетов педвузов художественной керамике, анализа программ и
учебных пособий по художественной керамике и декоративно-прикладному искусству.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с целью подтвердить и проверить эффективность методической системы развития образно-пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства педвузов средствами керамического искусства. Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и поисково-формирующего экспериментов, и проводилась в течение пяти лет с 2000 по 2005 г.г. в Московском государственном областном университете на кафедре народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел. В эксперименте приняли участие все студенты, работающие в мастерской керамики.
Проведение экспериментального исследования в целом определялось постановкой следующих основных задач:
а) выявить оптимальные методические условия, способы, приемы и методы, способствующие эффективному развитию образно-пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе обучения декоративной керамике;
б) проанализировать и проверить содержание теоретического и практического материала программы спецкурса «художественная керамика» для студентов факультета изобразительного искусства педвузов;
в) определить зависимость формирования декоративно-пластического творчества студентов в области керамического искусства от экспериментального обучения, направленного на активизацию образно-пластического мышления.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с применением методов анализа процесса и результатов художественно-творческой деятельности студентов, метода педагогического наблюдения и метода анкетирования, а также методов математической обработки и интерпретации результатов эксперимента.
Исследование исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов проводилось на констатирующем этапе эксперимента в период с 2000 по 2002 г.г. Первоначальная разработка показателей уровня художественно-технологической подготовки к декоративно-творческой деятельности средствами керамического искусства и уровня развития образно-пластического мышления студентов позволила выделить 3 группы параметров оценки студенческих учебно-творческих работ:
- показатели пластической выразительности учебно-творческих работ студентов в керамике;
- показатели уровня развития творческих качеств образного мышления:
- показатели уровня развития творческих художественно-технологических способностей.
Оценка исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов с помощью разработанных параметров проводилась на этапе констатирующего эксперимента по результатам анкетирования и анализа студенческих учебно-творческих работ.
Основными задачами констатирующего эксперимента явились следующие:
а) определение исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов;
б) выявление уровня владения возможностями пластического творчества в декоративной керамике;
в) определение методических условий и особенностей развития образно-пластического мышления студентов в процессе обучения декоративной керамике;
г) уточнение и систематизация учебно-экспериментального материала разрабатываемой программы обучения педагога-керамиста.
Результатом констатирующего эксперимента явилась оценка исходного уровня развития образно-пластического мышления, выраженная в поуровневом процентном распределении студентов, полученном на основе интерпретации экспертных оценок студенческих учебно-творческих работ по основным группам показателей (по десятибалльной шкале). Математическая обработка данных экспериментального исследования производилась по формуле взвешенной средней арифметической.
Большинство студентов (68-73 %) по итогам поискового эксперимента было отнесено к низкому уровню развития образно-пластического мышления, а недостаточная степень сформированности специальных художественно-технологических способностей затрудняла постановку задачи создания выразительного образа в учебно-творческих работах студентов, ограничивала поиск художественных средств реализации творческого замысла.
В экспериментальной работе участвовали все студенты, занимающиеся в мастерской керамики с 2000 по 2005 г.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости разработки методических средств и содержания программы обучения, направленных на активизацию и развитие образно-пластического мышления, способствующего повышению уровня специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области декоративной керамики.
Развитие образно-пластического мышления студентов в поисково-формирующем эксперименте осуществлялось на основе исходных уровней, выявленных по итогам констатирующего эксперимента. Поисково-формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в период с 2003 по 2005 г.г. на кафедре народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ. Проведение поисково-формирующего эксперимента определялось следующими основными задачами:
а) проверка эффективности предлагаемых методических средств и содержания экспериментальной программы обучения художественной керамике, направленных на развитие образно-пластического мышления, выявление необходимости их дополнения и уточнения;
б) выявление изменения уровня развития образно-пластического мышления и пластического творчества, организованного в соответствии с предложенным комплексом оптимальных педагогических и методических условий;
в) обеспечение эффективности системы формирования образно-пластического мышления и специфических художественно-технологических способностей студентов в условиях специальной подготовки педагогов-художников.
Формирование образно-пластического мышления студентов в поисково-формирующем эксперименте осуществлялось путем постановки соответствующих педагогических задач и формирования установок, с помощью которых все обучаемые сознательно ориентировались на развитие образно-пластического мышления в процессе творческой декоративной деятельности средствами художественной керамики, путем теоретического и практического изучения аспектов взаимодействия художественной выразительности и технологических средств воплощения творческого замысла в декоративном искусстве. В экспериментальной работе
использовались методические материалы и система практических заданий, разработанные в настоящем исследовании. Обучение студентов в контрольных группах было организовано в соответствии с существующими программами преподавания художественной керамики для художественно-графических факультетов высших педагогических учебных заведений.
Работы студентов, выполненные в период проведения формирующего эксперимента, оценивались с помощью разработанных групп критериев по методу экспертов. Каждый из параметров оценивался экспертами по десятибалльной шкале. Математическая обработка данных и их сравнение позволили сделать вывод, что средние значения всех оценок экспериментальной группы значительно превышают аналогичные показатели контрольной группы. Решение поставленных педагогических задач обучающего эксперимента позволило эффективно организовать учебный процесс и получить положительные результаты по формированию образно-пластического мышления студентов на занятиях керамикой. Уровень достижений экспериментальной группы составил 58% на конечном этапе эксперимента по сравнению с начальным этапом, где ранее уровень достижений был 12 %. Позитивное изменение поуровневого процентного распределения студентов по степени сформированности образно-пластического мышления по сравнению с поисковым этапом эксперимента отражено в диаграмме:
Показатели уровня развития образно-пластического мышления студентов Формирующий эксперимент
начало эксперимента экс. гр. контр, гр.
2001 г. 2001 г.
конец эксперимента экс. гр. контр, гр.
2005 г. 2005 г.
□ Высокий ■ Средний
□ Нвзкий
Проведение поисково-формирующего эксперимента подтвердило эффективность использования в качестве средств стимуляции развития образно-пластического мышления различных видов методических установок, ориентирующих студентов на активное творческое восприятие и творческую интерпретацию объектов изображения, на творческое применение различных методов художественной технологии декоративной керамики в процессе создания учебно-творческих работ. Оптимальной основой развития образно-пластического мышления является теоретическое и практическое освоение таких аспектов декоративно-творческой деятельности, как система художественных средств создания декоративного образа и
особенности влияния средств художественной технологии на характер творческого процесса воплощения замысла средствами керамического искусства.
Разработанная в данном исследовании и проверенная в ходе опытно-экспериментальной работа методическая система специальной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства в области художественной керамики позволяет успешно решать задачи развития образно-пластического мышления и добиваться высокой результативности процесса реализации учебной и творческой деятельности студентов.
В заключении обобщается опыт исследования, излагаются выводы и формулируются основные условия повышения уровня развития образно-пластического мышления в процессе подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в области художественной керамики.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технолоютеской подготовки педагога-специалиста, владеющего особенностями образного выражения средствами декоративной керамики, позволили подтвердить положения гипотезы исследования. Ее проверка дала возможность сделать вывод, что декоративная деятельность средствами художественной керамики наиболее успешно осуществляется при участии особого вида мышления - образно-пластического, проявляющегося не только в процессе формирования замысла, постановки учебной задачи, но и в процессе непосредственной кинестезической деятельности, работы с материалом.
Эффективность развития образно-пластического мышления студентов в процессе специальной подготовки средствами декоративной керамики обеспечивается при использовании в ходе обучения научно обоснованной методической системы, включающей:
- содержание, формы и методы преподавания декоративной керамики, основанные на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности студентов;
- комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материалов керамики и направленный на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материалов и средств художественной технологии керамики с образными задачами.
Проведение исследовательской работы позволило решить следующие задачи исследования:
- проанализирована и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме развития мышления;
- раскрыты специфические особенности художественной природы керамики как вида прикладного искусства, требующего особого вида мышления обучаемых;
- изучена проблема развития художественной образности в декоративно-творческих работах студентов;
- определена роль выразительных средств художественной технологии керамики в создании декоративного образа и закономерности влияния этих средств на характер творческого процесса декоративной деятельности студентов;
- рассмотрены с точки зрения учебного процесса декоративно-технологические особенности различных керамических материалов с целью активизировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов;
- разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика преподавания декоративной керамики, направленная на развитие образно-пластического мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности;
- внедрены в практику обучения методические основы преподавания и программа спецкурса «художественная керамика» на факультете изобразительного искусства педвуза, оптимизированные в условиях современного учебного процесса; Проведенное исследование позволило сделать вывод, чю применение
разработанной в данном исследовании методической системы и соблюдение методических условий преподавания декоративной керамики способствует активизации и развитию образно-пластического мышления учащихся и повышает уровень художественной выразительности продуктов реализации декоративно-творческой деятельности будущих педагогов-художников.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в системе дополнительного художественного образования, школах, училищах. Полученные выводы могут послужить ориентиром для дальнейшей научной разработки направления развития творческого потенциала учащихся средствами художественных ремесел, декоративного творчества.
Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:
1. Даутова О.Г., Пилипер A.B. Скульптура. Художественная керамика. Программы курса обучения по специализации. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -24 с. (авт. вклад 50 %)
2. Даутова О.Г. Декоративная керамика. Программа спецкурса. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 14 с.
3. Даутова О.Г. Материал как средство художественной выразительности в декоративной керамике. // Вопросы гуманитарных наук. - 2003,- №2.- с.181-183.
4. Даутова О.Г. Интерпретация формы сосуда в керамике как основа пластического творчества. // Вопросы гуманитарных наук. - 2003,- №3.- с. 153-155,
5. Даутова О.Г. Использование декоративно-технологических возможностей шамота в процессе обучения художественной керамике. // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2003 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2003,- с. 28-30.
6. Даутова О.Г. Формирование пластической выразительности образа в работах студентов на занятиях декоративной керамикой, // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2004 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-с. 10-11.
7. Даутова О.Г. Педагогическая технология развития мышления как средство активизации интеллектуальной деятельности студентов в процессе обучения декоративной керамике. // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2005 г. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. с. 55-56.
Художественно-творческая деятельность
Всероссийские художественные выставки:
2004 г. - Десятая Всероссийская художественная выставка «Россия»,
ЦДХ, г. Москва. Декоративная скульптура «Носорог», декоративный пласт «Античный страж» (шамот, цв. массы, глазури).
2005 г. - Международная художественная выставка «Победа!», ЦДХ, г. Москва.
Декоративная композиция «Оборона Москвы» (шамот, ангобы) - Всероссийская выставка декоративно-прикладного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства г. Москва. Декоративные пласты «Персефона», «Посейдон»,
(шамот, ангобы, глазури). I
Работы, находящиеся в музеях:
1. Владимиро-Суздальский х осударственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Декоративная композиция «Стражи
святыни» (шамот, ангобы, глазури). *
2. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Декоративное панно «Петровское барокко» (шамот, ангобы, глазури).
3. Александровский государственный художественный музей. Декоративная скульптура «Бык» (шамот, ангобы, окислы).
J
к
{ (
)
I
I
Подл, к печ. 03.02.2006 Объем 1 п.л. Заказ №. 23 Тир 100 экз.
Типография МПГУ
23 8 8
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Даутова, Ольга Гаязовна, 2006 год
Введение.
Глава 1. Педагогические особенности развития образно-пластического мышления у студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе обучения декоративной керамике.
1.1. Гносеологические основы и структура мыслительной деятельности
1.2. Специфика образного мышления и его место в структуре художественно-творческих способностей личности.
1.3. Сущность и основные педагогические направления развития образно-пластического мышления в процессе обучения декоративной керамике
Выводы 1 главы.
Глава 2. Роль образно-пластического мышления в творческом процессе создания декоративной керамики на занятиях со студентами факультета изобразительного искусства в педвузах.
2.1. Интеллектуальное развитие студентов в процессе создания стилизованного декоративного образа
2.2. Материал как средство образного выражения в декоративной керамике
2.3. Формирование пластической выразительности образа в работах студентов средствами художественной технологии керамики
Выводы 2 главы.
Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития образнопластического мышления студентов факультета изобразительного искусства в педвузах средствами обучения декоративной керамике
3.1. Цели, задачи и содержание эксперимента. Диагностика исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов.
3.2. Экспериментальная методическая система формирования образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики
3.3. Эффективность развития образно-пластического мышления студентов в процессе поисково-формирующего эксперимента
Выводы 3 главы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе"
Проблема исследования и ее актуальность. Творческая деятельность в области декоративно-прикладного искусства является эффективным средством формирования творческого потенциала личности в продессе обучения предметам художественного цикла, что убедительно доказано современной исследовательской практикой. Широкий спектр подготовки учителя изобразительного искусства, включающий пластические виды творческой художественной деятельности, открывает новые направления совершенствования педагогического профессионализма будущих специалистов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Наряду с формированием педагогической квалификации неотъемлемым компонентом в структуре предметной подготовки учителя изобразительного искусства широкого профиля становится овладение специальными навыками творческой деятельности в процессе изучения рисунка, живописи, композиции, а также в ходе художественно-технологической подготовки по различным видам традиционных художественных ремесел. Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. Глубокая специализация и мастерство в области декоративно-прикладного искусства являются действенным средством подготовки высококвалифицированного педагога-художника, призванного сохранить и развить творческие принципы изобразительного искусства, национальную самобытность декоративного искусства, его художественно-образное богатство, неразрывно связанное с творческим трудом.
Актуальность исследования в области методики художественного образования и системы эстетического воспитания в целом, объясняется значимостью декоративного творчества в работе будущего педагогаспециалиста в области искусства, где органичная связь освоения технических приемов ремесла с обогащением образных представлений, развитием творческого воображения, ассоциативного мышления определяет сущность оптимизированного педагогического процесса. Среди видов декоративной деятельности особое место занимает декоративная керамика, обладающая уникальными возможностями в развитии творческого потенциала, многообразием образных решений. Специфика творческого процесса художественной керамики как вида декоративного искусства позволяет ставить и успешно решать проблемы развития творческих способностей, в структуре которых первостепенное значение для практики художественной деятельности имеет художественно-образное мышление.
Развитие художественно-образного мышления, адекватное специфике творческих принципов образного выражения в декоративно-прикладном искусстве, является наряду с теоретическими и практическими знаниями и умениями в области художественного ремесла, ведущим компонентом способностей к творчеству и важным условием методической подготовки учителя изобразительного искусства, способного организовать художественную деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие их творческих способностей.
Специфика декоративно-прикладного искусства как художественно-образной формы отражения действительности, его художественная природа, место этого вида искусства в системе художественной культуры и его роль в эстетическом воспитании исследованы в трудах таких ученых как A.JI. Андреев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган, H.JI. Лейзеров, С.Х. Раппопорт, В.А. Разумный, А.Б. Салтыков и др. Вопросы теории и истории декоративно-прикладного искусства, национальной самобытности художественных ремесел отражены в исследованиях И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.А. Разиной, Б.А. Рыбакова, Т.С. Семеновой, А.К. Чекалова и др. В этих трудах, в частности, выявляются истоки становления предметного и пластического творчества, основы которого заложены в осмыслении практического опыта деятельности с различными природными материалами.
Основой теории развития творческих способностей личности служат труды ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, А.В. Петровского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Основополагающее значение в определении педагогических условий процесса учебно-творческой деятельности имеют труды С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.Я. Лернера, В.А. Никандрова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и многих других, посвященные разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству. В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.
Проблеме дидактических основ художественного образования будущих учителей посвящены исследования А.Д.Алехина, Г.В.Беды, В.С.Кузина, В.К. Лебедко, С.П.Ломова, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и др. Проблемы использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании как мощного средства приобщения к художественному творчеству широко освещены в трудах многих ведущих исследователей: А.В. Бакушинского, В.А. Барадулина, Н.А. Горяевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Ю.В. Максимова, Б.М. Йеменского, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпика-ловой и др.
В последние годы выполнен ряд исследований, разрабатывающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-художников, в которых обоснованы различные подходы к роли декоративной деятельности в становлении и развитии творческого потенциала личности студента (С.И.
Ботова, Р.А. Гильман, Т.А. Давидова, М.В. Дараган. М.К. Даутов, Р.Г. Ломоносов, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова и мн. др.).
Проблема организации учебно-творческой декоративной деятельности на материале такого яркого и своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, получила разработку в диссертационных исследованиях Н.В. Басаревой, Т.А. Васильевой, P.M. Варцавы, А.П. Даниленко, Д.А. Кемешева, А.Н. Насыровой, А.А. Прищепы, А.В. Рябчикова, Т.В. Саляевой, A.M. Хашхожева, представляющих особый интерес с точки зрения данного исследования. Работы этих авторов содержат в основном практические рекомендации по организации процесса создания изделий в керамике на занятиях в школе, кружках и в системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства. Методической основой формирования творческих способностей студентов в процессе художественно-педагогической подготовки средствами керамического искусства справедливо признается теоретическое и практическое изучение технологических особенностей производства керамических изделий.
Проблеме формирования пластической выразительности образа средствами скульптуры в учебно-творческой деятельности студентов посвящены диссертационные работы Ю.И. Постоногова и А.А. Ворохоба, имеющие важное методологическое значение для данного исследования.
В имеющихся разработках методических основ преподавания керамики на художественно-графических факультетах недостаточно внимания уделено возможностям воздействия выразительных средств художественной технологии керамики на характер творческого процесса создания декоративных изделий студентами. Возможности занятий керамикой можно успешно использовать как эффективное средство развития образно-пластического мышления, которое в свою очередь позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности работ студентов, повысить готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.
К настоящему времени в практику обучения внедрены лишь общие организационно-методические основы преподавания художественной керамики (спецкурсы, факультативы). Программные материалы и методическая система глубокой специализации будущего учителя декоративно-прикладного искусства в области декоративной керамики, которые были бы нацелены на формирование образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства в педвузах, отсутствуют, что делает нашу работу необходимой.
Настоящее исследование призвано дать разработку спецкурса «декоративная керамика» на факультете изобразительного искусства педвуза и обеспечить эффективное использование возможностей занятий декоративной керамикой в процессе формирования творческого потенциала учащихся. Развитие художественно-образного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога и при этом тесно связано с другими компонентами творческих способностей — творческим восприятием, памятью, воображением и др., что позволяет ставить задачи формирования творческой личности будущего педагога-специалиста по изобразительному искусству на основе активизации интеллектуальной деятельности в процессе индивидуального декоративного творчества.
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методическую систему и программу спецкурса «декоративная керамика», оптимизированную в условиях современного учебного процесса и направленную на развитие образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность студентов факультета изобразительного искусства педвуза и учащихся художественно-педагогического колледжа в процессе создания декоративных работ на занятиях художественной керамикой.
Предмет исследования: методические условия обучения, оптимизирующие процесс развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что творческая деятельность учащихся на занятиях декоративной керамикой требует особого вида мышления, которое проявляется не только в процессе формирования замысла, но и в процессе непосредственной кинестезической деятельности с материалом. Развитие этого вида мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.
Эффективность развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики может быть обеспечена при использовании в процессе обучения научно обоснованной методической системы, включающей:
- содержание, формы и методы преподавания декоративной керамики, основанные на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности студентов и способствующие формированию интеллектуальной активности обучаемых;
- комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материалов керамики и направленный на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития образного мышления.
2. Раскрыть специфические особенности художественной природы декоративной керамики как вида изобразительного искусства, требующего особого вида мышления обучаемых.
3. Изучить особенности развития художественной образности в декоративно-творческих работах студентов.
4. Определить роль выразительных средств художественной технологии керамики в создании декоративного образа и закономерности их влияния на характер творческого процесса декоративной деятельности студентов.
5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса декоративно-технологические особенности различных керамических материалов с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.
6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания декоративной керамики, направленную на развитие образно-пластического мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.
7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания по специализации «художественная керамика», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.
Методологическая и теоретическая основа исследования: фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления; современные труды по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания; теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности изобразительного искусства в формировании творческой личности; творческое наследие традиционного декоративно-прикладного искусства и современная художественная практика декоративного искусства.
В проведении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;
- изучение существующих методик обучения художественной керамике, анализ современного состояния проблемы преподавания декоративной керамики на факультетах изобразительного искусства педвузов;
- наблюдение за работой студентов, педагогов, профессиональных художников-керамистов, мастеров народного искусства;
- изучение процесса создания декоративных керамических произведений студентами и определение роли выразительных средств керамической пластики в развитии художественной образности учебно-творческих работ посредством их анализа;
- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной декоративной керамики на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;
- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в период с 2000 по 2005 год и включала три этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.
Второй этап (2001-2003 гт.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисковоформирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.
Третий этап (2003-2005 гг.) - теоретически-обобщающий, который был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой, основанная на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности обучаемых;
- разработана система образно-творческих заданий, предполагающая освоение широкого спектра материалов керамики и направленная на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов посредством соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами;
- разработаны критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления и специальных художественно-технологических способностей студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.
Теоретическая значимость исследования:
- установлено, что художественно-творческая деятельность средствами декоративной керамики требует особого вида мышления — образно-пластического, специфика которого заключается в характере проявления этого вида мышления не только в процессе формирования замысла, но и непосредственно в кинестезической деятельности;
- установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств художественной керамики и характером творческого процесса создания стилизованного образа в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития образно-пластического мышления будущих художников-педагогов;
- установлено, что использование в процессе художественно-технологической подготовки различных керамических материалов активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития образно-пластического мышления студентов на занятиях декоративной керамикой.
Практическая значимость нашего исследования выражается в том, что впервые предложенная программа спецкурса «художественная керамика», направленная на развитие образно-пластического мышления, внедрена в практику работы кафедры народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и может использоваться на всех уровнях преподавания (художественно-педагогический колледж, система дополнительного художественного образования).
Разработанная и апробированная в ходе исследования система образно-творческих заданий и конкретные методические указания по их постановке в процессе обучения в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений декоративных керамических произведений, изученный и обобщенный опыт народных мастеров, профессиональных художников-керамистов, опыт преподавания, способствующий оптимальной организации пластического творчества студентов на занятиях декоративной керамикой в системе подготовки педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля) могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного художественного образования.
Апробация результатов исследования. Наша практическая работа в области преподавания декоративной керамики на кафедре народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития образно-пластического мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах защиты дипломных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным тематическим и стилистическим разнообразием, большой творческой насыщенностью.
Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2000 по 2005 год).
Опубликована программа сквозного курса обучения по специализации «художественная керамика», разработанная и апробированная в ходе исследования. В публикациях статей и тезисов докладов отражены результаты исследования и основные теоретические положения.
Разработанные в исследовании научно-методические рекомендации и программа обучения внедрены в практику педагогического процесса факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи.
Экспериментальная работа со студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи проводилась в три этапа в период с 2000 по 2005 г., в работе приняли участие 210 человек.
На защиту выносятся:
- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система реализации проблемы развития образно-пластического мышления студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства педвузов средствами декоративной керамики;
- критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления студентов художественно-творческих факультетов и отделений и их специальных способностей;
- система заданий, базу которых составляет единство 'художественных и педагогических задач с постепенным техническим, технологическим и художественным усложнением этого обучения.
Структура диссертации обусловлена постановкой цели и задач исследования, выдвижением гипотезы и проведением педагогического эксперимента. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем основного текста 164 страницы. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов. Библиографический список включает 265 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы 3 главы:
Проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку эффективности развития образно-пластического мышления студентов в условиях декоративного творчества средствами керамики, специально организованного с помощью разработанных в исследовании методических приемов, комплекса упражнений, заданий и программы курса обучения, дает основание сделать следующие выводы:
- разработанные в исследовании критерии оценки учебно-творческих работ по параметрам, характеризующим степень развития творческих качеств образного мышления, позволяют с высокой долей объективности определять эффективность экспериментально организованного обучения декоративной керамике, направленного на активизацию интеллектуальной деятельности;
- характеристика исходных уровней развития образно-пластического мышления и тесно взаимосвязанных с ним творческих художественно-технологических способностей способствовала выявлению основных направлений совершенствования разработанной в исследовании программы спецкурса декоративной керамики;
- методическая ориентация обучаемых на активное содержательное осмысление возможностей художественного выражения средствами декоративной керамики осуществлялась на основе системы образно-творческих упражнений и заданий, варьировавшихся в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений;
- разработанные в исследовании диагностические творческие задания позволяют выявить уровень образно-пластического мышления студентов, степень сформированности умений решать творческие задачи на воплощение стилизованного образа в материале керамики, включая его естественные качества в образную структуру творческого решения; анализ результатов опытно-экспериментальной работы дал возможность выявить положительную динамику процесса развития образно-пластического мышления и позволил сделать вывод об эффективности и целесообразности использования предлагаемых в исследовании методических средств, приемов и программы обучения декоративной керамике, оптимизированных в условиях современного учебного процесса и направленных на совершенствование творческих качеств образно-пластического мышления.
Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития художественно-образного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки педагога-специалиста в области декоративной керамики позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:
1. Развитие художественно-образного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно-педагогической подготовки, будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих педагогов-специалистов в области декоративно-прикладного искусства.
2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области художественной керамики наиболее успешно обеспечивается при участии особого вида мышления — образно-пластического, адекватного особенностям художественной природы декоративной керамики, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами кинестезической деятельности с материалом.
3. Специфика образно-пластического мышления в ходе декоративного творчества средствами керамики особенно ярко проявляется на этапе реализации материального воплощения образного замысла, так как практическая кинестезическая деятельность в материале керамики связана с постановкой и решением новых образных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза предметно-материальных свойств, обусловленных особенностями материала, которые могут влиять на характер пластического решения художественной формы. Поэтому развитие образно-пластического мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.
4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами декоративной керамики обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической мыслительной деятельности и способствует успешному развитию образно-пластического мышления, поскольку керамическое искусство предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:
- особенности керамической глины как пластичного, податливого материала, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в образно-пластическом мышлении богатого опыта восприятия природных свойств и декоративных возможностей материала;
- освоение широкой палитры керамических материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, фактур, текстур и цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал образно-эстетических возможностей;
- декоративная керамика по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических и скульптурно-пластических средств, изобразительный и неизобразительно-условный подходы к трактовке декоративной формы).
5. Оптимальными методическими условиями формирования и развития образно-пластического мышления в ходе занятий декоративной керамикой являются:
- применение методических установок на творческое восприятие, образное осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов пластической интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке образно-творческих задач;
- формирование у обучаемых знаний декоративно-технологических особенностей различных керамических материалов и связанных с ними возможностей образного выражения в процессе освоения практических навыков воплощения стилизованного образа в материале.
6. В настоящее время задачи развития образно-пластического мышления специфическими средствами занятий декоративной керамикой не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «художественная керамика» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие образно-пластического мышления средствами декоративного творчества в области художественной керамики.
7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «художественная керамика», направленной на развитие образно-пластического мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.
Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение образно-творческих задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня развития образно-пластического мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и пластической выразительности продуктов реализации декоративно-творческой деятельности будущих педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля).
Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами-дипломниками, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность созданных образов, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств декоративной керамики, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач материального воплощения творческого замысла.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Даутова, Ольга Гаязовна, Москва
1. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. - М., 1999. —192 с.
2. Аглаева В.М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке (на материале общеобразовательных школ Тадж.ССР): Дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 188 с.
3. Акунова Л. Ф., Крапивин В А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. -1984. 207 с.
4. Акунова Л. Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М., 1979. - 216 с.
5. Алёхин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научного доклада на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. М., 1993.-32 с.
6. Алпатова И. А. Проблемы развития керамической мелкой пластики в СССР.//Искусство керамики. М., 1970. - с. 132-155.
7. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981. - 92 с.
8. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок.-Л., 1973.- 159 с.
9. Анненкова Л.М. Проблема станковизации советского декоративно-прикладного искусства (Специфика художественной образности): Дис. канд. искусствовед. М., 1987. - 128 с.
10. Антонян МА. Творческая концепция художника-керамиста (к вопросу о синтезе архитектуры и пластики-керамики): Дис. канд. искусствовед. Навои-Москва, 1992. - 253 с.
11. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. - 230 с.
12. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.
13. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.
14. Архангельский С. И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. - 40 с.
15. Астраханцева Т.П. Искусство гжельской майолики второй половины 20 века (Проблема традиции и современности): Дис. . канд. искусствовед. М., 1999. - 234 с.
16. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.
17. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985. 208 с.
18. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : ( Методические основы). -М., 1982. 192 с.
19. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата,1989.-175 с.
20. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М., 1982. - 271 с.
21. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание (Опытисследования на материале пространственных искусств). — М., 1925 286 с.
22. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно- прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 25 с.2528