Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов

Автореферат по педагогике на тему «Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Насырова, Айсулу Низамовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов"

РГ6 од

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специализированный совет К 113.39.01

Иа правах рукоппса

НАСЫРОВА Aiicv.iv Низамозпа

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук

Москва 1993

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный руководитель:

член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Б. И. КАЧНЕВ,

заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат искусствоведения А. Д. АЛЕХИН

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

Защита состоится 1993 года в ча-

сов на заседании специализированного совета К 113.39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан «.?&....>>.года.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук М. В. ТКАЧЕВА

ОБЩАЯ XiP.UCTEPiiCTUKA- РАБОШ

: ' Лутуадьность исследоващщ. О,дна из основных задач, стоящих перед'работниками высшей и средней школы - воспитание эстетически развитой личности, способной понять и оценить окру-кашдий мир, преобразовывать этот мир через практическую деятельность по законам красоты.

Решение столь вагкной задачи предполагает подготовку учителя - эстетически воспитанного и художественно образованного. Такую подготовку призваны осуществить выпускники художеств ен-во-графических факультетов пединститутов. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки учителей изобразительного искусства, что предполагает'усиление внимания к специальным дисциплинам.

Особое место срэдн них занимает народное декоративно-прикладное искусство, в тоц Числе, художественная керамика. Роль народного искусства, как мощного катализатора приобщения детей к искусству, неоценима. И с этой точки зрения, проблемы повышения качества лодготоеки студентов на худокественно-графиче-ских факультетах педагогических институтов по различным видан декоративно-прикладного искусства имеет особую актуальность.

Проблемам становления и разЕИТия_систеш_астат^ескох

образования школьнике® и студентов посищеяы ряд трудов ведущих исследователей.

Вопроси теоргл: и методики зстетического воспитания молодого поколения освещгштся в трудах А.Д.Алехина, 0.Л .Апраксиной, Л .А ."Балян, И,К.Гончарова, Э.И,Кубшкиной, В.С.Кузина, Т.С.Компровой, Б.Т.Лихачева, Н.Н.Ростовцева, А,А,Унковского, Ю.В.Шарона, В.Н.Шзцкой, ЕЛЗ.Шорохош, Т.Я.Шпикалмюй, A.C. лворостсва, А,Н.Яшухиш и др.

Ряд исследований посвящен проблеме эстетического воспитания и художественного образования учителей. Это диссертационные работы, исследования Л.В.Алексеевой, А.А.Балян, Г.В.Бе-да, М.Х.Бежанова, Б.С.Белова, ВГригорьева, М.В.Дараган, Ы.К.Даутова, л.а.Иеэхноеой, Н.Ы.Коншевой, В.С.Кузкна, В.Г,

Лаврова, Б.Т.Лихачева,-Р.Г.Ломоносова, Ю.Максимова, Л.Г. Медведева, Л.Б.Михаленко, З.Н.Петровой, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Шорохова и др.

Особый интерес с точка зрения данной. диссертации пред- -ставляют собой диссертационные исследования, выполненные по проблемам подготовки учителей изобразительного искусства с-использованаем народного декоративно-прикладного искусства. Это в первую очередь диссертационные исследования С.Ф.Абдул-лаева, И.Ахмедова, Б.Б.Байметова, ЮЛС.Бедканова, О,С.Булатова, Р.М.Вавданьс, М.В.Дарагая, Т.А,Давадовой, КДасшова, Р.Г. Ломоносова, А.А,Сарбагшева, Р.Х.Хасанова, А.И.Хэпконеса,

Однако, как. показывает анализ и обобщение ряда научно-теоретических и методических-исследований, искусствоведческой, 1психолого-дедагогическоЯ я специальной литературы, до настоящего времена отсутствуют исследования по ряду проблем . профессионально-педагогической подготовки будущих учйтёлёй изобразительного искусства в системе высшего художественно- , педагогического образования. Недостаточно раскрыта специфика ряда водов народного декоративно-прикладного искусства применительно к подготовке кадров учителей изобразительного искусства (художественная керамика ✓миниатюра, художественная вышивка и др.).

Слабо изучены и соответственно недостаточно внедренн в практику работы вузов психолого-дедагогичеекие и методические основы худокественной кёра&шки в.обучении студентов.

И, как следствие, отсутствуют научно обоснованные яро-. . гремыы обучения худокественной керамике Узбекистана и методические рекомендации к ней. Не разработана к настоящему вре-ыени система использования художественной керамики в процессе всего цикла профессионального обучения на худонествекно-грз-фических факультетах пединститутов (спецкурсы/факультативы, в курсе истории искусства, методики ведения кружковой работа, в курсовых и диллоаяах работах). Таким образом, данное исследование призвано восполнить пробел в худокествеано-педагоги-ческом образовании будущих учителей изобразительного искусства и соответственно в педагогической науке»

Проблемой исследования являемся раскрцтие методических основ обучения художественной керамике и ее технологии на худонеотвенно-графических факультетах педагогических инсти-25103, и, на этой основе, разработка и экспериментальная .проверка современной эффективной методики обучения художественной керамики. Данная дроблена явилась и целью исследование

Объект исследования - процесс преяодавания художественной керамики да художественно-графическом факультете пединститута, .

Цпэдмет доследования - методика обучения художественной керамике в системе профессиональной подготовки студентов ху-докеетвенно-грофических факультетов педагогических институтов.

ВШШД ДсздедАЗДйДД:

1. Раскрыть историю развития худокественной керамики и обучения ей в системе эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

2. Проанализировать и обобщить передовой опнт преподавания .художественной керамики в процессе подготовки будущих учителей' изобразительного искусства.

3. Раскрыть методические основы обучения студентов худо-кественно-графических факультетов педагогических институтов худокественной керамике.

4.,Разшботать-содешзние-^сов~оШеннл'ю эффективную ыето-дику обучения студентов художественно-графических факультетов художественной керамике. ■ •

'5. Разработка экспериментальной программы спецкурса "Ху-доаестведная керамика" для художественно-графических факультетов.

■ Гипотеза исслепованда. Успех профессиональной подготовки студентов худоясестЕенно-графяческих факультетов педагогических институтов.средствами художественной керамики в современных условиях возможен при условиях: раскрытия истории развития и обучения художественной керамики в системе эстетическо-ро воспитания и художественного образования подрастающего поколения; обоснования роли а места художественной керамики в .

системе профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства; раскрытия методических основ обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов художественной керамике; разработки содержания и современной эффективной методики обучения студентов худокэ- .. ственно-графических факультетов худокественной керамике.

Методологической осноеой явились положения: философии, искусствознания, эстетики, достижения современной психолого-педагогической науки, литературы о народном творчестве, как неотъемлемой части духовной культуры человека; высказывания и мысли видных мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, мастеров народных ремесел.

Для достижения поставленных задач применялись следуюцпе тпак дс.следоваддя:

1. Метод теоретического, анализа: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, искусствознанию, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, худокественной керамики, их роли в художественном образовании й воспитании студентов.

2. Изучение и обобщение передового опыта по использован из худокественной керамики в систем обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

3. Анализ состояния теории и практики преподавания худо- ■ явственной керамики на худоаественво-графических факультетах педагогических институтов.

4. Беседы, анкетирование, интервьюирование студентов, преподавателей, руководителей кружков художественной керамики и лепки. .

5. Анализ продуктов творческой деятельности студентов.

6. Психолого-педагогических развивающий эксперимент.

С целью проанализировать накопленный теоретический материал и передовой практический опыт обучения' студентов худокественной керамике, а также определить содераание лрактяческо- . го и теоретического разделов программы спецкурса "Худонесг- , венная керамика", вами была проведена раытно-экспернменталь-^ . ная работа, которая проводилась в два этада: поисковый г фйр-. «ирупщий эксперименты. . -

-4- ':■■•■■•■ •■.'.-

В проведении эксперимента были определены следующие задачи:

' ~ проанализировать содержание теоретического и практического материала программы спецкурса;

- выявить оптимальные способы, приемы, методы а содержание со курсу преподавания художественной керамики;

- определить, в закой мере меняется отношение студентов к декоративно-прикладному искусству в целом и к занятиям художественной керамики, в частности, при экспериментальном обучении..

В качестве основных методов использовались: метод анализа процесса и результатов практической деятельности студентов, .метод наблюдения и метод бесед.

Критериями оценки хшчоства выполнения практических заданий яэйллсь:

1) урсеонь овладения технологическими приемами изготовлении и декорирования керамических изделий;

2) умение передать характерные керамическому материалу его фактурнне, пластические и живописные свойства;

3) достижение выразительности художественного образа, цельности, декоративности.

Наряду с ознакомлением студен2од_с_надораей-рааБдтт-хуяо^--ггетшшной керамика, технологией керамических изделдй и их де~ корнроЕЗПис:;,!, студентам предлагались задания по разработке примерных планов работы с детьми в школьных кружках, а такке ишшшенип методических таблиц по художественной керамике.

Поисковый оксперимент проводился в период с 1986 по 1390 год на художественно-графическом факультете Бухарского педагогического института.

Цель» поискового эксперимента явилось:

- определение эффективности заданий программы, направленных на формирование у студентов знаний, умений и навыков педа-

. гога-керннаеза; ■

' - систематизирование учебно-экспериментального материала для програшы;

- определение методических и научно-педагогических особенностей формирования творческих способностей в процессе изучения художественной керамики;

- создание системы изучения художественной керамики по овладению знаниями, умениями и навыками педагога-керамиста.

Для проведения эксперимента были взятн 4 группы: 2 - экспериментальные, 2 - контрольные, которые были определены без специального отбора.

В качестве экспериментального материала использовалась разработанная наци система заданий программы спецкурса "Худо- . жественная керамика". В контрольных группах студенты обучались по традиционной методика в соответствии о действующей программой для художественно-графических факультетов педагогических институтов. Результаты анализа поискового эксперимента позволили сделать выводы-о необходимости разработки программы, содержания и методики курса "Художественная керамика" для худокественяо-графических факультетов 0 учетом национальны* художественных традиций, что предполагает подгото- . вку квалифицированных специалистов по керамике для занятий общеобразовательных школ и педагогических училищ.

Формирующий эксперимент проводился в период с 1990 по 1993 год на художественно-графическом факультете Бухарского-педагогического института (о 1992 г. - Бухарский университет), Основной целью формирующего эксперимента явилась разработка содержания и методики обучения студентов художественно-графических факультетов-художественной керамике, а такке выявле- . ние интересов и способностей студентов для дальнейшего проведения заключительного этапа эксперимента. . ' •

Анализ полученных результатов проведённого поискового, эксперимента, который заклвчался в определении доступности заданий, равномерности нарастания трудностей, их соответствии интересам и потребностям студентов, дел возмонность внести необходимые изменения в содераание, количество предлагаемых заданий и соотношение их в системе.

В ходе констатирующего эксперимента нами было установлню,

что применение методических таблиц, рекомендаций и технологических карт значительно активизирует обучение студентов.

' Мы также отметили яолонительную роль в повышении творческой активности обучаемых, развитии познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству и эмоционального отношения к процессу создания керамических изделий при вшолнении заданий, решаемых на основе национальных традиций керамического искусства Узбекистана.

Экспериментом было, охвачено 418 студентов. Анализ и обобщение данных, полученных в ходе проведенного экспериментального обучения показали правильность предлагаемой нами методики преподавания художественной керамики студентам худокественно-графических факультетов пединститутов.

научная Новизна и теоретическая ценность исследования заключаются в изучении и анализе истории развития и обучения художественной керамике в системе эстетического воспитания и худокественного образования подрастающего поколения; раскрытии методических основ обучения студентов художественно-графических 'факультетов педагогических институтов художественной керамике; разработке содержания и методики обучения студентов худохественно-графических факультетов художественной керамике.

Дтщтцче.ская значимость результатов исследования аяк.ям--

-чается а 'ЛШТчто на основе теоретического анализа и обобщения результатов оЕнтно-педагогкческой и экспериментальной работы составлена и внедрена в практику работы художественно-графических факультетов-пединститутов-программа спецкурса "Художественная керамика", разработаны система оригинальных методических таблиц, методические рекомендации, которые могут быть использованы преподавателями и студентами, а также руководителями кружков худокественной керамики и лепки. Разработана и апробирована система использования худокественной керамики в курсовых и днпломннх работах. Изучен и обобщен опыт передовых учителей и мастеров народного искусства, разработана технология художественной керамики применительно к школьным кркккам.

-7 -

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по художественной керамике для школьных крукков, детских художественных школ, центров народных художественных промыслов, при подготовке учебных пособий по художественной керамике.

Атхзбатщя д внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы,'которая проводилась на худо-явственно-графических факультетах Бухарского государствен- . ного университета, Ленинабадского государственного педагогического института.

Основные положения и результаты исследования неоднократно докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры изобразительного искусства Бухарского государственного университета, на научно-теоретической конференции Андаавского педагогического училища, на ваучяо-теоретическЕх конференциях профессорско-преподавательского коллектива Бухарского университета. (ежегодно в I988-IS92 гг.), августовских педдтени-ях института усовершенствования учителей г.Бухары (1988--199I гг.), на заседаниях лаборатории эстетического Боепитания средствами изобразительного искусства Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы педагогических учебных заведений в виде Программы спецкурса ' "Худохественкая керамика", методических рекомендаций к ней, используемых на занятиях худокествеяяо-графяческих факулъте- . тов и педагогических училищ Узбекистана, Казахстана ж Таджикистана .

Структура и об^вм лиссатугаттпи. Диссертация выполнена на 172 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и пршювеяия. В нее вошли 30 фотоиллюстраций. Библиография насчитывает 228 наименований;

- 8 -

ОСНОВНОЕ (yjEPKAlME РАБОТЫ

Во сведении обосновывается актуальность исследования, проблема, Формулируются объект и. предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и мегодпгл исследования, его научная новизна, теорзтнческая л практическая ценность.

В пергс'5 главе ("1!з псторпи развития худокественной керамики л методики обучения ср. d сл'.стсыо астегнческого воепп-ташш л художественного образования") раскрываются история развития художественной керамики за рубежом, история.ра'звития художественной керамшеи с дореволюционной России и р период с 1917 года по I9S2 год, особенности развития худояоетвенной'керамика в истории Узбеки стгша.

Данине мяогочясленннх археологически рэскопок, проводи- * «их на территории многих стран Европы, Азия, Африки п Америка, свидетельствует о том, тио изготовление керамических изделий было знакомо человеку узе в эпоху мезолита.

В Моравия (Чехословакия) были найдены разнообразные мелкие Еенскио статуэтки л фигурка кпвотннх - мамонтов, оленя, медведя, носорога лз ¡иеной глины, изготовленные 25 тысяч лет • назад. -

. 3 изготовлении керамической посуды особого мастерства достигли египетские гончары, чьи расписные сосуды, сордаййнайц_

заре псторпя Древнего Египта, принадлежат к лучит» образцам гтервмикя эпохи пеолита.

Бцдакхкмся достижением в развития керамики ¿rao изобре,тэ-ипе цветянх глазурей. Еолгсяя роль в этом принадлежит Древнему Ирану, Ассирии и Вавилону.

Фризы многочисленных дворцов этих стран бшш оформлены полневши изразца?."». .Стены Ассирийского дворца Сзргона Второго содержали полосы глазурованных кирпичей с яркими многоцветными -изобрзкениямл розеток и "деревьев яизни".

Одна дз ярких страниц истории развития керамики принадлежит Греции. В период 9-8 веков до'в.з. в керамике Греции опель популярным видом орнаментика являются изображения, выполненные с пометь» циркуля и лгск-Рки. На сосудах превосходного техничес-

- S -

кого качества, формы которых идеально построены и отточены, ярусами располагались геометрические узоры треугольников, зубчиков, полос и круаочков (пример - Аифора из Дипилона 9 век . до н.э.).

Особого мастерства в изготовлении керамических изделий добились китайские керамисты. Уже во 2-1 тыс. до н.э. керамические изделия здесь докрываются глазурью, а керамическая масса, из которой Евделнваются изделия, основным компонентом содержит каолин (от названия холма Гво-лан, где впервые в Китае нашли белую глину).

Красочная декоративность характера для керамики Среднего Востока, Открытием в: оформлении керамических изделий явилось изобретение средневековыми мастерами Востока новой крас-ки-люстра, с помощью которой поверхность изделий приобретала золотистый отблеск различных оттенков.

От итальянской майолики, в больших количествах выпускаемой в городе Фаэнце, предположительно произошло дальнейшее ее название "фаянс".

В 16-17 веках налакивается Ешуск фаянсовых изделий во Франции .и Голландии. Оригинальные сосуды е росписью и разнообразной лепниной, которые вырабатывались на первом фаянсовом предприятии в городе Сен-Поршер (Франция), отличались необычайной тонкостью черепка.

Характерными чертами дельфтских (Голландия) фаянсовых изделий: иаз, кружек, блюд и разнообразных керамических плиток, пользующихся в 17- веке большой популярностью, были изысканные формы и богатство орнаментики.

Как показывает анализ истории обучения художественной керамике за рубежом, все достижения гончарного искусства, художественных ремесел непосредственно связаны с уровнем обучения различным видам декоративно-прикладного искусства, а также рисунку, киеописи, композиции, скульптуре,

• Так, в 30-е годы 19 столетия во Франции по распространенному методу рисования двух братьев - Фердинанда и Александра ,родии курс рисования заканчивается моделированием из глинн.

- ю - ; /

Моделирование из глины, - говорил А .Датой, - дает осязательное представление о предметах, л рисунок их есть только образ.

В конце 19 века, по методу Фребеля, лепка в деле школьного обучения рисованию занимает видное место. В частности, в число занятий по методу Фребеля входят лепные работы, которые содействуют ясному представлению о форме а вместе о тем являются подготовительными упражнениями к художественным занятиям..

А начиная с 1876 года во Франции в программу для всех учебных заведений входило изучение форм в трех измерениях,- то ' есть лепке предметов из глины в истинных размерах.

В современных общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, колледжах в СШч, Германии, Польша, Японии и других с'транах уделяется, значительное внимание изучению астории керамики, практическим занятиям лепке, изготовлении макетов посуды, коллажам, и составлен!® эскизов лепных изделий. Находят свое освещение эти вопросы а в специальных куриалах, методических пособиях.

С изготовлением, керамических изделий на территории России люди были знакомы уяе в эпоху неолита, о чем свидетельствуют ■ археологические находка, датируемые 5-4 тысячелетиями до нашей . эры. В основном, керамические изделия о неолитических стоянок представляют собой незавершенные (ила неполные) скульптурные воображения-аеищин и животных, а.такке сосуды различных разме--роз-для-хрансйШ--а-11риготовлен51Я- шшш.

В 15 - начале 16 века керамика широко использовалась при строительстве архитектурных соорувений. Керамическая плитка и различные декоративные детали я элементы из особенной глины украшали храмы, монастыри, церкви а соборы'(Духовская церковь Тролце-Сергиевской Лавры (1476-147? гг.), хрэм Рлзопоклонения в Московском Кремле (1485-1436 гг.), дворцовая палата в Угличе (около 1492 г.).

3 России к концу 18 века насчитывалось полсотни-.заводов, занимающихся выпуском изразцовых плит. В основном они размесились в Москве, Петербурге, Ярославле, Курске и Великом Устюге.

Особого внимания заслуглвает деятельность Ггельских предприятий, изделия. которых в'70-80 гг. 18 века г стеснят с рынка продукцию других керамических предприятий России.

- И -

В настоящее время, нарда;? с производством керамической продукции на крупных фаянсовых и фарфоровых заводах, выпуском изделий художественной керамики заняты предприятия исторически сложившихся народных промыслов.

Среди известных народных промыслов особое внимание заслу-¡¡ишает деятельность Гжельского, Скощшсксго и Еалхарского центров народного ремесла, а также промыслы дымковской, филшо-HOECKOÎ1 и каргопольской керамической игрушки.

Самые древние образцы керамики, найденные на территории Узбекистана, относятся к 4-2 тысячелетиям до H.a. Зто сосуды различных (£орм и'размеров, которые предназначались для приготовления и хранения ппяи". Изготовлялись они вручную, способом наращивания стенок сосуда кусками глины лентообразной формы шш с домощьзз жгутов. Несмотря па примитивные технические приемы лепки, керамика уке г эпоху неолита, энеолита и бронзы достигает высокого развития.

В орнаментике изделии узбекских мастеров преобладают растительно-геометрические мотивы, цветовые решения котгрых различаются в зависимости от принадлежности к 'тому илд тону керамическому центру. Так, цветовая гамма популярного растительного орнамента самаркандской и ташкентской керамики - это все оттенки аелто-красно-коричневой гаммы. Гцздуванские керамисты в оформлении изделий тредацкоанши элементами растительного а геометрического орнаментов используют темяо-зелелне и коричневые тона. Керамику Ийхрисябэа отличает преобладание орянузво-рынах цветов. Бирюзовые оттенки -характерны для керамики Хорезма.

В Узбекистане наряду с керамической посудой и Изделиями утилитарного назначения замзтное развитие получила глиняная игрушка . Несмотря на схожесть парсонаней и тематики сюжетов .игрушек из различных центров, различие способов,лепки и обработки изделий заметно отличают игрушки, к примеру, самаркандских мастеров от игрушек, выделываемых в селении Уба (Бухарской обл.).

. С И17 года в Узбекистана повсеместно организуются краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки специалистов"керамического производства. Мастеров гончарного дела .такае готовили на(керамических отделениях худокественно-кустарных шол. •

С этого периода вплоть до настоящего времени, в Узбекистане постепенно расширяется сеть художественных кружков, факультативов, изостудий, в которых наряду с рисунком, живописью, школьника занимав?ся лейкой, резьбой и росписью по ганчу, дерену, художественной керамикой и многими другими видами декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества. Особое внимание при этом уделяется изучению национальных особенностей, традиций узбекского народного, Декоративно-прикладного искусства, его связи с орнаментальным искусством других народов и стран.

Во второй глава ("Методические основы и содержание обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов") в результате проведением' го эксперимента обосновываются содержание и методика обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов, раскрываются особенности содержания и методики обучен гл студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения курсоЕых и дипломных работ по художественной керамике, методические основы организации крунка художественной , керамики и лепки в общеобразовательной школе.

ВогяоЗ, составной частью проблемы поЕЫшения качества подготовки студентов на художественно-графических факультетах пёд-

в частности занятия художественной керамикой, ■ превде всего, на спецкурсе "Художественная керамика". Ведущее значение данного спецкурса определяется тем, что основной целью спецкурса "1удо-аесгЕёшшя керамика" является оказание практической помощи студентам в приобретении знаний и умений в области керамического искусства, подготовку буду сих специалистов к самостоятельному проведению занятий по лепке на уроках по изобразительному искусству, а тагае руководителей круаков по художественной керамике и лепке.

Наглое внимание на спецкурсе- уделяется- знакомству с физическими и декоративными свойствами керамического материала, различны/ способам изготовления изделий, получению различных видов керемики в зависимости от состава и обработка глиняного ■черепка. ' • -

- 13 -

Содержание курса, выраженное в экспериментальной программе и методических рекомендациях к ней мы стремились построить так, чтобы к а практике осуществлялся принцип последовательного накопления услокняащихся знаний, приобретались необходимые умения и навыки, причем не только, учебной и творческой работы студентов,' но и для. их будущей работы при проведении занятий в школьных кружках, развивались духовные запросы и нравственные качества студентов.

-Проведенный эксперимент дозволил определить наиболее эффективную примерную тематику практических занятий круща художественной керамики и.лепка.

При анализе экспериментальных данных и оценке уровней овладения практическими умениями и навыками в изготовлении и декорировании изделий из глины мы использовали трехбалльную дягаду:

1 - низкий уровень (неудовлетворительный)

2 - средний уровень (удовлетворительный)

3 - высокий уровень (качественный).

Анализ и результаты эксперимента можно выразить в следующих цроцеатицх соохаовенаях: в экспериментальной группе 5-го курса с начала эксперимента количество студентов, овладевших вторш (удовлетворительным) и третьим (качественным) урокшгда практических умении н навыков в изготовлении н декорпроьании керамических изделаЗ увеличилось к концу экспериментального обучения соответственно на 14 % к 38 %, а количество студентоЕ, имевших самка низкий (неудовлетворительный), уровень сократился на 58 %, л стал равняться 0 %, . ,

■В контрольной ке группе количество студентов, овладевших третьим (качественным) уровнем увеличилось лишь на 9 %, количество студентов, перешедших с первого на более высокие уровни, составляет всего 28 %. На первом уровне по-прекнему осталось 21 % студентов.

Таким образом, основное количество студентов в контрольной группе овладело лишь вторым (удовлетворительна) уровнем практических умений и навыков в изготовлении керамических изделий, , что составляет 65 % (15 студентов Ьз 23 человек).

-.".■;' - 14 - г .

В начале эксперимента в контрольных и экспериментальных группах студенты имели в основном неудовлетворительна уровень творческого воображения (70 и 67 %).

К концу эксперимента данные по развитию творческого воображения в контрольной и экспериментальной группах виракаются в следузодах цифрах: 35 и 12 %.

4 35 % - такова цифра, указывающая на неудовлетворительный • уровень развития творческого вообранення в-контрольной группе к концу эксперимента. : . •■

В эксперямен тальной группе лишь 12 % студентов остались на первой'(неудовлетворительном)'УРОЕНв развития творческого Еообранения. У осноеной массы студентов сформировался, удовлетворительный уровень творческого воображения (88 ¡2, т.-е. у - . 22 студентов из 25Ь . ■■

В результата эксперимента были получены данные о повышении интереса к декоративно-прикладному искусству и, в частности, к керамическому искусству, в процессе занятий худоаест-венаой керамики.

Если в начало эксперимента у ряда студентов, занимающихся на спецкурсе "Художественная керамика", не было устойчивого ' интереса к занятиям художественной керамикой, то в конце экспериментального обучения практически у всех студентов'спецкурса наблюдается ярко нирааеяннй, устойчивый интерес к худокест-. зспной керамике, как виду декоративно-прикладного искусства. В экспериментальной группа в начале эксперимента количество студентов, у которых проявлялся осознанный интерес-(пнтереб сформирован) составило 8 студентов (32 %), В контрольной группе зто 7 студентов (т.е. 30 %).

К концу эксперимента а экспериментальной груше количество студентов, у которых отсутствует интерес, сократился на 17 человек (иа 68 %), В контрольной ае группе из 16 таких-студентов интерес проявился только у 8 (что составило увеличение количества студентов, у которых сформировался интерес к занятиям художественной керамики дашь на 34 %)'.

Анализируя эти данные можно отметить, что интерес к занятиям художественной керамики, в экспериментальной группе носит

более устойчивый характер и уровень интереса студентов к занятиям более высок, чем в контрольной, группе.

В заключении диссертации подведены основные итоги работа, сделаны следующие выводы:

Как свидетельствуют результаты исследования, успешное обучение студентов худоаесгаенно-графических факультетса художественной керамике оказывает плодотворное влияние на о^фежтйв-. яре овладение другими худовественнкыи дисциплинами и, провде всего на овладение рисунком, киеописыо, композицией. и конечно, на овладение другими видами декоративно-прикладного искусства. Одновременно преподавание рисунка, живописи,■ композиции с установкой на дальнейиее использование изобразительных знаний, умений и навыков в лепке, художественной'керамике так;ке дает шю-дотворные результаты. То есть наблюдается прямая корреляция между процессами обучения художественной керамике и.друпаи худокественными дисциплинами.

При этом выявляется необходимость строгой реализации научно-теоретических основ в педагогическом процессе. Такими основами являются дидактические принципы (принципы доступности, 1и • учностц и т.п.) и психологические закономерности эстетического восприятия, эстетического вкуса, .чудонественных интересов, пространственных представлений, воображения, эмоций и чувсты.

Ход и материалы исследования убедительно свидетельствуют о тон, что разработанные aai.ii содержание и экспериментальная методика обучения студентов худозественно-графлческих ульте-тое педагогических институтов значительно эффективнее обичтж, традиционных. Так, студенты экспериментальных групп значительно отличаются от студентов контрольных групп по СЕоей профессионально художественной подгоювке, по своему художественно-эстетическому развитию. Высоко зарекомендовала себя система разработанных нами наглядных учебно-методических таблиц.

В заключении следует отметить, что взятая нами для исследования проблема настолько обширна и обстоятельна, что при всей решенности поставленных нами задач, требует дальнейших исследо-. ваний и разработок.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Художественная керамика (Методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов ц руководителей кружков по керамике). Бухара: Бухарский государственный университет, 1992. — 6 п. л.

2. Программа «Художественная керамика» п методические рекомендации к пей для студентов художественно-графических факультетов п руководителей кружков художественной керамики н лепки. М., 1993. — 6,5 п. л. (в соавторстве).

3. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство н художественный труд. 1—3 классы трехлетней начальной школы. М.: ЦИУУ, 1989. — 2 п. л. (в соавторстве).

4. Изобразительное искусство. V—VIII классы. Программы средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1991. — 5,72 п. л. (в соавторстве).

Подп. к печ. ,17.03.93. Объем 1 п. л. Зак. 308. Тир. ,100

Типография ЬЩГУ имени В. И. Левина