Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Демидова, Вера Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Демидова, Вера Геннадьевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения художественной керамике учащихся ДХШ.

1.1 История развития художественной керамики и тенденции ее 14 современного развития.

1.2 Эстетические особенности художественно-пластического языка 31 керамики и скульптуры.

1.3 Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, 54 изучающих основы керамики.

1.4 Формирование образно-пластического мышления учащихся 63 ДХШ в процессе освоения искусства керамики.

1.5 Развитие творческих способностей учащихся на уроках 81 керамики.

1.6 Искусство керамики в системе формирования эстетических 91 представлений и творческой активности учащихся.

ВЫВОДЫ

ГЛАВА И. Методические основы курса скульптуры и художественной керамики на занятиях в ДХШ.

2.1 Педагогическая модель. Содержания, формы и методы занятий 111 по художественной керамике и скульптуре в ДХШ.

2.2 . Анализ системы преподавания скульптуры и художественной 147 керамики в художественных школах.

2.3 Особенности практического освоения содержания курса 155 художественной керамики.

2.4 Сравнительные результаты и анализ экспериментального 191 исследования.

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах"

В начале нового столетия образование в России стоит на пороге серьезнейших перемен - переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня почти каждый понимает, что это во многом зависит оттого, научимся ли мы понимать те духовные и нравственные и/ традиции, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений.

На современном этапе продолжают совершенствоваться система воспитания и образования, идёт реформа образования. В настоящее время обновление этой системы идёт в следующих направлениях:

Демократизация всей системы образования, предполагающая открытость системы образования социальным процессам, происходящим в обществе, с учетом социализации личности и её активного участия в преобразовании социальной среды;

Соревновательность различных моделей школ, концепций образования, обновление и поиск новых методов и форм обучения;

Гуманизация образования, предполагающее обращение к проблеме человека как личности, субъекта истории; пересмотр требований в отношениях с учениками в рамках принципов "педагогики насилия", внедрение индивидуального подхода, "учения без принуждения"," дифференцированного обучения"," комплексного развития личности" - всех форм, направленных на формирование свободной, творчески активной личности;

Субъективно-личностная ориентация педагогики - формирование личности как субъекта, преобразующего мир, культивирование идеи "жизнетворчества";

Непрерывность образования, предполагающее единство общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Все эти принципы ориентированы на создание целостной, динамичной системы образования и воспитания, адаптированной к потребностям общества и к запросам личности на разных этапах жизненного пути человека.

Разрабатывая программы занятий, учитель должен помнить, что главная цель художественного воспитания - дать возможность учащемуся в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности, а не только обучить его основным художественным приемам и навыкам. Успешное достижение этой цели невозможно без учета индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей, а также без знания основных приемов и методов обучения.

Современные требования, предъявляемые к воспитанию и образованию, заставляют искать новые пути и способы формирования личности, адаптированной к новым социальным условиям, активизации и развития личностных качеств, необходимых для творческого преобразования социальной среды, созидания новых материальных и духовных ценностей. Занятия в системе дополнительного образования, в частности в художественных школах, имеют хорошие потенциальные возможности для развития художественных способностей и формирования на их основе способностей к творческой деятельности.

Существующая система обучения детей подразделяется на школьное и внешкольное образование. Внешкольная учебная деятельность детей определяется сегодня как дополнительное образование. По мнению современных психологов и педагогов, именно дополнительное образование создает наиболее благоприятные условия для полной реализации возможностей и способностей школьников разного возраста. Поэтому в контексте данного исследования проанализированы дидактические основы развития творческих способностей школьников при работе с глиной в системе дополнительного образования. Дополнительное образование должно быть полноправным партнером основного образования, способным занять только ему присущую нишу, которая, в силу объективных причин, не подвластна семье и школе.

В процессе обучения школьников в системе дополнительного образования решаются следующие педагогические задачи, сформулированные в виде конкретизации и концентрации общепедагогических задач: обучать школьников основам изобразительной грамоты -композиции, цветоведения и т.д.; способствовать приобретению учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе;

- ознакомлять учащихся с основами профессиональной деятельности,содействовать профессиональной ориентации школьников;

- развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию детского коллектива; развивать художественно-творческие способности учащихся, их фантазию, образное мышление, воображение, навыки самостоятельной деятельности, инициативы, творческой акйтности; -воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус и любовь к искусству, формировать способность учащихся воспринимать и оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения;

- воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству;

- способствовать формированию духовной культуры, укреплению системы нравственных ценностей и обогащению эмоционально-чувственной сферы.

Проблема исследования и её актуальность.

Занятия скульптурной пластикой могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

Детское изобразительное творчество, общение с искусством, является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности, средством духовной и эмоциональной сфер ребенка. При организации художественной самостоятельной деятельности детей необходимо не только обеспечивать условия проявления творческих способностей, но ставить задачу дальнейшего их развития, формируя определенную систему оценок, обеспечивающих обоснованный выбор способов и средств решения творческих задач.

Не случайно мы остановили свой выбор на процессе выполнения творческих работ на уроках скульптуры и керамики. Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах не вызывает сомнения. Условность, чувство ритма и световая напряженность-экспрессивность, декоративность, свойственные изобразительному творчеству детей, сближают его с декоративным искусством.

Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают у учащихся особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства, а также подлинное понимание основных принципов национальной художественной культуры. На занятиях керамикой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнять вещь в материале, что связано для учащихся с получением трудовых навыков, так как керамика, как и всякое прикладное искусство, непосредственно связана с производством.

Пожалуй, ни в одном виде современного искусства не выступают в столь гармоничном единстве объем и цвет, что является залогом обширного поля деятельности для творчества. Специфика творческого процесса скульптуры малых форм является наиболее выгодной как для решения целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, таки для более частной проблемы - развития творческих способностей, поиска путей решения творческой задачи.

Особое место в подготовке творчески мыслящих учащихся художественных школ, будущих художников, занимает скульптура. Трудно переоценить её роль в процессе формирования образно-пластического мышления и проникновения в сущность образа. Все элементы других видов изобразительного искусства как бы присутствуют в объемной пластике.

Художник выражает ту или иную идею посредством художественных w' образов, и здесь стоит обратить внимание на то, что образный ряд и способ его построения для каждого вида искусства свой (музыка, литература, кино, изобразительное искусство).

Изобразительное искусство, и особенно скульптура, использует свой язык и выражения темы - образно-пластический. И немаловажной задачей в процессе обучения является освоение особенностей изобразительного, образно-пластического языка. Скульптура же наилучшим образом способствует его развитию.

Пластика, в отличие от живописи и графики, более реальное изображение в связи со своей трехмерностью, но значительно более условно по способу выражения идеи, что вынуждает её работать «большим» образом.

Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, столь необходимое в любой работе человека, развивает у школьников пространственное мышление, необходимое им при изображении тех же предметов на плоскости. Как показала практика, после приобретения навыка в лепке объемных форм учащиеся значительно легче овладевают конструктивным построением в рисунке.

Рассматривая проблему формирования образно-пластического мышления у учащихся художественных школ как важнейшее условие профессиональной подготовки будущих художников, мы считаем, что акцентируясь на творческих разработках (например, композиция на заданные темы и свободные темы по представлению и с натуры) и используя в процессе их создания широкий спектр пластических материалов ( шамот, глина, фаянс, пластилин и др.) с учетом личной фантазии, индивидуальности и самостоятельности, мы сможем приблизиться к решению задачи формирования образно-пластического языка средствами скульптуры.

В связи со сказанным^изучение керамики в художественных школах будет прогрессировать еще потому, что в профессиональной школе, которой является художественная школа, органически сочетаются знания и умения, полученные учащимися по рисунку, живописи, скульптуре, композиции, истории искусств. w

К сожалению, проблема взаимодействия искусств в системе педагогики раскрыта ещё недостаточно в отличие от других предметов общеобразовательного цикла.

Основополагающими в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях школы для нашего исследования являются работы B.C. Кузина, Б.М. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Б.М. Неменского, А.Д. Алехина, Б.Т. Лихачева, Е.И. Игнатьева, Т.С.Комаровой ., Е.О. Яременко, Г.Г. Григорьева и Т.Я. Шпикаловой, И.П. Волкова др. >-'

Анализ методической литературы по вопросу проведения занятий скульптурой с учащимися художественных школ показал, что многие из них содержат лишь практические рекомендации организации деятельности по созданию изделия. Целью этих занятий является только овладение техническими приемами изготовления керамики и практическое их выполнение. В то же время упускается из виду значимость процесса изготовления скульптуры как средства развития психических качеств ребенка и особенно художественно-творческих способностей. А также взаимосвязи академической скульптуры и прикладного искусства -керамики. Несмотря на приведенные здесь замечания, исследуемые публикации содержат ценные для нас предложения, такие как практические советы, основные правила создания керамики с учетом возрастных особенностей детей.

Особое значение при рассмотрении психологических особенностей процесса творчества имели работы Л.С.Выготского ., Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, Б.М.Теплова, Я.А. Понамарева, B.C. Ротенберга, Н.С. Рождесивенской, Е А. Речицкой и др.

При изучении творчества в философском аспекте - Батищева Г.С., В.Ф. Мартынова, Е.С. Громова, Кагана М.С., Коршунова А.М„ Мейлаха Б.С., Разумного В.А. и др.

Недостаточность публикаций по вопросам проведения занятий керамикой в художественных школах, направленных на развитие творческих способностей школьников в системе интегрированного обучения скульптуре и керамики, послужила причиной нашего исследования. Следует отметить и нехватку исследований, опирающихся на последние идеи в области декоративного искусства и материаловедения, а также отличающихся современным подходом к тематико-образному исследованию и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов учащихся. Все это определило актуальность нашего исследования.

При решении многих проблем, связанных с темой нашей работы, мы очень часто опирались на исследования по этому вопросу Н.С. Боголюбова, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Н.Н.Ростовцева, Т.Я.Васильевой, А.П.Даниленко, Т.В.Саляевой и др.

В данных исследованиях хотя и затрагиваются многие рассматриваемые нами вопросы, но только применительно к кружковой работе или в общеобразовательной школе с учащимися младшего и среднего цокольного возраста.

Но художественная школа существенным образом отличается от кружковой работы, и тем более преподаватель скульптуры чаще всего является преподавателем керамики. Лучше всего эти два предмета объединить в один - «Скульптурная пластика». Целесообразность этого будет доказана далее.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Методические основы преподавания керамики в Детских художественных школах».

Основной задачей работы является выявление педагогических условий и разработка методического обеспечения занятий по скульптурной пластике, при которых развитие творческих и образно-пластических способностей у учеников ДХШ происходит наиболее эффективно.

Проблема исследования: развитие творческих способностей и образно-пластического мышления у учащихся художественных школ на уроках керамики и скульптуры.

Цель исследования: на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической и психологической литературы, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы обучения на занятиях по скульптурной пластике в художественных школах.

Объект исследования: художественная творческая деятельность учащихся художественных школ на уроках скульптуры и керамики в процессе создания скульптурных произведений.

Предмет исследования: теоретические основы, педагогические условия и методика обучения, способствующие активизации творческого мышления и реализации созидательного потенциала учащихся при работе с глиной.

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанная новая программа комплексного обучения керамике в ДХШ обеспечит более высокий профессиональный уровень овладения этим искусством, что в целом будет способствовать реализации эстетического воспитания и художественного образования, если широко использовать задания творческого типа для формирования образно-пластического мышления, так как творческий процесс и создание образа в искусстве - вещи неразделимые. К тому же процесс формирования творчески активной личности есть основная задача методики преподавания изобразительного искусства. ■'

В ходе исследования нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть и обосновать роль и место художественной керамики как раздела декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки учащихся художественных школ.

2. Раскрыть межпредметную связь, особое внимание уделить методу комплексного соединения обучения керамике и скульптуре в школьных мастерских.

3. Разработать содержание, формы и методы занятий по керамике по формированию профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся ДХШ.

4. Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективное приобретение учащимися профессиональных навыков в области художественной керамики и скульптуры.

5. Раскрыть специфические особенности «языка» скульптуры через сравнительный анализ с другими видами изобразительного искусства, выявить особенно^ характерные черты, присущие только этому виду искусства. Рассмотреть принципы развития трехмерной формы в пространстве.

6. Разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему знаний и упражнений, обеспечивающую формирование образно-пластического мышления, развитие творческих способностей учащихся художественных школ в процессе создания скульптурных произведений.

7. Экспериментально проверить, проанализировать и уточнить эффективность предложенной методики в условиях системы дополнительного образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы : изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение состояния преподавания скульптуры и керамики в художественных школах и школах искусств в системе дополнительного образования; выделение керамики как узко-специфичной области декоративного искусства, изучение особенностей этого вида деятельности, её общетеоретических основ; взаимосвязь скульптуры и керамики на уроках скульптурной пластики; наблюдение, опрос и собеседование учащихся в процессе творческой деятельности; анализ и оценка работ учащихся, полученных в процессе практической и экспериментальной работы; анкетирование, направленное на выявление основных психологопедагогических условий формирования творческих способностей учащихся; экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях системы дополнительного образования; обработать и обобщить результаты экспериментального исследования.

Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие положения современной науки по философии, искусствознанию, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и ДПИ, труды по проблемам творчества и новаторства в области искусства, работы по взаимосвязи обучения, воспитания и развития в процессе формирования личности, учение об искусстве как специфической форме отражения мира и способе его познания, исследования роли художественного образования в гармоничном развитии личности.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях: установлено, что процесс формирования творческой личности наиболее эффективен в том случае, когда процесс обучения ведется с учетом всех этапов воплощения художественного произведения - от возникновения замысла до его создания в материале; установлена связь между процессом формирования образно-пластического мышления учащихся на занятиях по скульптуре и адаптацией процесса создания керамических изделий к условиям и требованиям художественного образования; обоснование признания керамического изделия как объекта детского творчества для решения задачи развития творческих способностей учащихся; разработана и экспериментально проверена обоснованная методика формирования творческих способностей учащихся на занятиях по скульптурной пластике в процессе создания скульптурных произведений.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании: возможности более полноценного решения проблем развития креативности школьников при использовании принципа соответствия фазам творческого процесса; повышения эффективности развивающего обучения методом формирования системы сложных действий, сочетающихся с привлечением учащихся к самостоятельной творческой деятельности; направленности изменений психических качеств личности на совершенствование созидательного потенциала при соблюдении условий развития творческих способностей. w'

Практическая значимость исследования заключается в следующих положениях: возможности использования его результатов при формировании творческих способностей учащихся средствами скульптуры и керамики в различных учебных заведениях в системе дополнительного образования; материалы исследования могут быть использованы для усовершенствования учебных программ и разработки учебно-методической литературы для художественных школ и факультативных занятий в общеобразовательных школах.

Достоверность исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы. Подтверждается экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях художественных школ, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в Наро-Фоминской художественной школе №1. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрения на Областных и Всероссийских педагогических конференциях, научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава МГОПУ им. М.А. Шолохова, в публикациях автора. На базе Наро-Фоминской художественной школы проводились открытые уроки и семинары для преподавателей художественных школ Московской области. Результаты исследования внедрены в практику работы художественных школ и школ искусств Московской области в виде программы обучающего курса «Скульптурная пластика» и методических рекомендаций к ней, используемых на занятиях скульптуры и керамики в художественных школах и художественных отделениях школ искусств.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2.

Проведенное экспериментальное и теоретическое исследование показало существование проблемы преподавания керамики в детских художественных школах.

При проведении констатирующего эксперимента несовершенство существующих методов преподавания выражалось в неоригинальном подходе к тематико-образному решению заданий, в отсутствии межпредметных связей, особенно в преподавании скульптуры и керамики, недостаточном уровне владения и использования средств и способов художественной выразительности - формообразующих и декорирующих приемов лепки, отсутствии переноса знаний, умений и навыков, полученных ранее, для решения новой художественно-творческой проблемы, неумении самостоятельно поставить проблему и разработать план выполнения изделия, а также завершить, проанализировать, оценить и доработать произведение. На основании результатов теоретических и практических исследований была разработана и внедрена программа « Скульптурная пластика» с новой методикой проведения курса - по изучению и созданию керамики в взаимосвязи со скульптурой. Программа базируется на обоснованных принципах, условиях, методике и рекомендациях по организации развивающего обучения.

Курс включает теоретическую часть и систему учебно-творческих заданий, которым отводится ведущее значение. Система практических занятий, учитывая предложенную методику формирования системы сложных действий, делится по характеру выполнения заданий и степени самостоятельности работы учащихся в соответствии со стадиями системы.

Для большей эффективности процесса освоения техническими навыками лепки, выработки умения самостоятельно работать, а следовательно, творчески подходить к делу, не останавливаясь на пооперационном выполнении работы, мы применяли метод формирования умения строить системы сложных действий. В процессе формирования этого умения следует выделить три стадии: операционную (простейшие упражнения, выполняемые по отдельности параллельно с обособленными разъяснениями и демонстрацией каждого учителем); стадию комплексных действий (более сложные комплексные упражнения, состоящие из операционных действий с предварительным объяснением этапов выполнения); стадию целостного решения комплексных задач (наиболее трудные целостные действия после определения общей задачи). Программа составлена с целью введения ее в систему дополнительного художественного образования для художественных школ, имее-Г-' четырехгодичное планирование, содержит 43 тематических задания, рассчитана на 125 практических занятий, т.е. всего на 258 часов. Итоги формирующего эксперимента, проводимого на базе Наро-Фоминской художественной школы с учащимися 1-4 классов, показали явное положительное воздействие подобной формы организации художественно-творческой деятельности детей на формирование профессиональных и творческих способностей средствами художественной выразительности, а также на стимуляцию фантазии и формирование установок на изобретательско исследовательскую деятельность.

Нами обнаружено, что специально организованная познавательная деятельность ведет к изменению эмоционального отношения к учению, что является основой для формирования положительных мотивов и активно-деятельного состояния личности в учебном труде. Обучаемые экспериментальных групп, по сравнению с контрольными, легче генерируют оригинальные творческие идеи, что обусловлено богатством и разнообразием их мыслительной деятельности.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации преподавания керамики и скульптуры в художественных школах и кружках дополнительного образования, в расширении форм использования различных видов керамики как объекта детского творчества, для решения задач художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное экспериментальное и теоретическое исследование показало существование проблемы в преподавании скульптуры и керамики в детских художественных школах. Актуальность постановки проблемы обусловлена концепцией художественного образования, которая гласит, что в основе воспитания должен лежать принцип, в соответствии с которым все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо. В процессе воспитания необходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый из них имеет предпосылки для развития своей личности и что индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним. Воспитание должно показать значение знания как созидательной и преобразующей силы как для развития личности, так и для формирования гуманных отношений в обществе. Задачей современной школы является не только обучение как передача знаний, но и развитие мыслительной деятельности.

И только с помощью искусства можно проделать эту работу - всеми средствами изобразительного искусства, а именно скульптурной пластикой развить образное пространственное колористическое и фактурное мышление. Нужно повсеместно находить возможности для организации именно развивающего обучения, целью которого будет совершенствование, пожалуй, самой важной человеческой способности - способности творить^,

В заключении можно подвести итоги проведенного исследования, обобщить результаты и сделать определенные выводы.

1. В процессе изучения проблемы прослежены и проанализированы историко-культурные традиции развития искусства художественной керамики, тенденции ее современного развития и практика использования эстетического потенциала искусства керамики как воспитательного средства воздействия на учащихся. Исследование показало, что искусство керамики на русской земле ведет свое начало с глубокой древности. И на всем протяжении многовековой истории этого искусства приемы создания и эстетические традиции4" передавались из поколения в поколения, что положительным образом отражалось как на развитии и совершенствовании самого искусства керамики, так и на повышении культуры народов. В ходе многовекового развития керамики народные мастера накопили немало опыта в умении передавать эстетический потенциал этого искусства подрастающим поколениям. Использование этого опыта в нынешних условиях 21 века позволит использовать занятия искусством художественной керамики в качестве воспитательного средства воздействия на учащихся. Также проанализированы эстетические особенности художественно-пластического языка керамики и скульптуры и доказана необходимость интегрированного похода в преподавании скульптурной пластики в художественных школах. Изучено современное состояние практики преподавания художественной керамики в художественных школах Московской области. К сожалению, не во всех школах региона имеется этот предмет, идет стихийное ознакомление детей с многообразием народного декоративно-прикладного искусства, с его традициями и материалами. Тем более отсутствует интегрированный подход, т.е. нет взаимосвязи в преподавании скульптуры и керамики. Однако практическая воспитательная работа на занятиях керамикой требует научно-обоснованного подхода и соответствующего содержания учебно-воспитательного процесса. Сформированные нами на основе анализа методической, искусствоведческой, философской литературы, а также собственного творческого и педагогического опыта научно-теоретические выводы послужили базой для проведения педагогического эксперимента.

4. Исследование психолого-педагогической литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся и экспериментальная проверка разработанной методики занятий по скульптурной пластике позволили получить следующие результаты и сформулировать основные положения: формирование творческих способностей происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития; осуществляется выбор оптимальных методов, приемов.и форм обучения, происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность учащихся стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности; базой экспериментальных занятий по скульптурной пластике стало изучение академической скульптуры во взаимосвязи с изучением традиционного керамического искусства, основных способов лепки и декорирования глиняных изделий, что в свою очередь, способствовало активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.

Успех педагогической деятельности определяется самим характером изучаемого материала, так как:

S ознакомление с традиционным керамическим искусством и народными промыслами находится в русле изучения общенациональной культуры и способствует развитию патриотизма, чувства сопричастности к истории Отечества, что в свою очередь является важнейшим стимулом повышения познавательной и творческой активности;

S декоративность, гармоничность керамических изделий оказывает большое воздействие на формирование у учащихся художественного вкуса, умения разбираться в прекрасном, что стимулирует творческий поиск в стремлении к эстетическому совершенству;

S освоение умений и навыков обработки глины и декорирования глиняных изделий создает прочную основу для развития художественных способностей;

S пластические свойства сырья, разнообразие приемов и методов его декорирования создают большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся;

S и, наконец, скучная академическая скульптура, по мнению многих учащихся, благодаря интегрированному приему, превращается в очень интересный урок.

Была разработана универсальная базовая программа для художественных школ «Скульптурная пластика», в которой большое внимание уделяется теоретической и практической подготовке учащихся.

Проведены открытые уроки и семинары для педагогов художественных школ Московской области, которые отметили, что программа представляет собой самостоятельную методическую разработку и может быть рекомендована в качестве базовой модели по курсу «Скульптурная пластика» для детских художественных школ.

Таким образом, достигнута главная цель нашего исследования: w' разработка условий для повышения эффективности развития творческих способностей учащихся художественных школ средствами скульптурной пластики.

Итоги экспериментальных исследований подтвердили несовершенство преподавания керамики в ДХШ с силу недостаточности разработки этого предмета в системе образования. Недостатки преподавания керамики можно компенсировать выполнением предложенных особых заданий, направленных на развитие креативности.

Результаты нашего исследования могут быть использованы не только в процессе обучения скульптурной пластике в детских художественных школах, но и в кружках и центрах дополнительного образования детей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Демидова, Вера Геннадьевна, Москва

1.Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технологияпроизводства художественных керамических изделий. М., Высшаяшкола, 1979. 216с.

2. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. М.: Просвещение, 1970. -46с.

3. Аверьянова М.Г. Гжель- российская жемчужина. -М. «Энциклопедия российских деревень», 1993. с.2-18.

4. Азаров Ю.П, Руководство по развитию талантов. / Под ред. академика РАО Б.М. Бим-Бада/. М. Издательство УРАО, 2003.-с.12-20.

5. Алексахин Н.Н, Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. -М. Издательство «Агар». 1998.-C.26-28.

6. Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок. Л.: Аврора, 1973. - 159с.

7. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. М.: Советский художник, 1968. - 286с.

8. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184с.Бабуренко Н.М. Скульптура малых форм. - М.: Советский художник, 1*982. - 241с.

9. Андреева Л. Советский фарфор 20-30-х годов. М.: Советский художник, 1970. - 339с.

10. Античность и античные традиции в культуре и искусстве Советского Востока. м.: Наука, 1978. - 302с.

11. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982, №7, с. 106-111с.

12. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. М.: Советский художник, 1982. - 241с.

13. Батищев Г.С. Творчество с собственно философской точки зрения./ Наука и творчество: Сб. науч. трудов/, подред. М.Нажмутдинова. Ярославль: Ягу, 1986. - с.20-27.

14. Басарева Н.В. Поливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Диссерт. на соиск.уч. степ. канд. пед. наук. Орел, 2000.- с.96, 27Q-.

15. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. -149с.

16. Белашов A.M. Как рисовать животных. -М. «Юный художник», 2002.-c.3-15.

17. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Владос,2004.- с.66-74.

18. Боголюбов Н.С, Лепка на занятиях в школьном кружке. М.: Просвещение, 1979. - 142с.

19. Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей.: Творчество юных. -М.: Просвещение, 1973. -с. 75-81.

20. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Д.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975. 128с.

21. Бритова Н.Н. Греческая терракота. М.: Искусство, 1969. 180с.

22. Бубнова Е.А, Конаковский фаянс. М.: Изобразительное искусство, 1978.-229с.

23. Буткевич Л.М. История орнамента. М. Владос. 2003.-е. 189.

24. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1век до.н.э. -8 в. н.э. М.: Искусство, 1977. - 463с.

25. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 1998.- 109с.

26. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М. «Сварог и К», 1999.-е.129135, 150 Ветрова и. б. Неформальная композиция. Издательство «Ижица», 2004.- с.7-34.'

27. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. -М.: Просвещение, 1984. -256с.

28. Волков Б.С, Возрастная психология. М.: МОПИ, 1991. 1 Юс.

29. Волков И.П, Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 135с.

30. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. 86с.

31. Воронов Н.В. Искусство, рожденное огнем. М.: Советский художник, 1970. 141с.

32. Воронов Н.В. Тенденции развития современной керамики. Искусство керамики. Под ред. Н.С. Степанян. М„ 1970. - с.7-55.

33. Ворохоб А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно- графических факультетов средствами скульптуры. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 2000, - 99с.

34. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -Пресс, 1996. 536с.

35. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004.-235-268с.

36. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии./ Материалы к курсу лекций. -М. : Изд. МГУ,1978.- 118с.

37. Голубева O.JI. Основы композиции. М. издат.дом «Искусство». 2004.-С.8, 44-55.

38. Горбунова К.С, Чернофигурные аттические вазы в эрмитаже. JI. «Искусство». 1983.- с.8-12.

39. Гигиена обучения детей школьного возраста. Под ред. Г.Н. Сердюковой. М, 1986. -130.

40. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 249с.

41. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь,- М. Издательство «Искусство», 1970.- 119с.

42. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1992, 41с.

43. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. м. Просвещение, 1994.-288с.

44. Даниленко А.П. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы на внеклассных занятиях по художественной керамике. -Орел. 1997, 98с.

45. Дидактика средней школы, Под ред. М.С. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319с.

46. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. / Составитель И,Я. Богуславская/ .- Л.: Искусство, 1981 .-с.281-306.

47. Дэвид Батти Фарфоровая и керамическая посуда. М. Издательство ACT.- 2003.-c.8-ll.

48. Дулькина Т. И. История лтдела керамики и стекла Гим(конец 19-1950-егг.). -М., Изд-во Гми, 2002.-е. 17-22.

49. Ермолаева-Томина Л.Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей. Творчество и педагогика. Секция 4; Психолого-педагогический аспект развития творчества и рефлексии. -М.: АПН РСФСР, 1988. 167-173с.

50. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). Вопросы психологии. №5, 1975. -с. 166-176.

51. Ермонская В.В. Что такое скульптура. -М. Издательство «Изобразительное искусство». 1977, с.4-7.

52. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. -М.: «Владос», 4004. -с.54.

53. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424с.

54. Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М. Учпедгиз. 1960.-311с.

55. Занков JI.B. Обучение и развитие. М. Просвещение, 1975.- 440с.

56. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. -М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.- с.5-29.

57. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.- с.8,95.

58. Игнатьев Е.И, Психология изобразительной деятельности детей. -М. Просвещение, 1967. 228с.

59. Каган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. 159с.

60. Керамика Абрамцева. / под ред. О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина./- М. Из-во «Жираф», 20Q0, с.64-77.

61. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М:- Просвещение, 1985.-80с.

62. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.-М. «Владос»,2002.- с.6-15.

63. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: «Изобразительное искусство», 1988.- с. 45,51.

64. Комарова Т.С. Интеллектуально-эстетическое воспитание детей интеграции народного искусства/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции/. Шуя, 1997.- с 17,20.

65. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. м.: Политиздат, 1979. -с.216.

66. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971.60с.

67. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьника. -М, Просвещение, 1987. 187с.

68. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М. Просвещение, 1987. 187с.

69. Кузин B.C. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. М. «Агар», 1998.- с. 179-184.

70. Кузин В. С. Психология. Издание 4-е переработанное и дополненное М. Издательство «Агар», 1999.- с.225-241, 290-301.

71. Лантери Э. Лепка. М. Издательство Академии художеств СССР. 1963.-с.5,186.

72. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореферат, дисс. на соиск. уч степени доктора психол. наук. - М. 1970. -32с.

73. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. -М.: Знание, 1961 .-32с.

74. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие -М.: Академия, 2000, с. 142,182-185.

75. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. -М. Издательство «Наука», 1974.-c.184.

76. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии. 1960. №1. - с. 7-17.

77. Лернер И.Я, Дидактические основы методов обучения. М.6 Педагогика, 1981. 185 с.

78. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения./ Дидактика средней школы/ Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М., 1975.-е. 146-185.

79. Лепка. Что и как лепить, по О Майеру, Унвину, Тэдду и др., -М. Библиотека И.Горбунова-Посадова. 1910.-c.3-6.

80. Лихачев Б.Т, Теория эстетического воспитания. М.: Педагогика, 1985.- 176с.

81. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М. Владос, 2004.- с. 8-20.

82. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 295с.1 ч»'

83. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М. Издательство политической литературы, 1976.- с.99-113.

84. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979. 182с.

85. Лукьянов С. Жизнь А.С. Голубкиной. -М, Издательство «Детская литература». 1969.-с.71, 72.

86. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. -М.:ЦГЛ, «Элизе трэйдинг», 2004. с.4, 7-9.

87. Люблинская А.А. Некоторые особенности умственной .ч»'деятельности младших школьников /Советская педагогика. !(©. -№12.-с.71-81.

88. Макарова Т.И. Поливная керамика в Древней Руси. М.: Наука, 1972. 19с.

89. Максимов Ю.В. Родник творчества. М.: Просвещение, 1988. -124с.

90. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159с.

91. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208с.

92. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях, М. «Юный художник», 2000.-1-я часть.с. 28-30, 2-я часть с.23-25.

93. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия.Комплексный подход: опыт поиски, перспективы. -М.: Искусство, 1985. 318с.

94. Марков В. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах. М. ИЗД. В. Шевчук.2002. -с.24-29.

95. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учебное пособие, Минск: 2000.- с.4-7.

96. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства творческие способности. ~М.: 1981. 96с.

97. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников./ Вопросы психологии. 1989.№1.- 82. ,

98. Мелик-Пашаев А.А. Что раньше: искусства или Искусство?/ Искусство в школе. -М.: 2001.№4. с.З.

99. Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. -М, «Искусство в школе», 1995.- с.9-29.

100. Мелюков И.Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре. -М. Издательство В.Шевчук, 2002.-е. 6,7.

101. МиклашевскийА.И. Технология художественной керамики. JI. Стройиздат, 1971. - 302с.

102. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1994. 398с.

103. Мир детства. Младший школьник. М.: Педагогика, 1988.- 272с.

104. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./ Пер с англ. П.А.Самсонова Минск, 2003.- с.31, 36, 56.

105. М. Пилар Наварро. Деккорирование керамики. Практическое руководство./ Пер. с англ. -Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. -с.48, 56, 71, 74, 92, 111.

106. Народные художественные промыслы. Общая редакция М.А. Некрасовой и т. д. М. «Искусство». 1986.- таблицы №144-185.

107. Неменский Б.М, Мудрость красоты: о пробл. эстетич. воспитания: Книга для учителя. 2-е издание переработанное и доп. - М: Просвещение, 1987. - 255с.

108. Немов Р.С. Психология. 2-е изд., в 3 книгах, книга 1: «Общие основы психологии» - М.: Наука, 1995. 572 с.

109. Неретина JT.B. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М, «Владос», 2004,- с.56,101,191.

110. Никитин Б.П. Развивающие игры. 5-е изд., доп. - М.: Знание, 1994.- 192с.

111. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996.- 360с.

112. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М. Изобразительное искусство, 1982. 223с.

113. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В.А, Барадулина. М, «Просвещение», 1979.-С.272-276. '

114. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. -М. «Владос», 2003.- с. 8-10,12-21.

115. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов пед. вузов. -М.: АРКТИ, 2003.-с.4 -12.

116. Педагогика, учебное пособие./Под ред. профессора П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России. 2001.- с.101-127.

117. Перминова Н.И. Дымковская расписная. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1979. 127с.

118. Пластическая анатомия. Под ред Г.М. Павлова,В.Н. Павловой. -М, Издательство «Икусство», 1967.-е.5,6.

119. Поверин А. Гончарное дело.Чернолощенная керамика. -М. Культура и традиции. 2002. с. 10-20.

120. Полунина В. Н. Искусство и дети. -М. Просвещение, 1982.-191с.

121. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.-96с.

122. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

123. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. -М.: КОИЗ, 1957. -137с.

124. Программы средней общеобразовательной школы: факультативные курсы. / Министерство народного образования РСФСР. -М.: Просвещение, 1990. 136с.

125. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд в 1 -9 классах с краткими методическими рекомендациями./Министерство образования РСФСР. М.: Просвещение, 1994.- 170с.

126. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство. Начальная школа», составители В.С, Кузин, Е.О.Яременко. М. «Дрофа», 2001.

127. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.С. Сельченок. Мн. Харвест, 2003. -с.283, 504.

128. Психология творчества./ Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1990.-222с.

129. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 156с.

130. Развитие творческого воображения младших школьников, /под ред. Е.Г. Речицкой, Е.А. Сошиной/. -м. «Владос», 2000.-с.5-10.

131. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа:БГПИ,1989. -168с.

132. Рождественская Н.В. Две стороны одного мозга и творчество./сб. Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. с. 36-54.

133. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 239с.

134. Ростовцев Н.Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. 176с.

135. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е.- М.: Педагогика, 1976.-416с.

136. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.- М, «Педагогика», 1989. -с.125-139.

137. Русские изразцы./ Сост. Ю.М. Овсянников. — Л.: Художник РСФСР, 1968. 135с.

138. Русские художественные промыслы./ Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. -М.издательство «Знание», 1984.- с.31-48.

139. Русская керамика 18 начала 19 века. Всобрании Загорского гос. историко-худож. музея- заповедника. -М.Советский художник, 1976.-c.3-10.

140. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. -М: .Внешторгиздат, 1980.-с.33-36.

141. Рыбаков Б.А. Черняховская культура. М.: АН СССР, 1960. -347с.

142. Салтыков Н.С. Самое близкое искусство М. Просвещение, 1969. -295с.

143. Саляева Т.В. Развитие творческих способностей школьников на внеклассных занятиях по худ. керамике, диссерт. на соиск уч. степ, канд пед наук. М., 1998.- 126с.

144. Санитарные нормы для школ и дошкольных уреждений. -М: Издательство «Астрель», 2001. 17с.

145. Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -95с.

146. Скульптура. История искусства для детей. -М. «Росмэн» Под ред. Е.Н. Евстратовой. 2002.-c.8-17.

147. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М. Издат. центр «Академия», 1999,- с. 246-250.

148. Сокольникова Н.М. Основы композиции. -Обнинск, Издательство «Титул», 1996. с.58-65.

149. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х т. М.: Педагогика, 1979. -т. 1 -558с.

150. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах./ Ред. и сост. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. -М.: Педагогика, 1985. т\Д 329с., т.2 -359с.

151. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий./ Издранные психологические труды./ Под. ред. М.Г. Ярошевского. -М.-В.: Академия пед. и социал. наук МПСИ, 1998.-С.221-219,211-21 2.

152. Федорова З.С. Основные этапы развития художественной керамики и современная практика. Диссерт. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. -М: МВХПУ, 1966.

153. ФедотовГ.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М. АСТ-ПРЕСС, 1997, 144с.

154. Федотов Г.Я. Русская печь. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-е. 140-144.

155. Федотов Г.Я. Глина и керамика. М. Эксмо-Пресс.-2002.-с.44, 47.

156. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону «Феникс», 2000.- с.51-56.

157. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе.(кружки и факультативные занятия). Диссерт.на соиск. уч степ. канд. пед. наук. М. 1984, - 66с.

158. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Орел, 1982. 572с.

159. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение,1988.- 176с.

160. Хохлова е.н. Производство художественной керамики. М.: Легкая индустрия, 1978. 93с. ' ^

161. Хоаким Чаварра . Техника работы на гончарном круге. -М. «ИздательствоАстрель», 2003.- с5-12.

162. Хоаким Чаварра Ручная лепка. -М. "Издательство Астрель»,2003.-с. 62-64.

163. Шмидт И.М. Русская скульптура второй половины 19 начала 20 века. -М.: «Искусство», 1989. - с. 209-212.

164. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. М. :Издательство академии художеств СССР, 1963.

165. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.-141с.

166. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода./ Под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980.- 136с.

167. Якиманская И.С. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1971.-46с.

168. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-с. 37, 67-69, 85.

169. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М. Знание, 1971.46с.