Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Солдатенков, Александр Дмитриевич
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Солдатенков, Александр Дмитриевич, Москва

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации московский государственный открытый Педагогический Университет

На правах рукописи

СОЛДАТЕНКОВ Александр Дмитриевич

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика

Диссертация в виде научного доклада да соискание ученой степени доктора

^ /.. пйдагощч?6]ких на^

■ ^

¿-с £ -"'2 С ■

V (

у/ --У/

У/7

москва 1998

Работа выполнена в Московском государственном открытом педагогическом университете

Официальные оппоненты:

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ю.К.Васильев

П " ^

/

доктор педагогических наук, профессор М.Г.Тайчинов

доктор педагогических наук, профессор А.А. Остапец-Свешников

Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет. Кафедра педагогики высшей школы

Защита состоится « » <М в часов на

заседании диссертационного совета Д 113.25.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Московском госуда^ г^ггакш этт*>ытом педагогическом университете по адресу Москва, ул. Верхняя

Радищевская, д.16-18

С диссертацией можн-Автореферат разосла

гета

Ученный секретарь совета, кандидат педагогических наук, доцент^

Дармодехина

4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. А в период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых социально-нравственных ориентиров, и это положение особо актуализирует4 проблему сохранения базовых национальных ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе. В то же время такие преобразования в обществе нередко сопровождаются деформацией понятий об образе жизни, Родине, культуре, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, внедряющие в сознание молодежи чуждые нам образцы культуры и поведения. Всё это создает дисгармонию отношений человека с окружающей социальной и природной средой, провоцирует кризисы в духовно-нравственном развитии личности.

Обострилась также проблема формирования национального и исторического сознания. Незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, ведет к манкуртизации и, самое тревожное • делает историческое сознание уязвимым. Такой человек легко поддается манипуляциям, в том числе политическим. В обществе отмечается также снижение нравственной устой-'зости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, : : мфортному обустройству собственной жизни.

В этих условиях всё острее ощущается потребность общества в новом ие граждан - глубоко любящих свою Родину, самостоятельно и творчески .дящих, предприимчивых, ответственных за судьбу народа, способных ви-, ь жизнь во всех её реалиях, комфортно жить в поликультурной и много-.:опальной среде и вывести общество из глубокого кризиса на цивилизо-•ц путь развития.

Российское образование сегодня также переживает социально-политические, материальные трудности. Самое главное - падает ценность образования. Одна из причин этого - отношение общества к школе. Образование финансируется по остаточному принципу. Как следствие этого, происходит уничижение роли учителя в современных преобразованиях. Всё это приводит к сильному падению авторитета школы.

Отражением всеобщей нестабильности российского общества и являются, на наш взгляд, отрицательные тенденции в образовании: кризис ценностей и мотивации учения, тревожность детей и учителей, беспризорность и рост детской преступности. Социальный нигилизм привел к резкой деформации ценностной ориентации подрастающего поколения, резкому падению духовно-нравственных ценностей, потере чувства Родины.

Источниками конфликтов в школьной среде стали и имущественная селекция детей по уровню материального достатка родителей, что осложняет отношения между детьми, провоцирует деморализованность, агрессивность учащихся.

В этих условиях важней и I ей социально-политической задачей в области образования является возрождение и сохранение духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения на национальных ценностях России, целенаправленной деятельности на формирование глубоких духовно-патриотических чувств - любви к Родине, своей культуре, традициям и национальной истории, высокой ответственности за судьбу Отечества, что поможет преодолению национального эгоцентризма и нигилизма, воспитанию уважения к совместно проживающим народам.

Следовательно, ядро содержания образования и воспитания должны составлять национальные и общечеловеческие ценности, способствующие растущему человеку воспитать в себе национальные, духовно-нравственные ценности и через них придти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире, самоопределиться в мире культуры и творчески самореали-

зоваться.

Выбор ценностей - необходимое условие духовно-нравственной само- и социоидентификации личности школьника. При этом воспитание не навязывает те или иные ценности (как в тоталщ'арной идеологии), а лишь создаёт условия для их понимания и выбора (интериаризации), стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

При переосмыслении ценностей особо значимыми являются проблемы духовно-нравственной ориентации школьника на основе исторической памяти, осознания прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Мы считаем, что фундаментом формирования личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно-патриотического самосознания. По нашему мнению, именно это положение должно стать основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса (на основе ценностного подхода) и способствовать формированию духовно-нравственных и духовно-патриотических чувств и ценностей у школьников.

Прежде всего мы попытаемся дать своё понимание проблемы духовно-нравственного воспитания. В отечественной педагогической литературе термин «духовное воспитание» в основном используется в двух смыслах: в значении «религиозное воспитание», или же в термины «духовность» и «духовное воспитание» вкладываются соответственно значения «нравственность» и «нравственное воспитание». Такая неопределенность и размытость в терминах объясняется, с одной стороны, тем, что многообразна трактовка термина «дух» в философской литературе. Мы исходим из того, что учитель-практик, работающий по воспитанию личности школьника, должен направить свою педагогическую деятельность на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все составляющие компоненты

структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры.

Эта проблема в истории этики не нова. Однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигает всё новые и новые, более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители древней Эллады, Востока (Аристотель, Демокрит, Сократ, Аль-Фараби, Ибн-Сина и др.) оставили нам богатое педагогическое наследие до духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Нам близки философские учения, раскрывающие духовно-нравственное совершенствование человека (В.И. Вернадского, B.C. Соловьева, П.А.' Флоренского, Н.Л. Бердяева, Е.И. Рериха и др.).

Методологическую основу нравственного воспитания подрастающего поколения составили следующие труды современных ученых: JI.M. Архангельского, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, В.Е. Гмурмана, Н.К. Гончарова, О.Г. Дробницкого, И.А. Каирова, Ф. Королёва, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьен-ко, E.H. Медынского, Э.И. Моносзона, И.Ф. Свадковского, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова и др.

Рад важных теоретических и методических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности содержат работы Л.Г. Арчажнико-вой, В.П. Борисенкова, Ю.К. Васильева, Б.З. Вульфова, А.Ю. Гордина, А.Е. Дмитриева, С.Ф. Егорова, A B. Зосммовского, П.В. Конаныхина, Ю.Г. Круг-лова, В.О. Кутьева, М.Н. Лазутовой, B.C. Леднева, A.A. Люблинской, Л.И. Новиковой, Л.А. Рапацкой, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, Д.И. Фельд-штейна, В.А. Яковлева и других педагогов и психологов.

Более тесно с проблемой нашего исследования связаны работы О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, Л.И. Катаевой, С.А. Козловой, В.И. Петровой, М.Г. Тайчинова и др. В них раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования сознания и поведения школьников. Отдельные аспекты нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательной деятельности изучались М.Н. Агаютаевым, З.И. Ва-

сильевой, Д.М. Гришиным, А.И. Дуловым, Н.М. Трофимовой. Исследования

A.B. Киричука, Н.Е. Щурковой, М.Г. Яновской и др. посвящены разработке системы воспитания у школьников нравственных отношений. Названные ученые рассмотрели роль и значение, дели 'и содержание нравственного воспитания школьников, выделили и характеризовали его источники и факторы. Ими предложены различные критерии и методики диагностики нравственной воспитанности, получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в учебной, игровой, краеведческой, общественно полезной, внеклассной и других видах деятельности.

Из психологических исследований по данной проблеме следует выделить работы Л.И. Божович, Л.И. Рувинского, В.Э. Чудновского; из педагогических - Л.И. Высотиной, В.М. Коротова,. Д.И. Кочетова, И.Ф. Харламова, М.И. Шиловой. Авторы этих исследований попытались обосновать механизмы формирования нравственных качеств личности школьника, определить некоторые теоретические и методические подходы к организации их воспитания у школьников.

Для определения концептуальных основ исследуемой проблемы важное значение имели взгляды отечественных (Л.И. Анцыферов, П.П. Блонский,

B.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.М. Якобсон и др.) и зарубежных педагогов, психологов но вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Однако, как мы отмечали выше, в последние годы произошли кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни общества. Поэтому на современном этапе общественного развития проблема нравственного формирования духовного мира школьников не только не потеряла своего значения, но и приобрела ещё большую актуальность. Можно предположить, что исследование на теоретическом и практическом уровне проблем духовно-нравственного воспитания школьников с учетом современных реалий, а также разработка соответствующих научно-методических рекоменда-

ций, позволит обеспечить реализацию образовательными учреждениями социально-педагогической функции, что требует реконструирования учебно-воспитательного процесса в школе.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника и определили выбор темы исследования: «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников».

Объект исследования - духовно-патриотические ценности как основа формирования духовного мира и нравственной культуры в целостном социально-педагогическом процессе общеобразовательной школы на современном этапе развития общества.

Предмет исследования - оптимизация процесса формирования духовно-нравственных качеств личности школьника в поисковой, созидательно-творческой деятельности в личностно и социально значимую деятельность.

Цель исследования заключалась в том, чтобы раскрыть сущность и специфику духовно-патриотического воспитания, дать характеристику критериев, путей и средств освоения школьниками духовно-нравственных ценностей в общеобразовательной школе на современном этапе развития общества.

В соответствии с предметом и целью исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- дать научное обоснование понятия духовно-нравственного воспитания как социально-педагогической проблемы;

- раскрыть содержание составных компонентов процесса формирования духовно-нравственных ценностей у школьников;

- обосновать психолош-педагогический механизм формирования духовно-патриотических качеств личности школьника;

- раскрыть пути оптимизации воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника, этапы его осуществления;

- изучить эффективность и педагогическую действенность методиче-

ских рекомендаций по организации процесса воспитания духовно патриотических качеств школьников в практической деятельности общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования базировалась на положении о том, что духовно-нравственные качества личности школьника формируются в результате интериоризации социального морального опыта и сложного процесса внутренней его переработки в субъективные образования высокого уровня интеграции психических свойств, процессов и состояний личности, охватывающих её штребностно-мотивационную, ингетектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы.

Уровень сформированности духовно-нравственных отношений растущего человека будет выше при условии активного приобщения детей к национальным духовным ценностям, традициям, героическому прошлому посредством личностно-ориентированной модели деятельности индивида.

Духовно-патриотические качества личности (патриотизм, гражданственность, доброжелгггельное отношение к людям других национальностей и др.) как сложные психологические образования формируются путем постепенного усложнения нравственных ситуаций на различных уровнях (дошкольном, начальном, среднем) в социально-педагогических условиях функционирования общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные идеи и положения:

- о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность;

- о духовно-нравствашых качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании нравственности личности;

- субъективности личности и деятельностном опосредовании ее

нравственного формирования и развития;

- взаимодействие объективной и субъективной системной детерминации как единства интериоризации социального морального в индивидуальное психическое и экстериоризации, объективации нравственно-психологического потенциала личности в ее деятельности и общении.

Теоретической базой исследования явились труды философов, психологов, педагогов, социологов, англизирующих развитие общества на современном этапе (Р.Г.Гурова, В.И.Журавлев, С.И.Иконникова, А.В.Кирьякова, Н.И.Лапин, Л.Н.Лесотина, А.П.Назаретян, Д.В.Ольшанский, М.Х.Татма, В.А.Ядов), раскрывающие сущность морали и нравственных ценностей (С.И.Архангельский, Л.Г.Арчажникова, В.И.Бакштановский, Е.В.Бондаревская, В.А.Блюмкин, З.И. Васильева, М.А.Вейт, Г.Н.Волков, Л.А.Высотина, Д.М.Г'ришин, В.Е.Гурин, Л.А.Гусейнов, И.Г.Дробницкий, Ю.Г.Круглов, П.В.Конаныхин, С.А.Козлова, А.А.Остапец-Свешников, Л.А.Рапацкая., Л.И.Рувинский, Ю.В.Согомонов, М.Г.Тайчинов, А.Н.Титаренко В.А.Титов, М.И.Шилова, Н.Е.ГЦуркова), разрабатывающие проблемы развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Б.З.Вульфов Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, О.И.Зотова, В.А. Караковский, В.Г.Крысько,

A.И.Крупнов, К.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, A.M. Новиков, Л.И.Новикова,

B.Д.Щадриков, А.С.Чернышев и др.); исследовавшие проблемы нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, А.В.Иващенко, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, И.Ф.Харламов, Л.Д.Ясникова и др.); рассматривающие проблемы эстетического воспитания школьников (М.А.Верб, Л.А.Волович, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, Б.Т. Лихачев, Л.Н.Столович и др.); разрабатывающие систему образования в стране (Е.П.Белозерцев, М.И.Кондаков, М.А.Нрокофьев и др.); исследовавшие проблемы оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Маслова, М.М. Поташник и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы:

• метод теоретического анализа психолого-педагогических идей, явлений, фактов;

• метод педагогического наблюдения;

• метод беседы;

• социологические исследования (анкетирование, корреляционный и факторный анализ и др.);

• опытно-педагогическая работа.

Прежде, чем приступить к целенаправленной опытно-педагогаческой работе, нами была проделана работа по анализу и обобщению сложившегося опыта передовых школ Российской Федерации, были проанализированы и обобщены материалы, опубликованные по нравственному воспитанию в иси-холого-педагошческой л