автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского
- Автор научной работы
- Романова, Людмила Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владимир
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Введение диссертации по педагогике, на тему "Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского"
Сегодня, когда возвращение к истокам духовной культуры и национального самосознания русского народа стало одной из основных примет кашей жизни, научные работы, направленные на изучение культурного наследия Российского Зарубежья, приобретают особую актуальность. В свое время Г.П.Федотов писал: "Первый долг для нас - долг самопознания - упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Что из тяжелого, богатого наследия предков останется с нами как вековая святыня, что брошено как мертвый груз? Где чистые ключи, чтобы утолить нашу жажду? Трагичность нашего прошлого, прерывистость, ломаность его линий затрудняют искания, но делают их необходимость ясной для всех" /221,5/. Реконструкция целостного исторического процесса XX века, включившего каждого человека в сложный круговорот национальных и мировых социальных переломов и наделившего его небывалой дотоле ответственностью,-одна из сверхзадач современного поколения историков. История педагогики при этом может выполнить не только частную , узкопрофессиональную миссию. Синтезируя в себе неразрешимые вопросы становления человеческого духа и скрупулезное внимание к способам вхождения в практическое жизненное бытие, она отражает в себе всю бездну исканий и противоречий великой и драматичной истории нашего столетия. Восстановление утраченных за последние десятилетия национальных культурных традиций, ориентированных на систему общечеловеческих ценностей и отличавшихся постоянным и устойчивым интересом к религиозно-нравственным аспектам человеческого бытия, немыслимого без обращения к духовному наследию русской эмиграции, связанному с именами выдающихся ученых, философов, писателей, художников, других деятелей отечественной культуры, оказавшихся по разным причинам за пределами России. К именам Ф.И. Шаляпина, С.П.Дягилева, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, И.А.Бунина, А.Н.Еенуа, К.А.Коровина и других великих деятелей русского зарубежья, ранее ставших достоянием отечественной культуры социалистического периода, ныне добивались имена В.В.Набокова, Д.С.Мережковского, В.Ф.Ходасевича, Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, С.Л.Франка, С.И.Гессена, Б.П.Вышеславцева и многих других.
Было бы неверным отношение к Российскому Зарубежью как явлению, выпавшему из контекста развития отечественной истории и культуры. Как совершенно справедливо отмечает один из современных исследователей философско-педагогического наследия русской эмиграции Е.Г.Осовский,- "Российское Зарубежье не только своеобразный политический и этносоциальный феномен XX века, но и уникальное культурно-образовательное пространство, составляющее, несмотря на длительную изоляцию, органическую часть российской культуры, науки, образования, литературы, искусства, национальной жизни в целом" /185,4/.
Понимание своеобразия нашей национальной культуры, целостное восприятие всего богатства духовных ценностей России , невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли русской эмиграции. Неуклонно возрастающий интерес к педагогическому наследию Российского Зарубежья обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании малоизученного пласта национальной культуры и концептуальном осмыслении того, что было внесено нашими ведающимися соотечественниками в развитие педагогики. Кроме того,такого рода исследосопии иххииииихаушх фиршариасшуци иилс?6 Целиихпиги п иивелгиВпиГи представления о характере и направленности педагогических поисков в интеллектуальной среде русской эмиграции, что может оказаться полезным в решении современных проблем сохранения национальных традиций и русской школы в условиях ближнего зарубежья.
В контексте вышесказанного несомненный интерес вызывает творчество одного из наиболее ярких представителей религиозной философско-педагогической мысли Российского Зарубежья - Василия Васильевича Зеньковского, не только пробившего традицию русской религиозно-философской и богословской мысли и переосмыслившего процесс развития педагогики на путях христианского миропонимания, Г но и создавшего оригинальную концепцию духовного воспитания личности.
Обращение к творчеству В.В.Зеньковского открывает перед исследователем возможность выхода на одну из актуальнейших проблем современности - проблему осмысления педагогико-антропологического основания теории и практики образования. В решении названной проблемы чрезвычайную важность имеет возрождение и дальнейшее развитие педагогической антропологии как целостного и системного знания о человеке. Значимость этой проблемы убедительно показана Б.М.Бим-Бадом. Один из аспектов этой многогранной и многоуровневой проблемы связан с возможностью и необходимостью обращения к христианской антропологии как учению о человеке, исходящему из евангельского и святоотеческого наследия и в отличие от антропоцентризма основывающемуся на христоцентризме, т.е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе - Божественной и человеческой./208,369/, содержание и методы которой привлекает для решения своих задач педагогическая антропология. В этой связи , выстроенная В.В.Зеньковским в свете христианского вероучения концепция духовного воспитания личности преде- / тавляет безусловный научно-практический интерес как один из высоко значимых источников плодотворных идей,ценных методических технологий, творческое осмысление теоретического и практического потенциала которых может содействовать возрождению и дальнейшему развитию педагогической антропологии.
Педагогическое наследие В.В.Зеньковского представляет очевидный практический интерес и в том плане, что выступает как один из доступных для осмысления и критического анализа образцов построения педагогики на православной основе, что особенно важно для вновь открывающихся русских национальных школ, ориентированных, как правило, на православные традиции.
С позиций христианской антропологии, иерархическое построение которой - вера-философия-система наук о человеке - включало педагогику в структуру общечеловеческой деятельности, направленной на достижение соборности как Царства Божия на земле, личность трактовалась В.В.Зеньковским как носительница духовного начала, как образ и подобие Божие. Структура личности в этой трактовке отражала ее метафизическую сущность и включала в себя две сферы: духовную и эмпирическую. Духовная /надпсихофизическая/ сфера понималась В.В.Зеньковским как носительница метафизического ядра личности, ее духовного начала, т.е. некой творческой силы, входящей в человеческую природу и освящающей ее. Другая сфера личности - эмпирическая /психофизическая/ рассматривалась им как опосредствующая духовное развитие личности и частично объективирующая, проявляющая через себя духовное начало. Понимание природы личности, предполагавшее ее целостность и иерархичность в смысле подчиненности духовному началу, не могло не сказаться на подходах В.В.Зеньковского к пониманию сущности, содержания и логики построения воспитания. В этойсвязи центральным понятием для него становится духовное воспитание, необходимость и возможность которого была продиктована вошедшим и освятившим природу человека, согласно христианскому вероучению, духовным началом. В современной педагогической терминологии нет понятия, адекватного ему по содержанию. В свое время Д.Л.Андреев писал: "Подмена понятия духовного понятием интеллектуального, причем с сохранением именно термина "духовный" столь повсеместна в России., что становится очевидным ее смысл и цель. Ее смысл и цель все в том же стремлении вывести человеческую психику из области высших ценностей в область ценностей утилитарных" /4,224/. В настоящем исследовании духовное воспитание означает педагогическую помощь ребенку в процессе самоактуализации как раскрытии в себе образа Божия, как осознании своего "креста", т.е. логики духовного развития на пути реализации своей божественной сущности.
В настоящее время общественные преобразования, происходящие в стране, с одной стороны, привели к девальвации традиционных общественных ценностей и установок, на базе которых формировались цели воспитания, с другой стороны, способствовали развитию нового общественного сознания, что сделало неизбежным поиск удовлетворяющих ему целей воспитания. В связи с обусловленной этими процес
V л. М V ы сзлш глубокой и быстрой переоценкой духовных ценностей б нашем обществе, проблемы духовного воспитания, поднимаемые В.В.Зень-ковским, приобрели особую актуальность.
Говоря о воспитании как о планомерном и целенаправленном процессе педагогической помощи ребенку в его духовном становлении, нельзя не коснуться проблемы соотношения целей и средств воспитания в процессе педагогической деятельности и обусловленности ее конечного результата выбором средств как центрального и опосредствующего звена реализации цели. Поскольку подлинным результатом деятельности, в том числе и педагогической, является не тот результат, который мыслится человеком в субъективной форме его цели, но лишь тот, который реально определен его деятельностью с помощью тех средств, которые в этой деятельности применялись. В настоящем исследовании категория средство употребляется в широком смысле слова как способность объекта или явления служить цели. Поскольку явления, предметы, виды деятельности, используемые в педагогическом процессе в качестве средств воспитания, сами по себе не несут функцию познания и преобразования действительности, воспитательными они становятся только тогда, когда используются для достижений определенных целей.
Интерес к проблеме целей и средств духовного воспитания в неменьшей мере вызван недостаточной разработанностью самих педагогических категорий цели и средств духовного воспитания с позиции христианской антропологии как теоретико-методологической основы построения педагогического процесса, хотя известно значительное количество работ понятийно-категориального характера. Уточнению и раскрытию цели всестороннего развития личности посвящены работы Ю.П.Азарова, Б.С.Гершунского, Э.И.Моносзона, М.Н.Скаткина, и др. Содержание цели по разным направлениям анализируется И.А.Каиро-вым, Н.Е.Щурковой и др. Определение цели в связи с проблемой формирования коллектива и личности рассматривается И.П.Ивановым,
В.А.Караковским, Л,И,Новиковой и др. Понимание цели в процессе исследования других, связанных с нею категорий воспитания, в частности, методов воспитания уточняется В.С.Безруковой, С.А.Рас-четиной и др. Понятие цели в процессе обучения конкретизируется И.Я.Лернером, Г.И.Щукиной и др. Причины рассогласования цели и результатов воспитания уточняются Ю.П.Азаровым, В.С.Орлом, Н.А.Проскуриной и др. Одной из фундаментальных работ, исследующих и уточняющих категориальный аппарат педагогической науки, является работа В.С.Безруковой. В-месте с тем, ни в одной из работ категории целей и средств духовного воспитания не рассматриваются и не анализируются с позиций христианской антропологии. В этой связи проблема отбора целей и средств духовного воспитания в концепции В.В.Зеньковского представляется новой и актуальной \для современной теории и истории педагогики
В 1990 - х годах началось специальное исследование проблем образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. Этому посвящены работы Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, Э.Д.Днепрова,
B.И.Додонова, С.Ф.Егорова, Н.Д.Никандрова, О.ЕДошелевой, Е.Г.Осовского. З.И.Равкина, рассматривающих философско-педагогические воззрения наших выдающихся соотечественников /Н.А.Бердяева, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, С.Л.Франка и др./ с позиций методологии, аксиологии, культурологии, прогностики и дающих глубокий теоретический анализ основных педагогических течений в России конца прошлого - начала нынешнего столетия. Начато изучение педагогических воззрений и деятельности педагогов, психологов, философов российской эмиграции,получивших мировое признание
C.И.Гессена, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, С.Л.Франка и др. /В.И.Додонов, С.Ф.Егоров, С.В.Кулыгина, Г.И.Ризз, Е.Г.Осовс-кий и др./. Издана первая антология "Педагогическое наследие русского Зарубежья. 20 г.г." /М., 1993 г./ В Саранске прошла первая Всероссийская научная конференция "Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья" /1994 г./. Специальную рубрику открыл журнал "Педагогика". В то же время, научных исследований, посвященных изучению и анализу педагогического наследия В.В.Зеньковского, крайне мало. Мы с сожалением должны констатировать отсутствие в отечественной историографии фундаментальных монографических работ, посвященных исследованию его творческого наследия как религиозного философа, историка русской философии, педагога, психолога, писателя-публициста, литературоведа, религиозного и общественного деятеля, с именем которого связано религиозно-педагогическое течение, проявившее себя как теоретически, так и практически в условиях эмиграции. Однако, интерес к этой, бесспорно, колоритнейшей фигуре, несомненно, возрастает, о чем свидетельствуют статьи на страницах периодических изданий, тематика научных конференций, посвященных проблемам современного образования. Безусловный интерес представляют работы М.В.Богуславского, С.Ф.Егорова, В.М.Мальцевой, Ю.Н.Сухарева и др., в которых дана характеристика жизненного и творческого пути В.В.Зеньковского, описаны отдельные страницы его биографии, частично обозначены основные проблемы научных изысканий мыслителя, освещены отдельные аспекты ) его религиозно-философских и педагогических воззрений. Предварительный анализ мировоззрения ученого содержится в обобщающих работах по истории русской философской мысли, среди которых следует назвать работу Н.О.Лосского "История русской философии" /171, 495-498/.
Анализ историко-педагогической литературы, периодических педагогических изданий,диссертационных исследований дает основание утверждать, что до настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего интересующий нас аспект педагогического наследия В.В.Зеньковского.
Противоречие между значимостью данной проблемы для современной педагогической теории и практики и недостаточной ее разрешен-ностью в научной историко-педагогической литературе и определило выбор темы диссертационного исследования - "Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского".
Научный аппарат представленного исследования складывается из следующих составных компонентов:
Объект исследования: религиозно-педагогическое течение Российского Зарубежья первой половины XX века.
Предмет исследования: разработка В.В.Зеньковским проблемы целей и средств духовного воспитания личности.
Цель исследования: выявить концептуальную обусловленность целей и средств духовного воспитания и проанализировать логику их отбора в различные возрастные периоды детства.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретико-методологическую основу педагогических воззрений В.В.Зеньковокого,
- доказать концептуальность воззрений В.В.Зеньковокого на духовное воспитание личности,
- выявить сущностный смысл и охарактеризовать основополагающие принципы духовного воспитания личности,
- исследовать специфику постановки цели и логику отбора средств духовного воспитания личности на разных возрастных этапах.
Методологической основой исследования явились философские концепции культуры и образования / антропологическая, культурологическая и цивилизационная/, опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования. Наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли, т.к. педагогика Российского Зарубежья практически стояла на стыке нескольких культур: она стремилась сохранить традиции русского народа, его ментальность в условиях вынужденной эмиграции и, в то же время, базировалась на достижениях мировой педагогической мысли, а так^же учитывала особенности страны , давшей ей прибежище. В связи с этим продуктивной становится идея "диалога культур"
4 Г.
- ли
М.М.Бахтин, Б.С.Библер и др./ как основа историка-культурологического анализа различных парадигм воспитания.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретический анализ историко-педагогической литературы, архивных документов; сравнительно-сопоставительный анализ исторических фактов, концептуальных идей, подходов; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.
В качестве основных источников исследования выступили фшю-софско-педагогические работы теоретиков христианской антропологии; историко-педагогическая и общепедагогическая литература, научно-педагогическая литература первой половины XX века; материалы периодической печати русской эмиграции; архивные материалы; научная и историко-педагогическая литература по анализируемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем
- выделены основные идеи христианской антропологии / твар-нооти мира, т.е. понимание мира как акта творения Бога, идея личности как образа и подобия Божия, идея "креста" как логики духовного становления, идея первородного греха, идея Церкви как соборного единства / как теоретико-методологическая основа педагогических воззрений В.В.Зеньковского/,
- доказана концептуальность теоретических построений В.В.Зеньковского, подчиненных теократической идее, обусловившей Еыбор целей и средств духовного воспитания,
- сформулированы и обоснованы основополагающие принципы концепции . духовного воспитания личности, основанные на представлении о ее целостности и иерархичности, ^ т л »тт 1 »» г л ги » ят Л »» т гл «ч г»« » т »*« л т?«« ттл ^Т* * " * л « « л ^ л л иатйлеиы л и'лгг.^сзл.тсриеипсгпа липлусхиае цглк дулидк'л и аии питания,актуальные для различных возрастных эталон, а также обоснована логика отбора средств их реализации;
-доказана концептуальная интерпретация целей и средств духовного воспитания личности в педагогических воззрениях В.В.Зеньковского.
Теоретическая значимость:
- луедпрИйпхие уг;иЛеД0яс1Г1У1С Вип.рЫЛи идут 11с? Вис5митЬп1л Пи Дли,' дов в христианско-антропологическом обосновании педагогических явлений, что нельзя не учитывать при осмыслении современных способов конструирования теории и практики в условиях усиливающихся гуманистических тенденции,
- лидцепхусишйОСТЬ йЫделепа, пдп. хсздспцкп йалиПлеппк псьунди— го педагогического знания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в курсах педагогичеигиол длициштя, йшихриеппыл а липам ииуслоияахълпааи^ пуиууамм университетского уровня и базирующихся на культурологическом подходе, идеях диалогизма и полифонкчности, усиливающих гуманитарную составляющую педагогического образования. Материалы настоящего исследования восполняют пробелы современного знания об истории образовании и педагогической мысли Российского Зарубежья, создают предпосылку для ее более углубленного исследования и создания новых разделов учебных пособий по истории школы и педагогики.Материалы исследования могут быть использованы при разработке соответствующих тем лекционных курсов по истории педагогики, а также спецкурсов и спецсеминаров5 тематики курсовых и дипломных работ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается разнообразием привлеченных фактов и источников, использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету и задачам.
На защиту выносятся следующие положения:
- теоретико-методологической основой педагогических воззре кий В.Б.Зеньковского явилась христианская антропология, центральные идеи которой /идея тварности мира, идея личности как образа и подобия Божия, идея "креста" как логики духовного становления, идея первородного греха, идея Церкви как соборного единства/ обусловили основные методологические установки подхода мыслителя к решению педагогических проблем: религиозное обоснование педагол о 1Л. гики , аксиологический подход к личности как самоценности высшего порядка, личностная ориентация воспитательного процесса, приоритетность духовного воспитания над эмпирическим, общечеловеческий и гуманистический характер педагогики, ее христоцентрическая ориентация ;
- В.В.Зеньковским создана выведенная из основ христианской антропологии концепция духовного Боепитания личности. Представление о целостности и иерархичности личности выступает ее концептуальным ядром, которое основывается на теократической идее и обуславливает принципы, цели и средства духовного воспитания;
- основными принципами духовного воспитания личности выступили: принцип личностной ориентации воспитательного процесса, принцип приоритетности воспитания над образованием, принцип приорпТеТаОСТи ДулОдяиГО йОиипхглпк лад с^.^крлчеСКлггл, лрлНЦИП и и и и уедихяулдЦеги «печедк» аншпуг.чйилиги диишихош'ш, иушгцшх ииитяегх!-м
ТБИЯ цс?леп п Сред их в аиышхАптг дхаиснй дулиалихи ихаяивлепки ЛИЧНОСТИ;
- основополагающие идеи и принципы духовного воспитания лич-кости обусловили логику выдвижения целей воспитания, актуальных для каждого возрастного этапа, определили выбор средств их реализации, а также их соотношение в рамках анализируемой концепции. В ходе исследования было выявлено, что истинной окончательной целью духовного воспитания личности является " помощь детям в раскрытии образа Божьего", вошедшего з их природу и освятившего ее. Эта цель, сохраняя свою первостепенную значимость , модифицируется на каждом возрастном этапе в виде выделенных в результате проведенного анализа актуальных для данного этапа целей воспитания,которые, в отличие от истинной окончательной цели, достижимы к решаемы с помощью конкретных средств;
- цели и средства духовного воспитания концептуально обусловлены. С позиции педагогической концепции В.В.Зеньковского важнейший смысл воспитания личности состоит в восхождении через развитие тела, интеллекта, социальности, религиозной, моральной, эстетической сфер личности к духовному началу. В этой связи ведущие направления воспитания /физическое, половое, религиозное, моральное. социальное, эстетическое, интеллектуальное/ предоставляют свои средства для духовного воспитания личности через воздействие на ее эмпирическую /психофизическую./ сферу, объективирующую духовное начало.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ
Как показало проведенное исследование, В.В.Зеньковским был предложен отличный от существовавших в его время концептуально обусловленный подход к периодизации детства. В основу предложенной им периодизации была положена идея, что иерархическая конституция, изначально присущая каждому человеку, выражена в разные периоды детства неодинаково. В различном соотношении двух сфер личности /духовной и эмпирической/ и усматривался ученым источник возрастной периодизации. Смена фаз, согласно этому подходу, была обусловлена устремлением духовного начала' к выражению в эмпирию, имеющую в смысле ее подчиненности духу, инструментальное значение. В таком подходе к проблеме возрастной периодизации практически реализованы все основополагающие принципы концепции духовного воспитания личности, выведенной В.В.Зеньковским из основ христианской антропологии / принцип личностной ориентации воспитательного процесса, принцип приоритетности воспитания над образованием, принцип приоритетности духовного воспитания над эмпирическим, принцип опосредствующего значения эмпирического воспитания, принцип соответствия целей и средств воспитания этапам духовного становления личности/.
Результаты проведенного анализа позволили сделать вывод, что каждый из выделенных В.В.Зеньковским возрастных периодов характеризуется разной степенью выраженности иерархической конституции личности, проявляющейся не только в различном соотношении духовного начала и эмпирии в разные периоды детства, но и в доминировании тех или иных сфер эмпирической составляющей личности /интеллектуальной, эмоциональной, волевой и др./, что определяет содержание и ориентацию воспитательного процесса, а так же логику выдвижения и реализации целей и задач воспитания.
Каждый возрастной период имеет свою духовную характеристику, выражающуюся, в частности, в психической установке, под которой
В.В.Зеньковский понимал "те субъективные условия, которые определяют отношение человека к миру - в восприятии и изучении его, в оценке и пробах активности по отношению к нему" /124, 69/, которая отражает сущность процессов, происходящих в духовной сфере личности и во многом определяет актуальную цель данного периода и сопутствующие ей задачи, а так же средства их реализации.
В контексте вышесказанного и были проанализированы цели и средства духовного воспитания личности, характерные для каждого возрастного периода. Грудной период /первый год жизни ребенка/ характеризовался В.В.Зеньковским как период развития в основном эмпирической сферы личности. В этот период ребенок еще не владеет языком, но в течение его овладевает органами чувств. Поэтому на первый план выдвигаются проблемы сенсорного воспитания как подготовки к чувственному восприятию мира. Актуальной целью грудного периода является познание окружающего мира через органы чувств. Парадокс духовного воспитания в этот период заключается в том, что именно в самый ранний период жизни дети по своей духовности гораздо ближе к Богу, чем взрослые, поэтому предоставить ребенку специальные средства духовного воспитания фактически невозможно. Сам внешний мир, познаваемый ребенком с позиций изначальной детской установки на его целостность и гармоничность, является средством выявления этой первичной духовности, которая сама по себе служит подтверждением религиозной сущности мироздания.
Период раннего детства /от 1 до 5,5 -7 лет/ характеризующийся в духовном плане скрытым дуализмом / борьбой между Вечностью и тварным бытием/, не осознаваемым ребенком, выдвигает в качестве актуальной цеди духовного воспитания вживание в мир "смыслов", накопление творчески действующих интуиций, а также физическое устроение тела. Эмпирическая психика еще не может влиять на духовное ядро личности, поэтому ребенок еще лишен осознания дара свободы. Средствами духовного воспитания выступают игра как свободное творчество, лишенное морального характера, церковные богослужения, чтения Житий Святых, паломничества, предоставляющие детской вере живые яркие, наглядные впечатления; физические упражнения, гигиенические факторы как способы устроения жизни тела.
Второе детство /от 5,5-7 до 11,5-13 лет/ - период приобретения опыта свободы и ответственности, связанный с созреванием эмпирической психики. В духовной жизни намечается поворот к миру и отход от духовного "первородства". Актуальной целью второго детства становится формирование эмпирического самосознания и овладение "средним минимумом социального опыта и социальной традиции" /120,114/. Наиболее эффективными средствами духовного воспитания в этот период становится набор моральных "правил" и "законов", которые дети с удовольствием и легко выполняют, в силу гетероном-ности данного периода, жизненные образы религии /Жизнь Спасителя и Божией Матери, жизнь святых и их подвиги/, религиозные обряды /посещение храма, прислуживание в кем, соблюдение церковных требований/.
Период отрочества /от 11,5-13 до 15-16,5 лет/ характеризуется переживанием безграничности данной человеку свободы,внутренним беспокойством, отходом от трезвости и реализма, возвращением к себе / в форме "мечтательного эгоцентризма"/. Актуальная цель периода отрочества - воспитание самосознания личности ребенка , точнее, его метафизического ядра, основы индивидуальности человека - реального "Я" и преображение половой энергии в энергию пола и направление ее з иные сферы творческой жизни. Средства религиозного, морального, сексуального и социального воспитания оказываются в этот период действенными, если учитывают отход подростка от трезвости и реализма , наличие постоянных конфликтов между новыми и привычными мотивами.
Период юности /от 15-16,5 до наступления зрелости/ В.В.Зень-ковский считал синтетической порой детства, соединяющей на новой основе все предыдущие периоды. Актуальная цель этого периода "оцерковление" личности, осознание ею своего ''креста''. Средства духовного воспитания широки и многообразны, и вместе с тем индивидуальны для каждого ребенка. Однако приоритетными вновь становятся литургическая жизнь Церкви /покаяние, таинства, молитвы/, искусство в его высшей функции, приобщающее душу к красоте и гар
V /гч?*т»»» « »«"V» * /ч т Лг «ч «ц«т л тч л « л мипуш лси\ ирииираеу гирдеги таре,.
Во все периоды детства, от ранних лет до юности, основные проблемы духовного воспитания связаны с изначальным роковым раздвоением человека, которого сам ребенок не осознает и не замечает. Поэтому путь воспитания молодежи оказывается одним из путей спасения, великой миссией помощи каждому человеку в преодолении преграды между ним и Богом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Неуклонно возрастающий интерес к философско-педагогическому наследию Российского Зарубежья обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании малоизученного пласта национальной культуры, концептуально осмыслить то, что было внесено нашими выдающимися учеными в развитие педагогики, и тем самым в какой-то степени удовлетворить потребностям создания современной полноценной, жизнеспособной, диалогичной педагогической теории и методологии. Необходимость осмыслить глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, в том числе и в сфере образования, с учетом исторических традиций развития духовной культуры России и ее менталитета, во многом определило наше обращение к творчеству одного из наиболее ярких представителей Российского Зарубежья - В.В.Зеньковского.
Религиозно-педагогические взгляды В.В.Зеньковского, не только продолжившие традицию русской религиозно философской и богословской мысли, но и явившиеся одной из практически реализовавшихся попыток переосмысления процесса развития педагогики на путях христианского миропонимания, дают возможность выхода на одну из актуальнейших проблем современности - проблему педагогико-антропологического основания теории и практики образования. Исследование же его религиозно ориентированной концепции духовного воспитания личности, наиболее полно, из доступных для изучения и анализа, реализовавшей основные идеи христианской антропологии, позволяет установить более верный тон и стиль взаимоотношений между конфессиональной и светской педагогикой, объединить их сильные стороны для решения методологических и аксиологических проблем общей теории воспитания.
Педагогические взгляды В.В.Зеньковского не оставались неизменными на протяжении его многолетнего научного труда и практической воспитательной деятельности. Анализ научных работ В.В.Зеньковского, от более ранних к итоговым, резюмирующим его педагогический путь, показывает сложность динамического взаимодействия его формирующейся концепции и опыта духовного воспитания, выработанного к этому времени в мировой и отечественной педагогической теории. От отдельных фрагментарных педагогических идей ученый приходит к целостности, от поиска родственных взглядов - к разработке собственных, глубоко обоснованных и выстроенных теоретике-педагогических основоположений. Вершиной педагогического творчества В.В.Зеньковского является, как доказано в проведенном исследовании, концепция духовного воспитания личности, теоретико-методологической основой которой послужила христианская
Ведущие идеи христианской антропологии /идея тварности мира, идея личности как образа и подобия Божия, идея первородного греха, идея "креста" как логики духовного становления личности , идея смерти как высшей реализации личности, идея Церкви как соборного единства/' обусловили основные методологические установки В.В.Зеньковского в решении педагогических проблем /религиозное обоснование педагогики, аксиологический подход к личности как самоценности высшего порядка, личностная ориентация воспитательного процесса, приоритетность духовного воспитания над эмпирическим, общечеловеческий и гуманистический характер педагогической деятельности, ее христоцентрическая ориентация/.
Так, идея тварности мира как одна из основополагающих идей христианской антропологии определила одну из ключевых методологических установок В.В.Зеньковского по отношению к проблемам, стоящим перед педагогикой - признание личности самоценностью высшего порядка. Эта установка была обусловлена подходом к личности как носительнице духовного начала, как образу и подобию Божию, что в свою очередь определило личностную ориентацию воспитательного процесса, а так же выбор актуальных целей и средств воспитания, их гуманизм.
Идея личности как образа и подобия Божия, идея "креста" как логики духовного развития и становления личности, а также идея жизни в настоящем как жизни в Вечности обусловили христоцентри-ческую ориентацию всего воспитательного процесса в рамках концепции, что, несомненно, сказалось на логике выдвижения целей воспитания, так и на содержательной и технологической сторонах воспитательного процесса, а также определило приоритетность духовного воспитания над эмпирическим /психофизическим/.
Идея натуральной и благодатной соборности и идея Церкви как соборного единства в Боге свободных духовных личностей определили прежде всего подходы В.В.Зеньковского к проблемам взаимоотношения личности и социума, нации, культуры, обусловив их общечеловечесы ы луш и ГумсшИиТичсСгиШ! ларал.'1'ср. пиохрОеяие? педси.'Ох'.игш па- и р о л еле п и п ииаидс иеиВиелг.и акло на проблему соединимости веры и знания, т.е. проблему соединимости религии с наукой, а так же на проблему путей и средств познания . Освещение названных проблем с позиций христианской антропологии не только обусловило религиозную ориентацию педагогической концепции В.В.Зеньковского, но и сказалось на выборе средств и методов познания, обусловив приоритетность чувственных, интуитивно-эстетических средств над рациональными, логико-дискурсивными.
Таким образом, христианская антропология, ассимилирующая в себе наряду с православными традициями новые философские темы и концепции, введенные русским религиозным обновленчеством, и поэтому отличавшаяся антидогматизмом, выступает для В.В.Зеньковского как целостная и универсальная теория познания и объяснения метафизической природы человека. С позиции ее основополагающих идей духовное воспитание выступало как приоритетное направление в воспитании личности.
Принципы, цели и средства, особенности отношений учителя и ученика в концепции духовного воспитания, были предопределены представлениями о личности, сформированными на основе ведущих идеи христианской антропологии, согласно зтим представлениям личность характеризуется неповторимостью своего бытия, обусловленной метафизическим ядром /внеэмпирической составляющей/. Природа личности двойственна: в нее входят метафизическая и психофизическая сфера. Духовная /метафизическая/ сфера приоритетна: это определяет иерархичность личности. Сфокусированность личности вокруг метафизического ядра определяет ее целостность. Духовная сфера разделяется на светлую и темную духовность / последняя основана на первородном грехе/.
Концепция духовного воспитания личности основывается на теократической идее, позволяющей обращаться в процессе воспитания к глубинной метафизической сфере личности и проявляющейся для каждой отдельной личности в закономерности, которая в христианстве именуется "крестом". "Крест" - логика духовного пути каждого человека, которая определяется Богом. Усмотрению и исполнению креста должен способствовать процесс духовного зоопитания личности.
В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы следующие принципы концепции духовного воспитания: принцип личностной ориентации воспитательного процесса, принцип приоритетности воспитания над образованием, принцип приоритетности духовного воспитания над эмпирическим, принцип опосредствующего значения эмпирического воспитания, принцип соответствия целей и средств воспитания этапам духовного становления личности.
Отношения учителя и ученика в педагогической концепции В.В.Зеньковского были основаны на вере как непосредственной движущей силе воспитательного процесса и любви, соединяющей добро с даром свободы и накладывающей на педагога ответственность за духовную жизнь ученика.
Как показало проведенное исследование, В.В.беньковским был предложен отличный от существовавших в его время концептуально обусловленный подход к выделению основных периодов детства. В основу предложенной им периодизации была положена идея, что иерархическая конституция, изначально присущая каждому человеку, выражена в различные периоды детства неодинаково. Поэтому, именно в различном соотношении двух составляющих личности /духовной и эмпирической сфер/ усматривался учеными источник возрастной периодизации. Смена фаз детства, согласно этому подходу, была обусловлена устремлением духовного начала к выражению в эмпирию, имеющую, в смысле ее подчиненности духу, инструментальное значение.
Проведенный в ходе исследования анализ показал, что каждый из выделенных В.В.Зеньковским возрастных периодов характеризуется разной степенью выраженности различных элементов иерархической конституции личности, проявляющейся не только в примате духовного начала над эмпирией, но и в доминировании тех или иных сфер личности /интеллектуальной, эмоциональной, физической, волевой и
Др./ £ раеи.шЧйЬ!е ф^ы дехихасй, чхО ину^Дс-аиех ииДерЖЗлие ух иуу'&птацию воспитательного процесса.
Как выяснилось в ходе исследования, каждый возрастной период имел собственную духовную установку, отражающую сущность процессов, происходящих в духовной сфере личности и определяющую актуальную задачу данного зозраста, подчиненную основной цели воспитания, а также средства ее реализации. Основные принципы концепции духовного воспитания служили и принципами отбора целей и средств. Высшая цель духовного воспитания - раскрытие в ребенке ииралса п пидии/ш дОЖи» - лиип.реТивйрОдсалсзСЬ чересз стлусаЛЬйшг ДЛи каждого возрастного периода цели духовного воспитания. Так, актуальной целью духовного воспитания в грудной период признавалось познание окружающего мира через органы чувств; период раннего детства выдвигал цель вживания в мир "смыслов", накопление творчески действующих интуиций, а также физическое устроение тела. Актуальной целью второго детства становилось формирование эмпирического самосознания, овладение общепринятым социальным опытом; период отрочества, ставил цель преображения половой энергии в энергию пола и, шире, воспитание основы индивидуальности - реального "Я". Наконец, период юности предполагал "оцерковление" личности, осознание ею своего креста.
В результате исследования было выявлено, что актуальные цели выделяемых В.В.Зеньковским периодов детства обусловлены духовной характеристикой каждого возрастного периода, отражающей сущность процессов, происходящих в духовной сфере личности, в чем проявляется действие принципа соответствия целей и средств воспитания этапам духовного становления личности, и имеют непосредственный выход на эмпирическую /психофизическую/ сферу личности, дающую возможность оценки эффективности педагогического воздействия с целью внесения необходимой корректировки, в чем проявляется действие принципа опосредствующего значения эмпирического воспитания.
С позиций христианской антропологии как теоретико-методологической основы педагогической концепции В.В.Зеньковского, важнейший смысл воспитания личности видится в восхождении к духовному началу, и в этом смысле все в человеке осознается через восхождение в развитии тела, интеллекта, социальности, религиозной, моральной, эстетической сфер личности к духовному началу. Поэтому ведущие направления воспитания /физическое, половое, социальное, моральное, религиоэное, эстетическое, интеллектуальное/^ выступают как элементы воспитания духовной сферы личности посредством воздействия на эмпирическую сферу как сферу объективации духовного начала. В рамках каждого из названных направлений выделяются присущие им средства воспитания: в рамках морального воспитания можно выделить, как наиболее значимые с точки зрения В.В.Зеньковского, молитву, богослужения, исповедь, богословскую литературу и др., в рамках эстетического воспитания - лепку, рисование, танцы, сказку, литературу, и др., в рамках физического воспитания - игры, гимнастику, туризм, оздоровительные силы природы и т.д.
Концепция духовного воспитания, созданная В.В.Зеньковским, фактически не может быть осмыслена как система одного из надрав-и лений воспитания. Духовное воспитание в ней не встает в один ряд с эстетическим, физическим или моральным как отдельный элемент теории воспитания в целом. По сути оказывается, что вся педагогила и делиМ, а пупд^таллсатл о. о. аепЬ лиаипл-и. и, сип) п&улл и дулид-яОм ВиСипхамгш, ииои/иМу 5Ти ихилЬ ишрилл л кииА игрстпи. IПОД
ЧИНЯЯ духовному воспитанию и обучение и все направления развития ребенка, В.В.Зеньковский преодолевает духовный релятивизм, заключающийся в ложно понимаемой "свободе" выбора, предоставляемой человеку, который не может ею воспользоваться. Строгая иерархичность, ответственное и однозначное определение приоритетов, смелость в ограничении "зерен" от "плевел" - характерные черты его концепции, придающие ей ценностное своеобразие. Ориентация на духовные основы Православия, живая христианская вера - необходимые условия для принятия этой концепции. Ее нельзя расчленить на отдельные составляющие и использовать в русле иных педагогических течений, нельзя анализировать "беспристрастно" с точки зрения иных философско-религиозных установок. Концепция В.В.Зеньковского целостна как единый живой организм. Обращение к ней, углубленное ее изучение необходимы прежде всего не европейцам,в чьих архивах до сих пор хранится большинство произведений и рукописей мыслителя, но русским людям, так как она плоть от плоти великой Отечественной культуры, духовным ядром которой является Православие.
Проведенное исследование, конечно, не исчерпало всех аспектов рассматриваемой нами проблемы духовного воспитания личности. Специального изучения требует проблема сравнительного анализа данной концепции с аналогичными или альтернативными ей. Большой практический интерес может предстазить исследование работы русской школы в условиях эмиграции /имеются ввиду школы, ориентированные на данную концепцию/. Заслуживает самостоятельного изучения и вопрос о факторах духовного воспитания личности, и вопрос взаимоотношения Церкви /во всех смыслах ее понимания/ и школы. Необходимо и подробное исследование религиозного, морального, эстетического воспитания в условиях эмиграции, изучение технологических аспектов реализации концепции духовного воспитания.
В настоящее время проблемы методологии и теории отечественной педагогики недостаточно дифференцированы, зачастую к одному и тому же или родственным направлениям относятся духовно оппозиционные теоретике-педагогические построения. Первостепенное значение приобретают вопросы разработки методологических основ анализа взглядов религиозно ориентированных педагогов-теоретиков. Анализ особенностей основных педагогических категорий в русской религиозной педагогике, соотношение ее с религиозной психологией и другими антропологическими науками - приоритетные направления работы современных историков педагогики. I I
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Романова, Людмила Александровна, Владимир
1. Asapos Ю.П. О целях и средствах воспитания// Вожатый-N 1-1974-С.34-37.
2. Алексеев П.В. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20 годы.-М.-1993.- 288с.
3. Андреев Д.Л. Роза мира.-М.-1993.-303с.
4. Аристотель. Метафизика.-М.-1934.-247с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.-1976.-158с.
6. Асмус В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914 1922гг. /Из воспоминаний студента/ // Вопр.фил.-No8.-1990.-С.90-109.
7. Афанасьев Г.Е. Заметки о русской религии //Православие и культура. -Берлин.-1923.-С.163-180.
8. Безрукова B.C. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки.-Дисс.докт.пед.наук.- Казань. -1983.-420с.
9. Бем А. Итоги первого съезда деятелей русской зарубежной школы //Русская школа за рубежом.-Прага.-1923.-Кн.2-3.-С. 1-30.
10. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.-Париж.-1935.-250с.
11. Бердяев H.A. К истории и психологии русского марксизма // Педагогика. -1991. -No4.- С.114-118.
12. Бердяев H.A. 0 назначении человека. Опыт ортодоксальной этики. -Париж.-1931.-287с.
13. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии.-Париж.-1949.-346с.
14. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности.-М.-1918.-305с.
15. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования //Педагогика.-1994.-N5.- С.3-10.
16. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения.- М.-1994.-36с.
17. Бим-Бад Б.М. Идея"педагогической антропологии" в России// Педагогика. -1990. -N9. -С. 102-110.
18. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХвека: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.-М.-1994.-112с.
19. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства.-М.-1995.-66с.
20. Батурина Г.И., Шамова Т.Н. Дели образования как основа связи содержания и методов обучения//Педагогика.-1980.-Н8.-С.65-75.
21. Богуславский М.В. Пока горит свеча среди бушующего мира: о педагогическом наследии В.В.Зеньковского//Учит.газета.-1994.-N6.-8 февр.- С.22.
22. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность.- В кн.:Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник: В Зтт./Под ред. З.И.Равкина.-Т.1.-М.-1994.-С.113-137.
23. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание.-М.-1979.- 96с.
24. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания //Вопр.псих.-1977,-N 2.- С.121-124.
25. Булгаков В.Ф. Толстой, Ленин, Ганди. /Проблема соотношения целей и средств их реализации/.-Прага.-1930.-34с.
26. Булгаков С.Н. Христианство и социализм.-М.-1917.-249с.
27. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. -В сб."Вехи" /Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.И.Изгоева, П.Б.Струве, С.Л.Франка/.
28. М.-1990.-Репринтное воспроизведение издания 1909го-да.-С.23-70.
29. Воспоминания 500 детей-эмигрантов /С предисловием Зеньковско-го В.В./ //Бюллетень педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.-Прага.-1923.- 4.-С.9-31.
30. Воронович Б.А. Проблема взаимоотношения цели и деятельности по ее осуществлению.-Автореф.дисс.канд.фил.наук.-М.-1963.-24с.
31. Вышеславцев Б.П. Вера, неверие и фанатизм.-Варшава.-1928.-30с.
32. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии.-Нью-Йорк.-1955.-296с.
33. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского.-Берлин.-1923.-53с.
34. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. -Париж.-1929.-76с.
35. Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. -Варшава.-1929.-37с.
36. Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма.-Франкфурт. -1957.-232с.
37. Гершунскии Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании// Педагогика. -1992.-N5-6-С.3-13.
38. Гессен С.И. К открытию русского педагогического института в Праге // Русская школа за рубежом.-Прага.- 1923.-Кн.2-3.-с.95-100.
39. Гессен С.И. Мировоззрение и образован-ле //Русская школа.-Прага.-1934.- 1.- С.3-22.
40. Голлербах Е. Религиозно-философское издательство "Путь" /1910-1919гг./ // Вопр.фил.-1994.-N4.-С.129-164.- О сотрудни-ничестве В.В.Зеньковского с издательством "Путь" С.136-137.
41. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия /20-80гг.ХХ столетия/.- М.-1984.-64с.
42. Григорьян Б.Т. Философская антропология.-М.-1982.-125с.
43. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности. /Педагогика.-1994.-N3.-С.73-76.
44. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX начала ХХвв.-М.-1994.-140с.
45. Долгоруков П. Д. Русская беженская школа //Русская школа за рубежом.-Прага.-1924.-С.63-83.
46. Егоров С.Ф. Дидактика в России начала ХХв. как предмет исто-рико- педагогического исследования.// Сов.педагогика.-1978.-N1.-С.118-128.
47. Егоров С.Ф. Российское образование: история и современность.-М.-1994.-250с.
48. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века.-М.-1987.-150с.
49. Ежеленко В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе. -Дисс.докт.пед.наук.-Санкт-Петербург. -1993.-367с.
50. Журавлев И.К. Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения //Педагогика.-1985.-N11.-С.34-38.
51. Журавлев В.И. Сочетание методов и средств воспитания // Педагогика. -1985. N6. -С. 38-41 .
52. Загвязинский В.И. 0 современной трактовке дидактических принципов //Педагогика.-1978.-N10.-С.66-72.
53. Закон Божий.-Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.-1993.-568с.
54. Зайцев Б. Ушедшему // Вестник Русского Студенческого Христианского движения /РСХД/. -Париж- Нью-Йорк.-1962.-N66-67. -С.22-24.
55. Зандер Л.А. Два пути работы// Вестник РСХД.-1927 .-N4.-C.15-17. N 6.-С. 19-20.
56. Зандер Л.А. Отец Василий как общественный деятель//Вестник РСХД.-Париж-Нью-Йорк.-1962.-N 66-67.-С.24-27.
57. Зандер Л.А. Статья по поводу выхода в свет 1т. Основ христианской антропологии /В.В.Зеньковского/ //Вестник РСХД.-Паиж-Нью-Йорк.-1962.-Ы 61.-С.50-60.
58. Зандер В. Христос Новая Пасха.-Брюссель.-1964.-31с.
59. Зеньковский В.В. Апологетика.-Париж.-1957.-262с.
60. Зеньковскии В.В. Апологетика: обзор литературы, посвященной естественно-научной апологетике //Православная мысль: Труды Православного богословского Института в Париже.- Париж. -1928.-Вып.1.-С.219-222.
61. Зеньковскии В.В. Беседы с юношеством о вопросах пола.-Париж. -1929.-72с.
62. Зеньковский В.В. Дети и война.-Пг.-1915.-56с.
63. Зеньковский В.В. Дети эмиграции. Детская душа в наши дни.-. Прага.-1925.-251с.
64. Зеньковский В.В. Епископ Иоанн /Сан-Францискский/ "Записки о любви к Богу и человеку" //Вестник РСХД.-Париж-Нью-Йорк.-1959.-И 2.-С/50.
65. Зеньковский В.В. Живое предание.-Париж.-1937.-195с.
66. Зеньковский В.В. Знание и вера//Православие в жизни.-Нью-Йорк. -1954.-105с.
67. Зеньковский В.В. Идея всеединства Вл.Соловьева//Православная мысль.-Париж.-1955.-Вып.IX.-С.51-65.
68. Зеньковский В.В. Идея православной куль туры//Православие и культура.-Берлин1923С.25-46.
69. Зеньковский В.В. Идея религиозной науки: мой ответ господину Сережникову//Вестник РСХД.-Париж-Нью-Йорк.-1930-Ы 8-9.- С. 26-33.
70. Зеньковский В.В. Идея христианского реализма//Вестник РСХД.-Париж-Нью-Йорк.-1954.^ 33.-С. 19-22.
71. Зеньковский В.В. Из истории эстетических идей в России.- Мюнхен. -1958. -175с.
72. Зеньковский В.В. История Русской Философии.-Париж.-1950.-Т.1-230с.-Т.2.-250с.
73. Зеньковский В.В. К юбилею А.П.Чехова.-//Вестник РСХД.-Па-рижНью-Йорк.-1959.-Ы 4.-С.8-10.74,75,7677,78,79,80