автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха)
- Автор научной работы
- Павлова, Валентина Герасимовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха)"
На правахрукописи
ПАВЛОВА ВАЛЕНТИНА ГЕРАСИМОВНА
ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ЯКУТОВ (САХА)
Специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Якутск - 2004
Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова
Научный руководитель: Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор Данилов Дмитрий Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент Сергина Евдокия Степановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Петрова Татьяна Николаевна
доктор педагогических наук, профессор Поликарпова Евдокия Михайловна
Ведущая организация: Институт повышения квалификации работников образования Министерства образования и науки Республики Саха/Якутия/
Защита состоится « 2004 г. в у/ часов на заседании дис-
сертационного совета Д 212.306.02 в Якутском государственном университете имени М.К.Аммосова по адресу: 677891, г. Якутск, Белинского, 58.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.
Автореферат разослан С^УЛ^Л
2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОСftJ#s¡r<5Zsг1
Петрова СМ.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Сегодня общество находится в кризисе, причину которого мы видим в сложной политической обстановке, радикальном изменении ценностного пространства, легализации преступности, эстетизации зла и насилия, социальной неопределенности человека, экономическом кризисе и др. Человек не успевает за темпом перемен в обществе. Общество пытается найти выход из создавшегося положения. Этот особый исторический период требует глубокого теоретического осмысления.
Модернизация образования путем приспособления его к запросам рынка объективно приводит к квазиобразованности, поверхностности усваиваемых знаний, к примитивизации потребностей и утилитаризму, к разрушению эмоционально-ценностной сферы человека, что способствует кризису духовности. В условиях модернизации образования для решения этой актуальной проблемы нужна проверенная жизнью гуманистическая система воспитания. Основу этой гуманистической системы воспитания составляют народные традиции. Традиция как одна из ведущих нравственных ценностей народной педагогики является духовной «пищей» в воспитании молодого поколения в современных условиях.
Гуманистические идеи в педагогической сфере отражены в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, в работах отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, современных исследователей Ш.А. Амонашвили, М.М. Богословского, И.М. Борзенко, В.А. Кувакина, П. Куртца, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика и др. Гуманные традиции народного воспитания раскрыты в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, Н.Ф. Сагояковой, И.А. Шорова, Я.И. Ханбикова и др. Этнические аспекты воспитания народа саха изучены местными авторами У.А.Винокуровой, А.А.Григорьевой, Д.А.Даниловым, А.Г. Корниловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроевым, А.П. Оконешниковой, Б.Н. Поповым, И.С. Портнягиным, К.С. Чиряевым и др.
Обращение к философским и психолого-педагогическим трудам показало, что недостаточно изучена проблема, связанная с использованием национальных ценностей духовной культуры и традиций народной педагогики в воспитании школьников. Наряду с этим, как видно из анализа литературы и обобщения практики, недостаточно разработаны содержание, формы и методы воспитания гуманистических отношений. Все это определило выбор темы исследования «Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (саха)».
Объект исследования: процесс воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на современном этапе.
Предмет исследования: содержание и формы работы в воспитании гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ Республики
Саха (Якутия).
Цель исследования: разработать оптимальные условия, способствующие эффективному процессу воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе традиций народа саха.
Анализ педагогической теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой воспитание гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских школ будет эффективным, если:
- оно построено на принципах, связанных с открытостью сельского со-циума-туелбэ, обеспечивающих гуманистические отношения личности;
- учебно-воспитательная работа строится по принципу единства действий в системе «школа-семья-социум»;
- создается специальное воспитывающее пространство, способствующее гуманизации личности;
- содержание и организационные формы гуманистического воспитания основаны на прогрессивных традициях народной педагогики.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать концептуальные подходы к воспитанию гуманистических отношений у личности.
2. Раскрыть гуманистические основы воспитательной системы якутов (саха).
3. Разработать концептуальную модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников на основе народных традиций якутов (саха).
4. Определить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания гуманистических отношений у старшеклассников.
Методологической основой исследования явились философские представления о человеческих ценностях как основы гуманистического воспитания личности; психолого-педагогическая концепция о целостности личности; идеи классиков педагогики и современных этнопедагогов о духовно-нравственном воспитании детей, о воспитательном потенциале народных традиций в развитии гуманной личности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской и психолого-педагогической, этнопедагогиче-ской литературы; обобщение педагогического опыта воспитательной работы сельских школ; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование; опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Арылахская, Сартанская, Боронукская, Дулгалах-ская, Верхоянская средние школы Верхоянского улуса. В эксперименте приняли участие 162 учащихся, 85 учителей, 73 родителя. Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало три этапа.
1 этап - (1998 - 1999 гг.). Проводилось изучение научной литературы по проблеме исследования, что позволило методологически осмыслить про-
блемы гуманистического воспитания, наметить подходы к ее реализации. Определены предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, разработана модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на основе народных традиций.
2 этап - (2000 - 2001 гг.). Опытно-экспериментальным путем проверялись положения разработанной концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ Верхоянского улуса Республики Саха /Якутия/ на основе народных традиций.
3 этап — (2002 -2003 гг.). Проводился анализ, обобщались результаты экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
- обоснованы концептуальные подходы к осуществлению гуманистического воспитания школьников на традициях народной педагогики ;
- раскрыт воспитательный потенциал народных традиций как эффективное средство воспитания гуманистических отношений у школьников в современных условиях;
- определены педагогические условия, формы и методы реализации идей народной педагогики в воспитании гуманистических отношений.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на традициях этнической педагогики народа саха, раскрывающей оптимальные условия воспитания сельских старшеклассников в условиях Севера.
Практическая значимость работы заключается в том, что в процессе эксперимента доказана эффективность организации гуманистического воспитания школьников на традициях народной педагогики. На основе полученных результатов разработаны программа научно-методического семинара для учителей и воспитателей, методические рекомендации по использованию народной педагогики в процессе воспитания гуманистических отношений у учащихся сельских школ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философской, психологической и педагогической литературы, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, опытно-экспериментальной работой, проверкой выводов, сделанных в исследовании, результатами опытной работы, выразившимися в положительной динамике сформированности гуманистических отношений у старшеклассников.
Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования проводились в выступлениях автора на республиканских научно-практических конференциях «Саха итэ5элэ-3» (Якутск, 1997), «Духовность и культура» (Якутск, 2001), «Глобализация и судьба культуры» (Якутск, 2003), на авторских курсах учителей Верхоянского улуса (Верхоянск, 2000), на всерос-
сийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образования России на пороге 3-го тысячелетия» (Якутск, 2000), на семинарах по обмену опытом между школами Верхоянского и Эвено-Бытантайского улусов (Верхоянск, 2001,2002), на республиканском форуме «Торообут тылы-нан о5ону иитии уонна сайыннарыы: ситипиибит уонна сорукпут» (Якутск, 2004).
На защиту выносится концепция воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ, включающая:
- концептуальную модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у сельских старшеклассников;
- обоснование гуманистического воспитания в сельской школе как социально-педагогический феномен, определение его сущности, структурных компонентов (социокультурный, информационно-познавательный, деятельност-ный);
- социопедагогическую среду, специально сконструированную на духовных ценностях народа, обеспечивающую ценностно-смысловое, эмоционально насыщенное содержание воспитательного процесса;
- информационно-рефлексивные, деятельностно-развивающие, практико-ориентирующие компоненты технологии воспитания гуманистических качеств личности, основанные на передовых традициях народной педагогики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Основное содержание диссертации
В первой главе «Концептуальные основы гуманистического воспитания» рассматриваются теоретические позиции, на основе которых разрабатываются концептуальные подходы к гуманистическому воспитанию школьников, обоснованы пути и условия использования традиций народной педагогики в осуществлении данного процесса.
Основополагающей идеей гуманизма является отношение к человеку, как к уникальному творению природы (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Лосев, А.Д. Тойнби, М. Хайдеггер, О. Шпенглер и др.), как к продукту самосотворения (Е.В. Бондаревская, И.М. Борзенко, Г.Л. Гаврилов, Н.А. Гусев, Л.Н. Куликова, Н.Д. Никандров и др.). В философских, психолого-педагогических трудах гуманизм рассматривается как рефлектированный антропоцентризм, который исходит из ценности человека, как принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию.
В работе мы исходим из утверждения специалистов, что гуманность - это и человечность, и условие духовного и физического здоровья людей, и стиль человеческого взаимодействия, и фактор культурного роста общества, и пред-
посылка социального прогресса в целом. Другая наша позиция основана на том, что народные традиции являются наиболее эффективным средством гуманистического воспитания, и исходит из того, что фундаментом в развитии личности и воспитании гуманистических отношений у школьников является опора на этнопедагогические ценности.
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях опирается на ее аксиологические характеристики. Не зная внутреннего мира ребенка, не зная его как личность, системы ее отношений к жизни, обществу, людям, к общественным, трудовым, собственным обязанностям, невозможно воспитать гуманного человека.
На основе анализа специальной литературы были определены следующие положения, раскрывающие концептуальные подходы нашего исследования: гуманность - личностное образование, условие духовного здоровья человека; гуманизм - система взглядов и убеждений, основа духовного роста людей; гуманистическая образовательная парадигма предусматривает развитие личности школьника в условиях любви и уважения к его достоинству; средствами народной педагогики достигается оптимизация духовного, нравственного развития учащихся.
Гуманизм в этнопед агогике саха, выражающийся в таких понятиях, как спасение (абырал), помощь (кеме), доброе дело {утуену оноруу), сочувствие (аЬымал) - это духовная основа, которая рассматривается как состояние человека, раскрывающееся в полной сформированности нравственных качеств личности, в понимании своего места в жизни, гуманном и справедливом отношении к природе, труду, к людям и самому себе, а также бескорыстном служении обществу, это «нравственная сердцевина» гуманистической системы народной педагогики. В гуманном народном кодексе представлены такие принципы жизни:
- придерживайся закономерностей морали (сиэрдээх буол);
- всегда будь человечным (киЬи киЬитэ буолг);
- соблюдай законы природы {айылгануйулгатын кэЬимэХ);
- люби жизнь (ологу manmaat).
Эти принципы являются нормой поведения для детей, выступают как жизненные установки, а главное - как основа воспитания гуманистических отношений (Р.Я. Антонова, В.Ф. Афанасьев, У.А. Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, М.Н. Егоров, А.Г. Корнилова, А.В. Мордовская, Т.Д. Недосеко-ва, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, Б.Н. Попов, Г.С. Попова, И.С. Портня-гин, А.Д. Семенова, Е.С. Сергина, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев и др.). По своей психологической сущности гуманистические традиции представляют собой нравственные убеждения и чувства, способы и приемы деятельности, опыт социально-этического поведения.
Отсюда следует, что гуманистическая функция народных традиций — это синтез духовного и практического, в котором педагогический аспект мудрости народной педагогики имеет четкую дифференциацию форм, способов воспита-
ния и обучения. Использование народных традиций предполагает применение в педагогической деятельности целого ряда принципов: сочетание гуманных традиций с педагогической наукой; раскрытие воспитательного потенциала народных традиций; соответствие аксиологическим особенностям подростков; выявление эволюционных процессов формирования гуманности. На основе данных педагогики, этнической педагогики и психологии, анализа эмпирических материалов предлагается разработанная нами концептуальная модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ. Концептуальная модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений создана в единстве культурологических, социально-исторических подходов формирования и развития гуманизма у детей.
В предлагаемой модели раскрываются педагогические условия для воспитания гуманистических отношений у личности, предусматривается взаимодействие таких факторов, как школа, семья и социальная среда (в сельской местности «туэлбэ» - родовое сообщество). Исходное положение модели — это народные традиции, которые являются своеобразным кодексом жизни, способом закрепления ценностных ориентиров, и их эффективное использование в системе «школа-семья-социум» (см. схему).
Факторы становления личности ребенка
внутренние
внешние
У
физиология задатки (айыл5а, хаан)
социальная биогенная абиогенная (туэлбэ)
У
воспитание самовоспитание (иитии, иитннии)
Гуманные традиции открытого сельского социума (туелбэ) выражаются в добром и справедливом отношениях и взаимодействиях между людьми, которые становятся внутренним достоянием личности (ис турук сыЬыана) школьника.
В модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников предусматривается создание обучающего и воспитывающего пространства нравственности, основанного на гуманных традициях отношений: любви, доброты, взаимопонимания. Таким пространством в школе является Айыы бала5ана (Дом Добра), Ытык Саха балабана (музей-комплекс - Дом Памяти).
Содержание модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников предполагает взаимосвязь и сотворче-
ство субъектов педагогического процесса (ученик - учитель - родитель). Для
этого предусматриваются эмпатическое понимание, способность проникать не только в мысли, но и в чувства других, уметь смотреть на проблему их глазами, умение встать на их место. Способность педагогов понять школьника находит свое выражение в таких качествах, как доброжелательность и уважение, чуткость и заботливость, интерес к жизни детей, наблюдательность и отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание. В коллективе, где происходит духовно-практическое освоение окружающего мира, формируется гуманная личность со своим индивидуальным «Я».
В концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников особое место занимает семья, которая предоставляет ребенку конкретные образцы поведения и деятельности, формирует стереотипы сознания, создает «сценарий» семейной жизни. Ценность идей и мыслей в традициях семейного воспитания заключается в том, что «семейный иммунитет» - это основа основ гуманных отношений. В семейных условиях большое значение имеет не только забота о детях, но также и внутренний климат семьи, отношения между родителями, их социальные установки, образ жизни. На констатирующем этапе эксперимента выявлено, что многие родители (около 68 % молодых родителей и 53% родителей среднего возраста) плохо разбираются в традициях народного воспитания и редко применяют его средства и приемы в воспитании детей. В связи с этим обстоятельством в модели предусмотрено этнопедагогическое просвещение родителей, помогающее вооружить их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей.
Таким образом, модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников - это системный и комплексный подход к воспитанию детей, обобщенный взгляд на современного старшеклассника и создание условий для его развития и воспитания.
Во второй главе «Педагогическое обеспечение воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ» представлены содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. В процессе опытно-экспериментальной работы проверялись пути эффективного использования средств народных традиций в воспитании гуманистических отношений, содержание, формы и методы работы со старшеклассниками в воспитательной системе сельских школ.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась работа по выявлению знаний старшеклассниками традиций своего народа и отношения к ним. Опрошены учащиеся 9-11 классов Арылахской, Дулгалахской, Сартанской, Верхоянской, Боронукской школ - 162 старшеклассника. Выявлено, что старшеклассники сельских школ, в основном, неплохо знают народные традиции и обычаи, благодаря урокам национальной культуры и родителям. Беседы со старшеклассниками показали, что около 40% учащихся не могли дать правильное объяснение понятиям «гуманизм» и «гуманность», многие из них неправильно понимают их подлинное значение.
Анализ данных первого среза эксперимента выявил низкий уровень знания и представлений школьников о гуманности, затруднения в самостоятельной оценке гуманных отношений у старшеклассников, недостаточную работу со старшеклассниками.
В связи с тем, что наше исследование связано с этнопедагогическими традициями народов Севера, прежде всего, основное внимание обращено на их использование в воспитании гуманной личности. В процессе эксперимента проведены наблюдения за воспитанием старшеклассников в сельских семьях и выявлено, что во многих семьях слабо используются эффективные приемы и способы народного воспитания личности детей. Исходя из того, что семейное воспитание является одной из наиболее плодотворных и созидательных форм социализации растущего человека, в течение опытно-экспериментальной работы организованы педагогические лектории для родителей. Пропаганда среди родителей идей и опыта народной педагогики, как видно из результатов практики, явилась эффективной формой этнопедагогического просвещения и взаимодействия школы, семьи и социума.
Следует отметить, что процесс воспитания таких ценных личностных качеств, как гуманность, стремление к общению с окружающим миром, отношение к другому человеку как личности реализуется при создании воспитательного пространства или среды, отражающей особенности сельской местности (язык, традиции, нравы), как педагогическое условие в воспитании гуманистических отношений у школьников. Таким воспитательным пространством, способствующим формированию гуманности, гуманистических отношений у старшеклассников являются «Айыы бала5ана», музей-комплекс «Ытык Саха балабана», Центр духовности, созданные в экспериментальных школах.
В Боронукской средней школе создан «Айыы бала5ана». Это уникальное здание, построенное в национальном стиле. Его интерьер представляет собой богатый этнографический материал, отражающий традиционное мировоззрение и культуру якутов. В нашей опытной работе «Айыы балагана» - это та среда, которая имеет необходимую и достаточную базу для различных форм и методов воспитательной работы, подчиняется абсолютным законам природы, соответствует традиционному мировоззрению якутов. Другая воспитательная среда - «Ытык Саха бала5ана» (музей-комплекс) Эгинской средней школы. Содержанием работы музея-комплекса является воспитание у детей любви к людям, к окружающему миру; уважение к обычаям и традициям своего народа; почитание старших, близких, родителей; правильная ориентация в выборе профессии. «Ытык Саха балагана» — это универсальное пространство, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие личности, осуществляет функцию гуманизации воспитательного процесса. В Батагайской средней школе создан Центр комплексного формирования личности. В различных студиях (художественная, экологическая, краеведческая и др.) старшеклассники изучают традиции, обряды, обычаи северных народов.
Таким образом, разные виды образовательных пространств представляют собой педагогические условия, способствующие эффективности воспитания
гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ. На их базе осуществлялась модернизация форм и методов воспитательной работы, направленной на воспитание гуманистических отношений у школьников. Формы работы организовывались таким образом, чтобы школьники узнавали новое, интересное, нужное, проявляли к ним не только свое познавательное, но и по-требностно-ценностное отношение и желание самим принимать активное участие в школьной и семейной жизни. Эффективность в воспитании гуманистических отношений у старшеклассников показали такие формы работы, как открытые уроки и классные часы, проводимые родителями для учащихся на различные темы («Саха - человек Айыы», «Экология души и тела», «Традиции народа и современность», «Погребальный обряд», «Делать добро-счастье твое», «Древо жизни моих предков» и др.). На них разговор идет о традициях народного воспитания, об этнической педагогике аборигенных народов республики, об их роли в формировании личности гуманного человека, о духовности. Это беседы, разъяснение, поучение, обсуждение поступков людей с точки зрения их гуманных и негуманных отношений и т.д. (когнитивный уровень). Данный уровень морального «просветительства» обеспечивает восприятие и понимание школьниками сути морали, где гуманность составляет ее основу. Когнитивный уровень способствует пробуждению у учащихся индивидуального сознания, подчеркивающего их «самость».
Гуманность как личностная черта, воспринятая учениками на когнитивном уровне, подкрепляется эмоционально. Для этого организуются игры, экскурсии, соревнования, кружки, тематические вечера, фольклорные праздники и др. Так, следует отметить такие формы воспитательной работы, как диспуты на темы «Обряды предков и современность», «Счастье в моем понимании», инсценировка по олонхо «Великий Куданса», интеллектуальная игра «Я - личность», творческая работа «Будущее якутских сел» и другие. На них эмоциональное восприятие дает возможность чувствовать глубокое содержание предмета изучения. Через чувства человек получает верное понимание отношения к делам и людям, что создает реальные предпосылки для активной деятельности.
Основу гуманистического воспитания представляет собой практическая деятельность. Через практическую деятельность появляется внутренняя потребность, объединяются чувство воли и действия. Отсюда в опытной работе большое место занимает восприятие и усвоение гуманности учениками на со-зидательно-деятельностном уровне. Практическое приобщение к традициям народа, обеспечивающим воспитание гуманистических отношений у личности, осуществляется разными формами.
В этом плане следует заметить традиции половозрастной дифференциации в народном воспитании с учетом различных социальных ролей мальчиков и девочек во взрослой жизни. В программе опытной работы предусмотрены различия в воспитании девушек и юношей.
В контексте данного положения как одна из задач опытной работы нами выдвинуто выявление роли мужчин в воспитании юношей. Для их привлечения в воспитании юношей-старшеклассников были организованы «Тойон Субэ»
(Клуб Отцов) (Боронукская средняя школа), «Школа выживания», где воспитательной работой занимаются мужчины-учителя (Табалахская средняя школа) и др. Их деятельность направлена на воспитание юношей как мужчин-северян, ответственных за жизнь людей в суровых условиях Севера. Мужчины (учителя и родители) привлекают юношей к повседневной практической деятельности (обустройство жизни, охрана природы, забота о малышах, нуждающихся в помощи и т.д.), подавая личный пример, показывая образцы действия и гуманистических отношений. Аналогичная работа проводится женскими объединениями с девушками-старшеклассницами.
Согласно традициям народной педагогики, в основе воспитания гуманной личности лежит труд. В связи с этим опытная работа предусматривала его организацию в процессе взаимодействия школы и семьи. Родители и жители «ту-олбэ» (родовое сообщество в сельской местности) при этом руководствовались этническими принципами трудового воспитания. К ним относятся: раннее включение детей в труд по самообслуживанию, постепенное приобщение к трудовой деятельности - бытовой и хозяйственной - с учетом психофизиологических особенностей с целью выработки соответствующих умений и навыков; представление широкой возможности участия в разнообразных видах труда; руководство со стороны взрослых, направленное на последующее формирование и развитие самостоятельности, активности и творческого начала; половозрастная дифференциация. Как показала организация трудовой деятельности в процессе опытной работы, взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность этих принципов придавали традиционной культуре трудового воспитания системный характер.
Как рациональная форма в воспитании гуманной, трудолюбивой личности в процессе опытной работы зарекомендовала себя совместная производственная деятельность детей и взрослых. Так, в экспериментальных школах с помощью жителей были организованы такие виды совместной производственной деятельности, как пошив одежды, изготовление изделий из древесины и металла, оказание различных услуг населению, ремонт школьной мебели, волонтер-ство и др. Такая форма отражает важнейшие принципы народной педагогики: преемственность поколений, воспитание реальной жизнью, уважительное отношение к ребенку. Как показали наблюдения, участвуя в данном процессе, школьники осознают свою полезность и нужность в обществе, что стимулирует их саморазвитие, гражданское самостановление, воспитывает гуманистические отношения.
Основными методами воспитания гуманистических отношений у старшеклассников выступали: метод формирования сознания детей (беседа, убеждение, пример, совет, объяснение и т.д.); метод формирования практического опыта (помощь, поручение, приобщение и т.д.); метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение, требование, общественное мнение т.д.).
Для дальнейшего подтверждения гипотезы исследования нами был использован оценочный метод, с помощью которого можно выявить самооценку воспитанности у старшеклассников. В воспитательной работе со старшекласс-
никами важно понять, что их возрастная характеристика приобретает иерархический характер, что выражается в определении мотивов, направленных на реализацию будущего, осознании жизненной перспективы и профессиональных намерений; в проявлении повышенного интереса к противоположному полу; в возникновении потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения (наркоманию, алкоголизм, курение, преступные действия). Результаты этого обследования показали, что самооценка воспитанности старшеклассников - это весьма эффективное средство для формирования у них гуманности, гуманных отношений ко всему окружающему.
Анализ результатов 1 и 2 этапов эксперимента позволил утверждать, что в процессе реализации программы воспитания гуманности у школьников произошло становление старшеклассников как активных, ответственных и инициативных субъектов. Если наблюдения в начале эксперимента показывали, что у старшеклассников 9-10 классов отмечались равнодушное отношение друг к другу, отсутствие заинтересованности в делах класса, школы, наблюдались отказы от общественных поручений, то в конце опытной работы произошли значительные изменения. После проведенной работы анализ данных второго среза показывает рост уровня представлений, повышенный интерес к знаниям о гуманности учащихся экспериментальных классов (см. график).
Показатель уровня представлений и знаний старшеклассников
о гуманности
Как показывают беседы, воспитание гуманистических отношений у старшеклассников на основе народных традиций обеспечивают осознанность, осмысленность, личностно-ценностные отношения. Высокий уровень характеризуется осознанным и сопереживаемым отношением к людям, к окружению человека, ответственностью, коллективизмом учащихся. Средний уровень определяется тем, что положительное отношение к своему окружению не всегда подкрепляется практически, а низкий уровень - равнодушным отношением ко всему, что происходит вокруг него.
Как положительный результат эксперимента особо следует подчеркнуть, что количество старшеклассников, стремящихся посредством постоянных занятий, общественно-социальной деятельности повышать свои знания, личностные качества, выросло в несколько раз. В 9-11 классах экспериментальной группы по сравнению с классами контрольной группы значительно повысилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации.
В конце эксперимента был проведен контрольный срез на основе методики индивидуального опроса, в который включились старшеклассники экспериментальной (88 чел.) и контрольной (74 чел.) групп. Это позволило нам определить степень изменения таких личностных качеств, как отзывчивость, сдержанность, внимательность, ответственность (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Данные об изменении личностных качеств старшеклассников
Личностные качества Начало эксперимента Конец эксперимента
экспер. гр. контр, гр. экспер. гр. контр, гр.
Отзывчивость 52,2% 40,5% 89,7% 78,3%
Сдержанность 48,8% 59,4% 86,3% 81%
Внимательность 55,6% 56,7% 90% 93,2%
Ответственность 57,9% 52,7% 93,1% 85,1%
Формирующий этап продемонстрировал рост уровня знаний старшеклассников о гуманизме и гуманности, народных традициях. В экспериментальной группе высокий уровень знаний показали 50% старшеклассников, средний уровень — 32,6%, низкий уровень - 17,4%. Результат сравнительного анализа уровня знаний старшеклассников о народных традициях представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный показатель уровня знаний старшеклассников о народных традициях
Показатели этапы Группы
экспериментальная контрольная
I - высокий уровень констатирующий 35,6% 21%
формирующий 50% 30%
II - средний уровень констатирующий 21,8% 28,2%
формирующий 32,6% 44%
III - низкий уровень констатирующий 42,6% 50,8%
формирующий 17,4% 26%
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы показал рост проявления гуманного поведения у старшеклассников экспериментальной группы, в определенной степени также возрос уровень гуманного поведения старшеклассников контрольной группы.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа выявила эффективность следующих педагогических условий, обеспечивающих воспитание гуманистических отношений у старшеклассников:
1. Этнопедагогическое просвещение родителей в процессе совместной деятельности школы и семьи с целью обогащения воспитательного потенциала семьи проверенными веками плодотворными, созидательными и эффективными формами, средствами и приемами социализации растущего человека.
2. Образовательно-воспитательный процесс, организованный с учетом и ориентацией на реальные возможности сельского социума, с привлечением всех его агентов этнокультурной трансмиссии.
3. Предметно-пространственная среда - специально сконструированное на духовных ценностях народа социопедагогическое пространство, обеспечивающее ценностно-смысловое, эмоционально насыщенное содержание воспитательного процесса.
4. Открытые уроки родителей, проводимые с учащимися, разноплановая внеклассная и внешкольная воспитательная работа, формирующие по законам этнической трансмиссии «внутренний мир личности», создающие условия для воспитания старшеклассников в духе гуманизма.
Как видно, целенаправленная организация воспитательной работы на основе традиций народа саха оказывает эффективное влияние на воспитание гуманных качеств учащихся (сочувствие, сопереживание, доброта, уважение, терпение), расширение личного опыта гуманного поведения старшеклассников.
В заключении остановимся на основных итогах исследования.
В целом, теоретический анализ воспитания гуманистических отношений у школьников и опытно-экспериментальная работа подтвердили положения гипотезы исследования.
Выявлено, что гуманность воплощает в себе цель, содержание и формы воспитательной работы в единстве культурологического, социально-педагогического, личностно-ориентированного пространства, что суть понятия гуманизма лежит в признании человека высшей ценностью, его права на счастье, свободу, на развитие и проявление им своих индивидуальных особенностей. Наш подход к понятиям «гуманизм», «гуманность», «отношение» исходит из определения их как условия духовного и физического здоровья людей, стиля человеческого взаимодействия, основы общественной идеологии, сущности социальных связей и управления.
Установлено, что своеобразие гуманистического воспитания старшеклассников определяется тем, что в этом возрасте складываются ценностные ориентиры и относительно устойчивые образцы поведения, наиболее активно формируется позиция «Я и общество». Воспитательная работа основывается на
стремлении подростков к освоению нравственных ценностей, активном интересе к окружающему миру.
Выявлено, что традиции народной педагогики - это синтез духовного и практического, в котором фиксируются общественное сознание, психика и практика. Использование их в воспитательном процессе реализуется на основе таких концептуальных подходов, как культурологический, позволяющий понять и усвоить ценностный потенциал народных традиций, дифференцированный, учитывающий психологические, возрастные, национальные, индивидуальные особенности. Положительный результат в воспитании гуманистических отношений у личности достигается, когда воспитательная деятельность школы включает в себя стройную систему материальной и духовной культуры народа, когда активно используются передовые традиции, формы и методы народного воспитания.
Установлено, что эффективность воспитания гуманистических отношений у старшеклассников обеспечивается: ориентацией педагогического процесса на реальные возможности социума-туелбэ, совместной деятельностью школы, семьи и других агентов социума, созданием специального воспитательного пространства (среды), воплощающего в себе духовный мир народа, использованием технологии воспитания гуманности, основанной на традициях народной педагогики.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов этой сложной и многогранной проблемы, поскольку в нем рассмотрен один из возможных вариантов воспитательной системы школы в аспекте воспитания гуманистических отношений у старшеклассников. Перспективы исследования рассматриваются в разработке и реализации дополнительных модулей гуманистического воспитания детей с учетом современных социальных реалий в обществе. Более детального исследования требуют возможности совместной взаимосвязанной работы школы и других институтов социума в деле воспитания учащихся.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
1. Павлова В.Г. Эбугэ олбот-суппэт кэриэпин толорор угэс - саха былыр-гы итэ5элигэр / В.Г.Павлова //Сб. материалов 3 респ. научно-практической конференции «Саха итэ5элэ», 14-16 марта 1997. - Якутск, 1997. - С. 131-132 (0,1
П.Л.).
2. Павлова В.Г. Погребальный обряд у народа саха: методическое пособие / В.Г.Павлова, Е.СЖиркова. - Батагай: Верх.изд., 1996. - 111 с. ( в соавторстве - 6,3 п.л./ 5,3 п.л.).
3. Павлова В.Г. Этнопедагогические традиции как основа воспитательного процесса / В.Г.Павлова // Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образования России на пороге 3-го тыс.» (20-23 сентября 2000). - Якутск, 2000. - С. 164-165 (0,1 п.л.).
4. Павлова В.Г. Народная педагогика в формировании духовности у старшеклассников / В.Г.Павлова // Сб. материалов 1 республиканской научно-
практической конференции «Духовность - веление времени» (30 ноября 2001). -Якутск, 2003. - С.151-154 (0,2 п.л.).
5. Павлова В.Г. Гуманистическая система воспитания народа саха / В.Г. Павлова // Матер. Межрегионального научно-практ. семинара «Этнопеда-гогическая направленность процесса воспитания в дошкольно-образовательном учреждении» (апрель 2004).- Чебоксары, 2004.- С. 81-83 (0,2 п.л.).
Подписано в печать 09.07.2004. Формат 60x84/16. Бумага тип. № 2. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 1,56. Тираж 100 экз. Заказ /36
Издательство ЯГУ. 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58
Отпечатано в типографии издательства ЯГУ
»17623
РНБ Русский фонд
2005-4 15302
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Павлова, Валентина Герасимовна, 2004 год
Введение.
Глава 1. Концептуальные основы гуманистического воспитания
1.1. Воспитание гуманности в философском контексте.
1.2. Гуманистическая система воспитания в народной педагогике якутов (саха).
1.3. Психолого-педагогические особенности старшеклассников в воспитании гуманистических отношений.
1.4. Модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на основе народных традиций
Глава 2. Педагогическое обеспечение воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.
2.2. Педагогическое пространство как условие воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ.
2.3. Формы и методы воспитания гуманистических отношений на основе народных традиций.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (Саха)"
Актуальность исследования. Время современных подростков характеризуется как «ужасное, быстрое и прекрасное» время. Ужасное в том, что сегодня общество находится в духовном кризисе, причину которого мы видим в сложной политической обстановке, радикальном изменении ценностного пространства, легализации преступности, эстетизации зла и насилия, социальной неопределенности человека, экономическом кризисе и др. Быстрое в том, что человек не успевает за темпом перемен в обществе. Прекрасен тем, что общество надеется найти выход из этого «ужасного времени». Особая полоса исторического процесса, через которую проходит общество, требует глубокого теоретического осмысления.
В законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что содержание образования должно быть ориентировано на гуманное воспитание личности. Модернизация образования путем приспособления его к запросам рынка объективно приводит к квазиобразованности, поверхностности усваиваемых знаний, к примитивизации потребностей и утилитаризму, к разрушению эмоционально-ценностной сферы человека, что обозначается как кризис духовности. В условиях модернизации образования для решения этой актуальной проблемы нужна проверенная жизнью гуманистическая система воспитания. Основу этой гуманистической системы воспитания составляют народные традиции. Традиция как одна из ведущих нравственных ценностей народной педагогики является спасителем души детей, духовной «пищей» в воспитании подростков в современных условиях.
Гуманистические идеи в педагогической сфере были отражены в трудах известных педагогов-гуманистов Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, в трудах отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. Данная проблема отражается в трудах современных исследователей Ш.А.
Амонашвили, М.М.Богословского, И.М.Борзенко, В.А. Кувакина,
П. Куртца и др. В трудах Г.Н.Волкова красной нитью проходит идея гуманистического воспитания личности, названной «золотой» формулой этнопед агогики.
Проблема воспитания гуманной личности - одна из главных направлений философских, социально-психологических и педагогических исследований, о чем свидетельствуют труды Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Б Т.Лихачева, О.В.Лишина, А.В.Мудрика и др. Гуманные традиции народного воспитания отражены в исследованиях В.Ф.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, О.Д.Мукаевой,, Т.Н.Петровой, Н.Ф.Сагояковой, А.Умарова, Я.И.Ханбикова, И.А.Шорова; этнические аспекты традиционного воспитания саха исследованы ведущими психологами и педагогами Республики Саха (Якутия) М.М.Атласовой, О.Е.Винокуровой, А.А.Григорьевой, Д.А.Даниловым, М.Н.Егоровым, А.Г.Корниловой, А.В .Мордовской, Н.Д.Неустроевым, А.П.Оконешниковой, И.С.Портнягиным, Г.С.Поповой, А.Д.Семеновой, Е.С.Сергиной, Л.И.Федоровой, К.С.Чиряевым.
Обращение к философским, психолого-педагогическим и этнопедагогическим трудам показало, что в теории народной педагогики якутов (саха) и в проблемах воспитания личности недостаточно исследованной остается проблема воспитания гуманистических отношений у современных старшеклассников сельских школ. Помимо отсутствия специальных исследований по этой проблеме, мы считаем, что недостаточно разработаны содержание, формы и методы воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на основе народных традиций. Все это определило выбор темы исследования: «Воспитание гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ на основе народных традиций якутов (саха)».
Объект исследования: процесс воспитания гуманистических отношений у сельских школьников на современном этапе.
Предмет исследования: содержание и формы работы в воспитании гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ Республики Саха.
Цель исследования состоит в разработке оптимальных условий, способствующих эффективному процессу воспитания гуманистических отношений у старшеклассников на основе народных традиций.
Анализ педагогической теории и практики позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой воспитание гуманистических отношений у учащихся старших классов сельских общеобразовательных школ будет проходить наиболее эффективно, если: учебно-воспитательная работа строится по принципу единства действий в системе «школа-семья-социум»;
- сочетаются способы организации жизнедеятельности и народно-педагогических идей в педагогическом процессе;
- создается специальное воспитывающее пространство, способствующее гуманизации личности; 1
- содержание и формы гуманистического воспитания построены на прогрессивных традициях народной педагогики.
Для достижения этой цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Обосновать концептуальные подходы к воспитанию гуманистических отношений у личности.
2. Раскрыть гуманистические основы воспитательной системы якутов саха).
3. Разработать модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на основе народных традиций.
4. Определить и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания гуманистических отношений у старшеклассников.
Методологической основой исследования явились философские представления о человеческих ценностях как основы гуманистического воспитания личности; психолого-педагогическая концепция о целостности личности; идеи классиков педагогики и современных этнопедагогов о духовно-нравственном, гуманном воспитании детей, об исторических корнях и своеобразии традиций народной педагогики в воспитании гуманной личности.
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следующие методы исследования:
- анализ философской, социально-психологической, педагогической и этнопедагогической литературы;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
-моделирование;
- педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос;
-опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ результатов исследования;
База исследования: Арылахская, Сартанская, Боронукская, Дулгалахская, Верхоянская средние школы Верхоянского улуса Республики Саха (Якутия). В эксперименте приняли участие 162 учащихся, 85 учителей, 73 родителя. Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало три этапа.
1 этап - (1998 - 1999 гг.). Проводилось изучение теоретической литературы по проблеме исследования, что позволило методологически осмыслить проблемы гуманистического воспитания, наметить подходы к ее реализации. Проводился сбор материалов, их анализ и систематизация. Определены предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования, разработана модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на основе народных традиций.
2 этап - (2000 - 2001гг.). Опытно-экспериментальным путем проверялись положения разработанной концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских общеобразовательных школ на основе народных традиций.
3 этап - (2002 -2003 гг.). Проводился анализ и обобщены результаты экспериментальной работы, разработаны научно-методические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках данной работы:
-обоснованы концептуальные подходы к осуществлению гуманистического воспитания школьников на традициях народной педагогики (гуманность как личностное образование выражается в человечности, духовном здоровье, в сформированности нравственных качеств, в благородном взаимодействии человека со своим окружением;
-гуманность составляет основу народной педагогики, традиции которой синкритируют и отражают все стороны бытия народа, его знания, мифологию, философию, религиозное сознание; формирование внутреннего мира личности происходит по закономерностям этнической трансмиссии, в соответствии с которыми организуется воспитательный процесс);
- раскрыт воспитательный потенциал народных традиций как эффективное средство воспитания гуманистических отношений у старшеклассников в современных условиях (процесс духовно-нравственного воспитания детей идет в тесной связи с традициями народной педагогики; в современных условиях народные традиции - одно из могучих средств в сфере гуманистического воспитания старшеклассников; в народном кодексе нравственности саха собраны определенные правила жизни для детей, которые являются нормой поведения, как мотивы и целевые установки у детей, а главное - как основа воспитания у них гуманистических отношений);
-определены педагогические условия (предметно-пространственная, социопедагогическая среда, сконструированная на духовных ценностях северных народов; использование потенциальных возможностей сельского социума-туелбэ, привлечение к организуемой в реальной жизни воспитательной деятельности всех его агентов этнокультурной трансмиссии), формы и методы реализации идей народной педагогики в воспитании гуманистических отношений (использование средств, форм и методов воспитательного воздействия и общения; пробуждение исторической памяти школьников к родословной семьи, рода; опора на региональные и национальные культурно-нравственные особенности).
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальной модели педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у школьников на традициях народа саха, раскрывающей оптимальные условия воспитания сельских старшеклассников в условиях Севера.
Практическая значимость работы заключается в том, что на практике доказана эффективность организации гуманистического воспитания школьников на традициях народного воспитания. На основе полученных результатов созданы программа научно-методического семинара для учителей и воспитателей, методические рекомендации по использованию основных положений народной педагогики в процессе воспитания гуманистических отношений у учащихся сельских школ.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философской, психологической и педагогической литературы, использованием системного подхода, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, результатами опытной работы, выразившимися в динамике сформированное™ гуманистических отношений у старшеклассников.
Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования проводились в выступлениях автора на республиканских научно-практических конференциях: «Саха итэ5элэ-3» /Якутск, 1997/, «Духовность и культура» /Якутск,2001/, «Глобализация и судьба культуры» /Якутск,2003/, на авторских курсах молодых учителей Верхоянского улуса/Верхоянск,2000/, на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы региональной культуры и образования России на пороге 3-го тысячелетия» /Якутск,2000/, на семинаре по обмену опытом между школами г.Верхоянска Верхоянского и п.Саккырыр Эвено-Бытантайского улусов Р С/Я/- /Саккырыр,2001/, на республиканском форуме «Торообут тылынан о5ону иитии уонна сайыннарыы: ситипиибит уонна сорукпут» /Якутск,2004/.
На защиту выносится концепция воспитания гуманистических отношений у старшеклассников сельских школ, включающая:
-концептуальную модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у сельских старшеклассников;
-обоснование гуманистического воспитания в сельской школе как социально-педагогический феномен, определение его сущности, структурных компонентов (социокультурный, информационнопознавательный, деятельностный);
-социопедагогическую среду, специально сконструированную на духовных ценностях народа и обеспечивающую ценностно-смысловое, эмоционально насыщенное содержание воспитательного процесса;
-информационно-рефлексивные, деятельностно-развивающие, практико-ориентирующие технологии воспитания гуманистических качеств личности, основанные на передовых традициях народной педагогики. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по 2 главе
Проведенная опытно-экспериментальная работа и анализ учебно-воспитательной системы сельских общеобразовательных школ по проблеме воспитания гуманной личности позволили сделать нам следующие выводы:
1. Важность обновленных форм и методов воспитательной работы, способствующих воспитанию гуманистических отношений, диктуется самой жизнью.
2. Использование традиций этнической педагогики представляет собой эффективность воспитательной работы по формированию гуманности школьников старшего возраста.
3. Одним из условий воспитания гуманистических отношений у личности, на наш взгляд, является повышение образовательного уровня знаний старшеклассников, педагогов, родителей о содержательных аспектах народных традиций через ее использование в воспитательном процессе и повседневной жизни.
4. Построение специального воспитательного пространства (среды), отражающего особенность сельской местности, традиции, нравы, является условием педагогического обеспечения для воспитания школьников в духе гуманизма.
5. Системная работа с родителями (совместная деятельность, организация лекториев, создание клубов отцов, внеклассные уроки родителей) в туелбэ способствует в воспитании гуманистических отношений у сельских школьников.
6. Формированию гуманистических позиций способствует опора на примере повседневной жизни, реалий социальной среды, на основе которой раскрываются мировоззрение и нравственные пробелы, способствующие определению ценностной ориентации личности, акцентирующей гуманность в качестве принципа существования в этом сложном мире.
Заключение
Теоретический анализ воспитания гуманистических отношений у школьников и опытно-экспериментальная работа подтвердили положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы показывает, что в условиях криминализации общества, радикального изменения ценностного пространства проблема воспитания гуманистических отношений у школьников приобретает особое значение. Наш подход к гуманности исходит из определения ее как условия духовного и физического здоровья людей, как стиля человеческого взаимодействия, как основа общественной идеологии, как сущности социальных связей и управления, как фактора культурного роста общества, как предпосылки социального прогресса.
Разрабатывая концептуальные основы гуманистического воспитания, выявили, что постановка и решение задач воспитания гуманности в этнопедагогическом контексте как одной из духовных ценностей народной педагогики являются новыми в современной педагогике, что гуманность воплощает в себе цель, содержание и формы воспитательной работы в единстве культурологического, социально-исторического, личностно-ориентированного пространства. Выявлено, что суть понятия гуманизма лежит в признании человека высшей ценностью, его права на счастье, свободу, на развитие и проявление им своих индивидуальных особенностей, что формирование этого качества личности происходит в совместной жизни и деятельности людей.
2. Своеобразие гуманистического воспитания, формирования гуманности у старшеклассников определяется тем, что в этом возрасте складываются ценностные ориентиры и относительно устойчивые образцы поведения, наиболее активно формируется позиция «Я и общества», что данный возраст связан с актуализацией абстрактного и логического мышления, рефлексии своих чувств, усилением стремления к самореализации. Весь социальный мир старшеклассник пропускает» через себя, через свое «Я», которое рассматривается как социально значимый феномен. В этом возрасте они чутко воспринимают социальные образцы, стремятся к освоению нравственных ценностей, проявляют активный интерес. Учет всех указанных особенностей - очень важное условие правильной постановки учебно-воспитательной работы в формировании гуманных качеств у старшеклассников.
3. Традиции - это синтез духовного и практического, в котором фиксируются общественное сознание, психика и практика. Использование традиций этнической педагогики в воспитательном процессе реализуется на основе таких концептуальных подходов, как культурологический, позволяющий понять и усвоить ценностный потенциал народных традиций для развития гуманных качеств школьников; дифференцированный, позволяющий учитывать в процессе формирования гуманности у школьников социальные, территориальные, культурные, психологические, возрастные, национальные, индивидуальные особенности.
Выявлено, что этнопедагогическое учение якутов «кут-сюр» в педагогическом аспекте - это воспитание гуманной личности, где доминирует целостное видение мира и осуществляется единство воспитания и обучения.
4. Ориентация школьников на гуманистические ценности, которые в результате педагогических мер, стимулирующих их освоение, становятся ценностно-смысловыми новообразованиями учащихся, обогащает их установки, отношения, мировоззрение. Получая поддержку гуманистически ориентированных педагогов в саморазвитии и целенаправленно расширяя при этом субъектный опыт деятельности и общения, воспитанник обретает новую «степень свободы» в социальном взаимодействии. Положительный результат в воспитании гуманной личности достигается, когда содержание воспитательной деятельности школы включает в себя стройную систему материальной и духовной культуры народа, и активно используются передовые традиции, формы и методы народного воспитания.
5. В общественном опыте сложилось достаточно много разнообразных методов воспитания и средств воздействия на учащихся, использование которых может дать желаемый результат. В методе воспитания формальная (внешняя) и процессуальная (внутренняя) сущности имеют очень большую разницу, причем внутренняя зависит от множества социально-биологических факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. Методы воспитания, процесс их применения зависят от реальных социально-педагогических условий сегодняшнего дня. Любое из этих факторов накладывает свой отпечаток на формирование гуманности человека. Поэтому важно использовать все возможности и средства, чтобы повысить эффективность нравственного воспитания. В сельской местности рационально использовать те средства и методы народной педагогики, которые формируют гуманную, трудолюбивую личность с коллективной направленностью.
Проведенное исследование выявило, что апробированные в процессе опытно-экспериментальной работы организационные формы и методы формирования гуманности у старшеклассников позволяют построить практико-ориентированную технологию гуманистического воспитания в школе.
6. В ходе исследования установлено, что формированию гуманности у старшеклассников в общеобразовательной школе способствует создание следующих педагогических условий: этнопедагогическая ориентация педагогов в процессе воспитания гуманистических отношений у старшеклассников;
- создание специального воспитательного пространства (среды), основанного на традициях народа саха;
- сочетание народных традиций с достижениями научной педагогики;
- учет возрастных и этнопсихологических особенностей детей;
- формирование гуманистических знаний, умений и навыков у старшеклассников, на основе традиций этнической педагогики.
Опираясь на выводы исследования, мы предлагаем ряд рекомендаций:
1. Необходимо использовать традиции народной педагогики в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы как эффективное средство в воспитании гуманистических отношений у сельских старшеклассников.
2. Построить при школах дом «Айыы балабана» («Ытык саха балабана») с этническим колоритом (соответствующий традиционному мировоззрению якутов).
3. Необходимо построить обучающее и воспитывающее пространство нравственности, любви и доброты.
4. Организовать проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий родителей старших классов.
Следует отметить, что представленное диссертационное исследование не раскрывает всей полноты возможностей воспитательной системы школы в аспекте формирования гуманности у старшеклассников и представляет собой один из возможных вариантов модели педагогического обеспечения формирования гуманности у школьников.
125
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Павлова, Валентина Герасимовна, Якутск
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе деятельности /Психология формирования развития личности/. - М., 1981.-С.27.
2. Алексеев М.П.- Дапсы. Духовность народа саха связана с понятием « айыы»/ Вест. Акад. духовности РС/Я/ 1997 № 1-3.- С.20.
3. Аманбаева Л.И. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Якутск, 1991.
4. Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. -Якутск,1998.-С.80-82.
5. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.- М.Воронеж, 1998.- С.192-195.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманистическая основа педагогического процесса. - Минск,1990.-С.511-512
7. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. псих, тр.: в 2т. М., 1980 -Т 1.-С.44-45.
8. Ангелов С.И. Марксистская этика /пер. с болг./.- М.,1973.- с.140.
9. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. -Якутск: ЧИФ «Ситим»,1995.
10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Чебоксары, 1976. С.180.
11. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве.-Якутск: Кн. Изд., 1960.
12. Афанасьев Л.А. Айыы уорэ5э. Дьокуускай: Бичик,1993.
13. АтласоваЕ.М. Этнопедагогика. Якутск, 1999.
14. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 томах.- М.: Педагогика, 1979.
16. Бодалев A.A. Психология личности. М.: Изд. МГУ,1988.
17. Богуславский М.М., Равкин З.И. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации/к. XIX-90 г. XX в./ М., 1998.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрест. по взр. психологии// М.: Междунар. пед. акад., 1994
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1992.
20. Божович Л.И. Проблема формирования личности. М.,Воронеж, 1995.-С.58.
21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М.,1979.
22. Бондаревская C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системе воспитания. -М.,1999.-С.20-33.
23. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системе воспитания.- М.- Ростов/на Д., 1999.
24. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудилина A.A. Основы современного гуманизма. М.,2002.
25. Борисова О.В. Категория этничности как эпистемологический феномен /Ж. «Общественная наука и современность».2003.№3.-С.125.
26. Буева Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном социуме //Совр. Школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Сб. науч. Трудов / Междунар. Науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1993 - ч.1.
27. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-Удэ: Бэлиг,1994.
28. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.-М.:Педагогика, 1983. -С.3-4.
29. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов.- Якутск: Бичик,1995.- С.64.
30. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М. :Педагогика, 1987.
31. Вебер М. Избранные произведения. M., 1991.
32. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Бичик,1997.
33. Волков Г.Н.Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения в 2 томах. М.: Изд Дом « Магистр-Пресс», 2002.
34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989.
35. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чув. Кн. Изд.,1993.
36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999.- С.56.
37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски //Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки.- Элиста: Джангар, 2003.-С.22.
38. Вруцевич М.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области.-СПб., 1841.- С.41.
39. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.- С.15-21.
40. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1993.
41. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, напеч. В Свердловске, 1940.
42. Голикова А. Якуты. СПб., 1907. - с. 11.
43. Григорьева A.A. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. М.:МГОПУ,1993.
44. ГуревичП.С. Гуманность и вера.- М.: Знание, 1990.
45. Данаилов г. Не убить Моцарта. М.: Педагогика,1986.-С.89.
46. Данилов Д.А. Сельская школа Якутии: Организационно-педагогическое обеспечение. Якутск, 1988.
47. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири.- Якутск. 1976.
48. Данилов Д.А. На пути духовного возрождения народа// Народное образование Якутии ,1992. №1.-С.28.
49. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональный аспект организационно-педагогического обеспечения. Новосибирск: Наука РАН, 1999. -С.63.
50. Джунусова Г.К. Воспитание учащихся в духе гуманизма. Алма-Ата: «Мектеп»,1977. - С.26.
51. Дзасонов Т.Г. Развивать хорошие традиции и обычаи. Орджоникидзе, 1964.
52. Дистервег А.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.-С.237.
53. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги PC /Я/: Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992.
54. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.,1996.- С.70.
55. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 томах.- М.: ACT; Ростов н/Д: Феникс, 1999.
56. Ильин И.А. Путь духовного обновления М.,. С.202.
57. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 томах. Т.6. Кн.-LLI-M.: Русская книга, 1997. С. 259.
58. Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в воспроизведении смерти /Вопросы психологии.- 2003.№3. С.115.
59. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб., 1997.
60. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика,1982.
61. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М.: Новая школа, 1992.
62. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостности учебно-воспитательного процесса.- М.: НМО «Творческая педагогика», 1993.
63. Кириллина В.И. Духовное здоровье, как гарант сохранения генофонда народа РС/Я/ Материалы 1 респ. научно-практ. конференции «Духовность -веление времени. 2001/. Якутск,2003.- С.19.
64. Ковалев А.Г. Проблема воли в свете психологии отношений. Л., 1956. -С.116.
65. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.-С. 151.
66. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.
67. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.: В 2 томах. -М.,1982.
68. Конфуций. Антология гуманной педагогики.- М.,1996.- С.75.
69. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания: Учебное пособие. Якутск. 1992.
70. Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания //Наслежно-улусное воспитание. М., 1997.4.1 - П.- С.16-22.
71. Краткая философская энциклопедия /ред.-сост. Тубский Е.Ф., Кораблева Г.В.,Лутченко В.А. М.: Изд.гр. «Прогресс», 1994.- С.27-119.
72. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах/ под ред. Н.К.Гончарова и др./. М.: ИАПН,1959.
73. Крутова О.Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.: «ЛУЧ», 1993.- С. 170.
74. Кувакин В.А. Что такое философия? М.: Издательство МГУ, 1989.
75. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма).- СПб., 1998.- С.8-11.
76. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якут. книж. изд., 1979. - С.30.
77. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности.-Хабаровск, 2001. С. 19- 163.
78. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд.- Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2003. -С.26-169.
79. Куликова Л.Н. Личность ребенка в воспитательной системе школы.- М., С.42.
80. Куртц П. Евпраксофия: необходимость создания секулярных гуманистических центров. РЖ-1993. №3/4 СЕР.З.-М.,1993.-С.24.
81. Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма / Изд. 2 исправ./.- М.,2002.
82. Куртц П. Мужество стать: добродетели гуманизма. М.,2000.
83. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности.- Л-Д, 1979.-С.64.
84. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.:Педагогика,1988.
85. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983.
86. Локк Д.Л. Избранное философское произведение в 2 томах. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.
87. Лордкипанидзе Л.Н. Книга о детях для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности. СПб.: Союз,2000.
88. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
89. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: к определению понятия //Сборник научных трудов «Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации». М.,1992.- С.104-105.
90. Макаренко A.C. О воспитании /2-е изд. перераб. и дополн./.- М.: Политиздат, 1990.
91. Макаров Д.С. Народная мудрость: знание и представление. Якутск. 1983.-С.22-30.
92. Маслоу А. Психология бытия.- М.,1997.
93. Михалев В.Г. Актуальные проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения молодежи. Орел: «Орлов. Правда», 1977,-С.53.
94. Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников: с использованием материалов этнопедагогики народа саха.- М.:Академия,2000.
95. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981.-С.39.
96. Мукаева О.Д. Этнопедагогика ведущий фактор возрождения и развития национальных школ /Этнопедагогика калмыков и национальная школа.- Элиста, 1997.-С.44.
97. Мукаева О.Д.Э Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. М.: Педагогика, 1994.- С.44.
98. Мухамедьянов С. А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Дисс. к.п. наук. Уфа, 1995.-С.206.
99. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
100. Мухина B.C. Психология детства и отрочества: Учебник для студ. псих.-пед. фак-в вузов. М.: Институт практ. психологии, 1998.- С.448.
101. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека. М.,1966. -С.111.
102. Мясищев В.Н. Психология отношений и физиология мозга/ Ученые записки ЛГУ- Выпуск 3 «Психология». М.Д981.-С.18.
103. Немов P.C. Психология: Учебник для студ. выс. пед учр.: Кн. 2 М.: ВЛАДОСД997. - С.26.
104. Недосекова Т.Д. Воспитание гуманистических взаимоотношений учащихся в многонациональной городской школе. Дисс. к.п.н. -Якутск,2000.-С. 17.
105. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратагема мышления современного//Вопросы философии. -1999.№ 11.-С. 124
106. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие.-Якутск, 1999,- С. 14.
107. Неустроев Н.Д., Саввинов Т.Т. Особенности организации воспитательной работы в сельской малокомплектной национальной школе: Учебное пособие.- Якутск, 1992.
108. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педаг. Общ. России,2000.
109. Новиков А.Г. Менталитет народа саха.- Якутск, 1996.
110. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Перьм,1996.- С.60-61.
111. Оконешникова А.П. Постоянные проблемы мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов PC (Я)/Народное образование Якутии №4. 1995.- С. 17.
112. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. Т.З.-М.,1965.-С.150.
113. Пирогов Н.И. Образование и воспитание //Изб. пед. сочинения. -М.Д985.
114. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
115. Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1968.
116. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.
117. Попов Б.Н. Философия воспитания.- М.: Академия,2000.-С.41.
118. Попова Г.С. Воспитание детей у народа саха. Якутск: Бичик,1998.
119. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С.Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды. Якутск, 2002.-С.70-76.
120. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр».- М.: Академия, 1999.-С.69-126.
121. Портнягин И.С. Этнопедагогика. Учение «Айыы» и школа «Кут-сюр».- Якутск,1995.- С.70.
122. Радугин A.A. Гуманизм как целостная основа решения глобальных проблем современности: курс лекций по философии.- М.: Издательство «Центр», 1997.- С.254.
123. Роджерс K.P. Взгляды на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс. 1994.-C.480.-C.77-71?
124. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос,2000.- С.22.
125. Розанов В.В. Собрание сочинений. М.: Республика, 1995.
126. Руднева JI.B. Воспитать гуманиста. Алма-Ата: Знание, 1979.
127. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. с.215.
128. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм? Сумерки богов. - М.: Политизд.,1990.- С.39.
129. Селевко Г.К. Личностный подход // ж. «Школьная технология». №6.1999.-С.109.
130. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учебное пособие. -Якутск: Изд. ЯГУ, 1997.
131. Серошевский В.Л. Якуты. М.:АО «Росс, полит, энциклопедия», 1993.
132. Сергина Е.С. Приобщение учащихся национальных школ к традиционному мировоззрению народа саха. Новосибирск: Наука,2003.-С.13-59.
133. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: «Шк. Пресса», 2002. - С.230.
134. Соловьев B.C. Оправдание добра.- М.-.Республика, 1996.
135. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловекотворчестве. СПб.: Азбука,2000.
136. Столяров А. Стоя и стоицизм.- М.:АО «Коми групп», 1995. С.315.
137. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах.Т.1.- Киев: «Радяника школа», 1999.
138. Сухомлинский B.C. Как воспитать настоящего человека.- М.: Педагогика, 1989.
139. Тимофеев М.А. Оракул Европы. М.: Эксмо - Пресс, 2000.- С.80-85.
140. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.:Просв.,1993. -С.103.
141. Умаров Абдусамад. Духовно- нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности на традициях таджикской народной педагогике. /Дисс. к.п.н./. М.,1998. -С.-29-30.
142. Уткин К. Д. Этнопедагогические основы праздника ысыах. -Якутск, 1994.
143. Уткин К.Д. Проблема человека в социокультурной системе народа саха. Дисс. д. ф. н./-Якутск, 1999.- С.78.
144. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1 -М.,1953.-С.123.
145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т.1-М.,1988. -С.253.
146. Ушинский К.Д. Собр. Сочинений в 11 т. М.: Л-Д,1948-1952,т.2.-с.160.
147. Федоров М.П. Социокультурные проблемы инновационной деятельности в педагогической теории/ Материалы всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы per. культуры и образ. России на пороге третьего тысячелетия.- Якутск,2000.- С.39.
148. Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. Якутск, 1995.
149. Федорова Т.Д. Гуманизм как проблема философии. Саратов.2000.-С.7.
150. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Институт практ. психологии, 1994. - С.174-175.
151. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Воронеж, 1996.
152. Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.,1990.- С.115.
153. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина/.- М.: Изд. Фирма « Ad Marginem»,1997.
154. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика: Из истории педагогической мысли.- Казань, 1967.
155. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990 -С.314.
156. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения: для старшего школьного возраста. Минск: Нар. Асвета, 1978.
157. Чиряев К.С.,Васильева Ф.А. Норуот педагогикатынан дьарыктанар хайысхалар: торум( учууталга, тороппуккэ комо).-2-с таьаарыы. -Ороьу,1997.
158. Чиряев К.С. Дьиэ кэргэн омук биьигэ. - Дьокуускай,1993.
159. Чиряев К.С. Дьолун ыччаккар /Тороппуккэ комо/. Якутск, 1990.
160. Чиряев К.С. Отец как воспитатель.// Из истоков народной педагогики. Якутск, 1992.-С.41-49.
161. Швейцер А. Благовение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.
162. Швейцер А.- великий гуманист XX века. М., 1970.
163. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников. -Педагогика.2001 -№5. С.-40.
164. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодар. Книгоизд.,1989.
165. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории//Сов. Педагогика.-1990,№12.-С.61.
166. Щацкий С.Т. Педагогическое сочинение в 4-х т.-Т.З М.: Изд. АПН СССР, 1960-1963. -С.244.
167. Щацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 томах, /сост. Л.Н.Скаткин/. -М.: Педагогика, 1980.
168. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа,1998.- С.99-107.
169. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе/Метод. Материал к курсу человековедения/. -М.: Новая школа, 1994.
170. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М.,1997.-С.99-107.
171. Модель педагогического обеспечения воспитания гуманистических отношений у старшеклассников1. ВОПРОСНИК
172. Как вы понимаете слово «гуманизм»?
173. Что вы знаете о гуманизме и гуманности?
174. Какого человека можно назвать гуманным?
175. Какие личностные качества человека вы считаете гуманными?
176. Совершили ли вы хотя бы один раз в своей жизни благородный поступок?
177. Чем руководствовались в совершении хорошего поступка?
178. Что вы хотели бы изменить и улучшить в окружающем нас мире, чтобы он стал гуманным?
179. Всегда ли вы помогаете людям?