Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание у старшеклассников социалистического гуманизма (на материале школ Карачаево-Черкессии)

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание у старшеклассников социалистического гуманизма (на материале школ Карачаево-Черкессии)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Казалиева, Абидат Касымовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Воспитание у старшеклассников социалистического гуманизма (на материале школ Карачаево-Черкессии)"

I ; АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

. ^^ШО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

-

На правах рукописи

КАЗАЛИЕВА Абидат Касышвна

ВОСПИТАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА (на иатериалз школ Карачаево-Черкесии )

13.00.01 - Теория я история педагогики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва- 1991

Работа выполнена в Пятигорской государственном педагогической институте еностранных нзнков.

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор МШ.ЕВ В.В.

Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук,

профессор НАРТОВ K.M.

- кандидат педагогических наук, марзиИ научный сотрудник ГРИГОРЬЕВ В.Н.

Ведущая организация - Ставропольский государственный

педагогический институт, кефэдра педагогики

Зачата диссертация состоится "20 " июня 1991 года

2 Г5_ часов ка заседании специализированного совета Е 018.05.01 по присуждению ученой стелена кандидата педагогических наук s НИИ теория и изтодов Боепитания АПН СССР по адресу: II9906, г. Иосква, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией мокко ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослав к/3 " t-Ccltol^ 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета

В.И. Беляев

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Происходящие з СССР революционные преобразования направлены на утверждение гуманных, Демократических идеалов граяданского общества свободных людей. Обновление всех сфер жизни общества в процессе перестройки, з частности, означает, что восстанавливается гуманистическая природа социализма - общественного строя, в уел >виях которого свободное и всестороннее развитие человека, культивирование творческой индивидуальности становится всеобщей целью, высшей ценностью. С эиш связан весь курс перестройки на приоритет общечеловеческих ценностей.

Гуманизм - один из важнейших принципов общечеловеческой морали, утверждающий человека наивысшей ценностью. Социализм стремится к гармонии интересов общества и каждой личности, к развитию гуманных отношений на коллективистской основе. В этой смысл социалистического гуманязизt ¡üismevo одновременно и общечеловеческую, и ооциальяо-кгассозуэ лряводу, огяовения мезду людьии

формируизся с ¡ядк zet* Sx размяк» ся з пколе. 3 чис-

.13 з о спита тельных задач советской rrrr а~и Cuzo яа прозяхе-

iniif десятилетий п остается в наии дни воспитание соцйал'?зг;:*^ее::о-го гуманизма.

В гуманистической педагогической к литературное наследи.»: Л.Н. Толстого, К.Д. Уикнского, Н.й. Пирогова, НЛ. Крупской, А.С* Макаренко, S.A. Сухошшкского, У.Д. Алиева, И.П. Крьталаухалоза обращает на себя внимание единство национального и общечеловеческого начал, уважение к традициям народной педагогики. Вместе е теи в теории и практике воспитания в иаыеЯ стране з условиях культа личности и застоя имели место значительные искажения в псипиа-нип принципа гуманизма и в практике его реализации. Это проявилось в массовых репрессиях ряда народов, в том числе карачаевцев, в насаждении ложного, основывающегося на оаибочнои тезисе об усилении классовой борьбы в социалистической обществе, понимании сущности социалистического гуианпзиа: "Если spar не сдается, его уничтожают". Под категории "врагоз народа" по этой формуле подводились миллионы ни в 4SI', не повинных честных советских людей.

Такое понимание сущности социалистического гуманизма ло к недооценке и искааенкю в школе роли культурного е.гзглил проилых эпох, национальных литератур, яарадкгх npüzxzstä зосглта-ння. Учащиеся воспитывались в духе яеетазгэ геологического про-

тивостояния ("кто не с наш, гот против нас"), противопоставления классовых и общечеловеческих ценностей, вражды ко зсеыу, что не укладывалось в догматические, упрощенные и извращенные представления о социализме.

В условиях начавшейся перестройки эти извращения прошлых десятилетий подверглись развернутой критике, происходит очищение принципа гуманизма от искажающих его наслоений. Однако процесс этот происходит противоречиво, нередко имеют место попытки нигилистически отрицать вообще весь опыт предшествующих десятилетий в воспитании молодежи, в том числе опыт воспитания у учащихся социалистического гуманизма. Нередко национальное начало в понимании воспитания гуманности абсолютизируется, противопоставляется общечеловеческому, интернациональному. Сложились противоречия между тенденцией нравственного оздоровления общества, возрождением веры в гуманистические ценности социализма и практикой воспитания в духе социалистического гуманизма, иеяду содержанием, средствами и методами воспитания и реальными возможностями» Коренное обновление нашего общества, процесс демократизации вколы и воспитания требуют от педагогической науки переосмыслить проблему воспитания у школьников социалистического гуманизма, решать возникший новый комплекс вопросов этой проблемы. В свете сказанного научная проблема воспитания у старшеклассников социалистического гуманизма представляет особую актуальность. В этой связи весьма актуальным для советской педагогики и школы является исследование проблемы воспитания социалистического гуманизма у учащихся национальной школы, в частности, школ Карачаево-Черкес. ии.

В советской теории воспитания проблема развития у детей и молодежи гуманистической нравственности имеет богатые традиции, ей посвящены фундаментальные исследования О,С. Богдановой, Н.И.' Болдырева, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Н.й. Монахова, а не материале школы в семьи в Карачаево-Черкес ии - Г.С. Багдасарова, Ф.И. Гоговой, С.Б. Узденовой, другие педагогов. Однако в работах названных авторов не получила всестороннего отражения те противоречия проблемы воспитания у школьников гуманности, которые особенно ярко обнажились и проявились в последние годы. Иызнно в современных условиях усилились атаки антисоциалистических сил, объявляющих гуканизи и демократию своим идейным зкаыеяек, на ыарксизы-леяинизы во всех сферах аизни, особенно в теории и практике воспитания.

Среди молодых людей, в том числе старшекла'ссняков, получает распространение нравы, несовместимые о идеалами гуманизма: алкоголизм, наркомания, преступность, разгул секса, проституция, националистические эксцессы. Многие учащиеся шрастали интересоваться учебой, грубо нарушают дисциплину. Несмотря на то, что гуманизм советской действительности не смог проявиться в полной мере из-за деформации социалистического идеала и извращений з практике строительства социализма, он оказал и оказывает воздействие на форлпрованяе личности, выступает мотивом гуманного поведения.

Особую актуальность для современной школы и педагогики приобретает проблема соотнесения гуманистического воспитания на национальных народных ¡традициях, на изучении литературы и истории родного народа с воспитанней учащихся на ленинском теоретической наследии, на воплощении в жизнь детей и молодели гуманных идезлоз обновленного социализма. Сказанное побудило нас сформулировать тему исследования следующим образом: "Зоспитаииз у старнеклассни-ков социалистического гуманизма (на материале школ Карачаево-Черкес.ни)".

К теке нашего исследования близка кандидатская диссертация P.P. Бандуры (1979 г,), в которой рассматриваются вопроси воспитания у старшеклассников гражданских качеств во внеклассных занятиях, посвященных' изучения ::шзнм и деятельности В.И. Ленина. В кандидатской диссертации Ф.Н. Мухаыегзянова (1985 г,) пример зпз~ ни и деятельности З.К. Ленина рассматривается в системе других средств и кегодов воспитания гунанпзка у стараеклассникоз з деятельности ихолдшх комсомольских организаций. Проблема воспитания гуманности у аяадавх подростков на примере ааэля и деятельности освочэлась з диссертации U.X. Залпева (1984 г.). Автор выявил зг:;;-нейииз услозия, средства ц истоды, обоовтхзаяаио максяаально воз-нохный уровень сформирован яосм гуманности как нравственного идеала на примере лизни а деятельности 3.0. Ленина в процессе обучения и во внеклассных занятиях. В работе Л.К. Ззкирова (1.986 г.) раскрываются возможности воспитания гуманное-м у сзарпеклассников з обучении яностраннку языкам. 3 кандидатской диссертации С. fieasaa-ва (1982 г.) исследованы педагогические условия и методы воспитания у старшеклассников гуманизма з обучении таджикском литературе, в той числе пример жизни, и деятельности 3.it. Ленина.

Однако названные азторы не рассматривали формирование гуманности у старшеклассников целостно, в единстве таких аспектоз дан-

ной проблемы, как воспитание учащихся на традициях литературы и истории своего народа, народной педагогики; включение их в нравственно-просветительную деятельность на материале изучения жизни и трудов В.И. Ленина; организация коллективного общественно-полезного, производительного труда, ставящего их в позицию активно, сознательно и творчески действующих субъектов своей жизни. Основывающаяся на этих подходах опытно-педагогическая работа велась нами в условиях иколы с многонациональным составом воспитанников.

Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной средней школе б условиях Кара-чаево-Черкес ии.

Предмет исследования - развитие содержания, форм и цетодов воспитания у старшеклассников социалистического гуманизма в учебной и внеурочной работе, в нравственной деятельности, общественно полезном, производительном труде.

Цель исследования: разработать научно обоснованную, учитывающую особенности деятельности школ Карачаево-Черкес ии, систему воспитания у старшеклассников социалистического гуманизма как интегрального качества личности.

Гипотеза исследования. Высокая эффективность воопитания у старшеклассников социалистического гуманизма достигается, если:

- принцип гуманизма рассматривается с позиций единства обще- • человеческих и социалистических ценностей; национального и интернационального начал; учебного процесса, производительного груда

и нравственного просвещения как основных факторов развития гуманных качеств личности;

- определено и реализуется в единстве с содержанием материала учебных курсов (гуманитарных дисциплин) и задачами воспитательной работы содержание воспитания у стариеклассников социалистического гуманизма, опирающегося'на образцы подлинно гуманного поведения педагогов;

- разработана и используется система занятии и различных видов познавательной, трудовой, нравственной деятельности, направленных на воспитание социалистического гуманизма в единстве с развитием других качеств личности»

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

I. Раскрыть теоретико-ыетодологические основы воспитания социалистического гуманизма у учащихся.

?

2. Определить основное содержание, форин и метода воспитания социалистического гуманизма у учащихся старшего школьного возраста, учитывающие особенности школ Карачаево-Черкес ии.

3. Разработать методические рекомендации для профессиональных и общественных: педагогов по воспитанию социалистического гуманизм у старших школьников з школе Карачаево-Черкес..ии с многонациональным составом учащихся.

Методологической основой воспитания исследуемого качества у у ¿ащихся старшего школьного возраста является понимание гуманизма как высшей духовной общечеловеческой ценности, получающей наиболее благоприятные условия для развития в обществе обновленного социализма. Новое видение социализма означает устранение абсолютного противопоставления современных социальных систем, осуществлениз перехода от конфронтации к сотрудничеству народов и государств, независимо от их общественного и политического строя. Новое видение социализма вкмчает з себя приоритет общечеловеческих и общедемократических идеалов и ценностей над классовыми, национальными л религиозными, развитие мвянациональних отноаекий на началах демократии д равноправия, взаимоуважения а свободного самоопределения народов. Вместе с тем оно Кб исюгача-ет классового подхода к явлениям общественной етзни, в-том числе к воспитанию, требует учета интересов я потребностей классов и групп советского общества.

При анализе содержания, средств, форм и методов воспитания гуманизма у учащихся автор руководствовался такими ваянейааия' принципами научных исследований, как объективность и достоверность фактов, рассмотрение их в конкретной исторической и социальной ситуации, опирался па наследие Т. Морз, Т. Каипанеллы, 0. Фурье, К. Маркса, <5. Энгельса, В.Й. Ленина, других прогрессивных мыслителей о диалектическом подходе к изучаемым явлениям, на документы Советского государства, обусловливающие направления со-веряенствовааяя теоретической мысли и практической деятельности в области педагогики, школьной практики«. Исследование проблемы осуществлялось на основе системного подхода как общенаучной методологии рассмотрения сложных' социальных явлений.

Процесс воспитания наш! рассматривается как многокомпонентная педагогическая система, как сознательно организованное вол-действие, протекающее на основе облизанных целей и предполагающее создание социально и нравства^/У ценных огноаений ыеяду уча-

щшяся и воспитателями, их активную деятельность и общение, осознание учащимися самостоятельно принимаемых решений, определяющих деятельность и поведение.

В исследовании проблемы автор опирался на концепцию нравственного развития личности, разработанную НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (ныне - НИИ теории и методов воспитания), в соответствии с которой основными звеньями процесса нравственного воспитания являются формирование нравственных представлений, понятий, идеалов; развитие нравственных чувств; выработка нравственных убеждений; формирование мотивов поведения и нравственного опыте. Учитывались положения "Концепции общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования" (1990 г.), в том числе идея развития личности ученика как главный ориентир профессиональной деятельности учителя*

Источниками исследования явились документы Советского государства о школе и воспитании, труды видных философов, социологов, психологов, педагогов, педагогическая литература, периодическая печать, школьные документы, материалы опытной работы, данные о результатах обучения и воспитания.

Методы исследования:

- теоретический анализ источников и документов, социально-политической, философской а лсихолого-педагогичеокой литературы;

- целенаправленные педагогические наблюдения;

- беседы и интервью с учащимися и их родителями, учителями, руководителями екол;

- анкетирование с целью выявления уровня знаний и воспитанности учащихся;

- анализ устных ответов и письменных работ учащихся;

- педагогический консилиум (коллективное обсуждение результатов изучения уровня знаний и воспитанности школьников);

- анализ и обобщение передового опыта учителей, в том числе 30-летнего личного опыта педагогической работы аиора в качестве учителя литературы, научного сотрудника НИИ национальных школ Министерства народного образования РСФСР;

- целенаправленная опытная работа з городских и сельских школах Ставропольского края, Карачаево-Черкессии, в ходе которой проверялась достоверность гипотезы, проводилась проверка эффективности созданных учебных материалов, цетодических разработок и рекомендаций, форм и методов занятий, способствовавших повышению

уровня воспитанности учащихся. Методические материалы и рекомендации проверялись такге з условиях деятельности ученических производственных бригад в колхозах и совхоззх.

Базой исследования явились S-11-e классы средних школ 9, 8, 5 г. Черкесска, й I г. Карачаевска, 'средних екоя Малокарачаевского, Усть-Дхсегугинского, Карачаевского, Зеленчукского, Прикубан-ского районов Карачаево-Черкес ии. Опытной работой з 1982-1990 гг» ежегодно охватывалось около 800 старшеклассников, а всего за указанные годы - 2545 человек. Методические материалы и рекомендации по исследуемой проблеме использовались в школах Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Адыгейской автономной облает;;, КБ ЛССР, Даг. АССР, Узбекской ССР.

Этапы исследования. На первой этапе (1978-1982 гг.) изучались источники и документы Советского государства о воспитании молодели, философская и политическая литература, анализировались учебные программы, учебники средней школы, изучался опыт учителей по исследуемой проблеме, велись педагогические наблюдения, разрабатывались методические рекомендации для проведения уроков и отдельных видов внеклассной работы. В Г981 г. был подготовлен примерный перечень произведений В.И. Ленина, документов КПСС, рекомендуемых для изучения в 8-10-х классах по проблеме гуманизма, а в 1982 г. -пособяе для учителей - сборник "Школьника« о Карачаево-Черкес .ии".

На втором этапе (1982-1984 гг.) анализировался опыт учителей, выявлялся уровень воспитанности старпекласскиков. Были выявлены факты отрицательного отношения некоторой части учащихся опорных школ к выполнению обязанностей перед коллективом, обцестзо:.:, случал недостойного поведения. Данные, полученные на этом этапе исследования, позволили судить о пробелах я недостатках в организации деятельности учащихся и стимулировании общественно значимых мотивов этой деятельности, а га rate находить наиболее эффективные средства и методы педагогического воздействия о целью устранения недостатков в плаке реиения исследуемой проблемы.

На третьем этапе (1984-1990 гг.) проводилась опытная работа з соответствии с выдвинутой гипотезой, осуществлялась апробация результатов исследования и внедрение их в практику, вносились необходимые коррективы в содерка&ие к иззодику воспитания у старшеклассников социалистического гуьшаама в соответствии с процессами обновления советского общества я перестройки икоды. На этом же зтапе исследования разрабатывались рекомендации для учителей,

внедрялись результаты исследования в школьную практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается з следующем:

- раскрыты теоретико-методологические основы воспитания у старшеклассников гуманизма, базирующиеся на единстве в данном нравственной принципе и качестве личности общечеловеческих и социалистических ценностей, национального и интернационального начал, педагогических возможностей учебного процесса, просветительной деятельности к участие в производительном груде;

- разработано примерное содержание воспитания социалистического гуманизма как черты нравственности у учащихся старшего возраста школ Кзрачаево-Черкео .аи;

- обоснованы формы и методы воспитания у старшеклассников социалистического гуманизма в преподавании литературы (русской и национальной (карачаевской) во внеклассных занятиах, в производительном труде.

Практическое значение результатов исследования в тон, что автором показаны эффективные пути и сродства воспитания гуманных качестз стариеклассвиков (изучение развития идей гуманизма в курсах истории, литературы; вовлечение учащихся в нравственно-просветительную деятельность, включающую в себя изучение трудов В.И. Ленина; участие школьников в коляекгивном» творческой производительном труде; .

- подготовлен и издан сборник "Инолькикаи о Карачаево-Черкес-.ии", содержащий материалы о В.И. Ленине, видных мыслителях, революционерах, деятелях национальной культуры, способствующие воспитанию у старшеклассников гуманности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются исходными марксистско-ленинскими теоретико-методологическими позициями автора, использованием государственных документов, привлечением соответствующих источников, репрезентативность» материалов опытной работы, а такке апробацией выводов и публикаций автора.

На защиту выносятся:

- обоснование примерного содернания воспитания социалистического гуманизма у учащихся стараего возраста в условиях школ Кара-чаево-Черкес .ия;

- пслоззнке о том, что изучение учащимися наследия Б.И. Ленине становится действенным средством воспитания гуманности у

старшеклассников в единстве с воспитанием на национальных культурных традициях, в условиях целостного учебно-воспитательного процесса школы;

- систе?ла внеучебшх занятий, зклачающая познавательную, общественно полезную, трудовую, нравсгвеннуи деятельность, направленную на формирование у старшеклассников гуманякх качеств;

- педагогические условия, учитывающие специфику школ Карачае-во-Черкес.ии и способствующие повышению эффективности воспитания старшеклассников в духе социалистического гуманизма.

Апробация. Результаты исследования докладывались на СевероКавказской региональной научной конференции "Литературно-худояест-венкая и фольклорная Лениниана народов Северного Кавказа" в 1979 г., на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков в 1981 г., 1982, 1984, 1965, 198?, 1989 гг., ва УП-й Ставропольской краевой научно-практичсской конференции "Обучение и воспитание учащихся на идеях, примере жизни и деятельности В.И. Ленина, на революционных, боевых и трудовых традициях КР.СС и советского народа" (1982 г.), на II СевероКавказской региональной научной конференции "Литературно-худо-аественная и фольклорная Лениниана народов Северного Кавказа" в 1983 г., на областных сешшарах учигелей родных языков и литератур Карачаево-Черкесии в 1980 и 1983 гг., на областной научно-практической конференции учитедаЯ родных языков и литератур Кара-чаево-Церкес,яи в 1985'г., а такзе не курсах и сешшарах учителей при Карачаево-Черкес ком областном институте усовершенствования учителей.

Но результатам исследования опубликовано двенадцать материалов, в том числе.пособия для учителей, статьи из опыта работы, юклады, методические указания для учителей и студентов.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В исследовании на основе анализа трудов выдающихся мыслителя прошлого и современности, документов Советского государства рас-;рыга в свете нового видения социализма основные черты гуманизма, юновнвающиеся на единстве общечеловеческих и социалистических :енностей: свобода личности» уважение к человеку-труженику, чут-:ое и доброжелательное отношение к окружающим, любовь к народу, руд на себя а общесгво, оогрудничество цеаду людьми, забота о

всесторонней развитии личности, социальная справедливость, толерантность, эмпатия, культура межнациональных отношений, ответственность за сохранение окружающей среды, признание приоритета общечеловеческих ценностей.

В ходе опытной работы с учетом требований перестройки иколы, ее демократизации и гуманизации, определено примерное содержание воспитания социалистического гуманизма у старшеклассников, вклю-чаюлего следующие компоненты: осознание того, что основным условием свободы личности является освобождение трудящихся от социального гнета и несправедливости; что подлинно гуманные отношения меаду людьми могут быть только при социализме; признание необходимости гармонии интересов в труде на себя и на общество; соблюдение корм и правил поведения в обществе; готовность и способность сотрудничать в коллективе класса, бригады, школы; активное участие б процессе обновления советского общества; требовательность к себе и самоуважение; умение сопереживать, соучаствовать в общественно полезных, нравственно ценных делах; недопустимость проявления высокомерия, клеветы, оскорбления личности, унижения достоинства зенщины; нетерпимое отношение к угнетению, социальной несправедливости, тунеядству, паразитизму и т.п.; проявление культуры в межнациональных и межличностных отношениях и др.

Результаты опытной работы позволили выявить оптимальные педагогические условия, средства и пути воспитания у учащихся старшего школьного возраста социалистического гуманизма в изучении курсов русской и родной (карачаевской) литературы на уроках и внеклассных занятиях. К названным курсам нами были подобраны произведения видных мыслителей и революционеров, государственные документы, способствовавшие усвоению учсщимяся сущности гуманизма. Крккерннй перечень зтих произведений и методические рекомендаций к их изучению апробировались в иколах Карачаево-Черкес' ии на протяжении восьми лет. Для более глубокого уяснения старшими цколь-никами черт социалистического гуманизма автором в 1933 г» был составлен сборник "Окольникаы о Карачаево-Черкес.ми". Бри этом учитывались задачи воспитания у учаадася гуманности» особенности национальной школы и связь материала с курсами истории, литературы, обществоведения. Сборник включает документы, воспоминания, рассказы, в которых раскрываются страницы, истории народов Карачаево-Черкес- ии, огромные преобразования, происшедшие в кизни ее народа за годы Советской власти. Материалы сборника использовались

в учебной и внеклассной рабою.

Возможности позыиения эффективности воспитания социалистического гуманизма у старшеклассников исследовались на материале изучения родной (карачаевской) литературы» Акцент делался на анализ (в плане наследуемой проблемы) произведений К. Кулиева, 0. Хубие-ва, X. Байрамуковой, X. Аппгева а др.

Результаты опытно-педагогической работы показали, что произошли значительные изменения в уровне знаний учащихся о гуманизме, о его таких чертах, как социальная справедливость, сознательная дисциплина, культура национальных отношений. Вместе с тем возросла культура поведения учащихся, их ответственность за свои поступки, дела перед обществом. Формированию понятий о гуманизме, воспитание гуманных чувств, культуры поведения способствовало знакомство с такими чертами ВЛ. Ленина, как гуманное отношение к людям, простота и скромность, принципиальность, непримиримость к идейным врагам, сочетавшаяся с уважением их права на собственное мнение, с заботой о их личной казни л судьбе.

Б усвоении учащимися сущности гуманизма больпое значение имело изучение работ видных мыслителей, политических деятелей в единстве с содержанием учебного материала по курсам русской и род-юй (карачаевской) литератур. Об эффективности опытной работы в ътане исследуемой проблемы свидетельствуют огзегы учащихся на уро-сах литературы, их сочинения, рефераты, доклады на ученических сонференциях. Анализ устных ответов и письменных работ учащихся (ает основание заключить, что исходные положения и понятия, состав-гяющие содержание гуманизма, большинство из них усвоило глубоко к осознанно. Эти выводы г.одтзерндавт, з частности, материалы анкетирования, которое проводилось в опорных школах. Например, в начале пытной роботы понятие "человек-труненик - наивысшая ценность" своило 29/о учащихся, а по окончании ее - около 90£. Положение при социализме могут быть созданы благоприятные условия для сво-одного всестороннего развития всех членов общества" до опытной зботы глубоко уяснили 33% учащихся, а по окончании ее - свыне 80^.

Исследование показало, что воспитанию у старшеклассников гу-знности в значительной мере способствовали этические беседы. Ав-эром разработана тематика бесед с учащимися этого возраста о гу-энизме, учитывающая специфику возраста учащихся, особенности наскальной школы, характер отношений в коллективе. При проведении эких бесед использовались работы просветителей прошлого и труды временных авторов, в которых раскрывается сущность гуманизма. В

процессе этих бесед у стариеклассников были сформированы такие понятия, как чувство общественного и граяданского долга перед страной, ученическим коллективом, семьей; чувство моральной ответственности за свои поступки и дела коллектива. У них вырабатывались желание л готовность бороться с проявлениями высокомерия, злословия и клевета, оскорблением достоинства другого человека. Они отчетливо уясняли то, что скромный человек не стремится подчеркивать достоинства, заслуги, он лишен высокомерия и зазнайства, что в человеке надо ценить качества мыслителя и борца, создателя материальных и духовных благ. Вместе с тем вырабатывались умения руководствоваться соответствующими полокелиямя гуманизма в борьбе с проявлениями антигуманизна, готовность к гуманным поступкам, к подвигу во имя Родины. Старшеклассники были подведены к выводу, что гуканизц является активной, революционно преобразующей силой. Раскрывая суцность гуманизма, учащийся говорили о тем, что социальными истоками гуманизма является идея о нравственной ценности человеческой евэня и личности, ее свободе а необходимости заз.иты достоинств челсвека-трукеника. Они подчзркзшаля енгер-нацшнальный и одновременно национальный характер социалистического гуманизма, отвечала, что социализм содержит возможности для воплощения действительного равенства и справедливости, однако реализации этих возможностей требует преодоления многих трудное--тей объективного и субъективного характера.

Опытная работа показала, что благодаря этический беседам, диспутам учащиеся углубили понятия о достоинстве человека труда5 бережном отношении к народному, личному и общественному достоянию, с необходимости охраны природы, о честности и правдивости, скромности, деловитости и предприимчивости, справедливости я необходимости активно-наступательных действий по огнооенив к иждивенчеству, тунеядству. Они уясняли связь социалистического гуманизма с интернационализмом и патриотизмом, расширяли и углубляли свою . культуру иеянациональных омовений.

С цель» воспитания гуманизма в действии, зыработки у стариеклассников навыков и привычек поведения, соответствующего идеалам гуманизма, в процессе исследования выявлялась эффективность влияния производительности труда на развитие у них гуманности. Определены важнейаие услозля, при которых производительный труд способствует формированию социалистического гуманизма, а именно: сочетание трудового воспитания с воспитанием гуманности. В производи-тглзгаи труде представляется большая возаокность формировать такие

черты личности, как сотрудничество, взаимное уважение и эзакмнся помощь, доброжелательность, культура поведения и др. 'производительный труд становился действенней средством воспитания учащихся в духе гуманизма, когда он был неразрывно связан с систсиой педагогических воздействий, с нравственном воспитанием, а его содержание соответствовало умственным и физический способностям учащихся на оптимальном уровне налрякеяия, определяемой пскхо-физдологическими возможностями'и уровней образования, когда в процессе труда осуществлялась'саморегуляция, учитывалась уникальность личности. £

Б процессе произзодителыюго труда старшеклассники вступали в контакты и сотрудничество с коллективами взрослых. Труд способствовал развитию у них трудолюбия, потребности трудиться на себя и общество, выработке навыков коллективной деятельности, творческому отношению к труду. В итоге достигнута полозителышо результаты з уяснении старщскдассинкагн таких чзрт социалистического гуманизма, как повседневная забота о чслозеке-тру~.еиике, понимание сущности сознательной дзоцпяввга в груде, нетерпимость к аа~ рузвЕйяа общественных пшарзсоз. Старгзклассники приили к выводу, что на созреиеаноа этапе развития яапего общества, з свете нового ззденяя социализма, гунанвзз проявляется гагае во ззакколоняманш? яздей з труде, з Серезлизосгл ко всем видан собственности, в сознательно:.1; соблюдении трудовой дисциплины, нетерпимой отношении к обывательский взглядам на труд, з искоренении тунеядства и т.п.

Прозодцвааяся под наши: рукозодстзюи опытная работа помогло учителям достаточно полно раскрыть воспитательные возможности содержания образования в плане формирования у них представлений, понятий о гуманизме, гуманных чувств, убеждений и соответствующего поведения. Б итоге основная часть учащихся осознанно и прочно усвоила знания о гуианазко, научилась выполнять правила культурного поведения, относиться к труду и людяы труда с позиций современных требований, проявляя при этой гуманность. Учителя развивали у учащихся активность, саыоуваяёняе, умения саморегуляция. При этом в известной вере учитывалась уникальность личности, осуществлялся дифференцированный подход к учащиеся.

Как показали результаты опытной работы, важным педагогическим условие», способетзуициы эффективности воспитания стараих зкольникоз в плане исследуемой проблемы, является гуманизация все-?о учебного и воспитательного процесса, демократизация школы и

личности, сотрудничество учителей и учащихся на высоком уровне требовательности к нравственным качествам, к каждому из субъектов этого процесса.

Таким образом, основными средствами воспитания социалистического гуманизма у старшеклассников являются познавательная, трудовая и. нравственная деятельность. Исследование в основном подтвердило выдвинутую нами гипотезу и дает основания для вывода сформулированных в диссертации задач. В процессе исследования не только определено примерное содержание воспитания гуманности у учащихся старшего школьного возраста, но и показано, как это содержание реализуется з учебно-воспитательном процессе в единстве с содержанием материала гуманитарных дисциплин и задачами всестороннего развития личности. Это содержание включает в себя круг систематизированных знаки;! о гуманизме, раскрывающийся в культурном наследии прошлого и народной педагогике, в единстве общечеловеческих и социалистических, национальных к интернациональных ценностей. В процессе исследования разработана и опытным путем проверена система занятий а различных видов познавательной, трудовой и нравственной деятельности, направленной на формирование качеств гуманиста, подготовлены соответствующие рекомендации для учителей.

Предметом дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы цогут быть, на наш взгляд, такие вопросы, как взаимосвязь раззи-' тия самоуправления учащихся и их нравственного, гуманистического воспитания; деятельность семьи по воспитанию у учащихся различных возрастных групп гуманности, гуманизация содеркаияя образования, культуры меянациональных отношений в щколе и семье и др.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Воспитывать шлодекь в духе социалистического гуманизма (на карач. яз.) // Беспокойные сердца. - Черкесск: 1979. - Ц- с.

2. Воспитание у учащихся социалистического гуманизма в процессе изучения иыи жизни, деятельности, произведений В.И. Ленина // Литературно-художественная а фольклорная Леникиаяа народов Северного Кавказа и дона. - Орджоникидзе: 1980. - 13 с.

3. Марксистско-ленинское учение о гуманизме - основа воспитания старшеклассников в духе социалистического гуманизма // Метод материалы и указания к теме "Нравственное воспитание". - Пятигорск: ПГПКйЯ, 1981. - 24 с.

О воспитании у старшеклассников социалистического гуманизма в процессе изучения ¡шп про;:ззеденл2 В.^. Ленина, документов

КПСС в курсе литературы // Методические указания для студентов к учителей. - Пятигорск: ПГПИШ, 1981. - 16 с.

5. Школьникам о Карачаево-Черкесии // Метод, рекомендации для учителей национальных школ. - Черкесск: Карачаево-Черкесский ГО, 1982. - 147 с.

6. Воспитание социалистического гуманизма на уроках карачаевской литературы // Методическое пособие для старших классов. -Зеркесск: 1982. - 77 с.

7. Боепитание у старшеклассников социалистического гуманизма // Изучение теоретического наследия З.И. Ленина в старших классах - Пятигорск: ПШ11ИЯ, 1982. - 16 с.

8. О социалистическом гуманизме // Метод, указания для про-эедения этических бесед с учащимися 9-10 классов - Пятигорск: 1ГПИИЯ, 1983. - 12 с.

9. О воспитании у старшеклассников социалистического гуманиз-:а в процессе изучения материалов сборника "Школьникам о Карачзе-о-Черкес иип // Метод, разработки для учителей - Пятигорск: ГПИЙЯ, 1983. - II с.

10. Формирование у стариеклассников качеств советского патрио-а-интернационалиста, гуманиста во внеклассной работе - Черкесск: Э85. - с.

11. Педагогический поиск - залог успеха (из опыта работы) -эркесск: Карачаево-Черкесский ЮТ» 1988. - 41 с.

12. О воопитании у старшеклассников социалистического гуманиз-з ¡} Метод, материалы и рекомендации для учителей и студентов. -ггигорок, ПГПЙИЯ, 1990. - 18 с. (в соавторстве).