автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитательные возможности вьетнамской народной песни в подготовке учителей музыки для начальной школы СРВ
- Автор научной работы
- Нго Тхи Нам
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитательные возможности вьетнамской народной песни в подготовке учителей музыки для начальной школы СРВ"
АКАДЕМИЯ ПЖАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР НАУЧШ-ИССВДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Специализированный совет К.018.12.01
На правах рукописи
НТО ТХИ НАМ
УДК [378.637:371.133 :78 ,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ВОЗШШЮСТИ ВЬЕТНАМСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРВ
/
13.00.01 - Твори и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 19 $0)
Работа выполнена в На/чно-^сследовательском институте художественного воспитания АПН СССР
Научный руководитель -
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Ригина Г.С.
Официальные оппоненты -
доктор педагогических наук, Алиев Ю.Б.
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Овчинникова Т.Н.
Ведущая организация -
Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина
Защита диссертации состоится " ^ " г.
" --/У — " часов на заседании Специализированного Совета К 018. 12. 01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - Теория и история педагогики в Научно-исследовательской институте художественного воспитания АПН СССР по адресу: 119034, Москва, Кропоткинская набережная, д. 15.
С диссертацией южно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан " " ^Р/л'.ОАЛс^ 19^ г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
кандидат педагогических наук Е.Г.Багреева
(
■■ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
— ■ Актуальность темы. Коммуйистическая партия Вьетнама на
ем"съезде продемонтрировала "решимость к глубокому обновлению во всех областях экономической и социальной жизни, с тем, чтобы шаг за шагом стабилизировать социально-экономическое положение, создать предпосылки душ осуществления социалистической индустриализации в последующе годы"1. Основные направления экономического и социального развития' Социалистической республики Вьетнам на данный период, утвереденный У1 съездом КПВ, предусматривают обеспечение развития системы образования, совершенствования школьного обучения.
В политическом докладе У1 съезду КПВ ставится задача установить тесные контакты между культурно-массовой художественной деятельностью и работой профессиональных коллективов в целях ■ "повышения уровня художественного творчества, как уровня социалистического сознания народа"'"^ для того, чтобы создать новую культуру и формировать нового человека.
В строительстве социализма важную роль играет школа, так как она занимает ведущее место в подго.товке нового всесторонне развитого человека, активного строителя социалистического общества. Сейчас чрезвычайно важным шагом является проводимая в СРВ ■ реформа начального и среднего образования. Реформа народного образования ставит цель - в кратчайший срок привести образование в соотвествие с основными задачами строительства социализма во Вьетнаме, направленными на становление гармонически развитой личности - будущего хозаина страны.
Процесс становления гармонически развитой личности многогранен и сложен. При этом большое значение имеет проблема нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, прежде всего средствами национальной культуры. Однако, результат педагогического процесса в преиодаваши художественных предметов в школе во многом зависит от „музыкально-эстетической подготовки учителя. Его знания, художественный вкус, педагогические умония
1. Из речи Генерального Секретаря КПВ Шлуен Вал Линл. - ланой:
Правда, 20 г.ая 1308 г.
2. материалы У1 Сьездц КПВ. - Ханой: Правда, 1987. - 15<! с.
оказывают решающей влияние на нравственно-эстетическое образование и воспитание школьников. Проведение в дшзнь обучения музыке в общеобразовательной школе требует не только определенного количества учителей, но и качества их подготовки.
Поэтому, решать проблему нравственно-эстетического воспитание школьников в общеобразовательной школе, необходимо начинать с нравственно-эстетического образования и воспитания сашх учителей .
Немалое влияние на идеалогию и культуру Вьетнама после аатякноп войны оказывал существовавший феодальный строй и особенно господствовавший в течение последних лот в Дкном Вьетнаме колониальный и неоколониальный релим. Их "психологическая война" оказала немалое воздействие на нашу молоде.ль, ее художественный вкус, в частности, музыкальный. Это проявление интереса к безидейнои и бессодержательной шумовой музыке, музыке, лишенной национального колорита. С другой стороны, в практике музыкальных факультетов пединститутов СРВ, содержание методы и нормы обучения-народному творчеству, особенно вьетнамской народной песне, еще формальны и мало э<*4>ективны. Вьетнамская народная песня занимает незначительную часть репертуара на занятиях пением. Студенты не готовы к работе с учащимися, их подготовка не соответствует требованиям, выдвигаемым в программе "14/зыка" для общеобразовательной школы, в которой народная песня занимает ваяно е место.
Народная песня - одна из важных и значительных составных частей национальной культуры и духовной лизни народа. В наш дни в Советском Союзе создана программа по музыке композите ром-педагогом д.Б.Каоалеьским, которой ..штор называет народные песни и танцы "своеобразной онцаклошдлей лшзни народов шра"1'.
Воспитательные особенности русской народной песни исследовались Ь.С.Асафьевым, Н.Л.Гродзенскои, В.д.длышлевской, в.С.поповым и другими•
Во вьетнамкой народной песне отобрадены разлнчше природные и социальные явления и слолшые отношения к ним человека. Вьетнамская народная песня характеризуется не только лирическими об-
1. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой)
для общеобразовательной школы 1-й классы. - гл.: Просвещение,
1985. - 112 с
разами, но и афористически меткими пословицами и поучениями, которые являются великолепными примерами для воспитания нравственно-эстетических чувств человека. Разнообразное содержание вьетнамской народной песни привлекало вникание многих вьетнамских »музыковедов. Его изучением занимались Ту Нгок, Нгуен Тхи Ньюнг, Нгуен Синь, Зоан Ньо, Хонг Тхао, Данг Ван Лунг и др.
Своеобразные жанры вьетнамской народной песни, сюжеты в их национальной специфике, такие ее особенности, как разные структуры поэтических строф текста^ влияние речевой интонации на песенный мелос, мелодическое и ритмическое своеобразие вьетнамской народной песни используются для создания музыкальных образов, отражающих разнообразные чувства и настроения человека, связанные с окружающей его жизнью.
Вьетнамская народная' песня содержит в себе богатейший воспитательный потенциал и может быть успешно использована в качестве средства повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания будущих учителей музыки. Однако, вопрос о роли вьетнамской народной песни и ее использования, как средства музыкально-эстетического- воспитания студентов музыкального факультета педагогических институтов, до сих пор не разработан.
Исходя из этого, тема "Воспитательные возможности вьетнамской народной песни в подгогтовке учителей музыки для начальной школы СРВ" актуальна для музыкальной педагогики Вьетнама и еа= исследование является необходимым.
Цадь исследования заключается в- выявлении возможности вьетнамской народной песни в нравственно-эстетической подготовке будущих учителей музыки.
Объектом исследования является подготовка студентов музыкального факультета педагогических институтов.
Птедмет исследования: — приобщение к вьетнамской народной песне будущих учителей, музыки, начальной школы СРВ.
В исследовании' выдвигается! следующая гипотеза: Приобщение к вьетнамской народной песне,- будущих учителей музыки может стать эффективным при педагогически целенаправленном изучении:
- воспитательных возможностей вьетнамской народной пески в единстве ее смыслового содержания и художественных средств выразительности;
- идойной позиции народного автора.
Исходя из дели исследования и изложенной выше гипотезы, мы поставили следующие задачи:
- определить структуру вьетнамской народной песни в ее национальной специфике;
- выявить специфику включения вьетнамской народной песни в программу и практику подготовки будущих учителей музыки на музыкальном факультете пединститутов, а также в программу "Музыка" для начальной школы СРВ;
- обобщить опыт музыкально-эстетического воспитания средствами народной песни, на примере общеобразовательной школы СССР.
Методологическую основу нашего исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания и образования, материалы съездов, пленумов КПСС, КПВ и государственные документы, в которых ставятся задачи совершенствования воспитания и образования подрастающего поколения; работы по педагогике, психологии, эстетическое воспитанию, »музыкальной педагогике, искусствоведешш.
Используемая в ходе исследования методика включала в себя: теоретический и методический анализ проблемы на основе изучения трудов классиков марксизма-ленинизма, научной литературы до педагогике, психологии, эстетике и искусствоведению; обобщение передового опыта по вопросам музыкально-эстетического воспитания шадщих школьников средствами русской народной песни в СССР; изучение специальной литературы по проблеме исследования.
На защиту выносятся следующие положения диссертации: Вьетнамская народная песня содержит в себе значительный воспитательно-образовательный потенциал, который вддет быть успешно использован в разработке содержания музыкального воспитания студентов, будущих учителей музыки в пединститутах и учащихся начальной школы.
¿дефективность приобщешя к вьетнамской народной лесие в процессе подготовки учителей музыки обусловливается педагогически целенаправленной активизацией изучения ее специфических черт в единство содержания и формы.
Разные аспекты смыслового и художественного содержания вьетнамской народной песни с ее национальной специ^кой способствуют музыкально-эстетическому развитию студентов, будущих учителей музыки в пединститутах и детей младшего школьного возраста.
Научная ноьизна настоящего исследования состоит б том, что
оно является первой, в СРВ работой в области музыкальной педагогики по проблеме повышения' эффективности' подготовки будущих учителей музыки средствами- народного* искусства. В исследовании соотнесены воспитательно-образовательные возможности вьетнамской народной песни с музыкально - эстетическим развитием учащихся и совершенствованием системы музыкального воспитания учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется возможностями его использования в теории и практике музыкального воспитания студентов музыкальных факультетов пединститутов, а также школьников младшего возраста.
Апробация основных положений исследования. Теоретические основы, методика и результаты исследования обсуждались в лаборатории преподавания музыки Научно-исследовательского Института Художественного воспитания АПН СССР. Результаты исследования шгут быть использованы в разработке содержания (музыкального воспитания учащихся начальной школы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет, задачи,, гипотеза исследования; выявляется научная новизна, практическая значимость исследования.
В первой главе - "Структура-вьетнамской народной песни" -выявляются воспитательно-образовательные возможности, дается научно-теоретический анализ вьетнамской народной песни, ее художественного содержания.
Вопрос об изучении вьетнамской народной песни развивался после августовской революции (1945 г.). С 1930 г. государственным издательством "Музыка" (Ханой) был опубликован ряд сборников народных песен, которые сгруппированы по их этнографическим признакам.
Собиратели вьетнамских народных песен внесли большой вклад в сохранение национальной традиции в области музык.шьного фольклора ц сыграли ва/ную роль в развитии науки о музыкальном ¿ольк-лооз. Эти сборники поло-гили начало научмх .¡сследов.иши в оо/^с-тл музыкального ¿юопптымя.
В:..усго с собиранием 1«;-.гораалов народного .чу^ы-
кального творчества, в страна качалось и его исследование. Разнообразное содержание вьетнамской народной, песни привлекало внимашю многих вьетнамских .\узыковедов (Ту Нгок, Хокг Тхао, Данг Ван Лунг, Нгуен Ван Фу, Тхюй Лоан, Зоан Ньо и др.).
Предпринимаются попытки научного исследования вьетнамской народной песни отдельных регионов страны. Ее жанры, ладовое строение изучают Нгуен Тхи Ньюнг, Нгуен Синь, Фам Мин Кханг, Иго Донг Хай и др.
Вьетнамская народная песня относится к числу наиболее древних цивилизаций земного шара. Культура вьетнамского народа вообще и музыкальная культура, в частности, народная песня, имеет свои корни, оригинальные черты, сложившиеся еще в глубокой древности.
Дня вьетнамской народной песни характерной чертой является многожанровость. Среди жанров, где наиболее типично проявляются закономерности песенного фольклора, следующие:
- жанр "хо" ( /1<Г ) - трудовые песни, либо как-то связанные с трудом; /
- жанр "ли" (^ ) - южные лирические песни;
- жанр "куан хо" ((¡чаи ^ ) - северные лирические песни.
Из всех этих жанров наиболее лопулярш песни "куан ло", и в
то же время они обновляются, поскольку в основном испольняются на праздниках соревнований певцов - импровизаторов.
Наряду с жанровой стороной находятся сюжеты песен, где по традиции нет более-монее развернутого действия. В качестве сюжета можот выступить краткий психологический этюд, шмолотиая зарисовка душевного состояния, как бы поэтическая констатация переживаемого мо.-^нта, ксментировакие выполняемой в данный момент работы (трудовые поонк). Один и тот же сюжет может развиваться в различных мелодиях, если их характер и жанровая сторона близки. Однако, в любом случае обычно за интонационным первоисточником закрепляется название песни.
В первой главе приводится анализ взаимовлияния вьетнамской речи и мелодии в песнях. Вьетнамский язык принадлежит к числу тональных моноспллабических языков. Шесть интонаций (тонов) во вьетнамском языке придают каждому отдельно взятому слову различные значешя. Это отличает его от европейских языков, например, от русского языка, в котором интонация хотя и играет
больщуи выразительную роль (иногда смысловую), но но меняет значения слова.
Методика изучения этой проблемы сложилась в процессе сопоставления высотного артикулирования слов и их интонационного адеквата в мелодическом развитии. Все свойства тоновой речи существенно сказываются на пении. Поэтом/, вьетнамская народная песня в какой-то степени уникальна. В ней мелодия должна подчиняться высотной линии, образованной от интонации текста. В мелодических оборотах можно замечать адекватные речевые синонимы, аналогии. С другой стороны, если попытаться варьировать мелодический оборот вьетнамской народной песни, то тем салим недопустимо изменять содержание текста. Большое количество скользящих речевых интонаций приводит к появлению разнообразных форм мелизмов, которые играют вадную роль в сохранении узнаваемости слов текста.
Почти все вьетнамские народные песни имеют стихотворный текст. Во вьетнамской поэзии несомненная направленность к определенным, избранным слоговым структурам стиха уходила в глубокую древность. Слоговая структура стиха является одним из четких жанровых признаков песни, поскольку она, во многом, определяет типы и характер мелодизации текста. В классической вьетнамской поэзии были такие поэтические структуры, как семислолная, четырехслолшая и структура 6:8. В течение долгих веков китайского владычества во Вьетнаме среди многих форм китайской культуры был семисложный стих. В творчестве вьетнамских поэтов издавна семислоАШЫй стих отличался своими силлабо-тошческими свойствами, где рифмующиеся слова создавали эффект ударения. Семисло;;;-ник в последнее столетие отстоялся как форма удобная для изложения драматической поэзии.
Структура стихотворная 6:3 считается национальной классической формой строф. Шогав поэты Вьетнама ориентировались на эту народную форму поэзии, в которой великолегшым примером служат многочисленные лаконичные стихотворные, афористически меткие пословицы, присказки, поучения. Структура строки 6:8 в основном очень хорошо соответствует лирическим излияниям. Она наиболее естественно поддается вокализации, находя отражение в адекватном интонационном воплощении.
Сейчас известны и смешанные формы стихотворных строф, где одно слоговое соотношение переходит в другое. Это усложняет и эмоционально оживляет изложение, потому что меняется акцентуация, нарушается равномерность слоговой пульсации.
Четырехсложная структура подходит для текстов веселых, шутливых песен. Семисложник наиболее близок отражению драматического содержания песни.
Во вьетнамской народной песне стихотворный текст подается в рассредоточенной цхэрме. В нем содержится большое количество производных слов (слов без значения). В улрлу рассредоточения текста народам автором включены различные междометия, повторы, подобие вставки, дополнения, а такле иногда старинные названия нот - слоги 1>азличной звучной окраски. Интересно, что число добавочных, повторных слов и междометий часто превышает основные слова. Однако, наличие производного слова в тексте занимает значительное место в расширении мелодического предложения. Один и тот же стихотворный текст может быть по-разному скомбинирован в производной форма в зависимости от жанра песни.
{»окно сказать, что поэтический текст вьетнамской нгродной песни интересен не только по его рассредоточенной цюрме, но и его идейному содержанию. В нем образно отражаются различные стороны действительности: природные и социальные явления, сложные отношения к ним человека, а также отражается нравственная позиция вьетнамского народа.
Вьетнамская народная песня мелодична, как и русская, украинская, армянская и др. Характерные национальные особенности ее мелодии •рассмотрены наш. в данной работе.
Весь песенный фольклор Вьетнама молю по характеру разделить на две большие сферы:
а) пеоенность кантилеиного типа;
б) песешюсть типа мелодекламации с приближенным к речитативам.
В работе раскрывается существенная разница между речитативным и кантиленным пениями.
Вообще речитативное пение (декламационное) встречается большей частью в жанрах театральной цузыки, детских частушках и жанре "там" - пространных эпических повествованиях импровизационного типа. Оно понимается как тип связи мелодии и текста в вокальном исполнении, где одна и та же мелодия выступает как
- и -
модель, способная изменяться дня приспособления к любому тексту (их обычно очень много). Речитативное пенно играет очень вс«пул роль в традиционной музыке Вьетнама. В речитативном пении фразировка мелодии и текста совпадает, число слогов текста строго сохраняется, порядок слов не меняется. В вокальной музыке Вьетнама есть много прекрасных мелодий типа речитативного пения, по они не могут существовать без текста. Бо многом мелодия речитативного пения имеет .две ;ле-':одлвеские волны, ооотйотствуюь^о строкам стиха, ¿го ритмика также в -значительной мерз копирует рлтми-ку речи в ее синтаксическом членении л а силу этого цезуры речи ■ и мелодической линии совпадают.
¿{антиленное поше проявляется в долном -объеме в избранных наш жанрах "хо", "ли","куан хо11. В мелодии кантиленного пения существенно отражаются законы самой музыки, различные му-
зыкального развития и формулировки мысли с -ее специ^мчкостыо образных обобщений. В кэнтиленном пении мелодая на'синает освобождаться и сам порядок слов молот меняться, может ке оыть совпадения между синтактическим членением текста и его мелодическим распевом.
Существует также своя логика в обшей высотной планировке хода мелодического процесса. Типичным является постепенное снлже-ние высотной равнодействующей линии, что служат средством обновления мелодического процесса, постепенности его качественных преобразований, возникновению в конце ощущения итого-юс-ти. Сам этот факт одноголосности вьетнамской народной песш: приводит к ряду специфических особенностей ешэ в сил" тоновой сущности языка.
Во вьетнамских народных песшх очень редко встречается интервал примы. В них большую роль играет кварта, при которой вьетнамцы улавливает смысл, 'зональность в пении, инструментальной музыке, строят звукорша и т.д. Токовый язык соуслоЕлмеаут игве-с-гнув непредсказуемость ооразованся высотного рельефа мелодни. Именно поэтому почти не встречаются секвенции, очень хедки повторы, а в случаях их применения они обычно ь силу свое*; ^о^ычи-гельности, обладая во Вьетнаме своей семантикой, служат целям цинамизации процессов формообразования.
Относительно малочисленны звуковысотные хульмнсшин и более типичны зоны напряжения, которые проходят внешне спокойно в «редок тесситурах голоса поющего. Ьестоположениа таких кульминаций
или зона обострения - обычно середина песни, а не "точка золотого сечения", как это чаще всего бывает в музыке гармонической ладовости, где обычно находится сфера субдоминантовости.
Необходима отметить, что во вьетнамской, народной песне оч&иь редко встречается танцевальный ритм, трехдольный размер. В ней поэтический ритм стихотворного текста тесно связывается с музыкальном метроритмом. В детских и трудовых песнях циклически: ркгд: оказывается основным выразительным средством, носит оа1в-..:ешгый и активный характер. Наиболее сложный ритм в лирических песнях приобретает свою синтетическую специфику, свое нацнональ ное свойство, связанное с тоновой по сущности речью Вьетнама, сфорчулирпванной почти тысячелетия назад. Двудольный размер и его разнообразные типы синкопы считаются самыми типичными и популярны!.:.; во вьотнамскнх народных песнях. В теской связи с мело дической линией ритм вьетнамской народной песни активно участвует в развитии и совершенствовании музикальнок цюрт.
Анализ народно-песенного материала, сборников народных песен позволяет прийти к выводу, что мелодия и ритм вьетнамского народно-песенного творчества в тесной, связи с особенностями речевых интонаций вьетнамского языка, имеют свою национальную спе цифпку, отличаются высокой художественностью, многообразием выразительности, используются душ создания музыкальных образов, отражающих разнообразные чувства и настроения человека, связанные с окружающей его жизнью.
Итак, вьетнамская народная песня за период своего тысячелетнего существования сохранила свою специфику, свой смысл и колорит. Она характеризуется своеобразными национальными особен ностлгд:, такими как: разнообразие жанров, влияние речевой интонации на посьннай тзлос, основное и производное слово, разные структуры яоотичесйих стро^ текста, мелодичесшде и ритмические особенности. Она ии^ег давнею тр-дацию с отличительным! особенностями, обеспечикииилга ей кизнеодюсобшстъ в длительных испытаниях ьремыш.
Ььетк; скал народная носка, являясь одним из луч^'х образцов г/лроьой музыкальней культура, содержит ь себе значительные досштательно-образовательниз возможности и иолии бить /сисино использован* ь качестве средств* повышения зад-ектииносуи подготовка о/дуцих учителе^, музыки в педагогических институтах, а Тш«е ь 1^зшсально-эсгетичесдсом ьосштанил шииьил ^¿сольников
кЗщеобразозатальной школы.
Зо втотюй глава - "Вьетнамасая народная песни в учебно-юслитательном процессе студентов музыкального факультета ледан-:титутов СРВ - рассматривается вопрос о положении музыкального юспитания во вьетнамской педагогике, дается музыкально-недаго-■ический анализ программы подготовки будущих учителей музыки, юобенно содеркшшя обучения народному искусству на музыкальном икультете пединститутов, определяется роль вьетнамской народ-юй песни в программно-методической литературе по музч.че для ичальной школы СРВ, изучается опыт использования народной пес-ш, на примере программы по музыке для общеобразовательной школы Светского Союза.
Из истории преподавания музыки во вьетнамских лколах 1. несены некоторый конкретные исторические факты, связанные с данным зоярэсом. Во Вьетнаме, посла победа Августовской ревохоцм перед ювым социалистическим государством было очень много трудностей. 3 условиях затяжной войны с французскими захватчиками, потом с американскими агрессорами не было возможности уделять Сольное внимание художественно^ воспитанию, в том ч..сле и музыкальному. 3 результате реформы системы народного образования г.) му-
зыкально-эстетическое воспитание и обучение народному иск.; -отиу, з частности, вьетнамскому народно-песенногду творчеству вошли в эбщум программу системы народного образования СРЗ. Ш проанали зировали содержание обучения вьетнамской народной песне в практике и программе "Музыка" для музыкального факультета ледагоги-геских институтов и общеооразсвателыюй ¡г'олы СРВ.
В результате муэыкально-яедагсглческого анализа отмечаете«, что вьетнамская народная песня недоотценивается и в целом, занимает незначительное место в музыкально-чстэтическом оОучсшлп и воспитании студентов - будущих учителей музыки начальной икслы. 3 другой стороны, содержание, методы и ixjp.ii обучения народному искусству, особенно, вьетнамскому народно-песенному творчеству еще формальны и мало эффективны. На практике студенты ¡щ/зыкаль-ного факультета мало занимается вьетнамской народной песней, не готовы к работе с учащимися в школе. Их подготовка не соответствует требованиям, выдвигаемым в программе "ц/зыка" для общеобразовательной школы.
Анализ програм/шо-методической литературы по музыке для общеобразовательной школа доказал, что в целом, вьетнамски на-
~ 14 ~
родная песня оценивается- «¿ж элективное средство коммунистического воспитания и занимает одну из ведущих позиций в системе массового музыкального; воспитания учащихся.
На практике в музыкальной педагогике существует противоречие между задачами музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе и подготовкой самих учителей музыки, особенно их обучением народному творчеству. Решение этого противоречил требует специальных исследований, в том числе выяснения возможностей вьетнамской народной песни в качестве одного из здоекгиьшх средств воспитания младших школьников и прежде всего сатах учителей музыки.
jj то время, когда во Вьетнаме вопрос ьузыкального воспитания впервые официально вошел в обную программу систем народного образования, в Советском Союзе,, как и во многих странах кара, были достигнуты больше успехи в процессе развития к со-, верденствованяя музыкального воспитания и обучения. Во второй главе ш поставили задачу изучить место народной песни в прог-т.амме для общеобразовательной школы в Советском Союзе, чтобы извлечь из этого полезные уроки, опыт.
Теоретические и практические положения нравственно-эстетического воспитания в советской школе разрабатывались и внедрялись в ,газнь с первых лет после победы Великой Октябрской социалистической революции. Ва«ное значение данные положения имели а система массового музыкального воспитания.
Народная песня является одной из важных и значительных составных частей национальной культуры и духовной жизни народа. Необходимость ее ¡^пользования в общеобразовательной школе неоднократно подчеркивается в трудах Б.В.Асафьева и других ученых.
Напевность, ясность, простота мелодической и ритмической структур«, неразрывная евнзь слова с напевом, самобытность многоголосил русской наро.шо;: песни привлекали внимание советских уузыкантои-псгдагого;-, которые включали ее в учебно-воспитательный процесс и изучал.", ее воспитателыю-обраисвателыше особенности (Дышле'-окал Ь.А., Попов B.C., Юцеъич Ь.'А. и др.).
Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, Н.К.Крупская,л.Б. Луначарский, А. С. Макаренко,. В.А.Сухоу.тнск/Л, а затем современные педагоги О.С.Богданова, Н.Л.Болдырев, д.И.Водзинсюй, &.В. кь.чтксьг.кап, Б.Т.Лихачев,. В.А.Разувши и др. созд«д»: ряд ¡иунда-м-жтальиых трудов,, касающихся различных аспектов нравственно-
- 15 -
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Проблема взаимодействия музыкального искусства и воспитания находит теоретическое решение в работах советских психологов, педагогов и музыковедов О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Н.Сохора, Б.М.Теплова, В.Н.Щацкой, а также в методических исследованиях ученых в области музыкальной педагогики Ю.Б.Алиева, В.К.Белобородовой, Н.Л.Гродзенской, Г.С.Риги-ной и др.
Изучение программно-методической литератур! по музыке для общеобразовательной школк показало, что в Советском Союзе происходит последовательный процесс развития и совершенствования школьных програлм по музыке. В разные года развития советской школы использование народной песни как средства ц/зыкал:,но-эстетического воспитания младщйх школьников было различным, в определенные периода, связанные с жизнью Советской страны, например, в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период, в программах по музыке значительно возрастает количество народных песен.
Опираясь на анализ научной литературы и практики музыкальной педагогики, мы пришли к выводу о том, что в процессе постоянного совершенствования и развития школьных программ по музыке на протяжении длительного времени существования советской школы народная песня занимала особое место и имела большое значение в решении поставленных в программах задач. В настоящее время она прочно вошла в урочную систему начальной школы.
Определение места и роли нар( дной песни в программно-методической литературе по музыке для общеобразовательной школы СССР позволяет прийти к утверждению, что широкое использование вьетнамской народной песни в качестве неотъемлемой части воспитательно-образовательного содержания программы "Цузыка" для начальной школы СРВ совершенно правильно и необходимо.
Анализ положения музыкально-эстетического воспитания студентов музыкального факультета педагогических институтов и их подготовки к работе со школьниками начальной школы показывает существенные недостатки программы подготовки будущих учителей музыки, противоречие между задачами музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе и подготовкой самих учителей музыки, особенно ¡и обучением народному творчеству.
В музыкальной педагогике СРВ до настоящего времени не были разработаны содержание, методика, нормы музыкальных занятий на материале вьетнамской народной песни как для подготовки будущих учителей музыки в педагогических институтах, так и со школьниками в урочной системе начальной школы; не били выявлены ее воспитательные возможности, эффективность воздействия на процессе воспитания и развития будущих учителей музыки.
Анализ общих результатов исследования дозволил прийти к следующим выводам:
Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу ц актуальность проблемы, показало, что вьетнамская народная л о еж является одним из лучщих образов мировой культуры. Ео содержание и форма совериенствовались и обогащались на протяжении. длительного периода времени. Лучшие из народных песен, . наиболее полно отражающие единство содержания и формы, дошли до настоящих дней. Именно такие песни, несущие большой эмоциональный и смысловой потеициал, способны пробуждать и закреплять эстетические и моральные чувства учащихся.
Анализ программы и практики музыкального факультета педагогических институтов показал недостатки воспитательной работы в подготовке будущих учителей музыки, к работе со школьниками начальной иколы.
Широкое использование вьетнамской народной песни, ее значительное место в программе "Музыка" для начальной школы находится в противоречии с музыкально-эстетическим воспитанием будущих учителей музыки, студентов музыкальных факультетов педагогических институтов.
Определение места и роли народной песни в программно-методической литературе по музыке для общеобразовательной школы СССР позволяет прийти к утверждению, что широкое использование и изу-чешю вьетнамской народной песни в качестве неотъемлемой части содержания програмли "музыка" для начальной школы СРВ правильно и необходимо.
Воспитательное значение вьетнамской народной песни обусловлено тем, что ее содержание несет в себе реальное отражение жизни вьетнамского народа, его любовь к Родине, родному крае, нр1-роде. Лучшие народно-песенные образцы помогает студентам донимать л прав.шьно оценивать то ценное,, что в них содержится и глубже познавать духовный мир своего, народа.