автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище
- Автор научной работы
- Бейрюмова, Людмила Георгиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бейрюмова, Людмила Георгиевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ОСОБЕННОСТИ 1РОФЕССИОНМЬНО-ХТЕТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
I.I. Из истории проблемы эстетического воспитания будущих учителей начальных классов
1.П. Сущность и содержание эстетического воспитания студентов педагогического училища средствами искусства
Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ (ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА) К РАБОТЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПЛ. Взаимодействие видов искусств как необходимый фактор активизации эстетического воспитания студентов педагогических училищ - будущих учителей начальных классов
П.П. Индивидуально-возрастные особенности в художественно-эстетическом развитии студентов педагогических училищ средствами комплексного воздействия искусств в процессе их профессиональной подготовки
П.Ш. Педагогическое обоснование экспериментальной программы взаимодействия видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище и методические рекомендации к работе по ней • •
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище"
Актуальность исследования. В условиях коренной перестройки системы образования и воспитания в нашей стране, в условиях демократизации и гуманизации обучения подрастающих поколений на первый план выдвигается ряд приоритетных проблем в педагогической науке. Важнейшие из них - совершенствование системы эстетического воспитания и реализация межпредметных связей как необходимого условия эффективного обучения, воспитания и развития школьников, студентов профессиональных педагогических учебных заведений в учебном процессе.
Об актуальности разработки проблем теории и практики эстетического воспитания и образования убедительно свидетельствуют материалы Коллегии Министерства образования Российской Федерации "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях", проведенной 24 мая 1995 года. В частности, в решении Коллегии отмечается, что ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования в России.
Постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.
Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода "защитный пояс", охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.
Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы "знаний, умений и навыков" и выявлением мотивирующей функции искусства в становлении личности.
Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций,
В общеобразовательных учреждениях в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как "Изобразительное hcjqtcctbo", "Музыка", "Мировая художественная ^гльтура", "Хореография", а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования, В базисном учебном плане предметная область "Искусство" охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану» Кроме того, в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству.
Вопросам теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития посвящены труды Г.В.Беды, Н.Н.Ростовцева, С.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, Я.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдулина, Т.С.Комаровой, В.Г.Горецкого, Е.В.Квятковского, Д.А.Ходяко-вой, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, Т.Я.ШпикаловоЙ, Н.С.Боголюбова, Б.В.Корешкова, А.С.Хворостова, А.А.Унковского, Э.И.Ку-бншкиной, Б.Т.1ихачева, М.Г.Плоховой, Ю.У.Фохт-Бабуикина, Л.В.Горюновой, С.Е*Игнатьева, Н.Н.Светловской, Т.Ф.КурдюмовоЙ, В. Я. Коровиной и других известных ученых.
В отдельных педагогических работах рассматриваются вопросы взаимодействия искусств в эстетическом воспитании молодежи. Это, прежде всего, докторские диссертации Г.П.Шевченко, Д.А.Ходяковой*, кащидатские диссертации Д.П.Ильенко, О.И.Во Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Киев, 1966; Ходякова Д.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. М., 1992. рожейкиной*, пособие для учителя коллектива авторов (Т.Ф.Кур-дюмова, В.Я,Коровина и др.) "Взаимосвязь искусств на уроках литературы (4-10 классы)** (М., 1987); Книга для учителя Е.Л. Глушенко, В.П.Полуянова "Картина и иллюстрация на уроках литературы" (М,, 1985). К сожалению, этим и завершается рассмотрение проблемы взаимодействия искусств в эстетическом воспитании школьников. Аналогичную картину мы видим и в научно-методической литературе по проблемам профессиональной подготовки будущих учителей.
Сказанное определяет важность значительного улучшения профессиональной подготовки будущего учителя, более эффективного развития и формирования у них духовной культуры» эстетических потребностей, интересов. Особенно если осуществляются подготовка учителя к работе в начальной школе, где особое внимание уделяется эмоционально-чувственному развитию детей, И не случайно в упомянутом выше решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации подчеркивается -в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов, нацеливающих на развитие через искусство, а не на равнодушное заучивание шаблонов. Ильенко Я.П» Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств. М., 1996; Ворожейкина О,И, Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. М., 1996.
То есть, современное развитие общества выдвигает требования дальнейшего совершенствования подготовки кадров учителей, что предполагает их bhcojqoo профессиональную подготовленность наряду с развитой общей культурой. Достижение этой задачи во многом зависит от постановки теоретического, методического и организационного уровня учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте и педагогическом училище. И здесь очень важна тесная взаимосвязь обучения и воспитания. Значительное место в формировании общей культуры учителя-наставника принадлежит эстетическому воспитанию, призванному сформировать личность молодого учителя. "Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, - пишет один из ведущих ученых В.А.Слас-тенин, - будущий учитель должен овладеть основами. эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений жизни и искусства, одним из видов художественно-творческой деятельности (выразительное чтение, рисование, лепка, кинодело, аузыка и т.п.), современными методами эстетического воспитания на уроке, во внеурочное время, на факультативных занятиях (создание на уроке и во внеклассной работе эмоционально-эстетической атмосферы, эффективное использование произведений различных видов искусства, организация художественных и творческих кружков, проведение бесед, диспутов, конференций по проблемам эстетики." if в ).
Таким образом, новые условия профессиональной подготовки кадров учителей начальной школы настоятельно требуют обстоятельной разработки проблем теории и методики эстетического воспитания студентов педагогических училищ и колледжей средствами органического взаимодействия различных видов искусств.
Все сказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования - "Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище", посвященного восполнению указанного пробела в педагогической науке.
Проблема исследования: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка педагогических основ и методики эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ, колледжей (отделений начальной школы) в процессе взаимодействия курсов литературы, музыки, изобразительного искусства. Решение данной проблемы составило и цель исследования.
Объект исследования; процесс эстетического воспитания будущих учителей начальной школы в системе их профессиональной подготовки в педагогических училищах (колледжах).
Предмет исследования; взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогических училищах (колледжах).
Гипотезой исследования является предположение о том, что раскрытие и научная разработка педагогических основ эффективного эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ - будущих учителей начальных классов средствами взаимодействия межпредметных связей курсов искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки) возможно при условиях: изучения истории проблемы эстетического воспитания студентов педагогических училищ (колледжей) средствами искусств; раскрытия психолого-педагогических основ эстетического воспитания студентов педагогических училищ средствами искусств; педагогического обоснования содержания экспериментальной программы взаимодействия видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки будущих учителей начальной школы; раскрытия возрастных и индивидуально-психологических особенностей в эстетическом развитии студентов педагогических училищ средствами комплексного взаимодействия hcjqtcctb; разработки методических рекомендаций по эстетическому воспитанию и развитию студентов в процессе обучения курсам предметов искусств,
В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, перед исследованием были поставлены следующие задачи;
I* Изучить историю проблемы эстетического воспитания студентов педагогических училищ (колледжей) средствами искусств,
2, Выявить и обосновать место и роль комплексного воздействия литературы, музыки, изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и развития будущих учителей начальной школы,
3, Определить эффективные педагогические пути и средства эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ (колледжей) в процессе комплексного воздействия искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки),
4, Разработать и педагогически обосновать экспериментальную программу взаимодействия курсов литературы, изобразительного искусства и музыки в системе эстетической подготовки будущих учителей начальной школы.
5. Раскрыть возрастные и индивидуально-психологические особенности в эстетическом развитии студентов педагогических училищ (колледжей) средствами комплексного взаимодействия ис!?усств.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и художественного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов педагогических училищ, колледжей, ведущих уроки искусств;
- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент;
- изучение продуктов деятельности студентов (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по картинкам, музыкальных композиций и т.п.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Учебно-методическом комплексе (педагогическом училище - школе) пос. Иноземцево.
Исследование проводилось в два этапа с 1990 по 1997 гг.
На первом этапе (1990-1992 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в Учебно-методическом комплексе (педагогическом училище - школе) пос. Иноземцево. Анализ литературных источников, включая диссертационных исследований, инструктивных материалов продолжился и на втором этапе (1992-1997 гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы взаимодействия искусств -литературы, изобразительного искусства, музыки для педагогических училищ, разработкой методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эстетического воспитания и развития студентов средствами комплексного воздействия искусств.
Второй этап работы включал в себя экспериментальную проверку экспериментальной программы комплексного воздействия искусств, разработанной автором экспериментальной методики (педагогических методов, путей и средств) эстетического воспитания и развития студентов - будущих учителей начальной школы.
Методика эксперимента заключалась в проведении и сравнительном анализе результатов обучения комплексному курсу искусств (в экспериментальных группах) и отдельным предметам искусств (в контрольных группах) - уровней художественно-эстетического развития студентов, эффективности содержания экспериментальной программы взаимодействия искусств и разработанных диссертантом педагогических методов, путей и средств эстетического воспитания и развития студентов, В экспериментальных группах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций и специальной системы учебно-методических наглядных пособий, с применением проблемных и игровых ситуаций и заданий.
Методика обучения предметам искусства (литературе, изобразительному искусству, музыке) была обычной, традиционной, без тесной, интегрированной связи предметов искусств, при раздельном ведении этих предметов. В результате систематических анкетирований, проведения контрольных работ и их анализа, наблюдений выявлялись различные уровни эстетического воспитания и развития студентов.
На протяжении всего периода проведений исследования изучался накопленный педагогическими училищами, колледжами положительный опыт, относящийся к объекту исследования, анализировались и негативные стороны эстетического воспитания и художественного образования студентов - будущих учителей начальной школы.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в том, что в нем проанализирована история проблемы эстетического воспитания студентов - будущих учителей начальных классов средствами воздействия искусств, выявлены и обоснованы место и роль комплексного воздействия искусств в системе эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ, колледжей, разработано и педагогически обосновано содержание экспериментальной программы взаимодействия искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище, раскрыты возрастные и индивидуально-психологические особенности в эстетическом развитии студентов педагогических училищ средствами комплексного воздействия предметов искусств.
Практическая значимость исследования заключается в определении эффективных педагогических путей и средств эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ (начальные отделения) в процессе комплексного обучения курсам искусств (литературе, изобразительному искусству, музыке), в разработке методических рекомендаций по эстетическому воспитанию и развитию студентов средствами взаимодействия предметов искусств, в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц по этому курсу.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для педагогических училищ и колледжей, при создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов в курсах лекций по педагогике и эстетике, методикам обучения искусству, в педагогических институтах и университетах, в институтах усовершенствования учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования молодежи»
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Учебно-методическом комплексе (педучилище - школе) пос. Иноземцево.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседании отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995 г.), на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (1996 г.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1996 гг.)» Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ и методических рекомендаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В работу вошли также таблицы и рисунки.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:
1, В настоящее время, время перестройки и становления новой системы народного образования, системы профессионального педагогического образования, особое значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания студентов педагогических училищ и колледжей, разработка новых учебных курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения будущих учителей начальной школы. Одним из таких новых подходов является тесное взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище. Следует подчеркнуть, что этот подход не является обычным, традиционным подходом к реализации межпредметных связей или интегрированным курсом. А именно означает новый подход, поскольку органично соединяет и содержание и художествежную форму близких видов искусства в учебном процессе.
2. В процессе проведенного исследования, анализа и обобщения его результатов гипотеза исследования подтвердилась, а поставленные задачи выполнены, а именно:
- изучена история проблемы эстетического воспитания студентов педагогических училищ (колледжей);
- выявлены и обоснованы место и роль комплексного воздействия литературы, музыки, изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и развития будущих учителей начальной школы;
- определены эффективные педагогические пути и средства эстетического воспитания и развития студентов педагогических училищ (колледжей) в процессе комплексного воздействия искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства): уроки - сценарии кабинетов писателей, мастерских художников, концертных залов, художественных выставок; уроки с элементами игры в писателя и читателя, в зрителя и художника, проблемные задания, ситуации, вопросы, система оригинальных наглядных пособий, индивидуальных карточек-заданий, вопросников, анализ произведений литературы, музыки, изобразительного искусства методом художественно-образных ассоциаций по сходству, по контрасту и смежности и т.п.;
- разработана и педагогически обоснована экспериментальная программа взаимодействия курсов литературы, изобразительного искусства и музыки в системе эстетической подготовки будущих учителей начальных классов к работе в школе;
- раскрыты возрастные и индивидуально-психологические особенности в эстетическом развитии студентов педагогичес ких училищ (колледжей) средствами комплексного взаимодействия искусств»
3, Процесс эстетического развития студентов в условиях комплексного воздействия разных видов искусств, с одной стороны, как уже отмечалось, носит ярко выраженный характер психологического процесса, с другой - характеризуется всеми особенностями педагогического процесса, А это значит, что процесс эстетического развития личности студента обусловливается как психологическими закономерностями процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, эстетических вкусов, потребностей, так и принципами, положениями дидактики.
4. Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования убедительно доказывают эффективность разработанного наш интегрированного курса предметов искусств, нового подхода к эстетической подготовке студентов педагогического училища - будущего учителя начальных классов на основе тесного взаимодействия предметов искусств, а также педагогических путей и средств эстетического воспитания и развития студентов, используемых нами в экспериментальном обучении, по сравнению с традиционным обучением предметам искусства.
5. Обучение по нашей экспериментальной программе обеспечивает не только качественное овладение курсов литературы, изобразительного искусства, музыки, но и положительно влияет на общее развитие студентов, их духовную культуру, эстетические потребности и вкусы, на развитие и формирование индивидуальности, творческих способностей, вооружает современной методикой обучения младших школьников видам искусства.
6. Взаимодействие видов искусства позволяет более полно и глубоко изучить конкретные произведения искусств, прочувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить студентов практическими навыками в литературном, изобразительном и музыкальном творчестве.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бейрюмова, Людмила Георгиевна, Москва
1. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен: Очерки жизни и творчества. Изд-е 5. - М.: Музыка, 1977. - 446 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ им. А.А.Жданова, 1968. - 338 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. 380 с.
4. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1973. - 176 с.
5. Алпатов М. Задачи пропаганды искусства и научный анализ художественных произведений. // Искусство, № 7, 1964.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 254 с.
7. Антология педагогической мысли России ХУШ в. М.: Педагогика, 1985. - 479 с.
8. Архангельский С. И. Лекции по дидактике высшей школы.- М.: Высшая школа, 1971. 180 с.
9. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 486 с.
10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
11. Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. // Советская педагогика, $ 5, 1967.
12. Ахмадалиева Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования: Дисс. . канд. пед. наук. М.: МГШим. В.И.Ленина, 1985. 171 с.
13. Бабанский Ю.К. 0 совершенствовании методов научно-педагогических исследований. // Советская педагогика, » II, 1975, с. 54-63.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.- 190 с.
15. Бабич Л.А. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1990. 18 с.
16. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие литературы, музыки, изобразительного искусства в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище. Методическое пособие. М.: И00 Минобразования РФ,1997. 1,6 п. л.
17. Бейрюмова Л. Г. Экспериментальная программа взаимодействия курсов литературы, изобразительного искусства и иузыки в педагогическом училище. М.: И00 Минобразования РФ, 1997. - 1,4 п.л.
18. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
19. Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания: Автореф. дисс. . докт. философ, наук.- Тбилиси, 1971. 18 с.
20. Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в классах. // Русский язык в школе, * 3, 1976.
21. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975. - 168 с.
22. Блонский П. П. Курс педагогики. М., 1916. - 286 с.
23. Блгоменфельд Б.М. К характеристике наглядно-действенного мышления. // Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 13.
24. Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.- 174 с.
25. Вайнер И. Искусство как средство эстетического воспитания. // Эстетическое воспитание студентов. /Под ред.
26. М.Ф.Овсянникова. М., 1980. С. 132-144.
27. Введение в психологию: /Учебник под общей редакцией профессора А.В.Петровского. М.: Академия, 1996.- 494 с.
28. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников: Методическое пособие. Л., 1970.
29. Верб М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования | эстетической культуры школьников. В кн.: Искусствои художественное развитие учащихся (ЛГПИ им. Герцена).- М., 1977, с. 3-9.
30. Ветлугина Н.А. К вопросу о системе эстетического воспитания. В сб.: Эстетика и человек. /Под ред. В.А.Разумного. - М., 1967, с. 28-35.
31. Вейзе А.А. Методика адаптации текстов художественных произведений в учебных целях: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1967. - 181 с.
32. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1981. - 183 с.
33. Волков И.В. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. доп. М.: Искусство, 1988. - 253 с.
34. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1976. - 198 с.
35. Волков Н.Н. 0 восприятии рисунка на уроке. // Советская педагогика, № 7, 1947.
36. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: МГУ, 1970. - НО с.
37. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Выступление В.В.Давыдова. // Краткая стенограмма отчета общего собрания Академии педагогических наук АПН СССР 16-18 апреля 1991 г. - М., 1991.
38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика,1987. 342 с. 40. Герасимов С.А. Воспитание искусством. // Народное образование, # 7, 1976. С. 56-58.
39. Гингольд Л. В поединке с судьбой. Героические дни Людвига ван Бетховена. 3-е изд. - М.: Музыка, 1989.- 31 с.
40. Голдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания* М.: Высшая школа, 1974. - 101 с.
41. Грасис (Редина) Т.Н. Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения в 3-4 классах начальной школы: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1968. - 353 с.
42. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970. - 278 с.
43. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 0312. Преподавание в начальных классах. М.: Минобразование, 1997. - 16 с.
44. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.
45. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен*- М.: Наука, 1968. 286 с.
46. Данильченко М.Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского.- М.: Педагогика, 1974. 317 с.
47. Данильченко М.Г. П.БлонскиЙ о школе и учителе. М.: Знание, 1979. - 32 с.
48. Днепров Э.Д. Школьная реформа между "Вчера" и "Завтра".- М., 1996. 432 с.
49. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986. - 319 с.
50. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. Мысли по поводу "Вопросов жизни" Пирогова. В кн.: Добролюбов А.Н. Избранные педагогические сочинения.
51. Сост. В.Ф.Козьмин, Ю.А.Рудь. М.: Педагогика, 1986.- 352 с.
52. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1974. - 416 с.
53. Загвяэинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М., 1987. 226 с.
54. Зильберштейн А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы (на материале учебников истории, географии, естествознания). // Советская педагогика,6, 1954.
55. Зинченко В.П. О проблеме визуальной культуры подрастающего поколения. // Вопросы философии, № II, 1973.1. С. 42-47.
56. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. й., 1969.
57. Зинченко В.П. Культура и техника. // Знание сила,2, 1988. С. 69.
58. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. - 447 с.
59. Зись А.Я., Лазарев И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. // Теория эстетического воспитания. М., 1976, с. 139-173.
60. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника.- В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып. I. М., 1974.
61. Зоркина Л.Я. Программа учебник - учитель. - М., 1989.- 169 с.
62. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
63. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991. - 112 с.
64. Искусство и эстетическое воспитание. // Тезисы докл. Всеросс. конф. (апрель, 1973). М., 1973, с. 138-140.
65. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 334 с.
66. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., I98J.- 196 с.
67. Каган В.И. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987, с. 6-22.
68. Каган В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964.- 210 с.
69. Каган В.И. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319с.
70. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. -Л.: Общество "Знание", РСФСР, 1984. 31 с.
71. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, исфгсство, познание. -М.: МГУ, 1983. 119 с.
72. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя к школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1970. - 18 с.
73. Квятковский Е.В. Перспективы и проблемы развития художественного воспитания школьников. // Эстетическое воспитание населения. М., 1988, с. 42-49.
74. Кириченко О.Н. Эстетическая подготовка учителя в университете (на основе опыта естественных факультетов): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Минск, 1983. - 21с.
75. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.
76. Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. дисс. . докт. философ, наук.- М., 1977. 52 с.
77. Колесниченко Т. С. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1969. - 380 с.
78. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. I. Гл. XX. М.: Учпедгиз, 1958. - 437 с.
79. Карлаварис Б. Художественный вкус детей и иллюстрации в учебниках. В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып. 3. - М., 1975.
80. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957. - 600 с.
81. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1959. - 469 с.
82. Крылова Н.Ф. Формирование культуры будущего специалиста средствами эстетического воспитания. // Вестник МГУ,1. J* I, 1987. С. 57-63.
83. Кудрявцева С.П., Левашова Т.Н. Эстетическое воспитание и педагогический процесс. // Эстетическая культура советского человека. Л.: ЛГУ, 1976. С. 156-157.
84. Кузин B.C. Психология: Учебник для пед. училищ. 3-е изд. М.: Агар, 1996. - 304 с. илл.
85. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997. - 95 с.
86. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть 2. М.: Дрофа, 1997. - 126с.
87. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997. - 104с.
88. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Учебник. Часть 2. М.: Дрофа, 1997. - 127с.
89. Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. Л.-ML, 1966.
90. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания. К.: Искусство, 1963. - 282 с.
91. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 620 с.
92. Комарова А. И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания студентов: Автореф. дисс. . докт. философ, наук. М., 1985. - 22 с.
93. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях.- Казань: КазГУ, 1987. 179 с.
94. Лаврецкий А. Эстетические взгляды русских писателей. // Сб. статей. М.: Гослитиздат, 1963. - 301 с.
95. Лифшиц М.А. В мире эстетики. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 318 с.
96. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников.- Киев: Знание, 1973. 32 с.
97. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.
98. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. - 463 с.
99. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
100. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушин-ского. 3-е изд. М.: Гослитиздат, Мин. прос. РСФСР, 1954. - 369 с.
101. Ломов С.П. Русские живописцы ХУ1-Х1Х веков. Учебное пособие. Беседы об искусстве для школьников. М., 1997. - 80 с.
102. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983. - 192 с. илл
103. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.
104. Луначарсуий А.В. 0 народном образовании. М., 1958.- 598 с.
105. Луначарский А.В. 0 воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 636 с.
106. Макаренко А.С. 0 воспитании. М.: Политиздат, 1988.- 256 с.
107. Методы педагогического исследования. Лекция. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под ред. В.И.Журавлева. -М.: Просвещение, 1972.- 159 с.
108. Мельничук С.Г. Становление и развитие эстетического воспитания студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с
109. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 183 с.
110. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.- 254 с.
111. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.
112. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс Пособие для учителей. /Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. М.: Просвещение, 1973. - 270 с.
113. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под ред. А.К.Дремова. М.: Высшая школа, 1975. - 327 с.
114. Очерки истории искусства. /Под ред. Г.Г.Поспелова.- М., 1987. 327 с.
115. Очерки истории педагогической науки в СССР (I9I7-I980) /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. М.: Педагогика 1986. - 288 с., илл.
116. Педагогический словарь. В 2-х т. Т. 2. /Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - 767 с.
117. Педагогическое наследие. /Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А., сост. А.Ф.Смирнов.- М.: Педагогика, 1987. 400 с.
118. Песталлоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. I. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина.- М.: Педагогика, 1981. 336 с.
119. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань: Изд-во Казанского университета, 1976. - 200 с.
120. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.- 415 с.
121. Пискунов А. И. 0 совершенствовании подготовки учителя-воспитателя. // Советская педагогика, № 8, 1977.1. С. 90-95.
122. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.: Огиз Гос. изд-во художественной литературы, 1948. - 888 с.
123. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.- 631 с.
124. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280 с.
125. Популярная художественная энциклопедия. Кн. I, 2. /Гл. ред. В.М.Полевой. М., 1986.
126. Порудоминский В.И. Первая Третьяковка. М.: Детская литература, 1979. - 127 с.
127. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М., 1987. 254 с.
128. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразитель ное искусство. 1-9 классы. М.: Просвещение, 1994.- 160 с.
129. Пружан И.Н., Пушкарев В.А. Натюрморт в русской и совет ской живописи. Л., 1971.
130. Дучков A.G., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 с. илл.
131. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996. - 408 с.133. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства.- Л., 1968. 289 с.134. 50 биографий мастеров русского искусства. Л., 1970.- 299 с.
132. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. A.M.Матюшкина. М., 1991. - 324 с.
133. Разин А.В. Воспитание красотой. /Эстетическое воспитание в сельской школе. Из опыта работы. Пособие для учи телей. М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
134. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 254 с.
135. Разумной В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Форш. Методы, М.: Мысль, 1969. - 188 с,
136. Революция искусство - дети: Материалы и до!?ументы. Из истории эстетического воспитания в советской школе: Книга для учителя. В 2-х частях. Ч, I. I9I7-I923. /Сост, Н.П.Старосельцева. 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1987, - 240 с,
137. Революция искусство - дети: Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе:
138. В 2-х частях. Ч, 2. 1924-1929. /Сост. Н. П. Старосельцева. 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1988. - 367 с.
139. Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
140. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1980.
141. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М,, 1995. - 238с.
142. Ростовцев Н.Н, Очерки по истории методов преподавания рисунка, М., 1983.
143. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
144. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
145. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища школа, 1977. - 159 с.
146. Семашко А.К. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: Автореф. дисс. . докт. философ, наук. Киев, 1983. - 48 с.
147. Серов A.M. Произведения изобразительного искусствав учебно-воспитательной работе. М., 1952. - 211 с.
148. Скойкин М.Н. Созидательный педагогический эксперимент -метод научного педагогического исследования. // Доклац ды АПН СССР, I960, № 3, с. 5-6.
149. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 93 с.
150. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания.- М., 1971. 318 с.
151. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. // Советская педагогика, J* 5, 1973. С. 72-80.
152. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. // Советская педагогика, № I, 1975. С. 83-93.1
153. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
154. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб.: Научные труды МИГУ им. В.И.Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 1994.- 196 с.
155. J 157. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проб1мг лема и как средство эстетического воспитания учащихсясредней общеобразовательной школы: Автореф. дисс. . % канд. пед. наук. М., 1977. - 26 с.
156. Содружество искусств и уроки литературы. // Литература в школе, № I, 1965. С. 3.
157. Средний Д. Д. Основные эстетические категории. Й.: Знание, 1974. - 112 с.
158. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М.: Детская литература, 1984. 154 с.
159. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271 с.
160. Столович Л.К. Философия красоты. М.: Политиздат,1978. 118 с.
161. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.- 287 с.
162. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1971. 270 с.
163. Теплов 5.М. Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика. Т. I., 1985 - 328 с.; т. П, 1985 - 360 с.
164. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство,1979. 225 с.
165. Толстой А.Н. Книга для детей. Полн. собр. соч. М.: Художественная литература, I947-I95I. Т. Х1У. - 353 с.
166. Толстой А.Н. Педагогические сочинения. /Сост. Н.В.Вейк-шан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
167. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.
168. У шине кий К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. М.: АПН СССР, 1950. - 665 с.
169. Ушаков Н.Н. 0 межпредметных связях в преподавании русского языка. В кн.: Межпредметные связи в преподавании русского языка. (Сб. статей из опыта работы): Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.