Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зацепина, Наталья Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зацепина, Наталья Михайловна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ [

ГЛАВА I. Проблемы художественно-эстетического образования будущего учителя начальной школы

§ 1. Сущность и содержание художественно-эстетического образова-5 ния с тудентов.

§ 2. Взаимосвязь содержания современных образовательных систем начальной школы с содержанием и уровнем художественно-эстетического образования студентов.

§ 3. Теоретическое обоснование значения анализа произведений изобразительного искусства в художественно-эстетическом образовании студентов.

ГЛАВА II. Педагогические условия художественно-эстетического образования студентов на основе искусствоведческого анализа

§ 1. Критерии и уровни художественно-эстетической образованности студентов.

§ 2. Специфика использования анализа произведений изобразительного искусства.

§ 3. Выявление интеграционных возможностей педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы"

Актуальность исследования. Приобщение подрастающего поколения к искусству, дающему возможность сформировать его высокий духовный потенциал, является актуальной задачей современной педагогики. Искусство как часть культуры представляет собой одну из форм познания окружающего мира, содержит в себе емкую информацию о разнообразном опыте человеческих отношений, является не единственной, но наиболее концентрированной формой отражения духовного мира человека. Оно обладает широким спектром воздействия на развитие личности. Художественно-эстетический компонент признается неотъемлемой частью содержания образования учителя начальной школы. Являясь специальной сферой социальной жизни, образование создает условия для общего и профессионального развития индивида в процессе освоения культуры общества, а художественно-эстетическое образование - художественно-эстетической культуры человека.

Философский аспект данной проблемы рассматривается в трудах Д.Арнстайна, А.Берланта, Ю.Б.Борева, А.И.Бурова, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, Л.П.Печко, П.Бурдье, Р.Циммермана и др.; психолого-педагогический - в трудах Р.Арнхейма, П.П.Блонского, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Р.Л.Грегори, А.А.Мелик-Пашаева, С.Л.Рубинштейна, С.Т.Шацкого, П.М.Якобсона и др. Авторы подчеркивают многогранное воздействие художественно-эстетического образования на различные стороны сознания личности: эмоциональную, нравственную, эстетическую, интеллектуальную.

Н.И.Киященко и Н.Л.Лейзеров рассматривают художественно-эстетическое образование как процесс, в котором в качестве основных органично взаимосвязанных компонентов выступают художественная деятельность - конкретно-практическое творчество, и эстетическая - деятельность по интеллектуально-эмоциональному взаимодействию человека с окружающим миром. К формам эстетической деятельности относятся восприятие и анализ произведений искусства.

Различные аспекты эстетического образования и воспитания студентов педагогических вузов рассматриваются в работах В.В.Бабаевой, В.М.Веселовской, Н.И.Волошиной, Е.П.Зальцман, Н.М.Конышевой, В.Т.Сергеева, А.Г.Скрипина и др. Вопросам художественно-эстетического образования будущих учителей изобразительного искусства и начальной школы посвящены работы Л.В.Бабенко, В.С.Кузина, О.Ф.Олейник, Н.Н.Ростовцева, А.Н.Попелюхиной и др. Наряду с тенденцией преподавания изобразительного искусства специалистами существует необходимость преподавания уроков изобразительного искусства (в малых городах, селах) учителями начальной школы, целесообразная с позиций целостного развития ребенка. Исследования 1970-90 гг. не отражают в полной мере состояния практики.

Характерные для начальной школы процессы интеграции требуют от учителя умений включать в образовательный процесс все виды искусства с целью формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире. Это возможно при наличии у учителя способности анализировать произведения искусства. В художественно-эстетическом образовании будущих учителей начальной школы анализ произведений изобразительного искусства используется без четкой системы, не уделяется должного внимания и формированию способностей применять его в будущей профессии на уроках художественного цикла. Возникают противоречия между процессом реформирования школы, направленным на гуманизацию образования, и неразработанностью художественно-эстетического образования будущих учителей.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования: "Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы".

Цель исследования - выявить содержательные компоненты педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства как концептуальной основы художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы.

Объект исследования: художественно-эстетическое образование учителя в вузе.

Предмет исследования: процесс художественно-эстетического образования будущего учителя начальной школы на основе применения анализа произведений изобразительного искусства.

Задачи исследования: 1) на основе исторического анализа раскрыть сущность и содержание художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы; 2) определить критерии и уровни художественно-эстетической образованности студентов; 3) разработать теоретическую модель педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства; 4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования художественно-эстетического образования студентов.

Гипотеза исследования. Анализ произведений изобразительного искусства как ведущий метод будет способствовать художественно-эстетической образованности будущих учителей начальной школы в том случае, если будет осуществлена его педагогическая ориентация на принципах, соответствующих природе искусства и возрастным возможностям учащихся, а также интеграции как методологического феномена преподавания искусства в школе и при условии творческого применения студентами искусствоведческих знаний на занятиях гуманитарно-художественного цикла и в педагогической практике.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения:

- о роли искусства в развитии культуры и творческого потенциала личности (Ю.М.Борев, А.И.Буров, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, Д.С.Лихачев, Л.П.Печко, В.Ф.Рябов и др.);

- о гуманистической направленности в исследованиях произведений искусства (В.В.Алексеева, В.М.Алпатов, А.В.Бакушинский, Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, Н.Н.Волков, К.Фолль);

- рассматривающие проблему ассоциативности в процессе формирования художественного образа (Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, Е.М.Торшилова и др.);

- раскрывающие проблему развития художественно-эстетического восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства у представителей различных возрастных категорий (Т.А.Копцева, Н.Л.Кульчинская. Ю.Н.Протопопов, Б.П.Юсов), проблему педагогически ориентированного искусствоведческого анализа в общеобразовательной школе (Н.Н.Фомина);

- о целостности образовательного процесса в начальной школе, обосновывающие важную роль предметов художественного цикла в становлении и развитии личности ребенка и предъявляющие в связи с этим к учителю требование реализовать в обучении младших школьников интеграционный подход (В.С.Библер, В.В.Давыдов, Л.Е.Журова, Л.В.Занков, А.М.Пышкало, Б.П.Юсов и др.).

Методы исследования: историко-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, раскрывающей сущность художественно-эстетического образования на разных этапах его становления; эмпирические методы и диагностические методики, способствующие выявлению состояния исследуемой проблемы в практике образования; опытно-экспериментальная работа; анализ творческих работ студентов и учащихся.

Опытно-экспериментальная база исследования. Факультет педагогики и методики начального образования Елецкого государственного педагогического института, школы города Ельца №№ 1, 5,97.

Исследование проходило с 1994 по 2000 г. включительно. В констатирующем эксперименте участвовало 250 студентов и 150 учащихся начальной школы, в формирующем - 195 студентов и 100 школьников.

Этапы исследования: 1 этап (1994-95 гг.). Анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме, определение проблемы исследования, изучение состояния проблемы в теории и практике высшего образования, формулировка аппарата исследования,проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (1995-96 гг.). Проведение первого этапа формирующего эксперимента. Обобщение опыта учителей и студентов в период педпрактики, подготовка экспериментальной рабочей программы.

3 этап (1996-98 гг.). Проведение второго этапа формирующего эксперимента. Проверка эффективности экспериментальной рабочей программы и модели педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства.

4 этап (1998-2000 гг.). Обобщение результатов исследования, оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

- раскрыта сущность и дополнено содержание художественно-эстетического образования студентов с учетом специфики будущей профессии;

- сформулированы теоретические принципы и модель педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства как основы художественно-эстетической подготовки студентов; определены критерии и уровни сформированности художественно-эстетической образованности будущих учителей начальной школы и их готовности к занятиям по изобразительному искусству;

- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия совершенствования художественно-эстетического образования студентов.

Практическая значимость исследования:

- теоретический и практический материал может быть использован в курсе «Методика преподавания изобразительного искусства» в вузах и колледжах;

- разработана программа спецкурса «Основы искусствоведения» для факультетов начального образования вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель педагогически ориентированного анализа способствует осуществлению интеграции всех видов занятий по изобразительному искусству, что находит отражение в органичном взаимодействии художественно-практической и эстетической деятельности студентов;

2. Объективной оценкой эффективности художественно-эстетического образования на занятиях по изобразительному искусству являются уровни сформированности у студентов сферы ценностной ориентации, способности давать произведениям изобразительного искусства аргументированную оценку, исходя из художественного образа, а также в соответствии с темой, целью и задачами учебного занятия; эрудиции в области изобразительного искусства, творческой активности, проявляющейся в художественно-практической, эстетической, учебно-педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения, результаты исследования обсуждались в лаборатории изобразительного искусства Института художественного образования РАО. Результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Липецке, Ельце, Саратове, Тамбове, Орле. С докладами соискатель выступал на научных конференциях в гг. Липецке, Ельце, Тамбове, Орле.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, внедрения основных его положений в практику факультета педагогики и методики начального образования Елецкого государственного пединститута; при проведении педагогической практики студентов стационарного отделения и профессиональной деятельности студентов заочного отделения в начальной школе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (256 наименований).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования подтвердили эффективность действия сформулированных педагогических условий.

Четвертый этап (1998 - 2000 гг.). На этом этапе проводилась обработка результатов экспериментального исследования, были уточнены теоретические положения, сделаны соответствующие выводы, проведена работа по оформлению диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественно-эстетические отношения человека с окружающим его миром всесторонни и многообразны. Это позволяют формировать художественно-эстетическую образованность личности на основе использования различных способов и методов познания человеком действительности, в частности, обусловленных разнообразием видов искусства. Такая специфическая особенность профессии учителя начальной школы как многопредмет-ность обязывает его обладать умением использовать в своей педагогической деятельности различные способы и методы художественно-эстетического образования.

Место художественно-эстетического образования в профессионально-педагогическом образовании учителя начальной школы на протяжении многовекового существования этой профессии определялось уровнем исторического, общекультурного сознания общества. С XVIII в. до 1860-х гг., когда образование в России строилось по принципу сословности, затем до рубежа XIX-XX вв., когда существовало большое количество различных государственных и частных учебных заведений, с 1917 г. до 1930-х гг., когда идеи формирования человека нового общества потребовали создания новой системы образования, художественно-эстетическое образование учителя начальной школы на занятиях по изобразительному искусству отличалось большим разнообразием.

До рубежа XIX-XX вв. изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях придавалось преимущественно прикладное значение.

Обращение психологов, искусствоведов, педагогов к решению проблемы восприятия, ставшей к концу XIX - началу XX вв. одной из важных для сферы образования, позволили обществу осознать универсальное воздействие изобразительного искусства на развитие личности, а метод искусствоведческого анализа как один из методов развития художественноэстетического восприятия, который активно влияет на формирование художественно-эстетической образованности.

Рассмотренный нами процесс эволюции художественно-эстетического образования учителя начальной школы показал, что его характер обусловлен: 1) типом учебного заведения, готовящего специалиста; 2) содержанием учебного плана соответствующего учебного заведения; 3) индивидуальными интересами, склонностями и общей направленностью будущего учителя; влиянием окружающей среды; 4) наличием взаимопроникающих связей в жизни существующего общества и просвещения.

В настоящее время в системе художественно-эстетического образования учителя начальной школы одной из актуальных проблем является проблема интеграционных подходов и равнозначное развитие художественного и эстетического компонентов. Интеграционные возможности искусствоведческого анализа, обусловленные полифункциональной действенностью художественного образа позволяют рассматривать педагогически ориентированный анализ произведений изобразительного искусства в практике факультетов начального образования педагогических вузов на занятиях по изобразительному искусству как один из оптимальных методов формирования у студентов художественно-эстетической образованности.

Теоретическое изучение проблем художественно-эстетического образования учителя начальной школы позволило сделать следующие выводы:

- сущностная характеристика художественно-эстетического образования заключается в наличии в его структуре художественного и эстетического компонентов; в возможности отражения социально-экономических, нравственно-правовых, политических, культурных потребностей общества в соответственно подготовленных специалистах. Гармоничное соотношение художественного и эстетического компонентов в процессе художественно-эстетического образования будущих учителей начальной школы на занятиях по изобразительному искусству на основе использования искусствоведческого анализа является актуальной потребностью настоящего времени. Характер соотношения художественного и эстетического компонентов во многом определяет характер целевого, содержательного, операционно-деятельностного компонентов художественно-эстетического образования.

- содержание художественно-эстетического образования на занятиях по изобразительному искусству, которое включает в себя: материал по истории и теории изобразительного искусства, различные способы деятельности в области изобразительного искусства, творческое решение задач в процессе художественно-практической, эстетической, учебно-педагогической деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений в сфере искусства -отражает гармоничное соотношение художественного и эстетического компонентов в структуре художественно-эстетического образования. На его обогащение, углубление, развитие оказывает влияние характер историко-культурной среды региона, интеграционные свойства эстетического компонента, реализуемые при использовании искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства на занятиях художественного цикла.

На основе сущностных признаков художественно-эстетического образования были разработаны критерии художественно-эстетической образованности студентов: ценностная ориентация в области изобразительного искусства, осмысленность в восприятии и раскрытии идейно-содержательной структуры художественного образа, эрудиция в области изобразительного искусства, творческая активность. Результаты констатирующего эксперимента, проводимого на основе разработанных критериев, показали, что в сфере досуга студентов искусство занимает значительное место. При этом в области изобразительного искусства отмечается сужение сферы ценностной ориентации, тогда как личностные установки помогают молодому человеку раскрыть себя в различных видах деятельности, а изобразительному искусству принадлежит значительная роль в развитии способности находить нестандартные решения многих, в том числе и педагогических, задач. В последнее время характерно преобладание развлекательного, потребительского отношения к искусству, что ослабляет его роль как формы социального общения, снижает интерес к его образным средствам, к специфике языка, к проблеме интерпретации. При наличии развитого умения включать произведения изобразительного искусства в контекст собственных ассоциаций и событий жизни в разной степени слабыми сторонами у студентов помимо узкой сферы ценностной ориентации оказались способность понимать элементы его формы, т.е. изобразительные средства, при помощи которых создается художественный образ в произведениях изобразительного искусства, эрудиция в области искусства, творческая активность при создании оригинальных художественных образов и сценариев уроков интеграционного характера по предметам художественного цикла.

Данные констатирующего эксперимента позволили определить низкий, средний и высокий уровни художественно-эстетической образованности студентов. У студентов, обладающих низким уровнем художественно-эстетической образованности, круг познания произведений изобразительного искусства ограничен отдельными наиболее популярными произведениями. Они могут лишь описать сюжет рассматриваемого произведения и при этом слабо понимают изобразительные средства, при помощи которых создается художественный образ и в силу этого не способны критически оценивать учебно-творческие работы, обладают слабой эрудицией. Им свойственно не всегда удачное заимствование сценариев уроков и выразительных элементов изобразительных средств с демонстрируемых репродукций, наглядных пособий при создании заданного художественного образа. У студентов, обладающих средним уровнем художественно-эстетической образованности, круг произведений изобразительного искусства ограничен произведениями, включенными в программу по истории изобразительного искусства. Они испытывают затруднения при анализе некоторых выразительных средств конкретного произведения и нередко заменяют анализ описанием данных средств, но при этом способны критически оценивать учебно-творческие работы. Их ответы отличаются некоторой скованностью в использовании специальной терминологии, а собственные учебно-творческие работы - хотя и удачным, но заимствованием различных элементов. Студенты с высоким уровнем художественно-эстетической образованности знакомы с образцами отечественного и зарубежного искусства, выходящими за рамки в программы по истории изобразительного искусства. Они способны адекватно теме, цели, задачам учебного занятия использовать искусствоведческий анализ произведений изобразительного искусства, критически оценивать учебно-творческие работы, оперируют широким кругом произведений разных стилей, видов и жанров изобразительного искусства, художественных терминов, выражают потребность в художественно-творческой деятельности, в самостоятельном создании оригинальных сценариев уроков.

В ходе исследования были выявлены следующие педагогические условия, способствующие формированию художественно-эстетической образованности у студентов, которые были созданы в процессе апробации экспериментальной рабочей программы и модели педагогически ориентированного анализа произведений изобразительного искусства: 1) педагогическая ориентация анализа - соответствие содержания анализа природе искусства, профессиональным особенностям студентов и возрастным возможностям учащихся; 2) анализ как способ интеграции предметов гуманитарно-художественного цикла; 3) творческое применение студентами искусствоведческих знаний на занятиях гуманитарно-художественного цикла.

Успешной реализации данных условий способствовало взаимодействие соответствующих им трех групп факторов: 1) выявление и дальнейшее использование адекватных восприятию студентов произведений искусства, различных форм искусствоведческого анализа, организации художественно-эстетического образования, личностно-ориентированного взаимодействия; учет влияния культурно-исторической среды города, имеющегося у студентов опыта общения с искусством; 2) изучение выразительных средств различных видов изобразительного искусства, направленное на выявление общих принципов искусства; освоение художественного текста, представленных в нем художественных образов с различных позиций на основе близких по содержанию и стилю произведений разных видов искусства; 3) взаимообусловленность содержательного и операционно-деятельностного компонентов образования; взаимодействие индивидуальной и коллективной форм работы; использование заданий творческого типа; установка на критическое осмысление результатов учебно-творческой деятельности.

Экспериментальная рабочая программа была основана на принципах: обращенности к отечественному опыту, непрерывности и преемственности, единства формы и содержания, профессионально-педагогического совершенствования, взаимообусловленности специфического и общего в различных видах искусства.

Модель педагогически ориентированного анализа включала; следующие формы анализа:

1. Культурологический . Освещает жизнь искусства во времени, общую культурологическую характеристику эпохи, страны, к которым принадлежит рассматриваемое произведение, особенности творческой биографии автора.

2. Элементарный искусствоведческий. Раскрывается идейно-содержательная структура художественного образа произведения как принадлежащего к конкретному виду и жанру изобразительного искусства.

3. Художественно-образный. Исходит из конкретных задач занятия и выразительных средств рассматриваемого художественного образа, включает элементы культурологического, элементарного искусствоведческого анализа и адекватные по содержанию произведения литературы, музыки.

4. Интегрированный. Основывается на конкретных задачах уроков гуманитарно-художественного цикла начальной школы и в силу этого может включать в себя рассмотренные выше формы анализа.

В результате проведенного экспериментального исследования у студентов расширились сфера ценностной ориентации, эрудиция в области искусства. Они стали более глубоко и осознанно раскрывать идейно-содержательную структуру художественного образа в произведениях изобразительного искусства, через анализ их изобразительных средств, исходя из художественного образа, а также в соответствии с темой, целью, задачами учебного задания, значительно пополнился их теоретический и информационно-понятийный багаж в области изобразительного искусства, выросла способность критически оценивать учебно-методические и художественно-творческие работы собственные, работы своих коллег по учебе с точки зрения степени их соответствия учебному заданию, повысилась творческая активность, проявившаяся в потребности создания собственных сценариев и конспектов уроков интегрированного характера по предметам художественного цикла, в самостоятельности подбора искусствоведческого материала к ним, в степени оригинальности решения художественного образа в собственных художественно-практических работах. Это дает основание для следующих выводов:

- определенные нами критерии и уровни художественно-эстетической образованности позволяют объективно оценивать степень ее сформированное™ у будущих учителей начальной школы;

- модель педагогически ориентированного искусствоведческого анализа выступает в качестве системы, объединяющей и взаимообуславливающей все виды занятий по изобразительному искусству и является специфическим механизмом, способствующим органичному взаимодействию художественно-практической, эстетической, учебно-педагогической деятельности студентов, формированию у них целостного восприятия художественно-образной основы в разных видах искусства;

- реализация сформулированных нами педагогических условий способствует установлению гармоничного соотношения художественного и эстетического компонентов; формированию способности творчески использовать искусствоведческие знания в сфере будущей профессии; устранению отмеченного выше противоречия между требованиями, предъявляемыми в настоящее время к начальной школе и художественно-эстетическим образованием ее будущих учителей на занятиях по изобразительному искусству.

Данное исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы. Автор рассматривает модель педагогически ориентированного искусствоведческого анализа как одну из форм художественно-эстетического образования, способствующую творческой самореализации будущего учителя начальной школы, которая нашла выражение в создании разнообразных сюжетно-драматических решений уроков по предметам художественного цикла в начальной школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зацепина, Наталья Михайловна, Москва

1. Абдурасилов М. Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах /На материале республики Казахстан // Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 13 с.

2. Абрамова В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания спецдисциплин // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

3. Александрова В.Т. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе школьного центра // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 18 с.

4. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1965. - 70 с.

5. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и художественное воспитание // Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1967. - 20 с.

6. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник. - 1968. - 288с.

7. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар). Ч. 1. - М.: Сов. художник, 1973. - С. 46-64

8. Алексеева В.В. Что такое искусство? Т. 1. М.: Сов. художник, 1979.-335 с.

9. Алексеева В.В. Что такое искусство? Т. 2. М.: Сов. художник, 1991.-238 с.

10. Ю.Алексеева М.А. Букварь Кариона Истомина произведение графики конца XVII века // Истомин Карион. Букварь. - JI.: Аврора, 1981. - С. 913

11. Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства (Метод, указания). М.: Заоч. Отд-е Моск. Ордена В.И. Ленина гос. ун-та им. Ломоносова, 1943. - 16 с.

12. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М.-Л.: Искусство, 1939. - 314 с.

13. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусства. Западноевропейское искусство. Русское и советское. М.: Сов. художник, 1979. -287 с.

14. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990.303 с.

15. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, •1974.- 190 с.

17. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

18. Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М.: АПН СССР, 1953. - 68 с.

19. Асафьев Б.В. Русская поэзия в русской музыке. Пг.: Гос. акад. филармония, 1922. - 152 с.

20. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Искусство, 1966.-243 с.

21. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. -М.: Прогресс, 1995. 524 с.

22. Бабенко Л.В. Изображение пространства в процессе педагогической подготовки учителей начальных классов // Автореф. дис. . канд. пед. Наук. —М., 1990. — 16 с.

23. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. - 1925. - 240 с.

24. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

25. Варламова Е.Н. Русская икона. М.: Изобразительное искусство, 1994.-6 с.

26. Башилов Я. ИЗО на Всесоюзной педагогической выставке // Искусство в школе. 1930. - № 8-9. - С. 32-34

27. Барджюкине Л.Д. Эстетическое воспитание студентов в высшей школе. НИИ ВШ, 1983. - 36 с.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

29. Бейер В.О кадрах изоработников // Искусство в школе. 1931. - № 3.-С. 17-18

30. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. - № 1-2. - С. 65-66

31. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа. Вып. I.- М.: Роман-газета, 1993. - С. 10-28

32. Белоконский И. Учительский вопрос в школе // Русская школа. -1889.-№1.-С. 132

33. Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы замечательнейших педагогов и по уставам правительств. С.-Петербург: ти-по-литография К.Керкенфельда, 1905. - 105 с.

34. Беляев. И.С. Крестьянин-писатель начала XVIII века И.П. Посошков. Его жизнь и деятельность. М.: Издание Общества Ревнителей Русского исторического Просвещения в память императора Александра III. - Вып. 5. -1902. - 75с.

35. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.

36. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.- 479 с.

37. Бецкой И. Учреждение императорского Воспитательного для приностных детей дома и госпиталя для бедных родительниц в столичном городе Москве. Пг.: Императорская Академия наук, 1767. - 189 с.

38. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. -1996.-№4.-С. 68-71

39. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика. - 304 с.

40. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 215с.

41. Борев Ю.Б. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. М.: Педагогика, 1973. - 215 с.

42. Буткевич В.В. Личность советского учителя в теории высшего педагогического образования. Ч. 1. Социализация личности учителя в восстановительный период. - Минск: МГОИ, 1991. - 87 с.

43. Буткевич В.В. Личность советского учителя в теории высшего педагогического образования. Ч. 2. Проблема личности учителя в период становления и развития системы педагогического образования (1926-1940).- Минск: МГПИ, 1992. 84 с.

44. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика: XI-XII века. М.: Мысль, 1995. - 637 с.

45. Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XII века. М.: Ладомир, 1996. - 540 с.

46. Вагнер В.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 255 с.

47. Ванслов В.В. Проблема содержания и формы в искусстве. Стенограмма публичной лекции. М.: Знание, 1995. - 40 с.

48. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Сов. художник, 1966. 118 с.

49. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 223 с.

50. Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1923). Воронеж.: Центр. Черноземное кн. изд., 1966. - 294 с.

51. Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.172 с.

52. Величковский Б. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. унта, 1973. - 245 с.

53. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М.: Дельфин, 1922. - 37с.

54. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. M.-JI.: Academia, 1930. - XL, 290 с.

55. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 283 с.

56. Виноградова Н.Ф. Принципы построения модели перспективной начальной школы // Перспективы развития общего начального образования. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1994. - С. 27-36

57. Виноградова Н.Ф. О стандарте начального образования // Перспективы развития общего начального образования. М.: Институт общеобразовательной школы РАО. - 1994. - С. 37-41

58. В мире подростка. М.: Медицина, 1982. - 295 с.

59. Внешкольная деятельность. Культурно-исторические экскурсии // Художественная жизнь. 1919. - № 1. - С. 20

60. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

61. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - 32с.

62. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Моск. ун-та , 1976. - 236 с.

63. Волкова Е.В. Зритель и музей (понимание и объяснение, сопереживание и созерцание). М.: Знание, 1989. - 64 с.

64. Воробьев Е.Н., Суханцева В.К, Иванова П.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. - № 1-2. - С. 66-70

65. Воскресенская А. Развитие речи на первом году обучения // Начальная школа. 1933. - № 1-2. - С. 25-29

66. Вступительный доклад М.М. Рубинштейна // Искусство в школе. -1929.-№ 1.-С. 21-29

67. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

68. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.344 с.

69. Гессен. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

70. Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. -М.: Мусагет, 1914. IX, 193 с.

71. Главнейшие задачи художественных отделов совдепов // Искусство.- 1918.-№ 1-5.-С.З-5

72. Гончаров И. Какой быть российской школе? // Воспитание школьников. 1993. - № 5. - С. 8-12

73. Гончаров И. Какой быть российской школе? // Воспитание школьников. 1997. - № 1. - С. 8-12

74. Гончаров И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. 1997. - № 1. - С. 2-5

75. Государственная Третьяковская Галерея. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Сов. художник, 1977

76. Грановская JI.H., Степанова Е.И. Межфункциональные связи и возрастная изменчивость в различные периоды зрелости // Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Вып. 1. - Д.: ЛГУ, 1971. -С. 23-29

77. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970. 271 с.

78. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995.286 с.

79. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Прометей, 1986.-240 с.

80. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

81. Демков М.И. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1911. - 329 с.

82. Державина О.Д. Печатный пролог XVII века // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. - С. 125-130

83. Динамика художественного развития школьников в процессе изобразительно-творческой деятельности // Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Педагогика, 1985. - С. 57-86

84. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство1, 1956. - 208 с.

85. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.314 с.

86. Дмитриева Н.А. О прекрасном. М.: Искусство, 1960. - 95 с.

87. Дроздов А.Н. Живопись и музыка // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде (декабрь 1911- январь 1912). Т. 1. - Пг.: 1912. - С. 27-34

88. Ермаш JI. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277с.

89. Ершов В. Поборники свободы в воспитании Бецкой и Новиков. -М.: Изд-е Т-ва И.Д. Сытина, 1906. 39 с.

90. Жадова Л. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН // Декоративное искусство СССР. - 1970. - №11. - С. 36-43

91. Журова Л.Е., Пышкало A.M., Рудницкая В.Н. Грамота (интегрированный курс для шестилетних первоклассников) // Перспективы развития общего начального образования. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1994. - С. 59-67

92. Зальцман Е.П. Формирование навыков художественного воспитания как педагогическая задача // Формирование эстетического отношения к искусству и действитетльности у будущих учителей изобразительного искусства. Алма-Ата, 1985. - С. 3-13

93. Зверева М.В. О системе школьного обучения, направленной на общее развитие учащихся (Система Л.В. Занкова) // Психологическая наука и образование. 1996. - № 4. - С. 55

94. Иконникова JI.C. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Д.: ЛГУ, 1974. - 166 с.

95. Иконникова Л.С. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. - 32 с.

96. Иконникова Л.С. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. - 203с.

97. Иорданский Н. Условия осуществления всеобщего обучения в России / Доклад, прочитанный на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования // Русская школа. 1914. - № 1. - С. 1-23

98. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. - 144 с.

99. Исследования художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

100. Истомин Карион. Букварь. Л.: Аврора, 1981. - 43 с. + Прил. 15с.

101. Истомин Карион. Книга любви знак в честен брак. М.: Книга, 1989. - 19 л.

102. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.-436 с.

103. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-206 с.

104. Каган М.С. Социальная функция искусства. С.: Политиздат, 1974.-328 с.

105. Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987.272 с.

106. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-XVI в. -М.-Л.: Акад. Наук СССР, 1955. 544 с.

107. Кандинский В.О великой утопии // Художественная жизнь. -1920.-№3,-С. 2-3

108. Кандинский В.О духовном в искусстве (живопись). Л., 1990.68 с.

109. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Пг.: Земля, 1915. -2, XIV, 476 с.

110. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

111. Киященко Н.И., Лайзеров Н.А. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 63 с.

112. Климанова Л.Ф. Об усилении направленности обучения в начальных классах // Начальная школа. 1992. - № 2. - С. 2-7

113. Ковалдина Н.Н. Клуб юных искусствоведов как модель системы эстетического воспитания в условиях художественного музея // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.

114. Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов: Вища школа, 1984. - 160 с.

115. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. - 272 с.

116. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

117. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. - 80 с.

118. Кочетков А.Н. Формирование творческих качеств будущего учителя // Вопросы формирования личности учителя. Рязань, 1978. - С. 30-49

119. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. -М.: Просвещение, 1987. 319 с.

120. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.

121. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

122. Кулаев К.В. "Эстетические экскурсии" А.Бакушинского И Искусство. Июль. - 1966. - С. 45-48

123. Культурные запросы русского общества начала царствования Екатерины II (по материалам законодательной комиссии 1976 года). Пг.: Типография П. Усова, 1915. - 75 с.

124. Кульчинская H.JI. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 22 с.

125. Кусаков 0.0 социологической грамотности в искусстве // Искусство в школе. 1931.-№ 7. - С. 13-14

126. Кушаев Н.А. Хроника культуры 1600-1970. 4.1. - М.: 1993.- 245 с.

127. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 208 с.

128. Лавлинский С.П. Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа и интеграции литературного произведения // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 19 с.

129. Лебедянский М.С. Советская русская живопись первого октябрьского десятилетия. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 241 с.

130. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. Январь, 1960. - С. 8

131. Лернер И .Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.80 с.

132. Линник И. Голландская живопись XVII века. Проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. - 248 с.

133. Лисовский В.Т., Макацария Г.Т. Современный студент // Социологические проблемы обучения и воспитания в высшей школе. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та. - 367 с.

134. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР . - 1949. - 499 с.

135. Лихачев Д.С. Стилеформирующая доминанта древнерусского домонгольского искусства и литературы // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976.-С. 131-134

136. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971. - 413 с.

137. Лихачев Д.С. Прошлое Будущему. - Л.: Наука, 1985. - 575 с.

138. Лихачев Б.Т. Актуальные проблемы эстетического воспитания // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. В 2-х частях. - Ч. I. - М.: Сов. художник, 1973. - С. 16-45

139. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.-344 с.

140. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). СПБ.: Искусство, 1994. - 399 с.

141. Лотман Ю.М. Об искусстве.- С-Петербург: Искусство СПБ, 2000. - 704 с.

142. Луначарский А.В. Художественная политика советского государства // Художник и зритель. 1924. - № 1. - С. 1-5

143. Маккиавейский Н.К. Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого. Из истории воспитания в России. Киев: Тип. И.И. Горбунова, 1904.-49 с.

144. Малинин К. Тенденциозное и классовое искусство // Искусство. -1918.-№3,-С. 3-5

145. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. -JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987.- 146 с.

146. Мелик-Пашаев А.А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Сов. художник, 1988. - С. 7-23

147. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству // Автореф. дис. . докт. псих. наук. М., 1994. -19 с.

148. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 360 с.

149. Морфор Г.JI. Подготовка учителей // Известия Общества преподавателей Графических Искусств. 1908. - № 9. - С. 255-259

150. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М.: Просвещение, 1984. - 336 с.

151. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. -М.: Искусство. 1982. - 192 с.

152. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. - 187 с.

153. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.255 с.

154. Нечаев А.П. Наглядность преподавания географии и самодеятельность учеников // Русская школа. 1914. - № 1. - С. 99-119

155. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. - 302 с.

156. Новлянская 3., Кудина Г. Эстетическое освоение предмета // Учительская газета. 1993. - № 9-10. - С. 19

157. Норверт Эдгар. К вопросу о популярной литературе по архитектуре // Художественная жизнь. 1920. - № 3. - G. 24

158. Обучаем по системе J1.B. Занкова. М.: Просвещение, 1991. - 240с.

159. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. - 105 с.

160. Ойземан Т.И. Международный форум философов: мировоззренческий спор // Вопросы философии. 1984. - № 5. - С. 31-47

161. Олейник Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультетов подготовки учителей начальных классов // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 13 с.

162. От редакции // Художественная жизнь. -1919. № 1. - С. 1

163. Павлов П.К вопросу о методологии современного искусствознания // Искусство. 1984. - № 10. - С. 40-44

164. Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада. -М.: Искусство, 1998. 362 с.

165. Перспективы развития общего начального образования. М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994. - 107 с.

166. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.

167. Печко Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности // Автореф. дис. . доктора философ, наук. М., 1994. - 50

168. Печко JI.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлении учителя // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск: Изд-во Иркутского пед. ин-та, 1997. - С. 197-209

169. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX в. М.: Просвещение, 1970. - 278 с.

170. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191с.

171. Поляков С. Мифы и инновации // Учительская газета. 1993. - № 5.-С. 18

172. Попелюхина А.И. Система художественно-педагогической подготовки учителей начальных классов // Автореф. дис. . канд. пед наук. М., 1987.- 16 с.

173. Посошков И.Т. Завещание отеческое. Санкт-Петербург: Синои-дальная типография. - 1893. - 2; VI; IV; 388 с.

174. Предтечинская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. -М.: Просвещение, 1978. 167 с.

175. Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.- 23 с.

176. Пышкало A.M., Журова Л.Е. Введение // Перспективы развития общего начального образования. М.: Институт общеобразовательной школы РАО. - 1994. - С. 17- 26.

177. Пышкало A.M. Генезис учебного плана и перспективы развития общего начального образования. М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, - 1994.-С. 17-26

178. Рабский В. Кто создает новую картину мира // Учительская газета. 1993.-№ 5. - С. 18

179. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

180. Рева Н.Д. Экскурсия в художественный музей как средство формирования установки на воспитание искусством у младших школьников // Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1991. - 18 с.

181. Революция искусство - дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе. Ч. 1. - 1918-1924. - М.: Просвещение, 1967. - 240 с.

182. Революция искусство - дети. Материалы и документы. - Ч. 2. -1924-1929. - М.: Просвещение, 1988. - 367 с.

183. Рисование в начальных училищах г. Москвы // Известия Общества Преподавателей Графических Искусств. -1911.-№5.-С. 194

184. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (Научный семинар). Ч. 1. - М.: Сов. художник, 1973. - 399 с.

185. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. 1916. - С. 34-39

186. Романова Л.П. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическому воспитанию // Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1992. - 17 с.

187. Ромас Я., Луначарская С. Задачи ИЗО в реконструктивный период // Искусство в школе. 1930. - № 4. - С. 19-26

188. Рубинштейн Л.Я. Основы общей психологии. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

189. Рубина Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. -М.: Мысль. 207 с.

190. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1969. - № 4. - С. 79-93

191. Рылова Jl.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. - 310 с.

192. Рытикова Л.А. Эстетическое сознание: сущность и специфика, -М.: Знание, 1985.-64 с.

193. Рябов В.Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства.- Л: Художник РСФСР, 1983.- 248 с.

194. Сазонова Л.И. Карион Истомин певец мудрости // Истомин Ка-рион. Книга любви знак в честен брак. - М.: Книга, 1989. - С. 43-64

195. Сазонова Л.И. Эмблематическая эпиталама Кариона Истомина "Книга любви знак в честен брак" // Истомин Карион. Книга любви знак в честен брак. М.: Книга, 1989. - С. 65-92

196. Сакович А.Г. Народная гравированная книга Василия Кореня 1692-1696. М.: Искусство, 1983. - 167 с.

197. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 1. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1866. - 988 с.

198. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 3. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1867. - 1068 ст., 1248 с.

199. Селезнева Г.Т., Селезнева Н.Т. Подготовка учителей начальных классов в многоуровневой системе // Начальная школа. 1993. - № 5. - С. 18

200. Семашко А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования (Социально-эстетическое исследование) // Авто-реф. дис. .канд. философ, наук. Воронеж, 1970. - 25 с.

201. Семашко А.Н., Суна У.Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1980. - 64 с.

202. Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников назанятиях изобразительным искусством: Сб. науч. труд. М.: АПН СССР НИИОП, 1981.-С. 29-49

203. Собкин B.C., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников (По материалам социологических исследований (1976-1991гг.). М.: НПО "Перспектива", 1992. - 80 с.

204. Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М.: Наука, 1964.-301 с.

205. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика). —М.: Российская Академия наук. Институт философии, 1998. — 301 с.

206. Соколов Н.М. Художественная картина на уроках родного языка и на гуманитарных беседах (Указатели тем, картин русских мастеров и их изданий) // Русская школа. 1914. - № 1. - С. 1-52

207. Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: социологический анализ. М.: Наука и техника, 1989. -174 с.

208. Станевич В. Зрелища и зритель // Искусство. 1918. - № 2-6. - С.3.5

209. Столович JI.H. Природа эстетических ценностей. М.: Мысль, 1972.-311 с.

210. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

211. Стотыка А.А. Творческая деятельность студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическому воспитанию старшеклассников // Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. -18 с.

212. Суна У.Ф., Петров В.Н. Социология эстетической культуры. Проблемы методологии и методики. Рига: Зинатне, 1985. - 271 с.

213. Тараканов В. Искусство на службу коммунистическому воспитанию // Искусство в школе. 1930. - № 2-3. - С. 6

214. Теплов В.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - Вып. 2. - С. 7-27

215. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. -442 с.

216. Торшилова Е.М., Дукаревич М.Е. Художественное восприятие живописи и структура личности / Творческий процесс и художественное воспитание. Д.: Наука, 1978. - С. 174-189

217. Третий Международный конгресс по вопросам обучения рисованию // Известия Общества Преподавателей Графических Искусств. 1908. -№6-7.-С. 175-177

218. Трубачев С. Музыкальный мир П.А. Флоренского // Советская музыка. 1988. - № 9. - С. 99-103

219. Труды 1-го съезда русских художников и любителей галереи П. И С. Третьяковых городу Москве. М., 1900. - V, XXII, 275 с.

220. Труды Всероссийского съезда художников. Дек. 1911 янв. 1912. - Пг., 1914. - XXVI, 358 с.

221. Тугенхольд Я. Изобразительное искусство и задачи ГПП // Художник и зритель. 1924. - № 1. - С. 56

222. Устав Гимназий и училищ уездных и приходских 8 декабря 1828 года.-СПБ., 1829.-74 с.

223. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Ущинский К.Д. Педагогические соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. - С. 81-107

224. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К.Д. Педагогические соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. - С. 122217

225. Ушинский К.Д. Представление в Совет Воспитательного общества: об издании книги для чтения // Ушинский К.Д. Педагогические соч. В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1989. - С. 6-7

226. Ушинский К.Д. Детский мир // Ушинский К.Д. Педагогические соч. В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1989. - С. 8-156

227. Федоров-Давыдов А.А. Марксистская история изобразительных искусств. Методологические и историографические очерки. Иваново-ВознесенсК: Основа, 1925. -XV, 191 с.

228. Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин. М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1916. - 207 с.

229. Фомина Н.Н. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков // Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1977. 16 с.

230. Фомина Н.Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. М.: М.П. РСФСР, НИИ школ, 1991. - 92 с.

231. Фомина Н.Н. Подросткам о художниках. М.: Юность, 1994.150 с.

232. Фриче В. Художник-гражданин // Искусство. 1918. - № 1-5. - С.7.8t

233. Фохт-Бабушкин Ю.У. Изобразительное искусство и школьник // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1. - М.: Сов. художник, 1973. - 399 с.

234. Хроника//Искусство. -1918.-№ 6 (10). С. 26

235. Хроника // Искусство. 1918. - № 3 (7). - С 22

236. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996. - 560 с.

237. Цветков И.Е. Цветковская галерея // Художественная жизнь. -1919. № 1. - С. 161

238. Цвиринкал Н.А. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя к работе с научно-художественной литературой в начальной школе // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.

239. Чернышев В. Педагогические взгляды А. Н. Радищева. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1907 - 23 с.

240. Шацкий С.Т. Педагогические соч. В 4-х т. М. - Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962 - 1965

241. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М.: Мысль, 1979.372 с.

242. Шемшурин А.А. О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина. М.: О-во истории древностей российских при Московском университете, 1917. - 50 с.

243. Шиллер Фридрих. Соч. В 7 т. Т. 1. - М.: ГИХЛ, 1957

244. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. Кемерово: - Алеф.- 1993.-414 с.

245. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - 271 с.

246. Эстетическая среда и развитие культуры личности. М.: Изд-во ИХО РАО, 1999. - 226 с.

247. Эфрос А. В.А.Невский "Художественные выставки и ознакомление широких масс с живописью" // Художественная жизнь. 1920. - № 4. -С. 49.

248. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар). Ч. 1. - М.: Сов. художник, 1973. - С. 65111

249. Юсов Б.П. Актуальные проблемы совершенствования методической подготовки учителя изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - С. 126-137

250. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников // Автореф. дис. докт. пед наук. М., 1984

251. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников (Психологический очерк). М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

252. Янковская А. Самостоятельные письменные работы учащихся // Начальная школа. 1934. - № 1. - С. 15-21.