Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Глазунова, Ольга Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Липецк
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Глазунова, Ольга Юрьевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

1.1. Формирование художественно-эстетических умений как педагогическая проблема.

1.2. Отражение проблемы формирования художественно-эстетических умений в психолого-педагогических и культурологических источниках.

1.3. Особенности восприятия студентами изобразительного искусства.

1.4. Критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений у будущего учителя.

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

2.1. Учебно-образовательная среда, способствующая формированию художественно-эстетических умений 144 будущего учителя средствами изобразительного искусства.

2.2. Художественно-практическая деятельность в системе формирования у будущих учителей специальных 174 знаний, умений и навыков.

2.3. Психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства"

Современные технологические процессы педагогической науки, совершенствование системы управления социокультурной средой образования требуют глубокого осмысления вопросов подготовки специалистов нового века, выявления механизмов развития их профессиональных качеств, творческих способностей. Художественно-эстетическое развитие специалиста выступает как фундаментальная проблема совокупности гуманитарных наук «человековедения» с ее интересами в области философии и экономической науки, истории и психологии, кибернетики, генетики и физиологии, рассматриваемые как результат и условие прогрессивного движения современного общества.

Образование и культура рассматривают личность учителя в социуме как субъект образовательной сферы, способный свободно ориентироваться в сложных социокультурных ситуациях, ответственно, самостоятельно и профессионально действовать в образовательных процессах, активно реализовы-вать свой творческий потенциал в человекотворческой деятельности. Становится очевидной необходимость повышения уровня подготовки учителя, развития его общей, профессиональной и, в частности, художественно-эстетической культуры средствами изобразительного искусства.

Анализ подготовки педагогических кадров в условиях высшего образования показывает, что культурно-образовательная среда не способствует целостному художественно-эстетическому развитию учителя. Учитывая сложность, многоаспектность и недостаточную разработанность, ограничимся развитием личности учителя средствами изобразительного искусства. Следовательно, к числу нерешенных проблем относится художественно-эстетическое развитие учителя любой специальности, проблема формирования личности которого связана с потребностью практической реализации его художественно-эстетических возможностей. Сегодня становится все более очевидной необходимость поиска и нахождения путей дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя школы, включающей профессиональную компетентность, психолого-педагогическую, методическую обученность, достаточный уровень подготовленности к осуществлению художественно-эстетического воспитания будущего учителя средствами изобразительного искусства.

В современном образовательном заведении подготовка учителя рассматривается нами как процесс художественно-эстетического совершенствования, одухотворения личности на основе приобщения ее к ценностям мировой культуры и культуры своего народа. Основываясь на научных предпосылках, формирование художественно-эстетических характеристик будущего специалиста определяется как: специально организованный процесс обучения и воспитания, освоение достижений мировой и отечественной культуры, в части овладения основами изобразительных искусств, направленных на: развитие художественных интересов, вкусов, склонностей, духовных потребностей, способностей и умений проведения воспитательных мероприятий художественно-эстетического характера с учащимися школ; формирование мо-тивационно-ценностных ориентаций в мире художественных искусств, осознанного стремления к познанию и «распредмечиванию» лучших образцов изобразительного искусства; развитие художественно-творческого потенциала личности будущего учителя в сфере живописи, дизайна, архитектуры, создания условий самореализации в художественно-эстетической сфере; развитие культуры пространственного мышления, эмоционально-образного восприятия; развитие культуры диалогического общения во взаимодействии «учитель-ученик»; формирование профессиональных умений интерпретации произведений изобразительного искусства; выработка организационных умений в воспитательной сфере школы; формирование понятийного аппарата изобразительного искусства и основ профессионально-речевой культуры.

Среди задач, стоящих перед современной школой, основными для нашего исследования являются: повышение качества подготовки учительских кадров, владеющих современными знаниями, набором умений и навыков практической работы в психолого-педагогическом обучении; улучшение содержательного характера практики; расширение преподавания этики, эстетики и других предметов эстетического цикла. В этой связи курс «Художественно-эстетическая культура учителя» Т.Д.Сусловой, использованный в разработке учебного материала, нацелен на необходимость развития художественно-творческих способностей учителя, чувственно-эмоциональной сферы, художественных вкусов, умений правильно понимать и ценить произведения искусств, красоту и богатство родной природы. Следовательно, правильное использование учебных предметов (истории, литературы, музыки, живописи, эстетики) имеет большую познавательную и воспитательную ценность. Требования же максимальной интенсификации учебного процесса школы, применительно к эстетическому и художественному воспитанию школьников, означают решение задач развития умений, навыков постижения художественных полотен произведений живописи, потребности в эстетических переживаниях от восприятия увиденного, общения с художественным искусством. В решении конкретных задач содержания и методики художественно-эстетического воспитания выдвигаются требования повышения уровня развития будущих учителей средствами искусства, в том числе и живописи. Это связано с проблемой улучшения профессиональной подготовки учителей, способности воспитать у школьников культуру восприятия произведений изобразительного искусства, что объясняется непрофилирующим предметом, а подготовка по этой дисциплине оставляет желать лучшего. Есть немало городских и сельских школ, в которых уроки изобразительного искусства не проводятся или подменяются другими предметами. Поэтому учебный материал остается нереализованным в силу недостаточного внимания к проблеме подготовки учителя к художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства. По нашему мнению, необходим поиск и нахождение путей решения данной проблемы совершенствования художественно-эстетического образования учителя любой специальности средствами изобразительного искусства, способствующих формированию духовных потребностей, эмоциональной культуры, увлеченности разновидностями искусств, посредством ассоциативно-образного и логического мышления, сведений из различных областей человеческой деятельности.

Изучение проблемы формирования художественно-эстетических умений будущего учителя через постижение изобразительного искусства рассматривается нами как процесс формирования художественно-образованной, культурной личности педагога любой специальности (математики, физики, биологии, экономики и др.), способного к использованию знаний изобразительного искусства в своей предметной деятельности на уроке, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Знания, выработанные при изучении предмета изобразительного искусства, дают толчок к процессу самопознания, самоутверждения, самосовершенствования учителя как воспитателя. В конечном итоге, этот процесс направлен на повышение его статуса и координации действий художественно-эстетического содержания. Решение задач художественно-эстетической подготовки специалиста в высшей педагогической школе должно быть ориентировано на: выработку ценностного эстетического и духовного совершенствования будущего педагога, его интеллектуальных качеств, эмоциональной культуры; формирование потребностей и мотивов к самостоятельному систематическому использованию видов искусств, установки гуманистических отношений; приобретение опыта культуры общения с учащимися, способов творческого применения специальных знаний, умений; формирования высокого уровня мыслительных операций, умственной активности и познавательной самостоятельности.

Таким образом, актуальность проблемы формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства вызвана необходимостью пересмотра отношения к искусствоведческим предметам в подготовке специалиста. Педагоги и психологи не отводят изобразительному искусству как предмету, обладающему особой силой восприятия, должного места назначения. Теоретическому обоснованию проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей средствами изобразительного искусства, способствуют работы: о сущности и структуре творческого процесса (Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.); об основах психологического творчества (Л.С.Выготский, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев и др.); развитии творческих способностей будущего учителя (А.А.Вербицкий, В.Н.Дружинин, В.Я.Ляудис, Л.С.Подымова, В.А.Сластенин, Т.Д.Суслова и др.); педагогические исследования в области искусств (Л.А.Баренбойм, А.В.Гольденвейзер, Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Я.И.Милыптейн, Е.В.Назайкинский, С.Х.Раппопорт и

ДР-)

Особый интерес для нас представляют работы И.И.Зарецкой, В.С.Кузина, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, В.П.Зинченко, В.А.Сластенина, Т.ДСусловой, Т.И.Шамовой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Г.И.Щукиной, Laura H.Chapman, связанные с развитием творческих способностей будущих учителей. Нами был сделан анализ практической деятельности преподавателей вуза и научных работников, собственного опыта работы в художественной школе по проблеме формирования художественно-эстетических умений. На наш взгляд, недостаточно исследованы еще многие вопросы, связанные с выявлением места художественно-эстетических умений в системе компонентов личности, не определены условия и механизмы их развития, в связи с этим в образовательном процессе имеется ряд противоречий:

-между потребностью в современном обществе разносторонне и творчески подготовленного учителя и отсутствием ориентации высшего педагогического образования на развитие способностей средствами изобразительного искусства для осуществления художественно-эстетического воспитания учащихся школы;

-между многозначительными возможностями изобразительного искусства в развитии художественно-творческих способностей будущего учителя и ориентации технологии обучения на узкопрофессиональную трактовку его в предметном образовании;

-между направленностью высшей школы на подготовку социально и профессионально зрелого специалиста и отставанием в развитии структур сознания, характеризующих духовную культуру и художественно-творческие возможности будущего учителя школы;

-между необходимостью «художественного всеобуча» и повышением роли учителя в приобщении широких масс к сокровищам изобразительного искусства отечественной и мировой культуры.

Актуальность проблемы и существующие противоречия определили выбор темы нашего исследования - «Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства». Цель исследования - выявление наиболее эффективных педагогических условий формирования художественно-эстетических умений учителя средствами изобразительного искусства.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка специалиста в системе высшего педагогического образования; предметом -процесс формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

-определить специфику и психолого-педагогические особенности развития художественно-эстетических возможностей будущего специалиста в условиях школы;

-разработать механизмы развития художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства;

-выявить пути и условия эффективной сформированное™ художественно-эстетических умений будущего учителя в образовательном процессе вуза.

В исследовании проблемы художественно-эстетического развития личности учителя нами использована гипотеза, суть которой заключается в том, что процесс формирования художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства будет успешно протекать, если:

-проектирование процесса обучения направлено на стимулирование развития субъектной позиции студента посредством системного, рефлексив-но-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в учебной деятельности, использование механизмов роста исследуемого явления, внесение необходимых коррективов в получение позитивных результатов обучения;

-активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-воле-вой структур личности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций занятий, содействующих развитию художественно-эстетических способностей, специальных умений, творческости;

-изучение содержания спецкурса «Художественно-эстетического воспитания студентов средствами изобразительного искусства» реализуется посредством аспектов, приобретающих особую значимость в практике работы учителя школы;

-использование на занятиях комплекса методов и способов обучения, диалогического общения, творческого отношения обучающихся к предметным знаниям и умениям, побуждается анализом, самооценкой собственных действий, направленных на формирование художественно-эстетических умений;

-соответствие и соотнесенность требований к формированию художественно-творческих умений будущих учителей, с их индивидуальными характеристиками, способностями, склонностями, интересами, уровнями эстетического развития и общекультурного становления, обеспечивается возможностями усвоения понятий изобразительного искусства, его основных положений, специфики знаний и др.

Методологическим каркасом формирования художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства, отражающего субъектный художественно-творческий аспект данного феномена, выступают способности и готовность будущего учителя к художественно-эстетической деятельности, образующие исследовательское поле в опоре на системный, антропологический, аксиологический, субъектно-деятельностный и культурологический подходы. Критериальный аппарат формирования художественно-эстетических умений состоит из следующих компонентов:

Субъектно-деятельностный подход выступает как основополагающий с позиций исследования учителя, как личности духовно развитой, культурнообразованной, с достаточно сформированной субъектной позицией и своим мировоззрением.

Художественная компетентность является структурным компонентом художественно-эстетического развития объема знаний в культуроемкости профессионально важных качеств, в художественно-эстетической деятельности, выраженной умениями и навыками через средства изобразительного искусства. На основе художественной компетентности (знаний) в данной деятельности формируются, совершенствуются умения - основа культуроемкости. «Ддром» всех компонентов выступает восприятие художественного образа, выраженного средствами изобразительного искусства, способности, развивающиеся на основе природных задатков, без развития которых невозможно исследование других компонентов - творческости, субъективности, готовности. Способности помогают формированию культуроемкости и других структурных компонентов, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются в художественно-эстетической деятельности. В конечном итоге они находятся в функциональном взаимодействии и взаимозависимости, развитии и совершенствовании. В разработке стадий формирования художественно-эстетических способностей, детерминантой выбрана творчес-кость как определяющее качество личности учителя. Значит, и стадии определяются данным качеством, в контексте которого исследуются и другие структурные компоненты, адекватные данной стадии формирования художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства.

Теоретической базой исследования выступают философские, педагогические, психологические и психофизиологические концепции (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, С.И.Архангельский, Б.С.Библер, П.П.Блонский, А.А.Бо-далев, А.В.Брушлинский, В.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, Е.П.Ильин, Д.Н.Коган, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, Б.Г.Лукянов, М.М.Махмутов, В.О.Медушевский, В.Н.Мясищев, М.Ф.Овсянников, А.Я.Пономарев, С.Х.Раппопорт, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Скатерщиков, В.А.Сластенин, Т.Д.Суслова, Г.И.Щукина, П.М.Якобсон и др.). Теоретичеекая часть диссертации сконцентрирована в материалах первой главы, освещающей проблему с позиций художественно-эстетического воспитания учителя, развития духовной культуры, художественного кругозора, с акцентом на художественно-эстетическое развитие средствами изобразительного искусства. Особый вклад в разработку этих проблем внесли И.И.Зарецкая, В.С.Кузин, С.П.Ломов, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова.

В решении поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих и взаимоконтроли-рующих друг друга: логико-теоретический анализ; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка); прогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик); практические методы (анализ продуктов творческой деятельности); педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных; теоретический анализ философской, психологической и специально-педагогической литературы, связанной с теоретическими основами произведений изобразительного искусства.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультеты педагогики и психологии, экономики и информатики Липецкого государственного педагогического университета с 1999 по 2004 гг. В эксперименте принимали участие студенты 1-Зх курсов со специализацией «учитель экономики и информатики», «менеджер», «социальный педагог», «педагог-психолог», всего 400 студентов.

Исследование проводилось в четыре этапа:

-предварительный (1999 - 2000гг.) этап предусматривал теоретический анализ научной литературы (философской, педагогической, психологической и специальных источников художественно-эстетического содержания), по вопросам личности учителя, его способностей, творчества, субъект-ности, изучения аппарата и механизмов исследования, составление плана исследования, осуществления констатирующего эксперимента, его анализ и разработку гипотезы исследования;

-начальный этап (2000 -2001гг.) включал разработку задач исследования, выявление наиболее актуальных его направлений, особенностей и специфики процесса обучения, проведения экспериментальной работы в группах по «выравниванию» художественно-эстетического развития студентов;

-основной этап (2001 - 2003 гг.) связывался с отработкой условий развития художественно-творческих способностей, художественно-эстетических умений в контексте целенаправленной деятельности средствами изобразительного искусства; в условиях формирующего эксперимента проверялась и уточнялась гипотеза, задачи исследования, анализировались полученные результаты, корректировались материалы программы, методика проведения занятий;

-завершающий (2003 - 2004гг.) этап носил теоретико-обобщающий характер анализа полученных результатов, соотнесения их с теоретическими положениями, формированием выводов и методических рекомендаций по руководству и проведению занятий, классификации и систематизации полученной информации, апробации и внедрению основных результатов исследования, литературного оформления диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: -расширено объектное и предметное поля художественно-эстетической культуры, в частности ее основной составляющей - художест-венно-творче-ских умений будущего учителя в условиях высшего педагогического образования;

-уточнена структура и содержание развития художественно-эстетических умений будущего учителя, рассматриваемых с позиций художественно-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства;

-раскрыты критериальные характеристики на основе «ядра» всех компонентов, каким является восприятие художественного образа, выраженного возможностями изобразительного искусства;

-определены особенности педагогической словесной интерпретации при формировании художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства;

-раскрыта структура художественно-творческих способностей применительно к художественно-эстетическому воспитанию, структурными компонентами которого выступают: художественная компетентность, культуро-емкость, субъектность, творческость и готовность к художественно-эстетической работе в школе.

Теоретическая значимость исследования определяется: -с позиций системного анализа раскрыты сущностные характеристики развития художественно-эстетических способностей будущего учителя средствами изобразительного искусства в условиях высшего педагогического образования; разработан критериальный аппарат оценки эффективности художественно-эстетической работы;

-теоретически обоснована и практически доказана необходимость и возможность формирования художественно-эстетических умений специалиста;

-сформулированы характеристики, выявлены и проверены в опытно-экспериментальной работе ведущие психолого-педагогические условия развития исследуемого явления;

-в соответствии с логикой и замыслом исследования, разработаны вопросы содержания и методики развития художественно-эстетических характеристик учителя школы средствами изобразительного искусства;

-данная работа вносит вклад в теорию формирования художественно-эстетических умений учителя школы средствами изобразительного искусства, поиска и нахождения путей и психолого-педагогических условий, обеспечивающих художественно-эстетическую его подготовку.

Практическая значимость исследования. Научные материалы могут быть использованы в системе подготовки и повышения художественно-эстетической квалификации педагогов средствами изобразительного искусства. Теоретические положения и выводы создают предпосылки для обогащения нормативных и специальных курсов, написания программ, расширения объектного и предметного пространства в психолого-педагогических исследованиях. Теоретически и экспериментально проверена авторская программа «Художественно-эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства» и методические рекомендации по ее реализации, а также оригинальную систему наглядных пособий. Подготовлены и апробированы методические рекомендации развития личностных художественно-творческих способностей учителя средствами изобразительного искусства в условиях высшего педагогического образования.

Объективность, достоверность результатов исследования обеспечивается четкостью методологических исходных позиций, опирающихся на принципы, методы, адекватные его объекту и предмету, природе исследуемого явления; цели и задачи повышения общей, художественно-эстетической составляющей, выраженной средствами изобразительного искусства и художественно-эстетической культуры учителя; репрезентативностью и статистической достоверностью опытных данных, полученных в эксперименте, их сопоставимостью с массовой практикой; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-эстетических характеристик личности учителя средствами изобразительного искусства представляет совокупность и их своеобразие как: ценностных, личностных и деятельностных определений отличительных свойств и качеств в виде мотивационно-ценностного отношения к искусству, субъектно-профессиональной позиции, художественно-эстетической компетентности средствами изобразительного искусства, опыта творческой деятельности.

2. В качестве критериев художественно-творческого развития учителя выступают: художественная компетентность; культуроемкость профессионально значимых качеств личности в художественно-эстетической деятельности; субъектность, творческость и готовность к выполнению художественно-эстетической работы средствами изобразительного искусства.

3. Процесс развития художественно-эстетических способностей и готовности отвечает принципам: культуросообразности, ориентации на творче-скость, личную и профессиональную индивидуальность будущего учителя (в зависимости от его способностей), обеспечения дифференцированного и индивидуально-творческого подходов к художественно-эстетическому обучению средствами изобразительного искусства; активизации творческих сил и специальных способностей, инициативы, ответственности и самостоятельности обучающихся; преемственности и интеграции социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и специальной подготовки.

4. Эффективность развития художественно-эстетических способностей зависит от психолого-педагогических условий, основными из которых являются: проектирование процесса обучения, создание проблемных ситуаций на лабораторно-практических занятиях; активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур целостной личности; создание на занятиях поисковой ситуации, использование комплекса методов диалогического общения, анализа, самооценки действий; инициирования обучающихся на самостоятельное добывание знаний; учет художественно-эстетических способностей, склонностей, интересов в усвоении знаний и выработке художественно-эстетических умений и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования. В диссертации представлен опыт работы 11-летней педагогической деятельности автора в качестве преподавателя детской художественной школы, 5-летней в качестве старшего преподавателя кафедры профессиональной культуры учителя, Липецкого государственного педагогического университета. Результаты экспериментальной работы нашли отражение в спецкурсе «Художественно-эстетического воспитания студентов средствами изобразительного искусства», неоднократно докладывались и обсуждались на совещаниях-семинарах, заседании кафедр Липецкого государственного педагогического университета, на международных и региональных научно-практических конференциях в г. Липецке, Лебедяни, У смани, Чаплыгине. Основные идеи и методические рекомендации, разработанные автором, прошли апробацию и внедрены в учебный процесс Липецкого государственного педагогического университета, муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школах №46 и №60 г.Липецка. Результаты исследования изложены в 10 публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, методических рекомендаций, списка литературы (242 наименования), приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы ко второй главе.

Системный анализ деятельности будущего учителя по реализации разработанной нами программе «Художественно-эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства» послужил основой создания профессионально-педагогической модели средствами изобразительного искусства, построенной нами в результате научного поиска. Она дала возможность вскрыть и обосновать пути и условия, обеспечивающие процесс формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей общеобразовательной школы к воспитанию учащихся. Вычленение интерпретационного, интеллектуально-мыслительного, чувственно-эмоционального и художественно-образовательного компонентов, отражающих особенности художественно-эстетического воспитания и обучения школьников, являются основополагающим теоретическим фактором проведенного исследования в развитии специальных способностей и формировании художественно-эстетических умений; информационные, аналитические, коммуникативные и рефлексивные компоненты отражают их общепедагогический характер.

Основные педагогические компоненты изучения психолого-педагогических и специальных дисциплин, самостоятельная и внеаудиторная работа, педагогическая практика, художественно-практическая деятельность, имеют сложные внутрисистемные связи, а сама учебная работа формирования художественно-эстетических умений органически связана со всем учебно-воспитательным процессом вуза.

Для успешного формирования художественно-эстетических умений следовало выявить уровни владения студентами третьего курса до педагогической практики и после нее. На каждом этапе обучения важно установить тот минимум умений, обеспечивающий течение художественно-эстетической деятельности на всем протяжении вузовской подготовки.

Единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной работы, сложное взаимодействие компонентов процесса подготовки способствовали обеспечению оптимального режима формирования исследуемого явления. При этом учебно-воспитательный процесс взаимосвязывает между собой учебную деятельность, осуществляемую на основе учебных планов и программ, с самостоятельной и внеаудиторной работой, проводимой в вузе и за его пределами. Взаимосвязь педагогических условий, их характер, с одной стороны, педагогической системы формирования художественно-эстетических характеристик у студентов, с другой - предопределены формой, содержанием и методикой обучения в условиях комплексных лабораторно-практических занятий.

210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства отражает разностороннее его развитие и связывается с необходимостью повышения уровня массового эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Несмотря на значительную работу по совершенствованию содержания эстетического образования, проведенную за последние годы, существующая система художественно-эстетической подготовки будущих учителей к воспитательной работе не вполне соответствует объективным потребностям социальной и педагогической практики, необходимости усиления эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Поэтому в исследовании рассматриваются вопросы, связанные с формированием художественно-эстетических умений учителя школы в условиях педвуза.

Проблема определения путей совершенствования художественно-эстетической подготовки и выявления педагогических условий находит решение в применении методологических принципов исследования. На основании традиционной системы подготовки учителя нами была разработана экспериментальная программа для студентов педвуза «Художественно-эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства», целевым назначением которой явилось формирование художественно-эстетических умений будущих учителей средствами изобразительного искусства. Программа была включена в традиционный учебно-воспитательный процесс педвуза на протяжении 3-х лет обучения. В качестве основных компонентов, формирующих художественно-эстетические характеристики учителя, выступали: изучение психолого-педагогических и специальных дисциплин; самостоятельная и внеаудиторная работа; педагогическая практика; художественно-практическая деятельность.

В ходе исследования было установлено, что эффективность действия экспериментальной программы формирования исследуемого явления зависело не столько от каких-либо возможностей, сколько от организации подготовки будущего учителя в целом.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза о вероятности формирования художественно-эстетических умений будущего учителя школы в условиях педвуза полностью подтвердилась. Это становится возможным, если реализуется ряд педагогических условий, основными из которых являются:

-целевой подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь всех составляющих процесс профессионального обучения и художественно-эстетического воспитания;

-придание всем видам художественно-эстетической деятельности студентов программно-целевой и профессионально-педагогической направленности;

-деятельностный подход, предполагающий включение студентов в различные виды художественно-эстетической деятельности в течение всех лет обучения;

-дифференцированный подход, осуществляемый на основе изучения динамики формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства к работе в школе, начиная с первого курса.

Взаимосвязи и взаимозависимости составляющих процесс обучения и художественно-эстетического воспитания предопределили характер средств, методов и приемов экспериментального обучения и послужили основанием для теоретического освещения педагогических условий. Установлено, что взаимодействие компонентов, составляющих процесс обучения, осуществляется в трех сферах деятельности студентов: учебной, самостоятельной и внеаудиторной, единство которых является основополагающим в разработке теории и практики формирования художественно-эстетических характеристик будущего учителя.

Педагогическое руководство процессом художественно-эстетического воспитания и обучения рассматривается как управление взаимодействием составляющих процесс обучения, единство сфер деятельности студентов, обеспечивающих среду для реализации педагогических условий. Каждое из них проявляется в тесной связи с другими, усиливает значение другого и понимается нами как причинно-детерминированная (определять, обусловливать) связь между «составляющими». Характер этих связей обусловливается формой, содержанием и методикой обучения студентов.

В структуре учебного процесса лабораторные занятия изобразительным искусством носят специфический характер. Каждый вид деятельности на занятиях требует тематической, смысловой и эмоциональной связи. Реализация педагогических условий формирования художественно-эстетических умений предусматривает связь самостоятельной и внеаудиторной работы. Комплексное содержание их тесно связано с усвоением новых знаний, изучением нового материала. Поэтому последующее занятие есть обобщение знаний и умений на более высоком уровне.

Внутренне принятая обучающимися и координируемая экспериментальной программой, внеаудиторная работа понимается нами как фактор практического преломления умений и рассматривается как логическое продолжение учебной и самостоятельной работы.

С позиций системного анализа определен конечный результат проявления взаимодействия составляющих процесс обучения и единстве сфер деятельности студентов. В эксперименте прослежена динамика формирования художественно-эстетических умений, как характеристик будущего учителя. Исследовательские данные показывают, что качественные критерии развиваются до уровня, необходимого учителю при решении задач художественно-эстетического свойства средствами изобразительного искусства и требований программы «Художественно-эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства». Показатели результативности есть степень творческой самостоятельности студентов и уровни сформированное™ художественно-эстетических умений, сущность которых рассматривается по признаку их овладения.

На основании качественных критериев и художественно-эстетических характеристик установлены три уровня сформированности исследуемых умений - высокий, достаточно высокий и средний, определяющие их сфор-мированность. Нами выявлено, что наилучших результатов достигают обучающиеся, имеющие высокий уровень общего развития и хорошую успеваемость в школе и вузе.

Анализ теоретических и практических вопросов, связанных с художественно-эстетическим воспитанием, позволил выделить интерпретационный, информационный, аналитический, коммуникативный, интеллектуально-мыслительный, чувственно-эмоциональный, рефлексивный и художественно-образовательный компоненты, адекватно выраженные в соответствующих умениях. Интерпретационные умения отражают новизну исследования и характеризуются своей интегративностью как системообразующим фактором подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися в контексте художественно-эстетического воспитания.

Теоретическое обоснование и выявление структурных компонентов художественно-эстетической работы учителя школы представляет дальнейшее развитие и конкретизацию теории формирования исследуемого явления. Качественные критерии, предлагаемые в диссертации, определены с учетом специфики изобразительного искусства и будущей деятельности учителя по воспитанию учащихся школы. Таким образом, выполненное исследование позволило получить ряд объективных данных, характеризующих состояние, тенденции и перспективы формирования художественно-эстетических умений, внести дополнительные сведения в решение настоящей проблемы и сформулировать следующие выводы.

1. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о возможности развития и формирования художественно-эстетических умений будущего учителя к воспитательной работе школьников средствами изобразительного искусства в условиях педагогического вуза нашла подтверждение. Для определения путей и педагогических условий процесса подготовки мы стремились возможно полнее проанализировать и использовать новое в области педагогической науки, что получило признание и вошло в практику художественно-эстетического воспитания будущих учителей. В поисках путей и средств формирования исследуемого явления представляется важным отметить, что эффективность решения вопроса во многом определяется сложившимися к проблеме отношениями и мотивами в ее овладении. На наш взгляд, решение проблемы становится возможным, если реализуется ряд педагогических условий: целостного, деятельностного и дифференцированного подходов, программно-целевой и профессионально-педагогической направленности в обучении.

2. Системный анализ деятельности будущего учителя по реализации разработанной нами программе «Художественно-эстетическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства» послужил основой создания профессионально-педагогической модели средствами изобразительного искусства, построенной нами в результате научного поиска. Она дала возможность вскрыть и обосновать пути и условия, обеспечивающие процесс формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей общеобразовательной школы к воспитанию учащихся. Вычленение интерпретационного, интеллектуально-мыслительного, чувственно-эмоционального и художественно-образовательного компонентов, отражающих особенности художественно-эстетического воспитания и обучения школьников, являются основополагающим теоретическим фактором проведенного исследования в развитии специальных способностей и формировании художественно-эстетических умений; информационные, аналитические, коммуникативные и рефлексивные компоненты отражают их общепедагогический характер.

3. Основные педагогические компоненты изучения психолого-педагогических и специальных дисциплин, самостоятельная и внеаудиторная работа, педагогическая практика, художественно-практическая деятельность, имеют сложные внутрисистемные связи, а сама учебная работа формирования художественно-эстетических умений органически связана со всем учебно-воспитательным процессом вуза.

4. Для успешного формирования художественно-эстетических умений следовало выявить уровни владения студентами третьего курса до педагогической практики и после нее. На каждом этапе обучения важно установить тот минимум умений, обеспечивающий течение художественно-эстетической деятельности на всем протяжении вузовской подготовки.

5. Единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной работы, сложное взаимодействие компонентов процесса подготовки способствовали обеспечению оптимального режима формирования исследуемого явления. При этом учебно-воспитательный процесс взаимосвязывает между собой учебную деятельность, осуществляемую на основе учебных планов и программ, с самостоятельной и внеаудиторной работой, проводимой в вузе и за его пределами. Взаимосвязь педагогических условий, их характер, с одной стороны педагогической системы формирования художественно-эстетических характеристик у студентов, с другой - предопределены формой, содержанием и методикой обучения, в условиях комплексных лабораторно-практических занятий.

6. Методические рекомендации, разработанные нами в диссертации и применяемые в ходе обучающего эксперимента, содействовали качественному изменению уровней сформированности специальных характеристик.

7. Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с многофакторным процессом формирования художественно-эстетических умений будущего учителя и не претендует на раскрытие всей многогранности проблемы, а предложенная методика - на полноту и исключительность.

Исследование может служить основой для дальнейших творческих поисков с целью развития и совершенствования процесса художественно-эстетической подготовки будущего учителя к воспитательной работе с учащимися. На наш взгляд, дальнейшего изучения требуют такие аспекты проблемы, как формирование профессионального интереса к эстетическому воспитанию детей; разработка педагогических условий формирования художественно-эстетических потребностей у будущих учителей начальной школы.

216

РЕКОМЕНДАЦИИ

В результате проведенного исследования мы нашли возможным дать методические рекомендации.

1.На современном этапе художественно-эстетического обучения будущих учителей в системе высшего педагогического образования следует исходить из понимания важности задач эстетического воспитания, обучения и развития школьников средствами изобразительного искусства. При этом предметы эстетического цикла должны занять достойное место в учебном процессе вуза и школы.

2.Учитывая слабо сформированный интерес к изобразительному искусству и будущей профессии, необходимо систематически осуществлять работу со студентами по формированию интереса, увлеченности художественно-эстетической деятельностью.

3.Исходя из специфики художественно-эстетической работы учителя школы, процесс формирования специальных знаний, умений и навыков всеми своими сторонами (учебная, самостоятельная, внеаудиторная деятельность) должен быть направлен на развитие и выработку специальных способностей интерпретации произведений изобразительного искусства.

4.В целях совершенствования профессиональной подготовки учителей к художественно-эстетической работе в общеобразовательной школе, необходимо привести в соответствие программу художественно-эстетического обучения студентов с требованиями сегодняшнего дня - и школьной программы, что даст возможность осуществить педагогизацию процесса подготовки, усилить, программно-целевую и профессионально-педагогическую направленность обучения.

5.Рассматривая активную художественно-практическую деятельность в качестве основной из составляющих учебно-воспитательного процесса вуза -решающего фактора в формировании профессиональных характеристик, считаем нужным начать его осуществление с первого курса в сочетании с регулярными учебными занятиями.

6.В успешном формировании художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства будущих учителей ведущую роль играет единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, позволяющее широко и максимально развивать художественно-эстетические способности, вырабатывать знания и умения в условиях составных частей управляемого учебно-воспитательного художественно-эстетического процесса.

7.В результате анализа опытной работы следует заметить, что процесс формирования исследуемого явления надо строить с учетом совокупности педагогических условий, обращая пристальное внимание на постепенное усвоение студентами художественно-эстетических и специальных знаний, умений во всех видах деятельности и формах занятий.

8.Было бы весьма желательным при отборе абитуриентов выявлять и отдавать предпочтение лицам, имеющим, помимо общего, достаточный уровень эстетического развития и хорошие специальные данные ввиду того, что такие студенты добиваются достаточно высокого уровня в обучении по всем предметам (за счет развития).

9.Уделять особое внимание развитию чувственно-эмоционального восприятия изобразительного и других искусств, как основы культурного формирования личности учителя.

10. Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей школ в настоящее время встает как одна из социально-педагогических проблем и можно утверждать о необходимости ее решения в течение пятилетнего обучения, увеличив при этом количество учебного времени на освоение предметов художественно-эстетического цикла.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Глазунова, Ольга Юрьевна, Липецк

1. Абдуллина, O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А.Абдуллина. М. : Изд-во Mill У, 1993 - 165 с.

2. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А.Абдуллина.-М.: Просвещение, 1989- 139 с.

3. Абрамова, В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания специальных дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук / В.В.Абрамова. М., 1989. - 16 с.

4. Абульханова Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980 - 335 с.

5. Абульханова Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова -Славская. - М., 1991 - 299 с.

6. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В.А.Адольф. Красноярск, 1998 -309с.

7. Активность // Педагогическая энциклопедия: Т.1. М.: Сов. Энциклопедия, 1964-С. 61-63.

8. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях плетением: Дис.канд. пед. наук: / И.В.Алексеева. Ростов н /Д., 1996.-167 с.

9. Амосова, О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях: Автореф. дис.канд. пед. наук / О.В.Амосова. Иркутск, 1999. - 21с.

10. Ю.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.: / Б.Г.Ананьев. М.: Педагогика, 1988. - 230с.

11. П.Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1968. - Т.1. - 335 с.

12. Ананьев, Б.Г. К психологии студенческого возраста. / Б.Г.Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974.-С. 3-15.

13. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. М.: Наука, 1977 - 380 с.

14. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев. М.: Наука, 1960-486с.

15. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И.Андреев. -Казань: Из-во КГУ, 1988 Кн. 1-я - 568 е., Кн. 2-я - 320 с.

16. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000 -608 с.

17. Андриади, И.П. Авторитет учителя и процесс его становления / И.П.Андриади. М.: МПГУ, 1997 - 264 с.

18. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф.Анисимов. М.: Мысль, 1998-253 с.

19. Анохин, П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии / П.К.Анохин // Худож. тв-во. Л.: Наука , 1983. - С. 259-262.

20. Анохин, П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности / П.К.Анохин. М.: Наука, 1979 - 454с.

21. Антанас Ванцлова М.К. Чюрленис художник / Антанас Ванцлова. М.К. Чюрленис 32 репродукции. - Вильнюс: Вага, 1968.

22. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П.Аристова. М.: Просвещение, 1968 - 139с.

23. Артамонова, Е.И. Философско педагогические основы развития духовной культуры учителя: Автореф. дис.докт. пед. наук / Е.И.Артамонова. - М.: Пед. унив-та, 1999. - 16 с.

24. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И.Артемьева. -М.: Наука, 1977 184 с.

25. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-метод. Пособие / С.И.Архангельский. -М.: Высш. школа, 1980 368 с.

26. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. М.: МГУ, 1990 -367с.

27. Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В.Ф.Асмус. М.: 1968-325 с.

28. Афасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества / М.Н. Афасижев. М.: Высш. Школа, 1990 - 176 с.

29. Ашхарус, Чолокуа. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия / Ч.Ашхарус //Эстетические очерки: Сост. Константинов Ч.А., Раппопорт С.Х. -М: Музыка, 1979. С. 137-174.

30. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К.Бабанский. -М.: Педагогика, 1977 256 с.

31. Байкова, Л.А., Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. М.: Пед. об-во России, 2000. -249 с.

32. Барабанщиков, Н.В. Проблема педагогической культуры преподавателей вузов / Н.В.Барабанщиков // Сов. педагогика. 1981.- № 7. - С. 72.

33. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества. Личностный подход / Е.Я.Басин. М.: Знание, 1985 - 64 с.

34. Бганко, О.Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук / О.Д.Бганко. Оренбург: 2000 - 16 с.

35. Бе да, Г.В. Живопись /Г.В.Беда. М.: Искусство, 1971 - 126 с.

36. Бешкханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Дис. .канд. пед. наук: / Л.Ю.Бешкханова. Тюмень, 1990. - 264с.

37. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько- М.: Педагогика, 1989 192 с.

38. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Из-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 2002-352 с.

39. Библер, B.C. Мышление как творчество / В.С.Библер. М.: Политиздат, 1975 -390 с.

40. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность / В.С.Библер. -М., 1990-287 с.

41. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования / Б.М.Бим-Бад. М. : РОУ, 1994 - 36 с.

42. Блонский, П.П. Педология / П.П.Блонский. М.: ВЛАДОС, 1999 - 288 с.

43. Блинников, Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник / Л.В. Блинников. М, 1999 - 432 с.

44. Блудова, В. Природа и структура художественного восприятия / В.Блудова. //Эстетические очерки. Вып.4. М.: Музыка, 1977. - С. 114152.

45. Боголюбова, Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории) / Е.В.Боголюбова М.: Изд-во МГУ, 1978 - 232 с.

46. Богомолова, Л.В. Подростковая культура. Проблемы эстетического воспитания подростков / Л.В.Богомолова, Т.П.Голубева. М.: Новая школа, 1994. - С. 3-37.

47. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б.Богоявленская. М.: Знание, 1981 -96 с.

48. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская. Ростов н /Д: 1983 - 35 с.

49. Бодалев, A.A. Личность и общение / А.А.Бодалев М.: Педагогика, 1983-271с.

50. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. -Воронеж: Модек, 1995 352 с.

51. Болотина, Л.Р. Педагогика / Л.Р.Болотина. М.: Просвещение, 1987 447 с.

52. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е.В.Бондаревская. Ростов н /Д, 1997 - 28с.

53. Борисенко, Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Борисенко. Ставрополь, 1998. - 21 с.

54. Бурляева, O.B. Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалиста дошкольного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук /О.В. Бурляева. М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т., 1998. - 21 с.

55. Бутенко, В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / В.Г.Бутенко // Педагогика. 1990.- № 5. - С. 57-61.

56. Валицкая, А.П. Философские основания современной «парадигмы» образования / А.П. Валицкая //Педагогика. 1997.- № 3.- С. 15 -19.

57. Ван-Гог, Винсент. Письма: В 2 т / Винсент Ван-Гог. М.: «Терра», 1994-221 с.

58. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. М.: Сов. художник, 1996 - 118 с.

59. Ванслов, В.В. Проблема прекрасного / В.В. Ванслов. М.: Политиздат, 1957-264 с.

60. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов. -Л.: Художник, 1977 296 с.

61. Вейт, М.А.,. Воспитание организованности основа профессиональной подготовки специалиста / М.А.Вейт, П.Г Бугаков. -Липецк : ЛГПИ, 1995 - 142 с.

62. Вейт, М.А., Непрерывное образование и совершенст-вование педагогического процесса в высшей школе / М.А.Вейт, Б.Г.Оганянц. Липецк, 1990-205 с.

63. Верб, М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников / М.А.Верб. -Л., 1970- 152 с.

64. Вербицкий, A.A. Активность субъекта и «порождение» информации / А. А.Вербицкий // Новые исследования в психологии. 1976. - № 2.- С. 7-16.

65. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А.Вербицкий. М.: Высш. школа, 1981 - 115 с.

66. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М.Вергасов. Киев: Виша школа, 1985 - 175 с.

67. Волков, H.H. Мысли об искусстве / Н.Н.Волков. М.: Искусство, 1978 -320 с.

68. Волков, H.H. Цвет в живописи / Н.Н.Волков. М.: Искусство, 1984 -320 с.

69. Волков, H.H. Восприятие картины / Н.Н.Волков. М.: Искусство, 1976 -150 с.

70. Волкова, Е.В. Художественное произведение — предмет эстетического анализа / Е.В.Волкова. М., 1976 - 259с.

71. Вопросы воспитания: системный подход. Ред.-сост. Л.И.Новикова. -М.: Прогресс, 1981. 136 с.

72. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: М.: МГУ, 1988. - 164 с.

73. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Ред.-сост. Б.П.Юсов. М.: 1981. - 159 с.

74. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах. / В.В.Воронов. М.: Пед. о-во России, 1999 - 192 с.

75. Вульфов, Б.З. Основы педагогики / Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов. М.: Изд -во УРАО, 1999.-616 с.

76. Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б.З.Вульфов. М.: Магистр, 1995 - № 1 - С. 71-79.

77. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. М.: Лабиринт, 1999-350 с.

78. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1968 - 576 с.

79. Газман,О.С. Самоопределение. Новые ценности образования / О.С.Газман. М., 1995 - 82 с.

80. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С.Газман . // Новые ценности образования. М., 1995. - № 2. - С. 1645.

81. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С.Гершунский. М: пед. об-во, 2000 - 512 с.

82. Гладкина, И.В. Развитие творческой активности студентов на основе использования игровых методов обучения иностранному языку: Авто-реф. дис. канд. пед. наук /И.В. Гладкина. Ростов н /Д, 1999. - 21с.

83. Годовикова, Д.Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации / Д.Б.Годовикова //Новые исследования в психологии. 1974. - № 2. -С. 29-31.

84. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н.Гоноболин. М.: Просвещение, 1965-260 с.

85. Гончаров, Н.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / Н.Ф.Гончаров. М. : Просвещение, 1978 -160 с.

86. Горянина, В.А. Психология общения / В.А.Горянина.- М.: «Академия», 2002 -416 с.

87. Греков, JI.A., Совершенствование профессиональной подготовки студентов / Л.А.Греков, Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1982. - № 8.- С. 83-87.

88. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. М.: «Академия», 1999 - 272 с.

89. Гримак, Л.П. Общение с собой: начала психологии активности /Л.П. Гримак.-М.: 1991 -320с.

90. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак.- М.: Полит. лит., 1987 285 с.

91. Гришин, Э.А. Книга для учителя / Э.А.Гришин. Владимир, 1976 - 158 с.

92. Громов, Е.С. Художественное творчество /Е.С.Громов М.: Политиздат, 1970-83с.

93. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования; Ред.-сост В.Л.Матросов.-М.: 1999.- 116 с.

94. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов М.: Педагогика, 1986-239 с.

95. Давыдов, Ю.Н. Искусство как социологический феномен / Ю.Н. Давыдов.- М., 1968-30с.

96. Данилов, М.А. Искусство как социологический феномен / М.А.Данилов. М.: Наука, 1968 - 286 с.

97. Даниэль, С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. JL: Искусство, 1990 - 223 с.

98. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н.Джуринский. М.: BJIA-ДОС, 1999-431 с.

99. Дмитриева, E.H. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Е.Н.Дмитриева.- М., 1990. 21 с.

100. Дмитриева, И.А. Изображение и слово / И.А.Дмитриева.- М.: Искусство, 1962-163 с.

101. Добрынин, М.Ф. Интерес и внимание / М.Ф.Добрынин. М, 1941 -165 с.

102. Дружинин В.Н. Психология / В.Н.Дружинин. СПб: ПИТЕР, - 2001 -656 с.

103. Дьяченко, М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. Минск: БГУ, 1978.-334 с.

104. Дьяченко,М.И. Психологический словарь-справочник / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. - 576 с.

105. Есипов, Б.И. Самостоятельная работа / Б.И. Есипов. М, 1961 - 239 с.

106. Елисеев, В.К. Становление и развитие рефлексивной культуры субъекта педагогической деятельности /В.К.Елисеев.-Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2003-224с.

107. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвя-зинский. М.: Педагогика, 1986 -159 с.108.3анков, JI.B. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование)/ Л.В.Занков.-М.: Педагогика, 1990-С. 83-318.

108. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. М.: «ЛОГОС», 2003-382 с.

109. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа / В.П.Зинченко, Н.Ю.Вергилес. М: МГУ, 1969. - 106 с.

110. Ш.Зись, А .Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я.Зись. М.¡Искусство, 1987 - 257 с.

111. Золотарева, Л.В. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститута: Автореф. дис.канд. пед. наук / Л.В. Золотарева. М., 1990. - 18 с.

112. ПЗ.Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А.Зязюн. М, 1983 -302 с.

113. Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников / В.Г. Иванов. Л., 1955 - 147 с.

114. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000-512 с.

115. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1984- 206 с.

116. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике /- Л.: ЛГУ, 1971 -766 с.

117. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С.Каган. Избр.статьи ; Ред.-сост. А.И.Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1991 - 383 с.

118. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996 - 416 с.

119. Казанский, O.A. Игры в самих себя / O.A. Казанский. М.: Роспеда-гентство, 1995 - 128 с.

120. Казанский, O.A. Педагогика как любовь / O.A. Казанский. М.: Рос. пед. агентство, 1996- 133 с.

121. Кан-Калик, В.А., Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990 - 144 с.

122. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Капте-рев. М.: Педагогика, 1982 - 704 с.

123. Картавцева, О.Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Автореф. дис. канд. пед. наук /О.Д. Кар-тавцева. Ростов н /Д, 1993. - 21 с.

124. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования: Сб. науч. статей; Ред.-сост. М.Н, Скаткин, В.В. Краевский. М., 1978. - 208 с.

125. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996 - 188 с.

126. Кирсанова, A.A. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся /A.A. Кирсанова. //Сов. педагогика. 1963. - JVk 5.- С. 22-24.

127. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике / М.В.Кларин //Педагогика. 1994. - № 5. - С. 104109.

128. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В.Кларин. М., 1989 - 61 с.

129. Коджаспирова, Г.М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному саообразованию: Автореф. дис.докт. пед. наук / Г.М. Коджаспирова. М., 1995. - 36 с.

130. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А. Комен-ский. М.: Учпедгиз, 1955 - 651 с.

131. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР / Н.И. Киященко. М.: Искусство, 1971-161 с.

132. Конышева, Н.М. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников / Н.М. Коны-шева //Сов. педагогика. 1979. - № 9. - С.103-108.

133. Коршунов, A.M. Роль восприятия в процессе познания / A.M. Коршунов.-M.: 1965-237 с.

134. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Б.Кроче. -М.: 1920-251 с.

135. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С.Кузин. М.: АГАР, 1998 -336 с.

136. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В.Кузьмина. -Д.:ЛГУ, 1967- 183 с.

137. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В.Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1961 - 98 с.

138. Кульневич, C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания / C.B. Кульневич. Воронеж, 1997 - 236 с.

139. Культурология. Основы теории и истории культуры: Сб. науч. статей; Ред.-сост. И.Ф.Кефель. СПб, 1996. - 592 с.

140. Кулыгина, Л.С. Активизация учения / Л.С. Кулыгина //Педагогика.-1994. №1, - С.7-11.

141. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975 304 с.

142. Леонтьев, A.A. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / А.А.Леонтьев //Художественное творчество и психология. М., Наука, 1991. - С. 109-133.

143. Леонтьев, A.A. Психологический подход к анализу искусства / А.А.Леонтьев //Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978. - С. 26-57.

144. Лернер, И .Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / И.Я.Лернер; Ред.-сост. М.Н.Скаткин, В.В.Краевский. М.: 1978.-208 с.

145. Лещинский, В.И. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум / В.И. Лещинский, С.В.Кульневич- M.: Просвещение, 1995.-240 с.

146. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев М.: Юрайт-Издат, 2003 - 607 с.

147. Лихачев,Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т.

148. Лихачев. -М.: Просвещение, 1985- 176 с.

149. Лукьянов, Б.Г. В мире эстетики / Б.Г.Лукьянов. М.: Просвещение. 1988-269с.

150. Луначарский, A.B. О воспитании и образовании / A.B. Луначарский. Ред.-сост. A.M. Арсеньев. М.: Педагогика, 1976 - 636 с.

151. Луначарский, A.B. Об искусстве: В 2 т./ A.B. Луначарский. М.: Сов. Художник, 1967 - 207 с.

152. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе /Л.И. Маленкова.- М.: Пед.общество России, 1999 300 с.

153. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова и др. М., 1983. - 64 с.

154. Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века»: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 13 16 апреля 1994 года. Ред.-сост. В.А. Сластенин, выпуск 1. - М., 1994.-187с, вып. 2.- М., 1994. - 143с.

155. Мейлах, Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С.Мейлах. //Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.-С. 56-60.

156. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981 - 96 с.

157. Менчинская, НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития /H.A. Менчинская. М.: Просвещение, 1985 -144 с.

158. Менчинская, H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / RA. Менчинская. М.: Педагогика, 1982 -21с.

159. Мшунов, A.C. Искусство и процесс познания / A.C. Мшунов. М.: МГУ, 1986-126 с.

160. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания / A.B. Мудрик. М., 2001. -320 с.

161. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1981 - 98 с.

162. Мычко, Е.И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию коммуникативности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.И.Мычко. М., 1996. -16 с.

163. Народное искусство в воспитании детей. Ред.-сост. Т.С. Комарова. М.: 1997.-208 с.

164. Наумов, Ю.К. Активность субъекта в познании / Ю.К.Наумов. М.: Мысль, 1969-88с.

165. Нейматов, Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы / Я.М. Ней-матов. М.: 2002 - 480 с.

166. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М Неменский. М.: 2000 -192 с.

167. Неменский, Б.М. Дидактика глазами художника /Б.М. Неменский. //Педагогика. -1996. № 3. - С. 19-24.

168. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1987-253 с.

169. Низамов, P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань: из-во Казан, ун-та, 1975 - 302 с.

170. Общие вопросы эстетического воспитания в школе: Сб.науч. статей ; Ред.-сост. В.Н.Шацкая. М.: 1965. -183 с.

171. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: 1990 921 с.

172. Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли / М.Ф.Овсянников. М.: Высшая школа, 1984-336с.

173. Панкевич, Г.И. О природе художественного восприятия.: Автореф. дисс. .канд. фил. наук / Г.И. Панкевич. М.: 1969. - 17с.

174. Пушкин, В.Н. Психологические возможности человека / В.Н.Пушкин. М.: 1972 - 64 с.

175. Печко, JI.H. Эстетическая культура личности и ее развитие / Л.Н.Печко. М.: 1991- 217 с.

176. Пискунов, А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание / А.И. Пискунов //Педагогика. 1995. - № 4. - С.59-63.

177. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976 - 280 с.

178. Прангшвили, A.C. Психологические очерки /А.С.Прангшвили. Тбилиси: Мецииебера, 1975 -111 с.

179. Психологический словарь: Ред.-сост. А.В.Петровский, М.Т.Яро-шевский. 119 с.

180. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия: Ред.-сост. Л.В.Куликов. СПб, 2000. - 480 с.

181. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю / СХРалпопорт. -М.: 1978 370 с.

182. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / ННРостовцев. М.: Просвещение, 1987- 174с.

183. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психолопш В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. - 488 с. Т. 2. - 328 с.

184. Савостьянов, Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве / Е.И. Савостьянов. М.: Изобразительное искусство, 1970 - 248 с.

185. Салеев, В. А. Искусство и его оценка/В. А. Салеев.-Минск: БГУ, 1977-160 с.

186. Селиванов, В.И. Социальная активность и нравственнно-волевое развитие студентов / В.И. Селиванов // Вопросы психологии личности. Рязань, 1973. -С.37-45.

187. Сластёнин, В.А. Профессионально педагогическая подготовка современного учителя / В.А. Сластёнин, А.И.Мшценко //Сов. педагогика. -1991. - № 10.

188. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, ИФ.Исаев, АИМшценко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс.,1998. - 512 с.

189. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб .пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин. М.: «Школа-пресс», 2000. - 488 с.

190. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995 - 270с.

191. Современный словарь иностранных слов. М.: Цитадель, 2000. - 926 с.

192. Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов / М.Н. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996 - 80с.

193. Сокольникова, Н.М. Основы живописи / М.Н. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996-80 с.

194. Сокольникова, Н.М. Основы композиции / М.Н. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996- 80с.

195. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка / М.Н. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996.-96 с.

196. Соловейчик, С.Л. Воспитание по Иванову / С.Л.Соловейчик. М.: Педагогика,-1989-3 5 2 с.

197. Соловейчик, С.Л. Час ученичества / С.Л.Соловейчик. М.: Дет. лит. -1972 -255 с.

198. Степанов, Г.В. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г.В. Степанов. -М.: Художник РСФСР, 1984- 134с.

199. Суслова, Т.Д Художественно-эстетическая культура учителя / Т.ДСуслова. Москва - Липецк, 2003- 301 с.

200. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1975- 272 с.

201. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина.-М.: МГУ, 1975-158 с.

202. Таранов, П.С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, учение, судьба, мысли: в 2 т. / ПС.Таранов. Симферополь-Запорожье. - 2000 -1680 с.

203. Теория и методика изобразительной деятельности: Учеб. пособие Ред.-сост. В.Б.Косминская,Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова и др. М.: Просвещение, 1985. - 225 с.

204. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. М.: 1947 -112 с.

205. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И.Уемов. -М.: Мысль, 1978-272с.

206. Ушинский, К.Д. Сочинения / К.Д.Ушинский. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.3.-692 с.

207. Ушинский, К.Д. Сочинения / К.Д.Ушинский M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.8.-774 с.

208. Филосовский словарь: Ред.-сост. И.Т Фролов. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

209. Филосовский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. М.: Сов.Энциклопедия, 1989 -815с.

210. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/А.Я. Флиер.-М.: 2000-496 с.

211. Фоменко, В.Т. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете / В.Т. Фоменко. Ростов-на-Дону, 1991-113 с.

212. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю.Кулагина. М.: Просвещение, 1991- 288 с.

213. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И. Фришман. М.: 2001-160с.

214. Харькин, В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! / В.НХарь-кин-М.: 1997-288 с.

215. Харламов,И.Ф.Педагогика/И.Ф.Харламов.-М.:Юристь, 1997-512с.

216. Хлопков, Ю.Г. Условия становления личностно профессиональной индивидуальности будущих учителей в вузе: Атореф. канд. пед. наук / Ю.Г.Хлопков. - Ростов на Дону, 1996. -16 с.

217. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Ред.-сост. А.И. Пискунов.-М.: 1981-528 с.

218. Хрестоматия по педагогической психологии. Ред.-сост. А.И.Красило,

219. А.П. Новгородцева. М.: 1995. 416 с.

220. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Ред-сост.

221. А.Л. Гройсман. М.: 1998. - 200 с.

222. Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурногоразвития студенчества: Ред.-сост. Б.Г. Ананьев. М., 1937. - 184 с.

223. Черевко, И.М. Психолого-философская сущность личностной активности / И.М.Черевко //Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Липецк, 1996.- С. 11-15.

224. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. -М.: «Центр педагогический поиск», 2001-176 с.

225. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н.Шацкая. М. 1975 - 200 с.

226. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. М.: Педагогика, 1982-208 с.

227. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности /Г.Х. Шингаров. М.: 1971-223 с.

228. Шорохов, Е.В. Основы композиции /Е.В.Шорохов- М.: Просвещение, 1979-303с.

229. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1979 192 с.

230. Шор, Ю.М. Художественное переживание как процесс / Ю.М.Шор //Методологические проблемы современного искусствознания.- М., 1980.-С. 34-35.

231. Шульга, Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности / Р.П.Шульга. Киев: 1989 - 162 с.

232. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя /А.И. Щербаков. Л.: 1971 - 352 с.

233. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979 - 160 с.

234. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971- 351с.

235. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щур-кова. М.: Пед. об-во России, 1998-250 с.

236. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Ред.-сост. Б.Т.Лихачев, Г.Зальтон. М., 1981. - 272 с.

237. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979-144 с.

238. Ящухин, А.П. Живопись / А.П.Ящухин, С.П.Ломов. М.: Агар: Рандеву, 1999-227с.

239. Якобсон П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. М.: 1958 - 382 с.

240. Chapman Laura Н. Instant Art Instant Culture: The unspoken policy for American Schools. Tiachers college, Columbia university. - New York and London, 1982. - 204 p.

241. Kramer E. Art as Therapy with Children. New York, 1975. P. 134.

242. Runco M.A. Divergent thinking. Norwood, 1991. - 161 p.

243. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. -N.Y., 1995. 187 p.