Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки

Автореферат по педагогике на тему «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Пайдуков, Павел Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки"

Пайдуков Павел Васильевич

На правах рукописи

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Чебоксары - 2013

3 О МАЙ 2013

005060676

Работа выполнена на кафедре педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Научный руководитель: Емельянова Марина Валерьевна,

доктор педагогических наук, доцент,

Официальные оппоненты: Сокольникова Наталья Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дизайна факультета дизайна и визуальных искусств ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Медведева Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, ректор БОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный

педагогический институт им. В. Г. Короленко»

Защита состоится 20 июня 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.i-u и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» chgpu.edu.ru.

Автореферат разослан 18 мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

Лавина Т.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, выдвинули проблему качественной подготовки будущих учителей, обладающих компетентностью в области преподаваемого предмета, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях конкурентности, открытости, динамизма системы образования, ее направленности на выполнение социального заказа в интересах государства, общества, семьи, человека.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость «развития системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», развития творческой среды «для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной школе», «создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности». В решении этих задач большая роль отводится учителям изобразительного искусства, готовым на высоком уровне осуществлять процесс обучения изобразительному искусству, художественного образования и эстетического воспитания школьников, «вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации). В этой связи становится актуальной проблема повышения уровня подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства происходит при изучении дисциплин всех циклов подготовки. Ведущая роль принадлежит дисциплинам предметной подготовки, которые обладают высоким потенциалом в решении данной задачи и выступают как средство развития профессиональной компетентности.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях проблемы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах

B. И. Байденко, А. А. Бусыгиной, Н. П. Гришиной, Н. Н. Долгих, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, М. Д. Ильязовой, В. В. Косарева, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лобановой, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др.

Идеи формирования профессиональной компетентности у учителей изобразительного искусства отображены в научных трудах Н. А. Долгих,

C. Н. Дорошенко, С. И. Мокроусова, Е. А. Пановой, М. Ф. Рудзика и др.

Различные аспекты формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза рассмотрены в научных трудах В. Н. Банникова, Н. В. Басаревой, А. А. Булкина, Л. Л. Малинской, Е. А. Пановой, Н. Б. Смирновой, А. Р. Хайруллина и др.

Изучение научных работ показало, что в настоящее время нет единых взглядов на понятие «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», недостаточно разработанной остается проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между стоящей перед педагогическими вузами задачей повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Вышеизложенное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки?

Необходимость разрешения вышеуказанного противоречия обусловила выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Гипотеза исследования — формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки будет эффективным, если:

- уточнена сущность и обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

- последовательно реализуется совокупность педагогических условий: 1) внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; 2) обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в формировании профессиональной компетентности; 3) компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, обосновать содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства.

2. Определить основные критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Методологической основой исследования явились: диалектическая теория, обосновывающая активность творческого процесса, единство актуального и потенциального в развитии личности и становлении ее творческой индивидуальности; идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов, Е. Н. Шиянов и др.); компетентностный (В. И. Байденко,

B. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.), системный (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.), дея-тельностный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн и др.), контекстный (Г. М. Андреева, А. А. Вербицкий, Г. В. Лаврентьев, Л. В. Львов и др.), личностно ориентированный (Д. Б. Богоявленская, Б. С. Гершунский, А. М. Новиков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и интегративный (В. С. Безрукова, Б. С. Гершунский, А. Я. Данилюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составили:

- исследования по формированию компетентностей и компетенций личности (В. А. Адольф, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова,

A. Л. Морозова, В. А. Ситаров, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.);

- работы, посвященные проблеме формирования профессиональной компетентности (А. А. Бусыгина, Н. П. Гришина, М. В. Денисова, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова, А. В. Казаков, В. В. Косарев, Н. Н. Костина и др.);

- общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя (В. И. Андреев, В. В. Анисимов, В. Г. Каташев, В. Г. Максимов,

B. А. Мижериков, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, С. Ю. Темина, А. В. Тутолмин и др.);

- идея развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства (В. Н. Банников, Н. В. Басарева, А. А. Булкин, Н. А. Долгих, Н. Н. Долгих, Л. Л. Малинская, С. И. Мокроусов, Е. А. Панова, Н. Б. Смирнова, А. Р. Хайруллин и др.);

- труды, посвященные подготовке учителя изобразительного искусства (И. Б. Ветрова, Н. Н. Волков, О. М. Гущина, В. С. Кузин, Т. К. Мусапимов, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, С. П. Рощин, И. Р. Селигеева, Н. М. Сокольникова, В. А. Шушкина и др.).

Методы исследования:

- теоретические: изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования,

анализ, синтез, сравнение, классификация полученной информации, обобщение, моделирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта преподавателей, анкетирование и интервьюирование, тестирование, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент;

- статистические: методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», в нем приняли участие 162 студента по специальности 050602.65 - «Изобразительное искусство» и 20 преподавателей.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2013 год в три этапа.

На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование темы и выявление состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте; проводился анализ нормативных документов, учебных планов, рабочих программ, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-методических пособий по теме исследования, определялся научный аппарат исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2007-2012 гг.) была разработана программа экспериментальной работы; проведен формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) было осуществлено сопоставление результатов исследования, обобщены и систематизированы экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, литературно оформлен текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнена сущность понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», что дополняет рассмотренные Л. Л. Малинской, С. И. Мокроусовым, А. Р. Хайруллиным подходы к определению данного термина;

- обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, включающее следующие ведущие компетенции: педагогическую, изобразительную, проектную, научно-исследовательскую, рефлексивную;

- определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

- теоретически выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у

будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его научные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе рассмотрены теоретические представления о сущности и содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства; разработаны критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства; обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал по проблеме исследования (методические рекомендации «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки», программа спецкурса «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства», учебно-методическое пособие «Керамика») позволяют совершенствовать формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих системный, компетентностный, деятельностный, контекстный, личностно ориентированный и интегративный подходы; анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; комплексным характером методики исследования; логикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследования; проведением констатирующего, формирующего, заключительного этапов эксперимента; апробацией и внедрением результатов исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, а также опорой на личный педагогический опыт диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Современная педагогика: методология, теория, практика» (Чебоксары, 2011 г.), «Информационное пространство современной науки» (Чебоксары, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация системы эстетического образования» (Чебоксары, 2009 г.); межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы к мо-

дернизации современного общества» (Чебоксары, 2010 г.); Интернет-конференции «Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ» (Санкт-Петербург, 2013 г.), а также обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и яковлевоведения, декоративно-прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Материалы исследования внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Основные положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора (всего 9 работ общим объемом 7,65 п.л., из которых 3 - в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства - это интегративное профессионально-личностное образование субъекта, обеспечивающее его готовность к осознанному и качественному осуществлению педагогической и художественной деятельности, эффективной организации художественного образования учащихся. В содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства входят следующие ведущие компетенции: педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная.

2. В качестве основных критериев и показателей сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства определены: мотивационный критерий (положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности учащихся); когнитивный критерий (знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; знания теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики, проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; знания теории и методики организации проектной деятельности школьников, о методологии и методах научно-педагогического исследования, рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности); практический критерий (педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки). Уровни (высокий, средний, низкий) отражают динамику развития профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Эффективному формированию профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки способствует реализация следующей совокупности педагогических условий:

- внедрения в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»;

- обеспечения междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки;

- компьютерного сопровождения самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы противоречия, обусловившие проблему, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методологические и теоретические основы, методы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, рассмотрена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки» раскрыта сущность и определено содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, рассмотрен критериально-уровневый аппарат исследования.

Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов рассмотрены в работах А. А. Бусыгиной, Н. П. Гришиной, Н. Н. Долгих, С. Б. Елканова, И. В. Ильина, М. Д. Ильязова, В. В. Косарева, А. П. Крючатова, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лобановой и др. Профессиональная компетентность представляется как интегральная, содержательно-процессуальная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты (М. Д. Ильязова).

В диссертации раскрыты различные подходы к понятию «профессиональная компетентность учителя» (В. Н. Введенский, М. П. Волощук, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, Э. Ф. Насырова, С. С. Савельева и др.). В работе мы опирались на определение С. С. Савельевой, в котором профессиональная компетентность учителя рассматривается как интегративное многоуровневое личностное образование, имеющее положительную мотивацию при выборе профессии, выражающуюся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному решению образовательно-

воспитательных задач, где применяются знания, умения и навыки, праю-иче-ский опыт, рефлексивная деятельность в диалогической культуре.

Изучение научных работ, рассматривающих различные аспекты формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (Л. Л. Малинская, С. И. Мокроусов, А. Р. Хайруллин), позволило уточнить сущность понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства». Профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства — это интегративное профессионально-личностное образование субъекта, обеспечивающее его готовность к осознанному и качественному осуществлению педагогической и художественной деятельности, эффективной организации художественного образования учащихся.

Опираясь на работы М. П. Волищук, А. В. Казакова, Ж. Б. Карамзиной, Ю. В. Кушеверской, Л. Л. Малинской, Т. С. Мамоновой, С. И. Мокроусова, А. Р. Хайруллина и др., а также на результаты опроса преподавателей, мы выявили в содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства следующие ведущие профессиональные компетенции: педагогическую, проектную, научно-исследовательскую, изобразительную, рефлексивную. В соответствии с идеями В. А. Адольфа, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. Б. Козловой, А. П. Комарова, Е. В. Хлопотовой, А. В. Хуторского мы определили в структуре выделенных профессиональных компетенций (педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная) следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, практический.

Педагогическая компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности решать педагогические задачи и проблемы в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования.

В структуре педагогической компетенции будущего учителя изобразительного искусства входят следующие компоненты: 1) мотивационный (социально значимые мотивы, потребность в профессиональной деятельности); 2) когнитивный (система знаний по педагогике, технологии обучения и воспитания школьников разных возрастов, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников и др.); 3) практический (совокупность навыков использования современных образовательных технологий, умений определять цели, отбирать содержание, организовывать, оценивать результаты образовательного процесса, а также художественной деятельности школьников и др.).

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства способствует пониманию знания закономерностей практической реализации визуальных художественных образов на плоскости (лист бумаги, деревянная доска, экран монитора и т.д.), в реальном и виртуальном пространстве (интерьер класса, выставочный зал и т. д.), которые применяются в различных видах изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция, компьютерная графика, скульптура, керамика и т. д.); умению создавать собственные

эстетически значимые продукты с помощью различных художественных материалов (кисти, краски, дерево, глина, бумага, виртуальный программный инструментарий и т. д.) с учетом требований стиля, видов и жанров изобразительного искусства (С. И. Мокроусов).

Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства предполагает наличие следующих компонентов: 1) мотивационного (социально значимые мотивы, потребность в осуществлении художественной деятельности и др.); 2) когнитивного (система знаний теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики и др.); 3) практического (совокупность умений и навыков писать гуашью, акварелью, маслом, работать углем, сангиной и другими художественными материалами, компьютерными графическими программами, создавать произведения искусства, изделия несколькими техниками, приемами и средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства (лепка, резьба, роспись, художественные шрифты и др.), компьютерные графические изображения, оформлять изделия и экспонировать их на выставке-просмотре и др.).

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает его способность и готовность самостоятельно разрабатывать и реали-зовывать проект в художественной и педагогической деятельности, организовывать проектную деятельность школьников.

Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает: 1) мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, интересов к осуществлению проектной деятельности, таких как потребность в творческом самовыражении при создании проектов, интерес к организации проектной деятельности учащихся и др.); 2) когнитивный (система знаний проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе; теории и методики организации проектной деятельности школьников и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умения разрабатывать проекты художественного оформления в школе, организовать проектную деятельность школьников и ДР-)-

Научно-исследовательская компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности организовывать исследовательскую деятельность в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования, во владении системой исследовательских знаний и умений видеть проблемы и решать их на основе выдвижения и обоснования гипотез, выполнять эксперимент, статистически обрабатывать эмпирические данные, обосновывать выводы, представлять результаты исследования, организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

В научно-исследовательскую компетенцию будущего учителя изобразительного искусства входят: 1) мотивационный (потребность в научно-

педагогических исследованиях в области художественного образования школьников и др.); 2) когнитивный (система знаний о методологии и методах научно-педагогического исследования и др.); 3) практический (совокупность умений планировать, собирать информацию и обрабатывать ее, организовывать, оформлять итоги исследования в области художественного образования детей; умения организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся и др.).

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства позволяет ему наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает саморазвитие, профессиональный рост, творческий подход, результативность профессионально-педагогической деятельности.

Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает следующие компоненты: 1) мотивационный (потребность применения рефлексии в художественной и педагогической деятельности и др.); 2) когнитивный (систему знаний о сущности рефлексии и ее организации в профессиональной деятельности и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков критически оценивать процесс и результаты своей профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы, осознавать необходимость самосовершенствоваться, профессионально расти и др.).

На основе выявленной структуры мы определили критерии и показатели сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства:

- мотивационный критерий, его показатели (положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности учащихся);

- когнитивный критерий, его показатели (знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; теоритических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики; проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; теории и методики организации проектной деятельности школьников; о методологии и методах научно-педагогического исследования; рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности);

- практический критерий, его показатели (педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки).

Изучение научной литературы, наблюдение, массовое анкетирование, опрос, тестирование студентов художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева» позволили нам определить три уровня сформированеости

профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (высокий, средний, низкий).

Высокий (оптимальный) уровень сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства позволяет наиболее эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Этот уровень имеют студенты, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности устойчивы; профессиональные знания полные и разносторонние, умения и навыки сформированы, применяются на практике.

Средний (достаточный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства является достаточным для качественного осуществления профессиональной деятельности. Отмечен у студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности проявляются в большинстве случаев, профессиональные знания недостаточно полные и сравнительно разносторонние, умения и навыки сформированы, часто применяются на практике.

Низкий (недостаточный) уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства является недостаточным для осуществления профессиональной деятельности. Характерен для студентов, у которых мотивы, потребности, интересы в области педагогической и художественной деятельности не устойчивы; профессиональные знания не полные, умения и навыки недостаточно развиты.

В нашем исследовании ведущим средством формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства являются дисциплины предметной подготовки. К ним относятся следующие дисциплины: «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», «Живопись», «Рисунок», «История изобразительного искусства», «Основы черчения и начертательной геометрии», «Скульптура и пластическая анатомия», «Перспектива», «Композиция», «Художественное оформление в школе», «Компьютерная графика». Изучение дисциплин предметной подготовки вооружает студентов фундаментальными интегрированными специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности, которые впоследствии реализуются и развиваются в будущей деятельности учителей изобразительного искусства, способствуют решению широкого круга профессиональных задач, проектированию своей дальнейшей деятельности; формирует их осознанное стремление к творческой самореализации, самоопределению в мире образования, художественной культуры; предоставляет большие возможности для овладения основами профессионального мастерства в процессе подготовки к педагогической и самостоятельной художественной деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного оформления образовательных учреждений.

Во второй главе «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, их теоретическое и экспериментальное обоснование» рассматриваются педагогические условия формирова-

ния профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, дается содержание и анализ результатов экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент осуществлялся с учётом общей гипотезы исследования и был организован на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева». Контингент испытуемых составил 48 студентов (25 студентов в экспериментальной группе и 23 студента в контрольной группе). Всего в экспериментальном исследовании на разных этапах приняли участие 162 студента.

На констатирующем этапе эксперимента были определены исходные уровни сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в экспериментальной и контрольной группах с помощью следующих методов исследования: экспертной оценки, наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, самооценки, анализа продуктов деятельности студентов. Результаты диагностики показали, что 88,0 % студентов экспериментальной группы и 82,6 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности профессиональной компетентности; 12,0 % и 17,4 % студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности изобразительного искусства не оказалось (рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

На констатирующем этапе эксперимента для принятия объективного решения об однородности экспериментальной и контрольной групп применялся критерий х2 К. Пирсона. Вычисления проводились по формуле:

, 1 у {^,->4^

где П[ - количество студентов контрольной группы; п2 - количество студен-

14

тов экспериментальной группы; х, и ^ - ¡-ые частоты первого — (х) и второго - (у) ряда данных; ш - количество интервалов.

Расчетные значения сравнивались с критическим 5,99 при заданном уровне значимости, а = 0,05 и числе свободности 2. Результат расчета х2 составляет 0,279521, который меньше критического, поэтому следует вывод, что сравниваемые экспериментальная и контрольная группы однородны, эксперимент можно проводить.

Формирующий этап экспериментальной работы включал в себя апробацию выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Первое педагогическое условие предполагало внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства».

Изучение исследований по проблеме моделирования (С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. А. Реан, В. А. Штофф и др.) позволило разработать педагогическую модель, включающую следующие компоненты: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (методологические подходы, принципы), содержательный блок (содержание), технологический блок (организационные формы, методы, средства обучения) и результативный блок (результат).

В модели указан социальный заказ государства: подготовка высококвалифицированных кадров, готовых выполнять основные виды профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Цель реализации модели: формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки. В соответствии с определенной в модели целью решался ряд задач: 1) на вводном этапе: повышение мотивации, потребности в овладении компонентами профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства; разработка критериально-уровневого аппарата для выявления динамики формирования уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства; 2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование педагогической, изобразительной, проектной, научно-исследовательской, рефлексивной компетенций у будущих учителей изобразительного искусства; отслеживание промежуточных результатов данного этапа; оперативный педагогический контроль, регулирование и коррекция; 3) на заключительном этапе: анализ, выявление и оценка полученных результатов.

Решение поставленных задач осуществлялось в соответствии с системным, компетентностным, деятельностным, контекстным, личностно ориентированным и интегративным подходами и принципами, системности и последовательности, сознательности, творческой активности и самостоятельности сту-

дентов, связи обучения с практической деятельностью студентов, наглядности, гуманизации, культуросообразности, художественности, уникальности.

Содержание работы по формированию профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства осуществлялось по следующим направлениям: теоретическая и методическая подготовка по дисциплинам цикла предметной подготовки; специальная подготовка по спецкурсу «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства», составляющая содержательную основу данной модели; практическая педагогическая и художественная деятельность студентов.

В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы обучения: а) формы аудиторной деятельности: лекции, практические занятия, семинары, консультации, проекты, деловые игры, тренинги и др.; б) формы внеаудиторной деятельности: самостоятельная работа, педагогическая, копейная, художественно-оформительская, пленэрная, музейная практики; курсовые и выпускные квалификационные работы, экскурсии, тематические вечера, беседы по культурно-художественным событиям, научно-практические конференции, выставки, просмотры, конкурсы творческих работ студентов, встречи с художниками и мастерами народных промыслов и др.

В рамках исследования применялись следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский; мозговой штурм, деловая игра, проектирование, дискуссия, тренинг, создание художественно-ассоциативной композиции, интерпретация изобразительного произведения, анализ художественно-педагогической ситуации и др.

Разработанная модель предполагает использование следующих средств: 1) комплекса дисциплин предметной подготовки (рисунок, живопись, скульптура и пластическая анатомия, компьютерная графика и др.), спецкурса «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; 2) инструментов (стеки, ножи, клюшки, кронциркули, кисти, мастихин и др.); 3) оборудования (модельно-формовочный станок, гончарный станок, сушильный шкаф, мольберт, планшет, муфельные печи и др.); 4) компьютерных дидактических средств (презентации, электронные тексты, видеоматериалы, программы «CorelDRAW», «PAINTER», «POSER», «3D STUDIO MAX» и др.); 5) печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы, информационных ресурсов сети Интернет и др.

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности - повышение уровня сформированности профессионал ьной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

Второе педагогическое условие - обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в формировании профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства. В исследовании междисциплинарная интеграция выступала системообразующим фактором, обеспечивающим эффективность, неразрывность, связанность, целостность процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного

искусств. Междисциплинарная интеграция дисциплин предметной подготовки актуализировала потребности студентов в расширении, приобретении знаний, умений и навыков в смежных областях изобразительной деятельности (живопись, рисунок, скульптура и др.). Например, при выполнении студентами практического задания «Эскиз керамической вазы с использованием компьютерных дидактических средств (трехмерных графических редакторов «POSER», «3D STUDIO МАХ»)» по дисциплине «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» необходимо было интегрировать содержание дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура и пластическая анатомия», «Компьютерная графика», что обеспечивало прочное усвоение и свободное владение ими понятиями в области искусства и их применение в профессиональной деятельности.

Междисциплинарная интеграция общепрофессиональных (педагогика, психология, теория и методика обучения изобразительному искусству и др.), факультативных дисциплин (чувашское декоративно-прикладное искусство, чувашская вышивка, искусство плаката и др.) и дисциплин предметной подготовки (рисунок, живопись, перспектива и др.) способствовала ориентации студентов на предстоящую профессионально-педагогическую деятельность, обеспечивала продуктивное решение практикоориентированных задач, в ходе выполнения которых необходимо было использовать знания, умения и навыки из дисциплин различных циклов подготовки. Успешное решение данных задач формировало у студентов опыт междисциплинарного применения знаний, умений, навыков, способствовало осознанию ими существующих междисциплинарных связей.

Следующее педагогическое условие предполагало компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

Компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства предполагает использование в ходе их деятельности компьютерных дидактических средств, таких как презентации, электронные тексты, видеоматериалы, программы «CorelDRAW», «PAINTER», «POSER», «3D STUDIO MAX», диагностические программы и др.

В экспериментальной работе применение компьютерных дидактических средств обеспечивало вовлечение будущих учителей изобразительного искусства в активную самостоятельную работу, диалог «студент-компьютер», организовывало поэтапное сопровождение, фиксирование результатов их деятельности. Компьютерные дидактические средства выступали действенным инструментом успешности познавательной, творческой деятельности студентов. Например, применение компьютерной техники и дидактических средств в ходе самостоятельной работы студентов по выполнению творческих проектов («Комплект подарочных сувенирных кружек», «Расписная чаша для фруктов», «Светильник для жилого дома», «Расписная напольная ваза для цветов», «Панно для интерьера дома», «Серия сувенирных свистулек на национальную тему», «Настенные часы») позволяло им экономить время на составление различных вариантов будущего изделия и использовать все возможности графических

программ для создания окончательного варианта задуманного проекта, грамотно, без ошибок выполнить свое изделие.

Результаты эксперимента показали, что произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства экспериментальной и контрольной групп (рисунок 2, таблица 1).

Рисунок 2 - Уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в контрольной и экспериментальной группах на заключительном этапе эксперимента

Таблица 1 - Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на констатирующем и

Уровни Количество студентов (чел.) % доля от общего количества студентов

ЭГ КГ ЭГ кг

До После До После До После До После

Высокий 15 - 4 - 60,0 - 17,4

Средний 3 10 4 17 12,0 40,0 17,4 73,9

Низкий 22 - 19 2 88,0 - 82,6 8,6

Итого 25 25 23 23 100,0 100,0 100,0 100,0

Результаты диагностики показали, что увеличилось число студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности: профессиональной компетентности, на 60,0 %; средний уровень - на 28,0 %. Уменьшилось количество студентов экспериментальной группы с низким уровнем сформированности профессиональной компетентности на 88,0 %. В контрольной группе выросло число студентов, обладающих высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности, на 17,4 %; средним

уровнем - на 56,5 %, а доля студентов, имеющих низкий уровень сформированное™ профессиональной компетентности, уменьшилась на 74,0 % (таблица 2).

Таблица 2 — Сводные данные экспериментальной работы _по показателю абсолютного прироста, (й)_

Уровни Показатель абсолютного прироста (О), %

ЭГ КГ

До После (О) До После (С)

Высокий - 60,0 + 60,0 - 17,4 + 17,4

Средний 12,0 40,0 + 28,0 17,4 73,9 + 56,5

Низкий 88,0 - -88,0 82,6 8,6 -74,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Для оценки измерения структуры (удельных весов) уровня сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в работе вычислен интегральный коэффициент структурных различий К. Гатева. Чем ближе этот коэффициент к единице, тем более заметны различия в структуре по результатам проведения эксперимента.

КЛа (к«-",*

где Кс1 - коэффициент К. Гатева: с^ - показатель структуры после эксперимента; <1о — показатель структуры до эксперимента.

Коэффициент К. Гатева в экспериментальной группе составляет 0,962, следовательно, изменения в структуре уровня сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства составляет 96,2 %, по контрольной группе - коэффициент 0,832, изменения в структуре произошло на 83,2 %.

Согласно данным диагностики, произошло значительное повышение уровней сформированное™ профессиональной компетентаости у будущих учителей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

В ходе заключительной диагностаки мы вычислили статистический критерий х2 К. Пирсона. Результаты обработки данных показывают, что в экспериментальной группе полученное нами значение х2 составляет 10,11747, при критическом значении 5,99. Следовательно, мы можем заключить, что происшедшие изменения в уровнях сформированное™ профессиональной компетентаости у будущих учителей изобразительного искусства в экспериментальной группе не вызваны случайными причинами, а являются следствием специально организованного обучения студентов.

Итоговые данные диагностаки позволяют утверждать, что эффективность формирования профессиональной компетентное™ у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки значительно повысится, если реализовывать выявленные и экспериментально обоснованные педагогических условия.

В заключении приведены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Основные выводы исследования.

В исследовании подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства представляет собой интегративное профессионально-личностное образование субъекта, обеспечивающее его готовность к осознанному и качественному осуществлению педагогической и художественной деятельности, эффективной организации художественного образования учащихся. В содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства входят следующие ведущие компетенции: педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная.

2. Основными критериями и показателями сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства являются следующие: 1) мотивационный критерий, его показатели: положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности; 2) когнитивный критерий, его показатели: знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики; проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народны?: промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; теории и методики организации проектной деятельности школьников; о методологии и методах научно-педагогического исследования; рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности; 3) практический критерий, его показатели: педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки. В соответствии с критериями и показателями охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий) сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Педагогическими условиями формирования профессиональной компетентное™ у будущих учителей изобразительного искусства в процессе пред-метаой подготовки являются: 1) внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; 2) обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной

подготовки; 3) компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

4. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают эффективность выявленной совокупности педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Настоящее исследование не претендует на полноту раскрытия изучаемой проблемы. Исследование может быть продолжено в направлении разработки мониторинга изучаемого процесса; использования инновационных технологий, поиска новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Пайдуков, П. В. Самостоятельная работа будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки / П. В. Пайдуков // Наука и бизнес: пути развития. - 2011. - № 6. - С. 67-70. (0,25 п. л.).

2. Пайдуков, П. В. Профессиональная компетентность будущих учителей изобразительного искусства / П. В. Пайдуков // Перспективы науки. -2012. 2 (29). - С. 62-66. (0,3 п.л.).

3. Пайдуков, П. В. Модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства / П. В. Пайдуков // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 3 (12). - С. 12-15. (0,25 п.л.).

Публикации в других научных изданиях:

4. Пайдуков, П. В. Значение искусства в познании человеком окружающей действительности / П. В. Пайдуков // Оптимизация системы эстетического образования : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - С. 171-174. (0,25 п.л.).

5. Пайдуков, П. В. Инновационные подходы качества в профессиональной; подготовке студентов / П. В. Пайдуков // Инновационные подходы к модернизации современного общества : материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Чебоксары : ЧКИ РУК, 2010. - С. 80-83. (0,25 п.л.).

6. Пайдуков, П. В. Сущность предметной подготовки будущих учителей изобразительного искусства / П. В. Пайдуков // Современная педагогика : методология, теория, практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. -Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2011. - С. 104-109. (0,4 п.л.).

7. Пайдуков, П. В. Самостоятельная работа студентов как важное условие подготовки будущих учителей изобразительного искусства / П. В. Пайдуков // Информационное пространство современной науки : материалы Ш Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2011. - С. 115-119. (0,3 п.л.).

8. Пайдуков, П. В. Керамика: учебно-методическое пособие / сост. П. В. Пайдуков. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2012. - 87 с. (5,4 п.л.).

9. Пайдуков, П. В. Организация самостоятельной работы студентов по выполнению творческих проектов на основе компьютерных технологий / П. В. Пайдуков // Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ : материалы Интернет-конференции. - СПб. : Свое издательство, 2013. - С. 238-241. (0,25 п.л.).

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 07.05.2013 г.

Подписано в печать 17 мая 2013 г. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № -/¿ЗУ. Отпечатано в отделе полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пайдуков, Павел Васильевич, Чебоксары

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА»

На правах рукописи

04201358^16

ПАЙДУКОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Емельянова М. В.

Чебоксары - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.......................................................... 14

1.1 Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства.................................. 14

1.2 Дисциплины предметной подготовки как средство формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства......................................................................... 28

Выводы по первой главе............................................................ ^

Глава 2. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, их теоретическое и практическое обоснование........................................................................... 66

2.1 Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.............................................................. 66

2.2 Организация и анализ результатов экспериментальной работы.......... 98

Выводы по второй главе.............................................................. 124

Заключение.............................................................................. 128

Библиографический список......................................................... 142

Приложения.............................................................................. 163

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, выдвинули проблему качественной подготовки будущих учителей, обладающих компетентностью в области преподаваемого предмета, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях конкурентности, открытости, динамизма системы образования, ее направленности на выполнение социального заказа в интересах государства, общества, семьи, человека.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость «развития системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», развития творческой среды «для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной школе», «создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности». В решении этих задач большая роль отводится учителям изобразительного искусства, готовым на высоком уровне осуществлять процесс обучения изобразительному искусству, художественного образования и эстетического воспитания школьников, «вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации). В этой связи становится актуальной проблема повышения уровня подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства происходит при изучении дисциплин всех циклов подготовки. Ведущая роль принадлежит дисциплинам предметной подготовки, которые обладают высоким потенциалом в решении данной задачи и выступают как средство развития профессиональной компетентности.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях проблемы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах В. И. Байденко, А. А. Бусыгиной, Н. П. Гришиной, Н. Н. Долгих,

3

Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, М. Д. Ильязовой, В. В. Косарева, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лобановой, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др.

Идеи формирования профессиональной компетентности у учителей изобразительного искусства отображены в научных трудах Н. А. Долгих, С. Н. Дорошенко, С. И. Мокроусова, Е. А. Пановой, М. Ф. Рудзика и др.

Различные аспекты формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза рассмотрены в научных трудах В. Н. Банникова, Н. В. Басаревой, А. А. Булкина, Л. Л. Малинской, Е. А. Пановой, Н. Б. Смирновой, А. Р. Хайруллина и др.

Изучение научных работ показало, что в настоящее время нет единых взглядов на понятие «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», недостаточно разработанной остается проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между стоящей перед педагогическими вузами задачей повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Вышеизложенное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки?

Необходимость разрешения вышеуказанного противоречия обусловила выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной

4

компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Гипотеза исследования - формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки будет эффективным, если:

- уточнена сущность и обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

- последовательно реализуется совокупность педагогических условий:!) внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; 2) обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в формировании профессиональной компетентности; 3) компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, обосновать содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства.

2. Определить основные критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Методологической основой исследования явились: диалектическая теория, обосновывающая активность творческого процесса, единство актуального и потенциального в развитии личности и становлении ее творческой индивидуальности; идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов, Е. Н. Шиянов и др.); компетентностный (В. И. Байденко,

B. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.), системный (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.), деятельностный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн и др.), контекстный (Г. М. Андреева, А. А. Вербицкий, Г. В. Лаврентьев, Л. В. Львов и др.), личностно ориентированный (Д. Б. Богоявленская, Б. С. Гершунский, А. М. Новиков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и интегративный (В. С. Безрукова, Б. С. Гершунский, А. Я. Данилюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составили:

- исследования по формированию компетентностей и компетенций личности (В. А. Адольф, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова, А. Л. Морозова, В. А. Ситаров, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской

и др.);

- работы, посвященные проблеме формирования профессиональной компетентности (А. А. Бусыгина, Н. П. Гришина, М. В. Денисова, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова, А. В. Казаков, В. В. Косарев, Н. Н. Костина и

др-);

- общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя (В. И. Андреев, В. В. Анисимов, В. Г. Каташев, В. Г. Максимов, В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, С. Ю. Темина, А. В. Тутолмин и др.);

- идея развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства (В. Н. Банников, Н. В. Басарева, А. А. Булкин, Н. А. Долгих, Н. Н. Долгих, Л. Л. Малинская, С. И. Мокроусов, Е. А. Панова, Н. Б. Смирнова, А. Р. Хайруллин и др.);

- труды, посвященные подготовке учителя изобразительного искусства (И. Б. Ветрова, Н. Н. Волков, О. М. Гущина, В. С. Кузин, Т. К. Мусалимов, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, С. П. Рощин, И. Р. Селигеева, Н. М. Сокольникова, В. А. Шушкина и др.).

Методы исследования:

- теоретические: изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, классификация полученной информации, обобщение, моделирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта преподавателей, анкетирование и интервьюирование, тестирование, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент;

- статистические: методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось

на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», в нем

7

приняли участие 162 студента по специальности 050602.65 - «Изобразительное искусство» и 20 преподавателей.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2013 год в три этапа.

На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование темы и выявление состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте; проводился анализ нормативных документов, учебных планов, рабочих программ, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-методических пособий по теме исследования, определялся научный аппарат исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2007-2012 гг.) была разработана программа экспериментальной работы; проведен формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) было осуществлено сопоставление результатов исследования, обобщены и систематизированы экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, литературно оформлен текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнена сущность понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», что дополняет рассмотренные Л. Л. Малинской, С. И. Мокроусовым, А. Р. Хайруллиным подходы к определению данного термина;

- обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, включающее следующие ведущие компетенции: педагогическую, изобразительную, проектную, научно-исследовательскую, рефлексивную;

- определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированное™ профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

- теоретически выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его научные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе рассмотрены теоретические представления о сущности и содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства; разработаны критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства; обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал по проблеме исследования (методические рекомендации «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки», программа спецкурса «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства», учебно-методическое пособие «Керамика») позволяют совершенствовать формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в системе повышения

квалификации и переподготовки педагогических работников.

9

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих системный, компетентностный, деятельностный, контекстный, личностно ориентированный и интегративный подходы; анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; комплексным характером методики исследования; логикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследования; проведением констатирующего, формирующего, заключительного этапов эксперимента; апробацией и внедрением результатов исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, а также опорой на личный педагогический опыт диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева».

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Современная педагогика: методология, теория, практика» (Чебоксары, 2011 г.), «Информационное пространство современной науки» (Чебоксары, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация системы эстетического образования» (Чебоксары, 2009 г.); межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы к модернизации современного общества» (Чебоксары, 2010 г.); Интернет-конференции «Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ» (Санкт-Петербург, 2013 г.), а также обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и яковлево-ведения, декоративно-прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Материалы исследования внедре-

ны в о