Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода

Автореферат по педагогике на тему «Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Терентьева, Татьяна Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода"

На правах рукописи

/гУ

ТЕРЕНТЬЕВА Татьяна Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Чебоксары - 2014

005549969

005549969

Работа выполнена на кафедре педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Хрисанова Елена Геннадьевна

Официальные оппоненты: Шабанов Николай Константинович,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой художественного образования и истории искусств художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Варданян Валерий Амбарцумович,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой художественного образования факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Омский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.300.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» с!щри.е<1ши.

Автореферат разослан 23 мая 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета / Лавина Т.А.

доктор педагогических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI века характеризуется переменами во всех сферах жизни общества, трансформацией системы ценностных ориентации, норм и стандартов деятельности и поведения граждан, снижением уровня общей и эстетической культуры населения. В связи с этим перед общеобразовательной школой встает задача совершенствования деятельности по воспитанию духовно-богатой и высоконравственной творческой личности школьников, развитию их способностей активно воспринимать и создавать прекрасное. Эффективное решение данной задачи требует, как отмечено в Концепции модернизации российского образования, более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов подрастающего поколения. Соответственно меняются требования к подготовке учителей изобразительного искусства, призванных осуществлять эстетическое воспитание детей, сохранять и развивать национальную культуру. Выполнение возложенной миссии требует от учителя изобразительного искусства сформированной профессионально-педагогической компетентности.

Проблеме профессионально-педагогической подготовки учителей, определению подходов к ее решению, раскрытию сущности и содержания такой подготовки посвящены работы Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, O.E. Ломакиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. Содержание профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, теоретические и практические основы повышения ее результативности и эффективности изучены В.Н. Банниковым, С.Н. Дорошенко, Г.Ю. Ермоленко, Л.Л. Малинской, С.И. Мокроусовым и др.

Вопросы теории и методики художественно-педагогического образования, обучения школьников изобразительному искусству нашли отражение в исследованиях B.C. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Б.М. Йеменского, H.H. Ростовцева, Н.В. Сокольниковой, П.П. Чистякова, Е.В. Шорохова и др. В своих трудах они раскрывают различные аспекты профессиональной подготовки будущего учителя изоискусства, предлагают новые пути совершенствования процесса профессиональной подготовки художника-педагога, развития его отдельных качеств: цветового и зрительного восприятия, художественной культуры, колористической грамотности и т.д.

Несмотря на значительную теоретическую разработанность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей изоискусства, практическая ее реализация оказывается недостаточно эффективной. Уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников

педагогических вузов, как показало проведенное нами исследование, не соответствует ожиданиям образовательных учреждений. Данный факт в определенной степени обусловлен тем, что в художественно-педагогическом образовании значительное внимание уделяется обучению студентов как художников в ущерб их педагогической подготовке.

В связи с вышесказанным возникает проблема поиска путей повышения эффективности формирования у будущих учителей изобразительного искусства профессионально-педагогической компетентности. Один из путей связан с реализацией полихудожественного подхода.

Основные идеи синтеза искусств в современном образовании находились в центре внимания многих ученых-исследователей: Е.П. Кабковой, Е.А. Захаровой, Г.М. Москвиной, И.Р. Левиной, Л.Н. Мун, И.Б. Шульгиной, Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова и др. Труды перечисленных ученых стали основой для разработки проблемы реализации полихудожественного подхода в школах искусств и общеобразовательных школах (Ю.В. Орлова, Н.И. Бондарева, Г.А. Письмак и др.), формирования эстетических интересов и развития культуротворческого потенциала личности (О.В. Сабелева, Т.С. Ковалева).

Вместе с тем изучение научных работ показало, что в педагогической теории проблема формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода остается недостаточно разработанной, не выявлены и не обоснованы педагогические условия ее решения в образовательном процессе вуза.

Анализ состояния проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия:

— между возросшими требованиями к уровню подготовленности будущих учителей изобразительного искусства к профессионально-педагогической деятельности и фактическим уровнем их профессионально-педагогической компетентности, не соответствующим этим требованиям;

— между стоящей перед педагогическими вузами задачей совершенствования процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства и неразработанностью теоретических и педагогических основ ее решения на основе полихудожественного подхода.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода?

Необходимость решения вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования: «Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Объект исследования: система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода будет эффективно, если:

— раскрыты сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

— определены критерии, показатели и уровни сформированное™ профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

— реализуется следующая совокупность педагогических условий: а) построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя; б) использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального блока; в) создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной основой.

Задачи исследования:

— раскрыть сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

— определить основные критерии, показатели и уровни сформированное™ профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

— выявить потенциал полихудожественного подхода для формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

— разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Методологической основой нашего исследования являются:

— философские теории синтеза человека и искусства, эстетическое и духовное единство которых представляет собой гармоничное живое целое (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, И. Кант, Е.И. Рерих, B.C. Соловьев и др.);

— исследования в области психологии искусства (Б.М. Теплов и др.);

— теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), обосновывающая принцип развития личности в деятельности;

— концепции интегративного и полихудожественного подходов в художественном образовании (Е.П. Кабкова, Л.М. Мун, Б.П. Юсов и др.),

рассматривающие формирование эстетической культуры личности на основе взаимодействия различных видов искусства.

Теоретическую основу проведенного исследования составили:

- научные работы в области организации образовательного процесса в высшей профессиональной школе (В.П. Беспалысо, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, И.П. Подласый, В.В. Краевский, В.Д. Симоненко и др.);

- концепция компетентностного подхода к подготовке специалиста (В.И. Байденко, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др.);

- идеи личносгно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков);

- научные исследования по проблеме формирования педагогической (JI.M. Митина, В.А. Сластенин и др.) и профессионально-педагогической компетентности учителя (С.П. Бурдынская, Т.Н. Данилова, А.К. Карельская, Е.Е. Маринич, О.В. Селезнева, Т.Б. Серебровская и др.);

- научные исследования по проблеме профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства (В.Н. Банников, С.Н. Дорошенко, Г.Ю. Ермоленко, JI.JI. Малинская, С.И. Мокроусов и др.);

- научные работы по истории, теории и методике преподавания изобразительного искусства (С.П. Ломов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова);

- педагогические принципы и методы обучения будущих художников в высших учебных заведениях (В.В. Кандинский, И.И. Итген, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов и др.);

- исследования, посвященные теории и технологии контекстного подхода (A.A. Вербицкий).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751);

- «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 года приказом № 781;

- «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года»;

- Проект «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. (Указ Президента Чувашской Республики № 25 от 21.03.2008).

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки верности гипотезы применялись следующие методы исследования:

6

- теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации по проблеме профессиональной подготовки учителей изоискусства; синтез и классификация полученной информации, ее обобщение, моделирование исследуемого процесса);

- эмпирические (наблюдение за педагогическим процессом в вузе, беседы со студентами и преподавателями педагогического вуза, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент);

- методы обработки результатов исследования (статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования).

Экспериментальной базой исследования явился факультет художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева». На констатирующем этапе эксперимента было обследовано 194 студентов выпускных курсов, 15 выпускников вуза, 10 директоров и учителей изоискусства общеобразовательных и художественных школ. В проведении формирующего этапа приняли участие 22 студента экспериментальной группы, 22 студента контрольной группы, 15 преподавателей факультета.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2009 по 2014 год.

Первый этап (2009 - 2010 гг.) - констатирующий. В этот период изучалось состояние рассматриваемой проблемы в науке (осуществлялось изучение психолого-педагогической и философской литературы, авторефератов и диссертационных работ по проблеме профессиональной и профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства), проводился анализ нормативных документов, рабочих программ и учебных планов, были выявлены и сформулированы противоречия, проблема, цель и задачи исследования, был проведен констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (2010 — 2013 гг.) — формирующий. На данном этапе была разработана программа экспериментальной работы; был проведен формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию совокупности выявленных педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Третий этап (2013 - 2014 гг.) - завершающий. В этот период был проведен анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы по формированию профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода, сформулированы выводы и рекомендации, литературно оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыта сущность и определено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя изобразительного искусства»;

— определены основные критерии (ценностно-мотиеационный,; когнитивный, деятельностный), их показатели, охарактеризованы уровни сформированное™ профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства {продвинутый, достаточный, низкий)',

— выявлен потенциал полихудожественного подхода для формирования у будущих учителей изобразительного искусства профессионально-педагогической компетентности;

— научно обоснованы педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе с позиций полихудожественного подхода раскрыты сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства; определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированное™ профессионально-педагогической компетентности будущих учителей ИЗО. Разработанные педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода дополняют концепцию вузовской подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что применение содержащихся в нем научных идей и выводов способствует совершенствованию профессионально-педагогической

подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Разработанные автором модель формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода, программа спецкурса «Полихудожественное воспитание и развитие личности» могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего и среднего профессионального образования, преподавателями специальных дисциплин для повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Обоснованность и достоверность полученных результатов

исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих полихудожественный, компетентностный, личности о-ориентированный, контекстный и деятельностный подходы; комплексным применением методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих цели, объекту, предмету, задачам и условиям

проводимого исследования; анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; систематической оценкой получаемых в ходе эксперимента результатов; опытом работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин в педагогическом вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на факультете художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в докладах на: XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 2012 г.), III Международной научной конференции «Общественные науки, социальное развитие и современность» (Москва, 2013 г.), IV Международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, 2013 г.), II Международной научной конференции «Социальное развитие и общественные науки» (Москва, 2014 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Современное художественное образование: традиции и перспективы» (с междунар. участием, Чебоксары, 2011 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация системы эстетического образования» (Чебоксары, 2011 г.), а также ежегодно докладывались и обсуждались на научных конференциях аспирантов и преподавателей ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева».

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора (всего 11 работ общим объемом 5,33 пл., 4 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-педагогическая компетентность учителя изобразительного искусства представляет собой его способность и готовность к эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, обеспеченные наличием у него ценностного отношения к педагогической профессии, психолого-педагогических и специальных знаний, профессионально-педагогических умений.

Профессионально-педагогическая компетентность включает ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

2. Уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности (продвинутый, достаточный, низкий) позволяют определить критерии (соответствующие ее компонентам) и их показатели: ценностно-мотивационный (понимание сущности и общественной значимости своей профессии и проявление к ней интереса; стремление к овладению профессионально-педагогической компетентностью); когнитивный (знание психолого-педагогических и методических основ художественного образования

и эстетического воспитания школьников, знания в области применения различных видов искусства в учебном процессе); деятельностный (сформированность профессионально-педагогических умений: организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность, определять методы и способы выполнения профессионально-педагогических задач, оценивать их качество и эффективность; умение применять синтез искусств в процессе обучения школьников, умение организовать полихудожественное развитие и воспитание учащихся и создать полихудожественную среду образовательного учреждения).

3. Потенциал полихудожественного подхода для формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей изоискусства заключается в следующем: применение в образовательном процессе синтеза разнообразных видов искусства способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности и произведениям искусства; формированию целостного профессионально-педагогического мировоззрения на основе единства художественного, научного и философского познания мира; формированию опьгга художественного освоения действительности, необходимого будущему учителю изоискусства для формирования аналогичного опыта у своих воспитанников.

4. Эффективное формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: а) построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя; б) использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального цикла; в) создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной основой.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость темы исследования; определяются его проблема, цель, объект и предмет, сформулирована гипотеза, задачи исследования; представлены методологические и теоретические основы, методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов эксперимента; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного

искусства на основе полихудожественного подхода» проанализировано состояние изучаемой проблемы в педагогической науке; рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «педагогическая компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность»; раскрыта сущность и определено содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства с позиций полихудожественного подхода; определены критерии, показатели и уровни сформированное™

профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изо искусств а; теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

В отечественной педагогике и психологии проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей является достаточно разработанной.

Феномен профессиональной компетентности изучали такие ученые как К.А. Абульханова, В.А. Адольф, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др. В их трудах раскрывается сущность профессиональной компетентности, ее структура, обосновываются пути формирования профессиональной компетентности.

Анализ трудов вышеперечисленных ученых позволил сделать вывод, что профессиональная компетентность представляет собой готовность человека принимать важные и актуальные решения в соответствующей профессиональной области и способность выполнять на высоком уровне профессиональную деятельность.

Ряд ученых (A.A. Вербицкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ю. Посталюк и др.) выделяют как особый вид профессиональной компетентности учителя — профессионально-педагогическую компетентность. Под профессионально-педагогической компетентностью понимается при этом совокупность свойств личности, которая включает способность и готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности, определяемые наличием психолого-педагогических и предметных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности.

Принимая приведенное выше понимание за основное, мы обратились к рассмотрению сущности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства. Для этого мы ознакомились с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, квалификация «бакалавр», профиль «Изобразительное искусство», а также содержание образования по предмету «Изобразительное искусство», определенное ФГОС третьего поколения для общеобразовательной школы.

В результате мы пришли к выводу, что профессиональная деятельность учителя изоискусства направлена на решение задач художественного образования школьников, формирования у них общей и эстетической культуры. При этом, согласно требованиям принятой в большинстве

общеобразовательных школ программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.С. Неменский), обучение школьников изобразительному искусству должно осуществляться с привлечением

различных видов искусства.

Проведенный анализ позволил нам сформулировать определение ключевого понятия нашего исследования следующим образом: профессионально-педагогическая компетентность учителя

изобразительного искусства представляет собой способность и готовность к эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения на основе полихудожественного подхода, обеспеченные наличием у него ценностного отношения к педагогической профессии, психолого-педагогических и специальных знаний, профессионально-педагогических умений.

Опираясь на работы ученых и на результаты опроса преподавателей, мы выявили в содержании профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Следующей задачей исследования была разработка критериев и показателей, позволяющих оценить уровень профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изоискусства. Критерии мы рассматриваем как совокупность показателей, по которым можно судить о том, насколько будущий специалист готов к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей.

Исходя из выявленной структуры, мы определили критерии (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный) и показатели сформированности профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

Ценностно-мотивационный критерий включает в качестве показателей понимание сущности и общественной значимости своей профессии и проявление к ней интереса; стремление к овладению профессионально-педагогической компетентностью.

Показателями когнитивного критерия являются знание психолого-педагогических и методических основ художественного образования и эстетического воспитания школьников, знания в области применения различных видов искусства в учебном процессе.

Деятельностный критерий предполагает оценку уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей изоискусства по следующим показателям: сформированность профессионально-педагогических умений: организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность, определять методы и способы

выполнения профессионально-педагогических задач, оценивать их качество и эффективность; умение применять синтез искусств в педагогическом процессе, умение организовать полихудожественное развитие и воспитание учащихся и создать полихудожественную среду образовательного учреждения.

Изучение научной литературы, анкетирование, наблюдение, опрос и тестирование студентов факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» позволили нам определить три уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства: продвинутый, достаточный и низкий.

Продвинутый уровень. Для будущих специалистов, имеющих данный уровень, характерно понимание сущности и общественной значимости своей профессии, постоянное стремление к профессиональному самосовершенствованию, потребность в формировании профессионально-педагогической компетентности с точки зрения профессиональной необходимости. На данном уровне студенты обладают положительной мотивацией к использованию полученных знаний в профессионально-педагогической деятельности. На высоком уровне организуют свою профессионально-педагогическую деятельность, самостоятельно определяют методы и способы выполнения профессионально-педагогических задач. Умеют применять синтез искусств в процессе обучения школьников и создавать полихудожественную среду образовательного учреждения.

Достаточный уровень. Будущие учителя изоискусства, имеющие данный уровень, понимают сущность и общественную значимость своей профессии, но не проявляют к ней повышенного интереса, обладают необходимыми профессионально значимыми качествами, владеют основами знаний по специальным дисциплинам. Имеют базовые знания о содержании своей профессии. Умеют организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность, полихудожественное развитие и воспитание учащихся.

Низкий уровень. На данном уровне у студентов отсутствует стремление к профессиональному самосовершенствованию. У студентов не сформированы умения, которые необходимы в будущей профессионально-педагогической деятельности. Они не используют знания о синтезе искусств при составлении планов-конспектов для учебных занятий. Не умеют на должном уровне организовывать полихудожественное развитие и воспитание учащихся и создавать полихудожественную среду образовательного учреждения.

Будущие учителя изоискусства должны овладеть профессионально-педагогической компетентностью на достаточном уровне за время обучения в педагогическом вузе. Продвинутый уровень является тем уровнем, который необходим для осуществления творческой педагогической деятельности учителя изоискусства. Изучение практики подготовки учителей изоискусства свидетельствует о том, что достижение выпускниками этого уровня

затрудняется такими обстоятельствами, как недостаточное внимание, уделяемое педагогической составляющей профессиональной подготовки, сокращение аудиторных часов, выделенных на изучение психолого-педагогических и общепрофессиональных дисциплин, в учебном процессе не используется интеграция различных видов искусства и др.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изоискусства. Мы предположили, что значительным потенциалом для такого совершенствования обладает полихудожественный подход.

Полихудожественный подход был разработан такими учеными как Л.Н. Мун, Е.П. Кабкова, Б.П. Юсов и др. Суть полихудожественного подхода заключается в том, чтобы ознакомить школьников с различными видами искусства, которые помогут им в приобретении базовых представлений и навыков в области каждого вида искусства, понять истоки различных видов художественной деятельности и в целом способствовать достижению основной цели обучения дисциплине «Изобразительное искусство».

Изучив особенности реализации полихудожественного подхода, мы пришли к выводу, что его потенциал для формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изоискусства заключается в следующем: применение в образовательном процессе синтеза разнообразных видов искусства способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности и произведениям искусства; формированию целостного профессионально-педагогического мировоззрения на основе единства художественного, научного и философского познания мира; формированию опыта художественного освоения действительности, необходимого будущему учителю изоискусства для формирования аналогичного опыта у своих воспитанников.

Проведенное исследование позволило сформулировать педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изоискусства на основе полихудожественного подхода: построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя; б) использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального цикла; в) создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной ее основой.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода» описаны организация, содержание и анализ результатов экспериментальной работы по проверке эффективности модели и вводимых педагогических условий.

Экспериментальная апробация выявленных педагогических условий проводилась на факультете художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЛ. Яковлева».

Проверка эффективности теоретически обоснованных педагогических условий осуществлялась в три этапа. Первый этап (2009 — 2010 гг.) — констатирующий — был направлен на определение исходного уровня профессионально-педагогической компетентности студентами факультета художественного и музыкального образования на основе выделенных нами критериев и показателей. Второй этап (2010 - 2013 гг.) - формирующий — включал формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода на основе реализации педагогических условий. Третий этап (2013 — 2014 гг.) — завершающий — направлен на определение эффективности совокупности выявленных педагогических условий через анализ, систематизацию и обобщение результатов экспериментальной работы.

Для проведения эксперимента были выбраны контрольная (КГ — 22 чел.) и экспериментальная (ЭГ — 22 чел.) группы студентов первого курса. Выбор групп осуществлялся методом случайного отбора.

В экспериментальной группе были реализованы выявленные педагогические условия.

Реализация первого педагогического условия предполагала построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя.

Так как модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства имеет блочную структуру, это позволяет ее совершенствовать в зависимости от факторов образовательной среды. Каждый блок (целеориентационный, содержательный и результативный) охватывает определенную совокупность компонентов и находится во взаимосвязи с другими блоками (рисунок 1).

Сконструированная модель позволила построить педагогический процесс на основе полихудожественного подхода как ведущего в сочетании с компетентностным, личностно-ориентированным, деятельностным и контекстным подходами.

Центральным компонентом разработанного содержания исследуемого процесса явился спецкурс «Полихудожественное воспитание и развитие личности». Спецкурс проводился в течении 4 и 5 семестров. Учебная программа рассчитана на 32 часа, из них 4 часа лекций и 28 часов практическая работа студентов.

Задачи спецкурса:

— сформировать интерес и ценностное отношение к профессии учителя изоискусства;

Рисунок 1. Модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода

— сформировать потребность к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию;

— углубить знания о полихудожественном подходе в обучении школьников изобразительному искусству.

Реализация второго педагогического условия предполагала использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам специального блока.

Программа обучения будущих учителей изобразительного искусства предполагает, что студенты знакомятся с основами таких видов искусства, как изобразительное искусство, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство, что непосредственно связано с их специализацией. Однако мы считаем, что этого недостаточно для подготовки студентов к осуществлению полихудожественного образования школьников. Поэтому мы предположили, что включение в образовательный процесс других видов искусства (музыки, театра, кино и др.) будет способствовать совершенствованию процесса формирования у будущих учителей изоискусства профессионально-педагогической компетентности.

В качестве основных видов искусства были выбраны музыка, театр и

кино.

Музыка — это вид искусства, где с помощью мелодии и звука человек может передать свое настроение и чувства. Она может влиять на настроение человека и обострять духовное восприятие мира. Музыка является эффективным средством сопровождения образовательного процесса дисциплин профессионального блока: живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т.д. Так на практических занятиях по живописи практиковалось прослушивание классической музыки в процессе выполнения студентами учебного задания (выполнение натюрморта, пейзажа, портрета и др.). При этом музыкальные произведения подбирались с учетом заданий, над которыми студенты работают в данное время.

Например, для сопровождения работы студентов над летним или зимним пейзажами, подбирались музыкальные произведения, посвященные соответствующим временам года. Как показал наш опыт, способствуют эффективному выполнению студентами зимнего пейзажа 1-ая симфония П.И. Чайковского «Зимние грёзы», «Зимний путь» Шуберта и другие произведения. При работе студентов над летним пейзажем возможно прослушивание ими «Вальса цветов» или «Времен года» (Июнь «Баркарола», Июль «Песнь косаря», Август «Жатва») П.И.Чайковского и др. Интенсивность музыкального произведения также подбирается в зависимости от задания.

Театр — это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез таких видов искусства, как литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, танец и т.д. Театр воспитывает и гармонично развивает личность человека, учит самовыражаться. В образовательном процессе театральное искусство можно использовать во внеурочное время.

На факультете художественного и музыкального образования был создан Театр мод. Это театр, где студенты не просто создают и показывают необычные и удивительные коллекции одежды. Они выполняют эскизы костюмов, подбирают ткани, шьют свои наряды, подбирают музыкальное сопровождение, настраивают свет, создают декорации, ставят танцы и т.д. Они ставят настоящие мини-спектакли, ведь дефиле каждого костюма проходит по определенному сценарию.

Являясь участниками театра, студенты приобретают опыт организации полихудожественной творческой деятельности, который они затем с успехом применяют: сначала на практике, затем в своей профессиональной деятельности для интеллектуального и творческого развития детей, формирования у них художественно-эстетического вкуса и создания условий для творческого общения со сверстниками. Уже на протяжении нескольких лет Театр мод занимает призовые места на всероссийских, региональных и городских конкурсах.

Кино или киноискусство — это вид современного искусства, его произведения создаются при помощи движущихся изображений. Просмотр фильмов о великих художниках («Прожить жизнь с Пикассо», «Фрида», «Девушка с жемчужной сережкой» и др.) в основном применялся при изучении дисциплины «История изобразительного искусства». Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо эффективнее, чем тот же материал, преподносимый преподавателем.

Создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной основой, стало третьим педагогическим условием решения исследуемой проблемы.

Для реализации данного условия из числа студентов экспериментальной группы была организована инициативная группа. Задачей группы был поиск возможностей совершенствования предметно-пространственной среды факультета. Результаты поиска были доложены на общем собрании группы, на котором было принято решение внести изменения в оформление здания и помещений, в которых обучаются студенты.

Так в учебных аудиториях, где проводятся лабораторные работы студентов данного факультета, появились постоянно сменяющиеся выставки студенческих работ или наглядных пособий преподавателя с поэтапным выполнением данного задания. Например, при изучении студентами первого курса темы «Натюрморт из простых предметов быта» в аудитории были представлены натюрморты, выполненные студентами предыдущих лет обучения. Как только менялась тема, менялась и выставка в аудиториях.

Коридоры учебного корпуса, где занимаются студенты факультета художественного и музыкального образования также претерпели изменения, их стали украшать сменные экспозиции живописных (портреты, натюрморты и.д.) и графических работ (экслибрисы, плакаты и т.д.) выполненные разными

материалами и в различных техниках. Работы выставляли как студенты, так и преподаватели. Также проходили тематические выставки фотографий, выполненные студентами факультета.

Традиционно интерес студентов вызывают работы не только по живописи и графике, но и по скульптуре и декоративно-прикладному искусству. Поэтому после защиты выпускных квалификационных работ в учебных коридорах выставляются дипломные работы студентов.

Также обеспечивалось музыкальное сопровождение образовательного процесса как аудиторного, так и внеаудиторного, постоянно менялись музыкальные фразы, принятые в качестве звонков, и т.д.

Помимо оформления интерьера учебного корпуса студентами были выполнены эскиз-проекты экстерьера здания; предложены изменения по цветовому оформлению коридоров факультета и аудиторий; варианты с изменением фасада здания учебного корпуса и добавлением ландшафтного дизайна.

В процессе экспериментальной работы уровень сформированное™ профессионально-педагогической компетентности будущих учителей изобразительного искусства определялся в соответствии с выделенными критериями и показателями. Полученные данные отражены в таблице 1 и графике 1.

Таблица 1

Динамика формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов экспериментальной группы

Уровни Количество в %

Исходный уровень Итоговый уровень

Продвинутый 0 45,5

Достаточный 9,0 54,5

Низкий 91,0 0

График 1

Результаты итогового среза сравнивались с данными диагностики, полученными на констатирующем этапе исследования, что позволило выявить динамику развития уровней сформированное™ профессионально-

педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в контрольной и экспериментальной группах (таблица 2).

Таблица2

Динамика уровня сформированиости профессионально-педагогической компетентности будущих учителей изобразительного искусства у студентов экспериментальной и контрольной групп

Группы Уровни сформированиости профессионально-педагогической компетентности студентов

Низкий Достаточный Продвинутый

Кол-во | % Кол-во | % Кол-во | %

Исходный уровень

ЭГ 0 1 0 2 9,0 20 91,0

КГ 0 | 0 1 4,5 21 95,5

Итоговый уровень

ЭГ 0 0 12 54,5 10 45,5

КГ 4 18,1 14 63,8 4 18,1

Сравнение данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах на исходном и итоговом уровнях, продемонстрировало значительные изменения в экспериментальной группе в положительную сторону. Наблюдалась динамика и в контрольной группе, однако она менее выражена.

Таким образом, результаты экспериментальной работы показали, что реализация выявленных педагогических условий способствует повышению уровня сформированиости профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования и сделаны следующие выводы.

Современная общеобразовательная школа нуждается в учителе изобразительного искусства, обладающем сформированной профессионально-педагогической компетентностью, представляющей собой способность и готовность к эффективному осуществлению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, обеспеченные наличием у него ценностного отношения к педагогической профессии, психолого-педагогических и специальных знаний, профессионально-педагогических умений, опыта художественного освоения действительности.

Профессионально-педагогическая компетентность включает ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Данным компонентам соответствуют критерии (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный), использование которых позволяет оценить уровень сформированиости профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства: продвинутый, достаточный, низкий.

Важным средством совершенствования процесса профессионально-педагогической подготовки студентов является полихудожественный подход, потенциал которого заключается в создании условий для формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающей действительности и произведениям искусства, целостного профессионально-педагогического мировоззрения на основе единства художественного, научного и философского познания мира, формирования опыта художественного освоения действительности. Реализация полихудожественного подхода позволяет повысить интерес студентов к овладению изучаемой специальностью, сформировать целостное мировоззрение как синтеза художественного, научного и философского познания, активизировать творческую деятельность студентов.

Экспериментальная работа показала, что для эффективного формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей изоискусства необходимо реализовать совокупность педагогических условий: построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя; использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального цикла; создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной ее основой.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с подготовкой квалифицированных учителей изобразительного искусства. Направлениями дальнейшего исследования могут быть разработка проблем обеспечения преемственности в формировании профессионально-педагогической компетентности обучающихся на основе полихудожественного подхода в системе «бакалавриат - магистратура», реализация полихудожественного подхода в развитии личностных качеств будущего художника-педагога и др.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих опубликованных работах автора:

Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Теренгьева, Т. П. Модель процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин / Т. П. Теренгьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». — 2013. - № 3 (79). - С. 156-162 (0,9 п. л.).

2. Терентьева, Т. П. Сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя изобразительного искусства» / Т. П. Терентьева II European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) : материалы III Междунар. науч. конф. «Общественные науки, социальное развитие и современность» (Москва, декабрь 2013 г.). - 2013. - № 11 (38). Т.2. - С. 130-137 (0,9 п. л.).

3. Терентьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей изобразительного искусства : критерии, показатели и уровни сформированное™ / Т. П. Терентьева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) : материалы П Междунар. науч. конф. «Социальное развитие и общественные науки» (Москва, январь 2014 г.). - 2014. -№ 2 (41). Т.1.-С. 62-65 (0,5 п. л.).

4. Терентьева, Т. П. Совершенствование процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода / Т. П. Терентьева, Е. Г. Хрисанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Серия «Гуманитарные и педагогические науки». - 2014. - № 1 (81). - С. 158-162 (0,6 п. л.).

Публикации в других научных изданиях:

5. Терентьева, Т. П. Развитие понятий «компетенция» и «компетентность» в профессиональной педагогике / Т. П. Терентьева // Современное художественное образование : традиции и перспективы : материалы заочной Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием, Чебоксары, 15 апреля 2011 г.) : сб. науч. ст. - Москва ; Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - С. 8-12 (0,25 п. л.).

6. Терентьева, Т. П. Основные понятия «компетенция» и «компетентность» в профессиональном образовании / Т. П. Терентьева // Оптимизация системы эстетического образования: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 мая 2011 г.): сб. науч. ст. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - С. 47-51 (0,31 п. л.).

7. Терентьева, Т. П. Художественное образование в педагогическом вузе в условиях внедрения стандартов нового поколения / Т. П. Терентьева // Актуальные вопросы современной науки : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Таганрог, 31 января 2012 г.): сб. науч. тр. - Москва: «Перо», 2012. -С. 101-105(0,33 п. л.).

8. Терентьева, Т. П. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современных условиях / Т. П. Терентьева // Проблемы формирования профессионализма у студентов художественно-графического факультета средствами изобразительного искусства : сб. ст. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2012. - С. 144-149 (0,34 п. л.).

9. Терентьева, Т. П. Компетенгносгный подход в профессиональном образовании / Т. П. Терентьева // Моделирование этнокультурного пространства :

сб. ст. - М. - Чебоксары - Алма-Ата: Московский пед. гос. ун-т, 2012. - С. 222-227 (0,38 п. л.).

10. Теренгьева, Т. П. Компетентносгаый подход в подготовке учителей изобразительного искусства / Т. П. Теренгьева // Призванные творить и обучать : сб. ст.—Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2013. - С. 134-139 (0,38 п. л.).

11. Теренгьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя / Т. П. Теренгьева // Педагогика : традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (Челябинск, 31 декабрь 2013 г.) : сб. науч. тр. -Челябинск: «Два комсомольца», 2013. - С. 193-196 (0,44 п. л.).

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 22.04.2014 г.

Подписано в печать 23.04.2014 г. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,6. Тираж 100 экз. Заказ № 1768. Отпечатано в отделе полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Терентьева, Татьяна Петровна, Чебоксары

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

На правах рукописи

04201459833

Терентьева Татьяна Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Хрисанова

Чебоксары - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода

1.1. Сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства 15

1.2. Потенциал полихудожественного подхода для формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.................................. 46

1.3. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода....................................................................... 56

Выводы по 1 главе.................................................................... 76

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода

2.1. Организация экспериментальной работы.............................. 78

2.2. Экспериментальная апробация педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода................ 88

2.3. Анализ результатов исследования...............................................................113

Выводы по 2 главе..........................................................................................................................................128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................136

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI века характеризуется переменами во всех сферах жизни общества, трансформацией системы ценностных ориентаций, норм и стандартов деятельности и поведения граждан, снижением уровня общей и эстетической культуры населения. В связи с этим перед общеобразовательной школой встает задача совершенствования деятельности по воспитанию духовно богатой и высоконравственной творческой личности школьников, развитию их способностей активно воспринимать и создавать прекрасное. Эффективное решение данной задачи требует, как отмечено в Концепции модернизации российского образования, более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов подрастающего поколения. Соответственно меняются требования к подготовке учителей изобразительного искусства, призванных осуществлять эстетическое воспитание детей, сохранять и развивать национальную культуру. Выполнение возложенной миссии требует от учителя изобразительного искусства сформированной профессионально-педагогической

компетентности.

Проблеме профессионально-педагогической подготовки учителей, определению подходов к ее решению, раскрытию сущности и содержания такой подготовки посвящены работы Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, O.E. Ломакиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, JI.M. Митиной и др. Содержание профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, теоретические и практические основы повышения ее результативности и эффективности изучены В.Н. Банниковым, С.Н. Дорошенко, Г.Ю. Ермоленко, Л.Л. Малинской, С.И. Мокроусовым и др.

Вопросы теории и методики художественно-педагогического

образования, обучения школьников изобразительному искусству нашли

3

отражение в исследованиях B.C. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, H.H. Ростовцева, Н.В. Сокольниковой, П.П. Чистякова, Е.В. Шорохова и др. В своих трудах они раскрывают различные аспекты профессиональной подготовки будущего учителя изоискусства, предлагают новые пути совершенствования процесса профессиональной подготовки художника-педагога, развития его отдельных качеств: цветового и зрительного восприятия, художественной культуры, колористической грамотности и т.д.

Несмотря на значительную теоретическую разработанность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей изоискусства, практическая ее реализация оказывается недостаточно эффективной. Уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов, как показало проведенное нами исследование, не соответствует ожиданиям образовательных учреждений. Данный факт в определенной степени обусловлен тем, что в художественно-педагогическом образовании значительное внимание уделяется обучению студентов как художников в ущерб их педагогической подготовке.

В связи с вышесказанным возникает проблема поиска путей повышения эффективности формирования у будущих учителей изобразительного искусства профессионально-педагогической

компетентности. Один из путей связан с реализацией полихудожественного подхода.

Основные идеи синтеза искусств в современном образовании находились в центре внимания многих ученых-исследователей: Е.П. Кабковой, Е.А. Захаровой, Г.М. Москвиной, И.Р. Левиной, Л.Н. Мун, И.Б. Шульгиной, Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова и др. Труды перечисленных ученых стали основой для разработки проблемы реализации полихудожественного подхода в школах искусств и общеобразовательных школах (Ю.В. Орлова, Н.И. Бондарева, Г.А. Письмак и др.), формирования

эстетических интересов и развития культуротворческого потенциала личности (О.В. Сабелева, Т.С. Ковалева).

Вместе с тем изучение научных работ показало, что в педагогической теории проблема формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода остается недостаточно разработанной, не выявлены и не обоснованы педагогические условия ее решения в образовательном процессе вуза.

Анализ состояния проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в педагогической теории и практике позволил выделить следующие противоречия:

- между возросшими требованиями к уровню подготовленности будущих учителей изобразительного искусства к профессионально-педагогической деятельности и фактическим уровнем их профессионально-педагогической компетентности, не соответствующим этим требованиям;

- между стоящей перед педагогическими вузами задачей совершенствования процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства и неразработанностью теоретических и педагогических основ ее решения на основе полихудожественного подхода.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода?

Необходимость решения вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования: «Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Объект исследования: система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода будет эффективно, если:

- раскрыты сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- реализуется следующая совокупность педагогических условий: а) построение образовательного процесса в соответствии с разработанной на основе полихудожественного подхода моделью формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя; б) использование различных видов искусства в процессе обучения студентов дисциплинам профессионального блока; в) создание полихудожественной образовательной среды факультета, в которой изобразительное искусство выступает предметно-пространственной основой.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и содержание профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- определить основные критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- выявить потенциал полихудожественного подхода для формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Методологической основой нашего исследования являются:

- философские теории синтеза человека и искусства, эстетическое и духовное единство которых представляет собой гармоничное живое целое (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, И. Кант, Е.И. Рерих, B.C. Соловьев и др.);

- исследования в области психологии искусства (Б.М. Теплов и др.);

- теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), обосновывающая принцип развития личности в деятельности;

- концепции интегративного и полихудожественного подходов в художественном образовании (Е.П. Кабкова, Л.М. Мун, Б.П. Юсов и др.), рассматривающие формирование эстетической культуры личности на основе взаимодействия различных видов искусства.

Теоретическую основу проведенного исследования составили:

- научные работы в области организации образовательного процесса в высшей профессиональной школе (В.П. Беспалько, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский, И.П. Подласый, В.В. Краевский, В.Д. Симоненко и др.);

- концепция компетентностного подхода к подготовке специалиста (В.И. Байденко, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др.);

- идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков);

- научные исследования по проблеме формирования педагогической (JIM. Митина, В.А. Сластенин и др.) и профессионально-педагогической компетентности учителя (С.П. Бурдынская, Т.Н. Данилова, А.К. Карельская, Е.Е. Маринич, О.В. Селезнева, Т.Б. Серебровская и др.);

- научные исследования по проблеме профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства (В.Н. Банников, С.Н. Дорошенко, Г.Ю. Ермоленко, JI.JI. Малинская, С.И. Мокроусов и др.);

- научные работы по истории, теории и методике преподавания изобразительного искусства (С.П. Ломов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова);

- педагогические принципы и методы обучения будущих художников в высших учебных заведениях (В.В. Кандинский, И.И. Иттен, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов и др.);

- исследования, посвященные теории и технологии контекстного подхода (A.A. Вербицкий).

Нормативно-правовую базу исследования составили:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ);

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751);

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство», утвержденный приказом № 781 Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года;

- Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года;

- Проект «Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. (Указ Президента Чувашской Республики № 25 от 21.03.2008).

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки верности гипотезы применялись следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации по проблеме профессиональной подготовки учителей изоискусства; синтез и классификация полученной информации, ее обобщение, моделирование исследуемого процесса);

- эмпирические (наблюдение за педагогическим процессом в вузе, беседы со студентами и преподавателями педагогического вуза, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент);

- методы обработки результатов исследования (статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования).

Экспериментальной базой исследования явился факультет художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». На констатирующем этапе эксперимента было обследовано 194 студентов выпускных курсов, 15 выпускников вуза, 10 директоров и учителей изоискусства общеобразовательных и художественных школ. В проведении формирующего этапа приняли участие 22 студента экспериментальной группы, 22 студента контрольной группы, 15 преподавателей факультета.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2009 по 2014 год.

Первый этап (2009 - 2010 гг.) - констатирующий. В этот период

изучалось состояние рассматриваемой проблемы в науке (осуществлялось

9

изучение психолого-педагогической и философской литературы, авторефератов и диссертационных работ по проблеме профессиональной и профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства), проводился анализ нормативных документов, рабочих программ и учебных планов, были выявлены и сформулированы противоречия, проблема, цель и задачи исследования, был проведен констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (2010 - 2013 гг.) - формирующий. На данном этапе была разработана программа экспериментальной работы; был проведен формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию совокупности выявленных педагогических условий формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Третий этап (2013 - 2014 гг.) - завершающий. В этот период был проведен анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы по формированию профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода, сформулированы выводы и рекомендации, литературно оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта сущность и определено содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя изобразительного искусства»;

- определены основные критерии {ценностно-мотивационный, когнитивный, деятелъностный), их показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства (;продвинутый, достаточный, низкий)',

- выявлен потенциал полихудожественного подхода для формирования у будущих учителей изобразительного искусства профессионально-педагогической компетентности;

- научно обоснованы педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, чт