автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изокружка
- Автор научной работы
- Асанов, Акылбек Иманалиевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изокружка"
РГВ, ОД
РОССИЙСКАЯ АКАДЕШИ ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНШ Специализированный совет К
)-
На правах рукописи
АСАНОВ Акылбек Иманалиевич
ВЗАШОСШЗЬ ВИДОВ ХУДШЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИЗОКРУХКА / на материале республики Кыргызстан /
13.00.01 - Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кавдвдат педагогических наук
Москва - 1993
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогячеоких наук СССР.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,.
старший научный сотрудник
A.В.ЩЕРБАКОВ
• Официальные оппоненты - доктор педагогических наук
B.П.ЕРМАКОВ кандидат педагогических наук
В.Д.ХАН-МАГОМЕДОМ
Ведущее учреждение - Джаибулский педагогический
институт
Защита диссертации состоится "_" _- 1999 г.
в _час. на заседании Специализированного совета К
по присуждению ученой отепени кандидата педагогических наук в Исследовательской центре эстетического воопитания РАО (119034, г.Москва, К-34, Кропоткинокая наб.,15).
С диссертацией ыожно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан "_"__ 1993 г.
Ученый оекретарь
Специализированного совета, / /
кандадат педагогичеоких паук .V..}М.З.Кгвсилышкова
С / *
РОТАПРИНТ ИГИпМНО Мос«м. 1п. ». Кортопии, дом 1 Злкоз 3>9 Тир»* \\0
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Возросший на современном этапе процесс демократизации, гуманизация и гуманитаризации народного образования и просвещения со всей остротой ставит проблему совершенствования художественного образования ц эстетического воспитания подрастающего поколения. В трудах НИИ художественного воспитания АПН СССР подчеркивается, что именно искусство в большей степени призвано формировать внутренний мир человека, его отношение к явлениям бытия, приобщать к национальным и общечеловечеоким ценностям. Одной из центральных проблем художественного воспитания является внеклассная и внешкольная работа с детьми. В настоящее время уделяется огромное внимание поиску эффективных форм и методов внеклассной и внешкольной работу о учащимися по эстетическому- воспитанию и, прежде всего, путей совершенствования рабо- ' ты кружков изобразительного искусства.
Проблемы содержания и организации внешкольной работы с детьми всегда занимали важное место в истории советской педагогики. Существенный вклад в развитие внешкольной работы с детьми внесли Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко.
В исследовании ссобое место занимают труда педагогов, которые рассматривали вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства (Я.А.Башилов, В.И. Бейер, И.Е.Вшзбург, В.Н.Кожухов, Г.В.Лабунская, С.Д.Левин, K.M. Лепилов, Е.В.Разыграев, В.С.Щербаков и др.).
В современной педагогической и методической литературе достаточно работ, освещающих художественно-творческий подход к преподаванию изобразительного искусства в школе и во внешкольной работе (В.В.Алексеева, В.Н.Ветров, А.А.Дмитриева, Б.М.Неменский, Ю.Н.Протопопов, Н.Н.Фомина, Ц.С.Чернявская, А.В.Щербаков, Б.П. Юсов и др.).
Ряд авторов (К.Ж.Амиргазин, В.И.Башта, Л.С.Беляева, Р. Ва-сынков, Л.Н.Иванова, К.Касымов, В.И.Колякина, О.В.Михайличенко и др.) в своих диссертационных исследованиях рассматривают формы и методы работы с детьми в условиях школьной и внешкольной работы в таких видах изобразительной деятельности, как графика, живопись, декоративное рисование, декоративно-прикладная деятельность, скульптура. Однако авторами не были исоледованы вопросы взаимосвязи видов художественной деятельности в процессе работы с детьми
в условиях кружка изобразительного иокусотва.
Современная практика работы о детьии показала, что не воег-да в полной мере решаются задачи эотетического и художественного воспитания и обучения. Обучение в кружках изобразительного искусства направлено, главным образом, на овладение теоретическими и практическими навыками одного из видов художественной деятельности (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и декоративно прикладная деятельность), не учитывая при этой учебно-воспитательных возможностей других видов худокествен-- ной деятельности.
Эффективность различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи в кружках изобразительного искусства в современной педагогике недостаточно изучена, поэтому представляется актуальным всесторонний анализ существующей системы внешкольной работы с детьми и определение возможностей кружков в различных видах художественной деятельности, способствующих активизации художественно-творческого развития учащихся. Различные виды художественной деятельности в специфической форме отражают все многообразие человеческой жизни - культуру и быт определенного народа. Соприкосновение о ними дает возможность детям обогатитг уровень личного жизненного опыта, что в овою очередь является существенной предпосылкой для общего художественного развития.
Основным направлением совершенствования работы кружков изобразительного иокуоотва является возвращение к ястокзм народного декоративно прикладного иокусотва в тармсническсй оязи с другими видами изобразительного иокусотва. Приобщение ребенка к культуре овоего народа непоорэдзтвенно через изучение культуры и быта других народов способствует общекультурному развитию ребенка (Ч.Т. Айтматов, Г.Гсчев, Б.М.Неменокий, В.П.Зинченко и др.).
Приоритетной проблемой художественного воспитания в Средней Азии является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре. Историчеокв система внешкольной работы по искусству
сложилась таким образом, что за основу работы о учащимиоя брались программы изокрукков, разрабатывавшиеся в Москве. Зависимость, в которую попала оиотема художественного образования в Кыргызстане, как и в других республиках Средней Азии, привела к отрыву от национальных традиций. Оплодотворение художественного образования традициями национальной культуры должно, по нашему убеждению, проводиться во всех формах работы с учащимися, вклю-
-
чая изокружки. Данный процесс не обозначает отказ от изобразительного творчества, которое за десятилетия развития .культуры Средней Азии под воздействием европейской традиции пустило глубокие корни и в Кыргызстане. Педагогическая проблема состоит в определении содержания и методов образования, сочетаювдх национальные традиции (заложенные в образе юрты, декоративно-прикладном искусстве) с европейскими градациями изобразительного творчества. 4
Выше изложенные положения стала основой создания опытно-экспериментальной системы работы кружков изобразительного искусства с учащимися подросткового возраста в разнообразных видах художественной деятельности.
Объект исследования - художеотвенно-творческое развитие учащихся в кружках изобразительного иснусства.
Предмет исследования - теория и практика обучения различный видам художественной деятельности в условиях кружка изобразительного искусства.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных путей и методов совершенствования внешкольной работы в процессе приобщения учащихся к различным видам художественной деятельности.
Задачи исследования
I. Провести исторический анализ содержания и методов художественного и эстетического воспитания школьников в кружках изобразительного искусства в системе внешкольной работы.
. 2. Проанализировать современную практику кружков изобразительного искусства в системе внешкольной работы.
3. Выявить влияния различных видов художественной деятельности на художественно-творческое развитие учащихся.
Гипотеза исследования
Художественно-творческое развитие учащихся изпкружков в Кыргызстане будет соответствовать задачам возрождения национальной культуры в том случае, если система занятий будет преобразована с учетом национальных традиций художественного воспитания, в котором ведущее место занимало декоративно-прикладное творчество; изобразительная деятельность при этом должна находиться в проблемно-тематической зависимости от задач изучения национального искусства; взаимосвязь декоративной и изобразительной деятельности может быть обеспечена синкретическим характером национальной культуры, нашедшей свое воплощение в единстве человека, природы и архи-
тектуры (юрта).
Наиболее полноценное влияние на художественно-творчеокое развитие учащихся оказывает педагогическое руководство, ведущая деятельность в кружке определяется профессиональным интересом учителя.
Методологической основой исследования являются основные положения эстетики об особенностях художественного отражения действительности; о природе и взаимодействии различных видов иокусств; основные положения современной педагогики и психологии, касающиеся теории и методики художественного образования. Научно-методическая литература, охватывающая вопросы национальной культуры и образования.
Методы исследования: анализ историко-теоретической литературы по педагогике, психологии, эстетике; изучение учебных программ; обобщение опыта проведения внешкольной работы по изобразительному искусству, анализ рисунков школьников; педагогический эксперимент, анкетирование; наблюдения процеоса художественной деятельности подростков; беседы с руководителями кружков изобразительного искусства.
Исследование проводилось в два этапа. В ходе первого этапа констатирующзго эксперимента (1988-1990 гг.) был сбследсван опыт работы кружков изобразительного искусства в Дьорцэх и Домах пионеров и школьников городов Москвы, Алка-Аты, Дгамйула, Ташкента, Бишкека, Карэкола. В эксперименте участвовало 250 учащихся; 30 руководителей кружков изобразительного иокусства. Ча втором гтапс в констетируащзи Сформирующем экоперлыеюе (1990-КЭ2 ttJ приняли учаотие 200 кружковцев Центра детско-юношеского творчзства, средних общеобразовательных школ г. Кгракол и пгт.Ак-Суу Республики Кыргызстса.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые дан широкий исторический анализ развития отечественной системы преподавания изобразительного иокусства в условиях внешкольной работы с детьми.
Обосновано значение национальной культуры в содержании занятий кружков изобразительного искусства. Практически и теоретически доказана целесообразность применения различных видов художественной деятельности.в кружках изобразительного искусства.
Обосновано, 4ío эффективное использование различных видов художественной деятельности в кружках изобразительного искусства
способствует активизации художественно-творческого развития учащихся подросткового возраста. А также установлено, что в процессе приобщения учащихся к различным Еидаы художественной деятельности в кружках, рисунки детей экспериментальных групп существенно отличаются своей оригинальностью, выразительностью и художественной грамотностью от творческих работ учащихся, занимающихся только изобразительной деятельностью.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов и результатов в кружках изобразительного искусства, при разработке программ для кружковых занятий.
Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя с учащимися подросткового возраста, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности руководителя кружка, применением разнообразных, взаимно дополняющих методов сбора педагогических фактов, сочетанием качественного и количественного анализа при обработке полученного материала.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории изобразительного искусства НИИ ХВ АПН СССР*. По теме диссертации были сделаны доклады на Всесоюзной конференции, посвященный проблемам эстетического и художественного образования в истории педагогической науки и советской школы (г. Москва, 1990 г.); на научно-практической конференции, семинаре аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР (1С89 г.); на научно-методических конференциях преподавателей Иссык-Кульского педагогического института (1986 г.).
Результаты исследования внедрены в практику учителей и руководителей кружков, изостудий, а также в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в Центре детско-юношеского творчества города Каракол и пгт.Ак-Суу Республики Кыргызстан.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка" использованной литературы. В тексте диссертации-имеются графики, таблицы.
* Нине Исследовательский центр эстетического воспитания РАО.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ,
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, излагается гипотеза, приводятся методы исследования, указываются научная новизна и практическая значимость работы, апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе "Исторический обзор теории и практики эстетического и художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства во внешкольной работе" рассматриваются основные положения эстетического и художественного воспитания и обучения в процессе внешкольной работы в связи о непосредственной художественной деятельностью учащихся в кружках изобразительного искусства, анализируется педагогическая практика в период становления и развития внешкольной работы с детьми.
Большое значение имеют документы прошлых лет, архивные материалы НИИ художественного воспитания АПН РСФСР, отражающие работу кружков и изостудий, а твкже рисунки детей, учебные программы, пособия, каталоги выотавок детского творчества.
Исторический анализ программ преподавания изобразительного искусотва в школе и изокружках проводился с целью выяснения того места, которое занимала декоративно-прикладная деятельлоогь как ведущая форма национального искусства в системе художественного воспитания.
Иотория становления и развития художественного воспигания детей средствами изобразительного искусства в условиях внзшколь-ной работы условно нами разделена на три этапа: первый - 20-30-е; второй - 40-50-е гг.; третий - 60-70-е гг.
В первые годы советской власти происходят интенсивные поиски, направленные на решение вопросов форм и методов эстетического и художественного воспитания детей. В начале 20-х годов по инициативе Наркомпроса создаются школы продленного дня, в которых объединялись школьные занятия с клубными. Занятия в клубных кружках носили следующий характер: а) репетиционный, б) познавательный, в) развлекательный. Художественные работы, а также пластика, ритмика, гимнастика, танцы, музыка относились к развлекательным кружкам. Из-за отсутствия специальных программ для кружков педагогами использовались программы, предназначенные для школы.
В начале 20-х годов большое внимание уделяется поиску и изучению изобразительного творчества детей. В экспериментальной работе активное участие принимают такие педагоги-ученые, как A.B. Бакушинский, Г.В.Лабунская, В.Е.Пестель, Н.Н.Сакулина, Е.В.Флери-на и др. На основе результатов теоретических и экспериментальных исследований ими разрабатываются специальные программы по изобразительному искусству, выпускаются учебные пособия.
В нашем исследовании рассматриваются программы по художественному воспитанию в школах первой и второй ступени, вышедшие в 20-е года. Выявлены разные подходы при составлении первых программ, определены изменения, происходившие в содержании программ.
Программа ГУСа, изданная в 1927. году, была разработана с учетом четырех возрастных групп, главное место в творчестве детей 1-ой и 2-ой группы занимала декоративно^производственная работа, включающая изготовление игрушек из бросового материала, учебных пособий, папок, календарей и т.п. В 3-й группе вводилась работа о натуры, в частности, рисование предметов и животных, практические задания, включающие чергежно-плакатные работы; в 4-ю группу - изготовление стенгазет, лозунгов, плакатов, надписей диаграмм и т.д..
В программе предлагались практические задания, тесно связанные с трудовым обучением по слесарному и столярному делу (точка и правка простых инструментов), работа с жестью, склеивание шиповых соединений и т.п.
Программы, вышедшие в 20-е года, широко обсуждались педагогами, художниками. Не одинаково ими воспринимались предложенные программой практические задания с использованием разнообразных материалов, связь художественной деятельности о трудовым обучением. Основная нритика шла со стороны педагогов и художников с дореволюционным опытом-работы с детьми, ими отмечалось, что в художественной деятельности детей важное место должно занимать рисование с натуры гипсовых постановок, рисование пейзажей и натюрмортов.
В начале 30-х годов происходит интенсивное развертывание кружковой работы с детьми по изобразительному искусству. Кружки изобразительного искусства организуются в Домах пионеров, которые наряду с детскими клубами начали свою деятельность в 30-е годы как детские учреждения для внешнольной воспитательной работы. На основании изучения опыта работы многочисленных кружков изобразительного искусства опытные педагоги-экспериментаторы ЦДХВД всесторонне освещали наиболее важные вопросы содержания и методов работы с детьми в ус-
ловлях кружка. Нами проанализированы публикаций 30-х годов в виде, брошюр, пособия программно-методического характера, статьи,где ' отражен опыт работы первых кружков по изобразительному искусству.
Активное участие при разработке учебно-методических пособий для кружков изобразительного иокусства принимали Г.В.Лабунская, С.Н.Луначарская, ленинградские педагоги С.Д.Левин. К.В.Разыграев. Составители первых программ для художественных кружков обращают внимание на вопросы художественно-творческого развития ребенка и подростка путем ознакомления их с новыми видами художественной работы и применения различных материалов* Ведущими видами работы были рисование с натуры, тематическое рисование. По-прежнему главное место в программах кружка занимала декоративно-оформительская работа (декоративная роспись, печатание, художественное оформление и праздникам, фотомонтаж, декоративные витражи, фризы и др.).
Авторы учебно-методических программ рекомендуют педагогам, прежде всего учитывать необходимость смены материалов, как один из важнейших факторов стимулирования детской творческой активности. Исходя из этого, такие виды работ, как лепка, макет, аппликация должны быть равномерно распределены в продолжении всего учебного года так, чтобы различные виды работ в дальнейшем чередовались. " .
В период 40-50-х годов вопросами преподавания изобразительного искусства и его совершенствования во внешкольных учреждениях занимались ученые и педагоги Я.А.Башилов, И.Р.Шибугг, Г.В. Лабунская, С.Д.Левин, П.Я.Павлинов, Е.С.Щзрбаков. Огзг этих педагогов, результаты их творчеоких поисков отражены в ряде учебных и программно-мстодических пособий, в статьях.
К началу 40-х годов определилось представление о целяг и содержании внешрольного обучения и воспитания детей средствами изобразительного искусства. Этот период характерен созданием большого числа разнообразных, новых для детворы самостоятельных внешкольных учреждений: детские Дома культуры, детские секторы рабочих клубов, Дворцы и Дома пионеров, Дома колхозных ребят, внешкольные комбинаты, игротеки, клубы по месту жительства в различ-
35 Кружковая изоработа в школах ФЗД 2-й ступени. Под ред. Е.В.Ра-зыграева. - л.: 1933. - 37 о.
Программа кружкбв и студий изобразительного искусства. - М.: 1939. - 51 с. /
Художественные кружки в школе Наркомпроса РСйСР.- М.-Л.: Огиз, 1934. - 52 с.
ных городах и селах страны. Опыт внешкольной изоработы о детьми оказывал огромное влияние на работу общеобразовательной школы, находя отражение в программах по рисованию.
В содержании программ для внешкольной работы по изобразительному искусству постепенно происходили существенные изменения; исчезают работы по выполнению практических заданий с использованием разнообразных материалов, главное место в программах уделяется тематическому рисованию, рисованию с натуры, декоративному рисованию. Программа предусматривала два вида кружков- основные и дополнительные. К основным кружкам относились кружки рисунка, живописи, скульптуры и разного рода декоративных работ. На базе основного' кружка рекомендуется развивать работу одного или нескольких видов дополнительных кружков, учитывая при этом интересы учащихся. Такие практические задания, как выполнение гравюры на ли-нолиуме, офорт, печатание картофельным штампом, театрально-оформительские работы (эскизы костюмов, декораций, макеты), резьба,создание игрушек-самоделок, изучение художественных ремесел, которые имелись в программах 1933 и 1934 годов, были изъяты из программно-методических указаний и переведены в дополнительные кружки. Составители программ особое внимание обратили на тематику практических заданий, которые в каждом из видов изобразительной деятельности в какой-то степени были взаимосвязаны между собой, однако тематическое рисование, а затем в конце 40-х годов рисование с натуры, становится одним из основных видов изобразительной деятельности.
Существенные изменения в методике преподавания изобразительного искусства во внешкольных учреждениях произошли в 50-е годы. Появляется целый ряд научно-исследовательских работ во многом обогативший теорию и методику преподавания изобразительного искусства в школьной и внешкольной работе с детьми. Первостепенное внима-г ние уделяется "рисованию с натуры". Во многих учебно-методичеоких пособиях и в журнальных публикациях нашли объяснение позиции ряда методистов и руководителей изокружков, которые считали, что одним из ведущих видов работы с детьми является "рисование с натуры".
Наряду с проблемой обучения рисованию с натуры, в 50-е годы ставится вопрос глубокого изучения декоративного искусства. Педагогами вносились предложения о расширении аспектов преподавания декоративного рисования в школе и во внешкольных учреждениях. Наблюдается особый интерес руководителей изокружкол к народному но-
кусству, в процесое работы с детьми проводится ряд интересных экскурсий по изучению истории народного декоративно-прикладного искусства. Основная задача такой формы работы с детьми заключалась в повышении познавательной активности детей с целью развития интереса к народному искусству.
В период 40-50-х годов была проведена большая работа по уточнению системы внешкольного обучения рисованию. Шли четко определены меото, задачи отдельных видов учебной работы по рисованию (рисование о -натуры и по памяти, рисование на темы, декоративные работы, беседы), произведен отбор моделей, разработана последовательность обучения и т.д. Большое значение в эти годы придается художественному и творческому развитию ребенка и подростка. Поэтому при любой форме руководства детской художественной самодеятельностью с самого начала наряду с воспитательными задачами ставились и задачи элементарного художественного образования. При этом, учебная и воспитательная работы рассматривались, как единый педагогический процесс.
В период 60-70-х годов вопросами преподавания изобразительного искусства и его совершенствования во внешкольной работе с детьми завдмались ученые и педагоги В.В.Алексеева, В.Н.Ветров, И.П.Глинская, А.А.Дмитриева, Г.В.Лабунская, А.И.Михайлов, Т.А.Моисеева,- А.В.Щербаков, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов и др. В 60-е годы педагогами (С.Левин, В.Сумарев и др.) вносятся предложения о включении в художественную деятельность работ по лепке, изготовлению изделий из соломки, декоративно-оформительских работ из разных материалов, которые имели место в 30-е годы. Впоследствии, эти предложения были частично учтены при создании- программ для внешкольной работы о детыш,
Принципиально новым в работе школы в конце 60-х годов, явилось введение факультативных занятий по изобразительному искусству. Сотрудниками института художественного воспитания разрабатываются программы трех видов, В первом варианте программы были предусмотрены аанятия живописью и графикой, декоративного оформления школьных помещений и оформление спектаклей. Второй вариант программы акцентировал внимание педагога на выполнение скульптуры, .папье-маше, содержание практических заданий было тесно взаимосвязано о рисованием с натуры. Третий вариант программы был направлен на искусствоведческую работу с детьми. Введение в общеобразова-
- И -
тельную школу факультативных занятий по изобразительному искуо-отву существенно влияло на работу кружков во внешкольных учреждениях. Учащиеся начальных классов имели возможность продолжить заниматься по интересам в условиях школы, что давало возможность внешкольным детским учреждениям иметь теоную связь со школой.
Существенный сдвиг в области эстетического и художественного воспитания детей произошел в 70-е годы. Сотрудниками НИИ художественного воспитания (А.В.Щербаков, Б.П.Юсов) разрабатывается Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (художественные кружки). Она отличалась разнообразием содержания, являясь продолжением и дополнением к программе предыдущих лет. В этот Ьериод уделяется внимание знакомству детей наряду с рисунком и живописью о такими видами художественной работы, как гравюра, скульптура, вышивка, резьба, керамика. В содержание программ включаются декоративно-прикладные задания: создание игрушек из-бумаги, папье-маше, декоративная роспись, конструктивные и полиграфические работы, издаются специальные программы для кружков скульптуры и керамики, резьбы по дереву, гравюры и др.
Практика внешкольной работы в Киргизии в 60-70-е годы была построена с ориентацией на содержание и методику кружковой работы других союзных республик Средней Азии, которые в свою очередь построили свою работу на основе московских внешкольных учреждений. Программно-методическими-пособиями являлиоь типовые программы кружков, разработанные сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР.
В результате анализа программ, методических рекомендаций и прочих документов можно сделать вывод, что на протяжении 19201970 гг. декоративно-прикладное творчество постепенно утрачивало характер национального вида деятельности; при выполнении декоративных заданий перед учащимися ставились формальные задачи, заключающиеся в выполнении узоров, оформлении сгеягазег и т.д., содержательных задач изучения декоративно-прикладного искусства с целью осознания смысла народного искусства в программах для кружков не ставилось. ...
Во второй главе - "Исследование проблемы взаимосвязи различных видов художественной деятельности в процессе внеклассной и внешкольной работы с детьми", рассматривается отепень привлечения различных видов художественной деятельности в современной практике внеклассной и внешкольной работы с детьми и излагается опытно-
экспериментальное исследование процесса совершенствования занятий в кружках изобразительного искусства путем приобщения учащихся к национальной культуре кыргызского народа с включением элементов народного декоративно-прикладного искусства, выполнения изделий, предметов быта, кыргазского жилья (юрта), способствующих активизации художественно-творческого развития учащихся среднего школьного 'возраста.
. С целью определения влияния различных видов художественной деятельности на творческое развитее учащихся было проведено экспериментальное исследование. В проведенном исследовании мы ставили следующие основные задачи:
1. Проверить на практике гапотезу исследования в условиях кружка изобразительного искусства.
2. Определить и скорректировать систему художественно-творческого развития подростков в процессе взаимосвязи различных видов художественной деятельности.
3. Выявить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми с использованием различных видов изобразительной деятельности, способствующие художественно-творческому развитию подростков.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях шкального кружка и в кружках внешкольных учреждений (Дома пионеров и школьников, Центра детско-юношеского творчества).
■ Первый этап (констатирующий эксперимент) проходил в 1988/891989/90 учебные годы.
Второй этап (констатирующий и формирующий эксперимент) проходил в 1990-91 - 1991/92 учебные годы.
В задачи первого этапа констатирующего эксперимента входило определение уровня современного состояния внешкольной изоработы с детьми; наличие интереса и возможностей детей в области изобразительной деятельности. Мы исследовали также особенности организации кружковой работы по изобразительному искусству в Дворцах и Домах пионеров и школьников"городов Алма-Аты, Бишкека, Джамбула, Душанбе, Ташкента, Москвы и Каракола.
В процесое констатирующего эксперимента (1989-1990 гг.) был проведен анкетный опрос учащихся и руководителей кружков изобразительного искусства. Опрос руководителей кружков показал целесооб-' разность использования разных видов художественной деятельности в кружках изобразительного искусства. В диссертации приводятся таблицы с результатами анализа анкетных опросов. В своих ответах руко-
водители кружков подчеркивают, что использование различных видов художественной деятельности расширяет творческие возможности кружковцев, рвзвивает кругозор, создает творчеокую атмосферу в коллективе. Введение в кружки изобразительного иокусогва элементов местного художественного ремесла, а также ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством других реопублик способствует активизации художественно-творчеокого развития учащихоя.
Однако, судя по данным анкетного опроса, не вое руководители кружков в своей работе используют разнообразные виды художественной деятельности. Около 80$ руководителей иэокружков городов Алма-Аты, Джамбула, Душанбе предпочитают заниматься с подростками рисунком и живописью, остальные 20$ - декоративно-прикладной деятельностью, скульптурой. В то же время около 60$ педагогов из городов Москвы, Бишкека и Каракола предпочитают заниматься народной декоративно-прикладной деятельностью, и только 40$ отдали предпочтения рисунну и живописи.
В анкетном опросе приняли участие и учащиеся тре-х возрастных групп (1-10 классы). &ли разработаны два вида анкет для письменного опроса: для учащихся 1-3 классов и для учащихоя 4-10 классов. Анкеты для письменного опроса были составлены таким образом, чтобы охватить наиболее широкий круг проблем, включая множество оттенков, сопутствующих главной идее исследования, а также для получения достаточно содержательной информации об их интересах,предпочтениях в области изобразительного иокусотва.
В дисйертации приводятся таблицы о результатами анализа анкетных опросов учащихся трех возрастных групп (1-10 классы);
Учащиеся младшего подросткового возраста, занимающиеся в йружках изобразительного искусства, предпочитают изображать животный мир, героев прочитанных сказок. В среднем 59,4$ опрошенных детей проявили интерес к работе о бумагой. Важное место в творчестве детей занимает лепка, 72,6$ детей выразили интерес к этой работе. Учащиеоя отаршего подросткового возраота из всех видов художественного творчества на первое меото выдвигают живопись и народное декоративйо-прикладное искусство.
Второй,этап констатирующего и формирующего эксперимента был проведен в городе Каракол и в пгт. Ак-Суу. В целом экспериментом было охвачено 100 учащихся, занимающихся в кружках, изобразительного искусства в Центре детско-юношеского творчества, в средних общеобразовательных школах им. С.М.Кирова и И.В.Мичурина. Второй
этап опытно-вцопериментальной работы был разделен на два периода. • В процессе первого периода экспериментальной работы (I990-I99I гг.) проводились периодические наблюдения за художественной деятельностью подростков в контрольных и экспериментальных группах,
В период эксперимента проводилось анкетирование всех учащихся. Оно было направлено на определение личностного отношения уча-• щихся к проводимой педагогической работе, на выявление предпочтений учащимися различных видов изобразительной деятельности.
На второц этапе формирующего эксперимента приняли участие учащиеся подросткового возраота ¿^количестве 100 человек, В контрольных группах в основном применялась традиционная методика преподавания изобразительного искусства. В экспериментальных группах преподавание проводилооь на основе содержания типовой программы с учетом взаимосвязи видов художественной деятельности. Система занятий была переомотрена о учетом включения в художественную деятельность наряду о рисованием о натуры, на темы, декоративным рисованием, заданий, предполагающих и декоративно-прикладную деятельность, изучение культуры и быта кыршзского народа.
Результаты опытной работы показали: если в начале исследования художественно-творчеокая активность у учащихся экспериментальных и контрольных групп в кружках изобразительного искусства Центра детско-юношеского творчества г.Каракол была примерно равной, то в конце эксперимента наиболее высокий уровень художественно-творческой активности у подростков, формирование интереса к национальному искусству наблюдалось-в экспериментальной группе.
Так в начале эксперимента в экспериментальной группе отмечалось следующее распределение школьников по уровню художесгвенно-творчеокой активности. 1-й уровень "высокий" - учащихся; 2-ой уровень "средний" у 35$ учащихся; 3-ий уровень "низкий" у 59% учащихся. Ца заключительном этапе эксперимента в этой экспериментальной группе было зафиксировано следующее распределение школьников по уровню художественно-творческой активности: I-уровень у 10% учащихся; 2-уровень у 2В% учащихся; 3-уровень у 4% учащихся, в контрольной группе выявилось: I-уровень у 8% учащихся; 2-уровень у 345? учащихся} 3-уровень у 58% учащихся.
Можно отметить, что в результате экспериментального обучения в кружках изобразительного искусства наблюдается значительное повышение показателе® "высокого" уровня художественно-творческого развития -у подростков. Показателями "высокого" уровня в процессе
взаимосвязи изобразительной и народной декоративно-Прикладной деятельности являются интерео к познавательной, к творческой деятельности, увлеченнооть процессом рисования. В изобразительной деятельности все четче проявляются аналитические формы восприятия действительности, активизируется эмоционально-эстетическое отношение как к художественному процессу, тан и к овоему риоунку, художественному изделию.
Однако, все вышеотмеченные показатели выявились не у воех кружковцев, это объясняется особенностями подросмового возраста; во-первых, неравномерностью развития отдельных детей; во-вторых, некоторые подростки долгое время сохраняли приемы изображения на уровне младшего подросткового возраста, тогда как у других учащихся проявилась сравнительная зрелость и способность к изобразительной деятельности. Соответственно, неравномерность развития детей отражается и на их отношении к различным видам изобразительной деятельности; рисование с натуры, рисование на темы, декоративному рисованию. Оценка работ учащихся производилась экспертами.
В экспертную группу входили учителя изобразительного искусства о высоким профессиональным уровнем и знанием национальной культуры кыргызского народа.
При оценке детских рисунков мы опирались на фундаментальные работы А.В.Бакушинского, Г.В.Лабунской, Б.П.Юсовэ.
Критерии оценки детских работ выведены на основе требований программы, это выразительность - обусловленная ритмичеокии повторением объектов изображения, декоративностью рисунка (орнаменталь-ность, пятно), цветосочетанием и композиционным решением.
Оригинальность - нестандартность решения живописной, графической и декоративной композиции. Художественная грамотность -включающая живописность, графичность, пластичность, разумное применение необходимых выразительных средств живописи в рисунке,, также умения пользоваться материалами, применяемыми в живописи и в рисунке.
Оценка качества детских рисунков проводилась по пятибальной системе. Обвдй итог анализа рисунков детей подросткового возраста отражен в диссертации в таблицах. В экспериментальных группах сводные показатели оценки живописных и графических рисунков' с натуры, по сумме всех критериев составили первоначально в среднем 2,6 балла и возросли к концу второго года обучения до 4,2 балла, тогда как в контрольных группах от 2,6 балла возросли в среднем
до 2,9 балла. В нескольких контрольных группах показатели имели тенденцию к овдшешш и доходили до 2,5 балла,
Еоли взять общий уровень показателей живописных и графических рисунков с натуры за год обучения в экспериментальных группах Центра детско-юнощеакого творчества города Каракол, то средние показатели имеют следующее выражение: 48$ практических заданий о натуры выполнены на уровне 5 баллов, 30$ на уровне 4 баллов, 20% на уровне 3 баллов, 2% на уровне 2 баллов; тогда как в контрольной группе показатели намного ниже, на 5 баллов выполнили задание только 1С$ учащихся, на <4,'балла 185?, на 3 балла 32.%, на 2 балла 28$ и на I балл 12% детей. Аналогичные показатели наблюдались и в других экспериментальных и контрольных группах. Как показывают результаты эксперимента, высоких результатов учащиеся добиваются благодаря предварительному выполнению заданий по лепке, где они получают знания и овладевают умениями выразительного использования формы и конструкции изображаемых предметов; полученные энания и умения в процессе изучения национального искусства и декоративного рисования оказывают существенную помощь при восприятии и рисовании с натуры. Отсутствие в контрольных группах подобной формы работы не дает возможности учащихся в своих рисунках показать такие качества, которые наблюдаются в рисунках детей экспериментальных групп, . _______ _
В ~ за к лючёншГ из ла га ются рез ульт а т¥ "исследова шш. Шво д о том,что что благодаря включению в учебный процесс различных видов художественной деятельности, прежде всего элементов народного декоративно-прикладного искуоотва с целью выполнения изделий, предметов быта кыргазского жилья (юрта) о его убранством, в сочетания с глубоким изучением его роли в культуре кыргызского народа, происходит изменение в художественно-творческой деятельности детей подросткового возраста. Это качественное изменение в творчестве подростков характеризуется,во-первых, более грамотным использованием разнообразных способов изображения} во-вторых, подростки проявляют самостоятельность в составлении художественно-выразительной композиции; в-третьих, проявлением'активности в процессе вооприятия Произведений искуоотва и окружающей действительности, детского творчества.
Результаты, подученные опытно-экспериментальным путем, подтвердили шпотезу иооледования и определили основные педагогичес
кие условия применения различных видов художественной деятельности в процессе приобщэния к национальной культуре, важнейшим из которых является включение в изобразительную деятельность детей практических заданий декоративно-прикладного характера с использованием разнообразных материалов на основе изучения истории культуры и быта кыргазского народа, о привлечением художественной литературы, эпоса, музыки, танца.
Таким образом, особенность нашего метода выражена в следующем: от изучения национального искусства, через декоративно-прикладную деятельность (в теоретическом и в практическом плане) к изобразительной деятельности. Содержание изобразительной деятельности также служит средством изучения народного декоративно-прикладного искусства, национальной культуры.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях-автора:
1. Организация кружковой работы по изобразительному искусству о учащимися подросткового возраста.- ж."Эл агартуу", 1990, Я б, - С.46-49 (на кыргызском языке) (в соавторстве).
2. К вопросу внешкольной и клубной изоработы о детьми. //Проблемы эстетического и художественного образования в истории педагогической науки и советской школы: Тез. Всесоюзной конференции. - М., 1990. - С.135-137.
3. Внеклассная и внешкольная изоработа с детьми в 50-60-е годы. //Эстетическое воспитание и развитие духовного мира учащейся молодежи: научные статьи. - М., 1990. - С.3-7.
4. Единство эстетичеокого и трудового воспитания в кружках изобразительного искусства в процессе ознакомления детей о декоративно-прикладным искусством. //Нравственно-эогетическое воспитание молодежи средствами искусства: Тез.Всесоюзного.научно-практического семинара. 4.1. - Чернигов, 1990. - C.7I-72.
5. Эстетичеокое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в процессе внешкольной работы //Идейно-политические, социально-психологические и эстетические аопекты воопитания молодежи, проблемы, опыт, методика, рекомендации: Тез. докл. 4.2. -Кишинев, 1990. - С;133-134.