Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Назарова, Зебуниссо Эшонкуловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан"

На правах рукописи

НАЗАРОВА ЗЕБУНИССО ЭШОНКУЛОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

кГ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005547618

ДУШАНБЕ - 2014

005547618

Работа выполнена в НИИ развития образования Академии образования Таджикистана

Научный руководитель:

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Лутфуллоеп Махмадулло, доктор педагогических паук, академик ДОТ, профессор

Алин Фнрогат Аблукаххорзода,

до ктор искусство ВСДС11 ия

Лаптоп Дилопар Назрпншепнч,

доктор педагогических наук, профессор (Таджикский государственны/) институт искусств им. М.Турсунюда)

Каднроп Фазлнддин Садрнддннопич,

кандидат педагогических наук, доцент (Институт предпринимательства и сервиса)

Ведущая организация: Таджикский государетпениый

институт юмкоп имени Сотнма Улупода

Защита состоится «15» марта 2014 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д. 047.016.01 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни, 45)

С диссертацией можно ознакомиться в библио теке Академии образования Таджикистана.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК

Минобрнауки РФ цпуш.геГепП уак @ пюп.с1оу и на сайте ЛОТ - www.aot.tj

Автореферат разослан «14» февраля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор ' У I Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Социально-эстетические позитивные преобразования на современном этапе жизни таджикского общества затрагивают все сферы, в особенности систему национального образования: меняются её цели, содержание, организация, социальные функции и ценности. Цель современного образования заключается в том, чтобы формировать среду с ее духовной, нравственной и культурной реальностью, помочь школьнику становиться личностью и носителем высокой культуры в соответствии с его склонностями, задатками и способностями. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2013), «Концепции таджикской национальной школы» (1994), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан» (1996), Законе Республики Таджикистан «О высшем последипломном образовании» (2001), Национальных концепциях воспитания и образования. Перспективы воспитательной деятельности определены в программах воспитания будущего поколения в Республике Таджикистан.

В связи с этим, содержание и качество воспитания учащихся всех видов и типов учебных заведений требуют внесения изменений и дополнений в методику обучения и воспитания, в рамках которой чаще всего реализовались лишь дедуктивные и эмпирические формы познавательной деятельности без достаточного учета личностного фактора, активности самих учащихся в воспитательном процессе.

Целью новой образовательной политики является внедрение новых инновационных форм образования и технологических систем, которые в должной и надлежащей степени решали бы проблемы современной педагогической практики. Особое внимание в ней уделяется художественному образованию.

На современном этапе в школах с разным направлением уже вводятся предметы художественно-эстетического цикла во всем их многообразии. Это обусловлено тем, что художественно-эстетическое направление необходимо для всех без исключения, оно отвечает возрастным потребностям, помогает в самоутверждении личности, выявляет педагогическую, психологическую и социальную эффективность эстетического воспитания.

В этих условиях особенно возрастает роль музыкально-эстетического воспитания школьников, поскольку именно искусство музыки наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир красоты, воспитывает духовно-нравственные качества личности, доставляет огромное эстетическое наслаждение. Во всех видах искусств выдвигается на передний план развитие творческих, созидательных качеств человека. Творческое начало позволяет не только познавать, по-новому эмоционально переживать, заботиться об окружающем нас мире, но и способствует воспитанию добра, искренности и красоты в человеческих отношениях.

В последние двадцать лет в системе воспитательной деятельности произошло заметное отчуждение воспитательной работы от духовно-

нравственных истоков, изменились ценностные ориентиры. Музыкальное образование, играющее важную роль в духовном развитии личности, реально потеряло нравственно-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение технически-исполнительской деятельности. А воспитательная деятельность в средних специальных учебных заведениях значительно ослабла. Сильно поредели ряды слушателей живых источников музыкальной культуры - концерты, спектакли, оперы, музыкальные вечера. Их воспитательный потенциал утерял свою ценность для учащихся. В этой ситуации заново актуализируется необходимость организации целенаправленной воспитательной работы с использованием богатств и разнообразия искусства. Музыка как воплощение духовно-нравственного облика, обладающая особым свойством обогащения личности, изменения его взглядов на общечеловеческие ценности может существенно помочь воспитанию новой личности в наше время.

Таджикское музыкальное искусство базируется на древних традициях, которые востребованы сегодня современным обществом. Об этом свидетельствует учреждения специальных государственных праздников музыки - День «Шашмакома» (12 мая) и День «Фалак» (10 октября). Композиторская школа Таджикистана, созданная на основе русской и западноевропейской модели музыкального творчества в XX веке, является ныне органичной частью общемирового художественного процесса. Её нравственно-эстетический потенциал огромен, что в воспитании будущего поколения представляется чрезвычайно актуальным.

Всё вышеизложенное порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, поскольку эта переориентация ценностей требует серьёзного анализа всей системы педагогической деятельности по направлению художественного образования и эффективной организации воспитательной работы в школах среднего специального музыкального образования. Сейчас, как никогда раньше, необходимы учителю фундаментальные теоретические знания, обогащающие воспитательные системы с учетом особенностей учебно-воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях. Учителю принадлежит важная роль не только в музыкальном образовании, но и в организации воспитательной работы. Необходимо духовно-нравственное воспитание учащегося через творчество.

Степень разработанности проблемы

В исследовании и разработке проблем воспитательных систем в целом в педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт. В трудах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, J1.C. Выготского, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьева, М.С. Когана, A.B. Петровского и других раскрыты теоретические и методологические основы воспитательной деятельности в подготовке будущих педагогов.

Общетеоретический фундамент в понимании и осознании сущности природы и значения эстетического воспитания в достаточно полном виде рассмотрен в трудах российских педагогов и психологов Б.Т. Лихачева, Н.Г.

4

Чернышевского, A.C. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо Ю.Б. Борева, М.С. Когана, Н.И. Кияиценко, В.А. Куценко, и др. Наиболее полно собственно музыкальное искусство как одно из важнейших средств эстетического воспитания рассматривается в трудах Б. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Сохора, В.В. Медушевского и др.

В исторически развитой национальной этиопедагогике достаточно устойчив жанр иасщатнома с широким охватом сторон воспитания, в котором специальным разделом выделяется воспитание через музыку. Одним из наиболее изученных источников в этом ряду является знаменитая «Кобуснома» Кайковуса (XI век). И далее, на протяжении веков вплоть до XX столетия, в произведениях С. Айни воспитанию через музыку уделялась большая роль. Другим поистине классическим примером в истории таджикской педагогики является система художественного образования устод-шогирд.

Вопросы психологии обучения, мотивации профессиональной деятельности, психодиагностики, рассмотренные в трудах Н.Э.Касаткиной, С.М. Морозова, Л.М.Митиной, H.H. Носса, P.C. Нсмова, В.И. Петрушина, В.М. Русалова демонстрируют процесс динамики профессионального становления будущих учителей музыки. Их разработки уже прошли свою апробацию не только в России, Таджикистане и других странах СНГ, но и в ряде стран Европы и Америки. К таким примерам относятся, в частности, разработки доктора психологических наук JI.JI. Бочкарева.

В вопросе о роли музыкального образования в решении проблем эстетического воспитания сегодня новый смысл и особую актуальность обретают работы Б.В. Асафьева, A.B. Луначарского, В.А. Сухомлинского, взгляды Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.Н. Сохора, Л.А. Баренбойма, Л.А. Казана, Г.М. Когана, позиции H.H. Киященко, O.A. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Н.Я. Брюсовой, H.A. Ветлугиной и других. Поскольку многих из названных исследователей давно интересовало важное значение и возможность использования музыки как средство глубоко эстетического воспитания, они посвящали данной тематике свои специальные статьи.

В последние десятилетия теоретическое исследование педагогических проблем эстетического воспитания значительно расширено трудами учёных А.И. Бурова, М.А. Вербы, Л.А. Воловича, С.А. Герасимова, Н.К. Гончарова, H.A. Дмитриевой, А.Т. Егорова, М.С. Когана, A.A. Куриленко, Е.Г. Монаховой, М.Ф. Овсянникова, H.A. Порошиной, В.А. Разумного и др. В Таджикистане данной тематике посвящены статьи Д.Н. Латипова, М.Р. Юлдашевой, Н.Р. Туровец, И.И. Стрех, Ф.А. Азизи, С. Худойбердиева, С. Гулназарова, А. Рахимджонова и др.

За обновление содержания музыкального образования в общеобразовательной школе, разработку критериев эффективного процесса преподавания музыки выступают новыми подходами Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, В.В. Медушевский, Л.С. Сизова, H.A. Терентьева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.

В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных школах привело к обращению традиционным методикам. Это обусловлено тем, что традиционная методика устод-шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы Д.Н. Латипова, Ф.А. Азизи, деятельность С. Худойбердиева и др.

Развивающийся процесс последних лет всё более актуализирует воспитательный фактор музыкального искусства. Множество вопросов по данной тематике поднимается как в педагогических и музыковедческих (этномузыковедческих) исследованиях. Данному вопросу посвящаются специальные форумы1.

Среди особо требующих своего разрешения стоит проблема об однобокости воспитательного процесса будущего учителя музыки: в них преимущественно раскрываются либо эстетическое направление воспитательной деятельности, либо только музыкальная (технически-исполнительская) подготовка.

Постановка вышеприведенных вопросов обусловлено реальным наличием объективных противоречий: а) между требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения и реальным уровнем разработок по воспитанию учащихся специальных музыкальных школ; б) между необходимостью повышения творческо-исполнительской деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и неразработанностью системы воспитательной работы с учетом их направленности, в) неразработанностью педагогических условий, основанных на двуединстве учебно-творческой и воспитательной деятельности.

В создавшейся ситуации становится актуальной проблема единства учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях; возникает необходимость радикального переосмысления и изменения сложившейся системы воспитательной работы среди этой категории учащихся.

Это и определило актуальность выбора темы диссертационного исследования - «Проблемы воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан», что выполняется на примере музыкальных школ.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка особенностей воспитательной деятельности средних специальных музыкальных учебных заведениях как способа совершенствования учебно-творчсской деятельности учащихся.

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в средних специальных музыкальных учебных заведениях Таджикистана.

Предмет исследования - особенности и проблемы воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях, процесс ее совершенствования.

1 Примером может служить учебно-методическая международная конференция «Проблемы преподавания музыки в общеобразовательных шихтах». Душанбе, 28-30 ноября 2013 г.

Гипотеза исследования. Совершенствование воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях находится в прямой зависимости от:

- обеспечения единства учебно-творческой и воспитательной деятельности учащихся, составляющие единый и целостный педагогический процесс;

- обогащения содержания и разнообразия форм воспитательной работы;

- повышения социальной активности учащихся путем участия в творческо-исполнительском и воспитательном процессе.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретико-методологические основы воспитательных систем в педагогической науке;

- раскрыть педагогический потенциал музыкального искусства;

- выявить сущность и особенности воспитательной деятельности учащихся, специфику содержание и формы учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях страны;

- теоретически обосновать и разработать педагогическую модель воспитательной деятельности в названных учебных заведениях и определить оптимальные пути её реализации;

- проверить педагогическую модель воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях и разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении.

Теоретической основой исследования явились философские положения о единстве и взаимодействии всех сторон духовно-нравственной жизни развивающейся личности; теоретические положения о системности, научности, связи теории с практикой; идеи гуманизации и гуманитаризации образования, концепции личностно-деятельного и системного подходов, профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов; учение о музыкальном и эстетическом образовании как научно-теоретической основе музыкально-эстетической деятельности и подготовки учителя к ее осуществлению; комплексный подход в подготовке учителя музыки с позиций различных отраслей, научного знания. Основу исследования составили воспитательные системы, разработанные российскими и таджикскими учеными.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эмпирические методы исследования -изучение и обобщение учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебнь!х заведениях, беседы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, изучение документации, объективно отражающей воспитательную работу и творческую деятельность учащихся, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы и организация исследования. Исследование проводилось в три

этапа:

На первом этапе (2003-2005) осуществлен выбор темы исследования, изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая, методическая литература; проведено изучение опыта работы воспитателей и учителей средних специальных музыкальных учебных заведениях Таджикистана; теоретически осмыслена тема; методологически обоснованы основные научные понятия; разработана рабочая программа воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений; разработана педагогическая модель (технология) воспитательной деятельности, эффективно влияющая на уровень воспитанности учащихся в формировании единства учебно-творческой и воспитательной работы; разработана программа формирующего этапа эксперимента.

На втором этапе (2005-2010) осуществлялся формирующий этап эксперимента и предварительный анализ эффективности педагогической модели (технологии) среди воспитателей и учителей по специальным дисциплинам.

На третьем этапе (2010-2012) проведено теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы выводы по результатам исследования, осуществлено оформление диссертации, подготовлены и изданы научные статьи по теме исследования.

База исследования. Основой базой исследования явились Республиканская средняя специальная школа-интернат искусств имени М. Атоеьа, Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат имени 3. Шахиди, Колледж искусств имени А. Бобокулова в г. Душанбе.

Исследованием было охвачено 120 учащихся, 135 воспитателей и учителей по специальности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается чётким определением научной проблемы, «елью и задачами, гипотезой в объектной и предметной области исследования: полнотой анализа различных концепций и подходов к изучаемой проблеме (воспитательных систем); соотнесением теоретического материала с материалами эмпирических исследований; объективностью результатов педагогического эксперимента в средних специальных музыкальных учебных заведениях. Соискатель работает в одном из выше названных учебных заведениях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено определение и выявлены особенности воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведениях: взаимопроникновение и взаимосвязь учебно-творческой и воспитательной работы в деятельности педагога и воспитателя; совместная творческая деятельность педагога и учащегося при нравственно-эстетическом освоении окружающей действительности через музыку; проявление социально-культурной активности и глубины музыкально-эстетического восприятия;

- разработана и научно обоснована педагогическая модель воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений, представляющая единство учебно-творческой и воспитательной работы, общих и

специфических принципов в обучении и воспитании учащихся, сформированные педагогические навыки и умения в их работе.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обосновании научных подходов к особенностям воспитательных систем в сфере искусств, сущности и особенностей учебно-творческой и воспитательной работы, содержания, этапов и уровней воспитания учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений; в теоретическом обосновании разработанной педагогической модели воспитательной деятельности как условия формирования к будущей профессиональной деятельности.

Практическая ценность исследования заключается в реализации в учебно-воспитательном процессе средних специальных музыкальных учебных заведениях разработанной педагогической модели, разработке комплексных планов воспитательной работы среди учащихся этих учебных заведений и методических материалов, программ развития социальной активности учащихся творческих специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс мер, направленных нз решение творческо-исполнительских, педагосических и воспитательных задач средствами музыкального искусства, рассматриваемый как целенаправленный процесс поэтапного включения учащихся в музыкально творческо-эстетическую деятельность и в воспитательную работу на основе комплекса принципов целостности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности, диалогичности.

2. Педагогическая модель воспитательной деятельности средствами музыкального искусства включает цель, принципы, функции, форму, содержание деятельности по этапам: методы, средства, критерии, конечный результат, то есть предлагается специфическая технология.

3. Педагогические условия, обеспечивающие единство учебно-творческой и воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебг.^х заведениях направленны на разработку технологии и повышение эффективности воспитательной работы, средствами музыкального искусства.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состоит в изучении состояния исследуемой проблемы, теоретической разработке основных положений и идей диссертации, разработке и внедрении педагогической модели воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений, педагогических условий, комплекса воспитательных мер, методических (технологических) средств и практических рекомендаций для их реализации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной обоснованностью его исходных посылок, комплексностью методов, адекватных предмету и задачам исследования, последовательностью и целостностью педагогического эксперимента, статистическими приемами обработки результатов экспериментального исследования, практической проверкой полученных выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях города Душанбе, в Педагогическом государственном университете им. С.Айни, в выступлениях автора на ежегодных семинарах учителей в

9

средних специальных музыкальных учебных заведений, научных конференциях профессорско-преподавательского состава педагогического университета им.С.Айни и Таджикского государственного института искусств им. М.Турсунзода (Душанбе 2006, 2007, 2008, 2009, 2010), путём научных, методических публикаций, сообщений и статей в сборниках научных трудов, в процессе обсуждения диссертационной работы.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации - «Теоретические основы воспитательных систем и их использование в среднем профессиональном музыкальном образовании» - подчеркивается, что феномен «воспитательная система», её структура и функции достаточно полно и всесторонне определенные учеными-обществоведами и учеными-педагогами требует своего необходимого осмысления и внедрения в новых условиях суверенного государства Республики Таджикистан.

В первом параграфе - «Вопросы эстетико-педагогических и воспитательных возможностей музыкального искусства» - отмечается, что проблема воспитания в учебных заведениях культуры и искусств может быть плодотворной лишь через осмысление имеющего теоретического и практического опыта, анализа педагогических традиций, зародившихся в прошлом и.адаптировавшихся к сегодняшним, условиям.

Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.

Формирование системных представлений восходит к древнейшим временам и развивалось в течение столетий. Оно связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля, Спинозы, И. Канта, В.Шеллинга, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ч. Дарвина, Д.И.Менделеева, A.A. Богданова, Н. Винера, Л.С. Выготского и др.

XX век внёс свой вклад в данную проблематику. Социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в нашей стране, возрастание роли личности в этих процессах, гуманизация и гуманитаризация образования интеллектуализация и активизация человеческой деятельности требует поднятия уровня нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, что играет, огромную роль в формировании общей и профессиональной культуры молодёжи.

Анализ состояния данной проблемы даёт возможность в определенной мере проследить развитие и совершенствование в теории и практике проблемы музыкально-эстетического воспитания молодёжи, в частности учащихся общеобразовательных школах в системе начального и среднего профессионального образования.

Проблема подготовки специалистов по данному направлению поднималась одновременно с процессом становления музыкального воспитания, и образования в особенности в XX веке с внедрением модели западноевропейской ориентации музыкального образования, хотя имел место гораздо раньше в рамках традиционных систем (устод-шогирд). На сегодняшний день накоплен достаточно

10

большой опыт в подготовке специалиста музыкального воспитания общеобразовательной школы - учителя музыки.

В 1956 году уроки музыки под названием «Пение» были введены и в 5-6 классах, общеобразовательных школ. В 1-4 классах музыкальным воспитанием занимались учителя начальной школы. Обучение пению детей стало частью их подготовки в педагогических училищах. Для среднего звена общеобразовательной школы учителя музыки подготавливались в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении.

Приблизительно до 60-х годов XX века в требованиях, предъявляемых к учителю пения, доминировало просветительское направление с обретением навыков организации и вокально-хоровой работы с детьми.

С 60-х годов прошлого столетия наметился определённый перелом в области музыкального воспитания детей - повсеместно провозглашается идея всесторонне развитой личности, при формировании которой подчеркивалась важная роль эстетического воспитания. Этим обусловлено расширение сети детских музыкальных учреждений и открытие музыкально-педагогических факультетов в педагогических институтах и музыкально-педагогических отделении в педагогических училищах. Так, 60-е годы XX столетия стали началом создания двух уровней в системе подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы - среднее специальное учебное заведение и вуз.

Большую роль в разработке методики в работе учителя музыки оказал Институт художественного воспитания АПН СССР. Научно-методические разработки исследователей O.A. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской Е.Я. Гембицкой, М.А. Румер и других музыкантов-педагогов поднимают проблемы соотношения воспитания и образования в процессе музыкального обучения.

Чрезвычайно важную роль играют на этом этапе фундаментальные труды широко известных педагогов-музыкантов, теоретиков и методистов, таких как Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм' К.П. Матвеева, И.Н. Немыкина, Л.А. Рапацка, Г.П.Цыпин и др. по' музыкальному воспитанию.

Опорными с позиции нашего исследования являются работы О А Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, Л.А. Баренбойма, в которых рассматривается новые требования в подготовке учителя музыки: «постановка этого вопроса подчас считается необоснованной, так как широко бытует мнение, что уже само повседневное общение учащихся музыкально-педагогических факультетов (пединститутов) с музыкой обеспечивает формирование их эстетических качеств. Однако это не так. Нередко, превращаясь в «материал изучения», музыка перестаёт восприниматься студентом как истинно прекрасное достижение человеческого разума, чувства таланта; она уже не «высекает огонь» (Бетховен) из его сердца. И тут возникает «эстетическая глухота», невысокие эстетические потребности и вкусы. И сколько бы такой учитель ни говорил своим воспитанникам о красоте, ценности творчества композиторов-классиков (прошлого или современности) его подлинное отношение к музыке непременно скажется и на их музыкальных вкусах и потребностях. Отсюда понятно, сколь важно не просто обучать музыке, а, действительно, воспитывать ею».

Метод преподавания включает не только сугубо музыкальные знания, подчёркивается, что учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет, ему необходимо усвоить определенную сумму философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе. Исследователями классифицируются общепедагогические конструктивные, организационные, коммуникативные, информационные, развивающие умения учителя музыки (Л.Г. Арчажникова). В профессиональную обязанность учителя музыки вменяется умение «определять те трудности, с которыми учащиеся столкнутся при изучении музыкального материала; подсказывая и методы их преодоления; преподносить учебный материал популярно и интересно, с учетом музыкального опыта школьников, их возраста, уровня развитости музыкальных способностей, конкретной обстановки в классе; использовать элементы различных видов музыкальной деятельности в зависимости от поставленной педагогической задачи в конкретной учебной ситуации.

Актуальность подобных разработок, сказанных тысячу лет назад автором таджикского дидактического произведения «Кабуснама» (XI в.) Кайковусом подтверждение тому, что эти качества лежат в основе воспитательного процесса посредством музыки.

В разработках исследователей подчеркивается, что отражения профессиональных качеств учителя музыки, таких как творческое мышление, исполнительская культура практическая деятельность при постоянном совершенствовании, дадут правильное направление в его самостоятельной работе. В качестве путей для совершенствования профессионального мастерства учителя музыки автор выделяет несколько направлений. Это -улучшение качества подготовки будущего учителя в стенах профессионального учебного заведения, повышение квалификации работающих учителей на заочных отделениях музыкально-педагогических факультетах и институтах усовершенствования учителей, повышение мастерства учителя за счёт его постоянного самообразования.

Этим же исследователем подчеркивается, что исходным звеном в воспитательной работе является музыкально-педагогической деятельность, сочетающая в себе педагогическую, хормейстерскую, музыкально-исполнительскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания, решать педагогические задачи средствами музыкального искусства.

Рассматривая вопрос об основных требованиях к учителю музыки, Л.Г.Арчажникова впервые поднимает проблему необходимости создания условной модели профессии учителя музыки, которая дала бы возможность обозначить основные стороны профессиональной деятельности и получить своеобразную программу этой деятельности (профессиограмму).

В эту модель Л.Г. Арчажникова предложила включить пять направлений деятельности учителя музыки: организационное, познавательное, эмоциональное, методическое и исследовательское, определяя при этом знания и умения, которыми должен владеть учитель в процессе каждого направления в своей работе.

Исследователем Э.Б. Абдуллиным в качестве приоритетных профессиональных качеств учителя музыки выделяются: музыкально-педагогическая симпатия-художественно-педагогическая интуиция; профессиональное мышление и самосознание; личностная профессиональная позиция.

Новая программа по музыке была предложена композитором Д Б Кабалевским уже в 80-е годы прошлого столетия. Ею были определены новые задачи музыкального образования школьников. Она явилась основополагающей в воспитании последующего периода. И ещё более утвердила музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей духовной культуры. В программе выделен круг знаний, которым должен обладать квалифицированный учитель музыки.

В настоящее время возрождение и сохранение духовности общества на основе возрождения духовности личности становится общегосударственным делом и оно во многом зависит от постоянного совершенствования системы общеэстетического и профессионального уровня подготовки специалистов Современное общество требует пересмотра стратегии воспитательной деятельности учацщхся в музыкальной педагогике. Если «ещё недавно понимание профессионального образования сводилось к формированию у специалистов систематизированных знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает принципиально новый подход к профессиональному образованию: под ним понимается процесс и результат профессионального обучения и воспитания профессионального становления и развития личности человека». Данный подход к профессиональному образованию требует изменения требований к подготовке молодых специалистов. Поэтому в исследованиях последних лет активизировались темы, посвященные проблеме совершенствования воспитательной работы в подготовке учителя музыки. Так, Е.Р. Ильиной приобретение серьёзного музыкального и художественного образования (1), знание психолого-педагогических особенностей воспитания школьников (2) и ликвидация пробелов в сфере эстетической культуры (3) выделяются как три направления в подготовке специалиста музыкального воспитания.

Исследователь Е.И. Кубанцева подчёркивает существенную методологическую роль категориального аппарата культурологии для педагогики искусств».

Анализ исследований всё же показывает, что остаётся неразработанным вопрос создания модели педагогической программы по воспитательной работе учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и это является существенным пробелом в подготовке учителя музыки к профессиональной деятельности в детских музыкальных школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

В то время как в воспитательной системе воспитательным средством может выступить само музыкальное искусство. И музыкальные средства - это средства воспитания личности музыкой. Педагогическая составляющая здесь налицо.

Далее в параграфе рассматриваются специфические особенности воспитательной деятельности средствами музыки. Отмечается особый вклад в данное направление Д.Б. Кабалевского. Чрезвычайно интересной на взгляд диссертантки является позиция В.В.Медушевского, рассматривающего

13

внутренние закономерности строения музыкальных произведений в ракурсе их связи с воплощением художественного содержания и воздействием музыки на слушателя. Раскрывая понятие «художественно-семиотическая функция музыкального искусства», исследователь выделяет коммуникативную и семантическую функции музыки.

Существенно направляющими диссертант считает выделение музыковедом А.Н.Сохором многочисленных функций музыки, руководствуясь практической, прикладной, познавательной, коммуникативной, воспитательной, социально-преобразующей, регулятивной, аксиологической, гедонистической, социально-престижной функциями музыки.

Автором диссертации подчёркивается, что музыкальное искусство, формируя у человека не только эстетический и художественный вкус, вырабатывает ценностную ориентацию в жизни.

Все социальные функции музыкального искусства тесно связаны и взаимодействуют между собой и организуют воспитательную систему. В диссертации приводится конкретные компоненты воспитательного процесса, на формирование которых непосредственное влияние оказывает музыка.

Во втором параграфе первой главы - «Особенности воспитательной работы среди учащихся средних специальных учебных заведений искусства» - автор подчёркивает необходимость использования в нынешнюю систему музыкального образования новых технологий обучения и воспитания.

В качестве существенных задача передовой педагогики выделяется унификация понятий, новое осмысление и осознание понятий «музыкально-эстетическое воспитание», «музыкально-эстетическая подготовка», «музыкально-эстетическая деятельность», «музыкально-эстетическая культура школьника» и др. Диссертант обуславливает это необходимостью рассмотрения эстетического и музыкального воспитания во взаимосвязи и взаимопроникновении, формировании целостного подхода к данному феномену на основе подробного сопоставительного анализа новых взглядов ученых В.П.Матонис, О.В.Кременцовой, Н.М.Конышевой, М.Ф.Овсянникова, З.И.Третьяковой, М.В.Сайфуллиной, В.В.Шишкиной, Г.Р.Хамзиной, Н.М.Яковлевой, О.М.Дорониной, Л.Г.Арчажниковой, Т.И.Лаврищевой, Н.Г. Канделаки, Ю.Д.Кудакова, Г.Н.Падалка, А.А.Абдуллиной, И.Э.Рахимбаевой, А.Г.Менабени и др. Это приводит автора к выводу о правомерности мнения о том, что профессиональная деятельность учителя, осложняясь в современных социокультурных условиях, наполняется качественно новым содержанием, обусловленным усложнением социальной и воспитательной функций. В связи с этим правомерно мнение о том, что урок музыки должен быть ориентирован на гуманистический принцип, положенный в основу образовательного процесса, направлен на приобщение личности к общечеловеческим художественным ценностям, развивать индивидуальность, дать возможность творческой самореализации человека.

Автор диссертации приводит к правомерности трактовки понятия «музыкально-эстетическое воспитание» как «процесс _ формирования эстетической культуры личности через музыкальное искусство».

Следовательно, система музыкального образования решает гораздо более широкие задачи, чем сугубо музыкальные проблемы. Факт появления

14

специальных праздников музыки в Таджикистане - «Рузи Шашмаком» (2003) и «Рузи Фалак» (2010) - беспрецедентные явления современной культурной политики. В системе эстетического воспитания эти праздники актуализировали задачи, которые определены Национальной концепцией воспитания и Законе РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

Если в общеобразовательной школе эти музыкальные праздники решают задачи музыкального воспитания (1) и являются одним из средств эстетического воспитания учащихся (2), то в средних специальных музыкальных учебных заведениях они способствуют и формированию ранней профессионализации (3).

Автор диссертации, таким образом, подходит к собственному определению понятия музыкально-эстетическое воспитание школьника, что, по её мнению, есть процесс формирования музыкально-эстетической культуры школьника в ходе музыкально-эстетической деятельности учителя музыки.

В орбиту научного анализа диссертант вовлекает и традиционную методику обучения устод-шогирд. Отмечается, что в самой системе устод-шогирд испокон веков вложена тенденция постепенного превращения субъект-объектной в субъект-субъектную систему отношений. Она предусматривает воспитание личности, поддерживающий опыт предков. В ученике воспитывается носитель опыта предков. Ученику вменяется в обязанность заботиться воспитать следующего. То есть в системе устод-шогирд ученика готовят в учителя.

В диссертации предлагается собственная разработка моделирования системы воспитательной работы учащихся средствами музыкального искусства.

В ходе исследования диссертант в качестве особенности процесса воспитания отмечает роль таджикской семьи. Понятие семьи для таджика очень почетно. Обязательно уважение старших. В Таджикистане существует важный институт художественного образования как семейная школа. Традиционная система художественного, в частности музыкального образования устод-шогирд столетиями базировалась на семейственном принципе. Образование музыке ребенок получал в семье. Например, Одина Хошим, Давлатманд Холов, 1 улчехра Содикова и многие другие.

С обретением суверенитета в Таджикистане, традиционная художественная школа возрождается и внедряется в сеть государственных средних специальных и высших учебных заведений. Одним из примеров тому служит отделение традиционной музыки в Республиканской средней специальной музыкальной школе-интернат им. М.Атоева. Уже многие годы работая в этой музыкальной школе, автор данной диссертации проводил исследовательскую работу и эксперименты с учениками данного отделения и в целом всего учебного заведения на основе многовекового таджикского этикета - одоб. Активное вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность по направлению традиционного воспитания не противоречит этико-эстетическим основам направления западноевропейской ориентации Это придает выдвинутой модели воспитания через музыку и новизну и универсальность. 3

В диссертации берётся за основу та особенность, что освоение образовательных программ в сфере музыкального искусства, за малым

15

исключением направления музыковедения, в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на развитии творческих способностей, заложенных в человеке природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей связан с ранней профессионализацией. Всё это вкупе позволяет раскрыть психофизические возможности личности, тренировку психики, выработку комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в избранной профессии.

Таким образом, этот процесс обеспечивается единством гуманитарной, нравственно-эстетической и общепрофессиональной подготовкой учащихся.

В следующем параграфе главы - «Специфика диагностики уровня сформированности готовности выпускников к музыкально-эстетическому воспитанию детей», мотивируя отсутствием достаточной ясности критериев готовности учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учебные заведения, автором настоящей диссертации разработана сетка задач и их решений.

Готовность выпускников к музыкально-эстетическому воспитанию детей образовательных учреждений диссертант рассматривает как часть профессиональной готовности, включающей в свою структуру три основных компонента - личностную теоретическую и практическую готовность.

Соотнесение критериев и показателей теоретической готовности будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников диссертант показывает следующим образом (№1):

Критерии

Знание в области

воспитательной

деятельности

Знания в области предметной деятельности (музыки)

Знания основ технологии музыкально-эстетического воспитания

Показатели

/

т

Использование знаний в области эстетического воспитания на практике

Применение навыков исполнительской деятельность в области музыкального искусства

Использование умений в области музыкального искусства и методики музыкально-эстетического воспитания

В качестве критериев теоретической готовности диссертантом выделены знания в области эстетического воспитания, музыкального искусства и основ теории и методики музыкально-эстетического воспитания. Показателями данных критериев явились объем и осознанность использования.

Уровень подготовленности выпускника в экспериментальной и контрольной групп представлен в таблице № 2.

16

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

количество % количество %

1 (высокий) 2 8,0 3 12,50

2 средний 17 68,00 16 66,67

3 низкий 6 24,00 5 20,23

Как видно, в исходных уровнях подготовленности выпускников к музыкально-эстетической деятельности в экспериментальной и контрольной группах до проведения эксперимента различия незначительны. И эти результаты обнаруживают недостаточность подготовленности выпускников.

Во второй главе диссертации - «Педагогические условия совершенствования воспитательной работы среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и их готовности к педагогической деятельности» - подводятся итоги опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе главы - «Экспериментальная работа по совершенствованию воспитательной деятельности среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и их готовности к педагогической деятельности»- перед автором диссертации стояла задача разработки модели педагогической программы воспитательной деятельности, средствами музыкального искусства.

В качестве эффективного метода исследования было избрано моделирование. Проверка эффективности разработанной модели педагогической программы воспитательной работы учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений осуществлялось в процессе экспериментальной работы на базе средних специальных музыкальных школ-интернатов им. М.Атоева и им. З.Шахиди, а также и колледжа искусств им.А.Бобокулова.

Всего 46 учащихся участвовали в блиц-опросе, анкетировании, беседах, за ними велись педагогические наблюдения в учебной и практической воспитательной деятельности.

Из них 26 выпускника - участники контрольной и экспериментальной групп.

В начале эксперимента была создана её программа.

Гипотеза эксперимента - эффективная профессиональная педагогическая подготовка будущего педагога музыки в процессе изучения специальных дисциплин успешно осуществится при создании соответствующих педагогических условий.

В ходе исследования была внедрена «Модель педагогической программы воспитательной деятельности среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений».

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, дают представление об общей картине формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения будущего педагога при традиционно организованном процессе обучения.

Анализ результатов этого этапа исследования обнаруживает недостаточную сформированность профессионально-педагогического умения

17

выпускников и служит основанием для проведения формирующего эксперимента.

Моделируемая система проявляется в единстве ее компонентов - цели содержания - средств, где системообразующим фактором выступают цели процесса, организующие средства в определенную систему. Динамика дидактических средств выстраивается на фоне контекстного обучения и направлена на трансформацию учебной деятельности в профессиональную.

Программа организации процесса подготовки может быть представлена как смена уровней динамической системы взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, осуществляя на ценностно-эстетическом его этапе и достижении определенного уровня подготовки учащихся.

Экспериментальная работа на формирующем уровне включает четыре

этапа.

Первый этап является подготовительным на пути формирования профессионально-педагогического мировоззрения.

Второй этап - присвоение - имеет целью усвоение учащимися мировоззренческих педагогических ценностей, идеалов, позиций, апробацию имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность.

Для, достижения цели, на втором этапе моделирования необходимо решение педагогических задач, проблемных ситуаций, наличие диалога между студентами и преподавателем, деловые, имитационные игры, микропреподавание и другие активные средства обучения.

Основной недостаток существующей системы образования -репродуктивность обучения, направленного на простое производство, не требующее творческого подхода и видения, поэтому мы особое значение придаем модульному и проблемному обучению.

Содержание программного материала по педагогике было структурировано в модули, содержание нескольких элементов, и распределено по уровням - минимальному, базовому, углубленному, что позволило студентам выбирать собственную программу для обучения.

Методическая схема изучения модуля выстраивалась следующим образом: вводная проблемная лекция - аудиторная самостоятельная работа -теоретический семинар - теоретическая групповая работа - индивидуальная работа - обобщающая лекция - контрольное занятие. Последовательность занятий варьировалась в зависимости от времени изучения. Опыт поиска новых форм, средств и методов обучения свидетельствует о необходимости использования инновационных педагогических технологий с включением проблемных методов обучения с элементами деловых, организационно-деятельностных и организационно-обучающих игр.

Третий этап - преобразование - ставит цель формирования готовности учащихся к саморазвитию профессионально-педагогического мировоззрения на личностном уровне.

Выпускник должен усвоить структуру личности учителя, восприняв «стержневой элемент» - искусство как объект своего творческого самосовершенствования.

Содержание четвертого - контрольно-оценочного этапа связано с изучением динамики сформированости готовности выпускников к музыкально-эстетическому воспитанию детей, для чего применяются такие методы, как опросники, анкеты, тесты, метод экспертной оценки комплекс профессиональных проб.

В соответствии с поставленными целями и содержанием подготовки будущего педагога автором диссертации были определены методы формирования личностной, теоретической и практической готовности учащихся к осуществлению музыкально-эстетического воспитания детей. В диссертации описан этапы реализации модуля.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о целесообразности использования в воспитательной деятельности возможностей учебно-творческой работы, основанных на ценностях национальной культуры, а также художественно-творческих форм во внеучебной работе. Это вызвало обостренный интерес учащихся, послужило стимулом для повышения уровня нравственного и эстетического воспитания. Результаты исследования показали, что уровень воспитанности учащихся, включенных в группу высокого уровня воспитанности, значительно возрос по отношению к двум другим группам. Они стали правильно ориентироваться в основных понятиях «культуры поведения», «долг и ответственность перед своим народом», «трудолюбие», «эстетические

№ Срез класс Освоение в процентах

1 начальный срез контрольный эксперимент. 21 26 18,5 24 38 36 34,2 35 44,5 38 40,8 41

2 повторный срез контрольный эксперимент. 36,9 57,6 30,5 46,2 45 33,9 42,3 18,1 8,5 25,5 11,5

В исследовании сделана попытка изучить степень использования воспитательных возможностей ученических творческих коллективов, к таковым относятся ансамбль скрипачей, оркестр народных инструментов, общешкольный хор, ансамбль рубабистов и др.

В следующем параграфе - «Педагогические условия реализации модели программы воспитательной работы среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений», руководствуясь теоретическими положениями диссертации и используя многолетний опыт работы в качестве воспитателя в Республиканской музыкальной средней специальной школе-интернат им. М.Атоева, автором данной работы созданы и экспериментированы педагогические условия воспитательной работы и подготовки педагога в средних специальных музыкальных учебных заведений к воспитанию детей. Диссертант определяет в качестве одного из важного педагогического условия воспитательной работы и подготовки будущего выпускника к его профессионально-творческой и педагогической деятельности принцип единства предметной (учебно-творческой) и педагогической деятельности обучающегося.

Автор диссертации приводит совокупность педагогических условий, обеспечивающих готовность выпускников средних специальных музыкальных учебных заведений к творческой и педагогической деятельности

Данные условия выражаются в наличии цели (1), определенной в соответствии с потребностями современного общества в подготовке высококвалифицированных, творчески работающих, конкурентоспособных на международных рынках труда педагогических кадров; реализации единства предметной и педагогической деятельности обучающегося (2), обеспечении максимального использования возможностей личностного, теоретического и практического направлений в профессиональной подготовке учащегося средних специальных музыкальных учебных заведений (3).

В проведенном автором диссертации эксперименте выявилось, что система подготовки будущих педагогов музыки в учебно-воспитательном процессе во многом определяется общими и частными педагогическими условиями. Общими условиями эксперимента диссертант считает общую цель подготовки специалиста (1), содержание общей подготовки (2), наличие модели системы подготовки (3) и педагогические принципы (4).

Частным, необходимые и достаточные условия, обеспечивающие подготовку будущих педагогов к воспитанию детей средствами музыкального искусства.

Деятельность педагога музыки в области воспитания детей можно определить как «единство предметно-творческой и педагогической деятельности». Это и является целостной системой и деятельности педагога музыки.

Для эффективности процесса подготовки будущих педагогов к музыкально-воспитательной деятельности детей диссертантом разработана педагогическая программа подготовки будущего учителя как система формирования готовности будущего выпускника к данной деятельности.

Этот процесс определил не только структуру, но и содержание деятельности. Личностно-деятельностный подход предполагал новые формы организации обучения, изменения основной схемы взаимодействия педагога и учащегося. Диссертантом было использовано диалогическое общение, учебное сотрудничество, предполагающее довольно разветвленное взаимодействие.

Подтверждению достоверности выдвинутой гипотезы способствовала применённая методика проведения опытно-экспериментальной работы и её организация.

В ходе исследования диссертантом выделены основные направления воспитательной работы: нравственное, гражданско-патриотическое, гражданская ответственность, эстетическое, этико-правовое, профессионально-трудовое, экологическое, экономическое, гигиеническое, физическое, физическое развитие.

В результате работы по анкетам итоги эксперимента показали, что уровень готовности будущих педагогов к воспитанию детей к концу опытно-экспериментальной работы стал выше.

Созданные условия реализации модели педагогической программы воспитательной работы учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и подготовки педагога к этой деятельности позволят эффективно осуществлять воспитательную деятельность среди учащихся этих институтов.

В заключении диссертации подытожен результат исследования и изложены пути совершенствования в учителях музыки воспитателя.

20

Использование специфики средних специальных музыкальных школ в соотношении единства учебно-творческой и воспитательной деятельности повышает эффективность воспитательной работы. В ныне существующей практике не учитывается эта особенность, учителя недостаточно подготовлены к применению инновационных технологий, связанных с использованием искусства в воспитательной деятельности.

Включение учащихся в творческие смотры, конкурсы и другие виды культурно-воспитательной деятельности стимулирует развитие их гражданской активности, даёт необходимую информацию о национально-культурных традициях, помогает им найти себя в современном обществе. Все это в итоге обеспечивает интенсификацию социальных процессов, ускорит становление их как личность.

В рамках данного исследования была составлена и экспериментально апробирована модель педагогической программы воспитательной деятельности среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений искусств и их подготовки к будущей педагогической деятельности детей в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.

Эффективность разработанной педагогической программы воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях и подготовки педагогов музыки к воспитательной деятельности детей проверялась в процессе единства художественно-творческой и педагогической деятельности. Педагогические условия, способствующие подготовке выпускников, были обоснованы в процессе опытно-экспериментальной работы.

Современная жизнь требует объединения воспитателей и учителей в единый процесс воспитательной работы. Для организации совместной воспитательной работы как показывает практика, есть все необходимые и достаточные условия.

Проведенная в ходе исследования опытно-экспериментальной работа на базе средних специальных музыкальных учебных заведений, нацеленная на совершенствование воспитательной работы среди учащихся и их подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности во многом конкретизировала задачи в данном направлении.

Результаты исследования позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования содержания и форм воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях. Это планомерное и дифференцированное проведение внеклассных и внешкольных занятий; использование педагогических технологий, культурно-воспитательных мероприятий, построение воспитательного процесса с учетом культурных традиций и специфики учебно-творческой деятельности. Кроме того, следует обратить внимание на приближение к музыкально-эстетической практике практических навыков учащихся, привлечение родителей, творческих работников к организации и проведению педагогических семинаров и конференции по вопросам воспитательной работы. Необходимо широкое использование воспитательных возможностей творческо-исполнительской деятельности самих учащихся, всестороннее использование возможностей производственной практики, включение в учебные планы средних специальных

21

музыкальных учебных заведений дисциплину «Общая педагогика», в использовании современных технологий ориентированных на практическое преподавание музыкально-эстетического цикла дисциплин, методическое обеспечение учебно-творческой и воспитательной работы.

Думается, что оптимизация учебного процесса с доминированием воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях способствует формированию востребованного типа специалиста -музыканта-педагога, увлеченного своей благородной профессией.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Назарова З.Э. Сущность и содержание профессиональной подготовки будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников //Вестник педагогического университета. ТГПУ им. С.Айни. - Душанбе. - 2012. ■ № 1. -С.329-335.

2. Назарова З.Э. Взаимодействия учителя музыки и воспитателя //Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе. - 2011.- 12 (76). - С .440443.

3. Назарова З.Э. Экспериментальная работа по совершенствованию воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных, заведений и их готовность к педагогической деятельности. //Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе. - 2013.- № 3/6. (121).-С. 198-203

Статьи, опубликованные в других изданиях и журналах:

4. Назарова З.Э. Эстетико-педагогические возможности обучения музыке // Маорифи Точикистон. - Душанбе. - 2012. - №3. - 44-45. (на тадж. яз.).

5. Назарова З.Э. Проблемы воспитательной работы на эстетические темы среди учащихся в школах искусств г.Душанбе //Маърифати омузгор. -Душанбе. - 2013. - № 2. - С.23- 26. (на тадж. яз).

6. Назарова 3. Э. Теоретические основы подготовки будущих учителей учителей (воспитателей) к музыкально - эстетическому воспитанию

школьников//Наука и инновация.-Душанбе. - 2013.-№ 2.(4). - С.43-51.

7. Назарова 3. Э. Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников .(Брошюра). -Душанбе, 2012 - 27 с.

Подписано в печать 12.02.2014 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная 70 г/м2 Объем 1,5 п.л. Печать офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» г. Душанбе, ул. Айни, 45.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Назарова, Зебуниссо Эшонкуловна, Душанбе

04Е0Н56659 Назарова Зебуниссо Эшонкуловна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАШИХСЯ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научные руководители -

доктор педагогических наук, академик АПН, профессор Лутфуллоев М., доктор искусствоведения Азизи Ф.А.

Душанбе-2014

1

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ .........15

1.1. Вопросы эстетико-педагогических и воспитательных возможностей музыкального искусства................................................................15

1.2. Особенности воспитательной работы среди учащихся средних специальных учебных заведений искусства.......................................39

1.3 Специфика диагностики уровня сформированное™ готовности

выпускников к музыкально-эстешческому воспитанию детей................65

Выводы ...............................................................................91

ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................94

2.1 .Экспериментальная работа по совершенствованию воспитательной

деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и их готовности к педагогической

дся тельное i и.........................................................................................94

2.2. Педагогические условия реализации модели программы воспитательной работы среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений...................................................................................116

Выводы .....................................................................................135

Заключение..............................................................................139

СИИ СО К И С П О Л ЬЗ О В А Н Н О Й Л ИТ Е Р А ГУ Р Ы..........................145

Введение

Актуальность исследования. Социально-эстетические позитивные преобразования на современном этапе жизни таджикского общества затрагивают все сферы, в том числе систему национального образования: меняются её цели, содержание, организация, социальные функции и ценности. Цель современного образования заключается в том, чтобы формировать среду с ее духовной, нравственной и культурной реальностью, помочь школьнику становиться личностью и носителем высокой культуры в соответствии с его склонностями, задатками и способностями. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004), «Концепции таджикской национальной школы» (1994.), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан» (1996.), Законе Республики Таджикистан «О высшем последипломном образовании» (2001), Национальных концепциях воспитания и образования. Перспективы воспитательной деятельности определены в программах воспитания будущего поколения в Республике Таджикистан.

В связи с этим, содержание и качество воспитания учащихся всех видов и типов учебных заведений требуют внесения изменений и дополнений в методику обучения и воспитания, в рамках которой чаще всего реализовались лишь дедуктивные и эмпирические формы познавательной деятельности без достаточного учета личностного фактора, активности самих учащихся в воспитательном процессе.

Целью новой образовательной политики является внедрение новых инновационных форм образования и технологических систем, которые в должной и надлежащей степени решали бы проблемы современной педагогической практики.

На современном этапе в школах с разным направлением уже вводятся предметы художественно-эстетического цикла во всем их многообразии. Это обусловлено тем, что художественно-эстетическое направление необходимо

для всех без исключения; оно отвечает возрастным потребностям, помогает в самоутверждении личности, выявляет педагогическую, психологическую и социальную эффективность эстетического воспитания.

В этих условиях особенно возрастает роль музыкально-эстетического воспитания школьников, поскольку именно искусство музыки наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир красоты, воспитывает духовно-нравственные качества личности, доставляет огромное эстетическое наслаждение. Во всех видах искусств выдвигается на передний план развитие творческих, созидательных качеств человека, поскольку оно в силу своей природы позволяет познавать, эмоционально переживать явления окружающего мира в их взаимосвязи, способствует воспитанию добра и красоты в человеческих отношениях.

В последние двадцать лет в системе воспитательной деятельности произошло некоторое отчуждение воспитательной работы от духовно-нравственных истоков. Музыкальное образование, играющее немаловажную роль в духовном развитии личности, потеряло нравственно-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какой-либо исполнительской деятельности. А воспитательная деятельность в средне -специальных учебных заведениях значительно ослабла. Несмотря на то, что массовое музыкальное образование и искусство носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, спектакли, музыкальные вечера учащимися посещаются недостаточно. Их воспитательный потенциал используется не эффективно. В этой ситуации актуализируется необходимость организации целенаправленной воспитательной работы с использованием богатств и разнообразия окружающего мира. Искусство, в частности, музыка, как воплощение духовно-нравственных начал, выражающих отношение человека ко всему ценностному в мире, может помочь воспитанию личности.

Современное таджикское искусство базируется на древних традициях, которые продолжают сегодня жить и развиваться в новых многообразных

формах, жанрах и направлениях. Благодаря творчеству композиторов Таджикистана в XX-XXI вв. композиторская музыка таджиков выступает как важная и органическая часть общемирового художественного процесса. Следовательно, использование её нравственно-эстетического потенциала в воспитании будущего поколения представляется чрезвычайно актуальным.

Вышеизложенное порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, требующей серьёзного анализа системы педагогической деятельности (содержания, форм, методов и средств), эффективной организации воспитательной работы среди учащихся и воспитателей сети школ среднего - специального музыкального образования. Учитель в этих школах - центральная фигура, в процессе духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому сейчас, как никогда, необходимы фундаментальные теоретические знания, обогащающие воспитательные системы с учетом особенностей учебно-воспитательной работы в средних-специальных музыкальных учебных заведениях. Учителю принадлежит важная роль не только в музыкальном образовании, но и в организации воспитательной работы. В этих учебных заведениях и духовно-нравственное воспитание тесно соприкасаются.

Степень разработанности проблемы. В разработке проблем воспитательных систем в педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт.

В трудах Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, JI.C. Выготского, Дж. Дьюи, А.Н.Леонтьева, М.С.Когана, А.В.Петровского, таджикских ученых и других раскрыты теоретико-методологические основы воспитательной деятельности в подготовке будущих педагогов.

В философской, эстетической и искусствоведческой литературе создан общетеоретический фундамент для осознания сущности, природы и значения эстетического воспитания. Указанная проблема разработана достаточно I полно в трудах российских педагогов и психологов Ю.Б. Борева,

М.С.Когана, Н.И. Киященко, В.А.Куценко, Б.Т.Лихачева, A.C. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А.Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, Н.Г. Чернышевского, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и др. Наиболее полно собственно музыкальное искусство как одно из важнейших средств эстетического воспитания рассматривается в трудах Б.Асафьева, Д.Б. Кабалевского, А.Н.Сохора, В.В.Медушевского и др.

Вопросы психологии обучения мотивации профессиональной деятельности, профессиологии и психодиагоностики, поднимаемые в трудах Н.Э.Касаткиной, С.М. Морозова, Л.М.Митиной, H.H. Носса, P.C. Немова, В.И. Петрушина, В.М. Русалова и др., позволяет нам проследить динамику профессионального становления будущих учителей музыки. Особое место на наш взгляд занимает позиция доктора психологических наук Л.Л.Бочкарева, апробировавшая себя не только в России и странах СНГ, но и в ряде стран Европы и Америки.

Рассмотрение вопроса роли массового музыкального образования в решении проблем эстетического воспитания косвенно имеет место в работах Б.В.Асафьева, A.B. Луначарского, В.А.Сухомлинского О.А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдуллина, Н.Я.Брюсовой, Л.А. Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Л.А.Казана, Г.М.Когана, H.H. Киященко, Б.Т.Лихачева, А.Н. Сохора и других. Среди них есть и специальные статьи, посвященные данной тематике.

В последние десятилетия теоретическое исследование педагогических проблем эстетического воспитания значительно расширено трудами учёных А.И.Бурова, М.А.Вербы, Л.А.Воловича, С.А.Герасимова, Н.К.Гончарова, Н.А.Дмитриевой, А.Т.Егорова, М.С. Когана, A.A. Куриленко, Е.Г. Монаховой, М.Ф.Овсянникова, Н.А.Порошиной, В.А.Разумного и др.

Обновлением содержания музыкального образования в общеобразовательной школе, разработкой критериев эффективного процесса преподавания музыки занимаются Е.Д.Критская, М.С.Красильникова, В.В.

Медушевский, Л.С. Сизова, Н.А.Терентьева, В.О.Усачева, Т.В. Челышева, В.А.Школяр, Л.В.Школяр и др.

В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных школах привело к обращению традиционным методикам. Это обусловлено тем, что традиционная методика устод - шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы Ф.Азизи.

В последние годы много исследований посвящены педагогической системе воспитательной деятельности в школах.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных педагогическим системам и музыкально-эстетическому воспитанию в них преимущественно раскрываются либо эстетическое направление воспитательной деятельности, либо только музыкальная подготовка будущего специалиста. В них отмечается, что в современных условиях требуется осуществление целенаправленного процесса музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, необходимого для возрождения духовной культуры общества. В кругу исследований главным образом решены вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки, связанных с проблемой подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, выявления педагогических условий подготовки будущего учителя на основе единства его творческой и воспитательной деятельности в педагогических университетах (Хайруллоев Б.).

В исследованиях на основе анализа теории и практики музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах показано, что уровень музыкально-эстетического воспитания школьников остается недостаточным. Причиной этого является неподготовленность учителя музыки к этой важной сфере работы на практике. Учитель музыки не всегда может квалифицированно анализировать произведения искусства на уроках и во внеклассной работе; часто не умеет создавать эмоционально-эстетическую

атмосферу в классе, чтобы обеспечить эстетико-воспитывающее воздействие музыки на занятиях. Особенности целостной системы воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях разработаны недостаточно.

Исследования, проведенные в средних-специальных музыкальных учебных заведениях городе Душанбе, показывают недостаточный уровень воспитания учащихся. Здесь наблюдается узость восприятия национальных ценностей, однообразие форм воспитательной работы и многое другое.

Анализ также позволяет выявить ряд объективных противоречий: а) между требованиями общества к воспитанию подрастающего поколения и реальным уровнем разработок по воспитательной работе среди учащихся специальных музыкальных школ; б) между необходимостью повышения творческо-исполнительской деятельности учащихся средних-специальных музыкальных учебных заведений и неразработанностью системы воспитательной работы с учетом их направленности; в) неразработанностью педагогических условий, основанных на единстве учебно-творческой и воспитательной деятельности.

В создавшейся ситуации становится актуальной проблема единства учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях; возникает необходимость радикального переосмысления и изменения сложившейся системы воспитательной работы среди этой категории учащихся.

Это и определило актуальность выбора темы диссертационного исследования - «Проблемы воспитания учащихся в средних-специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан», что выполняется на примере музыкальных школ.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса воспитательной работы в средних-специальных музыкальных учебных заведениях как способ

совершенствования учебно-творческой деятельности учащихся.

)

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в средних специальных музыкальных учебных заведениях Таджикистана.

Предмет исследования - особенности и проблемы воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях, процесс ее совершенствования.

Гипотеза исследования. Совершенствование воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях находится в прямой зависимости от

обеспечения единства учебно-творческой и воспитательной деятельности учащихся, составляющие единый и целостный педагогический процесс;

- обогащения содержания и разнообразия форм воспитательной работы;

- повышения социальной активности учащихся путем участия в творческо-исполнительском и воспитательном процессе.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретико-методологические основы воспитательных систем в педагогической науке;

- раскрыть педагогический потенциал музыкального искусства;

- выявить сущность и особенности воспитательной деятельности учащихся, специфику содержание и формы учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях страны;

- теоретически обосновать и разработать педагогическую модель воспитательной деятельности в названных учебных заведениях и определить оптимальные пути её реализации;

- проверить педагогическую модель воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях и разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении.

Теоретической основой исследования явились философское положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовно-нравственной жизни развивающейся личности; теоретические положения о системности, научности, связи теории с практикой; идеи гуманизации и гуманитаризации образования, концепции личностно-деятельного и системного подходов, профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов; учение о музыкальном и эстетическом образовании как научно-теоретической основе музыкально-эстетической деятельности и подготовки учителя к ее осуществлению; комплексный подход в подготовке учителя музыки с позиций различных отраслей, научного знания (философии, педагогики, музыкальной психологии, эстетики, культурологии, искусствоведения и др.).

Основу исследования составили воспитательные системы, разработанные российскими и таджикскими учеными.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях; беседы; анкетирование; тестирование; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; изучения документации, объективно отражающей воспитательную работу и продуктом творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент; методы статистической обработки резу