автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству
- Автор научной работы
- Махмудов, Ашраф Тураевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству"
РГ6 од -1 пне 1396
На правах рукописи
МАХМУДОВ Ашраф Тураевич
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (11а материале школ Узбекистана)
Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1995
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор АНИСИМОВ II. Н.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор БОГОЛЮБОВ Н. С.,
кандидат педагогических наук,
Ведущая организация: Институт Общего Образования Министерства Образования Российской Федерации.
па заседании диссертационного совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117521, Москва, пр. Вернадского, 88.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГ1ГУ им. В. И. Ленина и о адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
??
Автореферат разослан «..:£.„..»..........1995 г.
доцент ЗИН4ЕНК0 В. П.
Защита состоится
/Л... часов
Ученый секретарь диссертационного совета ^ ИГНАТЬЕВ С. Е.
ОБВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития народного образования в Республике Узбекистан в условиях становления государственности и возрождения национального самосознания особую остроту приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения, воспитание,наряду с исконными, присущими узбекскому народу, нравственными идеалами и качествами чувства уважения к национальным традициям многонационального Узбекистана и стран содружества.
В реализации исторической необходимости взаимодействия национальных культур и формирования на этой основе нравственных качеств личности узбекского школьника особую роль играет изобразительное искусство, его огромный зстетико-нраветвенный потенциал.
Накопленный за последние десятилетия б педагогической науке значительный опыт работы по эстетическому и нравственному воспитания учащихся различных возрастных категорий позволяет сделать выводы о том, что необходимо всемирно повышать эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, а также воздействия средствами изобразительного искусства.
Важнейшей задачей школы на современном этапе является взаимосвязь художественного образования с нравственным воспитанием. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания человека, помогает воспитанию духовности, нравственных чувств, как социально психологических, мировозренческих, так и доброты, чувства долга, гордости, справедливости, преданности своему делу.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства пробуждается у детей эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед обществом. Искусство помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными. Оно помогает детям видеть силу в дружбе народов.
Актуальность исследования определяется прежде всего необходимостью дальнейшего совершенствования форм к методов педагогической работы с учетом специфики художественно- эстетического воспитания. Актуальность определяется необходимостью поиска путей преодоления недостаточной сформированное™ нравственных убеждений учащихся, а также необходимостью более глубокой разработки методики применения художественно-изобразительного материала в условиях специфики Узбекистана.
Вопросы развития теории и практики нравственно-эстетического воспитания мы находим в трудах В.Луначарского, Н. К.Крупской, А.С.Макаренко, А. В. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Ревение данной проблемы
в современных условиях развития школы содержится в работах видных педагогов Э. Ж. Моносзона, Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, О, С. Богдановой, Н. Л. Ветлугиной, М. Н. Скаткина, О. А. Апраксиной, А. Г. Агаевой, Е. В. Квятковского, В. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, С. Анамуратовой и др.
Вопросы развития теории и практики художественного образования и эстетического воспитания содержится в работах видных ученых современности и педагогов изобразительного искусства А. Д. Алехина, Н. Н. Анисимова, Н. С. Боголюбова, Т. с. Комаровой, В. в. Корешкова, В. С. Кузина, Н.Н.Ростовцева, А. С. Хворостова, В. В. Иорохова, Т. Я. Шпикаловой, С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева и др.
Исследованию психологии изобразительного искусства посвящены работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. И. Теплова, Н. Н. Волкова, Е. Я. Игнатьева, Б. Ф. Ломова, И. Н. Афасижева, В. С. Кузина и др. По развитию различных аспектов нравственно-эстетического воспитания выполнен ряд исследований.'
Тем не менее анализ и обобщение научных исследований, специальной литературы, учебных программ и практики обучения показывают вопросы теории и методики нравственно-эстетического воспитания учащихся посредством национальной специфики изобразительного искусства в условиях узбекской общеобразовательной школы разработаны недостаточно. В частности, отсутствуют теоретические и методические разработки использования изобразительного искусства в нравственном воспитании учащихся 5-7 классов. Отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации в учебных программах по использованию национальной специфики изобразительного искусства Средней Азии в нравственной воспитании школьников. Это и определило выбор данного исследования.
'мАДЪЯРОВ С. А. Проблема нравственного воспитания учащихся в истории школы Узбекистана / 1924-1941 /. М. ,1974 г. ,}{НАГАМ0В А. И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искуства. Г. ,1980 г. ,КОЗЛОВСКАЯ Т. В. Формирование интернациональных убеждений учащихся при обучении изобразительному искусству. М. ¡1988 г. ,КАДЫРОВ 0. М. Развитие эстетического восприятия учащихся 1-8 классов на художественных кружках, /на материале Узбекской ССР/. М. ,1389 г. ,АЗИМОВ Б. Б. Патриотическое воспитание учащихся 4-8 классов средствами изобразительного искусства. М. ,1931 г. , ХАСАНОВ Р. X. Узбекистон умумтаълим мактабларида укувчиларни бадиий таълими ва тарбиясининг мазмуни, шакл ва услублари /улкашунослик ва узбек санъатининг миллий бадиий анъаналари асосида/. Т. ,1994г.
Проблема исследования. Раскрытие и научные разработки теоретических основ оптимальной методики обучения изобразительному искусству и использование ее национальной специфики в целях нравственного воспитания учащихся 5-7 классов школ Узбекистана, гармонического сочетания многонационального художественного наследия и общих задач преподавания этого предмета в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: Процесс нравственно-эстетического воспитания школьников 5-7 классов ккол Узбекистана при обучении средствами национального изобразительного искусства среднеазиатского региона.
Предмет исследование Формирование нравственно-эстетических качеств школьников 5-7 классов при обучении изобразительному искусству родного края.
Нел?» исс^рроняния: Разработать методику формирования нравственно-эстетических качеств личности учащихся 5-7 классов в школах Узбекистана при обучении национальному изобразительному искусству.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается положение о том, что если планомерно и систематически использовать специально отобранные: а) произведения изобразительного искусства для бесед с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству, б) практические задачи по рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию, содержащие духовно-мировозренческие идеи, то такие занятия, наряду с подобной работой по другим учебным предметам школы, будут способствовать повышению уровня воспитания нравственно-эстетических качеств личности школьника.
Проблема, объект и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Раскрытие и обоснование значения изобразительного искусства в духовно-мировозренческом воспитании школьников*,
2. Раскрытие и обоснование психолого-педагогических основ формирования нравственно-эстетических качеств учащихся 5-7 классов на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе;
3. Разработка и экспериментальная проверка путей повышения эффективности формирования морально-нравственных и эстетических качеств в системе художественно-педагогического образования в Узбекистане;
4. Разработка и апробирование экспериментальной программы нравственно-эстетического воспитания с учетом национальной специфики изобразительного искусства;
5. Создание эффективной методики нравственно-эстетического воспитания учащихся 5-7 классов узбекских школ на уроках изобразительного искусства.
труды ученых и мыслителей Востока и современные труды педагогов, психологов и дидактов по вопросам духовно-мировоззренческого и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, исследования известных искусствоведов, взгляды и высказывания художников, видных мастеров прикладного искусства Узбекистана о роли и значении изобразительного искусства.
В своем исследовании мы прежде всего опирались на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства А. Д. Алехина, Н. Н. Анисимова, С. Ф. Абдулаеза, Н. С. Боголюбова, С. С. Булатова, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, В. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, Р. X. Хасанова и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- метод теоретического анализа, изучение и анализ научно- теоретической, педагого-психологическсй и искусствоведческой литературы;
- анализ учебных программ',
- анализ состояния нравственно-эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства', .
- беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся 5-7 классов учителей школ, изучение передового опыта",
- изучение материалов музеев искусства с целью отбора соответствующих произведений по теме диссертации;
- анализ продуктов творческой деятельности детей-,
- психолого-педагогической развивающий эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось с 1389г. по 1335г. включительно в общеобразовательных школах N 31,32,34 г. Бухары и К 33 Бухарской области. Кроме указанных школ в эксперименте участвовали школы N 3 г. Хивы и N 7 г. Ургенча. Исследованием на протяжении 6 лет было охвачено более 1200 учеников 5-7 классов русскоязычных и узбекских икол, изучено более 1700 детских рисунков. Выл также использован массовый педагогический опыт нравственно- эстетического воспитания школьников Узбекистана, освещенный в периодической печати, материалах республиканских, областных и районных научно-практических конференций, семинаров учителей изобразительного искусства Бухарской области.
Нами было проанализировано более 70 уроков изобразительного искусстве на нравственные темы. Классы были разделены на экспериментальные и контрольные, классы по общеобразовательным показателям были равны. Экспериментальные занятия проводилось по разработанной экспериментальной методике.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается:
- в раскрытии и обосновании значения национального изобразительного искусства в нравственно-эстетическом воспитании школьников Узбекистана;
~ в раскрытии и обосновании психолого-педагогических основ формирования нравственно-эстетических качеств учащихся 5-7 классов на уроках и во внеклассной работе по изобразительному искусству;
- в разработке путей повышения эффективности использования национального изобразительного искусства Средней Азии в нравственно-эстетическом воспитании учащихся школ республики;
- в создании эффективной методики нравственно-эстетического воспитания учащихся 5-7 классов узбекских школ на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит:
- в создании специальной программы образовательного и воспитательного характера по формированию нравственно-эстетических качеств иколь-ника на основе национальной специфики среднеазиатского изобразительного искусства',
- в разработке системы урочных и внеурочных занятий по изобразительному искусству с упором на целенаправленное нравственно-эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ Узбекистана: ~ в обобщении и внедрении передового учительского опыта в этой области;
- в нравственно-эстетических критериях включенных в прфессиограмму учителя изобразительного искусства.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении типовых программ по изобразительному искусству для средних общеобразовательных школ республик Средней Азии, а также при разработке программ Факультативов и кружков по изобразительному искусству, при написании учебных пособий по национальному изобразительному искусству.
1. Научный анализ возможностей планомерного систематического использования специально отобранных: а) произведений изобразительного искусства для бесед с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству, б) практических задач и их выполнения по тематическому, декоративному рисованию и рисованию с натуры, содержащих духовно-мировоззренческие идеи, способствующие повышению уровня морально-нравственных качеств личности школьников 5-7 классов.
2. Методика формирования нравственно-эстетических качеств школьников 5-7 классов на уроках и внеклассных занятий по изобразительному искусству.
Достоверность научных результатов проведенного исследования подтверждена объективным анализом полученных результатов с участием учителей, личным участием соискателя в опытно-экспериментальной работе. В итоге выявлено повышение уровня познавательной активности и усвоения основ изобразительной грамоты большинством испытуемых, активизация процесса формирования нравственных качеств и вместе с этим повышение нравственно-эстетической воспитанности учащихся, показанные ими по различным критериям в четырех видах практической изобразительной деятельности, обучавшихся по предложенной автором методике.
сертационного исследования были апробированы и получили одобрение на Бухарской областной научно-практической конференции/ апрель 1992 г. г. Бухара/, на Карпинской / май 1990 г. г. Карши/., Хорезмской / май 1994 г. г. Хива/, научно-практических конференциях, на августовских педчтениях областного Института усовершенствования учителей /1991-1995гг. /, на районной учительской конференции учителей черчения, изо, музыки и пения /Шафиркан,1992-1993гг./, на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского коллектива Бухарского государственного университета /ежегодно с 1390-1995гг./, на заседаниях кафедры изобразительного искусства Бухарского государственного университета и кафедры методики преподавания изобразительного искусства, черчения и труда МГПУ им. В. И. Ленина.
Результаты исследования внедрены в практику работы ряда школ г. Бухары и районов области, а также б школы Хорезмской области в виде методических рекомендаций- "Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся средних общеобразовательных школ на уроках изобразительного искусства", утвержденных и изданных Бухарским университетом, а также в виде опубликованных методических статей и пособий "Очерки истории методов миниатюрной живописи на Ближнем и Среднем
Востоке/История,теория,методика/ в соавторстве. Под руководством диссертанта выполнен ряд дипломных работ в русле данного исследования.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
искусства в нравственно-эстетическом воспитании школьников Узбекистана" рассматривается история нравственно-эстетического воспитания в культурных центрах Средней Азии, методологические основы нравственно-эстетического воспитания в этнопедагогике и национальное своеобразие изобразительного искусства в нравственно-эстетическом воспитании учащихся.
Культура уходит своими корнями в глубину жизни народа и является хранителем и носителем национального своеобразия. Для формирования национальной культуры особая роль принадлежит культурному наследию народа.
Из анализа этно-педагогичесхой, историко-искусствоведческой литературы, в том числе и специальных диссертационных исследований, следует: историко-нравственно-эстетическое воспитание в Средней Азии необходимо рассматривать в исторически сложившихся культурных центрах среднеазиатского региона /Бухара, Самарканд, Хива и др. /.
В итоге обобиения научно-теоретической литературы по данной проблеме- изучение истории нравственно-эстетического воспитания в Средней Азии должно включать в себя определенные нравственно-эстетические воззрения среднеазиатских народов в Ранее и Позднее Средневековое, а также в более поздние времена, XVIII - начало XX веков. В свою очередь, эстетические идеалы народов Средней Азии зиждились на философских воззрениях мыслителей Среднего Востока /нынешные Иран, Афганистан, государства Средней Азии/. Эти воззрения составляли фундамент, методологическую основу нравственно-эстетических, духовных ценностей.
Иного ценных идей в области нравственно-эстетического воспитания можно почепнуть из научно-теоретического наследия ученного, оставившего яркий след в истории мировой науки Аль Фараби. /VIII в. /. По Фараби цель воспитания- выработать способность и потребность к полезным и прекрасным действиям. Ученый большое значение придавал фор-
Диссертация состоится из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
"Научно-педагогические основы изобразительное
мированию человека, его личности, особенно духовному и нравственному воспитанию. Определяя различные черты характера и нравственного достоинства: смелость, мужестве, дружелюбие, щедрость, остроумие, правдивость и др. Фараби считал их приобретение результатом воспитания и самовоспитания. В своих педагогических идеях он выражал стремления раннесредневекового Востока, направленные на воспитание совершенного человека. Его взгляды оказали влияние на развитие педагогической мысли Ибн Сини /Авицены/, Бируни, Ибн Руида и др.
Бируни призывает людей воспитывать в себе высоконравственные черты, полагая что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знания в обществе и упорного труда. Он подчеркивал, что достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла. Он с уважением относился к культуре разных народов, выступал как глашатай дружбы между людьми, независимо от их религиозных, рассовых и территориальных различий. Ученый в своих работах критикует и убеждает избегать таких низменных качеств безнравственности , как хитрость, несправедливость, жестокость, малодушие и др.
Ведущую роль в научном наследии ученного-энциклопедиста Среднего Востока- Абу Али ибн Сины занимает нравственное воспитание в духовном развитии личности. Он первым из средневековых мыслителей указывает, что главная цель воспитания состоит в гармоническом развитии умственных и физических сил детей, имея в виду под умственном воспитанием комплекс приобретенных знаний, умений и навыков в какой-либо отрасли человеческого знания вкупе с общей духовной культурой человека.
Большое число положений выдающихся философов, педагогов Среднего Востока верны и справедливы, а проблемы, поднятые и освещенные ими в Средневековье, актуальны и в наши дни. Эти ученые встают из глубины веков как наши современники, мудрыми советами и наставлениями которых живут сегодняшние жители Средней Азии. И все исследования, выполненные учеными-педагогами современного Узбекистана так или иначе опираются на научное наследие мыслителей средневекового Востока. Труды ученых -энциклопедистов Аль-Фараби, Ябн Сины, Бируни, Саа-ди, Туси и др. , посвященных нравственному воспитанию личности, мы принимаем и учитываем в нашем исследовании.
Огромное зн'ачение в духовном воспитании человека на Среднем Востоке имела классическая литература мусульманского Востока, всемирно известные "Шах- намз" Фирдоуси, "Хамсе" Низами, Навои и др. На основе их произведений слс(гались песни, писалась музыка, создавались
прекрасные миниатюры-иллюстрации и, конечно, неотъемлемую часть нравственно-эстетического воспитания народа, его духовного развития составляло устное народное творчество: сказки, былины, народный эпос, пословицы и т.п.
Как мы ухе отмечали на формирование нравственных и эстетических идеалов на Востоке неоценимая роль принадлежит классической литературе. Анализ произведений классиков литературы позволяет установить идентичность их взглядов на протяжении многих веков. К примеру, основоположник узбекской литературы Алишер Навои /ХУ-ХУТ вв. / в своих произведениях большое внимание уделял формированию и воспитанию ребенка, прививал молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку.
По прошествии четырех и более столетий нравственные ценности народов Востока, их отношение к нравственному воспитанию остается практически прежним. Примерами этому свидетельствуют- просветитель-поэт Бердах /1827-1900 гг. / в своих произведениях считал, что ". .. воспитание должно преследовать цели в основном духовного развития и для улучшения жизни необходимо воспитать живущих людей б высоконравственном духе".
Национальное своеобразие изобразительного искусства Узбекистана выражает прежде всего в его тесной многовековой связи с искусством всего Среднего Востока и в том числе с искусством среднеазиатского региона. Создававшиеся народами Средней Азии на протяжении многовековой истории изобразительное искусство в республике представляет собой яркую часть культурного наследия Среднего Востока, славится своим своеобразием отражения видимого мира, самобытностью художественных форм и традиций, особым специфическим языком выразительных средств рисунка, живописи, композиции.
В нравственно-эстетическом воспитании на Среднем Востоке значительное место принадлежит изобразительному искусству, особенно таким его уникальным видам как миниатюра, орнаментальное искусство, декоративно-прикладное творчество, роспись, резьба по ганчу и дереву, керамика, ювилирное дело, чеканка, художественная вышивка и др.Их своеобразный,выразительный язык отражения окружающего видимого мира, являясь национальной спецификой, составляет гордость и славу среднеазиатского искусства и зодчества. Нравственное воспитание народа в единстве и любви к Родине прежде всего должно начинаться с работы в семье, в детском саду, в школе, в частности, через широкое использование изобразительного искусства. Только в этом случае у детей появится глубокая любовь к национальным традициям, уважения к труду, к
достижениям в искусстве, взаимоуважение ко всем нравстванно-эстети-ческин проявлениям других народов.
К. Д. Ушинский рассматривая вопрос о единстве нравственного и эстетического. об роли в жизни человека отмечал, что нравственное следует понимать как часть эстетического, как эстетическое в отношениях между людьми: "Изящное не может быть безнравственным, к нравственное не может быть неизящным".
В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. В декоративном рисовании для решения задач нравственно-эстетического воспитания необходимо следующее:
- познакомить учащихся с орнаментом разных народов и национальностей родного края, проанализировать их различия и особенности,
- воспитывать интерес, любовь и уважение к народному искусству и их культуре, любовь к мастерам народного искусства,
- научить детей эмоциональной отзывчивости, развить эстетическое восприятие, чувство ритма, развивать творческое воображение,
- воспитывать трудолюбие, навыки созидания красивых вещей, интерес к изделиям народного искусства.
На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей, воздействуя на ученика на его чувства и мысли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает общественную личность.
На практических занятиях по рисованию с натуры я тематическому рисованию следует уделять особое вникание воспитанию у учащихся умения выразить свои мысли и чувства в рисунке, способствующее активному развитию творческого воображения, выражению своих эмоциональных отношений к темам, сюжетам, содержащих идеи дружвы народов, братства, патриотизма и др. : любви и уважения к его культуре.
На уроках-беседах следует обратить внимание учащихся на усвоение эстетической и художественной культуры, имеющей всемирно-историческое значение, как общечеловеческое достояние. Использование на уроках изобразительного искусства яркого, духовного богатого художественного произведения значит использование эффективного средства нравственно-эстетического воспитания.
При этой учитель способствует развитию знаний детей, формированию их эстетических вкусов и взглядов на окружающую жизнь.
Беседы об архитектуре способствуют:
- более полному и глубокому усвоению знаний в области архитектуры как узбекской, так и русской, а также европейской архитектуры,
- различению общего и специфического в изобразительном искусстве и архитектуре разных народов,
- формированию личностного отношения учащихся к духовной культуре разных народов,
~ воспитанию трудолюбия, уважения к культуре, мастерам-созидателям, любовь к историческим и художественным памятникам своего народа,
- развитию художественных и творческих способностей, образного мышления, выработке практических художественных навыков и умений учащихся.
К методам непосредственного воздействия на сознание школьника относятся беседы: ' по творчеству узбекских и русских художников, беседы и лекции по узбекскому, русскому,таджикскому, казахскому декоративному искусству, экскурсии к памятникам архитектуры, в краеведческий музей, в мастерские художников, народных мастеров, конкурсы на лучиий детский рисунок, просмотры слайдов, альбомов, художественное оформление помещений к. праздникам, изокружки, диспуты у школьной картинной галереи, недели искусства и др.
При обучении в школе изобразительному искусству большое значение в нравственно-эстетическом воспитании молодого поколения принадлежит миниатюре. Миниатюра зарождалась как особый вид искусства примерно со времени ислама, то есть примерно с VII века и существовала включительно по XIX в. на мусульманском Востоке. За это время миниатюра, зволюционно развиваясь, обрела свое право как самостоятельная ветвь живописи, стала своеобразным средством отражения эстетических идеалов, нравственного облика человека средневековья. Особенно привлекали восточных живописцев-миниатюристов темы и сюжеты, связанные с нравственным воспитанием, нравственно-эстетическими нормами хиз-ни.Как показал анализ искусствоведческой литературы это наиболее присуще бухарской школе миниатюрной живописи ХУ1-Х1Х веков. Назидательность- основная черта бухарской миниатюры. Возьмем на себя смелость утверждать, что назидательные сюжеты в числе других преследовали задачи воспитательные. И это главное, что дает основу для творческого применения методов обучения миниатюре подрастающего поколения, формированию нравственно-эстетических качеств личности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе.
но-зстетического воспитания и обучения школьников Узбекистана на занятиях изобразительным искусством" рассматривается содержание эксперимента, методика нравственно-эстетического воспитания и обучения на
"Содержание эксперимента и методика нравствен-
уроках изобразительного искусства в 5-7 классах узбекской школы. В главе излагаются материалы экспериментов, экспериментальные программы и методики проведения занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий по изобразительному искусству.
Поисковый этап исследования включал в себя решение следующих задач:
- выявление уровня знаний и умений учащихся 5-7 классов при рисовании с натуры, на занятиях декоративным и тематическим рисованием, также интересов и личного отношения к отдельным видам изобразительной деятельности,
- определение роли рисования с натуры, тематического и декоративного рисования в нравственно-эстетическом воспитании учащихся школ Узбекистана,
- выявление особенностей формирования нравственно-эстетического воспитания, а также национального своеобразия изобразительного искусства Узбекистана при обучении учащихся изобразительному искусству
При построении методики нравственно-эстетического воспитания учащихся ми исходили из специфики национального изобразительного искусства, последовательно вводя их в более глубокое понимание окружающего мира, помогая им постижению народного искусства. Наша методика ориентирована на нравственное воспитание школьников, на творческое воображение и мировоззрение.
Для получения объективных результатов нами был также изучен опыт работы школьных учителей изобразительного искусства. В результате обобщения их опыта мы убедились в том, что использование средств изобразительного искусства является мощным фактором в воспитании нравственных качеств личности школьника, а также в приобретении ик общечеловеческих ценностей.
Формирующий эксперимент строился на сравнении занятий в экспериментальном классе, проводившихся на основе гипотезы и выводое констатирующего эксперимента с занятиями в контрольном классе. Контрольными были параллельные классы, где обучение велось традиционно по действующей программе. В начале эксперимента и в конце проводились контрольные опросы, повторное анкетирование, с помощью которых устанавливались уровни знаний и умений контрольных и экспериментальны! групп школьников по предмету изобразительного искусства и стелет его влияния на развитие нравственно-эстетических качеств учащихся.
Эксперимент в 5-7 классах проводился по четырем видам программной изодаятельности учащихся. По каждому из видах были выработан; требования и критерии при помоди которых определялась динамика фор-
мирования нравственно-эстетических качеств личности школьника. Продукты изодеятельноети школьников по своему содержанию и качеству выполнения оценивались относительно как высокий, средний и низкий уровни по каждому критерию. В результате проведенных бесед об искусстве, экскурсий по городу, музеям, мастерским художников-прикладного искусства произбвло улучшение знаний, эстетических чувств и морально-эстетических мотивов поведения учащихся, динамики формирования нравственности получила позитивное развитие, что отразилось в повторном анкетировании школьников.
Экспериментальные занятия по рисованию с натуры проводились в направлении активного усвоения изобразительной грамоты, с одновременным расширением внимания к рисованию на плейере памятников архитектуры, природы и фауны региона. В итоге рисования с натуры стало более реалистичным, грамотным, более выразительным, проявился больной интерес к изобразительному искусству, к архитектуре, к работам выдающихся мастеров отечественного и зарубежного изобразительного искусства и работам мастеров национального изобразительного и декоративного искусства. Учаанеся экспериментальных классов стали более серьезно откоситься к рисунку и живописи с натуры, повысилось качество их работ.
Как пример проведения экспериментальной работы приводим ддннке, полученные по тематическому рисованию:
Для тематических работ были выбраны следующие критерии:
1. Выбор композиции,раскрытие темы,
2. Проявление эмоциональности в изображении (колорит, светотень, ивет),
3. Наличие нравственно-эстетических проявлений в рисунках.
По первому критерию положительные показатели обобщенно выглядят следующим обр-азом:
- в 5-х классах к успешному раскрытию замысла в контрольных классах (высокий, средний уровни) пришли 73,4?; учащихся, а р экспериментальных классах эти результаты составили 69,4%.
- в 6-х классах соответственно показатели: в контрольных классах 73,4%, а в экспериментальных классах 62,1%.
- в 7-х классах соответственно: в контрольном классе 78,0%, а в экспериментальных классах- 32,4%.
По второму критерию положительные показатели выглядят следующим образом:
- в 5-х классах проявление эмоциональности (высокий, средний уровни) в сумме составили в контрольном классе 68,4, а в экспериментальном классе 84,3 % учащихся,
- в 6~х классах соответственно: в контрольном классе 79,Ой, а в экспериментальных классах 94,5% учащихся,
- в 7-х классах: в контрольном классе 64,2%, а в экспериментальных классах 84,9%.
По третьему критерию положительные показатели выглядят следующим образом:
- в 5-х классах: в изображениях присутствуют нравственно-эстетические элементы (символика и атрибутика) в контрольном классе 64,2%, а в экспериментальных классах 83,7%.
- в 6-х классах соответственно- в контрольном классе 69,8%, а в экспериментальных классах 92,8%.
- в-7-х классах: соответственно- в контрольном классе 78,0%, а в экспериментальных классах 89,6Х. Эффективность обучения по экспериментальной методике по тематическому рисованию выразилась в улучшении показателей в пределах от 16 до 23 %.
В заключении диссертации сделаны следующие выводы:
1. На современном этапе .развития общества со всей остротой встает проблема усилия роли нравственно-эстетического воспитания. Наряду с другими.предметами в общеобразовательной школе большие возможности в деле нравственно-эстетического воспитания молодого поколения имеет изобразительное искусство. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания человека, помогает воспитанию высоких духовных, нравственных чувств, как социально-психологических так и мировоззренческих качеств личности.
Изобразительное искусство неразрывно связано с творческим поисками и глубокими переживаниями. Оно является хорошей школой для учащихся в формировании высшех морально-эстетических чувств, нравственных норм, вкусов и способностей.
2. Нравственно-эстетическое воспитание в целом осуществляется на основе целенаправленного педагогического воздействия. Здесь необходимо отметить большую роль учителя, который должен использовать стимулирование положительных эмоций в процессе воспитания эстетических чувств и нравственных ценностей. От его работы, мастерства и ответственного выполнения своих обязанностей зависит формирование духовных и нравственно-эстетических качеств личности школьника.
3. С помощью разнообразных форм работы: активное использование технических средств обучения, специально подобранных произведений искусства для бесед содержащих идеи нравственности, их анализ и практические занятия по изобразительному искусству, служат развитию эмоциональных переживаний, глубоко воздействует на чувства радости, восторга, симпатий, гордости и других положительных качеств.
4. Как свидетельствуют результаты исследования гипотеза подтвердилась:
а) планомерное и систематическое использование специально отобранных произведений изобразительного искусства для бесед с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству,
б) выполнение практических задач по рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию, содержащих духовно-мировоззренческие идеи нравственности, наряду с работой в этом направлении по другим учебным предметам школы, способствуют повышению уровня воспитания нравственно-эстетических качеств личности школьника.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют: разработанная нами методика обучения изобразительному искусству в 5-7 классах дает положительный эффект по срапнению с традиционной и способствует более успешному решению задач нравственно-эстетического воспитания.
5. Почти полное отсутствие обучения изобразительному искусству в 1-4 классах учителями- специалистами отрицательно влияет на общее художественно-эстетическое воспитание учащихся. В связи с этим положением требуется обеспечение учебного процесса по ИЗО в начальных классах учителями-специалистами, а также повышение уровня их подготовки на ХГФ или ХГО педагогических институтов.
6. Обучение школьников по предложенной нами методике позволяет не только поднять уровень их нравственной и эстетической воспитанности, но и способствовать духовному обогащению, формированию художественного вкуса,овладению техническими знаниями, развивает у них трудовые умения и навыки, а также получить психологическую и практическую подготовку к труду и к выбору профессии.
Данная диссертация не претендует на полноту исследования поставленной в ней проблемы. Мы считаем целесообразным дальнейшую разработку методики использования изобразительного искусства в нравственно-эстетическом воспитании учащихся школы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся средних общеобразовательных икол на уроках изобразительного искусства. /мат. рекомен. учителям изобразительного искусства/. -Бухара,Бухарский госуниверситет, 1992,-58с.
2. Организация вечеров во внеклассной работе по изоискусству.
Журнал "Новая Бухара".Бухара,НЗ,29-31 с./на узб. яз. /
3. Методические рекомендации по нравственному воспитанию школьников в кружках изобразительного искусства. -Бухара,Бухарский госуниверситет, 1993, -32с./В соавторстве/.
4. Живое дерево ремесел. Бухара,Бухарский госуниверситет , 1994 , -35с. /В соавторстве/.
5. Очерки истории методов обучения миниатюрной живописи Востока. /учебно-методическое пособие для студентов ХГФ пединститутов и университетов/. Москва,И00 МО РФ,1994,81 с./В соавторстве/.
.'V