автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству
- Автор научной работы
- Жуков, Сергей Валентинович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жуков, Сергей Валентинович, 1998 год
виедгнив. Ь
1л«М I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬ» ШШ - СОСТАВНАЯ Часть СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОЮ В0СШТАНШ ШДРАСТАИфЮ ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКЛХЛВА.к!
1.1. Ис«орический очерк проблем« формирования эстичесх» ц/юп у школьников .¿-I
I.11. Нсихолого-оадагогические основы формирования эстетических чувств у учащихся 1-о классов средствами искусства. 7Ь
I лава И. ПВДАШИЧЕСКИЕ шТЛ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ л УЧ^иСЯ 1-6 КЛАССОВ НА СРОКАХ ЛЮВРШ-ТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
II.1. Специфика формирования астатических чувств у учащихся 1-о классов на уроках рисования с на«ури (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной рабом. t Cfp.
Ii.Ii. Методика формирования эстетических чувств у учацкхся 1-о классов в процессе бесед об иеобравмтелыюм искусстве и красоте вокруг нее. 1Ь
II Jb. Межпредметние свяви ив уроках ивобравителыюго искусства - важнейвее педагогическое условие эффективности формирования эстетических чувств у школьников.
ЗАШВД1ИЕ.
CüiCGh МШРАТ^РЫ.Ш ввдаш
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству"
Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствует решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности и, конечно, формирование эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современчгс школьников предполагают развитие у чих чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, что особенно важно в условиях необходимости возрождения национальной культуры народов России и, прежде всего, русской культуры. Б решении этих задач особую роль играют такие учебпю предметы, как литература, музыка, иаобрааительное искусство, несущие в оебе неисчерпаемые возможности худаеетвенко-обраэного и эмоционально-эстетического постижения м отображения действительности.
И, как совершенно правильно подчеркивается в решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации **0 развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" ('¿4 мая I-jUb г.)» ситуация переходного развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.
Тем более, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, акояы с угдублентм обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству, более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.
История отечественной школы свидетельствует - со второй половины Ш века в России проблемам художественного образования школьной молодежи уделяется все больше и больое внимания. Достаточно сказать, что только с середины прошлого века и до качала XX века в России были изданы многие десятки учебной и методической литературы по изобразительному искусству, в составлении которых принимали активное участие известные русские художники (И. Н.Крамской, U.U.Чистяков, И.ü.Репин и др.).
Но особое внимание уделяется проблемам эстетического воспитания и художественного образования школьной молодежи после Октябрьской революции ГЛ7 года. В первых же документах о народном образовании после революции неоднократно указывается на необходимость насыщения эстетическим содержанием всех сторон воспитания ii обучения школьников, систематического развития эстетических чувств и творческих способностей, что является непременным условием как для наслаждения красотой, так и для "преобразования действительности" в соответствии со сформированными представлениями о красоте, поскольку именно развитое эстетическое чувство является предпосылкой для представлений о мире как о целесообразном совершенстве.
С самого начала деятельности Народного Комиссариата по просвещению в организации и постановке эстетического воспитания детей принимали горячее участие Н.К.Крупская, Н.Н.Бахтин, Г. П. Блокский, О. Бонда, Г.О.Рошль( Н.И.Сац, С.Г.Шацкий, Н.С.Шер и многие другие. Планировалось открыть специаяыею театры, клубы, организовывать концерты, литературам утренники, детские художественные выставки. В то время было провозглашено, что ■кола должна быть не только "научной и трудовой, но и эстетической".
И этот лозунг совершенно справедлив. Искусство, моделируя мир, дает возможность выявить различные соотношения и взаимосвязи этого мира, что стимулирует творческие способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное средство.
Но следует заметить, что многое задуманное, провозглашенное осталось на бумаге, по ряду причин не могло быть реализо-ваяшм. И в наше время род общеизвестмос факторов отрицательно сказывается на постановке эстетического воспитания школьников.
В то я» время, в школьной практика накоплен значительный опыт эстетического воспитания и художественного образования школьников, имеется ряд исследований, научных разработок по проблеме эстетического воспитания школьников. Большой вклад в современную теорию и практцук эстетического воспитания и художественного образования школьников и студентов снесли известные педагоги-Доваторы: С. I. Шацкий и Б. А. Сухомяянский. Научная разработка этой проблем! находит свое место в трудах таких ученых, как Л.Д.Алёхин, С.А.Аничкин, 0.А.Апраксина, Д.Г.Арчажникова, А.А.Балаян, Я.С.Выготский, С. Е. Игнатьев, д. В.Кабалевский, Е.В.Квятковский, X.С.Комарова, ¿.И.Кубышкина, Ь.С.Кузин, В.К.Дебедко, 5.Т.Лихачёв, Н.Н. Ростовцев, А.А.Унков-ский, А.С.Хвороотов, Ю.Б.Шаров, В.Н.ИШМкая, Т.Я.Шпихалова, ¿.В.Шорохов и др.
Значителышй вклад в раскрытие философских, психологических, искусствоведческих аспектов эстетического воспитания молодежи освещаются в работах А.И.Бурова, Д.С.Выготского, Ь. И. Игнатьева, В.Г.Лукьянова, М.Ф.Овсянникова, И.А.дадарьян, В.К.Скатершикова, Л.Н.Столовича, Ю.У.Фохт-оабушкнна, Л.Г.Юл-давева, Ц.И.Якобсона, Г.Яковлева.
Выполнен ряд кандидатских диссертаций, • которых в той или иной степени рассматриваются вопросы формирования эстетических чувств у дошкольников и школьников, у студенческой молодежи. Зто диссертационные исследования Алавидэа 0.1., Горбенко С.С., Калаитаровой С.И., Козыревой С.П., Сокольниновой Н.М. ( Тагильцевой Н.Г., Грусовой Е.Д. и др.*
Особого внимают заслуживают докторская диссертация С.А.Аничкина, Г. П. Шевченко и кандидатская диссертация Т.Н. Ивановой2.
Анализ педагогической практики также показывает, что в результате творческих поисков учителей изобразительного искусства, применения ими методических новинок, мм имеем материалы, подтверждавшие значение использования эстетических воздействий Алавидае О.Р. Боепитание эстетического отновения к произведениям изобразительного искусства у учащихся 4-6 классов. Тбилиси, Горбенко С.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества. Киев, ГЭ64; Кадантарова С.И. Эмоционально-эстетическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы кв уроках изобразительного искусства. М., I лВЬ; Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. М., Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства. М. Талвльцева Н.Г. Боепитание эстетических чувств ыладпих школьников на внеклассшх занятиях искусством. М., 1->ЬЬ; >1льонко Д.О. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-и классы) средствами интегрироватого курса предметов искусств. и., Х-' о. о
Шевченко 1.0. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Киев, Глеб; Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших игольников в процессе обучения интегрированное курсу искусств (изобразительно^ искусству, литературе, цуамке). П., произведений искусств (картина, иллюстрация, декоративная вещь, детская книга, песня, нузыка) в формировании эстетических чувств детей, в повыше ник уровня обшевос питательной работы, в развитии пудьтурм поведения школьников, на формирование его внутреннего мира, личности в целом.
Таким обрааам можно сделать вывод о том, что отечественна« учешем, педагогами, методистами исследован и разработан ряд вопросов взаимодействия эстетических и нравственммх чувств детей, освещен процесс возникновения эстетических чувств у ребеика, выявлена роль эстетических «ответа в общем развитии детей (значительней вклад в разработку этих вопросов внесли психологи Д.С.Выготский, СД.Рубижтейя, Б.М.Теплов, L.H. Игнатьев, 0. М.Якобсон и др.), внвелено и подчеркнуто важное значение искусства в процессе воспитамия эстетических чувств у учащихся, развития у них творческого отиошемш к действительности.
Вместе с тем, при всем, казалось бы, понимании важности и необходимости развития эстетических чувств у школьников ( это требование часто остается в педагогической литературе на декларативном уровне, не находит должного воплощения в теории и практике эстетического воспитания подраставшего поколения.
В результате до настоявего времени не решены вногие вопросы, проблем! формирования эстетических чувств у школьников. В частности, не раскрмтм особежости их формироважя на каждом возрастном этапе, исходя из психолого-педагопгаоских возможностей каждого возраста, не научат закономерности эмоцио-налько-осготического отношения школьников к прометай и явлениям действительности в каждом конкретном одучм. Не всегда эстетические чувства выделяются в качестве самостоятельной едиииф эстетического соенания личности, что вообще ставит под сомнение необходимость их развития.
Далее - недостаточно рааработам! особежости воздействия различшх видов искусств как отдельно, так и в комплексе при воспитании эстетических чувств у детей, в зависимости от их возрастной групт.
Практически не рассматривается в педагогической литературе взаимосвязь ддух важмейтх проявлений личности ребенка -его эстетических чувств и его творческих устремтгежй, то есть не выделена мотивирующая роль эстетических чувств.
Слабо обобщи я освети передовой педагогический опыт по формированию эстетических чуао*г» У школьников, не разработаю методические рекомендации по худажествеииоцу образованию учащихся с учетом развития эстетических чу*отв, осихолого-педа-гогические механиаш восприятия ими произведений изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, архитеи-турм.
Все сказанное свидетельствует об актуальности темы нашего диссертационного исследования. Оно поовящено восполнению указанного пробела в педагогической туке, * теории и методике обучения изобразительному искусству.
ГЬобшемв исследования! раскрытие специфики, психолого-педагогических основ развития эстетических чувств у учащихся 1-е классов средствами искусства и на »той основе научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверив эффективной экспериментальной методики формирования эстетических чуаств у учащихся 1-ь классо* в процессе обучения изобразительному искусству (на уроках рисования о натуры, на теш и иллюстрирования, декоративной работы и бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас).
Цель исследования; повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-6 классов, усиление эффективности развивающих функций уроков изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов средствами изобразительного искусства.
Предмет исследования: методика (педагогические пути, методы и средства) формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству (на уроках рисования с натуры, на теми и иллюстрирования, декоративной работы и бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработка научно-обосноваиной эффективной методики формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству возможна яри условиях: изучения истории пробками формировагаш эстетических чувств у школьников; выявления места и роки эстетических чувств в системе эстетического развития и художественного образования ■колышков; раскрытия психолого-ледагогических основ формирования эстетических чувств у мкольников средствами искусства; раскрытия спецфши формирования эстетических чувств у учащихся 1-6 классов на уроках изобразительного искусства в зависимости от конкретного вида учебно-творческой работы; разработки мат одических цутей, методов и средств формирования эстетических чувств у учащихся 1-Ь классов на уроках рисования с натурм (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирование, декоративной работы, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; определении межпредметтх связей уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема эффективного формирования эстетических чувств у вкольников.
Б соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю проблемы формирования эстетических чувств у тальников.
2. Выявить место и роль эстетических чувств в системе эстетического развития и художественного образования школьников.
3. Раскрыть специфику, психолого-педагогические основы формирования эстетических чувств у учащихся 1-е классов в процессе обучения изобразительному искусству.
4. Разработать эффективную методику (методические пути, метода и средства) формирования эстетических чувств у учащиеся 1ч> классов на уроках изобразительного искусства - на уроках рисования с натуры (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной работы, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг мае. Определить межпредметние связи уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема эффективного формирования эстетических чувств у школьников.
Методологическую основу исследования составляют: философское положение о всестороннем и гармоническом развитии личности; положения отечественной психологии и эстетики, трактующие эстетические чувства как специфическую форму отражения действительности; положения психологии и педагогики о необходимости учета в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогических особенностей возреста учащихся; научно-теоретические основы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования школьников, методики обучения изобразительному искусству.
Для решения поставлен»« задач и проверки гипотезы быз использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, методической, психологической и искусствоведческой литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки искусства;
- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- психолого-педдгогический развивающий эксперимент;
- изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по репродукциям и т.п.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе с углублении научением изобреэительного искусства * ПЬЪ Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
Исследование проводилось в два этапа с 1^3 по гг.
На первом этапе (1^3-1^4 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям оютно-эксперимен-тальной работы в нколе V Х1Ш г.Москвы.
Анализ литературное источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программ! обучения изобразительному искусству в Ь-7 классах; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эстетического воспитания и развития школьников средствами изобразительного искусства.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения в экспериментальных 1-е классах по рисунку, живописи, тематическоцу и декоративному рисованию, в процессе бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас с установкой на эффективное формирование эстетических чувств у школьников, на успешное их худокествеюю-остети-ческое развитие в целом по разработаншм диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в параллельных классах (контрольные классы).
Сравнивались педагогические дуги, методы и средства, применяемые в эксперимент ал ьжх и контролышх классах. В экспе-риментальжх классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием рааработаншх методических рекомендаций, поурочных разработок м специальной системы оригинал ые*х учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы культуры и искусства.
Регулярно проводились экскурсии к памятникам старю« и Культуры, в художественные музеи (Государственная Третьяковская галерея. Музей изобразительных искусств имени А.С.Душкина и др.), на вистами, организовывались лекции, доклада о творчестве известите художников, вечера искусств и культуры, выставки детских рисунков и художественных поделок.
В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий по рисунку, живописи, декоративному и те матическому рисованию, написания докладов и рефератов, выпол нения художественно-творческих сочинений, анализа детских рисунков и поделок на художественных выставках вкодыгиков сравнивались результаты экспериментального обучения изобрази телыюцу искусству и результата традиционного обучения изобразительному искусству.
Причем в экспериментальных классах использовалась экспе риментальная методика проведения уроков изобразительного искусства, направленная на активное формирование не только эстетических чувств, но и на развитие эстетического вкуса и художественных интересов, потребностей, на развитие эствтиче ского восприятия, составивших структурную основу и одновременно необходияме условия успешного художествонно-эстетичес-кого развития и непосредственно связанных с развитием и формированием »моциокмьно-чуаственного отношения к действитеаь ности.
В контрольное классах но применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальнме методические разработки учебтх занятий, но демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отрмвочно, бессистемно использовались проблемные ситуащш, задания и вопросы, технические средства. Редко организовывались экскурсии в художественные музеи и художественные вметавочж» залы, к памятникам архитектуры и старинм. Ю есть, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальна классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.
В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-експериментадьной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Fia защиту выносятся следующие положения: I. Исходя из задач и требований учебных государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательное учебных заведений, государственных образовательных стандартов образовательной области "Искусство* эффективное формирование эстетических чувств у учащихся 1-6 классов в процессе обучения рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию является важнейшей, приоритетной задачей. Особенно это актуально в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры и искусства народов России.
Формирование эстетических чувств у школьников, их худо-жественкс-фстетическое развитие в целом монет наиболее успешно осуществляться посредством комплексного воздействия искусств изобразительного искусства, цузыки, литературы), поавтяюиего наибояаа реально обеспечить разносторонний и виаста с там дифференцировать*, эмоционально-окрашенный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тоцу или ииоцу явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.
3. Художественно-эстетическое развитие мкольников, включая эстетическую восприиычивость и реакцию, предполагает усвоение ряда кудожественно-остетическкх понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.
4. Наряду с усвоением изобразительных знаний, понятий, представлений и навыков, художественно-эстетическое развитие, в том числе и формирование эстетических чувств, предполагает одновременное использование полученных знаний, умений и навыков как в процессе самостоятельного анализа художественных произведений, так и в собственном творчестве, в повседневной жизни. Го есть полученные изобразителыие знания, умения и навыки могут и должны стать действеннмы инструментом эмоционально-чувственного освоения действительности и развития творческого потенциала личности школьника.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: проанализирована история проблемы формирования эстетических цувств у школьников в процессе обучения изобразительному искусству; выявлены место и роль эстетических чувств в системе эстетического развития и художественного образования школьников; раскрыт психолого-падагоги-ческие основм формировании эстетических чувств у школьников
• процессе обучения изобрезительному искусству; определена специфика формирования эстетических чувств у учащихся классов на уроках изобразительного искусства в зависимости от конкретного вида учебно-творческой работы.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке эффективной методики (педагогические пути, методы и средства) формирования эстетических чувств у учащихся 1-о классов на уроках изобразительного искусства - на уроках рисования с катурм (рисунок, живопись), на темы и иллюстрирования, декоративной работы, бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; в определении межпредметных связей уроков изобразительного искусства как важнейшего условия и педагогического приема эффективного формирования эстетических чувств у школьников; в создам« комплекса наглядтх учебно-методических пособий - таблиц к урокам ив образительного искусства.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для общеобразовательных учреждений, включая школы и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, при создании новых поколений учебно методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, училищах и колледжах, в институтах усовершенствования учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведежой работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязан»* методов исследования, научной методологией, четкой организацией ольггно-эксперимвнтальной
- 20 работы» использованием сяршиих достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в вголе е углубленным изучением изобразительного искусства 9 1168 г.Москвы.
Основюю положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (1396 г.), на заседаниях отдаления культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (иУб-ГЛБ гг.), в лаборатория эстетического воспитания и художественного образования Института оба» го образования Министерства обвего и профессионального образования Российской Федерации (1994-ОДв гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в вида опубликованных научных работ диссертанта.
Структура диссертации, Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вовли также таблицы и рисунки.