Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аганов, Ибрагим Муссович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аганов, Ибрагим Муссович, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1. Потребности в изобразительной деятельности как составная часть эстетического воспитания и художественного образования школьников как один из ведущих факторов формирования их личности и изобразительного творчества.

1.2. Взаимосвязь национального и интернационального в традиционной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшее условие повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников.

ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ У /

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Психолого-физиологические и дидактические основы обучения изобразительному искусству как средства целенаправленного формирования художественно-творческих способностей и потребностей у учащихся.

2.2. Обоснование экспериментальной методики формирования потребности в изобразительной, художественно-творческой деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности"

Проблема исследования и ®© актуальность» Проблемой данного диссертационного исследования является раскрытие специфики, психолого-педагогических основ формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности. Демократизация и гуманитаризация современной школы предполагают значительное усиление эстетического потенциала учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарно-эстетического цикла. Это определяется тем, что в условиях коренной перестройки всего нашего общества требуются люди неординарные, творчески мыслящие, активные, с развитым комплексом эмоционально-чувственного и ценностного отношения к явлениям и событиям окружающего мяра, способные осуществить социально-экономические преобразования и проявить свои личные способности.

Занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствуют решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности, и, конечно, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности, развитию потребности к тому или другому виду творчества.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, идеалов, потребностей, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, что особенно важно в условиях необходимости возрождения национальной культуры народов России. В решении этих задач особую задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

В указанном законе воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Причем важно сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни.

Важно отметить и то, что в документах указанных выше Коллегий Министерств, подчеркивается, что эстетическое образование должно включать в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности, ее духовного мира. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Следовательно, в процессе преподавания предметов искусства важно основываются на национальных традициях воспитания и обучения, учитывать особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного региона, конкретной территории Российской Федерации.

К настоящему времени в школьной практике накоплен значительный опыт эстетического воспитания и художественного образования школьников, имеется ряд исследований, научных разработок по проблеме эстетического воспитания и художественного образования школьников. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, известные педагоги-новаторы: С.Т.Шацкий и В.А. Сухомлинехий.

Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких ученых, как А.Д.Алехин, С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, АА.Балян, Л.С.Нерсисян, Л.С.Выготский, С.Е.Игнатьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин,

B.КЛебедко, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, АА.Уыковский, А.С.Хворостов, Ю.В.Шаров, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов,

C.П.Ломов и др.

Значительный вклад в раскрытие философских, психологических, искусствоведческих аспектов эстетического воспитания молодежи внесли работы А.И.Бурова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Б.Г.Лукьянова, М.Ф.Овсянникова, И.А.Джидарьян, В.К.Скатерщихова, Л.Н.Столовша, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Л.Г.Юлдашева, П.М.Якобсона, Е.Г.Яковлеза, М.А.Некрасовой.

Особый интерес вызывают диссертационные исследования, посвященные раскрытию роли национального искусства, национальной культуры в эстетическом воспитании подрастающих поколений, в их духовном развитии, в формировании познавательных и эстетических интересов и потребностей. Это исследования Ю.К.Беджанова, М.Х.Даутова, С.Ф.Абдуллаева, С.С.Булатова, Б.Б.Байметова, А.К.Жаксыбергенова, и других.

Вместе с тем, при всем, казалось бы, понимании важности и необходимости развития потребностей у школьников в изобразительной деятельности, это требование часто остается в педагогической литературе на декларативном уровне, не находит должного воплощения в теории и практике эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения. изобразительной деятельности (ее материале национальных и::кол

Есследошшииш: повышение эффективности эстетического воспитания к художественного образования учащихся 1-8 классов национальных школ, активизация у них интересов и потребностей к общению с изобразительным и народным декоративно-прикладным искусством, в художественном творчестве.

Объект исследившем: процесс формированию у учащихся национальных школ потребности в изобразительной деятельности.

Предмет исслвдишашшш: методика (программа, педагогические пути, методы и средства) формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ (Карачаево-Черкессия) потребности в изобразительной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству.

Г:яшсткзсж шсощщозжипея послужило предположение о том, что разработка научно-обоснованной эффективной методики формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству возможна при условиях: изучения истории проблемы формирования потребностей у школьников; выявления места и роли потребности в изобразительной деятельности в системе эстетического развития и художественного образования школьников; раскрытия психолого-педагогических основ формирования потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве школьников в процессе обучения изобразительному искусству; раскрытия и научно-теоретического обоснования взаимосвязи национального и интернационального з традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников; определения продуктивных методических путей, рекомендаций и средств формирования потребности в изобразительной деятельности.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задтчюй исслкедовяишш;

1. Определить место и роль потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-8 классов национальных школ.

2. Раскрыть специфику, психолого-педагогические основы формирования потребности у школьников в изобразительной деятельности.

3. Выявить и теоретически обосновать взаимосвязь национального и интернационального в традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников, как необходимого фактора формирования интереса и потребности в изобразительной деятельности.

4. Установить индивидуально-психологические особенности в развитии и формировании потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов национальных школ.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

МетФДФЛФпическуш ©спишу исслкедша шиш составляют: философское положение о всестороннем и гармоническом развитии личности; положения отечественной психологии и эстетики, трактующие потребности как специфическую форму отражения действительности; положения психологии и педагогики о необходимости учета в учебновоспитательном процессе психолого-педагогических особенностей возраста учащихся; научно-теоретические основы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования школьников, методики обучения изобразительному искусству на основе учета национальных особенностей культуры и искусства.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован следующий комтшекс метод©® жследдаашшш:

-теоретический анализ философской, социологической, педагогической, методической, психологической и искусствоведческой литературы;

-изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства;

-наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

-беседы, анкетирование и интервьюирование; -психолого-педагогический развивающий эксперимент; -изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по репродукциям и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах №№2 и 5 г.Карачаевска.

Исследование проводилось в три этг&тш с 1990 по 2000 гг. На II этапе (1990-1992 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся в национальных школах (в массовой практике). Все это позволило разработать первый вариант программы и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию, беседам об искусстве, направленных на эффективное сформирование эстетических потребностей, потребности у школьников в изобразительной деятельности, разработать методику эксперимента. (Систематический анализ специальной литературы и доработка содержания методических рекомендаций осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией).

На Ш этгаше (1993-1998 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения изобразительному искусству в экспериментальных классах (1-8 классы) с установкой на эффективное формирование потребности в изобразительной деятельности, художественному творчеству по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением изобразительному искусству в параллельных классах (контрольные классы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий.

На Ш злгзш© (1999-2000 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту вышквсяпгш следующие положения:

1. Исходя из задач и требований учебных программ в общеобразовательных национальных школах, государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности у школьников является одной из важнейших приоритетных задач в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры, национальных традиций народов России.

2. Формирование потребности в художественном творчестве, изобразительной деятельности может наиболее успешно осуществляться на основе глубокого изучения национального искусства и посредством комплексного воздействия искусств, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.

3. Формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности предполагает усвоение ряда художественно-эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.

4. Одновременно с усвоением специальных знаний, понятий, представлений и навыков, формирование потребности к изобразительной деятельности, художественному творчеству предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в процессе анализа художественных произведений, в собственном творчестве, в повседневной жизни.

Научпншш новшшш и тефргтпигчесошзп пдвшпшфстъ исокедашяшшп состоят в том, что в нем определены и обоснованы место и роль потребностей и, прежде всего, эстетических потребностей, потребностей в изобразительной деятельности в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-8 классов национальной школы; раскрыты психолого-педагогические условия формирования потребности у школьников к художественному творчеству; установлены связи в формировании художественно-эстетических потребностей и в развитии эстетических вкусов, интересов, восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности; в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования потребности у учащихся 1-8 классов национальных школ к изобразительной деятельности, художественному творчеству.

Прявтпчесиош зшшчиимостть жследовашпиш заключается: в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по изобразительному искусству на основе обстоятельного изучения национальных традиций искусства и художественной культуры (Карачаево-Черкессии), нацеленных на продуктивное формирование эстетических потребностей, потребности к изобразительной деятельности, художественному творчеству; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к указанным занятиям.

Результаты исслвдовашшш могут быть шкшолпьзовашы при разработке новых учебных планов, программ для общеобразовательных школ, лекционных курсов для педагогических училищ (колледжей) и педагогических институтов (университетов), на кафедрах изобразительного искусства, в кабинетах эстетического воспитания институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла для общеобразовательной школы и системы профессионального художественно-педагогического образования. стотшь Д©0"©!В®рШ1(П)(ЕТШ1 И ©§©ОТ©ШШ1Ш©<ШШ СПФоШу^ШШИЬПК результат©® проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

Аппрфбадшп и вшкедреипш© р©зулпьтжт©и исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в общеобразовательных школах №№2 и 5 г.Карачаевска.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов в г.Нальчике (1998 г.), на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1995-1996 гг.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996-1999 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996-2000 гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура дмссертодют. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вошли также таблицы и рисунки.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования можно сформулировать следующие основные выводы:

В условиях перестройки системы народного образования в стране, возрождения национальных традиций в искусстве со всей остротой встает задача значительного улучшения эстетического воспитания и художественного образования молодежи, более активного формирования их духовной культуры. В свою очередь, решение этой проблемы предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера. Одно из центральных мест в этом комплексе занимает проблема эффективного формирования потребности у учащихся в изобразительной деятельности.

Патриотизм неразрывно связан с воспитанием интернационализма, глубокого уважения и любви к другим народам и их культурному достоянию. Поэтому так важно не ограничиваться знакомством детей с искусством родного края, а постепенно расширяя их кругозор, вовлекать их в общение с искусством всего народа, с искусством других стран, прогрессивной мировой художественной культурой. При соблюдении этого условия искусство вообще, и, в частности, народное декоративно-прикладное искусство выступает средством патриотического и интернационального воспитания учащихся.

Эксперимент показал, что знакомство детей с произведениями народных мастеров приносят особенно большую пользу. В изделиях народных умельцев, которые дети видят ежедневно, они как бы заново открывают красоту, начинают смотреть на них другими глазами. Ознакомление учащихся с изобразительным и декоративно-прикладным искусством родного края помогает более глубокому освоению краеведческого материала, истории, литературы, географии.

Более того, приобщение школьников к народному, декоративно-прикладному искусству пробуждает, развивает и формирует присущее детям творческое начало, придает их познавательной и трудовой деятельности эстетическую направленность.

Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что межпредметные связи изобразительного, декоративно-прикладного искусства с историей, литературой, музыкой, литературным и музыкальным фольклором, архитектурой является эффективным средством формирования эстетических потребностей у школьников, средством формирования интереса и потребности к изобразительному искусству, поскольку такой педагогический прием позволяет значительно расширить общие представления учащихся о красоте, гармонии предметов и явлений действительности и одновременно осуществить дифференцированный избирательный подход к этим явлениям, осуществить развитие индивидуальности школьника.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики формирования потребности у учащихся 1-8 классов в изобразительной деятельности, художественном творчестве.

171 fi

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аганов, Ибрагим Муссович, Москва

1. Абадзины. Историко-этнографический очерк. /Научн.ред. А.И.Першиц/, Черкесск, 1989. 237 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.-380 с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

4. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1973. - 176 с.

5. Алпатов М. Задачи пропаганды искусства к научный анализ художественных произведений. //Искусство, №7, 1964.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-254 с.

7. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. - 479 с.

8. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974; - 486 с.

9. Атутов П Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. //Советская педагогика, №5, 1967.

10. Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведенияхфевраль, 1970).

11. Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания:

12. Автореф. дисс. .докт. философ. Наук. Тбилиси, 1971. - 18 с. И.Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV-VIII классах. //Русский язык в школе, №3, 1976.

13. Баранов С П. Принципы обучения. М., 1975. - 168 с.

14. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. Карачаевск, 1994. 97 с.

15. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963.

16. В.Белинский В.Г. Полн.собр.соч., М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959 гг. Т.2.

17. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе. Избр. философ, произв. М., 1941.

18. Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.-174с.

19. Байкер Й. Искусство как средство эстетического воспитания. //Эстетическое воспитание студентов. /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.,1.SC. с. 132-144.

20. Введение в психологию: /Учебник под общей редакцией профессора А.В.Петровского. М.: Академия, 1996. - 494 с.

21. Верб М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников. В кн.: Искусство и художественное развитие учащихся (ШЛИ им. Герцена). - М., 1977. - с.3-9.

22. Вейзе А.А. Методика адаптации текстов художественных произведений в учебных целях: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1967. 181 с.

23. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс. . .канд. пед.наук. -М., 1981.- 183 с.

24. Волков И.В. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1988.-253 с.

25. Волков Н.И. Восприятие картины. М., 1976. - 198 с.

26. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: МГУ, 1970.-ПО с.

27. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Выступление В.В.Давыдова. /Краткая стенограмма отчета общего собрания Академии педагогических наук АПН СССР 16-18 апреля 1991 г. -М., 1991.

28. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 342 с.3 i .Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

29. Герасимов С.А. Воспитание искусством. //Народное образование, 1976, №7, с.56-58.

30. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. Из опыта работы в 4-20 классах. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

31. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970.- 278 с.

32. Гольдпггейн С.Н. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965. - 321 с.

33. Голынец Г.В., Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 223 с.

34. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996. - 544 с.

35. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука,1968.-286 с.

36. Данильченко М.Г. П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. - 32 с.

37. Дарвин Ч. Автобиография. М., 1957. - 243 с.41 .Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. - 192 с.

38. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986. - 319 с.

39. Днепров Э.Д. Школьная реформа между "Вчера" и "Завтра". М., 1996. -432 с.

40. Добролюбов Н.А. О значении авторитета и воспитания. Мысли по поводу "Вопросов жизни" Пирогова. В кн.: Добролюбов А.Н. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В.Ф.Козьмин, Ю.А.Рудь. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с.

41. Дуганов Р.В. Рисунки русских писателей XVII начала XX века. - М.: Советская Россия, 1988. - 255 с.

42. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. ML: Советский писатель, 1974. - 416 с.

43. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1967.

44. Живопись. Программа для школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1975. - 15 с.

45. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. - 226 с.

46. Зильберштейн А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы (на материале учебников истории, географии, естествознания). // Советская педагогика, 1954, № 6.

47. Зинченко В.П. О проблеме визуальной культуры подрастающего поколения. // Вопросы философии, 1973, № П, с. 42-47.

48. Зоркина Д.Я. Программа учебник - учитель. - М., 1989. - 169 с.

49. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

50. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1952.

51. Иогаысон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. В кн.: О композиции. М., 1959.

52. Искусство и художественное развитие учащихся. Сборник научных трудов. -Ленинград, 1977. 115 с.

53. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. - 196 с.

55. Каган В.И. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1967, с. 6-22.

56. Каган В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210 с.

57. Каган В.И. мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

58. Каган м.С. Эстетическое и художественное воспитание. JI.: Общество "Знание", РСФСР, 1984. - 31 с.

59. Калинки?: А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.- 119 с.

60. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.229 с.

61. О.Калоев Б.А. Материальная натура и прикладное искусство Осетии. М.,1. Наука, 1973. 147 с.

62. Квятковс:<ий й.В. Перспективы и проблемы развития художественного воспитания школьников. // Эстетическое воспитание населения, м., 1988, с.42.49.

63. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

64. Колескмченко Т.О. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах: Дисс. . канд. под. наук. М., 1969.- 380 с.

65. Колокольцев Е.И. Художественная картина в процессе изучения литературы в 5-8 классах. Ученые записки МШИ им. В.И.Ленина, 1967,т. 265.

66. Козлинсккй В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. М.: Советский художник, 1975. - 239 с.

67. Красногорский Н.И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т. I. М.: Медгиз, 1954.

68. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М.-Л., 1963.

69. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957. -600 с.

70. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1959. - 469 с.

71. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

72. Кузин B.C. Психология: Учебник для под. училищ. 3-е изд. М.: Агар, 1996. - 304 с. илл.

73. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997. - 95 с.

74. Кузин B.C., Кубывкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть 2. М.: Дрофа, 1997. - 126 с.

75. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997.- 104 с.

76. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для средних специальных учебных заведений, 3-е изд. -М.: Агар, 1998. 334 с.

77. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству. М., Просвещение, 1977. 208 с.

78. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Просвещение, 1979. 191.

79. Кузнецова А .Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, изд-во "Эльбрус", 1982. 175 с.

80. Кузнецова А.Я. На земле Балкарии и Карачая //Декоративное искусство СССР. 1970, №8.

81. Коган Д.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979! - 620 с.

82. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

83. Дежнев В.Т. Учение о потребностях в современной психологии. "Ученыезаписки МГПИ. Психология", вып. I. М., 1939. - 195 с.

84. Лифпшц М.А. В мире эстетики. М: Изобразительное искусство, 198ё.318 с.

85. Лихачев С.Д. Древнерусская культура и современность //Декоративное искусство. СССР, 1970. №1.

86. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. Киев: Знание, 1973. -32 с.

87. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

88. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. - 463 с.

89. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников,- М.: Просвещение, 1965. 175 с.

90. Ломов С.П. Русские живописцы ХУШ-Х1Х веков. Учебное пособие. Беседы об искусстве для школьников. М., 1997. - 80 с.

91. ЮО.Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. 3-е изд. М.: Гослитиздат, Мин. прос. РСФСР, 1954.

92. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1971. - 498 с.

93. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1983. 192 с. илл.

94. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. -391 с.

95. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. - 598 с.

96. Луначарский А.В. Наука, религия, искусство. м., 1923.

97. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.

98. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

99. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. М.: Советская Россия, 1970.

100. Маль6ахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, изд-во "Эльбрус", 1984. 108 с.

101. Ю.Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкариии. Нальчик, 1962.

102. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под ред. А.К.Дремова,- М.: Высшая школа, 1975. -327 с.

103. Островский К. Воздействие искусства на человека.- Минск, 1969. 176 с.117,Очерки истории искусства. /Под ред. Г.Г.Поспелова. М., 1987. - 327 с.

104. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980). /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. М.: Педагогика,

105. П9.ПавловЙ.П. Поли. Собр.соч., т.З, кн.1. M.-JL, 195.

106. Павловские среды, т.2. M.-JL, 1949.

107. Педагогический словарь. В 2-х т. Т. 2. /Под ред. й.А.Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 767 с.

108. Педагогическое наследие /Белинский В.Г., Герцен А.И., Чврююевский Н.Г., Добролюбов Н.А., сост. А.Ф.Смирнов. -М.: Педагогика, 1987. 400 с.

109. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. I. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. М.: Педагогика, 1981. -336 с.124 .Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.

110. Казань: Изд-во Казанского университета. 1976. 200 с.

111. Переверзев JL Дизайн и фольклор //Декоративное искусство СССР. 1973.4.

112. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т.5. 127 .Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: Ошз Гос. изд-вохудожественной литературы, 1948. 888 с.

113. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996,- 631 с.

114. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

115. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1,2. /Гл. ред. В.М.Полевой.- М., 1986.131 .Порудоминский В.И. Первая Третьяковка. И.: Датская литература, 1979.- 127 с.

116. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество,- М., 1987. -254 с.

117. Пружан ИЛ., Пушкарев В.А. Натюрморт в русской и советской живописи. -Л., 1971.

118. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. М.: Агар, 1996,- 160 с.13 5.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.

119. Начальная школа. М.: Дрофа, 1998. - 224 с. 136 Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. - И.: Дрофа, 1998.

120. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С.Лейтеса. -М. 1996.-408 с.138. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. Л., 1968. - 289с.

121. Развитие творческой активности школьников. /Под род. А.М.Матюшкина,-М., 1991. 324 с.

122. Разин А.В. Воспитанию красотой. /Эстетическое воспитание в сельской юколе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, I960.79 с.

123. Разин Т.М. Народное искусство и современная творческая практика. //Сб.трудов НИИ ХП. Вып.2. М., 1963.

124. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 254 с.

125. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969. 188 с.

126. Репин И.Е. Далекое близкое. М.-Д, 1949. - 436 с.

127. Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

128. Ростовцев Н.Н. Лекции по курсу методики преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1968.

129. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998. - 251 с.

130. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.151 .Рубинштейн С.Д. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973.= 423 с.

131. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. в портретах, иллюстрациях, документах /Сост. В.Н.Баскаков, под ред. Е.И.Покусаева.- Л. 1968.

133. Сатарова Д.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.: МОГУ, 1997. - 24 с.

134. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: Вища шкода, 1977. 159 с.

135. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: Автореф.дисс. . докт. философ, наук. -Киев, 1963.-48 с.

136. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. -294 с.

137. Сеченов И.М. Элементы мысли. — Избр. произв. М., 1958.

138. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. Избр. произв. М., 1958.

139. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 93 с.

140. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб.: Научные труды Mill У им.В.И.Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 1994. - 196с.

141. Содружество искусств и уроки литературы. // Литература в школе, № I,1965, с.З.

142. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.:Знание, 1974. - 112 с.

143. Старкова З.С. Литература и живопись. М.: Просвещение, 1985. - Ш с.

144. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М.: Детская литература, 1984. 154 с.

145. Стасов В. Наши итоги на Всемирной выставке. Избр. соч.- М., 1962. 474с.

146. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., Наука, 1989.-287 с.

147. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. -118 с.

148. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Минск, 1978. -288 с.

149. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина, 2-е изд.- М.: Педагогика, 1971.-270 с.

150. Тегоюв Б.И. Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика. Т. I, 1985 -328 е.; т. 2, 1986-360 с.

151. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Советская педагогика. 1946, №6.

152. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. - 225 с.

153. Толстой Л.Н. и художники. Толстой об искусстве. Письма. Дневники. Воспоминания. М., 1978. - 321 с.

154. Толстой Д.Н. Полн. собр. соч. Т. 70. 483 с.

155. Толстой А.Н. Книга для детей. Полн. собр. соч. М.: Художественная литература. 1947-1951. Т. XI У. - 353 с.

156. Толстой А.Н. Педагогические сочинения. /Сост. Н.В.Вейкшан

157. Кудрявая). М: Педагогика, 1989. - 544 с.

158. Торшилова Д.Д. Принципы формирования эстетического восприятия вструктуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста. // Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1963.

159. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.

160. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР,1957.

161. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 9. М.: АПН СССР, 1950. - 604 с.

162. Ушинский К.Д. Избр.соч., т.2. М., 1939.

163. Филиппенко Л.А. Формирование эстетической потребности: Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 1972. - 18 с.

164. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. - 126с.

165. Формирование системы эстетического воспитания. Материалы симпозиума, проведенного 25-26 января в г.Москве, 1983. М., 1983.

166. Ходякова Д.А. Связь уроков русского языка и изобразительного искусства в работе по развитию речи учащихся В сб.: Межпредметные связи в преподавании русского языка. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977,- 176 с.

167. Ходякова Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. М., 1992.

168. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1950.-298 с.

169. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI., 1953.

170. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995. - 270 с.

171. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. "Проблема формирования духовных потребностей личности. Научные труды". Вып. 47.1. Новосибирск, 1970. 445 с.

172. Шацкая В.Н. и др. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М : АПН РСФСР, 1966. 184 с.

173. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание,1978.

174. Шмаринов Д.Н. Роль искусства в формировании среды //Искусство. 1973.9.

175. Шпикалова Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.

176. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977.

177. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.

178. Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 301 с.

179. Эстетическое развитие и воспитание молодежи (Лармин О.В., Ануфриев Е.К., Москвичева Е.Н. и др.). /Под ред. О.В. Лармина. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1978. - 325 с.

180. Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода). /Под ред. Б.ТЛихачева. -М.: Педагогика, 1960. -136 с.

181. Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. - 247 с.

182. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. М.: Просвещение. 1983. - 304 с.

183. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969.

184. Юон К.Ф. Об искусстве. М., 1959. Т. I.

185. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937.

186. Юный художник. Ежегодник. JL, 1961.

187. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание. 1976.