Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Национальное изобразительное искусство как средство воспитания учащихся I-VI классов

Автореферат по педагогике на тему «Национальное изобразительное искусство как средство воспитания учащихся I-VI классов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кошенов, Жанибек Сапашович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Национальное изобразительное искусство как средство воспитания учащихся I-VI классов"

На правах рукописи

КОШЕНОВ ЖАНИБЕК САПАШОВИЧ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАХСТАНА)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Москва - 2004

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Южно-Казахстанского педагогического университета Республики Казахстан

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Чарыев И.Т.

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ломов СП.

кандидат педагогических наук, доцент Козлов Э.П.

Ведущее учреждение:

Институт общего образования Министерства образования и науки РФ

Защита состоится « /Я » ох2004 г. в л? ^ часов на заседании Диссертационного совета Д 008.008.03 при Институте содержания и методов обучения РАО по адресу:

119909, г. Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан « » Сгнтигра 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

В.И. Дрига

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в образовавшихся после распада СССР независимых государствах, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе воспитания приобретают особую актуальность.

В настоящее время в Республике Казахстан появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций, создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются планы возрождения народной культуры, реформируется система воспитания и образования. Проблема динамичного развития системы воспитания и развития подрастающего поколения стоит сегодня перед обществом особенно остро.

Национальное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, духовную культуру, воспитать всю гамму эмоционально-ценностных отношений подрастающих поколений к окружающей действительности. Ведущее место в этом вопросе занимает национальное искусство, в том числе и изобразительное.

Именно в национальном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, национальное искусство активно участвует в процессе воспитания и развития личности учащихся. Систематическое и

ЕНБЛИОТЕКЛ СПетсрСург оэ

тей к национальному искусству служит гармоническому развитию их личности.

Национальное искусство - цельный, практически нечленимый в культурном и художественном отношении пласт специфического мировосприятия родовой группы людей. Развитие личности ребенка происходит гармонично в процессе присвоения им всей совокупности исторического опыта народа - и традиций, и норм жизни, и форм их выражения, пришедших от предыдущих поколений. Значит, необходимо осуществлять приобщение детей к народной культуре во всей ее целостности, комплексности и многообразии проявлений с целью формирования у детей как национального самосознания, так и художественных способностей. Эта непростая задача может быть разрешена, прежде всего, с позиций комплексного подхода к воспитанию и образованию в условиях взаимодействия искусств -объективной основы, на которой наиболее полно осуществляется воспитательное и образовательное воздействие искусства на учащихся.

Воспитание и развитие подрастающего поколения через национальное искусство - процесс чрезвычайно сложный и многогранный, требующий адекватного отражения в научных трудах и в практических рекомендациях. Различные аспекты этой педагогической проблемы решаются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов.

Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе Г.В. Беды, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, СП. Ломова, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова. Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Д.М. Кабалевского, Е.В. Квятковского, В.А. Космянской, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, Н.Б. Халезовой, Б.П. Юсова.

Вопросы методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения средствами изобразительного искусства, учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались такими педагогами, как А.В. Бакушин-ский, Г.В. Лабунская, В.Е. Пестель, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.Ф. Шехтель. Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников рассматривали Т.С. Комарова, Н.П. Са-

кулина, Н.Б. Халезова, О.С. Молотобарова, Т.Я. Шпикалова, B.C. Кузин, А.С. Хворостов, П.В. Лосюк и другие ученые.

В Республике Казахстан научные основы художественно -эстетического воспитания разработаны учёными К. Ералиным, И. Смано-вым, Д. Кемешовым, К. Тостемировым, А.К. Ниязовым, чьи работы оказали благотворное влияние на развитие теории и практики художественного образования и воспитания в школах Казахстана.

В последние годы в Республике Казахстан активно проводятся исследования в области художественного образования и воспитания с целью совершенствования содержания и методов преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Разработаны учебные программы, учебники, методические пособия, научно-методические рекомендации.

Ознакомление с исследованиями по проблемам воспитания детей средствами национального искусства показало, что изобразительное искусство рассматривается как важное средство развития личности, что в целом накоплен положительный опыт в данном направлении. Вместе с тем можно значительно расширить использование народного искусства в учебной практике. Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного искусства как национальное изобразительное искусство.

В существующих государственных программах по изобразительному искусству общеобразовательных школ Казахстана прослеживается тенденция изучения народного искусства как самоцель. При этом массовая практика художественного воспитания и образования ориентирована, прежде всего, на передачу детям ограниченного круга умений и навыков, частичных знаний об искусстве на основе формального анализа художественных произведений. Этот подход не обеспечивает творческого развития, формирования толерантного национального самосознания детей и развития их способностей к художественным суждениям.

Само по себе ознакомление с искусством различных народов не может в полной мере решить проблему воспитания у учащихся чувства дружбы, интереса к искусству других народов как неотъемлемой части сокровищницы художественного наследия всего человечества. Для воспитания таких глубоких по своей сути чувств одного ознакомления с национальным искусством недостаточно.

В настоящее время должны быть четко определены роль и место изучения основ национального изобразительного искусства в процессе воспитания подрастающего поколения, проведен отбор содержания, методов соответственно возрастным особенностям детей и социальным условиям воспитания.

Поэтому проблема нашего исследования - определение направлений в отборе содержания и развитии методики изучения национального изобразительного искусства как средства воспитания школьников - весьма актуальна.

Объект исследования - воспитание учащихся I-VI классов средствами изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогические условия успешного воспитания учащихся I-VI классов в процессе изучения национального изобразительного искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка успешности воспитания детей средствами национального изобразительного искусства. Основное внимание уделено проблемам обучения и воспитания детей в школах Казахстана.

Гипотеза исследования. Осуществление воспитания учащихся I-VI классов средствами национального изобразительного искусства будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- национальное изобразительное искусство будет представлено как часть целостной народной культуры;

- будут разработаны и обоснованы требования и условия, раскрывающие сущность национального изобразительного искусства, его историю и развитие, его влияние на воспитание школьников;

- будут систематизированы содержание, организационные формы и методы изучения национального изобразительного искусства, направленные на воспитания учащихся;

- будет достигнуто повышение мастерства педагогических кадров, реализующих технологии воспитания учащихся I-VI классов средствами национального изобразительного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

• выявить и обозначить актуальные проблемы в содержании курса изобразительного искусства I-VI классов с учетом национальной целостности культуры Казахстана и разнообразия ее национальных особенностей;

• обобщить и проанализировать педагогический опыт преподавания изобразительного искусства в казахской школе, в том числе национального;

• определить специфические воспитательные возможности изучения национального изобразительного искусства в казахской школе и его место в системе воспитания учащихся;

• выявить педагогические факторы, влияющие на повышение эффективности воспитания в процессе изучения национального изобразительного искусства;

• в ходе теоретического и экспериментального исследования выявить подходы к определению содержания организационных форм и методов процесса воспитания учащихся I-VI классов средствами национального изобразительного искусства;

• экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенных подходов в условиях образовательных учреждений Казахстана; разработать методические рекомендации по воспитанию учащихся I-VI классов средствами национального изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляют философско-социологическ'ие и психологические положения о развитии личности; методология педагогики как одной из антропологических наук; современные исследования в области нравственного воспитания и развития личности школьника; концепция деятельностного подхода; основные положения личностно-ориентированного образования; нормативные документы Республики Казахстан по вопросам образования (Закон «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Концепция обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах» и другие).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической, искусствоведческой, этнографической и специальной литературы по проблеме исследования; социально-педагогический анализ нормативной и программно-методической документации, программ, учебников и учебных пособий по изобразительному искусству, анализ результа-

тов творческой деятельности учащихся (рисунки, зарисовки, эскизы), обобщение педагогического опыта по существующей проблеме; беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей образовательных учреждений; педагогическое наблюдение по специально разработанным программам во время выполнения упражнений и заданий; проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1995-1997 гг.) был связан с изучением проблемы преподавания основ национального искусства в казахской школе; накоплением теоретического материала и практического опыта, связанного с применением традиционных программ по изобразительному искусству, с включением в них элементов национального искусства Казахстана. Осуществлялась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы по преподаванию национального изобразительного искусства; был проведен констатирующий эксперимент; выявлялись оптимальные пути и методы формирования нравственных качеств у учащихся средствами изобразительного искусства на уроках и в процессе внеурочных мероприятий в школе.

На втором этапе (1998-2000 гг.) были разработаны и экспериментально проверены методы, пути и средства улучшения воспитания учащихся на занятиях по изобразительному искусству; проводилась опытно-экспериментальная работа на основе разработанных материалов, осуществлялся качественный анализ полученных результатов.

Третий этап (2001-2002 гг.) - определение эффективности разработанных экспериментальных материалов путём анализа и обобщения полученных результатов; изложение хода и результатов исследования как единого целого; формулирование результатов и выводов, литературное оформление текста диссертации.

Базой для исследования явились общеобразовательные школы № 55 им. Торлан, № 54 им. С.Торайгирл, № 51 им. Толеби, № 52 им. М. Олимсу-лы Чимкентской области Республики Казахстан.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается методологией исходных теоретических позиций, достижениями педагогической и психологической наук, искусствознания, культуры, а также разработанной методикой исследования и ее

реализацией, адекватной задачам и логическим построениям, выводами опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

сформулированы и научно обоснованы воспитательные и развивающие возможности национального изобразительного искусства Казахстана как средства воспитания школьников;

определены место и роль национального изобразительного искусства в воспитании учащихся I-VI классов: формирование представлений об особенностях национальной культуры, толерантнрсти в межнациональных отношениях, развитие эстетической отзывчивости в сензитивный период;

выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, влияющие на повышение эффективности воспитания в процессе изучения национального изобразительного искусства (применение элементов народной педагогики, осуществление интеграции предметов эстетического цикла, перенос акцента с копирования образцов на развитие представлений о культуре в целом и способности к художественному суждению и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфических особенностей и определении педагогического потенциала национального изобразительного искусства, его возможностей в воздействии на воспитание учащихся в I-VI классах школ Казахстана; в обосновании комплекса методов педагогического воздействия на воспитание школьников в процессе изучения изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию учащихся I-VI классов средствами национального изобразительного искусства могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений, при разработке лекционного курса по методике изобразительного искусства для студентов педагогических колледжей и вузов, в системе педагогического просвещения родителей.

Разработанные программы и методические рекомендации по воспитанию учащихся I-VI классов средствами изобразительного искусства, условия его наиболее успешного осуществления, предложенный диагностический инструментарий для оценки динамики нравственного развития

школьников представляют определенный практический интерес и могут быть использованы в педагогическом процессе учителями, воспитателями, руководителями кружков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях отдела теории и методики обучения изобразительному искусству и музыке кафедры педагогики и психологии Южно-Казахстанского педагогического университета, на заседаниях кафедры трудового и профессионального образования Ленинабадского национального университета им. Б. Гофурова (2002 г), на научно-практических конференциях, конференциях молодых учёных и аспирантов Южно-Казахстанского государственного университета, на международных и республиканских научно-практических конференциях.

Научно-методические материалы по воспитанию учащихся I-VI классов средствами изобразительного искусства используются в Институте усовершенствования учителей Чимкента и Чимкентской области, при чтении лекций по методике изобразительного искусства для студентов ЮжноКазахстанского педагогического университета; разработанные программы и методические рекомендации по воспитанию учащихся I-VI классов средствами изобразительного искусства внедрены в школах №№ 51,52,54 и 55 Чимкентской области Республики Казахстан.

На защиту выносятся следующие положения:

разработка и научное обоснование педагогических возможностей национального изобразительного искусства, введение в содержание обучения изобразительному искусству элементов национального декоративно-прикладного искусства, использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и внеучебной работе способствуют эффективному воспитанию нравственных качеств у школьников;

использование национальных элементов в обучении изобразительному искусству значительно повышает качество содержания и методики занятий, делая их яркими, эмоциональными, близкими и понятными по духу, этнопсихологически доступными учащимся;

эффективность воспитания в процессе изучения изобразительного искусства в школе Казахстана неразрывно связана с изучением спе-

цифики культуры народа, его культовых основ, применением элементов народной педагогики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении диссертации обосновывается выбор темы, её актуальность, определяется цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Раскрываются методологические основы, основные этапы, научная новизна, теоретическая ценность, практическая значимость, достоверность и обоснованность исследования.

В первой главе «Научно-теоретические основы воспитания учащихся средствами национального изобразительного искусства» уточняется роль народного искусства в воспитании и художественном образовании учащихся на занятиях изобразительным искусством, раскрывается его влияние на формирование их личностных качеств, определяемых особенностями психофизиологического развития подростков, в ней также рассматриваются дидактические основы организации занятий по изучению казахского национального изобразительного искусства.

Во второй главе «Национальное изобразительное искусство в системе воспитания учащихся» определяются особенности казахского национального изобразительного искусства, раскрываются возможности его использования в качестве объекта художественно-творческой деятельности, рассматривается использование художественных традиций изобразительного искусства в этом процессе, показаны пути и средства применения национального изобразительного искусства в практике воспитательной работы современной школы, анализируются результаты опытной работы.

В заключении формулируется резюме исследования, подводятся итоги и намечаются возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Анализ состояния преподавания изобразительного искусства в условиях Казахстана показал, что на воспитание и формирование личности школьника оказывают влияние разнообразные общественные факторы, к которым можно отнести социальную среду, национальные традиции, общественные отношения. Все они в совокупности обусловливают формирование эмоционально-ценностного отношения школьника к миру, вослита-

ние нравственных качеств личности. Особое значение в развитии эстетической культуры ребенка, в формировании его художественного вкуса придается национальной художественной культуре.

Казахская школа внесла в дело воспитания подрастающего поколения существенный вклад, но не все возможности, которыми она обладает, использованы учителями изобразительного искусства. Сегодняшние школьники - это неисчерпаемый резерв народных мастеров, которые являются своего рода мыслителями, художниками, живущими идеями и атмосферой своей эпохи. Школа должна воспитывать у школьников эстетический вкус, формировать знания и понимание всех видов искусства, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства.

Одним из критериев народного искусства является обобщённость. В педагогической практике иногда совершают ошибку, понимая под традицией только освоение и продолжение опыта прошлого. Разумеется, органическое развитие всего прогрессивного, что было создано народом, составляет здоровую основу поступательного движения всех художественных культур народа. Но это должно быть именно развитие, освоение традиции. И дело не в том, чтобы одно принимать, а другое безоговорочно отвергать. Необходим критический анализ наследия и, стало быть, уяснение того жизненного и плодотворного, что в нём содержится. Поэтому не менее существенным является вопрос изучения тех явлений, которые рождаются на современном этапе развития культуры, и эта проблема имеет особое значение в качестве своего рода программы школы. Через искусство нация в художественной форме выражает свою эстетическую веру в нравственные идеалы. В искусстве, также как и в других сферах духовной и творческой жизнедеятельности народа, нация осознаёт себя как социальное целое, как общность. Ощущение общности, осознание принадлежности к ней, к её истории, традициям, культуре и составляет собственно основу национального чувства.

Важное достоинство изобразительного искусства заключается в его национальной основе. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из поколения в поколение как самое ценное. Каждый народ имеет свои особенности развития и бытия. На эти особенности влияют некоторые факторы -географическое положение, климатические условия, исторические предпо-

сылки. Каждая нация находит свои формы самовыражения с определенной идеей и смыслом. Изобразительное искусство не может существовать вне национального самовыражения. Национальное связано с конкретно-историческими особенностями народа и представляет собой не столько форму культуры, сколько ее содержание и всю структуру духовной жизни.

Изобразительное искусство - это важный элемент, составляющий историю культуры, отражающий крупные события в жизни народа и государства, определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. В диссертации на основе анализа литературных источников и этнографического материала показано, что национальное изобразительное искусство - категория историческая. В произведениях народного творчества нашли отражение герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями, путешествиями, представлены события давних лет, объединены те истины, которые проверены временем и жизненными обстоятельствами.

В диссертации раскрывается ряд выводов и положений о функциональности национального изобразительного искусства, уточняется понятие "национальное изобразительное искусство" и дается характеристика его основных признаков.

При исследовании исторических, социально-педагогических аспектов обнаруживается, что народная педагогика имеет глубокие корни и построена на практическом осмыслении содержания и цели жизни. В народной педагогике переплетаются с жизнью философские мысли, идеи, языческие предания, исторические факты. Единственным фактором передачи от поколения к поколению художественных традиций, умений и навыков художественной деятельности была народная (или этническая) педагогика, которая представляет собой народные традиции воспитания, слитые первоначально с языческой мифологией и зачатками философии и искусства.

Народная педагогика, как и искусство в целом, объединяется общей целью и служит на благо человека. Эти воспитательные, социальные функции заложены в основе науки, искусства, в том числе и народного творчества, на котором во многом построены произведения искусств отдельного народа и индивида. Д.С. Лихачев подробно описывал механизм действия народного искусства на внутренний мир человека, называл на-

родную педагогику "пищей", на которой человек растет и впитывает все, что можно назвать искусством жизни.

Благодаря изобразительному искусству и его функциям выросли многие поколения, которые несли с собой любовь к родине, к природе, к матери, которые хорошо знали, что такое добро и красота, честь и совесть. Изобразительное искусство раскрывает в человеке самые лучшие черты его души и его дел и заставляет нас обратить внимание на его высокое предназначение в педагогике семьи и общества.

Функции изобразительного искусства безграничны, как и само изобразительное искусство, но, тем не менее, в диссертации отмечаются некоторые яркие функциональные признаки национального изобразительного искусства:

- формирование нравственного начала, чувства патриотизма, любви к отечеству, к родному краю;

- знакомство через жанры национального изобразительного искусства с окружающим миром, налаживание взаимодействия с ним;

- нравственное становление ребенка;

- сближение человека и природы, его знакомство с флорой и фауной;

-развитие творческих способностей человека, формирование его

эстетических взглядов

Исходя из названных функциональных признаков национального изобразительного искусства, мы определили задачи, стоящие перед учителем изобразительного искусства. Прежде всего, он должен обеспечить формирование духовной культуры учащихся, направлять весь процесс художественного образования и эстетического воспитания школьников на выработку у них ценностей ориентации в области высоко художественных образцов произведений изобразительного искусства.

Важной функцией изучения изобразительного искусства является приобщение школьников к народному художественно-прикладному творчеству, включение их в творческую деятельность по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство казахского народа имеет многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приемы и технологии из-

готовления изделий передавались из поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах - зооморфном, растительном и геометрическом. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конной упряжи с серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости. Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Большое внимание уделялось внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Анализ педагогической практики показал, что в некоторых районах Казахстана занятия школьников декоративно-прикладным искусством помогают сохранить и развивать народные промыслы. Например, в школе № 54 им. Торайгирл г. Чимкента, издавна известной богатейшими традициями в отделке одежды, вышивки бисером, аппликации мехом, народное искусство начало угасать. Возродили народные традиции в украшении одеж-

ды школьницы, занимающиеся в кружках декоративно-прикладного искусства. И сейчас удобная меховая одежда, выполненная в народном стиле ученицами эвенкийских школ, встречается довольно часто в повседневном обиходе эвенков.

В педагогическом отношении приобщение к декоративно-прикладному искусству имеет свою специфику. Во-первых, это проявление своей индивидуальности в работе, творчестве; во-вторых, это ориентация на мнение, оценку товарищей, руководителя кружка или более широкую аудиторию. Контроль за качеством создания декоративного изделия в кружке осуществляется по-разному. Это может быть и промежуточный просмотр незавершённых работ, когда школьники высказывают своё мнение о собственных работах и работах товарищей. Возможен также и самоконтроль для более старших школьников, когда они работая по конкретному образцу, сравнивая свою работу и образец, определяют качество изделия. Всё это приучает кружковцев к точности, аккуратности, самодисциплине.

Важной функцией изучения изобразительного искусства является ориентации детей на художественные профессии и ремесла. Изучение и анализ программ, учебников по изобразительному искусству показали, что объём профориетационного материала программы в первом классе составляет 36,0%, во втором - 40,0%, в третьем - 42,0%, в четвёртом - 53,2%, в пятом - 60,6%, в шестом - 72,0%. В среднем по курсу -55,71%. По видам же занятий по изобразительному искусству этот объём дифференцирован следующим образом: восприятие искусства - 24,7%, восприятие действительности - 10,5%, рисование с натуры - 24,7%, композиция - 40,5%. В учебниках по изобразительному искусству материалы по ориентации детей на художественные профессии и ремесла в среднем составляют 49,1%. В учебниках, к сожалению, совершенно не даются биографии мастеров изобразительного искусства, отсутствует информация об их творчестве и мыслях о своей профессии, условиях работы художников, народных мастеров-ремесленников.

Наши многолетние наблюдения за системой работы общеобразовательных школ показали, что престиж профессий, связанных с изобразительным искусством, среди учащихся школ не высок. Результаты Социологических исследований, проведенных нами с научно-исследовательским

институтом и Южно-Казахстанским педагогическим университетом среди учащихся I-VI классов, показали, что из искусствоведческих профессий готовы выбрать: живопись - 15,8 % школьников, скульптуру - 14,9 %, графику 13,9 % школьников. В то же время следует отметить, что большое число опрошенных (45,9 %) хотели бы получить профессию в области декоративно-прикладного искусства, а 31,2% пятиклассников и 17,3% шестиклассников в момент проведения исследования ещё не определились с выбором профессии.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками I-VI классов дало нам основание сделать вывод, что многие учащиеся основной школы недостаточно осведомлены о профессиях графика, скульптура, искусствоведа и рабочих профессиях декоративно-прикладного искусства. Это свидетельствует о наличии серьёзных недостатков в профориентационной работе с учащимися, в создании условий в школах для их профессионального и социального становления.

В диссертации обосновывается необходимость создания системы изучения национального изобразительного искусства как важного фактора воспитания учащихся. Такая система предусматривает обоснованный отбор содержания обучения детей, применение рациональных форм и средств обучения учащихся элементам национального изобразительного искусства, применение специального комплекса заданий и использование диагностического инструментария для оценки динамики нравственного развития младших школьников. Проектирование, разработка и проверка эффективности функционирования этой системы явились целью проведенного экспериментального исследования.

К опытно-экспериментальной работе были привлечены в общей сложности 650 учащихся I-VI классов четырех средних общеобразовательных школ Чимкентской области. На основе нашей системы для эксперимента были составлены программы, рабочие тетради и методические материалы, которые использовались в процессе учебных и внеучебных занятий.

Эксперимент состоял из двух этапов. Первый - констатирующий. В ходе этого этапа изучалось состояние проблемы воспитания нравственных качеств у учащихся, доказывалась возможность и выявлялись эффективные пути их формирования при изучении изобразительного искусства; устанавливались требования к разработанной системе формирования качеств

личности учащихся. На этом же этапе оптимизировалось содержание учебных планов и программ, выявлялись оптимальные варианты учебных материалов, определялись структурные элементы нравственных качеств у учащихся при изучении изобразительного искусства с целью усовершенствования учебных программ.

На этапе формирующего эксперимента проверялись на практике методы формирования нравственных качеств у учащихся; обрабатывались, анализировались экспериментальные работы; формировались основные выводы, готовились рекомендации в помощь учителям изобразительного искусства в общеобразовательных школах.

В процессе эксперимента осуществлялась проверка следующих основных положений:

-' возможность развития нравственных качеств учащихся в процессе обучения изобразительному искусству (на уроках графики, скульптуры, живописи, искусствоведения и декоративно-прикладного искусства) в рамках, предусмотренных учебным планом и программой;

- влияние проведенной коррекции содержания обучения, учебных планов и программ по изобразительному искусству;

- эффективность применения отобранных современных методов обучения на занятиях изобразительного искусства для формирования нравственных качеств у учащихся;

- влияние применения специального комплекса заданий на уровень усвоения знаний, умений и навыков по графике, скульптуре, живописи, искусствоведению и декоративно-прикладному искусству и на мотивацию выбора учащимися одной из профессий данного профиля.

Все участники эксперимента были разделены на контрольные и экспериментальные классы. Работа по формированию нравственных качеств учащихся по предложенной нами методике осуществлялась лишь в экспериментальных классах.

Были определены показатели сформированности ряда нравственных качеств у учащихся: осознание роли нравственных качеств; умение оценить значение нравственных качеств; умение реализовать нравственные качества в своей деятельности; умение оценивать наличие нравственных качеств у окружающих. В соответствии с этими показателями учащимся из контрольных и экспериментальных классов

были предложены задания, ответы на которые оценивались в баллах. Результаты полученных ответов (на примере данных по 1 и 2 классам) отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности нравственных качеств учащихся 1-х и 2-х классов (в баллах).

№№ пл Нравственные качества Баллы

Контрольные классы Экспериментальные классы

1 класс 2 класс 1 класс 2 класс

1. Справедливость 1,5 1,7 2,1 2,4

2. Честность 3,1 3,4 4,5 4,5

3. Трудолюбие 2,1 2,7 2,7 3,4

4. Доброта 1,8 2,3 2,5 2,9

5. Щедрость 1,9 2,2 2,6 2,9

Средний балл 2,1 2,5 2,9 3,2

Из таблицы видно, что целенаправленное создание и применение системы изучения национального изобразительного искусства как важного фактора воспитания учащихся дало положительные результаты. Если в контрольных классах (с 1 по 6 класс) средний балл находился в интервале от 2,1 до 3,0, то в экспериментальных классах этот балл колебался от 2,9 до 4,3. Это доказывает, что выдвинутые предположения подтвердились, применение разработанной в ходе исследования системы в условиях Казахстана оказалось эффективным.

Кроме того, в соответствии с поставленными в исследовании экспериментальными задачами осуществлялась проверка влияния применения разработанной системы на мотивацию учащимися выбора одной из профессий данного профиля. Для этой цели было выбрано несколько характерных тем уроков, направленных на ориентацию учащихся на профессии художественного профиля.

До начала эксперимента с помощью специальных анкет в 3-их классах ряда школ был проведен контрольный срез для определения исходного уровня художественных интересов младших школьников. Анализ результатов показал, что 275 детей по карте интересов набрали 4998 баллов, а направленность интересов учащихся характеризуется следующим образом: техническая - 14,7%, гуманитарная -10,3%, художественная - 16,7%, спор-

тивная -13,9%, коммуникативная - 14,5%, природная -15,6%, бытовая -14,3%.

Экспериментальной проверке подлежал разработанный комплекс заданий, направленный на ориентацию учащихся на художественные профессии: «Как работает художник» (1 класс); «Оформление эскиза открытки праздника Навруз» (2 класс); «Представление о цирке» (3 класс); «Караван верблюдов» (4 класс); «Беседа о прикладном искусстве» (5 класс); «Камалиддин Бехзод — гениальный художник Востока» (5 класс); «Натюрморт с гончарными изделиями» (6 класс); «Лепка Доирист и танцовщица» (6 класс).

Анализ экспериментальных работ по ориентации на профессии проводился на основе специально составленного плана, где учитывались: точность цели, соответствие заданий интересам учащихся, педагогическая ценность заданий, общественная значимость заданий, максимальная самостоятельность учащихся при плановом руководстве учителя, создание здорового климата в классе.

Анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальных классах, в которых применялся разработанный комплекс заданий, уровень профессиональной направленности возрос на 8,7 % в сельской школе и на 20 % в городской школе. Это дает результативность в среднем 14,3 % роста профессиональной направленности учащихся.

Можно сделать следующие общие выводы по результатам исследования.

1. Выявлен ряд факторов, оказавших влияние на становление и развитие художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения Казахстана: развитие национальной казахской культуры и профессионального искусства; появление национальных кадров художественного творчества; создание сети художественных школ, училищ, институтов; развитие методических исследований по данной проблеме.

2. Ознакомление учащихся I-VI классов с национальным изобразительным искусством, художественным наследием родного края, с произведениями мастеров национального казахского изобразительного искусства, отображающими традиции и жизнь народа, красоту родной природы, играет большую роль в формировании гуманистических качеств личности уча-

учащихся.

3.Необходимым педагогическим условием успешности художественного образования и эстетического воспитания школьников (особенно сельских национальных школ) средствами национального изобразительного искусства является создание системы изучения национального изобразительного искусства предусматривающей обоснованный отбор содержания обучения, применение рациональных форм и средств обучения, применение специального комплекса заданий, использование диагностического инструментария для оценки динамики нравственного развития младших школьников.

4. К важным педагогическим условиям раскрытия воспитательного потенциала национального изобразительного искусства относится художественно-профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства и художественного труда, основанная на органичном сочетании старых традиций и новейших тенденций развития современного изобразительного искусства.

5.В процессе исследования разработаны методические рекомендации по изучению национального изобразительного искусства в процессе преподавания предметов художественного профиля (рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство) как важного фактора воспитания подрастающего поколения.

6. Опытно-экспериментальная работа показала, что обучение учащихся элементам национального изобразительного искусства способствует не только формированию у учащихся важных нравственных качеств, но и воспитывает у них интерес в конкретных областях творчества, профориентиру-ет их на сознательный выбор профессии художественного профиля.

Проведенное исследование может послужить основой для дальнейшего поиска путей совершенствования структуры, содержания, форм и методов воспитания учащихся в процессе обучения изобразительному, в том числе национальному декоративно-прикладному искусству.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Кошенов Ж.С. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии. -Чимкент, 1989. - 17 с. (на казахском языке).

2. Кошенов Ж. С. Оформление книги «Судьба». - Алма-Ата, 1991. -С. 125-127 (на казахском языке).

3. Кошенов Ж.С. История преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах Казахстана. - Чимкент, 2002. - С. 117-119 (на казахском языке).

4. Кошенов Ж.С. Работа с образцами. Геометрический характер узоров изучаемых элементов. - Чимкент, 2002. - С. 119-120 (на казахском языке).

5. Кошенов Ж.С. Формирование нравственных качеств у учащихся при обучении изобразительному искусству в 1-У1 классах: Методическое пособие. - Чимкент, 2003. - 56 с. (на казахском языке).

6. Кошенов Ж.С. Формирование нравственных качеств у учащихся школ художественно-прикладного искусства. - Чимкент, 2003. - С. 109-110 (на казахском языке).

7. Кошенов Ж.С, Шыныбаева Г.Д. Значение народной педагогики в воспитании детей в современных школах. - Чимкент, 2003. - 79 с. (на казахском языке).

8. Кошенов Ж.С, Сапашов К.Ж. Формы и методы формирования нравственных качеств у учащихся в процессе воспитания при изучении изобразительного искусства. - Чимкент, 2004. - С. 267-271 (на казахском языке).

9. Кошенов Ж.С, Шыныбаева Г.Д. Технология формирования у учащихся творческой активности при изучении изобразительного искусства в школе. - Чимкент, 2004. - С. 272-275 (на казахском языке).

Издательство Института содержания и методов обучения РАО Москва, 103062, ул.Макаренко, д. 5/16. Тираж 100 экз.

í 169 A4