автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич, 2000 год
Введение.
Глава1. Теоретические основы развития творческой активности учащихся 5-7 классов средствами народного декоративно-прикладного искусства.
1.1. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника.
1.2. Психологические особенности развития творческой активности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
1.3. Возрастные, анатомо-физиологические особенности развития личности.
1.4. Педагогические возможности развития творческой активности школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством.
1.5. Роль и место национальной культуры, традиций и искусства в образовательном процессе.
Выводы.
Глава 2. Методические основы организации занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства в школе.
2.1. Формирование художественных навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства.
2.2. Дидактические принципы изучения основ народного декоративно-прикладного искусства.
2.3. Поисковый эксперимент. Анализ состояния преподавания и изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Казахстана.
2.4. Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства"
Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.
Особенно важным сегодня является дальнейшее обеспечение совершенствования уровня преподавания изобразительного искусства в школах, исходя из народных традиций, национальных особенностей народных промыслов. Необходимо разработать учебные программы, учебники по изобразительному искусству, методические пособия для учителей, с учетом современных требований развития общества и духовного возрождения национальной культуры. Эти требования и определили актуальность и современность работы, ее практическую значимость.
Следует отметить, что в системе нравственного и эстетического воспитания, в процессе обучения в школе, важная роль отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучать и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Народное искусство - «живой голос предков, историческая память, через него осуществляется связь времен и поколений».
В последние годы многие школы работают по специальным учебно-воспитательным программам, направленным на приобщение учащихся к духовной и материальной культуре народа, на воспитание у них чувства гордости и уважения к этому бесценному наследию. Наряду с разделами, предусматривающими знакомство детей с историей, традициями и обычаями, отдельно включены разделы по декоративно - прикладному искусству.
Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции и обычаи казахского и других народов, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре. Понятия ритма, гармонии цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, национальной орнаментики, полученные на занятиях, по декоративно-прикладному искусству, применяются на уроках трудового обучения при выполнении аппликаций, в вязании, вышивке, художественной обработке различных изделий, при изготовлении игрушек и т. д. В учебно-воспитательном процессе следует как можно шире использовать возможности национального искусства: национальные, народные и религиозные символы, графические, композиционные и живописные особенности и традиции казахского орнамента. Беседы об искусстве и красоте окружающей мира, систематически проводимые на занятиях, способствуют формированию интереса к народному, декоративно-прикладному, изобразительному искусству, расширяют представления школьников об окружающем мире. Изучение народного искусства в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства является необходимостью сегодняшнего дня. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков и является фундаментом современной культуры, следовательно, дальнейшее духовное, нравственное совершенствование общества невозможно без усвоения жизнелюбия и оптимизма народного искусства, народной культуры. Оно способствует решению труднейших задач в области эстетического воспитания молодежи, развития духовных потребностей, становления художественного вкуса, роста творческих способностей.
Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям действительности, необходимо использовать все резервы, использования занятий народным декоративно-прикладным искусством.
Теоретическое и дидактическое обоснование данной проблематики широко представлено в исследованиях педагогов и психологов. Основополагающее значение для данного исследования имели труды в области обучающей педагогики В.И. Андреева, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанско-го, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернера, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина и др.
Мы опирались на исследования в области общей и возрастной психологии JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Якобсона и др.
В области изучения методики преподавания использованы труды А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, H.H. Растовцева, H.H. Сокольниковой, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Основателем теории народного искусства считают B.C. Воронова. Проанализировав основные виды художественных ремесел, он делает вывод, что народное искусство имеет все потенциальные возможности для своего дальнейшего развития.
Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова и др.
В своих трудах B.C. Воронов, А.Б. Бакушинский, В.М. Василенко неоднократно отмечают родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образцов, особое чувство ритма в обобщенной пластике форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Справедливость высказываний ученых подтверждают материалы педагогических исследований, опыт практической работы, в которой активная роль отводится ознакомлению детей с народным искусством, обучению начальным приемам художественного ремесла. [108, 109, 168].
Безусловно, использование народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности. Анализ научной литературы показывает, что к проблеме использования народного искусства в педагогической практике обращаются многие авторы: Аристова У.В, Амиргазин К.Ж., Давидова Т.А., Даутов М.К., Корешков В.В., Канев В.Ф., Сарбагы-шев A.A., Соколова М.В., Хворостов A.C., Шпикалова Т.Я. и др. Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающиеся одних регионов страны, нельзя механически переносить на школы других регионов.
Состояние практики обучения изобразительному искусству в школе (в нашем случае - в школах Казахстана) требует от теории педагогики методически верного обоснования системы формирования у учащихся общеобразовательных школ изобразительных навыков с привлечением произведений народного искусства.
В настоящем исследовании основное внимание уделяется рассмотрению влияния традиций народного искусства на развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе художественного образования на опыте работы общеобразовательных школ Казахстана.
Основным направлением в исследовании проблем использования традиций народного творчества на уроках изобразительного искусства следует считать выявление взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием. Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить особенности урока развивающего обучения.
Таким образом, противоречие между потребностями общества в сохранении и развитии народного, а также декоративно-прикладного искусства и недостаточной практической разработкой активизирующих средств обучения школьников на основе национальных традиций определило тему исследования. Которая отражает изучение развития национального декоративно-прикладного искусства жителей Казахстана; поиск средств развития творческой активности школьников в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства и разработку методических рекомендаций, направленных на активизацию учебно-познавательной и творческой деятельности школьников (5-7 классов)
Цель исследования - поиск путей, методов и средств развития творческой активности учащихся, совершенствование художественного образования в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - учебно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения народного, декоративно-прикладного искусства народа Республики Казахстан.
Предмет исследования - творческая активность учащихся и содержание занятий, направленных на освоение традиций народного искусства, формирование художественных навыков и совершенствования изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что развитие творческой активности учащихся в процессе формирования художественных навыков может быть существенно повышено при условии, что:
- процесс обучения будет обеспечен научно-обоснованными рекомендациями по использованию в изобразительной деятельности традиций народного творчества, на основе национального, самобытного искусства Казахстана;
- в процессе обучения будут широко использованы художественные средства выразительности народного, декоративно-прикладного искусства Республики Казахстан;
- в процессе обучения будут использоваться различные методические приемы, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства;
- в изобразительной деятельности будет осуществляться тесная взаимосвязь между различными видами народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования художественных навыков.
В процессе теоретических и экспериментальных исследований были определены следующие
Задачи исследования:
- выявить основные характерные особенности изобразительной деятельности в народном искусстве, на которые следует опираться в процессе формирования художественных навыков у учащихся;
- выделить в народном искусстве такие его виды, элементы и приемы работы, которые могут быть включены в систему изобразительных навыков с целью усиления эффективности идейно-эстетического воспитания и художественного развития школьников;
- разработать методические рекомендации по активизации учебно-познавательной и творческой деятельности у детей школьного возраста с учетом традиций народного искусства.
Методологическую основу исследования составили работы по определяющей роли практической деятельности в развитии сознания и творческих способностей человека: программные документы по вопросам художественного и эстетического воспитания личности на современном этапе; достижения современной педагогической и психологической науки; творческое наследие казахского народа в области декоративно-прикладного искусства; концепция художественного образования, как фундамент системы развития творческой активности учащихся в школе, исследования в области методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусств, научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой. В исследовании мы опираемся на концепцию, рассматривающую народное, декоративно-прикладное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества.
В исследовании использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников, анализ программ по изобразительной деятельности, народному и декоративно-прикладному искусству;
- прямое и косвенное, длительное и кратковременное педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся;
- изучение и анализ готовых работ учащихся;
- педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;
- обобщение передового опыта учителей школ Казахстана и КазНИИ педагогики имени И. Алтынсарина.
Исследование проводилось с 1985 по 1999 г г. в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап - 1985-1992 г.г. - поисково-теоретический, в течение которого происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ ее состояния, исследование и обобщение опыта других преподавателей, изучение специальной литературы.
Второй этап - 1992-1995 г.г. - опытно-экспериментальный, в процессе практической работы в областной экспериментальной казахской школе № 5 города Семипалатинска. Проводилась и анализировалась работа по влиянию народного, декоративно-прикладного искусства в учебном процессе на развитие творческой активности школьников в процессе формирования художественных навыков.
Третий этап - 1996-1999 г.г. - заключительно обобщающий. Осуществлялась обработка, систематизация, проверка выводов и результатов исследования, оформление полученной информации, уточнение методических рекомендаций по формированию творческой активности учащихся 57 классов в процессе изобразительной деятельности средствами народного, декоративно-прикладного искусства.
Научная новизна исследования:
- охарактеризовано влияние освоения традиций народного творчества Казахстана на формирование познавательной активности в процессе изобразительной деятельности у школьников;
- выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного, декоративно-прикладного искусства на процесс формирования творческой активности школьников. Главные из них: интегративные, практико-ориентированные формы занятий с использованием материала различных видов народного искусства как эффективного средства развития творческой активности;
- обусловлено изучение национальных художественных традиций во взаимосвязи с определяющей их природно-социальной средой;
- разработаны методические основы преподавания народного, декоративно-прикладного искусства Казахстана, которое имеет свои художественные особенности и специфический язык средств выразительности;
- определены художественные средства решения образа в народном изобразительном искусстве, наиболее доступные в работе со школьниками и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.
Практическая значимость исследования.
Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по использованию традиций народного творчества в изобразительной деятельности школьников 5-7 классов в программах школ Казахстана с целью развития их творческой активности в процессе формирования художественных навыков. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы учителями школ, преподавателями изобразительного искусства, классными руководителями в процессе учебно-воспитательной работы, слушателями курсов повышения квалификации учителей.
Достоверность проведенного исследования обеспечивается значительным объемом собранных практических материалов. Соискатель непосредственно участвовал во всех этапах многолетнего экспериментального исследования. Результаты каждого этапа исследования проверялись в различных условиях учебного процесса, что позволило получить объективные данные.
Апробация основных положений проводилась в ходе педагогической деятельности соискателя в школах города Семипалатинска, на педагогической практике студентов Государственного университета «Семей» в областной экспериментальной казахской школе № 5. Результаты исследования использовались в процессе проведения методических консультаций для учителей школ, чтения лекций в Центральном институте усовершенствования учителей города Семипалатинска; в 1989-1990 годах по телевидению в цикле телевизионных передач «Использование эстетических возможностей предмета рисования и декоративно-прикладного искусства школ»; на Республиканской научно-практической конференции учителей по новому содержанию образования (г. Семипалатинск, 1989 год).
По теме научного исследования опубликовано в период с 1992 по 1998 г.г. 10 работ объемом около 6 п.л.
Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы (203 наименования), приложение.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы
Процесс развития творческой активности учащихся невозможен без серьезного освоения художественных навыков, изучения образного языка, средств, способов и приемов, используемых в практической деятельности для решения поставленных задач. Формирование навыков качественно улучшается в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства, так как оно позволяет развивать композиционное мышление, приемы использования таких художественно-выразительных средств, как линия, пятно, форма, цвет, ритм, симметрия, пропорция и многое другое
Знание и применение на практике данных закономерностей повышает уровень работ, благоприятно воздействует на состояние школьников, что, в конечном счете, приводит к повышению их творческой активности, заинтересованности, удовлетворенности.
Построение учебного процесса должно отвечать требованиям дидактики, которые направлены прежде всего на повышение качества обучения и его эффективности в процессе формирования личности. Так, принцип научности показывает глубокие межпредметные связи, он подкрепляет получаемые знания научными положениями. «Золотое правило дидактики» -принцип наглядности, является основополагающим при изучении материальной культуры народа, и активно воздействуют на учащихся, многократно увеличивая объем передаваемой информации. Углубленное изучение предмета, стимулирующее творческую активность, опирается на доступность и сознательность обучения. В то же время все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому они должны находиться в единой, последовательной системе, направленной на изучение основ народного декоративно-прикладного искусства, развивающих творческую активность учащихся.
Успешное проведение занятий, достижение поставленной цели возможно лишь в том случае, если изучаемый объект во всем доступен учителю, и он его знает в совершенстве. К сожалению, наши учителя испытывают серьезные затруднения при использовании материалов, связанных с народным декоративно-прикладным искусством. Это объясняется, во многом, недостаточной подготовкой самого учителя в стенах вуза. Из -за очень малого количества часов, отводимых на данную дисциплину. Вместе с тем сказывается малое количество учебных пособий, отсутствие необходимых методических рекомендаций, дидактических материалов, особенно по регионально-национальным направлениям, в том числе по народному, декоративно-прикладному искусству Казахстана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Казахское народное декоративно-прикладное искусство имеет несомненную социальную, художественную и педагогическую ценность, которая заключается в его познавательности, эстетическом и идейно-воспитательном значении. В связи с обретением Казахстаном независимости и суверенитета, преподавание декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе приобретает особую актуальность, поскольку в народном искусстве заложены большие возможности для патриотического, интернационального, нравственно-эстетического и трудового воспитания.
Методика обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству построена на тех же теоретических основах, которые характерны для любого педагогического процесса в школе, а именно: на принципах дидактики, научных положениях общей, возрастной и педагогической психологии, на требованиях практической направленности, соблюдения межпредметных связей и т.д.
Вместе с тем, специфика казахского декоративно-прикладного искусства, как своеобразного и яркого вида творчества, обусловливает необходимость постоянной опоры на такие важные основы в процессе обучения, как методологические принципы народного творчества, методы художественного познания - принципы народной методики и раскрытия национальных особенностей и традиций казахского народа и т.д.
Привлечение произведений народного декоративно-прикладного искусства на уроках по изобразительному искусству открывает широкий простор для совершенствования художественного образования школьников.
Центральным направлением в педагогических исследованиях проблем изучения традиций народного искусства мы считаем раскрытие взаимосвязи между процессом обучения, структурой урока и его содержанием.
Можно утверждать, что теория и практика народного декоративно-прикладного творчества в системе формирования художественных навыков школьников средствами народной традиции во многом способствует формированию художественно- творческой и художественно- нравственной личности. А выполнение специальных упражнений открывает возможности для формирования, творческой активности, познавательных процессов.
Навык, с нашей точки зрения, формируется на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения и восприятия искусства. Обычно уроки декоративно-прикладного искусства проводились с ориентацией на народно-профессиональные образцы. Мы задались целью создать у школьников понятие о характере возникновения орнаментальных форм, их художественной специфике, обусловленной окружающей ребенка реальной природой.
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей на материале традиций народного декоративно-прикладного искусства, особенно орнамента, значительно расширяет запас образных представлений детей. Уроки по изобразительному искусству мы строили таким образом, чтобы первоначальные изобразительные навыки были включены в процесс создания художественного образа.
Таким образом, основная цель изобразительной деятельности школьников - научить детей изображать образные линии и формы, как средство отражения жизненных впечатлений. Такой характер проведения занятий позволяет обеспечить высокую степень творческой активности учащихся на уроке.
Исследование показало, что развитие замысла в творческой игре с образными линиями связано с развитием ассоциативного мышления, с творческим развитием школьника. В процессе формирования образного замысла у школьников развивается целенаправленность мыслей и действий, способность комбинировать впечатления, полученные из разных источников, формируются навыки и умение самостоятельно изображать образные линии, усиливается степень самостоятельности при осуществлении творческого замысла, нарастает стремление к народному декоративно-прикладному творчеству. При тематическом подборе образной линии обеспечивается отражение жизненных впечатлений или элементов народного орнамента.
Результаты исследований подтверждают, что интерес у детей к традициям народного декоративно-прикладного искусства могут вызывать только те элементы, которые имеют образ, близкий жизненному опыту школьника, обладают яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, функциональностью.
Исследование позволяет определить основные педагогические условия усвоения традиций народного искусства в системе приобретения навыков изобразительной деятельности школьников и активизации их творчества.
В исследовании доказано, что в основе формирования изобразительных навыков школьников лежит их осознанное отношение к обобщенному художественному образу окружающей действительности, которое реализуется через творческую интерпретацию, характерную для традиций народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
В целом следует отметить, что проведенная работа оказала большое влияние на возрастное гармоничное, творческое развитие личности школьника, особенно в области умственного, нравственного, эстетического и художественного воспитания.
Дальнейшее углубление данной темы возможно в направлении изучения развития художественного творчества в период всего школьного обучения. Влияние народного декоративно-прикладного искусства казахов на развитие творческой и эмоциональной сферы школьников также может явиться интересной проблемой для самостоятельного исследования.
Наши исследования показали, что развитие творческой активности и познавательная изобразительная деятельность школьников направлена на решение трех основных групп задач:
1) освоение приемов изобразительной деятельности (учебно-организационные и учебно-технические навыки);
2) усвоение способов создания художественного образа (учебно-композиционные навыки);
3) познание способов, методов художественного творчества (способность к сопереживанию в процессе восприятия образов природы и объектов народного, декоративно-прикладного искусства).
Первая группа задач носит характер учебно-поисковой деятельности на основе практических и логических действий по образованию представлений об объекте изображения и переносу их в материал (при помощи цвета, линии, композиции и т.д.) и решается на занятиях учебно-практического, художественно-творческого характера. Дидактическая сущность данных задач заключается в организации поисков необходимых элементарных приемов, навыков, технических изобразительных средств.
Эту стадию в процессе обучения декоративно-прикладному искусству мы рассматриваем как необходимую (учебно-техническую) в решении более сложных познавательных и творческих задач и понимаем ее как стадию поисковых задач, совокупность решения которых позволяет сформировать у учащихся изобразительную грамотность, определенный практический опыт и существенно развить творческую активность.
Вторую группу задач мы оцениваем с точки зрения их художественно-образной и познавательной сущности и относим к ведущим аспектам проблемы, которые могут решаться как в процессе практической изобразительной деятельности, так и при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства.
В отличие от первой группы проблем, данная группа обладает большими возможностями для выражения личного, эмоционально-эстетического отношения к объекту изображения, поскольку поиски и отбор способов создания художественного образа определяются их «возможностями» с наибольшей полнотой передавать выразительность движения при составлении композиций, то есть опосредованную реализацию отношения субъекта к изображаемому объекту, явлению, факту действительности.
Третья группа задач обусловлена тем, что формирование изобразительных навыков необходимо сочетать с развитием художественно-образного мышления. Эти проблемы мы определяем на основе специфики процесса создания и материального воплощения художественного замысла, то есть на основе особенностей методов художественно-изобразительного творчества. Данная группа проблем объединяет проблемы художественно-образного обобщения (конкретизации, типизации, стилизации на основе художественного анализа, сравнения, перенесения, сопоставления, фантазии и т.д.) фактов, явлений, объектов, предметов действительности через художественный замысел и его материализацию, художественно-образное воплощение.
Цель деятельности учащихся в решении задач данной группы заключается не только в усвоении знаний и изобразительных навыков, способов художественной деятельности, но и в приобретении новых духовно-эстетических качеств, эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, потребности в дальнейшей художественно-эстетической деятельности.
Таким образом, основными принципиальными условиями успешного формирования художественных навыков школьников во взаимосвязи с общим художественно-творческим развитием, средствами народного декоративно-прикладного искусства являются :
- связь содержания урока с окружающей ребенка средой;
- всемерное развитие наблюдательности школьника;
- развитие эмоционально-образного восприятия действительности;
- планирование уроков в тематические блоки;
- обеспечение содержательной и эмоциональной ценности для школьника того элемента и изображения в целом, которые он рисует;
- обеспечение самостоятельности ученика в создании художественного образа (в данном случае при орнаментальной форме на основе наблюдений объектов действительности).
Общие итоги опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили наше предположение относительно эффективности влияния традиций народного декоративно-прикладного творчества на формирование художественных навыков, на развитие творческой активности школьников.
Таким образом, правильное руководство учителя процессом занятий учащихся позволяет по настоящему реализовать учебные и воспитательные задачи урока: развитие творческой активности и овладение навыками художественного мастерства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич, Омск
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата. Жалын, 1979.-252 с.
2. Акишев К.А. и др. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.
3. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962. - 52 с.
4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 285 с.
5. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Советский художник, 1965. - 71 с.
6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Махачкала, 1968 - 23 с.
7. Алтынсарин И. Кибитка и дом. Собр. соч. Т. 1. - Алма-Ата, 1975.
8. Амиргазин К.Ж. Декоративно-прикладное искусство. М., 1995.
9. Амиргазин К.Ж. Казахское прикладное искусство (на каз. языке). Ал-маты. - 1995 -48 с.
10. Амиргазин К.Ж. Теоретические основы и методика обучения школьников казахскому декоративно-прикладному искусству. М., 1994.
11. Амиргазин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. - С. 15 .
12. Амиргазин К.Ж., Мырзаканов М.С. Прикладное искусство. Алматы, 1995.
13. Ананьев Б.Г. Человек предмет познания. Ленингр. Ун-т, 1969.
14. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
15. Аргынбаев X.А. Историко-культурные связи русского и казахского народа и его влияние на культуру казахов // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Каз. СССР. Алма-Ата, 1959. - 217 с.
16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -171 с.
17. Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1935. - 17 с.
18. Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата. - 1959.
19. Афанасьев В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. В кн.: Молодежь и образование. - М., 1972.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
21. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. -277 с.
22. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 286 с.
23. Балкенов Ж. Методическое руководство по изобразительной деятельности: Метод, руководство учителей начальных классов. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР. 1982. - 43 с. (на каз. яз.).
24. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. - 110 с.
25. Баранов С.П., Болтина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин A.B. Педагогика. М.: Просвещение, 1981. - 388 с.
26. Баримбеков Ж.Ш. Казахский орнамент. Альбом для раскрашивания. -Алма-Ата: Онер, 1986. 43 с.
27. Басенов Т. Орнамент Казахстана в архитектуре. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1957.-216 е.: ил.
28. Беляев Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1969. 158 е.: ил.
29. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М. Знание, 1981.
30. Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы).- М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
31. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982.- 174 с.
32. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
33. Болатбаев К. Использование народной педагогики в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства на материале Республики Казахстан. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата. - 1995.
34. Борев Ю.Б., Эстетика, 2-е изд., доп. М., 1975.
35. Булатов С.С. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в эстетическом восприятии школьников. Автореф. докт. .дис. М., 1993.
36. Булатов С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе. Автореф. дис. .канд. пед. наук, 1985.
37. Валиханов Ч. Вооружение киргиз и их военные доспехи. Собр. соч. -Т. 1. - Алма-Ата, 1961.
38. Валиханов Ч.Ч. Графическое наследие. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 5. -Алма-Ата, Издательство Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985.-С. 152-179.
39. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства у киргизов. Собрание сочинений. -Алма-Ата. Главная редакция Казахской Советской Энциклопедии, 1985. С. 48-71.
40. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. Художник, 1966. - 118 с.
41. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-ХХвв. Народное искусство Х-ХХ веков. М.: Искусство, 1974. - С. 105108.
42. Васильев Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1956, - 16 с.
43. Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 е.
44. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.
45. Венев И.Д. Экспериментальное искусство развития восприятия цвета в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1965. - С.19
46. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
47. Волков ИЛ. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
48. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Науч. тр. /Под ред. Б.Н. Юсова. М.: АПН СССР, 1981.- 159 с.
49. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.-350 с.
50. Воспитание дело творческое. - М.: Просвещение, 1978. - 147 с.
51. Воспитание увлечением. / Сост. А.Т. Лященко. М.: Мол. Гвардия, 1980.- 175 с.
52. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
53. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. - 446 с.
54. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. - 254 с.
55. Глазычев В.Л. Эстетическое воспитание вторая функция. Из истории эстетического и художественного воспитания. - М.: Сов. художник, 1975.-С. 64-74.
56. Глинская И.П. Декоративное рисование: Методические разработки. -Л., 1971.- 23 с.
57. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 кл. Киев: Радяньска школа, 1978. - 111 е.
58. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4-бкл Киев: Радяньска школа, 1981. - 126 с.
59. Гусельникова A.M. Совершенствование уроков пути к полной успеваемости: Из опыта работы Степногорской средней школы № 1 им. Н. Островского. - Алма-Ата, 1975. - 24 с.
60. Давыдов В В. Виды обобщения и обучения: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
61. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 1973.-С. 35 -45.
62. Данилова М.А. Процесс обучения в школе. М.: Учпедгиз, 1960. -С.299 .
63. Данилова М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 519 с.
64. Декоративное искусство СССР, 1980. № 9. - 49 с.
65. Дембинский С.И., Лавров A.M., Триселев A.B. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1-4 классов восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1968. - 64 с.
66. Деншин А.И. О мастерах Дымки // Сб. Трудов НИИ ИХП. Вып. 3. М., 1966.-С. 191-215.
67. Джангужин Р.Н. Новаторство как традиция: Проблема преемственности в развитии художественной культуры. Алма-Ата: Казахстан, 1982. -175 с.
68. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. - 144 е.: ил.
69. Джанибеков У. Эхо. Алма-Ата: Онер, 1991. - 301 е.: ил.
70. Дмитриева A.A. Формирование художественно-образного мышления у школьников / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. - С. 75-94.
71. Донцова Т.Б. Развитие реалистического отражения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1-4 классов: Сб. научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1981. - С. 49-75.
72. Елатомцев И М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Минск: Нарасвета, 1965.
73. Ералин К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах. Автореф. докт. .дис. М., 1992.
74. Ибрагимов У.Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Автореферат, дис. .канд. пед. наук. М., 1985. -19 с.
75. Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1991 . 125 е.: ил.
76. Иванов С.В. Типы структуры урока (Вопросы советской дидактики. -М.: Изд-во АПН РФСФР, 1952. 152 с.
77. Ивахнова Л.А. Методические рекомендации к проведению уроков восприятия изобразительного искусства (учебное пособие). Алма-Ата, 1993.-28 с.
78. Ивахнова Л.Г. Подготовка учителей к конструированию, содержание учебных предметов художественного цикла. Алматы, 1991. - 19 с.
79. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. -233 е.: ил.
80. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программа для общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
81. Изобразительное искусство УШ-Х1 классы. Программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства. М., 1991.
82. Изобразительное искусство в средней школе. Материалы к проведению эксперимента / Под ред. Б.П. Юсова. - М.: НИИ ОП АП СССР, 1972.-С.141 .
83. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. М., 1992.
84. Изобразительное искусство: Программа восьмилетней школы. Алма-Ата: Мин. просвещения Каз. ССР, 1983. - 61 с.
85. Изобразительное искусство: Программы восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1981. - 77 с.
86. Искусство и школа: Кн. для учителя / сост. А.К. Василевский. М. Просвещение, 1981. - 288 с.
87. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов НИИ общ. педагогики АПН СССР. М., 1981.-121 с.
88. Каган М.С. О прикладном искусстве (некоторые вопросы теории. М.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.
89. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1980. - 160 е.: ил.
90. Казакова Т.Г. Развитие у школьников творчества: Конспект занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985. - 192 е.: ил.
91. Казыханова Б. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании. Алма-Ата: Казахстан, 1967. - 167 е.: ил.
92. Казыханова Б. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата: Казахстан. 1973. - 223 с.
93. Казыханова Б., Алимбетова Е. Возьми в дорогу красоту. Алма-Ата: Онер, 1985. - 136 с.
94. Камаков А.О. Эстетическое воспитание 4-6 классов средствами декоративно-прикладного искусства (на материале народного декоративного искусства Казахстана): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.
95. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение. 1980. -123 е.: ил.
96. Касиманов С.К. Прикладное искусство казахского народа (на каз. яз.). -Алма-Ата: Казахстан, 1995. 193 с.
97. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
98. Кириллов Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. - 159 с.
99. Козыбаев М., Аргынбаев Х.А., Муканов М.С. Казахи. Историко-этнографические исследования. Алматы, 1995. - 420 с.
100. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 119 с.
101. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.-57 с.
102. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. - 80 е.: ил.
103. Корешков В.В. Программа педагогических институтов. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. М., 1987.
104. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Автореф. докт. .дис. -М., 1994.
105. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум. М.: Просвещение, 1981. - 127 е.: ил.
106. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1980. - 235 с.
107. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.
108. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
109. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
110. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. - 304 с.
111. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: Из опыта работы. Д.: Учпедгиз, 1962. - 94 с.
112. Лабунская Г.В. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству: Программы, инструктивные указания. М.: Учпедгиз, Полиграф, книга, 1948. - 40 с.
113. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
114. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 2-е изд., перераб. - Алма-Ата: Мектеп, 1964. - 140 с.
115. Лепский Г.С. Изобразительное искусство в системе начального образования (1-3 классы): Сб. научных трудов. /Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АГ1Н СССР, 1981. - С. 3 - 28.
116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,- 186 с.
117. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
118. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся / Под ред. В.Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -269 с.
119. Лында A.C. Методики формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учебное пособие. М.: Мин. просвещения, 1973.- 137 с.
120. Любарская Л.Н. Развитие художественной творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.
121. Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. - 363 с.
122. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 159 е.: ил.
123. Малик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96 с.
124. Малкин И.И. О современной модели урока. (Методические указания) /Под ред. Д.В. Василькеева. Казань, 1969. - 11 с.
125. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство в 3-х томах. Альбом. Алматы: Онер. 1994. - 248 с.
126. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
127. Медведев Л.Г. Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана, Алма-Ата, 1994.
128. Медведев Л.Г. Проблемы эстетического воспитания учащихся средней школы на занятиях по изобразительному искусству // Сб. пробл. развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по ИЗО. -Омск, 1996.-С. 11-21
129. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986,- С. 159
130. Медоев А. Гравюра на скалах. Алма-Ата, 1957.
131. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата: Кайнар, 1981 - 223 с.
132. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. Алма-Ата: Казахстан, 1979. - С. 120 .
133. Муканов С. Народное наследие (на каз. яз.). Алма-Ата, 1974.
134. Мурадова Э Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Фрунзе, 1968.-24 с.
135. Муратаев К. Художественные традиции народного искусства и современное керамическое производство Казахстана: Автореф. дис. .канд. искусствовед, наук. М., 1982. - 17 с.
136. Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Под ред. Н.В. Нурмухаммедова. Л.: Аврора, 1970. - 207 е.: ил.
137. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
138. Нешумов Б.В. Практикум в учебных мастерских. Технология конструкционных материалов. М., 1979,- 191 е.: ил.
139. Нешумов Б.В. Художественное проектирование. М., 1980. - 174 с.
140. Никонова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.
141. Огородников И. Т. Повышение эффективности урока. М.: Знание, 1960.-39 с.
142. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. -190 с.
143. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175 е.: ил.
144. Пантелеев Г.Н., Максимов О.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство детям. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.
145. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976. - 24 с.
146. Позднякова Г., Сининькая Н. Казахские сувениры. Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 184 с.: ил.
147. Полунина В Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 е.: ил.
148. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с.
149. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казах-станцев. Алматы, 1997. - 117 с.
150. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. - 24 с.
151. Проблемы народного искусства: Сб. статей (НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. М.: Изобраз. искусство, 1982. - 168 е.: ил.
152. Развитие художественных способностей. Труды Института художественного воспитания. Вып. 100 / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: АПН РСФСР, 1989.
153. Раппорт С.Х. Мышление в образах и декоративность. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Сов. художник, 1969. - 188 с.
154. Рассохина Э. Казахские национальные традиции в современной одежде. Алма-Ата: Онер, 1982. - 80 е.: ил.
155. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1976. - 119 е.: ил.
156. Рондели Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 142 е.: ил.
157. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение. - 2-е изд. перераб. и доп., 1980. - 239 е.: ил.
158. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
159. Рыданова А.И. Современный школьный урок. Минск: Знание БССР, 1972-20 с.
160. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.
161. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей, 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 208 е.: ил.
162. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1978. 270 с.
163. Сейилжанова Г. Насипа народная мастерица: Метод, пособие. Алма-Ата: Изд. Респ. Дома народного творчества Казахстана, 1980. - 16 с.
164. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
165. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-96 с.
166. Стариченко Н.П. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. 17 с.
167. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.-247 с.
168. Сухомлинский В.П. Как воспитывать настоящего человека. Киев: Радяньска школа, 1975.-230 с.
169. Сюзева В.Ф. Исследования вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.
170. Тажмуратов А. Казахские прикладные искусства. Алма-Ата: Казахстан, 1977. - 96 е.: ил.
171. Традиции и новаторство в художественном освоении действительности. Сб. научных трудов / Под ред. К.К. Каратаева. Алма-Ата: Наука, 1981,- 109 с.
172. Турсун-Заде Ф.М. Художественные традиции и прогресс искусства. -Душанбе: Ирфон, 1976. 98 с.
173. Уроки изобразительного искусства: Методические разработки к типовой экспериментальной программе для общеобразовательных школ с 5-дневной учебной неделей. / Под общей ред. Б.П. Юсова. М.: АПН СССР, 1983.-87 с.
174. Уроки рисования в начальной школе (Г.В. Лабунская, Г.А. Назарев-ская, Е.Е. Рожкова). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 166 с.
175. Ушинский К.Д. Предметы первоначального обучения: Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т. 2. - М.: Учпедгиз, 1954. - 634 с.
176. Фоменко В.Т. Исследование структуры урока. Душанбе: Ирфон, 1969.- 155 с.
177. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (На материале Марийской АССР): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980.-29 с.
178. Хасанов В.Р. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1970. - 29 с.
179. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981. - 176 е.: ил.
180. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. М., 1983.
181. Хибнера В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса. Автореф. дис. .канд.пед.наук. JL, 1969. - 23 с.
182. Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. - 22 с.
183. Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 2. -М.: Педагогика, 1980.
184. Шацкий Т.С. Искусство как элемент детской жизни. Революция искусство - дети. - М.: Просвещение, 1966. - 122 с.
185. Шорохов Е.В. Композиция М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
186. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
187. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
188. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1975. - 95 с.
189. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. - 192 е.: ил.
190. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. Автореф. докт. .дис,- М., 1988.
191. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическое воспитание в средней общеобразовательной школе. -М., Докт. дисс. 1988 г.
192. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.- 192 е.: ил.
193. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979.-192 е.: ил.
194. Щербаков A.B. Проблема руководства изобразительным творчеством ребенка. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П. Юсова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981.-С. 95 -122.
195. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством. М.: Просвещение, 1969.-271 с.
196. Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1975. - 255 с.
197. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
198. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: - 23 с.
199. Юсов Б.П. Теоретические и педагогические основы системы знаний в изобразительном искусстве. Система эстетического воспитания школьников / Под общей ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - С. 169-214.
200. Юсов В.Н. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (О периодах возрастной актуализации занятий различными видами искусства. Теория эстетического воспитания. Вып. 3. М.: Изд-во АПН СССР, 1975. - С. 43 - 55.
201. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 78 с.
202. Яковлев Н.М. Методика и практика урока в школе. М.: Просвещение, 1970.-286 с.