автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Давалева, Дина Акрамовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства"
На правах рукописи ¿кс^
ДАВАЛЕВА Дина Акрамовна
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
31 ОКТ 2013
Омск 2013
005536283
Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания БОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
доктор педагогических наук, профессор Ивахнова Любовь Александровна
доктор педагогических наук, профессор Соколов Максим Владимирович;
кандидат педагогических наук, доцент Сухарева Альбина Павловна
БОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Защита состоится 26 ноября 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 413, тел.: (3812) 24-78-63.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, наб. Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 24 октября 2013 г.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Глобальные общественно-политические процессы, произошедшие в Российской Федерации, интеграция в мировое образовательное пространство выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе к методике преподавания образовательной области «Искусство». Концепция обучения изобразительному искусству ориентирует на понимание механизмов, которые способствуют развитию творческих качеств личности, формированию художественного вкуса. В настоящее время проблема развития художественного вкуса школьников приобретает особую актуальность, поскольку он необходим для полноценного художественного развития личности.
Значительная роль в решении задачи развития художественного вкуса отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (ДЛИ) как богатому источнику духовных, эстетических, художественных ценностей, позволяющему воспитывать у школьников культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, постигать духовные ценности предыдущих поколений и обеспечивающему интеграцию личности в отечественную и мировую культуру (Т. Я. Шпикалова, Л. Д. Рондели). Именно поэтому представляется важным поиск новых подходов к развитию художественного вкуса учащихся в процессе занятий ДЛИ.
В трудах европейских философов (Д. Аддисон, Г. Г. Гадамер, Г. Гегель, И. Кант, Ж. Ж. Руссо, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.) раскрывается смысл категории «художественный вкус» и отмечается, что вкус не является врожденным качеством, а вырабатывается и воспитывается в процессе специально организованного общения с искусством. При этом нет четкой грани между эстетическим и художественным вкусом. Определение понятия «художественный вкус» и проблему его воспитания у школьников рассматривает М. С. Каган, обозначивший значимость в его развитии постижения языка искусства и формирования практических художественных умений. В отечественной философии структура художественного вкуса определена учеными О. В. Дивненко, И. П. Никитиной, типология художественного вкуса обоснована В. А. Разумным, Л. Н. Коганом, критерии развитости вкуса представлены С. А. Наумовым.
Проблему формирования художественного вкуса в контексте становления и развития художественного образования в целом в России исследовали: В. Г. Быкова, И. Г. Девятьярова, С. Н. Замахаев, Н. Н. Ростовцев, В. Г. Рыженко, Г. А. Цветаев, Н. С. Юрцовский и др. Анализ трудов ученых свидетельствует о том, что развитие вкуса предполагает приобщение обучаемых к лучшим образцам искусства.
В XX веке отечественными учеными разрабатывались педагогические аспекты проблемы развития художественного вкуса учащихся.
A. В. Бакушинский рассматривает художественный вкус во взаимосвязи с развитием художественного восприятия; А. И. Буров, Г. А. Петрова, Л. П. Печко, Н. И. Киященко исследуют проблему развития художественного вкуса в процессе эстетического воспитания. Структуру художественного вкуса как оценочной категории рассматривает Б. Т. Лихачев, а И. П. Подласый и И. Ф. Харламов отмечают необходимость учета психологических закономерностей развития личности в воспитании вкуса. Однако в педагогических исследованиях не нашли отражения такие вопросы, как педагогические условия развития художественного вкуса.
Существенным условием успешного развития художественного вкуса учащихся является развитие навыков восприятия и оценки произведений изобразительного искусства. Значительный вклад в изучение этого вопроса внесли: Н. Н. Волков, А. В. Запорожец, Г. И. Кудина, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, А. Г. Маклаков, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, Ю. Н. Протопопов, С. Л. Рубинштейн и др. Вместе с тем недостаточно исследована специфика восприятия декоративно-прикладных произведений и особенности их восприятия подростками.
Вопросы теории и практики ДПИ находят отражение в трудах
B. А. Барадулина, В. С. Бадаева, М. А. Некрасовой, И. Н. Полынской, М. В. Соколова, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и др. Их исследования позволяют раскрыть сущность ДПИ, рассмотреть предпосылки в решении проблемы развития художественного вкуса.
Проблемы изучения народного ДПИ в художественном образовании школьников рассматривались в работах К. Ж. Амиргазина, Л. В. Березуц-кой, А. П. Кара, А. М. Ланина, И. Л. Набок, И. Н. Полынской, в которых выявляется педагогический и социально-культурный потенциал регионального искусства. Однако вопросам, посвященным развитию художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ, не уделяется должного внимания, и в практике работы с учащимися произведения регионального ДПИ используются крайне редко.
Анализ научных подходов к данной проблеме позволил сформулировать противоречия:
- между необходимостью развития художественного вкуса подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в процессе изучения регионального ДПИ;
- между потребностью общеобразовательной школы в изучении регионального культурного наследия и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения региональному ДПИ.
Данные противоречия вызвали необходимость исследования проблемы, заключающейся в разработке содержания и методики развития художественного вкуса подростков средствами регионального ДПИ. Сказанное обусловливает актуальность темы исследования «Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства».
Объект исследования - процесс развития художественного вкуса подростков на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования - содержание и методика развития художественного вкуса подростков средствами ДПИ Западно-Сибирского региона.
Цель исследования - теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности содержания и методики развития художественного вкуса подростков в условиях изучения ДПИ Западной Сибири.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие художественного вкуса у учащихся средствами ДПИ более эффективно, если:
- процесс обучения подростков построен с учетом особенностей художественного вкуса личности и созданы условия для его развития;
- в содержание и методику обучения изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный компонент, соответствующий потребностям и интересам ученика: в освоении знаний в области ДПИ Западной Сибири, в творческой деятельности, в самовыражении, в освоении национального искусства;
- процесс обучения осуществляется во взаимодействии художественного восприятия произведений ДПИ с практической художественной деятельностью, тесной взаимосвязи теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с различными художественными материалами.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть философские, психолого-педагогические особенности развития художественного вкуса подростков.
2. Выявить психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся в процессе изучения регионального ДПИ.
3. Обосновать содержание и методику развития художественного вкуса учащихся, ориентированных на региональное искусство.
4. Разработать критерии и показатели развития художественного вкуса, определить уровни его сформированности у учащихся в процессе обучения ДПИ.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных содержания и методики развития художественного вкуса учащихся в процессе обучения ДПИ Западной Сибири.
Методологическую основу исследования составляют:
- системный подход, позволяющий применять целостность и инте-гративность системы в конструировании содержания обучения (М. С. Каган, В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.);
- личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.), рассматривающий личность как субъект деятельности, которая формируется в деятельности и общении.
Теоретическую основу исследования составили:
- философские исследования о сущности художественного вкуса (Г. Гегель, И. Г. Гердер, М. С. Каган, И. Кант, Н. Л. Коган, С. А. Наумов,
B. А. Разумный, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.);
- труды по психологии, посвященные изучению специфики художественного восприятия как условия формирования художественного вкуса (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов и др.);
- концепции конструирования содержания учебной дисциплины (Л. А. Ивахнова, И. А. Колесникова, Л. В. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- концепции художественного образования школьников (В. С. Кузин,
C.П.Ломов, Л.Г.Медведев, Ю.А.Полуянов, Н.Н.Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др.);
- исследования по проблеме реализации национально-регионального компонента в художественном образовании (К. Ж. Амиргазин, А. П. Кара, А. М. Ланин, И. Н. Полынская и др.);
- труды, посвященные изучению педагогического потенциала ДЛИ (В. А. Барадулин, М. А. Некрасова, Л. Д. Рондели и др.).
Методы исследования: теоретический - анализ научной литературы; проектирование, обобщение и систематизация результатов исследования; эмпирические - анкетирование, педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; анализ продуктов деятельности учащихся пятых классов общеобразовательной школы: учебных и творческих работ, поделок по декоративно-прикладной деятельности.
Этапы исследования.
Исследование осуществлялось в течение 2003-2012 гг.
Первый этап (2003-2007 гг.) (теоретический) включал изучение состояния проблемы на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; анализ содержания и методических основ обучения ДЛИ; выявление педагогического потенциала регионального искусства в развитии художественного вкуса учащихся с учетом закономерностей восприятия художественных произведений; разработку научного аппарата исследования, определение исследовательской концепции.
Второй этап (2008-2010 гг.) (поисково-экспериментальный) был направлен на определение механизма, условий развития художественного вкуса подростков, на выявление критериев диагностики развития художественного вкуса на уроках регионального ДПИ, разработку содержания и методики его формирования, разработку программы обучения ДПИ Западно-Сибирского региона, ориентированную на региональные художественные промыслы.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) (обобщающем) осуществлялась проверка гипотезы в ходе проведения формирующего эксперимента, уточнялись отдельные стороны эффективности содержания и методики развития художественного вкуса, производилось обобщение данных, анализ и систематизация полученных результатов; результаты внедрялись в практику обучения учащихся общеобразовательной щколы.
Опытно-экспериментальпая база исследования — МАОУ СОШ № 4 (48 учащихся), МАОУ СОШ № 7 (22 обучающихся), МАУ ДОД «ДХШ им. В. Г. Перова» (15 обучаемых), МАУ ДОД ДШИ «Арт-Перспектива» (Тобольск) (12 учащихся).
Научная новизна работы заключается в том, что:
— определены особенности процесса развития художественного вкуса школьников, включающего организацию восприятия во взаимодействии с интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической художественной деятельностью под руководством педагога;
— разработана методика развития художественного вкуса, которая включает формирование знаний в области регионального декоративного искусства, умений воспринимать и оценивать произведения народных мастеров, понимать язык данного вида искусства, формирование опыта творческой деятельности по созданию декоративной композиции;
— обоснованы критерии развития художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— определена сущность понятия «художественное восприятие произведений ДПИ», которое трактуется как ряд взаимосвязанных психических процессов, выражающихся в целенаправленном созерцании и понимании декоративно-прикладного произведения, гармонии красоты и пользы, проявляющихся в суждениях учащихся о художественных качествах произведения и воплощающихся в практической художественной деятельности;
— определены элементы содержания и методики развития художественного вкуса подростков на уроках ДПИ, включающие: овладение принципами анализа и оценки произведений, овладение языком прикладного искусства, теоретическими знаниями и практическими умениями по ДПИ, средствами создания художественного образа в творческой деятельности;
— обоснованы теоретические принципы методики развития художественного вкуса подростков в процессе изучения ДПИ Западной Сибири, включающие: организацию восприятия декоративно-прикладных произведений во взаимодействии с практической художественной деятельностью, направленные на изучение языка ДПИ и формирование опыта творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработана и внедрена в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений вариативная часть учебной программы по изобразительному искусству, направленная на изучение художественных промыслов Западно-Сибирского региона, и поурочный тематический план занятий для учащихся пятого класса общеобразовательной школы, использование которых способствует развитию художественного вкуса учащихся;
— материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства, а также в организации внеурочной деятельности учащихся.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс развития художественного вкуса подростков как интегрального качества личности направлен на формирование способности чувственного восприятия, интеллектуально-познавательного (теоретического), практического и творческого опыта, проявляющегося в знаниях в области ДПИ, понимании его языка, умении самостоятельно оценить произведение искусства, а также в опыте создания декоративного образа в изделии.
2. Развитие художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ протекает эффективно при создании следующих условий: организация художественного восприятия подростков во взаимосвязи с художественной практической деятельностью; разработка содержания обучения, ориентированного на национально-региональный компонент; разработка методики развития художественного вкуса средствами регионального ДПИ.
3. Содержание обучения и методика развития художественного вкуса учащихся, ориентированные на региональное искусство, базируются на основных положениях системного и личностно-деятельностного подходов и включают следующие элементы: организация восприятия и художественной деятельности, способствующих усвоению знаний, пониманию языка, способов создания художественного образа на материале регионального ДПИ, формирование опыта творческой деятельности.
4. Критериями сформированности художественного вкуса учащихся на материале регионального ДПИ являются: теоретические знания и умения анализировать произведения ДПИ Западной Сибири, спо-
собность высказывать оценочные суждения о произведениях; практические умения и навыки в области ДПИ; творческая интерпретация полученных знаний, умений и навыков при создании художественного образа в собственной работе.
5. Методика развития художественного вкуса подростков предполагает последовательное изучение особенностей народных промыслов Западной Сибири, технологии исполнения, основана на единстве восприятия и практической деятельности и формировании опыта творческой деятельности.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов; участие в работе международных научно-практических конференций: «Православие и российская культура: прошлое и современность» (Тюмень: 11 У; Тобольск: ТГСПА, 2012); «Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года» (Новосибирск: НГТУ, 2012); всероссийских научно-практических конференций: «Профессионально-художественное образование: история, теория, практика» (Омск: ОмГПУ, 2010); межрегиональных: «Семиотика книжной культуры в контексте современности: региональный аспект» (Тобольск: ТГСПА, 2012). Материалы исследования обсуждались на совместных заседаниях кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета, на кафедре дизайна и художественного образования Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, на педагогических советах общеобразовательных школ № 4, 7 г. Тобольска.
Результаты исследования внедрены в педагогический процесс общеобразовательных школ г. Тобольска (№ 4, 7), детской школы искусств «Арт-Перспектива», детской художественной школы им. В. Г. Перова г. Тобольска, в практику обучения студентов художественно-графического факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева.
Структура и объем диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами. Объем основного текста диссертации составляет 147 страниц. Библиография включает 229 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и методология исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выносимые на защиту положения достоверность и обоснованность результатов исследования.
В первой главе «Научно-теоретические основы развития художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства» произведен анализ понятия «художественный вкус»; определены условия его развития; дано обоснование элементов содержания и методики развития художественного вкуса средствами регионального ДПИ; разработаны основные критерии оценки уровня развития художественного вкуса у подростков.
На основе анализа философской и педагогической литературы (А. В. Бакушинский, А. И. Буров, Г. Г. Гадамер, И. Кант, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. В. Луначарский, С. А. Наумов, В. А. Разумный и др.) художественный вкус определяется нами как интегральное качество личности, которое обеспечивает адекватное восприятие, эмоциональную оценку произведений искусства в единстве формы и содержания и обогащает практический опыт создания образа в художественном произведении. Механизм развития художественного вкуса как совокупность процессов состоит из освоения специфики регионального ДПИ, восприятия и анализа декоративно-прикладных произведений, применения средств выразительности и знания языка в практической художественной деятельности с последующей творческой интерпретацией знаний, умений и навыков при создании декоративных и стилизованных образов.
Теоретический анализ специфики и закономерностей художественного восприятия (В. Б. Блок, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Митькин, Б. С. Мейлах), особенностей восприятия произведений искусства подростками (В. А. Гуружапов, Л. А. Ивах-нова, Г. Н. Кудина, 3. Н. Новлянская и др.) позволяет определить художественное восприятие произведений ДПИ как ряд взаимосвязанных психических процессов, выражающихся в целенаправленном созерцании единства утилитарно-эстетических функций, изучении композиционной трактовки, колорита и технологии создания произведений, суждениях учащихся о смысловом значении, художественных достоинствах произведений и воплощающихся в практической художественной деятельности, что в совокупности и формирует художественный вкус. Художественное восприятие базируется на следующих компонентах: эмоциональное переживание, познание, осмысленность восприятия, теоретические знания, аналитический подход к произведению, художественно-творческая деятельность.
Развитию художественного восприятия подростков и пониманию ими художественных достоинств произведений способствует углубленное изучение ДПИ и организация художественно-творческой деятельности. По мере освоения специфики ДПИ, восприятия, анализа и оценки художественных произведений, овладения опытом создания декоративного образа в произведении с опорой на приобретенные знания о специфике языка данного вида искусства у школьников складываются собственные предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе приводят к развитию художественного вкуса.
Таким образом, одним из условий развития художественного вкуса является организация художественного восприятия произведений ДЛИ во взаимосвязи с практической художественной деятельностью по усвоению содержания обучения.
Разработка содержания обучения является необходимым условием развития художественного вкуса. Проектирование содержания обучения предусматривает отбор материала для изучения согласно принципам соответствия содержания общим целям современного образования, учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, принципу структурного единства содержания образования с учетом личностного развития и становления школьника (В. В. Краевский). Из указанных принципов следуют критерии отбора содержания, предложенные Ю. К. Бабан-ским. Критерий целостного отражения основных компонентов социально-культурного опыта предусматривает отбор знаний о специфике ДПИ (традиционность, приверженность канону, природосообразность, коллективность, преемственность, единство эстетического и утилитарного, синтетичность художественных вещей, единство материала и художественно-технических приемов, лаконичность и совершенство художественного языка, универсальность образов, выражение национального характера), его видах (роспись по дереву и металлу, ковроткачество, домовая резьба, художественная обработка кости), языке (обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность), средствах образной выразительности (цвет, тон, пропорция, ритм, объем); овладение способами создания декоративного образа по образцу; опыт творческой деятельности в области создания декоративных произведений. Критерий выделения главного в содержании предполагает отбор наиболее универсальных, необходимых элементов. Нами определены элементы содержания обучения: история регионального декоративно-прикладного искусства, техника исполнения, колорит и композиция, трактовка мотивов и орнаментальных элементов в произведениях ДПИ. Критерий соответствия возрастным возможностям учеников предполагает адаптацию материала с учетом возрастных и психологических закономерностей развития личности подростка.
Третьим условием развития художественного вкуса учащихся является совершенствование методики развития художественного вкуса учащихся средствами ДПИ. Таким образом, развитие художественного вкуса обучаемого зависит от содержания и методики обучения, разработанных педагогом в программе и реализованных в процессе обучения.
В развитии художественного вкуса подростков особая роль отводится изучению региональных художественных промыслов. Анализ работ, посвященных ДПИ Западной Сибири (Л. Г. Алферов, В. С. Бадаев, В. А. Барадулин, А. А. Валов, А. С. Максяшин, Л. М. Русакова, Н. И. Се-зева, Л. В. Чуйко, Н. X. Шайхдинова), позволяет выявить особенности: художественно-эстетические (взаимосвязь формы, материала и декора в произведении); технологические (выражаются в умении раскрыть эстетические свойства природного материала); стилистические особенности (колорит, главные элементы и композиционные мотивы) и ретроспективу его развития с момента возникновения до современности.
Конструирование содержания и методики обучения региональному ДПИ базируются на единстве содержательной и процессуальной сторон обучения, учете закономерностей обучения в целом (Л. А. Ивах-нова). Содержательный аспект обучения ДПИ характеризуется группой компонентов:
— изучение видов ДПИ России в целом и Западно-Сибирского региона в частности (сибирское ковроткачество, урало-сибирская роспись, деревянная домовая резьба, тобольский косторезный промысел);
— изучение законов композиции ДПИ, овладение языком выразительности через изучение формы, фактуры и способов обработки материала, колорита и символики цвета, принципов построения орнамента, техникой исполнения (роспись, ручное ткачество);
— организация творческой деятельности учащихся в единстве восприятия и практической художественной деятельности по изучению национального искусства и культуры.
Процессуальный аспект - построение процесса обучения ДПИ с учетом его логики, психологических закономерностей теории учения, творчества и восприятия художественных произведений. Данный аспект предполагает разработку технологии обучения, отбор методов, средств и форм обучения.
Анализ исследований по развитию художественного вкуса подростков, вопросов конструирования содержания учебной дисциплины и ее основных элементов, выявление комплекса универсальных знаний, умений, навыков по ДПИ, опора на базовые учебные программы по изобразительному искусству послужили основой для разработки содержания и методики развития художественного вкуса подростков на занятиях по региональному ДПИ.
Основополагающий элемент конструирования содержания и методики обучения - знания — основа развития художественной деятельности. У учащихся необходимо сформировать знания об утилитарно-эстетическом назначении предметов, материалах (шерсть, дерево, кость и др.) и способах работы с ними, последовательности изготовления, принципах декоративного оформления, колористического решения (колорит урало-сибирской росписи строится на сочетании красных, желтых, синих, зеленых тонов, цветовую гамму сибирских ковров отличает сочетание красных, зеленых, синих, желтых цветов, которые объединяют белые, коричневые, черные цвета), творчестве мастеров региона (А. М. Ковалева, М. К. Кульмаметьев, В. А. Русаев, В. К. Рябков, П. Г. Терентьев и др.).
Овладение знаниями осуществляется в процессе организованного восприятия, общения педагога и обучаемых, в ходе которого также формируются умения анализировать содержание и средства выразительности произведения, высказывать оценочные суждения. Научный анализ работ, посвященных вопросам восприятия и интерпретации произведений искусства (Е. Б. Мозговая, Т. М. Степанская, Т. П. Чаговец, Н. А. Яковлева), позволил выявить принципы формирования эстетических суждений и оценки произведений ДНИ Западно-Сибирского региона: принцип единства красоты и пользы предполагает одновременное решение утилитарных и декоративных задач; принцип технологичности проявляется в работе с материалом, в организации процесса изготовления; принцип выразительности художественной и функциональной, предполагает достижение композиционной целостности произведения различными средствами (материалом, технологией, формой, конструкцией, декором).
Организация художественной деятельности учащихся предполагает преобразование теоретических знаний в действенный опыт личности посредством последовательного решения изобразительных задач, что углубляет способность восприятия и является необходимым условием формирования художественного вкуса. Освоение сибирского ковроткачества направлено на формирование умений изображать отдельные элементы (бутон розы, мака), объединять их в композиционные мотивы (гирлянда, венок, букет), выполнять эскиз ковра, придерживаясь традиционного композиционного и колористического строя, соблюдая законы орнаментальной композиции, используя средства художественной выразительности. Изучение урало-сибирской росписи предполагает овладение приемом двухцветного мазка, умением выполнять простые композиции (венок, гирлянда, ветка, дерево), используя приемы организации композиционного центра и придерживаясь этапов выполнения росписи. Знакомство с косторезным промыслом предусматривает овладение технологией создания эскиза косторезного произведения (в анималистическом жанре) из пластилина, придерживаясь этапов, характерных для работы с костью (обру-
бовка, моделировка, гравировка), применяя способы стилизации изображения и средства выразительности (объем, фактура, цвет, пропорция); при изучении домовой резьбы педагог совершенствует у детей навыки работы с графическими и живописными материалами: учит добиваться тональных градаций при передаче объема; создавать проекты деталей оформления избы (наличник) традиционными мотивами, выстраивать их в орнаментальную композицию, используя средства создания декоративного образа.
Следующий элемент содержания — язык ДПИ - знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания искусства и действительности. В процессе овладения языком ДПИ происходит усвоение знаний о форме, цвете, декоре в ДПИ, формирование способности воспринимать и анализировать произведение. Изучение ковроткачества и урало-сибирской росписи предполагает изучение формы, колористического строя изделий, символики цвета, орнаментальных мотивов, принципов построения орнаментов (повтор, чередование, симметрия, асимметрия). Приобщение к тобольскому косторезному промыслу предусматривает понимание объемно-пластической выразительности форм произведений, фактуры и цвета материала, способов его обработки для создания выразительности образа. Знакомство с деревянной домовой резьбой ЗападноСибирского региона направлено на изучение пластической выразительности форм, расположения и ритма узоров, принципов композиционного размещения резного орнамента, его смыслового значения.
Необходимым элементом содержания обучения является художественный образ, который трактуется как некая психологическая целостность, возникающая при непосредственном восприятии или представлении предмета, предусматривающая единство материала, формы изделия, функционального предназначения, конструкции изделия, его декоративных свойств: цвета, фактуры, орнамента. Художественный образ в ДПИ отличается меткостью, продуманностью и правдивостью характеристик конкретного объекта, переданного с большой выразительностью, причем форма всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в ДПИ делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Осмысление и оценка художественного образа осуществляются в ходе восприятия декоративно-прикладных произведений.
Актуальным аспектом методики развития художественного вкуса учащихся явилось определение инварианта содержания регионального ДПИ. Инвариант отражает его специфику и является необходимым элементом содержания обучения ДПИ. Выявленная совокупность основных признаков ДПИ Западно-Сибирского региона включена в содержание
обучения (в вариативную часть), направленного на формирование у учащихся системы знаний о материальных и духовных ценностях своего края, о художественных промыслах Западной Сибири, совершенствование практических навыков, что находит отражение в суждениях учащихся и их художественно-творческой деятельности.
Важный элемент методики развития художественного вкуса школьников - формирование опыта творческой деятельности - предполагает самостоятельное решение новых для ученика проблем, что требует постановки художественных проблем, включения их в контекст изучаемых знаний. Общепринятым для процесса обучения признается воспроизведение, творческая интерпретация знаний и умений и собственно творчество. Последнее предусматривает разработку собственных эскизов, выполнение тематических композиций, в которые учащийся вносит собственное понимание прекрасного, проявляя чувство меры, понятие гармонического единства содержания и формы, что свидетельствует об уровне развитости художественного вкуса учащегося. В процессе изучения сибирского ковроткачества полезны задания по воспроизведению, составлению вариантов композиций из традиционных элементов (растительных), по разработке эскизов орнаментальных композиций. В урало-сибирской росписи репродукция подразумевает копирование мотивов узора, творческая работа предполагает разработку вариантов трактовки отдельных элементов и росписи в целом для выбранного образца (на бумаге). Знакомство с косторезным промыслом включает изучение мотивов через воспроизведение композиций из кости (с изображением животных), выполнение зарисовок сюжетной композиции с последующим их воплощением в объеме (скульптурный пластилин). При изучении домовой резьбы полезны задания по выполнению зарисовок с исторического образца наличника, составлению собственного эскиза подоконной доски с применением традиционных мотивов, разработке вариантов декора наличника.
Содержание компонентов обучения, отражающее традиции художественных промыслов Западно-Сибирского региона, позволило разработать критерии и показатели развития художественного вкуса у подростков: овладение теоретическими знаниями в области ДЛИ Западной Сибири; овладение умениями эмоционального и глубокого анализа произведений и способность высказывать обоснованные оценочные суждения; овладение практическими умениями и навыками, техникой работы с художественными материалами; овладение языком ДЛИ; овладение опытом творческой деятельности по созданию художественного образа в декоративном произведении. С опорой на критерии и показатели были определены уровни развития художественного вкуса учащихся (высокий, средний, низкий) и дана их характеристика.
Во второй главе «Реализация содержания и методики формирования художественного вкуса учащихся в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно-прикладному искусству» раскрываются содержание и методика развития художественного вкуса подростков на уроках ДПИ Западно-Сибирского региона; описываются результаты констатирующего и формирующего экспериментов, а также представлена динамика развития художественного вкуса учащихся в условиях опытно-экспериментального обучения ДПИ Западной Сибири.
Для всестороннего изучения объекта исследования с учащимися пятых классов проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня развития художественного вкуса. Результаты наблюдения, анкетирования, анализа письменных и практических работ показали, что учащиеся недостаточно владеют теоретическими знаниями в области региональных художественных промыслов в контрольном классе (КК) - 96,7 % и экспериментальном (ЭК) - 95,8 %, умениями анализа и оценки художественных произведений (в КК - 83,3 %, в ЭК - 79,2 %); низкий уровень овладения практическими умениями и навыками в области регионального декоративного искусства отмечается в КК - 85,4 %, в ЭК - 83,3 %; непонимание языка ДГШ в КК - 87,5 %, в ЭК - 83,3 %; отсутствие опыта творческой деятельности составляет в КК - 93,1 %, в ЭК -91,7%. Констатирующий эксперимент показал, что общий уровень развития художественного вкуса у подростков по всем показателям является низким и составляет в КК — 89,2 %, в ЭК - 86,7 %. Результаты эксперимента подтверждают необходимость разработки методики развития художественного вкуса подростков на занятиях по региональному ДПИ.
Методика развития художественного вкуса разрабатывалась с учетом таких современных образовательных технологий, как программированное обучение (ключевые моменты: восприятие, осмысление, запечат-ление); проблемное (проблемные вопросы для выявления специфики региональных промыслов), обучение в сотрудничестве (совместный поиск композиции, обсуждение эскизов, выполнение работы учеником части коллективной композиции.
В ходе экспериментального обучения учащиеся осваивали четыре раздела: традиции сибирского ковроткачества, урало-сибирской росписи, деревянной резьбы Западной Сибири, художественной обработки кости, включающие следующие содержательно-дидактические компоненты:
— история возникновения и развития художественных промыслов;
— особенности произведений ДПИ Западно-Сибирского региона: колорит, мотивы и главные элементы, композиционный строй;
— средства художественной выразительности (линия, цвет, пропорция, объем, ритм, метр); композиционное решение произведений, приемы организации композиционного центра;
— язык ДЛИ (смысл образов, символика цвета и декоративных элементов, принципы построения и ритмической организации орнаментов, средства создания декоративности в произведении);
- технология создания произведений.
Методика развития художественного вкуса подростков в процессе обучения художественным промыслам Западно-Сибирского региона построена на единстве процессов восприятия и анализа декоративно-прикладных произведений, понимания и применения средств образной выразительности в практической художественной деятельности. Это достигается за счет того, что обучение региональному ДЛИ осуществляется в определенной системе и предполагает постепенное усложнение теоретического материала и упражнений: предъявление знаний (беседа), анализ художественных произведений, воспроизведение знаний (упражнения), творческая интерпретация знаний и умений при создании декоративной композиции.
Беседа строится на основе постановки проблемных вопросов на предмет знания истории развития традиционных промыслов Западной Сибири, понимания их специфических черт (техники исполнения, колорита, трактовки мотивов и элементов декора), что позволит сформировать у школьников представление о значимости художественного наследия региона, необходимости его изучения. В связи с этим теоретический материал подается с подробным разъяснением, сопровождающимся использованием наглядных средств обучения: подлинных произведений, электронных презентаций, слайдов, фотографий с исторических образцов, дидактических таблиц, репродукций.
Организация общения подростков с искусством направлена на преодоление существующих проблем в художественном восприятии учащихся, таких как: отсутствие установки на восприятие, отождествление искусства с реальностью, сложности в понимании и оценке образного строя, изобразительных средств и языка искусства, содержательной и художественной формы, а также в выражении отношения к произведению. Организация восприятия декоративно-прикладных произведений включает три стадии. Первая предусматривает определение учащимися вида ДПИ, к которому относится произведение, его функционального назначения, техники исполнения, установление взаимосвязи утилитарных и эстетических качеств. На второй стадии раскрываются композиционные средства, используемые для создания образа, специфика языка ДПИ. Учащиеся анализируют построение орнамента (в урало-сибирской росписи, сибирском ковре, домовой резьбе) или объемной композиции (резная кость) с учетом формы и назначения предмета, выявляют главные и второстепенные элементы, что приводит к пониманию специфики композиционного строя произведений региональных мастеров (уравнове-
шенность, симметрия, колорит узора, цвет фона). На третьей стадии учащиеся высказывают суждения об эмоциональном воздействии произведения, его художественных достоинствах. Происходит формирование оценочного отношения и развитие художественного вкуса личности.
Личностно-деятельностный подход в методике развития художественного вкуса позволяет использовать метод проблемного изложения (выявление художественных особенностей региональных промыслов), эвристическую беседу (постановка проблемных вопросов с целью осмысления специфики языка ДЛИ), исследовательский метод (проблемно-поисковые задания).
В ходе экспериментального обучения учащиеся выполняли серии заданий, направленные на изучение определенного вида ДПИ: освоение технологии, элементов и композиционных мотивов; изучение принципов и законов построения орнаментальной композиции; формирование умений и навыков по применению средств художественной выразительности, навыков в работе с художественными материалами в составлении эскизов. В ходе изучения сибирского ковроткачества учащиеся выполняли изобразительные элементы, копировали мотивы узора, разрабатывали эскизы композиции ковра. В процессе ознакомления с урало-сибирской росписью учащиеся исполняли графические и живописные элементы, эскизы композиции узора для декора разделочных досок. В ходе изучения домовой резьбы дети выполняли зарисовки орнаментальных мотивов, эскизы узора наличника, декора избы; при освоении косторезного промысла — зарисовки скульптурных миниатюр с изображением животных, тематических композиций (на литературные и северные мотивы). Система практических заданий направлена на формирование необходимой основы, позволяющей учащимся решать творческие задачи в процессе воплощения собственного замысла в декоративном произведении.
Задания творческого характера направлены на применение полученных знаний, умений, навыков в процессе создания художественного образа декоративного произведения и предполагают поиск и использование средств выразительности, принципов построения орнамента, разработку различных вариантов орнаментальной и объемно-пластической композиции. Учащиеся выполняли композиции ковра с имитацией материала, разрабатывали эскизы узора для декора сумки. По мотивам урало-сибирской росписи учащиеся создавали эскизы для украшения кухонной мебели, прялок, матрешек, расписывали разделочные доски, шкатулки, пасхальные яйца, медальоны. По мотивам домовой резьбы дети составляли различные варианты орнаментов для украшения наличника и избы в целом, конструировали фасад дома и декоративные элементы; в ходе изучения косторезного промысла выполнялись эскизы с изображением животных (в объеме), зарисовки украшений (брошь, гребень), эскизы
брелков, сюжетной композиции в проекте и имитации материала (пластилин). В работах учащиеся должны были продемонстрировать понимание языка ДПИ, технологии создания произведений, а в целом — художественный вкус.
В процессе обучения использовались различные формы проведения занятий: виртуальная экскурсия, посещение выставок, организация экспозиций детских работ, встречи-беседы с художниками, мастерами, что позволило активизировать интерес учащихся к искусству своего региона, придать знаниям эмоциональную окрашенность, формировать эмоционально-ценностное отношение к миру.
Результаты опытно-экспериментального исследования, характеризующие уровень развития художественного вкуса школьников, показали, что теоретические знания, умения воспринимать декоративно-прикладные произведения, практические умения и навыки в области регионального ДПИ, а также опыт творческой деятельности по созданию художественного образа в декоративном произведении учащихся экспериментального класса значительно выше, чем в контрольном классе. В экспериментальном классе достигли высокого уровня 39,1 % учащихся, 57,5 % — среднего, 3,4 % учащихся остались на низком уровне. В контрольном классе на высокий уровень продвинулись лишь 17,5 % учащихся, 28,6 % -на средний, 53,9 % учащихся остались на низком уровне.
Результаты проведенного нами исследования подтверждают эффективность разработанной методики развития художественного вкуса подростков в условиях изучения художественных промыслов ЗападноСибирского региона.
В заключении подведены итоги исследования, представлены основные выводы и результаты:
— рассмотрены научные основы развития художественного вкуса подростков и доказано, что эффективность этого процесса обусловлена интеграцией интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности, направленной на изучение особенностей регионального ДПИ;
— конкретизировано понятие «художественное восприятие произведений ДПИ», которое трактуется как ряд взаимосвязанных процессов, направленных на целенаправленное созерцание и понимание декоративно-прикладного произведения, на постижение гармонии красоты и пользы, проявляющихся в суждениях учащихся о художественных качествах произведения и воплощающихся в их практической художественной деятельности;
— выявлены психолого-педагогические условия развития художественного вкуса подростков в процессе изучения ДПИ: организация художественного восприятия во взаимосвязи с практической художествен-
ной деятельностью,' направленной на постижение взаимосвязи формы, материала и декора художественной вещи, усвоение технологии ее создания; разработка содержания обучения ДПИ, включающего изучение его специфики, языка, средств образной выразительности, формирование умений анализа декоративных произведений и опыта творческой деятельности; разработка методики развития художественного вкуса, включающей овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и опытом творческой деятельности;
- научно обосновано содержание и разработана методика развития художественного вкуса учащихся, включающая организацию художественного восприятия произведений ДПИ в единстве с практической художественной деятельностью, направленной на изучение знаний, понимание языка регионального ДПИ, формирование умений, навыков работы с художественными материалами, опыта творческой деятельности;
- обоснованы критерии, позволяющие определить уровень развития художественного вкуса подростков в ходе экспериментального обучения: теоретические знания и умения анализировать произведения ДПИ Западной Сибири, способность высказывать оценочные суждения о произведениях; овладение практическими умениями и навыками в области ДПИ; творческая интерпретация полученных знаний, умений и навыков при создании художественного образа в собственной работе;
- экспериментально доказана эффективность предложенной методики развития художественного вкуса учащихся, включающей организацию поэтапного восприятия и анализа декоративных произведений в сочетании с практической художественной деятельностью по созданию художественного образа на материале регионального ДПИ.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что подтверждена гипотеза и решены задачи. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты поставленной проблемы, возникает необходимость дальнейшего изучения механизма развития художественного вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства, на внеурочных занятиях и других вопросов эстетического воспитания школьников.
Приложение включает диагностические материалы: анкеты, вопросы. Иллюстративным материалом служат фотографии учебных и творческих работ учащихся, выполненных в условиях формирующего эксперимента.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Работы, опубликованные в журналах, включенных в реестр ВАК РФ:
1. Давалева, Д. А. К вопросу о концепциях эстетического воспитания в современном образовательном процессе [Текст] / Д. А. Давалева // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований. -2008. - № 4 (16). - С. 89-94 (0,32 п. л.).
2. Давалева, Д. А. Проблема художественного вкуса в трудах европейской и русской философско-педагогической мысли [Текст] / Д. А. Давалева // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2011. - № 3 (98). - С. 196-200 (0,47 п. л.).
3. Давалева, Д. А. Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших подростков [Текст] / Д. А. Давалева // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2012. -№ 1 (Ю5). - С. 227-230 (0,53 п. л.).
Научно-методические статьи:
4. Давалева, Д. А. К вопросу о реализации национально-регионального компонента в художественном образовании школьников [Текст] / Д. А. Давалева // Профессионально-художественное образование: история, теория, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета искусств ОмГПУ / под ред. Л. Г. Медведева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. - С. 253-258 (0,50 п. л.).
5. Давалева, Д. А. Теоретические подходы к развитию художественного восприятия на уроках изобразительного искусства [Текст] / Д. А. Давалева // Семиотика книжной культуры в контексте современности: региональный аспект: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. А. Васильева. — Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. - С. 86-89 (0,18 п. л.).
6. Давалева, Д. А. Определение элементов содержания и методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству [Текст] / Д. А. Давалева // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года: сб. материалов II Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 100-110 (0,57 п. л.).
Подписано в печать 22.10.2013. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ П-1151.
Издательство ОмГПУ. Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел./факс: (3812) 23-57-93
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Давалева, Дина Акрамовна, Омск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
04201365911
На правах рукописи
Давалева Дина Акрамовна
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л. А. Ивахнова
Омск 2013
Оглавление
Введение 3
1. Научно-теоретические основы развития художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства........................ 14
1.1. Теоретические принципы развития художественного вкуса учащихся общеобразовательных школ.......................................................................... 14
1.2. Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся на занятиях декоративно-прикладного
искусства................................................................................................ 29
1.3. Развитие художественного вкуса учащихся средствами декоративно-прикладного искусства................................................................... 49
Выводы по первой главе.................................................................... 71
2. Реализация содержания и методики формирования художественного вкуса учащихся в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно-прикладному
искусству..................................................................................................... 73
2.1. Исследование исходного состояния уровня развития художественного
вкуса подростков.............................................................................................. 73
2.2. Содержание обучения и методика развития художественного вкуса учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Западной
Сибири................................................................................................................................... 91
2.3. Динамика развития художественного вкуса подростков в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно-прикладному искусству Западно-Сибирского региона (формирующий
эксперимент)................................................................................ 120
Выводы по второй главе.................................................................... 138
Заключение.................................................................................... 140
Список сокращений и условных обозначений......................................... 145
Список терминов............................................................................. 146
Библиографический список.................................................................... 147
Приложение 1. Анкета для учащихся 5 класса средней общеобразовательной
школы (констатирующий эксперимент)................................................ 171
Приложение 2. Задание для диагностики у учащихся пятых классов исходного уровня сформированности умений анализировать и воспринимать
декоративно-прикладные произведения................................................ 172
Приложение 3. Фотографии учебно-творческих работ учащихся пятых
классов, выполненных в ходе экспериментального обучения....................... 173
Приложение 4. Анкета для выявления уровня сформированности знаний о художественных промыслах Западной Сибири (формирующий
эксперимент).................................................................................. 183
Приложение 5. Задание для выявления уровня сформированности умений воспринимать, анализировать и оценивать произведения регионального декоративно-прикладного искусства..................................................... 184
Введение
Актуальность исследования. Глобальные общественно-политические процессы, произошедшие в Российской Федерации, интеграция в мировое образовательное пространство выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе к методике преподавания образовательной области «Искусство». Концепция обучения изобразительному искусству ориентирует на понимание механизмов, которые способствуют развитию творческих качеств личности, формированию художественного вкуса. В настоящее время проблема развития художественного вкуса школьников приобретает особую актуальность, поскольку он необходим для полноценного художественного развития личности.
Значительная роль в решении задачи развития художественного вкуса отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству как богатому источнику духовных, эстетических, художественных ценностей, позволяющему воспитывать у школьников культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, постигать духовные ценности предыдущих поколений и обеспечивающему интеграцию личности в отечественную и мировую культуру (Т. Я. Шпикалова, Л. Д. Рондели). Именно поэтому представляется важным поиск новых подходов к развитию художественного вкуса учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.
В трудах европейских философов (Д. Аддисон, Г. Г. Гадамер, Г. Гегель, И. Кант, Ж. Ж. Руссо, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.) раскрывается смысл категории «художественный вкус» и отмечается, что вкус не является врожденным качеством, а вырабатывается и воспитывается в процессе специально организованного общения с искусством. При этом нет четкой грани между эстетическим и художественным вкусом. Определение понятия «художественный
вкус» и проблему его воспитания у школьников рассматривает М. С. Каган, обозначивший значимость в его развитии постижения языка искусства и формирования практических художественных умений. В отечественной философии структура художественного вкуса определена учеными О. В. Дивненко, И. П. Никитиной, типология художественного вкуса обоснована
B. А. Разумным, Л. Н. Коганом, критерии развитости вкуса представлены
C. А. Наумовым.
Проблему формирования художественного вкуса в контексте становления и развития художественного образования в целом в России исследовали:
B. Г. Быкова, И. Г. Девятьярова, С. Н. Замахаев, Н. Н. Ростовцев, В. Г. Рыженко, Г. А. Цветаев, Н. С. Юрцовский и др. Анализ трудов ученых свидетельствует о том, что развитие вкуса предполагает приобщение обучаемых к лучшим образцам искусства.
В XX веке отечественными учеными разрабатывались педагогические аспекты проблемы развития художественного вкуса учащихся. А. В. Бакушинский рассматривает художественный вкус во взаимосвязи с развитием художественного восприятия; А. И. Буров, Г. А. Петрова, Л. П. Печко, Н. И. Киященко исследуют проблему развития художественного вкуса в процессе эстетического воспитания. Структуру художественного вкуса как оценочной категории рассматривает Б. Т. Лихачев, а И. П. Подласый и И. Ф. Харламов отмечают необходимость учета психологических закономерностей развития личности в воспитании вкуса. Однако в педагогических исследованиях не нашли отражения такие вопросы, как педагогические условия развития художественного вкуса.
Существенным условием успешного развития художественного вкуса учащихся является развитие навыков восприятия и оценки произведений изобразительного искусства. Значительный вклад в изучение этого вопроса внесли: Н. Н. Волков, А. В. Запорожец, Г. И. Кудина, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, А. Г. Маклаков, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, Ю. Н. Протопопов,
C. Л. Рубинштейн и др. Вместе с тем недостаточно исследована специфика
восприятия декоративно-прикладных произведений и особенности их восприятия подростками.
Вопросы теории и практики декоративно-прикладного искусства находят отражение в трудах В. А. Барадулина, В. С. Бадаева, М. А. Некрасовой, И. II. Полынской, М. В. Соколова, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и др. Их исследования позволяют раскрыть сущность декоративно-прикладного искусства, рассмотреть предпосылки в решении проблемы развития художественного вкуса.
Проблемы изучения народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании школьников рассматривались в работах К. Ж. Амиргазина, Л. В. Березуцкой, А. П. Кара, А. М. Ланина, И. Л. Набок, И. Н. Полынской, в которых выявляется педагогический и социально-культурный потенциал регионального искусства. Однако вопросам, посвященным развитию художественного вкуса подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству, не уделяется должного внимания, и в практике работы с учащимися произведения регионального декоративно-прикладного искусства используются крайне редко.
Анализ научных подходов к данной проблеме позволил сформулировать противоречия:
- между необходимостью развития художественного вкуса подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в процессе изучения регионального декоративно-прикладного искусства;
- между потребностью общеобразовательной школы в изучении регионального культурного наследия и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения региональному декоративно-прикладному искусству.
Данные противоречия вызвали необходимость исследования проблемы, заключающейся в разработке содержания и методики развития художественного вкуса подростков средствами регионального декоративно-прикладного искусства.
Сказанное обусловливает актуальность темы исследования «Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства».
Объект исследования - процесс развития художественного вкуса подростков на уроках по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования - содержание и методика развития художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства ЗападноСибирского региона.
Цель исследования - теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности содержания и методики развития художественного вкуса подростков в условиях изучения декоративно-прикладного искусства Западной Сибири.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие художественного вкуса у учащихся средствами декоративно-прикладного искусства более эффективно, если:
- процесс обучения подростков будет построен с учетом особенностей художественного вкуса личности и созданы условия для его развития;
- в содержание и методику обучения изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный компонент, соответствующий потребностям и интересам ученика: в освоении знаний в области декоративно-прикладного искусства Западной Сибири, в творческой деятельности, в самовыражении, в освоении национального искусства;
- процесс обучения осуществляется во взаимодействии художественного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства с практической художественной деятельностью, тесной взаимосвязи теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с различными художественными материалами.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть философские, психолого-педагогические особенности развития художественного вкуса подростков.
2. Выявить психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся в процессе изучения регионального декоративно-прикладного искусства.
3. Обосновать содержание и методику развития художественного вкуса учащихся, ориентированных на региональное искусство.
4. Разработать критерии и показатели развития художественного вкуса, определить уровни его сформированности у учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных содержания и методики развития художественного вкуса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Западной Сибири.
Методологическую основу исследования составляют:
- системный подход, позволяющий применять целостность и интегративность системы в конструировании содержания обучения (М. С. Каган,
B. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.);
- личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин,
C. Л. Рубинштейн и др.), рассматривающий личность как субъект деятельности, которая формируется в деятельности и общении.
Теоретическую основу исследования составили:
- философские исследования о сущности художественного вкуса (Г. Гегель, И. Г. Гердер, М. С. Каган, И. Кант, Н. Л. Коган, С. А. Наумов, В. А. Разумный, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.);
- труды по психологии, посвященные изучению специфики художественного восприятия как условия формирования художественного вкуса (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов и др.);
- концепции конструирования содержания учебной дисциплины (Л. А. Ивахнова, И. А. Колесникова, Л. В. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- концепции художественного образования школьников (В. С. Кузин, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, Ю.А.Полуянов, Н.Н.Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др.);
- исследования по проблеме реализации национально-регионального компонента в художественном образовании (К. Ж. Амиргазин, А. П. Кара, А. М. Ланин, И. Н. Полынская и др.);
- труды, посвященные изучению педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства (В. А. Барадулин, М. А. Некрасова, Л. Д. Рондели и др.).
Методы исследования: теоретический - анализ научной литературы; проектирование, обобщение и систематизация результатов исследования; эмпирические - анкетирование, педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; анализ продуктов деятельности учащихся пятых классов общеобразовательной школы: учебных и творческих работ, поделок по декоративно-прикладной деятельности.
Этапы исследования.
Исследование осуществлялось в течение 2003-2012 гг.
Первый этап (2003-2007 гг.) (теоретический) включал изучение состояния проблемы на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; анализ содержания и методических основ обучения декоративно-прикладному искусству; выявление педагогического потенциала регионального искусства в развитии художественного вкуса учащихся с учетом закономерностей восприятия художественных произведений; разработку научного аппарата исследования, определение исследовательской концепции.
Второй этап (2008-2010 гг.) (поисково-экспериментальный) был направлен на определение механизма, условий развития художественного вкуса подростков, на выявление критериев диагностики развития художественного вкуса на уроках регионального декоративно-прикладного искусства, разработку содержания и методики его формирования, разработку программы обучения декоративно-
прикладному искусству Западно-Сибирского региона, ориентированную на региональные художественные промыслы.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) (обобщающем) осуществлялась проверка гипотезы в ходе проведения формирующего эксперимента, уточнялись отдельные стороны эффективности содержания и методики развития художественного вкуса, производилось обобщение данных, анализ и систематизация полученных результатов; результаты внедрялись в практику обучения учащихся общеобразовательной школы.
Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ СОШ № 4 (48 учащихся), МАОУ СОИ1 № 7 (22 обучающихся), МАУ ДОД «ДХШ им. В.Г. Перова» (15 обучаемых), МАУ ДОД ДШИ «Арт-перспектива» (Тобольск) (12 учащихся).
Научная новизна работы заключается в том, что:
- определены особенности процесса развития художественного вкуса школьников, включающего организацию восприятия во взаимодействии с интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической художественной деятельностью под руководством педагога;
- разработана методика развития художественного вкуса, которая включает формирование знаний в области регионального декоративного искусства, умений воспринимать и оценивать произведения народных мастеров, понимать язык данного вида искусства, формирование опыта творческой деятельности по созданию декоративной композиции;
- обоснованы критерии развития художественного вкуса подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определена сущность понятия «художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства», которое трактуется как ряд взаимосвязанных психических процессов, выражающихся в целенаправленном созерцании и понимании декоративно-прикладного произведения, гармонии красоты и пользы, проявляющихся в суждениях учащихся о художественных
качествах произведения и воплощающихся в практической художественной деятельности;
- определены элементы содержания и методики развития художественного вкуса подростков на уроках по декоративно-прикладному искусству, включающие: овладение принципами анализа и оценки произведений, овладение языком прикладного искусства, теоретическими знаниями и практическими умениями по декоративно-прикладному искусству, средствами создания художественного образа в творческой деятельности;
- обоснованы теоретические принципы методики развития художест�