Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нерсисян, Лемсик Суренович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ереван
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нерсисян, Лемсик Суренович, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭСТЕТЖО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО

ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

§ I. Художественно-эстетическое развитие и эстетическая воспитанность учащихся.

§ 2. Специфика декоративно-прикладного искусства и особенности его обучения.

§ 3. Эстетико-воспитательные возможности декора тивно-прикладного искусства.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

§ I. Анализ состояния обучения декоративноприкладному искусству.

§ 2. Педагогические условия развития художественной наблвдательности и творческого воображения школьников.

§ 3. Стимулирование творческой активности учащихся посредством декоративных работ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников"

Актуальность проблемы. Одной из важнейших задач советского общества на современном этапе совершенствования зрелого социализма является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности. Решение этой задачи зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Особую роль в формировании нового человека призвано сыграть искусство.

В Программе КПСС сказано: "Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков".1 В материалах ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС указывается необходимость дальнейшего повышения роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей.

Возрастание роли искусства в жизни общества - одна из объективных закономерностей его развития. Эта закономерность обусловлена разными по своей общественной значимости причинами. Возрастание роли субъективного фактора в историческом процессе сделало воспитание всей массы лщцей важнейшей социальной задачей, в решение которой активно включено искусство. Усилению роли искусства способствуют также некоторые особенности современной идеологической борьбы. Искусство, обладая способностью одновременного воздействия на ум, волю, чувства человека, благодаря огромной эмоциональной действенности его идей, становится важным фактором

I Материалы ХХП съезда КПСС. М. ,1961,с.418-419. современной идеологической борьбы, непосредственно и активно участвуя в формировании мироощущения и мировоззрения.

Возрастанию рож искусства и потребности в нем массы людей способствует научно-техническая революция. При помощи современных технических средств искусство стало доступно почти всем жителям планеты. Это приводит к тому, что общие представления об искусстве получают многие, но какие произведения искусства становятся достоянием масс,зависит от того, в чьих руках находятся средства массовых коммуникаций и в какой художественной информации владельцы этих средств заинтересованы. Таким образом, само распространение искусства еще не есть гарантия высокой художественной образованности, не рождает автоматически хороший вкус, а создает дополнительную потребность в широкой постановке художественного образования и эстетического воспитания.

Подготовка молодого поколения к участию в трудовой, научной и общественной деятельности невозможна без участия искусства. Б возрастании роли искусства наряду с причинами социального и идеологического характера большое значение имеют также причины психологические. Распространение науки и техники с их строгой рациональностью и жесткой детерминированностью, возникшая диспропорция мевду интеллектуальной и эмоциональной культурой рождают потребность в эмоциональности и духовности. Рациональность, логичность, продуманность мира,создаваемого наукой, ровдает потребность в чувственной конкретности, эмоциональном богатстве, заключенном в искусстве.

Названы далеко не все причины, объясняющие неуклонное возрастание роли искусства в жизни современного общества* Но и они свидетельствуют том, какое огромное значение в воспитании

- 5 подрастающего поколения имеет искусство и как важно, чтобы оно заняло подобающее место в системе коммунистического воспитания вообще и в эстетическом воспитании в особенности.

В формировании эстетического отношения к действительности участвуют все виды искусства, каждый из которых - присущими ему средствами. Большое место в формировании современного человека занимает изобразительное искусство, как специфическое средство эстетического воспитания и форма эстетического освоения окружающей действительности» Оно все больше входит в жизнь, становясь неотделимой частью повседневного окружения человека. Эта тенденция в развитии изобразительного искусства по-разному проявляется в каждом из его видов, но присуща всем им.

Особое место в жизни человека занимает декоративно-прикладное искусство, призванное непосредственно служить ему, делать художественно оснащенным, красивым его повседневное бытие. В то же время оно может стать действенным средством эстетического воспитания в школе. j

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, не только вооружает их техническими знаниями, но и развивает у них трудовые умения и навыки, психологически и практически подготавливает к труду, к выбору профессии, и на основе всего этого формирует коммунистическое отношение к труду, помогает раскрыть красоту, огромные духовные ценности изделий народных мастеров, развивает эстетический вкус и идеал.

В отличие от других видов искусства, с произведениями деко-ративно-црикладного искусства человек встречается везде и всвду. Оно вырабатывает вкус посредством специфического воздействия. Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса .позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в школе, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания подростков. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Научный интерес к декоративно-прикладному искусству особенно возрос в последние два десятилетия. Советскими учеными проведен целый ряд исследований, в которых изучалось значение декоративно-прикладного искусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся. Появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отражались прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства. Так,кандидатская диссертация Ю.В.Максимова 'Толь народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" (1970г.) посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.

Методике преподавания декоративного рисования, на материале народного искусства в общеобразовательных школах посвящены диссертации А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, Л.Н.Любарского, Я.А.Сав-занова, Б.С.Белова, Р.Хасанова и др.

В кандидатской диссертации Д.Г.Пилипенко "Исследование эсте-тико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании. В диссертации Э.А.Мандалян "Формирование патриотических и интернациональных понятий и представлений подростков в процессе художественно-творческой деятельности" показаны пути формирования у подростков потребности в созидательном общественно-полезном труде через занятия по керамике как ведущей области национального декоративно-прикладного искусства.

Проведен ряд серьезных исследований, обобщенных в виде докторских диссертаций, среди которых наиболее важными для действительного повышения эффективности художественного образования эстетического воспитания являются диссертации Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Г.В.Беда и других ученых.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставится вопрос о необходимости значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания школьников с использованием богатых возможностей искусства.

Современный этап разработки вопросов эстетического воспитания органично связан с научно-техническим и социальным прогрессом, с усилением потребности общества в кадрах, способных творчески участвовать в материальном и духовном производстве. В связи с этим эстетическое воспитание и образование можно рассматривать как средства творческого развития личности.

Процесс эстетического виспитания не завершается приобщением школьника к занятиям искусством, с этого момента начинается новый, столь же важный этап. Однако, именно он остается менее всего изученным. По большей части мы имеем дело с описанием интересного, но частного педагогического опыта воспитания искусства, либо о теоретической постановкой этого вопроса. Даже в исследованиях по психологии искусства и художественного воспитания,где обращение к личностным характеристикам неизбежно, этот этап обычно рассматривается как условие или фактор успешных занятий искусством. Гораздо меньше внимания здесь уделяется изменению личностных характеристик под влиянием искусства. Незнание же педагогических условий и психологических механизмов формирования личности средствами искусства делает неконкретными те или иные рекомендации и весьма приблизительным управление данным воспитательным процессом.

Систематическое обучение основам декоративно-прикладного искусства, как составной части художественного образования и важнейшего фактора формирования творческой личности школьника, недостаточно изучено. Отсюда и вытекает проблема нашего исследования.

Объект исследования - процесс обучения декоративно-прикладному искусству и труду в 1-ГК классах.

Предмет исследования - активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства и труда в целях формирования эстетического отношения к действительности.

Цель исследования - выявить и опытно-экспериментальным путем установить эффективность влияния декоративно-прикладного искусства на эстетическое развитие учащихся через межпредметные связи трудового обучения и изобразительного искусства. Исходя из этой цели были определены следующие задачи исследования:

1) выявить состояние художественного развития учащихся;

2) определить возможности декоративно-прикладного искусства и труда в формировании у школьников эстетического отношения к действительности;

3) дать анализ психолого-педагогических основ художественного развития школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства и труда в свете современных актуальных проблем, подготовить учащихся к жизни и труду в условиях развитого социализма;

4) разработать методику преподавания предметов вышеназванного цикла и проектировать новую модель их обучения в соответствии с новыми программами и гипотезами нашего исследования;

5) определить эффективность экспериментального обучения;

6) разработать методическое руководство для учителей.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание учащихся посредством декоративно-прикладного искусства является эффективным средством художественного развития, если:

- обеспечиваются межпредметные связи занятиями по изобразительному искусству и трудовому обучению с использованием средств и возможностей народного декоративного искусства;

- теоретические знания в области изобразительного искусства связаны с творческой деятельностью учащихся;

- осуществляется комплексное художественное воздействие, обеспечивающее единство рационального и эмоционального, эстетического и этического.

Методологической основой исследования явилась ленинская теория познания, марксистско-ленинская эстетика, документы КПСС по вопросам воспитательной роли искусства, документы органов народного образования по эстетическое воспитанию учащихся, а также работы по исследуемой нами проблеме, выполняемые представителями советской научно-эстетической, психолого-педагогической мысли.

Методы исследования определялись его целью, гипотезой, задачами и этапами работы. В работе использованы следующие методы:

1) изучение и теоретический анализ литературы по философии, эстетике, психологии, педагогике, искусствознанию;

2) изучение и обобщение передового опыта учителей советской школы;

3) анкетирование учителей с целью выяснения практики обучения декоративно-прикладного искусства и труда; анкетирование учащихся с целью изучения интересов к этим учебным предметам, а также некоторых особенностей художественного развития;

4) целенаправленные длительные наблюдения за процессом обучения; устные беседы с учителями, родителями, учащимися ;

5) эксперименты: а) диагностирующий эксперимент для выявления соотношения уровней художественного и технического мышлений учащихся на основе решения ими системы художественных и технических заданий;

6) обобщающий эксперимент по развитию художественной наблюдательности и творческого воображения в процессе решения художественных задач; в) констатирующие эксперименты для выявления уровней творческой активности учащихся; б) изучение и анализ продуктов художественной деятельности подростков для определения творческих возможностей учащихся в данной области;

7) составление характеристик и другие.

Названные методы дополнялись различными приемами вспомогательного характера.

Исследование проводилось поэтапно, в течении 9 лет.

На первом этапе (1975-77 гг.) диссертант, изучая эстетическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме предстоящего исследования, собирал и обобщал материал, характеризующий зависимость процесса художественного развития и формирования эстетического отношения учащихся к действительности от методики преподавания и характера художественной деятельности подростков.

Второй этап (1978-80 гг.) был посвящен изучению состояния и выяснения сложившейся в школах (городских и сельских) Арм.ССР практики обучения декоративно-прикладного искусства и труда. Был собран и проанализирован материал ряда школ по художественному развитию подростка в процессе обучения вышеуказанных предметов. Это помогло выявить недостатки в организации работы по развитию художественно-творческих сил учащихся.

Далее были собраны и проанализированы творческие работы учащихся, выполненные в ходе предварительного эксперимента, разработана методика экспериментального обучения.

На третьем этапе (I98I-I984 гг.) была продолжена экспериментальная работа. Проводился контрольно-проверочный эксперимент по уточненной методике. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил истинность исходных положений исследования.

На каждом этапе исследования конкретизировалась общая гипотеза.

База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Арм.ССР; было охвачено 3400 учащихся. Обучающий эксперимент проводился в 1980-1984 гг. со 1700 учащимися из четырех школ: № 95, МОЗ г.Еревана, школа №2 Наирийского района и школа поселка Чаренцавана.

Научная новизна исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и комплексном использовании возможностей декоративно-прикладного искусства и труда, в развитии художественных умений, навыков, способностей и формирования эстетического отношения подростков к действительности; выяснении эстетико-педаго-гической ценности освоения произведений декоративно-прикладного искусства. Создана соответствующая методика обучения, ее эффективность проверена экспериментально. Разработан комплекс средств анализа и оценки ученических работ по декоративному рисованию.

Практическая значимость исследования. Нами разработана экспериментальная методика и методические рекомендации по изучению декоративно-прикладного искусства и труда, предназначенные для учителей. Написано методическое пособие по изучению декоративного рисования. Сделанные в диссертации выводы и предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы учителями изобразительного искусства и труда общеобразовательных школ, студентами факультетов рисования, черчения и труда, а также дошкольной педагогики и психологии, методистами изобразительного искусства и труда в вузах, лекторами на курсах усовершенствования учителей.

Достоверность полученных результатов и основных выводов исследования обеспечена общим методологическим подходом к процессу художественного образования и эстетического воспитания, основой которого служили: положения марксистско-ленинской теории эстетического воспитания; соответствие научного аппарата объекту и предмету исследования; применение комплекса адекватных объектов, предмету цели и задачам исследования методов; репрезентативная выборка обследования учащихся и учителей; экспериментамное обучение и теоретическая интерпретация его педагогических условий; результаты анализа педагогической работы, выразившиеся о одной стороны,в изменении мотивов школьников, с другой - в росте стремления к самостоятельному поиску и творчеству.

Апробация "результатов исследования. Результаты работы и положения диссертации апробированы в докладах, прочитанных на:

- научно-педагогической конференции , посвященной проблемам теории и практики эстетического воспитания учащихся (Ереван, 1977г.);

- конференции молодых ученых и аспирантов Армпединститута (Ереван,1984);

- республиканских научных конференциях художников-педагогов (Ереван,1982,1983,1984 гг.);

- Закавказской научно-практической конференции, посвященной эстетическому воспитанию учащихся (Ереван,1984г.).

Внедрение в практику, вытекающих из исследования основных положений и результатов, проводилось на всех этапах работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие художественных способностей и формирование эстетического отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства и результатам труда, процесс совершенствования эстетических оценок, эмоциональных переживаний, эстетических мотивов, положительно влияющих на учебно-познавательную деятельность подростков.

2. Декоративно-прикладное искусство, в сочетании с занятиями по труду, обладает большими потенциальными возможностями для систематического развития творческих способностей и формирования эстетического отношения, а целенаправленная научно обоснованная реализация этих возможностей в практике школьного обучения с подростками выступает как педагогическая необходимость.

3. Эффективность изучения декоративно-прикладного искусства в системе изобразительного искусства способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства, лучшему усвоению языка этих видов искусства - развивает интерес к соответствующим искусствам с одной стороны, и активизирует учащихся в применении полученных теоретических знаний в творческих работах, связанных с указанными видами искусства, с другой стороны.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и обобщение материалов, результатов проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. В условиях реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы роль изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и художественного образования значительно повышается. Особое место в патриотическом, нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников занимает народное декоративно-прикладное искусство, основанное на многовековых традициях национального народного искусства, духовной культуре народов нашей страны.

2. Проведенное исследование убедительно подтвердило - декоративно-прикладное искусство только тогда может быть эффективным средством воспитания учащихся, когда учебно-воспитательный процесс на уроках декоративного рисования и труда учитывает специфику народного искусства Армении, стиль его национальных орнаментов, колорита, вобравших в себя особенности духовной культуры армянского народа, природы Армении, связь искусства Армении с искусством других народов СССР. Ознакомление учащихся армянских школ с искусством Хохломы, Городца, Палеха, с орнаментами Украины, Белоруссии, Литвы, Узбекистана и других союзных республик, с одной стороны, обогащает знания, представления школьников о художественных средствах выразительности, используемых в прикладном искусстве (ритм, симметрия, колорит и т.п.) всех народов, а с другой - позволяет более глубоко почувствовать особенности,красоту своего национального, армянского црикладного искусства. Только на этой основе возможно успешное интернациональное воспитание учащихся средствами искусства,

3, Структура современной методики преподавания декоративно-прикладного искусства, разработанная нами, включает следующие основные компоненты:

- определение учебно-воспитательных задач каждого занятия декоративно-прикладного искусства с предварительным выделением учебного и воспитательного потенциала (с точки зрения идейно-патриотического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, формирования научного мировоззрения, идейной убежденности и т.п.) учебного материала;

- определение конкретного содержания всех учебных занятий по декоративно-црикладному искусству на уроках изобразительного искусства и труда в соответствии с содержанием других учебных разделов данных общеобразовательных предметов;

- обстоятельная предварительная профессиональная, художественно-педагогическая подготовка учителей изобразительного искусства и труда по декоративно-прикладному искусству для ведения этих уроков (изучение специальной литературы, подбор репродукций, фото, упражнения в педагогическом рисовании национальных орнаментов и т.д.), восполняющая пробелы в методике подготовки учителей по даннов/у вопросу;

- широкое использование системы наглядных пособий и технических средств обучения на уроках декоративной работы, активизирующих познавательно-творческую деятельность учащихся;

- обязательное составление подробных планов уроков декоративно-прикладного искусства, отражающих основные, ведущие понятия по декоративно-прикладному искусству Армении и других народов СССР, активные формы обучения и воспитания школьников;

- систематическое проведение ученических художественных выставок и конкурсов по декоративно-прикладному искусству, организация бесед, вечеров-встреч с мастерами прикладного искусства.

Одновременно указанные компоненты структуры методики преподавания декоративно-прикладного искусства являются необходимыми условиями успешного проведения занятий по декоративному искусству.

4. Занятия народным декоративно-прикладным искусством должны быть тесно связаны с другим видами учебной работы по изобразительному искусству и труду. В частности, рисование с натуры формирует навыки изучения и художественного отображения формы, пропорций, силуэта, пространственных отношений предметов и т.д., тематическое рисование позволяет изучать законы композиции, отрабатывать умения компоновать в горизонтальном и вертикальном прямоугольниках и т.д. То есть, для эффективного эстетического воспитания необходимо воздействие декоративного искусства на личность школьника в комплексе с другими видами изобразительного искусства.

5. Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной нами системы наглядных пособий, и прежде всего плакатов по методике преподавания декоративно-прикладного искусства, учитывающих как психолого-физиологические особенности детей (их зрительное восприятие, творческое воображение, произвольное и непроизвольное внимание и т.д.), так и дидактические требования, предъявляемые современной советской педагогикой к учебным наглядным пособиям.

Разработанная нами высокоэффективная методика занятий декоративно-прикладным искусством, проверенная в многолетних экспериментах в школах Армянской ССР, обеспечивает успех эстетического воспитания и художественного развития современных школьников и может быть использована в школах других республик нашей страны.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нерсисян, Лемсик Суренович, Ереван

1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение.-Л.: Изд. ЛГУ,1955, с.64-82.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.: Изд. ЛГУ,1968, с.1-20.

3. Ананьев Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.: "Просвещение",1964.-304с.

4. Анастасьев Д. Об эстетическом воспитании трудящихся.-М.: Проф-издат,1966.-76с.

5. Апресян Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья.-М.: "Искусство ",1968, с. 54-70.

6. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе.-М.: "Знание",1981.-91с.

7. Апресян Г.З. Из истории армянской эстетической мысли.-Ереван, "Айастан",1973.-291с.

8. Бажович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: 1968,с.205.

9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.-М.: "Новая Москва",1925,с.1-98.

10. Балян А.А. Теория эстетического воспитания, часть I.-Ереван, 1980,с.34 (на арм.яз.).

11. Балян А.А. Основы категории и принципы эстетического воспитания. Докт. дис.-Ереван,1970.

12. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. Канд. дис.-М.: 1975.

13. Белинский Б.Г. Полн.собр.соч.-М.: 1955,т.9,с.159.

14. Белинский Б.Г. Полн.собр.соч.-М.: Изд. АН СССР,1954,т.4,с.88.

15. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие произведений живописи старшими школьниками. Канд. дис.-Горно-Алтайск,1965. Борев Ю.Б. Эстетика.-М.: Политиздат,1981,с.37. Борев Ю.Б. Введение в эстетику.-М.: "Советский художник",1965. 326с.

16. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры.-М.:"Искусство",1975. -175с.

17. Варналис К. Эстетика критика.-М.: "Иностранная литература", I96I.-252C.

18. Василев С. Теория отражения и художественное творчество.-М.:

19. Прогресс",1970.-492с. Волкова Н.Г. Эстетический состав населения Северного Кавказа в

20. Изд. МГУ,1975.-213с. Вопросы теории эстетического воспитания /под ред. Апресяна Г.З.

21. Изд. МГУ,1970.-108с. Воронов Н.В., Шестопал Я.Е. Эстетика техники, очерки историии теории.-М.: 1972.-102с. Воронов Н.В. "Стиль детских грез".-К. "Декоративное искусство

22. СССР",1981,Щ,с.24-26. Выготский JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте.

23. Госиздат РСФСР,1930,с.1-34. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.:"Искусство",1968,с.72-80.

24. Геворгян Астхик. Ремесла и быт в армянских миниатюрах.-Ереван, "Айастан",1973.-21с.

25. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике.-М.: "Знание", 1970.-187с.

26. Гейнц Шёнеманн. Ж. "Декоративное искусство СССР", 1965,М2, с. 5.

27. Голованов Леонид. От сердца к сердцу.-Ж. "Декоративное искусство СССР", 1982, Ш, с. 1-26.

28. Григорян Арцвин. Среда для людей.-Ж. "Декоративное искусство СССР", 1982,№. 2

29. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. -М.: "Высшая школа",1974.-98с.

30. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. МГУ, 1966.-237с.

31. Давтян С.С."Очерки истории армянского средневекового прикладного искусства". Изд. АН Арм.ССР,Ереван,1981,с.8.

32. Дени Дидро. Собр.соч.-М.: "Искусство",1975,т.У1,с.595.

33. Джидарян Н.А. Эстетическая потребность.-М.: "Наука",1976.-190с.

34. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучения старших классов. Канд. дис.-^М.:1982.

35. Дурново Л.А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении.-М.: "Искусство",1979.-322с.

36. Зименко В.М. Развитой социализм: некоторые творческие проблемы эстетики и искусства.-М.:"Советский художник",1982. 367с.

37. Зись Авнер. Искусство и эстетика.-М.: "Искусство",1967.-438с.

38. Зись Авнер. Ориентиры современной критики.-Ж. "Декоративное искусство СССР",1984,^5,с.2-20.

39. Игнатьев Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М.:"Знание",1968,с.1-24.

40. Изобразительное искусство". Экспериментальная программа для 1-Х классов общеобразовательной средней школы СССР, вып. I.-M.: 1972.

41. Иконников Андрей. Национальное и интернациональное в предметно-пространственной среде меняющегося мира.-Ж. "Декоративное искусство СССР",1982,М2,с.27-32.

42. Искусство и школа /сост.Васильевский А.К.-М.:"Просвещение", I981.-285с.

43. Казарян Д.А. Моральные принципы в народном творчестве. Канд.дис. -Ереван,1967.

44. Казакова Р. Декоративное рисование.-ЗЕ. "Декоративное воспитание", 1973

45. Кант. Сочинение,т.5,с.327.

46. Кантор А. "О стилях".-М.: "Советский художник",1962,с.79.

47. Кантор А. Где же граница прикладного искусства. "ДИ1,11961,1£6.

48. Ковальская Е.Г. Методические указания к альбому "Декоративное рисование в детском саду".-М.:"Просвещение",1964,с.3.

49. Ковальская Е.Г. Детьям о народном декоративном искусстве.-Сб. статей.-"Методика преподавания бесед по искусству"/ пособие для учителей.-М.-Л.: "Просвещение",1965,с.I-I02.

50. Коган А.Н. О прикладном искусстве.-М.-31.: "Художник РСФСР", I96I,c.I8.

51. Коган А.Н. Труд и красота.-М.: Соцэкгиз,1963,с.20-64.

52. Косарева А.И. Роль народного творчества в эстетическом развитии личности. Канд.дис.-М.:1965.

53. Котанджян Н.Г. Цвет в раннесредневековой живописи Армении. -Ереван, "Советакан грох",1978.-62с.

54. Крупская Н.К. Пед.соч.-М.: Изд. АПН РСФСР,1962,т.10,с.114.

55. Крупская Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи.-М.: "Политехническая литература",I970,с.1-24.

56. Крупская Н.К. Выбор профессии.-Лед.соч.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959,т.4,с.74-90.

57. Крупская Н.К. Проблема коммунистического воспитания.-Пед.соч. -М.: Изд. АПН РСФСР,1958,т.2.

58. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-У1 классов общеобразовательной школы.-М.:1980.

59. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на урокахизобразительного искусства в советской школе.-М.: 1974. Докт. дис.

60. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.-М.: "Просвещение",1979.-190с.

61. Кума Х.Р. Прикладное искусство.-М.: 1962. Канд.дис.

62. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников.-М.: "Просвещение ",1983.-220с.

63. Лабуновская Г.В. Изобразительное творчество детей.-М.:1965,с.1-94.

64. Лабуновская Г.В. Работы из папье-маше.-М.: "Работник просвещения','1927,с.10-42.

65. Лаврентьев А.Н. Пропедевтическая дисциплина "Графика". ВХУТЕМАС. 1920-22 гг.-Ж. "Техническая эстетика",1984,Ш,с.16-21.

66. Лоскж П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Канд. дис.-М.: 1974.

67. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. -М.: "Высшая школа",1977.-283с.

68. Луначарский В.В. Статьи об искусстве.-М.-Л.: "Искусство",1941, с.513-542.

69. Лучок Н.Н. Народное декоративно-прикладное искусство в системе воспитания у учащихся профтехучилищ интереса к рабочей профессии строителя. Канд.дис.-М.:1978.

70. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании.-М.: 2-е изд. Учпедгиз , I 956 , с . 7 5-8 0 .

71. Макаренко А.С. Воспитание гражданина.-М.: "Просвещение",1968, с.1-60.

72. Макаров Кирилл, Моррис и судьбы декоративного искусства.-Ж. "Декоративное искусство СССР",1984, Ш,с.27-35.

73. Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном.-М.:"Просвещение", 1982.-190с.

74. Марьенко Н.С. Производительный труд учащихся старших классов. -М.: Изд. АПН РСФСР,1958,с.1-45.

75. Масленников З.Д. Работа красками в школе.: Учпедгиз, 1959, с.1-32.

76. Материалы Всесоюзного съезда учителей.-М.: Политиздат,1968, с.3-15.

77. Международный симпозиум по искусству восточного ковра.-Ж. "Декоративное искусство СССР", 1984,с.1-15.

78. Меликсетян А.С. Мозаика из дерева.-М,:"Просвещение",1969,с.1-20.

79. Михайлов К.М. Формирование познавательных и творческих способностей детей в связи с их эстетическим воспитанием через обучение рисованию. Канд.дис.-Таллин,1967.

80. Мнацаканян А.Ш. Армянское орнаментальное искусство. Докт. дис. -Ереван,1955,с.1-360.

81. Мкртчян Г.Г. Формирование нового человека.-Ереван,"Айастан", 1969.-153с.

82. Неменский Б.М. Мудрость красоты.-М. .-"Просвещение",1981.-190с.

83. Немиро О.В. Художественно-декоративное оформление советских массовых праздников. Канд.дис.^П.:1967.

84. Овсепян В.А. История эстетических учений.-Ереван,"Университет", 1979.-238с.

85. Основы декоративного искусства в школе: Учеб. пособие /под ред. Нешумова Б.В., Щедрина Е.А.-М.:"Просвещение",1981. -173с.

86. О современной буржуазной эстетике.-Сб. статей /сост. Тасалов В.И. -М.: "Искусство",1972.-3 66с.

87. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда 141 классах общеобразовательной школы. Канд. дис.-Л.: 1972.

88. Патрик Аракел. Армянский костюм с древнейших времен до наших дней.-Ереван,"Сове такан грох",1983.-198с•

89. Переверзев Л., Фарберман А. Как мы видим наше время.-Ж."Декоративное искусство СССР",1980,}£5,с.18-25.

90. Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР от 6-ГХ-1963г. "О состоянии и мерах улучшения эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ".-М.: 1963.

91. Полунина В.Н. Искусство и дети.-М.: "Просвещение",1982.-189с.

92. Прокофьев В. НТР и "предостерегающее искусство".-Ж. "Декоративное искусство СССР'",1981,Ш,с.27-30.

93. Разина Т.М. Русское народное декоративное искусство и проблемы народного творчества. Канд.дис.-М.:1969.

94. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. -М.: 1973,с.73-74.

95. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-М.: "Просвещение",1974,с.I-I30.

96. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры как учебный предмет (история, теория и методика). Докт. дис.-М.:1965.

97. Ростовцев Н.Н. Очерки по теории, истории и методике преподавания художественно-графических дисциплин. Уч. записки,т.ХС худ.гр.фак.,вып.2.-М.: I960.

98. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.:1966,с.363.

99. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.-М.:1959, с.53.

100. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.-М.: Изд.АН СССР,1957,с.10-24.

101. Румянцева Л., Шапошникова 0. Техника плетения.-Ж."Декоративное искусство СССР", 1980, J£9, с. 23-24.

102. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада.-В сб. .'"Вопросы художественного воспитания",вып.I.-M.-Л.: 1947,с.12-40.

103. Сакулина Н.П. Национальное искусство в детское творчество.Ж."Дошкольное воспитание ", 1965, JS5, с. 1-20.

104. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство.-М.: 1969,с.II.

105. Салтыков А.Б. Избранные труды.-М.:1962,с.1-25.

106. СармнМ.С. Все должно быть связано с землей.-Ж. "Декоративное искусство СССР" ,1961,Ml,

107. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе, как средство развития творческих способностей учащихся. Канд дис.-М.:1973.

108. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема икак средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.-Канд. дис.-М.: 1976.

109. Соловьева Лариса. Жизнь традици; Гжель.-Ж. "Декоративное искусство СССР",1981,Н,с.6-1I.

110. Соловьева Л., Таежная Л. История и цроблемы промысла: Холуй.-Ж. "Декоративное искусство СССР",1984,№9,с.28-31.

111. Сухомлинский В.А, Сердце отдаю детям.-Ереван,"Дуйс", 1977,с.3-74.

112. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. -М.: Изд. АПН РСФСР,1958,с.25-48.

113. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (декоративная работа). Канд.дис.-М.:1971.

114. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы.-М.: "Советский художник",I960,с.306.

115. Темерин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса. -М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1962,с. 14-32.

116. Техническое моделирование и конструктирование/под редакцией Ко-лотилова В.В.-М.: "Просвещение",1983,с.254.

117. Толстых В.Н. Искусство и мораль.-М.: "Искусство",1962,с.34-68.

118. Борисовский С.П.-Л.:"Искусство",I982.-I28C. Чегусова Зоя. Росписи для детей.-Ж. "Декоративное искусство СССР','1981,JJ3, с. 42-43.

119. Чижова Ирина. Художник и педагог.-Ж. "Декоративное искусство

120. СССР",1980,МО,с.13-15. Шапошникова 0. Новая жизнь древнего промысла.-Ж. "Декоративноеискусство СССР",1981 ,JS2,с.43-45. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь.-Пед.соч.-М.: Изд. АПН РСФСР,1962,т.I, с.1-43.- 179

121. Шаумян Ст., Спандарян С., Мясникян А. О культуре, искусстве и литературе.-Ереван, "Айастан",1975,с.20-30.

122. Шиллер Ф. Собр.ооч.- М.: 1957,т.6,с.100-274.

123. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Канд.дис.-М.: 1965.

124. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.-М. : "Просвещение",1979.-186с.

125. Эстетика и производство /под ред. В.Р.Аронова.-М.: Изд. МГУ, 1969.-246с.

126. Эстетика и современность /под ред. Н.Б.Астахова.-М.: "Просвещение" ,1965. -252с.

127. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /сост. Г.С.Лаб-ковская.-М.: "Просвещение",1983,с.147.

128. Эстетическое воспитание школьников /под ред. Б.Т.Лихачева и А.И.Бурова.-М.: "Педагогика",1974,с.149-150.

129. Эстетическое воспитание в детском саду /под ред. Н.А.Ветлугиной. -М.: "Просвещение",1978,с.70-94.

130. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. -Сб. "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников".-М.; АХ,1973,с.1-40.

131. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии.- Сб. научных трудов и теория эстетического воспитания.-М.: 1975,с.24-104.

132. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Канд. дис.-М.: 1963.

133. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.: Изд. АПН РСФСР,1961,0.1-14.

134. Яковлев Е.Г. Эстетическое сознание искусства и религия.-М.: "Искусство",I969.-172с.