автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Банников, Виктор Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Банников, Виктор Николаевич, 2000 год
Введение.3 стр.
I лани I Психолого-педагогические основы развития художественного интереса учащихся школы искусств средствами декоративно-прикладного искусства. 16 стр.
1.1 Интерес как интегральное психолого-педагогическое качество личности. 16 стр.
1.2 Взаимосвязь и взаимообусловленность специфики развития художественного интереса с другими качествами личност и.28 стр.
1.3 Исходные теоретические положения в разработке методики развития художественного интереса учащихся школы искусст в на мат ериале декорат ивно-прикладного искусства.36 стр.
Выводы .55 стр.
Глава 2 Педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства в школе искусств, эффективно влияющие на развитие художественного интереса.58 стр.
2.1 Констатирующий и поисковый эксперименты. .,,58 стр.
2.2 Формирующий эксперимент. Реализация педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы развития художественного интереса учащихся школы искусств.89 стр.
Выводы.132 стр.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства"
Актуальное [ ь г ему исследования: Ра шише художхчлвенмо! о интереса является одной из важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетическою воспитания подрастающего поколения в условиях современных задач гуманизации образования. Эффективным средством развития шорчееких качеств личности в рамках преемственной зтнохудожеетвенной образовательной системы является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.
Реализация задач художественного образования и эстетического воспитания, как ведущего из направлений всестороннего, гармоничного развития личности, требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся, должно быть направлено не только на формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и на развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству,
Эстетическое воспитание, в частности, воспитание изобразительным искусством неотъемлемая часть воспитания гармоничной личности. Соприкосновение с художественной культурой, общение с ней, признано обеспечить возможность для самостоятельного творчества, развивать способности, интеллектуально обогащать жизнь, формировать необходимые потребности и высокие эстетические вкусы.
Искусство изобразительное, народное и декоративно-прикладное несет в себе особые возможности для развития и становления творческих качеств личности. Однако, в последние десятилетия, не смотря на важность задач в области художественного воспитания, которые ставились и решались современной педагогической теорией, прикладное искусство и декоративная композиция, как декоративно-творческий образ вещи не получили еще достаточного отражения в программном обеспечении Детской школы искус с i в. Содержание занятий рисунком. живописью. декоративно-прикладным искусством, часто идет вразрез с возрастными особенностями школьников, Методы обучения ставят своей целью научить дечей техническим приема и навыкам работы с художественным материалом, сводя на нет задачи художественного воспитания и развития творческой активности, художественного интереса учащихся. Такой подход приводит к отрыву обучения от воспитания, снижает эффективность средств развития творческих качеств личности. Особое значение в связи с этим приобретают проблемы развития художественною творчества. художественного интереса, как социально-психологического феномена, своеобразие его проявления на отдельных возрастных этапах.
Школьный возраст время интенсивного развития интеллекта. В это время ребенку необходимо активная эмоциональная практическая деятельность, направленная на свойственную детям потребность в активном познании, свежесть восприятия. образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться, т.е те качества личности, которые определяю! творческую устремленность и талантливость. Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать и развивать способности каждого ребенка, обращать его творческий потенциал.
Успешная реализация этих задач во многом зависит от интереса ребенка к творчеству и, особенно, творчеству художественному. Интерес играет важнейшую роль в развитии эстетических форм деятельности, побуждает ребенка к соответствующей деятельности.
Художественный интерес может рассматриваться как направленность на предмет, побуждающую человека заняться им, в качестве предмета выступает художес 1 вен по-гв< »рческая деятельность.
Художественный интерес рассматривается нами как разновидность познавательного интереса, как осознанная, мотивированная потребность, которая проявляется в направленности субъекта на овладение им конкретными предметами и явлениями эстетической значимости. Он связан с избирательной направленностью личности на искусство и художественно--творческую деятельность, которая является важнейшим побудителем активности. Именно в активной деятельности опосредованной интересом открываются большие возможности для развития творческих способностей и качеств личности. Художественный интерес стимулирует школьника к овладению любым видом искусства, детерминирует их познавательную и творческую деятельность. Для развития художественного интереса учащихся школы искусств существуют различные педагогические средства, основным из которых выступает народное декоративно-прикладное искусство, позволяющее решать эти вопросы в органическом единстве эстетического воспитания и художественного образования. Народному и декоративно-прикладному творчеству свойственная высокая степень художественного обобщения, что относится и к форме, и к содержанию данных произведений. Последнее во многом определяется общими идеями добра и жизнеутверждающего, активною преображения действительности, характерным для народного и декоративно-прикладного творчества в целом, что определяет образную специфику произведений, выражающих это значительное содержание, реализующееся во множественности полноценных вариантов. Народное декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественно-творческой деятельности позволяет одновременно с раскрытием огромных духовных ценностей произведений «народного мастера», формированием эстетического вкуса, обучать учащихся технологическим и техническим приемам, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к дальнейшей деятельности,
Народное искусство, - по мнению Т.Н.Разиной. - не делает открытий в каждом новом произведении (к чему стремится живописец и скульптор), но его свободной вариативности раскрывается мощь человеческой фантазии и богатство материального воплощения о прекрасном, способность идеализировать и украшать жизнь». (135, с.90-91) Народное искусство рассма1ривае1ся нами - как 1ип художес!венного пюрчеетва, часть кулыуры способствующее развитию образного мышления, воображения, эстетического восприятия окружающего мира. Народное искусство активно влияет на формирование художественного вкуса, дает возможность учащимся школы искусств ориентироваться на не проходящие духовные ценности народной культуры и ее синтеза в современном декоративном искусстве в декоративно-творческий образ.
Декоративно-прикладное искусство вид искусства, имеющий свой особый смысл и свою декоративную образность. На современном этапе открывается возможность более свободного развития декоративно-прикладного искусства, расширяющего и углубляющего свою духовную значимость в жизни % общества. Декоративное искусство выступает в синтезе с другими искусствами.
Наиболее ярким проявлением этого синтеза являются такие разновидности искусства, как декоративная скульптура, панно, мозаика, гобелен и т.д.
Народное декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей важно для развития художественного интереса школьников, ибо умение ценить и понимать его сущностная и необходимая часть эстетической культуры * гармоничной, всесторонне развитой личности. Различные виды народного декоративно-прикладного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, простоту, непосредственность, живость и богатство воображения. чувство радости, праздничности, сильно выраженную условность, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегрального, взаимосвязанного их использования, что само гю себе отвечает природе ребенка и даже роднит их между собой. Доступность, свойственная декоративно* прикладному искусству, позволяет заниматься этим ввдом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале народного, декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития художественного интереса.
Анализ современного состояния эстетического воспитания и художественного образования учащихся Детской школы искусс!в выявил серьезные недостатки в области формирования и развития творческих качеств ДИЧНОС1И. Художественный интерес мало связан с собственной художественно-творческой деятельностью, занятия строятся по принципу штудийного овладения техническими приемами и навыками работы с художественным материалом. 1
Детская школа искусств на сегодняшний день является одной из1 действенных форм дополнительного образования детей с приобщением их к народному декоративно-прикладному искусству и творчеству. Занятия в этих учреждениях базируются на изначальном желании и интересе школьников к изобразительной деятельности, которые могут являться стержневой основой, вокруг которых может быть сгруппирована достаточно развитая система других интересов. .1
В виду того, что декоративно-прикладное искусство в основе которого лежит народное искусство, воздействует на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, мы провели исследование роли декоративно-прикладного искусства и процесса создания декоративно-художественного образа в развитии художественного интереса учащихся Детской школы искусств.
Вместе с тем. перед нами встала задача изучить, осмыслить и обобщить опыт обучения изобразительному, декоративно-прикладному искусству, нашедший свое отражение в учебных программах, теоретической, научной и методической литературе, вычленить то положительное, имеющее высочайшую ценность, что может быть использовано в школе искусств, при создании педагогических условий развития художественного интереса учащихся в рамках преемственной этнохудожественной образовательной системы.
В процессе исследования мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания изобразительного, народного и декора!ивно-прикладного искусства в школе Н.Н.Ростовцева. К.В.Шорохова. В.С.Кузина.
Т.Я.Шгшкаловой, И.И.Зарецкой, Л.С.Хворостова, Л. Л. Ун ко веко го, З.И.Кубышкиной. С.Е.Игнатьева, С.П.Ломова. Н.М.Сокольниковой и др., на диссертационные исследования А.Я.Горошко. JI.В.Неретиной- Р.ЕЛ адиева. С),В. Резановой. Л.Н.Устенко, Е.К.Ривиной. Е.С.Лыковой. С.Н.Зониной и др. в которых проблема эстетического воспитания учащихся, развитие творческих способностей личности рассматриваются в целостной системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного прикладного искусства.
Значение народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены груды
A.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской, Е.К.Вагнера, В.С.Воронова, Н.А.Некрасовой, Т.Н.Разиной и др.
Значению народного искусства в развитии детского творчества посвящены работы ученых В.В.Корешкова, Н.П.Сакулиной, Т.Я.Шпикаловой. А.П.Усовой, Л.С.Хворостова. Искусствоведческий анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, истории изобразительного искусства, во взаимосвязи с различными видами и типами творчества посвящены труды В.В.Ванслова, В.М.Василенко, М.С.Кагана. В.С.Манина,
B. С. Щербакова.
Материалы психолого-педагогических исследований ученых
A.B. Бабанского, Л. С. В ыготско! о. В. И. Загвязинского. Л. В. Зан ко ва,
B.В.Краевского, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, и др., показывают, что художественный интерес, как одно из ведущих творческих качеств личности школьников развивается в различных видах художественно-творческой деятельности. Процесс развития ишереса зависит от характра конкретной деятельности и обуславливается возрастными особенностями, проходит на ратных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности школьника и его развития в целом.
Обобщение опыта работы Детских школ искусств в области хчдожеегвепно-зстетичеекого воспшания школьников позволяем выделить наиболее распространенные методические приемы организации занятий. Таковыми являются объяснительно-иллюстративный и игровой метод, рисование с натуры, создание тематических композиций, декоративно-оформительских работ, выставки и просмотры детских работ. К менее распространенным можно отнести деловые игры, сравнение и анализ, рисование по памяти и представлению. Таким образом, становится очевидным. « что в основе методических приемов художественно-педагогической деятельности Детских школ искусств традиционно лежит метод штудийного рисования с шпуры, тогда как целостное эмоционально-личностное переживание школьника, погружение его в мир искусства, воспитание искусством является высшей, специфической формой познания, Создающееся несоответствие между возможностями Детской школы искусств и традиционной практикой преподавания в реальности, приводит к снижению • эффективности художественно-эстетического воспитания и образования учащихся.
Проведенный нами анализ литературы показал возникающее противоречие между объективными потребностями практики преподавания декоративно-прикладного искусства (декоративно-творческий образ) в системе художественного образования и недостаточностью освещения данного вопроса в современной педагогической и методической литературе, главное из них: недостаточно разраоотан комплекс педагогических условии преподавания декоративно-прикладного искусства учащимся школы искусств в системе художественного образования и эстетического воспитания в методике школьного обучения мало разработаны художественно-(ворческие цели и задачи по воспитанию гармонично развитой личности, владеющей принципами народного, декоративно-прикладного искусе 1ва. недостаточно разрабокшы методы и приемы, позволяющие влиять на развитие и формирование художественного интереса учащихся школы искусств средствами декоративно-творческого образования на занятиях декоративно-прикладного искусства. Но У! ому проблема создания педагогических условий развит ия художественного интереса учащихся школы искусств средствами декоративно-прикладного искусства, предлагаемая нами, является новой и актуальной.
Деятельность Детских школ искусств в Ханты-Мансийском автономном округе также показала то. что в недостаточной степени разработано программное обеспечение данных учебных заведений с учетом региональных особенностей в целостной преемственной полихудожественной образовательной системе.
Приходится также признать недостаточность публикаций, содержащих практические рекомендации по созданию педагогических условий развития художественного интереса учащихся Детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Проблема исследования заключается в разработке педагогических условий, эффективных в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства как важного и составного компонента системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся школы искусств. Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования. процесс художественного образования и эстетического воспитания учащихся школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, эффективно влияющие на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.
Гипотеза исследования; создание педагогических условий, преподавания декоративно-прикладного искусства может выступать эффективным средством в развитии художественного интереса учащихся школы искусств при выполнении следующих условий:
• Развитие художественного интереса осуществляется как целенаправленный, системно-организованный гтроцесс;
• Создается эмоциональная, личностно-ориентированная среда, тде учитываются возрастные, психологические особенности и возможности детей;
• Народное и декоративно-прикладное искусство рассматриваются как важный составной компонент системы художественного образования и эстет ического воспитания учащихся школы искусств;
• Реализуются индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися школы искусств, обусловленные, как интеграцией различных видов декоративно-творческой деятельности, так и участием учащихся в художественно-эстетической организации среды школы искусств, города и др.;
• Используются активные формы обучения и воспитания, наиболее эффективные виды поливариативной декоративно-творческой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме проявления интереса учащихся и выявления специфики художественного интерес.
2. Выявить, теоретически и и научно обосновать педагогические условия со преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.
3. Разработать критерии сформированное™ художественного интереса учащихся.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий в практике детской школы искусств.
Методологическую основу составляют труды ученых в области дидактики, педагогики и психологии народного, декоративно-прикладного искусства; идеи демократизации и гуманизации образования; труды педагогов о развитии творческих качеств личности в процессе изобразительной деятельности: теоретические положения в искусствоведении, определяющие художес< венную природу, духовную ценность и место декоративно-прикладного искусства в культуре; документы в области образования, программное обеспечение процесса преподавания изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства в системе общего и дополнительного образования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: » • Теоретический анализ пеихолого-педагогичеекой, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
• Изучение и обобщение передового педагогического опыта, школьных программ и учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного искусства;
• Метод моделирования, конструирования педагогических ситуаций;
• Анализ художественно-практической деятельности школьников;
• Сравнительный анализ подученных результатов экспериментальных классов;
• Констатирующий, поисковый, формирующий педагогический эксперимент;
В числе других специальных и обычных методов исследования использовались фотографирование, опрос, анкетирование, интервьюирование, видеозапись. материалы экспозиционно-выставочной деятельности на различных выставках (местные, региональные, окружные, областные, всероссийские), конкурсах и фестивалях.
Экспериментально-исследовательская работа проводилась с 1995 по 2000 гг. на базе Нефтеюганской Детской школы искусств № 1, Нефтеюганском художественной галереи «Метаморфоза» и общеобразовательной школы № 13 п.Сишанай Нефтеюганском) района.
На первом этапе исследования (1995-1996 гг.) анализировалось состояние проблемы в психологической и педагогической литературе, разрабатывались педагогические условия развития художественного интереса учащихся школы искусств. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий и поисковый эксперимент, определялся начальный уровень знаний, умений и навыков в овладении учащимися школы искусств народным декоративно-прикладным искусством, как художественно-декоративным образом. Была разработана экспериментальная программа «Преподавание декоративно-прикладного искусства в Детской школе искусств (3-8 классы), с учетом региональных особенностей.
На втором этапе (1996-1999 гг.) определялись и апробировались содержание, формы и методы в экспериментальном преподавании декоративно-прикладного искусства. Апробация проводилась на базе Детской школы искусств № 1 г.Нефтеюганска, студий декоративно-прикладного искусства Нефтеюганской художественной галереи «Метаморфоза», общеобразовательной школы № 13 п.Сингапай Нефтеюганского района. Была доработана и расширена экспериментальная программа «Преподавание декоративно-прикладного искусства в Детской школе искусств (3-8 классы)». Педагогический процесс позволил выделить наиболее эффективный комплекс педагогических условий развития художественного интереса учащихся школ искусств.
Па третьем этапе исследования (1999-2000 гг) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации, подведены итоги опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: • Выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, наиболее эффективные формы и методы развития художественного интереса, в основе которых использовано педагогическое воздействие на комнонешы мотивационной сферы личности познавательные. творческие, эмоциональные и социальные). в художественно-творческой деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств:
• Разработаны содержание, формы и методы поливариативной декоративно-творческой деятельности в процессе важного преподавания декоративно-прикладного искусства в школе искусств:
• Разработаны критерии сформированное!»! художественного интереса учащихся школы искусств в процессе занятий декоративно-прикладным искусством:
• Разработаны и экспериментально проверены эффективность методов педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы, основанные на поливариативной художественно-творческой деятельности в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие художественного интереса учащихся школы искусств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, направленные на развитие художественного интереса, могут быть использованы в практике работы системы общего и дополнительног о образования.
Материалы исследования, разработанная методика развития художественного интереса учащихся школы искусств на материале народного, декоративно-прикладного искусства могут быть применены в работе курсов по повышению квалификации учителей изобразительного искусства в институтах усовершенствования учителей ИПК и ПРО РФ.
Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опорой на современные достижения психологии и педагогики, проведенную опытно-экспериментальную работу с применением взаимодополняющих методов исследования, всестороннем анализе данных полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации сделаны сообщения на заседании лаборатории эстежческого воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства института общего образования Министерства образования РФ, г.Москва: Материалы и результаты исследования периодически обсуждались на семинарах методического объединения учителей ИЗО г.Нефтеюганска и Нефтеюганском района (1996 1997гг.): материалы исследования докладывались на Всероссийской конференции «Этнохудожеетвенная образовательная система в России. Теория и практика» (г.Магнитогорск, 1998 » г.), областной конференции «Культура современного урока» (г.Тюмень. 1998 г.), на курсах повышения квалификации учителей и работников дополнительного образования в Окружном институте повышения квалификации работников образования (г.Ханты-Мансийск, 1999 г.) На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства , основанные на целенаправленности, системности, систематичночти, учете
• возрастных особенностей, которые являются наиболее эффективными для развития художественного интереса учащихся школы иску сств.
2. Критерии сформированное™ художественного интереса учащихся школы искусств в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства, включающие мотивационный. операционный и эмоционально-волевой компоненты.
I о
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и совершенствование системы эстетического воспитания и художественного образования в Детской школе искусств требует разностороннего рассмотрения проистекающих в ней процессов, отраженных на субъекте: психологических, философских, педагогических, социально-психологических, социальных. Именно поэтому, в последние десятилетия в изучении художественно-педагогических проблем отмечается все большая активность.
Интерес как 11 с и х о л о го - пе даго г и ч ее кое качество личности, характеризующееся интегрированностью своих характеристик изучается в различных проявлениях, в том числе и как художественный интерес направленный на художественно-творческую деятельность.
Основные аспекты объективных процессов влияющих на развитие и формирование интереса (в том числе художественного) находят свое отражение в грудах по фундаментальным психологическим вопросам (А.НЛеонтьева, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Г,И,Щукина, В.С.Кузин)
Народное, декоративно-прикладное искусство занимает все более важное и значимое место в системе эстетического воспитания и художественного образования, рассматривается в грудах искусствоведов, исследователей народного творчества как мир духовных ценностей, как тнп художественного творчества (В.С.Воронов, А.В.Бакушинский, Н.А.Некрасова, Т.Я,Шпикалова),
Процесс преподавания изобразительного, декоративно-прикладного искусства направленный на развитие и становление творческих качеств личности широко разрабатывается и внедряется в систему среднего, специального и высшего образования (Н.Н.Ростовцев, ЕВ.Шорохов. В.С.Кузин, ГЯ.Шпикалова. А.С.Хворосгов и др.)
Современная социокультурная ситуация обусловило возникновение педагогических концепций, разработок и исследований, в основе которых лежат глубинные процессы проистекающие в личности.
Формирование духовно богатой, творчески активной личности обрело значение определяющего фактора в качественном преобразовании всех сфер.
Сегодня в сфере художественно-творческой работы и декоративной деятельности учащихся школ искусств открываются наиболее благоприятные возможности для апробации, внедрения передового концептуального опыта преподавания народного, декоративно-прикладного искусства, направленного на развитие и формирование художественного интереса.
В настоящем исследовании мы сделали попытку проследить процесс развития интереса, как интегрального качества личности, взаимосвязанного и взаимообусловленного другими личностными характеристиками.
Интерес рассматривав гея нами как направленность личности на предмет и реализуется, прежде всего, в предметно-преобразующей деятельности.
Художественный интерес является направленностью личности на искусство, причем избирательный; в освоении эстетическим опытом и художественно-творческой деятельности. Процесс развития и формирования художественного интереса неразрывно связан с развитием мотивационной сферы, других творческих качеств личности. Развитие художественного интереса его эффективность находится в прямой зависимости от уровня активности и самостоятельности учащихся в различных видах деятельности (в том числе декоративно-художественной), основывается на системе средств активизации обучения как мотивированного целенаправленного процесса.
Художественный интерес учащихся школы искусств теснейшим образом связан с их положительным отношением к занятиям народным, декоративно-прикладным искусством, но возникает не из-за занимательности последнего, а основан на традициях народного, декоративно-прикладного искусства, носящих серьезный и сложный характер, как в теоретическом, так и в практическом его применении и использовании.
При подведении основных итогов диссертационного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Научно обоснованы место и роль преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на эффективное развитие художественного интереса учащихся школы искусств.
2. Разработаны и проверены эффективность педагогических условий способствующих развитию художественного интереса учащихся школы искусств: целенаправленность процесса преподавания декоративно-прикладного искусства: системность и систематичность организации учебного процесса как комплекса теоретических и практических знаний, умений и навыков о профессиональном, народном и декоративно-прикладном искусстве; учет возрастных особенностей и возможностей учащихся школы искусств; разнообразие методов и методических приемов организации процесса преподавания декоративно-прикладного искусства; применение совокупности художественно-творческих задач разного типа; создание эмоциональной, личноетно-ориентированной среды: создание проблемных ситуаций в решении совокупности художественно-творческих задач (повтор, вариация, импровизация); интеграция разных видов народного, декоративно-прикладного искусства, в поливариативном восприятии и формах деятельности; создание условий для участия учащихся школы искусств в организации художественно-эстетической среды, фестивалях, выставках, конкурсах.
3. Разработаны содержание, формы и методы преподавания декоративно-прикладного искусства, в основе которых положено педагогическое воздействие на мотивы деятельности и компоненты мотивационной сферы личности учащихся школы искусств, эффективные в развитии художественного интереса.
4. Разработаны методические рекомендации преподавания декоративно-прикладного искусства, направленные на развитие художественного интереса в процессе декоративно-творческой деятельности учащихся школы искусств.
5. В ходе исследования подтвердилась наша гипотеза: разработка педагогических условий преподавания декоративно-прикладного искусства положительно влияет на развитие художественного интереса учащихся школы искусств. Апробация разработанных содержания, форм и методов экспериментального обучения декоративно-прикладному искусству позволила сделать вывод о значительном росте художественного интереса в экспериментальных группах в сравнении с контрольными .
Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы может быть в изучении интеграции различных видов художественно-творческой деятельности связанной с развитием творческих качеств личности, в условиях художественных школ, школ искусств, с учетом этнопедагогических задач образования; изучения влияния этнопедагогических задач преподавания декоративно-прикладного искусства на процесс развития и формирования художественного интереса.